Основание для сдачи дел и должности военнослужащим. Консультация юриста: Прием или сдача военнослужащим должности и дел. Чем регламентируется прием-передача дел

301. Должностные лица при назначении на должность, увольнению с должности или переводе к новому месту службы лично сдают и принимают дела и должность.

302. Для приема (сдачи) дел и должности, начиная от начальника (руководителя) подразделения и выше, приказом начальника (руководителя) учреждения назначается комиссия. При приеме (сдаче) дел и должности начальником (руководителем) учреждения комиссия назначается приказом старшего начальника.

Прием дел и должности производится лично принимающим от сдающего лица в присутствии комиссии.

303. Прием (сдача) дел и должности включает:

изучение принимающим состояния хозяйственной деятельности, ознакомление с должностными лицами, отвечающими за хозяйственную деятельность;

сверку учета материально-технических средств учреждения с данными учета довольствующего органа на предмет их соответствия;

передачу лицом, сдающим должность, и одновременно проверку и прием лицом, принимающим должность, материально-технических средств, а также документов;

документальное оформление приема (сдачи) дел и должности.

303. Прием (сдача) дел и должности осуществляется в соответствии с календарным планом приема (сдачи) дел и должности (далее – календарный план), разрабатываемым по рекомендуемому образцу согласно приложению № 33 к настоящей Инструкции.

304. Календарный план должен предусматривать выполнение всех мероприятий в пределах времени, отведенного на прием (сдачу) дел и должности.

В календарном плане определяются:

очередность и сроки заслушивания докладов должностных лиц, подчиненных сдающему дела и должность;

очередность и сроки проверки служб и различных объектов материально-технической базы;

срок завершения проводки по книгам и карточкам учета всех приходных и расходных операций согласно документов, оформленных по указаниям лица, сдающего дела и должность;

сроки снятия остатков материально-технических средств по отдельным службам и объектам материально-технической базы, а также оформление инвентаризационных описей.

Календарный план утверждается руководителем учреждения, принимающего дела и должность.

305. Срок приема (сдачи) дел и должности лицами, отвечающими за ведение хозяйственной деятельности, устанавливается с момента подписания приказа руководителя учреждения о приеме (сдаче) дел и должности.

306. Руководство хозяйственной деятельностью по подчиненным службам до окончания приема (сдачи) дел и должности (до утверждения акта) осуществляет сдающий дела и должность. На время приема (сдачи) дел и должности текущая работа складов, как правило, прекращается. Выдача материально-технических средств в этот период производится только с разрешения принимающего дела и должность или председателя инвентаризационной комиссии.


307. Инвентаризационная комиссия, назначенная для приема (сдачи) дел и должности, в присутствии принимающего и сдающего дела и должность производит:

инвентаризацию материально-технических средств, подлежащих приему вновь назначенным должностным лицом учреждения;

инвентаризацию подразделений, складов и других объектов материально-технической базы (с момента последней инвентаризации) и сверку учетных данных с фактическим наличием и качественным состоянием материально-технических средств.

308. Прием (сдача) дел и должности должностными лицами, отвечающими за материально-техническое обеспечение, оформляется актом приема (сдачи) дел и должности по рекомендуемому образцу согласно приложению № 34 к настоящей Инструкции. К акту приема (сдачи) дел и должности прилагаются инвентаризационные описи, а также объяснения (в случае необходимости) должностных лиц о причинах образования недостач, излишков, обоснования естественной убыли и т.п. В тех случаях, когда сдающий или принимающий дела и должность имеет по акту возражения или замечания, он излагает их в письменном виде в акте при его оформлении. Старший руководитель при утверждении акта о приеме (сдаче) дел и должности должен рассмотреть имеющиеся возражения и замечания, принять по ним решение и внести их в каждый экземпляр акта.

309. Акт приема (сдачи) дел и должности, а также инвентаризационные ведомости подписываются лицами, принимающими и сдающими дела и должность, а также членами инвентаризационной комиссии. Кроме указанных должностных лиц, акты подписываются лицами, принявшими материальные средства на ответственное хранение.

310. Акты приема (сдачи) дел и должности утверждаются:

при приеме (сдаче) дел и должности должностными лицами от командира (начальника) подразделения и выше – руководителем учреждения;

при приеме (сдаче) дел и должности старшиной (инспектором) подразделения – командиром (начальником) подразделения.

311. О приеме (сдаче) дел и должности подается рапорт непосредственному командиру (начальнику).

На непосредственных командиров (начальников) возлагаются организация и качественное проведение приема (сдачи) дел и должности подчиненными должностными лицами.

Прием (сдача) дел и должности должностным лицом,

ответственным за МТО, начальниками служб МТО учреждения

312. Принимая дела и должность, должностное лицо, ответственное за МТО, начальник службы МТО учреждения:

знакомится с общими вопросами хозяйственной деятельности по подчиненным службам (службе) учреждения;

знакомится с актами последних инвентаризаций материально-технических средств, ревизий, проверок подразделений и служб учреждения;

заслушивает (в присутствии сдающего дела и должность) доклады подчиненных должностных лиц о состоянии хозяйственной деятельности и обеспеченности учреждения материальными средствами по подчиненным службам (службе);

проверяет степень выполнения плана материально-технического обеспечения, плана экономии, рационального расходования материально-технических и денежных средств и других планов по подчиненным службам (службе), а также состояние учета и отчетности по подчиненным службам (службе);

проверяет наличие, качественное состояние и комплектность материально-технических средств в подразделениях, на складах, а также организацию их эксплуатации, хранения, ремонта и учета;

проверяет организацию питания, условия повседневной деятельности и быта при размещении личного состава, а также состояние зданий, коммунальных сооружений и оборудования учреждения по подчиненным службам (службе).

