Основные признаки коррупционного действия. Признаки коррупционных противоправных проявлений. Виды и формы коррупции

Криминологические и уголовно-правовые аспекты противодействия коррупции

кафедра уголовного права Мороз Дмитрий Георгиевич

Закон «О борьбе с коррупцией»

Тема 1. Коррупция. Понятие и основные характеристики

Понятие коррупции и ее признаки

Существуют 2 подхода к определению «коррупции»:

Формально-юридический – круг противоправных деяний, которые относятся к коррупционным

Социально-политический – девиация (отклонение) субъектов

Признаки коррупции:

Может возникать в любой сфере управления

Особый круг субъектов (коррупционеров и корруптеров (те, кто подкупает))

Корыстная и личная направленность

Умышленный характер

Слово «коррупция» происходит от латинского слова «corrumpere» – растлевать, разлагать. Как правило, под коррупцией понимается использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, входящее в противоречие законодательству и моральным установкам. Коррупция – это сложный социальный феномен, исторические корни которого уходят в глубокую древность, и который связан в первую очередь с обычаем преподносить подарки, пожертвования сильным мира сего. Богатый подарок и подношение всегда выделяло просящего среди других подданных, правда следует отметить, что в те времена такая практика считалась абсолютно нормальной.

В настоящее время ни одно государство мира не свободно от коррупционного давления. Именно поэтому коррупция в настоящий момент времени является одной из самых сложных и опасных проблем человечества. Но в одних государствах уровень коррупции имеет самый низкий уровень, и данное явление не оказывает какого-либо воздействие на политическое и социально-политическое развитие государств (Скандинавия, Сингапур), во второй группе государств коррупция представляет серьезную проблему, угрожает национальной безопасности, политическое и социально-политическое развитие государств, но эти государства предпринимают серьезные меры по противодействие коррупции (Беларусь, Китай), третья группа государств, где коррупция полностью подменила систему государственного управления, развитие государства тормозит (Африка, Азия).

В настоящее время криминологической и других видах гуманитарных наук сложились два подхода к пониманию феномена коррупции, которые можно обозначить как формально-юридический и второй – более широкий – социально политический. В рамках формально-юридического подхода коррупция определяется как система противоправных действий властных субъектов, которая связана с нарушением, прежде всего, специальных правовых предписаний, определяющих деятельность органов управления и должностных лиц, т.е. в рамках данного подхода коррупционным может быть признано только такое деяние, которое следует квалифицировать в рамках статей УК или КоАП. По юридическим основаниям коррупционные правонарушения можно разделить на 4 группы:

Коррупционные преступления

Коррупционные административные правонарушения

Коррупционные дисциплинарные проступки

Коррупционные гражданско-правовые деликты

Следует отметить, что в настоящее время в Республике Беларусь существует лишь перечень коррупционных преступлений, утвержденных совместным постановлением Генпрокуратуры РБ, Комитета гос. контроля РБ, Оперативно-аналитического центра при Президенте РБ, Министерства внутренних дел РБ, КГБ от 11.01.2011 г. Наряду с этим, в статьях 20, 21 Закона «О борьбе с коррупцией» содержится 2 перечня:

Перечень правонарушений, создающих условия для коррупции

Перечень собственно коррупционных правонарушений.

Таким образом, следует четко различать понятие «коррупция» и понятие «коррупционная преступность». Понятие «коррупционная преступность» охватывает лишь 10 преступлений, понятием «коррупция» охватываются все коррупционные проявления, как влекущие любую юридическую ответственность, и в некоторых случаях и не влекущую вообще. Частное ó Общее.

В ст. 1 Закона «О борьбе с коррупцией» закреплено легальное определение коррупции. Коррупция – это умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей, сопряженное с получением имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или третьих лиц; а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей.

В соответствии со вторым – социально-политическим подходом – коррупция может быть определена не как система должностных правонарушений, влекущих ответственность в соответствии с действующим законодательством, а как негативная девиация (отклонение) ролевых функций любых субъектов, наделенных властными полномочиями. Таким образом, данный подход стремиться уйти от формально-юридической трактовки коррупции, признавая ее явлением не столько уголовным или административно-правовым, сколько социально-политическим.

