Общие требования к учебному кабинету. Гигиенические требования, предъявляемые к учебно-производственным зданиям учебных заведений Требования к ученому

2.9.1. В соответствии со ст. 28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" программы, методики и режимы воспитания и обучения, в части гигиенических требований, допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки

Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в часах
При 6-дневной неделе При 5-дневной неделе
1 - 20
2 - 4 25 22
5 31 28
6 32 29
7 34 31
8 - 9 35 32
10 - 11 36 33

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки. При 35-минутной продолжительности уроков во 2 - 4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе - 25 часов.

2.9.2. Продолжительность учебной недели для обучающихся в 5-11 классах зависит от объема недельной и определяется в соответствии с табл.

2.9.3. Продолжительность урока не должна превышать 45 минут.

2.9.4. В 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев. Прием детей в 1-е классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению. Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года, следует проводить в условиях или образовательного учреждения с соблюдением всех гигиенических требований по организации обучения детей с шестилетнего возраста. Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:

  • учебные занятия проводятся только в первую смену;
  • 5-дневная учебная неделя;
  • организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;
  • проведение не более 4-х уроков в день;
  • продолжительность уроков - не более 35 минут;
  • организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
  • использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии;
  • организация дневного сна, 3-разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;
  • обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

2.9.5. В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется "ступенчатый" метод постепенного наращивания учебной нагрузки:

  • в сентябре, октябре - 3 урока по 35 минут каждый;
  • со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый.

2.9.6. В начальных классах плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике (Приложения 2 и 3).

2.9.7. В оздоровительных целях в общеобразовательных учреждениях создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности слагается из участия обучающихся в комплексе мероприятий дня каждого учреждения (Приложение 4): в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в продленном дне, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой. С этой же целью в школьный компонент учебных планов для обучающихся I ступени рекомендуется включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.).

2.9.8. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, без проведения нулевых уроков. В общеобразовательных учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводится только в первую смену. В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение 1-х, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.

2.9.9. В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность уроков в таких классах составляет не более 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающихся каждого возраста. Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день должно быть не более 5 - в начальных классах и не более 6 - в 5-11 классах. Для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся в компенсирующих классах должны иметь облегченный учебный день в середине недели (среда). С целью реабилитации здоровья и сокращения сроков адаптации к требованиям общеобразовательного учреждения обучающиеся компенсирующих классов обеспечиваются в учреждении необходимой медико - психологической помощью (психолог, педиатр, логопед), специально подготовленными педагогами, техническими и наглядными пособиями, подключением родителей к процессу обучения и развития детей.

2.9.10. В малокомплектных общеобразовательных учреждениях формирование классов - комплектов определяется конкретными условиями и зависит от числа обучающихся и учителей. Оптимальным является раздельное обучение обучающихся I ступени разного возраста. Допускается объединение обучающихся I ступени в класс - комплект, при этом следует отдавать предпочтение формированию двух совмещенных классов - комплектов. Оптимальным является объединение в один комплект обучающихся 1 и 3 классов (1 + 3), 2 и 3 классов (2 + 3), 2 и 4 классов (2 + 4). Для предупреждения утомления обучающихся необходимо сокращать продолжительность совмещенных (особенно 4-х и 5-х) уроков на 5 - 10 мин. (кроме урока физкультуры). При необходимости объединить в один комплект обучающихся 1, 2, 3, 4 классов следует применять скользящий график учебных занятий для детей разного возраста с целью создания условий для проведения в каждом классе части уроков вне совмещения (соблюдение этого требования особенно необходимо для первоклассников) (Прилож. 5). В учреждениях, где со 2 класса применяется программированное обучение с использованием звукотехнических средств, должна соблюдаться предельно допустимая длительность работы детей с программными материалами: на уроках письма во 2 классе - не более 20 мин., в 3-м - не более 25 мин.; на уроках математики во 2 классе - не более 15 мин., в 3-м - не более 20 мин. На уроках чтения использование звукотехнических средств допустимо только в качестве звуковых наглядных пособий. Независимо от ступени обучения наполняемость двухклассных комплектов должна составлять не более 25, а при объединении в один комплект трех - четырех классов - не более 15 детей.

2.9.11. При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных ТСО длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно Таблице 4.

Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения

Классы Длительность просмотра (мин.)
диафильмов,
диапозитивов
кинофильмов телепередач
1 - 2 7 - 15 15 - 20 15
3 - 4 15 - 20 15 - 20 20
5 - 7 20 - 25 20 - 25 20 - 25
8 - 11 - 25 - 30 25 - 30

В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихся I ступени 3-4, обучающихся II и III ступени - 4-6.

2.9.12. При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам. После занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте (Приложение 5).

2.9.13. На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы. Общая длительность практической работы для обучающихся в 1-2 классах - 20-25 минут, для обучающихся в 3-4 классах - 30-35 минут.

Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для первоклассников не более 5 минут, для обучающихся в 2-3-х - 5-7 минут, для обучающихся в 4-х - 10 минут, а при работе с деревом и проволокой - не более 4-5 минут. Длительность практической работы на уроках труда для обучающихся в 5-7 классах не должна превышать 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5-х классах - не более 10 минут, в 6-х - 12 минут, в 7-х - 16 минут.

2.9.14. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут.

2.9.15. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Для обучающихся в 5-9 классах сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры целевого назначения (лыжи, плавание). Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам для обучающихся в 5-9 классах допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 минут. В 10-11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

2.9.16. При составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками , изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения - предметы естественно - математического и гуманитарного циклов.

2.9.17. Расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся (Приложение 6).

2.9.18. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 30 минут: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.

2.9.19. Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) - до 1 ч, во 2-м - до 1,5 ч, в 3-4-м - до 2 ч, в 5-6-м - до 2,5 ч, в 7-8-м - до 3 ч, в 9-11-м - до 4 ч.

2.9.20. Работа групп продленного дня строится в соответствии с действующими требованиями Минздрава России по организации и режиму работы групп продленного дня. В группах продленного дня продолжительность прогулки для обучающихся I ступени составляет не менее 2 часов, обучающихся II ступени - не менее 1,5 часа. Самоподготовку следует начинать с 16 часов. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения соответственно п.

2.9.20. Наилучшим сочетанием видов деятельности детей в группах продленного дня является их двигательная активность на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры, общественно полезный труд на участке общеобразовательного учреждения), а после самоподготовки - участие в мероприятиях эмоционального характера (занятия в кружках, игры, посещение зрелищных мероприятий, подготовка и проведение концертов самодеятельности, викторин и прочее).

Учебный кабинет - это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводиться учебная, факультативная и внеклассная работа с учащимися и методическая работа по предмету.

Учитель - полноправный хозяин кабинета. Комплектация кабинета учебным оборудованием в большей мере отражает вкусы и склонности учителя, его методические приёмы, педагогические интересы. От него в первую очередь зависит, какие имеющиеся в продаже средства обучения стане т приобретать школа или родительский комитет. При этом деятельность учителей по оснащению однотипных кабинетов нередко принимает различные направления, отражая тем самым различие их взглядов на то, какие именно средства обучения следует применять в тот или иной момент учебного процесса.

Большинство кабинетов нельзя создать за короткое время. Кабинет создаётся постепенно, дооборудуется и совершенствуется в течение нескольких лет.

Однако оборудование учебного кабинета, позволяющее вести эффективное преподавание предмета - при всём разнообразии вкусов учителей - должно отвечать определённым требованиям.

Общие требования к учебному кабинету:

1. Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование учебного кабинета:

Приказа об открытии учебного кабинета и его функционировании для обеспечения условий успешного выполнения образовательной программы по профилю кабинета,

Приказа о назначении зав. кабинетом, его функциональных обязанностях,

Паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения, имеющегося в нём оборудования, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов и др.

Инвентарной ведомости на имеющееся оборудование и инвентарь,

Правил пользования учебным кабинетом учащимися,

Акта приёмки учебного кабинета администрацией школы на предмет подготовки кабинета к функционированию,

Протокол решения методобъединения учителей истории о готовности учебного кабинета к обеспечению условий для реализации образовательной программы на конкретный учебный год,(тематическое планирование, дидактические материалы, опорные конспекты, карты, схемы, слайды, таблицы, памятки для учащихся (см. Приложения),

Плана работы учебного кабинета на учебный год и перспективу,

Журнала регистрации по выполнению плана работы на учебный год,

Аналитические материалы о выполнении образовательной программы в текущем учебном году,

Самоанализа работы кабинета учителем,

Планируемых мер по устранению выявленных недостатков в работе кабинета.

