Основные принципы построения и функционирования системы государственной
Указанные принципы государственной службы закреплены в Конституции РФ или вытекают из нее. Их виды конкретизированы в федеральных законах, а также в конституциях, уставах и законах субъектов РФ. Закрепляя основополагающие черты, принципы указывают на основные исходные положения, сущностные характеристики, содержание и значение государственной службы. Они призваны обеспечивать стабильность государственно-служебных отношений и необходимую эффективность деятельности государственных служащих.
Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы конкретизированы в Федеральном законе от 27.05.03 г. № 58- ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», в котором они сформулированы без расшифровки содержания.
Принципы государственной службы представляют собой основные, руководящие положения, закрепленные непосредственно или косвенно в нормах права . Они определяют практическую организацию и реальное функционирование государственной службы, содержание государственно-служебных отношений, имеют обязательный характер для участников этих отношений и способствуют осуществлению законных интересов личности, государства и общества в целом.
Статья 3 Закона о системе государственной службы закрепляет следующие принципы:
1. Единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ обеспечивается, прежде всего принципом федерализма .
Этот принцип находит свое выражение в том, что государственная служба осуществляется на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. Правовое регулирование и организация федеральной государственной службы находятся в ведении РФ, а правовое регулирование такой службы субъекта РФ - в совместном ведении РФ и субъектов РФ, а ее организация - в ведении субъекта РФ.
2. Законность . Этот принцип является всеобщим и не может иметь каких-либо исключений для кого бы то ни было. Он предполагает строгое соблюдение государственными служащими законов и подзаконных актов, обеспечение правильного сочетания публичных и личных интересов граждан, охрану прав и свобод граждан и их организаций. Эта обязанность возведена в ранг конституционного принципа (ст. 15 Конституции РФ). В свою очередь, государственные служащие призваны принимать необходимые законные меры для выполнения гражданами своих обязанностей перед государством и обществом.
Принцип законности также выражается в том, что законодательство субъектов РФ по вопросам государственной службы, принимаемое с учетом своих национальных особенностей, должно в полном объеме соответствовать федеральному законодательству о государственной службе.
3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты обязывает государственных служащих признавать эти права, соблюдать их и защищать в случае необходимости, привлекать виновных в нарушении этих прав и свобод к соответствующим мерам ответственности. С учетом этого при отборе кандидатов на государственные должности должно уделяться внимание их способности и готовности учитывать в своей работе интересы граждан.
4. Равный доступ граждан к государственной службе , исключающий какую-либо их дискриминацию. Это один из важнейших конституционных принципов, в соответствии с которым не допускаются ограничения при приеме на государственную службу в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т.д.
При этом, естественно, речь не идет об обстоятельствах, связанных с профессиональными и деловыми качествами претендента на государственную должность. Данному гражданину надо иметь образование и подготовку, соответствующие содержанию и объему полномочий, предопределяемых должностью. При этом принцип равнодоступности к государственной службе реализуется посредством участия граждан в конкурсе на вакантные государственные должности государственной службы.
5. Единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.
Данный принцип означает, что для всех государственных служащих установлен единый порядок прохождения и прекращения государственной службы, формирование кадрового состава государственной службы, соотносительность размеров оплаты труда и основных социальных гарантий, условия присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов воинских и специальных званий, учет стажа при переходе из одного вида государственной службы в другой и т.д.
6. Взаимосвязь государственной и муниципальной службы .
Необходимость в этом возникает в связи с тем, что они представляют собой однотипные разновидности публичной службы, цели которых во многом совпадают, разница между которыми заключается в масштабах деятельности и предметах ведения. Без их взаимодействия могут возникнуть трудности в решении общих задач социально-экономического развития, стоящих перед ними.
7. Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих .
Этот принцип позволяет, с одной стороны, формировать доверие граждан к государственной власти, влиять на ее осуществление, а с другой, опираться государственным служащим в своей деятельности на общественное мнение, улучшать свою работу, правильно определять ее ориентиры. Он состоит в объективном информировании общества о деятельности государственных служащих, ее эффективность оценивается в зависимости от качества оказываемых населению услуг. Открытость деятельности выражается в опубликовании законодательства о государственной службе, информировании населения о принятых ими важных и значимых для общества решений, подконтрольности их деятельности обществу и отдельным коллективным образованиям, учете мнения о способах улучшения этой деятельности и т.д.
В то же время законодательство закрепляет и определенные рамки этого принципа, устанавливая, что государственный служащий обязан хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и не разглашать служебную информацию. Поэтому государственная служба фактически основывается на сочетании гласности и служебной конфиденциальности.
8. Профессионализм и компетентность государственных служащих состоит в том, что при отборе кадрового состава предпочтение отдается гражданам, имеющим лучшую подготовку в области государственной службы, имеющим большой стаж работы в государственных органах, показавшим на деле свои профессиональные и организаторские способности.
Профессионализм представляет собой глубокое и всестороннее знание специфики служебной деятельности, а также владение практическими навыками в определенной области, сочетающееся с надлежащим исполнением функциональных обязанностей и соблюдением служебной дисциплины. Для его повышения используется система аттестаций, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировок служащих.
9. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
Это обеспечивает уверенность в работе, стимулирует инициативу и повышает ответственность государственных служащих за результаты своей деятельности. Выполняя возложенные на них обязанности, они подчиняются исключительно своим прямым и непосредственным начальникам, а также лицам, прямо уполномоченным законом на осуществление контрольно-надзорных функций в их отношении. Это значит, что никакие иные субъекты не могут вмешиваться в их служебную деятельность и влиять на принятие ими правоприменительных решений. Данный принцип обеспечивается возможностью привлечения лиц, допустивших подобные действия к различным видам юридической ответственности.
Система государственной службы построена в соответствии с определенными принципами, которые представляют собой основные исходные положения, прямо или косвенно установленные в правовых нормах и концентрирующие в себе юридические требования, обязательные для всех участников государственно-служебных отношений.
При строительстве государственной службы очень важно обращать внимание на вопросы, которые имеют принципиальный характер. Без чего невозможно построение и функционирование системы административной власти в стране.