К юридическим признакам коррупции относятся:

1) Обязательный объект коррупционного посягательства – интересы службы

2) Использование должностным лицом своего служебного положения (полномочий)

3) Только умышленная вина

4) Два специальных мотива – корыстный мотив или иная личная заинтересованность

Формы и виды коррупции

Для разработки наиболее эффективной системы противодействия коррупции большое значение имеет выявление форм и видов коррупции. В криминологии и других юридических и гуманитарных науках в зависимости от различных оснований выделяют несколько форм и видов коррупции.

В зависимости от характера коррупционных действий выделяют 2 формы коррупции:

1) Коррупция, сопряженная с подкупом должностного лица, т.е. с заключением коррупционной сделки.

2) Коррупция, не сопряженная с подкупом должностного лица, но выражающаяся в злоупотреблении должностным лицом своих служебных полномочий в личных интересах (ст. 424 УК).

В зависимости от сферы возникновения причин и условий, порождающих коррупцию , выделяется:

1) Экзогенная коррупция (коррупция, порожденная внешними факторами по отношению к управленческой бюрократической системе).

2) Эндогенная коррупция (намеренно создаваемая внутри управленческой бюрократической системы самими служащими (должностными лицами)).

Экзогенная коррупция подразделяется на 2 вида:

- Деловая экзогенная коррупция – возникает в сфере взаимодействия органов государственного управления с представителями коммерческих структур. При этом существуют 2 разновидности деловой коррупции, которые можно обозначить как «захват государства» и «захват бизнеса».

---- «Захват государства» может выражаться в покупке, приобретении в результате коррупционных сделок коммерческими структурами необходимых для них решений, принимаемых органами государственной власти и управления. Вариантами могут быть, например, лоббирование законопроектов; покупка решения государственного органа о предоставлении налоговых льгот, земельного участка; один из наиболее распространенных и опасных вариантов – заключение коррупционных сделок с целью выигрыша тендерных закупок и конкурсов.

---- «Захват бизнеса» выражается в ином характере коррупционных действий. В данном случае представители государственных структур стремятся приобрести контроль за деятельностью коммерческих предприятий в личных целях. Существует запрет госслужащим заниматься предпринимательской деятельностью; запрет госслужащим переходить на работу в коммерческие организации, которые были ему подконтрольны во время госслужбы.

- Бытовая экзогенная коррупция возникает в сфере взаимодействия граждан с представителями органов государственной власти и управления. Например, в сфере здравоохранения, образования, взаимодействия с правоохранительными органами, военкоматами.

Эндогенная коррупция также имеет несколько разновидностей. Выделяются:

- Вертикальная эндогенная коррупция , которая существует в рамках одной управленческой иерархической системы между нижестоящими и вышестоящими должностными лицами, находящимися друг с другом в служебных отношениях.

В свою очередь, вертикальная эндогенная коррупция может подразделяться на:

---- восходящую коррупцию (возникает между нижестоящими должностными лицами и вышестоящими должностными лицами, когда нижестоящие должностные лица передают часть своего коррупционного дохода вышестоящим должностным лицам, тем самым приобретается защита от контроля вышестоящих должностных лиц и их лояльность по отношению к коррупционной активности подчиненных)

---- Нисходящую коррупцию (возникает между вышестоящим должностным лицом и вышестоящими должностными лицами, когда вышестоящее должностное лицо использует свое служебное положение не для решения тех задач, которые перед ним поставлены, а в личных или корыстных интересах, опираясь на поддержку своих подчиненных).

- Горизонтальная эндогенная коррупция , которая возникает между должностными лицами, непосредственно не находящимися друг с другом в служебных отношениях и принадлежащим к различным иерархическим управленческим структурам.

