Отрасли права: понятие и система. Основные отрасли права и их характеристика

Правовые нормы, закрепленные в законодательстве, регулирующие общественные отношения, подразделяют по отраслям для того, чтобы было проще ориентироваться в многообразии различных правовых предписаний.

Понятие отрасли права

Под отраслью понимается система институтов и норм права, регулирующих общественные отношения одного рода. Каждая из отраслей отличается предметом правового регулирования, то есть качественно однородной группой общественных отношений, закрепленных в правовых нормах. Также они отличаются по методу регулирования, то есть по приемам и способам юридического воздействия на человека.

Основными методами являются императивный и диспозитивный. Первый метод содержит строгие предписания, обязательные к исполнению, а второй предлагает право выбора. Императивный метод больше присущ таким отраслям, как административное и уголовное право. Они содержат нормы, за нарушение которых наступает административная или уголовная ответственность.

Отрасли права подразделяются на публичные и частные. Первые регулируют отношения в сферах государственной власти, судебной, исполнительно-распорядительной деятельности. Вторые направлены на обеспечение и защиту частных интересов.

Основные отрасли права

1. Базовой отраслью является составляют отношения, устанавливающие конституционный строй, форму государственного устройства, общие принципы организации органов государства. Конституционные нормы имеют высшую юридическую силу.

2. Уголовное право. Эта отрасль регулирует отношения, направленные на борьбу с преступностью. Основной источник - УК РФ, состоящий из Общей и Особенной частей. Первая содержит общие правовые нормы, а вторая устанавливает ответственность за совершение разного рода преступлений.

3. Уголовно-процессуальное право. Закрепляет порядок привлечения лиц к уголовной ответственности, начиная с возбуждения дела, и заканчивая вынесением Источник - УПК РФ.

4. Уголовно-исполнительное право. Предмет регулирования - отношения, возникшие в связи с исполнением наказаний. Источник - УИК РФ, в котором закреплен правовой статус судимых лиц, порядок погашения судимости, порядок отбытия наказания и др.

5. регулирования - отношения, возникающие в сферах поддержания общественной безопасности и порядка, государственного управления. Источник - КоАП РФ.

Частные отрасли права

1. Трудовое право. Его нормы юридически закрепляют отношения работников и работодателей. Главный источник - ТК РФ.

2. Закрепляет нормы в сфере семьи: регулируются отношения среди супругов, родителей, детей и т.д. Источник - СК РФ.

3. Гражданское право. Нормы отрасли регулируют имущественные, личные Источник - ГК РФ.

4. Гражданско-процессуальное право. Закрепляет процедуру гражданского судопроизводства (рассмотрение дела на суде, возможности обжалования и др.) Источник - ГПК РФ.

5. Предмет регулирования - отношения по формированию бюджета государства, сбору налогов, расходования и распределению государственных средств.

6. Земельное право. Нормы закрепляют отношения, в связи с владением, пользованием, распоряжением землей. Основной источник - Земельный кодекс РФ.

7. Предпринимательское право. Предмет регулирования - отношения, связанные с деятельностью граждан, юридических лиц, направленной на получение прибыли от выполненных работ и услуг, с риском имущественной ответственности.

Помимо этого отрасли права подразделяют также на материальные (устанавливают права и обязанности субъекта) и процессуальные (устанавливают процедуру реализации норм).

Очевидно то, что создание правовых норм не может осуществляться лишь по чисто субъективному усмотрению конкретных законодателей. Соответствующее содержание и необходимость принятия правовых актов детерминированы реально существующей сложной системой социальных отношений, выступая частью которой правовое сознание отображает и воспроизводит ее специфику и структуру на юридическом уровне. В связи с этим право также имеет вид определенной системы.

Российское право: система, отрасли

Это два основополагающих понятия, ввиду чего стоит начать с их определения. Система права – так называемое единство действующих в рамках государства правовых норм, сгруппированных во взаимосвязанные отрасли, которое упорядочено структурно. Она выражает внутреннее единство права, обусловленное системой сложившихся социальных отношений. Ее первичные элементы – правовые предписания - .

Разделение всех существующих норм (юридических) на материальные (они регулируют реальные взаимосвязи между людьми, их объединениями, к примеру, по форме собственности, госуправления, политической и трудовой деятельности и пр.) и процессуальные (они устанавливают процедуру разрешения конфликтов, споров, расследования, судебного рассмотрения правонарушений, можно сказать, регламентируют чисто организационные вопросы) обуславливает формирование аналогичного рода отраслей права.

Деление данной системы на обособленные части зависит от сферы социальных отношений, которую регулируют определенные нормы (основной критерий выделения отдельных отраслей – это предмет регулирования (правового), дополнительный – метод регулирования ).

Система права (отрасли права в своей совокупности) имеет 3 вида:

  1. Англо-саксонская (источники права – ряд судебных процедур, нормативно-правовых актов; носит казуистичные черты).
  2. Традиционно-религиозная, мусульманская (правовой источник – религиозные догмы, каноны, обычаи).
  3. Романо-германская (присутствует строгая системность; основной правовой источник – закон, ряд нормативно-правовых актов, подлежащих систематизации и кодификации).

Отрасль права – автономная совокупность действующих правовых норм, входящих в структуру его системы, которая регулирует качественно однородный образ социальных отношений. Один из критериев разделения вышерассмотренной системы на отрасли – отличительные признаки одних социальных отношений от других (содержание, цели, задачи). Прежде всего, все отрасли российского права различают по предмету регулирования (правового). Также они имеют отличительные признаки:

  • особый предмет, метод;
  • способность равноправно взаимодействовать с другими правовыми отраслями (на одном уровне);
  • количественная достаточность норм;
  • специфические признаки соответствующей отрасли;
  • потребность социума в регулировании соответствующей общественной сферы непосредственно на конкретном уровне;
  • наличие автономного чаще всего кодифицированного законодательства.

Понятие предмета отрасли права может быть интерпретировано как качественно однородный образ социальных отношений, который попадает под воздействие норм конкретной отрасли права. Он - главное объективное основание для распределения соответствующих норм по конкретным отраслям. К примеру, нормы права, предмет которых – отношение сотрудника и работодателя, составляют отдельную отрасль, а те, которые регулируют социальные отношения в имущественной сфере, формируют совсем иную отрасль и т. п.

Также понятие отрасли права допустимо трактовать как главный особый компонент в правовой структуре, сосредотачивающий в значительной степени качественные особенности регулирования права. Это самый автономный компонент. Понятие отрасли права подразумевает, что в пределах ее предмета регулирования формируется особый правовой режим взаимосвязи субъектов правоотношений с их участниками. Она обеспечивает целостность в процессе урегулирования социальных отношений.

Итак, система права, отрасли права, ее предмет – основные понятия рассматриваемого вопроса.

Типология отраслей права

Есть определенное соотношение отраслей права. Важно очертить общие границы между разными группировками норм, учитывая их тесную взаимосвязь. Существуют общепринятые виды отраслей права, а именно:

  1. Конституционное право – это, безусловно, ведущая отрасль.
  2. Финансовое право (его нормы тесно взаимосвязаны с административным).
  3. Административное право (объекты управления – экономика, культура, здравоохранение, правопорядок, наука, образование, оборона, охрана гражданских прав и пр.).
  4. Сельскохозяйственное право (нормативный акт – это примерный устав с/х артели, уставы колхозов и пр.).
  5. Земельное право (главным нормативным актом является Земельный кодекс).
  6. Гражданское право – самая обширная отрасль.
  7. Трудовое право – достаточно крупная отрасль.
  8. Семейное право (главным нормативным актом выступает Семейный кодекс).
  9. Уголовное право (правовая база – Уголовный кодекс).
  10. Уголовно-процессуальное право (правовая база – Уголовно-процессуальный кодекс).
  11. Уголовно-исполнительное право (нормативным актом признается Уголовно-исполнительный кодекс).
  12. Гражданско-процессуальное право (нормативный акт – это Гражданский процессуальный кодекс).

