Общие фонетические правила. Озвончение согласных: примеры. Фонетика русского языка

Фонетика - раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог.

Человек может издавать несколько сот различных звуков. Но в своей речи (при помощи которой люди общаются между собой) он использует немногим более пятидесяти звуков. В письменной же речи русского языка для обозначения (записи) этих звуков имеется всего 31 буква и 2 знака.

Необходимо разграничивать звуки и буквы нашей речи.

Звук - это наименьшая звуковая единица слога.
Буквы - это знаки, которыми на письме обозначаются звуки.

Звук - это то, что мы слышим и произносим.
Буква - это то, что мы видим и пишем.

При написании в слове может и не быть количественного соотношения между звуками и буквами (яма - три буквы, а звуков четыре й-а-м-а ). В некоторых словах мы не произносим все звуки, которые при письме обозначены соответствующими буквами (в слове честный не произносится звук, обозначенный буквой Т ) или произносим другой звук (в слове просьба произносим звук [З ], а пишем С ) и т. д. Такие несоответствия определяются правилами орфографии и орфоэпии.
Буквы, расположенные в определенном порядке, называются алфавитом, или азбукой. Каждая буква имеет свое название.

Гласные звуки

Гласными называются звуки , в образовании которых в наибольшей степени участвует голос, а выдыхаемый воздух при их образовании, не.встречая препятствий, выходит легко через рот.

Гласных звуков шесть - а, о, у, э, ы, и , но на письме они обозначаются десятыо буквами - а, о, у, э, ы, и, е, ё, ю я . Последние четыре буквы называются составными гласными, так как обозначают одновременно два звука: е-йэ, ё-йо, ю-йу, я-йа - ехать - [j"э ]хать, ёжик- [j"о ]жик, юла - [j"у ]ла, яма-[j"а ]ма. В русском языке исконно русские слова с буквы й не начинаются. Буква й называется неслоговой, или полугласной, в транскрипции обозначается как [j" ].

Согласные звуки

Согласными называются звуки , которые образуются при участии голоса и шума или только одним шумом. Воздух, выходящий из легких, встречает различные препятствия в полости рта. Согласных всего 20. По участию голоса в их образовании они делятся на звонкие и глухие. В русском языке 10 звонких" согласных и 10 глухих.

Звонкие - б, в, г, д, ж, з, р, л, н, м
Глухие - п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ

Первые шесть звонких и глухих являются парными согласными, так как образуются при одинаковой артикуляции. При известных позициях этих парных согласных в слое они легко заменяются один другим. Например, на конце слов вместо звонкого произносится глухой согласный, парный звонкому.

Произносим: [сат ], [хлеп ], [морос ], а пишем: сад, хлеб, мороз. Перед звонкими звуками вместо глухого согласного произносится звонкий. Говорим [коз"ба ], а пишем косьба.

Парные согласные легко запомнить, зная, что звонкие из них являются первыми согласными в алфавите - б, в, г, д, ж, з.

Остальные четыре звонких - р, л, н, м и четыре глухих - х, ц, ч, щ являются непарными согласными звуками и не заменяются один другим. Из числа согласных выделяются 4 шипящих - ж, ч, ш, щ.
Все согласные, кроме шипящих и
ц могут быть и твердыми, и мягкими.

Был, бал - согласные б, л в этих словах твердые.

Били - согласные б, л в этом слове произносятся мягко.

Обычно мягкость согласного звука легко различается на слух.

Мягкость согласного создается дополнительной артикуляцией - подъемом средней части языка к твердому нёбу. На конце слов мягкость согласных слышится еще более отчётливо, так как она часто служит и средством различения значения слова:
стал - сталь, был - быль, стань - cтan, жарь - жар.

Согласный ц и согласные шипящие ж, ш в русском языке всегда являются твердыми, шипящие" ч, щ - всегда мягкими. После ц ь (мягкий знак) никогда" не пишется (палец, колодец, огурец ), а после шипящих ж, ш , а также ч,_щ ь (мягкий знак) иногда ставится, но не для обозначения мягкости предшествующего согласного, а для указания на различные грамматические формы слов - рода, числа, обозначения части речи (ночь, режь, туч, сторож ).

Мягкость согласных (кроме шипящих) на письме обозначается двумя способами:
1) постановкой ь после согласного на конце слова или в середине его между двумя согласными - сталь, день, быль, словарь, голубь, коньки, пенька, деньги, сельский, письмо ;
2) постановкой после согласного букв и , е , ё , ю , я ; перед этими буквами все согласные (кроме шипящих и "ц ") произносятся мягко, хотя на слух их мягкость и не слышится так ясно, как перед мягким знаком - бил, бюро, дядя, реже, серый .

В некоторых словах с двумя согласными, если первый из них произносится мягко, после него пишется ь - весьма, просьба, молотьба, женитьба и т. д.
В других же словах, хотя и слышится мягкость первого согласного, ь (мягкий знак) не пишется - ранний, каменщик, кончик.
Кроме смягчения согласных, мягкий знак употребляется еще и для разделения звуков, когда он стоит между согласной и гласной (семья, вьюга, бьют)

Слог

Слогом называется часть слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха из легких и в которой есть только одна гласная буква, например:
Го-ло-ва, край-ний, мо-я, го-род-ской, го-род-ска-я.

В слове может быть один слог или несколько. В каждом слоге всегда только одна гласная, согласных же может не быть совсем (мо-я - второй слог не имеет согласной), может быть несколько. Согласные примыкают к гласным по удобству их произношения.

Примеры:
Мой, мо-я, вскользь, семь-я, здеш-ний и зде-шний, се-стра и сест-ра, ка-мен-ный, об-щест-вен-ный.
Если согласные стоят с обеих сторон гласной, то такой слог называется закрытым (край-ний. као-ман. как, дол-гий ). если же только с одной стороны, то открытым (мо-я, бу-ма-га, де-ла ).
Деление слов на слоги необходимо для усвоения правил переноса слов, для определения ударений, правильного произнесения слов и написания.

