Особые отметки в ПТС: что это такое и как расшифровать? Утилизационный сбор в ПТС: что это такое, должен ли быть уплачен за автомобиль, а также, что означает отметка в техническом паспорте и нужна ли она? Обязательства по утилизации 7 в реестре

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье мы рассмотрим очередные изменения отечественных нормативных правовых актов. На этот раз обновления затронули " ".

С обновленным текстом документа Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке выше. Сразу же хочу изменить, что положение о ПТС подверглось большому количеству изменений, однако далеко не все из них окажутся интересными рядовому автолюбителю. Поэтому в рамках данной статьи будут рассмотрены лишь некоторые из них.

Отмечу, что новая версия положения о паспортах транспортных средств вступает в силу 16 сентября 2012 года , т.е. послезавтра.

Напомню, что с 1 сентября 2012 года на территории России был введен . Именно в связи с этим и были внесены изменения в положение о паспортах транспортных средств, т.к. отметка об уплате утилизационного сбора ставится именно в ПТС.

Особенности выдачи ПТС

Для начала рассмотрим особенности выдачи ПТС, введенные новым положением:

6. Таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые на территорию Российской Федерации и оформленные ими после 1 июля 1997 года.

7. Подразделениями Госавтоинспекции паспорта выдаются на транспортные средства, изготовленные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 года или ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 июля 1997 года, при предъявлении их для регистрации и на транспортные средства, зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции до указанных дат, в случае изменения регистрационных данных либо при снятии их с учета в установленном порядке.

6. Таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые в Российскую Федерацию после 1 июля 1997 года, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 года.

7. Подразделениями Госавтоинспекции паспорта выдаются на транспортные средства, изготовленные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 года или ввозимые в Российскую Федерацию до 1 июля 1997 года, при предъявлении их для регистрации, и на транспортные средства, зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции до указанных дат, в случае изменения регистрационных данных либо при снятии их с учета в установленном порядке, а также на транспортные средства, отнесенные к единичным транспортным средствам, изготовленным в Российской Федерации или выпускаемым в обращение из числа ранее поставленных по государственному оборонному заказу при наличии выданного на них Свидетельства.

1. Федеральная таможенная служба теперь будет выдавать паспорта транспортных средств в том числе и на автомобили с электродвигателями, ввезенные в РФ после 7 августа 2008 года.

2. ГИБДД будет выдавать ПТС в том числе и на автомобили, отнесенные к единичным транспортным средствам. При этом единичное транспортное средство должно быть либо изготовлено на территории России, либо выпускаться в обращение из числа транспортных средств, поставленных ранее по оборонному заказу.

Выдача дубликатов ПТС

таможенными органами - на шасси и ранее не зарегистрированные транспортные средства, оформленные таможенными органами после 1 июля 1997 года;

10. Дубликаты утраченных или пришедших в негодность паспортов выдаются собственникам и владельцам транспортных средств и (или) шасси:

таможенными органами - на шасси и ранее не зарегистрированные транспортные средства, ввезенные в Российскую Федерацию после 1 июля 1997 года, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 7 августа 2008 года;

В данном случае изменения затронули выдачу дубликатов таможенными органами. Теперь таможенники будут выдавать дубликаты ПТС на ранее не зарегистрированные автомобили, ввезенные в РФ после 1 июля 1997 года, а также на электромобили, ввезенные после 7 августа 2008 года.

В выдаваемом паспорте в разделе "Особые отметки" производится запись "Дубликат. Выдан взамен ПТС" и указываются серия, номер и дата выдачи оригинала паспорта и последующих выданных дубликатов, если ранее производилась замена паспорта.

В выдаваемом паспорте в разделе "Особые отметки" производится запись "Дубликат. Выдан взамен ПТС" и указываются серия, номер и дата выдачи оригинала паспорта и последующих выданных дубликатов, если ранее производилась замена паспорта. При замене паспорта, в котором проставлена отметка об уплате утилизационного сбора или о принятии организациями-изготовителями обязательств обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты произведенными ими транспортными средствами своих потребительских свойств, в дубликате паспорта проставляется аналогичная отметка.

Обратите внимание, при получении дубликата паспорта транспортного средства, выданного после 1 сентября 2012 года, в новый ПТС в том числе будет перенесена и отметка об уплате утилизационного сбора или отметка о принятии обязательств об утизации автомобиля. Т.е. в случае получения нового ПТС водителю не придется заново уплачивать утилизационный сбор, которого может быть весьма крупным.

