"о введении в действие положения об офицерском собрании в вооруженных силах российской федерации". Положение о совете офицерского собрания План работы офицерского собрания части на год

В таможенных органах Российской Федерации есть упоминание о "собраниях", закрепленных нормативно правовой базой (Статья 31. Собрания сотрудников таможенных органов ФЗ №114). Но как таковая эта статья не работает.

1. В таможенных органах действуют собрания сотрудников таможенных органов.

2. Положение о собрании сотрудников таможенных органов утверждается руководителем Федеральной таможенной службы.

Необходимость офицерских собраний продиктована реальными событиями (юридическими фактами), происходящими внутри коллектива людей, носящих военную (специальную) форму и погоны. Этика взаимоотношений между офицерами (сотрудниками спецподразделений) обязывает по мере необходимости созывать офицерские собрания. Где выносится на обсуждение животрепещущие темы, где общими усилиями анализируются и разрешаются те или иные происшествия, касающиеся офицерского общества (воинского формирования, отделов, структурных подразделений).

Если это не делается, то возникают определенного типа конфликты, основанные на негативе друг другу сослуживцев. Что вполне естественно будет возникать в любом коллективе. Решить проблемы возможно сообща. Жесткое и волевое решение вышестоящего начальника, которое может быть и ошибочным, лишает перспективы благополучного исхода того или иного дела.

В вооруженных силах (наверное) всех стран мира есть Положение, определяющее основные принципы деятельности офицерских собраний, их полномочия, порядок взаимодействия с командирами (начальниками) воинских частей и руководителями организаций вооруженных сил (спецподразделений) в решении задач воспитания офицеров, защите прав, чести, достоинства офицеров при возникновении каких-либо проблем.

Офицерские собрания являются постоянно действующим объединением офицеров вооруженных сил (спецслужб) и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством страны. Офицерские собрания самостоятельно определяют формы и методы своей деятельности и содействуют сочетанию единоначалия и демократии, защите прав офицеров, воспитанию и развитию у офицеров ответственности за выполнение воинского долга, соблюдение чести и достоинства, общей и военной культуры, высокой нравственности, сплочению офицерских коллективов и обеспечению гласности в решении их проблем.

Офицерские собрания по штатной численности офицеров составляет не менее 10 человек. При наличии в воинской части (в подразделении спецслужб) менее 10 офицеров по решению командира воинской части (начальника гарнизона, начальника структурного подразделения) могут создаваться общегарнизонные офицерские собрания на базе одной из воинских частей (гарнизона, отдела, отделения).

При необходимости, но не реже одного раза в два года, по решению совета офицерского собрания, согласованному с командиров воинской части (начальников спецподразделений, начальников отделов), проводится делегатское офицерское собрание. По решению командующего (руководителя службы, начальника управления), но не реже одного раза в пять лет, проводится офицерское собрание в подразделении.

Начальник воинской части (начальник управления) является членом офицерского собрания с особым статусом, определяемым его должностными обязанностями (Положением о офицерском собрании). В своей повседневной деятельности он опирается на офицерское собрание, активно участвует в его работе, учитывает мнение офицеров при принятии управленческих решений.

Для разрешения возникающих наиболее важных и принципиально спорных вопросов, влияющих на жизнедеятельность офицерского собрания и морально-психологическую обстановку среди офицеров, начальник воинской части (начальник управления) может обращаться к должностному лицу, которому подчинен, или в соответствующий координационный совет офицерских собраний.

На офицерское собрание возлагаются:

Обсуждение и принятие решений по вопросам, связанным с повседневной жизнедеятельностью и взаимоотношениями офицерского состава воинской части (гарнизона, управления);

Поддержание в офицерской среде товарищеских (дружеских) отношений, основанных на соблюдении чести и достоинства офицера, преданности воинскому долгу, укреплении офицерского коллектива;

Создание в офицерском коллективе нетерпимого отношения к любым проявлениям формализма, бюрократизма, лжи, лицемерия, двуличности, подлости, моральной нечистоплотности;

Воспитание офицеров в духе патриотизма и уважения к другим народам и государствам, добросовестного выполнения воинского (служебного) долга, дисциплинированности, инициативы и творчества, заботы о подчиненных;

Поддержание и повышение общей и военной культуры офицеров, содействие в овладении ими отечественным и мировым военно-историческим наследием;
обеспечение общественной защиты офицеров от проявлений грубости и произвола, унижения личного достоинства и социальной несправедливости;

Рассмотрение вопросов участия офицерского состава в выполнении задач, возложенных на воинскую часть, формирование общественного мнения в интересах их качественного решения;

Чествование офицеров в связи с достигнутыми успехами в служебной деятельности, вручением государственных наград, присвоением воинских и почетных званий, повышением в должности, знаменательными событиями в семейной жизни, убытием к новому месту службы, увольнением в запас (отставку);

Взаимодействие с женскими советами, другими общественными объединениями в целях сплочения офицерских коллективов, создания в семьях военнослужащих здоровой морально-нравственной атмосферы, отстаивания их прав и интересов, организации культурного отдыха и досуга;

Организация и поддержка научно-исследовательской, военно-научной и рационализаторской работы офицеров;

Рассмотрение заявлений офицеров о несогласии с решениями товарищеского суда чести офицеров;

Участие в рассмотрении вопросов прохождения ими военной службы, в том числе:

Назначение на высшие должности и направление на учебу;

Представление к присвоению почетных званий и очередных воинских званий досрочно, а также к награждению государственными наградами;

Возбуждение ходатайства перед начальником воинской части (начальником управления) о снижении в воинском звании на одну степень и восстановлении прежнем воинском (специальном) звании, перемещении на низшую должность, увольнении с военной службы.

