Откуда производится финансирование судов в рф. Общие принципы финансирования судебной власти. Информация об изменениях

Статья 5. Финансирование судов, мировых судей, органов судейского сообщества и системы Судебного департамента

1. Финансирование федеральных судов, мировых судей, органов судейского сообщества, органов и учреждений Судебного департамента осуществляется Судебным департаментом в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Финансирование расходов на предоставление материального и социального обеспечения судьям, которые назначены (избраны) от Российской Федерации в Суд Евразийского экономического союза, Экономический суд Содружества Независимых Государств и полномочия которых прекращены, осуществляется Судебным департаментом в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год на указанные цели.

2. Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Генеральный директор Судебного департамента) в установленный Правительством Российской Федерации срок представляет в Правительство Российской Федерации предложения о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества на очередной финансовый год, согласованные с Советом судей Российской Федерации.

Генеральный директор Судебного департамента вправе участвовать в обсуждении Правительством Российской Федерации проекта федерального бюджета на очередной финансовый год по вопросам, относящимся к компетенции Судебного департамента. При наличии разногласий Правительство Российской Федерации прилагает к проекту федерального бюджета предложения о финансировании судов, представленные Генеральным директором Судебного департамента, вместе со своим заключением.

Генеральный директор Судебного департамента вправе участвовать в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Судебного департамента.

3. Финансирование Судебного департамента осуществляется за счет средств федерального бюджета и указывается в нем отдельной строкой.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. N 265-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4

4. Финансовое обеспечение работников аппарата Судебного департамента и работников его органов (без персонала по охране и обслуживанию зданий, транспортного хозяйства) осуществляется исходя из штатной численности, устанавливаемой

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ФИНАНСИРОВАНИИ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 1

1. Суды Российской Федерации финансируются только за счет средств федерального бюджета.
2. В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение средств отдельными строками на обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и других судов общей юрисдикции, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и других арбитражных судов.

Проводим судебные экспертизы. Аккредитация в судах, опыт.
Стоимость от 25 тыс., срок от 2 дней

1. Финансирование судов Российской Федерации в процессе исполнения федерального бюджета производится в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
2. Уменьшение размера бюджетных средств, выделенных на финансирование судов Российской Федерации в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, не более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия Совета судей Российской Федерации.
3. Уменьшение размера бюджетных средств, выделенных на финансирование судов Российской Федерации в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия Всероссийского съезда судей Российской Федерации.

Финансирование федеральных судов Российской Федерации, мировых судей, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации осуществляется ежемесячно равными долями в размере одной двенадцатой суммы, предусмотренной на их содержание федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Если федеральный бюджет на текущий финансовый год не утвержден, суды Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации финансируются ежемесячно в размере одной двенадцатой суммы, предусмотренной на их содержание федеральным законом о федеральном бюджете на истекший год.
Указанные суммы перечисляются до 10-го числа текущего месяца.
В случае неперечисления указанных сумм либо неполного их перечисления в указанный срок их списание со счета Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации осуществляется в безакцептном (бесспорном) порядке инкассовыми поручениями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Суды Российской Федерации самостоятельно распоряжаются средствами, выделенными на обеспечение их деятельности, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и иными федеральными законами.

Правительство Российской Федерации:
при разработке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год в части финансирования судов Российской Федерации учитывает в числе прочих расходов расходы на материальное обеспечение судей, работников аппаратов судов Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, социальные гарантии судей и членов их семей, защиту судей, ресурсное обеспечение судов Российской Федерации в целях создания условий для осуществления правосудия, обеспечения правового порядка и укрепления государственной власти;
при исполнении федерального бюджета не может использовать свои полномочия по сокращению расходов на финансирование судов Российской Федерации в зависимости от поступления средств в доходную часть федерального бюджета.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
10 февраля 1999 года
N 30-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ФИНАНСИРОВАНИИ СУДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Суды Российской Федерации финансируются только за счет средств федерального бюджета.

2. В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

1. Финансирование судов Российской Федерации в процессе исполнения федерального бюджета производится в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

2. Уменьшение размера бюджетных средств, выделенных на финансирование судов Российской Федерации в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, не более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия Совета судей Российской Федерации.

3. Уменьшение размера бюджетных средств, выделенных на финансирование судов Российской Федерации в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия Всероссийского съезда судей Российской Федерации.

