О порядке формирования совета федерации федерального собрания российской федерации. Порядок формирования совета федерации В каком порядке формируется совет федерации

Александр Борисов .

Комментарий к Федеральному закону от 3 декабря 2012 г. №229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» (постатейный)

Список сокращений

Органы государственной власти:

Совет Федерации – Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

Государственная Дума – Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;

КС России – Конституционный Суд Российской Федерации;

Генпрокуратура России – Генеральная прокуратура Российской Федерации;

МВД России – Министерство внутренних дел Российской Федерации;

Минэкономразвития России – Министерство экономического развития Российской Федерации.


Правовые акты:

Закон 1994 г. о статусах члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы – Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (наименование в ред. Федерального закона от 5 июля 1999 г. № 133-ФЗ)1
СЗ РФ, 1994, № 2, ст. 74; 1999, № 28, ст. 3466.

часть первая ГК РФ – Гражданский кодекс РФ (часть первая) от

УК РФ – Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ3
СЗ РФ, 1996, № 25, ст. 2954.

УИК РФ – Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ4
СЗ РФ, 1997, № 2, ст. 198.

Закон 1999 г. об организации органов власти субъектов РФ – Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»5
СЗ РФ, 1999, № 42, ст. 5005.

Закон 2000 г. о порядке формирования Совета Федерации – Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-Ф3 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»6
СЗ РФ, 2000, № 32, ст. 3336.

КоАП РФ – Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ7
СЗ РФ, 2002, № 1 (ч. I), ст. 1.

ГПК РФ – Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14 ноября 2002 г. № 138-Ф38
СЗ РФ, 2002, № 46, ст. 4532.

Регламент Совета Федерации – Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержден постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ9
сЗ рф, 2002, № 7, ст. 635.


Источники правовых актов:

www.pravo.gov.ru – «Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru»;

РГ – «Российская газета»;

СЗ РФ – «Собрание законодательства Российской Федерации»;

СПС – справочные правовые системы.

Введение

Существование самостоятельного акта федерального законодателя, регламентирующего формирование Совета Федерации Федерального Собрания РФ (обозначается в настоящем комментарии как Совет Федерации), предопределено положением ч. 2 ст. 96 Конституции РФ, согласно которому порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. В пункте 7 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ предусматривалось, что Совет Федерации первого созыва избирается сроком на два года. Но избирался лишь Совет Федерации первого созыва. Как отмечалось в Постановлении КС России от 21 декабря 2005 г. № 13-П10
СЗ РФ, 2006, № 3, ст. 336.

Совет Федерации в силу ч. 2 ст. 95 и ч. 2 ст. 96 Конституции РФ формируется, в его состав входят по два представителя от каждого субъекта РФ – по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти, т. е. вопрос о порядке наделения гражданина РФ полномочиями члена Совета Федерации оставлен на усмотрение федерального законодателя.

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (далее также – комментируемый Закон) является уже третьим соответствующим актом федерального законодателя. Первым таким актом являлся Федеральный закон от 5 декабря 1995 г. № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»11
СЗ РФ, 1995, № 50, ст. 4869.

Содержащееся в котором регулирование сводилось к двум положениям: в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности (ст. 1); в двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта РФ совместным решением обеих палат определяется его представитель в Совет Федерации (ст. 2).

На смену названного Федерального закона от 5 декабря 1995 г. № 192-ФЗ принят Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (именуется в настоящем комментарии как Закон 2000 г. о порядке формирования Совета Федерации), содержащий более содержательную регламентацию, которая приведена при рассмотрении соответствующих положений комментируемого Закона. Основной же целью принятия комментируемого Закона явилась реализация идеи о формировании Совета Федерации на основе волеизъявления избирателей субъектов РФ. В отношении концепции данного Закона в пояснительной записке к его проекту отмечалось следующее:

Устанавливается, что Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу;

Предусматривается, что кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин РФ, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, предшествующих выдвижению. В то же время предлагается исключить требование о постоянном проживании кандидата на территории субъекта РФ в отношении лиц, которые на день голосования на выборах соответствующих органов государственной власти субъектов РФ являются членами Совета Федерации или депутатами Государственной Думы;

Устанавливаются две различные процедуры наделения полномочиями члена Совета Федерации – представителя от законодательного (представительного) органа и члена Совета Федерации – представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

