Объективное и субъективное право: характер соотношения. Общая теория права: учеб. пособие для вузов

Понятие права. Субъективное и объективное право.

В современной юридической науке термин «право» используется в нескольких подходах.

1) Нормативный подход:

Право – это система общеобязательных формально определенных норм, исходящих от гос.-ва, им регулируемых, и регулирующих общественные отношения.

2) Философский подход:

Право – это совокупность неотчуждаемых прав человека, принадлежащих ему от рождения.

3) Социологический подход:

Право – это, то что установлено самим обществом, гос-во только называет эти нормы.

Воплощение права в определенных юр-ких источниках носит название «объективное право» - это критерий (определитель) юридически дозволенного, правомерного и запрещенного, неправомерного поведения.

Объективное право – исходное понятие при рассмотрении и анализе всех правовых явлений. Оно определяет юр-кие возможности и др. субъектов общественных отношений.

Как объективное явление объективное право обладает качествами:

1) всеобщности (уст. общий для всех порядок);

2) общеобязательность (распространяет свое действие на всех субъектов, находящихся на территории данного гос-ва);

3) способность определять рамки юр-кой свободы участников общественных отношений;

4) стабилизатора общественных отношений, правопорядка в обществе и средством защиты правоотношений.

Право представляет собой единство объективного и субъективного.

Субъективное право – это конкретные права (правомочия), которые принадлежат каждому субъекту в отдельности (отдельный чел-к, объединение людей, класс, общество в целом). Субъективные права возникают на основе объективного права, т.е. норм права, закрепленных в законах и др. НПА.

Для субъективного права характерны:

1) совокупность наличных прав конкретного субъекта общественных отношений;

2) определение меры возможного и необходимого поведения субъекта;

3) возникновение в результате правоотношения как его содержания;

4) защита и охрана гос-м.

Между субъективным и объективным правом существует тесная связь: объективное право служит прочной опорой, фундаментом для появления субъективного права, а субъективное право есть результат реализации объективного права.

Принципы права: понятие и виды.

Принципы права – это основные, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора.

Принципы подразделяются на свойственные праву в целом:- общеправовые; - отраслевые; - межотраслевые.

К общеправовым относятся:

- п. справедливости (соразмерность труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание);- демократизм (право исходит от власти народа);- гуманизм (человечность, нет пыток, наказания);- юр-кое равенство всех перед законом и судом;- единство прав и обязанностей;- п. законности;- неотвратимость наказания.

К отраслевым относится: - свобода труда (в трудовом праве); - принцип индивидуализации наказания (в УП);- всеобщность защиты гр. прав (ГП);- презумпция невиновности (в УПП).

К межотраслевым относят: - принцип состязательности и гласности (в ГПП и УПП);- неотвратимость отв-ти (в ГП, УП, админ. праве);- равенство сторон (в ГП и Семейном праве).

К общеправовым относят такие принципы, как:

1) справедливость, которая означает соответствие между ролью лица в обществе и его социально-правовым положением; это соразмерность между деянием и воздаянием, между заслуженным поведением и поощрением, между преступлением и наказанием и т.п. Данный принцип в наибольшей мере выражает общесоциальную сущность права и поиск компромисса между участниками правоотношений, между гражданином и государством;

2) юридическое равенство граждан перед законом и судом, провозглашающее равный правовой статус всех субъектов и нашедший свое воплощение в ст. 19 Конституции РФ, которая устанавливает: "1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации";

3) гуманизм, означающий, что Конституция и законы должны закреплять права и свободы человека и гражданина, запрещать различные деяния, посягающие на человеческое достоинство. Об этом, в частности, сказано в ст. 21 Конституции РФ: "1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным и иным опытам";

4) демократизм, предполагающий, что в правовых нормах должны быть закреплены механизмы и институты представительного и непосредственного народовластия, с помощью которых граждане могут участвовать в управлении государственными и общественными делами, защищать свои права и свободы;

5) единство прав и обязанностей, которое выражается в органической связи и взаимообусловленности прав и обязанностей участников правоотношений - субъектов права, и означает, что нет и не может быть прав без обязанностей или обязанностей без прав; то или иное право может быть реальным только тогда, когда установлена соответствующая ему юридическая обязанность. Так, право гражданина на получение нужной ему информации реализуется через обязанность соответствующих структур предоставлять такую информацию. Вместе с тем законом оговорено, что, осуществляя свои права, личность не должна ущемлять прав и свобод иных субъектов;

6) федерализм, присущий только тем правовым системам, которые существуют в федеративных государствах. Он означает, что в данном обществе действуют две системы законодательства - общефедеральная и региональная;

7) законность - система требований общества и государства, состоящая в точной реализации норм права всеми и повсеместно. Этот принцип нашел свое отражение в ч. ч. 1 и 2 ст. 15 Конституции РФ: "Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы";

8) сочетание убеждения и принуждения - универсальные методы социального управления, которые свойственны различным регуляторам, особенно праву. К основным формам убеждения относятся: правовоспитательная работа, обсуждение законопроектов, обоснование в преамбулах нормативных актов целей и задач их принятия. Особенности принуждения: а) более жесткий метод воздействия права на субъектов; б) оно является второстепенным, применяемым после убеждения методом; в) осуществляется в особой процессуальной форме, установленной в праве; г) выступает не как самоцель, а как средство исправления и перевоспитания, т.е. включает в себя черты убеждения правонарушителей и других членов общества в необходимости выполнения правовых предписаний. Главная задача законодателя - установить оптимальное сочетание мер принуждения и убеждения в праве.

Функции права.

Функции права – это основные направления правового воздействия на общественные отношения в целях их упорядочения, урегулирования и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма.

В юр. литературе классифицируют функции на:

1) - внутренние и внешние.

Внутренние ф. права – это способы юр. воздействия на людей и общественные отношения, которые лежат в рамках самого права.

Внешние ф. права – находятся как бы за пределами самого права и характеризуют право как социальный регулятор. К внешним ф. относят общесоциальные. Среди них выделяют:

- культурно – историческую – право аккумулирует духовные ценности и достижения мировой культуры;

- воспитательную – направлена на воспитание правосознания и формирование правомерного поведения;

- социального контроля – удерживает от совершения неправомерных действий;

- информационно – регулирующую – информирует о возможности социально значимого поведения.

Специально юр. функции делятся на:

2) - регулятивную и охранительную.

Регулятивная ф . – вытекает из основного назначения права для жизни общества – упорядочить, регулировать общ-ые отношения, устанавливать позитивные правила поведения.

Регулятивная ф. делится на: статистическую и динамическую.

Охранительная ф. – направлена на охрану и защиту значимых общ-ых отношений и вытесняет нежелательных данному обществу отношений.

3) Выделяются также: компенсационную, ограничительную и восстановительную функции.

Компенсационная ф. – направлена на ограничение некоторых действий лиц, ущемляющих права других.

Ограничительная ф. – направлена на ограничение некоторых действий лиц, ущемляющих права других. Права и свободы могут быть ограничены законом в интересах защиты основ конст. строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов др. лиц и т.д.

Восстановительная ф. – направлена на восстановление нарушенного права, прежнего правового положения, возврат незаконно отобранного имущества, восстановление на работе и т.д.

Виды норм права.

Современное законодательство состоит из разнообразных по хар-ру и содержанию норм права. Выяснение их природы, места в правовом регулировании служит классификация норм права. Под классификацией понимается распределение изучаемых объектов по классам на основании определенных критериев:

1) В зависимости от предмета регулирования нормы подразделяются по отраслям (уг-но-правовые, административные, гражданско-правовые, трудовые и др.).