2. Соблюдение техники безопасности и санитарно - гигиенических норм в учебном кабинете.

3. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета:

Оптимальная целесообразность организации пространства (место педагога, ученические места, наличие трибуны, и др.),

Наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов, фотоматериалов, хрестоматийных материалов и др.

Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета:

1. Укомплентованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом, комплектом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы.

2. Соответствие учебно-методического комплекса и средств обучения требованиям стандарта образования.

3. Наличие комплекта дидактических материалов типовых заданий, тестов, контрольных работ, эссе, сочинений и др. материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса.

4. Укомплектованнсть средствами обучения для обеспечения вариативной программы, программы дополнительного образования в рамках функционирования кабинета.

Обеспеченность условий для успешного выполнения учащимися требований к образовательной подготовке на базе учебного кабинета.

1. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.

2. Открытое и наглядное предъявление учащимся минимально необходимого содержания образования и требований к уровню обязательной подготовки (стандарта образования).

3. Открытое и наглядное предъявление учащимся образцов измерителей выполнения требований образовательного стандарта.

4. Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, эссе, контрольных работ и т.пр. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта.

5. Стендовый материал учебного кабинета: образцы успешного выполнения учащимися требований образовательных стандартов, анализ типичных ошибок, результаты интеллектуального марафона, олимпиад, конкурсов, выполнения учащимися творческих заданий и др.

6. Стендовый материал учебного кабинета: рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности, по выполнению программы развития общественных умений и навыков, по организации и выполнению домашней работы, по подготовке к различным формам учебно - познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, коллоквиум, собеседование, экзамен и др.)

7. Экран результативности выполнения учащимися образовательного стандарта.

8. Расписание работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одарёнными детьми, консультации и др.

9. Образцы индивидуальных учебных планов, программ учащихся, результаты и анализ их выполнения.

Требования к планированию и организации работы учебного кабинета по созданию оптимальных условий для успешного выполнения образовательной программы школы.

1. Безусловное выполнение учителями и учащимися требований образовательного стандарта.

2. Внедрение методики развивающего обучения.

3. Дифференциация обучения.

4. Гуманитаризация обучения.

Требования к кабинету истории и обществознания.

Оборудование кабинета истории в школе состоит из трёх основных частей:

Специальной мебели и приспособлений,

Технической аппаратуры,

Учебных пособий.

В кабинете должны быть представлены:

Настенные исторические карты,

Демонстрационные картины и таблицы,

Раздаточные наглядные пособия,

Аппликации,

Кабинет должен иметь:

Диатеку,

Фонотеку,

Видеофильмы,

Мультимедиа пособия.

Современные кабинеты истории имеют и свою библиотеку. Наличие исторической библиотеки помогает организовать внеклассное чтение по истории.

Особая часть кабинета - дидактические раздаточные материалы:

Карточки для получения конструктивных ответов,

Карточки - тесты,

Демонстрационные карточки,

Программированные материалы.