Предусматривается в основном сохранить действующий ныне порядок наделения полномочиями члена Совета Федерации – представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа в течение одного месяца со дня первого заседания данного органа нового созыва. Представителем в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа может быть только депутат этого органа;

Предполагается установить следующий порядок наделения полномочиями члена Совета Федерации – представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. При проведении выборов высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ каждый кандидат на данную должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации – представителя от исполнительного органа власти субъекта РФ. Решение о наделении полномочиями соответствующего члена Совета Федерации вновь избранное высшее должностное лицо субъекта Федерации должно принять не позднее чем на следующий день после дня вступления в должность, оформив его соответствующим указом (постановлением);

Исключается возможность досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации по инициативе губернатора или законодательного органа субъекта РФ. Предусматривается, что для досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации останутся те же основания, что и для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы (личное заявление и др.). В связи с этим одновременно предлагается также принять федеральный закон, вносящий соответствующие изменения в ст. 4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Соответственно указанному предложению одновременно с комментируемым Законом принят Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 238-Ф3 «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»12
www.pravo.gov.ru , 2012, 4 декабря.

В комментируемый Закон внесены изменения Федеральным законом от 2 апреля 2013 г. № 30-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»13
www.pravo.gov.ru , 2013, 2 апреля.

Эти изменения учитывают внесенные тем же Федеральным законом от 2 апреля 2013 г. № 30-ФЗ в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (именуется в настоящем комментарии как Закон 1999 г. об организации органов власти субъектов РФ) изменения, которые предусматривают и регламентируют новый способ выборов должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) – избрание данного должностного лица депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Кроме того, в комментируемый Закон внесены изменения Федеральным законом от 7 мая 2013 г. № 102-ФЗ14
www.pravo.gov.ru , 2013, 8 мая.

В связи с принятием Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами»15
www.pravo.gov.ru , 2013, 8 мая.

Статья 1
Основы формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

1. В Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Совет Федерации) в соответствии с Конституцией Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и от исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

2. Наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации на основе волеизъявления избирателей данного субъекта Российской Федерации.

3. Наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок полномочий указанного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. Члены Совета Федерации не создают фракции и партийные объединения.

1. В комментируемой статье определены основы формирования Совета Федерации. В рамках данной регламентации часть 1 данной статьи, воспроизводя часть 2 ст. 95 Конституции РФ, устанавливает, что в Совет Федерации в соответствии с Конституцией РФ входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и от исполнительного органов государственной власти субъекта РФ. Ранее данное положение было закреплено в ч. 1 ст. 1 Закона 2000 г. о порядке формирования Совета Федерации.

Данное положение закреплено соответственно положениями ст. 109 Конституции РФ, согласно которым государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Как указано в Постановлении КС России от 29 мая 1998 г. № 16-П16
СЗ РФ, 1998, № 23, ст. 2626.

Разделение властей относится к числу общих принципов демократического правового федеративного государства; закрепленное в Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя для России в целом, оно обязательно не только для федерального уровня, но и для организации государственной власти в субъектах РФ; принцип разделения властей предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и взаимное уравновешивание ветвей власти, невозможность ни для одной из них подчинить себе другие; в том виде, как он закреплен в Конституции РФ, данный принцип не допускает сосредоточения функций различных ветвей власти в одном органе.

В Постановлении КС России от 18 января 1996 г. № 2-П17
СЗ РФ, 1996, № 4, ст. 409.

Отмечалось, что в ч. 2 ст. 95 Конституции РФ отражены требования, вытекающие из самостоятельности исполнительной и законодательной властей и обосновывающие независимое формирование их органов; раздельное представительство в Совете Федерации становится бессмысленным, если оба представителя – от представительного и исполнительного органов государственной власти субъекта РФ – избраны одним и тем же органом.

2. Часть 2 комментируемой статьи декларирует, что наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответствующим органом государственной власти субъекта РФ на основе волеизъявления избирателей данного субъекта РФ. Закон 2000 г. о порядке формирования Совета Федерации такого декларативного положения не содержал. Авторами же законопроекта, принятого в качестве комментируемого Закона, в рамках обоснования того, что предусматривается новый порядок формирования Совета Федерации по непартийному принципу на основе волеизъявления избирателей субъектов РФ, отмечалось, что в этих целях определяются новые требования к кандидатам для наделения полномочиями члена Совета Федерации, вводятся различные процедуры наделения их полномочиями от законодательного (представительного) органа государственной власти и исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также новый порядок наделения полномочиями нового члена Совета Федерации в случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации.