313. При ознакомлении с вопросами хозяйственной деятельности принимающий дела и должность изучает условия размещение, обустроенность и состояние объектов материально-технической базы учреждения, установленный порядок обеспечения материально-техническими средствами, организацию подвоза, организацию банно-прачечного обслуживания и другие вопросы.

314. Ознакомление с результатами раннее проведенных инвентаризаций, ревизий в целом должно начинаться с изучения актов инвентаризаций материально-технических средств, ревизий, проверок, заключений вышестоящих должностных лиц и приказа руководителя учреждения по результатам инвентаризации материально-технических средств, ревизий, проверок.

При проверке состояния учета и отчетности, законности проведенных операций следует установить соответствие их требованиям законодательства Российской Федерации.

В ходе работы устанавливаются правильность произведенных записей в книгах учета.

315. Перед проверкой наличия материально-технических средств и законности операций необходимо провести сверку с довольствующим органом по приходу и расходу материально-технических средств службы. Сверка должна быть документально подтверждена ведомостями, заверенными довольствующим органом, которые прилагаются к акту приема (сдачи) дел и должности.

316. Наличие, качественное состояние, комплектность, условия хранения материально-технических средств проверяются лицом, принимающим дела и должность в полном объеме или выборочно. При этом последовательно проверяются: записи в книгах и карточках учета (с момента последней инвентаризации материально-технических средств, ревизии); количественное и качественное состояние и комплектность всех видов материально-технических средств на складах, в подразделениях и обеспеченность ими; качественное состояние, комплектность и условия хранения материально-технических средств неприкосновенного запаса.

При проверке наличия, качественного состояния и комплектности материально-технических средств текущего обеспечения в подразделениях (службах) и на складах особое внимание уделяется тем материальным средствам, которые по каким-либо причинам чаще всего утрачиваются, а материально-технических средств неприкосновенного запаса – условиям и режиму хранения их на складах, освежению и соблюдению установленной комплектности. Принимающий дела и должность, кроме того, проверяет правильность использования выделенных денежных средств по подчиненным службам (службе).

318. При приеме (сдаче) дел и должности должностного лица, ответственного за МТО, начальника службы МТО для временного исполнения им должностных обязанностей (на период отпуска, болезни исполняющего должностного лица и другим) время на прием (сдачу) отводится минимальное. Все срочные дела должны быть решены, по возможности, лицами, сдающими дела и должность.

Допуск к временному исполнению должностных обязанностей оформляется приказом руководителя учреждения.

319. В случае обнаружения при приеме (сдаче) дел и должности должностного лица, ответственного за МТО, начальника службы МТО и им равных должностных лиц нарушений установленного порядка учета материально-технических средств принимающий дела и должность немедленно докладывает об этом руководителю учреждения.

320. При работе комиссии по проверке наличия материально-технических средств на складе должны присутствовать лица, сдающие и принимающие дела и должность.

321. Результаты приема (сдачи) дел и должности должностного лица, ответственного за МТО, начальника службы МТО объявляются в приказе руководителя учреждения.

Прием (сдача) дел

и должности командира (начальника) подразделения

321. Командир (начальник) подразделения прием (сдачу) дел и должности производит лично на основании приказа руководителя учреждения.

322. Принимающий дела и должность командира (начальника) подразделения:

заслушивает (в присутствии сдающего дела и должность) доклады подчиненных должностных лиц и старшины подразделения о состоянии хозяйственной деятельности и обеспеченности личного состава материальными средствами;

проверяет размещение и состояние закрепленных за подразделением служебных помещений;

знакомится в учреждении с инвентаризационными описями и актами ревизий;

проверяет фактическое наличие, качественное состояние и комплектность материально-технических средств в подразделении, сверив полученные сведения с данными учета в службах учреждения;

производит (при необходимости) перезакрепление материально-технических средств за должностными лицами подразделения.

323. О приеме (сдаче) дел и должности командиры (начальники) подразделений докладывают письменно руководителю учреждения.

Прием (сдача) дел

и должности начальником склада

324. Принимающий дела и должность начальника склада в присутствии инвентаризационной комиссии:

проверяет наличие, качественное состояние, организацию хранения, сбережения и учета материально-технических средств, находящихся на складе;

проверяет правильность размещения (укладки) материально-технических средств при хранении и соблюдение мер по предотвращению их порчи, а также выполнение требований пожарной безопасности, наличие инструкций и средств пожаротушения;

проверяет целостность крыши, стен, дверей, ворот, окон и исправность пожарной и охранной сигнализации склада.