Общеизвестно, что государственная служба строится на основе принципов и механизмов ее организации и функционирования. В данном случае мы рассматриваем принципы, отражающие объективную природу этого института власти, закономерности его организации, развития и функционирования. Принципы составляют фундамент системы государственной службы любого государства.
Для чего нам необходимо знать и уметь применять принципы государственной службы? Дело в том, что искусство управления таким сложным организмом, как государственная служба, не может опираться только на интуицию или организаторский талант руководителя. Оно должно базироваться на прочной основе - сплаве теоретических обобщений и накопленного в этой сфере опыта, сформулированном в виде исходных положений - принципов.
Слово «принцип» в переводе с латинского означает начало, основа. Этим термином обозначают основное, исходное положение какой-либо теории, учения; то, что лежит в основе какой-либо совокупности явлений, понятий, фактов. Под принципами государственной службы мы понимаем основные идеи, исходные положения о ее построении, организации и функционировании, выдвинутые в результате научного обобщения практики государственной службы. Принципы государственной службы устанавливают основные правила административного управления. Они кладутся в основу формирования и дальнейшего развития государственной службы всех ее уровней, видов и ветвей власти.
Основное значение принципов государственной службы заключается в том, что они определяют правовое и организационное содержание, построение и функционирование государственной службы, устанавливают важнейшие связи в данном механизме государственного управления. Имея субъективную природу (они написаны человеком), принципы объективны по своему содержанию, поскольку отражают объективные связи, тенденции и закономерности в сфере административной деятельности.
Современный законодатель не дает определения принципа государственной службы, но формулирует их перечень в федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст. 3) и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 4). Законодатель формулирует принципы государственной службы, исходя из конкретного правового опыта и уровня правовой культуры в стране. Правовое установление этих принципов зависит также от политических предпочтений руководства страны и действующей модели государственной службы и государственного управления.
Принципы, закрепленные в современном российском законодательстве, не просто отражают смысл государственной службы - они образуют исходные начала организации всей административной власти в Российской Федерации.
Главное состоит в том, что эти принципы, имея государственное значение, всеобщи и общеобязательны. Все федеральные органы власти и органы власти субъектов Федерации обязаны проводить их в жизнь. Все государственные служащие России обязаны руководствоваться ими в своей работе.
При классификации принципов государственной службы в научных целях обычно выделяют три их вида: общие (конституционные); организационные (специальные); технологические (профессиональные).
Конституционные принципы вытекают из соответствующих норм Конституции РФ, касающихся государственного управления и государственной службы. В них находят свое отражение принципы организации и деятельности государства и его органов, закрепленные в Конституции. Организационные (специальные) принципы отражают механизм построения и функционирования государственного аппарата и его звеньев. Профессиональные (технологические) принципы касаются механизма и процедур прохождения государственной службы, служебной деятельности и поведения чиновников.
Каждый конкретный принцип отражает лишь какую-то одну связь-отношение, присущую государственной службе. Но вместе, будучи органически взаимосвязанными и взаимообусловленными, они определяют организацию и функционирование государственной службы как системы.
В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» 2003 г. сформулированы девять основных принципов построения и функционирования государственной службы:
Федерализм;
Законность;
Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
Равный доступ граждан к государственной службе;
Единство правовых и организационных основ государственной службы;
Взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю;
Профессионализм и компетентность государственных служащих;
Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.
Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 2004 г. дополняет данный перечень новыми принципами, характерными для гражданской службы, а именно:
Стабильность гражданской службы;
Взаимодействие с общественными объединениями и гражданами.
Рассмотрим принципы построения и функционирования системы государственной службы РФ более подробно.
Принцип федерализма - конституционный принцип. Он предполагает и обеспечивает единство: системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации.
Согласно Конституции РФ в России как федеративном государстве существует два уровня государственной власти, а значит, и два,уровня государственной службы - федеральная государственная служба и государственная служба субъектов Федерации. Они автономны и независимы друг от друга. Конституция РФ (ст. 71-73) достаточно четко разграничивает предметы ведения между федеральными и региональными органами государственной власти, а также определяет то, что находится в их совместном ведении. Из этого следует, что и государственная служба строится и функционирует в соответствии с этими разграничениями предметов ведения.
Вместе с тем ст. 77 Конституции РФ обязывает субъекты Федерации устанавливать систему органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительной и исполнительной власти, установленными федеральными законами.
Принцип федерализма требует единства государственной власти и государственной службы, особенно в исполнительной ветви власти. Он предполагает наличие вертикали исполнительной власти в стране, которая смогла бы обеспечить высокую степень управляемости в государстве и стабильное развитие государства и общества. В Конституции РФ (ст. 77) сказано, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. К сожалению, пока этот принцип до конца не реализован. И это порой ведет к несогласованности действий федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации.
Принцип законности является всеобщим, ориентируя государственную службу на безусловное следование требованиям Конституции и закона. В соответствии с нормами Конституции РФ (ст. 4 и 76) он указывает на то, что Конституция страны и федеральные законы имеют верховенство на всей территории страны. Федеральные законы имеют прямое действие на всей территории России.
Данное положение требует, чтобы конституции, уставы, законы субъектов Федерации в полной мере соответствовали Конституции и законам Российской Федерации. Это главное требование, которое предъявляется к законодательству о государственной службе субъектов Федерации. Региональное законодательство о государственной службе не должно противоречить федеральному. Правовыми нормами на основе Конституции РФ регулируются все основные стороны федеральной и региональной государственной службы: ее Правовые, организационные и финансово-экономические основы, правовой статус государственных служащих, порядок поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения государственно-служебных отношений.
Принцип законности предполагает, что деятельность и поведение государственных служащих регулируются нормативно-правовыми актами различного уровня и осуществляется в целях реализации законов и подзаконных актов в жизнь. Он требует неукоснительного соблюдения государственными служащими всех уровней власти при осуществлении своих управленческих действий законности, безусловного соблюдения Конституции РФ и других правовых актов, вплоть до своего должностного регламента.
Наконец, данный принцип предполагает организацию правовой подготовки государственных служащих, наличие у них определенного уровня правовых знаний и правовой культуры.
Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина - один из основополагающих либеральных принципов, закрепленных в международном праве: Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Международном пакте о гражданских и политических правах (1966 г.). В ноябре 1991 г. Россия присоединилась к международному сообществу, приняв Декларацию прав и свобод человека и гражданина.
В деятельности государственных служащих современной России этот принцип предполагает прежде всего прямое и непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина. Человек, его права и свободы признаются Конституцией нашей страны (ст. 2,18) высшей ценностью.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Установленный в Конституции РФ перечень прав и свобод являются незыблемым и общеобязательным для деятельности чиновников. Данное положение означает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - прямая обязанность государства и всех государственных служащих. Работники государственного аппарата должны не только признавать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, но и соблюдать их, т.е., будучи облеченные властными полномочиями, они призваны всемерно защищать эти права и свободы.
По сути, данный принцип определяет главный смысл и содержание деятельности государственных служащих. Они должны служить прежде всего народу, обществу как носителю суверенитета и единственному источнику власти в стране (ст. 3 Конституции РФ).
В конечном счете сущность принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина состоит в создании условий для активного участия населения в государственном управлении, в контроле над государственным аппаратом, в реализации на практике равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от национальности, пола, расы, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, политических убеждений, религии, места жительства и т.д.
Принцип равного доступа граждан к государственной службе - важная конституционная норма (ст. 32), подчеркивающая демократизм системы государственного управления России. Данное положение соответствует требованиям Международного пакта о гражданских и политических правах (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 1966 г.), согласно которому каждый гражданин без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений должен иметь право и возможность допускаться в своей стране к государственной службе.
С помощью данного принципа во многом реализуется конституционное право российских граждан участвовать в управлении делами государства и общества.
Данный подход предполагает, что при поступлении на государственную службу и ее прохождении запрещена всякая дискриминация. Граждане РФ, владеющие государственным языком, имеют равный доступ к государственной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами государственного служащего.
Этот принцип означает право всех граждан России на занятие любой аппаратной должности в государственных органах. Но нельзя трактовать данное право декларативно и слишком расширительно. Следует различать: общие требования при поступлении на государственную службу - это рассматриваемая нами норма; специальные требования - образование, опыт работы, знания, навыки и т.д. Общие положения о равенстве прав на доступ к государственной службе не исключает ограничений, которые касаются особых случаев. В действительности не все граждане могут быть приняты на государственную службу.
Право равнодоступности граждан к государственной службе реализуется только в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой. Российским законодательством установлены социальные, медицинские и процедурные, ограничения, не позволяющие тем или иным гражданам состоять на государственной службе России (граждане иностранного государства, лица моложе 18 лет, лица, не знающие государственного языка, недееспособные, имеющие серьезное заболевание, отказывающиеся от процедуры оформления допуска и т.д.). Главное условие - чтобы человек отвечал квалификационным требованиям, предъявляемым к данной должности государственной службы. Поэтому этот принцип не означает право каждого гражданина в любое время требовать у государства предоставления ему желанной должности государственной службы.
Равный доступ к государственной службе важен также для предотвращения или ограничения бюрократизации и коррупции в органах государственной власти. Через механизм равнодоступности граждан к государственной службе должны отсекаться от административной власти коррумпированные слои бюрократии и приходить новые здоровые силы. Инструментом реализации принципа равнодоступности к государственной службе является конкурс - конкурсный отбор на замещение вакантных должностей государственной службы.
Кстати, наличие вакансий должностей государственной службы является сдерживающим фактором для реализации рассматриваемого принципа. По мере приближения к главным и высшим должностям число должностей, а значит, вакансий резко уменьшается. Становится призрачной и возможность доступа для простого человека к высоким должностям государственной службы.
Провозглашение этого демократического принципа не означает его автоматической реализации. Равное право доступа к государственной службе - это стартовая юридическая возможность для человека, а не реальная действительность. В жизни, по данным социологических опросов, лишь единицы респондентов-госслужащих говорят о соблюдении этого принципа, а четверть опрошенных служащих - о полном несоблюдении 1 .
Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы требует прежде всего законодательного закрепления единого Подхода к организации государственной службы. Это означает, что основные требования к организации и функционированию государственной службы, закрепленные в Конституции РФ и федеральном законодательстве, являются едиными и общеобязательными для федеральной государственной службы и государственной службы субъектов Федерации, для всех видов государственной службы и госслужбы всех ветвей государственной власти. Эти требования общеобязательны для всех чиновников страны.
Современное законодательство России разделяет понятия «правовое регулирование» и «организация» государственной службы. Оно устанавливает, что правовое регулирование и организация федеральной государственной службы находятся в, ведении Российской Федерации, т.е. центра. Вместе с тем правовое регулирование государственной службы субъекта Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации, а ее организация - в ведении только субъекта РФ 1 . То есть региональное законодательство о государственной службе не может выходить за рамки общефедерального правового поля.
Данный принцип предполагает, кроме того, взаимодействие и взаимообусловленность правовых и организационных основ государственной службы РФ.
Правовые основы государственной службы включают в себя правовой статус государственной службы, правовое положение государственных служащих, конституционные принципы государственной службы, правовое регулирование прохождения государственной службы и ряд других моментов.
Организационные основы - это организация государственной службы, ее организационные принципы, должности государственной службы, реестр должностей, процедуры прохождения государственной службы, управление государственной службой, формирование кадрового состава государственной службы. .
Смысл данного принципа, на наш взгляд, заключается в том, чтобы организационному построению государственной службы дать прочное современное правовое обоснование. Это означает, что организационная система государственной службы должна строиться, функционировать и развиваться совместными усилиями законодателей, администраторов и ученых под эгидой политической власти.
Принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной |службы является новым принципом построения и функционирования государственной службы России, подтверждающим единство и взаимосвязь всех уровней публичной власти в стране. Муниципальная служба, будучи самостоятельной административной властью, максимально приближенной к населению, встроена в единую систему государственного управления в стране. Государственная служба и муниципальная служба выполняют схожие социальные функции. У них очень много общего в организации и функционировании. Поэтому они обязаны взаимодействовать.
Данный принцип предполагает, что работники государственного аппарата должны постоянно взаимодействовать с аппаратом органов местного самоуправления, особенно в решении вопросов социального обеспечения граждан, поскольку социальные обязательства государства перед населением реализуются в большей степени на муниципальном уровне.