3. В части 3 комментируемой статьи установлено, что наделение полномочиями члена Совета Федерации осуществляется соответственно законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок полномочий указанного органа государственной власти субъекта РФ.

Подобным образом ранее в ч. 1 ст. 2 Закона 2000 г. о порядке формирования Совета Федерации предусматривалось, что представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) на срок его полномочий.

В отношении же представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в ч. 1 и 2 ст. 2 названного Закона предусматривались несколько иные правила: член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа; член Совета Федерации – представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

4. Часть 4 комментируемой статьи провозглашает, что Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу. При этом в рамках определения содержания данного принципа предусмотрено, что члены Совета Федерации не создают фракции и партийные объединения.

Изложенный принцип не декларировался в положениях Закона 1994 г. о статусах члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы и Закона 2000 г. о порядке формирования Совета Федерации, но подразумевался. Соответственно, в ч. 3 ст. 3 Регламента Совета Федерации (в ред. Постановления Совета Федерации от 18 июня 2008 г. № 223-СФ18
сЗ рф, 2008, № 25, ст. 2918.

) устанавливалось, что создание формализованных фракций, парламентских объединений, а также организация и ведение любой деятельности в интересах политических партий не допускается. В связи с принятием комментируемого Закона Постановлением Совета Федерации от 6 февраля 2013 г. № 19-СФ19
сЗ рф, 2013, № 6, ст. 483.

Указанное положение изложено в новой редакции, дублирующей положение ч. 4 комментируемой статьи.

Статья 2
Кандидаты для наделения полномочиями члена Совета Федерации

1. Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации.

2. Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации – представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа, отвечающий требованиям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи.

2 1 . В случае, если конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации предусмотрено избрание высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации – представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, входивший в качестве кандидата в депутаты в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов, соответствующую данному субъекту Российской Федерации, или группе субъектов Российской Федерации, в которую входит данный субъект Российской Федерации, или части территории данного субъекта Российской Федерации, либо депутат законодательного (представительного) органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации, либо депутат представительного органа муниципального образования, расположенного на территории данного субъекта Российской Федерации, отвечающие требованиям, предусмотренным частью 1 настоящей статьи. В указанном случае кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации – представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации также может быть член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти данного субъекта Российской Федерации, который на день представления Президентом Российской Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации кандидатов для избрания на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) получит поддержку не менее 10 процентов от числа представительных органов муниципальных образований данного субъекта Российской Федерации. Поддержка кандидата осуществляется решением представительного органа муниципального образования, принимаемым большинством голосов от общего числа депутатов указанного органа в порядке, установленном его регламентом. Указанное решение может быть принято не ранее чем за 40 дней и не позднее чем за 25 дней до истечения срока полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 45 дней со дня досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

3. Требование о постоянном проживании на территории субъекта Российской Федерации, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, не распространяется на кандидата для наделения полномочиями члена Совета Федерации, который на день голосования на выборах соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации является членом Совета Федерации или депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, либо замещает государственную должность или должность государственной гражданской службы соответствующего субъекта Российской Федерации, либо замещал государственные должности или должности государственной гражданской службы соответствующего субъекта Российской Федерации в совокупности в течение пяти лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации.

4. Не может быть кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации гражданин Российской Федерации:

1) имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

2) признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) осужденный за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий неснятую, непогашенную судимость либо ранее имевший судимость за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления, за исключением случаев, если в соответствии с новым уголовным законом это деяние не признается тяжким или особо тяжким преступлением;

5) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющий на день принятия решения о назначении выборов соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации неснятую, непогашенную судимость за указанное преступление;

6) подвергнутый административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.3 или 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в течение срока, когда гражданин Российской Федерации считается подвергнутым административному наказанию).

5. Кандидат для наделения полномочиями члена Совета Федерации, которому не запрещено открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, обязан до регистрации избирательной комиссией субъекта Российской Федерации соответствующего кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо до рассмотрения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующей кандидатуры на указанную должность закрыть такие счета (вклады), прекратить такое хранение наличных денежных средств и ценностей и (или) осуществить отчуждение таких финансовых инструментов.

