Объяснительная записка о невыполнении должностных обязанностей. Примеры объяснительных записок. Как правильно и грамотно написать объяснительную записку на работе начальнику, директору по поводу отсутствия на рабочем месте, ошибки, жалобы, проступка, прои

Здравствуйте! Сегодня поговорим о том, что такое объяснительная записка, как ее написать и приведем много примеров и образцов на все случаи жизни: на работу, ребенку в детский сад, школу, университет и т.д.

Виды объяснительных записок

Объяснительная записка — документ, который объясняет причины какого-либо факта (отсутствия на рабочем месте, опоздания, нарушения должностных обязанностей и так далее).

Самые распространенные виды:

  • Разъяснение каких-либо положений (отчетности и т.д.);
  • Разъяснение обстоятельств.

Объяснительную записку пишут от руки, адресатом будет являться то лицо, которое ее потребовало. Также ее можно набрать на компьютере, согласно форме, которая принята в конкретной организации. Способ, которым должна быть выполнена записка, в законодательстве никак не закреплен, как и , соответственно допускается использование и рукописного и машинописного вариантов.

Как написать объяснительную записку

Нужно понимать, что это не докладная и не заявление, поэтому в ней нужно просто отразить уже случившийся факт.

Правила просты:

  • Должна отсутствовать просторечная лексика, текст объяснительной записки выдержан в официально-деловом стиле;
  • Изложенная информация должна быть достоверна;
  • Всегда пишется от имени сотрудника;
  • Содержит подпись и дату оформления.

Объяснительная записка пишется в свободной форме. Но для более правильного написания стоит ознакомиться с приведенными ниже образцами.

Объяснительная записка на работу

Образец :

Как видно из представленного образца, документ составлен четко по делу, указана причина опоздания, нет лишней информации.

После написания объяснительная записка об опоздании на работу передается должностному лицу, для принятия решения в отношении опоздавшего. Если будет принято решение о применении мер дисциплинарного взыскания, то данная записка будет приложена к приказу о взыскании как доказательство.

Образец объяснительной записки об отсутствии на рабочем месте

Пример :

Вообще, в соответствии с законодательством, отсутствие на рабочем месте без уважительной на то причины более 4 часов считается прогулом, вслед за которым может последовать увольнение либо другое дисциплинарное взыскание.

Причины такого отсутствия могут быть серьезными и уважительными, поэтому объяснительная записка в этом случае поможет работнику оправдаться перед руководителем.

Прежде чем приступать к написанию подобного рода объяснительной, нужно тщательно проанализировать обоснование своего отсутствия.

Объяснительная записка об ошибке в работе

От ошибок в работе не застрахован не один, самый педантичный и внимательный сотрудник. Но когда руководитель сталкивается с тем, что такие ошибки были допущены, чаще всего он хочет получить объяснения по этому поводу.

Оформление такой объяснительной записки рассмотрим ниже.

Прежде всего, стоит уяснить, что ситуация должна быть описана кратко, в то же время максимально полно. Нужно указать, в чем заключаются ошибки, почему они были допущены, какие последствия это повлекло.

Обязательные реквизиты для документа:

  • Фамилия, инициалы и название должности руководителя;
  • Название компании;
  • Заголовок;
  • Непосредственно объяснение;
  • Дата;
  • Подпись.

Главное : не делайте из документа сочинение!

В тексте указывайте уважительную причину, по которой были допущены ошибки, при этом свою вину не перекладывайте на других, вряд ли руководству понравится, что работник не хочет признавать недочеты в работе, допущенные им самим.

Если же вину признаете, то обязательно укажите, как сожалеете и поясните, что впредь такого не допустите.

Образец :

Из примера видно, что данная объяснительная записка директору составлена грамотно, без излишеств.

Образец объяснительной записки о невыполнении должностных обязанностей

Должностные обязанности каждого сотрудника зафиксированы в должностной инструкции, один экземпляр которой хранится у работодателя, другой у работника.

Каждый работник должен быть с нею ознакомлен, что подтверждается личной подписью, только потом можно требовать исполнения инструкции.

В объяснительной записке работник излагает свое видение ситуации, а руководитель решает, принять эту точку зрения либо вынести решение о взыскании.

Пример :

Пример объяснительной записки в детский сад

Объяснительную на имя заведующей детского сада родители обычно пишут тогда, когда ребенок пропускает несколько дней по причинам, не связанным с заболеванием.

Образец :

Объяснительная записка классному руководителю

Родителям часто приходится писать подобные записки, так как ситуации, когда школьник пропускает занятия по разным уважительным причинам, нередки.

Объяснительная записка от родителей (либо опекунов) о пропуске занятий является документальным подтверждением уважительной причины отсутствия школьника на уроках.

Пример:

Как таковой формат записки не особо важен для классного руководителя, важно то, что родители знают об отсутствии ребенка на занятиях в определенный день.

Объяснительная записка ребенку в школу

Прилагается классным руководителем для отчета по посещаемости, который составляется каждый месяц.

Объяснительная записка в школу об отсутствии на родительском собрании

Как разъясняют юристы, никто не вправе требовать от родителя подобную объяснительную записку. Присутствие на родительском собрании — дело добровольное и никакими нормативно-правовыми актами не регулируется.

Объяснительная записка в университет

Студенты — народ любящий поспать пару лишних часов, опоздав из-за этого на занятия, а то и вовсе не желающий идти на лекции. Но бывают такие ситуации, когда причины отсутствия — уважительные. Главное, правильно донести это до преподавателей и декана.

Образец :

Приведенные выше образцы и примеры могут потребоваться в разных жизненных ситуациях. Умение оформить такой документ грамотно лишним являться не будет.

Как видно из примеров, серьезных отличий между разными типами записок нет.

Что предписывает закон

Согласно действующему законодательству потребовать от работника объяснительную может только работодатель. Это либо сам руководитель, либо лицо уполномоченное приказом на конкретный срок.

Благодаря объяснительной записке становится возможным выяснение всех обстоятельств, из-за которых был совершен проступок, какова вина непосредственно сотрудника.

В то же время, работник может отказаться писать объяснительную. Особенно если она подтвердит его вину, прямо или косвенно. Ведь никто не обязан свидетельствовать против самого себя, как гласит Уголовный кодекс Российской Федерации.

Но иногда лучше все-таки ее написать, чтобы избежать увольнения с работы либо другого серьезного взыскания.

Если в течение 2 дней сотрудник объяснительную не предоставил, не заявлял об отказе писать объяснительную записку, составляется соответствующий акт, а работник подвергается дисциплинарному наказанию.

Архивные сроки хранения объяснительных записок

Объяснительные записки вкладываются в личное дело сотрудника, соответственно хранятся вместе с ним 75 лет.

Что хотелось бы сказать в заключение? Как бы ни давил руководитель, прежде чем приступить к написанию служебной записки важно успокоиться и в спокойной обстановке, проанализировав все факты, составлять данный документ.

Написание объяснительной записки позволяет сотруднику изложить свое видение ситуации, не позволяет руководству трактовать все на свое усмотрение и выносить необоснованное взыскание.