325. К моменту приема (сдачи) дел и должности начальника склада в книгу складского учета материалов записываются все первичные учетные документы, после чего они сдаются в финансовый орган учреждения.

326. Инвентаризационная комиссия проводит инвентаризацию материально-технических средств на складе и отражает ее результаты в инвентаризационных описях. Акт подписывается принимающим и сдающим дела и должность, председателем и членами инвентаризационной комиссии, утверждается руководителем учреждения.


Утверждено Приказом МЧС России от 16.05.2011г. №241 «Об утверждении Устава федерального государственного казенного учреждения «Специальное управление федеральной противопожарной службы №3 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 19 июня 1995 г. № 07-01-389-95 в государственной регистрации не нуждается) с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 8 ноября 2010 г. № 142н (по заключению Министерства юстиции Российской Федерации от 10 декабря 2010 г. № 01/28429-ДК в государственной регистрации не нуждается).

Утверждено приказом МЧС России от 16.05.2011 № 241 «Об утверждении Устава федерального государственного казенного учреждения федеральной противопожарной службы №3 Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».

Утверждены приказом МЧС Российской Федерации от 31.12.2002 № 630 «Об утверждении и введении в действие Правил по охране труда в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России (ПОТРО-01-2002)» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 3 февраля 2003 г., регистрационный № 4176).

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19658).

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 2), ст. 52; 2003, № 28, ст. 2940, № 33, ст. 3270; 2006, № 48, ст. 5028; 2008, № 39, ст. 4434; 2009, № 9, ст. 1128; 2010, № 51 (ч. 3), ст. 694.

Под специальной частью понимается радиолокационная, радиопередающая, пеногенераторная и другие специальные части, учитываемые в различных подразделениях (службах) учреждений.

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 января 2011 г., регистрационный № 19593).

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 февраля 2011 г., регистрационный № 19669).

Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2010 г., регистрационный № 19452).


Л.Е. Иванова. Прием и сдача дел и должности должностными лицами при ведении войскового хозяйства, Право в Вооруженных Силах, 1998 г., № 9

Прием и сдача дел и должности должностными лицами при ведении войскового хозяйства
капитан юстиции Иванова Л.Е., Военная кафедра факультета военного обучения при МГУ им. М.В. Ломоносова

Приём и сдача дел и должности - обязанность военнослужащего при ведении войскового хозяйства и необходимое условие при передвижениях по службе (назначении на новую должность, переводе к новому песту службы), с первого взгляда - простая процедура, связанная с обязательным выполнением некоторых формальностей. Вопросы, связанные со сдачей и приёмом дел и должности встречаются у большинства военнослужащих по контракту. Однако, проблемы чаще всего возникают через некоторое время после сдачи дел и должности.
Не всегда военнослужащие знают какими правовыми актами следует руководствоваться, какие сроки установлены для сдачи каждой должности; как правильно оформлять документы и на что необходимо обращать внимание. Недостаточный контроль со стороны военнослужащего и соответствующих должностных лиц за правильным оформлением документов и соблюдением установленного порядка может повлечь нежелательные для него правовые последствии, как правило, связанные с материальной ответственностью.
На практике встречаются случаи, когда за недостачи, выявленные при сдаче дел и должности материальную ответственность несут военнослужащие принявшие должность, и только потому, что не знали, каким образом оформить обнаруженную недостачу, какие меры принять к ликвидации недостачи иногда в результате непринятия мер должностными лицами при обнаружении первой недостачи, она "кочует" из акта в акт, и создаёт "неразрешимые" проблемы для каждого принимающего и впоследствии сдающего дела и должность военнослужащего.
В последнее время военнослужащие всё чаще обжалуют приказы командиров воинских частей о привлечении виновных лиц к материальной ответственности. При внесудебном порядке привлечения к материальной ответственности судами такие признаются незаконными. Однако, наличие вины в причинении государству ущерба самой материальной ответственности не исключает. Необходимо отметить, что в соответствии с ч.4 ст.28 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998г.
·78-ФЗ за материальный ущерб, причинённый государству при исполнении обязанностей военной службы, военнослужащие привлекаются к материальной ответственности в соответствии с федеральным законом о материальной ответственности военнослужащих, принятие которого давно ожидается.
При наличии достаточных сведений - документов, подтверждающих вину военнослужащего в причинении материального ущерба, воинские части (учреждения) могут обратиться в суд для привлечения виновного лица к материальной ответственности.
Порядок приёма и сдачи дел и должности регулируется ст.ст.87-83 Устава внутренней службы ВС РФ и главой 1Х"Положения о войсковом (корабельном) хозяйстве ВС CCCP (приложение к приказу МО СССР от 22 февраля 1977г.
·105).
Для приёма и сдачи дел и должности, начиная от начальника службы войсковой части и выше и им соответствующими должностными лицами, приказом старшего командира (начальника) назначается комиссия. Участие внутрипроверочной комиссии в работе по приёму и сдаче дел и должности всеми материально-ответственными лицами обязательно.

