Организация пср при ликвидации чс. Методы и организация проведения ПСР на внутренних водах Р.Ф. Права и социальные гарантия для спасателей

Поисково -спасательные работы начинаются с поисковых работ, которые на каком бы горном рельефе не проводились, должны быть осуществлены в кратчайшие сроки. Чем быстрее будут найдены пострадавшие, тем меньше вероятность летального исхода. После сбора необходимых данных установления возможного места пребывания (исчезновения) группы или человека, определения границ района поиска, начинается поиск . Он может осуществляться одновременно несколькими способами:
- с воздуха, если метеоусловия и удаленность района позволяютэтосделать;
- наземными поисковыми группами;
- сбором дополнительных сведений о пропавшей группе от местного населения, органов власти и других организаций, находящихся в районе поиска.

Наиболее эффективным в поисковых операциях является применение вертолетов , что позволяет:
- сократить время, необходимое для обнаружения пропавшей группы или человека;
- уменьшить количество членов поисковых групп;
- за короткое время обследовать большие по площади территории.
Ограничениями для использования вертолетов в поисковых работах являются:
- сложные метеорологические условия;
- порог высоты полета вертолета без и с совершением посадок и взлетов.

При поисковых работах, как правило, применяют два варианта :
- маршрутный поиск, в том числе по запасному варианту;
- неопределенный поиск.

Если маршрут движения пропавшей группы известен, то поиск начинают с конечной точки маршрута, то есть навстречу движению группы. Около каждого предмета, вызывающего внимание, вертолет снижается или совершает кратковременную посадку. Тщательно изучается и проверяется природа явлений, напоминающих сигналы, подаваемые с земли (дым, солнечные зайчики, символические изображения на поверхности земли и т.д.). При полете внимательно просматривается местность по обе стороны от линии маршрута. Наблюдатели, сидящие по левому и правому бортам, должны время от времени меняться местами в связи с большой зрительной нагрузкой. Горные вершины осматриваются с вертолета, снижающегося или поднимающегося по спирали. Осмотр начинают с вершины или с подножия горы.
Для более детального изучения следов пропавшей группы (человека) на маршруте движения возможна высадка нескольких спасателей с борта вертолета. В случае ухудшение метеоусловий члены спасательного отряда должны быть готовы к автономному существованию и иметь при себе необходимый минимум средств жизнеобеспечения.

Если детальное изучение маршрута не дало положительных результатов, то просматриваются все возможные пути отклонения пропавшей группы от маршрута. При этом задействуется максимально возможное количество воздушных судов и наблюдателей для охвата поиском больших территории. Поиски наземными спасательными отрядами проводятся, как правило, одновременно с организацией поисковых работ с воздуха. По различным причинам наземный поиск может начаться гораздо раньше, чем поиск с воздуха.
Если позволяют условия, то спасательные отряды с помощью транспортных средств доставляются в различные точки маршрута и каждый отряд начинает тщательный поиск на заданном его отрезке. Отряду или поисковой группе устанавливают маршрут движения, возможные отклонения от него для просмотра боковых хребтов, долин рек и т.д. Размер района поиска определяется с учетом рельефа местности, сложившихся или ожидаемых метеоусловий, физической и тактической подготовки членов спасательных отрядов, количества дней, отведенных для поиска, и количества груза для автономного существования. Наземные поисковые группы обследуют те участки маршрута или района, где наиболее вероятно, исходя из ранее проведенного анализа, может оказаться пропавшая группа или человек.

Благодарим редакцию газеты "Вперед" ПАО "НЗХК" за предоставление данного материала.

В начале года завод посетил Сергей Обозов, директор по развитию ПСР ГК «Росатом». Что такое ПСР-предприятие, какова внешняя оценка наших стартовых позиций как кандидата на это звание, что нас ждет в ближайшее время, мы выясняли у наших консультантов.

В большом отраслевом конкурсе ПАО «НЗХК» попало в список ПСР-кандидатов на этот год. Очень многие хотели, но не попали.

- Что это за звание, что оно дает?