  • 5. Травматизм школьников, профессиональные заболевания, причины травматизма и общие мероприятия по предупреждению травматизма.
  • 6. Несчастные случаи. Их классификация, расследование и учет.
  • 7. Государственные надзор и общественный контроль за состоянием охраны труда в учреждениях образования.
  • 8. Ответственность работников школы за нарушение законодательства о труде и правил по охране труда
  • 9. Санитарно-гигиенические требования к помещениям учреждений образования. Учебные, учебно-производственные и учебно-спортивные помещения.
  • 11. Естественное и искусственное освещение. Общие требования, предъявляемые к освещенности помещений. Факторы, влияющие на уровень естественного освещения.
  • 14. Воздушно-тепловой режим в учебных помещениях и факторы влияющие на нормализацию его параметров.
  • 15. Микроклиматические условия в учебных помещениях и способы поддержания их оптимальных условий. Приборы и методы определения микроклиматических параметров.
  • 16. Санитарно-гигиеническое воспитание учащихся. Ответственность за соблюдение санитарных правил и норм.
  • 17. Электробезопасность. Действие электрического тока на организм человека: виды электротравм, электрические удары.
  • 18. Факторы, влияющие на исход поражения человека электрическим током. Основные причины поражения.
  • 19. Основные способы и средства защиты человека от поражения электрическим током (защитное заземление, зануление, защитное отключение).
  • 20. Характеристика и конструктивные элементы защитного заземляющего и зануляющего устройства. Индивидуальные меры защиты человека от действия электрического тока.
  • 21. Оказание первой доврачебной помощи человеку, пораженному электрическим током.
  • 22. Цель и задачи пожарной охраны. Организационно-технические мероприятия по обеспечению пожарной безопасности в школе. Обучение вопросам пожарной безопасности.
  • 23. Требования пожарной безопасности при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий и эксплуатации детских оздоровительно-образовательных лагерей.
  • 24. Основные причины возникновения пожаров. Опасные и вредные факторы, возникающие при пожаре. Действия работников учреждений образования в случае возникновения пожара.
  • 25. Общие требования к обеспечению пожарной эвакуации школьников. План эвакуации людей и имущества на случай возникновения пожара. Требования к путям эвакуации и эвакуационным выходам.
  • 26. Первичные средства пожаротушения. Их нормы, технические характеристики и способы использования (применения).
  • 27. Обеспечение безопасности детей в повседневной жизни: правила безопасности поведения на дорогах и обеспечение безопасности в транспорте.
  • 28. Соблюдение мер пожарной безопасности при возникновении пожара и правила поведения на воде во время купаний.
  • 29. Основные требования безопасности при организации и проведении внеклассных и внешкольных мероприятий, общественно полезного труда, экскурсий и походов.
  • 30. Особенности обеспечения безопасности детей младшего школьного возраста в дошкольных учебных заведениях. Обязанности и ответственность работников учебных заведений за безопасность детей.
  • 9. Санитарно-гигиенические требования к помещениям учреждений образования. Учебные, учебно-производственные и учебно-спортивные помещения.

    Учебные помещения не размещаются в подвальных и цокольных этажах здания.

    Этажность здания общеобразовательного учреждения не должна превышать 3 этажей.

    Гардеробы размещаются на 1 этаже с обязательным оборудованием ячеек для каждого класса. Гардеробы оснащаются вешалками для одежды и ячейками для обуви. Не следует устраивать гардеробы в учебных помещениях и рекреациях.

    Набор помещений создает условия для изучения обязательных учебных дисциплин (с учетом национальной и региональной специфики), а также дополнительных предметов по выбору обучающихся в соответствии с их интересами и дифференциацией по направлениям для углубленного изучения одного - двух - трех предметов. Учебные классы не следует располагать вблизи помещений, являющихся источниками шума и запахов (мастерских, спортивных и актовых залов, пищеблока).

    Учебные помещения включают: рабочую зону (размещение учебных столов для обучающихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно - наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО), зону для индивидуальных занятий обучающихся и возможной активной деятельности.

    Площадь кабинетов принимается из расчета 2,5 кв. м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий, 3,5 кв. м - при групповых формах работы и индивидуальных занятиях.

    Площадь и использование кабинетов информатики должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

    Оптимальные размеры рабочей зоны обучающихся зависят от угла видимости (связанного с расстоянием от доски до первых боковых рядов - парт). При каждом кабинете или группе из 2 - 3 кабинетов организуется лаборантская (наличие лаборантской обязательно в кабинетах химии, физики, биологии, информатики).

    Спортивный зал следует размещать на 1 этаже в пристройке. Его размеры предусматривают выполнение полной программы по физвоспитанию и возможность внеурочных спортивных занятий.

    Количество и типы спортивных залов предусматриваются в зависимости от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости. Площади спортивных залов приняты 9 х 18 м, 12 х24 м, 18 х 30 м при высоте не менее 6 м.

    При спортивных залах должны быть предусмотрены снарядные, площадью 16 - 32 кв. м в зависимости от площади спортзала; раздевальные для мальчиков и девочек, площадью 10,5 кв. м каждая; душевые, площадью 9 кв. м каждая; уборные для девочек и мальчиков, площадью 8 кв. м каждая; комната для инструктора, площадью 9 кв. м. В состав помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо включать помещение (зону), оборудованное тренажерными устройствами, а также, по возможности, бассейн.

