Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреждении. Организация работы ГО

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ВЫПОЛНИЛА: УЧИТЕЛЬ ОБЖ МОУ БОЛЬШЕКАРАЙСКАЯ СОШ ИМ. Н.Ф. Сосина ЦЫПЛАКОВА З.А.

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА это система мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей при ведении военных действий или вследствие них

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА Руководство гражданской обороной (ГО) в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации Управление гражданской обороной (ГО) в России осуществляет МЧС (министр – Владимир Пучков)

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Структура и задачи ГО в образовательных учреждениях Организационная структура ГО РФ определяется общегосударственным и политико-административным устройством, возможным характером чрезвычайных ситуаций, возникающих в мирное и военное время и задачами, возложенными на нее

8 слайд

Описание слайда:

Основными задачами ГО учебного заведения являются планирование и осуществление необходимых мер в области защиты персонала и учащихся в ЧС мирного и военного времени; планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования учебного заведения в ЧС;

9 слайд

Описание слайда:

Основными задачами ГО учебного заведения являются обеспечение создания, подготовки и поддержания в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС; обучение персонала и учащихся способам защиты и действиям в ЧС; создание и поддержание в постоянной готовности локальной системы оповещения

10 слайд

Описание слайда:

Основными задачами ГО учебного заведения являются обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

11 слайд

Описание слайда:

Основными задачами ГО учебного заведения являются Основной задачей учебного заведения в области защиты учащихся и персонала от ЧС является изучение с ними основных мероприятий ГО, как составной части мероприятий РСЧС и правил безопасного поведения в ЧС. Гражданская оборона учебного заведения организуется так же, как и на объектах экономики, но с учетом своих особенностей и технических возможностей. В зависимости от профиля, задач, количества учащихся и персонала в учебных заведениях могут быть созданы и другие невоенизированные формирования ГО.

12 слайд

Описание слайда:

Функциональные обязанности по ГО должностных лиц учебного заведения Начальник ГО учебного заведения (директор учебного заведения) - подчиняется соответствующим должностным лицам ведомства, в ведении которого находится данное учебное заведение, а в оперативном отношении - начальнику ГО по месту расположения учебного заведения. Он несет ответственность за организацию ГО учебного заведения и постоянную готовность сил и средств к проведению спасательных и других неотложных работ

13 слайд

Описание слайда:

Обязанности начальника ГО обеспечение мероприятий по защите персонала и учащихся в ЧС мирного и военного времени; > обеспечение оповещения и связи, непрерывного управления службами и формированиями; > создание, оснащение, подготовку сил ГО учебного заведения и поддержание их постоянной готовности; > обучение персонала и учащихся действиям в ЧС; > повышение устойчивости работы учебного заведения в условиях ЧС мирного и военного времени.

14 слайд

Описание слайда:

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА Для проведения мероприятий ГО в учебных заведениях создаются различные службы и формирования с учетом специфики учебного заведения. Формированиями ГО являются отряды, команды, группы, звенья. Командирами формирований назначаются лица постоянного состава учебного заведения. Студенты вузов, техникумов и учащиеся общеобразовательных учреждений всех форм обучения включаются в состав формирований ГО и привлекаются на объектовые учения, проводимые штабами.

15 слайд

Описание слайда:

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА Заместителем начальника ГО по эвакуации, он же председатель эвакуационной комиссии, назначается, как правило, заведующий учебной частью учебного заведения. Эвуакуационная комиссия создается с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон ЧС природного, техногенного и социального характера, их кратковременное размещение в заблаговременно подготовленных районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов ЧС. Заместитель начальника ГО по эвакуации отвечает за проведение эвакуации в ЧС

16 слайд

Описание слайда:

Обязанности заместителя начальника ГО 1) разрабатывать мероприятия по экстренной эвакуации учащихся и персонала учебного заведения в случае ЧС; 2) участвовать в разработке и корректировке планов ГО учебного заведения по вопросам эвакуации; 3) руководить специальной подготовкой личного состава эвакокомиссии; 4) поддерживать связь с приемными эвакокомиссиями и эвакопунктами загородной зоны. При угрозе и возникновении ЧС: 5) с получением соответствующей информации (сигнала, распоряжения) уточнить обстановку и задачи эвакокомиссии; 6) организовать оповещение и сбор учащихся и персонала на сборный эвакопункт; 7) руководить работой эвакокомиссии по отправке учащихся и персонала, а также за размещением в безопасной (загородной) зоне.

17 слайд

Описание слайда:

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА Заместитель начальника ГО учебного заведения по материально-техническому снабжению отвечает за обеспечение материальными средствами и имуществом учащихся и персонала, участвующих в ликвидации последствий ЧС

18 слайд

Описание слайда:

Заместитель начальника ГО учебного заведения по материально-техническому снабжению участвовать в разработке раздела плана ГО на мирное и военное время по МТО формирований, предназначенных для проведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий ЧС; создавать запасы СИЗ, одежды и других материальных средств, необходимых для обеспечения учащихся и персонала, формирований в ЧС мирного и военного времени; разрабатывать и проводить мероприятия по повышению устойчивости работы службы МТО в условиях ЧС; периодически уточнять расчеты на поставку СИЗ и материально-технических средств.

19 слайд

Описание слайда:

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА Для организации управления деятельности учебного заведения по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям создается штаб ГО ЧС в составе начальника штаба, его заместителя и помощника.

20 слайд

Описание слайда:

На штаб ГО ЧС учебного заведения возлагается: > организация и обеспечение непрерывного управления в ЧС; > оповещение служб, формирований, персонала и учащихся об угрозе и возникновении ЧС; > разработка планов ГО на военное время и плана предупреждения и ликвидации последствий ЧС мирного времени; > осуществление мероприятий по защите учащихся и персонала в ЧС мирного и военного времени; > организация боевой подготовки формирований, персонала и учащихся по ГО и действиям в ЧС мирного и военного времени; > создание и обеспечение в постоянной готовности локальной системы оповещения о ЧС; > обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории учебного заведения

21 слайд

Описание слайда:

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА Санитарная дружина (санитарный пост) организуется на базе медицинского пункта учебного заведения. Руководителем (командиром СД (СП) является начальник медицинского пункта. Состав дружины (поста) определяется приказом начальника ГО учебного заведения.

22 слайд

Описание слайда:

На сандружину возлагаются следующие задачи: проведение санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий; оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения; осуществление мероприятий по частичной санитарной обработке пораженных; Командир дружины отвечает за: подготовку сандружины к действиям в ЧС; оснащение сандружины всеми необходимыми средствами оказания первой медицинской помощи пораженным в очагах поражения.

