Основные законы российской империи. Свод основных государственных законов российской империи Перечислить основные положения закона российской империи

Все положения об органах государственной власти и их взаимоотношениях с императорской властью и правительством были закреплены в опубликованных 23 апреля 1906 г. Основных государственных законах. По поводу оценки этих законов в историко-правовой и исторической литературе длительное время шли дискуссии о том, можно ли этот документ рассматривать как конституцию. Высказывалось мнение, что это вообще не конституция или, если и конституция, то фиктивная. Представляется, что для такой оценки нет оснований. Основные государственные законы 1906 г.- можно назвать первой российской конституцией. В этом документе указывается форма правления - дуалистическая монархия, т.е. такая монархия, в которой, с одной стороны, чрезвычайно обширна власть монарха и ответственность перед ним правительства, а с другой стороны, существует парламент, наделенной законодательной властью (хотя и ограниченной). Форма государственного устройства - унитарное государство, определена конструкция органов государственной власти, их компетенция и порядок взаимоотношений, порядок взаимоотношений центра и регионов, права, свободы и обязанности подданных, т.е. решены все те вопросы, которые обычно решаются в конституциях. В качестве прототипа российской конституции 1906 г. была взята конституция Пруссии 1850 г., о чем говорили сами составители в процессе ее подготовки.

В соответствии с Основными законами императору принадлежала государственная власть. Он не только глава государства, но и глава исполнительной власти. Он назначал всех важных чиновников госаппарата, имел право издавать в порядке управления указы и повеления. В его исключительной компетенции находились вопросы внешней политики, в том числе объявления войны и заключения мира, руководство вооруженными силами, а также право объявлять в стране в целом или в отдельных местностях военное или чрезвычайное положение. От его имени действовали суды, и он же назначал судей. Ему принадлежало право помилования и амнистии.

Император назначал премьер-министра, министров и других должностных лиц. Правительство было ответственно перед царем, а не перед Думой.

Согласно Основным законам царская власть ограничивалась лишь двумя положениями. Во-первых, законодательную власть она делила с Государственной Думой и Государственным Советом. Ст. 86 Основных законов гласила, что “ни один закон не может воспринять законной силы без одобрения Государственной Думы и Государственного Совета”. Императору принадлежало право законодательной инициативы, а что касается изменений в Основных законах, то они могли последовать только по инициативе царя. Ему принадлежало право абсолютного вето, т.к. без утверждения императора ни один закон не мог воспринять законной силы. Во-вторых, по образцу европейских конституций указы и повеления императора должны были скрепляться подписями премьер-министра или соответствующих министров и главноуправляющих. Но, если в большинстве европейских стран уже в то время правительства формировались парламентами, то в России император мог в любой момент уволить любого министра, отказавшегося скрепить своей подписью его повеление и заменить другим, более покладистым. Провозглашенное Манифестом от 17 октября 1905 г. право парламентского контроля за действиями исполнительной власти на практике оказалось фикцией. Все свелось к предоставленному Думе и Государственному Совету праву запроса, обращенному к министрам. Однако оно ни к чему не обязывало министров, т.к. они не были ответственны перед Думой и Государственным Советом. К тому же министры могли отказаться отвечать на запрос, сославшись на секретность тех или иных материалов. Кроме того, император регулировал работу Думы и Государственного Совета. Указом царя определялись их ежегодные созывы и продолжительность работы, он мог досрочно распустить Думу, назначить новые выборы и время их созыва. Наконец, в соответствии со ст. 87 Основных законов во время перерывов в работе Думы император по представлению Совета министров мог издавать указы, имеющие силу законов. Правда, в течение 2-х месяцев после возобновления занятий Думы указы необходимо было внести на обсуждение в Думу, или они теряли свою силу. Именно в таком чрезвычайном порядке учреждаются военно-полевые суды и принимается указ о столыпинской аграрной реформе.

В Основных законах (как и в каждой конституции) содержалась особая глава, в которой закреплялись основные права и свободы подданных. Однако они носили формальный характер, т.к. их реализация на практике была весьма ограничена. Так, неприкосновенность личности ограничивалась тем, что с 1906 г. по февраль 1917 г. не было ни одного года, в течение которого на территории империи или ее отдельных регионов не объявлялось бы военное положение или положение усиленной или чрезвычайной охраны, когда полиция и военное командование получали особые полномочия вплоть до предания гражданских лиц военно-полевому или военно-окружному суду и юридические гарантии прав подданных приостанавливались.

Провозглашалось (ст. 76 Основных законов) право подданных свободно выбирать свое местожительство и беспрепятственно ездить за границу. Но в соответствии с Положением о паспортах и видах на жительство 1895 г. бессрочные паспорта, по которым действительно можно было свободно выбирать место жительства и получить заграничный паспорт, выдавались только дворянам, офицерам, чиновникам и почетным гражданам. Лица податных сословий (т.е. крестьяне и мещане) получали виды на жительство при условии уплаты налогов и повинностей и разрешения на отлучку от своих общин, и только указом от 5 октября 1906 г. эти ограничения были отменены, да и то не полностью.

В ст. 81 Основных законов провозглашалась свобода веры. Однако в ст. 62 подчеркивалось, что православная христианская вера “есть истинная и господствующая”. Церковь, как уже отмечалось выше, была государственной, ей принадлежал ряд государственных функций, в частности, ведение книг актов гражданского состояния. Вообще вне закона фактически оказывались атеисты. Так на практике реализовывалось право на свободу веры.

Что касается свободы слова, печати, собраний, союзов, то порядок реализации этих прав устанавливался временными правилами о собраниях, союзах и о печати, изданными в марте 1906 г. Этими правилами для образования обществ или союзов, а также проведения публичных собраний формально не требовалось разрешения, но фактически устанавливался разрешительный порядок, т.е. организаторы соответствующих союзов или собраний должны были заранее представить властям проект устава, списки членов руководящих органов, источники поступления денежных средств (для обществ или союзов), и без утверждения устава общество не могло приступить к работе.

Основные законы Российской империи

Основные законы (в новой редакции) были приняты 23 апреля 1906 г. Они подвели своеобразный итог проведенных преобразований всех звень­ев верховной власти. Хотя Основные законы не именовались Конституци­ей, они вполне могут считаться первой конституцией России, ибо дело не в названии, а в сути, в назначении закона. Французская декларация прав человека тоже не называлась конституцией, но знаменовала собой наступ­ление новой конституционной эры.

Конституция России 1906 г. была так называемой октроированной, то есть жалованной конституцией, в которой монарх, совершая акт «высочайшей милости», уступал часть своих прав народному собранию. Но юридические свойства конституции не зависят от способа её принятия. Конституция 1906 г. представляла собой весьма солидное, основательное нормативно-правовое образование (она состояла из 11 глав и 124 статей), охватившее все основополагающие государственно-правовые институты. У Основных законов была особая юридическая сила. Изменить их можно было лишь в особом законодательном порядке (император мог только вы­ступить с инициативой пересмотра, но не мог воспользоваться ею без со­гласия Государственной думы).

Впервые в своей истории основные законы, которые, как известно, изда­вались с 1832 г., провозгласили права и гражданские свободы. Российским подданным, превратившимся в граждан, конституционно гарантирова­лись неприкосновенность личности и законность юридического преследова­ния (ст. 30 - 32), неприкосновенность жилища (ст. 33), свобода выезда за пределы государства (ст. 34), неприкосновенность собственности (ст. 35), свобода собраний, слова и печати (ст. 36–39).

Каково же было положение основных звеньев верховной власти в России по Основным законам 1906 г.?

