Оспаривание нормативно-правовых актов. Как оспорить федеральный закон Как можно обжаловать федеральный закон

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Если есть основания – они всегда могут начать процедуру оспаривания. Но для этого необходимо знать регламент и возможность изменения внесения или полное аннулирование действия того или иного документа.

Определение нормативно-правовых актов

До 2007 г четкое определение нормативных документов отсутствовало. Но в Постановлении Пленума ВР РФ №48 даны признаки нормативно-правовых актов. Фактически они являются продуктом правотворчества и принимаются по определенным правилам в зависимости от вида государственной структуры.

По силе акты можно разделить на следующие категории:

  • Закон. Они обладают высшей юридической силой и принимаются органами государственной власти с соответствующими полномочиями. Отличают конституционные и обыкновенные. По сроку действия — постоянные, временные или чрезвычайного характера.
  • Подзаконный акт. Основой для них служит принятый ранее закон. Этим видом документов могут уточнить некоторые трактовки или определить исключения из правил.

Для начала процедуры оспаривания нормативно-правовых актов необходимо изучить Кодекс административного судопроизводства №21-ФЗ.

Он был принят относительно недавно – в марте 2019 г. В нем дано четкое определение возможности признать тот или иной государственный документ недействительным, а также признаки нарушения прав. Эти правила описаны в IV разделе, главе №21 закона. Но для однозначного чтения тех или иных норм рекомендуется обратиться к профессиональным юристам, специализирующихся на подобных делах.

В каких случаях начинают процедуру обжалования

Основная задача суда – определить наличие тех или иных нарушений в содержании или принятии нормативно-правового акта. Для этого проводится ряд процедур, направленных на сравнение его положений с другими нормами законодательства. По умолчанию они должны иметь большую юридическую силу и относиться к разряду законов первого порядка.

На практике основанием для оспаривания нормативно-правового акта может быть следующее:

  • Он нарушает действующие нормы законодательства. При этом юридически документ не имеет высшую силу, чем действующий закон.
  • Его содержание не соответствует нормам международного права. Акт ущемляет права определенной категории граждан РФ предпринимателей или общественных деятелей (организаций).
  • При принятии документа в регламенте были допущены серьезные нарушения. Чаще всего это происходит на местном уровне – в городских или поселковых советах. В таком случае любой субъект РФ, к которому могут быть применены нормы принятого акта вправе оспорить его.

Сложнее всего определить, где именно было допущено нарушение. Но для этого существуют конкретные полномочия суда, которые позволяют выполнять процессуальные действия – привлечение сторонних специалистов для анализа документа, создание специальной комиссии или другие методы определения законности акта.

Примечательно, для подобных дел не предусмотрен срок давности.

Разбирательство можно начать в любое время, пока документ имеет законную силу. Но в случае его отмены, если для истца действие правового акта стало причиной материальных или моральных убытков, срок давности не определен.

Инициаторы процесса

Законом определен четкий круг лиц, общественных и государственных организаций, которые вправе обжаловать тот или иной действующий документ. Главным условием является его влияние на профессиональную деятельность, возможное ущемление каких-либо прав или свобод. Точный перечень субъектов РФ и их возможность начать процедуру оспаривания прописаны в статье №208 раздела IV закона №21-ФЗ.

Подать административный иск вправе следующие категории граждан, организаций, управляющих и правительственных структур:

  • субъекты РФ, на которых напрямую влияет действие потенциально ошибочного документа;
  • оспаривание основополагающих законов может начать прокурор (если это входит в его компетенцию), Президент или Правительство РФ;
  • общественное объединение, если акт частично или полностью нарушает права и свободы граждан определенной категории, независимо от статуса организации;
  • Центральная избирательная комиссия, если содержание документа напрямую влияет на процесс проведения выборов или свободы волеизъявления субъектов РФ.

Если предварительная проверка не выявила нарушений в содержании или порядке принятия — обратиться в суд для оспаривания невозможно. Исключение – есть доказательства неправомочности проводимых исследований или экспериментов. Но подобные вопросы возникают редко, так как во время проверки придерживаются действующих норм. На практике оспорить уже проверенные нормативно-правовые акты весьма затруднительно.

Рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов

Для начала процедуры оспаривания необходимо выполнить все вышеописанные условия. Обратиться в суд вправе только те лица или организации, деятельность которых незаконно ограничена документом. Затем выбирается подсудность рассматриваемого дела, подготавливается пакет документов и доказательная база.

Нюансы оспаривания:

  • составляется исковое заявление, в котором указывается истец, полный перечень претензии к действующему акту и прилагаются доказательства его неправомочности;
  • максимальный срок рассмотрения дела составляет 2 месяца (статья 213);
  • на время проведения процесса суд вправе приостановить действие документа (статья 211);
  • существует возможность объединения нескольких дел в рамках одного процесса, если рассматриваются схожие по содержанию нормы (статья 212).

Эти тонкости необходимо учитывать не только во время проведения судебного процесса, но и до него. Так открывается возможность на предоставление дополнительных доказательств – заявлений, выписок или показаний свидетелей. Важно, чтобы их форма соответствовала требованиям главы 6 закона №21-ФЗ.

Определяем суд

После сбора всех доказательств и определившись с перечнем превенций, нужно правильно выбрать подсудность будущего дела. Для этого следует изучить содержание главы №2 закона №21-ФЗ. Если неправильно выбрать место рассмотрения — иск будет отклонен на законном основании.

Перечень судов, которые вправе изменять действие нормативно-правовых актов:

  • Верховный Суд РФ, мировые судьи или общей юрисдикции. В их компетенции рассматривание всех административных дел, кроме тех, которые обсуждаются на заседаниях Конституционного суда РФ (статья 17).
  • Военные суды. В их ведомстве установить правомерность акта, относящегося к действенности военных учреждений или подчиненных им организаций (статья 18).
  • Районный суд. Дела в этой юридической инстанции обсуждаются редко и являются скорее исключением, чем правилом (статья 19).
  • Суды республики, краевые, областные или городские. Иски в эти инстанции подаются, если действие административно-правового акта ограничено территориально (статья 20).

В арбитражном суде рассматривается оспаривание только в том случае, если дело не относится ни к одному из вышеперечисленных юридических инстанций. Для каждой из них есть определенная форма искового заявления. Ее образец можно взять в секретариате суда или воспользоваться услугами юристов. Последнее рекомендуется, если рассматриваемое дело сложное.

Участники

Во время разбирательства дела об оспаривании возможно привлечение сторонних лиц или представителей организаций. Сделать это могут ответчик, истец или суд. Подобная мера позволяет уточнить подробности принятия акта или толкование его содержания. Эти показания относятся к категории свидетельских, поэтому если лица (организации) не были указаны в доказательной базе – во время заседания необходимо подать ходатайство об их привлечении к процессу.

Для выявления всех обстоятельств принятия документа или для консультации могут быть привлечены следующие категории лиц:

  • руководство или председатель собрания, которыми был принят административно-правовой акт;
  • ответственные лица, обнародовавшие его или давшие согласие на вступление в законную силу;
  • независимые или штатные эксперты.

Законом оговорена ответственность за уклонение в даче показаний для государственных служащих. Это может выражаться в наложении штрафа или административных мерах. Они описаны в статье №336 ГПК РФ.

Возможные причины отказа

В процессе заседания или даже до него суд имеет право отказать в рассмотрении иска. Основанием для этого могут быть нарушения в подаче документов, регламенте проведения дела или другие обстоятельства. К этому нужно быть готовым заранее, чтобы избежать подобных ошибок.

Частые причины отказа в оспаривании:

  • Отсутствие объективных попираний прав и свобод истца действием акта. Пример – в суд подает иск ЧЛ, не являющееся предпринимателям, для оспаривания административно-правового акта, который касается коммерческой длительности.
  • Истец не имеет право отстаивать интересы третьих лиц, организаций или групп. Исключение — эта возможность предусмотрена Федеральным законом.
  • Рассматриваемый документ не относится к категории нормативно-правовых актов. Это может быть еще не принятый или отклоненный проект.
  • Документ утратил свою законную силу. Это же относится не только к его полному содержанию, но и к какой-либо части. Подобная ситуация возникает, если истец не был осведомлен о последних изменениях в содержании.
  • Законность акта проверена. Нюансы этой процедуры описаны выше.