23 слайд

Описание слайда:

Звено противорадиационной и противохимической защиты (ПР и ПХЗ) предназначено для: > разработки и осуществления мероприятий по защите учащихся и персонала от радиоактивного, химического и бактериологического поражения; > контроля за состоянием средств индивидуальной и коллективной защиты; > проведения мероприятий по ликвидации последствий радиоактивного, химического и бактериологического (биологического) заражения; > организации, при необходимости, изготовления простейших СИЗ (в случае недостатка промышленных средств защиты органов дыхания).

24 слайд

Описание слайда:

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА При создании других формирований старшими (командирами) этих формирований назначаются преподаватели, профиль подготовки которых близок к данной структуре и задачам формирования, или отвечающие за то или иное направление в системе безопасности учебного заведения в повседневной деятельности (работник, ведающий охраной учебного заведения - ответственный за противопожарную безопасность и т.д.).

25 слайд

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ОРГАНИЗАЦИЯ ГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" Гражданская оборона это - система мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Для решения этих задач на базе организаций (в том числе и в учебных заведениях) создаются гражданские организации гражданской обороны.

Задачи в области гражданской обороны:

Обучение учащихся и личного состава уч. заведения способам защиты от опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Оповещение учащихся и личного состава об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Эвакуация учащихся и личного состава, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

Проведение мероприятий по световой маскировке;

Проведение аварийно - спасательных работ в случае возникновения опасностей;

Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

Восстановление и поддержание порядка в уч.заведении при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Медицинское обслуживание, включая первой медицинской помощи;

Обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Директор УЗ- начальник ГО планирует и организует проведение мероприятий по ГО, осуществляет обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

1. В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" гражданские организации гражданской обороны представляют собой формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Р.Ф. создаваемые для защиты населения и организации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

2. Формирования создаются для проведения аварийно - спасательных и других неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для участия в борьбе с пожарами, в обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, обеззараживания населения, техники, зданий и территорий, восстановления и поддержания порядка в пострадавших районах.

3. Организациями могут создаваться спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно - технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационной и химической защиты, связи, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.

4 В формирования могут быть зачислены граждане Р.Ф: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1, 2 и 3 группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет.

5 Деятельность формирований осуществляется по соответствующим планам гражданской обороны организаций, городов, районов и субъектов Р.Ф.

ликвидация учебный мирный должностной

Структура и задачи ГО в образовательных учреждениях

Организационная структура ГО РФ определяется общегосударственным и политико-административным устройством, возможным характером чрезвычайных ситуаций, возникающих в мирное и военное время и задачами, возложенными на нее.

ГО организуется по территориально-производственному принципу.

Территориальный принцип организации означает, что независимо от ведомственной принадлежности и характера собственности ГО объекта экономики (ГО ОЭ) организационно входит в структуру ГО соответствующих регионов, субъектов РФ, городов, районов, на территории которых они расположены.

Производственный принцип организации заключается в том, что ГО ОЭ организационно также входит в структуру ГО соответствующих Министерств и ведомств, руководители которых несут полную ответственность за состояние ГО на этих объектах (в этих учреждениях) экономики.

Организация ГО предусматривает сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами.

Гражданская оборона организуется на всех объектах экономики, к которым относятся промышленные и сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, учебные заведения. Организационная структура ГО ОЭ определяется характером производства, коллективом рабочих, персонала, технических возможностей и других особенностей.

Основными задачами ГО учебного заведения являются:

Планирование и осуществление необходимых мер в области защиты персонала и учащихся в ЧС мирного и военного времени;

Планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования учебного заведения в ЧС;

Обеспечение создания, подготовки и поддержания в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС;

Обучение персонала и учащихся способам защиты и действиям в ЧС;

Создание и поддержание в постоянной готовности локальной системы оповещения;

Обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Начальник ГО - Директор УЗ для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала учебного заведения в ЧС, обусловленных стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофами, в УЗ может быть создана объектовая комиссия по ЧС.

Такие комиссии, как правило, создаются в учебном заведении в условиях возникновения ЧС в районе расположения учебного заведения. Возглавляет комиссию директор школы - начальник ГО.

Основной задачей учебного заведения в области защиты учащихся и персонала от ЧС является изучение с ними основных мероприятий ГО, как составной части мероприятий РСЧС и правил безопасного поведения в ЧС. Гражданская оборона учебного заведения организуется так же, как и на объектах экономики, но с учетом своих особенностей и технических возможностей. В зависимости от профиля, задач, количества учащихся и персонала в учебных заведениях могут быть созданы и другие невоенизированные формирования ГО.

Функциональные обязанности по ГО должностных лиц учебного заведения

^ Начальник ГО учебного заведения (директор учебного заведения) - подчиняется соответствующим должностным лицам ведомства, в ведении которого находится данное учебное заведение, а в оперативном отношении - начальнику ГО по месту расположения учебного заведения.

Он несет ответственность за организацию ГО учебного заведения и постоянную готовность сил и средств к проведению спасательных и других неотложных работ.

В обязанности начальника ГО учебного заведения входит:

> обеспечение мероприятий по защите персонала и учащихся в ЧС мирного и военного времени;

> обеспечение оповещения и связи, непрерывного управления службами и формированиями;

> создание, оснащение, подготовку сил ГО учебного заведения и поддержание их постоянной готовности;

> обучение персонала и учащихся действиям в ЧС;

> повышение устойчивости работы учебного заведения в условиях ЧС мирного и военного времени.

По распоряжению директора-начальника ГрОб учебного заведения все мероприятия по ГО проводятся штатными работниками, преподавателями.

Для проведения мероприятий ГО в учебных заведениях создаются различные службы и формирования с учетом специфики учебного заведения.

Формированиями ГО являются отряды, команды, группы, звенья. Командирами формирований назначаются лица постоянного состава учебного заведения. Студенты вузов, техникумов и учащиеся общеобразовательных учреждений всех форм обучения включаются в состав формирований ГО и привлекаются на объектовые учения, проводимые штабами.

^ Заместителем начальника ГО по эвакуации, он же председатель эвакуационной комиссии, назначается, как правило, заведующий учебной частью учебного заведения. Эвуакуационная комиссия создается с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон ЧС природного, техногенного и социального характера, их кратковременное размещение в заблаговременно подготовленных районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов ЧС. Заместитель начальника ГО по эвакуации отвечает за проведение эвакуации в ЧС.

Он обязан:

1) разрабатывать мероприятия по экстренной эвакуации учащихся и персонала учебного заведения в случае ЧС;

2) участвовать в разработке и корректировке планов ГО учебного заведения по вопросам эвакуации;

3) руководить специальной подготовкой личного состава эвакокомиссии;

4) поддерживать связь с приемными эвакокомиссиями и эвакопунктами загородной зоны.

^ При угрозе и возникновении ЧС:

5) с получением соответствующей информации (сигнала, распоряжения) уточнить обстановку и задачи эвакокомиссии;

6) организовать оповещение и сбор учащихся и персонала на сборный эвакопункт;

7) руководить работой эвакокомиссии по отправке учащихся и персонала, а также за размещением в безопасной (загородной) зоне.

