Не делай добра, не получишь говна. Статусы про добро и зло

Этому есть объяснение. Да и добро бывает разное. Хочешь жить спокойно — не делай добра, если тебя об этом не просят. Если будешь вмешиваться, желая быть благодетелем, избавителем, готовься к следующей роли, роли жертвы.
Есть так называемый треугольник Карпмана, его также называют треугольником судьбы. Выглядит он так:
преследователь – избавитель – жертва.
Как только человек начинает играть в эту игру, он втягивается в этот треугольник. Выйти из него труднее, чем в него попасть. Так как в большинстве случаев люди попадают в него неосознанно.

Например, ты видишь как дорогой тебе человек страдает (жертва ) от другого человека (преследователь ). Тебе конечно же хочется помочь, стать избавителем , даже если тебя не просят. Как-только ты вмешиваешся, попадаешь в треугольник.
Роли в этом треугольнике могут меняться между его участниками. Сегодня ты избавитель, завтра жертва. Метание по ролям карпманавского треугольника приносит участникам некое, возможно даже неосознаваемое удовольствие, сильные эмоции, мощные переживания!
Безумно приятно чувствовать себя избавителем , ощущать свою значимость, доказывать себе очевидным образом ценность своего существования. Спаситель возвышается над жертвой, и это наполняет душу сильнейшим удовольствием.
А каким чувством победы вознаграждается преследователь ! «Плевал я на эту дуру» - с великой гордостью говорит дружкам пьяный, а те поддакивают ему, как будто он совершил нечто действительно великое.
Жертва тоже без выгоды не остается: самоуничижение, самобичевание насыщают жизнь очень большими чувствами. А в перспективе светит превращение в Преследователя , в роли которого можно будет «оторваться по полной», или возвышение в роль Спасителя .
Это игра, невротическая игра , треугольник Карпмана практически не осознается. Люди просто чувствуют, думают, действуют, кажутся себе вполне искренними и не видят собственного «второго дна». Особенно упорны в отстаивании своего права продолжать зависать в треугольнике хронические спасители, то есть созависимые. Очень уж завораживает эта роль.
Такая жизнь может быть и не устраивает участников этой системы, но если бы они действительно хотели что-то изменить, им бы пришлось выйти из драматического треугольника. А это уже страшно, это очень большие изменения. Мало того, если говорить о семье в которой нет истинной близости, то прыжки по карпмановским ролям создают иллюзию эмоциональной насыщенности, как бы заменяют душевное наполнение отношений.
Это о треугольнике Карпмана . А теперь о добрых делах .

Настоящий благодетель делает добрые дела даже не подоревая об этом. А если человек знает и осознает свой поступок как благое дело, то он должен поблагодарить того, кому оказывает благодеяние, за то что тот его принял. Потому что если бы тот его не принял, благодетель не смог бы чувствовать себя благодетелем. Оказывая осознанно благодеяние, не ждите благодарности. Осознание, что вы совершили доброе дело, и есть награда. Поэтому будьте вечно признательны тому, кто это благодеяние принял, так как без него вы не могли бы чувствовать себя благодетелем.

В общем, делайте свое дело. Если оно будет сделано хорошо, вам зачтется, а для кого-то оно возможно окажется благодеянием. Как говорилось в одном известном мультфильме.

Часто мы слышим от разочарованных в жизни людей: «Не делай добра - не получишь зла». Почему все так? Что обидело тех, кто так думает? Мы будем разбираться в настоящей статье, справедлив ли данный афоризм.

Добро и зло: абсолютные и относительные понятия

Сложно отрицать, что «Добро» и «Зло» - категории, с одной стороны, абсолютные (если мы думаем о Боге и дьяволе), а с другой стороны, относительные (если принимать в расчет конкретные поступки людей).

Когда человек читает сказки, он легко может отличить зло от добра. Помимо очевидного, отрицательные герои обычно выглядят соответственно. В реальной жизни все сложнее: друзья предают, жены уходят, родители бросают (иногда просто игнорируют). Другими словами, отличить зло от добра не так уж и просто, особенно поначалу, когда все хорошо.

Представьте, встречается мальчик с девочкой, потом они женятся, у них, возможно, рождаются дети, а он (или она) уходит. Партнер, оставшийся в одиночестве, грустно произносит: «Не делай добра - не получишь зла». Таким образом, он воспринимает всю прошедшую супружескую жизнь как некоторую свою заслугу и как царство совершенного добра. Но мы-то знаем, что просто так ни от кого мужья и жены не бегут, ведь так?