Отраслевые нормы делятся: на материальные и процессуальные нормы.

Материальные нормы – предназначены для воздействия на общ-ые отношения путем прямого регулирования этих отношений.

Процессуальные нормы – закрепляют проц-ые формы, необходимые для осуществления и защиты материального права.

2) По форме предписания или по методу правового регулирования нормы права делятся на : императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные.

Императивные нормы – это строгое обязательное предписания, не допускающие какого-либо отступления или иной трактовки (это нормы уголовного, административного права).

Диспозитивные нормы – предоставляют субъектам возможность выбора варианта поведения в пределах закона или урегулированного отношения по своему усмотрению, но в законных пределах (характерны для ГП, СП, Тр.П, Предприним.П, Межд. П и др.).

Поощрительные нормы – предписания о предоставлении гос-м опредленных мер поощрения за полезный вариант действий субъектов, одобряемый гос-м и обществом (гос. награды, льготы, присвоение почетных званий).

Рекомендательные нормы –они устанавливают вариант желательного с точки зрения гос-ва поведения, имея в виду проявление субъектами высокой отв-ти, инициативы с учетом местных условий, возможностей и средств.

3) По средствам, используемых для регулирования общ-ых отношений , нормы права делятся на: обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Обязывающие нормы –предписывают субъектам определенные действия (платить налоги и сборы, обязан сохранять природу и окруж. среду и т.п.).

Запрещающие нормы – или запреты, не разрешают совершение определенных действий (никто не может присваивать власть в РФ).

Управомочивающие нормы – представляют субъектам определенные права или возможности совершать положит-ые действия (права человека и гражданина на жизнь, на личную свободу, неприкосн-сть жилища и т.п.).

4)По выполняемым функциям делятся на: регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы – содержат предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений.

Охранительные нормы – направлены на защиту правопорядка, прав и свобод человека, предусматривают меры наказания или иного юр. воздействия на правонарушителя.

5) По времени действия делятся на: постоянные и временные.

Постоянные нормы – применяются без определения срока действия, т.е. до отмены их другим актом.

Временные нормы – т.е. заключительные и переходные положения.

6) По кругу лиц, на которых распространяется действие норм , делятся на: общие и специальные .

Общие нормы – распространяются на всех, кто находится на территории данного гос-ва.

Специальные нормы – только на определенный круг лиц (военнослужащих, учащихся, пенсионеров, работников района Крайнего Севера и др.)

7) Выделяют также локальные нормы – принимаются на отдельных предприятиях, в организациях, фирмах и т.п. и действуют только в пределах данной организации (правила внутреннего распорядка и др.).

8) Самостоятельная разновидность специализированные нормы:компенсационные, коллизионные нормы.

Компенсационные нормы – регулируют общественные отношения, связанные с возмещением ущерба и др. потерь направленных на защиту граждан и их законных интересов.

Коллизионные нормы – предназначены разрешать столкновения между различными нормами, которые по разному регулируют одни и те же общественные отношения.

Соотношение права и закона.

Проблема соотношения права и закона родилась практически одновременно с правом, ставилась еще в древние времена (Демокрит, софисты, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, Цицерон, римские юристы ) и до сих пор остается центральной в правопонимании.
В контексте данной проблемы под «законом» следует понимать не закон в строгом, специальном смысле (как акт верховной власти и источник высшей юридической силы ), а все официальные источники юридических норм (законы, указы, постановления, юридические прецеденты, санкционированные обычаи и др. ).
Концепций, связанных с различением права и закона, существует множество. Однако можно обозначить два принципиальных подхода:
а) право есть творение государственной власти и правом следует считать все официальные источники норм независимо от их содержания;
б) закон, даже принятый надлежащим субъектом и в надлежащей процедурной форме, может не иметь правового содержания, быть неправовым законом и выражать политический произвол.
Приверженцем первого подхода у нас в России был, в частности, известный правовед и теоретик права Габриель Феликсович Шершеневич, который считал государственную власть источником всех норм права.
Современный исследователь этой проблемы проф. B. C. Нерсесянц утверждает, что правом можно считать только правовой закон. «Нормы действующего законодательства (»позитивного права" ), - пишет он, - являются собственно правовыми (по своей сути и понятию ) лишь в той мере и постольку, поскольку в них присутствует, нормативно выражен и действует принцип формального равенства и формальной свободы индивидов". В разрешении этой сложной проблемы нужно исходить, с одной стороны, из общего соотношения и взаимодействия общества, права и государства, а с другой - из общефилософских закономерностей связи формы и содержания.
Признано, что право и государство являются самостоятельными (в том смысле, что не государство порождает право ) продуктами, результатами общественного развития. В такой же степени независимы от государства и современные процессы правообразования: они идут в недрах общественного организма, проявляют себя в виде устойчивых, повторяющихся социальных отношений и актов поведения, формируются как правовые притязания общества и фиксируются общественным сознанием. А уже дело государства - выявить эти притязания и, основываясь на началах справедливости, возвести их в закон, то есть оформить в официальных источниках как общеобязательные правила поведения. Таким образом, получается, что право как единство содержания и формы складывается в результате взаимодействия общества и государства: содержание права (сами правила поведения, информационная сторона права ) создается объективно, под воздействием социальных процессов, а форму праву придает государство.
При различении права и закона обращают внимание на одну сторону проблемы - на возможность неправового содержания у правовой формы (закона ). Однако правомерен и другой вопрос: а может ли вообще право существовать вне какой-либо формы объективирования? На этот вопрос следует ответить отрицательно: не может быть права до и вне своей формы (закона ). Ведь то, что называют «естественным правом», на самом деле представляет собой естественно-социальные начала, которые должны определять содержание юридических предписаний, а правом в собственном смысле (с точки зрения современных представлений о свойствах права ) не является. Тем более что, как справедливо замечает проф. B. C. Нерсесянц, различение естественного права и позитивного права - лишь одна из многих возможных версий соотношения права и закона. В настоящее время суть проблемы различения права и закона состоит не в противопоставлении естественного права позитивному, а в установлении соответствия между содержанием и формой самого позитивного права.
С этих позиций можно наметить пункты, из которых следует исходить в характеристике соотношения права и закона:
1. Право и закон следует различать. Закон (официальные источники норм ) - это форма выражения, объективирования права вовне, а право -единство этой формы и содержания (правил поведения ).
2. Не может быть права до и вне закона (своей формы ). Форма - способ жизни права, его существования. Как замечает проф. Мушинский: «Все современные системы права одеты в мундир законодательства».
3. Закон может иметь неправовое содержание, быть, с этой точки зрения, пустой, бессодержательной формой - «неправовым законом». (Правовое содержание у закона или неправовое - это определяется как на основе общих естественно-правовых начал, так и исходя из конкретно-исторических условий существования данного общества. )
Такой подход отвечает и общим законам связи формы и содержания явлений. Так, может иметь место бессодержательная форма (бессодержательна она, конечно, в строго заданном отношении: «какое-то» содержание у нее все равно есть ), но не может быть содержания вне какой-либо формы. Например, можно имитировать из бумаги форму стула, которая внешне будет очень на него похожа. Однако с точки зрения самого предназначения, функций стула, эта конструкция будет абсолютно бессодержательна: стулом она является лишь по форме. С другой стороны, не удастся использовать в качестве стула то, что вообще не имеет никакой формы.

Понятие и виды НПА в РФ.

НПА – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего хар-ра и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение.