В зависимости от уровня принимаемых решений выделяют верховую (верхушечную) и низовую коррупцию . Различие в данном случае осуществляется на основании уровня дл, принимаем решений, и масштабов принимаемых решений, причем второй критерий наиболее важен.

Одним из наиболее опасных форм коррупции является так называемая криминальная коррупция, которая может возникать в процессе взаимодействия представителей преступных сообществ с представителями органов государственного управления, в первую очередь, правоохранительных органов. В подавляющем количестве случаев, существование, например, организованной преступности, а во многих случаях и экономической преступности, без коррупционного взаимодействия с отдельными коррумпированными представителями правоохранительных органов невозможно.


Похожая информация.


Коррупцию можно назвать традиционным и достаточно распространенным видом преступности, существующем не только в нашем государстве, но и во многих других цивилизованных странах мира. В подтверждение этому, следует отметить мнение известных ученых, которые определяют коррупцию как тотальную, отмечая Россию как наиболее коррумпированное государство мира, где коррупция стала едва ли не главным способом экономического развала страны, разрушения системы государственной власти и управления, срыва рыночных реформ и криминальной деформации правосознания общества. См.: Криминология: Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. М., 2004. С. 106; Д. С. Львов, Ю. В. Овсиенко «Об основных направлениях социально-экономических преобразований» // Экономическая наука современной России. 1999. № 3. С. 99-114.

Как у любого сложного социального явления, у коррупции не существует единого определения.

В науке было предложено большое многообразие теоретических понятий коррупции: коррупция это социально-правовое явление, под которым обычно понимается подкупаемостъ и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще; это не что иное, как злоупотребление властными полномочиями для получения выгод в личных целях. См.: Клепецкий И.А., Резанов В.И. Получение взятки в уголовном праве. Комментарий законодательства. М. 2001 год. С. 67; Агильдин В.В., Волков К.А. К вопросу об определении понятия «коррупция» / Следователь. № 2, 2006 год. С. 50.

В более широком плане истолкована коррупция в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом Генеральной Ассамблеей ОНН 17 декабря 1979 г.: «Выполнение должностным лицом каких-либо действий или бездействие в сфере его должностных полномочий за вознаграждение в любой форме в интересах дающего такое вознаграждение, как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения» Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка: Генеральная Ассамблея ООН от 17 декабря 1979 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/code_of_conduct.shtml. Следует отметить, что в этом международном правовом акте в понятие коррупции включено не только получение вознаграждения, подарков, но и служебное поведение должностного лица, осуществляемое в связи с получением таких подарков. Если исходить из такого определения коррупции, то перечень коррупционных преступлений расширяется, кроме взяток в него должны быть включены злоупотребления по службе, превышение должностных полномочий. Что очень важно, данное определение позволяет включить в состав коррупции и законное, правомерное служебное поведение должностного лица, если оно было обусловлено полученными или обещанными подарками.

Легальное же определение коррупции в РФ содержится в ст.1 ФЗ «О противодействии коррупции» О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) Российская газета, - N 266, 30.12.2008 - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Перечень данных деяний распространяется также и на юридическое лицо.

Существует множество форм (проявлений) коррупции: взяточничество, фаворитизм, непотизм (кумовство), протекционизм, лоббизм, незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов, незаконное присвоение общественных ресурсов в личных целях, незаконная приватизация, незаконная поддержка и финансирование политических структур (партий и др.), вымогательство, предоставление льготных кредитов, заказов, знаменитый русский “блат” (использование личных контактов для получения доступа к общественным ресурсам - товарам, услугам, источникам доходов, привилегиям, оказание различных услуг родственникам, друзьям, знакомым) и др. Соответственно приводятся различные классификации коррупции и коррупционной деятельности (например, выделяют коммерческое взяточничество и политическую коррупцию)Дементьев А.С. Состояние и проблемы организации борьбы с коррупцией.Коррупция и России: состояние и проблемы. М., МВД, Московский ин-т. 2006 г, - С. 45. Однако, дать исчерпывающий перечень коррупционных видов деятельности невозможен.