Ударение

Ударением называется произнесение одного из слогов слова с большей силой. Это - звуковое ударение. Обычно в слове бывает одно звуковое ударение, но в сложных словах их может быть и два (кафе -рестора н, торго во-промы шленный ).

Ударение в русском языке может стоять на любом слоге на первом, на втором, на третьем и т. д. Поэтому они называется свободным (кни" га, бума" га, переде" лка ).

Ударение может быть как подвижным, так и постоянным.

Постоянное ударение всегда ставится на одном и -том же слоге (тоска, тоски, тоской ).

Подвижное ударение переходит с одного слога на другой (голова, головы, головка ).

Ударение в русском языке не только выполняет произносительную функцию (т. е. указывает на то, как следует правильно произносить слово), но может одновременно указывать и на различное смысловое значение слова (у же и уже , засы пать и засыпа ть , дома и до ма ).

Фонетический разбор

Фонетический разбор слова осуществляется по следующему плану:

1. Затранскрибировать слово, поставив ударение.
2. Определить количество слогов, указать ударный.
3. Показать, какому звуку соответствует каждая буква. Определить количество букв и звуков.
4. В столбик выписать буквы слова, рядом – звуки, указать их соответствие.
5. Указать количество букв и звуков.
6. Охарактеризовать звуки по следующим параметрам:
гласный: ударный/безударный;
согласный: глухой/звонкий, твердый/мягкий.

Образец фонетического разбора:
его [j"и-вo ] 2 слога, второй ударный

В фонетическом разборе показывают соответствие букв и звуков, соединяя буквы с обозначаемыми ими звуками (за исключением обозначения твердости/мягкости согласного последующей гласной буквой). Поэтому необходимо обратить внимание на буквы, обозначающие два звука, и на звуки, обозначаемые двумя буквами. Особое внимание надо уделить мягкому знаку, который в одних случаях обозначает мягкость предшествующего парного согласного (и в этом случае он, как и предшествующая ему согласная буква, соединяется с согласным звуком), а в других случаях не несет фонетической нагрузки, выполняя грамматическую функцию.

Учащиеся должны уметь делать не только полный (представленный выше), но и частичный фонетический разбор, который обычно осуществляется как «фоновое», добавочное задание к словарному диктанту, синтаксическому разбору предложения и т.д.

Могут быть предложены следующие типы упражнений:
найдите слова, в которых:
– количество букв больше, чем звуков;
– количество букв меньше, чем звуков;
– все согласные звуки звонкие (глухие, твердые, мягкие);
– есть звук [б" ] (или любой другой, обнаружение которого требует применения определенных умений и навыков);
– звуковая сторона которых так или иначе соотносится с их семантикой (например : шорох, шепот, визг, рокот, гром, барабан и т.д.).

На едином государственном экзамене в качестве заданий к разделу «Фонетика » предлагается сделать частичный фонетический разбор .

Фонетика

Вы уже давно задумывались над тем, почему немецкий кажется таким резким и твёрдым языком? Это зависит от определённых моментов, на которые русскоговорящие, изучающие немецкий язык, должны обращать внимание.
В данной статье представлены самые важные правила по немецкой фонетике, начинающиеся с общей информации и заканчивающиеся более конкретной. Применяя их на практике, Вы сможете значительно улучшить своё немецкое произношение.

1. Интонация

a) В отличие от русского языка, в немецком языке практически каждое слово произносится по отдельности, что напоминает ритм стаккато в музыке.

b) Контраст между ударными и безударными слогами в немецком языке намного больше, чем в русском: ударные слоги выделяются более резко и напряжённо, тогда как безударные слоги заглушаются и произносятся слабее.

c) Немцы привыкли акцентировать основные части речи в предложении: существительные, прилагательные, полнозначные глаголы, числительные, вопросительные и указательные местоимения. Служебные части речи, как артикли, предлоги, союзы, вспомогательные глаголы, личные и притяжательные местоимения, в свою очередь, не акцентируются.

d) В русской речи происходит резкая смена между звуковыми высотами, в то время, как немцы в своей речи долгое время остаются на одной и той же высоте тона. Русская интонация движется внутри октавы, а немецкая - внутри квинты.

2. Словесное ударение

В отличие от русского ударения, в немецком языке оно является неподвижным, т. е. ударение не переносится с одного слога на другой, если форма слова меняется.

Как правило, оно падает на первый корневой слог:
Spra che [ˈʃpχaːχə] (язык)
es sen
[ˈɛsən] (кушать, есть)
glück lich
[ˈɡlʏklɪç] (счастливо, счастливый)
al les
[ˈaləs] (всё)

Однако существует много слов с определёнными префиксами и суффиксами, которые берут ударение на себя.

3. Безударные гласные

В отличие от русского языка, где безударные гласные произносятся иначе, чем ударные, немецкие гласные не редуцируются и произносятся так же, как и ударные гласные, только менее продолжительно.

→ Scho ko lade [ʃokoˈlaːdə] (шоколад)
→ re gulieren
[ʁeɡuˈliːʁən] (регулировать)
→ Tschai kowski
[ʧaɪˈkɔfski] (Чайковский)
→ ja panisch
(японский)

4. Долгие и краткие гласные

В немецком языке различают долгие и краткие гласные, от которых может даже зависеть значение многих слов, которое существенно отличается.

→ Staa t [ʃtaːt] ~ Sta dt [ʃtat] (государство ~ город)
→ Bee t
~ Be tt (клумба, грядка ~ кровать)
→ Mie te
[ˈmiːtə] ~ Mi tte [ˈmɪtə] (аренда ~ середина)
→ Hö hle
[ˈhøːlə] ~ Hö lle [ˈhœlə] (пещера ~ ад)

5. Долгие гласные

Гласный звук является долгим...