1-2 1 . Комментируемая статья устанавливает требования к кандидатам для наделения полномочиями члена Совета Федерации, а также ограничения, при наличии которых гражданин не может быть таким кандидатом. Ранее в рамках такой регламентации в ч. 2 ст. 1 Закона 2000 г. о порядке формирования Совета Федерации предусматривалось, что членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.

Вводится новый, более демократичный, порядок формирования верхней палаты российского парламента - Совета Федерации.

Как и ранее, в Совфед входят по 2 представителя от каждого региона: один от законодательного органа власти субъекта Федерации, другой - от исполнительного. Для них предусматриваются различные процедуры наделения полномочиями. В отношении первого в основном сохранен прежний порядок (решение о наделении полномочиями принимает законодательный орган). Причем кандидатом в представители от регионального парламента может быть только его депутат (ранее - также и депутат муниципального органа).

Представителя от исполнительного органа власти региона будут определять следующим образом. При проведении выборов главы субъекта Федерации каждый претендент на этот пост должен представить 3 кандидатуры в Совфед, одна из которых в случае избрания и будет наделена соответствующими полномочиями. Сведения об этих кандидатурах размещают в помещениях для голосования на выборах глав регионов. Тем самым реализуется идея о формировании Совфеда на основе волеизъявления избирателей.

Пересмотрены требования к кандидатам в сенаторы. Их минимальный возраст оставлен на уровне 30 лет. Кандидат должен иметь безупречную репутацию и постоянно проживать в соответствующем регионе не менее 5 предшествующих лет. Ценз оседлости не распространяется на кандидатов из числа членов Совфеда и депутатов Госдумы. Не касается он и лиц, занимавших в регионе госдолжности или находившихся на гражданской госслужбе не менее 5 предыдущих лет.

Не могут стать кандидатами в Совфед лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, осужденные к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления (даже если судимость снята или погашена) либо деяния экстремистской направленности (если судимость не снята или не погашена), а также привлеченные к административной ответственности за экстремизм.

Закрепляется непартийный принцип формирования и структурирования Совфеда. Его членам запрещено создавать фракции и партийные объединения, как депутатам Госдумы.

Члены Совфеда исполняют свои функции в течение срока полномочий назначившего их органа. При этом глава субъекта Федерации и региональный парламент не могут досрочно отзывать их по собственной инициативе. Для членов Совфеда предусмотрены те же основания досрочного прекращения полномочий, что и для депутатов Госдумы (личное заявление, получение иностранного гражданства, поступление на госслужбу и др.). При досрочном прекращении полномочий представителя от исполнительного органа его место занимает другой кандидат из губернаторского списка. Если же ни один кандидат не отвечает предъявляемым требованиям, глава региона назначает представителем в Совфед депутата регионального парламента.

Новый порядок формирования Совфеда вводится с 1 января 2013 г. При этом члены палаты, избранные (назначенные) до этого момента, продолжают исполнять свои полномочия до очередных выборов в соответствующие региональные органы власти.

Александр Николаевич Борисов

Комментарий к Федеральному закону от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» (постатейный)

Список сокращений

Органы государственной власти:

Совет Федерации – Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

Государственная Дума – Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации;

КС России – Конституционный Суд Российской Федерации;

Генпрокуратура России – Генеральная прокуратура Российской Федерации;

МВД России – Министерство внутренних дел Российской Федерации;

Минэкономразвития России – Министерство экономического развития Российской Федерации.


Правовые акты:

Закон 1994 г. о статусах члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы – Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (наименование в ред. Федерального закона от 5 июля 1999 г. № 133-ФЗ);

часть первая ГК РФ – Гражданский кодекс РФ (часть первая) от

Закон 1999 г. об организации органов власти субъектов РФ – Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

Закон 2000 г. о порядке формирования Совета Федерации – Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-Ф3 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»;

Регламент Совета Федерации – Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, утвержден постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 г. № 33-СФ.


Источники правовых актов:

www.pravo.gov.ru – «Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru»;

РГ – «Российская газета»;

СЗ РФ – «Собрание законодательства Российской Федерации»;

СПС – справочные правовые системы.

Введение

Существование самостоятельного акта федерального законодателя, регламентирующего формирование Совета Федерации Федерального Собрания РФ (обозначается в настоящем комментарии как Совет Федерации), предопределено положением ч. 2 ст. 96 Конституции РФ, согласно которому порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. В пункте 7 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции РФ предусматривалось, что Совет Федерации первого созыва избирается сроком на два года. Но избирался лишь Совет Федерации первого созыва. Как отмечалось в Постановлении КС России от 21 декабря 2005 г. № 13-П, Совет Федерации в силу ч. 2 ст. 95 и ч. 2 ст. 96 Конституции РФ формируется, в его состав входят по два представителя от каждого субъекта РФ – по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти, т. е. вопрос о порядке наделения гражданина РФ полномочиями члена Совета Федерации оставлен на усмотрение федерального законодателя.

