Осуществление контроля за границами земельного участка. Государственный земельный контроль. Порядок осуществления муниципального земельного контроля на территории Московской области

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Госинспекции по недвижимости, а также должностных лиц Госинспекции по недвижимости

1. Действия (бездействие) должностных лиц Госинспекции по недвижимости, а также принимаемые ими решения при исполнении государственных функций могут быть обжалованы в досудебном порядке.

2. Лица, в отношении которых проведены (проводятся) мероприятия, связанные с исполнением государственных функций (далее - заинтересованные лица), могут сообщить о нарушении своих прав и законных интересов, противоправных решениях, действиях (бездействии) должностных лиц Госинспекции по недвижимости, нарушении положений настоящего Регламента, некорректном поведении или нарушении служебной этики в Госинспекцию по недвижимости по телефонам, почтовым адресам, адресам электронной почты, при личном приеме в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами города Москвы и Госинспекции по недвижимости.

3. Ответ на жалобу (обращение) не дается в следующих случаях:

Отсутствуют фамилия, имя, отчество заявителя и (или) почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;

Невозможно из-за неразборчивого почерка прочитать жалобу или почтовый адрес заявителя;

Содержание вопроса, на который заинтересованному лицу неоднократно давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми жалобами при условии, что в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства (по решению начальника Госинспекции по недвижимости или его заместителя о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки по данному вопросу);

Невозможна подготовка ответа без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, о чем лицу, направившему жалобу, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений;

Обращение, в котором обжалуется судебное решение, в течение 7 дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

При получении письменного обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица Госинспекции по недвижимости, а также членов его семьи, Госинспекция по недвижимости вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

4. Основанием для начала досудебного (внесудебного) обжалования является поступление в устной или письменной форме, в том числе в форме электронного документа, жалобы (обращения) от заинтересованного лица в Госинспекцию по недвижимости.

5. При рассмотрении жалобы (обращения) заинтересованные лица имеют право:

Представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

Знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

Получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в пункте 5.3 Административного Регламента, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

Обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с федеральным законодательством;

Обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

6. Заинтересованные лица могут обратиться в досудебном (внесудебном) порядке с жалобой (обращением) в Госинспекцию по недвижимости, к начальнику Госинспекции по недвижимости или его заместителям.

7. Жалоба, поступившая в Госинспекцию по недвижимости, подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб (обращений), в течение 30 календарных дней со дня ее регистрации.

8. Срок рассмотрения жалобы (обращения) может быть продлен, но не более чем на 30 дней, в случае принятия начальником Госинспекции по недвижимости или его заместителем решения о необходимости проведения по жалобе обследования объекта нежилого фонда или земельного участка, запроса дополнительной информации (документов, материалов) в других государственных органах, органах местного самоуправления и организациях, необходимой для рассмотрения жалобы (обращения).

9. По результатам рассмотрения жалобы (обращения) уполномоченным должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб (обращений), принимается одно из следующих решений:

О признании действий (бездействия), решений должностного лица Госинспекции по недвижимости незаконными, если они повлекли за собой нарушение требований законодательства Российской Федерации, законов и иных правовых актов города Москвы, с указанием способов устранения таких нарушений;

Об оставлении жалобы без удовлетворения в случае отсутствия факта нарушения требований федерального законодательства, законов и иных правовых актов города Москвы и (или) законных прав заявителя.

10. Постановление по делу об административном правонарушении обжалуется в порядке, установленном главой 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность властных органов муниципальных образований по осуществлению полномочий за соблюдением законодательства в сфере земельных отношений, по порядку пользования, владения и распоряжения земельными участками в пределах границы поселения. По смыслу закона все юридические лица, независимо от организационно-правовой формы, физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве предпринимателей обязаны соблюдать правовой режим в отношении земель, входящих в состав города, поселения, района на территории которого они проживают и осуществляют деятельность. Осуществление муниципального земельного контроля должно быть направлено на профилактику нарушений земельного законодательства, поиск и выявление лиц, незаконно и нерационально пользующихся землей.