ПСР-кандидат - это еще не звание, ПСР-предприятие вот это звание. В прошлом году в числе кандидатов было 10 предприятий и 7 из них удостоились звания лидер ПСР. Это другой уровень управления, организации и понимания культуры бережливого производства, постоянных улучшений, динамики по изменению взаимодействия между людьми, производственных привычек и т.д. Там, где большинство инструментов, подходов идеологий ПСР работает и дает свои результаты.

Сначала мы проверяли, как работают конкретные инструменты в отдельно взятых местах. Убедились, что инструменты работают. Потом стали смотреть, как работают смычки инструментов и идеологические подходы. Сначала на цеховом уровне, на уровне проектов, то есть улучшения в конкретных местах. Потом стали рассматривать отдельные потоки, а следом и предприятие в целом. В этом году будет достаточно серьезный прорыв на мегапотоки. Очень важно, что мы перешли на поточное мышление, в меньшей степени мыслим отдельными улучшениями, больше рассматриваем процесс в комплексе как внутри предприятия, так и между заводами.

НЗХК к концу года должен выдержать достаточно сложный экзамен, причем это в меньшей степени экзамен от АО «ПСР». Есть партнёрские проверки, топ-менеджмент будет проводить оценку и сами работники, те, кто участвовал в наших потоках, будут оценивать изменения. То есть это достаточно объективная многосторонняя оценка, в результате которой мы поймем, насколько завод соответствует статусу ПСР-предприятие.

С одной стороны это лестно, а с другой очень ответственно. Однако начинать мы будем не с нуля. Я думаю, что около 80% позитивных идей, которые мы сейчас пытаемся увязать между собой, выстроить в единую поточную логику уже жили на предприятии. Многие специалисты о них уже думали и так или иначе их реализовывали. Наша задача интенсифицировать усилия по внедрению таких позитивных технологических усовершенствований, которые могут дать хорошие результаты в области потоков. Поток, напоминаю, это такие показатели как время протекания процесса, уровень НЗП и, судя по той работе, которую мы сейчас проводим, есть основания ожидать хороших результатов.

То есть, мы не первопроходцы. В прошлом году тоже были кандидаты, которые, в конце концов, выдержали экзамен и получили заветное звание ПСР-лидер. Что их ожидает дальше?

Дальше вступает в права логика ПСР, которая говорит, что нельзя достичь чего-то насовсем. Улучшение - это не есть достижение определенной планки, это некое постоянство в движении к этому улучшению. Поэтому статус ПСР-предприятие будет пересматриваться, и если мы видели хороший результат в 2015 году, а в 2016 году предприятие почивает на лаврах, перестаёт активно двигаться, считает, что жизнь удалась, то статус может быть пересмотрен в обратную сторону. Единожды получив это звание, теперь придется соответствовать ему всегда. Менять мышление, переходить на другой уровень восприятия действительности и подтверждать свой статус осмысленным трудом. По большому счету мы сейчас формируем направление для этого осмысленного труда и помогаем добиться хороших результатов. А потом предприятию уже за счет собственных ресурсов, за счет ПСР-лидеров, которых мы воспитываем в большом количестве, за счет интенсификации усилий двигаться дальше.

- Наше предприятие в этом году кандидат. Что в связи с этим нас ждет?

На предприятии уже проведена колоссальная работа, но не по всем потокам. Мы в этом году будем прилагать усилия к двум потокам (трем направлениям) - производство ТВС ВВЭР-1000 и механическая часть с этим связанная - производство концевых деталей, а также изготовление коммерческого лития. Из трех направлений нашей работы наибольших успехов завод достиг на потоке ТВС ВВЭР-1000.

Я думаю, процентов 80 сотрудников предприятия, так или иначе, работают на эти потоки. И в понимании финансистов они приносят как минимум 70% всей выручки. А значит, мы своим вниманием охватываем практически все предприятие, что важно. Не всегда так можно сделать. Бывают предприятия, где скажем двадцать потоков и тянуть их все одновременно достаточно трудозатратно, а взяв два-три, мы не достигаем большой степени вовлеченности. И если результат мы получим хороший, то в целом на культуру предприятия сильно не повлияем.

- В чем будет заключаться работа специалистов АО «ПСР» на нашем заводе?