Офицерское собрание вправе по своей инициативе, по предложению совета офицерского собрания или соответствующих начальников, либо по заявлению офицера:

Заслушивать любого члена офицерского собрания независимо от занимаемой должности и воинского звания по вопросам жизнедеятельности воинской части (управления, службы, отдела, отделения), а также взаимоотношений между офицерами, кроме начальника воинской части (начальника управления);

Рассматривать конфликтные ситуации и факты недостойного поведения офицеров в быту или нарушения ими общественного порядка, воинской (служебной) дисциплины, недобросовестного отношения к служебным обязанностям;

Вносить предложения начальнику воинской части (начальнику управления) по вопросам совершенствования служебной деятельности, жизни и быта военнослужащих и членов их семей;

Ходатайствовать о рассмотрении вышестоящим командиром заявлений, жалоб и предложений офицеров, которые не были разрешены начальником воинской части (начальником управления) и офицерским собранием.

Рассмотрение вопросов, выносимых на общее собрание членов офицерского собрания, должно проводиться в условиях свободного обсуждения, товарищеской критики и самокритики. Каждый офицер имеет право свободно высказывать свое мнение, при этом младшие офицеры высказывают свое мнение в первоочередном порядке. Какие-либо действия, направленные на ограничение свободы слова, не допускаются и подлежат рассмотрению на совете офицерского собрания, не допускается критика и обсуждение приказов, распоряжений командиров и начальников.

Ход собрания и его решения протоколируются и хранятся три года.

При проведении делегатского общего собрания расходы на проезд делегатов производятся за счет денежных средств, выделяемых на оплату служебных командировок.
Решения офицерского собрания доводятся до всех офицеров воинской части (гарнизона, управления), а при необходимости - до членов семей военнослужащих в части, их касающейся.

При совершении офицером проступка, нарушающего Кодекс чести офицера Вооруженных Сил РФ (той или иной федеральной специальной службы) (далее - Кодекс чести офицера), офицерское собрание вправе применить к нему меры общественного воздействия или передать дело о проступке на рассмотрение товарищеского суда чести офицеров.

Решение о передаче дела офицера, совершившего проступок, на рассмотрение в товарищеский суд чести офицера принимает начальник воинской части (начальник управления) или совет офицерского собрания на основании обращения соответствующих начальников, сообщений правоохранительных органов, а также в связи с письменным заявлением членов офицерского собрания воинской части или потерпевших лиц.

Меры общественного воздействия, применяемые к офицеру, по вопросам возбуждения ходатайства перед начальником воинской части (начальником управления) о перемещении на низшую должность, снижении офицера в воинском (специальном) звании на одну ступень, увольнении с военной службы утверждаются офицерским собранием той воинской части (управлении), где проходит службу данный офицер.

Для многих служивых все это смешно. Как ни странно. Но гласность и открытость помогает, на мой взгляд, во взаимоотношениях в коллективе.

Офицерское собрание.

В октябре 2003 г. в рамках «Мегапира» создано Офицерское собрание офицеров запаса, председателем которого является Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д.Т. Язов . Его членами являются более 40 тысяч человек на всей территории Российской Федерации, а также в странах ближнего зарубежья. Они активно участвуют в общественной жизни. Опираясь на авторитет организации, решают вопросы военнослужащих и ветеранов. Проявляют внимание и заботу, оказывают помощь тем офицерам в запасе и отставке, которые в ней нуждаются.
Офицерские собрания имеют свою историю и свои особенности. Они базируются на системе взглядов и идей офицерства армии, но существуют вне рамок Вооруженных Сил.
Одним из прообразов офицерских собраний являются, так называемые, клубы (помещения). Возникшие в конце XVIII века, они создавались в основном для совместного времяпрепровождения сослуживцев, не имея определенных правил и охватывая незначительное число офицеров. Более совершенной формой общения явились, создававшиеся в военных поселениях в 20 – 50-х годах XIX века, библиотеки и «офицерские ресторации», где устраивались вечера музыки, шахматные и шашечные матчи, те же игры в карты, а также частные военно-учебные общества офицеров. Показательным примером такого рода деятельности являлось Кронштадтское благородное собрание, открытое 6 февраля 1802 года по желанию небольшого кружка членов морского общества. В 1866 году в городе Ревеле (ныне Таллинн) существовал клуб для моряков, членами которого в соответствии с уставным положением могли быть военнослужащие и отставные адмиралы и генералы, штаб- и обер-офицеры, гражданские чиновники, дворяне, почетные граждане, купцы первых двух гильдий и их сыновья. «Прописные истины» положения требовали от каждого точного исполнения постановлений общества, благородного тона, взаимного уважения и учтивости друг к другу, сохранения приличий, как в одежде, так и в обращении, в особенности относительно дам, должного уважения к решениям старшин, избранных обществом. В правилах клуба определялись и штрафы за несоблюдение этих требований: замечание или выговор от старшины, гласное доведение сути проступка до других членов клуба, исключение нарушителя из сообщества. После того, как в армии получили распространение офицерские собрания и военные библиотеки, для разработки положений об их устройстве при военном ведомстве была создана особая комиссия, оставившая после себя Свод военных постановлений 1869 года. С этого периода офицерские собрания стали неотъемлемой частью военного ведомства.