Муниципальный земельный контроль

МУНИЦИПАЛЬНЫЙ — Что это? Земля всегда являлась и будет являться главным достоянием и основой благосостояния и жизнедеятельности населения. Использование земельных участков должно осуществляться в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вреда окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (статья 42 Земельного Кодекса РФ).


В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами на территории муниципального образования осуществляется муниципальный земельный контроль за использованием земель.

Проблемные вопросы при проведении муниципального земельного контроля

Понятие муниципального земельного контроля Согласно действующему земельному законодательству понятие муниципального земельного контроля заключается в осуществлении ответственными органами местного муниципального самоуправления деятельности по контролю за соблюдением законодательных норм в сфере земельных отношений органами государственной власти, местного муниципального самоуправления, физическими и юридическими лицами, частными предпринимателями и гражданами государства. Муниципальный контроль земельной сферы играет важнейшую роль в процессе сохранения, оптимальной эксплуатации, а также предотвращения осуществления всевозможных незаконных действий в отношении земли: загрязнения, самовольного захвата, организации незаконных застроек.

Муниципальный земельный контроль подразумевает обязательное составление акта, в котором должны содержаться следующие данные:

  • дата, место оформления и учетный номер акта проверки;
  • учетный номер муниципального распоряжения;
  • инициалы лица, которое составляет документ;
  • сведения о понятых и других лицах, которые присутствовали при осмотре места;
  • данные о земельном участке;
  • сведения о лице, которое использует контролируемый участок, а также его объяснения;
  • подписи всех участников процесса проверки.

В качестве дополнительных доказательств к акту прилагаются фотографические таблицы, замеры площади территории и любые доказательства, которые подтверждают или опровергают наличие правонарушений.

Земельныйэксперт

получение распоряжения муниципального руководства при проведении плановой проверки или же наличие серьезного повода для осуществления внеплановой проверки;

  • осуществление непосредственно проверки, составление акта, сборка дополнительных доказательств;
  • передача полученных материалов в главное управление для рассмотрения акта и принятия окончательного решения;
  • рассмотрение материалов проверок и вынесение решения;
  • проверка устранения нарушений законодательства земельной сферы;
  • составление учета муниципальных проверок земли.

Функции муниципального земельного контроля и органы власти его осуществляющие Муниципальный земельный контроль проводится с целью получения максимально достоверной и полной информации, которая может эффективно использоваться любыми государственными органами в целях пресечения различных правонарушений в земельной сфере.

Проблемы муниципального земельного контроля»

Внимание

КоАП РФ), необходимо сведения о таких выявленных нарушениях (с приложением подтверждающих материалов) направлять в территориальный отдел Управления Росреестра по Чувашской Республике для принятия решения о привлечении лица, допустившего нарушение, к административной ответственности. Перечень основных нормативных актов, регулирующих сферу осуществления муниципального земельного контроля: Þ Земельный кодекс Российской Федерации (статьи 25, 26, 42, 65) Þ Федеральный закон -ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Þ Федеральный закон -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (статьи 14, 16) Þ Постановление Правительства РФ «О государственном земельном контроле».

Процесс осуществления мероприятий по муниципальному земельному контролю происходит при тесном взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами внутренних дел (полиции) и органами прокуратуры, организациями, а также гражданами. — Каковы последствия проведенных мероприятий по муниципальному земельному контролю? По итогам проведенных мероприятий по контролю составляется акт проверки по установленной форме, к которому прикладываются фотоснимки, результаты произведенных замеров участка, иные доказательства наличия или отсутствия правонарушения, принимаются меры реагирования в рамках компетенции органа муниципального земельного контроля.

Вопросы по осуществлению муниципального земельного контроля

При проведении проверки сотрудники органов земельного надзора вправе беспрепятственно проходить на территорию или объект, которые должны быть обследованы. Проверяемы физические и юридические лица, должны представлять правоустанавливающие документы на землю.


Если в результате работы надзорного органа будут выявлены нарушения, составляется акт, в котором излагается суть проступка. Акт должен быть составлен в 2-х экземплярах и вручен проверяемому лицу под роспись.
Если в действиях проверяемых лиц обнаружены признаки административного правонарушения, ответственность, за которую наступает по нормам КоАП РФ, то одновременно с протоколом выдается предписание об устранении допущенного в течение определенного срока. До составления протокола у нарушителя должно быть получено объяснение.
Несогласное с результатами проверки лицо вправе их обжаловать, обратившись в суд.

