Обеспечение национальной безопасности государства. Роль государства в обеспечении национальной безопасности (презентация) Роль государства в национальной безопасности рф

1.2 Роль государства в обеспечении безопасности

Государство в соответствии с действующим законодательством является основным субъектом обеспечения безопасности граждан. Свои функции в этой области государство осуществляет через совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной властей, прокуратуры, государственных, общественных и иных объединений, организаций и граждан. Таким образом, граждане, общественные и иные организации и объединения также являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ, законодательством и нормативными актами субъектов Федерации. Имеются также государственные организации, непосредственно обеспечивающие безопасность; контрольные и надзорные организации; организации, осуществляющие мониторинг отдельных составляющих безопасности.

Одной из функций государства является обеспечение безопасности граждан и окружающей среды, а обеспечение безопасности жизнедеятельности людей и организаций является важнейшей государственной задачей. Данное положение вытекает из естественного права, из него вытекают основные права человека, важнейшим из которых является право на жизнь и здоровье. Конституция РФ провозглашает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Фактически действующее право (позитивное право) закрепляет в законах основные права человека (например, право на все то, что необходимо для сохранения и продолжения жизни) и вытекающие из них права.

Право человека на жизнь и здоровье охраняется законом. Поэтому обязанности по реализации данного права возлагаются на государство, которое определяет соответствующие обязанности органам государственного управления, организациям и гражданам, а также их права и ответственность.

Возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, величина причиняемого ими ущерба во многом зависят от своевременности и точности их предсказания, от принятия предупредительных мер защиты.

Государственная стратегия снижения рисков и смягчения последствий ЧС базируется на следующих принципах:

Высшего приоритета человека, закрепленный провозглашением в качестве цели государственной стратегии минимизации человеческих жертв при ЧС;

Приоритета здоровья человека - в соответствии с этим принципом при любых ЧС необходимо стремиться к тому, чтобы ущерб здоровью людей, попавших в ЧС, был сведен к минимуму, который только возможен в каждой конкретной ситуации;

Экологического императива - повреждающее воздействие на окружающую природную среду в ЧС должно быть сведено к минимуму;

Защиты культурного наследия - при любых ЧС необходимо, чтобы ущерб культурным ценностям был сведен к минимуму;

Обоснования - меры по управлению рисками и смягчению последствий ЧС должны строиться с учетом баланса затрат и предотвращенного ущерба (не только экономического, но и политического, социального, экологического);

Оптимизации - выбор мер защиты должен максимизировать чистую пользу;

Регионального императива - при реализации стратегии снижения рисков и смягчения последствий ЧС необходимо учитывать природные, этнокультурные, политико-экономические и другие особенности региона ЧС;

Локального реагирования - основные мероприятия по реализации государственной стратегии снижения рисков и смягчения последствий ЧС должны проводиться на местном уровне; ответственность за их проведение должна возлагаться на местные органы власти.

Национальной консолидации - реализация государственной стратегии должна строиться на сочетании интересов и распределении ответственности между федеральным, региональным и местным уровнями, между государственными органами, частным предпринимательством и неправительственными общественными организациями, т.е. следует исходить из необходимости консолидации всех национальных сил - государственных, частных и общественности;

Приоритета профилактики и предотвращения ЧС - идентификация, диагностика, мониторинг и оценка рисков с последующим прогнозированием и предотвращением ЧС должны лежать в основе всех мероприятий по реализации государственной стратегии снижения рисков и смягчения последствий ЧС. В основе этого принципа лежит доказанный факт, что профилактика и предотвращение ЧС гораздо дешевле и гуманнее, чем ее ликвидация;

Права на выбор - признание права отдельных людей и организаций идти на сознательный риск проживания и деятельности в местах повышенной опасности и самостоятельно нести ответственность за собственный выбор, если это не затрагивает права других людей.

Общегосударственной проблемой в нашей стране является предупреждение ЧС природного и техногенного характера, максимальное снижение масштабов потерь. Для реализации новой стратегии необходимы создание методов и средств прогнозирования и предупреждения и прежде всего оценка риска, разработка превентивных мер, предупреждение и обеспечение готовности к ЧС.

Предупреждение и готовность к ЧС - это система, включающая мониторинг опасных природных явлений, оперативную обработку и передачу информации, долго-, средне- и краткосрочные прогнозы, меры быстрого оповещения и реагирования.