НПА – это акт правотворческих органов гос-ва, который содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письменной форме и состоит в отношениях подчиненности с другими актами. (Морозова)

Для НПА характерны след. признаки:

1) письменная форма;

3) исходят от гос-ва: гос-ых органов и должностных лиц, наделенных правом принимать нормы права, изменять или дополнять их;

4) принимаются в особом порядке, называемом «правотворческий процесс»;

5) иерархическая подчиненность актов.

По юр. силе все НА подразделяются на 2 большие группы: законы и подзаконные акты.

Виды законов:

1)Конституция (закон законов) - основополагающий, учредительный политический правовой акт;

2) ФКЗ – принимаются по вопросам, предусмотренным и связанным с Конституцией;

3) ФЗ – это акты текущего законодательства, посвященные соц-но-эк-кой, политической и духовной жизни общества;

4) Законы субъектов федерации – издаются их представительными органами и распространяются только на соотв-щую территорию.

Виды подзаконных актов:

1) указы и распоряжения Президента РФ;

2) постановления и распоряжения Правительства РФ;

3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, гос-ых комитетов;

4) решения и постановления местных органов гос. власти;

5) решения, распоряжения, постановления местных органов гос. управления;

6) НА муниципальных (негос-ых) органов;

7) Локальные НА – это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, организации (правила внутреннего трудового распорядка).

В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все НА делятся на:

НА гос. органов;

НА иных соц-х структур (муниц-х органов, профсоюзов, АОи т.д.);

НА совместного хар-ра (гос-х органов и соц-х структур);

НА принятые на референдуме.

В зависимости от сферы действия НА делятся на:

- общефедеральные; - НА субъектов РФ; - НА ОМС;

- локальные НА.

В зависимости от срока действия НА делятся на:

- НА неопределенно – длительного действия; - временные НА.

Черты системы права

:- ее первичным элементом выступают нормы права, которые объединяются в более крупные образования – институты, подотрасли, отрасли;

Ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придает ей целостность и единство;

Она обусловлена социально-эк-ими, политическими, национальными, религиозными, культурными, историческими факторами;

Имеет объективный хар-р, ибо зависит от объективно существующих общественных отношений и не может создаваться по чисто субъективному усмотрению людей.

Понятие «система права» не следует отождествлять с понятием «правовая система». Последнее шире по своему объему и включает в себя помимо системы права юр. практику и господствующую правовую идеологию. Таким образом, правовая система и система права соотносятся как целое и часть.

Виды критериев распределения норм права по отраслям права:

а) предмет правового регулирования;б) метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования - это вид качественно однородных общественных отношений, которые урегулированы правом.

Метод правового регулирования - это совокупность способов, приёмов, средств воздействия права на общественные отношения. Иными словами, метод правового регулирования представляет собой определённую совокупность юридического инструментария, посредством которого государство так или иначе воздействует на волевое поведение субъектов социального общения (участников общественных отношений). Основу метода правового регулирования составляют т. н. способы правового регулирования.

Среди способов правового регулирования различают:

а) обязывание;б) дозволение;в) запрещение.

При регулировании общественных отношений возможно различное соотношение применяемых способов. Например, в административном праве доминирует использование Законодателем обязывания в качестве способа правового регулирования, в уголовном праве - запрещения.

К конкретным методам правового регулирования, т. е. применяемым в тех или иных отраслях права обычно относят методы: императивный (метод властного приказа, как правило выраженного в виде нормы-запрета), диспозитивный (представляет возможность выбора в рамках закона того или иного варианта поведения), поощрительный (направлен на стимулирование определённых форм правомерного поведения), рекомендательный (субъектам права рекомендуются определённые формы поведения).

Объекты правоотношения.

Объект-это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу

чего они вступают в юр. связи. 2 подхода к пониманию понятия «объект»: 1)объектом могут

выступать только действия субъектов, именно действия, поступки людей подвергаются регулированию юр. нормами. Отсюда у всех правоотношений единый, общий объект (монистический). 2)объекты весьма разнообразны (плюралистический подход) и могут быть: а) материальные блага (вещи, ценности); б) нематериальные блага(жизнь, здоровье и др.) 3)продукция духовного творчества (произведения искусства, музыки и др.);4) результаты действий участников(подряд на строительство, договор на перевозки и др.) 5) ценные бумаги и документы (деньги, акции, дипломы и т. д.) Второго подхода придерживается большинство учёных. Как многообразен мир, так многообразны и объекты правоотношений. Объект правоотношений влияет на содержание конкретного субъективного права(возможность чем-то владеть, пользоваться, распоряжаться), юр. обязанностей (обеспечивает осуществление права, т.е.нормальное функционирование правового отношения).

Субъекты правоотношения.

Субъекты правоотношений его участники, имеющие субъективные права и обязанности. Это физ. лица, организации (или коллективные субъекты), гос-во 9или органы гос-ва), а также социальные общности – народ, нации, население.

Субъект правоотношения должен обладать правосубъектностью, т.е. способностью быть субъектом права. Это относится как к физ. так и юр. лицам.

Применительно к физ. лицам различают 3 элемента правосубъектности: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Правоспособность – это способность лица иметь в силу норм права субъективные права и юр. обязанности.

Возникает с рождения и прекращается с его смертью.

Дееспособность – это способность индивида своими действиями осуществлять права и выполнять обязанности. Д. связана с возрастными и психическими свойствами человека и зависит от них. В полном объеме наступает с совершеннолетия, а до это человек обладает ограниченной дееспособностью (частичной).

Дети и душевнобольные полностью недееспособны.

Недееспособное лицо - лицо, вследствие болезни или слабоумия не может понимать значения своих действий и руководить ими.

Деликтоспособность – это способность лица нести юр. отв-ть за совершенное правонарушение. Наступает с разного возраста в зависимости от вида юр. отв-ти. Например, административная отв-ть - наступает с 16 лет, полная гражданско-правовая отв-ть – с 18 лет, уг. отв-ть – с 16 лет, а по отдельным преступлениям – с 14 лет.

У юр. лица все 3 элемента правосубъектности возникают одновременно с момента регистрации данной организации в качестве юр. лица.

Из определения, данного в начале статьи, следует, что материальное содержание всякого правоотношения составляет то общественное отношение, которое им закрепляется. Другими словами это «то фактическое поведение (действие и бездействие), которое управомоченный может, а правообязанный должен совершить»

Материальное содержание правоотношения складывается из

«дозволенного поведения управомоченного и должного поведения правообязанного»

Правоотношение как правовое явление обладает и своим особым юридическим содержанием, которое воплощается в субъективных правах и обязанностях его участников. Иоффе обосновывает это следующим образом:

«Во-первых, юридическое содержание норм права представлено сформулированными в них общими правилами поведения, которые в правоотношении приобретают значение конкретных правил, адресованных его участникам. Но желательное и должное поведение участников правоотношения фиксируется в их субъективных правах и обязанностях.

Во-вторых, специфика того или иного явления, отучающая его от других, смежных явлений, заключается в его содержании. Но специфика правового отношения в том и состоит, что его участники выступают в качестве носителей прав и обязанностей.

В-третьих, содержание всякого явления должно сопутствовать ему от момента его возникновения до момента его исчезновения. Допустив противное, мы пришли бы к нелепому выводу о возможности существования бессодержательных явлений. Но именно права и обязанности его субъектов сопутствуют правоотношению непрерывно, а их изменение или прекращение влечет за собой изменение или прекращение самого правоотношения».

Разграничение в правоотношении юридического и материального содержаний позволяет понять механизм воздействий прав на общественную жизнь.