Инфо

С указанной целью проводятся проверки, ведется наблюдение за деятельностью землепользователей и властных органов по распоряжению земельными участками. Основной контрольной функцией являются меры по предотвращению нарушений прав законных землепользователей.


На сегодняшний день эта проблема очень актуальна. Экономический кризис способствует массовой миграции сельских жителей в города, в связи с чем, участились случаи самозахвата ими муниципальных земель и строительство на них незаконного жилья. Хозяйствующие субъекты так же замечены в нерациональном пользовании земельными участками, предоставленными им на законных основаниях.
Однако не все органы направили проекты планов на согласование. Те же проекты планов, которые были направлены ОМСУ, согласованы быть не могут.
Так как не соблюдены обязательные требования при подготовке плана проверок. Так, органами местного самоуправления при подготовке плана не соблюдается типовая форма ежегодная плана проверок, на согласование представляются проекты планов в отношении физических лиц (согласуется только план проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), на согласование представляются планы проверок на текущий 2015 год, в план проверок включаются лица, не являющиеся правообладателями земельных участков. Ст. 72 Земельного кодекса РФ в новой редакции определила конкретные округа, на территории которых ОМСУ должны осуществлять муниципальный земельный контроль. Так, ОМСУ городского округа проверяют объекты на территории городского округа.

1. Под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.

2. Муниципальный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи.

3. Органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений.

Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных на межселенной территории муниципального района объектов земельных отношений, а также в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений, за исключением случаев, если в соответствии с законом субъекта Российской Федерации данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя полномочия органов местного самоуправления на осуществление муниципального земельного контроля и установление порядка его осуществления, предусмотренные настоящей статьей, могут быть отнесены к полномочиям органов государственной власти этих субъектов Российской Федерации.

5. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация о наличии признаков выявленного нарушения. Должностные лица органов местного самоуправления направляют копию указанного акта в орган государственного земельного надзора.

6. В срок не позднее чем пять рабочих дней со дня поступления от органа местного самоуправления копии акта проверки, указанного в пункте 5 настоящей статьи, орган государственного земельного надзора обязан рассмотреть указанный акт и принять решение о возбуждении дела об административном правонарушении или решение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении и направить копию принятого решения в орган местного самоуправления.

7. Порядок взаимодействия органов государственного земельного надзора с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. В случае выявления в ходе проведения проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требований земельного законодательства, за которое законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, привлечение к ответственности за выявленное нарушение осуществляется в соответствии с указанным законодательством.

9. В случае, если по результатам проведенной проверки в рамках осуществления муниципального земельного контроля должностным лицом органа местного самоуправления выявлен факт размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на котором не допускается размещение такого объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и (или) установленными ограничениями использования земельных участков, указанное лицо в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения данного земельного участка или в случае нахождения данного земельного участка на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Результаты указанной проверки могут быть обжалованы правообладателем земельного участка в судебном порядке.

Осуществление государственного земельного контроля (надзора).

При проведении плановых проверок соблюдения земельного законодательства государственные инспекторы Чертковского района по использованию и охране земель часто сталкиваются с тем, что при получении уведомления о проведении плановой проверки соблюдения земельного законодательства жители Чертковского района не понимают с какой целью и почему именно их проверяют. Что это за проверки, и что им делать при проведении этих самых проверок.

В этой статье я кратко расскажу о проведении плановых проверок соблюдения земельного законодательства.

Государственный земельный контроль (надзор) осуществляется в форме проверок. Проверки соблюдения земельного законодательства проводятся с целью обеспечения соблюдения земельного законодательства и в соответствии с планом проверок, утвержденным главным государственным инспектором Ростовской области по использованию и охране земель. Если в отношении вас проводилась плановая проверка, а в отношении вашего соседа нет, это не значит, что про него забыли. Скорее всего он будет включен в план проверок на следующий год. Таким образом, рано или поздно, проверки соблюдения земельного законодательства коснуться каждого жителя нашего района.

