Нормы общества. Методы, способы, типы правового регулирования Что такое нормы запреты

Т.Е. Комарова

Практический журнал для руководителей и юристов "Законодательство", 2007, N 12

Некоторые вопросы теории запретов в гражданском праве

Дозволительный характер гражданскоправового регулирования не вызывает споров в юридической литературе, однако в нормах гражданского права немаловажное место занимают и запреты. Что представляют собой гражданскоправовые запреты? По каким критериям их можно классифицировать? Какие функции выполняют запреты в механизме гражданскоправового регулирования общественных отношений?

Понятие и юридическая природа *(1) запретов в теории права, в том числе теории гражданского права, до сих пор мало исследованы. В научной литературе неоднократно отмечалось, что вопрос о правовом механизме действия запретов не вполне ясен *(2), а по своему месту и функциям в структуре права они представляют собой сложные, многогранные, в определенном смысле загадочные юридические образования *(3).

Нельзя однозначно определить сущность запретов, их виды, функциональное назначение, роль и место в механизме правового регулирования общественных отношений. Обращение к проблеме запретов, функционирующих в сфере гражданского права, показывает, что проблема очень непроста. С одной стороны, в большинстве цивилистических исследований акцент смещен на дозволительный характер гражданскоправового регулирования общественных отношений, и запретам уделяется крайне мало внимания. С другой стороны, общетеоретические исследования правовых запретов основываются, как правило, на материалах не гражданского, а уголовного, административного, земельного и иных отраслей права, в силу чего многие выводы общего характера не выдерживают проверки на истинность при их приложении к гражданскоправовым явлениям *(4).

Многие проблемы, связанные с запретами, в особенности гражданскоправовыми, в течение длительного времени даже не рассматривались в юридической литературе. Вследствие этого ряд вопросов, в частности, о сущности, понятии, содержании, юридических свойствах, функциях правовых запретов, нормативном характере установления правовых запретов, связи с субъективными правами и обязанностями, классификации запретов, роли в механизме правового регулирования и др., остаются невыясненными.

Исследование юридической природы, специфических свойств правовых запретов имеет не только теоретическое, но и практическое значение, особенно в связи с дальнейшим совершенствованием гражданского законодательства и практики его применения.

При исследовании общетеоретических проблем, связанных с запретами, прежде всего необходимо определиться с самим понятием "запрет". Как известно, ведущим способом регулирования общественных отношений в догосударственный период развития общества выступал запрет (система табу) как самый приемлемый и эффективный прием воздействия *(5).

В теории дореволюционного русского права под запретом понималась обязанность воздержаться от действия отрицательная обязанность *(6).

В русском дореволюционном гражданском праве "запрещение" являлось мерой предупреждения отчуждения заложенного недвижимого имущества *(7). Известны были как частные запрещения, налагаемые на определенные имения, так и общие запрещения, налагаемые на все принадлежащие известному лицу имения, где бы они ни находились. Современные юридические словари по непонятным причинам обходят молчанием данный термин *(8).

Понятие запрета используется также в философской литературе *(9).

Английскому праву известен термин negative covenant договорное условие о воздержании от действия. Оно возлагает на сторону обязанность воздержаться от совершения ряда действий, в особенности в сделках, связанных с недвижимостью. Также данное условие относится к обязанности заемщика перед заимодавцем не обременять или не передавать недвижимое имущество в течение действия срока договора займа *(10).

В английском праве существует и термин covenant not to compete обязательство не участвовать в конкуренции. Это условие договора, заключающееся в том, что сторона принимает на себя обязательство воздерживаться от ведения бизнеса и иной профессиональной деятельности, по природе сходной с той, которую проводит контрагент по договору. Подобного рода условия содержатся главным образом в договорах о товариществах или о продаже бизнеса *(11).



В научной литературе встречаются различные толкования термина "запрет". Так, под таковым понимается один из видов метода правового регулирования общественных отношений *(12).

Формой выражения запретов являются запрещающие нормы права. Юридические нормы как нормативные основания единые, формально фиксируемые критерии правомерного поведения определяют простор юридически допустимого и юридически защищенного поведения (дозволения) и пределы такого поведения (запреты) *(13). Одной из важных классификаций правовых норм является классификация их по способам воздействия на поведение людей или по характеру содержащихся в них предписаний (предоставление права, возложение обязанности, запрет). В силу данной классификации нормы права делятся на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Данные виды норм относят к числу регулятивных, и едва ли не каждая норма может быть сформулирована в любом из этих вариантов. Регулятивные нормы рассчитаны на правомерное поведение и устанавливают юридические права и обязанности участников правоотношений *(14).

Помимо регулятивных известны правоохранительные нормы, рассчитанные на неправомерное поведение и поэтому всегда содержащие указание на меры государственного принуждения.

Таким образом, регулятивные нормы устанавливают определенные и необходимые правила поведения, а правоохранительные санкции за их нарушение. Абсолютное большинство правовых норм относятся к регулятивным, поскольку право как нормативная система рассчитана прежде всего на правомерное поведение субъектов *(15).

Важно подчеркнуть, что обязывающие и запрещающие нормы являются, как правило, императивными, т.е. не допускающими никаких отступлений *(16).

Под запрещающими нормами понимаются нормы, устанавливающие запрещение действия *(17). Они закрепляют обязанность субъектов права воздержаться от совершения конкретных действий, от определенных вариантов поведения *(18). В запрещающих нормах формулируются составы правонарушений и санкции за их совершение.

В теории гражданского права под запретами подразумеваются государственновластные императивные требования воздерживаться от противоправных действий, причиняющие существенный вред интересам субъектов права *(19). Иными словами, запрет это государственновластное веление, указывающее на юридическую (а не фактическую) недопустимость определенного поведения под угрозой наступления ответственности *(20).

Юридическая природа запретов предопределяет невозможность совершения действий, наносящих ущерб интересам государства, юридическим и физическим лицам. Запрет выступает как властный императив, указывающий на недопустимость объективно возможного общественновредного действия (поведения) *(21). Правовые запреты выступают и как самостоятельная форма закрепления юридических обязанностей наряду с позитивным обязыванием, что обусловлено различием объективных целей, преследуемых законодателем в процессе регулирования общественных отношений *(22).