Коррупция в любой её форме -- это всегда угроза нормальной жизни каждого гражданина. Коррупция как преступная деятельность характеризуется определёнными видами демаскирующих признаков, которые сопровождают коррупционные правонарушения и служат индикаторами при распознавании коррупции.

В своих работах П.Н. Фещенко выделяет три вида признаковФещенко П.Н. О классификации причин коррупции и мер ее предупреждения // Организованная преступность и коррупция: результаты криминолого-социологических исследований. Сборник. - Саратов: Сателлит, 2009, Вып. 4. - С. 76-78:

1. Активный подкуп должностных лиц -- обещание, предложение или предоставление каким-либо лицом прямо или косвенно какого-либо неправомерного преимущества любому из должностных лиц для самого этого лица или любого иного лица с тем, чтобы оно совершало действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций, когда это сделано преднамеренно.

2. Пассивный подкуп должностных лиц -- испрашивание или получение должностным лицом прямо или косвенно какого-либо неправомерного преимущества для самого этого лица или любого иного лица или же принятие предложения или обещания такого преимущества с тем, чтобы это должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций, когда это сделано преднамеренно.

3. Использование служебного положения в корыстных целях -- обещание, предложение или предоставление прямо или косвенно какого-либо неправомерного преимущества любому лицу, которое утверждает или подтверждает, что оно может оказать неправомерное влияние на принятие решения каким-либо должностным лицом за вознаграждение, независимо от того, предоставляется ли такое преимущество ему самому или кому-либо ещё, а также просьбы, принятия или согласия с предложением или обещание предоставить такое преимущество за вознаграждение, независимо от того, оказано ли такое влияние и был ли получен в результате предположительно оказанного влияния желаемый результат.

Учёные и практики отмечают тесную связь коррупции с рядом других преступлений, в том числе и с организованной преступностью, терроризмом, похищением людей и др. Поэтому сведения о наличии таких преступлений должны использоваться в качестве системных признаков коррупции.

взятка коррупция преступный борьба

Причины существования коррупции в России

Исследователями выделяется множество классификаций причин коррупции, однако рассмотрим наиболее существенные, на наш взгляд, факторы, позволяющие существовать данному негативному явлению.

В России длительное время легально существовала система “кормлений”, переросшая затем в мздоимство и лихоимство. Российское кормление служит первым проявлением оценки коррупционной деятельности как бизнеса: коррупционер относится к своей должности как бизнесу, пытаясь максимизировать “доход”. Такое понимание коррупции позволяет включать в число коррупционных правонарушений получение выгоды в связи с занимаемой должностью не только в результате получения взяток, но и хищения с использованием служебного положения, незаконного участия в предпринимательской деятельности, от занятия контрабандой с использованием служебного положения и иных злоупотреблений служебными полномочиями.

Природа коррупции заложена и в человеческой психологии в виде инстинкта обогащения, который лишь при определённых условиях может реализоваться в коррупционных нарушениях. И такие условия нередко создаются. Так, в 90-е годы прошлого столетия у большинства граждан возросла общественная активность и значимость, получил определённую «волю» инстинкт личного обогащения, а непродуманная приватизация экономики позволила реализовать этот инстинкт.

Имеют большую значимость и идеологические причины, поскольку основополагающий тезис марксизма стал для многих подтверждением: базис общества составляет экономика, в результате чего честь и совесть стали быстро отходить на второй план. Престиж человека стал определяться не его общественной значимостью, образованностью, а, главным образом, наличием денег, богатством. Глубокое расслоение общества, произвольное толкование свободы и ответственности привели к резкому росту преступности, в том числе и коррупции. Наряду с появлением богатых, большая часть населения осталась бедной. В этих условиях значительная часть граждан стала участвовать в коррупционных акциях. В сознание людей стала внедряться мысль, что без коррупции не прожить. Предрасположенность к коррупции в принципе существует у большинства людей, а соответствующие условия, прежде всего, имеются у чиновников. Эти условия и служат провокатором их коррупционных правонарушений. По мнению Е. Панфиловой, «чиновники так и не осознали роль, которая им отводится в этом мире - они не в прямом смысле служащие государства, а служащие общества, то есть публичные должностные лица. Они по-прежнему уверены, что начальник у них один - государство, причем в лице того или иного конкретного непосредственного начальника. Поэтому отчитываться в своих действиях, в том числе и по поводу сторонних финансовых и имущественных интересов, готовы только перед ним. Рассказывать «людишкам», что и где они там накопили и припрятали, чиновники ментально не готовы, не хотят и не будут.» Елена Панфилова. Щебету по теме борьбы с коррупцией научились хорошо // РАПСИ, 04.04.2014 [Электронный ресурс]. - URL: http://rapsinews.ru/anticorruption_publication/20120404/262670949.html#ixzz3HuwaQS77