Задачей государственного земельного контроля является обеспечение соблюдения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.

При проведении проверок соблюдения земельного законодательства осуществляется контроль за соблюдением:

а) выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков , самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без оформленных на них в установленном порядке правоустанавливающих документов, а также без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;

б) порядка переуступки права пользования землей;

в) выполнения требований земельного законодательства об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

г) выполнения требований о наличии и сохранности межевых знаков границ земельных участков;

д) порядка предоставления сведений о состоянии земель;

е) исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений .

При получении уведомления о проведении в отношении Вас плановой проверки соблюдения земельного законодательства, Вам необходимо явиться по указанному в уведомлении адресу, взяв с собой паспорт и правоустанавливающие документы (при их наличии) на указанный в уведомлении земельный участок.

Непосредственно при проведении проверки соблюдения земельного законодательства гражданин, руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель , его уполномоченный представитель имеют право:

1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;


2.2 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии


Для осуществления госземконтроля в РФ учреждена система исполнительных органов, наделяемых необходимыми полномочиями и образующих систему специально уполномоченных государственных органов госземконтроля. Госземконтроль осуществляется как федеральными органами, так и органами исполнительной власти субъектов РФ.

В систему федеральных органов, уполномоченных осуществлять контроль за использованием и охраной земель, входят Росреестр, Министерство природных ресурсов и экологии России, Департамент санэпиднадзора Минздрава России, а также Госстрой России. Эти органы обладают как общей, так и специальной, отражающей специфику их деятельности, компетенцией. Так, перечисленные ведомства обладают общими для всех полномочиями по организации проверок качественного состояния земель и функционального зонирования городов и других поселений, внесению предложений о консервации земель. Они также имеют право принимать меры к устранению нарушений земельного законодательства, участвуют в согласовании градостроительной документации.

Дополнительно к этому Росреестр специально уполномочен контролировать соблюдение отдельных требований земельного законодательства: режим использования земель в соответствии с целевым назначением , недопущение самовольного занятия земельных участков. Он также следит за своевременной рекультивацией нарушенных земель, своевременным и качественным выполнением мероприятий по улучшению земель, предотвращению и ликвидации последствий эрозии почв и других негативных изменений, соблюдением сроков рассмотрения заявлений граждан о предоставлении им земельных участков, установлением и сохранностью межевых знаков. Руководитель Росземкадастра наделяется контрольными полномочиями по организации и осуществлению госземконтроля.

Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в дополнение к общим контрольным полномочиям контролирует соблюдение земельного законодательства в части охраны земель. В частности, Министерство контролирует выполнение природоохранных требований при отводе земель под все виды хозяйственной деятельности, соблюдение экологических норм при разработке новой технологии и материалов для обработки почв, требований по предотвращению захламления земель, загрязнению почв сточными водами, минеральными удобрениями, токсичными и радиоактивными веществами, соблюдение режима использования особо охраняемых земель, выполнение мероприятий, по предотвращению порчи и уничтожения плодородного слоя почвы и др.

Компетенция Госстроя России распространяется на земли городских и сельских поселений. Перед ним ставятся задачи по осуществлению контроля за соблюдением земельного законодательства при всех видах градостроительной деятельности, включая контроль за соблюдением норм и правил планировки и застройки, предотвращению самовольного строительства, сноса зданий и сооружений, установленного порядка использования территорий с особым режимом градостроительной деятельности.

На уровне субъектов РФ по мере необходимости могут создаваться органы государственного земельного контроля. Они осуществляют госземконтроль в рамках своей компетенции только на территории соответствующего субъекта РФ. К примеру, Государственная земельная инспекция Московского земельного комитета контролирует использование и охрану земель в г. Москве, профилактику, выявление и устранение нарушений земельного законодательства на территории города. Специально уполномоченными государственными органами, осуществляющими государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель, являются, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (управление Росприроднадзора), Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (управление Россельхознадзора).

Утвержденное указанным Постановлением Правительства РФ Положение устанавливает порядок осуществления государственного земельного контроля Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и их территориальными органами.

Уполномоченные органы при осуществлении государственного земельного контроля взаимодействуют в установленном порядке с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, правоохранительными органами, организациями и гражданами.