^ Заместитель начальника ГО учебного заведения по материально-техническому снабжению отвечает за обеспечение материальными средствами и имуществом учащихся и персонала, участвующих в ликвидации последствий ЧС.

Он обязан:

Участвовать в разработке раздела плана ГО на мирное и военное время по МТО формирований, предназначенных для проведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий ЧС;

Создавать запасы СИЗ, одежды и других материальных средств, необходимых для обеспечения учащихся и персонала, формирований в ЧС мирного и военного времени;

Разрабатывать и проводить мероприятия по повышению устойчивости работы службы МТО в условиях ЧС;

Периодически уточнять расчеты на поставку СИЗ и материально-технических средств.

Для организации управления деятельности учебного заведения по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям создается штаб ГО ЧС в составе начальника штаба, его заместителя и помощника.

^ Начальником штаба ГО ЧС, как правило, назначается заместитель начальника ГО, его заместитель и помощник - из постоянного состава персонала учебного заведения.

Начальник штаба ГО ЧС имеет право от имени начальника ГО отдавать приказы и распоряжения по вопросам ГО и ЧС.

На штаб ГО ЧС учебного заведения возлагается:

> организация и обеспечение непрерывного управления в ЧС;

> оповещение служб, формирований, персонала и учащихся об угрозе и возникновении ЧС;

> разработка планов ГО на военное время и плана предупреждения и ликвидации последствий ЧС мирного времени;

> осуществление мероприятий по защите учащихся и персонала в ЧС мирного и военного времени;

> организация боевой подготовки формирований, персонала и учащихся по ГО и действиям в ЧС мирного и военного времени;

> создание и обеспечение в постоянной готовности локальной системы оповещения о ЧС;

> обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории учебного заведения.

Другими словами, начальник штаба ГО ЧС учебного заведения организует устойчивое управление и надежно действующую систему оповещения, разведку, текущее и перспективное планирование, боевую подготовку личного состава формирования, осуществляет контроль за выполнением всех мероприятий ГО ЧС.

На штаб ГО ЧС возлагается задача организации и проведения «Дня защиты детей».

Невоенизированные формирования создаются в учебном заведении из персонала и учащихся старших курсов (классов). Руководителями назначаются преподаватели, которые выполняют по совместительству функциональные обязанности командиров соответствующих формирований.

^ Спасательная группа (команда) - ее командиром назначается, как правило, преподаватель физкультуры или другое, подготовленное для этих целей лицо из преподавательского состава.

На спасательную группу (команду) возлагается задача по розыску пораженных, извлечение их из-под завалов, из разрушенных помещений, зданий, убежищ, вынос пораженных.

Спасательные группы, как правило, действуют с санитарными дружинами или санитарными постами, в задачу которых входит оказание первой помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения.

^ Санитарная дружина (санитарный пост) организуется на базе медицинского пункта учебного заведения. Руководителем (командиром СД (СП) является начальник медицинского пункта. Состав дружины (поста) определяется приказом начальника ГО учебного заведения.

На сандружину возлагаются следующие задачи:

Проведение санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий;

Оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения;

Осуществление мероприятий по частичной санитарной обработке пораженных;

Командир дружины отвечает за:

Подготовку сандружины к действиям в ЧС;

Оснащение сандружины всеми необходимыми средствами оказания первой медицинской помощи пораженным в очагах поражения.

^ Звено противорадиационной и противохимической защиты (ПР и ПХЗ) предназначено для:

> разработки и осуществления мероприятий по защите учащихся и персонала от радиоактивного, химического и бактериологического поражения;

> контроля за состоянием средств индивидуальной и коллективной защиты;

> проведения мероприятий по ликвидации последствий радиоактивного, химического и бактериологического (биологического) заражения;

> организации, при необходимости, изготовления простейших СИЗ (в случае недостатка промышленных средств защиты органов дыхания).

Руководителем звена ПР и ПХЗ, как правило, назначается преподаватель химии. Состав звена определяется, исходя из наличия приборов Р и ХР, средств обеззараживания одежды, обуви, оборудования и территории.

Звено должно иметь, исходя из реальной обстановки мирного и военного времени и характера ближайших промышленных и других объектов, средства радиационной (приборы ДП-5), химической (ВПХР), бактериологической защиты (МПХР) или другие приборы радиационного, химического, дозиметрического и бактериологического контроля.

Звено при ПХЗ создает пост наблюдения за радиационной и химической обстановкой (ПРХН), который обеспечивается соответствующими приборами, средствами связи, СИЗ и другим необходимым имуществом.

Задачей поста радиационного и химического наблюдения является ведение радиационной и химической разведки и своевременный доклад в штаб ГО ЧС учебного заведения о радиационной и химической обстановке в районе учебного заведения.

При создании других формирований старшими (командирами) этих формирований назначаются преподаватели, профиль подготовки которых близок к данной структуре и задачам формирования, или отвечающие за то или иное направление в системе безопасности учебного заведения в повседневной деятельности (работник, ведающий охраной учебного заведения - ответственный за противопожарную безопасность и т.д.).

В каждом учебном заведении разрабатываются планы:

> «План действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время»

> «План гражданской обороны» - на военное время.

Структура построения планов примерно одинакова. Каждый план состоит из разделов. Первый раздел - «Оценка возможной обстановки при возникновении ЧС». Для «Плана на мирное время - это возможные ЧС природного характера в районе расположения учебного заведения, ЧС в самом учебном заведении (пожары, взрывы, разлив ртути, отравления при проведении химических опытов и т.д.), оценка предприятий в районе расположения учебного заведения, их технологических процессов с точки зрения возможных опасностей в случае аварий и катастроф на данных предприятиях и возможных последствиях, других особенностей района расположения учебного заведения, влияющих на безопасность учащихся и персонала.

В плане ГО на военное время - это анализ последствий от применения вероятным противником оружия массового или обычного поражения, диверсионных актов с учетом как прямого воздействия, так и воздействия на окружающие предприятия, гидротехнические сооружения и другие объекты.

В результате тщательного анализа возможности возникновения ЧС и их последствий вырабатываются способы защиты учащихся и персонала для каждой ЧС конкретно.

Второй раздел плана отражает порядок выполнения всех мероприятий по предупреждению и действиям в ЧС мирного и военного времени.

Планом определяются ответственные за выполнение мероприятий из персонала учебного заведения, а также расчетное время на каждое мероприятие от времени «Ч».