Из всего перечня выделяют: основные отрасли права и производные. Особое место отводится международному праву (комплекс юридических норм, принципов, регулирующих взаимосвязи, которые возникают между государствами и иными участниками мирового общения). Его принципы прописаны в Уставе ООН, иных документах.

По мере эволюции цивилизации выделяют и такие виды отраслей права, как морское, таможенное и космическое. В связи с этим, можно сказать, что сфера применения юридической деятельности постоянно расширяется.

Отрасли права РФ

В нашей стране оно имеет четко структурированную систему, имеющую свою иерархию. Так, ведущей отраслью права является конституционное . Оно определяет, закрепляет основы права человека, государственного устройства, а также порядок формирования соответствующих органов госвласти, принципы их работы. Это комплекс норм, фиксирующих основы российской политики и общественного строя, правового положения российских граждан, их свободы, права, обязанности, национально-государственное устройство России, систему ее госорганов.

Нормы госправа устанавливают требуемую политическую, экономическую социальную основу, госдеятельность в сфере соцразвития и культуры, защиты Отечества и внешней политики и регулируют взаимосвязи личности с государством, определяют систему, порядок образования органов судебной, исполнительной, законодательной власти, а также местного самоуправления, принципы их деятельности. Госправо – ведущая отрасль из-за его способности фиксировать основы всей общественной и государственной организации страны.

Конституционное право как отрасль права – особая система его норм, которые регулируют качественно однородную совокупность общественных отношений, формирующихся в ходе организации, функционирования контроля, выполняемого конституционными судами в качестве автономного вида судопроизводства. Оно подразделяется на 2 подотрасли:

  • конституционно-судебный процесс;
  • конституционно-судебное право.

Ведущий характер рассматриваемого права заключается в наличии основного источника – Конституции государства, которая содержит базовые нормы для остальных отраслей, где они впоследствии находят конкретное развитие и воплощение. В связи с этим, можно сказать, что конституционное право как отрасль права – так называемое ядро всей системы (правовой).

Первый уровень российской системы права

Он включает 3 основные отрасли права:

  1. Гражданское право . Предмет регулирования – имущественные (личные неимущественные) отношения.
  2. Административное право . Оно регулирует взаимосвязь в области госуправления (между госорганами, между гражданами и государством).
  3. Уголовное право . Здесь регулирование направлено на отношения, связанные с охраной общественного порядка и социальной безопасности, а также на защиту здоровья и жизни граждан. Нормы данного права устанавливают характер преступлений, размеры наказаний.

Вышеперечисленные виды отраслей права (каждая) имеют 2 уровня. Это так называемый второй и третий. На них расположены достаточно автономные отрасли российского права. Однако они по-прежнему считаются производными от рассмотренных ранее (основных).

Гражданское право как отрасль права

Оно признано самым большим, исходя из охвата регулирования социальных отношений. Гражданское право как отрасль права включает определяющие начала для нескольких его отраслей, а именно:

  1. Хозяйственное право . Предмет регулирования – социальные взаимосвязи в области имущественного, хозяйственного оборота. Оно существенно дополняет, конкретизирует обширное гражданское право.
  2. Земельное право . Предмет регулирования – отношения касаемо охраны и использования земли.
  3. Таможенное право . Оно нацелено на взаимосвязи, которые формируются в процессе перемещения товаров, транспортных средств, граждан через существующую таможенную госграницу.
  4. Трудовое право . Предмет регулирования – отношения, появляющиеся в ходе трудовой деятельности. Оно могло быть частью гражданского, если бы действующие в нем нормы не прописывали жесткие требования касаемо соблюдения установленной трудовой дисциплины, а также строгую зависимость (административную) сотрудника от работодателя.
  5. Жилищное право . Предмет его регулирования – общественные отношения, которые появляются в жилищной области. Жилые строения принадлежат к такой категории, как недвижимое имущество, отчуждение либо приобретение которого также попадает под регулирование гражданского права.
  6. Семейное право . Оно регулирует отношения (имущественные, неимущественные) между супругами, детьми и родителями, остальными членами семьи.

Определяющая роль обширного гражданского права относительно остальных отраслей в том, что в ситуации, когда вышеперечисленные виды отраслей права будут иметь пробелы в законодательстве, в ход пойдут нормы гражданского.

Административное право и перечень близких ему отраслей

Для начала стоит напомнить суть данного юридического понятия. Административное право как отрасль права – совокупность норм, которые регулируют социальные отношения, появляющиеся в ходе осуществления исполнительной и распорядительной работы госорганов, а также устанавливают их структуру, компетенцию. Именно его нормы регламентируют деятельность органов управления (кабинета министров, правительств), федеральных служб, агентств, министерств, муниципальных органов.

Административное право как отрасль права имеет схожие отрасли, такие как банковское, финансовое, налоговое право и пр. Объекты данных отраслей – деньги. Главное отличие их от гражданского права (в рамках которого государство не осуществляет вмешательство в работу лиц, выполняющих перераспределение имущества) – применение административных методов регулирования. К примеру, в соответствии с нормами финансового права именно государство устанавливает размер бюджета, а также занимается его распределением.

Уголовное право: второй уровень

Это отрасль права, его нормы определяют, какие из деяний являются преступлениями, а также какие наказания положены за их совершение. Данное право закрепляет основания соответствующей уголовной ответственности, характер, объем и цели наказания, условия его реализации по отношению к преступникам.

Его второй уровень – уголовно-исполнительное право, которое регулирует посредством действующих норм взаимосвязи, сопряженные с правосудием по конкретным уголовным делам, и определяет порядок отбывания преступниками уголовного наказания.

Третий уровень рассматриваемых отраслей права

Он включает следующие отрасли процессуального права:

  • уголовно-процессуальное;
  • арбитражное и гражданское;
  • административно-процессуальное.

Эти отрасли регулируют установленный порядок судопроизводства по административным, уголовным и гражданским делам.

Частное и публичное право: определение, отрасли

Первое – упорядоченная совокупность норм, которые обеспечивают частный интерес отдельно взятых личностей, коллективов, защищающих и регулирующих взаимосвязи между частными лицами. В зависимости от предмета регулирования существуют различные отрасли частного права.

Второе – нормы, которые защищают публичный интерес, общее благо. Оно взаимосвязано с разного рода полномочиями, организационно-властной работой госорганов. Данное право фиксирует установленный порядок органов госвласти и госуправления.

Отрасли частного права, которые призваны обеспечить существующие интересы отдельных организаций и граждан, следующие:

  • гражданское право;
  • жилищное;
  • трудовое;
  • семейное и пр.

Отрасль публичного права – конституционное .

Систематизация законодательства: понятие, формы

Такие категории, как «система законодательства » и «» достаточно близки. Иногда их даже отождествляют. Однако они все же не совпадают по критерию содержания. Последнее – более обширное понятие. К примеру, уголовное законодательство – комплекс ряда нормативно-правовых актов, которые регулируют социальные отношения, относящиеся к компетенции уголовного права. Здесь само уголовное право охватывает и уголовное законодательство, и уголовно-правовые взаимосвязи. Помимо этого, оно выступает отраслью научного знания (теоретическая, учебная дисциплина).

В той ситуации, если система права представлена совокупностью его отраслей, то система законодательства – это упорядоченная совокупность их источников (официальных госдокументов, в рамках которых закрепляются соответствующие юридические нормы, предназначенные для регулирования социальных отношений в одной из отраслей права). Для целей упорядочивания и совершенствования норм права государство осуществляет их систематизацию, вследствие чего становится очевидным употребление понятия системы законодательства.

Существуют следующие формы рассматриваемой категории:

1. Кодификация – особая деятельность правотворческих госорганов в сфере упорядочивания, корректировки, переработки существующего законодательства в определенной области социальных отношений для формирования нового единого, логически непротиворечивого нормативного акта (сводного). Как правило, выделяют 3 ее вида:

  • законодательные основы;
  • уставы;
  • кодексы.

