О каком юридическом правиле т гоббс писал. Учение Т. Гоббса о государстве. Политическая философия Томаса Гоббса

В 1640 г. в Англии началась революция в защиту прав парламента. Направлена была против феодальных пережитков и произвола короля.

На защиту королевской власти выступил великий английский мыслитель и теоретик естественного права Томаса Гоббса (1588-1679). Сын сельского священника, мать крестьянка, закончил Оксфорд, работал домашним учителем. Родители учеников видимо были состоятельные люди, что дало возможность Томасу много путешествовать по Европе, продолжая свое образование. Юриспруденция Томаса Гоббса основана на разуме, опыте, а не на схоластике и догматизмі. Она дала возможность представителям Нового времени по-другому смотреть на проблемы государства, права, международного права, форм правления государством, законодательства. За поддержку короля, его власти в начале революции он был вынужден покинуть страну и эмигрировать в Париж. Там он написал свою основную работу с осуждением революции и гражданской войны. После окончания в Англии всех революционных событий Т. Гоббс публикует в Лондоне свою основную работу "Левиафан, или материя, форма и власть государства". Было это в 1651 году. Учение о праве и государстве он стремился превратить в такую точную науку, как геометрия. Политико-правовое учение Т. Гоббс строил на изучении природы и страстей человека. Страсти эти такие: 1. Соперничество. 2. Стремление к наживе. 3. Недоверие. 4. Любовь к славе. Вместе эти страсти делают людей врагами, хотя они живут в одном государстве.

Как представлял Т. Гоббса государство? 1. Государство - это великий Левиафан (библейское чудовище), искусственный человек или земной бог. 2. Верховная власть - душа государства. 3. Судьи и чиновники - суставы. 4. Советники - память. 5. Законы - разум и воля. 6. Награды и наказания - нервы. 7. Смута-болезнь. 8. Гражданская война - смерть. 9. Благосостояние граждан - сила. 10. Безопасность народа - занятие.

Томас Гоббс признает лишь одну форму государства - неограниченную монархию. Только она дает, на его взгляд, право наследования и вечность. Демократию не признавал и осуждал. Одна из основных задач государства - обеспечение собственности, что люди приобрели путем взаимных договоров взамен отказа от универсального права. Частная собственность, по мнению Т. Гоббса, это условие сожительства и необходимое средство мира.

В работах Томаса Гоббса свобода понимается как право делать все то, что не запрещено законом. Цель законов не в том, чтобы удержать от всяких действий, а в том, чтобы дать им правильное направление. Законы подобные ограждений вдоль дороги, поэтому лишний закон вреден и не нужен.

Томас Гоббс был большим противником тоталитаризма. Неограниченная власть короля - это гарантия правопорядка и законности. Цели государство достигает только при абсолютной монархии. Когда в Англии к власти приходит Кромвель, Томас Гоббс меняет свои взгляды на монархию, потому что Кромвель сбрасывает монарха. Т. Гоббса по поводу этих событий и перемен заявил, что если государство распалось, подданные вправе искать себе другого защитника.

Однако в 1651 г. Кромвель приглашает к себе и с большим уважением принимает Томаса Гоббса, разговаривает с ним на разные темы. После теплой встречи Кромвель поручает Томасу Гоббсу провести реорганизацию университетского образования в Англии.

После смерти Т. Гоббса работа "Левиафан, или материя, форма и власть государства" по решению Оксфордского университета публично была сожжена, потому что задолго до этого католическая церковь этот трактат включила в "Список запрещенных книг". Томас Гоббс был обвинен в атеизме со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Правовая идеология в период Английской революции 1640-1649 гг.

1640-1649 гг. - период Английской революции, во время которой различные группировки и силы использовали как платформу религиозные учения. Основной идеологией был кальвинизм в различных разновидностях. Одно из требований революции - "очистки" английской церкви от остатков католицизма. Поэтому противники короля назывались пуританами (англ. pure, лат. punis - чистый). Наряду с религиозными доводами идеологи английской революции стремились использовать: 1. Положения теории естественного права, ссылаясь при этом на прирожденные права англичан. 2. Широкое распространение получила также идея договорного происхождения государственной власти.

Ведущей партией революции были индепенденты (независимые). Политико-правовые взгляды индепендентов выражены в работах великого английского поэта Джона Мильтона (1608-1674). Он написал трактаты "О власти королей и должностных лиц", "Защита английского народа против Салмазія" и другие, в которых защищал свободу совести и равноправие всех религий, кроме католической. Выступил против идеологов абсолютизма, которые защищали короля.

Государство создано по велению Бога общественным соглашением народа. Для защиты общего блага народ назначил правителей, над которыми поставил законы. Если правители говорят, что их власть от Бога, то от Бога же и свобода народа. Правитель - тиран - нарушитель договора и законов. Такой аргумент Джона Мильтона оправдывал революцию и казнь короля.

Индепенденты выступали против широкой демократии. Они хотели установить в Англии конституционную монархию, а после 1649 г. видеть в Англии уже республику с цензовим избирательным правом.

Сторонники Кромвеля называли себя "грандами" (высшие офицеры армии). Они были против демократии и демократических программ. их взгляды и позицию выражал зять Кромвеля генерал-комиссар Генри Айртон (1611-1651). Он обвинял партию левеллеров и всех других, кто хотел уничтожить частную собственность. Собственность - важнейшая основа всего королевства. Уничтожив ее, уничтожили бы все. Он выступил против теории естественного права, поскольку естественное право дает возможность каждому, кто страдает от нужды, посягать на чужое имущество. Генри Айртон заявил, что основа собственности не естественное право, а именно гражданское право, источником которого является договор. "Ни закон Бога, ни закон природы не дают мне собственности. Собственность является установление человеческой конституции", - объяснял Г. Айртон.

В 1648 г. он выступил против требования заменить монархию республикой. Пересмотр конституции, ее демократизация - это посягательство на распределение собственности.

Против компромиссной позиции индепендентов, за республику и демократическую конституцию Англии выступили левеллеры (зрівнювачі). их идеологи опирались на солдат, которые требовали: 1. Продолжение революции. 2. Обеспечение прав и свобод народа. 3. Осуществление демократизации государства. Лидером у них был Джон Лільберн (1614-1657). В своих работах он ссылается на "божье слово", ум, естественное право. Естественное право - это стержень его политико-правовых учений и толкуется оно

Д. Лильберна как прирожденные права англичан. К врожденным правам он относил свободу слова, совести, печати, петиций, торговли, свободу от военной службы, равенство перед законом и судом. Все люди по природе равны и одинаковы по силе, знанием, властью и величием. Левеллеры выступили против сословных различий и привилегий в обществе. К числу естественных прав они относили частную собственность.

Левеллеры отрицали монархическое и олигархическое правления. их идеал - республика, в которой демократическим путем пройдут выборы в однопалатный парламент. Законодательное собрание будут контролироваться народом. После достижения 21 года все имеют право голоса, за исключением слуг и тех, кто принимает милостыню, и кто служил бывшему королю. Этим они требовали введения всеобщего избирательного права.

Джон Лільберн разработал политико-правовую доктрину разграничения-разделения законодательной и исполнительной власти. Схема такая: 1. Парламент не может осуществлять правосудие. Депутаты должны принимать законы. 2. Исполнители законов чиновники, судьи не должны быть депутатами парламента. Таким образом, Джон Лільберн разработал идею "разделения властей", отстаивая тем самым принцип законности. Равный для всех закон без исключений и привилегий.

Левеллеры внесли предложение наказывать всех за одно лишь внесение закона о уравнения собственности. Считать это государственной изменой. Они были против уравниловки.

Левеллеры выдвинули идею, что власть должна быть основана на свободном выборе или согласии народа. Никто не может властвовать над людьми без их добровольного согласия. Они требовали ликвидировать королевскую власть, палату лордов и другие королевские институты. Левеллеры разработали проект "Народной соглашения" - республиканской конституции Англии.