В плане предусматриваются следующие основные мероприятия:

> укрытие учащихся и персонала в приспособленных помещениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих факторов источников ЧС, а также при угрозе их возникновения;

> эвакуация учащихся и персонала из зоны ЧС в случае угрозы возникновения критических условий для безопасного нахождения людей;

> использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;

> проведения мероприятий медицинской защиты путем применения профилактических медицинских препаратов-антидотов и организации оказания первой медицинской помощи;

> проведение спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

План доводится до всех исполнителей и старшеклассников (старшекурсников). Начальник ГО и начальник штаба ГО и ЧС учебного заведения должны поддерживать взаимодействие со штабами ГО и ЧС предприятий и учреждений, расположенных вблизи учебного заведения, заместитель начальника ГО по эвакуации - с председателем эвакуационной комиссии города (района), на территории которых расположено учебное заведение.

Основные обязанности учащихся и персонала учебных заведений в выполнении мероприятий РСЧС и ГО

Учащиеся и персонал учебного заведения являются гражданами РФ и на основании федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также закона «Об обороне» обязаны выполнять основные требования этих законов, такие как:

1) соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ в области защиты населения и территории от ЧС в мирное и военное время;

2) соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушения производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС;

3) изучать основные способы защиты населения и территории от ЧС мирного и военного времени, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области.

Однако, специфичность учебного заведения, главной задачей специфики которого является «научить» - возлагает и определенные задачи и обязанности, как на персонал, так и на учащихся.

В обязанности персонала входят:

1) научить учащихся правилам безопасного поведения и действиям по самозащите, а также приемам оказания помощи другим в ЧС мирного и военного времени;

2) привить и закрепить путем тренировок морально-психологическую готовность к действиям в ЧС;

3) выработать у учащихся волевые качества на выживание в любых ЧС;

4) выполнение этой главной обязанности требует от персонала учебного заведения постоянного совершенствования своих знаний, умений и навыков в области защиты учащихся в ЧС:

а) быть примером исполнения своих обязанностей по выполнению требований законов в области соблюдения правил безопасного поведения, как в повседневной деятельности, так и в ЧС;

б) при возникновении ЧС принять все необходимые меры для защиты учащихся от последствий ЧС;

в) сохранять хладнокровие, спокойствие и не поддаваться панике в любых ситуациях, помня о том, что учащиеся всегда видят в преподавателе пример для подражания, а в ЧС - как человека, который все знает, все умеет и всегда поможет выйти из сложившихся обстоятельств.

Главной обязанностью учащихся является добросовестное отношение к изучению такого учебного предмета, как «Основы безопасности жизнедеятельности». Именно этот предмет предназначен для того, чтобы дать учащимся знания и практические навыки поведения и действия в условиях экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

В процессе изучения «Основ безопасности жизнедеятельности» учащиеся получают навыки:

Действий при угрозе возникновения ЧС;

Пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;

Изготовления простейших средств защиты органов дыхания;

Использования и приспособления домашней одежды и обуви в качестве средств защиты в условиях заражения воздуха и местности РВ, ОВ, БС и АХОВ;

Предохранения продуктов питания и питьевой воды от заражения;

Проведения частичной и полной санитарной обработки открытых частей тела и частичной обработки одежды и обуви;

Работы с приборами радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля;

Действий в составе поста РХН и других формирований;

Быстро и уверенно выполнять нормативы ГО;

Пользования индивидуальной аптечкой АИ-2;

Оказания первой помощи пораженным и раненым.

Обучить этому, привить чувство обязательности и необходимости этих знаний и практических навыков для защиты своей жизни и оказания помощи товарищам в ЧС - долг и главная обязанность учителя, преподавателя и всего персонала учебного заведения. Это и есть вклад в успешное выполнение мероприятий РСЧС и ГО.

Учебное заведение любого типа - это самостоятельный объект (организация) и в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» и Указом президента РФ № 643 от 5.11.95 г. «О гражданской обороне» оно обязано:

1. Планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты учащихся и персонала от ЧС мирного и военного времени.

2. Планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования учебного заведения и обеспечению жизнедеятельности учащихся и персонала в ЧС.

3. Обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обучение учащихся и персонала учебного заведения способам защиты и действиям в ЧС.

4. Создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения в ЧС.

5. Обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории учебного заведения в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС и др.

Ответственность за выполнение этих задач персонально несет директор учебного заведения.

На персонал учебного заведения возлагается ответственность за здоровье и жизнь учащихся (детей) при любых ЧС.

Основная задача персонала учебного заведения по организации защиты детей в ЧС определяется их моральной, административной и юридической ответственностью за жизнь и здоровье детей - принятие всех необходимых мер в любой ЧС для того, чтобы исключить или ослабить воздействие неблагоприятных факторов создавшейся обстановки.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Федеральный закон о гражданской обороне и его содержание. Основные понятия и система мероприятий. Структура гражданской обороны Российской Федерации. Задачи в области гражданской обороны, принципы ее организации и ведения. Руководство гражданской обороны.

    презентация , добавлен 03.09.2014

    Российская система предупреждения и действий в чрезвычайной ситуации, ее предназначение и структура. Основные силы и средства гражданской обороны. Единая государственная политика в области предупреждения и ликвидации последствий стихийных бедствий.

    реферат , добавлен 13.02.2014

    Основные задачи МЧС России в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона, ее структура и задачи по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них.

    контрольная работа , добавлен 14.04.2012

    Гражданская оборона на объектах экономики. Обязанности граждан Российской Федерации по ГО. Основные режимы функционирования системы гражданской обороны. Гражданская оборона третьего тысячелетия. Роль экономистов в разработке гражданской обороны.

    контрольная работа , добавлен 06.03.2011

    Понятие и организационная структура гражданской обороны, ее роль и место в общей системе национальной безопасности России. Принципы ведения и основы государственной политики в сфере гражданской обороны, степени готовности ГО и порядок их оценки.

    методичка , добавлен 25.01.2010

    Основные задачи, принципы организации, структура и нормативно-правовая база гражданской обороны (ГО). Характеристика выполняемых мероприятий, соответствующих степени готовности ГО. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере ГО.

    лекция , добавлен 13.02.2012

    Нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы гражданской обороны. Указы Президента Российской Федерации, постановления. Структура и место обороны в общей системе национальной безопасности. Нештатные формирования и учреждения спасательных служб.

    лекция , добавлен 21.03.2014

    Порядок создания медицинской службы гражданской обороны, её место в системе здравоохранения. Задачи службы медицины катастроф Министерства здравоохранения субъекта РФ. Организация медицинской разведки и медицинского обеспечения населения в военное время.

    реферат , добавлен 03.07.2015

    Особенности структуры и задачи органов управления медицинской службы гражданской обороны. Методика и этапы формирования МС ГО, оценка ее возможностей по оказанию медицинской помощи поражённым. Подготовка и укомплектование кадрами формирований МС ГО.

    методичка , добавлен 25.01.2010

    Гражданская оборона России - составная часть общей системы государственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время. Задачи, связанные с подготовкой населения и промышленности. Роль, место и задачи ОВД в системе гражданской обороны.