Император. Правовое положение императора определяла ст. 4, кото­рая предоставляла ему «верховную самодержавную власть». Однако те­перь эта власть не признавалась неограниченной, как это было ранее. Закон гласил, что «государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой» (ст. 7).

Самодержавная власть мыслилась как гарант целостности Российского многонационального государства, которое ст. 1 объявляла «единым и не­раздельным». Русский язык признавался общегосударственным в армии, на флоте и в «государственных и общественных установлениях». Употреб­ление местных языков и наречий в этих установлениях регулировалось особыми законами.

По традиции особа государя объявлялась «священной и неприкосно­венной». Прерогативой императорской власти становилась законотворче­ская деятельность: «почин по всем предметам законодательства» (ини­циатива) и утверждение законов.

Но законы, не принятые Госсоветом и Госдумой, считались отклонен­ными. Император мог издавать, в соответствии с законами, указы «дай устройства и приведения в действие различных частей государственного управления» и повеления, «необходимые для исполнения законов» (подзаконные акты).

Император оставался также верховным руководителем «всех внешних сношений Российского государства», объявлял войну, заключал мир и международные договоры. Конституция оставила за ним право быть «державным вождем», то есть главнокомандующим армии и флота. Импе­ратор мог издавать указы и повеления относительно дислокации войск, переведения их на военное положение, обучения их, прохождения службы чинами армии и флота и «всего вообще относящегося до устройства воо­руженных сил и обороны Российского государства» (ст. 14).

Прерогативой императора было объявление в стране военного и исклю­чительного (чрезвычайного) положения, чеканка монеты и определение ее внешнего вида . Он ведал назначением и увольнением высших чиновников, жаловал титулы, ордена и другие государственные отличия, а также права состояния. Имущества , составлявшие личную собственность императора, и имущества, находящиеся в собственности царствующего императора (не подлежащие разделу, передаче по наследству и другим видам отчуждения), освобождались от платежа налогов и сборов .

Осуществляемой от имени государя императора признавалась Основ­ными законами судебная власть в России. За ним сохранялось право по­милования осужденных, смягчения наказаний и общее прощение совершив­ших преступные деяния с прекращением дел и освобождением их от суда и наказания.

По английскому принципу «контрассигнатуры» подпись императора под указами перед опубликованием скреплялась подписью председателя Совета министров или соответствующего министра (ст. 26). За императо­ром сохранялась также право абсолютного вето (роспуска) в отношении Госдумы.

ОСНОВНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКОНОВ (1906г., апреля 23) [Извлечение] Раздел первый ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ Ст. 1. Государство Российское едино и нераздельно. 2. Великое Княжество Финляндское, составляя нераз- дельную часть Государства Российского, во внутренних своих делах управляется особыми установлениями на осно- вании особого законодательства. 3. Русский язык есть язык общегосударственный и обя- зателен в армии, во флоте и во всех государственных и общественных установлениях. Употребление местных языков и наречий в государственных установлениях определяется особыми законами. Глава первая О существе верховной Самодержавной власти 4. Императору Всероссийскому принадлежит Верховная Самодержавная Власть... 5. Особа Государя Кооператора священна и неприкосновен- на. 6. Та же Верховная Самодержавная Власть принадлежит Государыне Императрице, когда наследство престола в по- рядке, для сего установленном, дойдет до лица женского; но супруг ее не почитается государем: он пользуется почестями к преимуществами, наравне с супругами госуда- рей, кроме титула. 7; Государь Император осуществляет законодательную - власть в единении с Государственным Советом и Госу- дарственной Думою. 8. Государю Императору принадлежит почин по всем предметам законодательства. Единственно по его почину Основные Государственные Законы могут подлежать перес- мотру в Государственном Совете и в Государственной Думе. 9. Государь Император утверждает законы, и без его утверждения никакой закон не может иметь своего совер- шения. 10. Власть управления во всем объеме принадлежит Го- сударю Императору в пределах всего Государства Российс- кого. В управлении верховном власть его действует не- посредственно; в делах же управления подчиненного опре- деленная степень власти вверяется от него, согласно за- кону, подлежащим местам и лицам, действующим его именем и по его повелениям. 11. Государь Император в порядке верховного управле- ния издает, в соответствии с законами указы для уст- ройства и приведения в действие различных частей госу- дарственного управления, а равно повеления, необходимые для исполнения законов. 12. Государь Император есть верховный руководитель всех внешних сношений Российского Государства с иност- ранными державами. Им же определяется направление меж- дународной политики Российского Государства. 13. Государь Император объявляет войну и заключает мир, а равно договоры с иностранными государствами. 14. Государь Император есть державный вождь Российс- кой армии и флота. Ему принадлежит верховное начальст- вование над всеми сухопутными и морскими вооруженными силами Российского Государства. Он определяет устройс- тво армии и флота и издает указы и повеления относи- тельно: дислокации войск, приведения их на военное по- ложение, обучения их, прохождения службы чинами армии и флота и всего вообще относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Российского Государства. Го- сударем Императором, в порядке верховного управления, устанавливаются также ограничения в отношении права жи- тельства и приобретения недвижимого имущества в мест- ностях, которые составляют крепостные районы и опорные пункты для армии и флота. 15. Государь Император объявляет местности на воен- ном или исключительном положении. 16. Государю Императору принадлежит право чеканки монеты и определение внешнего ее вида. 17. Государь Император назначает и увольняет Предсе- дателя Совета Министров, Министров и Главноуправляющих отдельными частями, а также прочих должностных лиц, ес- ли для последних не установлено законом иного порядка назначения и увольнения. 18. Государь Император, в порядке верховного управ- ления, устанавливает в отношении служащих ограничения, вызываемые требованиями государственной службы. 19. Государь Император жалует титулы, ордена и дру- гие государственные отличия, а также права состояния. Им же непосредственно определяются условия и порядок пожалования титулов, орденов и отличий. 20. Государь Император издает непосредственно указы и повеления как в отношении имуществ, личную его собс- твенность составляющих, так равно в отношении имуществ, именуемых государевыми, кои, всегда принадлежа царству- ющему императору, не могут быть завещаемы, поступать в раздел и подлежать иным видам отчуждения. Как те, так и другие имущества не подчиняются платежу налогов и сбо- ров. 21. Государю Императору, как главе императорского дома, принадлежит, согласно учреждению о императорской фамилии, распоряжения по имуществам удельным. Им же оп- ределяются также устройство состоявших в ведении Ми- нистра Императорского Двора учреждений и установлении, равно как порядок управления оными. 22. Судебная власть осуществляется от имени Государя Императора установленными законом судами, решения коих приводятся в исполнение именем Императорского Величест- ва. 23. Государю Императору принадлежит помилование осужденных, смягчение наказаний и общее прощение совер- шивших преступные деяния с прекращением против них преследования и освобождением их от суда и наказания, а также сложение, в путях монаршего милосердия, казенных взысканий и вообще дарование милостей в случаях особых, не подходящих под действие общих законов, когда сим не нарушаются ничьи огражденные законом интересы и граж- данские права. 24. Указы и повеления Государя Императора, в порядке верховного управления или непосредственно им издавае- мые, скрепляются Председателем Совета Министров или подлежащим Министром либо Главноуправляющим отдельной частью и обнародуются Правительствующим Сенатом. Глава девятая О законах 86. Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного Совета и Государственной Ду- мы и восприять силу без утверждения Государя Императо- ра. 87. Во время прекращения занятий Государственной Ду- мы, если чрезвычайные обстоятельства вызовут необходи- мость в такой мере, которая требует обсуждения в поряд- ке законодательном. Совет Министров представляет о ней Государю Императору непосредственно. Мера эта не может, однако, вносить изменений ни в Основные Государственные Законы, ни в учреждения Государственного Совета или Го- сударственной Думы, ни в постановления о выборах в Со- вет или в Думу. Действие такой меры прекращается, если подлежащим Министром или Главноуправляющим отдельной частью не будет внесен в Государственную Думу в течение первых двух месяцев после возобновления занятий Думы соответствующий принятой мере законопроект или его не примут Государственная Дума или Государственный Совет. Глава десятая О Государственном Совете и Государственной Думе и образе их действий 98. Государственный Совет и Государственная Дума ежегодно созываются указами Государя Императора. 99. Продолжительность ежегодных занятий Государс- твенного Совета и Государственной Думы и сроки перерыва их занятий в течение года определяются указаниями Госу- даря Императора. 105. Государственная Дума может быть до истечения пятилетнего срока полномочий ее членов распущена указом Государя Императора. Тем же указом назначаются новые выборы в Думу и время ее созыва. 106. Государственный Совет и Государственная Дума пользуются равными в делах законодательства правами. 107. Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляет- ся возбуждать предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов, за исключением Ос- новных Государственных Законов, почин пересмотра кото- рых принадлежит единственно Государю Императору. 108. Государственному Совету и Государственной Думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляет- ся обращаться к Министрам и Главноуправляющим отдельны- ми частями, подчиненным по Закону Правительствующему Сенату, с запросами по поводу таких, последовавших с их стороны, или подведомственных им лиц и установлении, действий, кои представляются незакономерными. 109. Ведению Государственного Совета и Государствен- ной Думы и обсуждению их в порядке, учреждениями их оп- ределенными, подлежат те дела, кои указаны в учреждени- ях Совета и Думы. 110. Законодательные предположения рассматриваются в Государственной Думе и, по одобрении ею, поступают в Государственный Совет, Законодательные предположения, предначертанные по почину Государственного Совета, рассматриваются в Совете и, по одобрении им, поступают в Думу. 111. Законопроекты, не принятые Государственным Со- ветом или Государственной Думой, признаются отклоненны- ми. 112. Законопроекты, предначертанные по почину Госу- дарственного Совета или Государственной Думы и не удос- тоившиеся высочайшего утверждения, не могут быть внесе- ны на законодательное рассмотрение в течение той же сессии. Законопроекты, предначертанные по почину Госу- дарственного Совета или Государственной Думы и откло- ненные одним из сих установлении, могут быть вносимы на законодательное рассмотрение в течение той же сессии, если последует высочайшее на то повеление. 113. Законопроекты, поступившие в Государственную Думу и одобренные как ею, так и Государственным Сове- том, равно как законопроекты, предначертанные по почину Государственного Совета и одобренные как им, так и Го- сударственной Думой,представляются Государю Императору Председателем Государственного Совета. 114. При обсуждении Государственной росписи не под- лежат исключению или сокращению назначения на платежи по государственным долгам и по другим, принятым на себя Российским Государством обязательствам. 115. Кредиты на расходы Министерства Императорского Двора, вместе с состоящими в его ведении учреждениями, в суммах, не превышающих ассигновании по Государствен- ной росписи на 1906 год, обсуждению Государственного Совета и Государственной Думы не подлежат. Равным обра- зом не подлежат их обсуждению такие изменения означен- ных кредитов, которые обусловливаются постановлениями учреждения, о императорской фамилии, соответственно происшедшим в ней переменам. 116. Если Государственная роспись не будет утвержде- на к началу сметного периода, то остается в силе пос- ледняя, установленным порядком утвержденная, роспись, с теми лишь изменениями, какие обусловливаются исполнени- ем последовавших; после ее утверждения узаконений. Впредь до обнародования новой росписи, по постановлени- ям Совета Министров, в распоряжение Министерств и Глав- ных Управлений открываются постепенно кредиты в разме- рах действительной потребности, не превышающие, однако, в месяц по всей их совокупности, одной двенадцатой час- ти общего по росписи итога расходов. 117. Чрезвычайные сверхсметные кредиты на потребнос- ти военного времени и на особые приготовления, пред- шествующие войне, открываются по всем ведомствам, в по- рядке верховного управления, на основаниях, в законе определенных. 