Точнее было бы рассматривать материальное и юридическое в содержании правоотношения как его (содержания) «элементы» или «стороны». Кроме того, то, что называется материальным и юридическим содержанием, с философских позиций само связано как форма и содержание (юридическая форма фактического общественного отношения, его материального содержания). Понятие «юридическое содержание» правоотношения, строго говоря, означает содержание юридической формы.

Составляющие юридического содержания правоотношений - его субъективные права (правомочия) и юридические обязанности.

Субъективные права и обязанности неразрывно связаны друг с другом. Они возникают одновременно, однако в дальнейшем содержание правоотношения может меняться: у участников правоотношения могут появиться новые права и обязанности.

В подавляющем большинстве правоотношений каждый из участников одновременно имеет права и несет обязанности. Однако в некоторых правоотношениях у управомоченного лица есть только субъективное право, а у обязанного лица - только субъективная обязанность.

Виды правонарушений.

Правонарушение - это общественно вредное виновное деяние дееспособного субъекта, противоречащее требованиям правовых норм.

Правонарушения, как и акты правомерного поведения, весьма разнообразны. Они различаются по степени общественной вредности, продолжительности совершения, субъектам, сфере нарушаемого законодательства, объектам посягательств и т. д.

По характеру и степени социальной вредности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Преступления - общественно опасные уголовно наказуемые деяния. Общественная опасность - это явная опасность деяния для общества, для наиболее существенных интересов государства, личности. Признавая вредоносность, антисоциальный характер иных правонарушений (проступков), следует помнить, что вред, причиненный ими, не достигает уровня общественной опасности. Это обстоятельство должен учитывать законодатель, безусловный долг которого «не превращать в преступление то, что имеет характер проступка»

К административным проступкам относятся деяния, наносящие ущерб отношениям, складывающимся в сфере государственного управления.

Гражданско-правовые правонарушения (деликты) в отличие от преступлений и административных правонарушений не имеют четко закрепленной в законодательстве дефиниции.

Под дисциплинарным проступком понимается противоправное виновное неисполнение рабочим или служащим своих трудовых обязанностей, нарушающее правила внутреннего трудового распорядка.

Законность и правопорядок.

Законность - это строгое и неуклонное исполнение всеми субъектами права действующего законодательства.

В настоящее время законность трактуется в 3-х аспектах:

1)принцип гос-но-правовой жизни , что означает закрепление законности в качестве основополагающего общеправового начала жизни общества;

2) метод гос-го руководства обществом , предполагающий, что гос-во осуществляет свои функции правовыми средствами и в правовых формах;

3) режим жизни общества предполагает обеспечение реального верховенства права в жизни общества, правового закона, установление правовых отношений между гос. властью и личностью.

Принципы законности:

1) П. единства законности - предполагает единую направленность законности в области и правотворчества, и правореализации на всей территории страны.

2) П. всеобщности – означает, что ее требования должны быть обращены ко всем в равной степени.

3) П. реальности – выражается в цели законности – достижение фактического осуществления в поведении и действиях требований правовых форм.

4) П. целесообразности – вытекает из ценности права для жизни общества как средства обеспечения организованности и порядка.

5) П. гарантированности – означает, что прочная законность невозможна в стране без действенных, эффективных механизмов ее обеспечения.

6) П. неотвратимости юр-кой отв-ти – характеризует юр. сторону законности. Суть составляет своевременное раскрытие любого правонарушения и назначение виновному адекватного наказания или иной меры воздействия.

7) П. взаимосвязи законности и культуры – проявляется в том, что законность не может функционировать без опоры на человеческие знания, опыт, общий кругозор, без осознания необходимости соблюдать законы, руководствоваться ими в повседневной жизни.

Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве и законности.

Правопорядок – это основанная на праве и сложившаяся в результате осуществления принципов законности такая упорядоченность общественных отношений, которая выражается в правомерном поведении их участников.

Правопорядок – есть порядок основанный на праве.

Общественный порядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, которые достигаются с помощью не только правовых норм и их соблюдения (законности), но и других социальных норм и их соблюдения (дисциплины).

Различия между правопорядком и общ-ым порядком заключаются в следующем:

1) Они не совпадают по своему происхождению, эволюции ; если ОП - возникает вместе с возникновением и становлением человеческого общества, то П - зарождается гораздо позже, а именно когда возникают публичная власть, право, законы; он – атрибут гос-ва;

2) у них разная нормативная основа ; П- базируется на праве и явл. результатом его реализации, ОП - есть следствие соблюдения не только правовых, но и всех иных социальных норм общества;

3) они по разному обеспечиваются; П- опирается на аппарат принуждения, ОП – на силу общ-го мнения, меры негос-го воздействия;

4) при нарушении П и ОП возникают разные последствия ; при нарушении П – юр. санкции, ОП – меры морального хар-ра;

5) П и ОП не тождественны по своему объему, содержанию, элементарному составу; ОП – шире П.

Классификации власти:

1) с точки зрения социального уровня различают власть:

- в масштабе всего общества;

- внутри коллектива (организации);

Право — весьма сложное и многогранное явление. От правильного понимания права зависят и правопорядок в обществе, и уровень правовой культуры населения, и повседневное отношение людей к государству, предписаниям, кᴏᴛᴏᴩые от него исходят.

Различают право объективное и субъективное (рис. 1.1)

Объективное право существует как явление, практически не зависящее от воли конкретного субъекта. Объективное право — регулятор общественных отношений, оно формируется постепенно. Люди в ϲʙᴏей жизни вступают в многочисленные отношения, ɥᴛᴏбы удовлетворить разнообразные потребности — в товарах, услугах, в создании семьи, в трудовой деятельности и т.п. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с данным со временем формируются нормы, устоявшиеся правила поведения, кᴏᴛᴏᴩые становятся нормами права. По϶ᴛᴏму к такому понятию права применяют термин «объективное».

Субъективное право представляет собой притязания субъекта на возможное поведение (право на образование, право участвовать в выборах органов государственной власти и т.д.); ϶ᴛᴏ право принадлежит отдельному субъекту, его использование зависит от его воли, именно по϶ᴛᴏму оно именуется субъективным. Право в субъективном смысле — ϶ᴛᴏ право на что-то, на какие-либо действия, например право на труд, право на образование, право покупателя по договору купли-продажи требовать передачи оплаченного товара. При ϶ᴛᴏм субъективное право закрепляется в тех самых нормах, совокупность кᴏᴛᴏᴩых образует право объективное.

Рисунок № 1.1. Значения понятия «право»

Право в субъективном смысле достаточно конкретно: право на действия (или бездействие) предполагает более или менее точное определение того, что субъект может делать. Необходимо также добавить, что субъективное право может быть использовано в рамках тех общественных отношений, по кᴏᴛᴏᴩым государство устанавливает общеобязательные правила поведения (в правоотношениях) По϶ᴛᴏму в науке принято определять субъективное право как вид и меру возможного поведения участника правоотношения.

Различают также позитивное право, исходящее от государства, и естественное, принадлежащее человеку от рождения.

Право может пониматься в неюридическом смысле (моральное право, корпоративное право как притязания, вытекающие ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно из норм морали, а также корпоративных норм, т.е. действующих в общественных организациях), однако ϶ᴛᴏ значение нами затрагиваться более не будет.