Прежде всего, стоит уяснить, что ситуация должна быть описана кратко, в то же время максимально полно. Нужно указать, в чем заключаются ошибки, почему они были допущены, какие последствия это повлекло. Обязательные реквизиты для документа:

  • Фамилия, инициалы и название должности руководителя;
  • Название компании;
  • Заголовок;
  • Непосредственно объяснение;
  • Дата;
  • Подпись.

Главное: не делайте из документа сочинение! В тексте указывайте уважительную причину, по которой были допущены ошибки, при этом свою вину не перекладывайте на других, вряд ли руководству понравится, что работник не хочет признавать недочеты в работе, допущенные им самим. Если же вину признаете, то обязательно укажите, как сожалеете и поясните, что впредь такого не допустите.

Образец объяснительной. как написать объяснительную?

Выше уже упоминалось, что объяснительные записки в обязательном порядке пишутся в случаях дисциплинарных проступков либо причинения материального ущерба фирме. Следует теперь уточнить, что локальными актами конкретного предприятия могут быть закреплены и иные ситуации, в которых работодатель имеет право потребовать письменных объяснений. В этом случае объяснение может быть получено на основании так называемого требования работодателя.
Документ, именующийся требованием, оформляется на специальном бланке и подлежит регистрации в отдельном журнале, как любая исходящая корреспонденция. Его предоставляют сотруднику под подпись с указанием даты передачи. Данное число позволяет ориентироваться в соблюдении законности при составлении объяснительной.

Помогите, пожалуйста, с объяснительной

Если сотрудник признает свою вину в допущенной ошибке, обязательно нужно выразить свое раскаяние, уверить руководство, что подобной ошибки впредь допущено не будет, убедить всех, что будут приняты все необходимые меры по недопущению подобного. Далее полученный текст следует подписать и передать по месту назначения. Пример объяснительной записки об ошибке в работе: Директору ООО «Альфа» Туполеву А.А.
от бухгалтера Кухаркиной А.П. Объяснительная записка об ошибке в заполнении документов 26 августа 2015 года мною были неверно указаны цены на продукцию в товарной накладной №432 и счете-фактуре №564, они были завышены на 10%. Покупатель, увидев завышенные цены, отказался принимать товар, в связи с чем он вернулся на склад ООО «Альфа». Возникшая ошибка вызвана повышенной загруженностью в день подготовки документа.

Объяснительная записка об ошибке в работе

Для этого достаточно заглянуть в «Правила внутреннего трудового распорядка». Там четко обозначены руководители, в чьем непосредственном подчинении находится работник. Объяснительная должна быть написана на имя одного из этих людей.

Если группа рабочих собрана из разных подразделений, то все эти люди на время выполнения трудового задания подчиняются руководителю группы. Следовательно, руководитель может требовать объяснительную записку, которая будет написана на его имя. На чье имя пишется объяснительная записка сотрудника на работе? Как правильно начать, закончить объяснительную записку, что написать в пояснении: правила написания объяснительных записок, инструкция по написанию Строгих правил оформления объяснительной не существует, форма документа относительно свободная.

Как написать объяснительную грамотно, чтобы смягчить наказание?

Можно оформить документ в электронном виде, после чего распечатать. Данный момент, как правило, не принципиален. Также предлагаем скачать образец объяснительной записки о невыполнении должностных обязанностей. Другие образцы объяснительной: Текст составляется в свободной форме, но сам документ должен иметь ряд обязательных реквизитов:

  • адресат - ФИО и должность руководителя, название организации, документ обязательно должен иметь указание на то, для кого он предназначен;
  • название документа и его заголовок;
  • дата написания;
  • подпись работника;
  • текст с описанием события и объяснением случившегося.

Основное внимание следует уделить тексту. Необходимо кратко и емко описать ситуацию - какая именно ошибка в работе допущено, какие последствия эта ошибка вызвала для деятельности организации. Текст должен быть лаконичным и кратким.

Впредь обязуюсь не допускать подобных

Это заблуждение, поэтому не стоит придумывать новые названия для объяснительной записки, а лучше грамотно составить ее текст. Успех объяснительной записки зависит от точности соблюдения таких правил:

  • Информация должна четко и кратко объяснять ситуацию.
  • Стиль записки должен быть деловым. Неуместны в тексте объяснительной витиеватые фразы, красноречивые обороты.
  • Ни в коем случае нельзя пытаться переложить свою вину на другого работника или скрыть значимые факты.
  • В конце повествования будут уместны извинения и обещания впредь быть внимательнее.
  • Следует использовать для написания объяснительной чистый лист, писать разборчиво и аккуратно.

ВАЖНО: Составляя текст объяснительной, лучше воздержаться от употребления слов, в правильности написания которых возникают сомнения.

Впредь обязуюсь не допускать

Необходимо убедиться, что при написании не допущены ошибки, либо заменить это слово синонимом. Как правильно написать объяснительную, разъяснительную записку, чтобы не наказали Как написать объяснительную записку на работе по поводу ошибки: образец, шаблон, примеры Если работник допустил ошибку, ему придется написать объяснительную, независимо от того, что стало причиной его невнимательности. Большинство ошибок на работе происходят из-за усталости, стресса, невнимательности или нехватки опыта.

Любую из этих причин можно указать в объяснительной. Главное, в конце записки пообещать впредь быть внимательнее, а в жизни приложить усилия к тому, чтобы подобное больше не повторилось.

Впредь обязуюсь быть внимательнее и подобных ошибок не допускать

Инструкция — наше все Как писать объяснительные по всем правилам? Для придания веса документу лучше составлять его, ссылаясь на пункты должностной инструкции. Явные промахи можно подать как неверную трактовку. А если уж так хочется кого-то обвинить, без излишних эмоций сошлитесь на недоразумения на почве разного истолкования этих самых пунктов. Или, в крайнем случае, на предвзятое к себе отношение.

Инфо

Маленькая хитрость: чтобы свести к минимуму ощущение собственной вины и придать ситуации деловой характер, озаглавьте документ не «Объяснительная» а «Пояснительная записка». Если ваше нарушение слишком наглядно, и выкручиваться смысла нет, лучший выход — сослаться на болезнь, плохое самочувствие, перегрузки на работе. В этом случае в конце обязательно укажите, что признаете ошибку и впредь обязуетесь подобного не допускать.

Впредь обязуюсь не допускать подобных ситуаций

Не знание, как известно, не освобождает… Работодатель и в этом случае затребует объяснительную уже у вашего руководителя (который не научил), и… - тут смотрите предыдущий абзац. Объяснительную записку лучше писать со ссылками на должностные обязанности, оговоренные в вашей должностной, на инструктивные материалы (мол, вероятно, не верно трактовал). Если уж сильно хочется кого-нибудь обвинить, то можно написать, что, вероятно, со-стороны того-то и того-то сложилось предвзятое отношение и т.д.


Существует так же хитрость в наименовании документа, то есть не «объяснительная», а «пояснительная записка». Если нарушение очевидно, то лучше сослаться на плохое самочувствие, большой поток клиентов. Тогда в конце надо написать, что ошибку свою признаете, впредь обязуетесь не допускать подобных ситуаций.

Впредь обязуюсь не допускать подобных нарушений

Но общие принципы ее написания, конечно же, существуют. Данная бумага, как и прочие, пишется на имя руководителя и несет разъяснение ситуации и причин опоздания. Обязательно указывается дата составления и, конечно же, личная подпись.