Попытка возвращения офицерских собраний в Советской армии была сделана в 1943 году в период ввода новых знаков отличия офицеров – погон. В некоторых дивизиях и армиях начинают создаваться офицерские собрания и клубы.
В частности, в 31-й армии Западного фронта при штабах дивизий и полков были организованы офицерские собрания, которые являлись серьезной школой идейно-политического, нравственного воспитания офицеров, сплочения офицерских коллективов. Аналогичные офицерские собрания и офицерские клубы были организованы в апреле-июне 1944 года в соединениях и частях 60-й армии 1-го Украинского фронта и других объединениях и соединениях. Однако широкого применения эта форма работы с офицерами в годы войны не нашла.
В конце 1980-х гг. снова появился интерес к истории офицерских собраний. 20 мая 1989 года был подписан приказ министра обороны СССР № 186 о введении в действие Временного положения об офицерском собрании в ВС СССР, которое получило окончательную редакцию в приказе министра обороны СССР № 480 от 14 декабря 1990 года.
В тот сложный для страны период в войсках создавались офицерские собрания, но офицеры в их работе принимали пассивное участие, и собрания зачастую существовали формально. И все-таки такая форма была необходима, поэтому приказом министра обороны РФ № 147 от 12 сентября 1992 года введено в действие Положение об офицерском собрании в Вооруженных Силах Российской Федерации. Перед офицерским собранием были поставлены задачи, созвучные прежним: обеспечение социальной защищенности офицерских кадров; воспитание безупречной офицерской чести; воспитание общей и военной культуры.
Повышению роли и значимости офицерских собраний в нынешних Вооруженных Силах способствует приказ министра обороны РФ № 435 от 23 декабря 2004 года, которым было введено в действие новое «Положение об офицерских собраниях в Вооруженных Силах Российской Федерации».
25 ноября 2009 г. в Общественной палате Российской Федерации по инициативе Национальной Ассоциации объединений офицеров запаса Вооруженных Сил (МЕГАПИР), Комиссии по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей, и других общественных объединений состоялось Всероссийское собрание офицеров запаса . Оно прошло в целях объединения усилий данной категории граждан в социально-экономическом развитии страны, повышения статуса ветеранов военной службы, роли офицерского корпуса в укреплении российской государственности и стабильности. В ходе собрания обсуждались проблемы адаптации, переподготовки и трудоустройства увольняемых военнослужащих, востребованности их педагогического потенциала в обучении и воспитании молодежи. Участники рассмотрели межведомственные программы перераспределения кадров, вопросы пенсионного и медицинского обеспечения, пути включения офицеров запаса в бизнес-проекты, отражение образа офицера в средствах массовой информации. Внимание также уделялось вопросам обеспечения жильем, а также проблеме закрытых территориальных образований и отдаленных военных городков.

МИНИСТР ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении Положения об офицерских собраниях в Вооруженных Силах Российской Федерации

1. Утвердить прилагаемое Положение об офицерских собраниях в Вооруженных Силах Российской Федерации.

2. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, начальникам служб Министерства обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командующим объединениями, командирам соединений и воинских частей, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, военным комиссарам обеспечить деятельность офицерских собраний в соответствии с Положением об офицерских собраниях в Вооруженных Силах Российской Федерации.

3. Начальнику Службы кадровой и воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации обеспечить доведение до военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации традиций и истории офицерских собраний армии и флота, а также освещение деятельности офицерских собраний в Вооруженных Силах Российской Федерации через средства массовой информации.

4. Признать утратившим силу приказ Министра обороны Российской Федерации 1992 года N 147.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на начальника Службы кадровой и воспитательной работы Министерства обороны Российской Федерации.

6. Приказ разослать до отдельной воинской части.

Министр обороны
Российской Федерации
С.Иванов

Приложение. Положение об офицерских собраниях в Вооруженных Силах Российской Федерации

Приложение
к приказу Министра обороны
Российской Федерации
от 23 декабря 2004 года N 435

I. Общие положения

1. Офицерские собрания предназначены для сплочения коллектива офицеров воинских частей*, воспитания офицеров в духе преданности Отечеству, верности воинскому долгу и боевым традициям, укрепления войскового товарищества, выработки предложений и рекомендаций командованию по вопросам прохождения военной службы, решения социальных и иных проблем, возникающих у офицеров и членов их семей.
_______________
* Здесь и далее в тексте настоящего Положения, если не оговорено особо, под воинскими частями подразумеваются органы военного управления, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации.


В практической деятельности офицерские собрания самостоятельно определяют методы и формы работы, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Офицерские собрания при необходимости могут утверждать дополнительные правила, не противоречащие целям и принципам настоящего Положения, определяющие специфику их деятельности.

