Основные принципы предпринимательского права

Под принципами правового регулирования предпринимательской деятельности понимаются основополагающие идеи, исходные начала, закрепленные в нормах права и имеющие в силу этого общеобязательный характер. Обычно принципы права, в том числе принципы, составляющие основу экономических отношений, закрепляются в Конституции, конституционных и иных фундаментальных законах. Так, конституции большинства государств, в том числе Конституция, содержат нормы, регулирующие отношения в области экономики. Применительно к конституционной основе экономики Республики Беларусь можно предложить следующую систему общих конституционных принципов, которые определяют характер правового регулирования предпринимательской деятельности.

1. Принцип свободы предпринимательской деятепьности является, безуслов
но, основным конституционно-правовым началом для построения всей системы
правового регулирования предпринимательской деятельности. В соответствии с
положением ч. 4 ст. 13 Конституции "государство гарантирует всем равные воз
можности свободного использования способностей и имущества для предприни
мательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности".

Возможность ограничения свободы предпринимательства "в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц" и "только в случаях, предусмотренных законом" следует из нормы ч. 1 ст. 23 Конституции. В условиях же чрезвычайного или военного положения осуществление полномочий, вытекающих из права на свободное предпринимательство, может быть приостановлено в порядке и пределах, определенных Конституцией и законом (ч. 1 ст. 63 Конституции). На основании изложенного рассматриваемый конституционный принцип целесообразно сформулировать как принцип свободы предпринимательской деятельности в рамках правовых предписаний, направленных на охрану общественных интересов. Иными словами, речь идет об ограниченной (государством) свободе.

2. Принцип равной защиты и равных условий для развития всех форм собственности (ч. 2 ст. 13 Конституции). Данный принцип имеет юридический характер. С экономической же точки зрения речь идет о принципе юридического равенства Форм собственности, под которым понимается равенство возможностей, предоставляемых всем субъектам присвоения". Производным от названного принципа является принцип равенства правового статуса субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности.

3. Принцип неприкосновенности собственности как основа имущественных отношений в экономике закреплен в ст. 44 Конституции. Собственность-это ядро экономической и правовой системы, фундамент любой общественно-экономической формации"*, поэтому собственнику (как частному, так и госу-

Гражданское право: Учеб.: В 2 т - 2-е изд. / Под ред. Е.А. Суханова. - М.: БЕК, 2002, -Т. 1. - С. 482.

"" Жилинский С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности: Предпринимательское право. - 4-е изд. - М.: Норма, 2002. - С. 286.


дарственному) необходимо обеспечить стабильность в осуществлении правомочий по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему имуществом. При несоблюдении этого условия никакая экономика функционировать не может. При этом указанный принцип не исключает возможность принудительного отчуждения имущества, но лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества, а также согласно постановлению суда (ч. 6 ст. 44 Конституции)".

4. Принцип государственного управления экономикой. В Республике Беларусь данный принцип нащел отражение в ч. 4 ст. 13 Конституции, в соответствии с которой государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях. При этом ч. 5 ст. 13 Конституции закрепляет основное требование, которому должно соответствовать государственное управление экономической деятельностью, - его со-циапьную направленность.

5) Безусловно, определенные особенности экономической системы зависят от существования и содержания так называемых общепризнанных (всеобщих) принципов права. При этом в данной сфере общественной жизни эти принципы имеют свой, присущий для данной области, комплекс императивов. Так, принцип верховенства права (ст. 7 Конституции), являясь общеотраслевым, в отношении предпринимательской деятельности рассматривается в двух аспектах. С одной стороны, осуществление предпринимательской деятельности должно проходить в строгом соответствии с требованиями норм права, а с другой - деятельность уполномоченных государственных органов по регулированию этой деятельности также должна соответствовать указанным требованиям. Меры по обеспечению верховенства права в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности предусмотрены, в частности, ст. 12 ГК, которая закрепляет возможность признания недействительным ненормативного акта государственного органа или органа местного управления и самоуправления, а также акта законодательства, нарушающего фажданские права и охраняемые законодательными актами интересы гражданина и (или) организации.

