Ограничения права на судебное обжалование. Судебное обжалование гражданами нарушенных прав и свобод. Общие начала реализации права на обжалование

Как оспорить постановление о лишении прав? Для современного автомобильного сообщества, на управление транспортным средством за нарушение правил дорожного движения – обычная практика.

Она применяется к тем водителям, поведение которых на дороге, манера управления своим автомобилем и отношение к другим участникам дорожного движения, вызывает резкий общественный резонанс и порицание. Это происходят, тогда когда имело место грубое нарушение правил дорожного движения.

Однако эта процедура имеет и обратную сторону медали. Зачастую итоги разбирательства по конкретному делу инспекторами ГИБДД и судьей, несмотря на кажущуюся беспристрастность и полноту проверки, могут быть не всегда объективными.

В этой статье:

Мировой суд лишил прав, стоит ли обжаловать дальше

Какой суд лишает водительских прав? Мировой. Лицу, в отношении которого вынесено несправедливое, на его взгляд, решение, остается один выход – обжаловать лишение водительских прав в вышестоящий суд.

Прежде всего, необходимо знать основания, по которым водитель может быть лишен права управлять автомобилем.

Ниже представлен список правонарушений, за которые, прав могут лишить на срок от нескольких месяцев до одного года :

  1. Управление автомобилем, не содержащим опознавательных номерных знаков о государственной регистрации.
  2. Превышение максимальной скорости движения позволено знаками и дорожной разметкой на конкретном участке более, чем на 60 км/ч.
  3. Неправомерный переезд через железнодорожные пути.
  4. Нарушение правил транспортировки грузов.
  5. Оборудование своего автомобиля атрибутикой, не производимой заводом-изготовителем.

За более серьезные нарушения, такие как :

  1. Управление ТС в состоянии алкогольного, наркотического опьянения – .
  2. Отказ от освидетельствования.
  3. Повторная попытка скрыться с места дорожно-транспортного происшествия.

Водительских прав можно лишиться уже на несколько лет, максимальный – 3 года.

Водителю, который собирается решать вопрос о возвращении ему права управления ТС в судебном порядке, следует помнить, что решение о запрете в его отношении него вынес именно судья.

Соответственно оспорить решение суда о лишении водительских прав можно только в вышестоящей инстанции.

Излишние претензии к сотрудникам ГИБДД не будут иметь никакого смысла, поскольку они лишь отражали зафиксированный ими факт правонарушения в соответствующих документах.

Впрочем, за ложные сведения, недостоверность которых была известна ему заранее, сотрудник Госавтоинспекции тоже подлежит привлечению к ответственности, установленной для таких случаев законом.

Как можно оспорить постановление о лишении прав

Мировой судья лишил прав, как обжаловать? Процедура отмены решения суда имеет практически обобщенный вид для всех случаев, за исключением некоторых различий, как правило, связанных, со сроками обжалования.

В вышестоящий судебный орган пишется жалоба, по форме установленной действующим процессуальным законодательством. В нашем случае это апелляционная жалоба на постановление суда.

Апелляция должна содержать просьбу пересмотреть решения нижестоящего суда ввиду его безосновательности и соответственно незаконности. Это касается лиц, которые по решению суда были лишены своих водительских прав.

Для этого необходимо написать апелляционную жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, касательно неправомерного решения судьи в вышестоящий суд в течение 10 дней с момента вручения или получения его на руки.

В апелляционной жалобе должны быть указаны следующие данные :

  1. Личные (паспортные) и контактные данные лица, подающего заявление.
  2. Правильное название апелляционного суда, в который подается данное заявление.
  3. Описательную часть, с указанием обстоятельств, при которых заявитель был остановлен сотрудниками ГИБДД. Их пояснения о необходимости применения административных санкций.
  4. Даты и времени судебного процесса, согласно постановлению которого, апелянт был лишен ВУ, с указанием данных судьи.
  5. Мнение заявителя о том, почему принятое в его отношении постановление не соответствует установленному законом порядку и является неправомерным.
  6. Просьба о рассмотрении указанной апелляции и вынесения более справедливого решения, с отменой постановления о лишении права управления ТС.

Обжалование лишения водительских прав происходит в районном суде. Апелляционная жалоба адресуется в городской суд, через мировой суд, который вынес постановление по делу об административном правонарушении. При этом госпошлина не платиться.

Сроки рассмотрения жалобы на постановление суда по административному делу

Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении осуществляется по правилам, изложенным в главе 30 КоАП РФ.

Жалоба рассматривается судом в течение 2-х месяцев. За это время им проводится комплексное разбирательство и дело рассматривается в полном объеме. При этом во внимание берутся доводы, изложенные в жалобе на постановление мирового суда.

На что лучше акцентировать внимание суда и можно ли отменить постановление о лишении водительских прав читайте далее по тексту.

Нарушения при составлении административного материала

При рассмотрении административного дела, проверяются и уточняются обстоятельства, по которым водитель действительно незаконно мог быть лишен права управления автомобилем.

К процессуальным нарушениям относятся :

  1. Сведения, указанные сотрудниками ГИБДД в протоколе о правонарушении, содержат неточную информацию.
  2. Административный материал составлен некорректно, с нарушением установленной законом процедуры и порядка привлечения лица к административной ответственности.
  3. Отсутствовали понятые, либо невозможно установить их личности.
  4. Лицо предоставило в суд, доказательства своей невиновности, но они не были приняты во внимание.

К примеру, когда человек обжалует лишение водительских от освидетельствования на том основании, что он был трезвый. Несмотря на это сотрудники безосновательно предлагали ему пройти освидетельствование на состояние опьянения.

Водитель указывал на то, что признаков опьянения у него нет, а в протоколе этих данных не содержится, хотя и есть отметка, что водитель от подписи отказался. При этом происходящее снималось на видео.

То это уже является недостоверным отражением фактов со стороны сотрудника и, соответственно, причиной, по которой апелляция может быть удовлетворена.

Вдобавок, если в ходе разбирательства будет обнаружено, что инспектором ДПС в протоколе было отражено то, чего на самом деле водитель не совершал, может стоять вопрос о дисциплинарном или уголовном наказании сотрудника, допустившего подобную вольность.

Такие ситуации имеют место, например, если водитель оспаривает лишение ВУ за нахождение в пьяном виде, когда на самом деле он был трезв.

Нарушения при рассмотрении административного дела в суде

Безусловно в рамках одной статьи не расскажешь во всех возможных нарушениях, которые допускают суды при рассмотрении административных дел. Вместе с тем, из сложившейся практики можно сделать вывод, суды работают как под копирку.

Основания, по которым возможно отменить постановление, при рассмотрении дела в мировом суде :

  1. Предвзятое отношение самого суда к водителю.
  2. Игнорирование со стороны судьи достоверных фактов, представляемых лицом во время процесса.
  3. Неверная трактовка позиции водителя в окончательном постановлении о лишении прав.
  4. Нарушение права на защиту, отказ в истребовании доказательств либо в вызове понятых.
  5. Рассмотрение дела в отсутствие лица, без доказательств его надлежащего извещения.

Выше перечисленное при умелом и грамотном подходе, может способствовать и привести к отмене постановления по делу об административном правонарушении. А значит, водитель останется с правами. Для многих это жизненно важно в силу профессиональной деятельности.

Как можно защитить себя

Увеличить свои шансы на успех, когда необходимо отменить постановление суда о лишении водительского удостоверения можно следуя таким рекомендациям.

  1. Нужно досконально знать правила дорожного движения и КоАП РФ в данной области не менее, чем на базовом уровне. Обращение в вышестоящий орган не должно быть основано только на личном убеждении в неправоте ГИБДД и суда.
  2. В апелляционной жалобе на постановление указываются все обстоятельства максимально подробно и в выгодном для себя свете. При составлении следует учитывать, что чем грамотнее изложены события, тем более благоприятное впечатление это произведет на судью.
  3. В ходе судебного процесса проявлять выдержку, оперировать фактами и не поддаваться негативным эмоциям.
  4. Консультативная и практическая помощь автоюриста будет являться гарантом соблюдения ваших прав в суде.