    В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов.

    Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.

    Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.

    При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:

    между рядами двухместных столов - не менее 60;

    между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;

    между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50 - 70;

    от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - не менее 100, а при наличии оборотных классов - 120;

    от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;

    от первой парты до учебной доски - 2,4 - 2,7 м;

    наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;

    высота нижнего края учебной доски над полом - 80 - 90;

    угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени и не менее 45 градусов для детей 6 - 7 лет.

    Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами, где предусмотрены пульты управления проектной аппаратурой, подача воды, электричества, канализации. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол рекомендуется устанавливать на подиум. В кабинетах физики и химии устанавливают двухместные ученические лабораторные столы (с надстройкой и без нее) с подводкой электроэнергии, сжатого воздуха (лаборатория физики). Лаборатория химии оборудуется вытяжными шкафами, расположенными у наружной стены возле стола преподавателя.

    В мастерских для трудового обучения размещение оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы, сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма. Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45 градусов к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева, расстояние между ними должно быть не менее 80 см в переднее - заднем направлении. В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков - не менее 1,0 м, двухместных - 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой, высотой 0,65 - 0,7 м. Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением. Инструменты, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту обучающихся. В слесарных и столярных мастерских и кабинетах обслуживающего труда устанавливаются умывальники и электрополотенца. В каждом кабинете (мастерской) для оказания первой медицинской помощи должны быть аптечки. Все работы выполняются обучающимися в специальной одежде (халат, фартук, берет, косынка). При выполнении работ, создающих угрозу повреждения глаз, следует использовать защитные очки.

    Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.

    Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе. Полы туалетных и умывальных комнат должны выстилаться керамической или мозаичной шлифованной плиткой; не используют цементные, мраморные или другие аналогичные материалы.

    10. Требования, предъявляемые к кабинетам оборудованных техническими средствами обучения и средствами вычислительной техники. Воздействия, оказываемые компьютерной техникой и мобильной связью на здоровье учащихся.

    Помещения, в которых размещаются компьютерные учебные классы, должны оборудоваться в соответствии с Санитарными правилами и нормами. «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам. СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03». Помещения должны иметь естественное и искусственное освещение. Расположение рабочих мест с компьютерами не допускается в цокольных и подвальных помещениях.

    Окна в помещениях, где эксплуатируется вычислительная техника, преимущественно должны быть ориентированы на север и северо-восток.

    Оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей, внешних козырьков и т.п.

    Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ с ВДТ на базе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ) в учебном классе должна быть не менее 6,0 кв. м, а при продолжительности работы менее 4-х часов в день допускается минимальная площадь 4,5кв. м.

    Помещения с ПК должны оборудоваться системами отопления, кондиционирования воздуха или эффективной приточно - вытяжной вентиляций.

    В помещениях, оборудованных ПЭВМ, проводится ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы на ПЭВМ.

    Поверхность пола в помещениях эксплуатации ПК должна быть ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическими свойствами.

    Шумящее оборудование (печатающее устройство, сервера и т.п.), уровни шума которого превышают нормативное, должно размещаться вне помещений с ПЭВМ.

    Рабочий стул (кресло) должен быть подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденья и спинки.

    При входе в учебный класс с компьютерной техникой должны быть оборудованы встроенные или пристенные шкафы (полки) для хранения портфелей, сумок студентов.

    Комплектация компьютерного класса:

    10-11 компьютеров, размещение которых соответствует санитарно- техническим нормам (из расчета 6 кв. м при высоте потолка 3 м на 1 рабочее место);

    колонки (по необходимости);

    принтер с допустимым уровнем шума (по необходимости);

    проектор (по необходимости);

    сканер (по необходимости);

    оборудование для организации локальной сети;

    программное обеспечение;

    учебно-методическая литература, необходимая для обеспечения полноценного учебного процесса;

    маркерная доска.

    Компьютерный класс должен быть оснащен

    средствами пожаротушения;

    светильниками местного освещения (по необходимости);

    стендом методической информации;

    информационным стендом (в коридоре у входа в класс);

    системой сигнализации;

    кондиционерами (по необходимости);

    медицинской аптечкой.