Во-первых, мы будем оказывать методическую помощь. Уже несколько специалистов среди нас прошли двухлетнюю стажировку в Японии, и мы обладаем на сегодняшний день одними из самых совершенных методологий. Среди сотрудников АО «ПСР» есть люди, которые досконально знают последовательность изменений, как именно их осуществлять, как делать расчеты, как осуществлять тянущую систему, как рассчитать количество карточек канабан, как провести стандартизированную работу, какой лучше использовать бланк и т.д.

Также завод может рассчитывать на организационную помощь, когда мы выступаем некими катализаторами ускоряющими изменения. За счет пристального внимания, фокусирования, динамики, частоты коммуникаций, совещаний, вопросов, которые мы задаем.

В каком-то смысле мы выступаем коучами и помогаем дойти, додуматься до правильного решения. Задаем в нужное время правильные вопросы и помогаем человеку на них отвечать, то есть структурируем его ответы. Участвуем в отработке гипотез: иногда правильный ответ неочевиден, мы формируем несколько гипотез и вместе их проверяем. Все это помогает осознать, понять и сделать изменения более быстрыми.

Еще вижу помощь в упорядочивании. У вас хороши показатели по подаче ППУ, по защите ПСР-проектов, но это нужно синхронизировать в какой-то логике, которая называется поточная логика. Мы все умеем плавать, но плывем в разных направлениях. Нужна некая сила, которая всех пловцов направила бы в одном направлении. Мы не учим плавать, вы это уже умеете делать. Нужна помощь именно в организации, как сделать изменения направленными. Много разных изменений в разные стороны создают зуд, но не открывают область для прорыва. Поэтому, когда мы держим логику потока, мы помогаем сфокусировать изменения.

Можно сказать, что некоторые консультанты ПСР оказывают еще и психологическую поддержку. Мы прекрасно понимаем людей, которые бояться изменений. Это совершенно естественно для человека, когда он проработал в статичной системе относиться с недоверием к изменениям, избегать их, причем это не зависит от возраста. Когда мы помогаем перейти людям на новые уровни улучшений, понимания развития производства, с ними происходят чудесные метаморфозы. Человек хочет меняться, но это страшно. Например, привычка скрывать проблемы, повсеместно встречается в нашей стране, причем независимо от отрасли. Признаться в том, что есть проблема - очень страшно, особенно когда вокруг человека концентрируются люди, которые не спешат это делать и ему, возможно, придется сделать первый шаг. В этот момент человеку нужна поддержка, обычная житейская, человеческая, дружеская поддержка.

Сотрудники АО «ПСР» это очень дружная команда, мы все распределены по отрасли, но довольно тесно общаемся другу с другом. И у нас есть возможность решения проблем, которые возникают на стыке предприятий. Очень много, например, проблем возникает на стыке ВНИИНМ и НЗХК. Мы имеем желание и возможности сделать улучшения, но как быстро это могут согласовать конструкторы, те, кто ведет технологии. Здесь возникает зона неопределенности, не вполне понятно, чей это вопрос. У нас имеется возможность такие коммуникационные вопросы вытащить на более высокий уровень, междивизиональный и даже отраслевой. Я был свидетелем решения многих проблем таким способом.

В Госкорпорацию входит более 250 заводов. С 2008 года активно взят курс на внедрение ПСР, однако людей, которые могут помочь в реализации принципов ПСР на производственной площадке не так много. Было принято решение сконцентрировать усилия, сделать некоторые прорывные и примерные для отрасли проекты. В частности в 2014 году был взят курс на создание двух модельных линий - КМЗ и МСЗ. В 2015 году выбрано 10 предприятий, на них было сосредоточено все внимание отрасли в рамках ПСР. Эта практика повторяется в 2016 году.

Суть в следующем - есть 10 предприятий, каждое из них закреплено за определенной бригадой под руководством специалистов АО «ПСР». В начале года проводится анализ существующего производства: основные потоки. Для НЗХК - это производство лития и ТВС ВВЭР-1000, в том числе комплектующие, которые делает НЗХК-Инструмент. В начале года будут определены направления - сокращение запасов, сокращение времени протекания процессов, то есть времени с момента получения заказа до получения готовый продукции. В это входит как производственный процесс, мы его называем материальный поток, так и информационный процесс: передача информации, оформление заявки, документации и т.д. На заводе будут сформированы рабочие группы по каждому из переделов, которым будут поставлены четкие задачи по повышению выхода в годное, сокращению запасов и т.д.