Выдача паспортов транспортных средств

Также в обновленной версии положения о паспортах транспортных средств появился и пункт, регламентирующий заполнение графы "Особые отметки" при выдаче ПТС:

19. Таможенными органами в раздел "Особые отметки" выдаваемых ими паспортов вносятся сведения об уплате утилизационного сбора в порядке, установленном настоящим Положением.

Организациями-изготовителями транспортных средств, принимающими на себя обязательства по обеспечению последующего безопасного обращения с отходами, образовавшимися в результате утраты произведенными ими транспортными средствами своих потребительских свойств, в раздел "Особые отметки" выдаваемых ими паспортов вносятся сведения в порядке, установленном настоящим Положением.

В случае уплаты утилизационного сбора организациями или предпринимателями в отношении изготовленных ими транспортных средств, а также лицами, которые приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор в соответствии с абзацами вторым, третьим и седьмым пункта 6 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационный сбор, таможенные органы в раздел "Особые отметки" паспортов, выданных организациями или предпринимателями в отношении изготовленных ими транспортных средств, а также выданных таможенными органами в отношении транспортных средств, указанных в абзацах втором, третьем и седьмом пункта 6 статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", вносят сведения об уплате утилизационного сбора в порядке, установленном настоящим Положением 1 .

1 Пункт 19 применяется в отношении транспортных средств, паспорта на которые выданы с 1 сентября 2012 года.

Этот пункт регламентирует простановку отметки об уплате утилизационного сбора в предусмотренных законом случаях. Также в особые отметки может вноситься и отметка об обязательстве последующей утилизации транспортного средства.

Формат, в котором вносятся особые отметки, определен обновленным пунктом 52:

52. В разделе "Особые отметки" указываются сведения, предусмотренные настоящим Положением, либо иные сведения, содержащие основания для оформления и выдачи паспорта, в том числе организациями-изготовителями, при принятии на себя обязательств по обеспечению последующего безопасного обращения с отходами, образовавшимися в результате утраты произведенными ими транспортными средствами своих потребительских свойств, в отношении изготовленных ими транспортных средств, производится запись: "Приняты обязательства по утилизации, N _ в реестре" (с указанием номера, под которым организация-изготовитель включена в реестр), таможенными органами, при уплате утилизационного сбора, делается запись: "Утилизационный сбор уплачен. ТПО N _" (с указанием справочного номера таможенного приходного ордера, в котором отражено исчисление утилизационного сбора) или "Утилизационный сбор не уплачивается (указывается соответствующий абзац пункта и "статьи 24.1" Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с которым утилизационный сбор не уплачивался) в случаях, когда утилизационный сбор не уплачивается.

Указанные сведения и записи заверяются подписью должностного лица и печатью организации и (или) предпринимателя или личной номерной печатью должностного лица таможенного органа, выдавшего паспорт или произведшего запись в паспорте, выданном организацией и (или) предпринимателем, соответственно.

Соответственно, возможны 3 типа особых отметок, связанных с утилизационным сбором:

  • Приняты обязательства по утилизации, N _ в реестре
  • Утилизационный сбор уплачен. ТПО N _
  • Утилизационный сбор не уплачивается

59. Выдача паспортов, а также проставление отметки об уплате утилизационного сбора в паспортах, выданных организациями или предпринимателями в отношении изготовленных ими транспортных средств в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящего Положения, осуществляется таможенными органами после поступления сумм утилизационного сбора в федеральный бюджет.

Данный пункт подчеркивает, что таможенники могут выдать ПТС лишь после того, как утилизационный сбор поступит в федеральный бюджет. На практике это скорее всего приведет к тому, что собственник, который оплатит сбор через банк и попытается в тот же день получить ПТС, скорее всего получит отказ, т.к. деньги между банками "передвигаются" не очень быстро.

Еще раз напомню, что в рамках этой статьи были рассмотрены лишь некоторые изменения положения о паспортах транспортных средств. С полным текстом документа Вы можете ознакомиться, перейдя по ссылке в начале этой статьи.

30 июля 2012 г., в «Российской газете» опубликован Федеральный закон Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 128-ФЗ, которым Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" дополнен статьей 24 1 « Утилизационный сбор».

За каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности.

Соответственно, плательщиками сбора признаются лица, которые:

Осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;

Осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;

Приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.

Порядок взимания, в том числе исчисления, уплаты и возврата, утилизационного сбора установлены в Постановлении Правительства РФ от 30 августа 2012 г № 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств".

Законом установлены случаи, когда утилизационный сбор не взимается.