Оперативная готовность к стихийному бедствию предусматривает: систему мер по предупреждению населения в реальном режиме времени; подготовку лиц и специальных команд, которые будут участвовать в ликвидации последствий катастроф; оказание санитарно-медицинской помощи; резерв продуктов питания и предметов первой необходимости (жилья, одежды, полевых кухонь и т. д.). Система предупреждения и готовности эффективна только в том случае, если работает на всех уровнях - от местного до регионального и международного. Отсутствие какого-либо звена в системе оповещения и готовности сводит к нулю усилия всех остальных звеньев.

Следуя новой стратегии, спасти людей и предотвратить огромные разрушения можно, если ввести достаточно продуманную систему прогноза и предупреждения, обеспечить готовность на всех уровнях, включая население, специалистов, ученых, государственных деятелей. Население и местные органы обязаны проводить превентивные мероприятия, точно соблюдать требования безопасности, быстро реагировать на любые предупреждения. Ученые, практики и специалисты должны вести разработки по рациональному использованию территорий и строительству устойчивых сооружений, осуществлять мониторинг и прогнозирование опасных явлений, оперативно информировать органы государственного и местного управления о грозящих катастрофах.

Задача государственных и политических деятелей сводится к инвестированию наиболее важных превентивных проектов, принятию решений о предупреждении населения и экстренных мерах по заблаговременной подготовке к ожидаемому удару стихии.


Информация о работе «Правовые нормативно-технические и организационные основы защиты населения и территорий в чрезвычайных экологических ситуациях»

Вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Основными задачами РСЧС являются: · разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; · осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций...

Жизни и здоровья работников в процессе· трудовой деятельности и в связи с ней. Охрана труда - это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-техни­ческие, санитарно-гигиенические, лечебно-профи­лактические, реабилитационные и иные мероприятия. Законодательство РФ об охране труда...

Кризиса, экологического бедствия производится в первую очередь за счет средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в результате хозяйственной и иной деятельности которых сложилась неблагоприятная экологическая ситуация, начали происходить устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, а также за счет средств республиканского и местных бюджетов и иных источников в соответствии...

Целевой Программы неотложных мер по улучшению состояния окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки и здоровья населения возлагаются на инициатора объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации, который осуществляет разработку проекта Программы совместно с местными природоохранительными и санитарно-эпидемиологическими органами управления и контроля, научно- ...

I. Работа над новым материалом.

Национальные интересы Российской Федерации – совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищённости и устойчивого развития личности, общества и государства.

Система обеспечения национальной безопасности – силы и средства обеспечения национальной безопасности.

Силы обеспечения национальной безопасности – Вооружённые Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации.

Средства обеспечения национальной безопасности – технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приёма информации о состоянии национальной безопасности и мерах по её укреплению.

В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» (утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. №537) указывается, что «в настоящее время Российская Федерация обладает достаточным потенциалом для того, чтобы рассчитывать на создание в среднесрочной перспективе условий для её закрепления в числе государств – лидеров в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда, повышения глобальной конкурентоспособности национального хозяйства, оборонного потенциала, уровня государственной и общественной безопасности».

Далее в Стратегии отмечается, что на обеспечение национальных интересов Российской Федерации негативное влияние будут оказывать вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий. Усилится глобальное информационное противоборство, возрастут угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам. Получат развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма. Обострятся мировая демографическая ситуация и проблемы окружающей природной среды, возрастут угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, с другими формами транснациональной организованной преступности. Вероятно распространение эпидемий, вызываемых новыми, неизвестными ранее вирусами. Более ощутимым станет дефицит пресной воды.



Внимание международной политики на долгосрочную перспективу будет сосредоточено на обладании источниками энергоресурсов, в том числе на Ближнем Востоке, на шельфе Баренцева моря и в Центральной Азии. Негативное воздействие на международную обстановку в среднесрочной перспективе будут по-прежнему оказывать ситуации в Ираке и Афганистане, конфликты на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной Азии и Африки, на Корейском полуострове.

Критическое состояние физической сохранности опасных материалов и объектов, особенно в странах с нестабильной внутриполитической ситуацией, а также не контролируемое государствами распространение обычных вооружений могут привести к обострению существующих и возникновению новых региональных и межгосударственных конфликтов.

Возможности поддержания глобальной и региональной стабильности существенно сузятся при размещении в Европе элементов глобальной системы противоракетной обороны Соединённых Штатов Америки.

На долгосрочную перспективу Российская Федерация будет стремиться выстраивать международные отношения на принципах международного права, обеспечения надёжной и равной безопасности государств.

Для защиты своих национальных интересов Россия, оставаясь в рамках международного права, будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений.



О других направлениях государственной политики по обеспечению национальной безопасности, изложенных в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.», см. в Приложении 2.