В теории права остается спорным вопрос о том, следует ли запретительные нормы выделять в качестве самостоятельного вида норм наряду с управомочивающими и обязывающими. По мнению ряда исследователей, такое выделение должно быть произведено в пределах не всей классификации правовых норм, а лишь в рамках, очерчиваемых понятием обязывающей нормы (запретительные нормы являются лишь одним из подвидов обязывающих норм) *(23). Ведь подавляющее большинство запретов функционируют в неразрывной связи с нормами, определяющими права и обязанности участников общественных отношений. Получается, что они как бы "включены" в уже существующие обязанности, в их определение, а дифференциация санкций за нарушение запретов имеет прежде всего позитивное значение *(24).

Приведем примеры понимания запретов в различных отраслях права. В теории советского уголовного права под запретом понимали обязанность воздержаться от совершения общественно опасного действия *(25). В современном административном праве под запретом понимается обусловленная социальной необходимостью форма и мера государственновластного общеобязательного веления, которая предупреждает об опасности совершения неправомерных действий и имеет своей целью предотвращение нежелательного поведения в сфере управленческих общественных отношений, которое может причинить ущерб государственным, общественным или личным интересам *(26). Как видим, запреты в первую очередь связаны с такими категориями права, как обязанность, императивность.

Касаясь проблемы классификации запретов, необходимо отметить, что целенаправленно она до сих пор не исследовалась, ее рассматривали лишь попутно *(27). Наш анализ показал, что все запреты целесообразно разделить на несколько групп.

Прежде всего, запреты можно рассматривать в широком смысле слова (имплицитный запрет) и узком смысле слова (эксплицитный запрет) *(28).

Под запретом в широком смысле слова понимается элемент любой правовой нормы, поскольку она обеспечена санкцией на случай ее нарушения, т.е. правовой запрет имплицитно выражен в любой норме. Запрет в узком смысле слова означает саму запрещающую норму. В обязывающих, а тем более в управомочивающих нормах запрет отступает на второй план, и его функции сводятся к определению границ правомерного поведения. Главными элементами в этих нормах являются юридическое дозволение (управомочивающие нормы) и позитивное обязывание (обязывающие нормы) *(29).

Можно привести примеры имплицитных запретов в гражданском законодательстве нормы ГК РФ, устанавливающие порядок реорганизации (ст. 5760) и ликвидации (ст. 6164) юридического лица. В этих нормах имплицитно выражен запрет, суть которого состоит в том, что всякий иной порядок реорганизации, ликвидации не допускается. Этот запрет словесно не сформулирован, но логически предполагается. Для того чтобы усилить гарантии прав кредиторов ликвидируемого юридического лица, п. 1 ст. 63 ГК РФ устанавливает запрет: срок предъявления требований кредиторов не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Таким образом, имплицитный запрет, касающийся недопустимости иного порядка реорганизации и ликвидации юридического лица, дополняется специальными нормами, в которых запрет выражен эксплицитно п. 1 ст. 63 ГК РФ.

С точки зрения А.Г. Братко, запреты имплицитно содержатся в нормах права, а обособляются только тогда, когда для этого есть достаточные основания, т.е. если сложилась определенная общественно вредная тенденция, проявляющаяся в необходимости вытеснить нежелательные антисоциальные явления с использованием нормзапретов *(30). Также в качестве довода в пользу того, что любая правовая норма содержит запрет, названный автор указывает на трехчленную структуру нормы, ибо если она имеет санкцию, значит она содержит и запрет *(31).

Данный подход к толкованию запретов был раскритикован в научной литературе. Имплицитный запрет это элемент содержания позитивной обязанности, но не элемент содержания нормы права: необходимо различать имплицитные запреты как элементы содержания позитивных гражданскоправовых обязанностей и запреты как самостоятельный способ закрепления обязанностей пассивного типа, как самостоятельную форму гражданскоправового регулирования общественных отношений *(32). По мнению С.С. Алексеева, подобная широкая трактовка запретов вряд ли имеет достаточные основания, так как запрещающие нормы права наряду с нормативными положениями об ответственности (в которых "спрятано запрещение") являются внешним выражением, формой объективации юридических запретов. И вне этих запрещающих предписаний и нормативных положений об ответственности юридических запретов нет. Таким образом, юридические запреты устанавливаются или непосредственно в текстах нормативных актов (в виде особого запрещающего предписания), или в виде охранительных нормативных положений, содержащих запрет в "скрытом" виде *(33). Н.Н. Рыбушкин полагает, что при таком подходе допускается смешение категориальных рядов правовых понятий. Запрет как средство правового регулирования используется законодателем только в запрещающих нормах права при формировании их диспозиций *(34).

ЗАПРЕЩАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА - юридические нормы, указывающие на недопустимость совершения лицом каких-либо действий. Например, в соответствии с нормами гражданского права не допускается односторонний отказ от исполнения .

Экономика и право: словарь-справочник. - М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое "ЗАПРЕЩАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА" в других словарях:

    Запрещающие нормы права - нормы, возлагающие на субъекта обязанность воздерживаться от совершения запрещенных законом действий. Такие нормы формулируются в виде запрета совершать какие либо действия. Предписания такого рода, как правило, начинаются словами: «запрещается» … Элементарные начала общей теории права

    ЗАПРЕЩАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА - юридические нормы, указывающие на недопустимость совершения лицом каких либо действий. Например, в соответствии с нормами гражданского права не допускается односторонний отказ от исполнения обязательства … Юридическая энциклопедия

    НОРМЫ ПРАВА ЗАПРЕЩАЮЩИЕ - ЗАПРЕЩАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА … Юридическая энциклопедия

    - (см. ЗАПРЕЩАЮЩИЕ НОРМЫ ПРАВА) … Энциклопедический словарь экономики и права

    Юридический словарь

    НОРМЫ ПРАВА - общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством и обеспеченные его принудительной силой. Формой существования Н. п. являются соответствующие нормативные правовые акты, а также иные источники права. В… … Российская энциклопедия по охране труда

    нормы права запрещающие - юридические нормы, указывающие на недопустимость совершения лицом каких либо действий. Так, в соответствии с нормами гражданского права не допускается односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение условий договора … Большой юридический словарь

Страница 2 из 2

3. Способы изложения правовой нормы

Способы изложения элементов нормы права в статьях нор­мативно-правовых актов различны, однако она сохраняет свою логическую структуру. В наиболее общем виде все многообра­зие этих способов может быть сведено к следующим вариантам;

а) одна статья нормативного акта содержит лишь часть нормы права или даже часть одного из элементов нормы права, либо наоборот: норма права содержится в нескольких статьях акта (актов);

б) одна статья содержит несколько непосредственно свя­занных между собой норм права, или наоборот: норма права содержится в части статьи;

в) одна статья содержит гипотезу или диспозицию, общую для многих непосредственно связанных между собой норм пра­ва, т. е. является как бы "вынесенной за скобки", общей частью для таких норм (соответственно диспозиций или санкций);

г) одна статья содержит несколько гипотез или несколько диспозиций непосредственно связанных между собой норм;

д) одна статья содержит гипотезу и диспозицию, так назы­ваемую "усеченную" норму, а санкции выделены в отдельную статью.