Следуя, нашим советам, есть шанс остаться с водительским удостоверением.

Назначением уголовного судопроизводства является защита прав и законных интересов лиц или организаций, потерпевших от преступлений, а также защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод.

Одним из основополагающих принципов Уголовно-процессуальном кодексе России является право обжалования процессуальных действий и решений суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, органа дознания и дознавателя.

Кто имеет право на обжалование?

В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством правом на обжалование действий (бездействий) и решений органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда наделены участники уголовного судопроизводства, а также иные лица в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интерес.

По мнению Верховного Суда РФ, жалобу на процессуальные решения и действия (бездействие) перечисленных должностных лиц вправе подать любой участник уголовного судопроизводства, иное лицо, а также действующий в интересах заявителя защитник, законный представитель или представитель. Представителем заявителя может быть лицо, не принимавшее участия в досудебном производстве, в связи с которым подана жалоба, но уполномоченное заявителем на подачу жалобы и (или) участие в ее рассмотрении судом. Правом на обжалование решений и действий (бездействия) должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование, обладают иные лица.

Кто такие иные лица?

Ими могут быть, например, поручитель (ст. 103 УПК), лицо, которому несовершеннолетний отдан под присмотр (ч. 1 ст. 105 УПК), залогодатель (ст. 106 УПК), заявитель, которому отказано в возбуждении уголовного дела (ч. 5 ст. 148 УПК), лицо, чье имущество изъято или повреждено в ходе обыска или выемки. Заявителем может быть как физическое лицо, так и представитель юридического лица.

Недопустимы ограничения права на судебное обжалование решений и действий (бездействия), затрагивающих права и законные интересы граждан, лишь на том основании, что они не были признаны в установленном законом порядке участниками уголовного судопроизводства.

С точки зрения высшего судебного органа страны термин "иное лицо", указанное в ст. 123 УПК, понимаются все те участники уголовного процесса, которые не являются его сторонами. Это в первую очередь те, кого в наименовании главы 8 УПК законодатель называет "иные участники уголовного судопроизводства". Таковыми по крайней мере являются: свидетель (ст. 56 УПК), эксперт (ст. 57 УПК), специалист (ст. 58 УПК), переводчик (ст. 59 УПК), понятой (ст. 60 УПК).

Приведенный в главе 8 УПК перечень нельзя признать исчерпывающим. К "иным лицам" следует также отнести: заявителя (ч. 2 ст. 141 УПК), очевидца (п. 2 ч. 1 ст. 91 УПК), врача (ч. 1 ст. 178 УПК), близкого родственника (родственника) покойного, подлежащего эксгумации (ч. 3 ст. 178 УПК), администрацию места захоронения (ч. 3 ст. 178 УПК), адвоката свидетеля (п. 6 ч. 4 ст. 56 УПК), законного представителя свидетеля (ч. 1 ст. 191 УПК), педагога (ч. 1 ст. 191 УПК), психолога (ч. 3 ст. 425 УПК), поручителя (заслуживающее доверия лицо) (ст. 103 УПК), командование воинской части (ст. 104 УПК), лицо, которому несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый был отдан под присмотр (ст. 105 УПК), залогодателя (ст. 106 УПК), лицо, предъявляемое для опознания (ст. 193 УПК), всех иных реализующих хотя бы одно свое уголовно-процессуальное право или свою уголовно-процессуальную обязанность лиц.

Кому обжалуются действия (бездействие) следователя, дознавателя?

Действия (бездействие, решения) следователя могут быть обжалованы руководителю следственного органа, действия (бездействие, решения) дознавателя (начальника подразделения дознания) - прокурору, надзирающему за исполнением законов данным лицом, производящим расследование (ст. 37 УПК).

Жалобы на действия (бездействие, решения) указанных органов и должностных лиц подаются руководителю следственного органа (прокурору) или в суд непосредственно либо через следователя (дознавателя и др.), на действия которого жалоба приносится.

Принесение жалобы, вплоть до ее разрешения, не приостанавливает приведение в исполнение обжалуемого действия, если этого не сочтут нужным сделать соответственно следователь, дознаватель и др.

Возможность подачи жалобы на действия (бездействие, решения) следователя руководителю следственного органа, дознавателя (начальника подразделения дознания) - надзирающему прокурору, а жалобы на действия и решения прокурора - вышестоящему прокурору не может истолковываться как ограничение возможности граждан на судебную защиту их прав и должна рассматриваться как дополнительная внесудебная гарантия соблюдения прав граждан.

Заявитель может подать жалобу непосредственно прокурору либо через орган дознания, дознавателя или следователя, ведущих данное дело. На практике же отсутствие упоминания в законе о передаче жалобы прокурору через следователя или дознавателя фактически ведет к волоките и нарушению прав участников процесса, поскольку подателей жалоб из органов предварительного расследования обычно направляют в прокуратуру.

Какие установлены сроки для рассмотрения жалобы?

Должностные лица, непосредственно осуществляющие процессуальный надзор и контроль, с учетом регламентированных Уголовно-процессуальным кодексом сроков, по общему правилу рассматривают жалобы в течение трех суток. Однако если для установления наличия либо отсутствия оснований для полного или частичного удовлетворения жалобы либо для отказа в ее удовлетворении следует проводить предварительную проверку, её срок может достигать десяти, но не более суток.

Что принимается по результатам рассмотрения жалобы?

По результатам проведенной проверки в случае отсутствия оснований для удовлетворения жалобы должностным лицом выносится постановление об отказе в ее удовлетворении. В другом случае, если результатами проверки доводы жалобы о допущенных нарушениях закона нашли свое полное или частичное подтверждение составляется постановлении о полном или частичном удовлетворении жалобы, где излагаются мотивы такого решения.

Ярким примером вмешательства прокуратуры в длительное нарушение прав потерпевших по сообщению о дорожно-транспортном происшествии со смертельным исходом является ситуация, сложившаяся вокруг наезда на пешехода З., произошедшего на ул. Белоярской у д. № 1 в г. Екатеринбурге, в результате которого пострадавшая от полученных телесных повреждений скончалась на месте. На протяжении одного года данный факт не находил окончательного разрешения. Жалобы родственников органами расследования оставались без должного внимания. И только после обращения потерпевших в соответствии со своими процессуальными правами в органы прокуратуру в описанной истории поставлена окончательная точка и в сентябре текущего года органами следствия возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 264 УК РФ.

Может ли гражданин обратиться в суд на действия, бездействие и решения дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора?

Другим действенным механизмом воздействия на действия, бездействие и решения дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора является обращение с жалобой в суд в порядке, предусмотренном статьей 125 УПК РФ.

В части 1 указанной статьи установлен критерий для определения действий (бездействия) и решений, которые могут быть обжалованы в порядке, установленном 16 главой. Это их способность причинить ущерб конституционным правам и свободам либо затруднить доступ граждан к правосудию. Данная норма существенно развивает положения, сформулированные еще в Постановлении КС РФ от 23.03.1999 N 5-П по делу о проверке конституционности положений статьи 133, части первой статьи 218 и статьи 220 УПК РСФСР, а также в Определении от 21.12.2001 по жалобе гр. А.Ю. Власова на нарушение его конституционных прав статьей 218 УПК РСФСР и Определении от 24.05.2005 N 256-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр. А.А. Корягина на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 125 УПК РФ.