Приказ Министра обороны РФ от 03.06.2014 N 333 "Об утверждении Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 19.09.2014 N 34097)

VIII. Порядок приема (сдачи) дел и должности лицами, отвечающими за хозяйственную деятельность

VIII. ПОРЯДОК ПРИЕМА (СДАЧИ) ДЕЛ И ДОЛЖНОСТИ ЛИЦАМИ,

ОТВЕЧАЮЩИМИ ЗА ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

196. Все должностные лица, отвечающие за хозяйственную деятельность, при назначении на должность или переводе к новому месту службы должны лично принимать и сдавать дела и должность.

197. Для приема (сдачи) дел и должности, начиная от начальника службы соединения (воинской части) и выше (а также директора (начальника) хлебозавода и равных ему), приказом командира соединения (воинской части) назначается инвентаризационная комиссия (далее - комиссия). При приеме (сдаче) дел и должности командиром соединения (воинской части) комиссия назначается приказом старшего командира (начальника).

Прием дел и должности от сдающего производится лично принимающим дела и должность в присутствии комиссии.

Прием (сдача) дел и должности включает:

изучение принимающим дела и должность состояния войскового (корабельного) хозяйства (службы), знакомство с должностными лицами, отвечающими за хозяйственную деятельность;

сопоставление данных службы материально-технического обеспечения о наличии материальных ценностей по закрепленной номенклатуре с данными учета довольствующих органов на предмет их соответствия;

передачу лицом, сдающим дела и должность, и одновременно проверку и прием лицом, принимающим дела и должность, материальных ценностей, а также документов;

документальное оформление приема (сдачи) дел и должности.

198. Прием (сдача) дел и должности производится в соответствии с календарным планом приема (сдачи) дел и должности (далее - календарный план) (приложение N 10 к настоящему Руководству), совместно разработанным принимающим и сдающим дела и должность и председателем комиссии.

199. Календарный план должен предусматривать выполнение всех мероприятий в пределах времени, отведенного на прием (сдачу) дел и должности.

В календарном плане определяются:

очередность и сроки заслушивания докладов должностных лиц, подчиненных сдающему дела и должность;

очередность и сроки проверки отдельных служб и различных объектов материально-технической базы;

сроки завершения проведения по книгам и карточкам учета всех приходных и расходных операций согласно документам, выписанным по указаниям лица, сдающего дела и должность;

сроки снятия остатков материальных ценностей по отдельным службам и объектам материально-технической базы.

Календарный план утверждается старшим командиром должностного лица, принимающего дела и должность.

200. Срок приема (сдачи) дел и должности лицами, отвечающими за ведение хозяйственной деятельности, устанавливается с момента подписания приказа командира соединения (воинской части) о приеме (сдаче) дел и должности в соответствии с Уставом.

201. Руководство хозяйственной деятельностью по подчиненным службам (службе, подразделению) до окончания приема (сдачи) дел и должности (до утверждения акта) осуществляет сдающий дела и должность. На время приема (сдачи) дел и должности текущая работа складов, как правило, прекращается. Выдача материальных ценностей в этот период производится только с письменного разрешения принимающего дела и должность или председателя комиссии.

202. Комиссия соединения (воинской части), назначенная для приема (сдачи) дел и должности, в присутствии принимающего и сдающего дела и должность производит:

инвентаризацию материальных ценностей, подлежащих приему вновь назначенным должностным лицом соединения (воинской части);

инвентаризацию складов и других объектов материально-технической базы и сверку учетных данных с фактическим наличием и качественным состоянием материальных ценностей.

203. Прием (сдача) дел и должности должностными лицами, отвечающими за хозяйственную деятельность, оформляется актом приема (сдачи) дел и должности (приложение N 11 к настоящему Руководству). К акту приема (сдачи) дел и должности прилагаются материалы инвентаризации, а также объяснения (в случае необходимости) должностных лиц о причинах образования недостач, излишков, обоснования естественной убыли. В случаях, когда сдающий или принимающий дела и должность имеет по акту приема (сдачи) дел и должности возражения или замечания, он излагает их в письменном виде в качестве приложения к акту приема (сдачи) дел и должности при его оформлении. Старший командир при утверждении акта приема (сдачи) дел и должности должен рассмотреть имеющиеся возражения и замечания, принять по ним решение, о чем сделать соответствующую запись в каждом экземпляре акта приема (сдачи) дел и должности.

Прием (сдача) дел и должности командиром соединения (воинской части) производится в соответствии с Уставом.

204. Акт приема (сдачи) дел и должности, а также материалы инвентаризации подписываются лицами, принимающими и сдающими дела и должность, а также членами комиссии. Кроме указанных должностных лиц, акты приема (сдачи) дел и должности подписываются лицами, принявшими материальные ценности на ответственное хранение.

Акты приема (сдачи) дел и должности утверждаются:

при приеме (сдаче) дел и должности заместителями командира и начальниками родов войск и служб соединения - командиром соединения;

при приеме (сдаче) дел и должности заместителями командира и начальниками родов войск и служб воинской части - командиром воинской части;

Эффективность управления любыми видами деятельности во многом зависит от правильного представления командирами и другими должностными лицами реального положения дел на всех участках работы, а это первоначально выясняется при приеме дел и должности. Поэтому, в соответствии с требованиями Устава Внутренней службы ВС РФ (ст. 88-92), все вновь назначенные на должности командиры воинских частей, их заместители, командиры подразделений , начальники служб и другие должностные лица, осуществляют прием дел и должности. Для должностных лиц, отвечающих за хозяйственную деятельность (к ним относятся и командиры подразделений), дополнительные обязанности по приему дел и должности определены приказом МО РФ 2012 г. № 2222.