В ходе развития революции 1640-1649 гг. все более активно обсуждалось в обществе вопрос из таких актуальных проблем: И. Соотношение свободы и собственности. II. Функции государства и права. В самый разгар борьбы, когда революция перешла в гражданскую войну, по-своему решить перечисленные выше проблемы предложили истинные левеллеры, или как их еще называли - диггеры. Первые их политико-правовые учения появились в 1648 г. В них они критиковали монархию, неравенство, частную собственность на землю и весь общественный строй Англии. В начале истинные левеллеры доносили свои взгляды посредством проповедей и личным примером. В 1649 г. они организовали коммуну на холме св. Георгия, где они собирались и совместно вскапывали под огороды общинные земли. За это их прозвали "диггеры".

Возглавил движение диггеров Джерард Уинстэнли. который родился в 1609 г. в городе Ланкашир в семье торговца сукном. Где и чему учился - неизвестно. Но очень интересовался юриспруденцией. С 1630 г. жил в Лондоне, работал учеником в компании по торговле готовой одеждой, с 1637 г. Уинстэнли становится членом этой компании с полными правами. В дальнейшем вел мелкую торговлю сукном, разорился, покинул Лондон. Поселился в графстве Суррей и стал работать по найму. Знакомится с бездомными батраками. Общение, работа с батраками, пробуждает желание у Джерарда писать теологические и юридические (теоюридичні) памфлеты. Как верующий человек он считал Бога большой юридической силой. Юриспруденция Уинстэнли имеет три этапа:

I. 1640-1648 гг., создаются памфлеты "Тайна Бога", "Наступление дня Божьего", "Рай для святых", "Истина, которая подняла голову над скандалом".

II. 1649-1650 гг., заявляет о новую правовую переустройство общества на началах общей собственности на землю. Пишет памфлет "Новый закон справедливости".

III. 1650-1652 гг. построение справедливого общества в Англии. Разрабатывает проект свободного государства. Создает памфлет "Закон свободы". В справедливом государстве юристов не будет. Землю продавать не будут, поэтому люди, которые должны толковать законы, будут ненужные. Такие основные воображения Уинстэнли о юридическом государство (утопические). Умер после 1660 года.

Джерард Уинстэнли заявлял, что революцию надо продолжать до полного уничтожения королевского правления и частной собственности. Это основной источник порабощения народа. В 1652 г. была опубликована книга Д. Уинстэнли, а точнее программа мероприятий и действий диггеров. Все запланированное в программе можно выполнить только с помощью революционной власти и соответствующих революционных законов. В этой работе он впервые пишет, что от старого строя, основанного на частной собственности, при переходе к коммунистическому строю должен быть переходный период. Уинстэнли первый в истории создает проект конституции государства, основанной на общности имущества. Проект состоял из 62 законов: 1. Про обработку земли. 2. О составах. 3. О наблюдателях. 4. О выборах должностных лиц. 5. О свободе. 6. О браке. 7. Законы против измены. 8. Против купли-продажи 9. Против праздности и т. д.

Во главе Англии по проекту Д. Уинстэнли предусматривался Парламент переизбирается ежегодно: 1. Избирательные права имеют все мужчины с 20 лет, кроме преступников и тех, кто претендует на государственные должности. 2. Законы, принятые парламентом, обсуждаются народом, который имеет право их отклонить. 3. Должностные лица, в том числе и судьи, избираются только на один год. 4. Новое государство охраняет общественный порядок, гарантирует права и свободы граждан, руководит народным хозяйством. 5. В республике должна быть хорошо налажена служба информации. Начальник почты оповещает всех о достижениях в сельском хозяйстве, ремесле, искусстве, науке и др., а также об ошибках и несчастья.

В проект были включены также законы по вопросам криминалистики. К тем, кто попытается восстановить частную собственность, и к убийцам применяется смертная казнь. Кто совершит тяжкие преступления и к тунеядцев - применяется рабство, каторжные работы, телесные наказания. Кто оказывает менее опасные преступления - получает предупреждение и совет.

Джерард Уинстэнли первый сформулировал понятие свободы коммунистической, которая должна отличаться от буржуазной. Коммунистическая свобода - это республиканская свобода, свободное пользование землей.

Политико-правовые учения диггеров не получили значительного распространения в Англии. Но оно повлияло на коммунистические утопические идеи теоретиков Франции, в частности Морелли. Об этом он пишет в своей работе "Кодекс природы" § 5, гл. 14.

Не получила поддержку идея диггеров по созданию коммун на общинных, церковных и королевских землях. Не поддержали их идею о том, что при определенных условиях государство вообще не нужна, как и само право. Диггеры делали ставку на наивную "пробуждение закона справедливости".

Революция 1640-1649 гг. и все связанные с ней события завершились провозглашением Англии республики под протекторатом Кромвеля. Однако после его смерти в 1660 г. была восстановлена монархия Стюартов.


Содержание
1.Правовые режимы: понятие, признаки, виды. 2
2.Соотношение экономики, политики, права. 3
3.О каком юридическом правиле писал Т. Гоббс: «Действие не становится 10 преступлением, если закон издан после его совершения. Закон, изданный после совершения действия, не делает это действие преступным»?
4.Решите задачи. 11
5.Литература. 13