Внимание

Если вы планируете в дальнейшем оспаривать грозящие последствия опоздания, позаботьтесь о написании данного документа в двух экземплярах. Первый отправится в канцелярию, второй с отметкой секретаря о принятии остается у вас. Хороший пример объяснительной записки об опоздании на работу — когда после указания причин нарушения уточняется свое отношение к ситуации, допустим, «на основании всего изложенного причину опоздания считаю уважительной».


Если имеются какие-либо документы в оправдание вашего отсутствия на работе (справка о посещении поликлиники, повестка в суд и т. п.), их нужно приложить к объяснительной.
Для того, чтобы постараться избежать возможного наказания, работнику следует подумать над содержимым объяснительной записке, составить ее грамотно, кратко и емко описать ситуацию и постараться найти объективные причины допущенной ошибки в работе. Ниже рассмотрим, как правильно оформить такой документ. В качестве примера предлагаем скачать образец объяснительной записки об ошибке в работе, бланк для бесплатного скачивания находится внизу статьи. Работник должен знать, что для того, чтобы применить дисциплинарного взыскание, работодателю требуется в обязательном порядке получить от работника письменное объяснение. Поэтому работнику при возникновении ошибки в исполнении трудовых обязанностей следует успокоиться, без его объяснения работодатель не вправе наказывать сотрудника. Следует вооружиться чистым листом бумаги и ручкой и обдумать содержание документа.
  1. Важное значение для построения предложений имеет правильный выбор падежа и предлога. Иногда вместо беспредложных конструкций неправильно употребляют предложные сочетания:

разъяснение о допущенных ошибках (вместо: разъяснение допущенных ошибок ),

показатели по использованию энергии (вместо: показатели использования... ),

оперировать с точными фактами (вместо: оперировать точными фактами ) и т.п.

  1. Некоторые предложные сочетания, сравнительно недавно образовавшиеся (так называемые новые предлоги – в деле, по линии, в части, за счет и др.), при неуместном их использовании придают речи канцелярский характер: в части удовлетворения запросов молодежи,

в деле изучения литературных произведений и т.п.

  1. При выборе предлога следует учитывать присущие ему оттенки значения. Так, для выражения причинно-следственных отношений употребляются синонимические предлоги ввиду, вследствие, в силу, в связи с, по причине, благодаря и др. Однако следует говорить ввиду предстоящего отъезда , а не вследствие предстоящего отъезда (отъезд еще не состоялся и последствий пока не имеет); с другой стороны, нужно сказать вследствие прошедших дождей , а не ввиду прошедших дождей (явление относится к прошлому).

Не потерял своего лексического значения и предлог благодаря . Обычно он употребляется, когда речь идет о причинах, вызывающих желательный результат: благодаря принятым мерам, благодаря помощи товарища и т.п. Поэтому неудачными следует считать обороты с этим предлогом в сочетании с чем-то отрицательным: "Понесены большие убытки благодаря пожару" .

  1. Предлоги благодаря, согласно и вопреки употребляются с дательным падежом имени.
  2. Предлоги в – на и их антонимы из – с могут употребляться в синонимическом значении: ехать в поезде – на поезде, вернуться с кухни – из кухни.
    1. предлог в , употребляющийся для выражения пространственных значений, обозначает направление внутрь чего-нибудь (с винительным падежом) или нахождение внутри чего-нибудь (с предложным падежом);
    2. предлог на соответственно обозначает направление на поверхность или нахождение на поверхности;
    3. предлог из имеет значение "изнутри",
    4. предлог с – значение "с поверхности".

Ср.: в столе, на столе, из стола, со стола.

  • Если речь идет о какой-нибудь территории, которая представляется ограниченным пространством, то употребляется предлог в : находится в поле ; если же мысль об ограничении отсутствует, то употребляется предлог на : находится на поле . во дворе (окруженное забором или домами пространство) – на дворе (вне дома: на дворе сегодня холодно ).
  • С названиями городов, районов, областей, республик, стран, государств употребляется предлог в: в Туле, в Кировском районе, в Московской области, в Узбекистане, в Индии и т.д.

Сочетание на Украине возникло под влиянием украинского языка (ср.: на Полтавщине, на Черниговщине ) и поддерживается выражением на окраине .


  • С названием гор употребляется предлог на : на Алтае, на Кавказе (имеется в виду горная местность без резко очерченных границ). Но: в Крыму (строго ограниченная территория, включающая и горы и степное пространство).
  • При названиях предприятий употребляется предлог на : на заводе, на фабрике, на почте, на телеграфе .
  • При названиях учебных заведений употребляется предлог в : в институте, в училище, в школе ; при названиях частей учебного заведения – предлог на : на филологическом факультете, на 3 курсе (но: в аудитории, в 3 классе – под влиянием представления о закрытом помещении для занятий).
  • При названии зрелищных предприятий установилось такое употребление: в театре, в кино, в цирке , но: на концерте, на опере, на представлении, на сеансе .
  • При названии средств передвижения возможны варианты: в поезде – на поезде, в трамвае – на трамвае, в метро – на метро (более общее значение имеет предлог на ).
  • Для указания обратного направления предлогу в соответствует предлог из , предлогу на – предлог с : поехали на Украину – вернулись с Украины,

поехал в Белоруссию – вернулся из Белоруссии.

  1. После переходных глаголов с отрицанием употребляется как родительный, так и винительный падеж: не читал этой книги – не читал эту книгу.

Родительный падеж

    1. в предложениях с усиленным отрицанием, которое создается наличием частицы ни или местоимением и наречием с этой частицей: не люблю ни чрезмерной жары, ни чрезмерного холода; никогда никому не доверял своей тайны;
    2. при разделительно-количественном значении дополнения: не приводил примеров, не знает дат, не сделал вычислений, не понял многих слов, не достал тетрадей, не принимает мер;
    3. после глаголов видеть, слышать, думать, хотеть, чувствовать, ждать и т.п., обозначающих восприятие, желание, ожидание и т.д.: не слышал крика, не чувствовал желания, не видел опасности, не ждал прихода;
    4. при словах, выражающих отвлеченные понятия: не теряет времени, не имеет желания, не скрывает подозрений, не осуществляет контроля, не объясняет правил, не уяснил всей важности.