118. Государственные займы для покрытия как сметных, так и сверхсметных расходов, разрешаются порядком, ус- тановленным для утверждения Государственной росписи до- ходов и расходов. Государственные займы для покрытия расходов в случаях и в пределах, предусмотренных в статье 116, а также займы для покрытия расходов, назна- чаемых на основании статьи 117, разрешаются Государем Императором в порядке верховного управления. Время и условия совершения Государственных займов определяются в порядке верховного управления. Свод законов Российской империи, т. I, ч. I. СПб, 1906, с. 5-48. МАНИФЕСТ О РОСПУСКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ И О ВРЕМЕНИ СОЗЫВА ТАКОВОЙ В НОВОМ СОСТАВЕ (1906г., июля 9) [Извлечение] ...Выборные от населения, вместо работы строительст- ва законодательного, уклонились в не принадлежащую им область и обратились к расследованию действий постав- ленных от Нас местных властей, к указаниям Нам на несо- вершенства Законов Основных, изменения которых могут быть предприняты лишь Нашею Монаршею волею, и к дейс- твиям явно незаконным, как обращение от лица Думы к на- селению. Смущенное же таковыми непорядками крестьянство, не ожидая законного улучшения своего положения, перешло в целом ряде губерний к открытому грабежу, хищению чужого имущества, неповиновению закону и законным властям. Но пусть помнят Наши подданные, что только при пол- ном порядке и спокойствии возможно прочное улучшение нашего быта. Да будет же ведомо, что Мы не допустим ни- какого своеволия или беззакония и всей силою государс- твенной мощи приведем ослушников закона к подчинению Нашей Царской воле. Призываем всех благомыслящих русс- ких людей объединиться для поддержания законной власти и восстановления мира в Нашем дорогом Отечестве. Да восстановится же спокойствие на земле Русской и да поможет Нам Всевышний осуществить главнейший из Царственных трудов Наших - поднятие благосостояния крестьянства. Воля Наша к сему непреклонна, и пахарь русский, без ущерба чужому владению, получит там, где существует теснота земельная, законный и честный способ расширить свое землевладение. Лица других сословий при- ложат, по призыву Нашему, все усилия к осуществлению этой великой задачи, окончательное разрешение которой в законодательном порядке будет принадлежать будущему составу Думы. Мы же, распуская нынешний состав Государственной Ду- мы, подтверждаем вместе с тем неизменное намерение Наше сохранить в силе самый закон об учреждении этого установления и соответственно с этим, указом Нашим, Правительствующему Сенату 8 сего Июля данным, назначили время нового ее созыва на 20 Февраля 1907 года... ПСЗ, Собрание третье, т. XXVI, отделение первое, ь 28105. ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ВОЕННО-ПОЛЕВЫХ СУДОВ (1906г., августа 19) [Извлечение] Совет Министров полагал: 1. На основании статьи 87 Свода Основных Государс- твенных Законов, издания 1906 года: в местностях, объ- явленных на военном положении или в положении чрезвы- чайной охраны, Генерал-Губернаторам, Главноначальствую- щим или облеченным их властью лицам предоставляется в тех случаях, когда учинение лицом гражданского ведомс- тва преступного деяния является настолько очевидным, что нет надобности в его расследовании, передавать об- виняемого Военно-Полевому Суду, с применением в подле- жащих случаях наказания по законам военного времени, для суждения в порядке, установленном нижеследующими правилами: 1) Военно-Полевой Суд учреждается по требованию Ге- нерал-Губернаторов, Главноначальствующих или лиц, обле- ченных их властью, в месте по их указанию Начальниками гарнизонов или отрядов и Главными Командирами и Коман- дирами портов, по принадлежности, в составе Председате- ля и четырех Членов из офицеров от войска или флота. 2) Распоряжение Генерал-губернаторов, Главноначаль- ствующих или лиц, облеченных их властью, должно следо- вать безотлагательно за совершением преступного деяния и по возможности в течение суток. В распоряжении этом указываются лицо, предаваемое суду, и предмет предъяв- ляемого обвинения. 3) Суд немедленно приступает к разбору дела и окан- чивает рассмотрение оного не далее, как в течение двух суток. 4) Разбирательство дела производится при закрытых две- рях... 5) Приговор, по объявлении на суде, немедленно всту- пает в законную силу и безотлагательно, и во всяком случае не позже суток, приводится в исполнение но рас- поряжению военных начальников, указанных в статье пер- вой настоящих правил... ПСЗ, Собрание третье, т. XXVI, отделение первое, ь 28252. МАНИФЕСТ О РОСПУСКЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ, О ВРЕМЕНИ СОЗЫВА НОВОЙ ДУМЫ И ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПОРЯДКА ВЫБОРОВ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ (1907г., июня 3) [Извлечение] ...Значительная часть состава второй Государственной Думы не оправдала ожиданий Наших. Не с чистым сердцем, не с желанием укрепить Россию и улучшить ее строй, приступили многие из присланных от населения лиц к ра- боте, а с явным стремлением увеличить смуту и способс- твовать разложению Государства. Деятельность этих лиц в Государственной Думе послу- жила непреодолимым препятствием к плодотворной работе. В среду самой Думы внесен был дух вражды, помешавшей сплотиться достаточному числу Членов ее, желавших рабо- тать на пользу родной земли. По этой причине выработанные Правительством Нашим обширные мероприятия Государственная Дума или не под- вергала вовсе рассмотрению, или замедляла обсуждением или отвергала, не остановившись даже перед отклонением законов, каравших открытое восхваление преступлений и сугубо наказывавших сеятелей смуты в войсках. Уклонив- шись от осуждения убийств и насилий, Государственная Дума не оказала в деле водворения порядка нравственного содействия Правительству, и Россия продолжает пережи- вать позор преступного лихолетия. Медлительное рассмотрение Государственной Думой Рос- писи Государственной вызвало затруднение в своевремен- ном удовлетворении многих насущных потребностей народ- ных. Право запросов Правительству значительная часть Думы превратила в способ борьбы с Правительством и возбужде- ния недоверия к нему в широких слоях населения. Наконец свершилось деяние, неслыханное в летописях истории. Судебной властью был раскрыт заговор целой части Государственной Думы против Государства и Царской Власти. Когда же Правительство Наше потребовало времен- ного, до скончания суда, устранения обвиняемых в прес- туплении этом пятидесяти пяти Членов Думы и заключения наиболее уличаемых из них под стражу, то Государствен- ная Дума не исполнила немедленного законного требования властей, не допускавшего никакого отлагательства. Все это побудило Нас указом, данным Правительствую- щему Сенату 3 сего Июня, Государственную Думу второго созыва распустить, определив срок созыва новой Думы на 1 Ноября сего 1907 года. Созданная для укрепления Государства Российского, Государственная Дума должна быть русскою и по духу. Иные народности, входящие в состав Державы Нашей, должны иметь в Государственной Думе представителей нужд своих, но не должны и не будут являться в числе, дающем им возможность быть вершителями вопросов чисто русских. В тех же окраинах Государства, где население не дос- тигло достаточного развития гражданственности, выборы в Государственную Думу должны быть временно приостановле- ны. Все эти изменения в порядке выборов не могут быть проведены обычным законодательным путем через ту Госу- дарственную Думу, состав коей признан Нами неудовлетво- рительным, вследствие несовершенства самого способа избрания ее Членов. Только Власти, даровавшей первый избирательный закон, исторической Власти Русского Царя, довлеет право отменить оный и заменить его новым... ПСЗ, Собрание третье, т. XXVII, 29240. ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫБОРАХ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ДУМУ (1907г., июня 3) [Извлечение} Глава первая Общие положения Ст. 1. Выборы в Госу- дарственную Думу производятся: 1) по губерниям и областям, указанным в статьях 2-4 сего Положения и 2) по городам: С.-Петербургу и Москве, а также Варшаве, Киеву, Лодзи, Одессе и Риге. Ст. 2. Выборы в Государственную Думу от губерний, управляемых по Общему Учреждению, а равно от Губерний Тобольской и Томской, от области Войска Донского и от городов: С.-Петербурга, Москвы, Киева, Одессы и Риги производятся на основаниях, указанных в статьях б и следующих сего Положения. Ст. 3. Выборы в Государственную Думу от губерний и городов Царства Польского, от губерний Енисейской и Ир- кутской, а равно от православного населения Люблинской и Седлецской губерний и от казаков Уральского казачьего войска, производятся на основаниях, указанных в Положе- нии о выборах в Государственную Думу, изд. 1906 года... Ст. 4. Выборы в Государственную Думу по областям и губерниям Кавказского края, по областям Амурской, При- морской и Забайкальской, а равно от русского населения Виленской и Ковенской губерний и города Варшавы, произ- водятся на основании особых, приложенных у сего правил. Ст. 6. Избрание Членов Государственной Думы по гу- берниям и областям (ст. 1, п.1) производится Губернским Избирательным Собранием. Собрание это образуется под председательством Губернского Предводителя дворянства или лица, его заменяющего, из выборщиков, избираемых в каждом уезде: 1) съездом землевладельцев; 2) первым съ- ездом городских избирателей; 3) вторым съездом городс- ких избирателей; 4) съездом уполномоченных от волостей и 5) съездом уполномоченных от казачьих станиц в губер- ниях, где таковые имеются. Сверх того, в губерниях, указанных в расписании, приложенном в статье 8, в изб- рании Членов Государственной Думы, в составе Губернско- го Избирательного Собрания участвуют выборщики, изби- рае- мые губернскими съездами уполномоченных от рабочих в предприятиях фабрично-заводской и горно -заводской про- мышленности. Ст. 7. Избрание Членов Государственной Думы от ука- занных в статье 2 городов производится посредством пря- мой подачи голосов. Ст. 9. В выборах не участвуют: 1) лица женского по- ла; 2) лица моложе двадцати пяти лет; 3) обучающиеся в учебных заведениях; 4) воинские чины армии и флота, состоящие на действительной военной службе; 5) бродячие инородцы и 6) иностранные подданные. Ст. 10. Кроме указанных в предшедшей статье (9) лиц, в выборах не участвуют также: 1) подвергшиеся суду за преступные деяния, влекущие за собой лишение или огра- ничение прав состояния, либо исключение из службы, а равно за кражу, мошенничество, присвоение вверенного имущества, укрывательства похищенного, покупку и приня- тие в заклад заведомо краденного или когда они судебны- ми приговорами не оправданы, хотя бы после состоявшего- ся осуждения они и были освобождены от наказания за давностью, примирением, силою Всемилостивейшего Мани- феста или особого Высочайшего повеления; 2) отрешенные по судебным приговорам от должности - в течение трех лет со времени отрешения, хотя бы они и были освобожде- ны от сего наказания за давностью, силою Всемилостивей- шего Манифеста или особого Высочайшего повеления; 3) состоящие под следствием или судом по обвинениям в преступных деяниях, означенных в пункте 1 сей статьи или влекущих за собою отрешение от должности; 