Объективное право (право в объективном смысле) выступает как система формально-определенных, общеобязательных и обеспеченных государственным принуждением норм, установленных или санкционированных государством для регулирования общественных отношений. Указанное определение демонстрирует нормативный подход к праву (право как система норм)

Установление норм государством означает, что наибольшая их часть принимается компетентными государственными органами (законодательными, исполнительными)

Санкционирование норм предполагает, что государственный орган, принимающий нормативный акт, содержащий нормы права, отсылает тех лиц, кᴏᴛᴏᴩым он адресуется, к нормам обычаев. Такой обычай тем самым приобретает силу правового обычая и становится правовой нормой. К примеру, эта ситуация может наблюдаться в области перевозок морским транспортом, в сфере банковской деятельности.

Право в объективном смысле обладает рядом признаков:

  • особая нормативность — состоит по сути в том, что право пробудет вовне как система официально признаваемых и действующих в государстве юридических норм — правил поведения. Эти нормы содержатся в нормативных актах — законах, подзаконных актах, а также некᴏᴛᴏᴩых других источниках права;
  • формальная определенность — четкость, стабильность, кᴏᴛᴏᴩые пробудут в представительно-обязывающем характере правовых норм (когда норма содержит субъективное право одного субъекта и противостоящую ему обязанность другого субъекта), в особой структуре правовой нормы, в четком выражении смысла правил поведения, установленных или санкционируемых государством;
  • государственно-волевой характер права — право выражает государственную волю общества, кᴏᴛᴏᴩая обусловлена разными условиями (экономическими, духовными, национальными, религиозными и т.д.) его жизни. Государственная воля соединяет различные интересы, притязания социальных групп, слоев населения, не зависит от воли отдельных лиц и их объединений, пробудет в устанавливаемых или санкционируемых государством общеобязательных правилах поведения. Волевой характер права пробудет и в том, что для возникновения, изменения или прекращения правоотношения крайне важно волеизъявление правосубъектного лица;
  • системность — взаимосвязанность, целостность и единство действующих правовых норм; при ϶ᴛᴏм содержание вновь появляющейся нормы должно учитывать содержание других норм;
  • властно-регулятивный характер — право призвано регулировать, упорядочивать, властно воздействовать на поведение участников общественных отношений; регулирование поведения происходит на базе государственной воли;
  • обеспеченность со стороны государства — право, кᴏᴛᴏᴩое устанавливается или санкционируется государством, поддерживается его принудительной силой. В случае нарушения требований норм к лицу, допустившему отклонение, применяются государственно-принудительные меры;
  • общеобязательность — требования правовых норм обязательны для всех лиц, кᴏᴛᴏᴩые находятся на территории, подпадающей под юрисдикцию данного государства (исключение могут составить некᴏᴛᴏᴩые работники посольств, консульств иностранных государств);
  • связь с государством — именно государство устанавливает, санкционирует правовые нормы, поддерживает их соблюдение через возможность применения государственного принуждения; в то же время само право регулирует деятельность государства в лице государственных органов, государственных служащих.

Понятие права в объективном и субъективном смыслах

Сложность правопонимания во многом объясняется тем, что категория права используется для обозначения хотя и родственных, но различных явлений общественной жизни. Ею обозначаются как самостоятельный юридический вид социальных регуляторов, так и субъективные притязания личности, предусмотренные различными видами социальных норм (юридических, моральных, политических и т. д.)

При ϶ᴛᴏм юридическая наука занимается исследованием права как системы юридических норм, выраженных в законодательстве, кᴏᴛᴏᴩое получило наименование объективного права, и права как юридического притязания конкретного субъекта, кᴏᴛᴏᴩое получило наименование субъективного права.

Деление права на объективное и субъективное не случайно. Стоит заметить, что оно используется лля отражения различного социального назначения и функциональной связи двух родственных, взаимодополняющих, но несовпадающих правовых явлений.

Право как система норм обусловлено объективными закономерностями общественного развития, особенностями национальной культуры, религии и иными обстоятельствами. По϶ᴛᴏму оно существует независимо от воли и желания отдельных лиц и коллективов, принадлежит всему обществу, отражая баланс интересов его представителей. Появившийся на свет человек сталкивается с уже сложившейся системой норм, кᴏᴛᴏᴩые он должен соблюдать. Даже законодатель, принимающий или изменяющий отдельные юридические акты, не в состоянии изменить исторически сложившуюся систему права.

Право в объективном смысле обладает качествами всеобщности и общеобязательности. Материал опубликован на http://сайт
Стоит заметить, что оно закрепляет границы юридической ϲʙᴏбоды в типичных социально значимых отношениях и на ϶ᴛᴏй основе обеспечивает устойчивость и эффективность развития общества в целом. Причем границы ϶ᴛᴏй ϲʙᴏбоды устанавливаются не только с помощью субъективных прав, но и юридических обязанностей.

Право в субъективном смысле (субъективное право) представляет собой вид и меру юридически возможного поведения конкретного субъекта. Стоит заметить, что оно зависит от его пожеланий и возможностей. Складываясь в определенную систему, субъективные права определяют вариант возможного поведения в конкретной жизненной ситуации.

Между данными двумя представлениями о праве существует тесная взаимосвязь. Объективное право как система абстрактных типичных норм не может быть реализовано без субъективного права, кᴏᴛᴏᴩое детализирует и конкретизирует его применительно к конкретному субъекту, оказавшемуся в конкретной жизненной ситуации. Субъективное право возникает на базе объективного. При этом было бы неверным утверждать, что все без исключения субъективные права предусмотрены объективным правом. В связи с данным достаточно вспомнить теорию естественного права.

Действующее законодательство не в состоянии предусмотреть все возможные варианты поведения человека, урегулировать все жизненные ситуации. Да в ϶ᴛᴏм и нет необходимости.

В демократически организованном обществе действует принцип, согласно кᴏᴛᴏᴩому «все, что не запрещено законом, дозволено». Стоит заметить, что он имеет определенные ограничения, отражающие уровень цивилизованности государства и ϲʙᴏеобразие правового положения отдельных субъектов (например, должностные лица вправе делать исключительно то, что входит в их компетенцию) При этом в целом ϶ᴛᴏт принцип верно демонстрирует характер взаимоотношений государства и личности. Личность должна быть относительно ϲʙᴏбодной, иметь возможность проявить разумную инициативу и предприимчивость, составляющие основу социального прогресса. При всем этом не следует забывать, что субъективное право не будет самопровозглашенным. Стоит заметить, что оно разрешено государством (в пределах, не допускающих нарушение прав других лиц и общества в целом) и потому обладает юридической природой, находится под его защитой.

Структура объективного и субъективного права

Понятие права как система юридических норм понимается как право объективное, поскольку нормы права:

  • создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Здесь следует оговориться, что право в определенной мере зависит от индивида, поскольку он в некᴏᴛᴏᴩой степени, пусть косвенно, но участвует в формировании норм права (например, путем выборов депутатов законодательного органа), а в отдельных случаях он непосредственно, наряду с другими, вырабатывает их, например при проведении референдума или в качестве члена законодательного органа. Вместе с тем нужно отметить, что нормы права должны отражать объективную реальность и в ϶ᴛᴏм аспекте они будут объективными;
  • отделены от конкретных индивидов (выражены в нормативных актах и других источниках права);
  • касаются неопределенного круга лиц.

Не стоит забывать, что важно будет сказать, ɥᴛᴏ данный смысл (объективное право) вкладывается в термин «право» и в словосочетания «российское право», трудовое право», «изобретательское право», «международное право» и т. д. Отметим, что термин «право» в подобных случаях не имеет множественного числа. В случае если термин «право» употребляется без оговорок, то под ним всегда подразумевается право в объективном смысле, т. е. система юридических норм.