Если эти признаки отсутствуют – суд обязан рассмотреть дело в положенные сроки. После вынесения решения содержание акта может быть изменено или его действие полностью приостановлено.

Последствия положительного решения суда

КАС - это 9 разделов и 365 статей.

К сожалению, на момент написания материала мало, что известно о практике рассмотрения дел по его применению. Поэтому остановлюсь о новом, с чем придется встретиться при защите в административных судах нарушенных прав.

В связи с началом действия КАС, утратили силу:

Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (ФЗ от 08.03.2015 г. №22-ФЗ);

Подраздел 3 раздела 2 ГПК РФ, где среди прочего была Глава 25, в соответствии с которой граждане оспаривали решения, действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Первое.

Особенностями судопроизводства по КАС РФ являются и следующие:

Этот порядок распространяется только на административные дела, рассматриваемые Верховным судом РФ и судами общей юрисдикции, и не влияет на сферу подведомственности арбитражных судов;

Он не регулирует порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, которые рассматриваются в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Второе.

Только через КАС теперь граждане и общественные организации могут обжаловать решения и действия органов власти, их должностных лиц и чиновников.

Теперь только граждане, имеющие диплом о высшем юридическом образовании могут лично, без юриста - представителя, участвовать в судебных решениях по оспариванию в суде регионального уровня или в Верховном суде РФ законов и других нормативных правовых актов.

Представителем в суде в соответствии с КАС могут быть лишь лица, имеющие высшее юридическое образование (статья 55 КАС РФ).

То есть, теперь активисты и граждане, имеющие большой практический опыт отстаивания прав граждан в судах и не имеющие высшего юридического образования, в суде участвовать не могут. Это, конечно же, прискорбно.

Действительно, юристов очень и очень много, но и сейчас трудно среди них найти специалиста. После ВУЗа большинство юристов получают возможность работать, но далеко не все из них становятся специалистами в области права. Не все из них, даже проработавшие …лет стали профессионалами в своем деле. Трудность, с которой столкнутся граждане, заключается и в том, что в случае проигрыша в суде, заявителя будут наказывать рублем. Они будут оплачивать «все понесенные по делу судебные расходы».

В это понятие входят, к примеру,: оплата экспертов, специалистов и переводчиков (для иностранцев и апатридов), оплата расходов свидетелей, оплата расходов на проезд и проживание сторон и заинтересованных лиц, связанных с явкой в суд, почтовые расходы, оплата услуг представителей и «другие признанные судом необходимыми расходы».

Причем все это касается ведения дела во всех инстанциях: первой апелляционной, кассационной и надзорной.

Если же заявитель в ходе судебного процесса отказывается от своего «административного иска», то он обязан возместить «административному ответчику» все понесенные им расходы. В КАС, конечно же, есть норма о том, что расходы на представителей суд присуждает оплачивать в «разумных пределах», но какими именно будут эти «разумные пределы», остается на усмотрение судьи.

Третье.

Сроки обращения в КАС установлены статьей 219. По общему правилу - это 3 месяца со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Если установленный срок для обращения в суд пропущен, суд все равно принимает иск к производству и выясняет причины пропуска срока уже в судебном заседании. Срок, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом. Рассмотрение и разрешене административных дел судами общей юрисдикции по общему правилу нового кодекса не должны превышать 2 месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд.

В целях ускорения времени в КАС РФ установлена возможность упрощенного (письменного) производства по делу в следующих случаях:

Если всеми участвующими в деле лицами заявлены ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории дел не является обязательным;

Если истец ходатайствует, а ответчик не возражает против упрощенного порядка;

Если сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает 20 тысяч рублей (статья 291 КАС РФ).

В порядке упрощенного производства административные дела рассматриваются судьей без вызова сторон в 10-дневный срок, копия решения направляется сторонам на следующий день после его вынесения.