В них Конституционный Суд признал за заинтересованными лицами право на обжалование в тех случаях, когда действиями и решениями порождаются последствия, выходящие за рамки собственно процессуальных отношений и приводящие к нарушениям конституционных прав и свобод, которые уже не могут быть эффективно восстановлены в ходе последующего судебного контроля в судебном разбирательстве (решения о производстве обыска, наложении ареста на имущество, продлении срока предварительного следствия, приостановлении производства по делу, применении мер пресечения, включая залог и подписку о невыезде; об отказе в признании потерпевшим, а также отказ следователя в выдаче документов и материалов, необходимых для использования в ходе производства по другим делам, непредоставление свиданий с близкими родственниками и ограничение в праве вести переписку и т.п.). В подобных случаях заинтересованным лицам должна быть предоставлена возможность прибегнуть к судебной защите еще во время проведения досудебного производства. Однако в отличие от решения Конституционного Суда, законодатель в УПК РФ пошел еще дальше, предоставив право обжалования в суд безотносительно того, выходят ли отрицательные последствия действий (бездействия) и решений органов предварительного расследования и прокурора за рамки сугубо процессуальных отношений или нет. Сам факт нарушения ими конституционных прав и свобод граждан в силу особой важности последних является теперь достаточным основанием для обращения за судебной защитой в период досудебного производства.

В какой суд подается жалоба?

В соответствии с УПК РФ подавать жалобы необходимо в районный суд по месту производства предварительного расследования. Последнее определяется в ст. 152 УПК по общему правилу как место совершения деяния, содержащего признаки преступления. То есть место предварительного расследования не определяется местоположением органа предварительного расследования, но лишь местом совершения деяния, содержащего признаки преступления. Следовательно, по общему правилу суд, рассматривающий жалобы в порядке ст. 125 УПК, определяется также, как правило, по месту совершения такого деяния, а не по резиденции следователя, дознавателя или прокурора. Однако в УПК РФ не дано прямого ответа на вопрос, как определить подсудность в порядке ст. 125, если обжалуется отказ в возбуждении уголовного дела, когда предварительное расследование не начато, а значит, нельзя определить и место производства последнего. Представляется, что согласно логическому толкованию что до начала расследования названное общее требование об определении подсудности применено быть не может ввиду того, что оно в этой ситуации явно неисполнимо. При этом из двух возможных вариантов должен быть избран наиболее рациональный, когда постановление об отказе в возбуждении уголовного дела обжалуется в суд по месту официального расположения органа или должностного лица, принявшего такое решение.

Кто может обжаловать действия, бездействие и решения дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора?

Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал на недопустимость ограничения права на судебное обжалование действий и решений, затрагивающих права и законные интересы граждан, лишь на том основании, что эти граждане не были признаны в установленном УПК порядке конкретными участниками производства по уголовному делу (подозреваемым, обвиняемым, потерпевшим и т.д.). Обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве должно вытекать из фактического положения этого лица как нуждающегося в обеспечении соответствующего права. Например, лицо, в жилище которого произведен обыск, вправе обжаловать действия и решения следователя, имевшие место в ходе обыска, в суд, несмотря на то что до этого оно не принимало никакого участия в данном деле. К участию в судебном заседании должны быть допущены защитник подозреваемого или обвиняемого либо представитель потерпевшего, даже если ранее они не принимали участия в данном деле.

Подача жалобы не приостанавливает производство обжалуемого действия и исполнение обжалуемого решения, однако, орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель СО, прокурор или судья вправе это сделать как по ходатайству заинтересованной стороны, так и по собственной инициативе.

Суд при рассмотрении доводов жалобы должен проверить не только формальную законность, но и фактическую обоснованность обжалуемого решения органа предварительного расследования.

Участниками судебного заседания по закону могут являться заявитель и его защитник, законный представитель или представитель, если они участвуют в уголовном деле, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым действием (бездействием) или решением, а также прокурор.

Представитель потерпевшего (и, как представляется, также гражданского истца и гражданского ответчика) должен допускаться к участию в судебном заседании в порядке ст. 125 УПК РФ независимо от того, участвовали ли они ранее в ходе предварительного расследования. При этом УПК предоставляет возможность иметь представителя лишь таким участникам уголовного судопроизводства со стороны защиты, как гражданский ответчик, несовершеннолетний подозреваемый и обвиняемый и лицо, в отношении которого ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера. Из этого следует, что при обжаловании действий (бездействия) и решений дознавателя, следователя, руководителя следственного органа и прокурора в порядке статьи 125 УПК совершеннолетнего обвиняемого представителя быть не может (если только в отношении него не ведется производство о применении принудительной меры медицинского характера или если он не выступает гражданским ответчиком), - его интересы может представлять защитник, допущенный к участию в деле.

В судебной практике возникает вопрос о том, надо ли обеспечивать личное участие заявителя в судебном заседании, если он содержится под стражей или отбывает уголовное наказание по другому уголовному делу.

Конституционный Суд РФ по этому поводу сформулировал позицию - положения статьи 125 УПК обязывают суд обеспечить содержащемуся под стражей заявителю жалобы возможность путем непосредственного участия в заседании суда или путем использования систем видеоконференцсвязи ознакомиться со всеми материалами рассматриваемого судом дела и довести до сведения суда свою позицию, если принимаемое судом решение связано с применением к заявителю мер, сопряженных с его уголовным преследованием, ограничением его свободы и личной неприкосновенности (рассмотрение жалобы подозреваемого или обвиняемого на применение к нему мер уголовно-процессуального принуждения, личного обыска, освидетельствования и др.); в иных случаях лицу, отбывающему наказание в виде лишения свободы, обеспечивается возможность довести до суда свою позицию путем допуска к участию в деле его адвокатов и других представителей, а также иными предусмотренными законом способами.

Представляется, что независимо от того, кто заявляет жалобу, о времени и месте судебного заседания судом всегда должен извещаться обвиняемый, ибо по буквальному смыслу п. 19 ч. 4 ст. 47 УПК закон признает, что любая жалоба по данному уголовному делу непосредственно затрагивает его интересы, ибо данная норма не предписывает направлять обвиняемому копии всех без исключения жалоб и представлений по данному делу. Особенно это актуально для случаев, когда заявителем жалобы является не сам обвиняемый (или подозреваемый), а его защитник. Невыполнение этой обязанности судом должно расцениваться как нарушение права обвиняемого на защиту и может повлечь за собой отмену судебного решения. Обвиняемый или подозреваемый, содержащийся под стражей, должен в таких случаях иметь возможность присутствовать в судебном заседании.

Принимает ли участие прокурор в суде при рассмотрении жалоб?

Ведомственным приказом Генерального прокурора РФ предписывается обеспечить обязательное участие прокурора в рассмотрении жалоб судом в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ. В случае выявления нарушений закона незамедлительно принимать меры к их устранению, отмене незаконных процессуальных решений до представления в суд указанных материалов, давать заключение по поводу обжалуемых действий (бездействия) или решений следователя (руководителя СО) с использованием всех имеющихся материалов, в том числе полученных в ходе рассмотрения аналогичных жалоб в порядке ст. 124 УПК РФ.

Судебное заседание по рассмотрению жалоб в порядке ст. 125 проводится открыто, за исключением случаев, предусмотренных УПК.

Что принимает суд по результатам рассмотрения жалобы?

По результатам рассмотрения жалобы в судебном порядке предусматривается вынесение судом постановления не об отмене обжалуемого решения или действия, а о признании его незаконным или необоснованным и об обязанности соответствующих должностных лиц устранить допущенное нарушение. Это особенно важно для тех случаев, когда обжалуются решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении, поскольку отмена судом такого рода решений фактически означала бы возбуждение им уголовного дела или возобновление по нему производства, что делало бы его вопреки указанию ч. 3 ст. 15 УПК РФ уголовным преследователем.

Если жалоба неприемлема для рассмотрения в порядке ст. 125 УПК РФ (подана ненадлежащим лицом либо отсутствует необходимый предмет рассмотрения и т.д.), то суд принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения и разъясняет подателю возможность обжалования данного решения в апелляционном (кассационном) порядке.

Приведенный анализ уголовно-процессуального законодательства и судебной практики по вопросу наделения участников уголовного судопроизводства, заинтересованных и иных лиц правом на обжалование процессуальных действий (бездействий) и решений должностных лиц надзорных, правоохранительных и судебных органов направлен на формирование юридически образованного общества, ориентирующегося в современном правовом Российском государстве.