    В компьютерном классе на окнах устанавливается жалюзи и распашные решетки.

    Стенд методической информации должен содержать:

    инструкции по технике безопасности и о правилах работы;

    комплексы упражнений для гимнастики, физкультурных пауз, минуток, глаз;

    перечни Интернет ссылок на электронные источники (на которые разрешен доступ из класса) для получения дополнительной информации по дисциплинам, ведущихся в классе;

    ответы на наиболее часто задаваемые вопросы.

    Информационный стенд должен содержать:

    расписание работы класса;

    график самостоятельной работы в классе;

    текущие объявления преподавателей;

    расписание консультаций преподавателей;

    дополнительные информационные материалы (по необходимости).

    Варианты воздействия ЭМП на биоэкосистемы, включая человека, разнообразны: непрерывное и прерывистое, общее и местное, комбинированное от нескольких источников и сочетанное с другими неблагоприятными факторами среды и т.д.

    На биологическую реакцию влияют следующие параметры ЭМП:

    интенсивность ЭМП (величина);

    частота излучения;

    продолжительность облучения;

    модуляция сигнала;

    сочетание частот ЭМП,

    периодичность действия.

    Сочетание вышеперечисленных параметров может давать существенно различающиеся последствия для реакции облучаемого биологического объекта.

    В подавляющем большинстве случаев облучение происходит полями

    относительно низких уровней, ниже перечисленные последствия относятся к

    таким случаям.

    Многочисленные исследования в области биологического действия ЭМП позволят определить наиболее чувствительные системы организма человека: нервная, иммунная, эндокринная и половая. Эти системы организма являются критическими. Реакции этих систем должны обязательно учитываться при оценке риска воздействия ЭМП на население. Биологический эффект ЭМП в условиях многолетнего длительного воздействия накапливается, в результате возможно развитие отдаленных последствий, включая дегенеративные процессы центральной нервной системы, рак крови (лейкозы), опухоли мозга, гормональные заболевания.

    Особо опасны ЭМП могут быть для детей, беременных (эмбрион), людей с заболеваниями центральной нервной, гормональной, сердечно-сосудистой системы, аллергиков, людей с ослабленным иммунитетом.

    Устройство, оборудование и содержание учебных заведений должно соответствовать санитарным правилам по устройству и содержанию учебных заведений различных систем образования и проектируются из расчета на 18, 24, 32, 48 и 64 учебные группы, т.е. соответственно на 540, 720, 960,1440 и 1920 учащихся.

    Основным гигиеническим требованием, предъявляемым к учебным заведениям является создание благоприятных условий для теоретического обучения, производственного обучения и практики.

    Вторым существенным требованием, является размещение этих учебных заведений вблизи предприятий, являющихся базами для прохождения производственной практики, однако с обязательным соблюдением санитарно-защитных зон. Учебные заведения должны располагаться на самостоятельном изолированном участке селитебной территории городов и поселков в промышленных районах, вблизи от базовых предприятий (особенно для учебных заведений по профессиональному обучению молодежи). Сельские учебные заведения следует размещать в районных центрах, вблизи предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

    Третье гигиеническое требование диктует необходимость обеспечения благоприятных гигиенических условий, как для занятий, так и для отдыха подростков. С этой целью должны быть предусмотрены три группы помещений: учебные, учебно-производственные, общежития. Они должны быть разобщены, проектироваться в отдельных корпусах, но в непосредственной близости друг к другу.

    Площадь земельного участка предусматривается из расчета 20 м2 на одного учащегося, на территории которого выделяются следующие зоны: учебно-производственная, спортивная, хозяйственная, жилая.

    Размещение зданий учебных заведений на участке должно обеспечивать правильную ориентацию основных учебных и жилых помещений, а также благоприятные условия освещения и инсоляции.

    Учебные и жилые помещения рекомендуется ориентировать на юг. юго-восток и восток, кабинеты технического черчения - на север, северо-восток, северо-запад, при этом в них должно быть обеспечено не менее 3х часов, непрерывного солнечного облучения на период с 22.03 по 22.09 в районах южнее 60°С.Ш. и с 22.04 по 22.08 - в районах севернее 60°С.Ш.3 Плотность застройки участка должна составлять 15-25%, плотность озеленения - 50%; расстояние от окон учебных помещений до стволов деревьев - не менее 10 м и до кустарниковых насаждений - не менее 5 м.