Правотворческий орган руководствуется необходимостью обеспечить нормам права вид логически стройной системы и подчиняет ей язык нормативно-правовых актов. Это ставит пе­ред ним ряд специальных задач; придать нормам права вид логического развертывания от одной нормы к другой, как дви­жение от общего к конкретному; избежать повторений в раз­личных нормах права одних и тех же юридически значимых положений; добиться логической ясности языка нормативного акта, выразить норму права наиболее экономными средствами; исключить самоочевидные и общеизвестные (в силу массового социального опыта людей) условия, факты и положения. Реше­ние этих задач - постоянно действующий фактор, который объясняет несовпадение статьи нормативного акта и нормы права.

Сошлемся на ст. 19 и 24 УК РФ, которые гласят, что уго­ловной ответственности подлежит только вменяемое физиче­ское лицо, достигшее возраста, установленного Уголовным ко­дексом, а виновным в преступлении признается лицо, совер­шившее деяние умышленно или по неосторожности. Данное предписание нужно рассматривать двояко: как диспозицию с запретительным содержанием (нельзя подвергать уголовному наказанию: а) юридическое лицо; б) физическое лицо невинов­ное, невменяемое и не достигшее возраста, установленного УК РФ), а также как общую гипотезу для многих норм, содержа­щихся в Кодексе, ибо нет надобности каждый раз повторять это общее для всей данной отрасли права условие.

Законодательству на современном этапе присуща диф­ференциация и интеграция норм права, причем последняя превалирует, чем обусловлен рост удельного веса статей, со­держащих общие положения, значимые для многих норм права.

Часть нормы права, которая содержится в статье норма­тивно-правового акта, принято называть нормативным предпи­санием.

Таким образом; несмотря на дискуссионность вопроса, мож­но утверждать, что логическая структура правовой нормы со­держит три элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

4. Классификация норм права

Проблема классификации юридических норм, как и многие другие вопросы теории нрава, по своему характеру такова, что ее подлинно научное решение возможно лишь в том случае, если исходить из выводов, полученных в результате философ­ского (общесоциологического) осмысления правовой действитель­ности.

Классификация норм права преследует несколько целей: выявить их регулятивные свойства, определить место различ­ных норм в механизме правового регулирования, установить системные свойства норм, их взаимосвязь. Наиболее общими основаниями классификации является их деление по следую­щим признакам.

1. По отраслевой принадлежности, т. е. по предмету и мето­ду правового регулирования, все нормы классифицируются по институтам и отраслям права. В соответствии с этими объек­тивными различиями законодатель издает кодифицированные акты, формируя тем самым отрасли законодательства, соответ­ствующие отраслям права: нормы государственного права, нор­мы гражданского права, нормы административного права, нор­
мы уголовного права, семейного права и т. д.

2. По юридической силе, т. е. по актам, в которых нормы права содержатся, они делятся на нормы закона и нормы под­законных актов, причем по этому признаку возможна дальнейшая (более детальная) классификация.

3. По степени общности содержания нормы права делятсяна нормы-принципы, общие и конкретные нормы. Первые не содержат явно выраженных элементов норм права, они являются результатом нормативных обобщений, выражают соци­альное содержание всех норм права данной группы. В некото­рых отраслях права нормы-принципы позволяют непосредст­венно регулировать отношения, не указанные конкретными нор­мами. Так, принципы гражданского права являются непосред­ственным основанием для применения аналогии права.

В отличие от норм-принципов общие нормы - это прави­ла, конкретизирующиеся в других нормах. Так, положение ч. 1 ст. 307 ГК РФ, содержащей понятие обязательства и основания его возникновения, служит общей диспозицией ко многим дру­гим нормам, регулирующим различные виды обязательств, а ч. 2 этой же статьи, устанавливающая, что обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе, - это общая нор­ма, т. е. гипотеза, для многих последующих. Общей нормой яв­ляется и ст. 45 УК РФ, определяющая виды наказаний, приме­няемые к лицам, совершившим преступления. Среди общих норм ведущее значение принадлежит конституционным нормам.

Близким к делению норм по степени формальной опреде­ленности (степени общности) является их членение по формаль­ным признакам на нормы закона и нормы подзаконных актов. В литературе высказано справедливое суждение, что законо­дательные нормы по своей структурной организации наиболее развиты. По степени обобщения они делятся на конституцион­ные, кодифицированные и отдельные.

4. По характеру (или составу) предписываемых правил по­ведения (форме регулирования) правовые нормы могут быть обязывающими (предписывают совершение содержащихся в норме действий); управомочивающими (дозволяют или разре­шают совершение содержащихся в норме действий); запрещаю­щими (предписывают воздержание от содержащихся в норме действий, т. е. косвенно указывают на правило поведения).

Эти виды норм свойственны различным отраслям права. Первые две группы - специфически регулятивные в позитив­ном смысле. В административном, природоохранительном, уго­ловно-исполнительном и других отраслях права преимущест­венное место занимают обязывающие нормы, в гражданском же - управомочивающие. Но нет таких отраслей права, содер­жание которых исчерпывалось бы одной группой норм. Даже в уголовном праве - системе запрещающих норм как необходи­мый компонент присутствуют обязывающие нормы общей час­ти, а нормы о необходимой обороне я крайней необходимости являться управомочивающими. (Нельзя сказать, что запрещаю­щие нормы "обязывают не совершать"; они запрещают совер­шать.)