Последний вид считается наиболее распространенным (ГК, СК, УК и пр.). Кодифицированные акты нацелены на продолжительное регулирование социальных отношений. А их принятие – шаг вперед в эволюции законодательства.

2. Инкорпорация – объединение существующих нормативных актов в соответствующие сборки через их репродуцирование (без переработки). Она бывает:

  • систематической (например, принятые в течение месяца нормативные акты объединяются в сборники по конкретному предметному признаку – отраслям права);
  • хронологической (нормативные акты сгруппированы в сборниках, исходя из их времени принятия).

Инкорпорация также может быть неофициальной (внешняя обработка действующего законодательства для создания сборников, справочников, предназначенных конкретной категории специалистов, которые работают на предприятии, в организации, учреждении; на них нельзя ссылаться в ходе правотворчества, применения права) и официальной.

Иногда выделяют и консолидацию в качестве формы систематизации законодательства. Она может быть трактована как группировка ряда нормативно-правовых актов, которые действуют в рамках одной и той же сферы социальных отношений, в единый (общий) сводный акт без какого-либо изменения содержания.

Консолидация по форме близка к инкорпорации (систематической), ввиду того что нововведения в регулирование социальных отношений не вносятся, однако по своей сути она схожа с кодификацией из-за того, что консолидированный акт выступает сводным нормативным. Чаще всего данная форма применяется в местах, где отсутствует необходимость либо возможность кодификации.

Все отрасли права оснащены собственной системой законодательства (источниками права). Рассматриваемое понятие также разграничено на законодательные отрасли, а именно:

  1. Отраслевое . Данное законодательство включает нормы лишь 1-ой отрасли права. К примеру, трудовое законодательство состоит из норм исключительно трудового права.
  2. Внутриотраслевое . Оно содержит нормы только конкретной части отрасли. Например, В гражданском праве можно выделить такое законодательство, как авторское, о предпринимательстве и прочие, выступающие именно внутриотраслевым законодательством ввиду того, что регулируют отдельно взятые сферы гражданско-правовых взаимосвязей.
  3. Комплексное . Оно встречается достаточно редко и состоит из комплекса норм, которые относятся сразу к нескольким отраслям, однако входят в самостоятельную отрасль. К примеру, военное законодательство включает часть норм административного права, а часть – других отраслей.

Итак, отрасль законодательства может совпадать по форме с отраслью права, однако по содержанию она более узкая.

Заключение

Таким образом, стоит отметить, что все российские отрасли права тесно взаимосвязаны и, более того, проникнуты особым органическим единством, однако они вовсе не равнозначны, исходя из таких критериев, как значение, объем, роль в процедуре воздействия на социальные взаимосвязи, потому что разные области данных отношений совсем не идентичны ни по широте, ни по составу.

Отрасль права - система принципов и норм, регулирующих однородные общественные отношения. Отрасль - ϶ᴛᴏ наиболее крупное подразделœение системы права. Каждая отрасль имеет свой круг регулируемых общественных отношений или предмет регулирования , что позволяет отличать одну отрасль от другой.

Другим критерием, позволяющим выделять отрасли в системе права, служит метод правового регулирования. Под методом принято понимать совокупность приемов, с помощью которых производится правовое регулирование общественных отношений.

Используются методы: координации, ᴛ.ᴇ. основанный на равенстве сторон в отношении (гражданское право), и субординации, ᴛ.ᴇ. основанный на подчинœении одной стороне отношения другой (административное право).

Система российского права состоит из следующих отраслей: государственного, гражданского, трудового, семейного, административного, финансового, земельного, уголовного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального права.

Государственное (конституционное) право устанавливает основы общественного строя, внутренней и внешней политики России, основные права, свободы человека и гражданина, их обязанности, национально-государственное (федеративное) устройство страны, избирательную систему, систему высших и местных органов власти, судебную систему. Источником государственного права является Конституция РФ.

Гражданское право регулирует основанные на равенстве, автономии, воле, самостоятельности участников имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения, в частности, вопросы собственности, заключения и исполнения договоров (купли- продажи, поставки, аренды, подряда, перевозки и т.д.), авторства, изобретательства, наследования. Источник гражданского права - Гражданский кодекс РФ.

Трудовое право регулирует правовые отношения всœех работников с предприятиями, учреждениями, организациями. Трудовое право регламентирует трудовой договор (контракт), рабочее время и время отдыха, заработную плату и трудовую дисциплину, охрану труда, трудовые споры и т.п. Источником трудового права служит Трудовой кодекс РФ.

Семейное право определяет условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признание его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), между другими родственниками и иными лицами, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителœей. Источником семейного права является Семейный кодекс РФ.

Административное право регулирует отношения в области государственного управления (исполнительно-распорядительная деятельность) хозяйством, образованием, наукой, культурой, обороной страны, государственной безопасностью, охраной общественного порядка и т.д. Устанавливаются правила организации и деятельности государственных органов, обязанности и права этих органов и их служащих, а также граждан, предприятий, организаций, общественных объединœений в сфере государственного управления. Особенность административных отношений в том, что одним из участников является государственный орган, наделœенный властными полномочиями. Источники административного права - Кодекс об административных правонарушениях и др.

Финансовое право упорядочивает отношения в области бюджета͵ налогов, кредита͵ организации сберегательного дела, денежной системы, денежного обращения и финансового контроля. К источникам финансового права относятся Налоговый кодекс РФ, Закон ʼʼО валютном регулировании и валютном контролеʼʼ и др.

Земельное право регулирует земельные отношения в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, создания условий для равноправного развития форм хозяйствования на земле, охраны прав на землю граждан, предприятий, учреждений и организаций. Источниками земельного права являются Земельный кодекс РФ, Закон ʼʼО крестьянском (фермерском хозяйстве)ʼʼ.

Уголовное право устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказания и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений. Задачами уголовного права являются охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Источником уголовного права является Уголовный кодекс РФ.

Гражданское процессуальное право регулирует порядок рассмотрения судами споров, возникающих из гражданских, семейных, трудовых, земельных и некоторых иных отношений; определяет правовое положение и поведение всœех участников гражданского процесса. К данной отрасли права относятся также принципы, нормы, регулирующие отношения в сфере деятельности арбитража и нотариата. Источники гражданского процессуального права: Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Основы законодательства о нотариате РФ и др.

Уголовно-процессуальное право регулирует деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда по оперативно-розыскной деятельности, возбуждению, расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел.

Самой крупной структурной единицей внутри системы права называют правовые общности , которые включают в себя, отрасли, подотрасли, институты права. К ним относятся международное и национальное право, частное и публичное право, материальное и процессуальное право.

Отрасли права относятся к публичному либо частному праву.

Публичное право - совокупность отраслей права, закрепляющих общественный и государственный строй, основы организации и деятельности аппарата государства, вид и меру ответственности за посягательство на общественные интересы, общественный порядок. К публичному праву относится государственное, административное, уголовное право.

Частное право - совокупность отраслей права, выражающих и защищающих права, свободы, интересы отдельных лиц, ᴛ.ᴇ. самостоятельных, юридически равных субъектов. Частным является гражданское, семейное право.

Подотрасль права – обособленная часть отрасли права, которая регулирует крупные подразделœения общественных отношений, входящих в сферу отношений, регулируемых отраслью права. Так, горное, водное, лесное право – подотрасли земельного права, авторское, обязательственное, наследственное право – подотрасли гражданского права.

Институт права - система принципов и норм, регулирующих определœенный вид общественных отношений.

Институт - структурное подразделœение отрасли. В случае если отрасль регулирует всю совокупность однородных отношений (к примеру, гражданско-правовых), то институт - лишь их отдельные виды (институты: ʼʼдарениеʼʼ, ʼʼарендаʼʼ, ʼʼподрядʼʼ и т.д.). По этой причине в институте объединœена Значительно меньшая совокупность норм права.