4) под- вергшиеся несостоятельности впредь до определения свойства ее; 5) состоящие под опекой; б) несостоятель- ные, о которых дела сего рода приведены уже к оконча- нию, кроме тех, несостоятельность коих признана нес- частною; 7) лишенные духовного сана или звания за поро- ки или же исключенные из среды общества и дворянских Собраний по приговорам тех сословий, к которым они при- надлежат; и 8) осужденные за уклонение от воинской по- винности. Ст. 11. Не принимают участия в выборах: 1) Губерна- торы и Вице-Губернаторы, а равно Градоначальники и их Помощники - в пределах подведомственных им местностей, 2) лица, занимающие полицейские должности - в губернии, области или городе, по коим производятся выборы. Ст. 12. Никто не может иметь на выборах более одного голоса. Каждый избиратель может осуществлять свое право на участие в выборах лишь в одном съезде... или разря- де... избирателей. Лица, владеющие избирательными цен- зами в пределах двух или более уездов или городов, ука- занных в статье 2, осуществляют свое право на участие в выборах в съезде или разряде, ими избранном... Ст. 13. Лица, владеющие недвижимым имуществом, в том числе и лица, указанные в пункте 4 статьи 9 сего Поло- жения, могут предоставлять свои цензы по недвижимому имуществу для участия в выборах своим сыновьям. Ст. 14. Лица женского пола могут предоставлять свои цензы по недвижимому имуществу для участия в выборах, своим мужьям и сыновьям. Ст. 16. Если несколько лиц имеют недвижимое имущест- во в общем нераздельном владении, то каждое из них счи- тается владельцем причитающейся на его долю части иму- щества и согласно сему пользуется правом голоса на вы- борах. Ст. 20. Преступные деяния, совершенные при произ- водстве выборов в Государственную Думу, подлежат прес- ледованию и наказанию на основании Именного Высочайшего указа 8 Марта 1906 года... Ст. 21. Издержки, вызываемые исполнением обязаннос- тей, возложенных сим Положением на Земские и Городские Управы и учреждения, их заменяющие, относятся на счет подлежащих земств и городов; прочие издержки по произ- водству выборов относятся на счет казны. Ст. 23. Все распоряжения, относящиеся к составлению избирательных списков и производству выборов, возлага- ются на Министра Внутренних Дел. Ст. 24. Общий надзор за правильным производством вы- боров возлагается, под руководством Министра Внутренних Дел, на Губернаторов и Градоначальников, по принадлеж- ности. Им предоставляется требовать от подлежащих мест и лиц сведения о ходе и порядке выборов, обозревать вы- борные производства и давать указания к обеспечению правильного хода выборов, а также, в порядке надзора, предлагать об усмотренных неправильностях на обсуждение Уездных и Губернских по делам о выборах Комиссий, при- носить протесты на постановления Уездных по делам о вы- борах Комиссий в Губернские Комиссии и об отмене реше- ний сих последних представлять Правительствующему Сена- ту. ПСЗ, Собрание третье, т. XVII, ь 29242. ЗАКОН ОБ УЧРЕЖДЕНИИ ОСОБЫХ СОВЕЩАНИЙ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ОБЪЕДИНЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБОРОНЕ ГОСУДАРСТВА, ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ТОПЛИВОМ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ, РАБОТАЮЩИХ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБОРОНЫ, ПО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМУ ДЕЛУ И ПО ПЕРЕВОЗКЕ ТОПЛИВА И ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ И ВОЕННЫХ ГРУЗОВ (1915 г., августа 17) [Извлечение] II. Во изменение и дополнение подлежащих узаконении на время настоящей войны установить прилагаемые при сем Положения: 1) об Особом Совещании для обсуждения и объ- единения мероприятий по обороне государства; 2) об Осо- бом Совещании для обсуждения и объединения мероприятий по обеспечению топливом путей сообщения, государствен- ных и общественных учреждений и предприятий, работающих для целей государственной обороны; 3) об Особом Совеща- нии для обсуждения и объединения мероприятий по продо- вольственному делу и 4) об Особом Совещании для обсуж- дения и объединения мероприятий по перевозке топлива и продовольственных и военных грузов. Собрание узаконений и распоряжений правительства за 1915г. СПб, 1916, отдел первый, второе полугодие, ь231,ст.1760 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСОБОМ СОВЕЩАНИИ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ И ОБЪЕДИНЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБОРОНЕ ГОСУДАРСТВА (1915 г., августа 17) [Извлечение] 1. Для обсуждения и объединения мероприятий по обо- роне государства и для обеспечения армии и флота пред- метами боевого и прочего материального снабжения, уч- реждается, под председательством Военного Министра, Особое Совещание. К предметам ведения Особого Совеща- ния, в частности, относятся: 1) высший надзор за деятельностью всех правительст- венных заводов, арсеналов и мастерских, а также частных заводов и иного рода промышленных предприятий, изготов- ляющих предметы боевого и прочего материального снабже- ния армии и флота; 2) содействие образованию новых заводов и иного рода промышленных предприятий, изготовляющих указанные в предыдущем (1) пункте предметы, а равно переустройству, расширению и правильному ходу деятельности существую- щих; 3) распределение необходимых, В видах снабжения ар- мии, заказов между русскими и иностранными заводами и иного рода промышленными предприятиями, и 4) надзор за исполнением означенных в предыдущем (3) пункте заказов. 3. В состав Особого Совещания входят: 1) Председа- тель Государственного Совета, 2) Председатель Государс- твенной Думы, 3) девять членов Государственного Совета и девять членов Государственной Думы... 4) представите- ли от министерств: Морского, Финансов, Путей сообщения и Торговли и Промышленности и от Государственного конт- роля, по одному от каждого ведомства, назначаемые глав- ными начальниками подлежащих ведомств, по соглашению с Военным Министром; 5) пять представителей от Военного Министерства, по назначению Военного Министра; 6) представители Всероссийских земского и городского сою- зов, по одному от каждого, по избранию их комитетов и 7) четыре представителя Центрального военно-промышленного комите- та, по его избранию. Собрание узаконении и распоряжений правительства за 1915г. СПб, 1916, отдел первый, второе полугодие, ь231, ст. 1760. ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННЫХ КОМИТЕТАХ (1915 г., августа 27) [Извлечение] 1. Для содействия правительственным учреждениям в деле снабжения армии и флота всеми необходимыми предме- тами снаряжения и довольствия учреждаются, на время те- кущей войны, центральный, областные и местные воен- но-промышленные комитеты. 2. Военно-промышленные комитеты являются обществен- ными организациями, не предусматривающими коммерческих целей... 4. Взаимоотношения правительственных учреждений с военно-промышленными комитетами, содействующими им в деле снабжения армии и флота предметами снаряжения и снабжения, определяются по ближайшему соглашению коми- тетов с подлежащими военными и гражданскими властями. 5. Центральный военно-промышленный комитет имеет право приобретать всякого рода движимое и недвижимое имущество, входить в договоры как с частными лицами, так равно и с казенными и общественными учреждениями, принимать на себя всякого рода обязательства, в част- ности же поставки и подряды по заказам казны, организо- вывать, по соглашению с военным и морским ведомствами, приемку и сдачу нужных для армии и флота предметов и т. д., а равно искать и отвечать на суде. Одинаковыми пра- вами пользуются областные комитеты, образуемые с ут- верждения центрального военно-промышленного комитета, а равно мест- ные комитеты, образуемые с утверждения подлежащих об- ластных военно-промышленных комитетов. Собрание узаконении и распоряжений правительства за 1915г. СПб, 1916, отдел первый, второе полугодие, ь 248, ст.1853. ОТ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ (1917 г., февраля 28) [Извлечение] Временный комитет членов Государственной Думы при тяжелых условиях внутренней разрухи, вызванной мерами старого правительства, нашел себя вынужденным взять в свои руки восстановление государственного и обществен- ного порядка... Вестник Временного правительства ь 1(46) от 5(18) марта 1917 г. ДЕКЛАРАЦИЯ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА О ЕГО СОСТАВЕ И ЗАДАЧАХ (1917 г., марта 3) [Извлечение] Граждане! ...Временный Комитет Государственной Думы назначает министрами первого общественного кабинета следующих лиц... В своей настоящей деятельности кабинет будет руко- водствоваться следующими основаниями: 1) Полная и немедленная амнистия по всем делам полити- ческим и религиозным, в том числе: террористическим по- кушениям, военным восстаниям и аграрным преступлениям и т. д. 2) Свобода слова, печати, союзов, собраний и стачек, с распространением политических свобод на военнослужа- щих в пределах допускаемых военно-техническими условия- ми. 3) Отмена всех сословных, вероисповедных и нацио- нальных ограничений. 4) Немедленная подготовка к созыву на началах всеоб- щего, равного, тайного и прямого голосования Учреди- тельного собрания, которое установит форму правления и конституцию страны. 5) Замена полиции народной милицией с выборным на- чальством, подчиненным органам местного самоуправления. 6) Выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного к тайного голосовании. 7) Неразоружение и невывод из Петрограда воинских частей, принимавших участие в революционном движении. 8) При сохранении строгой военной дисциплины в строю и при несении военной службы - устранение для солдат всех ограничении в пользовании общественными правами, предоставленными всем остальным гражданам. Временное правительство считает своим долгом присо- вокупить, что оно отнюдь не намерено воспользоваться военными обстоятельствами для какого-либо промедления в осуществлении вышеизложенных реформ и мероприятий. Вестник Временного правительства ь 1 (46) от 5 (18) марта 1917 г. ИЗ ЖУРНАЛА ЗАСЕДАНИЯ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА О СОБЛЮДЕНИИ ИМ ВСЕХ ДЕНЕЖНЫХ И ДРУГИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ЦАРСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА (1917 г., марта 4) Слушали... Об обращении к населению с указанием на необходимость уплаты всех установленных ранее налогов, по- шлин и податей, а также с заявлением со стороны Времен- ного правительства, что государство, в лице Временного правительства, будет ненарушимо отвечать по всем денеж- ным и другим обязательствам, ранее заключенным от имени государства. Постановили... Признать необходимость означенного обращения и поручить министрам финансов и иностранных дел озаботиться скорейшим сообщением его во всеобщее сведение как внутри империи, так равно и за границей. Великая Октябрьская социалистическая революция. До- кументы и материалы. Революционное движение в России после свержения са- модержавия. М., 1957, с.421.