Специфика запрещающих норм состоит в том, что они фор­мулируются как полудиспозиции, т. с. прямо не устанавливают правил позитивного поведения (что характерно для обязываю­щих и управомочивающих норм). Они указывают лишь на за­прещаемые действия, которые нельзя совершать, и тем са­мым диктуют правила поведения. Поэтому в запрещающих нормах нет прямо выраженных диспозиций. Статьи Уголовного ко­декса, содержащие уголовно наказуемые деяния, представля­ют собой гипотезы, которые слились с диспозициями. Но если брать их вместе с положениями общей части, то характер дис­позиций-запретов вырисовывается полностью. Особенности уго­ловного закона сводятся к тому, что запрет в нем словесно не сформулирован, но в силу своей общеизвестности он логически предполагается. Например, уголовное наказание за хищение собственности означает запрещаемое действие. Как должен вести себя субъект, какие ему следует избирать установки, каким образом сориентироваться в общественной практике - он дол­жен решить сам.

Анализируя социальную природу норм права, приходим к выводу о ведущей роли дозволений, так как они предполагают установленные государством обязывания и запреты. Это зна­чит, что все способы регулирования составляют единую систе­му, причем изменения в одной из норм права обязательно вле­кут корректировку других.

В социальном плане доминирующий элемент правовой нор­мы состоит в том, что она что-либо предписывает, запрещает или разрешает. Если предписывающая определенное поведе­ние норма одновременно что-то запрещает или разрешает, наи­более существенным в ней все же является то, что она предпи­сывает. Этот доминирующий элемент правовой нормы всегда определяется. Можно выделить два смысла "разрешения": в рамках обязывающих или запрещающих норм; в управомочивающей норме.

Очевидна условность деления норм права на указанные виды. В процессе их реализации субъекты всегда соотносятся друг с другом как носители прав и обязанностей. Без такой связи нормы права неосуществимы. Однако это деление имеет и политический, и правовой смысл. Оно дает возможность вы­яснить, на чем сделан акцент в поведенческой направленности нормы. Отсюда реальность существования обязывающих, за­прещающих и управомочивающих норм. Нельзя переходить объективных границ этого разграничения.

В административном праве доминируют обязывающие нор­мы; в гражданском, семейном, трудовом, земельном и ряде дру­гих регулятивных отраслей - управомочивающие; в уголов­ном - запрещающие. Большинство норм уголовно-исполнитель­ного законодательства - обязывающие, однако немало и за­прещающих; большую часть (права осужденных) составляют управомочивающие нормы.

Для обязывающих и запрещающих норм характерна тес­ная взаимосвязь, переход одних в другие. Правомочия юриди­ческих лиц по гражданскому праву - это в то же время и обязанности их руководителей по административному праву. Нередко обязывание и правомочие как формы регулирования сливаются в одной и той же норме. В законодательстве, в раз­личных его отраслях довольно часто употребляются такие смы­словые обороты: "как правило, не разрешается", "как правило, может быть разрешено", "в исключительных случаях", "как правило, должно быть...; и т. д. Подобные технические приемы позволяют охватить нормами права разнообразные отклонения от общих правил, которые невозможно заранее предвидеть во всех деталях. Тем самым расширяются границы правового воздействия, обеспечивается его гибкость в различных ситуа­циях.

И все же такое соединение регулятивных форм следует отнести скорее к недостаткам, чем к положительным свойст­вам. Здесь открываются широкие возможности для их свобод­ного толкования специальными субъектами, исполняющими нормы, так как смысловое содержание подобных оборотов крайне неопределенно. Какой случай считать исключительным, а ка­кой нет - неизвестно. Однако не следует в этих технических приемах видеть промах законодателя. Компетентные органы сознательно идут на их использование в законодательной прак­тике, так как рассчитывают на юридическую квалификацию, достаточно высокий уровень общей и правовой культуры тех, кто непосредственно причастен к реализации соответствующих норм. Иначе говоря, право не может постоянно оставаться в одних и тех же очерченных, традиционных формах выражения своих норм. Эти формы необходимо обогащать.

Обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы в свою очередь могут быть классифицированы и по другим ос­нованиям. Так, запреты подразделяют: по сферам обществен­ной жизни - на социально-экономические, политические, лич­ные; по функциональному назначению - на запреты в широ­ком и узком смысле; по характеру и объему правового мате­риала - на информативные и элементарные; по степени опре­деленности - на абсолютные и относительные и т. д.

Праву свойственна особая разновидность норм, исходящих от государственных органов, но имеющих рекомендательный характер. Ученые по-разному оценивают их природу. Одни оп­ределенно считают их нормами права (Л. С. Явич, П. Е. Недбай-ло), другие столь же категорично относят их к "промежуточной стадии", определенному этапу в создании нормы (Н. Г. Алек­сандров и др.). Наконец, есть и более сдержанные суждения, исключающие крайности в оценке рекомендательных норм. Так, А. В. Мицкевич считает, что в рекомендациях, как правило, со­четается метод общественного регулирования с правовыми фор­мами воздействия государства на общественные отношения. Такие рекомендации одновременно устанавливают юридические обязанности по отношению, например, к органам местного са­моуправления о соблюдении предоставляемых прав. Это и по­зволяет считать рекомендации нормами правовыми, управомо-чивающими, в конечном счете обеспеченными правовыми санк­циями.

5. По степени активизации социально полезной деятельно­сти субъектов нормы права условно можно делить на обычные и поощрительные, В принципе все они "поощряют" такую дея­тельность, но выделение поощрительных норм целесообразно потому, что они чаще всего специально направлены на стиму­лирование правомерной деятельности, такой, которую субъек­ты юридически не обязаны совершать. Это - благоприятная реакция на правомерное деяние, превосходящее обычные тре­бования (женщина, имеющая пятерых и более детей, обладает правом на пенсию при достижении 50-летнего возраста).

Поощрительные нормы имеют четко выраженную элемент­ную структуру, причем диспозицией является поощрение, т. е. возможность получить различные материальные, духовные блага.

Поощрительные нормы - это разновидность управомочи-вающих либо обязывающих норм. Диапазон их действия в пра­ве все более расширяется, причем нередко они касаются обыч­ного исполнения обязанностей. Это побуждает ряд ученых ус­матривать в поощрениях не особые нормы права, а лишь "по­ощрительные санкции" к действующим нормам. Этот термин является метафорой, отходом от обычного понимания санкции в юридическом смысле, перенесением в право общесоциологи­ческого понимания санкции как ответной реакции на чье-либо действие, что само по себе интересно.