При покупке автомобиля с 1 сентября 2012 г будьте бдительны - утилизационный сбор!

Довольно часто предприятия приобретают грузовые автомобили для перевозки товара, автобусы для перевозки пассажиров, а также легковые автомобили для представительских и управленческих нужд.

Поэтому хотелось бы обратить Ваше внимание на то, что с 1 сентября 2012 г. в соответствии с Федеральным законом от 28.07.2012г. № 128-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и ст.51 БК РФ» вводится к уплате утилизационный сбор. А 31 августа 2012 г в «Российской газете» было опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2012 г. N 870 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств".

Утилизационный сбор нужен, чтобы покрывать расходы бюджета по уничтожению старых автомобилей. На территории РФ должна быть создана сеть специализированных организаций, которые обязаны бесплатно принять и утилизировать любой автомобиль у любого обратившегося лица (физического или юридического), а затем компенсировать свои расходы за счет средств Федерального бюджета. На эти цели и будут направляться средства утилизационного сбора.

Основными плательщиками этого сбора выступают импортеры автомобилей, а также производители автомобилей.

И если организация приобретает автомобиль за пределами России (в том числе в Беларуси или Казахстане) и ввозит его для эксплуатации на территории РФ, то нужно быть готовым к уплате утилизационного сбора.

Но и приобретая автомобили на территории России, организации следует проявить бдительность и убедиться, что у нее, как у покупателя, не возникнет обязанность по уплате утилизационного сбора.

Дело в том, что налогоплательщиками утилизационного сбора также являются лица, приобретающие автомобили на территории РФ у продавцов, которые:

Либо были законно освобождены от уплаты сбора при ввозе авто на территорию РФ,

Либо (внимание!) в нарушение закона не уплатили сбор.

Разберемся по порядку. Утилизационный сбор «привязывается» к конкретному автомобилю (легковому, грузовому или автобусу), на который выдается паспорт транспортного средства (ПТС), и уплачивается один раз. Если утилизационный сбор по какой-либо причине не уплачен, то именно покупателю такого авто в ГИБДД откажут в регистрации до тех пор, пока бюджет не пополнится суммой сбора.

О какой сумме сбора идет речь .

Сразу стоит отметить, что размер утилизационного сбора может составить весьма существенную сумму.

Сбор рассчитывается как произведение базовой ставки и коэффициента. Установлены две базовые ставки: в 20 000 руб. для легковых автомобилей и в 150 000 руб. для грузовых автомобилей и автобусов. А вот коэффициенты почти все повышающие, до 35,01 (старше трех лет легковые авто объемом двигателя более 3,5 л).

К примеру, на новый грузовик полной массой до 8 тн сбор составит 165 000 руб., а на такой же автомобиль старше трех лет - 684 000 руб. На новый легковой автомобиль с объемом двигателя не более 2 л придется уплатить сбор в сумме 26 800 руб., на такой же старый автомобиль (старше трех лет) - в сумме 165 200 руб.

Только для легковых автомобилей, ввозимых физическими лицами для личного пользования, предусмотрены понижающие коэффициенты от базовой ставки в 20 000 руб.: 0,1 для новых авто (т.е. сумма сбора составит 2 000 руб.) и 0,15 для авто старше трех лет (т.е. сумма сбора составит 3 000 руб.).

В связи с тем, что сумма сбора для физических лиц и для организаций и предпринимателей существенно отличается, то можно прогнозировать всплеск рекомендаций по оптимизации расходов организации на приобретение автомобилей: изначально авто приобретает физическое лицо для личного пользования, ввозит его на территорию РФ и уплачивает маленький утилизационный сбор, а затем на территории РФ перепродает автомобиль своей организации, у которой уже не возникает обязанности по уплате утилизационного сбора.

Приобретаемый автомобиль был ввезен на территорию РФ

Если автомобиль был ввезен на территорию РФ, то сбор в общем случае должен был заплатить в федеральный бюджет импортер при декларировании (при ввозе). Следит за такой уплатой таможенная служба, и она же обязана проставить в ПТС отметку об уплате сбора. Если такая отметка в ПТС есть, то все последующие владельцы авто освобождены от уплаты утилизационного сбора.

Если же такой отметки в ПТС нет, то обязанность уплатить утилизационный сбор перекладывается на покупателя этого авто. Для подтверждения, что отметка в ПТС является обоснованной, МВД РФ ведет «реестр автомобилей с уплаченным сбором» (Сведения об уплате утилизационного сбора направляются таможенными органами в Министерство внутренних дел Российской Федерации в порядке межведомственного информационного обмена ).