К основным видам обращений граждан традиционно относятся предложения, заявления, жалобы и ходатайства.

Предложение - это обращение граждан в государственные или общественные органы, не связанные с каким-либо нарушением, а имеющие целью обратить внимание на несовершенство регулирования, организации или деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и других структур общества с указанием путей их устранения.

Заявление - обращение гражданина в вышеуказанные органы с просьбой об удовлетворении тех или иных прав, свобод или законных интересов граждан, не связанных с нарушением, либо информирование о злоупотреблениях, нарушениях законности и иных нарушениях, которые не затрагивают непосредственно права и интересы заявителя.

Жалоба - обращение в государственные или иные официальные органы, к их должностным лицам по поводу нарушенного права или законного интереса гражданина.

Ходатайство - обращение гражданина в орган государственной власти, орган местного самоуправления о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий, льгот с предоставлением соответствующего документа.

Как показывает практика, в одном и том же обращении могут содержаться указанные виды обращений в различном сочетании.

Законодательство Российской Федерации различает общее право жалобы , которым обладают все граждане, и специальное право жалобы , предоставленное лицам, как участникам гражданского иуголовного процесса, административного и дисциплинарного производстваи т. д. Например, участие в каком-либо процессе в качествепотерпевшего, свидетеля, эксперта и т. д.

Общее право жалобы может быть подразделено на два вида:

право на административное обжалование ;

Основными актами, регламентирующими вопросы, касающиеся общего права на административное обжалование, являются действующие ныне Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г.1 ≪О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан≫ и Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 ≪Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан≫2 (далее - Закон РФ № 4866-1).

В соответствии с вышеназванным Указом Президиума Верховного Совета СССР могут быть обжалованы акты и действия любого должностного лица, нарушившего права и свободы граждан. В этом Указе не содержится статей, которые бы ограничивали по тем или иным признакам круг лиц, имеющих право подавать жалобу. В то же время в соответствии с его нормами запрещается пересылка жалобы на рассмотрение того органа или должностного лица, на действия которых подана жалоба (п. 5).

Упомянутый Закон РФ № 4866-1 дополняет названный Указ Президиума Верховного Совета СССР, предоставляя право гражданам обращаться с жалобой на действия (решения), нарушившие его права и свободы, либо непосредственно в суд (где она будет рассмотрена по правилам гражданского судопроизводства), либо к вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию и объединению, общественному объединению, должностному лицу, государственному служащему. Жалоба подлежит разрешению в срок до 1 месяца. Если гражданину в порядке административного производства отказано в удовлетворении жалобы или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, то



он вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалоба подается либо в суд по месту жительства гражданина, права которого нарушены, либо в суд по месту нахождения органа (должностного лица), действиями которого были нарушены права

гражданина.

Законодательством Российской Федерации определены сроки давности, в течение которых может быть подана жалоба. Например, гражданин может обратиться в суд с жалобой в течение 3 месяцев с того дня, когда ему стало известно о нарушении его прав.Кроме того, он наделен правом подать жалобу в суд в течение 1 месяца со дня, когда ему стало известно об отказе в удовлетворении жалобы вышестоящим органом (должностным лицом), или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Суд, рассматривая жалобу, может вынести решение о признании обжалуемого действия незаконным и отменить применение к гражданину меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы. Суд может также, признав обжалуемое действие законным, отказать в удовлетворении жалобы.

Закон РФ № 4866-1 закрепляет право граждан обжаловать в суд любые коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, различных объединений и их должностных лиц, в результате которых были нарушены права и свободы граждан, либо созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод, либо незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

В соответствии с вышеназванным Законом РФ № 4866-1 не могут быть обжалованы действия, проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного

Суда РФ, а также действия, в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

Право на специальную административную жалобу дополняет право на общую административную жалобу. Ее основания и порядок разрешения регламентируются КоАП РФ, Таможенным кодексом РФ.

Специальное право жалобы связано с особенностями правового статуса граждан, имеющих право на обращение с такой жалобой (например, военнослужащего). Относительно данной категории

лиц предусматривается иной порядок внесудебного и судебного обжалования. Так, в качестве субъектов обжалования могут быть только лично заинтересованные в деле лица и их законные представители.Жалоба подается в более краткие сроки и в письменном виде (устная жалоба не рассматривается). Так, военнослужащий вправе обжаловать действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающие его права и свободы, в порядке подчиненности и в военный суд в соответствии с Законом РФ № 4866-1.

Судебная жалоба также подразделяется на общую и специальную.

Мы рассматриваем общую. Общая судебная жалоба регулируется Законом РФ от 27.04.1993 №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Порядок их рассмотрения регулируется статьей 25 ГПК. Общую судебную жалобу может подать любой гражданин, если считает, что действиями или решениями государственных муниципальных органов или учреждений, предприятий нарушены его права и свободы. В ст. 7 данного закона указано, какие действия, решения могут быть обжалованы в суд.

Во-первых, в результате которых нарушены права и свободы граждан.

Во-вторых, созданы препятствия для осуществления гражданином его прав и свобод

В-третьих, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность, либо он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Специальную жалобу может подать только ограниченный круг субъектоа, с установленной подведомственностью и т.п. Закон РФ «Об обжаловании в суд…» не применяется, если рассматривается жалоба на незаконные действия (решения) государственных муниципальных органов, и в другом нормативном акте установлен иной, специальный порядок судебного обжалования. Так, например, главой 30 КоАП регулируется порядок рассмотрения жалоб в производстве по делам об АП. Или параграф 2 главы 25 АПК: регулирует порядок производства по схожим делам, но в арбитражных судах.

Срок подачи общей судебной жалобы:

    3 месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.

    1 месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

    10 дней по истечении месячного срока. Указанные сроки можно восстановить, если заявить ходатайство в суд и указать уважительные причины, по которым был пропущен срок подачи жалобы.

Срок рассмотрения общей судебной жалобы (ст. 257 ГПК): в течение 10 дней (с момента подачи или с момента назначения времени и места – не ясно). Обращение гражданина с требованием восстановить права – желоба. А в ГПК этот документ называется заявлением.

В части 4 статьи 4 Закона «Об обжаловании в суд…» установлена территориальная подведомственность подачи жалобы в суд: по усмотрению гражданина жалоба подается в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения органа должностного лица, действия которого обжалуются. Если в результате незаконных действий, решений государственных муниципальных органов и их должностных лиц гражданину причинены убытки, моральный вред, то они возмещаются по правилам, установленным в статьях 1069-1071 ГК РФ. Это значит, что в таких случаях надо применять ГК, а не КоАП – эти нормы относятся к ГП.

Органы исполнительной власти как субъекты административного права

    Понятие и виды органов ИВ;

    Административный статус ОИВ;

    Полномочия Президента РФ в сфере ИВ;

    Правительство РФ: состав, полномочия, организационно правовые формы деятельности;

    Система и структура федеральных органов ИВ;

    Правовое положение федерального министерства, федеральной службы, федерального агентства;

    Территориальные органы федеральных ОИВ;

    Органы ИВ субъектов РФ;

    Органы местного самоуправления как субъект АП.

    Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 304 «О системе и структуре федеральных органов ИВ».

    Указ Президента РФ от 24.09.2007 № 1274 «Вопросы структуры федеральных органов ИВ».

    Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 «регламент Правительства РФ»

    Постановление Правительства РФ от 25.07.2004 № 402 «Типовой регламент внутренней организации Федеральных ОИВ».

    Постановление Правительства РФ от 19.01.2005 № 30 «Типовой регламент взаимодействия Федеральных ОИВ»

Понятие и виды ОИВ

Орган исполнительной власти осуществляет задачи государства, выступает от его имени и наделён государственно-властными полномочиями. Государственно-властные полномочия состоят в праве органа исполнительной власти издавать юридические акты от имени государства, являющиеся обязательными для тех, кому адресованы. Также органы власти могут применять меры принуждения в случае не исполнения юридического акта.