При приеме дел и должности должностными лицами от начальника службы воинской части и выше, приказом командира части (соединения) назначается комиссия.

Срок приема дел и должности устанавливается ст. 90 УВС ВС РФ и составляет:

  • командиром полка и отдельного батальона – не более 10 дней;
  • заместителями командира по вооружению и тылу – не более 20 дней;
  • командиром батальона и командиром роты (корабля 3 и 4 ранга) – не более 5 дней;
  • начальниками служб – не более 15 дней.

Другим должностным лицам срок приема и сдачи дел и должности в каждом конкретном случае устанавливает старший командир в зависимости объема принимаемого ВВСТ, имущества документации и сложности проводимых мероприятий (работ).

Общий порядок (алгоритм) приема и сдачи дел и должности одинаков для всех должностных лиц и предусматривает проведение следующих основных мероприятий (приложение 5):

  • изучение требований ст.88-92 УВС ВС РФ, раздела VIII (ст.194-219 в части, касающейся) приказа МО РФ 2012 г. № 2222 и других руководящих документов по проверке учета, наличия, состояния материальных и денежных средств, наличия и уровня подготовки личного состава, состояния документации и т.п.;
  • представление старшему командиру в связи с назначением на должность и для беседы о положении дел, задачах и традициях принимаемой структуры;
  • представление вновь назначенного офицера личному составу воинской части (подразделения) старшим командиром или, по его поручению, другим должностным лицом;
  • опрос военнослужащих командиром части (подразделения) и прием заявлений и жалоб;
  • организация работы комиссий, и (или) личное участие в приеме дел по наиболее важным направлениям или личный прием имущества и документов;
  • изучение актов работы комиссий и принятие решений по недостаткам и возражениям, сверка учета с довольствующими органами;
  • представление старшему командиру (начальнику) рапорта о вступлении в должность и актов о приеме и сдаче дел и должности для утверждения.

Хорошо продуманный и правильно проведенный прием дел и должности для любого вновь назначенного должностного лица имеет очень большое значение.

При приеме дел и должности должна проводиться всесторонняя и детальная проверка положения дел в принимаемой структуре (полку, батальоне, роте, службе и т.д.), что затем позволит вновь назначенному офицеру наиболее рационально распределить свои усилия в работе по выполнению стоящих перед ним и подчиненной структурой задач.

В ст. 92 УВС ВС РФ указано, что командир подразделения прием (сдачу) дел и должности производит лично на основании приказа по воинской части. Кроме этого, командир подразделения отвечает за организацию одного из видов хозяйственной деятельности - за организацию и ведение ротного хозяйства, а в соответствии со ст. 194 приказа МО РФ 2012 г. № 2222, все должностные лица, отвечающие за хозяйственную деятельность, при назначении на воинскую должность или при переводе к новому месту службы должны лично принимать и сдавать дела и должность .

В ходе приема и сдачи дел и должности командиром подразделения проверяется:

  • боевая и мобилизационная готовность, состояние боевой подготовки, воспитательной работы, воинской дисциплины и морально-психологическое состояние личного состава;
  • наличие, состояние и сохранность вооружения, боевой и другой техники, боеприпасов, горючего и других материальных средств;
  • состояние материального, технического, медицинского, торгово-бытового, квартирно-эксплуатационного и финансового обеспечения полка (подразделения), а также все другие вопросы, связанные с ведением войскового хозяйства в соответствии с должностными обязанностями.

Вновь назначенные командиры подразделений от командира роты и выше обязаны проводить опрос военнослужащих в целях выявления и удовлетворения их жалоб и заявлений.

Командир подразделения, принимающий дела и должность, кроме проверки боевой готовности, морально-психологического состояния личного состава, воинской дисциплины и уровня боевой подготовки подразделения, в соответствии со ст.212 приказа МО РФ 2012 г. № 2222, должен:

  • заслушать (в присутствии сдающего дела и должность) доклады подчиненных командиров и старшины подразделения о состоянии ротного хозяйства и обеспеченности военнослужащих материальными средствами;
  • проверить размещение и состояние закрепленных за подразделением служебных помещений;
  • ознакомиться в воинской части (в соответствующих службах) с материалами инвентаризации и актами ревизий;
  • проверить фактическое наличие, качественное состояние и комп-лектность материальных ценностей в подразделении, сверив полученные сведения с данными учета воинской части;
  • произвести (при необходимости) перезакрепление материальных средств за должностными лицами подразделения.

Командиры подразделений о приеме (сдаче) дел и должности докладывает письменно в порядке подчиненности командиру воинской части (ст. 92 УВС ВС РФ). Вместе с рапортом о приеме подразделения представляется акт, в котором указывается: списочный и наличный состав подразделения; состояние боевой готовности, боевой подготовки; морально-психологическое состояние личного состава и состояние воинской дисциплины; наличие и состояние ВВТ и другого имущества; состояние жилищных и бытовых условий военнослужащих. Акт составляется и подписывается принимающим и сдающим должность. Форма акта приема и сдачи дел и должности приведена в приложении к приказу МО РФ 2012 г. № 2222.

