Органы опеки что не должны нарушать. Органы опеки и попечительства: нюансы работы и полномочия. ООП и имущество подопечных

Вопрос опеки и попечительства сегодня считается одним из актуальных в России. На каждом историческом этапе развития общество должно создавать условия для жизнеобеспечения людей, гарантировать защиту их интересов. В особенности это касается граждан, не способных самостоятельно о себе позаботиться. К ним относят людей преклонного возраста и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родственников. Забота о таких людях должна осуществляться государством. Для этого формируются соответствующие службы. Рассмотрим далее деятельность органов опеки и попечительства.

Законодательная база

Опека и попечительство над детьми и другими недееспособными (частично либо полностью) гражданами осуществляется для защиты законных интересов этих категорий. Данное положение установлено в гл. 3, п. 16 ФЗ № 131, регламентирующем принципы организации самоуправления на местах. Опека и попечительство над детьми необходимы также в целях воспитания несовершеннолетних. Это положение фиксируется в ст. 31 ГК. В соответствии с этой статьей, а также ст. 121 СК уполномоченными для этого службами выступают организации, входящие в систему местного самоуправления. Каждый территориальный орган опеки и попечительства осуществляет свою работу в соответствии с уставом МО, принятым в рамках законодательства субъекта.

Реорганизация системы

Первым и достаточно решительным шагом в обеспечении контроля над заботой о гражданах, относящихся к незащищенной категории, стал пересмотр ФЗ № 154 в рамках разработки концепции широкомасштабного реформирования системы местной власти. В результате был принят ФЗ № 131. Одним из нововведений стало исключение обязанности по обеспечению заботы о незащищенных гражданах из ведения органов самоуправления. На следующем этапе реформирования все функции и права органов опеки и попечительства муниципального уровня переданы региональным службам. Одновременно была проведена реорганизация последних в структурные подразделения ведомств соцзащиты субъектов. В некоторых регионах преобразования завершились к 20015 году. Это стало отправной точкой нового этапа становления системы соцзащиты в стране.

Результаты преобразований

Работа, которую осуществлял раньше орган опеки и попечительства, всегда достаточно жестко регламентировалась гражданским и семейным законодательством, различными подзаконными актами Минобразования, правительства, Минздравсоцразвития, а в некоторых случаях и МВД и прочими ведомствами. Структуры местной власти, включенные в процесс положениями СК, должны были только исполнять ФЗ и контролировать исполнение его положений в пределах своей территории. После изменения отечественного законодательства была полностью трансформирована сложившаяся схема разграничения полномочий в рассматриваемой области, были преобразованы существовавшие органы опеки и попечительства. Москва стала первым городом, в котором была проведена полномасштабная реформа.

Функциональные обязанности органов опеки и попечительства

В сфере гражданских правоотношений указанные службы могут:


Имущественные отношения

В рамках этой сферы орган опеки и попечительства РФ может:

  1. Определять лицо, которое будет осуществлять доверительное управление имуществом подопечного, заключать с ним соответствующий договор.
  2. Разрешать опекуну совершать, а попечителю - соглашаться на заключение сделок, которые влекут уменьшение размера собственности воспитанника.
  3. Давать согласие на обмен или отчуждение жилого помещения в случаях, установленных законодательством.
  4. Искать доверительного управляющего для имущества гражданина, который признан судом безвестно отсутствующим, заключать с ним соответствующий договор.
  5. Нести ответственность за ущерб, нанесенный собственности либо личности подопечного по вине местных органов власти.
  6. Направлять иски в суд о признании недействительности либо о применении последствий ничтожности сделок, совершенных подопечными или от их имени.
  7. Извещать территориальные налоговые службы в пятидневный срок об установлении опеки над гражданами, признанными в суде недееспособными, безвестно отсутствующими, управлении и попечительстве над имуществом малолетних и прочих несовершеннолетних. Уведомление направляется и в случае последующих изменений в рамках указанных правоотношений.
  8. Оформлять договоры о передаче в собственность несовершеннолетнему жилья или давать согласие на заключение таких соглашений самим гражданином 14-18 лет в предусмотренных законодательством случаях.