Органы исполнительной власти специально созданы для осуществления повседневного управления сферами общественной жизни. ОИВ образуются путём избрания или назначения.

ОИВ – это коллективное самостоятельное образование. Каждый орган имеет свою внутреннюю структуру: центральный аппарат и территориальные органы. Территориальные органы делятся на министерства. В федеральных службах создаются отделы, департаменты.

Структура может быть примерной, типовой, индивидуальной. Она отражается в штатном расписании – перечень структурных подразделений и частей.

Орган исполнительной власти – это целостное, структурно-оформленное, самостоятельное социальное образование, осуществляющее исполнительную и распорядительную деятельность для решения задач возложенных на государство.

Все органы исполнительной власти обладают административной правосубъектностью. Они наделены правом распорядительства, издавать подзаконные юридические акты. ОИВ также подотчётны и подконтрольны вышестоящим органам ИВ. ОИВ обладают оперативной самостоятельностью в рамках своей компетентности.

Компетенция включает: направление деятельности и властные полномочия.

Виды ОИВ:

    По основаниям образования:

    Предусмотренные конституцией.

    Органы создаваемые на основе текущего законодательства, подзаконных актов.

По порядку образования:

  1. Избираемые

    Назначаемые

    В зависимости от характера компетенции:

    Органы общей компетенции.

    Органы отраслевой компетенции: министерства обороны, иностранных дел и другие.

    Органы межотраслевой компетенции – осуществляют межотраслевое управление в виде надзорно контрольной деятельности.

В зависимости от порядка разрешения подведомственных вопросов:

  1. Коллегиальные.

    Единоначальные органы – разрешаются вопросы в министерствах и федеральных службах.

    По территориальным масштабам деятельности:

    Центральные федеральные ОИВ.

    Территориальные органы ФОИВ.

    Органы исполнительной власти субъектов РФ.

    Территориальные органы органов ИВ субъектов (загсы).

    Органы местного самоуправления.

    1. Органы, осуществляющие выработку государственной политики. Федеральные министерства.

      Органы исполнительной власти, осуществляющие надзорные контрольные функции (федеральные службы).

      Органы, осуществляющие управление государственной собственностью, предоставление федеральных услуг.

    Административно-правовой статус ОИВ.

    Определяет характер, назначение, вид и место данного органа в общей системе.

    Включает:

      официальное название;

      порядок и способы его образования;

      территория деятельности;

      цели, задачи, функции, объём и характер властных полномочий;

      компетенция – основные направления деятельности и властные полномочия;

      формы методы деятельности;

      ответственность;

      порядок разрешения в органе подведомственных споров;

      наличие или отсутствие прав юридического лица – орган исполнительной власти не является юридическими лицами. Статус юридического лица необходим для вступления в гражданско-правовые отношения;

      источник финансирования;

      внутренняя структура;

      право и обязанность пользоваться государственными знаками, можно создавать свои.

    АП статус очень динамичен, подвержен изменениям. Статус органа исполнительной власти регулируется различными актами, основным является положение об органе.

    Полномочия Президента РФ

    Полномочия в сфере ИВ:

    Правительство РФ: состав, полномочия, организационно-правовые формы деятельности.

    ИВ в масштабах всей страны осуществляет правительство РФ. Это орган ИВ общей компетенции.

    Правовое положение Правительства закреплено статьями 110-117 Конституции РФ, ФКЗ «О правительстве РФ» от 17.12.1997 года, регламентом Правительства РФ утверждённым постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 года №260.

    Согласно статье 1 ФКЗ РФ, Правительство – это высший исполнительный орган государственной власти РФ. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть РФ.

    Правительство является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ.

    Состав Правительства РФ:

      Председатель Правительства

      5 заместителей

      Федеральные министры

    Состав правительства регулируется указом Президента «Вопросы структуры ФО ИВ». В пункте 10 установлено, что председатель Правительства имеет 5 заместителей. В том числе двух первых заместителей. Третий является руководителем аппарата правительства, заместителем председателя Правительства. Четвёртым заместителем является министр финансов. Пятый – просто заместитель.

    Председатель правительства назначается Президентом с согласия правительства. Остальные члены правительства назначаются также президентом, но по представительству председателя.

    Полномочия председателя правительства (ст. 24 ФКЗ):

      Возглавляет правительство.

      Определяет основные направления деятельности Правительства.

      Ведёт заседания Правительства.

      Подписывает акты Правительства.

      Предлагает кандидатуры заместителей председателя для назначения или освобождения.

      Распределяет обязанности.

      Информирует Президента о работе Правительства.

    Заместители председателя Правительства (ст. 25 ФКЗ):

      Участвуют в подготовке актов правительства

    Федеральные министры (ст. 26 ФКЗ):

      Участвуют в заседаниях правительства с правом решающего голоса

      Обеспечивают исполнение актов

    Полномочия правительства:

      Разрабатывают проект государственного бюджета, обеспечивает его исполнение и отчитывается об этом перед государственной думой.

      Проведение в стране единой кредитной, денежной политики.

      Обеспечивает проведение единой политики в сфере культуры, науки, образования

      Управляет федеральной, государственной собственностью.

      Осуществляет меры по борьбе с преступностью

      Издаёт постановления и распоряжения. Постановления носят нормативный характер, распоряжения – индивидуальный характер.

    Организационно-правовые формы деятельности правительства – это внешнее выражение деятельности Правительства:

      Заседания Правительства.

      Президиум Правительства.

      Издание актов Правительства.

    Заседание Правительства:

    Проводятся не реже одного раза в месяц. Заседания могут быть очередными и внеочередными; открытыми и закрытыми. Очередные заседания проводятся по в заранее утверждённому плану не реже одного раза в месяц, вне очередные заседания проводятся, а в его отсутствие по мере необходимости.

    Лица заседания регистрируются аппаратом правительства. Заседание считается правомочным, если на нём присутствует не менее половины членов правительства. Председательствует на заседаниях Председатель правительства. Также они могут проводиться под председательством Президента. На заседании с докладами выступают члены правительства. Ведётся протокол заседания правительства аппаратом правительства.

    Президиум Правительства:

    Для решения оперативных вопросов Правительство может организовать президиум. Решения Президиума принимается большинством голосов от большего числа правительства. Президиум правительства может принимать решения только по тем вопросам, которые отнесены к исключительному рассмотрению на заседаниях Правительства (ст. 28 ФКЗ) ст. 23:

    Акты по оперативным и другим вопросам, не имеющих нормативного характера издаются в форме распоряжений.

    Территориальные органы ФОИВ

    Осуществляют руководство на подведомственных территориях, входит в систему ФОИВ, осуществляют свою деятельность под руководством соответствующих органов ФОИВ.

    В зависимости от территории, на которую распространяется компетенция ФОИВ их можно подразделить:

      Межрегиональные окружные. Они распространяют действие на территорию нескольких субъектов РФ;

      Региональные территориальные органы ФОИВ. Они распространяют свою деятельность на территорию одного субъекта;

    По объёму компетенции:

      Общей компетенции (Правительства РФ могут создавать свои органы);

      Отраслевой компетенции, управляющие отдельной отраслью государственной отрасли на подведомственной территории;

      Межотраслевой компетенции, осуществляющие надведомственные межотраслевые функции.

    Создание, реорганизация, ликвидация территориальных органов производится соответствующим центральным органом самостоятельно или по согласованию с администрацией субъектов РФ. Часть должностей может взять на себя субъект. Назначение на должность и освобождение от должностей руководителей территориальных органов производится соответствующим центральным органом ФОИВ, иногда по согласованию с главами администраций субъектов РФ.