ГО в учебных заведениях организуется также как и на ОНХ, нос учетом их особенностей и технических возможностей. Начальником ГО учебного заведения является директор, который своим приказом назначает начальником штаба ГО одного из штатных работников учебного заведения (как правило, преподавателя по допризывной подготовке юношей).

Все мероприятия по ГО в учебных заведениях проводятся по распоряжению начальника ГО (директора) штатными работниками, преподавателями. Для проведения мероприятий ГО в учебном заведении создаются различные службы и формирования (отряды, команды, группы, звенья). Командирами формирований назначаются лица постоянного состава учебного заведения.

Студенты и учащиеся включаются в состав формирований ГО и привлекаются на объектовые учения. В учебном заведении могут быть созданы следующие формирования:

    звено связи (руководитель - преподаватель, дежурные смены у телефона, посыльные);

    команда по охране общественного порядка (руководитель - сотрудник, ведающий охраной, дружинники);

    команда противопожарной службы (руководитель - работник, отвечающий за противопожарную службу);

    дружина медицинской службы (руководитель - начальник медпункта);

    звено ПРЗ и ПХЗ (руководитель - преподаватель химии).

Каждый студент (учащийся) учебного заведения должен уметь:

      действовать при угрозе возникновения ЧС;

      пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты;

      изготавливать простейшие средства защиты органов дыхания;

      приспосабливать и использовать домашнюю одежду и обувь в качестве средств защиты в условиях заражения воздуха и местности радиоактивных веществ (РВ), отравляющих веществ (ОВ), биологических средств (БС);

      предохранять продукты питания и питьевую воду от заражения;

      проводить частичную санитарную обработку открытых частей тела и частичную обработку одежды и обуви;

      работать с приборами радиационной и химической разведки дозиметрического контроля;

      действовать в составе поста РХН, других формирований;

      быстро и уверенно выполнять нормативы ГО;

      пользоваться аптечкой индивидуальной (АИ);

      оказывать первую доврачебную помощь пораженным и раненым.

Тема 2. Классификация чс.

По происхождению чрезвычайные ситуации (ЧС) подразделяются на естественные и техногенные.

По социальным признакам техногенные ЧС делят на ЧС мирного и военного времени.

ЧС военного времени возникают при применении современных средств поражения: ядерного, химического и биологического оружия, а также новейших видов обычного оружия.

Группы опасностей

Характеристика опасностей

По происхождению

природные, техногенные, антропогенные, экологические, смешанные

По нанесенному ущербу

социальные, технические, экологические, грунтовые, индивидуальные и др.

По сфере проявления

бытовые, дорожно-транспортные, производственные, спортивные и др.

По времени проявления негативных последствий

импульсивные и кумулятивные

По локализации

литосферные, гидросферные, атмосферные или связанные с космосом

К техногенным ЧС мирного времени относятся ситуации, связанные с выбросом в окружающую среду радиоактивных веществ (РВ), сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), горючих и взрывчатых веществ, инфекционных БС.

ЧС естественного происхождения называются стихийными бедствиями (СБ): землетрясения, наводнения, оползни, снежные лавины, сели, ураганы, циклоны, тайфуны, пожары, извержение вулканов, эпидемии.

ЧС естественного происхождения являются прямым следствием особо опасных явлений, под которыми понимают любые изменения окружающей природной среды, которые угрожают жизни человека, резко усложняют его деятельность.

По степени опасности они делятся на:

1. Экстремальные природные явления - отклонения от средних многолетних показателей закономерного протекания природных процессов, типичных для даной территории.

2. Стихийные природные явления уничтожают материальные ценности, созданные людьми и угрожают жизни и здоровью населения.

3. Стихийные и непредвиденные процессы сопровождаются разрушительными действиями в отношении самой природы, уничтожением материальных ценностей и гибелью людей.

4. Природные катастрофы и стихийные процессы особо разрушительной силы распространяются на большую территорию и приводят к массовой гибели людей, животного и растительного мира.

По происхождению различают: природные, антропогенные, биогенные и техногенные особо опасные явления.

По времени развития : внезапные, кратковременные, многолетние и вековые.

Более 30 видов природных особо опасных явлений выделяются в три группы:

1. Литосферные - землетрясения, извержения вулканов, горные обвали, оползни, выбросы горных пород, карст и термокарст, эрозия грунтов, подземное обмерзание и др.

2. Гидросферные - цунами, наводнения, селевые потоки, снеговые лавины, ледовые заторы, гололедица, обмерзания судов и гидротехнических сооружений.

3. Атмосферные - бури, смерчи, ураганы, грозы, ливни и снегопады, град, гололед, засухи, пожары, заморозки, экстремально низкие температуры, обмерзание высоких сооружений и летательных аппаратов.

Для Украины характерны практически все виды геофизических, геологических, гидрометеорологических и других стихийных бедствий.

Большая добыча полезных ископаемых, интенсивное использование земельных, лесных, водных, энергетических ресурсов, дальнейшее развитие орошения и осушения земель, прокладывания инженерных коммуникаций (автомобильных дорог и железнодорожных путей), линий электропередач и связи, строительство больших комплексов приводит к нарушению природного баланса.

Все это способствует активизации и усилению стихийных бедствий.

Независимо от источника возникновения стихийные бедствия характеризуются значительной мощностью и разной продолжительностью - от нескольких минут (снеговые лавины) до нескольких часов (сели), дней (оползни) и месяцев (наводнения).

Стихийные бедствия, которые возникают в природе, упорядочиваются общим закономерностям:

1. Для каждого вида может быть установлена специфическая приспособленность в пространстве;

2. Стихийным бедствиям свойственна определенная повторяемость (чем больше интенсивность бедствия, тем оно меньше повторяется с подобной силой); с большей или меньшей вероятностью возможно установить зависимость разрушительного эффекта стихийных бедствий от размаха, продолжительности, интенсивности геологических и гидрометеорологических процессов.

Таким образом, при всей неожиданности того или иного вида стихийного бедствия, его возможное возникновение можно предвидеть. Стихийные бедствия во многих случаях возникают во взаимодействии одного с другим.

ОРГАНИЗАЦИЯ ГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" Гражданская оборона это – система мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Для решения этих задач на базе организаций (в том числе и в учебных заведениях) создаются гражданские организации гражданской обороны.

Задачи в области гражданской обороны:

Обучение учащихся и личного состава уч. заведения способам защиты от опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Оповещение учащихся и личного состава об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Эвакуация учащихся и личного состава, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

Проведение мероприятий по световой маскировке;

Проведение аварийно – спасательных работ в случае возникновения опасностей;

Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

Восстановление и поддержание порядка в уч.заведении при ведении военных действий или вследствие этих действий;

Медицинское обслуживание, включая первой медицинской помощи;

Обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО.