Семейные отношения

В рамках указанной сферы отдел опеки и попечительства должен:

Воспитание ребенка

Для принятия несовершеннолетнего на воспитание подается соответствующее заявление. В органы опеки заинтересованные граждане могут обратиться по разным основаниям. Например, в случае если несовершеннолетний остался без родителей вследствие их смерти или по решению суда. В качестве основания может выступать необходимость в длительной командировке лиц, осуществляющих заботу о ребенке. Вне зависимости от причин обращения, только отдел опеки и попечительства может подобрать воспитателя для несовершеннолетнего. При этом гражданин может взять на себя заботу о несовершеннолетнем исключительно добровольно. Как правило, уполномоченные службы назначают воспитателями близких родственников ребенка. Это позволяет в максимальной степени учесть интересы несовершеннолетнего. Однако им также следует написать соответствующее обращение в адрес органов опеки и попечительства. При выборе воспитателя не из числа родственников, уполномоченная служба изучает всю доступную информацию о кандидате. Сведения о личных качествах предполагаемого воспитателя содержит, например, характеристика в органы опеки. Образец этого документа официально не утвержден. Документ, как правило, предоставляется с места работы гражданина. В нем в свободной форме излагаются основные качества кандидата, известные нанимателю. Характеристика в органы опеки, образец которой является достаточно формальным, составляется сотрудником кадровой службы предприятия, подписывается руководителем. Назначение воспитателя осуществляется на основании соответствующего решения. Орган опеки и попечительства выдает гражданину удостоверение. С этого момента он становится официальным воспитателем ребенка.

Отношения с родителями

При установлении опеки/попечительства право ребенка на общение с матерью/отцом должно сохраняться, если это не противоречит его интересам. Передача несовершеннолетнего в семью на воспитание не предполагает прекращения взаимодействия с родителями. В практике имеют место случаи, когда отец/мать, не согласные с отменой их прав на ребенка, пытаются выкрасть его из новой семьи. В таких ситуациях воспитатели могут требовать через суд возвращения несовершеннолетнего от любого лица, которое незаконным образом удерживает его у себя. Такая возможность обеспечивает максимальную защиту интересов ребенка.

Недееспособные граждане

Лица могут быть признаны такими по решению суда. Основаниями для установления недееспособности (частичной или полной) могут быть наркотическая/алкогольная зависимость, психическое заболевание. Попечительство в этих случаях оформляется тогда, когда действия лица наносят ущерб семье. Признанный ограниченно либо полностью недееспособным гражданин не вправе заключать определенные сделки. При этом попечитель, в отличие от опекуна, не несет ответственности за поведение лица.

Патронаж

Орган опеки и попечительства кроме прочего занимается устройством дееспособных граждан, которые в силу своего преклонного возраста не могут сами реализовать свои обязанности и права. В таких ситуациях устанавливается патронаж. Попечительство в такой форме допускается только по согласию дееспособного лица. Оно также должно утвердить кандидатуру человека, который будет осуществлять заботу о нем.

Прекращение попечительства/опеки

Законодательство предусматривает для этого несколько оснований. В первую очередь следует отметить, что опека прекращается автоматически при достижении воспитанником 14 лет, переходя в попечительство. Последнее действует до 18 лет. Опека/попечительство прекращаются и при возвращении ребенка в семью, установлении усыновления либо помещении в лечебное/воспитательное учреждение. Подопечный может умереть или быть признанным судом погибшим. В этом случае также попечительство/опека прекращаются автоматически. В качестве основания выступает также выздоровление лица, о котором проявляется забота. В этом случае оно должно быть признан дееспособным. Соответствующее заявление направляется родственниками гражданина либо органом попечительства/опеки, прокурором или представителем лечебного учреждения. К документу прилагается акт судебно-психиатрического исследования, в котором обосновывается значительное улучшение состояния либо полное выздоровление лица. Аналогично прекращается попечительство над ограниченно дееспособным гражданином, признанным таковым при наличии у него зависимости от наркотиков или алкоголя. В этом случае он может сам обратиться в суд. Непосредственно попечитель или опекун также вправе обратиться с заявлением о прекращении его полномочий. Обычно это происходит вследствие ухудшения состояния его здоровья или материального положения, при невозможности установить контакт с подопечным. Попечительство/опека при этом не прекращаются, поскольку основания для их установления не исчезают. В этих случаях полномочия с одного лица перекладываются на другое.