Винительный падеж обычно употребляется в следующих случаях:

    1. для подчеркивания конкретности объекта: не прочитал книгу, которую ему рекомендовали;
    2. при одушевленных существительных, при собственных именах: не любит свою дочь, не наказывала Петю;
    3. при постановке дополнения перед глаголом (хотя это не обязательно): эту книгу я не возьму;
    4. для внесения ясности, чтобы избежать совпадения одинаково звучащих форм: не читал эту газету (форма газеты могла бы обозначать множественное число);
    5. при двойном отрицании: нельзя не признать силу его доводов (основной смысл высказывания – утверждение, а не отрицание);
    6. при наличии наречий со значением ограничения: едва не потерял терпение, чуть не пропустил урок;
    7. при наличии в предложении слова, по смыслу относящегося одновременно к сказуемому и дополнению: не нахожу эту книгу интересной;
    8. во фразеологических оборотах: не скалить зубы.
    9. Если прямое дополнение относится не непосредственно к глаголу с отрицанием, а к инфинитиву, зависящему от глагола с отрицанием, то чаще такое дополнение ставится в винительном падеже: не хотел читать эту книгу, не могу признать его правоту.
    10. Дополнение ставится только в винительном падеже, если имеющееся в предложении отрицание стоит не при глаголе, а при другом слове: не часто слушаю музыку, не вполне усвоил урок.
    11. После глаголов с приставкой недо- , не имеющей значения отрицания, а указывающей на выполнение действия ниже нормы, дополнение обычно ставится в винительном падеже: недовыполненный план.
  1. Не следует смешивать конструкции со словами, близкими по значению, но требующими разного управления: беспокоиться о ком-нибудь – тревожиться за кого-нибудь;

упрекать в чем-нибудь – порицать за что-нибудь;

отчитываться в чем-нибудь – сделать отчет о чем-нибудь;

обращать внимание на что-нибудь – уделять внимание чему-нибудь;

удивляюсь чему-нибудь – удивлен чем-нибудь;

превосходство над чем-нибудь – преимущество перед чем-нибудь;

уверенность в чем – вера во что.

  1. Некоторые глаголы могут иметь дополнение в разных падежах в зависимости от различных смысловых или стилистических оттенков:

бросить камень (значение объекта: бросить камень в воду ) – бросить камнем (значение орудия действия: бросить камнем в собаку );

жертвовать что (конкретные предметы: жертвовать деньги ) – жертвовать (чем) (отказываться в чьих-либо интересах: жертвовать свободным временем );

завязать узел (на вещах ) – завязать узлом (например, галстук );

знать (что), говорить (что), напомнить (что), сообщить (что) (в полном объеме, по существу ) – знать (о чем), напомнить (о чем), сообщить (о чем) (в общем виде, поверхностно );

  1. Некоторые глаголы имеют при себе одновременно два дополнения, выбор нужного падежа зависит от смысла:
  • обеспечить (кого)/(что) (чем) значит "снабдить в необходимых размерах": обеспечить школьников учебниками, обеспечить промышленность рабочей силой;
  • обеспечить (кому)/(чему) (что) значит "гарантировать что-либо, сделать что-нибудь несомненным": обеспечить больному хороший уход, обеспечить гражданам право на труд.
  • Слово обязан в значении "должен испытывать благодарность за какую-либо услугу, признательность за что-нибудь" обычно употребляется с двумя падежами: дательным, указывающим на адресат, и творительным, указывающим на объект признательности, на ее причину: Так этим вымыслом я вам еще обязан? Своим спасением я обязан случаю; Чему я обязан вашим посещением?
  • Разница между конструкциями выпить воду – выпить воды, купить книги – купить книг и т.п. заключается в том, что родительный падеж обозначает распространение действия не на весь предмет, а лишь на некоторую часть или количество его, тогда как винительный падеж указывает, что действие полностью переходит на предмет.
  • Разница между конструкциями искать место – искать места, просить деньги – просить денег и т.п. заключается в том, что первые варианты указывают на определенный, конкретный предмет (известное наперед место, обусловленную сумму денег), а вторые имеют общее значение (какое-либо свободное место в аудитории, в зале, а также в переносном смысле – "искать работы"; неопределенное количество денег). Ср.: требовать вознаграждения – требовать свою зарплату.
  • Следует избегать конструкций с одинаковыми падежами, зависящими одна от другой, так как это затрудняет понимание смысла предложения. Чаще всего наблюдается подобное скопление форм родительного падежа: Дом племянника жены кучера брата доктора.
  • Нередко в этих оборотах встречаются отглагольные существительные на -ение и -ание : Для решения задачи ускорения подъема уровня знаний студентов необходимо улучшить качество лекций.

    Исправить такие предложения можно, упростив их, в частности заменив отглагольное существительное какой-нибудь другой формой или оборотом: Чтобы повысить знания студентов, необходимо улучшить качество лекций.

    1. Нельзя сочетать в одном предложении родительный субъекта и родительный объекта. Первый указывает на производителя действия (выступление докладчика, приезд делегации), второй – на объект действия (чтение книги, подбор иллюстраций). При исправлении родительный субъекта обычно заменяется творительным падежом: вместо: Последовательное изложение ученика материала урока надо сказать: Последовательное изложение учеником материала урока

    В отдельных случаях может возникнуть неясность при использовании даже одного родительного падежа: Чтение Маяковского оставляло неизгладимое впечатление (читал сам поэт или читались его стихи?).

    При первом значении можно сказать: Чтение Маяковским своих произведений...;

    при втором значении: Чтение стихов Маяковского ...

    1. При двух или нескольких однородных членах ставится общее управляемое слово только при условии, если управляющие слова требуют одинакового падежа и предлога: читать и конспектировать книгу, выписать и проверить цитаты и т.п.

    Неправильными являются предложения, в которых общее дополнение имеется при словах, требующих разного управления, например: любить и увлекаться поэзией (Любить что? Увлекаться чем?).

    Обычно такие предложения можно исправить, добавляя ко второму управляющему слову местоимение, заменяющее дополнение-существительное при первом слове: любить поэзию и увлекаться ею.

    Это случилось. Работа. Ошибка. «Пишите объяснительную!» – поджатые губы, тренированный начальственный взгляд в упор. Такое требование чревато плохими и при этом законными последствиями. Их можно минимизировать, если знать, чем угрожает документ, как и о чем писать, что предпринимать. Хорошо иметь перед глазами образец объяснительной записки об ошибке в работе. Об этих вещах и расскажет статья.

    Объяснительную записку составляет сотрудник при предъявлении ему претензий о невыполнение или ненадлежащем выполнении обязанностей. В ней излагаются причины сложившейся ситуации. На ее основе руководство определяет: виновен работник или нет, и в какой мере. В итоге разбирательства решают вопрос о наказании. Возможны три варианта:

    • прекращение претензий;
    • прощение сотрудника либо устное предупреждение;
    • дисциплинарное взыскание.

    Рассмотрим последний случай.

    Трудовой кодекс РФ (статья 192) разрешает дисциплинарные взыскания в виде:

    • замечания,
    • выговора,
    • увольнения.

    Другие наказания (в т.ч. «штрафы») работодатель использовать не вправе. При этом он может прописать во внутренних документах фирмы влияние этих санкций на премиальные.

    В трудовую книжку информацию о замечаниях и выговорах не вносят.

    Работодатель вправе уволить сотрудника (п. 5 ст. 81 ТК РФ) в случае неисполнения им трудовых обязанностей без уважительных причин, при уже имеющемся неснятом дисциплинарном взыскании по такому же поводу. Срок действия последнего – 1 год.

    Дисциплинарное взыскание можно применить не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка и 6 месяцев со дня его совершения. По фактам, которые обнаружены в ходе ревизии, аудиторской или финансовой проверки, этот срок удлиняется до 2 лет.

    Объяснительная записка – составная часть процедуры, которая может иметь далеко идущие и неприятные последствия для сотрудника. Их можно уменьшить, если подготовить документ правильно.