Экономические причины коррупции - это, прежде всего, низкие заработные платы государственных служащих, а также их высокие полномочия влиять на деятельность фирм и граждан.

Институциональными причинами коррупции считаются высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств, громоздкая система отчетности, отсутствие прозрачности в системе законотворчества, слабая кадровая политика государства, допускающая возможности продвижения по службе вне зависимости от результатов работы служащих.

Важной причиной существования коррупции является несовершенство действующего в РФ законодательства.

А.В. Назаров считает понятие коррупции, закрепленное в ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» несовершенным и предлагает следующее определение коррупции - это исполнение или неисполнение трудовых (служебных) обязанностей из корыстной или иной личной заинтересованности, в том числе с целью незаконного получения вознаграждения или права на него в любой форме представителями власти, а также лицами, выполняющими организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Место работы такого субъекта следовало бы определить исходя из сложившихся в обществе и у законодателя приоритетов». Назаров О.В. О некоторых вопросах применения закона «О противодействии коррупции» // Адвокатское содружество № 8, 2010. - С. 12. Под такое понятие попадает более широкий круг субъектов, а не только государственные и муниципальные служащие с руководителями учреждений, что позволит бороться и с низовым уровнем коррупционеров.

Более того, Е. Панфилова отмечает, что для ФЗ «О противодействии коррупции» характерна манифестация, декларативность: не прописаны механизмы реализации замыслов, провозглашается несколько мер профилактического характера, например, формирование нетерпимости к коррупционному поведению и др. Однако такие меры уместны для концепции, а не закона, и как они будут реализованы законом не предусмотрено. Закон также предполагает развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства РФ о противодействии коррупции, но препятствуют реализации этих положений отсутствие самих законов о парламентском и общественном контроле и др. Е. Панфилова. Разбор закона о противодействии коррупции// Новая газета №7, 2008

К существенному недостатку действующего закона относят отсутствие в нем такого механизма борьбы с коррупцией, как конфискация имущества коррупционеров и их ближайщих родственников. Кроме того, не работают нормы, которые уже есть в законе. Например, фактически, не действует статья 10 о конфликте интересов на государственной и муниципальной службе. А декларации о доходах и имуществе государственных и муниципальных служащих проверяются формально. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.russlav.ru/aktualno/korruptsiya.html

Другой недостаток борьбы с коррупцией заключается в том, что при ратификации Конвенции ООН о противодействии коррупции 20-й пункт, который требует от чиновника подтверждения законности происхождения своего богатства, не был принят российской стороной. Ратификация данного пункта позволила бы действенно контролировать появление имущества, а для чиновника выступала бы сдерживающим фактором.

К проблеме неэффективного законодательства примыкает незнание или непонимание законов населением, что позволяет должностным лицам произвольно препятствовать осуществлению бюрократических процедур или завышать надлежащие выплаты.

Сравнительно недавно слово "коррупция" достаточно часто звучало по телевидению, появлялось в периодических печатных изданиях и в прочих СМИ. Многие люди имеют лишь отдаленное представление об этом явлении, понимая только, что оно связано с какими-то неправомерными действиями. Точно же определить, что такое коррупция, может далеко не каждый. Далее в статье рассмотрим это явление более подробно.