- Можете конкретизировать показатели?

По отрасли ставилась глобальная задача повышения производительности на 30% и сокращения времени протекания процессов на 30%. Достичь этого необходимо к апрелю 2017 года. Конкретные показатели по каждому предприятию устанавливаются ежегодно, сейчас мы как раз ждем установки от материнской компании. Но, не дожидаясь их, мы ищем резервы на производственных площадках.

Самый дорогой запас в потоке производства ТВС ВВЭР-1000 - уран. Мы по нему выстраиваем приоритетную линию. Сюда входит изготовление порошков и таблеток, снаряжение твэл, сборка ТВС, отгрузка готовой продукции. На сегодняшний день стоит задача за год сократить запасы урана не менее чем на 25%.

В Госкорпорации недавно прошел семинар-совещание по поточно-производственному планированию, который предполагает переход на управление продуктовыми цепочками. То есть рассматривать не локальное управление себестоимостью и эффективностью производства на одном предприятии, а все предприятия участвующие в производственной цепочке. Определить, на каких режимах должен работать завод, какими партиями должна проводиться передача продукции между предприятиями и т.д.

Помимо прочих благ ПСР-проекты - это хороший способ обменяться опытом. Нам известны практики, внедрение которых может повысить производительность на отдельных участках на 30-50%.

Недавно прошел управляющий совет, где было принято решение о ряде привилегий для предприятий, которые подтвердили статус ПСР-лидера. Я их перечислять не буду, поскольку, на мой взгляд, не столько важны они, сколько возможности решить проблемы, которые ранее решить не удавалось. А для руководства - это возможность развить умение в персонале видеть проблемы и не бояться о них говорить.

Данил ОВЧИННИКОВ

У правление ПСР . Важнейшим элементом успешного проведения ПСР в ЧС является управление. Под управлением понимается комплекс мероприятий по организации, координации, руководству и проведению ПСР.

Главная цель управления ПСР - создание условий для эффективной деятельности сил и средств по оперативному проведению всего комплекса ПСР в максимально сжатые сроки, с минимальными затратами и потерями.

Основные задачи управления ПСР:

  • сбор информации, ее анализ и обработка, оценка реальной обстановки, принятие решений, разработка графика работ;
  • постоянный мониторинг ситуации, разработка прогноза и возможных вариантов развития ЧС;
  • оценка реальной обстановки, определение объема, характера и оптимальных вариантов ведения ПСР, оперативное внесение изменений в первоначальный план работ в случае изменения условий и ситуаций в зоне ЧС;
  • определение степени опасности факторов ЧС, установка границ опасных зон;
  • расчет сил и средств для проведения ПСР;
  • постановка задач, доведение их до исполнителей;
  • координация и обеспечение взаимодействия между всеми участниками ПСР;
  • анализ результатов текущей работы, внесение корректив;
  • контроль выполнения заданий;
  • организация завершающего этапа ПСР.

Основные формы управления ПСР:
стратегическое, оперативное, тактическое, нормативное

Управление ПСР должно быть устойчивым и непрерывным.

Управление ПСР начинается в момент получения информации о возникновении ЧС и продолжается до полного завершения работ.

Высшим звеном системы управления ПСР является Центр управления в кризисных ситуациях (ЦУКС).

Деятельность органов управления базируется на постоянно поступающей информации о ЧС, о ходе выполнения ПСР, об условиях в зоне ЧС. Решения принимаются на основе изучения, анализа, обобщения большого объема поступающей информации с учетом стратегических и тактических задач. После выработки и принятия решения ставится задача спасателям, указывается район проведения ПСР, способы их проведения, условия взаимодействия, состав участников, рабочие группы. Определяется время завершения ПСР.