Общая характеристика «Основных государственных законов 1906 года»

Принятие Свода Основных Государственных законов значительное событие в истории отечественного государства и права.

В результате революции 1905 г. Россия сделала еще один шаг по пути превращения феодальной монархии в буржуазную. Основные Государственные законы были приняты 23 апреля 1906 г. Они подвели своеобразный итог проведенных преобразований всех звеньев верховной власти. Хотя Основные законы не именовались Конституцией, они вполне могут считаться первой конституцией России, ибо дело не в названии, а в сути, в назначении закона. Французская декларация прав человека тоже не называлась конституцией, но знаменовала собой наступление новой конституционной эры.

Конституция России 1906 г. была так называемой октроированной, то есть жалованной конституцией, в которой монарх, совершая акт «высочайшей милости», уступал часть своих прав народному собранию. Но юридические свойства конституции не зависят от способа её принятия. Конституция 1906 г. представляла собой весьма солидное, основательное нормативно-правовое образование, охватившее все основополагающие государственно-правовые институты.

Основных законов была особая юридическая сила. Изменить их можно было лишь в особом законодательном порядке.

Правовое положение императора определяла ст. 4: «Повиноваться власти его, не только за страх, но и за совесть, сам Бог повелевает». Однако теперь императорская власть не признавалась неограниченной, как это было ранее.

Закон гласил, что «государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой».

Самодержавная власть мыслилась как гарант целостности Российского многонационального государства, которое ст. 1 объявляла «единым и нераздельным». Русский язык признавался общегосударственным в армии, на флоте и в «государственных и общественных установлениях». Употребление местных языков и наречий в этих установлениях регулировалось особыми законами.

По традиции особа государя объявлялась «священной и неприкосновенной». Прерогативой императорской власти становилась законотворческая деятельность: «почин по всем предметам законодательства» и утверждение законов.

Но законы, не принятые Госсоветом и Госдумой, считались отклоненными. Император мог издавать, в соответствии с законами, указы «дай устройства и приведения в действие различных частей государственного управления» и повеления, «необходимые для исполнения законов» (подзаконные акты).

Император оставался также верховным руководителем «всех внешних сношений Российского государства», объявлял войну, заключал мир и международные договоры. Конституция оставила за ним право быть «державным вождем», то есть главнокомандующим армии и флота. Император мог издавать указы и повеления относительно дислокации войск, переведения их на военное положение, обучения их, прохождения службы чинами армии и флота и «всего вообще относящегося до устройства вооруженных сил и обороны Российского государства» (ст. 14).

Прерогативой императора было объявление в стране военноо и исключительного (чрезвычайного) положения, чеканка монеты и определение ее внешнего вида. Он ведал назначением и увольнением высших чиновников, жаловал титулы, ордена и другие государственные отличия, а также права состояния. Имущества, составлявшие личную собственность императора, и имущества, находящиеся в собственности царствующего императора (не подлежащие разделу, передаче по наследству и другим видам отчуждения), освобождались от платежа налогов и сборов.

За государем сохранялось право помилования осужденных, смягчения наказаний и общее прощение совершивших преступные деяния с прекращением дел и освобождением их от суда и наказания.

По английскому принципу «контрассигнатуры» подпись императора под указами перед опубликованием скреплялась подписью председателя Совета министров или соответствующего министра. За императором сохранялась также право абсолютного вето (роспуска) в отношении Госдумы.

Государственная дума вместе с Государственным советом наделялась законодательными правами. Главной ее функцией являлось обсуждение и разработка законопроектов. Думе принадлежала и законодательная инициатива: «возбуждение предположения об отмене или изменении действующих и издании новых законов», за исключением Основных государственных законов, инициатива пересмотра которых оставалась за императором. Однако законы о выборах в Госдуму и об изменении ее статуса должны были утверждаться самой Думой. Одобренные Госдумой законодательные предположения в виде «мнения» поступали в Государственный совет и после одобрения или отклонения им к императору, который выносил окончательное решение.

Основные законы представили Госдуме также компетенцию утверждения бюджета страны. Однако Дума не могла при этом исключать или сокращать расходы по государственным долгам и другим государственным обязательствам. Она не получила права обсуждать расходы императорского двора и императорской фамилии, чрезвычайные расходы в военное время и возможные сверхсметные расходы на войну, государственные займы. Эти проблемы разрешал «государь император в порядке верховного управления».

Депутаты Государственной думы избирались населением на пять лет в создаваемых согласно избирательного закона округах, тайным голосованием. Дума проверяла полномочия своих членов. При нарушении процедуры выборов по решению Сената могло быть назначено переизбрание.

Государственная дума созывалась указами императора два раза в год. Для рассмотрения обсуждаемых в ней вопросов действовало общее собрание Думы и образовывались комиссии и комитеты. Во главе Думы стояли выборный Председатель и два его товарища, избиравшиеся на один год. Секретарь Думы и его товарищи избирались на весь срок полномочий Думы.