Финансирование федеральных судов Российской Федерации, мировых судей, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации осуществляется ежемесячно равными долями в размере одной двенадцатой суммы, предусмотренной на их содержание федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Если федеральный бюджет на текущий финансовый год не утвержден, суды Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации финансируются ежемесячно в размере одной двенадцатой суммы, предусмотренной на их содержание федеральным законом о федеральном бюджете на истекший год.

Указанные суммы перечисляются до 10-го числа текущего месяца.

В случае неперечисления указанных сумм либо неполного их перечисления в указанный срок их списание со счета Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации осуществляется в безакцептном (бесспорном) порядке инкассовыми поручениями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.

Суды Российской Федерации самостоятельно распоряжаются средствами, выделенными на обеспечение их деятельности, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и иными федеральными законами.

Правительство Российской Федерации:

при разработке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год в части финансирования судов Российской Федерации учитывает в числе прочих расходов расходы на материальное обеспечение судей, работников аппаратов судов Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, социальные гарантии судей и членов их семей, защиту судей, ресурсное обеспечение судов Российской Федерации в целях создания условий для осуществления правосудия, обеспечения правового порядка и укрепления государственной власти;

при исполнении федерального бюджета не может использовать свои полномочия по сокращению расходов на финансирование судов Российской Федерации в зависимости от поступления средств в доходную часть федерального бюджета.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Принят Государственной Думой 22 января 1999 года
Одобрен Советом Федерации 27 января 1999 года

Статья 1
1. Суды Российской Федерации финансируются только за счет средств федерального бюджета.
2. В федеральном бюджете ежегодно предусматривается выделение средств отдельными строками на обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и других судов общей юрисдикции, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и других арбитражных судов.


Статья 2
1. Финансирование судов Российской Федерации в процессе исполнения федерального бюджета производится в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
2. Уменьшение размера бюджетных средств, выделенных на финансирование судов Российской Федерации в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, не более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия Совета судей Российской Федерации.
3. Уменьшение размера бюджетных средств, выделенных на финансирование судов Российской Федерации в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия Всероссийского съезда судей Российской Федерации.


Статья 3
Финансирование федеральных судов Российской Федерации, мировых судей, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации осуществляется ежемесячно равными долями в размере одной двенадцатой суммы, предусмотренной на их содержание федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Если федеральный бюджет на текущий финансовый год не утвержден, суды Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации финансируются ежемесячно в размере одной двенадцатой суммы, предусмотренной на их содержание федеральным законом о федеральном бюджете на истекший год.
Указанные суммы перечисляются до 10-го числа текущего месяца.
В случае неперечисления указанных сумм либо неполного их перечисления в указанный срок их списание со счета Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации осуществляется в безакцептном (бесспорном) порядке инкассовыми поручениями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации.


Статья 4
Суды Российской Федерации самостоятельно распоряжаются средствами, выделенными на обеспечение их деятельности, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и иными федеральными законами.


Статья 5
Правительство Российской Федерации:
при разработке проекта федерального бюджета на очередной финансовый год в части финансирования судов Российской Федерации учитывает в числе прочих расходов расходы на материальное обеспечение судей, работников аппаратов судов Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, социальные гарантии судей и членов их семей, защиту судей, ресурсное обеспечение судов Российской Федерации в целях создания условий для осуществления правосудия, обеспечения правового порядка и укрепления государственной власти;
при исполнении федерального бюджета не может использовать свои полномочия по сокращению расходов на финансирование судов Российской Федерации в зависимости от поступления средств в доходную часть федерального бюджета.


Статья 6
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Функционирование судебной системы требует финансового обеспечения со стороны государства. Согласно ст. 124 Конституции РФ, «финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом».

Однако федеральным законодательством предусмотрены особенности финансирования деятельности мировых судей и конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Согласно Федеральному закону от 17 декабря 1998 г. (в ред. от 23 декабря 2010 г.) «О мировых судьях в Российской Федерации» (п. 1 ст. 10), финансирование расходов на заработную плату мировых судей и социальные выплаты, предусмотренные для судей федеральными законами, осуществляется из федерального бюджета; однако материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы юстиции либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном законом этого субъекта РФ. Согласно п. 2 ст. 27 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации», финансирование конституционного (уставного) суда субъекта РФ производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ.