В боевой обстановке порядок приема дел и должности командиром подразделения будет зависеть от условий, в которых действует воинская честь (подразделение), – ведет бой, находится на отдыхе, переформировании и т. д.

В период ведения боевых действий вновь назначенный командир может прибыть в расположение подразделения, если оно расположено отдельно, самостоятельно и вступить в командование на основании полученного от старшего командира предписания. Общее состояние подразделения, наличие и состояние вооружения, боевой и другой техники, боеприпасов, а также ротное хозяйство командир изучает по докладам подчиненных и лично при первой же возможности.

Если воинская часть находится на отдыхе, в составе резерва или на переформировании (доукомплектовании), прием и сдача дел и должности всеми должностными лицами может быть приближен к порядку приема (сдачи) дел и должности мирного времени.

Вновь назначенный командир любого ранга после вступления в должность не должен допускать поспешного осуждения действий своего предшественника, особенно в присутствии подчиненных, его приемов и методов деятельности. Отрицание всего старого может обидеть коллектив, помешать установлению нормальных взаимоотношений. Новый командир подразделения, прежде всего, должен внимательно изучить положение дел, отметить положительное в деятельности своего предшественника, обратить внимание на то, что следует продолжать, а то, что было упущено, постепенно изменить, поправить. Такие действия будут способствовать завоеванию авторитета у подчиненных и уважения старшего командования.

После вступления в должность, каждому должностному лицу рекомендуется разработать план вхождения в должность, в котором предусматривается углубленное изучение всех вопросов и проведение первоочередных мероприятий, связанных с выполнением должностных обязанностей.

Все, что касается приема дел и должности, самым непосредственным образом касается и офицеров, назначаемых на любые первичные воинские должности (командир взвода, начальник расчета, начальник пункта и т.п.), в том числе в воинские части и подразделения зенитных ракетных войск и радиоэлектронной разведки.

Каждый выпускник вуза, после получения воинского звания офицера и назначения на должность, сам станет участником процесса приема и сдачи должности. В связи с этим можно дать несколько следующих рекомендаций молодым офицерам, впервые назначенным на воинские должности.

1. В соответствии со статьями 60,61 УВС ВС РФ по прибытии в воинскую часть офицер должен представиться командиру части и его заместителям, а после получения назначения в роту – командиру батальона (дивизиона), командиру роты (батареи) и их заместителям. Представляясь своему непосредственному начальнику (и другим должностным лицам), военнослужащие называют свою воинскую должность, воинское звание и причину представления. Выпускники военных вузов и выпускники УВЦ непосредственно после окончания соответствующих учебных заведений назначаются приказом Министра обороны РФ в конкретные воинские части на конкретные воинские должности. Поэтому можно рекомендовать такую форму представления командиру воинской части: «Товарищ полковник. Выпускник Нижегородского государственного университета лейтенант Иванов. Представляюсь по случаю назначения меня на должность начальника расчета (командира взвода, начальника смены и т.п.) войсковой части 00000» . При представлении командиру батальона, (дивизиона) и роты (батареи) форма представления может быть аналогичной, но без указания номера воинской части.

Командир батальона (дивизиона) или командир роты (батареи), если она расположена отдельно, представляет вновь назначенного офицера личному составу подразделения, как правило, на ближайшем построении.

2. Тщательно проверить фактическое наличие, качественное состояние ВВСТ и других материальных ценностей, закрепленных за подразделением. При этом в обязательном порядке производится сверка полученных сведений с данными учета в соответствующей службе воинской части.

Для правильного проведения приема материальных ценностей, а также сверки их учета, необходимо изучить и знать основные требования к учету материальных ценностей и документы по учету материальных ценностей, которые ведутся в подразделении, утвержденные приказами МО РФ 2013 г. № 300дсп «Об утверждении руководства по учету вооружения, военной, специальной техники и иных материальных ценностей в ВС РФ» и 2008 г. № 139 «О формах документов, используемых в финансово-хозяйственной деятельности ВС РФ». Эти документы (форма № 8 «Книга учета материальных ценностей», форма № 37 «Книга учета материальных ценностей, выданных во временное пользование», форма № 46 «Карточка некомплектности материальных ценностей» и др.) будут рассмотрены на занятиях № 3 и № 4 темы № 1 изучаемой дисциплины.

Офицеру, назначенному на первичную воинскую должность, в обязательном порядке предстоит принимать ВВСТ, находящуюся на вооружении принимаемого подразделения.

Процесс приема-передачи ВВТ условно можно разделить на 4 этапа:

  • первый этап - сверка учетных данных;
  • второй этап - проверка комплектности изделий ВВСТ и ЗИП;
  • третий этап - проверка технического состояния изделий ВВСТ;
  • четвертый этап - документальное оформление приема-передачи ВВСТ.

На первом этапе приемщик должен четко уяснить, какую технику и имущество ему надлежит принять, а сдатчик заблаговременно подготовить ВВСТ, ЗИП, документацию к сдаче. Для этого необходимо проверить, какая техника закреплена за подразделением путем сверки учетных данных со службой вооружения (автомобильной службой) воинской части по книгам учета материальных ценностей.