    Численность аппарата, структура, штаты и фонд оплаты территориальных органов определяются с учётом особенностей региона по согласованию с органами ИВ субъектов РФ. Финансирование территориальных органов производится за счёт федерального бюджета. Но определённое количество должностей может финансироваться и из бюджета субъекта. Задачи и функции территориальных органов ФОИВ определяется исходя из задач и функций соответствующих центральных органов исполнительной власти.

    Территориальные органы ФОИВ осуществляют:

      Представляют соответствующие ведомства в отношении с органами ИВ субъекта РФ;

      Участвуют в работе соответствующих органов ИВ, фактически выполняют возложенные на данный орган задачи и функции;

      Вносят предложения в центральные органы ФОИВ и органы ИВ субъектов;

      Информируют соответствующие центральные ведомства о проводимой работе в регионах;

      Территориальные органы могут запрашивать и получать от других органов государства, предприятий, учреждений необходимую информацию, сведения.

    Территориальные органы выполняют те же функции за исключением издания нормативных актов.

    Территориальные органы ФОИВ отличаются от органов ИВ субъектов:

      Территориальные органы утверждаются центральными органами;

      Положение о территориальном органе утверждает руководитель;

      Финансируются за счёт федерального бюджета.

    Органы ИВ субъектов (на примере Свердловской области).

    Указ губернатора Св. обл. от 29.11. №949-УГ «О правительстве Свердловской области и исполнительных органов Св. обл.»; указ Губернатора Св. обл. от 25. .2005. 1054-УГ «О создании территориальных отраслевых исполнительных органов государственной власти Св. обл.».

    Система органов ГИВ:

      Органы ИВ субъекта РФ

    Организация и деятельность государственной власти базируется на принципе разделения предметов ведения и полномочий органов ГВ на сферы федерального ведения ст.71 К РФ,совместного ведения ст. 72 К РФ,исключительного ведения субъекта РФ ст. 73 К РФ.

    Для осуществления государственного ведения и исключительного ведения субъекта в С РФ создаются ОИВ субъектов РФ и представляют собой систему.

    Система ОИВ субъекта РФ – это совокупность органов субъекта РФ, осуществляющих государственную ИВ на территории субъекта РФ. Средством взаимодействия с другими ГО и органами местного самоуправления. Система ОИВ субъекта учреждается главой субъекта. Также глава субъекта учреждает положение.

    Примерная система органов ИВ субъекта:

      Глава ИВ субъекта РФ (Губернатор, Президент, Глава администрации)

      Исполнительный орган государственной власти общей компетенции (Правительство Св. обл., администрация)

      1. Исполнительные органы государственной власти специальной компетенции: отраслевые и межотраслевые. Область: департаменты, управления; Республики: министерства.

      Территориальные органы ИВ общей и специальной компетенции.

    В настоящее время нет единого стандарта органов ИВ субъекта, существует разнообразие органов ИВ субъекта РФ (кабинет министров, правительство, администрация, государственный совет, Президент, премьер министр, губернатор и т.д.).

    Глава администрации (Президент, Председатель правительства, Губернатор).Полномочия:

      Представляет интересы субъекта во взаимоотношениях с другими государственными, муниципальными органами.

      Разрабатывает и представляет проект бюджета, обеспечивает исполнение бюджета.

      Назначает на должность и освобождает от должности руководителей органов ИВ субъекта.

      Формирует систему органов ИВ субъекта.

      Издаёт распоряжения.

    Администрация субъекта – является коллегиальным исполнительным и распорядительным органом государственной власти, который подотчётен главе субъекта или имеет статус высшего органа ИВ.

    Ораны исполнительной власти Свердловской области:

    Правительство Свердловской области – высший законодательный орган. Состав: председатель, два первых заместителя председателя, три заместителя председателя, десять министров, управляющий делами Губернатора Свердловской области и правительством Свердловской области, пять управляющих управленческими округами Свердловской области.

    Губернатор возглавляет систему. Но глава администрации – это другое лицо.

    Система и структура ИВ Свердловской области:

      14 министерств;

      3 департамента (по делам молодёжи);

      4 управления (управление Загсов);

      2 главных управления (гражданской защиты и пожарной безопасности Свердловской области, лесами Свердловской области);

      Комитет по развитию малого предпринимательства Свердловской области;

      Региональная энергетическая комиссия;

    Центральные органы ИВ субъектов могут учреждать свои территориальные органы.

    Органы местного самоуправления.

    Не входят в систему государственных органов, осуществляют местное самоуправление:

      Принятие и изменение устава;

      Владение, пользование, распоряжение собственностью;

      Контроль за использованием земель;

      Озеленение территории;

      Местные финансы, налоги, сборы;

      Обеспечение населения водо-, газо-, теплоснабжением.

    Система органов местного самоуправления:

    1. Администрация;

      Органы отраслевой и межотраслевой компетенции.

    Система местных органов зависит от территориального устройства.

    6 Полномочия президента (продолжение)

    Президент РФ не входит в какую-либо систему государственной власти, однако обладает большими полномочиями в сфере исполнительной власти – закреплено в статьях 83-90 Конституции РФ.

    Полномочия в сфере ИВ:

      Назначает с согласия ГД РФ председателя правительства;

      Имеет право председательствовать на заседаниях правительства;

      Принимает решение об отставке правительства;

      По предложению председателя правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей и председателей министров;

      Назначает руководителей федеральных органов ИВ подведомственных президенту;

      Принимает положения о федеральных органах ИВ подведомственных президенту;

      Формирует систему и структуру ИВ;

      Представляет ГД кандидатуру председателя центрального банка;

      Формирует и возглавляет совет безопасности;

      Формирует администрацию Президента;

      Назначает на должность и освобождает от должности полномочных представителей Президента;

      Назначает и освобождает от должности руководство вооружённых сил;

      Является верховным главнокомандующим;

      Может вводить на всей территории РФ чрезвычайное и военное положение с незамедлительным сообщением ФС;

      Президент издаёт указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на территории всей РФ. Указы Президента могут носить нормативный характер. Также указами оформляется назначение на должность федерального министра. Указы и распоряжения президента не должны противоречить Конституции ФЗ. В свою очередь Президент может отменять постановления и распоряжения правительства. А также приостанавливать действия актов исполнительных органов субъектов РФ до решения суда.

    Таким образом, президент обладает широкими полномочиями в сфере ИВ. Фактически (но не юридически) Президент является главой ИВ.

  • Обновлено: 11.07.2019 11052

    Как обжаловать лишение водительских прав: порядок обращения в инстанции и особенности процедуры + возвращает ли верховный суд водительские права

    Приветствую вас, друзья! В сегодняшней статье мы поговорим о том, возможно ли обжалование лишения водительских прав. Я думаю, все согласятся с тем, что вопрос изъятия заветной пластиковой карточки является больным для каждого водителя.

    Поэтому всем будет интересно и полезно узнать о том, какие есть пути для спасения своего статуса водителя и как правильно их использовать. Начнем!

    Начнем с хорошего – почти любой протокол можно оспорить. Как правило, он составляется в условиях, далеких от идеальных: на дороге, в спешке, в присутствии недовольного водителя. А так как инспекторы ДПС тоже люди, то вероятность допущения ошибки в оформлении всегда присутствует. Дело за малым: найти эту ошибку и максимально ее использовать в суде.

    Даже если выиграть процесс не получилось, и вас все-таки лишили прав, данное решение всегда можно оспорить, подав жалобу в вышестоящие судебные инстанции.

    Как подготовиться к обжалованию

    Если вы планируете побороться за свои водительские права, важно еще на этапе составления протокола подготовить почву для будущего спора.

    Чтобы повысить шансы на успешное обжалование, на месте составления протокола сделайте следующее:

    • Соберите максимально возможное количество данных с места остановки : запишите разговор с инспектором, сфотографируйте показания приборов, на основании которых вам предъявлено «обвинение».
    • Возьмите и сохраните контакты свидетелей , если это ДТП, а также не забудьте сделать собственные снимки положения авто и следов происшествия (осколков, протекторов и т.п.).
    • Запаситесь видеоматериалами. Если есть видеорегистратор, зафиксируйте информацию с него. Если поблизости расположены камеры видеонаблюдения (в придорожных магазинах, кафе, заправках и т.д.), попросите записи.