В силу приведенных норм, по общему правилу, суды не имеют иных источников финансирования. Это является их особенностью как субъектов права - «получателей бюджетных средств», накладывает отпечаток на порядок составления и исполнения сметы их расходов. В целях конкретизации положения ст. 124 Конституции РФ принят Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. «О финансировании судов Российской Федерации» 1 . В субъектах РФ принимаются законодательные акты, конкретизирующие финансовые основы функционирования судебных органов в пределах территории соответствующих субъектов РФ (например, Закон Санкт-Петербурга от 24 января 1997 г. «О внебюджетном фонде поддержки судебных органов Санкт-Петербурга в 1997-1998 годах») .

Возложение бремени финансирования судебной системы прежде всего на федеральный бюджет обусловлено тем, что функционирование судебной системы относится к вопросам государственной значимости . Государство выделяет судебным органам денежные средства из федерального бюджета в рамках исполнения своих расходных обязательств. Расходные обязательства представляют собой обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени казенного (бюджетного) учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, казенному учреждению, иному публичноправовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета (ст. 6 БК РФ).

Исходя из приведенного определения расходного обязательства, суды, будучи бюджетными учреждениями, выступают как получатели бюджетных средств. Согласно бюджетному законодательству, получатель бюджетных средств - это бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение средств из бюджета в соответствии с бюджетной росписью (казенное учреждение). Как получатели бюджетных средств суды обладают следующими финансовыми полномочиями: принимают и (или) исполняют в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства; обеспечивают результативность, целевой характер использования предусмотренных им бюджетных ассигнований; ведут бюджетный учет либо передают на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии); формируют и представляют бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, а также другими полномочиями, предусмотренными БК РФ (в том числе ст. 162 и иными положениями).

Главным распорядителем федерального бюджета в отношении судов общей юрисдикции является Судебный департамент при Верховном Суде РФ (исходя из п. 5, 6 ст. 158 БК РФ и ст. ст. 1,5 Федерального закона от 8 января 1998 г. (в ред. от 9 ноября 2009 г.) «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» 1). Главный распорядитель бюджетных средств - это орган государственной власти, орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств (ст. 6 БК РФ). Судебный департамент при Верховном Суде РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей. Организационное обеспечение деятельности судов включает мероприятия финансового, материально-технического, кадрового и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (ст. 1, 2 Федерального закона от 8 января 1998 г. «О Судебном департаменте при Верховном Суде РФ»),

Судебный департамент при Верховном Суде РФ как главный распорядитель бюджетных средств выступает участником бюджетного процесса (по анализу ст. 6, 152, 164 БК РФ, ст. 2, 5 Федерального закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».).

Относительно статуса Судебного департамента при Верховном Суде РФ как главного распорядителя бюджетных средств см. судебную практику: Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 27 сентября 2004 г. 1 ; Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Пермской области от 13 мая 2005 г., 6 мая 2005 г. ; Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 июня 2006 г. ; Постановление Федерального арбитражного суда Северо-западного округа от 22 октября 2007 г. и др.

Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ в установленный Правительством РФ срок представляет в Правительство РФ предложения о финансировании судов, мировых судей и органов судейского сообщества на очередной финансовый год, согласованные с Председателем Верховного Суда РФ и Советом судей Российской Федерации. Генеральный директор Судебного департамента вправе участвовать в обсуждении Правительством РФ проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, а также в обсуждении федерального бюджета в Федеральном Собрании по вопросам, относящимся к компетенции Судебного департамента. При наличии разногласий Правительство РФ прилагает к проекту федерального бюджета предложения о финансировании судов, представленные Генеральным директором Судебного департамента, вместе со своим заключением.

Акты Судебного департамента при Верховном Суде РФ, выступающего в качестве участника бюджетного процесса, например:

Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 1 апреля 2008 г. № 71 «Об утверждении порядка составления, утверждения и ведения бюджетной росписи Судебного департамента при Верховном Суде РФ, распределения лимитов бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств на 2008 год и плановый период 2009 - 2010 годов» ;

Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 27 марта 2008 г. № 63 «Об утверждении Порядка подготовки обоснований бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период» 1 ;

Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 22 февраля 2007 г. № 24 (в ред. от 3 марта 2008 г.) «Об утверждении Положения о документах и документообороте в бюджетном учете Судебного департамента» ;

Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 26 февраля 2008 г. № 41 «О формировании Перечня подведомственных Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации получателей бюджетных средств» ;

Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 18 января 2008 г. № 8 (в ред. от 25 января 2008 г.) «Об администрировании Судебным департаментом и его бюджетополучателями доходов бюджетов Российской Федерации» .