II. Приложение 2.

III. Выводы.

1) Стратегия является базовым документом по планированию развития систем обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в которой излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства.

2) Государственная политика в области национальной безопасности Российской Федерации призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, повышения конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.

IV. Вопросы.

1. Каково основное значение «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.»?

2. Что понимается под национальной безопасностью и угрозой национальной безопасности?

3. В чём заключаются национальные интересы Российской Федерации?

РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Понятие «безопасность» согласно этимологии этого слова обозначает «отсутствие опасности», т.е. отсутствие каких-либо угроз личности, обществу и государству. Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов страны от внутренних и внешних угроз. Значительным в оценке степени безопасности является то, как и кем определяются указанные интересы, насколько близко они связаны с гражданским обществом. При этом нужно исключительно подчеркнуть прямую связь интересов государства с удовлетворением вероятности прогрессивного становления личности и социума.

Можно выделить следующие условия, выполнение которых нужно для обеспечения общественной безопасности:

1) устойчивые, защищенные правом и надежно охраняемые границы;

2) стабильные, предсказуемые, основанные на праве и обычае отношения между основными субъектами государства;

3) устоявшийся, «нормальный» политический процесс, полагающий высокую степень законности и предсказуемости поведения политических субъектов, регулируемости неотвратимых конфликтов в рамках поддерживаемой законом и обычаем процедуры;

4) отсутствие либо достаточная слабость нелегально существующих сил, способных непредсказуемо вмешаться в политический процесс.

В механизме обеспечения безопасности решающая роль принадлежит государству и его органам. При этом в рассматриваемом механизме задействованы все ветви государственной власти. Впрочем, судебная власть стоит в нем в определенной мере особняком. Безусловно, суд - стержневой гарант прав человека, но как только систему безопасности, если это предусмотрено в законе, возглавляет президент, то из нее автоматически должен быть исключен суд. Этого требует правило распределения властей. Основной объем непосредственной деятельности по обеспечению безопасности ложится на исполнительную власть, в границах которой создаются и действуют государственные органы обеспечения безопасности.

Не только государство и его органы являются субъектами обеспечения безопасности, но и граждане, общественные и иные организации и объединения, которые владеют правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности. Государство же, со своей стороны, обеспечивает им правовую и социальную защиту в случае, если они оказывают содействие в обеспечении безопасности.

Деятельность любых субъектов обеспечения безопасности базируется на строгом соблюдении принципов законности; равновесия интересов личности, общества и государства; взаимной ответственности по обеспечению безопасности; интеграции с международными системами безопасности. Главнейшим же принципом является недопущение при обеспечении безопасности ограничения прав и свобод граждан, за исключением случаев, предусмотренных конституцией и соответствующими законами. При этом Закон «О безопасности» предусматривает определенные гарантии против неправомерного ограничения прав и свобод: право получать разъяснения по поводу ограничения прав и свобод от органов обеспечения безопасности; ответственность должностных лиц, превысивших свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности и др. Обеспечение безопасности государства базируется на отчетливом разграничении полномочий между органами, принадлежащими к разным ветвям власти, таким образом, что ни один орган государства (тем более негосударственный, партийный орган, как это было в прошлом) не имел бы законных оснований и возможности аккумулировать всю полноту власти в данной области в своих руках. Федеральный закон РФ от 28.12.2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (ред. от 28.12.2010) // Российская газета. 2010. 29 декабря.

В то же время функция по обеспечению безопасности - это по преимуществу функция исполнительной власти. Именно органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законов и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности. Они владеют нужными силами и средствами. Силы безопасности включают в себя вооруженные силы, органы внутренних дел, службы ликвидации последствий чрезвычайных обстановок, пограничные и внутренние войска, природоохранные органы и др.

Значимую роль в системе обеспечения безопасности в России играет Совет Безопасности Российской Федерации. Его правовой статус определяется Конституцией РФ, Законом РФ «О безопасности», указами Президента, другими нормативными правовыми актами.

Совет Безопасности является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, социума и государства от внутренних и внешних угроз, проведения государственной ядерной политики в области обеспечения безопасности.

Стержневой задачей Совета Безопасности является определение жизненно значимых интересов социума и государства, устранение внутренних и внешних угроз объектам безопасности и разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности Российской Федерации. Он готовит рекомендации Президенту по принятию оперативных решений, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, которые могут привести к значительным общественно-политическим, экономическим, военным, экологическим, другим последствиям, по организации их ликвидации.