Норма права. Исходным и наиболее распространенным элементом системы права является норма права.

Норма права - выраженное в статье юридического документа правило поведения.

(Подробно норме права посвящена лекция № 15)

Отрасль права - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Отрасль права" 2017, 2018.

  • - Система российского права. Отрасль права.

    Отрасль права - элемент системы права, представляющий собой совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. В свою очередь отрасль права... .


  • - Трудовое право как отрасль права.

    План ТЕМА 7. ОСНОВЫ ТРУДОВОГО ПРАВА 1.Трудовое право как отрасль права. 2.Субъекты трудового права. 3.Основание возникновения трудовых отношений. 4.Коллективный договор и его содержание. 5.Трудовой договор и порядок его заключения. 6.Контракт. 7.Переводы на... .


  • - Самая политизированная отрасль права.

    Самая стабильная отрасль права. Самая важная отрасль права. Понятие и особенности Конституционного права Общая характеристика конституционного права Беларуси Пляхимович Иван Иванович IV....

  • Отрасль права - это совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения. Именно однородность той или иной сферы общественных отношений вызывает к жизни соответствующую регулятивно-управленческую систему - отрасль права.

    Все отрасли права, являясь структурными элементами системы права, взаимосвязаны органическим единством, хотя и неравнозначны по своему значению. Образование новых отраслей является закономерным следствием объективных изменений, происходящих в социально-политической системе. Усложнение общественных отношений, обусловливает необходимость возникновения новых социально-правовых регуляторов. При этом происходит постепенное накопление однотипного нормативного материала, нуждающегося, в конечном счете, в унификации и обособлении. Одним из видов такой унификации как раз и является процесс создания новых отраслей права. В системе российского права традиционно к основным отраслям права относят конституционное (государственное), гражданское, административное, уголовное. Вместе с тем, достаточно часто, в качестве самостоятельных отраслей рассматриваются такие отрасли как: налоговое право, таможенное право, банковское право и т.д.

    В рамках системы права проводится различие между отраслями материального и процессуального права.

    Отрасли материального права - содержат нормы, которые закрепляют (материализуют) общие принципы (пределы) допустимого (недопустимого) поведения субъектов права.

    Отрасли материального права образуются соответственно материальными нормами права, являющимися по своей сути правилами поведения, формулирующими состав правоотношения, характеризующими права и обязанности субъектов, их устанавливающими, пределы правового регулирования. К отраслям материального права относится: конституционное право, уголовное право, гражданское право, трудовое право и т.д.

    Отрасли процессуального права - это отрасли, имеющие организационно-процедурный, управленческий характер, регламентирующие порядок реализации субъективных прав и юридических обязанностей, разрешения юридических конфликтов (главным образом, в сфере правосудия).

    Нормы процессуального права регламентируют процедуру применения норм материального права и производны от них. При помощи процессуальных норм определяется круг участвующих в процессе субъектов, перечисляются их права и обязанности, устанавливаются сроки осуществления предусмотренных законодателем процессуальных мероприятий. К отраслям процессуального права относятся: уголовно-процессуальное право, гражданское процессуальное право, арбитражно-процессуальное право.

    Вопрос о количестве отраслей права решается применительно к конкретной национальной системе права по-разному. Учитывая относительную объективность деления общественных отношений на виды, представляется возможным выделить следующие основные отрасли права:

    1. Конституционное право. Предметом этой отрасли права являются отношения, возникающие по поводу закрепления основ конституционного строя, формирования государственных органов, закрепления естественных неотчуждаемых прав и свобод человека, определения правового статуса граждан и др. Преобладающим методом является учредительно-закрепительный. Основные источники конституционного права России: Конституция РФ, Федеральные Конституционные законы, Федеральные законы РФ «О гражданстве РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», «Об общественных объединениях» и т.д.

    2. Административное право. Предмет - общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления государственного управления, т.е. в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех уровнях государства. Особенность этой отрасли права в том, что ее нормами регулируется в основном деятельность органов исполнительной власти. Основные методы - императивный, власти и подчинения. Основные источники: Кодекс РФ об административных правонарушениях, Закон «О милиции», Федеральный закон РФ «Об оружии» и т.д.

    3. Финансовое право. Предмет - денежно-кредитные отношения, банковские операции, формирование бюджета, взимание налогов и сборов и т.д. Основной метод - императивный. Основные источники: Федеральный закон «О бюджете РФ на 1999 год», Налоговый кодекс РФ, Закон «О банках и банковской деятельности» и т.д.

    4. Уголовное право. Предмет - общественные отношения, складывающиеся в связи с совершением гражданами преступлений (преступность и наказуемость деяния, основания уголовной ответственности, виды наказаний и иных принудительных мер, общие начала и условия их назначения, освобождение от уголовной ответственности и наказания). Метод - императивный. Основной источник - Уголовный кодекс РФ.

    5. Гражданское право. Предмет - имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельностью их участников. Преобладающий метод - диспозитивный. Основной источник - Гражданский кодекс РФ.

    6. Семейное право. Предмет - личные неимущественные и связанные с ними имущественные отношения, возникающие в связи с состоянием родства, заключением и расторжением брака и т.д. Основной метод - диспозитивный. Основной источник - Семейный кодекс РФ.

    7. Трудовое право. Предмет - общественные отношения, складывающиеся вследствие факта продажи собственной рабочей силы (заключение и расторжение трудового договора, рабочее время и время отдыха, гарантии и компенсации и т.д.) и функционирования рынка труда. Основной метод - диспозитивный. Основной источник - Кодекс законов о труде РФ.

    8. Уголовно-процессуальное право. Предмет - отношения, возникающие по поводу осуществления уголовного судопроизводства (расследования преступлений, отправление правосудия). Метод - императивный. Основной источник - Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

    9. Гражданское процессуальное право. Предмет - отношения, складывающиеся при рассмотрении гражданских дел судами в сфере гражданского судопроизводства. Метод - императивно-диспозитивный. Основной источник - Гражданский процессуальный кодекс РФ.

    Помимо обозначенных отраслей права некоторые ученые выделяют как самостоятельные земельное, горное, прокурорско-надзорное, военное, торговое, хозяйственное, коммерческое, природоресурсовое, экологическое, уголовно-исполнительное, информационное и др. отрасли права. Однако, думается, уместно ограничиться вышеперечисленными отраслями права, тем более, что все нормы, существующие в системе права, можно безусловно отнести к одной из основных отраслей права.

    Особое место в системе права занимает международное право. Собственно отраслью национального права считать его сложно, так как оно регулирует все те отношения, которые складываются между различными государствами. Объем и специфика норм, относящихся к международному праву позволяет объединить их не в рамках какой-либо одной отрасли национального права, а объединить и выделить в особую систему права, не входящую в систему национального права.

    Одним из важнейших признаков права, как было показано при рассмотрении его понятия, является системность юридических норм, их взаимосвязь, единство, согласованность, общая целенаправленность. Про­явление системности в праве - существование взаимосвязанных относи­тельно самостоятельных комплексов правовых норм, регулирующих од­нородные группы общественных отношений (отраслей права).

    Отрасль права – это совокупность связанных между собой норм, регулирующих общественные отношения в определенной сфере жизни общества.

    У каждой из них есть свой предмет регулирования, т.е. особый уча­сток общественных отношений, целый комплекс - трудовые отношения, семейные, финансовые и др. Каждая из отраслей имеет «свое» законодательство, чаще всего, в виде кодифицированных законодательных актов. Кроме того, для отрасли права характерны своеобразные методы, спосо­бы, приемы регулирования общественных отношений, свои принципы -исходные начала, специфические способы защиты от нарушений и меры государственного принуждения.