1.Правовые режимы: понятие, признаки, виды.
В результате комбинации средств, способов и методов правового регулирования на отраслевом или межотраслевом уровне формируется тот или иной правовой режим. Эта категория используется для обозначения особого правового состояния и комплексного регулирования общественных отношений. Он аккумулирует и систематизирует комплексы юридических средств, применительно к определенным субъектам и объектам действительности, обеспечивая достижение особых целей.
Правовой режим – это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.
Правовым режимам присущи следующие основные признаки:
1)они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством;
2)имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;
3)представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;
4)создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.
В рамках общего правового режима могут устанавливаться детализирующие его относительно различных субъектов и объектов режимы правового регулирования.
Режим правового регулирования представляет собой систему средств и приемов регулятивного воздействия, устанавливающих особый порядок возникновения, осуществления и обеспечения комплекса прав и обязанностей субъектов права, действующий в границах общих положений и принципов.
Правовые режимы придают адекватность и эластичность юридической форме, позволяют ей более четко улавливать различия неоднородных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особенности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.
Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:
1)по предмету правового регулирования – конституционный, административный, земельный и т.д.;
2)по их юридической природе – материальный и процессуальный;
3)по содержанию – валютный, таможенный, пошлинный и т.п.;
4)по субъектам, в отношении которых он устанавливается, - режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства, граждан и т.д.;
5)по функциям права – режим особого регулирования и особой охраны;
6)по формам выражения – законный и договорной;
7)по уровню нормативных актов, в которых они установлены, - общефедеральный, региональный, муниципальный и локальный;
8)по сфере использования – внутри государственный и межгосударственный (режим территориальных вод, экономических санкций и прочее).
2.Соотношение экономики, политики, права.
Экономика – это совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития социальных производительных сил, способ производства конкретного общества.
Археологи установили, что примерно в VII-IIIвв. до н.э. в жизни человечества произошел переход от присваивающего к производящему хозяйству. Для присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, сбор плодов дикорастущих растений) характерно то, что производителем выступает сама природа. Продукты потребления человеком не производятся, а добываются. Правда, для того чтобы добыть зверя или выловить рыбу, необходимы были орудия лова, которые требовалось изготовить, произвести. Таким образом, некоторые элементы производства свойственны и присваивающему хозяйству. Производящее хозяйство означало качественный скачок: с появлением земледелия, скотоводства, ремесел производителем продуктов потребления все в большей мере становится человек, а точнее, его труд, который постепенно приобретает черты определяющего элемента производственного процесса. Производительный труд вызвал к жизни новый тип общественных отношений – экономические. В производящем хозяйстве труд человека органично соединяется с действием природных сил. Природа действует в искусственных, созданных человеком условиях. В систему действующих природных сил «встраивается» разумная сила человека, являющаяся катализатором их эффективности. Природный процесс становится элементом производственной деятельности человека.
Экономика представляет собой систему отношений по производству, распределению, обмену и потреблению материальных благ. Цикл экономических отношений начинается с производства материальных благ и завершается их потреблением. Отношения, связанные с распределением и обменом произведенной продукции, носят промежуточный характер. Становление экономических отношений породило новые институционные формы их закрепления, стабилизации, развития. Государство и право – это социально- политические институты, вызванные к жизни экономикой, потребностями ее развития и регулирования. Более тесные связи экономика имеет с правом.
В первую очередь необходимо подчеркнуть, что право есть наиболее адекватная форма экономических отношений. Последние могут нормально функционировать только и исключительно в правовой форме. Все иные формы (традиционная, религиозно-нравственная, директивно-государственная) не являются оптимальными, поскольку не отвечают потребностям рыночной экономики, искажают или попросту отвергают рыночные начала как безнравственные, анархические, противоречащие духу народа и т.п. Таким образом, право – это не что внешнее для экономики. Право – естественная форма экономических отношений.
Экономические отношения, как и любые иные социальные взаимосвязи, могут стабильно функционировать, если они закреплены в нормативной форме. Нормативные формы разнообразны, но среди них только правовая (это показывает исторический опыт), в наибольшей степени отвечает сущности экономических отношений, их рыночной природе.
Единой юридической основой всех отношений экономического цикла является право собственности. При этом в сфере экономики главным объектом собственности выступает труд человека. В этой связи вещи, деньги, ценные бумаги и другие объекты экономического оборота имеют ценность не сами по себе, а как носители или знаки, символы определенной стоимости, воплощенного в них труда. Вещи как объекты права собственности вторичны, они носители овеществленного труда, придающего им стоимость. И самое главное: обмен трудовой деятельностью, результатами труда (вещами, деньгами и т.д.) осуществляется на основе частного права между равноправными собственниками. Вмешательство государства в данные отношения может быть позитивным, если посредством такого вмешательства защищаются нарушенные права одной из сторон, и негативным, если при этом ограничивается свобода собственника, т.е. права.
Право есть способ саморегулирования экономики. Экономика как производство товаров и услуг имеет объективное содержание. Это содержание определено, с одной стороны, характером потребностей населения, а с другой – уровнем развития техники, производительности труда, природными условиями.
Право не просто воздействует на экономику, оно – имманентная ее часть. Более того, есть основания считать, что становление права как регулятивной системы завершается с появлением развитой рыночной экономики. Это произошло в Европе в XIXв. и выразилось в формировании англосаксонской и романо-германской правовых систем.
Политика – это система отношений между людьми, которые возникают по поводу организации и использования государственной власти в обществе.
Политика – широкое по объему и сложное по содержанию явление и понятие. С ней так или иначе соприкасается каждый.
Реальная политика может проводиться на разных уровнях и в разных масштабах: в районе, городе, области, республике, стране в целом. Политика может быть федеральной и региональной, местной, внутренней и внешней, диктаторской и демократической, народной и антинародной и т.д. Выделяются три основные вида деятельности в сфере политики: выработка стратегического курса (политики); выбор стратегического курса; реализация избранного стратегического курса.
В развитых государствах Запада выработкой стратегического курса занимаются партии. Затем избиратели, голосуя за ту или иную партию, осуществляют выбор политического курса. Наконец, партия, победившая на выборах, формирует правительство и проводит в жизнь свою программу через механизм государственной власти.
Выработка и выбор политического курса осуществляются обществом, государство же выступает эффективным инструментом реализации политики с помощью аппарата управления и принуждения, через законодательную власть и правосудие. Однако это возможно лишь в развитом гражданском обществе, где существует экономическая, политическая и духовная свобода. В странах с неразвитым гражданским обществом главное отклонение от оптимального варианта разделения функций в политике между партиями, народом и государством состоит в том, что государство доминирует, господствует в сфере политики, т.е. не только реализует, проводит в жизнь политический курс, но и осуществляет выбор этого курса и разрабатывает его, тем самым ущемляя политические права и свободы человека.
Политика появилась с возникновением государства. И только постепенно формируются иные социальные институты: союзы, общественные организации, партии, которые начали участвовать в политической жизни, воздействовать на разработку и осуществление политики. Вместе с государством они стали составлять политическую систему общества. Этот процесс можно назвать становлением гражданского общества в сфере политической жизни.
В свободном демократическом обществе народ выступает субъектом политической власти, а институты гражданского общества – основными средствами ее осуществления. Через институты гражданского общества (партии, общественные движения и организации, избирательную систему) контролируется государственный аппарат, который является основным инструментом проведения политики в жизнь.
Содержание политики, т.е. вопросы, по которым вырабатывается стратегия действий, многообразно: экономика, вопросы войны и мира, социальные, национальные, экологические проблемы, конституционный строй, территориальная структура государства, совершенствование законодательства и т.д. Очевидно, что политика – дело всего общества, а не только верховной власти.
Право воздействует на политику по нескольким направлениям.
Прежде всего, посредством публичного права (конституция и конституционные законы) закрепляются политический строй общества, механизм функционирования политической системы (избирательное право, партии и их статус, разделение властей и т.д.), политические свободы граждан. В результате воздействия права на политику все виды политической деятельности осуществляются как права соответствующих субъектов, а не как проявление их силы, авторитета или иных качеств.
Далее, право придает легитимность политическим решениям, а также органам государственной власти. Легитимность обеспечивает власти поддержку населения даже в случае принятия ею непопулярных решений. Противодействие власти считается недопустимым, противоправным.
И наконец, право обеспечивает, гарантирует политические свободы человека, их реализацию.
Право – система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих общественную, классовую волю (конкретные интересы общества, классов, религии, нации и т.п.), устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.
Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит, появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах общественных отношений.
В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках, содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры наказания за посягательства на собственность социальной верхушки, наказания за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса потерпевшего – свободного, раба, мужчины, женщины.
Основные теории возникновения права:
Теологическая теория исходит из божественного происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что право – Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью.
Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу пр
и т.д.................

Т. Гоббс в своих фундаментальных произведениях «О гражданине» и «Левиафан» впервые в Новое время в систематическом виде разработал светскую теорию политической власти, государства и права. В познавательном аспекте данное учение было направленно против схоластических феодально-религиозных воззрений на государство и право. В идеологическом плане - сориентирована на обоснование сильной власти (политический абсолютизм), способной обуздать революционные страсти и обеспечить прочный мир. По мнению Т. Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей к заключению общественного договора о создании государства, является страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество .

Т. Гоббс строил свое учение на изучении природы и страстей человека. Мнение Т. Гоббса об этих страстях и природе крайне пессимистично: людям присущи соперничество (стремление к наживе), недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе (честолюбие). Эти страсти делают людей врагами: «человек человеку - волк» (homo homini lupus est). Поэтому в естественном состоянии, где нет власти, держащей людей в страхе, они находятся в «состоянии войны всех против всех» .

Пагубность «состояния войны всех против всех» понуждает людей искать путь к прекращению естественного состояния; этот путь указывают естественные законы, предписания разума (по Гоббсу, естественное право - свобода делать все для самосохранения; естественный закон - запрет делать то, что пагубно для жизни).

Естественные законы гласят, что следует искать мира; в этих целях всем нужно взаимно отказаться от права на все; «люди должны выполнять заключенные ими соглашения».

Отказываясь от естественных прав (т. е. свободы делать все для самосохранения), люди переносят их на государство, сущность которого Гоббс определял как «единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как оно сочтет это необходимым для их мира и общей защиты» .