2. Офицерские собрания действуют в центральных органах военного управления, управлениях военных округов, флотов, объединений и соединений, воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, военных комиссариатах, в которых численность офицеров составляет не менее 10.

Для воинских частей, дислоцирующихся на территории одного гарнизона и имеющих в своем составе менее 10 офицеров, решением начальника гарнизона может создаваться объединенное офицерское собрание гарнизона.

3. На офицерском собрании могут присутствовать все офицеры воинской части.

Каждый офицер имеет право выступать на заседаниях офицерских собраний по существу обсуждаемых вопросов. На заседаниях офицерских собраний не допускается обсуждение приказов и распоряжений командиров (начальников).

4. Для функционирования офицерских собраний используются Дома офицеров и офицерские клубы, а в случае их отсутствия в гарнизонах и воинских частях - специально выделенные командованием помещения. У входа в помещение, отведенное для этой цели, крепится табличка с надписью "Офицерское собрание".

Распорядок работы и другие сведения о работе офицерского собрания вывешиваются на информационном стенде. Место размещения информационного стенда определяется решением командира воинской части (начальника гарнизона).

II. Полномочия офицерских собраний

5. Офицерские собрания на своих заседаниях рассматривают следующие вопросы:

совершенствование профессиональной подготовки офицеров;

обеспечение социальной защищенности офицеров и членов их семей;

повышение общей и военной культуры офицеров;

проведение информационно-пропагандистских мероприятий, направленных на повышение престижа военной службы, авторитета офицеров;

поддержку прибывших для прохождения военной службы военнослужащих, в том числе офицеров, назначенных на первую воинскую должность;

организацию взаимодействия с общественными и религиозными объединениями, офицерскими собраниями других воинских частей, другими организациями;

военно-патриотическое воспитание молодежи;

организацию работы, связанной с заботой и удовлетворением потребностей ветеранов, инвалидов и семей погибших военнослужащих;

воинское воспитание офицеров, а также обсуждение их проступков.

6. В целях общественного осуждения проступков офицеров офицерскими собраниями могут применяться следующие меры общественного воздействия:

предупреждение;

объявление офицерского осуждения;

вынесение решения о принесении публичного извинения.

7. Заседания офицерских собраний являются правомочными при условии присутствия на них не менее 2/3 его участников - членов офицерских собраний. Решения офицерских собраний принимаются на заседаниях офицерских собраний открытым голосованием и считаются принятыми, если за них проголосовало более половины присутствующих членов офицерского собрания. По требованию большинства присутствующих членов офицерского собрания решения могут приниматься и тайным голосованием.

III. Руководство и организация работы офицерских собраний

8. Офицерское собрание возглавляет председатель офицерского собрания. Председателем офицерского собрания является командир воинской части, а в объединенном офицерском собрании - один из командиров воинской части.

9. Председатель офицерского собрания:

определяет дни и время проведения собрания;

утверждает планы работы офицерского собрания и организует их выполнение;

направляет деятельность офицерского собрания на сплочение коллектива офицеров;

проводит целенаправленную работу по реализации решений, принятых на заседаниях офицерского собрания;

организует проведение культурно-воспитательных мероприятий офицерского собрания;

проводит при необходимости внеплановые заседания офицерского собрания;

осуществляет иные полномочия в соответствии с дополнительными правилами, указанными в п.1 настоящего Положения.

10. Для организации деятельности офицерских собраний создается совет офицерского собрания, состав которого не должен превышать 10 процентов от общего числа членов офицерского собрания.

Совет офицерского собрания избирается на заседаниях офицерского собрания сроком на два года из числа наиболее подготовленных и авторитетных офицеров.

Офицерские собрания на своих заседаниях из числа офицеров, избранных в совет офицерского собрания, избирают тайным голосованием председателя и секретаря совета офицерского собрания.

Офицерские собрания могут при необходимости вывести из состава совета офицерского собрания любого из его членов, а также произвести довыборы в совет офицерского собрания другого члена офицерского собрания.

11. По истечении срока своих полномочий совет офицерского собрания отчитывается о проделанной работе перед офицерским собранием. На каждом заседании офицерского собрания совет информирует членов офицерского собрания о своей работе, мерах по выполнению решений предыдущего заседания офицерского собрания, реализации предложений и замечаний, высказанных офицерами.

Заседания офицерского собрания и совета офицерского собрания оформляются протоколами. Протоколы заседаний офицерского собрания и совета офицерского собрания подписываются председателем и секретарем совета офицерского собрания. Протоколы заседаний офицерского собрания и совета офицерского собрания хранятся в делах офицерского собрания в течение пяти лет, после чего подлежат уничтожению в составе комиссии, назначаемой председателем совета офицерского собрания из числа членов совета офицерского собрания, с составлением акта об уничтожении.

12. Для участия в работе совета офицерского собрания могут приглашаться председатель аттестационной комиссии и другие должностные лица, а также представители общественных и иных организаций.

Члены офицерского собрания имеют право присутствовать на заседаниях совета офицерского собрания при обсуждении любых вопросов с правом совещательного голоса.

13. Председатель совета офицерского собрания:

ведет заседания офицерского собрания;

организует работу совета офицерского собрания;

утверждает планы работы совета офицерского собрания и организует их выполнение;

организует подготовку и проведение заседаний совета офицерского собрания;

организует проведение мероприятий и выполнение задач, решаемых офицерским собранием;

отвечает за разработку планов работы офицерского собрания и совета офицерского собрания, осуществляет контроль за их выполнением;

в отсутствие председателя офицерского собрания осуществляет его полномочия.