    В системе современного российского права объединены следую­щие основные отрасли:

    1. Конституционное (государственное) право - комплекс норм, зак­репляющих основы конституционного строя, основы правового статуса личности, принципы государственного устройства, систему высших госу­дарственных органов РФ и местное самоуправление, их основные полно­мочия. Главным юридическим источником отрасли является Основной Закон государства - его конституция.

    2. Гражданское право - наиболее объемная и приобретающая все большую социальную значимость отрасль, регулирующая разнообразные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отноше­ния. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные фор­мы собственности, определяют права и обязанности сторон в имуществен­ных отношениях; охраняют личные права: право на имя, честь, достоин­ство, авторство. Основным источником этой отрасли является Гражданс­кий кодекс РФ.

    3. Административное право - состоит из норм, регулирующих об­щественные отношения в сфере государственного управления, исполни­тельно-распорядительной деятельности государственных органов как во взаимоотношениях между собой, так и в сфере взаимоотношения органов управления с гражданами и их объединениями (соблюдение правил до­рожного движения, общественной безопасности, санитарных, противопо­жарных норм и т.п.).

    Одна из важных задач в сфере законотворчества в настоящее время состоит в выработке кодифицированных актов о правовом положении органов исполнительной власти и её функционировании. Федеральный Закон "Об общих принципах государственной службы в Российской Феде­рации" 1995 г., Кодекс об административных нарушениях - наиболее значи­мые кодификационные действующие акты в этой области.

    4. Трудовое право - регулирует общественные отношения в облас­ти трудовой деятельности - заключение трудового договора (контракта), установление рабочего времени и времени отдыха, правил безопасности условий труда, гарантий прав и обязанностей работников, мер ответствен­ности за нарушение трудовой дисциплины.

    Основной нормативно-правовой акт в этой области - Трудовой Ко­декс.

    5. Финансовое право - регулирует общественные отношения в сфе­ре финансовой деятельности государства (формирование государствен­ного и местного бюджетов, их исполнение; основания и порядок взимания налогов и других платежей в бюджет, а также некоторые другие вопросы мобилизации, распределения и использования денежных средств).

    6. Земельное право - отрасль, охватывающая правовое регулирова­ние общественных отношений в области использования и охраны земли, её недр, вод, лесов, охрана прав субъектов собственности и землепользо­вания, укрепление законности и правопорядка. Кодифицированный акт -Земельный Кодекс - важнейшее правовое средство эффективного воздей­ствия на эту важнейшую сторону обеспечения нормальной жизни чело­веческого общества.

    7. Уголовное право представляет собой комплекс норм, устанавли­вающих, какое противоправное деяние является преступлением и какие наказания за его совершение применяются. Юридические нормы, сосре­доточенные в Уголовном кодексе РФ, охраняют права и свободы личнос­ти, собственность, общественный и государственный строй от преступ­ных посягательств.

    9. Семейное право - имеет предметом регулирования личные и имущественные отношения между лицами, возникающие в силу брака, родства, принятия детей в семью на воспитание.

    Юридические нормы, сосредоточенные в основном нормативном акте семейного права - Семейном кодексе РФ, принятом в 1995 году, уста­навливают условия и порядок вступления в брак, права и обязанности супругов, родителей и детей, родственников и иных членов семьи по отно­шению друг к другу, меры защиты этих отношений.

    Особое место в системе права занимают отрасли процессуального права: гражданское процессуальное право, уголовное процессуальное право. Своими нормами, регулирующими порядок производства по граж­данским и уголовным делам (права и обязанности суда при осуществле­нии правосудия, ход судебного разбирательства, деятельность органов доз­нания, предварительного следствия, прокуратуры, порядок вынесения и обжалования судебного решения и др.), эти отрасли обеспечивают, гарантируют эффективное действие норм материальных отраслей права (граж­данского и уголовного, семейного и земельного и др.).

    Итак, система права - это внутреннее строение права, выражающе­еся в единстве и согласованности действующих в обществе юридических норм и, вместе с тем, в разделении права на относительно самостоятель­ные части. Система права, как и общественная жизнь, находится в посто­янном изменении и развитии, становится более совершенной и эффектив­ной.

    Отрасли права

    Система права и правовые системы. Понятие системы права и отрасли права. Правовые системы

    1. Понятие системы права и правовых систем.

    2. Отрасли права.

    Система права – это объективно существующая внутренняя структура прав, определяемая характером регулируемых общественных отношений. Система права отражает его внутреннее единство, которое обусловлено системой сложившихся общественных отношений. Её первичным элементом является правовое предписание – норма права.

    Деление системы права на отдельные части зависит от того, какую область общественных отношений регулируют те или иные нормы, т.е. критерием выделения отраслей в системе права становится предмет правового регулирования. Дополнительный критерий для выделения отраслей в системе права – метод правового регулирования.

    В современном мире существует три вида правовых систем :

    1) романо-германская (характеризуется строгой системностью, основной источник права- закон, нормативно-правовые акты, которые подлежат кодификации и систематизации),

    2) англо-саксонская (основные источника права - судебные прецеденты, нормативно-правовые акты, система права казуистична),

    3) традиционно-религиозная и мусульманская (основной источник права - религиозные каноны, догмы, обычаи).

    Отрасль права совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения.

    Кроме выделения отраслей в структуре права, юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право.

    Частное право – это упорядоченная совокупность юридических норм, обеспечивающих частный интерес отдельных личностей, коллективов, охраняющих и регулирующих отношения между частными лицами.

    Публичное право образуют нормы, защищающие общее благо, публичный интерес, оно связано с полномочиями и организационно-властной деятельностью государственных органов, закрепляет порядок деятельности органов государственной власти и управления.

    Ведущей отраслью права является государственное, или конституционное право. Это совокупность норм, закрепляющих основы общественного строя и политики Российской Федерации, правового положения граждан России, их права, свободы и обязанности, национально-государственное устройство Российской Федерации и систему ее государственных органов. Нормы государственного права определяют политическую и экономическую основу общества, деятельность государства в области социального развития и культуры, внешней политики и защиты Отечества, регулирует взаимоотношения государства и личности, устанавливают систему, порядок образования и принципы деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной властей, органов местного самоуправления. Государственное право – ведущая отрасль права, так как оно закрепляет основы всей государственной и общественной организации страны.

    Конституционное правосудие как отрасль права есть система норм права, регулирующих качественно однородный комплекс общественных отношений, складывающихся в процессе организации и функционирования конституционного контроля, осуществляемого конституционными судами в форме самостоятельного вида судопроизводства – конституционного судопроизводства. Более того, по структуре конституционное правосудие как отрасль права делится на две подотрасли – судебное конституционное право и судебный конституционный процесс .

    Административное право совокупность норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, а также определяющих структуру и компетенцию этих органов. Именно нормы административного права регламентируют деятельность управленческих органов (правительств, кабинета министров), министерств, федеральных служб и агентств, органов местного самоуправления.

    Гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве и имущественной самостоятельности участников этих отношений. Гражданское право определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), регулирует договорные и иные обязательственные отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, и с их участием. К числу неимущественных прав относятся защита чести, достоинства и деловой репутации, возмещение морального вреда и др. Участниками регулируемых гражданским правом отношений являются граждане и организации; в них могут также участвовать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

    Парламентское право – особая система юридических принципов и норм, регулирующих внутреннее устройство парламента и связанные с ним организационные отношения, сам процесс парламентской деятельности, взаимоотношения с другими государственными органами власти и избирательным корпусом. Парламентское право трудно полностью отделить от конституционного права, так как, во-первых, оно вышло из недр конституционного права, а во-вторых, нормы конституционного права составляют неотъемлемую часть парламентского права, его основные начала. Вместе с тем парламентское право не только проявило все качества самостоятельной отрасли права, но и все больше обособляется от конституционного права. Парламентское право включает в себя материальные и процессуальные нормы, но со значительным преобладанием последних. Парламентское право является подотраслью конституционного права (однопорядковой в этом смысле с избирательным правом).