Так вот, если в ПТС отметка об уплате сбора есть, а в «реестре автомобилей с уплаченным сбором» инспекторы ГИБДД приобретаемое авто не нашли, то с большой степенью вероятности у Вас возникнут проблемы с регистрацией .

Исключение составляют автомобили, ПТС на которые выданы до 1 сентября 2012 года. Их можно покупать без опасения, что придется уплатить утилизационный сбор при регистрации авто в ГИБДД.

Далее. Законом предусмотрены категории автомобилей, на которых при ввозе на территорию РФ утилизационный сбор не уплачивается. Для последующего покупателя такого авто важно подразделять эти автомобили еще на две части: авто, освобожденные от сбора «навсегда» и «на время». Если Вы покупаете авто из первой подкатегории, то несмотря на то, что утилизационный сбор уплачен не был, у Вас как у покупателя обязанности по его уплате также не возникает. Если же Вам «посчастливилось» купить авто из второй подкатегории, то именно Вы как покупатель должны будете уплатить в федеральный бюджет сумму сбора (иначе автомобиль не поставят на учет в ГИБДД).

Положением об утилизационном сборе установлена обязанность Федеральной таможенной службы проставлять в ПТС отметку о льготном статусе ввозимого авто и отсутствии обязанности по уплате сбора при ввозе на территорию РФ. Это важно, так как последующий владелец этого авто должен иметь возможность однозначно определить, будет ли он плательщиком утилизационного сбора.

Итак, можно безбоязненно покупать без дополнительных затрат на уплату утилизационного сбора следующие авто, ранее ввезенные в РФ:

Легковые и грузовые автомобили и автобусы, с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для перевозок пассажиров, багажа и грузов на основании возмездных договоров (коммерческие перевозки пассажиров и грузов), имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния,

Автомобили, которые ввозятся через государственную границу РФ с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и имеют статус товаров Таможенного союза (т.е произведенные или выпущенные для внутреннего потребления на территории Таможенного союза - п.37 ст.4, ст.210 ТК ТС) при условии , если они ранее были ввезены в Республику Беларусь или Республику Казахстан с уплатой ввозных таможенных пошлин, отличных от Единого таможенного тарифа Таможенного союза или если они были произведены в Республике Беларусь или Республике Казахстан и их изготовитель включен в «перечень производителей Таможенного союза», который ведет Министерство промышленности и торговли РФ (перечень организаций-изготовителей, зарегистрированных на территории Республики Белоруссия или Республики Казахстан, которые не уплачивают утилизационный сбор). .

Обращаем внимание, что если эти условия не выполняются, то при ввозе в РФ авто с территории стран Таможенного союза утилизационный сбор уплачивается! К слову, так как в рамках Таможенного союза декларирование ввозимых товаров, в том числе и транспортного средства, не осуществляется, то импортер для уплаты сбора должен самостоятельно обращаться в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место его регистрации или место жительства.

А в подкатегорию продавцов, законно освобожденных от уплаты сбора при ввозе, но при приобретении авто у которых покупатель обязан уплатить сбор, попали такие «льготники» утилизационного сбора:

Физические лица, которые ввезли личное авто как добровольные переселенцы - участники Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, как вынужденные переселенцы или как беженцы,

Дипломатические представительства, консульские учреждения и аналогичные международные организации, а также их сотрудники, включая членов семей,

Юридические лица, зарегистрированные в Калининградской области, в отношении транспорта для перевозки грузов и автобусов, которые помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории Калининградской области до 1 апреля 2016 года.

Приобретаемый автомобиль произведен в России

Особо выделим еще один вид «льготников» утилизационного сбора. Это автомобили, которые произведены, изготовлены организациями, принявшими обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты данными транспортными средствами своих потребительских свойств (назовем его - обязательство производителя по утилизации).

Вместо уплаты утилизационного сбора, производители авто обязуются нести расходы по утилизации произведенных ими автомобилей без компенсации этих затрат из федерального бюджета. Поэтому ни такие производители, ни последующие владельцы (покупатели) таких авто не уплачивают утилизационный сбор.

В подтверждение принятия обязательства по утилизации своих авто организацией - изготовителем в ПТС проставляется соответствующая отметка.

Однако этой информации в ПТС для покупателей авто может быть недостаточно для исключения всяких рисков, связанных с обязанностью уплатить утилизационный сбор при регистрации приобретаемого авто в ГИБДД.