Для эффективного функционирования системы управления ПСР в ЧС создаются специальные пункты управления, которые оборудуются средствами связи, автоматизации, технического и транспортного обеспечения. Они могут быть стационарными или передвижными. В условиях ЧС пункты управления работают в режиме круглосуточного дежурства.

Полевой штаб органов управления ПСР

Подвижный пункт управления ППУ-41-03

Стационарные пункты управления размещаются, как правило, в административных или общественных зданиях после их дооборудования.

Подвижные пункты управления размещаются на автомобилях, самолетах, вертолетах, плавсредствах, на железнодорожном транспорте.

Пункты управления должны иметь связь между собой, систематически обмениваться текущей информацией, согласовывать и координировать действия.

Общие результаты ПСР зависят от эффективности выполнения отдельных операций, деятельности каждого участника. Одним из основных условий успешного проведения ПСР в ЧС является руководство. Руководство работами включает выработку и принятие решения, выдачу команд, обеспечение условий для их выполнения, контроль, внесение изменений в первоначальный план, поощрение, наказание, отчетность. Руководство всеми силам и средствами, принимающими участие в ПСР, организацию их взаимодействия, обеспечение безопасных условий осуществляет руководитель ПСР. Руководитель принимает окончательное решение. Он несет персональную ответственность за принятое решение.

Руководитель ПСР обязан:

  • получить исчерпывающую информацию о ЧС;
  • определить технологию и разработать план проведения ПСР;
  • обеспечить безопасность спасателей, сохранность техники;
  • организовать жилищно-бытовые условия спасателей;
  • произвести расчет сил и средств для участия в ПСР;
  • провести инструктаж с подчиненными;
  • отдать распоряжение (приказ) подчиненным;

Схема организации системы управления МЧС России

  • постоянно контролировать состояние зоны проведения ПСР, ход выполнения работ, вносить корректировку в первоначальный план в случае изменения ситуации в зоне ЧС;
  • подготовить текущие и заключительный отчет о ПСР.

Главная задача руководителя заключается в создании условий для успешного проведения всего комплекса ПСР. Его опыт, знания, авторитет, личные и профессиональные качества оказывают первостепенное влияние на весь процесс подготовки, проведения и завершения ПСР.

Руководитель наделяется широкими полномочиями, ему предоставлены большие права, на него возложена персональная ответственность за результаты работы, здоровье и безопасность личного состава. Критерием оценки деятельности руководителя являются конечные результаты труда всего коллектива.

Руководителем должен быть штатный сотрудник МЧС России с большим опытом работы и высокой квалификацией. Он должен хорошо знать район проведения ПСР, маршруты движения людей и техники, специфические условия местности, обычаи и законы коренного населения, состав участников ПСР. Он должен быть уверен, что спасатели владеют навыками безопасной эксплуатации оборудования, приспособлений, техники, умеют оценивать реальную обстановку и оперативно принимать решения, обеспечивать безопасность в изменяющихся условиях, знают приемы выживания в ЧС, умеют оказывать первую помощь пострадавшим.

Как правило, работами руководит начальник ПСО, в ряде случаев - лицо, им назначенное. Когда возникает особо крупная ЧС, ею может руководить начальник регионального центра по делам ГО и ЧС, начальник департамента или заместитель Министра МЧС России. В исключительных случаях руководство ПСР берет на себя Министр МЧС России. Нельзя назначать руководителем ПСР человека, который не является профессиональным спасателем.

Руководитель ПСР - ключевая фигура на всех этапах работы: подготовительном, основном, заключительном. Его неправильные действия могут быть причиной несчастных случаев с тяжелым исходом, а неумение работать с людьми, грубость, бескультурье, некомпетентность превращают работу в ад.

Основополагающим принципом руководства ПСР является принцип единоначалия. Это означает подчинение всех участников работы руководителю и неукоснительное выполнение всех его решений. Форма передачи решения на исполнение определяется отдельно в каждом конкретном случае, при этом должны учитываться личные качества подчиненных, уровень значимости задания. Руководитель может (устно или письменно) передавать свое решение подчиненным в виде просьбы: «Прошу Вас»; совета: «Советую Вам»; распоряжения, указания: «Вам поручается выполнить»; требования: «Требую от Вас»; приказа: «Приказываю Вам».

