Накажут рублём: за недолив на АЗС введут оборотные штрафы. Стало известно, как собираются штрафовать азс за недолив бензина Оптический обман: цена на бензин упала, но нам это только кажется

В 2019 году автозаправочным станциям, точнее их владельцам, придется материально отвечать за недолив жидкого товара. Говоря другими словами, с весны, максимум лета следующего года вводятся штрафы за недолив топлива. Такой законопроект одобрен Госкомиссией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Об одобрении этого законопроекта сообщил глава Минпромторга Денис Мантуров, добавив при этом, что законопроект могут внести на рассмотрение в Госдуму до конца года, а вступить в силу он может либо 1 января, либо с середины 2019 года в зависимости от быстроты рассмотрения.

Инициатором введения подобных штрафов, по сути, стала Федерация автовладельцев России (ФАР), которая провела собственную проверку в режиме «тайного покупателя» в 13 регионах страны. Материал об этом мы публиковали в середине лета (), подробнее с темой можно ознакомиться на официальном сайте ФАР, .


Вкратце напомним результаты рейда.

Специалистами ФАР было проверено:

5 вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК)

21 федеральная и региональная сеть

8 мелкосетевых и частных АЗС

Нарушения по количеству отпущенного топлива были выявлены на 76% АЗС!

Недолив среди ВИНКов составил 20%, каждый пятый. Это неплохой результат, и далее вы поймете, почему. «Недолив 1,63% - на уровне погрешности», - отмечается на сайте Федерации автовладельцев.

Недолив среди федеральных и крупных региональных сетей составил 81% (средний недолив 4,97%, максимальный - 19.03%). Не самый массовый «мухлеж» с топливом, но почти 1/5 часть недополученного автовладельцами топлива - это, конечно, верх наглости.

А вот мелкосетевые заправочные станции и частные недоливают поголовно - 100%. Правда, если уж недоливают, то меньше, чем во второй категории (средний недолив 5,66%, максимальный - 8.03%).

Средний недолив по выборке составил 5,05%.

После таких откровений в разноуровневых СМИ поднялся настоящий ажиотаж вокруг темы. Критиковали как АЗС, так и представителей ФАР. Но чуть позже схожую проверку провело Министерство внутренних дел. В Москве и Подмосковье доля нарушений составила порядка 24%.

В итоге на сторону Федерации автовладельцев встал Минпромторг, а одним из инициаторов введения оборотных штрафов за недолив - 1% от годового оборота компании при первом выявлении нарушения и 3% - при повторно выявленном - стал Росстандарт. В рублях это составит приблизительно от полумиллиона (минимум) и двух миллионов (минимум) за повторно выявленный недолив. Такие штрафы должны будут охладить пыл многих владельцев АЗС, и такого количества проблем автомобилистам с 2019 года, скорее всего, можно будет избежать.

Такое решение рассматривается в Минпромторге РФ. В ведомстве считают, что это поможет бороться с недоливом топлива

Российские водители негодуют: на многих заправках страны топливо не доливают в бак. Нарушения выявили в федерации автомобилистов страны, когда с рейдом отправились по России. Оказалось, что на 76% АЗС в топливный бак авто бензина. В масштабах одного авто некритично, а если за день на заправку заезжает тысяча машин? Получается «экономия» в десятки литров, а то и сотни.

Как бороться с такими нарушениями, знают в Минпромторге. Глава ведомства Денис Мантуров уверен, что помогут денежные штрафы. За недолив заправкам придется заплатить сотни тысяч рублей, а иногда и миллионы.

«Новый законопроект об ужесточении административной ответственности за недолив бензина на заправках предполагает штраф в размере 1% от выручки АЗС за предыдущий год», - отметил Мантуров в интервью «Комсомольской правде ».

В России с 29 января 2018 года действует закон об оборотных штрафах. Росстандарт проводит постоянные проверки. И только за первые 5 месяцев за найденные нарушения физико-химических характеристик топлива 50 АЗС заплатили более 28,5 млн. рублей.

Эксперты уверены, что мера со штрафами не поможет.

«История с недоливом есть, но штрафы будут вешать на невиновных. Система определения недолива связана со многими показателями, в первую очередь - с методикой определения точного количества бензина. Если не соблюдать методику, то получается, что не поймаем за руку. Все измерения больше в компетенции внутренних дел. Что такое недолив? Это воровство», - высказывает свое мнение Олег Ашихмин, первый вице-президент Российского топливного союза.