Учитывая, что утилизация новых авто может наступить не скоро, производители, взявшие на себя обязательства по утилизации, заносятся в «реестр производителей» (Министерство промышленности и торговли РФ ведет Реестр организаций-изготовителей колесных транспортных средств, принявших обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств ).

Так вот, с 1 сентября 2012 г. в п.4 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ» предусмотрено, что подразделения ГИБДД отказывают в проведении действий по регистрации авто в случаях, если отметка о принятии обязательства по утилизации проставлена организацией-производителем, не включенной в реестр на дату выдачи ПТС .

Вероятно, для покупателя это означает, что авто будет зарегистрирован только после уплаты утилизационного сбора.

Автомобиль приобретается у нарушителей закона

Поразительно, что в законе сразу предусмотрена вероятность возникновения группы лиц, которые в нарушение установленного порядка не уплатили утилизационный сбор. И что еще более удивительно, обязанность по уплате сбора в этом случае возлагается не на нарушителей, продающих автомобили, а на их добросовестных контрагентов-покупателей.

Покупатели оказываются в ситуации, в которой им следует много что узнать как об автомобиле, так и о его продавце.

Например, как известно, утилизационный сбор взимается таможенными органами, но при ввозе товаров с территории Таможенного союза таможенный контроль отменен, и импортер вполне может уклониться от уплаты сбора на те автомобили, которые не подпадают под освобождение. Импортер может считать, что его автомобиль подпадает под льготу по утилизационному сбору, а инспектор ГИБДД - что нет. В таком случае покупатель белорусского или казахстанского авто будет вынужден самостоятельно оплатить сбор, так как не сможет эксплуатировать приобретенный автомобиль без госномеров, а в последующем выяснять, действительно ли на это авто не следовало уплачивать сбор при ввозе на территорию РФ.

К счастью, Положением об утилизационном сборе предусмотрена возможность возврата плательщику неверно уплаченного сбора.

Или если производитель, исключенный из «реестра производителей», продолжает ставить отметки в ПТС своих автомобилей о принятии обязательства по утилизации. Производитель поступает неправомерно, но обязанность по уплате утилизационного сбора возникнет у покупателя авто (может быть даже второго или третьего покупателя).

Итоговый вывод

Покупать авто, не волнуясь, что на вас будет возложена обязанность по уплате утилизационного сбора, можно, если ПТС на авто выдан до 1 сентября 2012 года.

При покупке авто, прежде чем заключить договор купли-продажи, рекомендуется проявить некоторую степень бдительности в случаях, если:

В ПТС стоит отметка таможенных органов об уплате сбора при ввозе авто на территорию РФ,

В ПТС стоит отметка производителя о том, что производитель взял на себя обязательства по утилизации.

В первом случае особе беспокойство должны вызвать авто, ввозимые из стран Таможенного союза. Во втором случае бдительный покупатель должен заглянуть в «реестр производителей», который публикуется на официальном сайте Министерства промышленности и торговли РФ .

И наконец, следует задуматься о целесообразности приобретения именно этого авто или именно за такую цену, если:

В ПТС нет отметок об уплате утилизационного сбора или об обязательствах производителя по утилизации, либо стоит отметка об основании неуплаты сбора ,

В реестрах Министерства промышленности и торговли РФ вы не нашли российского, белорусского или казахстанского производителя приобретаемого авто.

На наш взгляд, желательно, конечно, выяснить все подобные вопросы еще до совершения сделки купли-продажи. Возможно в этом случае имеет смысл поторговаться с продавцом, ведь размер утилизационного сбора, который вам придется заплатить, чтобы зарегистрировать авто в ГИБДД, может составить значительную сумму. Или вздохнуть с облегчением, если вы приобретаете «льготируемое» авто, на которое утилизационный сбор вообще не уплачивается.


Утилизационный сбор для России новый вид сбора, порядок взимания которого, вызывает много вопросов: кто уплачивает и в каких ситуациях, как определить его размер? На эти и многие другие вопросы мы дадим ответ в настоящей статье.

Что представляет собой утилизационный сбор

Закон Об отходах № 89-ФЗ от 24.06.1998 года с момента вступления его в силу в 2012 году ввел для российских граждан обязанность платить сбор за утилизацию.

Согласно этому закону, утилизационный сбор – это платеж, взимаемый в пользу государства единоразово. Целью его взимания, является обеспечение экобезопасности окружающей среды, а также охрана здоровья людей от негативного влияния транспорта в период его эксплуатации. Взимается данный платеж с покупателя, который приобретает транспортное средство.