Нельзя быть благодарным вечно

У людей избирательная память: человек хорошо помнит свои заслуги и добрые дела, но легко забывает о том зле, которое он причиняет окружающим. Например, жена уходит от мужа. Он говорит: «Эх, не делай добра - не получишь зла». Муж хорошо помнит, что он много работал на благо семьи, купил квартиру, шубу жене, но совершенно забыл о том, что не уделял ей в этот период никакого внимания, нередко задерживался на работе по «нетрудовым вопросам» и много чего еще. Это все проделки его памяти, она решила скрыть все это, дабы не травмировать психику и не понижать самооценку.

Жена же, в свою очередь, может вспомнить, как ишачила на кухне, по дому, а он даже не обращал на это внимания. Поэтому и она может произнести фразу «не делай добра - не получишь зла» перед тем, как уйти к другому или просто оставить мужа.

Случай, описанный здесь, может включать в себя любую пару: родители и дети, друзья.

Родители и дети

Представьте себе авторитарных родителей. Они решают, что ребенку пить, есть, в чем ходить, куда поступать учиться, с кем дружить, а потом вдруг, когда начинается пора студенческой жизни, их благословенное чадо, срываясь с поводка, устраивает родителям светопреставление. Родителям остается только озадаченно сказать: «Не делай людям добра - не получишь зла», - и горько заплакать. И самое интересное - их слезы будут совершенно искренними.

Они же не понимали, что на протяжении всей жизни просто калечили душу своего ребенка, все время указывая ему, как жить, с кем дружить и что носить, а теперь, когда чадо набралось смелости и сил от «симметричного ответа», его реакция кажется ближайшим предкам космической несправедливостью и таким же удивительным явлением, как +40 зимой в Мурманске. Но оказывается, что у всего есть причина.

Алешкина любовь: неординарная трактовка песни

Все (или многие) знают песню: «Говорят, что некрасиво отбивать девчонок у друзей своих…». И все страдания поющего от того, что он не хочет терять ни друга, ни любимую. Он боится, что Алешка скажет: «Не хочешь получить зла - не делай добра».

Страхи героя оправданы, но тут надо делать выбор: либо любовь, либо дружба. Это очень непростая и противная, отвратительная дилемма, но жизнь подчас весьма мерзкая штука.

Сережка (пусть поющего будут звать так) с Алешкой, возможно, прошли и огонь, и воду, и медные трубы. Один другого не раз вытаскивал из разных передряг, но потом пришла Любовь (или просто Люба), и все - нужно делать выбор судьбоносный. Друг, если он настоящий, поймет и простит. Ему просто нужно время.

Лингвистический поворот

Мы рассмотрели различные ситуации, когда используется пословица «не делай добра - не получишь зла». Теперь же настала пора конкретно указать ее значение. Как нетрудно понять из примеров, эта пословица присутствует в словаре тех людей, которые считают себя праведниками и благодетелями. Они полагают, что насыщают мир исключительно добром, а им возвращается либо зло, либо ничего.

В некотором смысле такие люди представляют собой тип современного Иова, который стоит на коленях с руками и глазами, обращенными к небу, и спрашивает: «Почему я, Господи? Ну почему?» Но в ходе нашего не слишком обширного исследования мы поняли, что это только поза и плохая память. Нет никаких праведников. Нет совершенно добрых людей, есть люди с плохой памятью и черствыми сердцами, когда дело касается чужих страданий и проблем.

М. М. Жванецкий и народная мудрость

У Михал Михалыча есть прекрасная фраза: «Раб говорит: “Они виноваты в том, что я…”. Свободный человек говорит: “Я виноват в том, что я…”». Чувствуете разницу? Когда мы хотим успокоить совесть и убедить себя и других в собственной безгрешности, то нам приходит на ум поговорка «не делай добра - не получишь зла». Если же мы вдруг стали сознательными и не в меру продвинутыми Homo sapiens’ами, то мы используем для духовной поддержки другой, более подходящий в этой ситуации афоризм. Возможно, что-то из наследия экзистенциальной философской мысли, если уж не устраивает творчество Михал Михалыча.