В систему принципов правового регулирования предпринимательской деятельности кроме выщеперечисленных конституционных принципов следует вютючить и принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Данный принцип находит свое легальное закрепление в антимонопольном законодательстве Республики Беларусь.

Особое значение для правового регулирования предпринимательской деятельности имеют принципы фажданско-правового регулирования, которые в первую очередь основываются на положениях Конституции, а в отдельных случаях и повторяют их, и выражают сущность фажцанско-правовых отношений в целом. В общей форме они сформулированы в норме ст. 2 ГК.

01^уи<дение по смыслу п. 1 ст. 236 ГК представляет собой добровольную передачу иму-шества в пользу другого лица, в то время как в отношении устранения из обращения имущества независимо от волеизъявления его обладателя используется слово ""изъятие" (п. 2 ст. 236 ГК).


Под методом правового регулирования предпринимательской деятельности понимается совокупность конкретных приемов, способов регулирующего воздействия на общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления этой деятельности. Сущность метода правового регулирования определяется предметом регулирования. Возникновение в процессе осуществления предпринимательской деятельности двух качественно отличных групп общественных от-нощений позволяет говорить о комплексном методе правового воздействия. Составляющими метода правового регулирования предпринимательской деятельности, таким образом, являются способы и приемы гражданско-правового и административно-правового методов.

Горизонтальные общественные отнощения как составная часть предмета регулирования подвергается воздействию приемов, способов, характерными чертами которых являются юридическое равенство сторон правоотнощения, определение прав и обязанностей сторон на основе двустороннего волеизъявления путем заключения хозяйственных договоров.

Вертикальные же общественные отнощения, составляющие вторую часть предмета правового воздействия, регулируются способами, характерными чертами которых являются властеотнощения между участниками, возникающие на основе четко определенных в нормах праваобстоятельств, с четко определенными правами и обязанностями участников.

§ 5. Формы предпринимательской деятельности

Исходя из легального определения, предпринимательская деятельность может осуществляться в двух формах: без образования юридического лица (индивидуальная предпринимательская деятельность^") и с образованием юридического лица (предпринимательская деятельность в предусмотренных ГК организационно-правовых формах). Отдельные авторы указывают, что "особой формой предпринимательства является предпринимательская деятельность, осуществляемая руководителем предприятия, если он на основе контракта с собственником имущества или уполномоченным им лицом наделен правами и обязанностями и несет ответственность, установленную для предпринимателя"^". Данная форма была закреплена в ст. 3 Закона о предпринимательстве, однако в силу того, что деятельность руководителя предприятия не отвечает всем признакам предпринимательской деятельности (отсутствуют такие признаки, как осуществление деятельности от своего имени, под свою имущественную ответственность и на свой риск), в ГК эта форма учтена не была. Следовательно, исходя из положений ст. 1137 ГК, можно сделать вывод о том, что в настоящее время рассматриваемая Е.А. Реуцкой форма предпринимательской деятельности не может иметь места.

Индивидуальная предпринимательская деятельность будет рассматриваться в главе 3 настоящей работы.

" Реуцкая Е.А. Хтяйптнкннпе право: курс интелсизвойладгвтовки. - Минск: ТетраСи-стемс, 2007. - С.24.


Понятие "организационно-правовая форма" употребляется в отношении организаций со статусом юридического лица, поэтому, когда идет речь о предпринимательской деятельности с образованием юридического лица, можно говорить о предпринимательской деятельности в различных организационно-правовых формах. Соответственно под организационно-правовой формой предпринимательской деятельности понимают "совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами"^^

Имущественные отличия проявляются в зависимости от того, кто выступает субъектом собственности или на базе какого вещного права осуществляет свою деятельность организация. Если имущество является государственным, то речь идет о государственных предприятиях, находящихся в республиканской или коммунальной собственности. Хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственные кооперативы, частные унитарные предприятия относятся к частным коммерческим организациям.