На втором этапе осуществляется проверка комплектности ВВСТ, технической и эксплуатационной документации по формулярам, паспортам, карточкам некомплектности.

Кабельное хозяйство принимается в соответствии с формулярами на комплект кабелей. Свернутые кабели при проверке следует развернуть.

При приеме контрольно-измерительных приборов (КИП) необходимо проверить наличие их паспортов, соответствие их количества и типов записям в формулярах на ВВСТ, исправность и комплектность, наличие отметок о поверке лабораторией измерительной техники (ЛИТ). При утере паспорта на какой-либо измерительный прибор сдатчик обязан немедленно оформить дубликат, заверенный подписью соответствующего должностного лица и гербовой печатью воинской части. Особое внимание следует обратить на поверку ЛИТ средств измерений, находящихся в ЗИП и встроенных в технику (щитовых приборов).

При приеме объектов гостехнадзора (высоковольтного, подъемно-транспортного оборудования, сосудов высокого давления) особое внимание следует уделить наличию актов проверок, отметок в формулярах (паспортах) о своевременном освидетельствовании их соответствующими органами, наличию и поверке средств защиты.

При приеме ВВСТ, установленного на базовых автомобильных шасси, необходимо проверить:

  • исправность и комплектность автомобиля и ЗИП в соответствии с паспортом на автомобиль;
  • состояние ходовой части, состояние и своевременность освежения шин и аккумуляторных батарей (АКБ);
  • наличие и состояние водительского, шанцевого инструмента, аптечек и огнетушителей.

На третьем этапе сдатчик должен развернуть изделия ВВСТ и обеспечить приемщику возможность проверки необходимых его параметров и функционирования во всех режимах работы. Выявленные недостатки должны устраняться сдатчиком.

При приеме секретных блоков необходимо вначале провести их сверку их номеров в соответствующей службе (службе ракетно-артиллерийского вооружения) части. Затем проверяется их фактическое наличие, комплектность, целостность пломб и упаковки. Все устройства, блоки и агрегаты, имеющие гриф секретности, которые не установлены на изделия ВВСТ, укладываются в штатную укупорку (тару) и опечатываются. Прием секретных блоков оформляется отдельным актом, который утверждается командиром части.

На четвертом этане составляется акт приема-сдачи ВВСТ, в котором указываются: качественное и техническое состояние, комплектность, наработка, паспортные данные, объем выполненных доработок, ремонтов и другая информация, характеризующая состояние вооружения. В конце акта сдатчик и приемщик ставят свои подписи. Недостатки, которые сдатчик не может устранить в отведенный на сдачу срок, указываются в акте. Акт прилагается к рапорту принимающего должность, который представляется по команде на имя командира воинской части. При утверждении акта командир части принимает решение о порядке уст-ранения выявленных недостатков. В таких случаях, как правило, им назначается расследование, по результатам которого виновное лицо может быть привлечено к материальной дисциплинарной или уголовной ответственности.

3. В ходе приема дел и должности необходимо ознакомиться с уровнем боевой выучки, состоянием воинской дисциплины и морально-психологическим состоянием личного состава, как своего подразделения, так и подразделения, в состав которого принимаемая структура входит (роты (батареи), батальона (дивизиона)) и т.п. Это производится методом изучения анкетных данных подчиненных, наблюдением за их действиями в ходе выполнения мероприятий боевой подготовки и повседневной деятельности, при личном общении с солдатами и сержантами, а также по отзывам сдающего должность и других офицеров. В ближайшее время следует побеседовать с каждым своим подчиненным индивидуально, попытаться найти контакт с людьми, узнать о настроениях, особенностях характера, нуждах и проблемах отдельных военнослужащих и всего коллектива.

После окончания приема и сдачи дел и должности, как уже отмечалось ранее, сдающий и принимающий должность представляют рапорта. Можно рекомендовать следующие формы рапортов должностных лиц о сдаче и приеме дел и должности:

а) о сдаче дел и должности:

Командиру стартовой батареи

Докладываю, что во исполнение приказа командира части от 20 августа 2014 г. № 238 дела и должность командира 1 взвода стартовой батареи сдал.

Командир взвода старший лейтенант В.Петров

б) о приеме дел и должности:

Командиру стартовой батареи

Докладываю, что во исполнение приказа командира части от 20 августа 2014 г. № 238 дела и должность командира 1 взвода стартовой батареи принял и приступил к исполнению служебных обязанностей.

Приложение: Акт о приеме 1взвода стартовой батареи на __ листах.