Государственные инспекторы по использованию и охране земель Росреестра имеют право:

а) запрашивать в соответствии со своей компетенцией и безвозмездно получать от федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и граждан необходимые для осуществления государственного земельного контроля сведения и материалы о состоянии, использовании и охране земель, в том числе документы, удостоверяющие права на земельные участки и находящиеся на них объекты, а также сведения о лицах, использующих земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, в части, относящейся к предмету проверки;

б) посещать при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами (в порядке, установленном для их посещения), для осуществления государственного земельного контроля;

в) посещать при предъявлении служебного удостоверения организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами (в порядке, установленном для их посещения), для осуществления государственного земельного контроля;

в) давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий.


2.3 Формы и методы государственного земельного контроля


Государственный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в порядке, установленном специально уполномоченными органами, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан.

Внеплановые проверки проводятся: для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства; в случае получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушений земельного законодательства.

Юридические и физические лица, использующие земельные участки, в отношении которых проводятся проверки, обязаны обеспечить должностным лицам специально уполномоченных органов доступ на эти участки и представить документацию, необходимую для проведения проверки.

Лица, препятствующие осуществлению государственного земельного контроля, применяющие угрозу насилия или насильственные действия по отношению к осуществляющим этот контроль должностным лицам, несут установленную законодательством РФ ответственность.

В свою очередь, должностные лица уполномоченных органов несут установленную законодательством РФ ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению государственного земельного контроля.

Государственные инспекторы по использованию и охране земель наделяются значительными правами:

·посещать организации и объекты, обследовать земельные участки, находящиеся в собственности, владении, пользовании и аренде, а также земельные участки, занятые военными, оборонными и другими специальными объектами;

·давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения требований земельного законодательства, а также об устранении нарушений, выявленных в ходе проведения проверок;

·составлять по результатам проверок акты с обязательным ознакомлением с ними собственников, владельцев, пользователей, арендаторов земельных участков;

·составлять протоколы о нарушениях земельного законодательства и направлять их соответствующим должностным лицам для рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью привлечения виновных лиц к ответственности;

·безвозмездно получать сведения и материалы о состоянии, использовании и охране земель;

·обращаться в органы внутренних дел за содействием в предотвращении или пресечении действий, препятствующих осуществлению инспекторами законной деятельности, а также в установлении личности граждан, виновных в нарушении земельного законодательства.

Мероприятия по государственному земельному контролю в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны проводиться в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Указанный Закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В соответствии с Законом проверки подразделяются по видам на плановые и внеплановые, по форме проведения - на документарные и выездные. Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям. Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства, может быть проведена в ряде случаев, установленных в Законе, только после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

В отдельных случаях, установленных в Законе и обусловленных неотложной необходимостью проверки (например, если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде), предварительное согласование внеплановой проверки с органами прокуратуры не требуется: допускается извещение прокуратуры в установленные сроки о начале проверки.

Срок проведения проверки не может превышать двадцать рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного земельного контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий - не более чем на пятнадцать часов.

Проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного земельного контроля. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного земельного контроля.

Особые требования установлены к проверкам юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации. Так, например, плановая проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации проводится в отношении не более чем 10% общего числа членов саморегулируемой организации и не менее чем двух членов саморегулируемой организации в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, если иное не установлено федеральными законами .

При проведении проверки должностные лица органа государственного земельного контроля не вправе:

) проверять выполнение обязательных требований, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного земельного контроля;

) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку в случае отсутствия при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случаев, установленных в Законе;

) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов;

) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных образцов, проб по установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора образцов, проб и методами их исследований, испытаний, измерений, техническими регламентами или действующими до дня их вступления в силу иными нормативными техническими документами и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

) распространять информацию, полученную в результате проведения проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

) превышать установленные сроки проведения проверки;

) осуществлять выдачу юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предписаний или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

По результатам проверки должностными лицами органа государственного земельного контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах.

К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны вести журнал учета проверок по типовой форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующий орган государственного земельного контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо , индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного земельного контроля.