    В зданиях учебных заведений необходимо предусматривать учебные помещения для теоретических занятий, учебно-производственные мастерские, учебно-спортивные, культурно-массового назначения, административно-служебные, вспомогательные, складские, столовые, общежития, санатории-профилактории.

    Учебные заведения должны иметь не больше 4 этажей, учебно-производственные -1-2 этажа, общежития - 3 этажа.

    Учебные помещения должны быть изолированы от учебно-производственных мастерских, спортивных и актовых залов, помещений пищеблока, являющихся источником распространения шума и неприятных запахов. В подвалах, цокольных этажах, можно размещать лишь гардеробные, санитарные узлы, душевые, кладовые, книгохранилища и столовые.

    Высота этажа учебных заведений принимается 3,3 м от пола до пола вышележащего этажа, учебно-производственных помещений - в зависимости от технологического оборудования, остальных - по соответствующим нормам.

    Площадь учебных кабинетов и групповых аудиторий должна быть не меньше 50 м2, учебных кабинетов по специальности - 60 - 72 м2, кабинета технических средств обучения - 72 м2, лабораторий, кабинетов чертежно-графических работ, курсового и дипломного проектирования - 72 - 90 м2 и препараторских -18м2.

    Вспомогательные помещения (вестибюль, гардероб, рекреации, санузлы) следует принимать из расчета: вестибюль и гардероб - 0,25 м2 на одного учащегося, рекреационные помещения - 0,62 м на одного учащегося, санитарные узлы - один унитаз на 30 женщин, один унитаз и один писсуар на 40 мужчин, один умывальник на 60 человек.

    В каждом учебном заведении должна быть столовая. Помещения столовой и кухни выделяются в отдельный блок на первом этаже и должны иметь выход на хозяйственный двор.

    Количество посадочных мест в обеденном зале должно быть равно 20% общего количества учащихся средних специальных учебных заведений и 1/3 количества учащихся профессиональных учебных заведений. Расстояние между столами и раздачей не менее 150 - 200 см, между рядами и стеной - 40 - 60 см.

    Актовые залы учебных заведений, расположенных в городах, проектируются на одновременное размещение 173, а в сельских населенных пунктах -1/2 общего количества учащихся, из расчета 0,65 м2 на одно место.

    При актовом зале предусматривается киноаппаратная (30 м2), радиоузел (10 м2), комнаты для самодеятельных коллективов (не менее 4 комнат на 12 м2), кладовая инвентаря (10 м2) и уборная.

    В библиотеке - книгохранилище на 1 учащегося должно быть 50 - 60 единиц книжного фонда, на 1000 единиц - 2,2 м2 площади. В читальном зале необходимо предусмотреть 2,2 м2 площади на 1 место. Количество мест в читальном зале зависит от вместимости учебного заведения:

    • на 540 учащихся - 50 мест;
    • на 720 - 55 мест;
    • на 960 - 60 мест;
    • на 1440 - 85 мест.

    Оборудование и внутренняя отделка помещений.

    При окраске учебно-производственных помещений надо придерживаться следующих рекомендаций:

    Помещения цехов металлообработки и деревообработки окрашиваются спокойными тонами зеленого и желтого спектра;

    Эти же цвета, но более яркие, можно применять и в помещениях, где учащиеся бывают перед началом работы (вестибюль, гардероб, раздевалка);

    В зоне расположения производственного оборудования рекомендуется более спокойные, приглушенные тона действующие успокаивающе (голубые, зелено-голубые, желто-зеленые);

    Неподвижные части металлорежущих станков окрашивают в светло-зеленый цвет, движущиеся части - в кремовый;

    Отдельные элементы оборудования и архитектурно-строительные конструкции (торговые стены, колонны, сиденья, стенды) можно окрашивать в более яркие и контрастные цвета;

    В зонах отдыха необходимо применять теплые цвета: желтые, желто-зеленые, оранжевые.

    Потолки во всех помещениях окрашивают белой клеевой краской. Полы в помещениях должны быть прочными, огнестойкими, водонепроницаемыми, с малой теплопроводностью, малой стираемостью, бесшумными при ходьбе, доступными для производства ремонта, уборки. Полы в различных помещениях учебного заведения изготавливаются с учетом назначений этих помещений.