Поощрительные нормы следует считать нормами права, но выступающими не как правила поведения, а как государствен­ный призыв к определенному поведению. При наступлении со­ответствующих условий у компетентного органа возникает не только право, но иногда и обязанность поощрять.

6. По способам установления правил нормы делятся на ка­тегорические и диспозитивные. Первые формулируют определенное правило поведения, исключают какой-либо выбор, хотя могут устанавливать как запрет, так и обязывать либо дозво­лять; вторые предоставляют субъектам самим определять кон­кретное содержание своих прав и обязанностей и устанавлива­ет правило на случай, если субъекты не воспользовались своим правомочием. Например, ч. 1 ст. 223 ГК РФ определяет, что право собственности у приобретателя вещи по договору возни­кает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено зако­ном или договором.

7. По техническим приемам нормы права делятся на опре­деленные, бланкетные и отсылочные. Определенные непосред­ственно описывают правило поведения в статье, в которой она излагается. Бланкетные делают отсылку в самом общем виде к нормативно-правовому акту в целом или к его части. Отсылоч­ные имеют ссылку на правило поведения, содержащееся в кон­кретных статьях данного нормативно-правового акта (напри­мер, ст. 118 УК РФ).

8. По непосредственному предмету воздействия правовые нормы можно классифицировать на социально-технические и социальные. Социально-технические регулируют использование человеком технических средств, сил природы (правила эксплуатации технических средств, технологические режимы, стандар­ты, нормы расхода сырья, нормы в сфере охраны природы и т. д.). Будучи утвержденными компетентными органами, они ста­овятся юридически обязательными и тем самым выступают регуляторами отношений между людьми. Социальные регули­руют общественные отношения, субъектами которых являются люди, их коллективы, организации и т. п.

9. Классификацию норм права можно проводить и по при­знакам, свойственным гипотезе, диспозиции, санкции.

Правовая норма — первичная ячейка права, в которой заложена самостоятельная программа воздействия на регулируемые отношения и сознание их участников.

Субъекты права имеют дело прежде всего с отдельными нормами права, непосредственно на них основывают свои права, свободы и обязанности. Представляя собой простейший элемент права, норма права обладает всеми в целом.

Нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения, устанавливая границы возможною, дозволенного поведения субъектов права, выступая мерой свободы в . Но правовые нормы могут предписывать индивиду и вполне определенный вариант поведения, обеспечивая реализацию законных прав и интересов других лиц. Социальная ценность норм права заключается в том, что они стабилизируют общественные отношения, обеспечивая предсказуемость поведения всех их участников. Поэтому норма права выступает как установленное или санкционированное государством общее правило поведения, обеспеченное государством, рассчитанное на неопределенное число однотипных случаев и обязательное для каждого в условиях предусмотренной ситуации. Общее правило в норме права, как правило, формулируется путем определения прав и обязанностей участников отношения данного вида.

Основные признаки правовых норм

Норма права есть мера свободы волеизъявления и поведения человека. Понимание и усвоение данного момента конкретным индивидом зависит как от внутренних факторов (состояния его разума, типа характера, уровня культуры), так и от внешних обстоятельств (степени упорядоченности общественных отношений, обеспеченности нормы авторитетом, силой). Наибольшая эффективность реализации правовой нормы достигается при совпадении целей отдельной личности и общества, сочетании общечеловеческих и социально-групповых, классовых интересов в условиях стабильности общественных отношений.

Норма права — это форма определения и закрепления прав и обязанностей. Последние выступают в виде ориентиров, обозначающих диапазон свободы действий субъектов права, так как реальное регулирование отношений между людьми и их организациями осуществляется именно через наделение правами одних и возложение обязанностей на других. Наиболее ярко предоставительно-обязываюший характер выражен в регулятивных нормах, менее он заметен в нормах специализированных (декларативных, дефинитивных). Различные субъекты правоотношений обычно обладают комплексом прав и одновременно несут большое количество обязанностей. Не может быть прав без обязанностей и нет обязанностей без прав. Это один из принципов построения и функционирования любой правовой системы.

Норма права представляет собой правило поведения общеобязательного характера, т. е. она:

указывает, каким образом, в каком направлении, в течение какого времени, на какой территории необходимо действовать тому или иному субъекту;

предписывает правильный с точки зрения общества и потому обязательный для конкретного индивида образ действий;

имеет общий характер, выступает в качестве равного, одинакового масштаба для всех и каждого, кто оказывается в сфере ее действия.

Норма права — это формально-определенное правило поведения. Внутренняя определенность нормы проявляется в содержании, объеме прав и обязанностей, четких указаниях на последствия ее нарушения. Внешняя определенность заключается в том, что любая норма закреплена в статье, главе, разделе официального документа — в нормативном правовом акте.

Норма права есть правило поведения, гарантированное государством. Возможность государственного правового принуждения в случаях нарушения прав граждан, правопорядка является одной из важных гарантий действенности права.

Норма права обладает качеством системности , которое проявляется в структурном построении нормы, в специализации и кооперации норм различных отраслей и институтов права.

Следует иметь в виду, что возникновение нормы права и все ее дальнейшее существование зависят от ряда факторов, раскрытие которых позволит точнее определить место нормы в правовой системе, понять значение нормативного регулирования для индивида и общества.

Прежде всего надо видеть природную обусловленность правовой нормы. В широком смысле нормативность есть свойство материи вообще и социальной материи в частности. Полиструктурность и цикличность материального мира в какой-то степени предопределяют мерность, нормативность социальных связей и отношений, явлений и процессов, в том числе правовых. В этом плане норма права отражает некую частицу материального и духовного мира в человеческом бытии (биологический аспект ), как бы устанавливает меру освоения природы, меру соотнесенности бытия с чувствами, эмоциональным настроем человека (психологический аспект).

Далее нужно помнить, что правовая норма, будучи обусловленной природными факторами, есть сугубо социальный феномен (социальный аспект). Нормативная характеристика тех реальных явлений и процессов, с которыми человек имеет дело, — наиболее существенная черта его социального мира. В общесоциальном плане правовая норма выступает в виде: справедливого масштаба поведения людей, обеспеченного общественным авторитетом, социальной силой и господствующими в обществе представлениями о должном и правильном;

типизированного отпечатка повторяющихся фактических общественных отношений;

формы выражения интересов большинства. В индивидуально-социальном плане норма права является средством защиты интересов, нрав и свобод личности и одновременно в необходимых случаях — средством ограничения свободы поведения (мера свободы).