Пути и способы взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы России в современном законодательстве сформулированы нормативно 1 . Эта взаимосвязь обеспечивается посредством:
Единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и муниципальной службы;
Единства ограничений и обязательств при прохождении гражданской и муниципальной службы;
Единства требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих;
Учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и наоборот;
Соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;
Соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения.
Следует отметить, что приведенные положения во многом имеют перспективный характер.
Принцип открытости государственной службы предполагает:
Гласность и ее прозрачность для общества;
Доступность общественному контролю;
Объективное информирование общества о деятельности государственных органов и служащих.
Государственная служба не должна превращаться в закрытый «черный ящик», работающий только для себя и на себя.
Данный принцип также опирается на Конституцию РФ, которая провозглашает Россию демократическим правовым государством (ст. 1). Это априори предопределяет открытость и прозрачность функционирования всех властных структур, их подконтрольность гражданскому обществу.
В ст. 15 Конституции подчеркивается, что все законы, в том числе и по государственной службе, подлежат обязательному опубликованию. Граждане вправе знать о структуре и содержании деятельности государственной службы, о положении дел в административной ветви государственной власти. Сведения о состоянии государственной службы доводятся до населения как по официальным каналам (ежегодные бюллетени Росстата, официальная информация на сайтах государственных органов в Интернете, в «Российской газете»), так и по неофициальным каналам (публикации в независимых СМИ).
Рассматриваемый принцип дает возможность гражданам получать открытую (несекретную) информацию о работе государственных органов и государственных служащих. Он обязывает чиновников предоставлять подобную информацию населению, своевременно (как правило, в течение месяца) отвечать на письма и жалобы физических и юридических лиц.
В соответствии со ст. 24 Конституции РФ должностные лица обязаны обеспечить каждому человеку возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Вместе с тем госслужащий обязан хранить государственную и иную охраняемую законом тайну. Поэтому государственная служба основывается на сочетании социальной гласности и служебной конфиденциальности. Но государственная служба под прикрытием заботы о сохранении государственной тайны не должна скрывать от общества свои недостатки и просчеты.
Данный принцип требует от чиновников обязательного мониторинга и учета общественного мнения граждан в решении задач государственного управления. Он предполагает гласность в системе государственной службы, которая наносит удар по коррупции и другим негативным явлениям в чиновничьей среде (например, совмещение отдельными чиновниками государственных и предпринимательских должностей).
Вместе с тем недопустимы безосновательные и огульные обвинения государственных служащих со стороны некоторых средств массовой информации, незаслуженно оскорбляющих достоинство всех работников государственного аппарата и создающих негативное мнение о государственной власти в массовом сознании.
Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих во все времена имел и сейчас имеет особое значение для организации и функционирования государственной службы. В конечном счете от профессионализма и компетентности чиновников зависит качество и эффективность административной власти в стране. Весь вопрос в качестве государственного управления. Не случайно в народе говорят: «Как нами управляют, так мы и живем».
Государственная служба современной России - это прежде всего профессиональная служебная деятельность граждан, разновидность профессионального труда, имеющего очень важное социальное предназначение.
Данный принцип требует от чиновников при прохождении государственной службы и осуществлении государственно-служебных полномочий высокого уровня профессионализма и компетентности. При этом государственный служащий должен быть хорошим специалистом с двух позиций - по своей базовой специальности (профессии) и как госслужащий-управленец.
«Профессионализм» есть глубокое и всестороннее знание и владение практическими навыками в определенной сфере общественно полезной деятельности. Поэтому государственный служащий должен быть настоящим профессионалом своего дела, специалистом в той или иной области государственного управления. Рассматриваемый принцип обязывает госслужащих отлично знать свои права и обязанности, в совершенстве владеть технологией деятельности органов государственной власти, эффективно осуществлять свои функции и полномочия, предусмотренные законодательством и должностным регламентом.
Понятие «компетентность государственного служащего» означает высокую степень его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности государственной службы. Не следует путать этот термин с понятием «компетенция» государственного органа или государственного служащего. Компетенция - это наличие у работника полномочий, которые он вправе и обязан применять для выполнения своих функций; это пределы его ведения согласно должностному регламенту в структуре государственного органа.
Принцип профессионализма и компетентности обязывает каждого чиновника: быть постоянно готовым к исполнению своих полномочий, твердо знать предмет своей государственно-служебной деятельности, знать свои права и обязанности и активно их осуществлять, владеть правилами и процедурами деятельности в органах государственной власти, иметь общую и специальную профессиональную подготовку, знать правовые и этические нормы и правила служебной деятельности и служебного поведения.
Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность - новый принцип государственной службы, ранее не отмеченный в перечне положений подобного рода, и легализовать его заставила практика государственной службы.
Рассматриваемый принцип свидетельствует о том, что государственные служащие находятся под защитой государства. Никто - ни физические, ни юридические лица - не вправе вмешиваться в их служебную деятельность, кроме лиц, прямо уполномоченных на то законом и регламентами.
В ст. 52 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрены конкретные меры защиты государственного служащего и членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.
Рассматриваемый принцип обязывает гражданского служащего в соответствии со ст. 15 Федерального закона № 79-ФЗ отказаться от выполнения неправомерного поручения начальства. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, он должен представить в письменной форме обоснование неправомерности поручения с указанием положений законодательства РФ, которые могут быть нарушены при его исполнении, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменном виде. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения. При исполнении гражданским служащим неправомерного поручения служащий и давший это поручение руководитель несут совместную ответственность в соответствии с законом.
В последнее время специальные меры защиты установлены для отдельных категорий государственных служащих, например работников военных, правоохранительных и контрольных органов.
В науке существуют и другие подходы к трактовке принципов организации и функционирования государственной службы. Называются, например, следующие принципы: служения государству и обществу; субординации и единоначалия; ответственности служащих за принимаемые решения; стабильности и обновления кадров государственной службы; эффективности государственной службы.