Совет Безопасности возглавляет Президент РФ, являющийся его председателем. Члены Совета Безопасности назначаются им персонально. Совет Безопасности образует межведомственные комиссии - свои основные рабочие органы. В зависимости от возлагаемых на них задач они могут создаваться по функциональному либо, территориальному признаку на непрерывной либо временной основе. Комиссии возглавляют члены Совета Безопасности либо лица, уполномоченные Президентом. В соответствии с указами Президента образованы межведомственные комиссии: по защите прав граждан и социальной безопасности; борьбе с преступностью и коррупцией; по международной безопасности; по оборонной безопасности; по проблемам оборонно-промышленного комплекса; по федеральной конституционной безопасности; по информационной безопасности; по охране здоровья населения; по экологической безопасности. Президент Российской Федерации руководит в пределах своих конституционных полномочий органами и силами обеспечения национальной безопасности. Он санкционирует действия по обеспечению национальной безопасности в разных сферах. В соответствии с правом он формирует, реорганизует и упраздняет подчиненные органы и силы обеспечения национальной безопасности.

Правительство обеспечивает реализацию концепции национальной безопасности Российской Федерации, выполнение целевых федеральных программ, планов и директив в области обеспечения национальной безопасности.

Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают соблюдение права, выполнение решений Президента Российской Федерации и Правительства. С федеральными органами по вопросам национальной безопасности взаимодействуют органы государственной власти субъектов РФ. Они совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и иных организаций для оказания содействия в обеспечении национальной безопасности. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. - М.: Норма, 2007. С. 396.

Мои научные статьи

Актуализация роли государства в обеспечении национальной безопасности в условиях глобализации

Концепции или "проекты" мирового развития, эволюции цивилизаций, роли национальных государств, стратегии обеспечения национальной безопасности нашего времени не могут быть теоретически сконструированы вне процесса глобализации. Такое понимание значения глобализации в теории государства и права становится методологическим принципом. Поэтому при исследовании государства и права нами придается важное значение углубленному исследованию очередного этапа (ступени) глобализации и его признаков. Исследование генезиса многовекторной сетевой интеграции в мировой истории позволяет предположить, что истоки глобализации исторически берут свое начало в "неолитической революции", ставшей основой ее первого периода, для которого характерными были массовые военно-миграционные потоки и возникновение государств-поселений (полисов).

Схема 1.
Классификация признаков глобализации
1 блок: признаки, консолидированные интеграционными началами
2 блок: признаки, для которых характерно балансирование на угрозе
3 блок: признаки, интегрированные приоритетом
политических и демографических начал 4 блок: признаки, родственные по технологическому происхождению

Содержащие "вулканическую массу" вызовы глобализации вполне возможно развести по определенным блокам.
В первом блоке сосредотачиваются признаки, объединенные наиболее выраженными интеграционными началами. Например, экономическое, информационное и другие пространства.
Во второй блок включаются признаки, для которых характерно балансирование на определенной угрозе. Например, международный терроризм, угроза перерастания международного терроризма в государственный, демографической катастрофы и другие.
В третий блок объединяются признаки, консолидированные приоритетами политических целей и демократических начал. Например, усиление претензий ТНК на вытеснение государства с политической арены; системная связь между правовым и политическим нигилизмом; навязывание стандарта "мировой демократии" и другие.
Четвертый блок составляют признаки, родственные по технологическому происхождению: продолжающаяся индивидуализация и локализация личности в информационном пространстве; ускоренное развитие нанотехнологий и быстрое старение прежних технических моделей.

Итак, для убедительности обратимся к части матрицы позитивных и негативных свойств признаков современной ступени глобализации.

Схема 2.
1. Экономическая ускоренно расширяющаяся интеграция с уплотняющимся пространством.
Позитивные свойства:
мобилизация ресурсов для разрешения общечеловеческих проблем; мировое межотраслевое разделение труда; повышение мобильности капитала и квалифицированной рабочей силы; более свободное и целенаправленное перемещение товаров и трудовых ресурсов; расширение и углубление емкости товарных рынков в мире; формирование условий для выравнивания экономик большинства государств.
Негативные свойства:
неизбежность классификации стран по экономической состоятельности и перспективам на развитые, развивающиеся, обреченные на отставание, консервацию или отмирание; обострение цивилизационных противоречий; кризис занятости населения и его обострение в будущем; опасность демографического передела мира, кризиса государственных режимов.