Не должно возникать случаев разночтения отданного распоряжения. Руководитель обязан проверить его выполнение.

Отношения руководителя с подчиненными (стиль руководства) могут быть демократическими, авторитарными, административными.

Демократический стиль руководства предполагает постановку многих вопросов на обсуждение, принятие решения и отдачу приказов только после обсуждения, информирование коллектива (подчиненных) о положении дел, о предстоящей работе, о трудностях, о реальных условиях, частое общение с подчиненными.

Авторитарный стиль руководства предполагает централизацию власти и единоличное решение всех вопросов руководителем, недоверие коллективу, передачу решений в категоричной, приказной форме, нежелание объяснять свои действия, принятие любого решения только на основе собственного мнения.

Административный стиль руководства предполагает сосредоточение всех связей управления в руках руководителя, который единолично принимает решения, строго контролирует действия подчиненных, часто вмешивается в их работу, не оставляет возможностей для инициативы. Это метод прямых приказов, распоряжений, указаний, не допускающий возражений.

Постоянно пользоваться жесткими методами управления при осуществлении руководства ПСР нельзя, поскольку у подчиненных подавляется воля, поведение приобретает исполнительский характер, сознание заторможено, нет условий для проявления инициативы и творчества. Элементы жесткого управления, как временная мера, могут быть использованы при необходимости подчинить всех своей воле. Отсутствие авторитета у руководителя, боязнь проявить решимость, твердость, бескомпромиссность зачастую приводят к нежелательным последствиям с трагическими развязками.

Самой опасной формой руководства ПСР является так называемое «общее руководство». Опыт показывает, что руководители, сторонники этой, формы, при возникновении сложных, а порой и опасных ситуаций не способны реально оценить создавшуюся обстановку, принять правильное решение, дать необходимые команды. Действия таких руководителей нередко приводят к несчастным случаям.

К руководителю ПСР, стилю и методам его руководства предъявляются повышенные требования. Руководитель должен обладать следующими качествами.

  1. Интеллектуальные качества: ум, широта интересов, общая эрудиция, хорошая память, способность постоянно учиться, пополнять свои знания; умение логично излагать свои мысли, внимательность и сосредоточенность, способность выдвигать новые идеи, сообразительность, интуиция.
  2. Деловые качества: способность определять цели и ставить задачи, организаторские способности, профессиональная компетенция, умение видеть перспективы, выделять главные и второстепенные задачи, увлекать людей; личное обаяние, активность, инициативность, хозяйственная хватка, бережливость, умение пользоваться властью, создавать деловую обстановку и безопасные условия труда.
  3. Волевые качества: требовательность, самообладание, выдержка, уравновешенность, сдержанность, уверенность в своих силах, настойчивость, стойкость, решительность, смелость, способность пойти на риск, твердость характера, самостоятельность, способность задавать тон, эмоционально-волевое воздействие на подчиненных, умение признавать свои ошибки.
  4. Морально-этические качества: порядочность, верность слову, единство слова и дела, честность, принципиальность, сознание долга, последовательность, объективность, скромность, чувство такта, вежливость, гибкость, умение вести беседу, способность к компромиссам, доброта, отзывчивость, чуткость, моральная и нравственная чистота.
  5. Качества, характеризующие отношение к жизни, к людям, к подчиненным: чувство ответственности, целеустремленность, увлеченность делом, чувство нового, самокритичность, чувство товарищества, оптимизм, чувство меры, умение вдохновлять личным примером, стремление повышать свой профессиональный уровень, забота о подчиненных, способность к самопожертвованию.