Наконец, необходимо учитывать то, что правовая норма есть результат интеллектуальной сознательной деятельности человека, разум и воля которого имеют здесь решающее значение (интеллектуально-идеологический аспект). Поэтому норму права нельзя считать просто частицей мирового порядка вещей или слепком общественных отношений. Ее создание всегда представляет собой сложнейший мыслительно-деятельностный процесс, в котором потребности, интересы конкретных людей и различных социальных групп, сталкиваясь друг с другом, вызывают различного рода противоречия (экономические, политические, идеологические, религиозные). Осознание, изучение этих противоречий и попытки их разрешения приводят в конечном счете к выработке правовой нормы как:

компромиссного, приемлемого для данного времени и общества варианта регулирования, обеспечивающего нормальную жизнь людей;

обобщенной информации о социальной действительности;

средства познавательной деятельности;

конкретного средства разрешения противоречий (конфликтов) между людьми.

В социально-юридическом (государственном) аспекте правовая норма выступает в виде:

формально-определенного обязательного правила поведения, закрепленного и опубликованного в официальных документах (нормативно-правовых актах) и обеспеченного государством;

социально-классового регулятора общественных отношений в тех политических системах, где законодательно закреплена власть социального класса или слоя.

3. Виды правовых норм. Многогранные общественные отношения, разнообразие повторяющихся жизненных ситуаций и способность человека разумно реагировать на происходящее обусловливают тот факт, что правовые нормы достаточно разнообразны. Чтобы определить общие и отличительные черты норм, обозначить их место и функциональную роль, необходимо их классифицировать. Основания классификации могут быть самыми различными.

По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и т. д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция РФ.

По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы — правила поведения), охранительные (нормы — стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты).

Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан, основополагающие идеи и параметры строительства правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в основах законодательства, кодексах. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции РФ, гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Особенность регулятивных норм состоит в том, что они носят ярко выраженный предоста- витсльно-обязывающий характер. В частности, нормы ст. 25.6- 25.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) закрепляют детальный перечень прав и обязанностей свидетеля, понятого, специалиста и эксперта.

Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 83 Уголовного кодекса РФ (УК РФ) осужденный подлежит освобождению от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора суда.

Как регулятивные, так и охранительные нормы направлены на осуществление функций права: регулятивной (статической и динамической) и охранительной. В них находят выражение способы регулирования.

Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Так, широкий спектр государственных гарантий благотворительной деятельности содержит ст. 18 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, ч. 2 ст. 1 Конституции РФ гласит: «Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

Дефинитивные нормы формулируют определения тех или иных правовых явлений и категорий (понятия преступления в уголовном законодательстве, сделки в гражданском праве и т. п.).

Коллизионные нормы призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».

Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т. п.

3.3. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.

По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы.

Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права.

Диапозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях.

По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и показательные.

По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.

Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства.

Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъектными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов государственной власти краев, областей и др.

Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.

Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные), по кругу лиц (распространяются или на всех, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т. п.).

4. Структура правовой нормы. Будучи «клеточкой» права, норма в то же время есть сложное образование, имеющее собственную структуру — логически согласованное внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативных правовых актах.

Структура нормы права — это идеальная логическая конструкция , призванная регулировать взаимоотношения между людьми. Это своеобразная модель возможного поведения, сформировавшаяся в ходе общественного развития, отражающая стремление людей создать универсальные, долговременные инструменты познания и освоения правовой действительности. Традиционно считается, что норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения. По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам правоотношения варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правило поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до десяти лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).

Структура юридической нормы есть объективированный результат отражения в норме определенного общественного отношения. Фактическое общественное отношение, подлежащее правовому оформлению, объективно требует, чтобы структура правовой нормы логически соответствовала собственному внутреннему строению. Оно достаточно жестко предопределяет характер связи и количество структурных элементов нормы. Детерминирующее влияние на структуру оказывают тип, род, вид, сторона общественного отношения. Следует также иметь в виду сложность логических связей между субъектами отношения.

количественные характеристики субъектов и объектов, распространенность и повторяемость общественного отношения, возможный уровень его обобщения.

С известной условностью можно утверждать, что та или иная правовая норма содержит столько структурных логических элементов, сколько этого требует данное общественное отношение. Структура имущественных отношений индивидов обусловливает наличие в правовой норме таких элементов, как гипотеза, диспозиция (одна или две), санкция, мера поощрения, указание на каждого из субъектов. Большинству отношений, рассматриваемых уголовным правом, соответствует двучленная структура нормы. Для массовых, политических отношений, требующих конституционного оформления, зачастую достаточно констатации их наличия. В структуре многих конституционных норм реально проявляется обычно один элемент.

Таким образом, реальная структура юридической нормы, закрепленной в нормативном акте, производна от структуры соответствующего общественного отношения определенного вида и выступает как закономерная реальность правовой системы конкретного общества.

5. Понятие и виды форм (источников) права. Источник права — это форма официального выражения общеобязательных предписании, создаваемых органами государства в целях регламентации общественного порядка.

Поясним, что общеобязательные предписания (нормы права, индивидуально-властные распоряжения и т. д.) могут содержаться не только в нормативных правовых актах, но и в решениях судов, нормативных договорах, обычаях и иных источниках.

5.1. Понятие «источник права» многозначно. Если исходить из общепринятого значения термина «источник», то в сфере публичных отношений таковым может быть признана реальная сила, созидающая право. Такой силой является прежде всего власть государства. Именно органы государства способны принимать разнообразные правовые акты. Последние могут содержать нормы права или выступать официальной формой применения юридических норм. Это судебные и административные акты органов государственной власти (решения, определения судов, приказы, распоряжения и другие властные акты органов государства).

В дальнейшем речь будет идти об источниках права только в юридическом смысле, подразумевающем наличие «внешних» форм по отношению к содержанию (нормам права). Такими формами являются, например, закон, указ президента, решение суда, постановление правительства, договор и др. Все эти разные по юридической силе, значению, обязательности и авторитету юридические документы объединяет следующее: они содержат нормы права, а следовательно, признаются источниками права. Наряду с этим обратим внимание еще на одну черту, объединяющую все источники права в одну группу. Таким общим признаком является то, что все современные источники права — это официальные документы, содержащие правовую (общеобязательную) информацию, говорящую о правах, обязанностях либо ответственности физических или юридических лиц.