Директор УЗ– начальник ГО планирует и организует проведение мероприятий по ГО, осуществляет обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

1. В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" гражданские организации гражданской обороны представляют собой формирования, не входящие в состав Вооруженных Сил Р.Ф. создаваемые для защиты населения и организации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

2. Формирования создаются для проведения аварийно – спасательных и других неотложных работ и первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также для участия в борьбе с пожарами, в обнаружении и обозначении районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению, обеззараживания населения, техники, зданий и территорий, восстановления и поддержания порядка в пострадавших районах.

3. Организациями могут создаваться спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, аварийно – технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационной и химической защиты, связи, охраны общественного порядка, питания, торговли и другие виды формирований.

4 В формирования могут быть зачислены граждане Р.Ф: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1, 2 и 3 группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет.

5 Деятельность формирований осуществляется по соответствующим планам гражданской обороны организаций, городов, районов и субъектов Р.Ф.

ликвидация учебный мирный должностной

Структура и задачи ГО в образовательных учреждениях

Организационная структура ГО РФ определяется общегосударственным и политико-административным устройством, возможным характером чрезвычайных ситуаций, возникающих в мирное и военное время и задачами, возложенными на нее.

ГО организуется по территориально-производственному принципу.

Территориальный принцип организации означает, что независимо от ведомственной принадлежности и характера собственности ГО объекта экономики (ГО ОЭ) организационно входит в структуру ГО соответствующих регионов, субъектов РФ, городов, районов, на территории которых они расположены.

Производственный принцип организации заключается в том, что ГО ОЭ организационно также входит в структуру ГО соответствующих Министерств и ведомств, руководители которых несут полную ответственность за состояние ГО на этих объектах (в этих учреждениях) экономики.

Организация ГО предусматривает сочетание централизованного и децентрализованного управления силами и средствами.

Гражданская оборона организуется на всех объектах экономики, к которым относятся промышленные и сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, учебные заведения. Организационная структура ГО ОЭ определяется характером производства, коллективом рабочих, персонала, технических возможностей и других особенностей.

Основными задачами ГО учебного заведения являются:

планирование и осуществление необходимых мер в области защиты персонала и учащихся в ЧС мирного и военного времени;

планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования учебного заведения в ЧС;

обеспечение создания, подготовки и поддержания в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС;

обучение персонала и учащихся способам защиты и действиям в ЧС;

создание и поддержание в постоянной готовности локальной системы оповещения;

обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Начальник ГО - Директор УЗ для решения задач по защите жизни и здоровья учащихся и персонала учебного заведения в ЧС, обусловленных стихийными бедствиями, техногенными авариями и катастрофами, в УЗ может быть создана объектовая комиссия по ЧС.

Такие комиссии, как правило, создаются в учебном заведении в условиях возникновения ЧС в районе расположения учебного заведения. Возглавляет комиссию директор школы – начальник ГО.

Основной задачей учебного заведения в области защиты учащихся и персонала от ЧС является изучение с ними основных мероприятий ГО, как составной части мероприятий РСЧС и правил безопасного поведения в ЧС. Гражданская оборона учебного заведения организуется так же, как и на объектах экономики, но с учетом своих особенностей и технических возможностей. В зависимости от профиля, задач, количества учащихся и персонала в учебных заведениях могут быть созданы и другие невоенизированные формирования ГО.

Функциональные обязанности по ГО должностных лиц учебного заведения

Начальник ГО учебного заведения (директор учебного заведения) – подчиняется соответствующим должностным лицам ведомства, в ведении которого находится данное учебное заведение, а в оперативном отношении – начальнику ГО по месту расположения учебного заведения.

Он несет ответственность за организацию ГО учебного заведения и постоянную готовность сил и средств к проведению спасательных и других неотложных работ.

В обязанности начальника ГО учебного заведения входит:

обеспечение мероприятий по защите персонала и учащихся в ЧС мирного и военного времени;

обеспечение оповещения и связи, непрерывного управления службами и формированиями;

создание, оснащение, подготовку сил ГО учебного заведения и поддержание их постоянной готовности;

обучение персонала и учащихся действиям в ЧС;

повышение устойчивости работы учебного заведения в условиях ЧС мирного и военного времени.

По распоряжению директора-начальника ГрОб учебного заведения все мероприятия по ГО проводятся штатными работниками, преподавателями.

Для проведения мероприятий ГО в учебных заведениях создаются различные службы и формирования с учетом специфики учебного заведения.

Формированиями ГО являются отряды, команды, группы, звенья. Командирами формирований назначаются лица постоянного состава учебного заведения. Студенты вузов, техникумов и учащиеся общеобразовательных учреждений всех форм обучения включаются в состав формирований ГО и привлекаются на объектовые учения, проводимые штабами.

Заместителем начальника ГО по эвакуации , он же председатель эвакуационной комиссии, назначается, как правило, заведующий учебной частью учебного заведения. Эвуакуационная комиссия создается с целью организованного вывода (вывоза) учащихся и персонала из зон ЧС природного, техногенного и социального характера, их кратковременное размещение в заблаговременно подготовленных районах, находящихся вне зон действия поражающих факторов ЧС. Заместитель начальника ГО по эвакуации отвечает за проведение эвакуации в ЧС.

Он обязан:

1) разрабатывать мероприятия по экстренной эвакуации учащихся и персонала учебного заведения в случае ЧС;

2) участвовать в разработке и корректировке планов ГО учебного заведения по вопросам эвакуации;

3) руководить специальной подготовкой личного состава эвакокомиссии;

4) поддерживать связь с приемными эвакокомиссиями и эвакопунктами загородной зоны.

^ При угрозе и возникновении ЧС:

5) с получением соответствующей информации (сигнала, распоряжения) уточнить обстановку и задачи эвакокомиссии;

6) организовать оповещение и сбор учащихся и персонала на сборный эвакопункт;

7) руководить работой эвакокомиссии по отправке учащихся и персонала, а также за размещением в безопасной (загородной) зоне.

Заместитель начальника ГО учебного заведения по материально-техническому снабжению отвечает за обеспечение материальными средствами и имуществом учащихся и персонала, участвующих в ликвидации последствий ЧС.

Он обязан:

участвовать в разработке раздела плана ГО на мирное и военное время по МТО формирований, предназначенных для проведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий ЧС;

создавать запасы СИЗ, одежды и других материальных средств, необходимых для обеспечения учащихся и персонала, формирований в ЧС мирного и военного времени;

разрабатывать и проводить мероприятия по повышению устойчивости работы службы МТО в условиях ЧС;

периодически уточнять расчеты на поставку СИЗ и материально-технических средств.

Для организации управления деятельности учебного заведения по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям создается штаб ГО ЧС в составе начальника штаба, его заместителя и помощника.

Начальником штаба ГО ЧС, как правило, назначается заместитель начальника ГО, его заместитель и помощник – из постоянного состава персонала учебного заведения.