Четвертое. О новом в КАС.

Примерно на 70% нормы КАС соразмерны другим Кодексам, но есть и новое. Расскажу лишь о некоторых. Согласно КАС РФ гражданин, как и сейчас, имеет право оспаривать решения, действия и бездействие государственных и муниципальных органов, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица. При этом, он может сделать это только в том случае, если были нарушены именно его права. Принцип состязательности и равноправия сторон в КАС РФ дополнен фразой «при активной роли суда».

Теперь суд при рассмотрении дела имеет право:

Выйти за пределы заявленных требований, т.е. за предмет административного искового заявления или приведенных административным истцом оснований и доводов (статья 178);

Истребовать доказательства по делу по собственной инициативе, то есть без соответствующего ходатайства, заявленного участником спора (статьи: 226, 247, 289).

Новым являются и положения Главы 7 КАС, предусматривающие меры предварительной защиты, т.е. обеспечительные меры.

К примеру, теперь Суд по заявлению административного истца суд может приостановить полностью или в части действие оспариваемого решения, запретить совершать определенные действия, или принять иные меры, действующие до принятия судом решения по административному делу.

Появилась и новая норма в отношении формирования иска. В соответствии с ней, административный истец по своему выбору может либо приложить к иску копию искового заявления с приложениями для ответчика, либо сам направить копии ответчику, а к иску приложить документы об отправке.

КАС развивает возможность использования электронных документов, направляемых суду через сеть «Интернет», предусматривает возможность участия в рассмотрении административного дела путем использования систем видеоконференц-связи.

Порядок рассмотрения административных дел по КАС строже. По аналогии с УК РФ и КоАП РФ здесь введены меры процессуального принуждения, применяемые судом к лицам, нарушающим установленные правила и препятствующим судопроизводству: ограничение выступления участника судебного разбирательства; лишение слова; предупреждение; удаление из зала судебного заседания; привод; обязательство о явке; судебный штраф.

Новеллой в КАС стала статья 42, предусматривающая возможность обращения в суд группы лиц с коллективными административным исковым заявлением. Такие дела подлежат рассмотрению суда в случае, если ко дню обращения в суд лица, выдвинувшего требование о защите прав и законных интересов группы лиц, к указанному требованию присоединилось не менее двадцати лиц.

Это присоединение осуществляется путем подписания текста административного искового заявления либо подачи в письменной форме отдельного заявления о присоединении к административному исковому заявлению.

Основанием для коллективного искового заявления являются условия, перечисленные в части 1 статьи 42 КАС. Кроме прочего, к таким условиям относятся однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований, а также наличие общего административного ответчика (административных соответчиков). И последнее. Сравнение КАС с ГПК РФ показывает, что основная часть его положений заимствована из ГПК РФ с нововведениями. Похоже, что КАС не смог реально уравнять граждан и организаций в правах с государством при рассмотрении споров, вытекающих из публичных правоотношений. Кроме того, все споры с государством из экономической деятельности продолжат рассматриваться по правилам АПК РФ, а не по КАС. Поэтому лишь практика применения

Законы пишут люди, а значит, в них может быть допущена ошибка, либо в соответствии с прогрессом человечества, тот или иной закон утратил свою реальную силу, что означает, − возможно нарушение ваших прав.

Защита прав личности − это основной закон нашей Конституции, а значит, есть шанс оспорить закон, который ущемляет права человека. По статистике, Верховного суда РФ, около 30% оспариваемых актов, в результате судебного разбирательства, признаются не действительными. Так как же оспорить закон и что для этого необходимо, давайте попытаемся разобраться.

Причины оспаривания закона

Для начала, отметим то, что в отличие от Европейских стран, где закон может нарушить права лишь теоретически и человек предвидя данную возможность может обратиться в судебный орган для защиты своих прав в дальнейшем, в России такая практика не принята. В России обжаловать законный документ имеет право лишь человек, чьи права ущемлены непосредственно и в данный момент.