Для того, чтобы создать общество, надо получить на это согласие людей, которое должно быть закреплено совместным договором. Прочность договора обеспечивается формированием общественной власти, которая призвана держать в узде всех членов общества и направлять их действия к общественному благу. Общественная власть наделяется реальной силой и полномочиями управлять другими людьми на основе того, что все члены общества добровольно отреклись от прав владеть самими собой и отдали их представительному органу.

«Отрекаюсь от своего права владеть собой и отдаю это право такому-то мужу или такому-то собранию мужей, если ты также отдаешь им свое право и так же, как я, уполномочишь их на все и признаешь их действия своими. Когда же так станется, называют множество, таким образом объединенное в одну особую общность, общину, государство. Так родился этот великий Левиафан» .

Таким образом, государство, по Т. Гоббсу - это великий Левиафан (библейское чудовище), искусственный человек или земной бог; верховная власть - душа государства, судьи и чиновники - суставы, советники - память; законы - разум и воля, искусственные цепи, прикрепленные одним концом к устам суверена, другим - к ушам подданных; награды и наказания - нервы, благосостояние граждан - сила, безопасность народа - занятие, гражданский мир - здоровье, смута - болезнь, гражданская война - смерть .

Власть суверена абсолютна: ей принадлежат право издания законов, контроль за их соблюдением, установление налогов, назначение чиновников и судей; даже мысли подданных подчинены суверену - правитель государства определяет, какая религия или секта истинна, а какая нет.

Т. Гоббс объясняет безграничную власть не столько законом, сколько силой. Общественный договор, пишет он, дает мир «только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю» .

Нормальным, здоровым государством Гоббс считал такое, в котором обеспечены право человека на жизнь, безопасность, справедливость и благоденствие. Под этим углом зрения и определялись качества политической власти, ее права и способности. Критериями определения полномочий верховной власти для Гоббса являлось прежде всего ее способность преодолеть «войну всех против всех», экстремальные состояния общества. Поэтому верховная власть должна быть «так обширна, как только можно ее представить». В этой связи Гоббс решительно отвергал концепцию разделения властей как разделения суверенитета между борющимися группировками, партиями и классами.

Т. Гоббс различает три вида государственной власти: демократию, аристократию и монархию. Наилучшей формой государства, по мнению философа, является монархия, ибо только она способна устранить все остатки естественного состояния, споры и беспорядки в обществе. Требование крепкой и сильной государственной власти, опирающейся на разум, объективно способствовало интересам формирующейся буржуазии. Правитель-монарх обязан постоянно заботиться о духовном и материальном возвышении поданных, о развитии экономики, поднятии уровня морали. Монарх, по мнению Гоббса, -- душа государственной власти, благодаря чему она обретает волевое начало. При этом монарх не связан какими-либо обязательствами по отношению к своим подданным, которые должны подчиняться ему абсолютно и беспрекословно. Ведь люди сами пошли на отчуждение личной свободы в пользу государства в ходе общественного договора. И отказались они от права выбора взамен на безопасность и порядок .

«Принципиальная новизна позиции английского философа, - заключает Лукашевич, - состояла в том, что он сумел указать на области общественной жизни, в которых коренятся истоки государства, открыв теп самым путь для более фундированного их изучения. Все это подготавливало почву для системно-целостного видения общества» .

Выдающийся английский мыслитель Томас Гоббс (1588-1679 гг.) был теоретиком естественного права, защитником абсолютной по­литической власти." В начале революции он выступил защитни-

1 Гоббс Томас родился в Мальмсбери, в семье священника. Закончив Оксфордский университет и получив ученую степень бакалавра, отказался от преподавательской


ком королевской власти, был вынужден эмигрировать во Францию. После окончания гражданской войны опубликовал свое основное произведение «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.).

Учение о праве и государстве Гоббс стремился превратить в столь же точную науку, как геометрия, которая является «матерью всех естественных наук». Если бы ее истины оспаривались теми, пишет он, чьи интересы ими задеты, то учение геометрии было бы «вытеснено сожжением всех книг по геометрии». Учения о праве и несправедливости постоянно оспариваются как пером, так и мечом. Каковы же результаты стремления автора «Левиафана» превратить свое учение в точную науку?

Прежде всего, свое учение Гоббс строит на изучении природы человека. По его мнению люди равны от природы («равенство спо­собностей»), но из-за равенства проистекает взаимное недоверие. К тому же человек еще и существо глубоко эгоистическое, обурева­емое жадностью, страхом и честолюбием. «Отсюда видно, что пока люди живут без общей власти, держащей всех в страхе, они находят­ся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоя­нии войны всех против всех». До такого состояния «войны всех против всех», по мнению мыслителя, обыкновенно опускаются во время гражданской войны. Очевидно, здесь проявилось неприятие им гражданской войны в Англии.

Какой же выход видится Гоббсу из этого состояния общества?

Такой выход, полагает философ, тоже коренится в природе чело­века: отчасти в страстях, склоняющих людей к миру, отчасти в разу­ме, который подсказывает условия мира. А «эти условия суть то, что иначе называется естественными законами».

Итак, в естественном состоянии, по Гоббсу, каждый индивид в равной мере обладал естественным правом. Последнее он определя­ет как свободу всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения собственной жизни. В есте­ственном состоянии каждый человек имеет право на все, «даже на жизнь всякого другого человека», что и приводит к войне между ними. Пагубность такого состояния понуждает людей искать путь к его прекращению. Этот путь указывают предписания разума, есте­ственные законы. Следовательно, право и закон различаются меж-

Работы, стал воспитателем сына барона. Вместе с воспитанником путешествовал, посе­тив Францию, Италию, Голландию. С началом английской революции написал трак­тат в защиту королевской власти, был вынужден эмигрировать. В 1651 г. вернулся в Англию и опубликовал свою книгу «Левиафан». С уважением был принят О. Кромве­лем, принял участие в реорганизации университетского образования, опубликовал ряд произведений по философии. После реставрации власти Стюартов подвергался гоне­ниям за свои политические и философские взгляды. После смерти Гоббса «Левиа­фан» был публично сожжен, а церковь включила его произведения в список запрещен­ных книг.


ду собой так же, как свобода и обязательство. Естественное право Гоббс определяет как свободу человека делать или не делать что-либо (для своего сохранения). Естественный закон обязывает стре­миться к миру, запрещает делать то, что пагубно для жизни.

Основной естественный закон гласит: необходимо искать мира и следовать ему. От него происходит и второй естественный закон: в интересах мира и самозащиты следует довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую человек допустил бы у других по отношению к себе. Иначе право делать все, что человек хочет, возвращает людей в естественное состояние, т.е. в состояние войны. Мотивом и целью взаимного ограничения или отчуждения своего права (договором) является гарантия безопасно­сти личности. Из второго естественного закона вытекает третий: люди должны выполнять заключенные ими соглашения. Они - начало и источник справедливости. Справедливость и собствен­ность, считает Гоббс, начинаются с основания государства. Он назы­вает еще 16 естественных (неизменных и вечных) законов, смысл которых может быть резюмирован в одном легком правиле: не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе.

Чтобы устранить опасность нарушения естественных законов, пишет Гоббс, необходима сила, принудительная власть, которая уг­розой наказания заставила бы всех в одинаковой мере выполнять соглашения, упрочила бы ту собственность, которую люди приобре­тают путем взаимных договоров взамен отказа от всеобщего права. Такая принудительная власть появляется с основанием государ­ства, а сила - с появлением гражданских законов.

Цель государства - главным образом обеспечение безопасно­сти, поскольку естественными законами она не гарантируется. Со­глашения без меча - лишь слова, которые не в силах гарантировать человеку безопасность, писал Гоббс.