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (далее также – комментируемый Закон) является уже третьим соответствующим актом федерального законодателя. Первым таким актом являлся Федеральный закон от 5 декабря 1995 г. № 192-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», содержащееся в котором регулирование сводилось к двум положениям: в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности (ст. 1); в двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта РФ совместным решением обеих палат определяется его представитель в Совет Федерации (ст. 2).

На смену названного Федерального закона от 5 декабря 1995 г. № 192-ФЗ принят Федеральный закон от 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (именуется в настоящем комментарии как Закон 2000 г. о порядке формирования Совета Федерации), содержащий более содержательную регламентацию, которая приведена при рассмотрении соответствующих положений комментируемого Закона. Основной же целью принятия комментируемого Закона явилась реализация идеи о формировании Совета Федерации на основе волеизъявления избирателей субъектов РФ. В отношении концепции данного Закона в пояснительной записке к его проекту отмечалось следующее:

Устанавливается, что Совет Федерации формируется и структурируется по непартийному принципу;

Предусматривается, что кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин РФ, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, предшествующих выдвижению. В то же время предлагается исключить требование о постоянном проживании кандидата на территории субъекта РФ в отношении лиц, которые на день голосования на выборах соответствующих органов государственной власти субъектов РФ являются членами Совета Федерации или депутатами Государственной Думы;

Устанавливаются две различные процедуры наделения полномочиями члена Совета Федерации – представителя от законодательного (представительного) органа и члена Совета Федерации – представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

Предусматривается в основном сохранить действующий ныне порядок наделения полномочиями члена Совета Федерации – представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Решение о наделении полномочиями члена Совета Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа в течение одного месяца со дня первого заседания данного органа нового созыва. Представителем в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа может быть только депутат этого органа;

Предполагается установить следующий порядок наделения полномочиями члена Совета Федерации – представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. При проведении выборов высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ каждый кандидат на данную должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации – представителя от исполнительного органа власти субъекта РФ. Решение о наделении полномочиями соответствующего члена Совета Федерации вновь избранное высшее должностное лицо субъекта Федерации должно принять не позднее чем на следующий день после дня вступления в должность, оформив его соответствующим указом (постановлением);

Исключается возможность досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации по инициативе губернатора или законодательного органа субъекта РФ. Предусматривается, что для досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации останутся те же основания, что и для досрочного прекращения полномочий депутата Государственной Думы (личное заявление и др.). В связи с этим одновременно предлагается также принять федеральный закон, вносящий соответствующие изменения в ст. 4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Соответственно указанному предложению одновременно с комментируемым Законом принят Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 238-Ф3 «О внесении изменений в статью 4 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В комментируемый Закон внесены изменения Федеральным законом от 2 апреля 2013 г. № 30-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Эти изменения учитывают внесенные тем же Федеральным законом от 2 апреля 2013 г. № 30-ФЗ в Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (именуется в настоящем комментарии как Закон 1999 г. об организации органов власти субъектов РФ) изменения, которые предусматривают и регламентируют новый способ выборов должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) – избрание данного должностного лица депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Порядок формирования Совета Федерации РФ закреплен в соответствующем законе. Так, в состав входит по 2 представителя от субъекта страны. Государственный Совет Российской Федерации включает в себя по одному от исполнительного и представительного (законодательного) властного органа субъекта.

В качестве члена рассматриваемого органа может быть назначен (избран) гражданин России, не моложе тридцати лет. При этом лицо должно обладать правом выбирать и быть выбранным в соответствии с конституционными нормами.

Порядок формирования Совета Федерации предусматривает, что члены - представители субъектов выбираются на срок полномочий этих органов, а при их формировании - на период полномочий депутатов, избранных однократно.

Представители двухпалатного законодательного института избираются по очереди от каждой палаты на половину периода деятельности соответствующей палаты.

Порядок Формирования Совета Федераций предусматривает рассмотрение кандидатов на избрание председателем.

Представитель от госвласти субъекта назначается должностным лицом (руководителем исполнительного высшего органа) субъекта.