2. Усиление роли информации, позволяющей называть современное мировое сообщество "цивилизацией информационного производства".
Позитивные свойства:
всплеск развития современных технологий, национальных и всемирной экономик; повышение уровня эффективности управления; адекватное реагирование его на раздражители различного масштаба и уровня; интернационализация информационных потоков и интересов, что ведет к осмыслению противоречий, решение которых не должно получить военное продолжение.
Негативные свойства:
уязвимость глобальных сетей от малых точечных криминальных усилий хакеров или иных источников; возможность широкомасштабной и многоцелевой информационной войны, последствия которой вполне сравнимы с термоядерной войной; возрастающая информационная зависимость государственного и муниципального управления, таящая опасность их кризиса.

3. Международный терроризм как характерное следствие глобализации.
Позитивные свойства:
признание всеобщей опасности для всех государств мира; консолидация мирового сообщества, осознание каждым себя как части целостной человеческой цивилизации; осознание несовместимости идеологии терроризма ни с моралью, ни с религией, ни с духовными ценностями любого человека, общества; мотивация ревизии ценностей критерием добра.
Негативные свойства:
опасность перерастания борьбы с международным терроризмом в тотальный всемирный террор криминальных политических коалиций и государств, чреватый пагубными последствиями для мирового сообщества, для каждого государства и его гражданина; усиление криминализации государственной и муниципальной власти; разрушающее разрастание правового нигилизма и коррупции.

4. Усиление претензий ТНК на вытеснение государствас политической арены.
Позитивные свойства:
ослабление тотального проникновения государства в сферы интересов гражданского общества и развитие местного самоуправления; понимание государством необходимости воздействия на экономику прежде всего правовыми методами, правовой и бюджетной политикой и экономическими методами; приоритет демократических правовых методов.
Негативные свойства:
возникновение противоречий, следствием которых становится противоборство ТНК и государства, ведущее либо к преждевременному уходу государства из отдельных сфер экономики и политики, либо к чрезмерной локализации свободы экономической деятельности граждан, что может привести к свертыванию демократии и развития гражданского общества, подмене экономических и правовых методов приказными.

5. Системная связь между правовым и политическим нигилизмом.
Позитивные свойства:
неизбежность качественного отбора политических элит на основе дезинтеграции и возникновения подлинных партий; усиление роли публичного права, активизация противоборства правовому и политическому нигилизму: активизация усилий и государства, и гражданского общества по правовому и политическому воспитанию населения, формированию демократической политической системы; обеспечения принципа верховенства права, конституции.
Негативные свойства:
усиление тенденции антагонизма противоречий между различными слоями общества, отдельными из них с государством; привнесение в деятельность политической системы неправовых (криминальных) технологий; отчуждение между самыми богатыми и самыми бедными; возрастание уровня недоверия большинства населения к власти, тотальная коррумпированность последней.

Таким образом, даже по "представительной" модели свойств глобализации достаточно явно прослеживается, что постиндустриальной ступени процесса глобализации и ее стадиям характерны конкретные признаки, детерминированные соответствующими условиями их возникновения и развития. Каждый признак глобализации имеет свои позитивные и негативные свойства, которые инициируют вызовы - массированное воздействие на государство, на его форму правления, государственное устройство и государственный режим. Не отвлекаясь на подробный анализ различных дефиниций о "национальной безопасности" , ограничимся констатацией нашей точки зрения по данному аспекту.

Содержанием современной национальной безопасности можно считать взаимосвязи политической системы, гражданского общества и личности, признаваемые ими ценности, защищаемые посредством адекватной реакции государства и взаимодействующих с ним акторов на нарастающие вызовы глобализации. Разумеется, внутренняя структура национальной безопасности знает дифференциацию на общественную, государственную, экологическую, экономическую, финансовую, информационную, демографическую и иные безопасности, которые в свою очередь могут делиться на внешнюю и внутреннюю.

Для того, чтобы лучше понять национальную безопасность, следует заметить, что наиболее сложными, ключевыми и приоритетными в условиях глобализации становятся взаимосвязи между национальной и международной безопасностями.

Схема 4.
Ожидаемые вызовы глобализации
1) новая волна кризиса экономики
2) опасность дестабилизации международной обстановки
3) возрастание опасности гуманитарной катастрофы
4) разрастание экологическойугрозы
5) усиление противоречий между государством и ТНК
6) устойчивая террористическая угроза
7) растущий разрыв между новыми званиями и умением их применения

Внимательный анализ матрицы свойств признаков глобализации с позиции ее методологической оценки позволяет предположить, что в будущем следует ожидать довольно жесткие вызовы, связанные с возможностью:
1) нового наката дестабилизации экономики и наступления её кризиса;
2) столкновения человечества, и конкретно Российской Федерации, с дестабилизацией международной обстановки и возрастанием числа локальных войн, угрозой масштабной войны между крупными региональными государствами;
3) нарастания опасности гуманитарной катастрофы из-за отвлечения средств государств-доноров на военные нужды;
4) увеличения масштабов экологической угрозы;
5) усиления противоречий между государством и ТНК, угрожающее вытеснением государства с политической арены или же свертыванием демократии;
6) растущая степень неуправляемости потока дифференцируемых в порядке геометрической прогрессии знаний, заметно усиливающих зависимость разрешения обостряющихся сложных противоречий от воли индивидуальных и коллективных негосударственных субъектов.