Для установления общей власти люди путем соглашения между собой («каждого человека с каждым другим») создают общее, еди­ное лицо - государство. «Государство, - дает определение мысли­тель, - есть единое лицо, ответственным за действия которого сде­лало себя путем взаимного договора между собой огромное множе­ство людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты». Носитель такого лица (представленного одним челове­ком или уполномоченным собранием лиц), обладающего верхов­ной властью - суверен. Всякий другой - его подданный.

Таким образом, абсолютная власть государства - вот, по мне­нию Гоббса, гарант мира и реализации естественных законов. Он называет его Левиафаном (библейским чудищем), искусственным человеком, для которого верховная власть, «дающая жизнь и движе­ние всему телу» - душа; должностные лица исполнительной и су-


дебной власти - искусственные суставы; награды и наказания - нервы; благосостояние и богатство граждан - сила; безопасность народа - занятие; его советники - память; справедливость и зако­ны - разум и воля; гражданский мир - здоровье; смута - бо­лезнь; гражданская война - смерть. Власть суверена абсолютна: ему принадлежит право издания или отмены законов и контроль за их соблюдением, объявление войны и заключения мира, назначения чиновников и судебная власть. Он вправе даже определять, какие религия или секта, мнение или учение истинны, а какие нет, что есть справедливость и добродетель.

Подданные не могут осуждать действия суверена, пишет Гоббс. Заключив однажды договор и перейдя в гражданское состояние, люди утрачивают возможность его разорвать и изменить избранную форму правления, освободиться от верховной власти. Ее неограни­ченная власть над жизнью и смертью подданных не может считать­ся несправедливостью или беззаконием. Более того, «каждый под­данный является виновником каждого акта, совершаемого сувере­ном», - считает мыслитель. Ведь, устанавливая «общую власть» каждый подчинил свою волю и суждение воле носителя «общего лица». Для Гоббса единственное мерило добра и зла - гражданс­кий закон, единственный судья - законодатель.

Предполагая возражения против безропотного подчинения при­хотям и порочным страстям носителя (носителей) такой неограни­ченной власти, Гоббс обращает внимание на то, что положение челове­ка всегда связано с каким-либо неудобством. Стеснения народа при той или другой форме правления «едва чувствительны» по сравне­нию с бедствиями и ужасами гражданской войны или «войны всех против всех» в естественном состоянии, утверждает Гоббс. Слабое утешение! Но для автора «Левиафана» абсолютная государственная власть - гарант мира и безопасности, важнейшее условие прав от­дельного индивида, правовой организации самого государства.

В учебниках и литературе о «Левиафане» Гоббса непременно отмечается: в области публичного права, политических отношений у подданных сосредоточены одни лишь обязанности, а у суверена - только права. Действительно, мыслитель постоянно подчеркивает абсолютность власти суверена ради мира и безопасности в государ­стве. Однако правовая организация самого государства у него вклю­чает права и свободы подданных, обязанности суверена.

Как Гоббс трактует свободу? Как она совмещается с неограничен­ной властью суверена?

Подобно тому, как люди для достижения мира и самосохранения создали «искусственного человека», т.е. государство, полагает мыс­литель, точно так же они создали искусственные цепи, т.е. граждан­ские законы, прикрепленные к устам верховной власти и ушам подданных. Потому, во-первых, свобода подданных заключается в свободе делать то, что не указано в соглашениях с властью, заклю-


чать договоры друг с другом, выбирать свое местопребывание, образ жизни, наставлять детей по своему усмотрению и т.д. Граждане «пользуются тем большей свободой, чем больше дел законы остав­ляют на их усмотрение». Таким образом, здесь свобода подразуме­вается как право делать все то, что не указано в соглашениях с властью, что не запрещено законом. По Гоббсу, наделенное абсо­лютной властью государство должно выполнять не одни только по-лицейско-охранительные функции, но и гарантировать своим под­данным свободы, «поощрять всякого рода промыслы, как судоход­ство, земледелие, рыболовство, и все отрасли промышленности, предъявляющие спрос на рабочие руки», принуждать физически здоровых людей к труду, заниматься воспитательно-просветитель­ной деятельностью и т.п. Такая трактовка свободы имела бесспорно не только пробуржуазный экономический, но и прогрессивный, гу­манный социальный смысл.

Во-вторых, право суверена, по Гоббсу, ограничено естественными правами подданных. «Суверен, таким образом, имеет право на все с тем лишь ограничением, что, являясь сам подданным Бога, он обя­зан в силу этого соблюдать естественные законы». Автор трактата считает, что подданные обладают правом защищать себя, свою жизнь даже от тех, кто посягает на нее на законном основании; они не обязаны наносить себе повреждения, обвинять себя и т.п.

В третьих, обязанности подданных по отношению к суверену сохраняются до тех пор, пока суверен в состоянии защищать их. Ибо данное природой право защищать себя, говорится в книге, не может быть отчуждено никаким договором. Его не вправе пересту­пать и суверен. Когда же он, вопреки естественным законам, обязы­вает подданного наносить вред себе или убивать себя, либо запреща­ет защищаться от нападения врагов, тем самым оставляет возмож­ность подданным воспротивиться его воле. Народ тем самым получает право на восстание. Суверен рискует потерять власть. Следовательно, естественные законы предписаны и ему.

Иное дело - гражданские законы: «суверен государства, будь то один человек или собрание, не подчинен гражданским законам». Гражданским правом, по Гоббсу, являются те правила для каждого подданного, которые государство устно или письменно предписало ему, дабы он пользовался ими для различения между правильным и неправильным, т.е. между тем, что согласуется и не согласуется с правилами. Таким образом, подразумеваемая цель законов в том, чтобы дать правильное направление действиям людей, оставляя на их усмотрение все то, что не запрещено и не предписано законами.

По содержанию и цели естественные и гражданские законы, по Гоббсу, совпадают, так как последние также являются частью пред­писаний природы, «ибо справедливость, т.е. соблюдение договоров и воздаяние каждому того, что принадлежит ему, есть предписание естественного закона». Однако естественная свобода человека мо­жет быть урезана и ограничена, что «является естественной целью


издания законов, так как иначе не может быть никакого мира». Положительными являются те законы, которые стали таковыми по воле верховной власти. Закон - установление разума и приказа­ние государства. Следовательно, толкование закона зависит от вер­ховной власти и его могут толковать только те, кого назначит для этого суверен.

Природа закона, пишет Гоббс, не в его букве, а в его значении или смысле, т.е. в его достоверном толковании, долженствующем выявить мысль законодателя. Положительные законы он делит на распределительные (определяют права подданных) и карательные (определяют наказания за нарушения законов), основные (опреде­ляющие государственное устройство и обязанности подданных по отношению к власти) и неосновные (частноправовые). Гоббс делает вывод: право есть свобода, которую нам оставляет гражданский закон. Последний же есть обязательство и отнимает у нас ту часть свободы, которую предоставляет естественный закон. В этом такое же различие между свободой и обязательством, как и между правом и законом.

Обязанности суверена, по Гоббсу, определяются той целью, ради которой он был облечен верховной властью: безопасность и благо народа. Благо народа - высший закон государства. Исполнение его он связывает с заботой как об отдельных индивидах (защитой их от обид), так и с воспитательно-просветительной деятельностью - изданием и применением хороших законов, воспитанием рав­ной справедливости (в защите достоинства, чести, собственности) и ее соблюдением всеми сословиями и самим сувереном. «Необходи­мым средством к миру», условием общежития в трактате называ­ется частная собственность. Безопасность народа требует, пишет его автор, чтобы к равной справедливости относились и равенство долга перед государством, равномерное налогообложение. К обязанно­стям суверена он относит также правильное применение вознаг­раждений и наказаний.

Таким образом, Гоббс подчиняет праву и государственную власть: суверен подчинен естественному закону так же, как послед­ний из его подданных гражданскому закону. Предусматривает он и влияние права на политику. Однако положительные законы, уста­новленные для подданных, на него не распространяются. В его кон­цепции государства, мы полагаем, в отличие от авторов предшеству­ющих учебников, вполне соизмерим объем правовых полномочий и юридической ответственности сторон (государства и подданных). Его концепция предусматривает систему прав и свобод подданных и их гарантий, предоставления широкой правовой инициативы не только (хотя и главным образом) в частноправовых отношениях.