Необходимыми требованиями, предъявляемыми к руководителю ПСР, являются:

  • многолетний практический опыт проведения ПСР, безошибочное владение всем арсеналом технологий, приемов и технических средств, применяемых при ПСР, непоколебимая вера в себя и в свои решения, знание маршрутов передвижения, опасностей, местных погодных условий, традиций и обычаев народов, хорошая физическая подготовка, высокая работоспособность, умение ориентироваться на местности и выживать в условиях внезапно возникших экстремальных ситуаций, самообладание, дисциплинированность, способность предупредить и ликвидировать панику, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, надежность;
  • глубокие теоретические знания, широкий кругозор, постоянное стремление к обучению и повышению профессионального мастерства, умение оперировать большим числом фактических данных, представить все аспекты предстоящей работы, выделить и поставить первоочередные задачи, правильно распределить обязанности, предвидеть возможные варианты развития ЧС, непоколебимая вера в благополучное завершение работ;
  • организаторские способности, авторитет, твердость характера, настойчивость, инициативность, знание современных принципов и методов руководства (управления), умение создавать, формировать, сплачивать, развивать коллектив и эффективные рабочие группы, выбирать помощников, готовить смену, управлять подчиненными и собой, вовремя отменить неправильные приказы, найти подход к каждому участнику ПСР с учетом его индивидуальных особенностей, постоянно заботиться о всех подчиненных, знать их нужды, умение слушать, советоваться, поднимать настроение, использовать власть результативно, тактично, эффективно, смело брать на себя решение трудных, а порой и рискованных задач, поощрять подчиненных за хорошо выполненные задания и объявлять наказания, решительно пресекать склоки, ссоры, враждебность, неприязнь.

Основные обязанности руководителя ПСР:

  • определение необходимого числа участников ПСР;
  • оперативная организация и проведение ПСР для оказания помощи пострадавшим; - создание безопасных условий для проведения ПСР;
  • изучение реальной обстановки, разработка плана проведения ПСР, постановка задач, учет и контроль выполнения работ;
  • координация деятельности всех участников работы;
  • корректировка первоначального плана работ;
  • обеспечение жизнедеятельности спасателей;
  • принятие решения о временном или окончательном прекращении ПСР;
  • подведение результатов работы, оформление отчетных документов.

Производственная система «Росатома» (ПСР) – это культура бережливого производства и система непрерывного совершенствования процессов для обеспечения конкурентного преимущества на мировом уровне.

В основе ПСР лежат пять принципов, которые призывают сотрудников быть внимательными к требованиям заказчика (не только по отношению к конечному потребителю, но и к участку-потребителю, цеху-потребителю и даже последующему оператору); решать проблемы на месте их возникновения; встраивать качество в процесс, не производить брак; выявлять и устранять любые потери (излишние складские запасы, межоперационные заделы, время простоя, лишние перемещения и т.д.); быть примером для коллег.

Эти принципы были сформулированы на базе лучших образцов отечественного и зарубежного опыта, в частности, системы научной организации труда, производства и управления (НОТПиУ) Министерства среднего машиностроения СССР и Toyota Production System японской автомобильной компании «Тойота». Производственная система «Росатома» нацелена на выполнение стратегических целей Госкорпорации, а отраслевые ПСР-проекты направлены на рост производительности, снижение себестоимости и повышение качества продукции. Знание и умение применять инструменты ПСР является обязательным условием для профессионального и карьерного роста сотрудников атомной отрасли.

В начале 2015 года было принято решение о применении системного подхода в развертывании ПСР на предприятиях: декомпозиции целей до уровня начальника участка, оптимизации производства основных продуктов предприятия (производственные потоки), реализации ПСР-проектов, обучении и мотивации сотрудников. К 2017 году контур системного развертывания вырос с 10 до 23 ПСР-предприятий. До 2020 года их будет около 30, их продукция будет формировать около 80% общей себестоимости Росатома.

Согласно концепции развития Производственной системы «Росатом» все предприятия, на которых ведется комплексное развертывание системы, делятся на три уровня: «Лидер ПСР», «Кандидат ПСР» и «Резерв ПСР». Предприятия – «Лидеры ПСР» получают пакет привилегий (приезды бизнес-тренера на предприятие, возможность поездок работников для обмена опытом на зарубежные и российские передовые предприятия, семейные путевки, сертификаты на обучение в Корпоративной академии Росатома, участие в проекте «Дизайн рабочего пространства» и др.).

В настоящее время внедрение ПСР на предприятиях отрасли уже позволило достичь существенной экономии, сокращения товарных запасов на складах и сроков планово-предупредительных ремонтов на российских атомных станциях.