Порядок проведения государственного земельного контроля, установленный в федеральном законодательстве, уточнен в Административном регламенте исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции по государственному земельному контролю, утв. Приказом Министерства юстиции РФ от 27 декабря 2007 г. N 254.

Прежде всего, данным Административным регламентом установлена последовательность действий при исполнении государственной функции по проведению государственного земельного контроля.

Государственная функция осуществляется в следующей последовательности:

) планирование проверок;

) подготовка к проведению проверки;

) проведение проверки и оформление ее результатов;

) подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении;

) рассмотрение дела об административном правонарушении;

) пересмотр постановлений по делам об административных правонарушениях;

) исполнение постановления о назначении административного наказания;

) контроль за устранением нарушений земельного законодательства.

В Регламенте детально прописываются процедуры, происходящие в процессе контрольных мероприятий. Кроме того, Административным регламентом установлен порядок обжалования действий (бездействия) и решений, осуществляемых (принятых) в ходе государственного земельного контроля.

Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, а также лица, препятствующие осуществлению государственного земельного контроля, применяющие угрозу насилия или насильственные действия по отношению к осуществляющим этот контроль должностным лицам, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях (гл. 8) и Уголовным кодексом РФ (гл. 26).

Должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несут дисциплинарную ответственность.

В случае непредставления или несвоевременного представления собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами, арендаторами земельных участков информации они привлекаются к административной ответственности в соответствии со статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Должностные лица уполномоченных органов несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них функций по осуществлению государственного земельного контроля.


Заключение


В сегодняшних условиях государственный контроль за соблюдением земельного законодательства и рациональным использованием земель приобретает еще большее значение, чем раньше. Ведь законодательство о земельной реформе предоставляет собственникам, землевладельцам, землепользователям и арендаторам широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле. Но в то же время такая деятельность, по Конституции РФ, не должна наносить ущерб окружающей природной среде и нарушать права и законные интересы иных лиц. Однако действия государственного земельного контроля никогда не будут эффективными без тесного взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления.

Углубление земельной реформы в России вызывает необходимость совершенствования правового механизма государственного земельного контроля.

В последнее время нашим законодателем сделаны определенные положительные шаги в области совершенствования правового института государственного контроля за охраной и использованием земель. Действующий Земельный кодекс Российской Федерации ставит государственный земельный контроль на первое место среди видов земельного контроля, тем самым, подчеркивая его важность и актуальность в условиях рынка. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях повышает ответственность землепользователей за правонарушения в области охраны и использования земель.

Принятие указанных законодательных актов в определенной мере способствует повышению эффективности земельного контроля на основе улучшения взаимодействия контролирующих, правоохранительных и судебных органов, широкомасштабного внедрения передовых методов контроля за состоянием земель, что в комплексе с мерами организационного, экономического и воспитательного характера должно обеспечить формирование бережного отношения к земельным ресурсам и создание необходимых условий для сохранения и повышения плодородия почв в новых экономических условиях.

Для улучшения работы по организации государственного контроля за охраной и использованием земель и повышения его результативности целесообразно:

·наладить на должном уровне взаимодействие органов, осуществляющих государственный контроль за охраной и использованием земель;

·улучшить материально-техническое обеспечение государственного земельного контроля и установить систему материального поощрения государственных земельных инспекторов за эффективную работу по выявлению и устранению нарушений земельного законодательства.

В свою очередь без обеспечения рационального и эффективного использования земель невозможно создание свободного и конкурентного рынка недвижимости в России.

Конечным общественно значимым результатом достижения данной цели является создание свободного и конкурентного рынка недвижимости, обеспечивающего равные возможности для всех слоев населения и всех категорий предприятий, независимо от форм собственности.

Уровень выполнения данной цели характеризуется показателем сокращения сроков предоставления сведений из государственного кадастра объектов недвижимости, который к 2011 году должен составить 4 дня в отличие от существующих нормативов в 30 дней.