Подобно Ж.Бодену Гоббс признает только три формы государ­ства: монархию, демократию и аристократию. Независимо от различий, законодателем во всех государствах является лишь суве­рен. В этом смысле, по его мнению, «власть, если только она доста-

9 Г. Г. Демиденко


точно совершенна, чтобы быть в состоянии оказывать защиту под­данным, одинакова во всех формах». Различия лишь в пригодности к осуществлению той цели, для которой они установлены. Симпа­тии Гоббса очевидно эволюционировали: сначала они были на сто­роне монархии, потом - на стороне сильной власти лорда-протек­тора О. Кромвеля. Здесь лучше других форм выражается и реали­зуется абсолютный характер власти государства, а общие интересы тесно связаны с частными.

Итак, Гоббс существенно развил идеи о природе человека, его страстях и разуме как о движущих силах политики. В основе его теории естественного права - идея всеобщего естественного равен­ства людей, правового равенства в государстве. Он обосновал и пока­зал роль естественных законов для публичного и частного права. Политико-правовой идеал Гоббса - гражданское общество, охраня­емое авторитарной властью, где сочетаются неограниченная власть

суверена и права подданных. Его возвеличивание государства __

Левиафана, правопорядка - не гимн тоталитаризму, а правовая аль­тернатива гражданской войне, войне «всех против всех», бессилию власти. Не случайно Гоббс возвратился в Англию в 1651 г., признав протекторат Кромвеля, и был с уважением принят последним.

Томас Гоббс считал: «Естественный закон (lex naturalis) - есть предписание, или найденное разумом общее правило, согласно которому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни и что лишает его средств к её сохранению, и пренебрегать тем, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни».

В «Левиафане Томас Гоббс перечисляет 19 естественных законов:

«1). Предписание или общее правило разума гласит, что всякий человек должен добиваться мира, если у него есть надежда достигнуть его, если же он не может его достигнуть, то он может использовать любые средства, дающие преимущество на войне. Первая часть этого правила содержит первый и основной закон, гласящий, что следует искать мира и следовать ему. Вторая часть есть содержание естественного права, сводящегося к праву защищать себя всеми возможными средствами.

2). Второй закон приказывает отказаться от права на все, иными словами, от прав, присущих естественному (догосударственному) состоянию, являющихся причиной всех человеческих распрей. Итак: «В случае согласия на то других, человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой это необходимо в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы по отношению к себе». Гоббс комментирует это правило словами Евангелия:«Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Матф. 7, 12). И это закон всех людей: quod tibi fieri поп vis, alteri ne feceris (чего не хочешь для себя, не делай другим)».

3). Третий закон предписывает, чтобы выполнялись заключённые соглашения. На этой основе зарождается справедливость и несправедливость (справедливо придерживаться договоренностей, несправедливо их нарушать).

За этими тремя основополагающими законами следует шестнадцать остальных, которые мы вкратце рассмотрим.

4). Четвёртый закон (благодарность) возвращать полученные блага, чтобы другие не раскаивались в своих благих деяниях и продолжали их делать; отсюда берут начало благодарность и неблагодарность.

6). Шестой закон (легко прощать обиды) предписывает, чтобы, когда будут получёны нужные гарантии в отношении будущего, были прощены все те, кто раскаялся и просит прощения.

7). Седьмой закон гласит, что и при отмщении (т. е. воздаянии злом за зло) люди должны сообразовываться не с размерами совершённого зла, а с размерами того блага, которое последует за отмщением». Несоблюдение этого закона порождает жестокость.

8). Восьмой закон - против оскорбления: «ни один человек не должен делом, словом, выражением лица или жестом выказывать ненависть или презрение другому». Нарушение этого закона - нанесение оскорбления.

9). Девятый закон (против гордости) предписывает каждому человеку признавать другого равным себе от природы; нарушение этого закона - гордыня. (Это явное смешение нескольких контекстов: действительно, для управления государством проще, когда граждане имеют равные права, но люди - и это было хорошо известно уже во времена Томаса Гоббса, обладают существенно разными (т.е. неравными) способностями и достижениями - Прим. И.Л. Викентьева )

10). Десятый закон (против надменности) предписывает, чтобы никто не претендовал на какое-либо право для себя, если он не согласился бы предоставить его любому другому человеку; отсюда возникают скромность и высокомерие.

11). Одиннадцатый закон (беспристрастие) предписывает тем, кому доверена обязанность судить (разбирать тяжбы) двух людей, вести себя справедливо по отношению к обоим; отсюда берёт начало справедливость и беспристрастие. Нарушение этого закона лицеприятие (prosopolepsia).

Остальные восемь законов предписывают равное использование общих вещей, правило вверять жребию (естественному либо установленному по договорённости) пользование неделимым имуществом, гарантию неприкосновенности для посредников мира, третейский суд, условия годности для беспристрастного судебного разбирательства, законность свидетельских показаний. Тем не менее, этих законов самих по себе ещё не достаточно для построения общества, нужна ещё власть, заставляющая соблюдать законы: «договоры без меча, принуждающего их соблюдать», не годятся для достижения установленной цели. Именно вследствие этого, согласно Гоббсу , нужно, чтобы все люди избрали одного единственного человека (или ассамблею) представлять их интересы.

Однако ясно видно, что «общественный договор» заключён не подданными с правителем, а подданными между собой. (Совершенно иным будет общественный договор, который предложит Руссо .) Правитель остается за рамками договора единственным хранителем тех прав, от которых отказались подданные, а, следовательно, единственным, кто сохранил все первоначальные права. Если бы и правитель тоже вошёл в договор, гражданские войны нельзя было бы предотвратить, потому что скоро возникли бы различные противоречия и распри в управлении. Власть верховного правителя (или ассамблеи, собрания) неделима и абсолютна в этой самой радикальной теории абсолютистского государства, выведенной не из «Божьей милости» (как прежде), а из вышеописанного «общественного договора»».