Ненадлежащая забота о нуждающемся

Выше были рассмотрены случаи прекращения попечительства/опеки при добросовестном исполнении воспитателем своих обязанностей. В законодательстве предусмотрены ситуации, когда уполномоченное лицо может лишиться возможности осуществлять заботу при ненадлежащем поведении. В частности, достаточно жестко контролируются действия попечителей/опекунов, связанные с распоряжением или управлением имуществом и соответствующими правами воспитанников. К ним, в частности, относят дачу согласия на заключение тех или иных сделок, надзор за условиями, в которых пребывает подопечный, а также консультирование по ряду важных вопросов. Уполномоченные лица должны предоставлять отчеты по своей работе. Орган опеки и попечительства, рассматривая поступившие жалобы и анализируя отчеты, выносит соответствующие решения. При установлении факта умышленного ненадлежащего исполнения лицом его задач он может быть отстранен от работы.

Заключение

Деятельность органов попечительства и опеки, касающаяся вопросов правовой и социальной защиты нуждающихся граждан, несовершеннолетних, находящихся в сложных жизненных условиях, жестко регламентируется существующим законодательством. В нормативных актах установлен не только порядок организации работы этих служб, но и ответственность уполномоченных лиц за ненадлежащее исполнение возложенных на них задач. Такой жесткий контроль обусловливается невозможностью нуждающихся категорий граждан самостоятельно обеспечить защиту своих прав и интересов. Особенно это касается несовершеннолетних, оставшихся без заботы родителей. Человек, согласно Конституции, выступает в качестве высшей ценности. В этой связи забота о нем, в частности в период до его совершеннолетия, должна стать задачей первостепенной важности для государства. Административная реформа, начатая в стране, указывает на то, что власть со вниманием относится к обеспечению гарантий, предусмотренных для граждан Конституцией.

Если Вы знаете, что соседи не являются добросовестными родителями или хуже того применяют насилие к несовершеннолетнему, кричат матом, и Вы не равнодушны к судьбе ребенка. Тогда в статье можно найти ответ, как решить данную проблему. Каким образом можно обратиться в органы опеки и можно ли это сделать анонимно.

Органы опеки и попечительства

Прежде, чем разобраться с возможностью обращения в органы опеки необходимо понять, что это за учреждение и его основные функции.

Соседи заявили на меня

Если возник конфликт с соседями и они пообещали заявить в органы опеки или еще лучше уже заявили, то необходимо подготовиться к тому, что органы опеки обязательно нагрянут с проверкой. Все понимают, что маленькие дети являются сложными в управлении и ничего с этим не поделать. Если созданы все условия для проживания и у Вас нормальная семья, то Вам ничего не грозит. Другой вопрос, если кто-то злоупотребляет спиртными напитками или поднимает руку на ребенка. Кроме того, можно направить встречную жалобу, по поводу клеветы на Вашего соседа.

Таким образом. Можно сделать вывод, что если Вы заметили, что соседи ведут себя не должным образом к своим детям, то сразу необходимо обращаться в правоохранительные органы или в органы опеки и попечительства.

Законодательное регулирование

  1. Международные нормативно-правовые акты;
    • Гаагская конвенция 1961 года;
    • Минская Конвенция 1993 года;
  2. Конституция РФ ст.7, ст.38;
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации ст.34;
  4. Семейный кодекс РФ;
  5. Уголовный кодекс РФ ст.156;
  6. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», ст. 7, 8,24;
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. N 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан»

Решаются в соответствующем учреждении. В сферу деятельности учреждений входит не только организация передачи детей на воспитание, но и забота об интересах несовершеннолетних детях или частично (полностью) недееспособных.

Что такое органы опеки и попечительства. их задачи, полномочия и обязанности, подробно прописано сразу в нескольких нормативно-правовых актах. В частности, можно отметить такую правовую базу:

  • Семейный кодекс РФ – ст.77 и ст.121;
  • ФЗ №48 от 24.04.2008 года «Об опеке и попечительстве».