Депутаты считались независимыми от народа и обладали депутатской неприкосновенностью. Член Госдумы мог подвергнуться ограничению свободы лишь по распоряжению судебной власти. Оговаривалось и то, что для ограничения свободы депутата необходимо согласие Думы. Депутат терял свои права только по решению Думы и при наличии законных к тому оснований (преступление, утрата ценза) или при переходе в иностранное подданство. Депутаты Думы получали во время сессии от государства «суточные», кроме них выдавались деньги на дорогу, проживание и отопление. Выделялись комнаты в общежитии.

Заседания общего собрания Думы были публичными, на них допускались посторонние люди и пресса, однако по постановлению общего собрания могли назначаться и закрытые заседания. На заседания комиссий и комитетов не допускался никто.

Государственный совет в Основных законах 1906 г. отличался от задуманного ранее. Он действительно оставался верхней, аристократической палатой представительного собрания, а его полномочия и порядок работы были аналогичны думским. Но Госсовет комплектовался теперь на иных условиях. Только половина его состава назначалась императором, другая половина избиралась сроком на 9 лет, при обновлении 1/3 состава каждые три года. Выборные члены избирались от духовенства православной, от губернских земских собраний, от дворянских обществ, от Академии наук и университетов, от промышленности и торговли.

Законопроекты, рассмотренные в Государственном совете как результат его законодательной инициативы, поступали в Госдуму, а затем к императору для окончательного решения.

Основные законы (в новой редакции) были приняты 23 апреля 1906 г. Они подвели своеобразный итог проведенных преобразований всех звень­ев верховной власти. Хотя Основные законы не именовались Конституци­ей, они вполне могут считатьсяпервой конституцией России, ибо дело не в названии, а в сути, в назначении закона. Французская декларация прав человека тоже не называлась конституцией, но знаменовала собой наступ­ление новой конституционной эры.

Конституция России 1906 г. была так называемойоктроированной, то естьжалованной конституцией, в которой монарх, совершая акт «высочайшей милости», уступал часть своих прав народному собранию. Но юридические свойства конституции не зависят от способа её принятия. Конституция 1906 г. представляла собой весьма солидное, основательное нормативно-правовое образование (она состояла из 11 глав и 124 статей), охватившее все основополагающие государственно-правовые институты. У Основных законов былаособая юридическая сила. Изменить их можно было лишьв особом законодательном порядке (император мог только вы­ступить с инициативой пересмотра, но не мог воспользоваться ею без со­гласия Государственной думы).

Впервые в своей истории основные законы, которые, как известно, изда­вались с 1832 г.,провозгласили права и гражданские свободы. Российским подданным, превратившимся вграждан, конституционно гарантирова­лисьнеприкосновенность личности изаконность юридического преследова­ния (ст. 30 - 32),неприкосновенность жилища (ст. 33),свобода выезда за пределы государства (ст. 34),неприкосновенность собственности (ст. 35),свобода собраний, слова и печати (ст. 36–39).

Каково же было положение основных звеньев верховной власти в России по Основным законам 1906 г.?

Император. Правовое положение императора определяла ст. 4, кото­рая предоставляла ему «верховную самодержавную власть». Однако те­перь эта власть не признаваласьнеограниченной, как это было ранее. Закон гласил, что «государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думой» (ст. 7).

Самодержавная власть мыслилась как гарант целостности Российского многонационального государства, которое ст. 1 объявляла «единым и не­раздельным». Русский язык признавался общегосударственным в армии, на флоте и в «государственных и общественных установлениях». Употреб­ление местных языков и наречий в этих установлениях регулировалось особыми законами.

По традиции особа государя объявлялась «священной и неприкосно­венной». Прерогативой императорской власти становиласьзаконотворче­ская деятельность: «почин по всем предметам законодательства» (ини­циатива) иутверждение законов.

Но законы, не принятые Госсоветом и Госдумой, считались отклонен­ными. Император мог издавать, в соответствии с законами,указы «дай устройства и приведения в действие различных частей государственного управления» иповеления, «необходимые для исполнения законов» (подзаконные акты).

Император оставался также верховным руководителем «всех внешних сношений Российского государства», объявлял войну, заключал мир и международные договоры. Конституция оставила за ним право быть «державным вождем», то есть главнокомандующим армии и флота. Импе­ратор мог издавать указы и повеления относительно дислокации войск, переведения их на военное положение, обучения их, прохождения службы чинами армии и флота и «всего вообще относящегося до устройства воо­руженных сил и обороны Российского государства» (ст. 14).

Прерогативой императора былообъявление в стране военного и исклю­чительного (чрезвычайного) положения, чеканка монеты и определение ее внешнего вида . Он ведалназначением и увольнением высших чиновников, жаловал титулы, ордена и другие государственные отличия, а также права состояния.Имущества , составлявшие личную собственность императора, и имущества, находящиеся в собственности царствующего императора (не подлежащие разделу, передаче по наследству и другим видам отчуждения),освобождались от платежа налогов и сборов .

Осуществляемой от имени государя императора признавалась Основ­ными законамисудебная власть в России. За ним сохранялось правопо­милования осужденных, смягчения наказаний и общеепрощение совершив­ших преступные деяния с прекращением дел и освобождением их от суда и наказания.

По английскому принципу «контрассигнатуры» подпись императора под указами перед опубликованием скреплялась подписью председателя Совета министров или соответствующего министра (ст. 26). За императо­ром сохранялась также право абсолютного вето (роспуска) в отношении Госдумы.

Государственная дума вместе с Государственным советом наделяласьзаконодательными правами. Главной ее функцией являлось обсуждение и разработка законопроектов. Думе принадлежала изаконодательная ини­циатива: «возбуждение предположения об отмене или изменении дейст­вующих и издании новых законов», за исключениемОсновных государст­венных законов, инициатива пересмотра которых оставалась заимперато­ром. Однако законы о выборах в Госдуму и об изменении ее статуса долж­ны были утверждаться самой Думой. Одобренные Госдумой законода­тельные предположения в виде «мнения» поступали в Государственный совет и после одобрения или отклонения им – к императору, который выносил окончательное решение.

Основные законы предоставили Госдуме также компетенцию утвер­ждения бюджета («государственной росписи») страны. Однако Дума не могла при этом исключать или сокращать расходы по государственным долгам и другим государственным обязательствам. Она не получила права обсуждать расходы императорского двора и императорской фамилии, чрезвычайные расходы в военное время и возможные сверхсметные расхо­ды на войну, государственные займы. Эти проблемы разрешал «государь император в порядке верховного управления».

Депутаты Государственной думы избирались населением напять лет в создаваемых согласно избирательного закона округах,тайным голосова­нием. Дума проверяла полномочия своих членов. При нарушении проце­дуры выборов по решению Сената могло быть назначено переизбрание.

Государственная дума созывалась указами императора два раза в год (весенняя и осенняя сессии). Для рассмотрения обсуждаемых в ней вопро­сов действовалообщее собрание Думы и образовывалиськомиссии и ко­митеты. Во главе Думы стояли выборный Председатель и два его това­рища, избиравшиеся на один год. Секретарь Думы и его товарищи изби­рались на весь срок полномочий Думы (5 лет).

Депутаты считались независимыми от народа и обладали депутатской неприкосновенностью. Член Госдумы мог подвергнуться ограничению свободы лишь по распоряжению судебной власти (хотя допускались и ад­министративные аресты депутатов). Оговаривалось и то, что дляограни­чения свободы депутата необходимосогласие Думы. Депутат терял свои права только по решению Думы и при наличии законных к тому основа­ний (преступление, утрата ценза) или при переходе в иностранное поддан­ство. Депутаты Думы получали во время сессии от государства «суточные» (по 10 рублей в день), кроме них выдавались деньги на дорогу, проживание и отопление. Выделялись комнаты в общежитии (одна на 4 человек).

