Определение арбитражного суда о введении наблюдения пример. Процедура наблюдения при банкротстве. Особенности процедуры наблюдения при банкротстве

Дело о банкротстве начинается с подачи заявления о признании должника банкротом. Судья арбитражного суда должен вынести определение о принятии такого заявления и указать в нем дату заседания, на котором будет рассматриваться вопрос обоснованности заявления о признании должника банкротом (п. 1,2,3 ст. 42 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). По итогам этого заседания может быть принято определение о признании требований заявителя обоснованными и введении процедуры наблюдения (п. 6 ст. 42 , п. 3 ст. 48 , п. 1 ст. 62 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Что такое наблюдение при банкротстве

Процедура наблюдения применяется к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа его финансового состояния, составления реестра требований кредиторов и проведения их первого собрания. За процедуру наблюдения отвечает временный управляющий (ст. 2 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Процедура наблюдения при банкротстве юридического лица это по сути предварительный этап, поскольку целью процедуры не является ни полное восстановление платежеспособности компании, ни ее ликвидация. В ходе наблюдения должно быть созвано первое собрание кредиторов, по итогам которого может быть принято одно из следующих решений (ст. 74 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ):

  • о введении финансового оздоровления;
  • о введении внешнего управления;
  • об обращении в суд с тем, чтобы признать должника банкротом и открыть конкурсное производство;
  • о заключении мирового соглашения (ст. 151 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

То есть признание должника банкротом - лишь один из вариантов сценариев дальнейшего развития событий. И только если кредиторы выберут его, фактически начнется банкротство компании.

Отметим, что наблюдение является обязательной процедурой и определение о ее введении подлежит немедленному исполнению (п. 4 ст. 49 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

Плюсы и минусы наблюдения

Проведение процедуры наблюдения при банкротстве имеет как свои достоинства, так и недостатки. КС РФ в свое время отмечал, что наблюдение позволяет учесть законные интересы всех участников дела о банкротстве, в том числе «предупредить злоупотребление правами как со стороны должника, так и со стороны кредиторов» (Постановление Конституционного Суда РФ от 12.03.2001 N 4-П).

Вместе с тем, наблюдение влечет за собой и определенные риски, к примеру, создает условия руководству должника снизить стоимость бизнеса, даже под «приглядом» временного управляющего. Кроме того, введение наблюдения замедляет конкурсный процесс, что негативно сказывается на деятельности кредиторов. В связи с этим многие специалисты считают процедуру наблюдения неэффективной и выступают за полный отказ от нее на законодательном уровне.

  • Как начинается процедура банкротства?
  • Как предприятие осуществляет свою деятельность в период наблюдения?
  • Период, в течение которого ведется наблюдение
  • Мероприятия в период наблюдения
  • Кто должен быть уведомлен о начале процедуры наблюдения?
  • Проведение первого собрания кредиторов
  • Когда заканчивается процедура наблюдения?

Необходимость введения процедуры наблюдения вызвана требованием сохранности имущества должника по причине его несостоятельности (банкротства). Введение этой процедуры помогает сделать полноценный анализ финансового состояния банкрота, чтобы максимально расплатиться с кредиторами в соответствии с реестром требований кредиторов. Как осуществляется наблюдение и в какие сроки проводится?

Как начинается процедура банкротства?

Наблюдение при банкротстве не применяется:

  • к должникам, по которым принято решение об их ликвидации;
  • если должник отсутствует;
  • предприятие ведет деятельность по привлечению финансов незаконно;
  • к физическим лицам.

Наблюдение, как подготовительная процедура, необходима перед ликвидацией или оздоровлением предприятия (организации, компании). В этот период необходимо собрать необходимую документацию, оповестить заинтересованные стороны, подготовить решения, основанием для которых служит анализ финансового состояния должника.

Наблюдение это обязательная процедура, без которой во время реализации мероприятий банкротства, обойтись нельзя.

Для того чтобы ввести наблюдение, необходимо в определении арбитражного суда установить:

  • обоснованы ли требования заявителя, и нужно ли введение наблюдения;
  • утверждение кандидатуры временного управляющего;
  • в каком размере устанавливается вознаграждение временному управляющему, и из какого источника средств оно будет выплачиваться.