...в случае двойной гласной буквы:
→ Idee (идея)
→ doo f
(тупой (чел.) )
→ Haa r
(волос(ы))

...перед немой , которая предшествует согласной /// либо стоит в конце слова:
o h ne [ˈoːnə] (без)
→ fa h ren
[ˈfaːʁən] (ехать, ездить, водить)
→ Schu h
[ʃuː] (ботинок)

...перед согласной буквой <ẞ>:
→ Stra ß e [ˈʃtχaːsə] (улица)
→ grü ß en
[ˈɡʁyːsən] (приветствовать, передавать привет)
→ blo ß
((один) только)

...перед комбинацией букв ,

, ,
, , :

→ Ze br a [ˈtseːbʁa] (зебра)
→ Ja gd
(охота (погоня) )
→ Ke ks
(печенье)

...в ударном открытом слоге:
Na me [ˈnaːmə] (имя)
le sen
[ˈleːzən] (читать)
wo
(где)

...в ударном закрытом слоге, который при словоизменении открывается:
→ Ta g (день) ~ Ta ge
→ ro t
[ʁoːt] (красный) ~ ro tes
→ tu n
(делать) ~ tu

6. Краткие гласные

Гласный звук является кратким...

...перед двойной согласной буквой:
→ Pu pp e [ˈpʊpə] (кукла)
→ schne ll
[ʃnɛl] (быстро, быстрый)
→ ho ff en
[ˈhɔfən] (надеяться)

...перед согласной буквой :
→ He x e [ˈhɛksə] (ведьма)
→ bo x en
[ˈbɔksən] (боксировать)
A x t
(топор)

...перед буквосочетаниями , , , , , :
→ Ko pf (голова)
→ ni ch t
(не)
→ wa sch en
[ˈvaʃən] (мыть, стирать)

...в закрытом слоге:
u nd [ʊnt] (и)
fi n den
[ˈfɪndən] (находить)
ka lt
(холодно, холодный)

7. Полудолгие гласные

Гласный звук является полудолгим...

...в безударном открытом слоге:
→ Akku [ˈaku] (аккумулятор)
di rekt
(непосредственно, непосредственный)
Phy sik
(физика)
De batte
(дебаты, спор)
→ auto matisch
(автоматически)

8. Двойные согласные

Двойные согласные в немецком языке всегда произносятся как одинарные, в отличие от русского языка, где они в определённых случаях могут удлиняться.

→ Ann a [ˈana] (Анна)
→ Kass e
[ˈkasə] (касса)
→ Summ e
[ˈzʊmə] (сумма)

9. Глухие согласные с придыханием

В русском языке согласные <К>, <Т> и <П> слегка произносятся как [g], [d] и [b]. Однако немецкие аналоги , и

В большинстве случаев произносятся с сильным придыханием.

K ak ao (какао)
T ant e
[ˈt ʰ ant ʰ ə] (тётя)
P ap a
[ˈp ʰ ap ʰ a] (папа)

10. Оглушение звонких согласных

Как и в русском языке, немецкие звонкие согласные в определённых случаях теряют свою звонкость.

В конце слова/слога:
Geld [ɡɛlt] (деньги)
g lich
[ˈtɛːklɪç] (ежедневно, ежедневный)
Ab gas
[ˈapɡaːs] (выхлопной газ)

Перед глухим согласным звуком внутри слова:
→ abend s (по вечерам)
→ Ob s t
(фрукты)
→ gewag t
[ɡəˈvaːkt] (рискованно, рискованный)

11. Уподобление согласных

Когда в конце и в начале слова либо слога встречаются согласные звуки, то при обычном темпе речи они уподобляются. Различают два вида уподобления - полное и частичное.

При полном уподоблении согласные с тем же местом артикуляции полностью сливаются:
→ mit T ina (с Тиной)
→ am M ontag
(в понедельник)
→ nach r echts
(направо)
→ auf W iedersehen
(до свидания)

При частичном уподоблении глухость согласного в конце слова переносится на первый согласный следующего слова, который автоматически теряет свою звонкость:
→ bis d ann (до встречи)
→ seit g estern
(со вчерашнего дня)
→ ab S amstag
(с субботы)
→ dank B en
(благодаря Бену)

12. Отсутствие смягчения согласных

В русском языке существует явление смягчения согласных, напр. в слове «тень» (). В связи с этим различают мягкие и твёрдые согласные. В немецком же никакое смягчение согласных никогда не происходит.

Ti sch (стол)
la chen
[ˈlaχən] (смеяться)
bel
[ˈdyːbəl] (дюбель)
ke hren
[ˈkeːʁən] (подметать)

13. Твёрдый приступ

Немецкие гласные звуки могут произноситься с усилением голосовых связок, которые издают легкий щелчок. Именно этот так называемый твёрдый приступ придаёт немецкой речи её специфическую резкость. Произносится этот звук в начале того слова/слога, которое/который начинается гласным звуком.

В начале слова:
i n A sien [ ʔ ɪnˈ ʔ aːziən] (в Азии)
u m ei ns
[ ʔ ʊmˈ ʔ aɪns] (в час)
au ßer O pa
[ ʔ aʊsɐˈ ʔ oːpa] (кроме дедушки)
→ viel e nger
(намного уже/теснее)

Внутри слова:
→ Eri nnerung [ ʔ ɛɐˈ ʔ ɪnɐʁʊŋ]/[ ʔ ɐˈ ʔ ɪnɐʁʊŋ] (воспоминание, напоминание)
→ Thea ter
(театр)
→ Poe t
(поэт)
→ verei sen
/ (леденеть)

14. Сильный отступ

В немецком языке краткие и долгие гласные звуки по-разному присоединяются к согласным, которые стоят после них. Долгие гласные присоединяются к согласным более плавно (как в русском языке), тогда как краткие гласные присоединяются к согласным более резко, причём согласный звук останавливает звучание гласного. Называется это явление «сильный отступ» и объясняется тем, что краткие гласные в основном выступают в закрытых слогах.

→ Schal [ʃaːl] ~ Scha ll [ʃal] (шарф ~ звук)
→ Fete
[ˈfeːtə] ~ Fe tte [ˈfɛtə] (вечеринка, празднество ~ жирная)
→ Koma
[ˈkoːma] ~ Ko mma [ˈkɔma] (кома ~ запятая)
→ Hüte
[ˈhyːtə] ~ Hü tte [ˈhʏtə] (шляпы ~ хата, хижина)

15. Шва

Во многих языках присутствуют так называемые редуцированные звуки шва. В немецком языке есть два таких звука.