14. Председатель совета офицерского собрания не реже одного раза в полугодие на заседании совета офицерского собрания принимает отчеты о проделанной работе от членов совета офицерского собрания.

В случае отсутствия в течение длительного срока по каким-либо причинам председателя совета офицерского собрания его обязанности по решению совета офицерского собрания возлагаются на одного из членов совета офицерского собрания. Данное решение принимается путем открытого голосования большинством голосов членов совета офицерского собрания.

15. Секретарь совета офицерского собрания:

разрабатывает планы работы офицерского собрания и совета офицерского собрания;

ведет учет поступающих от членов офицерского собрания предложений, заявлений и обращений, выносит их на обсуждение совета офицерского собрания;

ведет протоколы заседаний офицерского собрания и совета офицерского собрания.

16. В случае отсутствия в течение длительного срока по каким-либо причинам секретаря совета офицерского собрания решением председателя совета офицерского собрания из числа членов совета офицерского собрания назначается офицер для выполнения обязанностей секретаря офицерского собрания.

Начальник службы кадровой
и воспитательной работы
Министерства обороны
Российской Федерации
генерал армии
Н.Панков

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Общие положения. Состав и структура Офицерского собрания

Офицерское собрание - высший орган общественного самоуправления офицерских коллективов, который в тесном взаимодействии с командованием частей и органами воспитательной работы организует работу по укреплению дисциплины и правопорядка, повышению боевой и мобилизационной готовности, уровня боевой подготовки частей, способствует внедрению в жизнь воинских коллективов принципов демократизма, решает социальные и бытовые вопросы, формирует органы суда чести офицеров и другие общественные организации. Офицерское собрание правомочно решать также и другие вопросы, не регулируемые властно-императивными нормами права. Офицерское собрание независимо и подчиняется только общему собранию офицеров.

Офицерские собрания создаются во всех структурах ВС РФ, начиная с первичных организаций - в частях, управлениях, до выборных органов при соединениях, объединениях, округах и Министре обороны Российской Федерации.

Членом Офицерского собрания может быть любой офицер ВС РФ. Офицеры частей, где Офицерское собрание не создано, могут входить в Офицерское собрание близлежащих частей.

В состав Офицерского собрания могут быть персонально избраны заслуженные генералы, адмиралы и офицеры, ветераны, находящиеся в запасе или в отставке, ранее проходившие службу в этой воинской части. Прикомандированным на длительное время к воинским частям офицерам решением Офицерского собрания может быть предоставлено право участвовать во всех мероприятиях, проводимых Офицерским собранием, и пользоваться правами наравне с постоянными членами.

На мероприятия, проводимые в Офицерском собрании, могут приглашаться гости - члены семей офицеров, представители государственных органов, других воинских частей, научных учреждений, учебных заведений, ветераны Вооруженных Сил.

1. Высшим органом Офицерского собрания является общее собрание офицерского состава, которое проводится не реже одного раза в месяц и является правомочным при условии присутствия не менее половины его членов. Кроме того, в Офицерском собрании могут проводиться торжественные заседания по случаю государственных праздников, юбилеев, чествования передовых офицеров и другие мероприятия, установленные самим Офицерским собранием.

Права и обязанности председателя Офицерского собрания и совета Офицерского собрания Для руководства Офицерским собранием на общем собрании офицеров избирается его руководящий орган - совет Офицерского собрания во главе с председателем.

Председатель Офицерского собрания - это освобожденная выборная должность, он возглавляет Офицерское собрание на период полномочий (3 года). По всем вопросам компетенции Офицерского собрания председатель является независимым лицом и не может быть снят с должности, переведен в другую часть без согласия Офицерского собрания (не освобожденные). В состав совета Офицерского собрания входят его заместители и члены совета собрания (неосвобожденные). В число заместителей председателя Офицерского собрания и членов совета не могут быть избраны командир части (начальник управления) и его заместители.

Для решения отдельных вопросов при совете Офицерского собрания могут дополнительно создаваться постоянно действующие или временные рабочие группы, например, по организации спортивной работы, культурно-массовых мероприятий и т.д. Командир части и его заместители по личной инициативе или инициативе Офицерского собрания имеют право принимать участие в работе Офицерского собрания и его совета. Председатель собрания избирается сроком на 3 года на общем собрании офицеров тайным голосованием.

Выдвижение кандидатов проводится собраниями офицеров в подразделениях и персонально. Для включения кандидата в список для тайного голосования необходима поддержка кандидата открытым голосованием 30 % общего числа офицеров. Избранный председатель собрания освобождается от исполнения других должностных обязанностей, он планирует, организует и проводит всю работу Офицерского собрания, ведет документацию. Для председателя Офицерского собрания устанавливается штатная категория в зависимости от количества членов Офицерского собрания и уровня собрания:

до 100 человек - майор;

свыше 100 человек - подполковник.

Председатель Офицерского собрания соединения - подполковник.

Председатель Офицерского собрания объединения - полковник.

Председатель Офицерского собрания округа, видов ВС - полковник.