    Трудовое право отрасль права, регулирующая общественные отношения между работниками и работодателями по поводу непосредственного приложения труда (рабочее время и время отдыха, заработная плата, дисциплина труда и т.п.), между администрацией и профсоюзными органами, порядок рассмотрения трудовых споров.

    Уголовное право отрасль права, нормы которой устанавливают, какие деяния являются преступлениями и какие наказания могут быть назначены за их совершение, закрепляет основания уголовной ответственности, цели, объем и характер наказания и условия его применения к лицам, совершившим преступления.

    Финансовое право – совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства. Регулирует отношения, связанные с накоплением, распределением и перераспределением денежных средств государственными и иными управомоченными органами.

    Уголовно-исполнительное право система юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе и по поводу исполнения наказаний и применения мер исправительного воздействия.

    Кроме «материальных» отраслей права, перечисленных выше, существуют и отрасли «процессуального права», связанные с применением правовых норм судами.

    Гражданское процессуальное право отрасль права, устанавливающая порядок разбирательства и разрешения судом гражданских дел, т.е. осуществления правосудия по гражданским делам, а также порядок исполнения (в том числе и принудительного) постановлений судов и некоторых других органов.

    Уголовно-процессуальное право - отрасль права, которая регулирует деятельность, связанную с возбуждением, предварительным расследованием, судебным рассмотрением уголовных дел; ее порядок и содержание, возникающие при этом правоотношения.

    Международное право совокупность юридических норм, регулирующих отношения между государствами и другими участниками (субъектами) международного общения.

    Вопросы и задания по теме:

    1. Что лежит в основе выделения различных отраслей права?

    2. Сравните предметы регулирования гражданского и уголовного права.

    3. Какой отраслью права регулируются общественные отношения между работниками и работодателями?

    4. Рассмотрите частные случаи и подумайте, какой отраслью права будут регулироваться сложившиеся в них отношения:

    а) остановка водителя сотрудником ГИБДД (ГАИ) за превышение скоростного режима;

    б) покупка жилого помещения;

    в) товарно-денежные отношения между гражданином Российской Федерации и иностранной компанией;

    г) раздел имущества при разводе;

    д) побег военнослужащего срочной службы из воинской части;

    е) появление в общественном месте в состоянии алкогольного опьянения;

    5. В последнее время возникают новые отрасли права: корпоративное, медицинское, образовательное, парламентское, страховое, экологическое, экономическое и др. Попытайтесь охарактеризовать предмет регулирования названных отраслей права.

    6. Охарактеризуйте систему права и правовую систему.

    Правовые акты и литература:

    1. Алексеев С.С. Теория государства и права. 2-е изд. М., 2002.

    2. Бабаев В.К. Теория государства и права. М., 1999.

    3. Барциц И.Н. Правовое пространство России: вопросы конституционной теории и практики. М., 2000.

    4. Кашанин А.В., Кашанина Т.В. Основы российского права. М., 2001.

    5. Основы права: учебник /под ред. В.В. Лазарева. М., 2002.

    6. Правоведение: учебник для неюрид. вузов /под ред. О.Е. Кутафина. – 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.

    4. Общая характеристика отраслей российского права

    Правовые отрасли - основные, наиболее крупные структурные подразделения системы права, регулирующие соответственно и наиболее обширные сферы (области) общественных отношений. В данном случае не ставится цель дать их развернутую характеристику, а лишь показать, что каждая отрасль имеет свою специфику, свой предмет и метод, занимает особое положение в общей системе, отличается от других отраслей и тем самым доказывает и оправдывает свое право на самостоятельное существование. Здесь важно провести общие границы между различными группировками норм с учетом их тесной взаимосвязи.

    1. Конституционное право . Это первая и ведущая отрасль, определяемая как совокупность юридических норм и институтов, опосредующих наиболее важные, исходные государственные отношения. В круг ее ведения входят такие вопросы, как формирование и структура представительной, исполнительной и судебной власти, принципы их деятельности, политическая система, экономическая основа, формы собственности, федеративное устройство, административно-территориальное деление, избирательная система, правовое положение (статус) граждан, их права, свободы и обязанности, общественный строй и др.

    Главным нормативным актом этой отрасли, естественно, является Конституция государства, выступающая основополагающей базой для всего текущего правотворчества. Это предмет данной отрасли. Методом же выступает главным образом учредительно-закрепительный в сочетании с общим (базовым) регулированием без установления конкретных санкций за нарушения, хотя многие конституционные нормы имеют прямое действие.

    2. Административное право. Регулирует сферу управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, общественных организаций и должностных лиц (правительства, министерств, ведомств, президентских структур, предприятий, учреждений, местных администраций). Для осуществления своих оперативных функций все субъекты указанной деятельности наделяются необходимыми полномочиями, компетенцией. Объектами управления выступают экономика, наука, культура, образование, здравоохранение, оборона, правопорядок, охрана прав граждан и т.д. Основной метод - власть и подчинение, императивные приказы, указания, иерархия и субординация по службе, ответственность за порученный участок.

    3. Финансовое право . Предмет данной отрасли - финансовые отношения, формирование и исполнение госбюджета, денежное обращение, банковские операции, кредиты, займы, налоги. Субъектами этих отношений выступают все юридические и физические лица. Нормы финансового права тесно связаны с государственным правом и административным, так как сферы этих трех отраслей во многом переплетаются. Финансовая деятельность в значительной мере носит исполнительно-распорядительный характер. Методы регулирования - контроль, ревизии, властные предписания. Однако в условиях перехода к рынку все более раздвигаются рамки самостоятельности, возникла система коммерческих банков.

    4. Земельное право . Отрасль призвана регулировать вопросы землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их административно-хозяйственным назначением (государственные, колхозные, совхозные, фермерские, арендные, городские и т.д.). Подотраслями данной отрасли выступают лесное право, водное и горное. Основной нормативный акт - Земельный кодекс. Методы регулирования - дозволения, разрешения, запреты.

    5. Сельскохозяйственное право. Регулирует порядок организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств, колхозов, акционерных обществ, арендаторов, их взаимоотношения с другими субъектами (госорганами, предприятиями, учреждениями, членами самих этих хозяйств); порядок использования и оплаты труда, распределения доходов; отражает особенности сельскохозяйственного производства.

    Колхозные общественные отношения имеют свою специфику, связанную с тем, что колхозы - не государственные организации, многое в них основано на саморегуляции, самоуправлении. Право опосредствует эти отношения не императивными, а главным образом диспозитивными методами (закреплением, охраной, рекомендациями, содействием, помощью и т.д.). Основные нормативные акты - Примерный устав сельскохозяйственной артели и уставы конкретных колхозов, законодательство о собственности, аренде и др.

    6. Трудовое право. Предмет данной отрасли - сфера трудовых отношений (формы рациональной организации труда, его оценка и оплата, определение тарифных ставок, разрядов, окладов, норм выработки; рабочее время, отпуска; прием на работу и увольнение; порядок заключения трудовых соглашений). Субъектами трудовых отношений выступают рабочие и служащие, государственные, общественные и кооперативные организации, профсоюзы. Метод регулирования - поощрение, стимулирование, придание соответствующим договорам нормативного значения.

    7. Гражданское право. Наиболее крупная отрасль, регулирующая обширную область имущественных и личных неимущественных отношений (имя, честь, достоинство, авторство). Весь гражданский оборот, хозяйственная деятельность предприятий, организаций, учреждений и граждан осуществляются на основе норм гражданского права (владение, пользование и распоряжение собственностью, ее приобретение и отчуждение, купля, продажа, дарение, наследование, передача в аренду, на хранение, в залог; пересылка, транспортировка, взаимные поставки сырья и продукции производителями и потребителями).