Дж. Локк и его взгляды на разделение властей Джон Локк (1632-1704) изложил свое политико-юридическое учение в труде «Два трактата о государственном правлении». Локк полностью разделял идеи естественного права, общественного договора, народного суверенитета, неотчуждаемых свобод личности, сбалансированности властей, законности восстания против тирана. Дж. Локк развил эти идеи, видоизменил, дополнил новыми и интегрировал в целостное политико-правовое учение - доктрину раннебуржуазного либерализма. Эта доктрина начиналась с вопроса о возникновении государства. По Дж. Локку, до возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии. В предгосударственном общежитии «нет войны всех против всех». Господствует равенство,«при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого». Однако, в естественном состоянии отсутствуют органы, кот. могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов. Все это порождает обстановку неуверенности, дестабилизирует обычную размеренную жизнь. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое общество, учредить государство. Локк особенно акцентирует момент согласия: «Всякое мирное образование государства имело в своей основе согласие народа». Государство представляет собой, по Локку, совокупность людей, соединившихся в одно целое под эгидой ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, правомочную улаживать конфликты между ними и наказывать преступников. От всех прочих форм коллективности (семей, господских владений) государство отличается тем, что лишь оно воплощает политическую власть, т.е. право во имя общественного блага создавать законы для регулирования и сохранения собственности, а также право применять силу общества для исполнения этих законов и защиты государства от нападения извне. Строя государство добровольно, прислушиваясь только к голосу разума, люди предельно точно отмеряют тот объем полномочий, кот. они затем передают государству. О каком-нибудь полном, тотальном отказе индивидов от всех принадлежащих им естественных прав и свобод в пользу государства у Локка нет и речи. право на жизнь и владение имуществом, свободу и равенство, человек не отчуждает никому и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые ценности - окончательные границы власти и действия государства, преступать которые ему заказано. Целью деятельности государства, по Локку, должны быть охрана собственности и обеспечение гражданских интересов. Средствами, призванными содействовать осуществлению данной цели, Локк выбрал законность, разделение властей, оптимальную для нации форму правления, право народа на восстание в связи с злоупотреблениями властью. Традиционно основоположниками «классического» варианта теории разделения властей в юридической литературе называют Дж.Локка и Ш.Монтескье. Однако Дж. Локк, не выделяя отдельно судебную власть и разделяя власти лишь на законодательную, исполнительную и федеративную (регулирующую отношения с другими государствами), подчинил все власти законодательным органам, поскольку, «тот выше, кто может подписывать законы». Судебную власть Локк считал элементом исполнительной власти. Компромиссная позиция между абсолютной монархией и республикой, к-рую отстаивает Локк в «Двух трактатах...», опиралась на реальные политич. условия, вскоре завоеванные дворянско-буржуазным блоком. В своей политич. программе Локк конкретизирует эту позицию как теорию разделения властей. Теория вполне соответствовала политич. практике после 1688 г. когда к рулю правления пришли виги и затем исполнтьельная власть попеременно стала попадать в руки, то торийских. то вигских министерских кабинетов. Согласно принципу разграничения прерогатив, верховная, законодательная власть принадлежит буржуазному парламенту, к-рый решает вопросы «по воле большинства». Эта «воля» (по Локку) закрепляет буржуазно понимаемые свободы совести, слова, печати, собраний и. разумеется, частной собственности. Исполнительная власть, включающая в себя судебную, военную и федеративную (т. е. сношения с др. государствами), передается кабинету министров и лишь отчасти королю. Все эти полномочия четко определяются и регулируются законами, строго контролируются парламентом. В социологических взглядах Локка отражена идея политического компромисса между буржуазией и дворянством. Он один из родоначальников английского буржуазного либерализма, защитник конституционной монархии. Ядром его философии истории является учение о естественном праве и общественном договоре. Изначальное естественное состояние Локка не то же самое, что и «война всех против всех» Гоббса. Это состояние равенства, в котором вся власть и правомочность является взаимной, один имеет не больше чем другой. Локк характеризует это состояние как совокупность отношений равенства, свободы и взаимной независимости людей. Ограничением неконтролируемой свободы людей является естественный закон, гласящий: «никто не имеет права ограничивать другого в его жизни, здоровье, свободе, либо его имуществе». Но постепенно естественный закон стал нарушатся. Появились симптомы перерастания естественного состояния в «войну всех против всех». Причина этого, по Локку, рост народонаселения. В этих условиях люди сочли необходимым учредить государство и передать часть естественных прав власти, образованной на основе договора. Власть обязана охранять «естественные права» людей: личную свободу и частную собственность. При этом власть не может быть абсолютной, она обязана сама подчинятся законам. Если власть действует вопреки законам или извращает право, нация возвращает себе право суверена и насильственно расторгает договор с правительством и образует другое правительство, передавая ему суверенитет. Именно это и происходит в условиях современной Локку Англии. Так мыслитель пытается теоретически обосновать приход к власти буржуазно-дворянской партии В. Оранского. Локк в «Двух трактах о правлении» развивает также теорию буржуазного парламентаризма. Разумно устроенное государство имеет, по его мнению, три элемента власти: законодательный (парламент), исполнительный (суды, армия) и «федеративный», ведающий внешними сношениями (король, министры). Главенствующая роль в государстве должна принадлежать законодательной власти. Теория разумного разделения властей была направлена против абсолютной монархии и отражала сложившее разделение власти между буржуазией и обуржуазившемся дворянством.

Глава 2: «Основные идеи концепции разделения властей Джона Локка». Принцип разделения властей означает, что законотворческая, исполнительная и судебная власти осуществляются разными государственными органами, при этом они самостоятельны и относительно независимы. Политическое обоснование принципа разделения властей состоит в том, чтобы распределить и сбалансировать властные полномочия между различными государственными органами и исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения законов - это так называемая «система сдержек и противовесов». По Локку, законодательная власть является высшей властью в государстве, она основана на согласии и доверии подданных. « Законодательная власть- это та власть, которая имеет право указывать, как должна быть употреблена сила государства для сохранения сообщества и его членов ». « Основной целью вступления людей в общество является стремление мирно и безопасно пользоваться своей собственностью, а основным орудием и средством для этого служат законы, установленные в этом обществе; первым и основным положительным законом всех государств является установление законодательной власти. … Эта законодательная власть является не только верховной властью в государстве, но и священной и неизменной в руках тех, кому сообщество однажды ее доверило. И ни один указ кого бы то ни было, в какой бы форме он ни был задуман и какая бы власть его ни поддерживала, не обладает силой и обязательностью закона, если он не получил санкции законодательного органа, который избран и назначен народом. Ибо без этого данный закон не будет обладать тем, что совершенно необходимо для того, чтобы он стал действительно законом ». Локк являлся сторонником представительной системы, принятия законов представительным учреждением, избираемым народом и ответственным перед ним, так как народу принадлежит верховная власть отстранять или изменять состав законодательного органа, когда он видит, что законодательная власть действует вопреки оказанному ей доверию. Целью закона является не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы. Как все иные политические установления, как само государство, законы создаются по воле и решению большинства. Локк поясняет, что все, совершаемое каким-либо сообществом делается исключительно с одобрения входящих в него лиц. Также к законодательной власти Локк относил деятельность уполномоченных на то судей. Джон Локк также отмечал определенные особенности законодательной власти. « Хотя законодательная власть, независимо от того, сосредоточена ли она в руках одного человека или нескольких, осуществляется ли она непрерывно или только через определенные промежутки, хотя она и является верховной властью в каждом государстве, но все же: во-первых, она не является и, вероятно, не может являться абсолютно деспотической в отношении жизни и достояния народа. Ведь она представляет собой лишь соединенную власть всех членов общества, переданную тому лицу или собранию, которые являются законодателями; она не может быть больше той власти, которой обладали эти лица, когда они находились в естественном состоянии. … Во- вторых, законодательная, или высшая, власть не может брать на себя право повелевать посредством произвольных деспотических указов, наоборот, она обязана отправлять правосудие и определять права подданного посредством провозглашенных постоянных законов и известных, уполномоченных на то судей. … В-третьих, верховная власть не может лишить какого-либо человека какой-либо части его собственности без его согласия. Ибо сохранение собственности является целью правительства, и именно ради этого люди вступают в общество. … В- четвертых, законодательный орган не может передать право издавать законы в чьи-либо другие руки. Ведь это право, доверенное народом, и те, кто им обладает, не могут передавать его другим. Только народ может устанавливать форму государства, делая это посредством создания законодательной власти и назначения тех, в чьих руках она будет находиться ». Помимо этого, существуют пределы, установленные для законодательной власти любого государства и во всех формах правления. По словам Локка, это « …во-первых, необходимо управлять посредством опубликованных, установленных законов, которые не должны меняться в каждом отдельном случае, напротив, должен существовать один закон для богатого и бедного, для фаворита при дворе и для крестьянина за плугом. Во-вторых, эти законы должны предназначаться ни для какой иной конечной цели, кроме как для блага народа. В-третьих, они не должны повышать налоги на собственность народа без согласия народа, данного им самим или через его представителей. В-четвертых, законодательный орган не должен и не может передавать законодательную власть кому-либо другому или передоверять ее кому-либо, кроме как тем, кому ее доверил народ ». Исполнительная власть по сути включает в себя две – исполнительную, отвечающую за исполнение законов внутри государства, и федеративную, отвечающую за внешнюю безопасность. Законодательная и исполнительная власти не должны находиться в одних руках, рассуждал Локк, в противном случае носители власти могут принимать выгодные только для них законы и исполнять их, использовать свои политические привилегии в своих частных интересах, к ущербу для общего блага, мира и безопасности, естественных прав подданных. « Так как законы, которые создаются один раз и в короткий срок, обладают постоянной и устойчивой силой и нуждаются в непрерывном исполнении или наблюдении за этим исполнением, то необходимо, чтобы все время существовала власть, которая следила бы за исполнением тех законов, которые созданы и остаются в силе. И таким образом, законодательную и исполнительную власть часто надо разделять ». Кроме законодательной и исполнительной, Локк выделяет федеративную ветвь власти, которая представляет государство как целое во взаимодействиях с другими государствами. « Существует ещё одна власть в каждом государстве, которую можно назвать природной, так как она соответствует той власти, которой по природе обладал каждый человек до того, как он вступил в общество. Ведь хотя в государстве члены его являются отличными друг от друга личностями и в качестве таковых управляются законами общества, все же по отношению к остальной части человечества они составляют одно целое. …Отсюда следует, что все споры, которые возникают между кем-либо из людей, находящихся в обществе, с теми, которые находятся вне общества, ведутся народом; и ущерб, нанесенный одному из его членов, затрагивает, в вопросе о возмещении этого ущерба, весь народ. Таким образом, принимая это во внимание, все сообщество представляет собой одно целое, находящееся в естественном состоянии по отношению ко всем другим государствам или лицам, не принадлежащим к этому сообществу. Следовательно, сюда относится право войны и мира, право участвовать в коалициях и союзах, равно как и право вести все дела со всеми лицами и сообществами вне данного государства; эту власть, если хотите, можно назвать федеративной ». Несмотря на то, что исполнительная и федеративная власти в действительности отличаются друг от друга, эти два вида власти почти всегда объединены. Федеративная власть имеет огромное значение для государства, поэтому она должна основываться на благоразумии и мудрости тех, в чьих руках она находится, с той целью, чтобы быть направленной на благо всего общества. Форма правления в государстве зависит от того, у кого находится верховная власть, которая является законодательной. В соответствии с этим форма государства определяется тем, в чьих руках сосредоточена законодательная власть. По Локку, формой правления будет демократия, если законодательная власть находится в руках самого общества; если она находится в руках нескольких избранных лиц и их наследников или преемников, тогда это будет олигархия; если же в руках одного лица, тогда это - абсолютная монархия; если в руках одного лица и его наследников, то это наследственная монархия; если же власть передана лицу пожизненно, а после его смерти право назначить преемника принадлежит большинству, то это выборная монархия. И в соответствии с этим сообщество может устанавливать сложные и смешанные формы правления. Согласно теории Локка, абсолютная монархия – одна из худших форм правления, так как она противоречит общественному договору уже по той причине, что суть последнего в установлении людьми равного для всех суда и закона, а над абсолютным монархом судьи вообще нет, он сам судья в собственных делах, что, конечно же, противоречит естественному праву и закону. Абсолютная монархия – всегда тирания, так как нет никаких гарантий естественных прав. Согласно философским и политическим воззрениям Джона Локка, если абсолютная монархия находится в глубоком противоречии с природой человека и общественным договором, то публичная политическая власть (демократическая форма государственного устройства), построенная на основе принципа разделения властей, изначально соответствует естественной природе людей. Все ветви власти, по теории Локка, подчиняются законодательной, но в то же время оказывают на нее активное воздействие. Таким образом, каждая из ветвей регулируется со стороны двух других, что в итоге позволяет сохранять естественные права и свободы граждан. Государство и частная собственность