Схема 5.
Три направления самосохранения государства
1) с помощью жесткого авторитарного режима
2) развивая демократию, эволюцию ПГ и ГО
3) установив охлократический режим власти

С целью реализации своей позитивной роли в управлении в условиях нового миропорядка государством могут быть избраны, по крайней мере, три направления. Первое - самосохранение государства через его укрепление авторитарным режимом, т.е. усиление роли государства в политической системе общества в ущерб развитию гражданского общества и самоуправления, перспективам построения правового государства и ослабления всевластия чиновника. Второе - самосохранение через расширение демократических процессов, ускорение эволюции правового государства, развитие самоуправления. Данный путь самосохранения соответствует Конституции Российской Федерации, которая не утратила свой потенциал, сохраняя свою ценность и верховенство, подтверждая свое ценностное измерение в повседневной практике. Третье направление - установление названного еще Аристотелем режима власти - охлократии. Её мы уже проходили (1991-2000гг.), но с сожалением думается, что ее симптомы сохраняются. При определенной ситуации можно оказаться в положении отката к ней.

Наш народ отдал в своем выборе предпочтение второму пути. В этом направлении сердцевиной является демократическая эволюция политической системы страны. Последняя невозможна без наличия конкурентно способных партий. В противном случае возникает опасность застоя этого жизненно важного процесса, что необходимо учитывать, прежде всего, партии власти.

Даже основываясь на содержании данной статьи, мы можем констатировать: меняется не суверенитет, а методы и средства его защиты. Однако не все согласны с такой постановкой. Так, уважаемый нами М.Г.Делягин отмечает: "…несоответствие принципа суверенитета национального государства реальности, созданной Интернетом и технологиями формирования сознания, не вызывает сомнения" .

Хотят они или нет, сторонники десуверенизации и сетевого государства скатываются к теории анархизма. Анархисты, как известно, в центр своей теории ставили личность, счастье которой связано с гражданским обществом и самоуправлением. Разрушения государства они добивались, полагая, что оно способно лишь подавлять личность, превратив ее из человека как высшей социальной ценности в его функциональный придаток. Так, П.Кропоткин писал: "Одно из двух: или государство должно быть разрушено, и в таком случае новая жизнь возникает в тысяче центров на почве энергетической личной и групповой инициативы, на почве вольного соглашения. Или же государство раздавит личность и местную жизнь… Выбирайте сами!" .

На это можно ответить, что правовое государство выбирает гарантированное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, а не миссию ее "раздавливания". Более того, именно государству, в силу характера экономических отношений в будущем, при отсутствии самодостаточного гражданского общества наверняка придется взять на себя задачу распределения материальных благ по принципу "от каждого - по необходимости, каждому - по потребности". Ему же предстоит примирять, а если надо, то и усмирять разгулявшиеся в тысячах центров неуправляемые инициативы, инициируемые бесчисленными противоречиями между недопустимо разрозненными человеческими волевыми устремлениями, которые глобализация коренным образом пока не способна менять.

Для целей и задач управления федеративного государства в условиях глобализации особое звучание получает вопрос интеграционных связей. У центральной власти вполне самодостаточный механизм удержания субъекта не только в едином правовом пространстве, но и в надлежащей экономической и социально-политической готовности к общегосударственным позитивным результатам. Видимо, взаимоотношения между Федерацией и ее субъектами будут выстраиваться и развиваться с учетом того, что субъекты Российской Федерации, учитывая мировую практику, склонны сохранять свою индивидуальность и определенную свободу маневра, не претендуя на суверенитет (ч.1, 4 ст.5, ч.1. ст.65, ст.72, 73 Конституции РФ).