    Важно! Если речь идет о ДТП, также можно вызвать независимого автоэксперта, который сделает собственное заключение об обстоятельствах происшествия, а также оценит размер полученного ущерба.

    Чем больше материалов вы соберете, тем больше шансов на возврат своих водительских прав.

    Посмотрите видео, в котором рассказывается о необходимых действиях в случае лишения прав:

    Условия для обжалования

    В соответствии с п.1. ст. 30.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП), решение, вынесенное судьей, может быть обжаловано. Чтобы данная процедура прошла успешно, и вы смогли вернуть свои документы, нужно соответствовать следующим условиям:

    • Соблюдение сроков – подать на обжалование в установленный законом период.
    • Анализ материалов – то, что вы подадите жалобу, в которой не будет содержаться новых фактов, ничего вам не даст. Поэтому важно перед обжалованием тщательно подготовиться и представить суду реальные основания, по которым нужно пересмотреть дело.
    • Подготовка доказательств , без которых эмоции о несправедливом решении и требования о пересмотре – это также пустая трата времени.

    Возможные основания для обжалования судебного решения

    Естественно, что нежелание водителя расставаться с правами не может являться причиной для отмены постановления. Чтобы подать на обжалование, нужны весомые основания, например:

    • Смягчающие обстоятельства, которые не были приняты во внимание в ходе судебного процесса.
    • Неверная квалификация правонарушения , по мнению водителя.
    • Ошибки при оформлении материалов по нарушению, если инспектор не заполнил какие-то поля, либо в документе нет всех требуемых подписей.
    • Недостоверность сведений, если протокол составлен на основании записей видеокамеры или показаний прибора (алкотестера или радара), можно сослаться на плохое качество, влияющее на достоверность сведений.
    • Наличие доказательств невиновности водителя , если они были обнаружены после вынесения постановления либо не были учтены судом.
    • Процессуальные ошибки, позволяющие решить, что судебный процесс был проведен с нарушениями законодательных норм. Например, не были заслушаны показания свидетеля, влияющие на исход дела.

    Пример обжалования судебного решения на основании неправильного составления протокола

    Водитель был остановлен за превышение скорости. Был составлен протокол на лишение, который был удовлетворен мировым судом. Сразу после вынесения постановления водитель подал жалобу в районный суд на основании отсутствия нарушения.

    В доказательство он привел требование о назначении дополнительной проверки на основании того факта, что остановка водителя была произведена на промежуточном участке изменения скоростного режима. К моменту встречи с сотрудником ДПС он уже выехал из зоны ограничения скорости, а это значит, что правонарушение отсутствует.

    Вышестоящий суд удовлетворил ходатайство о назначении проверки. После ее проведения слова ответчика были подтверждены, на основании чего решение мирового суда о лишении прав было аннулировано.

    В каких случаях можно рассчитывать на переквалификацию наказания?

    Согласно п.2 ст. 3.8 КоАП, лишение прав возможно на срок от 1 месяца до 3 лет. Но закон предусматривает смягчающие обстоятельства, при наличии которых возможна переквалификация наказания и замена лишения на административный штраф. К таковым относится:

    • Беременность водителя на момент нарушения.
    • Психологическое расстройство, подтвержденное документально.
    • Неисправность автомобиля, послужившая причиной нарушения.
    • Невозможность лишения прав по законодательным нормам, установленным в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ. Он регламентирует возможность ограничения водительских прав за , в том числе, при наличии задолженности по . Также здесь прописываются условия, при которых данное ограничение не допускается (п.4 ст. 67.1 № 229-ФЗ). Именно их можно использовать при обжаловании.

    Куда подавать пакет документов на обжалование?

    Порядок подачи жалобы регламентируется ст. 30.2 КоАП. В соответствии с п.1 настоящего закона, апелляция подается в суд, который вынес первоначальное постановление о лишении. Она будет зарегистрирована секретарем, а вам будет возвращена копия жалобы с отметкой о принятии (ФИО и должность лица, принявшего документ, а также дата принятия).

    Апелляция будет направлена в вышестоящий суд в течение 3 дней с момента ее регистрации (п.1 ст. 30.2 КоАП). Так как вопрос лишении прав рассматривается в мировом суде, то апелляция, как правило, направляется районный суд того же округа.

    Чтобы проконтролировать процедуру обжалования, позвоните в суд, в который должно быть направлено ваше заявление и уточните, получили ли они его. Также вы можете самостоятельно передать материалы для обжалования в вышестоящий судебный орган, минуя суд первой инстанции (п.3 ст. 30.2 КоАП).

    Важно! Согласно п. 5 ст. 30.2 КоАП, жалоба на судебное постановление об административном правонарушении не облагается госпошлиной.

    Какую жалобу подавать сразу – кассационную или апелляционную? Порядок обжалований судебных решений

    Для начала следует определить разницу между этими двумя видами жалоб. Апелляционная подразумевает, что дело будет повторно рассмотрено с учетом вновь открывшихся обстоятельств. Таким образом, проводится проверка обоснованности и законности решения, вынесенного судом первой инстанции.

    Что касается кассационной жалобы, она заключается в проверке законности и оспоримости судебного постановления. Получается, что это проверка того, насколько суд первой инстанции соблюдал все процессуальные нормы. Кассацию также можно подавать, если вы считаете лишение слишком суровым наказанием за свое правонарушение, а суд первой инстанции обжалование не удовлетворил.

    Таким образом, если вы хотите обжаловать лишение водительских прав, вам нужно сначала написать апелляцию и только потом обращаться в вышестоящие органы.

    Пример последовательного обжалования судебного решения

    Водитель К. был остановлен сотрудниками ДПС за выезд на встречную полосу. Инспектор выписал протокол о лишении, который был удовлетворен мировым судом. Водитель К. подал апелляцию в районный суд, в которой утверждал, что нарушение ПДД было вынужденным, и предлагал выслушать свидетеля, который мог подтвердить данный факт.

    К тому же, он представил доказательство того, что ТС является его единственным источником дохода (справку из службы такси).

    Районный суд не принял новые обстоятельства к делу и оставил решение мирового судьи без изменений.

    Тогда водитель К. обратился в областной суд с кассацией, в которой указывал обстоятельства, при которых произошло нарушение ПДД, а также нарушение процессуальных норм судом первой инстанции, которые выражались в том, что не были выслушаны свидетельские показания.

    Заявитель также приложил справку с места работы, показания пассажира, подтверждавшего, что нарушение правил было связано со спешкой (ехали в аэропорт и опаздывали на самолет) и копию авиабилета. После повторного рассмотрения дела, жалоба была удовлетворена, и лишение было заменено на административный штраф в размере 5 тысяч рублей.

    Обжалование в первой инстанции – апелляция

    Это первая ступень обжалования, где нужно учитывать, что постановление о лишении начинает действовать после истечения срока, установленного для его обжалования. В данном случае он составляет 10 суток со дня вынесения решения.

    Именно в этот период вы можете направить апелляцию и добиться пересмотра в суде первой инстанции своего вопроса о лишении. Инициирование процедуры обжалования останавливает срок вступления решения в силу до принятия постановления по поданному прошению.

    Все это время вы можете пользоваться транспортным средством (ТС) без ограничений.

    Таким образом, данный вид жалобы подается на судебные решения, которые еще не вступили в законную силу. В результате пересмотра может быть вынесено одно из следующих решений:

    • Первоначальное постановление остается неизменным , это значит, что производится лишение водительского удостоверения.
    • Выносится новое постановление, если оно не устраивает водителя, его также можно впоследствии обжаловать.
    • Дело снова передается в мировой суд после изучения жалобы вышестоящей инстанцией. Там оно еще раз рассматривается с учетом новых обстоятельств. В этом случае возможна переквалификация наказания.