В зависимости от объема прав самой организации на испшъзуемое ею гшуще-ство можно вьщелить три отличных друг от друга модели имущественных отношений: организации, обладающие правом оперативного управления на имущество, в частности, казенные предприятия; организации, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество, - унитарные предприятия; организации, обладающие правом собственности на имущество, - все остальные организации.

Организационные отличия отражают особенности внутренней структуры управления деятельностью коммерческой организации. Так, в унитарных предприятиях данная структура представлена отношениями руководителя и собственника имущества, основанными на контракте, в хозяйственных товариществах - взаимоотношениями участников, в хозяйственных обществах и производственных кооперативах - взаимоотношениями общего собрания участников и исполнительных органов.

Особенности взаимодействия собственника имущества и учредителей (участников) проявляются в первую очередь в их правах на участие в управлении деятельностью организации. Так, собственник унитарного предприятия определяет цели деятельности предприятия, утверждает устав и назначает руководителя, но в последующем не вмешивается в оперативную деятельность предприятия. В коммандитном товариществе управление деятельностью осуществляется только полными товарищами, вкладчики (коммандиты) в управлении делами товарищества не участвуют.

Конструкция ответственности также является отличительным признаком организационно-правовой формы. Так, участники полного товарищества солидарно несут субсидиарную ответственность по долгам товарищества всем своим имуществом. В хозяйственных обществах, за исключением общества с дополнительной ответственностью, участники не отвечают по долгам общества, а лишь рискуют своей долей в капитале общества. Участники производственного кооператива кроме риска своим паем отвечают по долгам коопера-

Ершова И.В. Предпринимательское право: Учеб. - М.: Юриспруденция, 2002. - С. 29.


тива субсидиарно, в пределах, определенных уставом, что характерно и для участников общества с дополнительной ответственностью.

Исходя из перечисленных признаков можно выделить следующие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности: хозяйственные товарищества (полные и коммандитные), хозяйственные общества (с Офаничен-ной ответственностью, с дополнительной ответственностью, акционерные), производственные кооперативы, государственные и частные унитарные предприятия. Указанные организации в соответствии с действующими правовыми нормами являются коммерческими, т.е. основной целью их деятельности является получение прибыли и (или) распределение ее между участниками.

Организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками, являются некоммерческими (п. 1 ст. 46 ГК). Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законодательными актами. Например, в соответствии с нормами Закона Республики Беларусь от 15 июня 1993 г "Об адвокатуре" создаются коллегии адвокатов, в соответствии с нормами Закона Республики Беларусь от 16 июня 2003 г. "О торгово-промышленной палате" - торгово-промышленные палаты, в соответствии с правилами Закона Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. "О Национальной академии наук Беларуси" в редакции Закона Республики Беларусь от 29 ноября 2003 г. "О внесении изменений и дополне-" НИИ в Закон Республики Беларусь "О Национальной академии наук Беларуси» действует Национальная академия наук. Нормы Главы 14 Кодекса Республики Беларусь о земле от 4 января 1999 г. допускают возможность создания садоводческих товариществ, являющихся некоммерческими организациями.

Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность при условии, что эта деятельность соответствует следующим требованиям: 1) она необходима ддя уставных целей, ради которых они созданы, 2) соответствует этим целям, 3) отвечает предмету деятельности некоммерческих организаций (ч. 4 п. 3 ст. 46 ГК). Первое требование состоит в том, что предпринимательская деятельность некоммерческих организаций способствует достижению уставных целей таких организаций, например, учреждение образования направляет полученную прибыль на приобретение литературы, выплату заработной платы, финансирование служебных творческих командировок и т.д.

Буквальное толкование второго требования означает единство целей создания некоммерческой организации и осуществляемой ею предпринимательской деятельности. Например, целям создания учреждения образования соответствуют оказание платных образовательных услуг, научная деятельность, производство товаров, соответствующих профилю учреждения.