    Однако не все имущественные отношения регулируются гражданским правом, а только такие, в которых стороны юридически равны (истец - ответчик; должник - кредитор; заказчик - подрядчик) и которые не строятся по принципу власти и подчинения, как это имеет место в административном, финансовом, земельном праве. Последние также регламентируют в известных пределах имущественные отношения, но с помощью иных методов.

    В силу своей обширности и комплексности гражданское право как отрасль имеет многочисленные подотрасли: наследственное право, изобретательское, авторское, патентное, жилищное, транспортное и т.д. Основной нормативный акт - Гражданский кодекс РФ. Некоторые подотрасли также кодифицированы (Кодекс торгового мореплавания, Воздушный кодекс, Устав железных дорог). В условиях становления рыночных отношений роль гражданского права возрастает. Главный метод регулирования - диспозитивный.

    8. Семейное право . Примыкает и тесно связано с гражданским правом. Тем не менее это самостоятельная отрасль, регулирующая порядок заключения и расторжения брака, отношения между супругами, родителями и детьми, вопросы патронирования, усыновления, опеки и попечительства, имущественного положения членов семьи, их взаимных прав и обязанностей. Основной нормативный акт - Семейный кодекс. Ведущие методы - равенство сторон и диспозитивный.

    9. Уголовное право. Совокупность норм, определяющих, какие общественно опасные (вредные) действия и поступки следует считать уголовно наказуемыми; правомочия компетентных органов по отношению к лицам, совершившим преступления, основания и условия привлечения их к ответственности; принципы карательной политики государства, виды и систему санкций, составы конкретных деяний, формы и степень вины и т.д. Основной нормативный акт - Уголовный кодекс. Метод регулирования - императивно-запретительный.

    10. Уголовно-исполнительное право. Включает в себя нормы, регламентирующие порядок отбывания наказания лицами, осужденными судом к лишению свободы, а также деятельность соответствующих государственных органов и учреждений по перевоспитанию правонарушителей в местах заключения. Уголовно-исполнительное право является как бы продолжением уголовного права, что дает основание некоторым ученым считать уголовно-исполнительное право подотраслью уголовного права. Однако, по мнению большинства специалистов в данной области, это все же самостоятельная отрасль, имеющая свой предмет, своих субъектов и свой специфический метод регулирования - воспитание, поощрение в сочетании с методом власти и подчинения. Основной нормативный акт - Уголовно-исполнительный кодекс.

    11. Уголовно-процессуальное право. Отрасль, регулирующая деятельность суда, прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания по раскрытию и рассмотрению уголовных дел, определяет процессуальные формы этой деятельности, права и обязанности участвующих в ней субъектов (подследственных, подсудимых, свидетелей, потерпевших, экспертов, представителей обвинения и защиты), их правовое положение. Основополагающий нормативный акт - Уголовно-процессуальный кодекс. Ведущие методы регулирования - императивный и метод равенства сторон, которые тесно взаимосвязаны между собой.

    12. Гражданское процессуальное право. Совокупность норм, регулирующих деятельность органов правосудия и других участников процесса при разрешении споров о праве гражданском, а также по трудовым, семейным, личным, финансовым и иным делам. В гражданском процессе действуют в основном те же субъекты, что и в уголовном. Различия заключаются в предмете и методах регулирования. В состав данной отрасли входят также нормы, регламентирующие работу арбитражных и нотариальных органов. Главный нормативный акт - Гражданский процессуальный кодекс. Строгое соблюдение всех процессуальных норм служит важной гарантией реализации материальных.

    В литературе выделяются также комплексные отрасли: хозяйственное право, природоохранительное (экологическое), военное, торговое, прокурорско-надзорное и другие, соединяющие в себе разнородные нормы и институты, регулирующие соответственно сложные, "конгломеративные" отношения. Кроме того, в настоящее время формируются новейшие правовые отрасли, вызванные развитием современного научно-технического прогресса: космическое право, атомное, компьютерное и др.

    Международное право не входит ни в одну национальную систему права, поэтому ни одно государство мира не может считать его своим. Оно занимает особое (наднациональное) место, поскольку регулирует не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. В нем выражается коллективная воля народов, выступающих субъектами данного права. Его нормы и институты закрепляются в различных международных договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН. Эти акты определяют взаимные права и обязанности государств - участников мирового сообщества, принципы их взаимоотношений, поведение на международной арене.

    В международном праве сохраняется деление на частное и публичное. Последнее регулирует имущественные и иные отношения между гражданами и организациями различных стран, их процессуальное положение, юрисдикцию, порядок и условия применения к ним законодательства того государства, на территории которого они временно или постоянно находятся.

    Новая Россия признала приоритет международного права над внутригосударственным, особенно в гуманитарной области (права человека, правосудие, свобода личности, информации и т.д.). В Конституции РФ записано, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15).

    Заметим, что международное право является, как сказано в Конституции, составной частью российской правовой системы, но это не значит, что оно входит в систему права РФ в качестве самостоятельной отрасли. Да и в правовую систему оно включается не в полном своем объеме, а лишь в той мере, в какой выступает источником права страны и не противоречит ее национальным интересам. Речь идет прежде всего о таких нормах, которые направлены на поддержание правопорядка и стабильности в мире.

    Россия вступила в Совет Европы, взяв при этом на себя ряд важных обязательств. Она все более интегрируется в мировое сообщество, развивает сотрудничество с другими государствами, участвует в разрешении региональных конфликтов, выполняет по мандату ООН миротворческие миссии. Все это свидетельствует о признании конструктивного влияния России как великой державы на мировые дела и безопасность, активизации ее внешней политики.

    С другой стороны, возросла роль международного права и во внутренней жизни России. Сегодня граждане РФ могут в случае нарушения их прав и законных интересов обращаться за помощью в международные организации, если на месте они исчерпали все меры защиты.

    Административное право

    Администрати́вное пра́во - это отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.

    Административное право как наука - это составная часть юридической науки, определяемая как система государственно-управленческих, административных взглядов, идей, представлений о законах, регламентирующих отношения в сфере государственного управления, о его социальной обусловленности и эффективности, о закономерностях, реформировании и тенденциях развития административного законодательства, о принципах административного права, об истории и перспективах развития.

    В дореволюционной России данная отрасль права была объединена с таможенным правом, налоговым правом, экологическим правом, медицинским правом, образовательным правом в единую отрасль публичного права, именуемую полицейским правом, основным источником которого, в отличие от административного права СССР и государств СНГ, был правовой обычай, подобно международному праву. Полицейское право - наука о всей совокупности учреждений и мер, способствующих предупреждению опасности, охранению и поддержанию порядка и народного благосостояния. Полицейское право предусматривало, в том числе, основанное на необходимости защиты общественной безопасности, благосостояния, здоровья граждан или общественной морали ограничение права собственника государством без выплаты компенсации. Как отмечал В. Ф. Дерюжинский, «полицейское право принадлежит к кругу наук о государстве и предметом своим имеет изучение так называемого внутреннего управления».

    Понятие административного права

    Административное право - совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, которые возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления.

    Административное право есть совокупность правовых норм, посредством которых осуществляется публичное управление в государстве, общине и объединении и при помощи которых регулируется социальное право всех находящихся в государстве политических общностей.

    Административное право существует в «двух „данностях“ - в сфере государ­ственного управления и в сфере общественного (полицейского) порядка», «связь этих двух частей административного права, несмотря на авто­номный характер каждой, органична и несомненна: управленческое право регламентирует государственно-управленческие отношения, полицейское право - их особую разновидность: отношения в сфере общественного порядка или полицейские отношения».

    Современное административное право включает в себя следующие отрасли и институты:

    • Военное право
    • Право государственной безопасности
    • Право внешних сношений
    • Таможенное право
    • Экономическое право
    • Финансовое право
    • Социальное право

    Межотраслевые институты:

    • институт гражданства
    • институт государственной службы
    • институт административной ответственности[источник не указан 212 дней ]

    Классификация административно-правовых отношений

    Административно-правовые отношения могут быть классифицированы по различным основаниям.