    Важно учитывать, что срок лишения прав начинает исчисляться с момента в ГИБДД. А так как на рассмотрение вопроса по обжалованию уйдет не меньше месяца, то в случае принятия отрицательного решения по вашему вопросу, получается, что вы сами растягиваете период, на который будете находиться в статусе пешехода. Именно поэтому так важно подавать апелляцию только в том случае, если вы уверены, что имеете достаточные основания для этого.

    Пример отсрочки начала исполнения наказания из-за обжалования

    Решением мирового суда от 22.03.2016 г. гражданин Н. был на 14 месяцев лишен права управлять ТС за выезд на встречную полосу. 25.03.2016 г. он подал апелляцию в районный суд и попытался обжаловать данное решение на основании неправильной квалификации правонарушения.

    Он утверждал, что выезд на встречку был завершением маневра и требовал пересмотра дел. В результате дополнительного расследования было вынесено решение оставить постановление суда первой инстанции без изменений.

    Данное решение вступило в силу сразу после его вынесения 13.05.2016 г. Учитывая срок рассмотрения апелляционной жалобы, а также время, потраченное на дополнительное расследование и повторное судебное заседание, срок исчисления лишения прав был приостановлен почти на 2 месяца.

    Обжалование во второй инстанции – кассация

    Данный вид жалобы может подаваться в течение полугода с даты последнего рассмотрения вопроса. Кассация направляется в Верховный суд субъекта РФ, например, в Президиум областного суда.

    В заявлении также требуется указать, как именно были нарушены законодательные нормы в ходе рассмотрения дела. Необходимо подкрепить указания доводами, подтверждающими их. Кассация подается по количеству участников процесса (делается отдельная копия для каждого из них).

    К жалобе необходимо приложить:

    • Решение мирового судьи , вынесенное в первой инстанции.
    • Апелляционное определение по результатам предварительного обжалования.

    На каждом документе должна стоять синяя печать, подтверждающая его действительность и актуальность.

    Поступившая жалоба подается на рассмотрение судье вышестоящей инстанции, который единолично выносит решение о приеме заявления либо отказе.

    Важно! Процент отказов в приеме кассационных жалоб достаточно велик. Поэтому, если ваше ходатайство принято, шанс решения в вашу пользу существенно возрастает.

    Обжалование в третьей инстанции – надзорная жалоба

    Надзорным органом выступает Верховный суд РФ, куда жалоба направляется непосредственно самим водителем или его правовым представителем. Основанием для обжалования могут стать нарушения процессуального характера, допущенные в ходе рассмотрения дела судами первой и второй инстанций.

    Срок подачи жалобы составляет 1 год с даты принятия решения по повторному рассмотрению дела.

    Важно! При обжаловании на данном этапе не имеет значения вопрос вступления в законную силу постановления предыдущей инстанции.

    Жалоба составляется в стандартном порядке с подробным указанием оснований для повторного рассмотрения дела и приведением подтверждающих фактов. К документу нужно приложить копии решений, вынесенных по вашему вопросу ранее.

    Время рассмотрения жалобы в надзорной инстанции не более 1 месяца. Решение принимается судьей на основании доводов, изложенных вами в заявлении. По закону, допускается проверка дела в полном объеме в надзорном порядке, но на деле такое случается редко.

    Зачастую данная инстанция является последней надеждой граждан, уверенных в несправедливости вынесенного постановления. Случаев, когда Верховный суд возвращает права на самом деле много, поэтому если обжаловать лишение иными способами не получилось, обращение в высшую судебную инстанцию является оправданным.

    Что делать если обжалования постановлений во всех инстанциях не дало положительного результата

    Если обращение в суды всех трех инстанций не дало положительного результата, вы будете признаны лишенным водительских прав на срок, указанный в последнем решении. В данном случае придется сдать пластиковую карточку в отделение ГИБДД и поставить авто в гараж или на стоянку до истечения периода лишения.

    Если обжаловать постановление не получилось, можно попробовать подать . Это возможно, если помимо лишения за данное правонарушение предусмотрен еще один вид наказания, (например, штраф). Если применение других мер в данном случае невозможно (например, п.3 ст. 12.10 КоАП), подача ходатайства может способствовать снижению срока лишения до минимума.

    Заявление направляется в вышестоящие инстанции. Так, если все три вида жалобы уже поданы, тогда данное прошение о нелишении или смягчении наказания подается в Верховный суд РФ.

    Подведем итоги

    Итак, варианты обжалования решения о лишении прав и особенности процедуры следующие:

    • Подача апелляционной жалобы в районный суд в течение 10 дней с даты принятия решения мировым судьей.
    • Подача кассационной жалобы в областной суд или Верховный суд субъекта РФ в течение полугода после неудачной попытки обжалования в первой инстанции.
    • Подача надзорной жалобы в Верховный суд РФ в течение 1 года с вынесения последнего постановления, если иные способы оспаривания судебного решения не дали результата.
    • Если вы пропустили срок обжалования , он может быть восстановлен . Решение принимает суд, рассматривающий данное дело.
    • При обжаловании нужно указывать только дополнительные обстоятельства, которые подтверждают возможность переквалификации наказания или его отмены.
    • Подготовка к обжалованию должна начинаться с момента встречи с инспектором , любая мелочь, которую вы зафиксируете, может помочь избежать лишения.

    Заключение

    Таким образом, обжалование лишения прав доступно каждому провинившемуся водителю. Даже если вы не смогли добиться успеха при первичной подаче жалобы, не стоит отчаиваться, у вас есть еще минимум две попытки.

    Главное не забывать о том, что срок лишения начинает исчисляться только с момента сдачи удостоверения. Поэтому, если вы не уверены в своей правоте и возможности возврата прав, может не стоит тратить время, которое пойдет в счет наказания, на пустые споры?

    Еще по теме:

    Комментариев к статье: 20

      Евгений

      19.09.2018 | 08:40

      Здравствуйте попал в ДТП с пострадавшим лишили прав на срок 1год и 10 месяцев по статье 12.24 ч2 судья не дав слово высказать мне свое мнение удалилась для вынесения приговора были предоставлены справки о болезни матери связанные с передвижением во внимание она их не взяла возможно ли вернуть их при обжалование?

      Бахтиёр

      23.10.2018 | 00:38

      Конечно Евгений. И обжаловатт надо скорей

      Ирина

      04.03.2019 | 18:43

      Мариночка умница, всё грамотно и доходчиво, но ответа на свой вопрос не нашла, или скорее не совсем поняла до каких пор можно не сдавать права пока жалуюсь во все инстанции? До того момента пока не исчерпал все возможности на обжалования решение не вступит в законную силу, или уже после апелляции? Спасибо

      Андрей

      13.05.2019 | 16:45

      Добрый день! подскажите пожалуйста по моему вопросу — две недели назад, ночью я наехал на дорожный знак, был трезвый не справился с управлением автомобиля, так как только его приобрел. С места ДТП уехал, так как реально не знал что нужно вызывать ГИБДД, был не пьян. Утром позвонили с ГИБДД и вызвали в участок, составили протокол по статье 12.27 ч 2. С администрацией города по знаку вопрос решил и даже выдали письмо что претензий не имеют ко мне, подскажите стоит ли бороться за права, есть ли шанс? к мировой судье подходили мои знакомые, но она сказала что может дать только минималку 1 год, стоит ли мне после постановления о лишение на 1 год дальше обжаловать и вообще бороться?

      Алексей

      18.07.2019 | 22:20

      Здравствуйте!

      Подскажите пожалуйста, кассационная жалоба подается после вступления решения суда апелляционной инстанции в законную силу (получается после этого мы обязаны сдать в определенный срок права?!) и дальше продолжать бороться уже будучи пешеходами? Или когда мы подаем кассационную жалобу срок увеличивается до решения кассационной инстанции, а в дальнейшем и надзорной?



    Просмотров