Первый из них всегда отображается буквой <Е> и встречается исключительно в безударных слогах. В качестве определённых безударных префиксов и суффиксов эта буква при обычном темпе речи как бы «глотается», как, например, первая <О> в русском слове «молоко», т. е. её практически не слышно. Качество её произношения зависит лишь от темпа речи:
→ be reit (готово, готовый)
→ lebe n
[ˈleːbən] (жить)
→ Ate m
[ˈaːtəm] (дыхание)
→ Ige l
[ˈiːɡəl] (ёж)
→ Auge
[ˈaʊgə] (глаз)
→ Ge müse
[ɡəˈmyːzə] (овощи)

Второй звук шва в немецком языке является средним из звуков [а], [ɔ] и [ə]. Этот звук может отображаться или буквой , или комбинацией букв <ЕR>, а именно в конце слова либо слога. Значит, согласная буква в таких случаях вокализируется:
→ für (для, за)
→ wir
(мы)
→ Natur
(природа)
→ Frisör
(парикмахер)
→ Mutter /Mutter
[ˈmʊtɛɐ]/[ˈmʊtɐ] (мать)
→ ver gessen/ver gessen
/ (забывать)

Примечания:
Для лучшего понимания всех правил Вам необходимо прослушать аудиозапись!
Данные правила являются общим обзором и после первого ознакомления не нуждаются в заучивании наизусть, т. к. понимание и умение применять многие моменты приходит только в процессе изучения и на практике .
Понятие «твёрдые и мягкие согласные» имеет в русском и немецком языках совсем разные значения. В немецком языке просто имеются в виду глухие и звонкие согласные, так что если немец будет настаивать на том, что «согласный является мягким, а согласный - твёрдым», то не удивляйтесь.
В отличие от современного немецкого языка, которому соответствуют правила в данной статье, до первого этапа реформы немецкого правописания согласная буква <ẞ> чаще всего ставилась после кратких гласных. Соответственно, люди старшего поколения всё ещё комбинируют её с краткими гласными, что иностранцев, изучающих немецкий язык, вводит в заблуждение . Больше информации на эту тему Вы найдёте в разделе .

|
|

Когда-то давно на уроках русского языка в школе, еще в младших классах, все мы старательно артикулировали под бдительным руководством учительницы: округляли или сжимали губы, приставляли язычок к небу или толкали им зубы… Мы учились различные звуки. А потом нам объясняли и другие правила из раздела фонетики. Мы выросли, правила забылись. Кто помнит сейчас примеры озвончения согласных и как оно вообще происходит?

Что такое фонетика

Слово «фонетика» происходит от греческого «звук». Это название одного из разделов языка, который изучает звуки, их строение, а также интонацию, ударение и слоги. Звуки важно отличать от букв - первых существует более сотни, вторых в русском алфавите, как известно, тридцать три. Изучение фонетики включает в себя две стороны: артикуляционную (способы образования звуков) и акустическую (физические характеристики каждого звука).

Разделы фонетики

Дисциплина состоит из пяти частей:

  1. Фонетика - изучает, как уже сказано, сами звуки и их признаки.
  2. Фонология - исследует фонемы. Фонемой называется минимальная звуковая единица, позволяющая отличить одно слово от другого (например, в словах «луг» и «лук» фонемы «г» и «к» помогают понять разницу между ними).
  3. Орфоэпия - изучает произношение, в том числе нормы правильного литературного произношения.
  4. Графика - исследует соотношение букв и звуков.
  5. Орфография - изучает правописание.

Основные понятия фонетики русского языка

Самое главное в данной дисциплине - звуки. У них нет никакого значения (в отличие от целых слов), но они помогают отличать друг от друга разные слова и формы слова: пел - пил, дом - дома - домой и так далее. На бумаге для обозначения звуков используются это называется транскрипцией.

Звуки бывают Первых всего десять, их произносить легче, чем согласные: воздух спокойно проникает через рот. Гласные можно растягивать, выкрикивать, пропевать. Когда артисты поют, они тянут как раз эти звуки. Именно от их количества зависит, сколько слогов в слове. А бывают слова, состоящие исключительно из гласных (например, союзы или предлоги).

Согласных - 21, при их выговаривании воздух наталкивается на препятствие: либо в виде щели, либо в виде смыкания. Это два способа образования согласных звуков. Щель получается при приближении языка к зубам. Так произносятся звуки «с», «з», «ж», «ш». Это шумные звуки, они издают шипение либо свист. Второй способ - это когда смыкаются губы. Такие звуки не растянешь, они резкие, короткие. Это «п», «б», «г», «к» и прочие. Зато они очень чувствуются.

Так же, как и по твердости и мягкости, согласные могут составлять пары по звонкости и глухости. Отличить их просто: звонкие произносятся звонко, глухие - глухо. Это такие пары, как «б» - звонкая, и «п» - глухая; «д» - звонкая, и «т» - глухая. Всего подобных комбинаций шесть. Есть, кроме того, пять согласных, у которых отсутствует пара. Они всегда остаются звонкими. Это «л», «м», «н», «р» и «й».

Складываясь в различные слова, составляя фразы, звуки приобретают множество свойств. Такое, например, как озвончение и оглушение согласных. Как же оно происходит?

Озвончение согласных: примеры

Пять вышеуказанных букв (й, л, м, н, р) данным свойством не обладают. Очень важно запомнить это! Озвончение согласного звука может произойти, только если звук этот - парный.

Глухой согласный может стать звонким по парности в некоторых случаях. Основное условие - он должен находиться непосредственно до звонкого звука (именно до, не после!).