Эти и некоторые принципы правомерны, поскольку отражают реальную жизнь государственной службы. Но они не носят общего характера - чаще всего они характеризуют отдельные грани нравственно-этической или организационно-технологической сторон административной власти. Поскольку они имеют нравственный или научно-практический, а не нормативный характер, т.е. обязательный для всех, то они и не узаконены.
Итак, принципы государственной службы - это основные исходные идеи, базовые положения, определяющие построение, организацию и функционирование административной власти в стране, которые формулируются в результате научного обобщения практики государственной службы.
- федерализм,
- законность;
приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты; - равный доступ граждан к государственной службе;
- единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
- взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
- открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
- профессионализм и компетентность государственных служащих;
- защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
43.Управление государственной службой.
В процессе формирования государственной службы и дальнейшего развития ее системы актуализируется вопрос об управлении государственной службой Управление государственной службой можно рассматривать с двух сторон: 1) как организующую деятельность, имеющую определенное административное содержание и особый предмет и осуществляемую в установленных организационно-правовых формах; 2) как деятельность специально созданных государственных органов Управление государственной службой осуществляется с целью обеспечения деятельности государственных служащих в государственных органах, проведения единой государственной кадровой политики, создания гарантий функционирования государственных органов в соответствии с публичными интересами на базе принципов, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, уставами (конституциями) субъектов РФ. Управление государственной службой характеризуется признаками, такими как: " практическая деятельность по определению основных направлений развития и реального функционирования всех элементов правового института государственной службы; " функция государственных органов, которая осуществляется в определенных организационно-правовых формах и реализуется специально созданными государственными органами; " основной целью управления является удовлетворение интересов государства и публичных интересов в целом; " управление основывается на принципах законности, гласности, подчиненности вышестоящим государственным органам и должностным лицам нижестоящих государственных органов и государственных служащих, единства основных требований, предъявляемых к государственной службе, стабильности государственной службы. Федеральный закон "Об основах государственной службы РФ" устанавливает трехзвенную систему специальных управленческих органов, осуществляющих деятельность по координации работы и решению задач государственной службы, которые определены в законодательных актах Федерации и ее субъектов, и по обеспечению эффективности государственной службы. Система органов управления государственной службой включает: Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ в качестве федерального органа, органы по вопросам государственной службы субъектов РФ, кадровую службу государственного органа. Совет по вопросам государственной службы при Президенте РФ осуществляет координацию деятельности по реализации задач, вытекающих из Федерального закона "Об основах государственной службы РФ". Он включает: от Президента РФ шесть человек, от Совета Федерации Федерального Собрания РФ три человека, от Государственной Думы Федерального Собрания РФ три человека, от Правительства РФ шесть человек; от Конституционного суда РФ два человека, от Верховного суда РФ два человека, от Высшего арбитражного суда РФ два человека.
44. Понятие, содержание, структура и виды организационной культуры в государственных органах. Законность в государственном управлении.
Организационная культура – это убеждения, нормы поведения, установки и ценности, которые являются теми неписанными правилами, определяющими как должны работать и вести себя люди в данной организации.
Организационная культура включает не только глобальные нормы и правила, но и текущий регламент деятельности. Она может иметь свои особенности, в зависимости от рода деятельности, формы собственности, занимаемого положения на рынке или в обществе. В этом контексте можно говорить о существовании бюрократической, предпринимательской, органической и других организационных культур, а также об организационной культуре в определенных сферах деятельности, например, при работе с клиентами, персоналом и прочее.
Выделяется три ее уровня: поверхностный, внутренний и глубинный. Поверхностного уровень включает такие внешние организационные характеристики, как продукция или услуги, оказываемые организацией, используемая технология, архитектура производственных помещений и офисов, наблюдаемое поведение работников, формальное языковое общение, лозунги и т.п. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но не всегда их можно расшифровать и интерпретировать в терминах организационной культуры.
НА 2 уровне изучению подвергаются ценности и верования, разделяемые членами организации, в соответствии с тем, насколько эти ценности отражаются в символах и языке. Восприятие ценностей и верований носит сознательный характер и зависит от желания людей. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем уровне возникают почти непреодолимые сложности.
3-й, глубинный уровень включает базовые предположения, которые трудно осознать даже самим членам организации без специального сосредоточения на этом вопросе. Среди этих принимаемых на веру скрытых предположений, направляющих поведение людей в организации, выделяются отношение к бытию в целом, восприятие времени и пространства, общее отношение к человеку и работе.
Организационная культура любой административной организации всегда отличается конкретными особенностями. В зависимости от многих объективных и субъективных факторов, можно выделить следующие типы организационной культуры.
1. исторические типы организационной культуры, демонстрирующие влияние преобладающих в обществе в определенный исторический период норм и ценностей на деятельность государственных служащих.
2, национальные типы организационной культуры, в которых доминируют принципы организации общественной жизни отдельных стран, например, японский, американский, голландский опыт.
3., типы, выделенные голландским исследователем Г.Гофштеде, который сформулировал четыре модели организационной культуры по следующим основаниям: дистанция власти, индивидуализм - коллективизм, стремление к избежанию неопределенности, мужественность - женственность.
Цель деятельности по обеспечению законности и дисциплины заключаются в недопущение в деятельности органов исполнительной власти нарушений тех требований и предписаний, которые закреплены в действующих законах и подзаконных актах. В своевременное и оперативное выявление нарушений, их пресечение и устранение. В установление причин и условий, способствующих нарушениям в деятельности органов исполнительной власти. В привлечение к соответствующей ответственности виновных в нарушении законности и дисциплины. В разработке и принятию мер, направленных на устранение причин и условий способствующих нарушению законности и дисциплины.
Обеспечению законности в России служит система определенных гарантий. Существуют экономические, политические, организационные, юридические и общественные гарантии. На них опирается деятельность всех субъектов административного права в процессе реализации исполнительной власти. Обеспечение законности возлагается на различные органы как в качестве их основной деятельности (суды, прокуратуру, государственные инспекции и др.)1, так и в качестве дополнительной функции. Многочисленную группу субъектов права составляют органы исполнительной власти, администрация государственных объединений, предприятий, учреждений и организаций. Они не только применяют законы и подзаконные акты, но и сами издают большое число правовых актов, которые должны правильно отражать жизненные потребности и, что чрезвычайно важно, быть законными.