Порядок формирования Совета Федерации предполагает тайное голосование при избрании представителя законодательного института власти. Принятое решение оформляется соответствующим постановлением.

Решение, принятое о назначении представителя от исполнительного органа закрепляется соответствующим указом. Этот указ в течение трех дней направляется в госвласти субъекта.

Порядок формирования Совета Федерации предусматривает определенные условия вступления в силу указов и постановлений о назначениях. Например, решение о принятии в должность представителя от исполнительного властного органа в случае, если на внеочередном (очередном) заседании представительного органа госвласти субъекта две трети всего количества депутатов не отдадут свои голоса против назначения.

Постановления о назначении (избрании) членов Госсовета направляются принявшими их органами в Совет Федерации.

Согласно законодательству, образование рассматриваемого органа завершилось к началу 2002-го года.

В соответствии с конституционными нормами, установлен перечень вопросов, которыми ведает Госсовет. Среди них следует отметить вопросы по:

  1. Утверждению изменения границ субъектов.
  2. Утверждению указа Президента о введении в стране военного положения.
  3. Решению вопроса о возможности применения Вооруженных Сил страны за ее пределами.
  4. Назначению судей Верховного, Конституционного, Высшего Арбитражного органа правосудия.
  5. Назначение и освобождение от полномочий Генпрокурора страны.

Согласно соответствующей конституционной норме Госдума и Совет Федерации образуют Счетную палату. Порядок ее деятельности, состав закрепляется законодательно.

Из своего состава Совет Федерации выдвигает Председателя, а также его заместителей. Они ведают внутренним режимом работы, ведут заседания. Госсовет формирует комиссии, комитеты, проводит связанные с вопросами своего ведения. В структуре органа при этом недопустимо образование парламентских объединений, фракций.

Обеспечение коллегиального и оперативного обсуждения каких-либо неотложных вопросов по деятельности Госсовета, связанных с постоянным функционированием органа, осуществляется при помощи Совета палаты. Этот коллегиальный орган действует постоянно. В его состав включены заместители Председателя Госсовета, Председатель, председатели комиссий и комитетов Совета, а также Комиссии по парламентским процедурам и регламенту.

Основы конституционного статуса Федерального Собрания, его место в системе органов государства

1. Федеральное Собрание - парламент - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, - это общегосударственное федеральное представительное учреждение. Российский парламент - представительный орган всего многонационального народа Российской Федерации, всех ее составных частей - субъектов, призван выражать волю, реализовывать суверенитет, интересы народа, отражать мнение субъектов Федерации. Представительный характер Федерального Собрания обусловлен порядком формирования его палат. Всенародные выборы депутатов Государственной Думы также обусловливают ее представительную природу, обеспечивают отражение в ее деятельности разнообразных политических взглядов, интересов разных социальных слоев и групп, населения различных территорий, идеологического многообразия, политического плюрализма.

Представительная природа Федерального Собрания в определенной степени проявляется и в составе депутатов Государственной Думы. Среди них представители многих наций, народностей, этнических, групп, населяющих нашу страну, разных слоев общества, политических организаций, профессий, носители различных идеологических воззрений, религиозных взглядов. В их составе находит некоторое отражение демографическая структура населения: имеются мужчины и женщины, люди разных возрастных групп. Интересы и мнения социальных, профессиональных, демографических, этнических групп могут представлять в парламенте не только лица, к ним принадлежащие. Это могут делать и другие люди. Полномочными представителями народа, которые могут выражать его общие интересы и интересы, мнения составных его частей, парламентарии становятся в результате выборов, на которых избиратели высказали доверие им, их программам, политическим установкам.

Представительная природа Государственной Думы проявляется также в установлении определенного срока, по истечении которого (или даже раньше - при досрочном роспуске этой палаты) проводятся новые выборы и обновляется состав депутатов. Это способствует своевременному учету новых потребностей, мнений, настроений народа.

2. Федеральное Собрание олицетворяет законодательную власть Российской Федерации, осуществляет законодательную функцию в масштабе всей России, в том числе принимает законы о федеральном бюджете, осуществляет парламентский контроль. Законодательный орган Российской Федерации вместе с тем не обладает всеобъемлющей компетенцией, не должен подменять органы судебной и исполнительной власти, выходить за пределы компетенции Российской Федерации и вмешиваться в вопросы, по которым субъекты Федерации самостоятельно осуществляют всю полноту власти. Конституционный статус Федерального Собрания отражает принцип разделения властей, а также такой принцип федеративного устройства России, как разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти самой Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. В отношениях с другими структурами власти Федеральное Собрание выступает как самостоятельный орган законодательной власти, осуществляя функции, свойственные парламентам. Оно юридически не подчинено никакому государственному органу, в том числе Президенту, Правительству.