Являются частью аварийно-спасательных работ и включают в себя поиск, оказание помощи, эвакуацию терпящих бедствие.
Организуют проведение поисково-спасательных работ и руководят им командиры (начальники поисково-спасательных отрядов или руководители пожарных аварийно-спасательных частей) через подчиненные им пункты управления полетами.
Пунктами управления с которых может осуществляться руководство поисково-спасательными работами , являются:
- командные пункты авиационных соединений и частей Вооруженных Сил РФ;
- командно-диспетчерские и соответствующие им пункты управления полетами гражданской авиации и других министерств и ведомств;
- районные и зональные центры Единой системы управления воздушным движением;
- специально создаваемые временные пункты управления полетами в районе бедствия (наземные, на кораблях).
Поисково-спасательные работы начинаются немедленно с получением следующих сообщений (сигналов) о воздушном судне, терпящем бедствие:
- доклада экипажа воздушного судна, терпящего бедствие;
- доклада экипажа воздушного судна, наблюдающего бедствие;
- сигнала, передаваемого по аварийной радиостанции (радиомаяку) или по радиолокационному каналу системы опознавания;
- сообщений очевидцев.
Кроме того, поисково-спасательные работы начинаются после потери радиосвязи с экипажем воздушного судна и пропадания отметок радиолокационной проводки одновременно или потери радиосвязи, если радиолокационная проводка не велась, а также, если воздушное судно не прибыло в расчетное время на аэродром посадки.
О получении сообщения о бедствии воздушного судна, принятых мерах и предложениях по организации и проведению поисково-спасательных работ расчет пункта управления полетами докладывает:
- командиру (начальнику);
- начальнику поисково-спасательной службы объединения (соединения, части);
- вышестоящему пункту управления полетами;
- пункту управления руководителя поисково-спасательных работ в районе (зоне) ответственности.
Расчеты пунктов управления полетами объединений докладывают о бедствии на центральные командные пункты Вооруженных Сил РФ и Центральному оперативному пункту управления Авиационной поисково-спасательной службы РФ.
Начальники вышестоящих пунктов управления должны постоянно знать ход проводимых поисково-спасательных работ и быть готовыми оказать необходимую помощь в их проведении.
На командных пунктах управления полетами ведется карта-планшет обстановки поисково-спасательного обеспечения полетов авиации, на которую наносятся сведения о дежурных поисково-спасательных силах и средствах, выделенных на предстоящий летный день (сутки), а также должны быть комплекты карт масштаба 1:1 000 000, 1:500 000, 1:200 000 и своей зоны (района) ответственности.
Основными задачами, решаемыми расчетами командных пунктов управления полетами в ходе поисково-спасательных работ , являются:
- сбор, обобщение и анализ информации о воздушном судне, терпящем бедствие;
- разработка предложений для принятия решений командиром (начальником) по организации поисково-спасательных работ;
- организация взаимодействия сил и средств, участвующих в поисково-спасательных работах;
- управление поисково-спасательными силами и средствами и обеспечение безопасности полетов поисково-спасательных самолетов (вертолетов).
Расчет командного пункта управления полетами ведет карту поиска, на которой отображаются решение командира (начальника) на поиск и ход его выполнения.
объединения (соединения, части), прибыв на командный пункт управления полетами, принимает участие в организации и проведении поисково-спасательных работ, а в отсутствие старшего командира (начальника) - руководит их проведением.
Начальник поисково-спасательной службы авиационного соединения (части) готовит проект доклада командира (начальника) вышестоящему командованию о ходе поиска за прошедшие сутки, его результатах и план проведения поисково-спасательных работ на предстоящие сутки.
Управление авиационными поисково-спасательными силами и средствами в ходе поисково-спасательных работ осуществляется по общим или специально назначаемым каналам радиосвязи. Для увеличения дальности связи, а также для управления наземными поисково-спасательными командами выделяется самолет-ретранслятор.
Наземным поисково-спасательным командам придаются переносные (подвижные) средства связи. Кроме того, для связи с руководителем поиска могут использоваться телефонные каналы Министерства обороны и других ведомств.



Просмотров