При проведении мероприятий по государственному земельному контролю Росреестр должен обращать особое внимание на факты указывающие на наличие нарушения земельного законодательства с целью включения данных объектов в план проведения проверок и проведения в установленном порядке внеплановых проверок, практиковать проведение документарных проверок, используя при этом материалы межевания земельных участков как юридических так и физических лиц, активизировать работу во взаимодействии с судебными приставами по взысканию наложенных административных штрафов, наладить в рамках информационного обмена взаимодействие с органами муниципального земельного контроля, практиковать проведение совместных проверок по соблюдению земельного законодательства с органами прокуратуры и другими федеральными контролирующими органами.

Считаю, что тема моей курсовой работы на тему «Государственный земельный контроль» раскрыта. Раскрыты понятия и значения государственного земельного, муниципального и общественного контроля для охраны использования земель Российской Федерации и роль федерального агентства кадастра объектов недвижимости как субъекта государственного контроля.

Заказ работы

Наши специалисты помогут написать работу с обязательной проверкой на уникальность в системе «Антиплагиат»
Отправь заявку с требованиями прямо сейчас, чтобы узнать стоимость и возможность написания.

Область земельного контроля регулирует Земельный кодекс в комплексе с Постановлением Правительства № 1 от 2 января 2015 г. Надзор реализуется рядом государственных органов: структурами местного самоуправления, представителями исполнительной власти и комитетами (по земельной политике, охране окружающей среды, строительству и санэпидслужбой).

Что такое земельный контроль

Под земельным контролем понимается комплекс мероприятий для обеспечения эффективности управления земельным фондом. Он призван следить за правомерностью действий всех категорий граждан в отношении соблюдения земельного законодательства. Меры воздействия надзорных органов нацелены на сохранение существующего фонда земель, на устранение случаев противоправных действий и реализацию наказаний к лицам, нарушившим нормы законодательства.

Мониторинг государственных органов затрагивает такие вопросы:

  • недопущение самовольного захвата земель;
  • устранение случаев незаконной эксплуатации земель без наличия разрешительной документации;
  • переоформление юридическими лицами участков;
  • регулирование процедур приобретения земли;
  • мониторинг соответствия характера эксплуатации наделов их целевому предназначению;
  • регулирование порядка выделения участков;
  • обеспечение пригодности земельного фонда к эксплуатации в соответствии с их целевым предназначением;
  • размежевание границ между участками.

Каковы функции надзорных органов в отношении ИП и ЮЛ

Функции надзорных структур носят характер:

  • предупредительный;
  • информационный;
  • карательный.

Предупредительные действия направлены на профилактику правонарушений, информационные мероприятия нацелены на сбор и систематизацию сведений об объектах, подконтрольных данному органу. Карательные меры регулируют выявление виновных лиц в правонарушениях в отношении земельного фонда, определение формы наказания для них и контроль реализации наказания.

Надзор проводится в нескольких формах:

  • в виде проверок планового и внепланового характера;
  • непрерывного мониторинга соблюдения норм правовых актов;
  • устранения обнаруженных нарушений.

Мониторинг реализуется с помощью обследования объектов земельного фонда, анализа действующих законодательных документов.

Функции земельного контроля распространяются на деятельность предпринимателей по:

  1. Рекультивации земельных объектов.
  2. Улучшению земель.
  3. Реализации мер по защите почв от всех видов эрозии.
  4. Использованию земель Лесного фонда для предотвращения незаконной вырубки лесов, изменения целевого назначения участков на пашни или под строительство коммерческих сооружений.
  5. Соблюдению норм эксплуатации участков в водоохранной зоне.
  6. Поддержанию уровня плодородности сельскохозяйственных земель.
  7. Способам воздействия на плодородные слои грунта для предупреждения действия по самовольному снятию плодородных слоев, истощению земель и их загрязнению химическими веществами.

Виды земельного контроля

Земельный контроль классифицируется по двум критериям. По направленности надзорных мероприятий выделяют:

  • внешний мониторинг (надведомственный тип);
  • внутренний (разновидность внутриведомственного контроля).

По признаку субъекта надзор подразделяется на группы:

  • государственного уровня;
  • муниципального типа;
  • производственная разновидность;
  • система контроля общественности.

На государственном уровне надзор реализуется через обнаружение нарушений в отношении федерального законодательства, профилактику незаконных действий и обеспечение выполнения пользователями наделов из числа предпринимателей норм охраны земли.