Председатель Офицерского собрания ВС РФ - генерал-майор.

Воинские звания присваиваются в соответствии с Положением о прохождении военной службы офицерского состава в установленные сроки, командирами частей, где действует Офицерское собрание.

Председатель Офицерского собрания может быть переизбран (отозван) досрочно по предложению 30 % Офицерского собрания. Эти предложения рассматриваются на общем собрании. Для подтверждения полномочий Председателя Офицерского собрания ему необходима поддержка 50%+1 офицеров при 75 % явке. При отсутствии таковой назначаются новые выборы, которые должны быть проведены советом Офицерского собрания в 20-дневный срок. На этот период обязанности председателя Офицерского собрания исполняет его заместитель, назначенный собранием. Освобожденному председателю Офицерского собрания предоставляется штатная должность в соответствии с его контрактом, специальностью, уровнем профессиональных знаний.

Председатель Офицерского собрания определяет и утверждает на собрании порядок работы Офицерского собрания, разрабатывает планы работы Офицерского собрания и его совета, организовывает и проводит заседания совета и общего Офицерского собрания. Председатель собрания имеет право проверки текущей деятельности подразделений и служб части по вопросам компетенции Офицерского собрания с докладом о результатах проверки на собраниях Офицерского состава. Председатель Офицерского собрания имеет право вести переписку от имени собрания и осуществлять прием членов Офицерского собрания и членов их семей. Он обязан ежемесячно информировать Офицерское собрание о проделанной работе, утверждать план работы совета и Офицерского собрания и не менее 1 раза в период отчитываться о проделанной работе. По истечении срока своих полномочий он обязан подготовить и провести отчетно-выборное собрание и при переизбрании сдать дела и должность.

Для работы совета Офицерского собрания выделяется помещение, мебель, средства связи и другое необходимое имущество за счет МО РФ, денежное и остальные виды довольствия председателю офицерского собрания осуществляется за счет средств Министерства обороны РФ в соответствии с общими положениями законов РФ и приказов Министерства обороны РФ.

Цели и полномочия Офицерского собрания

Целью Офицерского собрания является воспитание офицеров в духе патриотизма, преданности Родине, строгому соблюдению Конституции Российской Федерации. Офицерское собрание решает вопросы морально-психологического, экологического, культурного и физического воспитания офицеров. Оно изучает и принимает решение по вопросам финансового, материально-бытового и других видов обеспечения офицеров. Решает вопросы оказания материальной помощи. Одновременно Офицерское собрание решает и вопросы прохождения службы офицерами, относящиеся к его компетенции.

Вопросы, решаемые только общим Собранием офицеров, определяются самим Собранием офицеров. Остальные вопросы для оперативности могут решаться на заседаниях совета Офицерского собрания или его председателем. Решения Офицерского собрания принимаются на общем собрании офицеров. Для принятия решения необходимо получить одобрение по данному вопросу 50 % + 1 голос присутствующих при 75 % явке членов Офицерского собрания. При несогласии 30 % офицеров с принятым решением председателя или совета собрания вопрос выносится на обсуждение общего собрания офицеров. Вопросы, подлежащие обязательному согласованию с Офицерским собранием или решаемые Офицерским собранием, должны включать в себя:

Выдача служебных характеристик офицеров;

Представление на присвоение воинских званий, назначений на должности, награждение и т. д.;

аттестация офицеров;

поощрения и премирования офицеров;

Жилищные вопросы, выделение мест в дошкольных и школьных заведениях и т. д;

согласование графиков отпусков офицерского состава;

формирование, организация и контроль за работой суда чести офицеров;

Организация и контроль за работой общественных организаций, женсовета и т.д.

Кроме того, Офицерское собрание вправе рассматривать и личностные правоотношения как конфликтные ситуации между офицерами; случаи оскорбления и бестактного поведения; подрыва авторитета и достоинства; проявление высокомерия, чванства, зазнайства; злоупотребление служебным положением, недостойное поведение на службе, в семье, в общественных и других местах.

Работа Офицерского собрания проводится на демократической основе, в обстановке широкой гласности, доброжелательности, способствующей открытому обмену мнениями. Младший по званию (должности) может обратиться к старшему по любому вопросу. Старший обязан дать соответствующие разъяснения и оказать содействие в решении как служебных, так и личных дел. Допускается и то, что во внеслужебное время на проводимых мероприятиях в Офицерском собрании между младшими и старшими, начальниками и подчиненными могут быть свободное общение, обращение друг к другу не только по воинскому званию, но и по имени и отчеству. Решение Офицерского собрания по вопросам его компетенции является обязательным для командования части. При согласии командира части с ним решение исполняется. При несогласии командир части должен обжаловать решение в вышестоящий орган Офицерского собрания, решение которого является окончательным. Офицерское собрание имеет право выносить решение о несогласии с приказом командира по вопросам своей компетенции. Действия (исполнение) приказа в этом случае приостанавливается. В случае несогласия командира с этим решением он имеет право опротестовать это решение в вышестоящий орган Офицерского собрания.

Для осуществления деятельности Офицерского собрания создается денежный фонд за счет взносов членов Офицерского собрания - 1 % от денежного довольствия, который хранится на отдельном счете и расходуется в соответствии с решениями Офицерского собрания.