По смыслу норм ч. 2, ч. 3 ст. 46 ГК некоммерческие организации могут создаваться в целях, направленных на достижение общественных благ, например, для достижения социальных, природоохранных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья фаждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей фаждан, защиты прав, законных интересов фаждан


и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи в соответствии с правовыми нормами и т.п., а также для удовлетворения материальных (имущественных) потребностей граждан либо граждан и организаций в случаях, предусмотренных нормами ГК и других законодательных актов.

Исходя их этих целей - направленных на достижение общественных благ или на удовлетворение материальных (имущественных) потребностей - определяется предмет деятельности некоммерческой организации, т.е. конкретные виды деятельности, которые перечислены в ее учредительных документах.

В отношении отдельных организационно-правовых форм некоммерческих организаций (ассоциации, союзы) установлен запрет на осуществление предпринимательской деятельности, однако такие организации вправе выступать в качестве учредителей коммерческих организаций (ч. 2 п. I ст. 121 ГК),

Политические партии не имеют права и на участие в создании коммерческих организаций. Они не вправе заниматься предпринимательской деятельностью, за исключением изготовления и продажи общественно-политических изданий, иных пропагандистских и агитационных материалов, сувенирной продукции с изображением собственной символики (ст. 23 Закона Республики Беларусь от 5 октября 1994 г "О политических партиях").

В целях удовлетворения материальных (имущественных) потребностей участников создаются некоммерческие организации в форме потребительских кооперативов. Для достижения этой цели последние объединяют имущественные паевые взносы (п. 1 ст. 116 ГК). Норма ст. 116 ГК не содержит прямых указаний либо запретов на осуществление потребительским кооперативом предпринимательской деятельностью. Однако норма п. 5 данной статьи ГК содержит прямой запрет на распределение доходов и прибыли между членами потребительского кооператива, из чего следует вывод о том, что кооператив может заниматься деятельностью, направленной на получение прибыли при условии соблюдения рассмотренных выше требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Не являются самостоятельной организационно-правовой формой предпринимательской деятельности фондовые, валютные и товарные биржи, банки и небанковские кредитные организации.

Принципы предпринимательского — это правила общего характера, определяющие основу построения и развития предпринимательских правоотношений. Они сформулированы на основе познания объективных законов (закономерностей) развития и функционирования предпринимательства как вида социальной деятельности.

Хозяйственно-правовые отношения регулируются как часть имущественных отношений на основе принципов, закрепленных ст. 1 ГК РФ (равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты). Ряд принципов предпринимательского права закреплен в Конституции РФ.

Таким образом, к принципам предпринимательского права относятся :

  1. принцип законности;
  2. принцип свободы предпринимательской деятельности (ст. 8 и ст. 34 Конституции РФ);
  3. принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);
  4. принцип единого экономического пространства (п. 1 ст. 8 Конституции РФ);
  5. принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и (п. 1 ст. 8, ст. 34 Конституции РФ);
  6. принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом;
  7. принцип свободы договора.

Принцип свободы предпринимательской деятельности закреплен в ст. 8 и ст. 34 Конституции РФ, которая устанавливает: «Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности». Следовательно, каждый решает самостоятельно, заниматься предпринимательской деятельностью или нет, какую организационно-правовую форму и вид предпринимательской деятельности избрать и т. д. Данный принцип развивается в ГК РФ и иных .

Принцип признания многообразия форм собственности , юридического равенства форм собственности и равной их защиты основывается на положениях п. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или .

Принцип единого экономического пространства , который выражается в том, что согласно п. 1 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации гарантируется свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств». Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В соответствии с п. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Ст. 34 Конституции РФ устанавливает также запрет на осуществление экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Данный принцип получил развитие в законодательстве о конкуренции, о естественных .