Почему нельзя думать так, как предписывает поговорка?

Когда мы сбрасываем с себя ответственность за происходящее с нами, то, с одной стороны, надеваем костюм жертвы, а с другой стороны, признаем, что мы лишь марионетки в руках судьбы. Возможно, последнее утверждение и верно, но человек не должен так думать. Такой образ мысли непоправимо вредит построению гармоничной жизни, которая даже на земле, вопреки мнению желчных критиков, вполне возможна.

Человек может устроить все наилучшим манером только в том случае, если готов ответить за каждое свое действие, вне зависимости от того, истинно оно или ложно. Только так можно прийти к свету. А боли бояться не стоит, ибо только через страдание открывается правда. Если истины важные, они, как уколы, очень болезненные. Лекарства ведь тоже гадкие и противные, но они помогают человеку жить и дышать, а жизнь есть великий дар. По крайней мере, так думают некоторые. Если же человек не слишком уверен, что жизнь - это так уж прекрасно, то лекарства позволяют ему хотя бы посмотреть еще какое-то количество фильмов и прочесть еще какое-то количество книг, ну и поработать, естественно, на благо общества.

Можно подумать, что мы немного отклонились от темы, но это не так. Все это входит в орбиту темы «Не делай добра - не получишь зла: значение поговорки». Народные афоризмы такие: они будят множество ассоциаций, мыслей и чувств, которые непременно надо затронуть. Все это необходимым образом нужно обговорить, чтобы не было недосказанности.

И напоследок. Лучше поговорку «не делай добра - не получишь зла» заменять на нечто вроде: «если со мной поступили дурно, то это я и только я допустил ошибку». Здесь важно сказать, что такое поведение не имеет ничего общего с христианской мыслью о двух побитых щеках. Если с вами поступили подло, то вы должны сделать определенные выводы о человеке, который нехорошо с вами обошелся, и исправить собственные недостатки и недочеты, чтобы такого больше не случалось никогда во веки веков. Аминь.

Как часто мы слышим достаточно удобную поговорку: "Не делай добра - не получишь зла". И многие ведь действительно верят в это. Более того, с каждым днем становится стилем жизни миллионов. Но что за ней кроется и как она действует?

Притча о змее, крестьянине и цапле

На одну змею начали охотиться. Когда опасность была уже совсем близко, она упросила крестьянина, шедшего мимо, спасти его, приняв в свой живот. Он так и сделал. Охотники не нашли их и скрылись в зарослях, а мужчина попросил змея выполсти наружу. Но внутри было так тепло и уютно, что змея отказалась выполнить просьбу. Тогда опечаленный мужик обратился к цапле, рассказал о своей проблеме. Она достала змею из живота крестьянина и убила ее. Но мужчина был очень встревожен, ведь змея могла отравить его своим ядом. И тогда цапля сказала, что спаси его могут шесть белых птиц, которых нужно сварить и съесть. Тут-то и пришла крестьянину мысль, что цапля вполне может стать первой. Он поймал ее и принес домой.

Жена начала его бранить, что птица спасла его, а он ей решил так отплатить. После этого цаплю она освободила, но та выклевала ей глаза.

Цепная реакция

Проблема притчи "не делай добра - не получишь зла" заключается в том, что на уровне подсознания каждый человек ждет, что ему должны отплатить добром за абсолютно любое действие. Но получив что-то взамен, он не замечает этого. Поговорку "не делай добра - не получишь зла" Библия толкует как происки демонов, которые стараются сбить нас с истинного пути. По сути, любой правильный и искренний поступок бесит нечисть, из-за чего она старается устроить неприятности, чтобы человек сошел с праведного пути. Помните про искупление грехов? Многие забывают простую истину - для того чтобы грехи остались в прошлом, надо безвозмездно нести добро в мир. Вспомните замечательную поговорку: "Поступай с людьми так, как хотели бы, чтобы они поступали с вами". Представьте на мгновение, что однажды вы окажитесь в довольно сложной ситуации, с которой сами справиться не можете. А люди, которые могли бы оказать такую помощь, живут по правилу "не делай добра - не получишь зла".

Не словом, а делом

Если вернуться к мнению Библии, то поговорка "не делай добра - не получишь зла" достаточно спорная. С одной стороны, именно в христианском учении мы можем видеть огромное множество примеров, которые косвенно подтверждают данное утверждение.