Итак, озвончение глухого согласного случается на стыке морфем. Морфема - это часть слова (существуют корень, приставка, суффикс, окончание; выделяют еще постфиксы и префиксы, но они не настолько важны). Таким образом, на стыке приставки и корня либо корня и суффикса возможен процесс озвончения. Между суффиксом и окончанием такого не бывает, поскольку окончание, как правило, состоит из гласных звуков. Примеры озвончения согласных в этом случае следующие: сделка («с» - приставка, глухой звук, корень «дел» начинается со звонкого «д», поэтому происходит ассимиляция, то есть уподобление. Вслух мы произносим это слово как «зделка»), косьба (корень «кос» заканчивается на глухой звук «с» - мягкий знак в расчет не берется, за ним стоит звонкий суффикс «б» - вновь происходит ассимиляция, и слово это произносится как «козьба») и так далее.

Слова с озвончением согласных встречаются также на стыке самостоятельного слова и частицы (частицы - служебные слова: же, бы, не, ни, ли и так далее). Хоть бы (произносится вслух «ходьбы»), как бы (произносится «кагбы») и прочие комбинации - это все случаи озвончения.

Наконец, примерами озвончения согласных могут служить такие ситуации, когда нужные звуки находятся на стыке самостоятельного слова и предлога (предлог - служебная часть речь, помогает связывать слова в предложения: в, к, при, под, на и другие): к бане (произносим «гбане»), от дома (говорим «оддома») и так далее.

Оглушение согласных: примеры

Как и в случае с озвончением, оглушение происходит только при наличии парных звуков. В такой ситуации звонкий согласный должен стоять впереди глухого.

Обычно такое случается в финале слова, если оканчивается оно на согласный: хлеб («хлеп»), мед («мет»), принести много стульев («стульеф») и так далее. Также оглушение происходит, если в середине слова (как правило, это соединение корня и суффикса) встречается сочетание «звонкий плюс глухой». Например: похлебка («хлеб» - корень, оканчивается на звонкую «б», «к» - глухой суффикс, на выходе произносим слово «похлепка»), сказка (корень «каз» оканчивается на звонкую «з», «к» - глухой суффикс, в сумме получаем «скаска»).

Третий вариант, когда встречается оглушение согласного звука - также на стыке слова и предлога: под потолком (потпотолком), над тобой (наттобой) и прочие. Это свойство русского языка особенно тяжко дается школьникам, которые действуют по методу «как слышим, так и пишем».

А как у других?

Самый распространенный в мире язык - английский - имеет свои особенности в фонетике, как и любой другой язык. От русской фонетики британскую отличает следующее:

  1. В России гласные не делятся на долгие и краткие, а в Англии - делятся.
  2. Согласные в английском язык всегда произносятся твердо, а в русском могут смягчаться.
  3. Английские согласные никогда не оглушаются, потому что это может поменять смысл целого слова.

Неважно, школьник ты или взрослый, но если ты живешь в России, ты должен уметь правильно выражать свои мысли и знать особенности родного языка. Ведь наш язык - наше богатство!

Вы знаете, почему русский язык так тяжело учить иностранцам? Особенно тем, чьи языки совсем не похожи на русский? Одна из причин в том, что про наш язык никак не скажешь, что слова можно записывать так, как они слышатся. Мы говорим «мАлАкО», но ведь помним, что записать слово надо через 3 буквы О: «мОлОкО».

Это самый простой и очевидный пример. И о том, как выглядит транскрипция (то есть графическая запись звуков) самых привычных для нас слов никто, как правило, не задумывается. Чтобы научиться разбираться, из каких звуков состоят слова, в школах и даже университетах выполняют такое задание, как фонетический разбор слова.

Не всем оно дается легко, но мы поможем вам разобраться и успешно справляться с ним на уроках и при подготовке домашних заданий.

Фонетический разбор слова – задание, нацеленное на то, чтобы разобрать слово на буквы и звуки. Сравнить, сколько в нем букв и сколько звуков. И выяснить, что одни и те же буквы в разных положениях могут обозначать разные звуки.

Гласные буквы

В алфавите русского языка 10 гласных букв: «а», «о», «у», «э», «ы», «я», «ё», «ю», «е», «и».

Но гласных звуков только 6: [а], [о], [у], [э], [ы], [и]. Гласные «е», «ё», «ю», «я» состоят из двух звуков: гласный + й. Записываются так: «е» = [й’+э], «ё» = [й’+о], «ю» = [й’+у], «я» = [й’+а]. И называются йотированными.

Запомните, что в транскрипции «е», «ё», «ю», «я» на два звука раскладываются не всегда. А только в следующих случаях:

  1. когда стоят в начале слова: еда [й’эда], ёрш [й’орш], юбка [й’упка], яма [й’ама];
  2. когда стоят после других гласных: моем [мой’эм], моё [май’о], моют [мой’ут], вояка [вай’ака];
  3. когда стоят после «ъ» и «ь»: пьедестал [п’й’эд’эстал], пьёт [п’й’от], пьют [п’й’ут], соловья [салав’й’а].

Если «е», «ё», «ю», «я» стоят в слове после мягких согласных, их можно спутать с [а], [о], [у], [э]: мяч [м’ач’], мёд [м’от], мюсли [м’усл’и], ветка [в’этка]. Они обозначают один звук в позиции после согласных и под ударением.

Не под ударением «е», «ё», «ю», «я» дают звук [и]: ряды [р’иды], лесок [л’исок]. В других случаях буква «я» без ударения может произноситься как [э]: трясина [тр’эс’ина].

Еще интересное про отношения «ь» и гласных: если после мягкого знака в слове стоит буква «и», она произносится как два звука: ручьи [руч’й’и].

Зато после согласных «ж», «ш» и «ц» буква «и» дает звук [ы]: камыши [камышы].

Гласные «а», «о», «у», «э», «ы» обозначают твердость согласных звуков. Гласные «е», «ё», «ю», «я», «и» обозначают мягкость согласных звуков.

Кстати, во многих словах с гласной «ё» на нее всегда падает ударение. Но это правило не работает для заимствованных (амёбиа́з) и сложных слов (таких, как трёхъя́дерный).

Согласные буквы

В русском языке 21 согласная буква. А звуков эти буквы образуют аж 36! Как это возможно? Давайте разбираться.