Предполагается, что средства поступившие от уплаты сбора в последующем, обеспечивают утилизацию автомобиля, как того требуют экологические нормы.

Кто должен оплачивать утилизационный сбор

Закон об отходах устанавливает обязанность уплатить утилизационный сбор в случаях:

  • Когда автомобиль приобретается за рубежом и ввозится в Россию;
  • Если автомобиль приобретается у лиц, которых закон освобождал от уплаты утилизационного сбора, либо тех, которые не стали его уплачивать в нарушение законодательства.

Проще говоря, уплата утилизационного сбора за весь период существования автомобиля проводится один раз. Уплатить ее должен либо производитель транспортного средства, если автомобиль изготовлен в России, либо один из его собственников.

В каких случаях утилизационный сбор можно не платить

Закон предусматривает возможность не проводить уплату утилизационного сбора в таких случаях:

  1. ТС старше 30 летнего возраста. В таком случае необходимо наличие двух условий:
  • Автомобиль должен быть предназначен не для коммерческого использования;
  • На автомобиле должны быть установлены оригинальные двигатель и кузов.
  1. Автомобиль принадлежит дипломатическим посольствам, международным организациям, а также их сотрудникам или их семьям.
  2. Автомобиль попал на территорию России по программе переселения соотечественников из-за границы в качестве личного имущества таких граждан, участников программы.

Если автомобиль будет приобретен у лиц, указанных выше, в этом случае уплачивать утилизационный сбор придется покупателю.

Расчет размера утилизационного сбора

Произвести расчет данного сбора можно с помощью такой формулы:

∑ УС = БС × К, где:

∑УС – сумма утилизационного сбора;

БС – базовая ставка;

К – коэффициент расчета суммы установленный Перечнем размеров утилизационного сбора, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1291 от 26.12.2013 года .

Определение базовой ставки зависит от категории авто:

  • Легковые авто не используемые в коммерческих целях – 20 000 рублей;
  • Автобусы и грузовые авто, а также используемые в коммерческих целях грузовые авто – 150 000 рублей.

Коэффициент расчета суммы определяется исходя из даты выпуска и других параметров: габаритов, веса и объема двигателя.

На примере это выглядит так: произведенный в России легковой автомобиль, возраст которого больше трех лет, вес меньше 2,5 тонн будет иметь коэффициент равный 0,88.

Утилизационный сбор в ПТС: на что обращать внимание при покупке автомобиля


В паспорте авто в разделе «особые отметки» проставляется отметка (красный штамп на фото выше) о том, что утилизационный сбор уплачен. Отсутствовать такая отметка может только в таких случаях:

  1. Автомобиль отечественный и паспорт на него выдан до 01.09.2012 года или автомобиль импортный, но ввезен в страну также до указанной даты. Беспокоится, в таком случае не стоит, поскольку в отношении таких автомобилей отсутствует обязанность производить уплату утилизационного сбора.
  2. Автомобиль приобретен за границей и самостоятельно ввезен на территорию РФ. В таком случае уплата утилизационного сбора является обязанностью покупателя, который осуществляет ввоз авто в Россию.

Нужно знать на что обращать внимание при покупке автомобиля! Если владелец автомобиля имеет основания для неуплаты утилизационного сбора, отметка об этом вместе с указанием таких оснований должна содержаться в паспорте автомобиля.

В паспортах автомобилей российского производства, которые выдавались в период с 01.09.2012 года по 31.12.2013, отметка о том, что утилизационный сбор уплачен не ставилась. В паспортах, выданных в этот период, наоборот проставлялась отметка о том, что обязательства утилизировать авто приняты.

Если вы собственник такого автомобиля необходимо удостовериться в том, что в период выдачи вам паспорта производитель состоял в реестре организаций, которые принявших обязательства по утилизации в последующем своей продукции и не был из нее исключен. Такая информации содержится на официальном интернет-ресурсе Минпромторга РФ. Обратите внимание на дату исключения производителя из реестра.

За неуплату утилизационного сбора законодательство не предусматривает никаких санкций. Однако, приобретая автомобиль, следует обратить внимание на отметку об уплате сбора в его паспорте. Если она отсутствует, без установленных законом оснований, это значит, что хозяин транспортного средства каким-то образом избежал уплаты сбора и обязанность по его уплате ляжет на вас, в случае если вы приобретете авто. В такой ситуации у вас есть только два выхода:

  • Отказаться от предстоящей сделки;
  • Снизить цену на приобретаемое авто.

Уплата утилизационного сбора в Беларуси

Утилизационный сбор на автомобили в Беларуси был введен с 1 марта 2014 года Указом Президента республики.