В целях осуществления своей деятельности, направленной на использование бюджетных средств, Судебный департамент и управления Судебного департамента в субъектах РФ имеют счета в банках, в том числе валютные, в силу чего соответствующие банки также «прилагают усилия» к формированию «элементов подконтрольности» в финансовых отношениях, задействовавших судебные органы.

Из приведенного перечня полномочий судов, составляющих часть их «финансово-правового статуса», следует, что их деятельность в части целевого расходования средств, предоставленных им из бюджета как «бюджетополучателям», подвергается жесткому контролю со стороны государства. Согласно ст. 4 Федерального закона «О финансировании судов Российской Федерации», суды самостоятельно распоряжаются средствами, выделенными на обеспечение их деятельности, в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и иными федеральными законами . Однако распоряжение судами средствами федерального бюджета может осуществляться в соответствии со следующими строго целевыми затратами: материальное обеспечение судей, работников аппаратов судов, Судебного департамента при Верховном Суде РФ (оплата труда), социальные гарантии судьям и членам их семей, мероприятия по защите судей, материально-техническое обеспечение судов.

Расходы на функционирование судебной системы - важная составляющая расходов государства. Данные расходы стали планироваться государством одновременно с учреждением судов. В современный период принимая федеральный закон о федеральном бюджете, Российская Федерация в лице законодательного органа - Федерального Собрания -«закладывает» в бюджет расходные статьи, предусматривающие объемы финансирования судебной системы.

Финансирование судебных органов в процессе исполнения федерального бюджета производится в полном объеме по соответствующим статьям расходов бюджетной классификации в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый период. Финансирование федеральных судов Российской Федерации, мировых судей, Судебного департамента при Верховном Суде РФ осуществляется ежемесячно равными долями в размере одной двенадцатой суммы, предусмотренной на их содержание федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Указанные суммы перечисляются до десятого числа текущего месяца года исполнения бюджета. В случае неперечисления бюджетных средств на финансирование судов либо неполного их перечисления в указанный срок их списание со счета Главного управления федерального казначейства Министерства финансов РФ осуществляется в безакцептном (бесспорном) порядке инкассовыми поручениями Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Судебного департамента при Верховном Суде РФ (ст. ст. 2, 3 Федерального закона «О финансировании судов Российской Федерации). На практике имеют место ситуации, когда федеральный бюджет на текущий финансовый год не утвержден. В таком случае суды финансируются ежемесячно в размере одной двенадцатой суммы, предусмотренной на их содержание федеральным законом о федеральном бюджете на истекший год (ст. 3 Федерального закона от 10 февраля 1999 г. «О финансировании судов Российской Федерации»).

В условиях недостатка финансовых ресурсов Правительство РФ при исполнении федерального бюджета не может использовать свои полномочия по сокращению расходов на финансирование судов Российской Федерации в зависимости от поступления средств в доходную часть федерального бюджета. В связи с этим Конституционный Суд РФ в Постановлении от 17 июля 1998 г. «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 102 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год» , обозначая финансирование судебной системы как гарантию ее нормального функционирования, указывает на невозможность сокращения соответствующих расходов в нарушение требований закона (п. 3). Уменьшение размера бюджетных средств, выделенных на финансирование судов в текущем финансовом году или подлежащих выделению на очередной финансовый год, не более чем на 5 процентов может осуществляться только с согласия Совета судей Российской Федерации, более чем на 5 процентов - только с согласия Всероссийского съезда судей Российской Федерации (ст. ст. 2, 3, 5 Федерального закона «О финансировании судов Российской Федерации»).

В целях конкретизации порядка финансирования отдельных судов в составе звеньев финансовой системы принимаются специальные нормативные правовые акты.