В случае невозможности выдвижения кандидатуры управляющего во время определения о введении наблюдательной процедуры, суд откладывает этот вопрос на срок до 15 дней.

Наблюдение начинается подачей заявления конкурсных кредиторов и уполномоченного органа после того как арбитражный суд рассмотрит обоснование требований заявителя, адресованных должнику. Основанием служит определение суда. Заявление также может подать сам должник. При этом наблюдение начинается с даты, которой арбитражный суд примет заявление о признании должника в его несостоятельности.

Органом управления в этот период является руководство предприятия-должника, контролируемое временным управляющим.

Как предприятие осуществляет свою деятельность в период наблюдения?

Предприятие, являющееся должником, работает под наблюдением управляющего со своим прежним руководством.

В этот период запрещается:

  • ликвидировать и проводить реорганизацию предприятия-должника;
  • создавать на его основе другие компании, филиалы, представительства;
  • выпускать ценные бумаги;
  • выходить из состава участников;
  • выплачивать дивиденты;
  • проводить имущественные сделки, превышающие 5% стоимости активов по балансу.

Временный управляющий имеет право принимать решения по проведению сделок, связанных с выдачей гарантий, кредитов, займов, поручительств и др. Формирование реестра требований кредиторов также проводит управляющий.

Период, в течение которого ведется наблюдение

Законодательно срок наблюдения не установлен. Но оно должно завершиться в период, пока рассматривается дело о банкротстве. Срок, в течение которого ведется дело и срок наблюдательного периода совокупно должны закончиться не позднее 7 месяцев от его начала.

Период, по истечению которого должно быть завершено наблюдение :

  • с момента признания должника в несостоятельности (банкротстве) и открытия конкурсного производства;
  • при введении внешнего управления предприятие;
  • при утверждении мирового соглашения.

Введение наблюдения при банкротстве

Мероприятия в период наблюдения

ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» требует обязательного опубликования сведений о введении наблюдения на предприятии.

У временного управляющего после получения определения АС есть срок – 10 дней для отправки в специальный орган (ст.28 ФЗ №127) сведений для опубликования информации о введении наблюдательного периода на предприятии должника. Платить за опубликование сведений обязан должник. Если на его счету нет средств, расплачивается управляющий с последующим возмещением затрат должником.

Правительство Российской Федерации определило печатное издание, которое осуществляет опубликование данной информации – газету «Комерсантъ». Кроме того, данные сведения о банкротстве могут опубликовываться в электронных средствах массовой информации.

В арбитражный суд отправляется копия опубликованной информации с сопроводительным письмом.

С момента получения определения, выданного арбитражным судом, в срок до 5 дней уведомляется руководитель должника о том, что на его предприятие введен временный управляющий, о последствиях введения процедуры и тех ограничения, которые накладываются на все действия в рамках наблюдения.

Руководитель должника в срок до 3 дней получает запрос на предоставление документации предприятия, которая свидетельствует о финансовом состоянии предприятия:

  • уставная документация;
  • бухгалтерские балансы;
  • расчетные счета;
  • отчеты (срок – за 2 последние года);
  • дебиторская, кредиторская задолженность (с расшифровкой).

Кто должен быть уведомлен о начале процедуры наблюдения?

Чтобы выявить все имущество должника и предотвратить его незаконное отчуждение, необходимо в соответствии с требованиями ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» сообщить следующим органам о начале проведения процедуры несостоятельности:

  • Федеральную налоговую службу;
  • Федеральную службу судебных приставов;
  • Фонд социального страхования;
  • Банки, в которых открыты счета должника;

Также необходимо проконтролировать руководство должника в отношении уведомления работников, учредителей, акционеров. Это обязательное действие требуется законом «О несостоятельности» и должно быть выполнено в период до 10 дней со дня вынесения определения арбитражным судом.

Проведение первого собрания кредиторов

Первое собрание кредиторов является значительным этапом для банкрота, так как здесь решается его дальнейшая судьба.

Определение даты проведения первого собрания кредиторов возлагается на временного управляющего. Управляющим должны быть уведомлены все лица, имеющие права на принятие участия в собрании кредиторов, которое проводится впервые.