Вышестоящие органы Офицерского собрания создаются на конференциях делегатов Офицерских собраний частей, соединений и объединений. Делегаты избираются от Офицерских собраний по квоте 1 делегат от 100 членов собрания прямым тайным голосованием. На этом же собрании избираются кандидаты в члены совета Офицерского собрания соединения. Делегаты соединений создают совет Офицерского собрания соединения, устанавливают число его членов и выбирают делегатов на конференцию офицерского собрания объединения.

Председатель Офицерского собрания соединения избирается открытым голосованием членов совета Офицерского собрания соединения простым большинством голосов.

Аналогично создаются советы Офицерского собрания в объединениях, округах и МО РФ. Организация и проведение первых собраний и конференций возлагаются на командиров частей (соединений) и организационные комитеты.

Вышестоящие органы Офицерского собрания имеют право приостанавливать или отменять решения Офицерского собрания нижестоящих органов по вопросам, касающимся интересов соединения (объединения), либо по заявлению командования или рапорту офицеров. В этом случае вопрос рассматривается вновь с участием представителя вышестоящего Офицерского собрания. В случае повторного принятия нижестоящим офицерским собранием отмененного решения, оно утверждается, в случае несогласия с ним вышестоящего офицерского собрания, вопрос выносится на обсуждение конференции вышестоящего Офицерского собрания.

Права и обязанности члена Офицерского собрания

Член Офицерского собрания обладает всем комплексом прав и обязанностей офицера, определенных всеми нормами права. При работе в Офицерском собрании он имеет право лично присутствовать на собраниях офицерского состава, выражать свое мнение по любому вопросу, критиковать любого члена Офицерского собрания за имеющиеся недостатки и упущения по службе и в личном поведении, обращаться в Офицерское собрание с устными или письменными заявлениями по любым вопросам служебной деятельности, а также по личным вопросам. В случае, если офицер считает, что командирами или начальниками в его отношении были нарушены его конституционные права, он имеет право апеллировать Офицерскому собранию для принятия соответствующих решений.

Ответственность должностных лиц за невыполнение решений Офицерского собрания Решения Офицерского собрания и его органов подлежат обязательному выполнению всеми должностными лицами ВС РФ. За отказ от исполнения решения должностные лица привлекаются к административной или уголовно-правовой ответственности. При первом случае невыполнения выносится письменное предупреждение о нарушении требований Закона должностным лицом, при следующих - ставится вопрос о недоверии должностному лицу и высылается соответствующее представление в вышестоящий орган, который должен в 30-дневнй срок принять согласованное решение. Должностное лицо либо отстраняется от исполнения обязанностей, либо вырабатывается согласительное решение. В случае непринятия решения вышестоящими органами в установленный срок, Офицерское собрание вправе предпринять все действия, не противоречащие закону для выполнения положений своего решения. О невыполнении положений закона должностным лицом делается соответствующая запись в характеризующие документы, и такие военнослужащие не должны допускаться впредь на командные должности. Если эти идеи принять за основу и с участием заинтересованных органов разработать и принять «Положение об Офицерском собрании ВС РФ», то его воздействие на реформу будет немедленным и позитивным. Главное достоинство проекта - это возрождение веры большой массы офицерства в честность и справедливость, веру в государство и право и направление их огромной энергии на позитивные процессы в войсках

#офицерскоесобрание #история #военныефинансы #русскаяармия #армия

История появления, становления и развития офицерских собраний в русской не так продолжительна, но весьма поучительна и интересна. Первые публикации о необходимости военных клубов или собраний в полках появились в конце XVIII в. Мотивов пользы их создания было предостаточно.

Вместе с тем создание общества способствовало развитию товарищества, взаимного уважения, ознакомлению с прошлым полка, его боевыми традициями, воспитанию гордости за свою воинскую часть. Наконец, организованное общение диктовалось необходимостью повышения их военных знаний, что обусловливалось развитием военного дела.

О необходимости и полезности офицерских собраний высказывался писатель А.А. Писарев.

В частности, ему принадлежат слова: "Если бы я был полковым командиром, то завел бы… некоторого рода собрания под названием военного редута и приглашал бы на оное два раза в неделю всех . Для такого общества собрал бы я небольшую библиотеку, содержащую в себе лучшие, на иностранных языках писанные или с оных на природный язык переведенные книги, относящиеся до математики, географии, истории всеобщей и военного искусства, в особенности инженерной науки, фортификации и тому подобных знаний".

Почти до конца XVIII в. в какой-то мере возможность общения полка создавали некоторые ротные, эскадронные и батарейные командиры. Имея материальные возможности, они приглашали в свой дом, в свою семью на обед младших , где они вместе отдыхали и вели беседы на военные темы. Нередко командиры полков на своих квартирах образовывали своего рода офицерское общество, организуя досуг .

С усложнением военного дела, оснащением войск новым оружием, изменением способов ведения боевых действий такая форма общения стала явно недостаточной. Поэтому был сделан следующий шаг к упорядочению совместных сходок .