Принцип баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели в некоторых случаях могут не учитывать интересы государства и общества в целом. Согласовать интересы предпринимателей и общества позволяют различные меры государственного регулирования предпринимательства. Они могут быть прямыми (директивными) и косвенными (экономическими).

Прямое государственное регулирование выражается:

    • в установлении требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности;
    • установлении запретов;
    • применении мер ответственности.

Косвенное государственное регулирование выражается:

    • в предоставлении льгот при налогообложении, кредитовании.

Принцип законности . С одной стороны, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении законодательства. С другой стороны, государством должна быть обеспечена законность в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по отношению к субъектам предпринимательской деятельности.

Метод правового регулирования предпринимательского права

Под методом правового регулирования принято понимать совокупность приемов и способов воздействия на участников правоотношений для обеспечения их правомерного поведения.

Исходя из специфики предмета предпринимательского права, можно отметить, что здесь используется метод, сочетающий в себе черты нескольких методов правового регулирования:

  • метод рекомендаций (диспозитивный метод), при котором субъекты предпринимательства регулируют свои отношения при помощи , выбирая наиболее приемлемые для себя варианты поведения;
  • метод обязательных предписаний (императивный метод), при котором устанавливаются однозначные требования к процессу осуществления предпринимательской деятельности, права и обязанности ее участников;
  • метод автономных решений (метод согласования), который характеризуется исходящими от одной из сторон правоотношения предложениями установить такую модель взаимных прав, обязанностей и ответственности, которая будет наиболее полно соответствовать интересам обеих сторон и будет реализована только в случае согласия на это другой стороны.

Перечисленные выше методы правового регулирования, как правило, применяются при регулировании конкретных правоотношений, возникающих при осуществлении предпринимательской деятельности, в тесном взаимодействии (например, обязательное требование для любого юридического лица вести бухгалтерский учет сочетается с возможностью выбора удобной для организации учетной политики).

Таким образом, метод предпринимательского права является комплексным и сочетает в себе черты методов: обязательных предписаний, автономных решений и рекомендаций.

Вконтакте

Одноклассники


В принципах как бы кристаллизируются характерные черты как права вообще, так и его конкретной отрасли или подотрасли. Принципы - это то, что пронизывает право, выявляет его содержание. Принципы права четко выражены в конкретных правовых предписаниях. Они как бы растворены в праве, разлиты в нем, пронизывают собой практически все или почти все правовые нормы.

Сформулированные правовой наукой принципы предпринимательского права отражают его специфику и главные качественные особенности, являются концентрированным выражением предмета и метода регулирования предпринимательского права. Принципы как основные нормативные положения определяют собой структуру и существенные черты предпринимательского права, его общие положения.

Сущность принципов права как юридических явлений раскрывается не только через их содержание, но и через структуру. Структура принципов права состоит из трех компонентов:

В сфере правосознания, в том числе профессионального правосознания юристов, должны иметься определенные представления относительно сущности и характера того или иного элемента правовой системы;

Эти представления должны найти закрепление в соответствующих положениях действующего законодательства;

Законодательно закрепленные принципы права должны реализовываться посредством правоприменения в конкретной сфере общественных отношений.

Наиболее традиционным представляется выделение следующих принципов предпринимательского права.

1. Принцип законности является межотраслевым принципом, то есть существует не только в рамках системы принципов предпринимательского права, но и является принципом всех отраслей российского права. Принцип законности означает, что все действия субъектов права должны основываться на требованиях закона, не противоречить им. При нарушении требований законности любое лицо, считающее, что его права, свободы и законные интересы были нарушены или подвергаются угрозе нарушения, вправе обратиться за защитой в суд.

В рамках предпринимательского права законность воплощается в том, что при осуществлении предпринимательской деятельности ее субъекты должны строго соблюдать законы, не допускать нарушения их требований.