Но, с другой стороны, именно непогрешимые люди, праведники и святые спасали огромное количество людей. Например, притча о Николае Чудотворце. Согласно легенде, в прошлом богатый, а ныне нищий отец решил сделать из своих дочерей проституток, которые будут таким образом зарабатывать себе на хлеб. Но Николай Мир-Ликийский трижды одарил его золотом, но сделал это тайно, так как не хотел он себе почестей и славы, а только искренне желал помочь людям и отвратить их от пути разврата и грехопадения. Отец удачно выдал дочерей замуж, отдав золото им в приданое. Узнав, кто его облагодетельствовал, он не смог отплатить Николаю ничем, кроме, как возблагодарить его и Бога за то, что послали его дочерям такого спасителя и покровителя.

Быть или не быть?

Вот так мы и подошли к главному вопросу: насколько верна поговорка "не делай - не получишь зла". Для того чтобы получить ответ на этот вопрос, давайте вспомним старенький мультфильм "Ух ты! Говорящая рыба!". Там четко и ясно сказано: "Делай добро, а потом брось его в воду". Старик так и сделал. И добро вернулось к нему сторицей, хотя он этого и не ждал. Потому вы должны сами решить, кем вы хотите быть и какими станут ваши дети и внуки однажды.

Вначале повествования притча:

Змея, за которой гнались охотники, упросила крестьянина спасти ей жизнь. Чтобы спрятать ее от погони, крестьянин сел на корточки и дал змее заползти себе в живот. Но когда опасность миновала, и он попросил змею выйти наружу, та отказалась. Внутри было тепло и безопасно.
По пути домой крестьянин увидел цаплю. Он подошел к ней и шепотом поведал, что произошло. Цапля велела ему присесть и потужиться, чтобы извергнуть змею. Когда показалась голова змеи, цапля клюнула ее, вытянула змею наружу и убила. Крестьянин испугался, что яд змеи мог остаться в его внутренностях. Цапля сказала ему, что излечиться от яда змеи можно, если сварить и съесть шесть белых птиц. "Ты белая птица, -воскликнул крестьянин, - с тебя и начнем!".
И он схватил цаплю, посадил в мешок и понес домой, а там, вытащив ее, рассказал жене, что с ним приключилось.
"Ты меня удивляешь, - сказала жена, - "птица сделала тебе добро, избавила от зла, поступила хорошо, спасла тебе жизнь, а ты хочешь убить ее и съесть?".
Она немедля освободила цаплю, и та улетела. Но сначала выклевала женщине глаза.

Мораль: если видишь, как вода течет вверх по холму, значит, кто-то отплатил добром за добро.

А теперь то, что я сам хотел сказать.

Удивляюсь, как много в интернете обиженных на русских, на русский народ! Почитаешь некоторых, так во всем русские виноваты. Вот например: русские специально устроили «Голодомор» да с таким коварством, что умирали только украинцы. Прямо генетическое оружие изобрели. Другие обижены, что русские разгромили Гитлера и спасли их от газовых печей Освенцима и Бухенвальда. Так прямо и предъявляют претензии, мол, что Сталин, что Гитлер один другого стоят.

Возьмем для примера «братушек» из Болгарии. Сколько раз русские спасали их от геноцида? И от турецкого ига освобождали и от фашистского. Кто- то спасибо сейчас говорит? Да нет, обливают краской памятник воину-освободителю.

Пришли русские, когда то на Кавказ. Что было в то время на Кавказе? Резня была, турки и персы резали кавказцев, кавказцы резали друг друга. Пришли русские и прекратили эту резню, выгнали с Кавказа и турков и персов. Любят ли русских за это на Кавказе? Единственный народ на Кавказе, который выражает благодарность русским – это армяне. Низкий поклон им за это!

Возьмем любую даже малую народность, живущую сейчас в России. Скажите, хоть одна из них исчезла? Хоть одна из них потеряла свой язык и свою культуру? Нет. Вон чукчи, как жили в чуме так и живут, как пасли оленей так и пасут. На их обычаи, на их уклад жизни никто не покушается. Кто не хотел жить в чуме - тот уехал. Вспомним певца Кола Бельды, который пел песню «Увезу тебя я в тундру».