Таким образом, обжаловать закон, который не соответствует Конституции РФ, либо ратифицированными РФ международными соглашениями, непосредственно ущемляющие ваши права определенными деяниями, согласно данной статье. Обжаловать можно как всю статью закона, так и ту ее часть, которую вы считаете несправедливой по отношению к вашим правам.

Куда подавать жалобу

Вам необходимо обстоятельно обосновать причину оспаривания вами закона или его части и подать исковое заявление в Федеральный судебный орган. Вам могут отказать в рассмотрении дела вообще, либо в рассмотрении именно данного деяния. В такой ситуации вам предстоит обжаловать данный факт в высших инстанциях судебных органов, вплоть до Верховного суда.

В случае, если и решением Верховного суда вы остались недовольны, то последней высшей инстанцией для вас является Конституционный суд. Помните, что окончательное решение по внесению изменений в закон, выносится именно Конституционным судом и его решение обжалованию не подлежит даже в случаях отказа.

Исходя из вышеописанного, становится ясным то, что без определенного знания законодательства, решить самостоятельно вопрос как оспорить закон, будет достаточно сложно. Поэтому лучшим способом понять, есть ли у вас шанс бороться за свои права и какие у вас шансы на положительное решение проблемы − это обратиться к профессиональному адвокату.

По Москве и Московской области, так же как и по всем регионам России, вам предоставят свои услуги адвокаты, которые разъяснят ваши права и возможности. Для срочных консультаций по данному вопросу, для вас работает юрист в онлайн режиме.

В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. №2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились правоотношения, предусмотренные актом.

С заявлением в суд об оспаривании нормативного правового акта (признании его недействующим, противоречащим закону полностью или в части) вправе обратиться гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным нормативным актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции.

С заявлением в суд об оспаривании нормативного правового акта может обратиться Президент РФ, Правительство РФ, законодательный (представительный) орган субъекта РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным актом нарушена их компетенция.

В соответствии с пунктом 3 статьи 251 ГПК не подлежат рассмотрению в суде в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК, заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ.

Компетенция Конституционного Суда РФ определена в статье 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 г. №1-ФКС «О Конституционном Суде Российской Федерации». В соответствии с этой компетенцией Конституционный Суд РФ:

  • 1) Рассматривает дела о соответствии Конституции РФ: а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящихся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) договоров между органами государственной власти субъектов РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ.
  • 2) Проверяет по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
  • 3) Дает толкование Конституции РФ.

Заявления об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности в соответствии со статьями 24 ,26, 27 ГПК.

К компетенции районного суда относятся заявления, в которых оспариваются нормативные правовые акты, не указанные в статьях 26,27 ГПК. В районный суд заявление подается по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего нормативный акт.

Требования к заявлению установлены в статье 131 ГПК. Кроме того, заявление должно содержать дополнительные данные о наименовании органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, принявших оспариваемый нормативный акт, о его наименовании и дате принятия, указание, какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются этим актом.

К заявлению приобщается копия оспариваемого нормативного акта с указанием, каким средством массовой информации и когда он был опубликован.

Подача заявления не приостанавливает действие оспариваемого акта.

Если имеется вступившее в законную силу решение суда, которым проверена законность оспариваемого нормативного правового акта по основаниям, указанным в заявлении, судья отказывает в принятии заявления.

Заявление рассматривается судом в течение месяца, а Верховным Судом - в течение трех месяцев со дня его подачи. Отказ заявителя от своего требования не влечет за собой прекращение производства по делу. Не является обязательным для суда и признание требования субъектом, принявшим нормативный акт.

Если суд признает, что нормативный акт не противоречит федеральному закону или иному нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. В противном случае суд признает нормативный акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного, указанного судом, времени.

Решение суда о признании нормативного акта недействительным влечет за собой утрату силы этого акта, а также других нормативных актов, которые основаны на признанном недействительном нормативном акте или воспроизводящим его содержание.

Решение суда публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. Повторным принятием такого же акта решение суда не может быть преодолено.