    Писать или не писать

    Можно ли отказать начальству и не писать объяснительную? Да, можно. Работник имеет такое право. Действия администрации по принуждению к этому считаются незаконными.

    С другой стороны, отсутствие письменного объяснения не поможет сотруднику избежать дисциплинарной ответственности (ст. 193 ТК РФ). Работодатель оформит акт об отказе. Подпись ответчика в нем не обязательна. Процедура наложения взыскания пойдет дальше.

    Предоставленная же объяснительная записка документально зафиксирует имеющиеся у работника уважительные причины происшествия. Она не позволит администрации толковать его действия по собственному усмотрению. Сотрудник лучше разберется в уязвимых местах своей позиции.

    Процесс пошел

    Запросить объяснительную работодатель может письменно либо устно. При этом он обязан описать факт нарушения и потребовать объяснения. Письменный запрос вручают на бумаге с проставлением отметки о получении. Он может иметь форму требования, приказа, распоряжения.

    Устный запрос вызывает дискуссии среди юристов. Одна позиция: сотруднику в таком случае не следует предоставлять письменное объяснение. Необходимо вежливо настаивать на бумажном варианте требования либо давать устные комментарии о происшествии. Причина – незафиксированные претензии работодателя. Последнему также сложно будет доказать в суде факт запроса – потребуются свидетели.

    Другая позиция: давать объяснительную и в случае устного запроса. Аргумент – при необходимости работодатель без труда письменно оформит требование и представит в суд.

    Мягкостью не стоит злоупотреблять. Если начальник не может ясно сказать, по какому нарушению требует объяснение, то необходимо настаивать на письменном запросе. Лучше делать это с помощью письменного же заявления работодателю. В нем следует подробно отобразить ситуацию (даты, участники, неопределенные требования).

    Запрашивать объяснительную записку может руководитель организации или лицо, уполномоченное им. Если такая инициатива исходит от непосредственного начальника, не рекомендуется требовать от него подтверждения этих прав. С одной стороны, если дело дойдет до суда, он заинтересуется законностью вынесенного взыскания, а не личностью запросившего объяснения. Работодатель же при необходимости подтвердит полномочия. С другой стороны, такое требование еще больше обострит отношения сотрудника с администраций.

    Письменное объяснение предоставляется в течение двух рабочих дней согласно ТК РФ. День получения запроса в них не входит.

    Не стоит поддаваться давлению начальства и писать объяснительную записку «прямо сейчас». Необходимо снять первое нервное возбуждение и в спокойной обстановке проанализировать ситуацию. Еще раз прочитать должностную инструкцию. Проконсультироваться у юриста. Затем приступить к написанию.

    Объяснительную записку следует писать из расчета, что в итоге она попадет на стол судье. Цель автора – четко охарактеризовать себя как законопослушного гражданина, готового выполнять работу, предусмотренную трудовым договором.

    Руководитель не вправе влиять на документ: диктовать текст, требовать переписать, указывать «это – не причина». Содержание объяснительной определяет сотрудник.

    Текст записки – лаконичный. Необязательная информация может вызвать у начальства ненужные вопросы. Неуместны шутки и просторечные выражения. Тон повествования – уважительный. Если разбирательство дойдет до суда, реноме хама не поможет выиграть дело. Изложение ведется в хронологическом порядке от первого лица.

    • подтвердить или опровергнуть факт нарушения;
    • описать обстоятельства события (дата, время, место), его причины;
    • охарактеризовать вину: умышленная, по неосторожности, ее отсутствие;
    • привести свидетелей;
    • выразить мнение о привлечении к ответственности;
    • описать отношение к дальнейшей работе.

    Причины ошибки

    Рассмотрим частые варианты.

    1. Высокая нагрузка – следствие пика работ, неполного персонала. Объяснение хорошо тем, что переносит ответственность на работодателя. Подходит для некрупного подразделения. Не работает в большом коллективе, работающем в одних условиях (хотя бы формально). Начальство ревностно охраняет свою непогрешимость в распределении нагрузки. Если нежелательна репутация ленивого склочника – лучше найти другие причины.
    2. Мало опыта – работает в случае молодого специалиста.
    3. Плохое самочувствие – может служить оправданием. Сотруднику стоит подчеркнуть, что он работал в таком состоянии из-за заботы о предприятии, продолжении его ритмичной деятельности.
    4. Личные, семейные обстоятельства – может помочь, если причина серьезная. Злоупотреблять этим средством не стоит.
    5. Неясно написанный, противоречивый пункт должностной инструкции, позволивший неверную трактовку. Аргумент подходит для использования, но предварительно лучше запастись заверенной копией этого документа.

    Другие участники

    Если в инциденте участвовали другие лица, следует беспристрастно проинформировать, что предпринимал каждый из них. Не стоит прямо называть виновного. Это право руководства. Но оно должно получить достаточную информацию для такого вывода. Не следует лгать. В подобной истории объяснения пишут все участники, и правда выяснится.

    Развязка

    Сотруднику обязательно следует описать свой добросовестный трудовой путь у работодателя, упомянуть об отсутствии дисциплинарных взысканий в прошлом, перечислить полученные поощрения (премии, грамоты, подарки). Если дело попадет в суд, эту информацию учтут при принятии решения.

    Если работник признает вину в допущенной ошибке, надлежит выразить раскаяние. Также необходимо уверить руководство, что подобных случаев в будущем не повторится.

    Как составить

    Установленных законом стандартов оформления письменного объяснения нет. Достаточно соблюдать минимум общих правил подготовки документов.

    Записка готовится на листе формата А4. Она может быть написана от руки или набрана на компьютере.

    Вверху листа, в правой части, в столбик указывается, кому и кем направлен документ. Получатель – лицо, затребовавшее объяснение. Приводятся его должность, фамилия, инициалы. Работник пишет свое подразделение, должность, полные Ф. И. О.

    На несколько строк ниже, по центру, указывается наименование документа – объяснительная записка. Далее следует текст объяснения.

    Затем проставляются начертанные рукой должность, личная подпись, инициалы и фамилия работника. Указывается дата составления записки. Сотрудник вправе приложить документы, подтверждающие его информацию.

    Объяснительную следует зарегистрировать в канцелярии, получив копию или 2-й экземпляр записки с соответствующей отметкой. Это защитит от возможных неправомерных действий администрации.

    Пример

    Директору ООО «Прод-сервис»

    Н.Н. Николаеву

    от бухгалтера

    Ивановой Ирины Ивановны

    Объяснительная записка

    12 февраля 2016 г. я указала неправильные цены в товарной накладной № 331 и счете-фактуре № 434, завысив их на 5%. Покупатель в связи с этим отказался принимать товар, и его вернули на склад. Ошибка была вызвана повышенной рабочей нагрузкой в этот день. Причина – отсутствие бухгалтера Раковой Е.Е., которая находилась в отгуле. Я выполняла обязанности двух человек. Ошибку признаю. Прошу Вас учесть, что ранее претензии к моей работе у ООО «Прод-сервис» отсутствовали. В будущем обязуюсь быть более внимательной при заполнении документов.