45. Понятие качества, эффекта и эффективности государственного управления.
Качество государственного управления обозначает степень соответствия деятельности государственных служащих ключевым ценностям государственного управления. Понятие «ключевых ценностей» принимает разное значение в зависимости от того, какой подход к государственному управлению (правовой, политический или менеджеристский) используется для оценки деятельности государственных служащих.
Эффективность Гос.службы можно трактовать как видимые результаты работы гос.аппарата по защите и выполнению интересов граждан государтва интересов самого гос-ва.понятий эффективности гос.службы несколько,т.к не сущ-т единого опр-я.Эффективность го.аппарата рассм-ся ещё и как рациональное использование природных ресурсов гос-ва,своевременное и верное решение нац.проблем.Существование гос.управления возможно только с помощью аппарата чиновников,деятельностью которых и опр-ся эффективность работы всего гос.аппарата.Положитель-я эффективность гос управл-я будет проявляться в случае подконтрольности гос.аппарата обществу.
Эффективность гос.аппарата чаще всего характер-ся такими кретериями как
1.средняя продолжительность жизни населения гос-ва
2.средний образовательный уровень насел-я
3.средний уровень доходов и расходов на одного человека с учётом всех стандартов межнац-х договоров
4.средний уровень производительности труда
5.изменение показателей ВВП,нац.богатства в соотношении к мировым показателям
46.Становление в россии админ-командной системы управл-я
Административно-командная (или командно-административная) система - термин, введённый для обозначения способа организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование внеэкономических, идеологических методов управления; господство партийно-государственной бюрократии при отсутствии реальной экономической свободы и подлинной демократии.
В 20-30г завершилось становление тоталитарного режима и административно-командной системы управления, обеспечивавшей решение утопической задачи построения социализма в кратчайшие сроки. Характерными чертами советской государственной модели являлись: единовластие ВКП (б) как правящей партии и общеобязательность коммунистической идеологии, режим личной власти И.В. Сталина и культ личности вождя, подмена партийными органами государственных органов, полное огосударствление экономики, командно-репрессивные методы управления, широкое применение государственного принуждения и внесудебных репрессий.
Формально высшая власть принадлежала Всероссийскому съезду Советов и ВЦИК, однако, вопреки Конституции и другим законодательным актам реальная власть сосредоточилась в партийном аппарате. Высшие органы ВКП (б) – Политбюро, Оргбюро и Секретариат ЦК рассматривали на своих заседаниях не только важнейшие политические проблемы, но и в текущие вопросы управления страной. Партийные решения фактически приобрели характер нормативных актов и воспринимались государственными органами как обязательные для исполнения. Партийные инстанции формировали персональный состав органов власти и управления. Для этого использовались так называемые номенклатурные списки – перечни различных должностей, которые замещались исключительно по рекомендации партийных органов. Для советской номенклатуры – партийных работников и чиновников различных управленческих уровней – устанавливались особые нормы снабжения продовольствием, обеспечения жилплощадью, оплаты труда.
В конце 20-х – 30-е гг. в ВКП(б) свертывается внутрипартийная демократия, последовательно устраняются,происходит жесткая централизация управленческого процесса во всех сферах жизнедеятельности общества, а в первую очередь – в экономике. Управленческий аппарат начал строиться по отраслевому принципу, что привело к созданию дополнительных звеньев управления (новых наркоматов, главных управлений), увеличению числа чиновников.
Централизация управления и плановая экономика привели к перестройке кредитной системы. В 1927 г. были запрещены частные кредитные организации, а в 1930 г. – система коммерческого кредитования. Кредиты стали выдаваться по целевому назначению исключительно Госбанком. Все расчеты между предприятиями проводились только через отделения Госбанка.
Проводится реорганизация правоохранительных органов. Расширяются функции милиции, растет ее численный состав. В 1933 г. была образована Прокуратура СССР, которая осуществляла надзор за соответствием всех постановлений центральных и местных органов власти и управления положениям Конституции, за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями, за законностью действий органов милиции, ОГПУ, а также поддерживала обвинения в суде. В 1934 г. создается общесоюзный Наркомат внутренних дел (НКВД), в состав которого вошли бывшее ОГПУ, Главное управление милиции, Главное управление исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ). Организационные структуры наркомата превратились в главное орудие политических репрессий в СССР.
Административное принуждение стало одним из основных методов «социалистического строительства». С особой силой это проявилось в аграрном секторе экономики. В начале 30-х гг. проводится сплошная коллективизация (насильственное объединение крестьян в коллективные хозяйства – колхозы), раскулачивание наиболее крепких крестьянских хозяйств, физическая ликвидация и высылка в спецпоселения на востоке страны неблагонадежных крестьян. Жесткое администрирование было использовано и для полного вытеснения частных предприятий из сферы промышленности и торговли. В итоге XVII съезд ВКП (б) в 1934 г. заявил о победе социализма в СССР.
47. Классификация и систематизация принципов государственного управления.
Принципы управления - это наиболее общие положения правила, в соответствии с которыми осуществляется управленческая деятельность.
В числе общих принципов управления социальными системами
обычно называют: иерархичность; контроль; необходимость
разнообразия между объектом и субъектом управления; системность;
управление по целям; эффективность, плановость, оперативность,
объективность, конкретность, оптимальность, разделение труда,
выделение главных задач.
В отечественной и зарубежной науке существуют различные подходы к классификации и систематизации принципов управления. С учетом специфики государственного управления можно выделить следующие подсистемы (блоки) принципов управления: общие (общесистемные), организационно-технологические, частные. Первые раскрывают содержательную и общецелевую направленность управления, вторые – ее организационную и технологическую стороны, третьи касаются главным образом непосредственного руководства деятельностью людей, участников управленческого процесса и исполнителей Д.П. Зеркин и В.Г. Игнатов выделяют следующие
общесистемные принципы государственного управления:
1) общеметодологические принципы, сформулированные на основе познания общих законов социального и государственного управления, закрепленные в политических и правовых нормах, или применяемые в качестве научно-практических рекомендаций; они определяют содержание государственного управления;
2) организационные системно-структурно-функциональные принципы, закрепленные нормативно;
3) принципы разработки, принятия и исполнения решений, в большинстве своем предусмотренные законодательством;
4) принципы управления отдельными сферами общественной жизни: политической, экономической, социальной, культурной
К общеметодологическим принципам относятся следующие.