Так, среди согласных 6 пар по звонкости глухости:

  1. [б] - [п]: [б]а[б]ушка – [п]а[п]а;
  2. [в] - [ф]: [в]ода – [ф]анера;
  3. [г] - [к]: [г]олос – [к]орова;
  4. [д] - [т]: [д’]ятел – [т]уча;
  5. [ж] - [ш]: [ж’]изнь – [ш]уба;
  6. [з] - [с]: [з’]има – о[с’]ень.

Это интересно, потому что парные звуки обозначаются разными буквами. Такие пары есть не во всех языках. А в некоторых, например, корейском, парные глухие и звонкие звуки обозначаются одной и той же буквой. Т.е. одна и та же буква читается как звонкий или глухой звук в зависимости от положения в слове.

А еще существует 15 пар по твердости-мягкости:

  1. [б] - [б’]: [б]а[б]очка – [б’]елка;
  2. [в] - [в’]: [в]ата – [в’]илка;
  3. [г] - [г’]: [г]амак – [г’]идрант;
  4. [д] - [д’]: [д]ож[д’];
  5. [з] - [з’]: [з]олото – [з’]евать;
  6. [к] - [к’]: [к]уст – [к’]исть;
  7. [л] - [л’]: [л]асточка – [л’]истик;
  8. [м] - [м’]: [м]а[м]а – [м’]иска;
  9. [н] - [н’]: [н]ос – [н’]юх;
  10. [п] - [п’]: [п]арча – [п’]и[п’]етка;
  11. [р] - [р’]: [р]ысь – [р’]ис;
  12. [с] - [с’]: [с]обака – [с’]еледка;
  13. [т] - [т’]: [т]апок – [т’]ень;
  14. [ф] - [ф’]: [ф]отоаппарат – [ф’]ехтование;
  15. [х] - [х’]: [х]оккей – [х’]ек.

Как видите, мягкость звуков обеспечивают буква «ь» и мягкие согласные, стоящие после согласных.

Есть в русском языке непарные согласные звуки, которые никогда не бывают глухими:

  • [й’] – [й’]од;
  • [л] – [л]ама;
  • [л’] – [л’]ейка;
  • [м] – [м]орковка;
  • [м’] – [м’]юсли;
  • [н] – [н]осорог;
  • [н’]– [н’]етопырь;
  • [р] – [р]омашка;
  • [р’] – [р’]ебенок.

Чтобы было проще запомнить все звонкие звуки, можете использовать такую фразу: «Мы же не забывали друг друга» .

А также непарные звуки, которые, в свою очередь, никогда не бывают звонкими. Попробуйте прочитать слова из примеров вслух и убедитесь в этом сами:

  • [х] – [х]орек;
  • [х‘] – [х‘]ирург;
  • [ц] – [ц]апля;
  • [ч’] – [ч’]еловек;
  • [щ’] – [щ’]етина.

Запомнить, какие именно звуки остаются глухими в любой ситуации, помогут две фразы: «Степка, хочешь щец?» - «Фи!» и «Фока, хочешь поесть щец?» .

Если вы внимательно прочитали те примеры, что приводились выше, наверняка уже обратили внимание, что некоторые согласные в русском языке никогда не бывают мягкими:

  • [ж] – [ж]ук и даже [ж]елудь;
  • [ш] – [ш]уба и [ш]ило читаются одинаково твердо;
  • [ц] – [ц]арапать и [ц]ирк – то же самое, звук произносится твердо.

Запомните, что в некоторых заимствованных словах и именах «ж» все-таки бывает мягким [ж’]: жюри [ж’]юри, Жюльен [ж’]юльен.

Аналогичным образом есть в русском языке такие согласные, которые никогда не произносятся твердо:

  • [й’] – [й’]огурт;
  • [ч’] – [ч’]ирикать и [ч’]асы – звук одинаково мягкий;
  • [щ’] – [щ’]ека и [щ’]упальца – аналогично: несмотря на то, какая гласная стоит после этого согласного, он все равно произносится мягко.

Иногда в некоторых учебниках мягкость этих звуков не обозначается апострофом при транскрипции – раз уж все и так знают, что твердыми эти звуки в русском языке не бывают. А еще «щ» нередко принято обозначать как [ш’:].

Запомните еще, что согласные «ж», «ш», «ч», «щ» называются шипящими.

План фонетического разбора

  1. Для начала нужно правильно записать слово с точки зрения орфографии.
  2. Затем разделить слово на слоги (помним, что слогов в слове столько, сколько в нем гласных букв), обозначить ударный слог.
  3. Следующим пунктом идет фонетическая транскрипция слова. Не стоит сразу транскрибировать слово – для начала попробуйте произнести его вслух. Если потребуется, проговорите несколько раз – пока не сможете с уверенностью сказать, какие именно звуки надо записать.
  4. Охарактеризуйте по порядку все гласные звуки: обозначьте ударные и безударные.
  5. Охарактеризуйте по порядку все согласные звуки: обозначьте парные и непарные по звонкости/глухости и твердости/мягкости.
  6. Подсчитайте и запишите, сколько в слове букв и сколько звуков.
  7. Отметьте те случаи, в которых количество звуков не соответствует количеству букв, и объясните их.

В письменном фонетическом разборе звуки записываются сверху вниз в столбик, каждый звук заключается в квадратные скобки – . В конце следует подвести черту и под ней записать количество букв и звуков в слове.