Ставки сбора, идентичны российским, если, пересчитать их по курсу в национальной валюте. Основные правила уплаты, а также круг лиц, обязанных уплате утилизационного сбора, идентичен российскому.

К списку льготников, освобожденных от уплаты сбора в белорусском законодательстве, в сравнении с российским, добавлены беженцы, а также те, кто получил разрешение, постоянно жить в республике Беларусь. Срок действия данного освобождения составляет 18 месяцев с момента получения документов, которые подтверждают статус беженца.

Что будет если не уплатить утилизационный сбор

Поставить на учет автомобиль, не уплатив утилизационный сбор нельзя. Даже при наличии паспорта, такой автомобиль не будет считаться прошедшим регистрационную процедуру должным образом.

Перемещаться на таком автомобиле, как предписывают ПДД, можно будет только на протяжении 20 суток (ровно столько действуют транзитные номера). По окончании установленного срока, передвижение на таком автомобиле будет стоить очень дорого (ст. 12.1 КоАП РФ предусматривает в этом случае штраф в размере от 500 до 800 рублей).

Повторно совершив такое нарушение, и сев за руль незарегистрированного автомобиля, водитель может лишиться прав на 3 месяца.

Как вернуть утилизационный сбор

Ситуации повторной уплаты утилизационного сбора хоть и редко, но все-таки встречаются (если сбор уплачен предыдущим собственником или компанией-производителем). В этом случае обращаться нужно в орган, который принял уплату сбора:

  • Для автомобилей, ввезенных из-за границы – таможенный орган;
  • Для автомобилей, которые произведены на территории РФ – налоговая служба;

Для того, чтобы вернуть ошибочно уплаченный сбор в органы таможни или налоговые органы, нужно предоставить заявление о возврате утилизационного сбора.

Кроме заявления нужно собрать небольшой пакет документов, который должен включать:

  • Паспорт собственника транспортного средства (заранее необходимо снять копии с основных его страниц);
  • Платежные документы, подтверждающие уплату сбора (к ним можно отнести приходные ордера или платежные поручения);
  • Документ, который подтверждает излишнюю уплату сбора, должен предоставляться обязательно.

Уполномоченный орган в течение 30 дней (имеются в виду календарные дни) должен принять решение по вашему заявлению относительно возврата утилизационного сбора, или дать мотивированный отказ в его возвращении.

Важно

Срок, в течение которого можно обратиться за возвратом излишне уплаченных сумм утильсбора, составляет 3 года с того момента, как он был уплачен. Средства, уплаченные в качестве сбора, не подлежат индексации и поэтому возвращаются в том же размере, в котором они были уплачены, без начисления каких бы то ни было комиссионных, платежей или индексаций.

Возврат производится только путем перечисления средств на указанный в заявлении банковский счет.

1. Где должна проставляться отметка об уплате утилизационного сбора?

В соответствии с Положением о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (утверждено приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 от 23.06.2005г.) в разделе "Особые отметки" должна быть одна из следующих записей: "Приняты обязательства по утилизации, №___ в реестре" (с указанием номера, под которым организация-изготовитель включена в реестр); "Утилизационный сбор уплачен. ТПО № ___" (с указанием номера таможенного приходного ордера, в котором указано исчисление утилизационного сбора); "Утилизационный сбор не уплачивается" (обязательно указывается соответствующий абзац пункта и статьи 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" , в соответствии с которым утилизационный сбор не уплачивался).

Указанные сведения и записи заверяются подписью должностного лица и печатью. Возможно, в будущем появятся новые виды отметок об уплате утилизационного сбора, которые будет проставлять Федеральная налоговая служба (ФНС). Данная обязанность возложена на ФНС с 01 января 2014 года и, видимо, в связи с этим в Положении о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств пока нет указаний о том, какую отметку должна проставлять ФНС об уплате утилизационного сбора.

2. На что стоит обратить внимание при покупке автомобиля, чтобы не попасть впросак?