2. Принцип свободы предпринимательской деятельности. Статья 8 Конституции РФ закрепляет, что в Российской Федерации гарантируется свобода экономической деятельности, конкретизируя содержание этой свободы в статье 34, определяя, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Свобода предпринимательской деятельности предполагает, что предприниматель самостоятельно принимает решение о том, заниматься ли ему собственной предпринимательской деятельностью, сам выбирает организационно-правовую форму такой деятельности, решая, будет ли он работать индивидуально или совместно с другими лицами.

Подавляющему большинству субъектов предпринимательской деятельности (индивидуальных предпринимателей и ряда юридических лиц) законом предоставлена общая правосубъектность. Общая правосубъектность означает, что ее носитель (предприниматель) имеет права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов предпринимательской деятельности, не запрещенных законом.

Предприниматель без постороннего вмешательства определяет сферу, в которой он будет вести свою деятельность, и вправе поменять эту сферу исходя из экономической целесообразности и прочих факторов, не испрашивая на это разрешение государственных или любых иных органов.

Предприниматель самостоятельно формирует имущественную основу своей деятельности, используя для этого как собственные, так и привлеченные денежные средства, а также любое иное имущество, не изъятое из оборота.

Свобода предпринимательской деятельности неразрывно связана с рядом основных начал гражданского законодательства, закрепленных Гражданским кодексом РФ (ст. 1). Так, элементами свободы предпринимательской деятельности являются свобода договора, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав.

3. Принцип единства экономического пространства . Статья 8 Конституции РФ закрепляет, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

Принцип единства экономического пространства приобретает особую актуальность для России как для федеративного государства и является необходимым условием реализации таких общеотраслевых правовых принципов, как равенство всех перед законом и судом - при отсутствии единства экономического пространства предприниматели и потребители некоторых регионов оказывались бы в привилегированном положении, и принципа верховенства федеральных законов в системе законодательства.

4. Принцип многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты . Собственное имущество предпринимателя является не только необходимой предпосылкой осуществления предпринимательской деятельности, но и гарантией реальной ответственности предпринимателя в случаях необходимости возмещения вреда, причиненного им при осуществлении предпринимательской деятельности.

В советский период развития Российского государства равенство форм собственности отсутствовало: законодательно провозглашались преимущества в защите государственной собственности.

В настоящее же время в соответствии с частью 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Каждый предприниматель вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Принудительное отчуждение имущества независимо от права, на котором оно принадлежит владельцу, собственнику, в том числе используемого для осуществления предпринимательской деятельности, для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Собственник может быть лишен своего имущества только по решению суда, причем такое решение может быть обжаловано собственником имущества в суд.

5. Принцип поддержания конкуренции и недопущения деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию . В Российской Федерации не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституции РФ). Государство гарантирует поддержку конкуренции (ст. 8 Конституции РФ).

Законодательное закрепление и реализация принципа недопущения недобросовестной конкуренции является правовым способом поддержания здоровой, эффективной, социально направленной экономики.

Конституционные нормы получили конкретизацию в Законе РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и недопущении монополистической деятельности на товарных рынках», который регулирует способы и меры воздействия на субъектов, осуществляющих монополистическую деятельность в сфере предпринимательства.

6. Принцип государственного воздействия на осуществление предпринимательской деятельности . В литературе данный принцип называется также принципом государственного регулирования экономики, что, по нашему мнению, также является справедливым, поскольку государственное воздействие на экономику проявляется в форме регулирования.

На всем протяжении развития экономики государство в тех или иных формах воздействовало на осуществление предпринимательской деятельности, причем спектр форм государственного воздействия простирался от жесткого командного регулирования с провозглашением исключительно государственной собственности на средства производства и практически полным подавлением свободы хозяйствования в тоталитарных государствах, до фактического невмешательства государства в экономические процессы со сведением роли государства к функции «ночного сторожа».

Принципы предпринимательского права - это его основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм. В качестве основных принципов предпринимательского права могут быть названы следующие.