    Бухгалтер И.И. Иванова

    РУССКИЙ ЯЗЫК
    Содержание базовых квалификационных требований

    Государственный гражданский служащий должен показать:


    • правильное употребление грамматических и лексических средств русского языка при подготовке документов;

    • умение использовать при подготовке документов и служебной переписке деловой стиль письма;

    • умение использовать разнообразные языковые средства и тактики речевого общения для реализации различных целей;

    • владение и свободное использование словарного запаса, необходимого для осуществления профессиональной служебной деятельности;

    • умение правильно интерпретировать тексты, относящиеся к социально-экономической и правовой сферам.

    1. В слове "каталог" ударение падает на … слог:

    • первый

    • втор ой

    • третий

    1. В слове "квартал" ударение падает на … слог:

    • первый

    • второй

    1. Правильная ударная гласная выделена в словах:

    • областЕй

    • нОвостей

    • мЕстностей

    1. Слова с правильным написанием:

    • беспрецедентный

    • изнемождённый

    • интригант

    • инцидент

    • компроментировать,

    1. Слова с неправильным написанием:

    • константировать

    • надсмехаться

    • светопредставление

    • постамент

    • ракурс

    • экскорт

    • юристконсульт

    1. Правильный вариант слова:

    • скоропулёзно

    • скрупулёзно

    • скорпулёзно

    • скропулёзно


    • компанент

    • компонент

    • кампанент

    • кампонент

    1. Правильный вариант написания слова:

    • прецедент

    • прицидент

    • прецендент

    • прицендент

    • прециндент

    1. Слова с буквой "ё":

    • правопреемник

    • новорожденный

    • подоплека

    • оседлый

    1. Слова с "ь":

    • июн…ский

    • октябр…ский

    • ноябр…ский

    • январ…ский


    • нагнать на подчиненных страха

    • перебои в ходе часов

    • поговорить с глаза на глаз

    • не упускать из виду

    • лежать на банковском счету

    1. Правильная грамматическая форма слов:

    • внесение корректив

    • внесение коррективов

    • пятеро грузин

    • пятеро грузинов

    1. Удвоенная согласная используется в слове:

    • ап…артеид

    • ап…лодисменты

    • ап…ологет

    • ап…робация

    • ап…арат

    1. Удвоенная согласная используется в словах:

    • продюс…ер

    • дил…ер

    • мас…он

    • ком…ентарий

    • дилем…а

    1. Удвоенная согласная не используется в словах:

    • доверен...ость

    • капитал…истический

    • дилем...а

    • оп…онировать

    • фин…ский (язык)

    • гум…анизм

    1. Через дефис пишутся следующие сложные слова:

    • (общественно) политические проблемы

    • (общественно) значимый поступок

    • (юридически) грамотный сотрудник

    • (служебно) должностной рост

    • (общественно) опасный человек

    1. Через дефис пишутся сложные слова:

    • (политико) технологические приёмы

    • (политически) важные решения

    • (социально) активная молодёжь

    • (социально) политические вопросы

    • (социально) демографические проблемы


    • зал с четырехсот пятидесяти семью делегатами

    • заботиться о двухста восьмидесяти пассажирах

    • отправить приглашения тремстам семидесяти адресатам

    • выбрать из пятиста шестидесяти восьми билетов

    1. Правильный вариант склонения числительных:

    • из восьмиста пятидесяти опрошенных

    • встреча с пятьюстами шестьюдесятью семью избирателями

    • в двухсот тридцати пяти бюллетенях

    • вручить паспорта сто пятнадцати жителям

    1. Правильный вариант написания и использования числительных в тексте:

    • при массе до 5 кг …

    • при массе до пяти кг …

    • при массе

    1. ... история Москвы богата событиями, важными для жизни всей страны.

    • восемьсот шестьдесят летняя

    • восемьсотшестидесятилетняя

    • восьмисотшестидесятилетняя

    • восьмисот шестидесяти годовая

    1. НЕ со словом пишется слитно в предложении:

    • Из отдела кадров прислали замену (не)допущенному к работе сотруднику.

    • Личный листок по учету кадров был (не)заполнен.

    • (Не)официальный, но очень актуальный документ был опубликован в новостной ленте.

    1. НЕ со словом пишется раздельно в предложениях:

    • Судья (не)колеблясь исправил свою ошибку.

    • (Не)смотря на окончание срока выполнения контракта, работы не выполнены.

    • Обеспечение молодых семей жильем – отнюдь (не)решенная проблема.

    • (Не)заверенная копия документа может быть использована в рабочих целях.

    1. НЕ со словом пишется слитно в предложениях:

    • Письменные разъяснения, данные (не)уполномоченными лицами, могут носить (не)корректный характер.

    • Могут быть признаны (не)действительными сделки, заключенные (не)уполномоченным представителем собственника.

    • Запрещается проведение официальных мероприятий (не)уполномоченными на то физическими и юридическими лицами.

    1. ПРЕДОСТАВИТЬ вместо ПРЕДСТАВИТЬ употребляется в выражении:

    • книга ПРЕДСТАВЛЯЕТ собой практическое руководство для специалистов, работающих в области юриспруденции и права

    • журналистам ПРЕДСТАВИЛИ нового кандидата в мэры

    • гражданам ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ право выбора формы подачи документов

    • адвокат будет ПРЕДСТАВЛЯТЬ Ваши интересы в суде

    1. Все выделенные слова пишутся с прописной буквы в выражениях:

    • великие Луки,государственный музей искусств им. А.С.Пушкина

    • дамоклов меч, Варшавский договор

    • древняя Русь, марийский государственный педагогический институт

    • государственная публичная историческая библиотека, гордиев узел

    • крестовые походы, полтавская битва

    1. Все слова пишутся с прописной буквы в наименованиях субъектов Российской Федерации:

    • Еврейская Автономная Область

    • Республика Северная Осетия – Алания

    • Алтайский Край

    • Удмуртская Республика

    1. С прописной буквы пишут названия должностей:

    • Председатель Совета Безопасности Российской Федерации

    • Руководитель Администрации Президента Российской Федерации

    • Секретарь Государственного совета Российской Федерации

    • Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации

    • Помощник Президента Российской Федерации

    1. Правильное употребление прописной буквы в словах «комитет», «комиссия» приведено в наименованиях:

    • Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности

    • Евразийская экономическая Комиссия

    • Технический Комитет по общероссийским классификаторам

    • Комиссия таможенного союза

    • Счетная Комиссия

    1. Правильное употребление строчной буквы в словах «комитет», «комиссия» приведено в наименованиях:

    • Временная комиссия Совета Федерации по подготовке законодательных предложений по противодействию терроризму

    • Счетная комиссия

    • Аппарат комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности

    • Технический комитет по общероссийским классификаторам

    1. Правильное употребление строчных и прописных букв приведено в наименовании:

    • Совет Государственной думы

    • Комитет Государственной Думы по образованию

    • комиссия Государственной Думы по мандатным вопросам и вопросам депутатской этики

    1. Правильное использование прописных и строчных букв в приведено в словосочетаниях:

    • московская школа

    • Калининградская область

    • Азиатские страны

    • восточно-сибирская равнина

    • рентгеновские лучи

    1. Правильное употребление строчных и прописных букв приведено в выражении:

    • сфера действия настоящего Федерального закона

    • решение этой задачи предусмотрено концепцией снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 гг.