Обычно в теории государства и права указывают на четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и нормативный договор. В отдельные исторические эпохи источниками права выступали правосознание и высказывания юристов 1 .

5.2. Наиболее древней формой права является правовой обычай , т. е. правило поведения, вошедшее в привычку народа вследствие его повторения в течение длительного времени. Правовым обычай называется потому, что он признан государством как общеобязательная норма поведения, соблюдение которого обеспечивается государственным принуждением.

В отечественном дореволюционном правоведении понятия «обычай» и «обычное право» вообще не разграничивались. Так, например, русский историк и правовед В. М. Хвостов в 1908 г. писал, что необходимо рассматривать в качестве обычая юридическую норму, сила которой основана не на предписании государственной власти, а на привычке к ней народа, на долговременном применении ее на практике. Другими словами, по В. М. Хвостову, обычай, по сути, есть юридическая норма, подкрепленная давностью применения.

Некоторые ученые рассматривают обычное право как первоначальный способ создания правовых норм, возникший прежде, чем общество конституировалось в политическом отношении. Таким образом, по их мнению, право, установленное обычаем, применялось, в основном, на достаточно ранних ступенях развития общества, в архаических правовых системах. Однако это не совсем так, поскольку, как утверждает этнографическая наука, обычаи не только сегодня применяются некоторыми народами, но и продолжается процесс создания новых обычаев, отражающих этнокультурное развитие общества.

Особенность обычая заключается в том, что это правило поведения, вошедшее в привычку. С юридической точки зрения это неписаный источник права, характеризующийся неупорядоченностью, множественностью и разнообразием. Причина этого заключается в многочисленности культур народов, населяющих тот или иной регион.

Записью древнего, исторически сложившегося обычного права были в Древнем Риме Законы XII таблиц (V в. н. э.). В рабовладельческих и феодальных обществах санкционирование обычаев проявлялось в решениях суда по поводу отдельных фактов. Обычай, санкционированный государством, — весьма редко встречающаяся форма права.

Современное российское законодательство в ст. 5 ГК РФ установило новое понятие — «обычаи делового оборота», в качестве которых признаются сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе или нет. В настоящее время сфера применения обычаев делового оборота в основном ограничена внешнеторговыми сделками, но следует полагать, что дальнейшее развитие рыночных отношений потребует более летального регулирования сложившихся в этой сфере обычаев. По этому пути уже идет законодатель, установивший в ст. 427 ГК РФ правило, по которому санкционированным обычаем можно признать примерные условия типового (примерного) договора.

5.3. Судебный прецедент получил широкое распространение в Великобритании, США, Австралии и других странах. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда высокой инстанции по конкретному делу. Обязательным для всех нижестоящих судов является не все целиком решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по прецедентной системе, ratio decidendi. Из серии однотипных прецедентов складывается тенденция правового регулирования, что приводит в дальнейшем к созданию законов.

Российская правовая система исключает возможность создания норм права судами, так как задача последних усматривается только в применении права к конкретным жизненным обстоятельствам (фактам).

В недавнем прошлом в отечественной правовой науке высказывались отрицательные оценки прецедента как источника права, однако в последнее время тон критических высказываний несколько изменился. Более того, некоторые юристы высказывают предложения о необходимости «уравнять в правах» судебную доктрину и иные источники права, ссылаясь на решения Конституционного Суда РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ. Думается, что пока это невозможно, так как для этого нужны не только независимый суд, но и соответствующая правовая подготовка судей, способных формулировать общие правила в своих решениях. Также имеет значение и высокий уровень правосознания судей, который делает возможным правотворчество судьей. Необходимо учитывать здесь и традиции российского законодательства.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативные правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры и т. д.) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты, решения органов власти и т. п.). В данном случае критерием разграничения источников права выступает нормативность >, подразумевающая, что юридические документы содержат нормы права, обшие правила поведения, установленные и охраняемые от нарушения государством.

Нормативный договор как источник права — это соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (межгосударственные договоры, федеративный договор и др.). В условиях рыночной экономики широкое распространение получили гражданско-правовые договоры. Согласно ст. 422 Г К РФ договор должен соответствовать закону, а если закон принят после заключения договора и в нем установлены иные обязательные правила для сторон, чем те, которые действовали до заключения договора, то условия договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Нормативный акт — это официальный документ, созданный компетентными государственными органами и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения). Он является наиболее важным и распространенным источником права.

Отличительные признаки нормативного правового акта: издается уполномоченным государственным органом; обладает определенной юридической силой; регулирует отношения, имеющие постоянный и типичный характер;

имеет конкретную сферу применения;

охраняется от нарушений правоохранительными органами государства;

обладает реквизитами, придающими документу индивидуально-правовую характеристику.

Нормативный правовой акт имеет ряд положительных свойств, выгодно отличающих его от иных источников права. Нормативный акт:

точно фиксирует содержание правовых норм, что позволяет государству проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм;

занимает строго определенное место в иерархической системе источников права. Это способствует эффективной реализации права в единстве с другими нормативными регуляторами;

может быть издан оперативно, в любой своей части изменен. Это позволяет быстро реагировать на социальные процессы и потребности общества.

Нормативный правовой акт всегда обладает четкой внутренней структурой. Текст в целях удобства пользования может иметь преамбулу 1 , деление на разделы, главы, статьи, параграфы, пункты, подпункты, части, абзацы, примечания и т. п. Такое строение нормативного правового акта — результат длительного развития теории и практики нормотворчества.

В любом современном государстве источники права (прежде всего законы, статуты парламента, акты правительства) упорядочены, но вместе с этим они не составляют строгую систему, особенно акты подзаконного правотворчества и тем более правовые обычаи и прецеденты. Однако важно отметить, что в целом вся совокупность нормативных и иных юридических актов государства в конечном итоге устанавливает определенный правовой режим государства.