СПРАВОЧНО! Общий государственный надзор осуществляется Правительством и Президентом, за проведение специального вида государственного надзора несет ответственность исполнительная власть.

Особенности государственного типа надзора:

  • мониторинг касается всех категорий земельных участков;
  • анализируется деятельность любых субъектов хозяйствования без учета их формы собственности;
  • органы надзора наделены широким набором инструментов административного принуждения в форме штрафов, предупреждений, предписаний, протоколов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для защиты своих прав предприниматели могут использовать положения закона № 134-ФЗ от 08.08.2001г., который гарантирует защиту от произвола должностных лиц, представляющих органы надзора.

Муниципальная форма надзора реализуется усилиями органов местного самоуправления. Задачами этого типа контроля являются:

  • профилактическая работа с пользователями земель;
  • обнаружение фактов противоправной деятельности по отношению к нормам законодательства;
  • ликвидация правонарушений в пределах муниципалитета;
  • организация системы контроля выполнения пользователями наделов стандартов законодательства;
  • налаживание эффективной схемы мониторинга.

Особенности контроля муниципального уровня:

  • контролирующие лица не могут совмещать свои функции с полномочиями органов надзора государственного уровня;
  • мониторинг касается только вопросов законности использования земель, не затрагивая проблемы охраны земельных территорий.

Общественный тип контроля реализуется гражданами государства и их добровольными объединениями. Мониторинг нацелен на обеспечение законности и объективности решений властей разных уровней, которые затрагивают правила эксплуатации земельных участков и могут нарушить права физических или юридических лиц. Дополнительный блок функций общественного контроля связан с необходимостью всестороннего отслеживания соблюдения норм эксплуатации земель, их экологической охраны.

В роли контролеров могут выступать:

  • территориальные структуры общественного самоуправления;
  • отдельные граждане РФ;
  • объединения общественности.

Производственный надзор реализуется через специализированные органы предприятий или работников ИП. В список их задач входит проверка соблюдения норм законодательства в процессе хозяйствования. Этот вид мониторинга является наиболее оперативной формой контроля правил использования территорий земельных наделов и соблюдения экологических стандартов.

Порядок проведения

Порядок реализации контроля осуществляется через такие мероприятия:

  • регулярные осмотры земельных наделов;
  • посещение предприятий, которым выделены земельные участки;
  • при обнаружении нарушений правил эксплуатации во время очередного визита на земельные участки предпринимателей должностные лица контролирующих органов выдают предписания по устранению конкретных нарушений и обеспечению охраны земель, которые обязательны для исполнения всеми категориями предпринимателей;
  • при правонарушениях формируют протоколы, чтобы передать сведения об этом факте для рассмотрения комиссией, результатом этих процедур станет привлечение виновных лиц к конкретной мере ответственности;
  • назначают штрафные санкции.

Предприниматели, уличенные в нарушениях земельного законодательства, не имеют права препятствовать представителям надзорных органов в проведении проверки. При попытках физического воздействия или психологического давления на контролирующих должностных лиц к виновникам могут быть применены дополнительные формы наказания. Пользователи земельных наделов обязаны во время проведения проверки обеспечить свое присутствие на участке или делегировать для представления интересов компании одного из сотрудников.

ВАЖНО! При несогласии с действиями или выводами должностных лиц государственных органов контроля предприниматели могут подать письменную жалобу в вышестоящий орган или обратиться в судебную инстанцию.

Результат контроля

Результаты контроля оформляются актами проверок. При обнаружении нарушений к акту прикрепляются составленные проверяющими лицами предписания об устранении недочетов. При наличии в отношении конкретного предпринимателя выданных ему ранее протоколов об административных правонарушениях, их также прикладывают к акту. При формировании предписаний в тексте документа важно указать срок исполнения его норм.

По итогам проведенных проверок и анализа текущих тенденций в правонарушениях надзорными органами составляются прогнозы в отношении исполнения норм законодательства в кратко- и долгосрочной перспективе. Систематизированные данные проверок используются при формировании основного блока национального доклада государственных органов об использовании и текущем состоянии земель страны.



Просмотров