    1. По юридическому характеру административно-правовые отношения делятся на материальные и процессуальные. К материальным административно-правовым отношениям относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права. Административно-процессуальные правоотношения - это отношения, которые складываются в сфере управления в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел и регулируются административно-процессуальными нормами.
    2. По соотношению прав и обязанностей участников административно-правовые отношения делятся на две группы: Отношения, в которых один из участников подчинен другому, - вертикальные правоотношения. Характерным для вертикальных административно-правовых отношений является то, что они возникают на основе одностороннего волеизъявления, исходящего от наделенного полномочиями органа или должностного лица. Вертикальное административно-правовое отношение может возникнуть помимо, или даже вопреки воле другого субъекта правоотношения. Налицо неравенство сторон в юридическом смысле. Вертикальные отношения наиболее типичны для административного права. Отношения, в рамках которых участники юридически и фактически равноправны, - горизонтальные правоотношения. Такие отношения складываются между не соподчиненными членами государственного управления, предприятиями, учреждениями, объединениями, служащими. Горизонтальные административно-правовые отношения могут возникать также между органами государственного управления и их должностными лицами и гражданами. Такие отношения возникают в связи с реализацией гражданами прав в сфере управления. Горизонтальные отношения не очень характерны для сферы государственного управления.
    3. По характеру юридических фактов, порождающих административно-правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами. Последние именуются административными правонарушениями.

    Суть методов административного права

    1. Предписание: установление определенного порядка действий - предписание к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренным данной административно-правовой нормой. Несоблюдение такого порядка не влечет за собой юридические последствия, на достижение которых ориентирует норма;
    2. Запрет: запрещение определенных действий под страхом применения соответствующих юридических средств воздействия (например, дисциплинарной или административной ответственности). Так, запрещено направлять жалобы граждан на рассмотрение тем должностным лицам, чьи действия являются предметом жалобы; виновные должностные лица несут за нарушение данного запрета дисциплинарную ответственность;
    3. Дозволение: предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения, предусмотренных административно-правовой нормой. Как правило, данный метод рассчитан на регулирование поведения должностных лиц, причем последние не вправе уклоняться от такого выбора. Это - «жесткий» вариант дозволения, дающий возможность проявления самостоятельности при решении, например, вопроса о применении к лицу, совершившему административное правонарушение, той или иной меры административного воздействия (наказания) либо освобождения его от ответственности.
      Также Дозволение выражается в предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, то есть совершать либо не совершать предусмотренные административно-правовой нормой действия в определенных ею условиях. Как правило, это имеет место при реализации субъективных прав. Например, гражданин сам решает вопрос, нужно ли обжаловать действия должностного лица, которые он оценивает как противоправные. Это - «мягкий» вариант дозволения. В связи с этим надо подчеркнуть, что фактически дозволительные варианты управляющего воздействия обладают всеми чертами официального разрешения на совершение определенных действий.

    Функции административного права

    1. Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти.
    2. Правотворческая функция, являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству.
    3. Организационная функция, проистекающая из организационного характера государственно-управленческой деятельности, который постоянно «поддерживается» нормами административного права.
    4. Координационная функция, имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всех элементов регулируемой административным правом сферы государственного управления.
    5. Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдение установленного в сфере государственного управления правового режима, так и защиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческих отношений.

    Административное право, выполняя свои функции, руководствуется основными принципами, общими с теми, на базе которых происходит реализация исполнительной власти. При этом основополагающее значение имеют те из них, которые закреплены в Конституции РФ.

    Источники административного права

    Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, то есть нормативные акты (закон и нормативно-правовой акт подзаконного характера). Совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих правоотношения, в совокупности составляющие предмет административного права, образует административное законодательство. В законодательном массиве административного права следует выделять: - общеправовые законодательные акты (прежде всего, Конституцию России), отраслевые законодательные акты (ФКЗ о Правительстве, КоАП России, ФЗ о системе государственной службы и т. п.); - законодательные акты, относящиеся к другим отраслям права и межотраслевым общностям, однако имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие административно-правовые отношения (Таможенный, Налоговый, Лесной кодексы и др.); - международные акты, действующие в данной сфере правоотношений. Система источников административного права выглядит следующим образом.

    На федеральном уровне:

    1. Конституция РФ
    2. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ
    3. Постановления Конституционного Суда РФ
    4. Законы РФ о поправке к Конституции РФ
    5. Федеральные конституционные законы
    6. Федеральные законы, включая законы РСФСР и РФ, кодексы РФ и основы законодательства РФ
    7. Нормативные указы Президента РФ
    8. Нормативные акты палат Федерального Собрания РФ
    9. Нормативные постановления Правительства РФ
    10. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения)
    11. Нормативные акты некоторых федеральных государственных органов с особым статусом (например, Центральный банк РФ)

    На региональном уровне:

    1. Конституции (уставы) субъектов РФ
    2. Постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ
    3. Законы субъектов РФ
    4. Нормативные акты высших должностных лиц (глав) субъектов РФ
    5. Нормативные акты законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ
    6. Нормативные акты высших (коллегиальных) исполнительных органов государственной власти субъектов РФ
    7. Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой и функциональной компетенции

    На муниципальном (местном) уровне:

    1. Уставы муниципальных образований
    2. Нормативные акты представительных органов муниципального образования
    3. Нормативные акты главы муниципального образования
    4. Нормативные акты местной администрации

    Система административного права

    Система административного права - это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованности административных норм, но вместе с тем разделением административного права на отдельные правовые институты.

    Система административного права как отрасли права

    • Общая часть
      • Предмет
      • Формы и методы
      • Субъекты административного права
      • Ответственность по административному праву
      • Административный процесс
    • Особенная часть
      • Экономическая сфера
      • Социально-культурная сфера
      • Административно-политическая сфера
      • Межотраслевая

    В наши дни существует идея кодификации административного права, куда вошли бы следующие разделы:

    1. Общая часть
      1. Основные начала административного законодательства
      2. Граждане и юридические лица (граждане РФ, иностранные граждане, негосударственные (неправительственные) организации)
      3. Федеральные органы исполнительной власти (правительство, министерства, ведомства)
      4. Государственная служба (гражданская, военная, дипломатическая, силовая)
      5. Акты государственной администрации
    2. Особенная часть. Исполнительно-распорядительная деятельность органов государственной администрации
      1. Подчинённых Президенту
        1. Оборона
        2. Государственная безопасность
        3. Внутренние дела
        4. Иностранные дела
        5. Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации
        6. Юстиция
      2. Подчинённых Правительству
        1. Экономика
        2. Финансы
        3. Здравоохранение
        4. Образование
        5. Транспорт
        6. Связь и информация
        7. Культура, спорт, туризм
        8. Социальная сфера
      3. Прочей подчинённости
        1. Счётная палата
    3. Специальная часть. Административная ответственность (нормы из КоАП РФ).

    Однако, по мнению доцента кафедры государственного и административного права юридического факультета СПбГУ М. Н. Кудилинского, воплощение этой идеи представляется достаточно сложным ввиду «мобильности» самого предмета административного права, разнородности (неуниверсальности) управленческих процедур, а также в силу федеративной природы Российской Федерации (административное право согласно Конституции РФ является предметом совместного ведения субъектов РФ и федерации; следовательно, обеспечить единое кодифицированное регулирование не представляется возможным).

    Административное право различных государств

    Административное право Беларуси

    Основная статья: Источники административно-правовых норм в Беларуси

    Административное право Украины

    Основная статья: Административное право Украины

    Административное право Канады

    Основная статья: Административное право Канады

    Административное право Канады - вторая отрасль публичного права Канады. Оно занимается организацией государственной службы и отношениями этих служб с частными лицами.[источник не указан 2374 дня ]



    Просмотров