Так, Указ Президента РФ от 7 февраля 2000 г. (в ред. от 25 марта 2010 г.) «Об обеспечении деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и о предоставлении государственных социальных гарантий судьям Конституционного Суда Российской Федерации и членам их семей» 1 (п. 1) устанавливает, что при разработке проекта федерального бюджета на соответствующий год отдельной строкой предусматриваются расходы на содержание Конституционного Суда РФ, учитывающие в числе прочих следующие направления расходования указанных средств:

  • выплата денежного вознаграждения судьям Конституционного Суда РФ и денежного содержания федеральным государственным служащим аппарата Конституционного Суда РФ;
  • обеспечение Конституционного Суда РФ программнотехническими средствами, необходимыми для функционирования его информационных систем;
  • выплата судьям Конституционного Суда РФ ежемесячной надбавки к денежному вознаграждению за знание иностранных языков и их использование при исполнении должностных обязанностей;
  • выплата судьям Конституционного Суда РФ и федеральным государственным служащим аппарата Конституционного Суда РФ, имеющим классные чины, надбавки к должностному окладу за ученую степень и почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации»;
  • предоставление судьям Конституционного Суда РФ жилой площади; обеспечение иных выплат судьям Конституционного Суда РФ и федеральным государственным служащим аппарата Конституционного Суда РФ.

Объем расходов на содержание Конституционного Суда РФ при разработке проекта федерального бюджета на соответствующий год определяется Правительством РФ по согласованию с Председателем Конституционного Суда РФ. Смета расходов Конституционного Суда РФ в пределах средств федерального бюджета, выделенных на его содержание, утверждается Председателем данного суда. Правительство РФ в недельный срок со дня получения сметы расходов Конституционного Суда РФ обеспечивает финансирование соответствующих расходов на основе указанной сметы.

Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. (в ред. от 23 декабря 2010 г.) «О мировых судьях в Российской Федерации» предусматривает особенности финансирования деятельности мировых судей. Согласно п. 1 ст. 10 данного закона, финансирование расходов на заработную плату мировых судей и социальные выплаты, предусмотренные для судей федеральными законами, осуществляется из федерального бюджета через органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ. В то же время п. 3 ст. 10 Закона предусматривает, что материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей осуществляют органы юстиции либо органы исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в порядке, установленном законом этого субъекта РФ (например: ст. 2, 11 Закона города Москвы от 31 мая 2000 г. (в ред. от 16 сентября 2009 г.) «О мировых судьях в городе Москве» 1 ; ст. 15 Закона Воронежской области от 13 декабря 2000 г. (в ред. от 5 апреля 2011 г.) «О мировых судьях Воронежской области» ; ст. 8 Закона города Санкт-Петербурга от 24 октября 2000 (в ред. от 25 мая 2011 г.) «О мировых судьях Санкт-Петербурга» ).

Приведенное выше положение Федерального закона от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации» послужило предметом внимания судов.

Придя к выводу о том, что подлежащий применению п. 3 ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации», позволяющий органам юстиции либо органам исполнительной власти субъекта РФ осуществлять материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей в установленном законом соответствующего субъекта РФ порядке, не соответствует ст. ст. 10, 118 (часть 3) и 120 (часть 1) Конституции РФ, Санкт-Петербургский городской суд обратился в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке его конституционности (Определение Конституционного Суда РФ от 8 июня 2004 г. № 230-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Санкт-Петербургского городского суда о проверке конституционности пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации») . По мнению заявителя, п. 3 ст. 10 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» противоречит закрепленным Конституцией РФ принципам разделения властей (ст. 10) и независимости судей (ст. 120, часть 1). Заявитель также предположил, что реализация оспариваемого положения в любой из форм приводит к наделению мировых судей разных субъектов РФ неодинаковым статусом, в связи с чем нарушается единство статуса судей, а также единство судебной системы Российской Федерации, которая в соответствии со ст. 118 (часть 3) Конституции РФ устанавливается исключительно Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.

Рассмотрев спорный вопрос относительно финансирования материального обеспечения судей, Конституционный Суд констатировал следующее: «В пределах, предусмотренных федеральным законодательством, каждый субъект Российской Федерации самостоятельно устанавливает порядок организации и материально-технического обеспечения деятельности мировых судей. ...Ни Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», ни Федеральным законом «О мировых судьях в Российской Федерации» субъекты Российской Федерации не лишены права участия в определении статуса мировых судей в рамках федерального законодательства, в том числе права наделять мировых судей дополнительными (по отношению к правам, установленным федеральным законом) правами» (П. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 8 июня 2004 г. № 230-0).