Весьма значимы взаимоотношения Федерального Собрания с Президентом РФ. Он участвует в законодательном процессе, подписывает законы, обнародует их и обладает правом вето, может досрочно распускать Государственную Думу, но только в определенных Конституцией РФ случаях назначает выборы этой палаты.

Федеральное Собрание играет значительную роль в отношении Правительства РФ - органа, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации. Государственная Дума участвует в назначении Председателя Правительства РФ, давая на это согласие Президенту. Правительство РФ несет политическую ответственность не только перед Президентом РФ (хотя преимущественно перед ним), но и перед Государственной Думой, которая может выразить ему недоверие.

Федеральное Собрание может осуществлять законодательное регулирование системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной властей, порядка их организации и деятельности, может регламентировать общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

Большое значение имеют взаимоотношения парламента с судебной властью, независимой и подчиненной только Конституции РФ и закону. Совет Федерации назначает судей высших судебных инстанций, которые, однако, в дальнейшем несменяемы. Конституционный Суд играет важную роль в обеспечении конституционности законов, разрешает дела о соответствии федеральных законов, нормативных актов Конституции РФ. Признанные им неконституционными акты, в том числе законы или их отдельные положения, утрачивают силу.

Палаты Федерального Собрания: состав, порядок формирования, внутренняя организация

1. Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру и состоит из Совета Федерации (эту палату в средствах массовой информации часто называют верхней, однако Конституция РФ этот термин не использует, хотя и ставит ее на первое место) и Государственной Думы (ее иногда именуют нижней, скорее, по аналогии с зарубежными парламентами). Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает рядом главных черт: 1) самостоятельность палат. Она проявляется в разграничении их функций, самостоятельном их осуществлении, отсутствии подчиненности палат, в собственной компетенции каждой из них, независимости во внутренней организации; 2) неодинаковая компетенция палат - к их ведению относятся в основном разные вопросы, а в законодательном процессе они имеют разные полномочия; 3) разный порядок формирования палат; 4) особенности представительной природы каждой палаты

2. Состав палат определяется Конституцией РФ. Совет Федерации состоит из представителей от каждого субъекта Российской Федерации - по два от каждого из субъектов РФ. Согласно Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 декабря 1995 г, этими представителями являются главы исполнительного и законодательного (представительного) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые входят в Совет Федерации по должности. С учетом числа субъектов Федерации (89) состав Совета Федерации должен насчитывать 178 человек. Число депутатов Государственной Думы установлено Конституцией РФ, их 450 (ч. 3 ст. 95).

3. Порядок формирования Совета Федерации и выборов депутатов Государственной Думы устанавливается на основе Конституции РФ федеральными законами. Государственная Дума избирается сроком на четыре года. Однако обе палаты первого созыва в виде исключения были в декабре 1993 г. избраны на два года.

В дальнейшем Конституция не предусматривает избрания Совета Федерации, а состав представителей от каждого субъекта РФ, естественно, может меняться при изменении персонального состава председателей законодательных органов субъектов, которые избираются их депутатами из своего состава, а также глав исполнительных органов субъектов (эти руководители должны избираться населением регионов, и их выборы проводятся в соответствии с законом).

Понятно, что депутатский корпус и руководители исполнительных органов субъектов могут обновляться в результате региональных выборов. Выборы же самого Совета Федерации, срок его полномочий Конституцией не предусматриваются.

Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Государственной Думы может быть гражданин РФ, достигший на день выборов 21 года. Половина депутатов -225 человек - избираются по одномандатным избирательным округам: один депутат от каждого округа. При этом выборы должны быть альтернативными: в каждом таком округе должно быть не менее двух кандидатов. Остальные 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками. При выборах депутатов Государственной Думы, таким образом, применяется смешанная избирательная система. В одномандатных избирательных округах (их 225) результаты выборов определяются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства. А результаты голосования за федеральные списки кандидатов по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию Российской Федерации, определяются по пропорциональной избирательной системе.