Специальные знаки транскрипции

Теперь о том, как надо правильно обозначать звуки при транскрипции:

  • [ " ] – так обозначатеся ударный гласный в основном ударном слоге (О"сень);
  • [ `] – так обозначается побочный (второстепенный) подударный гласный звук: обычно такой подударный слог расположен в начале слова, встречается в сложных словах и словах с приставками анти-, меж-, около-, контр-, сверх-, супер-, экс-, вице- и другими (`околозЕ"мный);
  • [’] – знак смягчения согласного звука;
  • [Λ] – знак транскрипции для «о» и «а» в следующих случаях: позиция в начале слова, первый предударный слог в позиции после твердого согласного (арка [Λрка], король [кΛрол’]);
  • – более «продвинутый» знак транскрипции для записи йотированных звуков, можно использовать и [й’].
  • [и э ] – нечто среднее между [и] и [э], используется для обозначения гласных «а», «е», «э» в первом предударном слоге в позиции после мягкого согласного (блесна [бл‘и э сна]);
  • [ы э ] – нечто среднее между [ы] и [э] или [ы] и [а], используется для обозначения гласных «е», «э» в первом предударном слоге в позиции после твердого согласного (шептать [шы э птат ‘];
  • [ъ] – знак транскрипции для гласных «о», «а», «е» в позициях после твердого согласного в предударном и заударном слоге (молоко [мълΛко]);
  • [ь] – знак транскрипции для гласных «о», «а», «я», «е» в позиции после мягкого согласного в безударном слоге (варежка [вар‘ьшка]);
  • [–] – знак, обозначающий отсутствие звука на месте «ъ» и «ь»;
  • [ ‾ ]/[ : ] – знаки транскрипции (можно использовать один или другой по выбору – это не будет ошибкой) для обозначения долготы согласных (бояться [бΛй’ац:ъ]).

Как видите, все очень непросто с транскрипцией букв в звуки. В школьной программе, как правило, эти усложненные и более точные знаки транскрипции не используются или используются мало. Только при углубленном изучении русского языка. Поэтому разрешается вместо «и с призвуком э» и прочих сложных обозначений применять в фонетическом разборе звуки [а], [о], [у], [э], [ы], [и] и [й’].

Правила транскрипции

Не забывайте также о следующих правилах транскрипции согласных:

  • озвончение глухих согласных в позиции перед звонкими (сгибать [зг’ибат’], косьба [кΛз’ба]);
  • оглушение звонких согласных в позиции на конце слова (ковчег [кΛфч’эк]);
  • оглушение звонкого согласного в позиции перед глухим, например, звонкого «г», который может превращаться в глухие звуки [к] и [х] (ногти [нокт’и], легкий [л’охк’ий’]);
  • смягчение согласных «н», «с», «з», «т», «д» в позиции перед мягкими согласными (кантик [кан’т’ик]);
  • смягчение «с» и «з» в приставках с-, из-, раз- в позиции перед «ъ» (изъять [из’й’ат’]);
  • нечитаемые согласные «т», «д», «в», «л» в сочетаниях из нескольких согласных букв подряд: при этом сочетание «стн» произносится как [сн], а «здн» – как [зн] (уездный [уй’эзный’]);
  • сочетания букв «сч», «зч», «зщ» читается как [щ’] (счеты [щ’оты]);
  • сочетания «чн», «чт» произносятся [ш] (что [што], конечно [кΛн’эшнъ]);
  • суфиксы инфинитива -ться/-тся транскрибируются [ц] (кусаться [кусац:ъ]);
  • окончания -ого/-его произносятся через звук [в] (твоего [твъй’эво]);
  • в словах с удовенными согласными возможны два варианта трансркрипции: 1) двойные согласные располагаются после ударного слога и образуют удвоенный звук (кАсса [кас:ъ]); 2) двойные согласные располагаются перед ударным слогом и дают обычный согласный звук (миллиОн [м’ил’ион]).

А теперь давайте рассмотрим фонетическую транскрипцию слов на примерах. Для записи будем использовать упрощенную систему транскрипции согласных звуков.

Примеры фонетической транскрипции слов

  1. отъезд
  2. отъ-е"зд (2 слога, ударение падает на 2-ой слог)
  3. [атй’э"ст]
  4. о - [а] – гласный, безударный
    т- [т] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
    ъ – [–]
    е - [й’] – согласный, звонкий (непарный), мягкий (непарный) и [э] - гласный, ударный
    з - [с] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
    д - [т] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
  5. 6 букв, 6 звуков
  6. Буква «е» после разделительного «ъ» дает два звука: [й"] и [э]; буква «д» в конце слова оглушается в звук [т]; буква «з» оглушается до звука [c] в позиции пред глухим звуком.

Еще один пример:

  1. грамматика
  2. грам-ма"-ти-ка (4 слога, ударение падает на 2-ой слог)
  3. [грам:ат"ика]
  4. г – [г] – согласный, звонкий (парный), твердый (твердый)
    р – [р] – согласный, звонкий (непарный), твердый (парный)
    мм – [м:] – удвоенный звук, согласный, звонкий (непарный), твердый (парный)
    а – [а] – гласный, ударный
    т – [т’] – согласный, глухой (парный), мягкий (парный)
    к – [к] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
    а – [а] – гласный, безударный
  5. 10 букв, 9 звуков
  6. Сдвоенные согласные «мм» дают удвоенный звук [м:]

И последний:

  1. становились
  2. ста-но-ви"-лись (4 слога, ударение падает на 3-ий слог)
  3. [станав’и"л’ис’]
  4. с – [с] – согласный, глухой (парный), твердый (парный)
    т – [т] – согл.асный, глухой (парный), твердый (парный)
    а – [а] – гласный,безударный
    н – [н] – согласный, звонкий (непарный), твердый (парный)
    о – [а] – гласный, безударный
    в – [в’] – согласный, звонкий (парный), мягкий (парный)
    и – [и] – гласный, ударный
    л – [л’] – согласный, звонкий (непарный), мягкий (парный)
    и – [и] – гласный, безударный
    с – [с’] – согласный, глухой (парный), мягкий (парный)
    ь – [–]
  5. 11 букв, 10 звуков
  6. Буква «о» в безударной позиции дает звук [а]; буква «ь» не обозначает звука и служит для смягчения предшествующего ей согласного.

Вместо послесловия

Ну как, помогла ли вам эта статья разобраться с фонетическим разбором слов? Не так-то просто правильно записать звуки, из которых состоит слово – на этом пути скрыто много подводных камней. Но мы постарались облегчить вам задачу и максимально подробно объяснить все скользкие моменты. Теперь такое задание в школе не будет вам казаться очень сложным. Не забудьте научить одноклассников и показать им наши полезные инструкции.