Таким образом, право в объективном смысле — система юридических норм, выраженных (объективированных) в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих нормативных актах (законах, указах, кодексах, конституциях) и других источниках права и не зависящих от каждого отдельного индивида.

Вместе с тем в разряд объективного права могут входить и нормы, кᴏᴛᴏᴩые не закреплены в позитивном праве. Речь идет о естественных правах, кᴏᴛᴏᴩые, как отмечаюсь ранее, действуют вне зависимости от того, признал их официально законодатель или пет.

В правовой науке и юридической практике используется понятие субъективное право.

Субъективное право субъективно в том смысле, что оно, во- первых, связано с субъектом, принадлежит ему; а во-вторых, зависит от его воли и сознания.

Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество; организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и общественной жизни. Во всех данных случаях идет речь о праве в субъективном смысле, т. е. о праве, принадлежащем отдельному лицу — субъекту права. Право в субъективном смысле составляет система прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина, закрепленных в действующем законодательстве, а также присущих индивиду от рождения.

Иначе говоря, субъективное право понимается как предусмотренная нормами права (объективным правом) мера возможного или дозволенного поведения индивида.

Не стоит забывать, что важно подчеркнуть, что субъективное право, возникая на базе объективного права, принадлежит конкретному субъекту, гарантируется государством и при необходимости защищается силой государственного принуждения.

Структура субъективного права

Субъективное право как мера возможного или дозволенного поведения состоит из нескольких элементов-правомочий, кᴏᴛᴏᴩые в совокупности составляют структуру субъективного права.

Имеются различные подходы к количеству и характеристикам таких правомочий. Важно знать, что большинство авторов (В.К. Бабаев, В.В.Лазарев, В.Н. Хроианюк, С.Н. Братусь и др.) выделяют два-три правомочия.

При этом более точной представляется позиция Н.И. Матузова, кᴏᴛᴏᴩый в структуру субъективного права включает четыре правомочия, выражающихся в возможности:

  • действовать , т. е в праве на собственное поведение управо- моченного лица (право-поведение);
  • требовать , т. е в праве на должное поведение со стороны других лиц (право-требование)-,
  • пользоваться определенным социальным благом , т. е в праве удовлетворять ϲʙᴏи материальные и духовные потребности (право- пользование);
  • иметь защиту, т. е в праве обращаться в компетентные органы государства и привести в действие механизм принуждения в защиту ϲʙᴏих интересов, если право нарушено (право-притязание)

Не стоит забывать, что важно будет сказать, ɥᴛᴏ субъективное право подкрепляется ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующей юридической обязанностью (юридической — значит закрепленной в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих нормативно-правовых актах)

К примеру, праву лица на получение образования (ст. 43 Конституции РФ) корреспондирует обязанность государственных органов и органов местного самоуправления обеспечить эту возможность (построить образовательное учреждение, оборудовать его, содержать штат преподавателей и г. д.) Именно такая обязанность вытекает как из Конституции РФ (ст. 2,17, 43), так и из текущего законодательства (прежде всего Закона РФ «Об образовании»)

Праву работника милиции проверять у граждан документы, удостоверяющие личность, если есть основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения (ст. 11 Закона РФ «О милиции»), корреспондирует обязанность лица представить такой документ.

В случае если же правовой обязанности нет, то имеет место простое дозволение , а не субъективное право. К примеру, каждый может прогуливаться по улице, заводить дома кошку или собаку, ходить за грибами и ягодами. Здесь действует дозволительный принцип: «разрешено все, что не запрещено законом». Так, никто не обязан гарантировать предоставления тех же кошек, подвозки до места сбора грибов, и по϶ᴛᴏму нет оснований говорить о субъективном праве.

Таким образом, в современной юридической науке термин «право» используется в нескольких значениях: объективное право, субъективное право.

Иногда термин «право» используется для обозначения системы всех правовых явлений, включая естественное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступает «правовая система », (правовые системы: англосаксонское право, романо-германское право, национальные правовые системы и т. д.) Исключая выше сказанное, термин «право» употребляется и в неюридическом смысле. Существуют моральные права, права членов общественных организаций, права, возникающие на базе обычаев, и т. д.

В наше время весьма остро встает проблема преступности, законности, справедливости и нравственности. Наше государство, проведя демократические реформы и приняв ценности рыночной экономики, стремится стать поистине демократическим и правовым государством.

Чтобы человек не делал, он непрерывно вступает с другими, нередко с коллективами, а то и с государством в определенные отношения. В различные отношения вступают между собой и организации, учреждения, предприятия. Многие из этих отношений регулируются правом.

Итак, право – это важнейшее средство проведения политики государства. В современном обществе невозможно жить без права, законов. Без законов о собственности, о земле, о налогах и т. д. невозможно реализовать экономические реформы.

Будучи фундаментальным регулятором общественных отношений (политических, экономических и т. д.), закрепленных в законе, право воздействует на волю и сознание граждан, побуждает их вести себя в соответствии с целями и задачами построения правового государства.

Право – это система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения. Нормы права необходимо исполнять всем. В этом деле не должно быть преимуществ ни у кого. Даже если общество разделено на сословия, правовые нормы в равной мере затрагивают интересы и тех, кто «наверху», и тех, кто «внизу». Родовитый дворянин А. В. Сухово-Кобылин (1817 – 1903), например, по недоказанному обвинению в причастности к убийству много лет пребывал в цепких лапах несправедливого правосудия, что дало ему материал для сатирических пьес «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина». В нетоталитарных государствах право нередко оказывается на стороне даже гонимого человека. Это свидетельствует о самоценности права. Хорошо известен результат слушанья в царском суде дела Веры Засулич, стрелявшей в петербургского градоначальника Трепова. Суд присяжных оправдал ее, и она успела скрыться прежде, чем опомнившиеся полицейские попытались вновь привлечь ее к ответственности.

Право в широком смысле обозначает безусловный, бесспорный принцип, стоящий над государством и законом, защищающий высшее духовное благо, правду, справедливость. Право – понятие неоднозначное. Оно используется в нескольких значениях. Первое – совокупность норм, которые регулируют наиболее важные отношения в обществе и за нарушение, которых взыскивает государство. Другое значение личная возможность. Эта возможность гарантируется законом. Речь идет о таких правах человека, как право на свободу совести, религии, на труд, образование, социальное обеспечение и т. д. И, наконец, мы часто используем слово «право» не в юридическом значении. Это тоже личная возможность, но не зафиксированная в законах. Мы говорим: «Я имею право на уважение, на внимание, на свою точку зрения». И эти права достойны такого же уважения, как и обеспеченные поддержкой закона.

Норм права очень много. Порой они кажутся безбрежной галактикой с бесчисленным количеством звезд и планет. Но эти нормы отнюдь не беспорядочны. Между ними есть сходства и различия. Все правовые нормы представляют собой систему, т. е. нечто целое, состоящее из связанных друг с другом частей (элементов). Например, нормы, регулирующие трудовые отношения, составляют трудовое право; семейные отношения ориентируются на нормы семейного права; наказания за преступления предусмотрены уголовным правом, а за другие правонарушения (поступки) – административным правом и т. д. Все это - отрасли права.

Нормы права – это не застывшие раз и навсегда догмы, они постоянно совершенствуются в соответствии с особенностями эпохи, как правило, становятся гуманнее, демократичнее.

Четыре значения термина «право».

1) В смысле обычных прав – свободы или возможности поведения, основанные на обычаях.