Начальник штаба ГО ЧС имеет право от имени начальника ГО отдавать приказы и распоряжения по вопросам ГО и ЧС.

На штаб ГО ЧС учебного заведения возлагается:

организация и обеспечение непрерывного управления в ЧС;

оповещение служб, формирований, персонала и учащихся об угрозе и возникновении ЧС;

разработка планов ГО на военное время и плана предупреждения и ликвидации последствий ЧС мирного времени;

осуществление мероприятий по защите учащихся и персонала в ЧС мирного и военного времени;

организация боевой подготовки формирований, персонала и учащихся по ГО и действиям в ЧС мирного и военного времени;

создание и обеспечение в постоянной готовности локальной системы оповещения о ЧС;

обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории учебного заведения.

Другими словами, начальник штаба ГО ЧС учебного заведения организует устойчивое управление и надежно действующую систему оповещения, разведку, текущее и перспективное планирование, боевую подготовку личного состава формирования, осуществляет контроль за выполнением всех мероприятий ГО ЧС.

На штаб ГО ЧС возлагается задача организации и проведения «Дня защиты детей».

Невоенизированные формирования создаются в учебном заведении из персонала и учащихся старших курсов (классов). Руководителями назначаются преподаватели, которые выполняют по совместительству функциональные обязанности командиров соответствующих формирований.

Спасательная группа (команда) – ее командиром назначается, как правило, преподаватель физкультуры или другое, подготовленное для этих целей лицо из преподавательского состава.

На спасательную группу (команду) возлагается задача по розыску пораженных, извлечение их из-под завалов, из разрушенных помещений, зданий, убежищ, вынос пораженных.

Спасательные группы, как правило, действуют с санитарными дружинами или санитарными постами, в задачу которых входит оказание первой помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения.

Санитарная дружина (санитарный пост) организуется на базе медицинского пункта учебного заведения. Руководителем (командиром СД (СП) является начальник медицинского пункта. Состав дружины (поста) определяется приказом начальника ГО учебного заведения.

На сандружину возлагаются следующие задачи:

проведение санитарно-гигиенических и профилактических мероприятий;

оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения;

осуществление мероприятий по частичной санитарной обработке пораженных;

Командир дружины отвечает за:

подготовку сандружины к действиям в ЧС;

оснащение сандружины всеми необходимыми средствами оказания первой медицинской помощи пораженным в очагах поражения.

Звено противорадиационной и противохимической защиты (ПР и ПХЗ) предназначено для:

разработки и осуществления мероприятий по защите учащихся и персонала от радиоактивного, химического и бактериологического поражения;

контроля за состоянием средств индивидуальной и коллективной защиты;

проведения мероприятий по ликвидации последствий радиоактивного, химического и бактериологического (биологического) заражения;

организации, при необходимости, изготовления простейших СИЗ (в случае недостатка промышленных средств защиты органов дыхания).

Руководителем звена ПР и ПХЗ, как правило, назначается преподаватель химии. Состав звена определяется, исходя из наличия приборов Р и ХР, средств обеззараживания одежды, обуви, оборудования и территории.

Звено должно иметь, исходя из реальной обстановки мирного и военного времени и характера ближайших промышленных и других объектов, средства радиационной (приборы ДП-5), химической (ВПХР), бактериологической защиты (МПХР) или другие приборы радиационного, химического, дозиметрического и бактериологического контроля.

Звено при ПХЗ создает пост наблюдения за радиационной и химической обстановкой (ПРХН), который обеспечивается соответствующими приборами, средствами связи, СИЗ и другим необходимым имуществом.

Задачей поста радиационного и химического наблюдения является ведение радиационной и химической разведки и своевременный доклад в штаб ГО ЧС учебного заведения о радиационной и химической обстановке в районе учебного заведения.

При создании других формирований старшими (командирами) этих формирований назначаются преподаватели, профиль подготовки которых близок к данной структуре и задачам формирования, или отвечающие за то или иное направление в системе безопасности учебного заведения в повседневной деятельности (работник, ведающий охраной учебного заведения - ответственный за противопожарную безопасность и т.д.).

В каждом учебном заведении разрабатываются планы:

«План действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время»

«План гражданской обороны» – на военное время.

Структура построения планов примерно одинакова. Каждый план состоит из разделов. Первый раздел – «Оценка возможной обстановки при возникновении ЧС». Для «Плана на мирное время – это возможные ЧС природного характера в районе расположения учебного заведения, ЧС в самом учебном заведении (пожары, взрывы, разлив ртути, отравления при проведении химических опытов и т.д.), оценка предприятий в районе расположения учебного заведения, их технологических процессов с точки зрения возможных опасностей в случае аварий и катастроф на данных предприятиях и возможных последствиях, других особенностей района расположения учебного заведения, влияющих на безопасность учащихся и персонала.

В плане ГО на военное время – это анализ последствий от применения вероятным противником оружия массового или обычного поражения, диверсионных актов с учетом как прямого воздействия, так и воздействия на окружающие предприятия, гидротехнические сооружения и другие объекты.

В результате тщательного анализа возможности возникновения ЧС и их последствий вырабатываются способы защиты учащихся и персонала для каждой ЧС конкретно.

Второй раздел плана отражает порядок выполнения всех мероприятий по предупреждению и действиям в ЧС мирного и военного времени.

Планом определяются ответственные за выполнение мероприятий из персонала учебного заведения, а также расчетное время на каждое мероприятие от времени «Ч».

В плане предусматриваются следующие основные мероприятия:

укрытие учащихся и персонала в приспособленных помещениях или в специальных защитных сооружениях во время действия поражающих факторов источников ЧС, а также при угрозе их возникновения;

эвакуация учащихся и персонала из зоны ЧС в случае угрозы возникновения критических условий для безопасного нахождения людей;

использование средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожных покровов;

проведения мероприятий медицинской защиты путем применения профилактических медицинских препаратов-антидотов и организации оказания первой медицинской помощи;

проведение спасательных и других неотложных работ в очагах поражения.

План доводится до всех исполнителей и старшеклассников (старшекурсников). Начальник ГО и начальник штаба ГО и ЧС учебного заведения должны поддерживать взаимодействие со штабами ГО и ЧС предприятий и учреждений, расположенных вблизи учебного заведения, заместитель начальника ГО по эвакуации – с председателем эвакуационной комиссии города (района), на территории которых расположено учебное заведение.

Основные обязанности учащихся и персонала учебных заведений в выполнении мероприятий РСЧС и ГО

Учащиеся и персонал учебного заведения являются гражданами РФ и на основании федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также закона «Об обороне» обязаны выполнять основные требования этих законов, такие как:

1) соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ в области защиты населения и территории от ЧС в мирное и военное время;

2) соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушения производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС;

3) изучать основные способы защиты населения и территории от ЧС мирного и военного времени, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области.