Используйет эту статью при подготовке к урокам и сдаче ГИА и ЕГЭ. И обязательно расскажите нам в комментариях, какие примеры фонетических разборов слов вам задают в школе.

blog.сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Фонетическим разбором лингвисты называют анализ с позиций слогового состава и качества звуков, из которых состоит слово. Примерно такое определение выдают онлайн-поисковики, и оно вполне соответствует действительности. Фонетический разбор входит в число основных составляющих школьного курса по русскому языку.

Наряду с ним этот курс включает разбор по составу и морфологический разбор . У каждого из этих видов предусмотрены свои основные правила. Полный фонетический разбор слова всем, кто учился в школе, приходилось делать в классе.

Однако тот, кто покинул учебное заведение давно мог уже забыть, что такое фонетический разбор и каковы его основные правила. Конечно, найти информацию про фонетический разбор слова онлайн при желании не составит труда. Вспомнить об этом задании, которое выпадало на долю каждого начиная с самых младших классов, будет несложно.

Как выполнять фонетический разбор?

Основная характеристика у гласных одна - расположение под ударением или нет. У согласных их побольше: мягкий или твёрдый, глухой или звонкий, имеет ли пару.

  1. Проговаривайте вслух предмет разбора.
  2. Не забывайте проверить правильность письменной передачи.
  3. Помните про орфограммы.
  4. Особое внимание уделяйте сочетаниям звуков одного порядка (гласных или согласных и др.).

Что надо знать, делая фонетический разбор

Для фонетического разбора потребуются некоторые общие сведения об особенностях графической передачи ряда звуков.Поможет сделать фонетический разбор слова таблица соответствия парных звуков . Их немного: б - п, в - ф, г - к, ж - ш, з - с.

Ъ (твёрдый знак)и ь (мягкий знак) самостоятельных звуков не отражают, только соответствующим образом иллюстрируют качество согласного перед ними.

Буквы е, ё, ю, я в начальной позиции или после гласного означают два звука - [й] и [э], [о], [у] или [а] соответственно: ящик, плеяда, юла, ёлка, ель.

А вот если они идут после согласного, значит, он мягкий.

Исключение составляет е, которая может использоваться в ряде случаев и после твёрдого или передавать звук [э] после гласного (например, проект).

Звуки [о] и [э] не под ударением подвержены явлению, которое в лингвистике называется редукцией: букву о в большинстве случаев читают как [а], а [э] - как [ы].

Вместо звонкого согласного в конце слова или перед глухим звучит парный глухой.

Так, «гриб» произносится [гр’ып].

Звуки [ч’], [ц] и [щ’] не имеют звонких пар, у [л], [м], [н], [р], [й’] нет парных глухих.

Образец фонетического разбора

Приведём несколько примеров .

ко-рА-бль, три слога, ударный второй

[караб’л’]

К - [к] согласный, твёрдый, глухой, парный

О - [а] гласный, безударный

Р - [р] согласный, твёрдый, звонкий, непарный

А - [а] гласный, ударный

Б - [б’] согласный, мягкий, звонкий, непарный

Л - [л’] согласный, мягкий, звонкий, непарный

Семь букв и шесть звуков .

грИб, один слог, ударный

Г - [г] согласный, твёрдый, звонкий, парный

Р - [р’] согласный, мягкий, звонкий, парный

И - [ы] гласный, ударный

Б - [п] согласный, твёрдый, звонкий, парный

Четыре буквы и четыре звука .

Ёж, один слог, ударный

Ё - [й’] согласный, мягкий, звонкий, непарный

- [о] гласный, ударный

Ж - [ш] согласный, твёрдый, глухой, парный.

Две буквы и три звука .

Что ещё полезно знать?

В зависимости от методики и комплекта учебников, используемых учителями в конкретной школе или классе, формальные требования к фонетическому разбору слова могут слегка варьировать. Однако общие рекомендации в целом едины.

В некоторых случаях могут возникать вопросы, как быть с предлогами . Чаще всего на практике их фонетический разбор просто не делается. Хотя на всякий случай будет полезным знать, что обычно предлог как бы примыкает к части речи, которая следует за ним, и при наличии в нём гласных они чаще всего будут безударными.

Например, в сочетании предлога и существительного «по полю» ударным является первый слог в слове «полю», а сама конструкция произносится [папОл’у]. Хотя возможен и вариант [попал’у]. Случаи когда ударение падает на предлог, а не на то, что следует за ним, нечасто, но встречаются. Ярким примером может служить грубо просторечное «по фиг» [пОф’ык].

Такое явление становится возможным, потому что с точки зрения фонетики существительные и предлоги часто воспринимаются не как разные слова, а одно слово и произносятся именно так. В лингвистике это называется фонетическим словом. Впрочем, столь глубокие сведения обычно преподаются уже в курсе фонетики студентам-филологам, а в школе в такие дебри не забираются Ну а каждый, кого заинтересовал этот момент, может найти нужную информацию и примеры онлайн.

В школе ученикам дают задания по фонетическому разбору слов, в первую очередь, для закрепления базовых теоретических познаний, которые они получают от учителя и из книг. В свою очередь, базовые знания фонетики сослужат им хорошую службу в практическом применении языка, то есть правильном его использовании на письме и чтении. Так, представление о таких языковых явлениях, как особенности произношения звуков в зависимости от позиции, позволяют понять, почему в некоторых случаях надо использовать букву, передающую не тот звук, который слышится.

Особенную важность фонетика и всё, что с ней связано, приобретает в регионах с ярко выраженными диалектными особенностями. Например, в верхневолжских говорах буква о в безударном положении читается [о], а в южнорусских вследствие особенностей местного произношения звука [г] с придыханием парным ему фактически становится [х]. Однако на уроках русского языка делать фонетический разбор требуется по правилам литературного языка. Это должно помочь ученикам освоить русскую литературную речь. Ведь использование диалекта считается признаком неграмотности.



Просмотров