Многие ожидают от правового государства сотворения чуда. Об этой российской особенности уповать на чудесное явление и нежданную благость с сожалением писал еще Н.А.Бердяев: "Прямолинейная демократическая метафизика как будто бы не требует перевоспитания личного и национального, выработки характера, дисциплины, воли личной и общественной, внутренней духовной работы. На этой почве вырабатывалась мораль притязаний, обращенных к общественной среде, мораль ожиданий, что всякое богатство жизни придет извне". Однако следует помнить, что "устанавливаемые институты, издаваемые законы - лишь средства, с помощью которых руководство осуществляют люди (группы, общности людей)… Каков уровень его (народа) цивилизационной зрелости, таково в действительности общее состояние государства" . Конечно, из сказанного никак не вытекает очередное гегелевское - какую власть народ заслуживает, такую и имеет. "Россия - вперед" - это не девиз и не лозунг, а сигнал к действию каждому из нас. Но любая работа будет успешной и чудотворной только тогда, когда она сопряжена с реальной целью, соразмерными возможностями и конституционными устремлениями.

Решение наращиваемых и обостряемых глобализацией проблем стало невозможным без модернизации и реформирования государственного аппарата и всей громоздкой системы управления. На расширенном заседании Госсовета Российской Федерации 8 февраля 2008 года В.В.Путин, вовсе не ради весомости тирады, отметил, что "сегодняшний госаппарат является в значительной степени забюрократизированной, коррумпированной системой, не мотивированной на позитивные изменения, а тем более на динамичное развитие". В том же духе высказался в своем очередном Послании Федеральному Собранию Президент РФ Д.А.Медведев. Однако улучшения не должны проводиться в ущерб демократии, ибо современное технологическое общество не может развиваться в жестком авторитарном режиме. Для общества "информационного сжатия" характерен динамизм, генерируемый активной саморегуляцией его структурных звеньев (государств, партий, движений, политически активной личности, местного самоуправления, религиозных учреждений, гражданского общества и др.).

При определении стратегии международных отношений и национальной безопасности, форrмировании правового государства и гражданского общества Российская Федерация не может не учитывать накал соперничества отдельных держав за глобальное лидерство, сохранение доминирующего положения у игровой рулетки нового миропорядка, ставки которой - центры власти, экономические кризисы, нефть и газ, эталоны демократии и др.

Подобная мозаика, сложившаяся в мире отношений, отражающая следствия противоречий глобализации, не могут не насторожить государства и не побудить их к поиску прагматичных решений для обеспечения национальной безопасности.

Формой правления для России исторически сложилась смешанная республика при широких полномочиях президента. Монархические проекты не востребованы, хотя есть люди, увлеченные звучанием титулов. Главный титул в нашей стране - гражданин Российской Федерации. Размах задач и возрастание роли государства в управлении обществом не позволяет проигнорировать, что не только будет сохраняться, но и, видимо, продолжит усиливаться в нашей стране, например, тенденция тяготения (в конституционном демократическом русле) к президентской республике.

Определенные рациональные начала здесь имеют место. Исполнительная власть приобретает мощь и мобильность, исключаются неизбежное и незаметное дублирование между президентом и председателем правительства, их аппаратами и т.д. В этом случае целесообразно восстановление должности вице - президента. Эти изменения нисколько ущербно не затрагивают принципиальные положения Конституции РФ, а только укрепляют их. Возможно, потребуется расширение контрольных функций Федерального Собрания. До поглощения государственного управления гражданским обществом дело еще не скоро дойдет. Они находятся в стадии активного и длительно сотрудничества. К тому же, не следует забывать, что еще Гегель отмечал, что "…развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства" .

Разрабатывая стратегию обеспечения национальной безопасности, государство не может не учитывать те возможные вызовы, которые прогнозируются на основе анализа матрицы свойств глобализации. Если, например, обратиться к такому признаку глобализации как "единое всемирное информационное пространство", то основополагающие выводы будут сходны с теми, которые продуцировал признак "единое экономическое пространство".

Позитивным следствием данного признака является, например, интенсификация развития информационных технологий, инноваций, результаты которых активно внедряются в экономику и систему управления.

Негативными являются: опасность монополизации влияния определенного государства или группы государств на формирование всемирного правового пространства, уязвимость глобальных сетей точечными воздействиями различных криминальных источников, возможность широкомасштабной и целевой информационной войны.

Масштабность позитивных факторов, опираясь на которые необходимо мобилизовывать усилия для преодоления глобальных угроз, актуализирует роль государства. Только ему под силу решение задач такого масштаба. Об этом свидетельствуют и уроки Второй мировой войны, что к месту вспомнить в год 65-летия Победы в Великой Отечественной войне.

В очередной раз убеждаемся, что глобализация не "устраняет" государство, не трансформирует его в некое "сетевое государство" , а требует от него инновационных технологий и передовых методов управления, адаптированных к демократическому порядку, который немыслим без дисциплины, "в первую очередь дисциплины людей, составляющих государство" .