Заседания общего собрания Думы былипубличными, на них допускались посторонние люди и пресса (кроме депутаций), однако по постановлению общего собрания могли назначаться и закрытые заседания. На заседания комиссий и комитетов не допускался никто.

Государственный совет в Основных законах 1906 г. отличался от заду­манного ранее. Он действительно оставалсяверхней, аристократической палатой представительного собрания, а его полномочия и порядок рабо­ты были аналогичны думским. Но Госсовет комплектовался теперь на иных условиях. Только половина его состава (раньше весь состав) назна­чалась императором,другая половина избиралась сроком на 9 лет, при об­новлении 1/3 состава каждые три года. Выборные члены избирались через Синод от духовенства православной церкви (3 от черного и 3 от белого), от губернских земских собраний (по одному от каждого), от дворянских обществ (всего 18 членов), от Академии наук и университетов (6 членов), от промышленности (тоже 6 членов) и торговли (12 человек).

Законопроекты, рассмотренные в Государственном совете как резуль­тат его законодательной инициативы, поступали в Госдуму, а затем к им­ператору для окончательного решения.

Система тройных сдержек. Поскольку целых 3 звена: Госдума, Госсо­вет и император – должны были утвердить закон, прежде чем он вступит в силу, устанавливаласьсистема взаимных сдержек (заимствованная из австрийской конституции). При неутверждении хотя бы одним звеном за­кон считался отклонённым. В этой системе было рациональное зерно. Она мешала властям преследовать свои эгоистические цели. Но она и создава­ла подчас непреодолимые преграды на пути закона.

Предвидя возможные коллизии в принятии законов при системе вза­имных сдержек, законодатель ввел в Основные законы статью 87, кото­рая давала право правительству (Совету министров) и императору в пере­рывах между сессиями Госдумы издавать при необходимостичрезвычай­ные указы. Эти указы следовало затем утверждать Думой и Госсоветом. Акт, не внесенный на обсуждение в Госдуму,терял свою силу после бли­жайшей думской сессии. Но эти указы не могли затрагивать Основные за­коны, порядок выборов в обе палаты и их статус. При частых конфликт­ных ситуациях с Госдумой правительство НиколаяIIнередко прибегало к принятию таких чрезвычайных указов.

Близкая по духу консервативным конституциям Японии, Пруссии, Ав­стрии, российская конституция 1906 г. явилась выражением компромисса между новым и старым порядками. Несмотря на свою незрелость, она достаточно ярко знаменовала собой переход государства от самодержав­ного к конституционному правлению. Исследователи полагают, что именно ей российское общество обязано той политической свободой, ко­торой ему удалось ненадолго воспользоваться (в перерыве между двумя революциями).

Общая характеристика Основные государственные законы - законодательный акт, утвержденный 23 апреля 1906 г., подытоживший реформирование государственного строя России 1905-1906 гг. Основные законы 1906 г. закрепляли государственное устройство Российской империи, государственный язык, существо верховной власти, порядок законодательства, принципы организации и деятельности центральных государственных учреждений, права и обязанности российских подданных, положение православной церкви и др.
Размещено на реф.рф
Можно выделить несколько причин создания Основных Законов˸ - нарастающий политический кризис; - беспорядки в стране; - общественное развитие страны переросло административные формы и приемы, применявшиеся до этого. Все это стало предпосылками создания Основных законов 23 апреля 1906г. В России, после утверждения Основных Законов, установилась дуалистическая монархия. Характерным признаком такой формы в России являлось незавершенное разделение властей, порождавшее синтез элементов абсолютной и конституционной монархии, при явном преобладании первых. Основные законы Российской империи по праву многие исследователи называют неписанной Конституцией самодержавной России. Содержание Основных законов очень схоже, в схематическом плане, с содержанием конституции. Данная конституция заложила основные принципы государственного устройства и общественной жизни, которым император уже не смел пренебрегать. В качестве прототипа российской конституции 1906 г. была взята конституция Пруссии 1850 г., о чем говорили сами составители в процессе её подготовки. Характер содержания и специфика юридической силы Основных государственных законов Российской империи от 23 апреля 1906 г., порядок их пересмотра свидетельствуют, что с юридической точки зрения они сопоставимы с конституциями европейских государств преимущественного раннего этапа их конституционного развития. У российских Основных законов было много общего с французской Хартией 1814 года, конституциями германских государств первой четверти XIX века, конституцией Японии 1889 года. В России с глубокой исторической традицией монархической власти появление такой конституции не было случайным, она оказалась не только возможной, но и желательной с точки зрения реформаторов в перспективе эволюционного развития конституционного строя. Основные государственные законы Российской империи от 23 апреля 1906 г. содержали рудименты феодального права, в них не закреплялся принцип равенства граждан перед законом. В ходе реализации Основных законов от 23 апреля 1906 г. их положения часто нарушались монархом, правительством, а нередко и депутатским корпусом. Права и свободы, закрепленные в их нормах, не были обеспечены специальным законодательством, регулировались "временными правилами". Важно заметить некоторые особенности неписаной Конституции самодержавной России 1. По Основным законам 23 апреля 1906 г. никакой выработанный правительством законопроект не мог стать законом без одобрения Думы и Государственного совета. Тем самым власть российского императора утратила свой неограниченный характер.
Размещено на реф.рф
Согласно ст. 112 Основных законов, Дума имела право возвращаться к обсуждению законопроекта даже в случае отклонения ᴇᴦο царем. 2. В гл. 2 редакции Основных законов сформулированы принципы гражданской свободы˸ - обязанности граждан (всеобщая воинская повинность - ст. 28 и всеобщая обязанность платить налоги – ст.29); - определены права подданных (ст. 30 - 30 касаются гарантий, предоставленных человеку в случае ареста или судебного преследования; ст. 33 гарантирует неприкосновенность жилища; ст. 35 - неприкосновенность частной собственности; в ст. 34 признается право подданных не только самим выбирать свое место жительства в России, но и беспрепятственно ездить за границу; - ст. 37 - 38 посвящены свободе слова и печати, праву организовывать собрания, создавать союзы и объединения; - ст. 39 признает свободу вероисповедания. 3. Согласно новым законам избирательное право в городах стало очень близким к всеобщему. Было обеспечено представительство не только крестьянства, но и рабочего класса. Однако, при всех видимых прогрессивных статьях, указанных в основных законах, существовало огромное количество противоречий. В том числе˸ 1.Согласно Законам провозглашалась свобода личности. Однако на практике данная свобода ограничивалась тем, что не было практически ни одного момента, когда бы не вводилось военное положение, во время которого осуществление права подданных приостанавливались. 2. Провозглашалась свобода местожительства. Однако бессрочные паспорта, благодаря которым можно было менять место проживания, выдавались только дворянам, офицерам, чиновникам и почетным гражданам. 3. Свобода веры была дарована российским подданным согласно ст. 39 Основных Законов. Однако культ христианской церкви никуда не делся, все также провозглашалось, что христианская вера ʼʼесть господствующаяʼʼ. 4. Полномочия органов власти оговорены не полностью и сжато, кратко и неясно рассматривается и работа Государственной Думы. В своде содержалось много ссылок на другие законы, что делало конституционные нормы зыбкими и неполными.

Общая характеристика Основных государственных законов Российской империи 1906 г. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Общая характеристика Основных государственных законов Российской империи 1906 г." 2015, 2017-2018.



Просмотров