1. Принцип свободы предпринимательской деятельности получил свое закрепление в Конституции РФ (ст. 8, 34, 35, 74, 75 и др.). Так, в силу ст. 34 Конституции РФ: "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности".

Этот принцип получил развитие в ГК РФ и других законодательных актах. Он означает право предпринимателя начинать и вести свое дело в любой сфере предпринимательства, в любой из предусмотренных законом организационно-правовых форм, с использованием любых (не изъятых из оборота) видов имущества и т.д. Данный принцип подтверждается также установлением для большинства коммерческих организаций и индивидуального предпринимателя общей правосубъектности.

Однако эта свобода не безгранична. Федеральными законами она может быть ограничена в интересах общества в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В частности, свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных ее видов.

Следует отметить, что в законодательстве конституционный принцип свободы предпринимательской деятельности получил развитие и конкретизацию. Для примера приведем закрепленный в ст. 1 и 421 ГК РФ принцип свободы договора.

В силу принципа свободы договора, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор).

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой. Если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой, соответствующие условия определяются обычаями делового оборота, применимыми к отношениям сторон.

2. Конституционный принцип признания многообразия и юридического равенства форм собственности. Данный принцип закреплен в Конституции РФ (ст. 8, 9, 34, 35). В частности, в соответствии со ст. 8 Конституции РФ: "В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности". Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии и ограничения для тех или иных форм собственности, для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности. В отличие от ранее действовавших преимуществ в защите права государственной собственности*(36), действующее законодательство предусматривает для всех субъектов одинаковые правила защиты.

Предпринимательская деятельность в настоящее время может осуществляться как на основе частной, так и публичной (государственной и муниципальной) собственности.

Заметим, что имущество, находившееся в личной собственности граждан СССР, могло использоваться ими лишь для удовлетворения своих потребностей. С переходом на рыночные условия хозяйствования и возрождением частной собственности получило широкое развитие частное предпринимательство. Так, ныне и индивидуальные предприниматели, и все коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий) являются собственниками имущества, принадлежащего им на основе частной собственности. Возрастанию роли частной собственности в экономике во многом способствует широкомасштабная приватизация, проводимая в стране с начала 90-х гг. XX в.

Вместе с тем достаточно велик еще объем имущества, используемого в хозяйственной деятельности государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями.

Составляющими государственного сектора экономики являются также акции акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, и находящиеся в собственности Российской Федерации или субъектов РФ.

3. Принцип единого экономического пространства, т.е. "свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств" на всей территории Российской Федерации, также относится к числу конституционных (ст. 8, 74 Конституции РФ). Согласно этому принципу на территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Ни федеральные органы исполнительной власти, ни органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ни органы местного самоуправления не вправе вводить такие ограничения по собственной инициативе.

4. Принцип свободы конкуренции и ограничения монополистической деятельности. Данный принцип также нашел закрепление в Конституции РФ, в соответствии со ст. 34 которой "не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию" (ст. 8, 34 Конституции РФ). Соблюдение данного принципа - необходимое условие развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности. Важная роль в поддержании конкуренции, борьбе с недобросовестными формами ее проявления и монополистической деятельностью отводится Закону РФ от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"*(37) - первому в истории России антимонопольному законодательному акту.

5. Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование экономики, предпринимательства осуществляется в любом государстве. Его различные формы и методы определяются политическими условиями, уровнем экономического и социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами. Переход России к рыночным условиям хозяйствования потребовал пересмотра системы государственного регулирования экономики, замены прямых административных мер воздействия на косвенные экономические.

Вместе с тем, признавая необходимость государственного регулирования предпринимательства в качестве принципиального положения, необходимо помнить, что в законодательстве устанавливается правило о недопустимости произвольного вмешательства кого-либо (в том числе государства) в частные дела (п. 1 ст. 1 ГК РФ).

Основная цель государственного регулирования предпринимательской деятельности видится в достижении баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом. Достижению этой цели и должны способствовать нормы комплексной отрасли предпринимательского права, сочетающей в себе частноправовые и публично-правовые начала.