В п.1 ст. 121 СК РФ указаны следующие обязанности службы надзора:

  • выявление детей, оставшихся без внимания родителей;
  • учет детей с последующим составлением банка данных РФ, находящихся без участия родителей;
  • гарантии защиты интересов малолетних граждан до момента их передачи в специальное учреждение или под надзор другого лица;
  • контролировать процесс передачи и дальнейшего содержания детей, переданных на воспитание.
По закону другие организации не имеют права осуществлять передачу детей, оставшихся без внимания родителей, людям для осуществления надзорных функций. Более того, подобные действия классифицируются как превышение должностных полномочий и нарушение действующего законодательства.

В каких случаях представитель службы обязан изъять ребенка из семьи

Согласно ст. 77 СК РФ, а также при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью представитель учреждения обязан немедленно отобрать несовершеннолетнего у родителей (родителя), а также у других лиц, которые осуществляют надзор над несовершеннолетним.

Основанием для изъятия малолетнего гражданина из семьи можно считать специально составленный акт. Во время изъятия несовершеннолетнего представитель организации обязан выполнить следующие действия:

  • уведомить прокурора о совершенном изъятии;
  • обеспечить временное устройство несовершеннолетнего;
  • в семидневный срок после составления акта обратиться в судебную инстанцию с иском о лишении (или ограничении) родителей в их правах по отношению к ребенку.

Осуществление деятельности органами опеки

Деятельность данного учреждения регулирует отдельный нормативно-правовой акт – ФЗ №48 от 24.04.2008 года «Об опеке и попечительстве». В статье 5 указаны принципы, в соответствии с которыми служба работает, а также функции органов:

  • принятие и отказ гражданином от обязанностей по надзору за несовершеннолетними в свободном порядке;
  • контроль за деятельность по опеке и попечительству;
  • предоставление гарантий защиты прав и законных интересов несовершеннолетних детей.

Помимо принципов, в этом же законе изложены основные задачи службы опеки:

  1. Защита прав и законных интересов граждан, испытывающих потребность в установлении над ними надзора.
  2. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, где содержатся недееспособные лица.
  3. Контроль за сохранностью имущества или управлением собственностью лиц, находящихся под попечительским надзором.
Помимо перечисленных, на службу могут быть возложены и другие задачи согласно положениям Федеральных законов и других нормативных актов субъектов РФ.

Полномочия органов опеки и попечительства

Помимо указанных задач и функций, важно выделить полномочия надзорного органа, в рамках которых действуют представители учреждения:

  1. Составлять обращение в суд о признании граждан или их подопечных недееспособными.
  2. Освобождать и устранять опекунов и попечителей от исполнения своих обязанностей.
  3. Предоставлять разрешение на проведение сделок с собственностью подопечных лиц или заключать договоры доверительного управления данной собственностью.
  4. Представлять интересы несовершеннолетних и недееспособных граждан в судебных инстанциях или в других учреждениях.
  5. Осуществление проверки условий проживания жизни подопечных, а также граждан, претендующих на получение опеки над детьми.
  6. Подбор и регистрация, а также подготовка граждан, желающих стать опекунами, и детей, которые остались без участия родителей.
  7. Выдача разрешительных документов на раздельное проживание несовершеннолетних подопечных и их попечителей.
  8. Информирование граждан, претендующих на получение прав опекуна, о принятых решениях, а также о других действиях, связанных с выполнением соответствующих обязанностей.
  9. Оказание юридической помощи опекунам и их подопечным.
Полномочия органа могут быть расширены в рамках федеральных законодательных актов и других нормативных документов.

Некоторые нюансы работы органов опеки и попечительства

Органы опеки представляют собой исполнительную ветвь власти, поэтому в процессе работы они вынуждены взаимодействовать с другими органами власти. К примеру, они могут подавать исковые заявления в суд о лишении граждан их прав в отношении несовершеннолетнего ребенка, если они не исполняют своих обязанностей.

Также могут направлять заявление о признании гражданина РФ недееспособным или частично ограниченным в дееспособности.

Кроме этого, представители службы уполномочены вести все операции, связанные с управлением имуществом граждан, находящихся под надзором третьих лиц.

Следует отметить, что власть органов попечительства не безгранична и строго регламентируется правовыми нормами, прописанными в Гражданском кодексе РФ, а также указанными в других законодательных актах. Кроме того, все акты, составленные и изданные организацией, могут быть оспорены в судебном порядке, если участник процедуры не согласен с их содержанием.