1. Принцип объективности
2 Принцип экономии энтропии.
3. Принцип наименьшего действия.
4. универсальным принципом является высшая целесообразность действия управляющего субъекта.
Государственное управление - не всеохватывающая деятельность. Его сфера ограничена самоорганизацией гражданского общества.
Из объективной необходимости сочетания управления ссамоорганизацией общественной системы вытекает принцип
1.ограниченной рациональности
2. Принцип обратной связи.
3. Принцип демократизма
4.Принцип законности
48. Современная модель конституционного закрепления основ
федеративного устройства.
Федеративное устройство России представляет собой закрепленное нормами Конституции РФ и других законодательных актов политическое устройство наций и народностей на основе их самоопределения (Глава 3 Конституции РФ).
Российская Федерация имеет сложную систему государственного устройства, сочетающую федерализм, унитаризм и автономию. В ее составе: 21 республика, 7 краев, 48 областей, 2 города федерального значения, 1 автономная область и 8 автономных округов - всего 86 субъектов Федерации.
Конституционные основы федеративного устройства России включают в свое содержание: закрепление суверенитета и распространение его на всю территорию Российской Федерации; верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории РФ, целостность и неприкосновенность территории Российской Федерации; установление субъектного состава Федерации; закрепление в качестве основы федеративного устройства России ее государственной целостности, единства системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и субъектов; равноправие и самоопределение народов; равноправие субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти; единство и равенство федерального гражданства.
Эти положения главы 1 Конституции РФ, регулирующие вопросы федеративного устройства, входят в содержание основ конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке установленном Конституцией РФ.
Более детально конституционные основы национально государственного устройства России установлены в главе 3 Конституции РФ "Федеративное устройство". В нормах этой главы закрепляется: состав субъектов Российской Федерации; порядок принятия в Федерацию и образования новых субъектов; основы статуса каждого из видов субъекта; порядок изменения статуса субъекта;
вопросы территории и порядок изменения границ между субъектами Федерации; государственный язык и право республик на установление своего государственного языка; гарантии прав коренных малочисленных народов;
государственная символика Российской Федерации;
предмет ведения Российской Федерации; предмет совместного ведения и ее субъектов; порядок действия федеральных законов по предметам ведения и вне их предела, верховенство федеральных законов; основы формирования системы органов государственной власти субъектов; основы деятельности федеральных органов исполнительной власти на территориях субъектов; право Российской Федерации на участие в межгосударственных объединениях.
Анализируя конституционные основы федеративного устройства России, следует отметить, что общественные отношения в этой сфере во многом регулируются положениями Федеративного договора 1992 г. По своему содержанию Федеративный договор состоит из "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти суверенных республик в составе Российской Федерации" от 31 марта 1992 г.; "Протокола к Федеративному договору"; "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации” и Протокола к нему от 31 марта 1992 г.; "Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федерации" от 31 марта 1992 г.
Конституция РФ 1993 года, по существу, подтвердила конституционный характер и действие Федеративного договора, хотя и не включила его в содержание Конституции. Не отменяя Федеративный договор, статья 1 раздела второго Конституции РФ устанавливает, что в случае несоответствия положениям Конституции РФ положений Федеративного договора действуют положения Конституции РФ.
Принципы федеративного устройства Российской Федерации представляют собой руководящие начала, основополагающие идеи, закрепленные в Конституции РФ, Федеративном договоре и других актах конституционного права. Эти принципы нашли свое конституционное воплощение в государственном устройстве многонациональной Росси.
49. административный регламент - это письменное (или зафиксированное в другой форме) определение правил исполнения административной службы. Наиболее важным является тот факт, что правила работ, выполнения каких-либо действий существуют не в виде личного опыта исполнителей, а в форме письменных уложений. Административные регламенты - мощный инструмент государственного управления, с помощью которого можно минимизировать многие факторы, порождающие низкую эффективность исполнения государственных функций: включение в компетенцию исполнительных органов государственной власти избыточных государственных функций; неопределенность показателей результативности исполнения государственных функций; неоправданно высокую долю дискреционных полномочий; чрезмерную и иногда намеренную усложненность административных процедур; их закрытость, непрозрачность для гражданского общества и потребителей государственных услуг; отсутствие четких критериев и механизмов оперативного внутреннего контроля административной деятельности.
51. Сущность и принципы государственной гражданской службы
Российской Федерации
Законодатель не дает определения принципов ГС, но дает их перечисление в нормативных актах. Принципы государственной службы устанавливаются ради устойчивого регулирования деятельности ОГВ, ГС и т.д. Принципы государственной службы – основополагающие идеи и установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач, функций государственных органов, полномочий ГС, действующих в системе ОГВ и в системе ГС.
Значение принципов в том, что они должны объективно отражать сущность ГС, ее наиболее важные черти, они устанавливают наиболее важные закономерности в системе организации и функционирования ГС, отражая объективные связи, возникающие в системе государственно-служебных отношений. Отсутствие принципов влечет появление элементов произвола, бюрократизма, неорганизованности. Принципы отражают активное и динамичное начало, поскольку они обусловливают определяемую законодателем модель ГС. Формулировка и установление законодателями принципов ГС зависят от избранной модели ГС, от адекватности понимания внутренних закономерностей общественных отношений и правового регулирования.
Принципы закрепляются в ряде НПА, главные – о системе ГС РФ и о ГГС РФ
В соответствии со ст. 3 ФЗ «О системе государственной службы РФ» основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:
1) федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы);
2) законность;
3) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
4) равный доступ граждан к государственной службе;
5) единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
6) взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
7) открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
8) профессионализм и компетентность государственных служащих;
9) защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.
2. Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.
Принципы можно выделить на конституционные – обусловленные КРФ, организационные – отражающие механизм построения и функционирования ГС, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективной административной деятельности в государственных органах. ФЗ «О системе ГС» устанавливает основные принципы построения и функционирования системы ГС. Можно выделить также основные и иные принципы ГС (ФЗ устанавливает основные, можно выделить иные.)