Более того, кто ратует за ассоциированное государство, тот в условиях глобализации вольно или невольно оберегает эмпирические ростки доктрины Алена Даллеса 1948 года, который в начале 50-х годов прошлого века возглавлял ЦРУ США. Называлась она, как теперь известно, "Цели США в войне с Россией". Напомним несколько строк из нее: "Человеческий мозг, сознание людей способно к изменению. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить… Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного народа…". Я верю в добрые намерения Барака Обамы, но я не верю, что в мире нет "даллесов", способных убирать неугодных им президентов, как это случилось когда-то с А.Линкольном, Д.Кеннеди.

У людей сегодня нет, а в перспективе и не предвидится, социального инструмента, кроме государства, способного эффективно решать вопросы предупреждения кризисов и организованного выхода из них, защищать людей от стихии и преступности, гарантировать им достойную жизнь, права и свободы.

Не представляются продуктивными в этих целях и идеи о наднациональных институтах и конституциях, способных сколько-либо создать дискомфорт суверенитету или территориальной целостности национального государства. Координирующие органы должны быть, но не надгосударственные, а межгосударственные. Наиболее надежным спасателем и защитником своих граждан выступает российское государство!

Для защиты интересов личности и общества эволюционно сформировалась социальная организация, высшей формой которой является государство и его институты. Социальная организация также включает организации граждан, в частности политические партии, общественные организации, которые защищают интересы отдельных слоев общества.

Государство в соответствии с действующим законодательством является основным субъектом обеспечения безопасности граждан. Свои функции в этой области государство осуществляет через совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной властей, прокуратуры, государственных, общественных и иных объединений, организаций и граждан. Таким образом, граждане, общественные и иные организации и объединения также являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ, законодательством и нормативными актами субъектов Федерации. Имеются также государственные организации, непосредственно обеспечивающие безопасность: контрольные и надзорные организации; организации, осуществляющие мониторинг, отдельных составляющих безопасности.

Существующий уровень научного осмысления обществом и осознания отдельными личностями опасностей, связанных с негативной динамикой ЧС природного, техногенного и социального характера, пока не соответствует их реальной значимости для безопасности личности, общества, государства и человечества. Это приводит к запаздыванию адекватной реакции общества, государства, мирового сообщества на возникающие угрозы, возрастанию в связи с этим всех видов ущербов и, как результат, кризисному развитию социально-экономических систем, деградации природной среды, ставит под угрозу устойчивое развитие отдельных государств и человечества в целом.

Также имеет место несоответствие существующей социальной организации общества постоянно изменяющемуся спектру опасностей и угроз. Поэтому необходимо научное осмысление места человека в современном мире, всего спектра опасностей и угроз для устойчивого развития человечества, обоснования направлений совершенствования социальной организации общества, приведения ее в соответствие со все новыми и новыми реалиями, в частности, ухудшением окружающей среды и возможностью глобального изменения климата, процессом экономической глобализации, учета их часто непредсказуемых последствий в интересах выработки рациональных управляющих воздействий, обеспечения устойчивого развития.

Роль государства в обеспечении техноприродной безопасности. В последние годы во всех развитых странах большое внимание уделяется теории национальной безопасности, разработке направлений и механизмов ее реализации в государственной политике, в том числе в части, касающейся техноприродной и экологической безопасности. В период «холодной» войны концепции национальной безопасности в большинстве государств, том числе в России и США, фокусировались главным образом на военной опасности и угрозах, связанных с понятием внешнего врага. В 70-х годах впервые встал вопрос о внесении существенных коррективов во взгляды на национальную безопасность. Причиной этому был глобальный энергетический кризис и связанное с этим рассмотрение в ООН вопросов охраны окружающей среды. Произошла определенная экологизация общественного сознания и международных отношений. Начиная с середины 70-х годов в основных развитых странах акцент, стали делать на виды безопасности, не относящиеся к сфере вооруженной борьбы. В настоящее время, в интегральное понятие национальной безопасности обычно включаются такие ее виды, как политическая, военная, экономическая, экологическая, информационная, террористическая и др.


Угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности, определяют содержание деятельности по обеспечению внешней и внутренней (в том числе природно-техногенной) безопасности. Так как основным субъектом обеспечения безопасности является государство, то состояние безопасности достигается проведением им единой государственной политики в данной области, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и самого государства.

Государство – это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом, выполнения своих функций, которые свести к двум основным:

· управленческо-обеспечительная (создание условий и правил для поддержания нормальной жизни и развития общества);

· охранительная (пресечение нарушений установленного порядка, воздействие на нарушителей, восстановление нарушенного состояния).



Просмотров