Терминология

Само слово имеет латинские корни. Что такое коррупция по латыни? В дословном переводе слово corrumpere означает "растлевать", а corruptio — "порча" или "подкуп". На основании этой трактовки было сформулировано общее определение. Говоря о том, что такое коррупция, в широком смысле под ней следует понимать использование должностными лицами вверенных им прав и властных полномочий, связанных с официальным их статусом возможностей, авторитета и имеющихся связей для личной выгоды. Такое поведение противоречит моральным устоям и юридическим нормам. Что такое коррупция, знают многие люди, проживающие в мафиозных странах. В них это понятие трактуется как подкуп должностного лица, его продажность. В европейских языках термин имеет более широкую семантику. Она исходит из дословной трактовки латинского понятия. Мировой банк, Transparency International и ряд других организаций также дают определение рассматриваемому явлению. Они трактуют понятие как злоупотребление вверенной властью в личных целях. В практике используются и другие определения того, что такое коррупция. Эти трактовки вносят те или иные уточнения или используют строгие юридические понятия.

Отечественное право

Коррупция в России - это злоупотребление должностным лицом служебным положением, получение или дача взятки, коммерческий подкуп или иное неправомерное использование гражданином своего статуса, противоречащее интересам страны и общества. Такое поведение направлено на получение выгоды, которая может выражаться в виде ценностей, денег или иных вещей и объектов, услуг или прав имущественного характера для себя либо других лиц. Данные деяния могут также совершаться в интересах либо от имени юрлиц.

Особенности явления

В качестве одного из характерных признаков коррупции выступает конфликт между поведением должностных лиц и интересами их нанимателей либо между действиями выборного субъекта и свободами и правами общества. Большая часть таких деяний аналогична мошенничеству. Такое поведение относится к категории преступлений, направленных против государства. Вероятность злоупотребления существует в тех институтах, в которых должностные лица обладают дискреционной властью в области распределения тех или иных ресурсов, не принадлежащих им, по собственному усмотрению. К таким подверженным коррупции субъектам можно отнести администраторов, судей, депутатов, чиновников. Коррупция в органах власти обусловливается возможностью получить высокую экономическую прибыль. Однако данное явление сдерживается риском разоблачения и наказания.

Общая характеристика

Злоупотребление - это одна из форм, в которой выражается государственная коррупция. Однако это понятие недостаточно полно характеризует данное явление. Одна из ратифицированных в России конвенций признает коррупцию уголовным преступлением юрлиц и граждан. За одно и то же неправомерное деяние в РФ можно получить наказание по УК и КоАП. Коррупция в России отличается системным характером. Он обусловливается принудительной силой данного явления, действующей на тех, кто занимает властное положение в тех или иных институтах. По политэкономическим и макроэкономическим исследованиям коррупция причиняет существенный ущерб, формирует препятствия для роста хозяйственной и прочих систем страны, развития общества.

Пути решения проблемы

Сегодня не существует четких методов ни в менеджменте, ни в педагогике, используя которые можно было бы гарантировать "воспитание" идеальных чиновников. Однако в настоящее время существует достаточно много стран, в которых уровень коррупции довольно низок. Более того, в истории есть примеры, когда определенные действия способствовали достижению значительных успехов. Такая ситуация, например, характерна для Швеции, Португалии, Гонконга, Сингапура. Эти примеры доказывают, что существуют эффективные методы, посредством которых можно оказывать противодействие коррупции. Формально, если не будет власти, то не будет и этого явления. Однако многие государственные функции имеют достаточно веское обоснование, в связи с чем не могут быть аннулированы. К примеру, нельзя устранить неправомерное поведение в налоговых службах отменой всех обязательных отчислений в бюджет. Однако в условиях, когда коррупция достигает угрожающих масштабов, именно роспуск "особо опасных" органов можно считать одним из наиболее эффективных, хоть и радикальных, методов. Кроме этого, существуют и другие варианты устранения этого неблагоприятного явления. Рассмотрим их далее.