По инициативе самих появились частные собрания в виде военных кружков: артиллерийских, кавалерийских, инженерных, где в товарищеской беседе разбирались разные вопросы из военного дела. Так, в начале 60-х годов XVIII столетия возник инженерный кружок, заседания которого проходили в Санкт-Петербурге. Позднее появились "Клуб штаб - и обер- Новгородского пехотного полка" в Тихвине (1779), "Военный клуб" в Санкт-Петербурге (1782) и др.
В 1824 г. по решению всесильного в то время графа А.А. Аракчеева в войсках начали организовывать офицерские ресторации, послужившие прототипом офицерских собраний. Значение рестораций в жизни хорошо обрисовал М.Ю. Лермонтов в замечательном произведении "Герой нашего времени". Ресторациям позволяли иметь "дешевый стол", устраивать собрания с музыкой, игры в карты, шашки и шахматы, а приезжим разрешалось "останавливаться с удобствами в покоях".

Во второй половине XIX в. официально было разрешено создавать военные клубы в некоторых воинских частях, особенно расположенных в западных округах. Этим частям оказывалась финансовая помощь со стороны правительства. Клубы появились в Финляндском, Виленском и Варшавском военных округах. Для изучения фактического состояния дел по созданию таких клубов, характера их деятельности Военным министерством в 1869 г. была создана особая комиссия.

Она собрала значительный материал и установила, что в трех названных округах уже действовало немало военных клубов, причем каждый из них имел собственный устав. Комиссия подтвердила положительные результаты работы клубов: офицеры сроднились между собою, "слились в одно боевое общество, прониклись одним общим духом, все выиграли в светском обращении, и не было случая, чтобы приличие было нарушено".

В Военное министерство из войск шли предложения об отпуске денег из государственной казны и отводе помещений для устройства клубов. Клубы могли развить дух товарищества, единства в офицерском обществе, сблизить и ознакомить между собою семьи , поднять уровень развития вообще, особенно относительно их специальности, и, наконец, улучшить их быт.

В журнале "Военный сборник" автор статьи "К вопросу об устройстве офицерских собраний" убедительно защищал их полезность: "Насущная потребность в подобного рода учреждениях для всех частей нашей армии до того очевидна, что, казалось бы, по этому вопросу и спору никакого быть не должно. Подобного рода учреждения непременно должны повлиять самым благодетельным образом на наши офицерские общества … развить в офицерах более привязанности к военному делу; создать товарищество, тот благородный дух корпорации , который имеет столь важное значение в войсках. Проектируемые офицерские собрания непременно будут действительным и важным средством для поднятия нравственного и умственного уровня наших офицерских обществ".

Военное министерство дало разрешение на устройство офицерских собраний в каждой отдельной воинской части либо общих для нескольких воинских частей, расположенных вместе. Специального положения об офицерских собраниях, обязательного для всех воинских частей, еще не существовало. Особая комиссия при Главном штабе выработала примерный устав, который был опубликован в военной печати в 1869 г. В нем были отражены лишь наиболее общие положения о впервые создаваемых офицерских собраниях, а об организации их работы никаких указаний дано не было. Поэтому каждая воинская часть составляла свой устав.

Через пять лет, в 1874 г., был разработан единый нормативный документ для всех воинских частей - так называемый нормальный устав военных собраний, который был утвержден царем. В этом же году в приказе по военному ведомству устройство собраний считалось обязательным для всех воинских частей. Следовательно, от первых публикаций в печати о необходимости и полезности собраний до принятия решения об их создании в каждой части прошло почти столетие. Одна из главнейших причин такого затяжного пути - экономическая, поскольку для учреждения собрания даже в одном полку требовались немалые деньги, в том числе из государственного бюджета.

Уставом 1874 г. военным собраниям был придан "клубный характер", работа в них организовывалась как в обычных, не военных, общих клубах. Управление всеми делами собрания поручалось комитету избираемых старшин, а не командиру части, что явно не соответствовало специфике управления воинскими частями.

Военный министр предоставил каждой воинской части право дополнять в случае надобности статьи этого устава путем издания более подробных правил с утверждением их командиром дивизии. Но правила эти могли касаться только дальнейшего развития отдельных статей нормального устава без изменения основополагающих его положений.

Предложения по изменению устава командиры частей были обязаны направлять в Военное министерство. Таких предложений поступило очень много, и через десять лет после введения нормального устава, в сентябре 1884 г., Александр III утвердил Положение об офицерских собраниях в отдельных частях войск.

В нем основные задачи и организация работы собраний, введенные нормальным уставом, были сохранены, но вместе с тем появились и принципиальные изменения. Весьма важно, что в этом Положении отказались от выбора старшин, которые вершили дела собраний. Теперь собрание становилось лишь совещательным органом, обязанности председателя собрания были возложены на командира части, он стал утверждать предложения собрания. Положение 1884 г. оказалось настолько глубоко проработанным, что в дальнейшем другое не принималось. В него лишь вносились незначительные дополнения и изменения.

В 1898 г. при Главном штабе хотя и была образована комиссия по пересмотру Положения, но предложенные ею изменения и дополнения не потребовали принятия нового документа. В каждой воинской части в его развитие разрабатывались, одобрялись офицерским собранием и утверждались командиром части частные правила собрания, где более подробно и конкретно излагались некоторые стороны деятельности, особенно финансово-хозяйственная. Многие предложения комиссии при Главном штабе находили отражение как раз в этих частных правилах.

В.В. Тиванов, «Денежные капиталы в русской армии»



Просмотров