    • требования к стажу гражданской службы для гражданских служащих субъекта Российской Федерации устанавливаются Законом субъекта Российской Федерации

    1. Неправильное сокращение использовано в словах:

    • завед. (заведующий), акад. (академик), т.е. (то есть), смотр. (смотри)

    • р-н (район), проф. (профессор), и.о. (исполняющий обязанности)

    • проч. (прочие), ж-д. (железнодорожный), обл. (область)

    • г. (город), ул. (улица), руб. (рублей)

    1. Правильное сокращение использовано в словах:

    • 20% сбор

    • 20%-ный сбор

    • 20-процентный сбор

    • Двадцати -% сбор

    1. Правильно употребленными сокращенными наименованиями государственных органов власти являются:

    • Минтруд Российской Федерации

    • Роспечать

    • МЧС России


    • быть внимательным с подчиненными

    • быть честным с коллегой

    • допустить для участия в конкурсе

    • аллергия к демагогии

    • составить отчет по работе

    1. Правильный вариант словосочетания:

    • доверие в правоохранительные органы

    • доверие к правоохранительным органам

    • доверие правоохранительным органам


    • мощное торнадо

    • итоговый коммюнике

    • шумная авеню

    1. Правильный вариант согласования слов:

    • красивое Дели

    • свежий овощ

    • внесенная корректива

    • уютный Мытищи

    1. Правильный вариант согласования слов:

    • ООО «Арена» зарегистрирована

    • директор департамента с коллегами подготовил проект нормативного акта

    • выполненный план заводом

    1. Предложения, в которых знаки препинания расставлены правильно:

    • Он привык добиваться поставленной цели во что бы то ни стало.

    • Опровержение будет напечатано не иначе как петитом.

    • Эту работу мог бы выполнить кто угодно.

    • От возмущения заведующий отделом не нашёл, что ответить.


    • Существующее положение пока еще внушает оптимизм – русский язык занимает достойное место среди самых распространенных языков мира.

    • Русский язык, как иностранный или второй родной, знают около 114 миллионов человек.

    • Сейчас, по оценкам экспертов, свободно говорят по-русски 63 миллиона жителей бывших советских республик.

    • Единственная бывшая республика СССР, сохранившая статус русского языка, как государственного, – Белоруссия.

    1. Предложение, в котором знаки препинания расставлены правильно:

    • Вы должны представить документы не позже, чем завтра.

    • Между тем, сотрудники примерно 40% компаний в стране все еще получают зарплату в долларах.

    • Между прочим, курс доллара, который используется при внутренних расчетах, часто ниже, чем официальный.

    • Меньше, чем три часа потребовалось сотрудникам УВД, чтобы задержать грабителя.

    1. Предложение, в котором знаки препинания расставлены правильно:

    • Цель наших энергетиков – максимальное обеспечение внутреннего рынка теплом и светом.

    • По оценкам руководителей энергопредприятий – в этом году им предстоит работать в условиях небывалого роста электропотребления.

    • Прошлой зимой население, и социальные объекты города работали бесперебойно.

    • Логичным итогом привлечения инвестиций в электроэнергетику, должно стать решение проблемы энергодефицита.


    • Зрители оценили фильмы о современной российской жизни в художественном и на редкость правдивом увидении.

    • На пресс-конференции выступил главнокомандующий сухопутных войск.

    • Главная суть выступления оратора – это обоснование необходимости коренных преобразований в отрасли.

    • Первый и второй день командировки прошли спокойно.

    1. Предложения с речевыми ошибками:

    • Общественность гадает, кто же победит из 8 кандидатов на выборах?

    • В настоящее время социологический опрос журналистов уже продолжается.

    • У здания посольства собрались митингующие с транспарантами и микрофонами на русском и английском языках.

    • На трибунах для почётных гостей победители конкурса наблюдали церемонию открытия Дня города.

    1. Предложения с речевыми ошибками:

    • Опровержение о клеветнических фактах напечатали все местные газеты.

    • Агрессия против суверенного государства была осуждена мировым сообществом.

    • Правительственные круги США не решились признать геноцид Турции против мирного армянского населения.

    • Овладение русским языком открыло доступ к последующему этапу культурно-цивилизационного развития многих наций и народностей.

    1. Предложения с речевыми ошибками:

    • Лингвисты уверены, что позитивные изменения в жизни любой общности зависят от позитивного отношения к государственному языку.

    • Чтобы остановить рост цен на продукты питания, власти намерены провести товарную интервенцию.

    • Сотрудники шли на любое поручение.

    • Услуги дизайнера включали и мебелирование отремонтированной квартиры.

    • На открытие модной выставки собрался весь цвет творческой элиты.

    1. Предложения с речевыми ошибками:

    • Как Россия, так и члены ЕС заинтересована в продолжении сотрудничества в сфере науки.

    • Как известно, Умберто Эко – не только прекрасный писатель, но еще и известный ученый.

    • Выступление оратора поражало канцелярской выхолощенностью и бедностью языка.

    • Содержание доклада обосновывалось на проверенных фактах.

    1. Предложения с речевыми ошибками:

    • В новой библиотеке Ховрино управа района провела церемонию вручения паспортов юным москвичам.

    • Россия будет поставлять газ соседям согласно утвержденного графика.

    • Мэр потребовал прекратить незаконное строительство на благоустроенной территории.

    • Лучше него никто не знает Уголовный кодекс.

    1. Предложения с речевыми ошибками:

    • В приветственном слове подчёркивалось, что образование и интеллект будущих специалистов окажется востребованным для страны.

    • В современных условиях знание русского языка как основы бизнеса становится необходимым странам-соседям, и не только им.

    • Докладчик, пользуясь случаем, призвал финансистов более экономно тратить свои расходы.

    • Вот о чём ещё нужно всем нам иметь в виду: практический интерес к русскому языку возрастает во всём мире.

    1. Предложение, не содержащее речевых ошибок:

    • Нормативное правовое урегулирование отношений, образующихся по поводу с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

    • Правовой статус гражданина определен в законодательном уровне.

    • Гражданин представляет документы о соответствующих образовании и (или) профессиональной квалификации, об ученых степенях и ученых званиях и документы, связанные с прохождением обучения.

    1. Выражение, не содержащее речевых ошибок:

    • разъяснения о допущенных ошибках

    • оперировать с точными данными

    • подчеркнуть необходимость строительства

    • сдать вовремя благодаря четкой работы

    1. Выражения, содержащие речевые ошибки:

    • сделать вопреки неблагоприятного прогноза

    • поступить наперекор установленных принципов

    • стремление к деятельности, потребность к деятельности

    • восхищение подвигом, уважение к подвигу

    1. Правильное использование фразеологизмов:

    • затеряться в анналах истории

    • применять драконовы меры

    • болтать ерунду на постном масле

    • витать в апогее славы


    • изыскать материальный ущерб

    • удовлетворять современным потребностям

    • заслужить уважение

    • выражать опасения

    1. Выражения, где нарушены нормы лексической сочетаемости слов:

    • предпринимать усилия

    • повысить потенциал

    • обнаружить закономерность

    • предвещать поражение

    1. Предложения, где допущены ошибки, вызванные пропуском необходимого слова:

    • Для улучшения производственных показателей необходимо объединить всех работников, занимающихся вопросами экономики.