Внутреннее противодействие коррупции

Этот подход предусматривает усиление механизмов и стимулов, существующих непосредственно в самом административном аппарате. В частности, речь идет о формировании более четких стандартов исполнения обязанностей должностными лицами, строгом контроле над каждым сотрудником. Для обеспечения надзора выделяются особые управления, функционирующие автономно. К примеру, правоохранительные структуры зачастую находятся в подчинении главы исполнительной власти, равно как и бюрократический аппарат, существуя, однако, относительно независимо.

Внешний контроль

Борьба с коррупцией может осуществляться посредством механизмов, обладающих существенной независимостью от исполнительной власти. Многие из этих инструментов определяются в Конвенции ООН. В частности, формирование независимого судебного института, при котором бюрократ, нарушивший закон, может быть быстро признан виновным, значительно уменьшает потенциальную привлекательность коррупционной деятельности. В качестве одного из эффективных способов устранения явления выступает свобода СМИ и слова. Внешний контроль, как правило, используется в странах с либеральной демократией и рыночной экономикой. Вероятно, это обусловливается тем, что для обеспечения нормального товарооборота необходимо формирование жестких правил, создание четких механизмов реализации обязательств. В их числе и эффективная система права, обеспечивающая здоровые конкурентные условия.

Общие меры

Борьба с коррупцией предполагает ужесточение существующих и принятие новых нормативных актов, предусматривающих те или иные ограничения для граждан и юрлиц. Однако многие из них, напротив, вызывают сопротивление в обществе и провоцируют людей на совершение тех или других неправомерных действий. Исключением являются нормы, относящиеся к конституционным свободам и правам граждан. Они накладывают определенные ограничения не столько на обычных людей, сколько на институты власти. Конституционные нормы выступают в качестве гарантий против завышенных законодательных требований и наделения тех или иных органов дискреционными полномочиями.

Закон "О коррупции"

В нормативном акте установлены общие принципы, на основании которых осуществляется работа по устранению рассматриваемого явления. К ним относят следующие:


Закон "О коррупции" предусматривает определенные меры международного взаимодействия РФ с прочими странами. Данная работа осуществляется на основании соответствующих соглашений или принципа взаимности. Главной целью является выявление лиц, совершивших коррупционные действия, имущества, ставшего предметом неправомерных сделок. Взаимодействие правительств, госструктур обеспечивает обмен информацией, координацию мероприятий по профилактике и устранению нарушений и их последствий.

Определение "corrumpere" в римском праве трактовалось самым общим образом, как повреждать, ломать, разрушать, подкупать и означало противоправные действия в судебной практике. Это понятие произошло от сочетания латинских слов "correi" - несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и "rumpere" - ломать, повреждать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых являлась порча или повреждение нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

В научной, учебной и общественно-публицистической литературе существуют различные определения коррупции. Толковый словарь русского языка характеризует коррупцию как подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей.

В справочном документе ООН о международной борьбе с коррупцией последняя определяется как "злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях.

Это понятие включает в себя взяточничество (дачу вознаграждения для совращения лица с позиции долга), непотизм (замещение по протекции доходных или выгодных должностей родственниками или "своими людьми") и незаконное присвоение публичных средств для частного использования.

Рабочее определение междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы гораздо шире. Коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведет к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента, или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других.

В докладе, подготовленном Советом по внешней и оборонной политике и Региональным общественным фондом "Индем", указывается, что под коррупцией (в узком смысле слова) понимают ситуацию, когда должностное лицо принимает противоправное решение (иногда решение морально неприемлемое для общественного мнения), из которого извлекает выгоду некоторая вторая сторона (например, фирма, обеспечивающая себе благодаря этому решению государственный заказ вопреки установленной процедуре), а само должностное лицо получает незаконное вознаграждение от этой стороны. Характерные признаки данной ситуации: принимается решение, нарушающее закон или неписаные общественные нормы, обе стороны действуют по обоюдному согласию; обе стороны получают незаконные выгоды и преимущества, обе стараются скрыть свои действия.