К чему я все это написал? А вот к чему, вспомним выражение «на обиженных воду возят». Откуда оно пошло? Это выражение появилось во времена правления Петра Первого, когда еще не было городских водопроводов и воду населению привозили в бочках. Запрягались лошади и таким образом питьевая вода доставлялась людям в города, а занимались этим специальные люди, которые получали за это плату из государственной казны- водовозы. Это была достаточно престижная и хорошо оплачиваемая работа. Вода доставлялась горожанам бесплатно, но нечистые на руку водовозы, вопреки указу государя, стали незаконно приторговывать водой, одним словом стали продавать воду населению. Государь, узнав об этом беззаконии, страшно рассердился и повелел издать другой указ о наказании нечистых на руку водовозов. А наказание было простое. Уличенного в продаже воды водовоза вместо лошади впрягали в телегу с бочкой и он должен был целый день возить эту воду по городу. Естественно водовозы очень сильно обижались, так как это был тяжелый физический труд. Отсюда и пошло выражение "на обиженных воду возят".

Нам просто надо не обращать внимания на этих «обиженных», идти дальше своим путем, творить добро, не зависимо от благодарности. Уж такие мы – русские!

Подобное изречение порождено было человечеством в процессе развития цивилизации. Казалось бы, именно так должны были рассуждать наши дикие предки из каменного века. Однако, в ту эпоху никто бы и не додумался до подобного решения взаимоотношений в обществе. Условия жизни первобытного человека были так тяжелы, что без бескорыстной взаимопомощи этот вид попросту бы вымер даже на просторах теплой и богатой Африки. Каждый представитель человеческого рода воспринимался как соратник, помощник и лучший друг. Даже не самому приятному соплеменнику следовало помогать и делать добро во имя выживания племени. Очень редкие случаи намеренного причинения вреда одного человека другому карались изгнанием из дружного коллектива.

Как только человек покинул джунгли, начал работать "закон джунглей", в том числе и "не делай добра - не получишь зла". Да, к сожалению, именно усложнение общественных отношений и совершенствование производительных сил и породили этот противоречивый фразеологизм. Выживать люди начали не племенами, а отдельными семьями, ведущими индивидуальное хозяйство. Тот, кто мог раздать припасы соседям, поступал точно так же, как дикарь, выбрасывающий пищу в речку - обрекал соплеменников на смерть от голода.

Те представители человеческого рода, которые смогли поднакопить запасы, не делились с чужаками, смогли не только выжить, но и укрепить свое место в обществе. Теперь для завоевания симпатий более широких народных масс им требовался новый стиль поведения. Так возникла благотворительность. Только вот представители низших сословий продолжили жить в условиях подобных описанным выше . Им бы сделать шаг назад: объединить хозяйства и выживать коллективно... Не позволяла это сделать зависть к своим более успешным сородичам и надежда на попадание в высшие круги общества.

Значение поговорки

Именно беднота, влачившая жалкое существование в рамках индивидуальных хозяйств, и донесла до наших дней этот фразеологизм. Если их представители достигали желанной цели, то немного отъевшись, начинали рассуждать о гуманизме и необходимости жить по совести. Если же наоборот - лишались последнего и оказывались на улице - мучимые постоянным голодом, начинали требовать справедливости. В современном мире, кстати, ничего в социальном плане не изменилось, так что для определенных групп это высказывание носит прямое значение , приведенное выше.

Те, кто не может быть причислен к указанной категории, тоже иногда употребляет этот фразеологизм в случаях:

  • когда услуга была оказана заведомо нехорошему человеку и в дальнейшем нанесла существенный ущерб благодетелю. Это может быть как материальные проблемы, так и утрата доброго имени после известия о том, с кем общается наш творящий добро персонаж.
  • когда дело, в котором собирается поучаствовать человек с благими намерениями, имеет негативную цель. Есть такое выражение "Добрыми делами стелется дорога в ад" - надеясь принести пользу, человек наносит вред окружающим и самому себе.
  • когда хотят оправдать свое равнодушие и жадность трусостью. Что бы ничего не делать, никому не помогать и не принимать участия в общественной жизни, человек сознается, что боится столкнуться с неприятностями, которые последуют за его действием.

Аналогом данного фразеологизма является "От добра добра не ищут". Правда, там в большей степени звучит намек на страсть некоторых граждан к поиску легкой жизни посредством обмана соплеменников.



Просмотров