На этом собрании могут присутствовать:

Принятие решений, которые обсуждаются на первом собрании, осуществляется большинством голосов от общего количества голосов.

Управляющий должен сообщить на собрании результаты анализа финансового состояния банкрота и изложить перспективы восстановления его платежеспособности. Все заключения, которые делает временный управляющий, являются рекомендационными и кредиторы не обязаны их принимать безоговорочно. Их мнение может не совпадать с мнением управляющего.

Временный управляющий направляет протокол этого собрания арбитражному суду в период не позднее 5 дней со дня проведения собрания кредиторов.

Когда заканчивается процедура наблюдения?

Арбитражный суд подводит итог в процедуре наблюдения, вынося решение по результатам первого собрания кредиторов или в соответствии с ФЗ о банкротстве. АС может признать должника банкротом или начать конкурсное производство. Есть вариант вынесения определения по введению внешнего управления или утверждения решения о принятии мирового соглашения.

Наблюдение может быть прекращено АС в случае признания должника банкротом, с началом конкурсного производства, введения мероприятий по финансовому оздоровлению или при мировом соглашении.

2. Временный управляющий обязан не позднее чем через четырнадцать дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения уведомить всех выявленных им кредиторов должника, за исключением кредиторов, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, исполнение обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, исполнение обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения.
3. Руководитель должника обязан уведомить о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения работников должника, учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия в течение десяти дней с даты вынесения такого определения.
4. Сообщение о введении наблюдения должно содержать:
наименование должника - юридического лица или фамилию, имя, отчество должника-гражданина и его адрес;
наименование арбитражного суда, вынесшего определение о введении наблюдения, дату вынесения такого определения и номер дела о банкротстве;
фамилию, имя, отчество утвержденного временного управляющего и адрес для направления корреспонденции временному управляющему;
установленную арбитражным судом дату судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве.
Комментарий к статье 68
1. В отличие от Закона о банкротстве 1998 г., которым запрещалось разглашать любую информацию о возбуждении дела о банкротстве вплоть до момента признания должника банкротом, в соответствии с новым Законом опубликованию подлежат сведения о введении каждой из процедур банкротства и о каждой смене арбитражного управляющего.
2. В соответствии со ст. 28 Закона официальное издание, в котором должны публиковаться указанные сведения, определяется Правительством РФ, которое также устанавливает тираж, периодичность и срок опубликования, порядок финансирования и цены на услуги. До решения Правительством РФ данных вопросов публикации осуществляются в "Российской газете" (п. 6 ст. 231 Закона).
По общему правилу возмещение расходов на опубликование указанных сведений производится за счет должника. В случае отсутствия у него достаточного имущества - за счет средств кредитора, обратившегося с заявлением о возбуждении данного дела о банкротстве (абз. 2 п. 2 ст. 28 Закона). Для большей оперативности передачи материалов на опубликование при отсутствии у должника необходимых средств арбитражный управляющий оплачивает эти расходы за свой счет, после чего решает вопрос о возмещении данных расходов.
3. Определение о введении наблюдения, как указано в п. 4 ст. 49 Закона о банкротстве, подлежит немедленному исполнению, а обжалование этого определения не приостанавливает его действие. Таким образом, оно должно быть в кратчайший срок направлено временному управляющему для обеспечения выполнения им своих функций. В частности, он должен в трехдневный срок с момента получения данного определения направить соответствующее информационное сообщение в адрес уполномоченного издания, обязанного его опубликовать в течение 10 дней. Для выполнения указанного условия периодическое издание должно выходить не реже трех раз в месяц. После опубликования соответствующих сведений временный управляющий в двухнедельный срок дополнительно уведомляет персонально каждого выявленного им кредитора, потенциально имеющего право на участие в работе собрания кредиторов с правом голоса (конкурсные кредиторы и уполномоченные органы). Для этого сразу после своего назначения временный управляющий должен затребовать у руководителя организации-должника перечень имеющихся кредиторов. Кроме того, временный управляющий в ходе дальнейшего изучения документации должника самостоятельно выявляет кредиторов, отсутствующих в представленных данных, которых он также обязан уведомить.
Такое двойное уведомление имеет своей целью предоставить возможность для каждого из кредиторов реализовать свое право на участие в деле о банкротстве. Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в месячный срок с даты опубликования информационного сообщения. Пропуск указанного срока фактически лишает кредитора права принять участие в первом собрании кредиторов, так как требования опоздавших кредиторов будут рассматриваться уже только после введения следующей процедуры банкротства.
В это же время временный управляющий должен уведомить работников организации-должника и его учредителей, причем десятидневный срок исчисляется не с даты получения им определения суда, а со дня вынесения этого определения. Таким образом, если изготовление копий определения по каким-либо причинам задержится, уведомление указанных лиц может быть произведено без приложения копий данного определения.
4. При оперативном информировании заинтересованных лиц может возникнуть некоторая путаница, если за это время данный судебный акт будет обжалован и отменен судом апелляционной инстанции. Сообщение об отмене судебного акта также должно быть опубликовано в этом же порядке.
Обязательное опубликование в уполномоченном издании не исключает возможности публикации информационных сообщений в иных средствах массовой информации. Например, в Интернете сообщение может быть размещено наиболее оперативно и с минимальными затратами, однако не у всех заинтересованных лиц может быть доступ к Интернету. В некоторых случаях более эффективным может быть использование передачи сообщения посредством радио- или телевизионного вещания.