Такой же вывод Конституционный Суд РФ сформулировал в Определении от 4 октября 2001 г. № 182-0 «По запросам Правительства Мурманской области и Законодательного собрания Челябинской области о проверке конституционности пункта 2 статьи 9 и пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» , отказав в принятии к рассмотрению сходных по содержанию запросов Правительства Мурманской области и Законодательного собрания Челябинской области в связи с отсутствием неопределенности в вопросе о конституционности п. 3 ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации».

Таким образом, положения Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», не соответствующие прямому указанию ст. 124 Конституции РФ о финансировании судебной системы за счет средств федерального бюджета, не были признаны Конституционным Судом РФ неконституционными. В то же время на практике возникают проблемы с применением рассмотренного положения закона в силу нехватки объема финансовых ресурсов. Проблемы финансового обеспечения мировых судей в значительной степени обусловлены неготовностью субъектов РФ принять на себя расходы по материально-техническому обеспечению деятельности мировых судей. Особые сложности возникают в так называемых «дотационных» субъектах РФ. Зачастую субъекты РФ планируют выделение незначительных сумм из своих бюджетов на обеспечение деятельности судов данного уровня. На практике имеют место даже случаи, когда расходы именно на материально-техническое функционирование мировых судов в бюджете субъекта РФ не конкретизированы.

Например, в бюджете Воронежской области на 2008 г. и на плановый период 2009 и 2010 гг. указан общий объем расходов на судебную систему, на обеспечение деятельности аппарата судов без конкретизации затрат на мировые суды - в составе ведомственной структуры расходов областного бюджета (приложение 7 к Закону Воронежской области от 2 декабря 2010 г. (в ред. от 28 апреля 2011 г.) «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов») .

Поэтому, на наш взгляд, целесообразно внимательно рассматривать уровень расходов на судебную систему при планировании межбюджетных отношений - и прежде всего при выделении средств из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Возможно также внесение соответствующих изменений в Бюджетный кодекс РФ (гл. 16) в части регулирования межбюджетных отношений между Российской Федерацией и субъектами РФ. Тем более что практика предоставления средств в порядке межбюджетных отношений на отдельные расходы, связанные с функционированием судебной системы, уже имеется.

Например, Приложение 26 Закона Воронежской области от 2 декабря 2010 г. (в ред. от 28 апреля 2011 г.) «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» предусматривает субвенции бюджету соответствующего субъекта РФ на составление (изменение и дополнение) списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции, регулируя соответствующие методики межбюджетных отношений.

Выделение средств из бюджета обеспечивает финансовую реализацию разного рода гарантий правового статуса судей - социально-экономических, материально-технических, организационных и других гарантий, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия (расходы федерального бюджета на обеспечение судей жильем, различные компенсационные выплаты и т. д.). Согласно ч. 3 ст. 11 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» и ст. 1 Федерального закона «О финансировании судов Российской Федерации», материальное и социально-бытовое обеспечение предоставляется судьям за счет государства. Бюджетное финансирование в форме субсидий играет важную роль для улучшения жилищных условий работников судебной системы. В целях конкретизации данного направления расходования бюджетных средств была принята специальная программа -Федеральная целевая программа «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2006 г. (в ред. от 17 марта 2009 г.) . Однако в условиях противоречивой экономической обстановки, периодического недостатка бюджетных средств финансовые обязательства государства по выделению ресурсов на «жилищные» расходы судов не всегда выполняются эффективно, что служит предметом судебных разбирательств:

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-западного округа от 5 мая 2004 г. // Дело № А26-1572/03-13;

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-западного округа от 29 декабря 2004 г. // Дело № Ф04-9137/2004(7319-А75-15);

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 октября 2006 г. //Дело № А 12-35533/05-С 15;

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 июля 2007 г. // Дело № КГ-А40/5961-07;

Постановление Федерального арбитражного суда Северо-западного округа от 20 декабря 2007 г. // Дело № А13-1974/2006-20.

Возникающие судебные споры служат свидетельством того, как важно в ходе исполнения бюджета в части осуществления расходов, а именно при направлении платежных поручений в Федеральное казначейство на перечисление из бюджета средств в судебную систему на жилищные расходы, соблюдать правильность кода бюджетной классификации расхода (в противном случае управление Федерального казначейства возвращает платежное поручение без исполнения, что анализируется самими судами с точки зрения законности и обоснованности действий уполномоченного государственного органа)



Просмотров