    Полы в учебных и воспитательных помещениях должны быть деревянными или из линолеума на теплой основе. В целях профилактики различных ртутных отравлений в лабораториях химии, физики и препараторских полы необходимо покрывать бесшовным линолеумом с заделкой под плинтусы и подъемом по стене на высоту 15 см.

    В гимнастических залах полу покрывают упругими, теплыми, звукопоглощающими, нескользкими и одноцветными материалами. Лучшим является реечный пол. Металлические детали для укрепления снарядов заделываются заподлицо с уровнем «шестого» пола. Материалы, применяемые для изготовления полов в учебно-производственных мастерских, должны обеспечивать гладкую и нескользкую поверхность, удобную для уборки.

    Коэффициент теплоусваемости должен быть не более 5 ккал/см~-г -град). Наиболее приемлемыми являются асфальтовые, ксилолитовые и другие теплые полы. Во вспомогательных помещениях (душевые, туалеты) полы покрывают метлахской плиткой.

    Оборудование в мастерских должно расставляться перпендикулярно или под углом 30 - 45° к свето-несущей стене. Расстояние между рядами станков 1,2 м, между станками в рядах не менее 0,8 мм.

    Объем производственных помещений на одного работающего должен составлять не менее 15 м3, а площадь помещений - не менее 4,5 м2.

    Таким образом, проектирование и строительство новых, реконструкция существующих (действующих) учебных "заведений осуществляют в соответствии с требованиями главы СниП II -66-78 «профессионально-технические и средние специальные учебные заведения. Нормы проектирования», которые обеспечивают безопасность, гарантируют сохранение здоровья и работоспособности человека.

    Требования к ученому Роберту Мертону «В цикле работ конца 50-х и начала 60-х годов Мертон перешел к задаче исследовать не то, что должен делать учёный, а что он реально делает. Представление о нормах и ценностях, интериоризированных учёным в силу его приверженности к науке, сохраняется, но теперь вовлекается в рассмотрение «патология» науки - конкуренция, подозрительность, зависть, скрытый плагиат и т.п. (сходный с фрейдовским перечнем отклонений от нормы). По Мертону, патология науки вносит свой вклад в мотивацию ученого, в результате чего возникает «амбивалентность» - двойственность и противоречивость мотивов и, соответственно, поведения. Исследуя приоритетные конфликты (1957) и многократные открытия (1961), Мертон «убедился, что реальные отношения между людьми науки существенно отличаются от предполагаемых по нормам. Для описания реального поведения учёных дополнительно к нормам научного этоса Мертон вводит ещё девять пар взаимно противоположных нормативных принципов. Идея «социологической амбивалентности» состоит в том, что в своей повседневной профессиональной деятельности учёные постоянно находятся в напряжении выбора между полярными императивами предписываемого поведения. Так учёный:

    1) Должен как можно быстрее передавать свои научные результаты коллегам, но он не должен торопиться с публикациями;

    2) Должен быть восприимчив к новым идеям, но не должен поддаваться интеллектуальной «моде»;

    3) Должен стремиться добывать такое знание, которое получит высокую оценку коллег, но работать он должен, не обращая внимания на оценки других;

    4) Должен защищать новые идеи, но не должен поддерживать опрометчивые заключения;

    5) Должен прилагать максимальные усилия, чтобы знать относящиеся к его области работы, но при этом помнить, что эрудиция иногда тормозит творчество;

    6) Должен быть крайне тщательным в формулировках и деталях, но не должен углубляться в педантизм, ибо это идет в ущерб содержанию;

    7) Должен всегда помнить, что знание универсально, но не должен забывать, что всякое научное открытие делает честь нации, представителем которой оно совершено;

    8) Должен воспитывать новое поколение учёных, но не должен отдавать обучению слишком много внимания и времени;

    9) Должен учиться у крупного Мастера и подражать ему, но не должен походить на него».

    Мирская Е.З., Этос науки: идеальные регулятивы и повседневные реалии, в Сб.: Этос науки / Отв. ред.: Л.П. Киященко, Е.З. Мирская, М., «Academia», 2008 г., с. 128-129.



    Просмотров