На какой срок вводится процедура наблюдения? Начнем с того, что срок для такой процедуры банкротства, как наблюдение, законодательно не установлен. Однако в Законе «О несостоятельности (банкротстве)» указано, что наблюдение должно быть окончено с учетом срока рассмотрения дела о банкротстве (п. 3 ст. 62 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Он в свою очередь составляет 7 месяцев с даты поступления в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом (ст. 51 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ).

В связи с этим дата завершения наблюдения в определении суда о введении данной процедуры не указывается. Но в нем может быть назначена дата судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве. А не позднее чем за 5 дней до наступления этой даты временный управляющий должен представить в суд отчет о своей деятельности и протокол первого собрания кредиторов (п. 2 ст. 67 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Эти документы составляются по сути уже на финальной стадии наблюдения.

Отметим, что при рассмотрении дел о банкротстве индивидуальных предпринимателей суд должен назначить заседание исходя из наименьшего срока, объективно необходимого для проведения процедуры наблюдения, т. е. для оценки размера задолженности, объема активов должника и т.д. (п. 10 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.06.2011 N 51).

При невозможности рассмотрения дела в срок заседание может быть отложено, но опять же в пределах срока, отводимого на рассмотрение дела о банкротстве, - 7 месяцев, о которых было сказано выше (см. например, Определение АС Архангельской области от 02.10.2013 N А05-3413/2013).

Окончание наблюдения

На первом собрании кредиторов, как правило, принимается одно из ниже перечисленных решений (п. 1 ст. 73 , ст. 74 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ):

  • о введении следующей процедуры в рамках дела о банкротстве (финансового оздоровления или внешнего управления);
  • о признании должника банкротом со всеми вытекающими отсюда последствиями;
  • об утверждении мирового соглашения.

На основании такого решения арбитражный суд выносит соответствующее определение (п. 1 ст. 75 Закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ). Но если решение на собрании принято не было, возможно ли продлить срок процедуры наблюдения?

В такой ситуации суд вправе отложить рассмотрение дела о банкротстве, но опять же в пределах указанных 7 месяцев, и обязать кредиторов принять решение к новому сроку, установленному судом. А если откладывать рассмотрение дела уже некуда и сроки поджимают, то судья самостоятельно принимает решение о введении процедуры финансового оздоровления или внешнего управления, либо о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (

Факт того, что организация или частное лицо является неплатежеспособным, подтверждается признанием банкротства в судебном порядке. Однако желающие признать свои долги списанными должны давать себе отчет в том, что процедура присвоения статуса банкрота представляет собой многоступенчатый процесс. Нормы, прописанные в , устанавливают, что получить статус банкрота может лишь то лицо или организация, которые не просто испытывают временные финансовые затруднения, а в принципе потеряла способность выполнять свои обязательства даже при стандартном ведении дел. Для выявления сданного фактора предназначена процедура наблюдения при банкротстве, которая является обязательным для любого заявителя и представляет собой первоначальный этап . Рассмотрим более подробно, в чем заключается данная стадия.