Выдвигать кандидатов в депутаты могут непосредственно избиратели и избирательные объединения, избирательные блоки. Последние могут выдвигать как кандидатов в одномандатных округах, так и федеральный список кандидатов по федеральному избирательному округу, а непосредственно избиратели - только по одномандатным округам, причем каждый избиратель, достигший 21 года, может выдвинуть кандидатуру. В одномандатных округах в поддержку кандидата должно быть собрано не менее 1% подписей избирателей от общего числа избирателей данного избирательного округа. В поддержку федерального списка кандидатов избирательное объединение, избирательный блок обязаны собрать не менее 200 тыс. подписей избирателей, причем на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 14 тыс. из этого числа. Вместо сбора подписей может быть внесен избирательный залог.

Избранным по одномандатному избирательному округу считается кандидат, который получил наибольшее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25% зарегистрированных по округу избирателей.

Результаты выборов в федеральном избирательном округе определяются по пропорциональной системе с учетом так называемого пятипроцентного «заградительного пункта», Прежде всего из распределения депутатских мандатов по федеральному избирательному округу исключаются те избирательные объединения, избирательные блоки, списки которых получили менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Смысл этого «заградительного барьера» в том, чтобы предотвратить преобладание в парламенте мелких политических группировок, набравших незначительную долю голосов, способствовать укрупнению парламентских фракций, что должно сделать парламент более стабильным, предсказуемым. Далее подсчитывается сумма голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов от избирательных объединений, избирательных блоков, получивших 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т.е. преодолевших «заградительный барьер». Потом эта сумма делится на число мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу, - 225. Получается избирательное частное, т.е. определяется «вес» одного мандата. Затем число голосов, полученных каждым избирательным объединением, блоком, получившим пять и более процентов голосов, делится на это избирательное частное и определяется количество полученных объединением, блоком депутатских мандатов - это целая часть числа, полученного в результате деления. Таким образом, избирательные объединения, блоки получают количество депутатских мандатов, соответствующее числу голосов, поданных за их списки кандидатов (чем больше голосов, тем больше депутатских мандатов). Законодательство предусматривает правила вторичного распределения оставшихся нераспределенных мандатов с учетом дробных частей (остатков), полученных в результате первого деления, а также распределения мандатов внутри кандидатского списка избирательного объединения.

Полученные избирательным объединением, блоком депутатские мандаты распределяются между кандидатами из федерального списка этого объединения или блока согласно порядку размещения кандидатов в этом списке, в соответствии с их очередностью в нем. В первую очередь получают депутатские мандаты кандидаты, указанные в начале списка. Избирательное объединение, блок, размещая кандидатов в списке, разбивают его (полностью. или частично) на региональные группы кандидатов (по субъектам РФ или их группам); при этом может быть выделена часть списка, охватывающая кандидатов, не включенных в региональные группы, и в этой части списка не может быть более 18 кандидатов. Они располагаются в начале списка, и при распределении мандатов именно они получают их в первую очередь.

Если депутат, избранный в Государственную Думу по федеральному списку кандидатов избирательного объединения, избирательного блока, досрочно выбывает, то его мандат по постановлению Государственной Думы передается следующему за выбывающим кандидату из того же федерального списка. Таким образом, соответствующим избирательным объединением депутатский мандат не утрачивается и при выбытии депутата, избранного по федеральному округу.

4. Конституция РФ 1993 г. предусматривает возможность досрочного роспуска одной из палат Федерального Собрания - Государственной Думы. Это может сделать Президент РФ в случаях и порядке, установленных ст. 111, 117 Конституции РФ: 1) после трехкратного отклонения данной палатой представленных главой государства кандидатур Председателя Правительства РФ; 2) если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ; 3) при отказе этой палатой в доверии Правительству РФ, если его Председатель сам поставил вопрос о доверии Правительству (в последних двух ситуациях Президент РФ может не распускать эту палату, а объявить об отставке Правительства).

Распуская Государственную Думу досрочно, Президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Однако в некоторые периоды эта палата не может быть распущена либо вообще, либо по некоторым основаниям. В течение года после избрания Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, обозначенным в ст. 117 Конституции РФ (отказ в доверии Правительству или повторное в течение трех месяцев выражение недоверия Правительству РФ). Она не может быть распущена вообще в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ, кроме того, с момента выдвижения ею обвинения против Президента и до принятия соответствующего решения Советом Федерации, а также в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения.



Просмотров