Способы и отраслевые методы правового регулирования Разнообразие общественных отношений порождает разнообразие в способах и методах правового регулирования. Принято выделять два метода правового регулирования:Диспозитивный (децентрализованный) - метод равноправия сторон, координации, основанный на дозволениях (гражданское право); Императивный (централизованный) - метод властных предписаний, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях. Для него характерны отношения субординации, применяется в публично-правовых отраслях, где общественные отношения приобретают общесоциальный интерес.

Именно они лежат в основе всех отраслевых методов. Однако объяснить своеобразие отраслевого регулирования только названными приёмами нельзя.

Способы правового регулирования- основные направления юридического воздействия на общественные отношения, выраженные в юридических нормах и иных правовых средствах. Таких способов три:1 Дозволение - предоставление участникам общественных отношений возможности действовать самостоятельно из собственных интересов. 2 Запрет - закрепление за участниками общественных отношений обязанности воздерживаться от определённых видов общественных отношений. Этот способ правового регулирования закрепляет пассивное поведение участников общественных отношений. 3 Позитивная обязанность - закрепление за участниками общественных отношений обязанности действовать активно. Сочетание данных трёх способов образует отраслевой метод правового регулирования. Каждая отрасль права имеет свой метод. Отраслевой метод - это особый приём юридического воздействия, образуемый дозволением, запретом и позитивной обязанностью. Специфика этого сочетания и отражается в методах правового регулирования. Их четыре:1 Взаимное правовое положение субъектов правоотношений; 2 Система юридических фактов; 3 Порядок определения прав и обязанностей участников правоотношений; 4 Система правовых санкций, применяемых к правонарушителям.

Типы правового регулирования Тип правового регулирования- это особый порядок правового регулирования. Существует два вида типов правового регулирования в зависимости от того, какой из способов правового регулирования лежит в основе правового регулирования - общее дозволение или общий запрет:1 Общедозволительный тип правового регулирования - разрешено всё, что не запрещено в праве; 2 Общеразрешительный тип правового регулирования - запрещено всё, кроме разрешённого в законе.

Первый тип правового регулирования используется для воздействия на частноправовые отношения, он более адекватен для горизонтальных отношений (отношения между субъектами, равными по своему социальному статусу). Второй же используется для регулирования вертикальных отношений - публично-правовых (властных)


Правовые режимы: межотраслевые и отраслевые, материальные и процессуальные, договорные и законные, временные и постоянные.

По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности) выделяют нормы гражданского права, уголовного, трудового и иных отраслей права. Качественная однородность и относительная автономия определенных общественных отношений обусловливают особенности и относительную обособленность регулирующих их правовых норм, которые в своей совокупности и составляют отрасль права.

Отраслевые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

Процессуальные нормы носят организационно-процедурный, управленческий характер. Они регламентируют порядок, формы и методы реализации норм материального права. Процессуальные нормы по отношению к материальным всегда носят производный, вторичный характер. Различие между нормами процессуальными и материальными в том, что первые отвечают на вопрос «как», а вторые - «что». Не все процессуальные нормы объединены в обособленные отрасли права, чаще они образуют своеобразную правовую совокупность, создают определенный раздел соответствующей отрасли права.

По методу правового регулирования выделяют императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные нормы.

Императивные нормы - категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания. Так, например, исходные нормы всегда императивны.

Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению. Сторонам предоставляется возможность самим договориться о своих взаимных правах и обязанностях, и лишь на случай, если они не сделают этого, предписывают обязательный вариант поведения. Этот факт обусловливает особенности изложения диспозитивной нормы. Обычно контекст формулировки соответствующего правила поведения включает слова: «если иное не предусмотрено законом или договором».

Поощрительные нормы - это предписания относительно предоставления определенных мер поощрения за одобряемый государством и обществом, полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении своих юридических и общественных обязанностей либо в достижении результатов, превосходящих обычные требования.

Поощрительные нормы российского права выполняют важные функции, так как они выступают в качестве:

а) средства обеспечения реализации правил общежития, некоторых технико-юридических и эстетических норм;

б) фактора упрочения различных видов государственной дисциплины; в) стимулятора социальной активности индивидуальных и коллективных субъектов права; г) способа согласования общественных и личных интересов граждан; д) средства воспитания правосознания; е) положительного катализатора развития общественных отношений; ж) фактора мотивации правомерного поведения; з) разновидности социального контроля.

Поощрительные нормы права оказывают стимулирующее воздействие на самые разнообразные виды деятельности. Несмотря на то, что количество поощрительных норм растет, их правовая природа остается спорной.

Особенности поощрительных норм выражаются в том, что им присущ: а) своеобразный способ воздействия на волевое поведение лиц и коллективных образований; б) особое содержание данных норм; в) специфика их социального назначения.

Способ воздействия поощрительных норм строится так, что лицо не обязывается, а побуждается к достижению полезного для государства результата.

Способ воздействия этой нормы в отношении ее адресата таков, что добиваться или не добиваться указанного в норме результата, а значит и государственного поощрения - добровольное дело субъекта. Особенности содержания поощрительных норм, прежде всего, связаны с закреплением в них заслуги. Заслуга - фактическое и юридическое основание для государственного поощрения.

По методу правового регулирования выделяют также рекомендательные нормы, которые устанавливают варианты желательного, с точки зрения государства, урегулирования общественных отношений, имея в виду проведение адресатами данных рекомендаций организационно-хозяйственных и воспитательных мероприятий или высокой ответственности и творческой инициативы.

По форме выражения предписания выделяют упра-вомочивающие, обязывающие, закрепляющие нормы.

Управомочивающие (правоустановительные) нормы предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных в них положительных действий. Оперируют данные нормы словами «вправе», «имеет право». Эти нормы свидетельствуют о разрешении, дозволении выбора субъектами права варианта правомерного поведения.

Обязывающие нормы закрепляют обязанность совершения определенных положительных действий. Позитивное обязывание выражается в тексте норм операторами «обязан», «должен».

Запрещающие нормы требуют воздержаться от названного в них варианта поведения, которое законом признается правонарушением. Цель запрещающих норм - предотвратить возможные нежелательные действия, могущие причинить ущерб общественным интересам.

По субъекту правотворчества, то есть в зависимости от органа, издавшего те или иные юридические нормы, они подразделяются на нормы закона, обладающие высшей юридической силой, и подзаконные нормы, содержащиеся в подзаконных нормативных актах, издаваемые на основе и во исполнение законодательных норм.

По сфере действия нормы права делятся на нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.



Просмотров