ФЗ «О ГГС» выделяет принципы ГГС – приоритет ПСЧГ, единство правовых и организационных основ службы РФ и субъектов, равный доступ граждан, владеющих русским, к службе, профессионализм и компетентность госслужащих, стабильность гражданской службе, доступность информации о ней, взаимодействие с общественными организациями и гражданами, защищенность служащих от неправомерного вмешательства в их деятельность.
Конституционные принципы ГС:
1. Принцип верховенства КРФ и ФЗ над иными актами, должностными инструкциями ГС – принцип законности, в т.ч принцип верности государству и принцип доверия со стороны иных субъектов.
2. Принцип приоритета ПСЧГ, их непосредственного действия, обязательность их признания, соблюдения и защиты.
3. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ. – принцип Федерализма.
4. Принцип разделения властей.
5. Принцип равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.
6. Принцип внепартийности государственной службы, отделения религиозных объединений от государства.
Организационно-функциональные принципы:
1. Принцип обязательности для служащих решений, принятых вышестоящими органами и руководителями в пределах полномочий в соответствии с законодательством РФ. – подконтрольности и подотчетности.
2. Принцип единства основных требований, предъявляемых к госслужбе. – правовых и организационных основ, требований к служащему
3. Принцип профессионализма и компетентности служащих
4. Принцип гласности в осуществлении службы
5. Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей.
6. Принцип стабильности службы.
7. Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы
8. Принцип защиты государственных служащих от вмешательства неправомерного в их профессиональную служебную деятельность.
9. Принцип социально-правовой защиты
Арсенал средств и инструментов государственного (муниципального) управления включает многообразие принципов управленческой деятельности, синтезирующих действие социальных закономерностей и конкретные подходы к их реализации на практике. Термин «принцип» (лат. principium - «основа», «начало») означает основное, исходное положение какой-либо теории, учения и т.д.; руководящую идею, правило деятельности.
Как отмечает В.В. Черепанов, принципы государственной службы - это основные идеи, исходные положения о ее построении, организации и функционировании, выдвинутые в результате научного обобщения практики государственной службы и устанавливающие основные правила административного управления. Они составляют основу формирования и дальнейшего развития государственной службы всех ее уровней, видов и ветвей власти.
Основное значение принципов государственной службы состоит в том, что они определяют правовое и организационное содержание, построение и функционирование государственной службы, устанавливают важнейшие связи в данном механизме государственного управления. Имея субъективную природу (они сформулированы людьми), принципы объективны по своему содержанию, поскольку отражают объективные связи, тенденции и закономерности в сфере административной деятельности .
При классификации принципов государственной службы в научных целях обычно выделяют три их вида: общие (конституционные); ор- ганизационные (специальные); технологические (профессиональные). В конституционных принципах государственной службы находят свое отражение закрепленные в Конституции РФ принципы организации и деятельности государства и его органов. Организационные (специальные ) принципы отражают механизм построения и функционирования государственного аппарата и его звеньев. Технологические (профессиональные ) принципы касаются механизма и процедур прохождения государственной службы, служебной деятельности и поведения чиновников.
Каждый принцип отражает, таким образом, лишь какую-то одну связь-отношение, присущую государственной службе. Но в целом, будучи органически взаимосвязанными и взаимообусловленными, они определяют организацию и функционирование государственной службы как системы.
Законом № 58-ФЗ (ч. 1 ст. 3) нормативно закреплены следующие принципы построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации:
я федерализм;
- ? законность;
- ? приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;
- ? равный доступ граждан к государственной службе;
- ? единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;
- ? взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;
- ? открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;
- ? профессионализм и компетентность государственных служащих;
- ? защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц".
Обстоятельный содержательный анализ принципов построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации проведен Д.М. Овсянко, а также В.В. Черепановым и рядом других авторов.
Принцип федерализма обеспечивает единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.
Принцип законности означает, что исполнительные органы и должностные лица при осуществлении своих задач и функций обязаны строго соблюдать законы и иные нормативные правовые акты о государственной службе. Этот принцип отражает требования ст. 4 Конституции РФ о том, что Конституция страны и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации, а все остальные нормативные правовые акты, в том числе по вопросам государственной службы, должны соответствовать Конституции.
Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина , их непосредственного действия, обязательности их признания, соблюдения и защиты обусловлен тем, что в правовом государстве права личности являются высшей ценностью, а все государственные служащие несут предусмотренную законодательством России ответственность за деяния, нарушающие права и законные интересы граждан. Гражданин должен быть надежно защищен от «усмотрений» органов государства и его работников.
Принцип равного доступа граждан к государственной службе закреплен в ст. 32 Конституции РФ, что соответствует ст. 25 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. Его сущность заключается в том, что при приеме на государственную службу не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъекта РФ, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Наряду с этим, возможность доступа к государственной службе обусловлена требованиями, установленными федеральным законом о виде государственной службы.
Принцип единства правовых и организационных основ государственной службы предполагает законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, что является залогом эффективности государственной службы, ее способности решать сложнейшие задачи регионального и общенационального социально-экономического развития в условиях федеративного государства.
Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы получил свое отражение в законодательном закреплении единства основных квалификационных требований для замещения должностей государственной гражданской службы и должностей муниципальной службы, требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, а также соотносимости основных условий оплаты служебной деятельности, социальных гарантий и пенсионного обеспечения.
Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих является важной предпосылкой эффективного функционирования государственной службы. При этом ст. 15 Конституции РФ установлено, что законы подлежат обязательному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Обеспечение доступности граждан к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления - важнейшее направление проводимой в России административной реформы.
Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих имеет первостепенное значение при отборе кандидатов для замещения должностей государственной службы. Высокий уровень профессионализма и профессиональной компетентности является необходимым условием результативного и эффективного выполнения каждым государственным служащим его обязанностей по замещаемой должности, что учитывается при формировании кадрового резерва и решении вопросов должностного продвижения служащих. Значение профессионализма и компетентности государственных служащих особо возрастает в период проведения глубоких экономических и политических реформ, решения задачи кардинального повышения эффективности государственного управления в современной России.