В определенных случаях завещание может быть признано не имеющим силы, а следственно возможно оспорить наследство. Такой вариант становится возможен в ряде случаев, прописанных в РК России:

  • несогласованность с действующим законодательством;
  • если на момент подписания бумаг наследодатель был признан недееспособным;
  • завещание было подписано с оказанием давления;
  • наследодатель не имел всей информации при оформлении бумаг.

Законные основания для оспаривания

По законодательству завещание является действующим при соблюдении ряда условий, помимо описанных ранее пунктов. Например:

  • несоответствие бумаг всем тонкостям и нормам, зафиксированным в законодательстве;
  • несоблюдение норм пункта о подтверждении достоверности бумаг;
  • документы поданы без подписи завещателя;
  • существуют доказательства подделки завещания.

Порядок действий

Опротестовать завещание наследователи смогут только обратившись в суд, что основано на факте невозможности достижения мирного разрешения сложившейся ситуации.

Решая вопрос можно ли оспорить наследство, следует придерживаться определенных действий связанных с обращением с судебное учреждение:

  • исковое заявление необходимо подавать в соответствии с определенными законом сроками;
  • подача бумаг, удостоверяющих факт несоблюдения либо отсутствия законных обстоятельств для принятия наследства иным наследником;
  • предоставление оформленного иска в судебное учреждение;
  • прохождение судебного разбирательства;
  • итоги судебного разбирательства;
  • передача бумаг в нотариат, с соответствующим заявлением о замене свидетельства о наследовании в соответствии с решением суда.

Требуемые документы

В соответствии с законными нормами, для запуска процедуры оспаривания в судебное учреждение необходимо передать следующие бумаги:

  • сам иск, его ксерокопии в количестве, соответствующем числу участников разбирательства;
  • квитанция о платеже по государственной пошлине;
  • бумаги, удостоверяющие факт смерти лица, составившего завещание;
  • подтверждение права на имущество по наследству;
  • подтверждение родства с завещателем;
  • доверенность, если иск подается от имени истца его доверенным лицом.

Куда необходимо обратиться?

Исходя из того, что конкретно будет подвержено процедуре оспаривания, нужно будет определяться с выбором судебного учреждения:

  • в соответствии с законными нормами дела о наследстве - направляться в судебные инстанции территориально соответствующие месту проживания ответчика;
  • на законных основаниях, судебные заседания, касающиеся прав наследования, проходят в районе расположения имущества;
  • заседания, касающиеся порядка наследования, проходят по месту проживания истца.

Сроки

С момента открытия наследства начинается его срок давности.

Если наследники выявили нарушения в соблюдении их права на наследство, они имеют полное право подать прошение об опротестовании документа в суде.

В подобном варианте сроком давности считается период, когда наследник обнаружил правонарушения. Следственно, даже после открытия наследства и вступления в свои права есть возможность опровержения.

Важно! На основании законодательства период давности касательно наследования достигает 3 лет.

Таким образом, спустя полгода после кончины завещателя наследники могут на вполне законных основаниях его опротестовать.

Оспаривание спустя 10-летие

В пунктах закона указан официальный период, в который возможно оспаривание – это 3 года. Но бывают причины, в связи с которыми наследники обращаются в суд с целью оспаривания лишь спустя десятилетие.



В подобном варианте возможность подачи искового заявления может быть определена только специалистом, отдельно в каждом конкретном случае. Юрист предоставит все необходимую информацию по конкретному случаю, и осведомит о том каким образом можно совершить оспаривание.

Случаи оспаривания, исключающие завещание

Наследники, которые не были прописаны в завещании, имеют варианты оспаривания даже без самого завещания. Решением подобной проблемы может стать объявление указанных в бумагах наследников недостойными данного права. По закону причинами для такого разрешения дел может быть:

  • умышленные действия со стороны официальных наследников касающиеся завещателя;
  • наследниками являются особы лишенные родительских прав;
  • лица, не выполнившие волеизъявление покойного.

Данные действия наследников являются законным основанием для удовлетворения иска от лица, не внесенного в завещание.

Скачать образец иска о признании наследства недействительным

Можно ли оспорить завещание рассказывает Наталья Звонкова, юрист Иркутского областного департамента юридической помощи



Просмотров