6. Принцип законности является общеотраслевым, и воплощение его в жизнь - основа построения правового государства. Что же касается законности в предпринимательской деятельности, то здесь необходимо обратить внимание на два аспекта.

Во-первых, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законов и подзаконных нормативных правовых актов. Принцип законности проявляется также в обеспечении защиты прав и законных интересов граждан, юридических лиц, охраны правопорядка.

Во-вторых, что не менее важно, государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство. Некоторые меры по обеспечению законности предусмотрены действующим законодательством. Так, ст. 13 ГК РФ определяет условия и порядок признания недействительным акта государственного органа и органа местного самоуправления.

Завершая рассмотрение вопроса о принципах предпринимательского права, отметим, что в научной и учебной литературе называются и иные, не рассмотренные в настоящем учебнике принципы. Так, В.В. Лаптев относит к числу принципов предпринимательского права принцип "получения прибыли как цели предпринимательской деятельности"*(38). Как представляется, цель получения прибыли не может быть положена в основу формирования отрасли предпринимательского права и предпринимательского законодательства, а относится к признакам самой предпринимательской деятельности. В этой ипостаси - получения прибыли как цели предпринимательской деятельности - данное понятие и было нами рассмотрено.

Каковы существенные признаки организации?

Организация – это целевая общность людей, деятельность которых интегрирована и соответствующим образом упорядочена. Организация создается обществом для решения определенного круга социальных задач и осуществления определенных целей.

Признаки:

Наличие целей;

Наличие координирующего центра;

Необходим определенный минимум участников;

Обособленность ее границ.

2 (7).Что понимается под предпринимательством?

Под предпринимательством понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение прибыли.

Часто предпринимательскую деятельность называют бизнесом.

Развитие предпринимательства играет незаменимую роль в достижении экономического успеха, высоких темпов роста промышленного производства. Оно является основой инновационного, продуктивного характера экономики. Чем больше хозяйствующих субъектов имеют возможность проявить свою инициативу и творческие способности, тем меньше разрыв между потенциальными и фактическими результатами развития.

Субъект предпринимательской деятельности - предприниматель - соединяет, комбинирует особым образом факторы производства с целью получения выгоды, дохода или прибыли. Поэтому предпринимательство как процесс представляет определенный алгоритм действий предпринимателей, начиная с момента зарождения предпринимательской идеи и заканчивая ее воплощением в конкретный проект.

Таким образом, предпринимательство - это процесс:

Создания чего-то нового, что обладает стоимостью (товаров, услуг, информации) и ценно для потребителя;

Призванный удовлетворять динамично изменяющиеся человеческие потребности, поэтому является непрерывным, постоянно возобновляющимся;

Осуществляемый на основе постоянного комбинирования экономических ресурсов, эффективного и исключительно рационального их использования для получения наилучших результатов.



Каковы основные принципы предпринимательского права?

1.Принцип свободы предпринимательской деятельности - получил закрепление в ст. 8, 34 Конституции РФ: "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности". Свое развитие данный принцип нашел в ГК РФ, в других законодательных актах.

2.Конституционный принцип признания многообразия форм собственности, юридического равенства форм собственности и равной их защиты - закреплен в ст. 8 Конституции РФ. Согласно данному принципу законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности.

3. Принцип единого экономического пространства, то есть "свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств" на всей территории Российской Федерации. Он также относится к числу конституционных (ст. 8, 74 Конституции РФ). Ограничения могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

4.Принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ).

5.Принцип государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование экономики, предпринимательства осуществляется в любом государстве. Различными являются формы и методы такого регулирования, которые определяются политическими условиями, уровнем экономического, социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и другими факторами.

6.Принцип законности. Раскрывай данный принцип, необходимо обратить внимание на два аспекта. Во-первых, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства. Во-вторых, не менее важно, что государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство.



Просмотров