2) В смысле моральных прав – свободы или возможности поведения, основанные на принципах добра, справедливости.

3) В смысле корпоративных прав – свободы или возможности поведения, основанные на уставных и иных положениях, которые действуют внутри общественных, негосударственных объединений партий.

4) В юридическом смысле – свободы или возможности поведения, основанные:

На субъективном праве;

На объективном праве.

Суждения о праве.

Теории происхождения права:

1)Теологическая теория.

Представитель: Фома Аквинский (философ)

Основные положения:

Закон – общее правило для достижения поставленной цели;

Законы делятся на божественные и человеческие;

Все предписания человеческого закона вытекают из Божьей воли и разума;

Право представляется божественной справедливостью и окружается ореолом святости.

2)Теория естественного права.

Представители: софисты, Аристотель, Цицерон, Т. Гоббс, Спиноза, И. Кант.

Основные положения:

Законы, принимаемые в государстве, должны быть естественными, то есть опирается на природное начало;

Источник права – разум;

Главные принципы права – его нравственная основа.

3)Историческая школа права.

Представитель: Густав Гуго (Германия)

Основные положения:

Право возникло из потребности разрешения споров;

Споры должны решаться при участии третьей стороны.

4)Позитивная теория.

Представитель: Иеремея Бентам (английский философ)

Основные положения:

Право представляет собой нормы, установленные государством и направленные на удовлетворение интересов человека.

5)Реалистическая теория.

Представитель: Роберт Иеринг.

Основные положения:

В основе права – реальные общественные интересы, их борьба и конфликты;

Право – это право силы и сильного.

6)Нормативистская или «чистая» теория права.

Представитель: Ганс Кельзен (Германия).

Основные положения:

Право – это особенный мир, отличающийся от того, в котором мы живем;

Право есть принудительный нормативный порядок, модель поведения людей;

Мы должны вести себя так, как установлено законом.

7)Русская школа права (психологическая).

Представитель: Л. И. Петражицкий.

Основные положения:

Право нельзя относить к явлениям, находящимся вне человека, оказывающим на него внешнее воздействие;

Правовые начала коренятся в психике человека.

8)Марксистская правовая теория.

Представитель: Эдуард Бренштейн.

Основные положения:

Право есть воля господствующего класса, возведенная в закон;

Право должно стать важным средством обеспечения демократических порядков;

Представление о праве как проявление общественной солидарности.

Человечество существует миллионы лет. Право гораздо моложе. Оно представляет собой продукт и важнейшее звено цивилизации и, подобно государству, появилось около шести тысяч лет назад.

Общественная потребность в праве.

Необходимость:

1) Установление единого порядка отношений людей в обществе;

2) Установление единого порядка отношений народов в мировом сообществе;

3) Поддержание единого порядка в условиях в условиях расслоения общества на социальные слои и группы;

4) Ограничение и смягчение силового противодействия социальных групп, народов и государств.

Появление права как особого регулятора человеческого поведения было обусловлено тремя видами причин:

А) социальными (связаны с изменением в психологии и поведении людей);

Б) экономическими (связаны с формированием частной собственности);

В) политическими (связаны с появлением государства, общественных классов и сословий).

В каждом обществе наряду с правом в юридическом значении (субъективным и объективным) существует естественное право, которое охватывает такие права, как право на жизнь, свободу. Они не важны в каких-либо особых нормах, а существуют в качестве объективных требований, вытекающих из самой жизни.

Возьмем право человека на жизнь. Казалось бы, какие могут быть возражения? Это гуманная норма оставляет право распоряжения жизнью конкретного человека за ним самим – и больше ни за кем. Что это значит? Это значит, что нарушением прав человека является любое убийство – будь то на войне, в пьяной драке, по приговору суда. Сам дух прав человека направлен на то, чтобы признать преступной любую войну, любое убийство, любое душегубство.

Однако войны существуют. Практически все государства азартно формируют и укрепляют свои армии, во многих странах существует смертная казнь, а что касается уголовных убийств, то их количество стабильно свидетельствует о крайне низком нравственном уровне значительного слоя население многих стран. Тем не менее сфера реального действия этой нормы постоянно расширяется – по меньшей мере, в сознании миллионов людей. Наиболее остро обсуждается сейчас в мире проблема допустимости смертной казни. Продолжается общечеловеческое движение за исключение войн из числа средств решения международных проблем. В настоящее время активно, в основном на Западе, обсуждается проблема допустимости автаназии – умерщвления в случае неизлечимости болезни или рождения с непоправимыми уродствами.

Некоторые аргументы в пользу сохранения смертной казнизвучат достаточно убедительно. На самом деле: если какой-то негодяй хладнокровно убил десяток людей, стоит ли оставлять его в живых? Но как же в этом случае быть с правом на жизнь? Ведь, казня даже самого отвратительного субъекта государство перечеркивает это право.

В отличие от естественного права, право в юридическом значении предстает как позитивное право, выраженное в законах. Оно является результатом творчества людей.

Только – только родился человек, а закон уже признает его основные права и свободы, среди которых – право на жизнь, на достоинство личности, свободу от пыток, насилия. Он уже может быть законным частным собственником имущества, ему гарантируется право наследования.

После семидесяти с лишнем лет борьбы с частной собственностью и частнособственнической психологией в основном законе страны записано, что право частной собственности охраняется законом. Конечно, это положение для многих непривычно. Легко объявить это право, труднее сделать так, чтобы частная собственность (не только на мелкие бытовые вещи, как у большинства нынешних россиян) была у людей в действительности – в виде домов, магазинов, кафе, больших пакетов акций, участков земли и т. д. Право собственности реализуется с помощью разгосударствления и приватизации (передачи государственного имущества гражданам).

Практически все имущество, которое нас окружает, кому-нибудь или чему-нибудь принадлежит.

Ввиду особой важности вопроса о том, кому (или чему) что должно принадлежать, гражданское законодательство устанавливает право собственности, которое регулирует отношения собственности.

Собственность – это отношение собственника к вещи как к своей. Закон обеспечивает собственнику право собственности. Содержание права собственности составляют три правомочия: право владения, право пользования и право распоряжения.

Право владения выражается в фактическом обладании вещью. Право пользования – это использование полезных свойств вещи. Право распоряжения – это определение юридической судьбы вещи: ее продажа, дарение, сдача в аренду и др.

Например, Иванов купил автомобиль. Право владения заключается в том, что машина принадлежит только Иванову и больше никому. Иванов может постоянно держать автомобиль «на приколе», но скорее всего будет ездить на нем, реализуя право пользования, извлекая конкретную пользу. И наконец, он сможет продать авто, подарить его, сдать в аренду, поскольку обладает правом распоряжения.

Формы возникновения и существования позитивного права:

1)Обычное право (формирующим началом для юридических норм являются обычаи).

2)Право судей (юридические нормы возникают в результате судебного решения)

3)Право законодателя (возникает нормативный документ, через который вводятся новые нормы).

Сущность права:

Регулирование общественных отношений в условиях цивилизации, в достижении стабильности общества, при которой реализуется демократия.

Функции права:

1)Упорядочение общественных отношений путем закрепления существующего общественного порядка.

2)Установление мер юридической защиты и юридической ответственности, порядок их возложения.

Предназначенность права:

Обеспечивать, гарантировать в нормативном порядке свободу в обществе, утверждать справедливость, создавать условия для действия в обществе экономических и духовных факторов.

Признаки права:

Выражает волю господствующего класса или всего народа (социализме);

Обусловлено господствующими производственными отношениями;

Система норм возведенных в ранг общеобязательных правил поведения;

Определенная система норм;

Устанавливается господством;

Гарантируется принудительной силой государства;

Система норм, санкционируемых государством.