В первую очередь нужно внимательно изучить паспорт транспортного средства (ПТС). В ПТС обращаем особое внимание на дату выдачи ПТС и на раздел "Особые отметки" (ведь именно в этом разделе ставится отметка об уплате утилизационного сбора). Здесь есть несколько вариантов развития событий и они зависят не только от даты выдачи ПТС, но и от того, какого производства приобретаемый автомобиль – отечественного или импортного (далее по тексту будем считать отечественными автомобилями все автомобили, произведенные на территории РФ, включая иномарки, такие как FORD FOCUS, а импортными автомобилями – автомобили, ввезенные на территорию РФ):

Вариант 1. Вы покупаете отечественный автомобиль, на который ПТС выдан до 01 сентября 2012 года. Можете быть спокойны, платить утилизационный сбор вам не придется в соответствии с Федеральным законом от 28.07.2012 № 128-ФЗ ″О внесении изменений в Федеральный закон ″Об отходах производства и потребления″ и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации″ . Обязанность по уплате утилизационного сбора на эти автомобили не распространяется.

Вариант 2. ПТС на приобретаемый отечественный автомобиль выдан в период с 01 сентября 2012 года по 31 декабря 2013 года. В этом случае в ПТС должна быть одна из следующих отметок:

  • отметка о принятии обязательств по утилизации. Но даже при наличии данной отметки стоит удостовериться, что организация-производитель автомобиля на момент выдачи ПТС действительно была включена в реестр организаций, принявших на себя обязательство по утилизации. Данную информацию можно посмотреть на сайте Минпромторга России . Особое внимание обращаем на дату включения организации-производителя в реестр и на графу "Дата исключения из реестра", т.к. некоторые организации-производители были исключены из реестра уже через 2 месяца, после вступления в силу закона об уплате утилизационного сбора. Ведь если организация-производитель автомобиля отсутствует в данном перечне, то обязанность по уплате утилизационного сбора ляжет на ваши плечи.

Вариант 3. ПТС на отечественный автомобиль выдан после 01 января 2014 года. В этом случае в нем обязательно должна быть отметка об уплате утилизационного сбора, поэтому очень внимательно её ищем.

Вариант 4. Приобретаем импортный автомобиль, ввезенный на территорию РФ до 01 сентября 2012 года (произведен он соответственно тоже до указанной даты). Обязанность по уплате утилизационного сбора отсутствует (по аналогии с отечественным автомобилем).

Вариант 5. Вы приобретаете импортный автомобиль, ввезенный на территорию РФ после 01 сентября 2012 года. Обязанность по уплате утилизационного сбора за каждое транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию, возникла с момента введения в РФ утилизационного сбора, а именно с 01 сентября 2012 года, в связи с этим в ПТС должна быть одна из следующих отметок:

  • отметка об уплате утилизационного сбора;
  • указано основание освобождения от уплаты утилизационного сбора. При наличии такой отметки данная обязанность будет возложена на вас. И это будет вполне законно, т.к. ряд лиц, ввозящих импортные автомобили, освобожден от уплаты утилизационного сбора, но данная обязанность возникает у нового владельца импортного автомобиля.

Вариант 6. Вы для личного пользования приобрели за границей импортный автомобиль и сейчас ввозите его в РФ. В данном случае вам придется уплатить утилизационный сбор, т.к вы являетесь лицом, осуществляющим ввоз транспортного средства в РФ. Но в данной ситуации покупатель сам осознанно идет на указанный шаг.

3. Изучив ПТС вдоль и поперек, вы так и не обнаружили отметку об уплате утилизационного сбора. Что это значит?

Если в ПТС транспортного средства нет никаких отметок, связанных с утилизационным сбором, и в то же время ПТС был выдан после 01 сентября 2012 года или автомобиль был ввезен на территорию РФ после указанной даты, то это может свидетельствовать лишь об одном – данный сбор придется уплатить вам. Ведь в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 ″О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации″ регистрация транспортных средств не осуществляется, если в ПТС отсутствует отметка об уплате утилизационного сбора, или об основании неуплаты утилизационного сбора, или имеется отметка о принятии обязательства организацией-изготовителем о последующей утилизации, но данная организация не была включена в реестр на дату выдачи ПТС. Указанное ограничение по регистрации было внесено в Постановление Правительства в декабре 2013 года и начало действовать с 08 января 2014 года.

Причины отсутствия отметок в ПТС могут быть различными. Например, если автомобиль импортный, то, скорее всего, он каким-то образом смог пересечь границу без уплаты утилизационного сбора. А вот платить за данное нарушение придется именно вам.

Поэтому, приобретая автомобиль (не важно, отечественный или импортный), обращайте внимание на дату выдачи ПТС и на особые отметки. Ведь если до подписания договора купли-продажи вы обнаружите, что утилизационный сбор не уплачивался, то сможете или снизить цену автомобиля на размер сбора, или отказаться от сделки. Но в любом случае, для вас не будет сюрпризом отказ ГИБДД в регистрации приобретенного автомобиля.



Просмотров