Однако, специфичность учебного заведения, главной задачей специфики которого является «научить» - возлагает и определенные задачи и обязанности, как на персонал, так и на учащихся.

В обязанности персонала входят:

1) научить учащихся правилам безопасного поведения и действиям по самозащите, а также приемам оказания помощи другим в ЧС мирного и военного времени;

2) привить и закрепить путем тренировок морально-психологическую готовность к действиям в ЧС;

3) выработать у учащихся волевые качества на выживание в любых ЧС;

4) выполнение этой главной обязанности требует от персонала учебного заведения постоянного совершенствования своих знаний, умений и навыков в области защиты учащихся в ЧС:

а) быть примером исполнения своих обязанностей по выполнению требований законов в области соблюдения правил безопасного поведения, как в повседневной деятельности, так и в ЧС;

б) при возникновении ЧС принять все необходимые меры для защиты учащихся от последствий ЧС;

в) сохранять хладнокровие, спокойствие и не поддаваться панике в любых ситуациях, помня о том, что учащиеся всегда видят в преподавателе пример для подражания, а в ЧС - как человека, который все знает, все умеет и всегда поможет выйти из сложившихся обстоятельств.

Главной обязанностью учащихся является добросовестное отношение к изучению такого учебного предмета, как «Основы безопасности жизнедеятельности». Именно этот предмет предназначен для того, чтобы дать учащимся знания и практические навыки поведения и действия в условиях экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

В процессе изучения «Основ безопасности жизнедеятельности» учащиеся получают навыки:

действий при угрозе возникновения ЧС;

пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты;

изготовления простейших средств защиты органов дыхания;

использования и приспособления домашней одежды и обуви в качестве средств защиты в условиях заражения воздуха и местности РВ, ОВ, БС и АХОВ;

предохранения продуктов питания и питьевой воды от заражения;

проведения частичной и полной санитарной обработки открытых частей тела и частичной обработки одежды и обуви;

работы с приборами радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля;

действий в составе поста РХН и других формирований;

быстро и уверенно выполнять нормативы ГО;

пользования индивидуальной аптечкой АИ-2;

оказания первой помощи пораженным и раненым.

Обучить этому, привить чувство обязательности и необходимости этих знаний и практических навыков для защиты своей жизни и оказания помощи товарищам в ЧС – долг и главная обязанность учителя, преподавателя и всего персонала учебного заведения. Это и есть вклад в успешное выполнение мероприятий РСЧС и ГО.

Учебное заведение любого типа – это самостоятельный объект (организация) и в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» и Указом президента РФ № 643 от 5.11.95 г. «О гражданской обороне» оно обязано:

1. Планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты учащихся и персонала от ЧС мирного и военного времени.

2. Планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования учебного заведения и обеспечению жизнедеятельности учащихся и персонала в ЧС.

3. Обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обучение учащихся и персонала учебного заведения способам защиты и действиям в ЧС.

4. Создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения в ЧС.

5. Обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории учебного заведения в соответствии с планами предупреждения и ликвидации ЧС и др.

Ответственность за выполнение этих задач персонально несет директор учебного заведения.

На персонал учебного заведения возлагается ответственность за здоровье и жизнь учащихся (детей) при любых ЧС.

Основная задача персонала учебного заведения по организации защиты детей в ЧС определяется их моральной, административной и юридической ответственностью за жизнь и здоровье детей – принятие всех необходимых мер в любой ЧС для того, чтобы исключить или ослабить воздействие неблагоприятных факторов создавшейся обстановки .

Размещ

В понятие «гражданская оборона» (ГО) входит комплекс мер, заключающихся в подготовке к защите людей, материального имущества на территории России от опасных ситуаций, которые появляются в случае военных действий или по причине этих действий. Для того чтобы осуществить выполнение заданий в организациях, включая и учебные заведения, нужно создать управленческие сообщества гражданской обороны. Обеспечение высокого уровня гражданской обороны в учреждениях образовательного типа – актуальная проблема современного государства.

Задачи гражданской обороны в учебном заведении

Учреждения образовательного типа должны подготовиться к гражданской обороне в мирное время. Задачи в области ГО:

  • организация обучения учеников и преподавателей заведения методам защиты от опасных ситуаций, которые внезапно возникают в случае военных действий;
  • оповещение обучающихся и личного состава при возникновении опасных ситуаций в случае военных действий;
  • организация эвакуации находящихся внутри учреждения людей, материального имущества в неопасные зона;
  • организация мероприятий, связанных со световой маскировкой;
  • медицинское обслуживание, оказание первой медицинской помощи;
  • выявление и маркировка зон, находящихся под влиянием всевозможных типов заражения (биологического, радиоактивного, химического).

Обязанности начальника ГО

Руководитель учреждения – начальник ГО отвечает за организацию мероприятий по ГО, проводя обучение учащихся и преподавателей методам защиты от опасностей в случае возникающих военных действий. Директор учреждения должен подготовить приказ об организации ГО.

В должностные обязанности руководителя (директора) ГО учебного заведения входит обеспечение мер по защите преподавателей и учащихся при возникновении опасных ситуаций, обучение персонала действиям в случае военных действий. Для того чтобы эффективно провести все мероприятия по ГО в учреждениях образовательного типа организуются службы и комиссии, учитывая особенности каждого учреждения.

Формирования ГО:

  • отряды;
  • команды;
  • группы;
  • звенья.

Штаб ГО ЧС

Для руководства деятельностью учебного учреждения по вопросу ГО и чрезвычайных ситуаций (ЧС) формируется специальный штаб ГО ЧС, в который входят начальник штаба, заместитель и помощник. Начальник штаба ГО ЧС, опираясь на мнение начальника ГО, может отдавать приказы по вопросам, связанным с ГО И ЧС.

В учебном учреждении должны быть разработаны два плана – «План действий по предупреждению и ликвидации ЧС в мирное время» и «План гражданской обороны в случае ведения военных действий». Структурирование планов практически не отличается один от другого. Оба планы состоят из отдельных разделов. В плане ГО на военное время должны быть затронуты следующие вопросы:

  • укрытие учеников и личного персонала в специально отведенных помещениях;
  • организация эвакуации людей при возникновении ЧС;
  • использование средств защиты дыхательных органов;
  • организация спасения людей в зонах поражения.

Учебные заведения согласно ФЗ России «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» и Указа президента Росси «О гражданской обороне» должны обеспечить проведение необходимых мероприятий, связанных с ГО на территории заведения. Ответственность за обеспечение этих мер возлагается на руководителя (директора) заведения. Персонал заведения учебного типа отвечает за жизнь и здоровье учащихся в случае возникновения ЧС. Организация гражданской обороны в учебных заведениях даст возможность избежать угроз от внезапно возникающих ЧС в мирное время и во время военных действий.



Просмотров