Вопрос, как обратиться с ходатайством или жалобой в органы опеки, может интересовать не только родителей несовершеннолетних детей, но также бдительных родственников и соседей. И как бы просто все не выглядело со стороны, заинтересованным лицам приходится сталкиваться с существенными нюансами данной процедуры.

Подробнее

С необходимостью обращения в органы опеки и попечительства сталкиваются многие семьи, что связано с широким спектром подведомственных вопросов. В частности, ни один национальный документ или законопроект не отображает полного перечня обязанностей, которые присваиваются указанной службе. Даже сами чиновники не очень ориентируются в вопросах подведомственности дел. В связи с этим, гражданам приходится оббивать пороги государственных учреждений, чтобы установить, необходимо ли обращение в вышеупомянутые органы.

Так, согласно правовой практике, инициатива обращения может принадлежать:

  • родителям ребенка, который не достиг возраста 18 лет (в том числе, когда обращалась мама с целью защиты чада от супруга);
  • близкие родственники и знакомые семей, которым пришлось столкнуться с трудностями воспитания детей;
  • соседи семейств, которые нарушают основные принципы воспитания малолетнего ребенка;

Важно! Законодатель не ограничивает список вопросов и споров, которые могут рассматриваться органами опеки. В национальных законопроектах отображены основные пункты и основания направления заявлений в управление попечительства.

Необходимость участия работников отдела попечительства может быть связана, как с рассмотрением спора в органах суда, так и в досудебном решении конфликтов. В частности, к числу ситуаций, которые требуют обязательного участия, можно отнести:

  • невозможность сторон прийти к общему знаменателю, касательно выбора политики воспитания ребенка;
  • когда супруги не могут договориться о регистрации имени или фамилии новорожденного младенца;
  • поиск официальных опекунов, которым перейдут родительские права в случае утери родных;
  • фиксация порядка свиданий с общим ребенком разведенных супругов.

Дополнительно

Как уже было сказано выше, в указанные органы граждане обращаются в массе случаев, но поскольку никому до конца неизвестен объем обязанностей работников органов опеки, возможно, что служащие сознательно будут избегать приема новых ходатайств и обращений. В связи с этим предусмотрено несколько механизмов, как сообщить о возникшей проблеме . Так, можно отметить такие основные способы подачи обращений:

  • телефонный звонок;
  • личная подача ходатайства;
  • отправка документов почтой;
  • передача заявления через Интернет;
  • в зале суда во время рассмотрения спора.

Чтобы максимально быстро уведомить органы попечительства о сложностях, связанных с воспитанием несовершеннолетних детей, позвоните в локальное отделение. Диспетчер службы перенаправит звонок к нужному специалисту. Еще одно преимущество – это возможность оставить обращение анонимно. Телефонный звонок позволяет не только сообщить о проблеме, но и вызвать работников по нужному адресу для решения конфликта на месте. Вместе с тем, это наименее надежный способ реагирования, поскольку по телефону невозможно проследить, регистрировалось ли обращение, а потому порой бывает сложно доказать, что женщина вызывала государственных служащих.

Личное обращение исключает анонимность, но позволяет лично уточнить все сопутствующие вопросы о сроках и порядке урегулирования спора. Также в кабинете органов опеки можно получить полную консультацию специалистов о спектре требуемых бумаг, возможно, сделать копии и сразу же подать часть документов. Здесь же есть шанс убедиться, что обращение отображено в регистрационных отчетностях.

Почтовая связь станет хорошей альтернативной личного посещения, только при использовании официального уведомления. Заказное письмо с дополнительной услугой составления описи гарантирует, что документы пройдут регистрацию и будут внесены в архив.

Самым надежным способом является обращение через суд. Как правило, после начала рассмотрения спора, в котором определяется судьба несовершеннолетних детей, судья в обязательном случае привлекает работников управления опеки и попечительства. Таким образом, лицу не приходится преодолевать бюрократические трудности, чтобы донести свою жалобу до адресата. Прямо в зале суда по инициативе Фемиды будут решены все споры.

Алгоритм

Чаще всего необходимость урегулирования споров с привлечением управления попечительства связана с необходимостью оформить опекунство. Поэтому рассмотрим порядок обращения на примере данной ситуации.