Материалы / Джон Локк о правах и свободах личности / Государство и частная собственность

Страница 1

Яндекс.Директ Все объявленияБрендовая Обувь в 3 раза дешевле! Ликвидация модной обуви! Sale! Бесплатная доставка РФ! Примерка до оплаты!Адрес и телефон lamoda.ru

В этом пункте точка зрения Локка находится в определенной оппозиции к общему для Античности и Средневековья мнению о том, что для государства главной является этическая задача: быть основой для хорошей жизни, для этико-политической реализации человека в сообществе. С точки зрения предшествовавшей ему традиции, защита частной собственности имеет меньшее значение по сравнению с этической задачей. Защита частной собственности является целью только в той степени, в которой она необходима для того, чтобы люди могли жить достойно.

Внимание Локка к тому, что государство прежде всего должно защищать собственность, расходится с обычной традицией. Нередко его объясняют как отражение приоритетов современной ему буржуазии, среди которых защита частной собственности была основной.

Локк развил учение о связи между трудом и правом собственности. В естественном состоянии, до возникновения общества, индивид может использовать все, что находится вокруг него. Но когда индивид работает с природным объектом, например, занимается постройкой лодки из дерева, он вкладывает нечто свое в этот объект. Индивид становится заинтересованным в этом объекте, который превращается в собственность. И когда индивиды с помощью заключения договора переходят из естественного в общественное состояние, то при этом само собой подразумевается, что общество должно защищать эту частную собственность.

Однако Локк не был приверженцем радикального либерализма, то есть экономической политики, которая отводит государству минимальную роль и предоставляет владельцам частного капитала максимальное поле деятельности. Как и большинство его современников в Англии конца XVII в., Локк поддерживает экономическую политику, в которой государство играет определенную протекционистскую роль по защите собственных предпринимателей от иностранных конкурентов.

Государство должно защищать собственность, поддерживать порядок и проводить протекционистскую политику в отношении лругих государств, но оно не должно руководить торговлей и индустрией. Экономика должна быть частно-капиталистической. Государству также не следует заниматься социальной политикой, например, уравнивать личные доходы и помогать бедным. В этой области Локк является радикальным либералистом. В основе всего лежит личный труд индивида. Государство должно обеспечить ин-ливидам определенное юридическое, но не социальное и экономическое равенство. Подобно радикальным либералистам, то есть сторонникам радикального либерализма, Локк, по-видимому, считал, что существует природная гармония между эгоистическими стремлениями отдельного индивида и общим благом.

Локк полагай, что именно индивиды являются сувереном в обществе. Но если индивиды одобряют общественный договор, то они все должны подчиняться воле большинства. Локк однозначно выступает против абсолютизма. Сувереном является совокупность индивидов, а не Божьей милостью монарх. Но при таком подходе становится проблематичным, почему в случае одобрения общественного договора социумом должно управлять большинство. Почему меньшинство должно отказаться от практического использования той части суверенности, которой оно, в принципе, обладает? Ответ носит прагматический характер: для функционирования общества необходимо, чтобы меньшинство подчинялось воле большинства. Но это не удовлетворительный ответ. Разве общество не может функционировать, когда правит сильное меньшинство? Акцент Локка на большинство вполне соответствовал требованию юридического равенства, в котором в его время объективно была заинтересована буржуазия, выступавшая против привилегий знати. Но Локк не является сторонником правления большинства в смысле представительской формы правления со всеобщим избирательным правом. Он не считает, что каждый должен обладать правом голоса, и солидарен с английской реформой 1689 г., согласно которой избирательное право предоставлялось только «имущим классам» (буржуазии и знати). Для Локка либералистская гражданская демократия была демократией для буржуазии. Поэтому сказанное Локком о воле большинства не следует понимать слишком буквально. К тому же следует отметить, что Локк принадлежал к тем теоретикам, которые занимались проблемой ограничения власти праг вителей. Исполнительная и законодательная власть не должны быть сосредоточены в одном и том же органе. Локк поддерживает принцип разделения власте. Для Локка концепция естественного права основывается на идее неотъемлемых человеческих прав каждого индивида. Эта идея имеет для Локка важное значение. Именно эти права должны служить защитой индивида и его собственности от вмешательства со стороны государства. Данное понимание естественных прав важно для политической защиты буржуазии от абсолютизма.



Просмотров