Командир взвода лейтенант А.Сизов

4. Для более быстрого и целенаправленного практического освоения обязанностей по занимаемой должности, все вновь назначенные офицеры составляют планы вступления (вхождения) в должность (или ввода в строй – название произвольное). В плане вступления в должность необходимо предусмотреть как можно больший перечень вопросов, которые необходимо изучить теоретически, решить, либо освоить практически вновь назначенному офицеру, чтобы на высоком профессиональном уровне выполнять должностные и другие обязанности военной службы. Срок, на который указанный план составляется, определяет непосредственный начальник, он же, как правило, помогает его составить и утверждает его. Обычно, в качестве отдельных вопросов в план вхождения в должность включается:

  • изучение руководящих документов, непосредственно связанных с выполнением функциональных обязанностей по занимаемой должности;
  • изучение предназначения, задач воинской части, подразделения, особенностей дислокации и условий жизнедеятельности;
  • особенности организации и несения службы суточным нарядом, обязанности должностных лиц суточного наряда, в роли которых придется нести службу;
  • глубокое изучение материальной части, правил эксплуатации и боевого применения ВВТ, состоящего на вооружении подразделения;
  • если воинская часть (подразделение) несет боевое дежурство – подготовка к сдаче зачета на допуск к самостоятельному несению боевого дежурства в составе боевого расчета;
  • освоение вопросов планирования, организации, подготовки и проведения занятий в подчиненном подразделении;
  • освоение методики проведения воспитательной работы с подчиненными и поддержания твердого уставного порядка и воинской дисциплины в подразделении и другие вопросы.

Таким образом, прием (сдача) дел и должности является обязательным и важным этапом служебной деятельности каждого должностного лица. Знание порядка и добросовестное проведение приема и сдачи дел и должности создает основу дальнейшей успешной служебной деятельности офицера.

Рапорт относится к служебной документации. Уполномоченные лица должны четко знать, как правильно его заполнять. Дословный перевод слова с французского означает «докладывать». Данный документ действительно несет в себе именно такой смысл. В основном, доклады используются в военном деле.

В зависимости от цели он пишется по-разному. Одним из видов является рапорт на осуществление принятия дел и должности. Для его правильного написания нужно знать особенности в конкретных случаях. Заполнение перекликается с документом, который в гражданском документообороте принято называть «заявлением». Основное отличие состоит лишь в наименовании.

В целом, процесс о принятии (так же, как и о сдаче) дел и должности осуществляется следующим образом:

  1. Командир ВЧ издает приказ о приеме дел.
  2. Для этого назначается инвентаризационная комиссия.
  3. Оформление приема сопровождается изданием соответствующего акта, подписывающего лицами, что принимают и сдают дела, а также теми, кто входит в инвентаризационную комиссию.
  4. Акт утверждается командиром ВЧ.
  5. Военнослужащий подает рапорт своему непосредственному начальнику.
  6. Командир ВЧ издает Указ о вступлении в обязанности военнослужащего.

Вступление служащего в новую должность осуществляется только после того, как он сдал дела по должности, которую занимал до этого. Как видно, принятие новой должности - это сложный процесс, в котором написание рапорта является лишь небольшой составляющей всего необходимого алгоритма действий. Тем не менее это важный документ, который всегда подается, поэтому знание особенностей его заполнения является обязательным.

Образец рапорта о приеме, сдаче дел и должности

Рапорт заполняется следующим образом:

  1. В верхнем углу справа пишут данные адресата (на чье имя он подается), и указывают воинское звание и ФИО.
  2. Ниже нужно внести информацию о себе, а именно ФИО и воинское звание.
  3. Посередине пишется слово «Рапорт».
  4. Со следующей строки излагают суть. В данном случае речь идет о принятии дел и должности.
  5. Внизу слева указывают дату в формате ДД.ММ.ГГ., а справа рапортующий расписывается с указанием инициалов.

Главными принципами написания рапорта являются:

  • немногословность и отсутствие расплывчатых формулировок;
  • краткость с изложением самой сути;
  • отсутствие каких бы то ни было отступлений.

Если придерживаться этих правил, то можно без особых проблем написать рапорт на разные темы. Образец оформления любого рапорта так же как и иного документа, в основном, находится в кадровом или бухгалтерском отделе, поэтому при возникновении вопросов всегда можно обратиться туда, чтобы правильно написать документ. В отличие от рапортов по другим основаниям в данном случае он является предельно кратким и простым, может выглядеть следующим образом:

Командиру

Настоящим докладываю, что дела и должность командира ___ принял.

Число Воинское звание, подпись, инициалы

Чтобы быстрее освоить новые обязанности, все офицеры должны составить планы вступления в должность. Желательно составить самый широкий список вопросов, которые следует изучить теоретически, решить или научиться практическим навыкам, тогда обязанности по службе получится выполнять на самом высоком уровне.

Офицер самостоятельно определяет срок, в течение которого план должен быть реализован. К наиболее частым аспектам относят следующие:

  • изучение документации, связанной с исполнением обязанностей;
  • усвоение задач ВЧ или подразделения, особенностей жизнедеятельности;
  • организация и служба суточных нарядов, обязанности лиц, несущих данную службу;
  • изучение вопросов, сопряженных с материальными ценностями, эксплуатацией и использованием состоящего на вооружении ВВТ;
  • подготовка к зачету для допуска самостоятельного его несения при нахождении на боевом дежурстве;
  • усвоение планировочных, организационных и подготовительных вопросов на занятиях;
  • изучение воспитательной работы и поддержание строгого уставного порядка;
  • иные вопросы.

Правильная подача рапорта, так же как и знание всего процесса принятия новой должности является важной и обязательной составляющей деятельности каждого должностного лица.



Просмотров