Есть много различных ситуаций, в силу которых у граждан может возникнуть необходимость оформления опеки над несовершеннолетними или недееспособными жителями РФ. В зависимости от оснований опекунства, и выделяют отдельные категории требуемых документов, но можно выделить категорию общих бумаг, которые должны быть предоставлены в любом случае. К таким документам относятся:

  • паспорт гражданина (допускается использование другого документа, который устанавливает личность обращающегося);
  • письменное ходатайство с прошением предоставить опеку над конкретным гражданином (оформляется в двух экземплярах в напечатанном на компьютере виде);
  • справка об официальном доходе за последний календарный год (выдается по месту официального трудоустройства или с биржи труда и подразумевает отображение данных обо всех регулярных выплатах; если сам инициатор доход не получает, то необходимо представить выписку из финансового обеспечения супруги или супруга за тот же период);
  • документы, которые подтверждают права владения на недвижимость или право проживания в доме / квартире (действует справка один год);
  • справка, выдаваемая органами полиции о том, что у заинтересованного лица нет, и никогда не было судимостей (срок действия ограничен одним годом);
  • заключение целевой медицинской комиссии об отсутствии заболеваний, которые могут помешать усыновлению (медкомиссия должна быть пройдена не больше, чем за полгода до даты подачи обращения);
  • личная автобиография;
  • если лицо находится в официальном браке, то документ, который подтверждает регистрацию отношений;
  • письменные разрешения от каждого из членов семьи, которые достигли возраста 10 лет, а также которые проживают совместно с будущим опекуном, об их согласии о совместном проживании с лицом, в отношении которого оформляется опека.

В заключение нужно отметить, что лучше всего обращаться в учреждение лично и с обязательным наличием на руках всех оригиналов бумаг. Личное обращение позволит уточнить на месте, чего не хватает, а также станет дополнительным доказательством того, что инициатор заинтересован в получении опеки и стремится к получению юридического статуса опекуна.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:


Органы опеки и попечительства должны защищать права граждан, уже находящихся под опекой или нуждающихся в ней. На них возложен надзор за опекунами, за гражданами, желающими усыновить ребенка и много других задач. Если органы опеки и попечительства превышают свои полномочия, вымогают взятку или у вас есть претензии к действиям (бездействию) должностных лиц-представителей органа опеки, вы можете написать на них жалобу.

Как написать жалобу на органы опеки

Написать жалобу на органы опеки можно несколькими способами:

  1. Почтой России.
  2. С помощью онлайн-сервисов «Электронная приемная».

Куда пожаловаться на органы опеки

Пожаловаться на превышение полномочий, коррумпированность чиновников можно в следующие инстанции:

  1. Уполномоченный по правам ребенка (если нарушены права несовершеннолетнего)
  2. Уполномоченный по правам человека в РФ

Жалоба в прокуратуру

Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод гражданина РФ, за исполнением законов различными службами, органами местного самоуправления, органами контроля и их должностными лицами.

Жалоба в прокуратуру должна быть зарегистрирована в течение трех дней с момента поступления. Решение по обращениям, не требующим дополнительной проверки, принимается в течение 15 дней. Максимальный срок для рассмотрения и принятия решения по жалобе составляет 30 дней с момента ее регистрации. Если жалоба не содержит сведений, необходимых для ее разрешения, она может быть возвращена заявителю в 7-дневный срок.

При написании жалобы в районную прокуратуру следует соблюдать следующие рекомендации:

  1. Контактные данные заявителя должны быть достоверными и полными. Анонимные жалобы на органы опеки не принимаются к рассмотрению.
  2. Жалоба должна быть написана на русском языке и разбита на предложения.
  3. Текст жалобы должен содержать максимум сведений, которые понадобятся для ее разрешения. В противном случае, жалоба будет возвращена заявителю.
  4. Если жалоба отправляется через он-лайн приемную, то заявитель может прикрепить к ней подтверждающие видео-аудиоматериалы или текстовые/графические файлы. Максимальный объем документов не должен превышать 5 Мб. Допустимы следующие форматы: txt, doc, rtf, xls, pdf, jpg, bmp, tif, mp3, avi, mp4, wmv, mov.
  5. Если жалоба содержит материалы, превышающие допустимый объем, то их рекомендуется отправлять почтой в адрес районной прокуратуры. В тексте электронного обращения следует указать это.


Просмотров