Согласно ст. 1 ФЗ № 273 -ФЗ от 25 декабря 2008 г. "О противодействии коррупции", коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

Российская юридическая энциклопедия 2003 года, так дает определение государственной коррупции: "использование государственными служащими (чиновниками) и представителями органов государственной власти занимаемого ими положения, в силу своих служебных прав и властных полномочий для незаконного обогащения, получения и использования материальных преимуществ и иных благ, как в личных, так и в корыстных целях".

Многообразие точек зрения на определение коррупции свидетельствует о сложности этого явления и требует более глубокого и всестороннего его изучения.

Теоретически возникновение и существование коррупции становится возможным с момента обособления функций управления в общественной и хозяйственной деятельности. Именно в этом случае у должностного лица (управленца) появляется возможность распоряжаться ресурсами и принимать решения не в интересах общества, государства, фирмы, а исходя из своих личных корыстных побуждений. Исторически это относится ко времени формирования первых классовых обществ и государственных образований в древнейших центрах человеческой цивилизации: Египте, Месопотамии, Индии, Китае в III-II тысячелетиях до н.э.

Исходя из этого, коррупция в самом общем виде как социально-экономическая категория выражает отношения, складывающиеся между должностными лицами и отдельными членами общества по поводу использования возможностей занимаемой должности с целью получения личной выгоды в ущерб интересам третьей стороны (общества, государства, фирмы).

Субъектами коррупционных отношений выступают с одной стороны должностные лица, с другой стороны - представители легального и нелегального частного сектора.

Объектом коррупции могут являться практически все установленные и охраняемые законом общественные и хозяйственные отношения.

Современная коррупция – это не элементарный уголовно-правовой феномен, который можно было бы квалифицировать конкретной нормой уголовного кодекса как отдельный состав преступления. Коррупцию следует рассматривать как криминологическое, социально-экономическое явление, обладающее многоструктурным и многоуровневым содержанием, в содержательный объем которого входит комплекс неоднородных видов общественно опасных деяний. Можно с уверенностью сказать, что коррупция распространяется во всех сферах общественной жизни.

Коррупцию возможно классифицировать по многим критериям: по типам взаимодействующих субъектов (граждане и мелкие служащие, фирмы и чиновники, нация и политическое руководство); по типу выгоды (получение прибыли или уменьшение расходов); по направленности (внутренняя и внешняя); по способу взаимодействия субъектов, степени централизации, предсказуемости и т. д. В России исторически коррупция также различалась по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или незаконных действий («лихоимство»).

Поскольку формы злоупотреблений служебным положением очень многообразны, по разным критериям выделяют различные виды коррупции.

1) В зависимости от субъекта коррупции, злоупотребляющего служебным положением:

Государственная коррупция (коррупция госчиновников); - коммерческая коррупция (коррупция менеджеров фирм); - политическая коррупция (коррупция политических деятелей).

2) В зависимости от субъекта коррупции, выступающего инициатором коррупционных отношений:

Запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе должностного лица; - подкуп по инициативе просителя.

3) В зависимости от субъекта коррупции, являющегося взяткодателем:

Индивидуальная взятка (со стороны гражданина);

Предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы); - криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей – например, наркомафии).

4) В зависимости от формы выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции:

Денежные взятки; - обмен услугами (патронаж, непотизм).

5) В зависимости от степени централизации коррупционных отношений:

Децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе); - централизованная коррупция «снизу вверх» (взятки, регулярно собираемые нижестоящими чиновниками, делятся между ними и более вышестоящими); - централизованная коррупция «сверху вниз» (взятки, регулярно собираемые высшими чиновниками, частично передаются их подчиненным).

6) В зависимости от уровня распространения коррупционных отношений:

Низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти); - верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков); - международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений).

7) В зависимости от степени регулярности коррупционных связей:

Эпизодическая коррупция; - систематическая (институциональная) коррупция; - клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений).



Просмотров