    • Вследствие речевой недостаточности нарушаются грамматические и логические связи слов в предложении, изменяется его смысл.

    • Сравним результаты первого кризиса со вторым.

    • Экологические катастрофы – актуальная проблема нашего времени.

    1. Выражения, где допущены ошибки, вызванные избыточным многословием:

    • каждая минута времени

    • в декабре месяце

    • впервые познакомиться

    • впервые встретиться

    • в летний период времени

    • ошибочное мнение

    1. Легальность власти означает:

    • признание власти населением, принятие власти как правомерной и справедливой

    • власть имеет законное происхождение, осуществляется посредством закона

    • аргументированное признание властных полномочий

    1. Намеренное ограничение или лишение прав по какому-либо признаку называется:

    • дискриминация

    • сегрегация

    • геноцид

    • евгеника

    • ксенофобия

    1. Административно-политические жаргонизмы – это словосочетания:

    • проговорить проблему

    • недоиспользовать потенциал

    • проговорить весь вечер

    • недобрать балл

    1. Основная политическая организация общества, осуществляющая охрану его экономической и социальной структуры на определенной государственной территории, – это:

    • политическая партия

    • общественное объединение

    • административно-территориальная единица

    • государство

    1. Словарь, которым можно воспользоваться, чтобы узнать значение слов: «циркуляр», «цивилист», «суверенитет»:

    • фразеологический словарь

    • орфографический словарь

    • этимологический словарь

    • юридический словарь

    1. Словарь, которым можно воспользоваться, чтобы узнать значения слов: «атташе», «апокриф»:

    • словарь иностранных слов

    • орфографический словарь

    • орфоэпический словарь

    • словарь паронимов

    1. В официальных документах могут употребляться слова и выражения:

    • сего года

    • текущего года

    • при сем направляем

    • акт составлен

    1. Правильными оборотами речи являются:

    • в городе Москве

    • в городе Москва

    • согласно приказу

    • согласно приказа

    • иметь ввиду

    • иметь в виду

    1. Для деловой переписки характерно:

    • использование клише и штампов

    • двоякое толкование текста

    • соответствие конкретному виду делового письма

    • точность и лаконичность передачи необходимой информации

    1. Использование примечаний к служебным документам:

    • допускается

    • допускается в исключительных случаях, когда соответствующее пояснение невозможно изложить в тексте документа

    • не допускается

    1. К жанрам делового стиля относятся:

    • приказ

    • реферат

    • рассказ

    • диссертация

    • распоряжение

    • судебная речь

    • статья

    1. Приведенный текст принадлежит к стилю речи:
    В период раннего римского законодательства не было и речи о переносимости абстрактных обязательств. В современном праве обязательство, не утрачивая своего характера связи между двумя лицами, приобрело еще другой характер: это – имущественная ценность для кредитора, имущественное обременение – для должника. Оно становится таким образом независимым от личности активных и пассивных субъектов, которые могут меняться, не оказывая влияния на обязательство.

    • разговорному

    • художественному

    • газетно-публицистическому

    • официально-деловому

    • научному

    1. Цель сопроводительного письма:

    • информирование

    • инициирование, поддержание отношений

    • придание юридического статуса

    • побуждение

    1. Правильная форма обращения к адресату в деловом письме:

    • Уважаемый Сергей Викторович!

    • Сергей Викторович, добрый день!

    • Добрый день, уважаемый Сергей Викторович!

    • Господин Иванов!

    1. Прочитайте текст. Укажите предложения, в которых приводятся конкретные меры по борьбе с коррупцией:
    Демократия в Новгороде просуществовала не менее 6-7 столетий (1). Что же позволило ей так долго сохраниться? (2)

    Принципы формирования правящей верхушки Новгородского княжества были очень похожи на те, которые существовали в раннереспубликанском Риме: бескорыстное служение и частая ротация высших чиновников, прежде всего князей и посадников (3). В частности, среди особенных черт новгородской демократии можно отметить следующие (4):

    Князья и посадники, то есть правители государства, заключали с вече договор, по которому им было запрещено иметь или приобретать какую-либо (крупную) собственность в Новгороде и на подвластных ему территориях (5). В случае нарушения договора вече изгоняло своего правителя, что происходило довольно часто (6).

    Существовали определенные правила поведения для крупных чиновников (бояр). (7). Эти правила предусматривали, что при злоупотреблении служебным положением со стороны кого-либо из бояр вече могло принять решение о том, чтобы «поставить нарушителя на поток» - или, говоря современным языком, конфисковать все его имущество, после чего народ и войско вламывались в дом и в торговые склады боярина и уносили все, что могли унести (8).


    • 3,5,6,8

    • 1,2,3,4,5

    • 1,3,7

    • 3,7,8

    1. Прочитайте текст. Отметьте выражения, которые характеризуют коррупционную составляющую деятельности чиновников на Руси:
    в Московском царстве .

    • губернаторы правили на порученных им территориях Сибири

    • царь не имел на них никакого влияния

    • в условиях бесконтрольности

    • пускались во все тяжкие

    • занимались грабежом местного населения

    • его встречал царский конвой

    • лишались стимулов к накоплению личного богатства

    • ввел практику обязательной ротации всех крупных чиновников

    1. Прочитайте текст. Отметьте выражения, которые характеризуют антикоррупционную составляющую деятельности русских правителей:
    Методы борьбы с чиновничьим произволом и коррупцией в Московском царстве . Пока губернаторы правили на порученных им царем территориях Сибири за многие тысячи верст от Москвы, царь не имел на них никакого влияния и вряд ли мог контролировать их действия. В условиях такой бесконтрольности они пускались во все тяжкие и занимались грабежом местного населения. Но спустя какое-то время царь обычно отзывал губернатора обратно в Москву. И когда тот со своим обозом доезжал до Урала, его встречал царский конвой, который конфисковывал все золото, меха и прочие ценности, находившиеся в обозе отставного губернатора. Таким образом, следующие губернаторы, зная о том, что произошло с их предшественниками, лишались стимулов к накоплению личного богатства и вместо этого начинали думать о том, как добиться процветания подвластной им провинции – чтобы получить за это от царя награду. Известно, что Иван Грозный помимо других мер ввел практику обязательной ротации всех крупных чиновников, которая при нем осуществлялась ежегодно.

    • царь не имел на них никакого влияния

    • в условиях бесконтрольности

    • пускались во все тяжкие

    • конфисковывал все золото, меха и прочие ценности

    • зная о том, что произошло с их предшественниками, лишались стимулов к накоплению личного богатства

    • ввел практику обязательной ротации всех крупных чиновников

    • добиться процветания подвластной им провинции


    • Не подмажешь, не поедешь

    • Рука руку моет

    • Делу время – потехе час

    • Тише едешь, дальше будешь

    • Сухая ложка рот дерет

    • Семь раз отмерь, один раз отрежь

    • Загребать жар чужими руками

    1. Народная мудрость, отражающая коррупционный характер деятельности:

    • Всяк подьячий любит калач горячий

    • Дело мастера боится

    • И умный берет, когда глупый дает.

    • Встречают по одежке, провожают по уму

    • Уменье и труд все перетрут


    Просмотров