При каких обстоятельствах вводится процедура наблюдения при банкротстве?

Процедуру наблюдения можно охарактеризоваться как реабилитацию, которая включает в себя меры по восстановлению платежеспособности организации.

Для того чтобы реализовать предполагаемые процедурой наблюдения мероприятия привлекается внешний управляющий. Он назначается судом и представляет собой замену имеющихся управленцев компании в подавляющем большинстве вопросов. Данному управляющему передаются в полном объеме полномочия по управлению имеющимся имуществом и по принятию решений касательно дальнейшей деятельности организации. Что касается руководства компании, то они сохраняют за собой возможность решать узкий спектр вопросов. Например, без согласия управляющего может быть проведена сделка на сумму менее пяти процентов общей стоимости активов организации. Также они не могут проводить реорганизацию предприятия и инициировать создание филиалов.

Отметим, что при наблюдении деятельность фирмы продолжается, поэтому работники остаются на своих рабочих местах и продолжают выполнять свои функции.

Цели проведения процедуры наблюдения при банкротстве

Можно выделить две основные цели, на реализацию которых направлено осуществление наблюдения:

  • оставить компанию на рынке для того чтобы она продолжала свою хозяйственную деятельность и после экономического восстановления осуществила погашение имеющихся долгов;
  • принять решение об осуществлении ликвидации юридического лица в том случае, если меры по улучшению ее экономического состояния не принесут желаемых результатов, поэтому единственным способом удовлетворить запросы кредиторов является реализация имущества должника.

Для выполнения одной либо второй цели проводится ряд мероприятий, среди которых можно выделить следующие:

  • сохранение имущества, которое числится на балансе организации;
  • провести , в котором оказалась компания;
  • собрать информацию о выставляемых должнику требованиях, упорядочить их и оформить в виде реестра, после чего оповестить кредиторов о начатой в отношении должника процедуре банкротства в виде первоначального этапа наблюдения;
  • организация собрания кредиторов и его проведение.

По итогам выполнения всего комплекса мер необходимо сделать вывод о том, возможно ли спасение платежеспособности организации, или необходимо рассматривать вариант о ее ликвидации.

Таким образом, сложно недооценить важность позиции и поведения внешнего управляющего, ведь именно от него зависит, как будет организована деятельность компании во время реализации процедуры наблюдения. Оптимальный результат достигается в том случае, если поставленные управляющим цели соответствуют интересам как самой фирмы, так и ее кредиторам.

Следует подчеркнуть, что за свою работу внешний управляющий получает гонорар, размер и источник которого указывается в подаваемом заявлении на банкротство и утверждается арбитражным судом.

Сроки, в течение которых осуществляется наблюдение при банкротстве

Согласно действующим нормам законодательства максимальный срок, на который устанавливается проведение процедуры наблюдения, составляет семь месяцев.

При окончании срока, который отведет на осуществление мер по наблюдению при банкротстве, назначенное управляющим лицо представляет специальный отчет. Он должен содержать в себе следующую информацию:

  • описание предпринятых мер по восстановлению платежеспособности потенциального банкрота;
  • оценка имеющегося на текущий момент финансового состояния должника;
  • выдвижение предложений по дальнейшей оптимизации материального положения компании, которая оказалась в затруднительном положении.

В качестве приложения к отчету выступает протокол о проведении собрания кредиторов.

Далее на основе представленных данных судом принимается решение о дальнейших действиях по отношению к должнику. В том случае если все долги были погашены, дело о банкротстве объявляется закрытым. Промежуточное выступающее следствием процедуры банкротства наблюдение финансовое оздоровление направлено на дальнейшее восстановление экономических показателей деятельности компании с целью приобретения возможности погашения имеющейся задолженности перед кредиторами. При невозможности реализации данного мероприятия по упрощенной процедуре производится переход к финальной стадии –



Просмотров