Отличия правовых норм от иных социальных норм.

Социальные нормы Правовые нормы

1)регулируют разные отношения 1)правовую норму устанавливает государство.

2)адресованы разным людям 2)адресованы всем членам общества

3)по-разному создаются и доводятся до сведения 3)должны иметь письменную форму и содержать законы, то есть нормативно

– правовые акты.

4)заставить исполнять эти нормы можно по-разному. 4)охраняется и защищается государством.

Всем бодрого денька, на связи как всегда Андрей Александрович. В рамках изучения права многие сталкиваются с определенными трудностями. В частности, с трудностями понимания некоторых чисто юридических терминов и понятий. Одним из таким понятий является «субъективное право».

Субъективное право: определение

Субъективное право — это предусмотренная законодательством возможность субъекта права действовать определенным образом и требовать от других субъектов должного поведения по реализации его правомочия.

Как видите, определение сложненькое, и сложно самостоятельно что-либо в нем понять. Поэтому, постараюсь на пальцах объяснить. Как-то, уже давненько, в универе мне объяснили, кто такой профессионал: тот, кто может «по-человечачьи», то есть на пальцах, объяснить любые сложности. Собственно, приступим.

Все законодательство, которое принимается государственными законодательными органами — это объективное право. Его реализация не должна зависеть от воли других людей. К примеру, в законе сказано, что существует частная, муниципальная, государственная и иная форма собственности. Это пример объективного права: никто не может учредить какую-нибудь «свою» форму собственности.

Но в то же самое время объективное право порождает и субъективное право: возможность конкретного лица, например, бомжа Пети, владеть некой собственностью, которой, может, пока у него и нет. Но у нашего воображаемого Пети есть такое субъективное право — на частную собственность, предусмотренное законодательством. Возможно, Пете и не нужна собственность, но он может ею обладать!

Для реализации субъективного права заботливое государство создало для Петруши Росреестр (для регистрации права собственности), полицию и суд для его зищиты, да и много чего еще!

Таким образом, если Пете надоест жить на теплотрассе, и он вздумает купить квартиру, то вправе требовать от других лиц уважения этого его субъективного права собственности на квартиру.

Не трудно догадаться, что право на получение высшего образования, на заклбчение договоров, авторское право и прочее — субъективное право.

Однако существует такой нюанс. Простое дозволение в рамках объективного права не является субъекиивным. Поясним. В любом демократическом государстве действует правило: все, что не запрещено законом — разрешено. Это означает, к примеру,что Петя может пойти в лес по грибы, ягоды. И то, что он соберет, будет его собственностью. Но никто не обязан ему эти самые грибы в лесу обеспечить, в отличие от права на образование.

Если что не поняли, пишите в комментариях.

История появления субъективного права

Возможность для реализации субъективного права возникла не сразу. Это происходило постепенно — по мере развития производительных сил. Понятно, что в древности люди не могли быть свободны: поступать так, как им захочется, поскольку в древности общественная жизнь упиралась в выживание.

Только с развитием производства накопились ресурсы для того, чтобы каждый человек мог реализоывать свое право. К примеру, субъективное право на труд: трудиться в той сфере, в какой человеку хочется.

Отсюда же происходят и другие субъективные права: на собственность, свободу слова, собраний, право на договора и пр.

Защита субъективного права

Для того,чтобы разобраться с защитой субъективного права, необходимо обратиться к его структуре. Выделяют следубщие элементы структуры:

  • Право на собственные действия.
  • Право требования.
  • Право притязания.

То есть человек вправе осуществлять действия, предусмотренные объективным правом, требовать соответствующего поведения от других лиц, а также право обращаться в компетентные органы для защиты своего субъективного права.

Например, вас на работе заставляют делать работу, не предусмотренную трудовым договором (смотри статьи и ). Как быть? Согласно Конституции и Трудовому кодексу, никто не может быть в России принужден к труду. Поэтому гражданин может сам защитить свои субъективные права, например предложив работодателю составить дополнительное соглашение о выполнении отдельной работы за отдельную плату.

Также гражданин может обратиться как в компетентные государственные инсианции, так и в суд. Собственно, так и защищаются субъективные права.

Ежели что непонятно, пишите в комментах, будем разъяснять. А так, до скорого. Не забудьте подписаться на новые статьи и поставить лайки.

С уважением, Андрей Пучков

С.Г. Дробязко, B.C. Козлов

Глава III. СУЩНОСТЬ ПРАВА

§ 4. Объективное и субъективное в праве

Субъективное право и объективное право

В правоведении утвердились понятия «объективное право» и «субъективное право». «Субъективное право, -считает С. С. Алексеев, - право в субъективном смысле, т.е. юридическая дозволенность поведения для конкретного субъекта (гражданина, данной фирмы); объективное право - право в объективном смысле, т.е. нормативный регулятор юридически дозволенного, «говорящий» о субъективных правах, иными словами, нормативный критерий юридически дозволенного и недозволенного (римское право, право Финляндии, российское право, гражданское право)».

Объективное право - это право вообще, его сущность, принципы, предписания, провозглашаемые им права и свободы как возможность их использования соответствующими субъектами; это то, что образовано, что существует как объективная реальность, не зависящая от конкретного субъекта. Оно не создается конкретным субъектом, а формируется под воздействием множества обстоятельств и олицетворяется не только какой-то отраслью национального права, но и всей правовой системой в целом, в том числе и международным правом, в частности - в защите основных прав человека. Первичным в праве, как объективной реальности, являются права (отсюда и название - право). Но некоторые исследователи (И. Кант, Г. Кельзен и др.) полагали, что у права первичным являются не права, а обязанности (долженствование), а права производны от обязанностей и находятся на втором месте. Это - гипертрофированная оценка того, что, конечно же, присуще праву, а именно наличие обязанностей. Без чьих-либо обязанностей не может быть прав у кого бы то ни было. Без обязанностей нет гарантий прав, а значит, и их реального осуществления. В праве на первом месте, безусловно, права, а обязанности - их гарантии. Однако права в объективном праве провозглашаются для всех только как возможность для каждого из них реализовать соответствующие субъективные права.

Субъективное право создается сознательной деятельностью конкретного субъекта на основе объективного права. Субъективное право - это право конкретного лица достигать своего права, т.е. определенного блага или удовлетворения своего законного интереса, при необходимости - бороться за него, требовать соответствующего поведения от других лиц, пользоваться своим правом и отстаивать его законными способами от посягательств на него от кого бы то ни было. Примером субъективного права является право конкретного гражданина в соответствии с избирательным законом быть избранным депутатом парламента, т.е. выдвигать свою кандидатуру, требовать от соответствующих структур регистрации в качестве кандидата в депутаты, вести избирательную кампанию, в случае избрания требовать регистрации себя как депутата и выдачи соответствующего документа. Создается субъективное право, как правило, непосредственной деятельностью конкретного субъекта. Однако за него могут бороться и другие предусмотренные правом лица (например, родители, опекуны, адвокаты, профсоюзы, прокуроры). Пользоваться же субъективным правом может лишь то лицо, коему оно принадлежит. Если объективное право дает его субъекту юридическую возможность, то субъективное право являет собой реализацию конкретным субъектом такой возможности.

Субъективное право - это юридическая возможность конкретного субъекта достигать предусмотренного объективным правом всякого своего права, беспрепятственно пользоваться им и защищать его всеми правомерными способами.



Просмотров