АЗС предложили штрафовать за недолив бензина.

Председатель «Движения автомобилистов» Армен Оганесян согласен, что указание недоливать бензин исходит не от руководства компаний, а на местах.

«Это местные Кулибины, которые что-то подкрутили, подвертели и капелька по капельке набирают прибавку к зарплате. Но вводить такие огромные штрафы нерационально. Мне кажется, что страх уголовной ответственности и лишения свободы заставил бы многих таких мастеров на местах подумать: а стоят ли эти деньги моей свободы?», - рассуждает Оганесян.

Если оборотные штрафы будут введены, то для многих небольших заправок, которые и так уступают крупным сетевым АЗС, это будет приговором. И вовсе не потому, что на мелких станциях недоливают топливо чаще, чем на крупных.

«Согласитесь, заплатить известному нефтяному бренду оборотный штраф куда легче, чем мелкому бизнесу. Сейчас ситуация такова, что после скачков цен, когда розницу заморозили, а опт рос вверх, многие бизнесмены брали кредиты, чтобы выжить. Такие штрафы смогут утопить практически весь малый бизнес. Еще одна сторона медали – от него, конечно же, захочется откупиться. Новый виток коррупции. Зачастую недолив – это проблема устаревшего оборудования. Владельцы мелких заправок так напуганы всей этой историей, что в день по несколько раз проверяют, чтобы все было точно до последней капли. Существующее законодательство вполне позволяет решить эту проблему, она находится в плоскости взаимоотношений продавца и потребителя», - отмечает сайт Павел Баженов , президент Независимого топливного союза.

Три четверти исследованных заправок грешат недоливами, а переплата за бензин из-за этого достигает 20% - к таким выводам пришли эксперты «Федерации автовладельцев России», проверив 34 АЗС в разных регионах страны. Как уличить заправку в обмане и что с этим делать?

Мельче заправка - больше недолив

Эксперты ФАР проверяли честность АЗС методом тайного покупателя, определяя количество налитого топлива специальным мерником. Заправки в 13 регионах разделили условно на три типа: принадлежащие нефтяным компаниями (ВИНКам), крупные сети и мелкие сети. Из пяти АЗС ВИНКов нарушение было на одной и незначительное - недолив составил 1,63%. Заправках крупных сетей обманывали в 80% случаев, а максимальная величина недолива достигала 19% - почти 10 литров на 50-литровый бак. На мелких АЗС недолив был всегда, но максимальная величина поменьше - в пределах 8%.

Средняя недостача на российских АЗС составила 5%, что повышает фактическую цену топлива примерно на 2 рубля за литр. В отдельных случаях переплата была выше: например, на одной из Краснодарских АЗС с учетом недолива цена литра топлива составляла 55,2 рубля вместо 44,7 рублей!

Куда жаловаться

Первый путь - обратиться в надзорные органы.

Проблемами защиты прав потребителей занимается Роспотребнадзор, - рассказывает автоюрист Лев Воропаев. - Наказать по самому факту обращения они не смогут, но жалоба потребителя является основанием для внеплановой проверки, по результатам которой могут возбудить административное дело по статье 14.7 КоАП РФ «Обман потребителей». В любом случае, они обязаны дать мотивированный ответ на обращение. Вообще внеплановые проверки в России строго регламентированы, но жалоба потребителя - один из поводов для ее проведения. Правда, в любом случае необходимо за сутки уведомить АЗС о предстоящей проверке и, возможно, согласовать вопрос с прокуратурой.

Санкции по ч.1 ст. 14.7 КоАП не так уж суровы: в худшем случае юрлицам грозят штрафы до 50 тысяч рублей. Для крупной АЗС, которая реализует 20 тонн топлива в сутки, недоливая по 5%, сумма штрафа отобьется… за сутки.

С января этого года в КоАП появилась новая статья 14.43.1, которая позволяет сурово наказать АЗС за продажу некачественного топлива: штрафы составляют 1–3% годового оборота от продажи топлива, но не менее 500 тысяч рублей. А вот в отношении недолива столь жестких мер пока не предусмотрено.

Росстандарт, в отличие от Роспотребнадзора, на жалобы граждан реагировать не обязан, но принять во внимание обратную связь может. С начала года Росстандарт проводит регулярные проверки АЗС, в том числе на недолив . За шесть месяцев исследовано 1,4 тысячи заправок, и проблемы выявлены на каждой восьмой. Сумма штрафов достигла 28 млн рублей. Правда, о контроле недолива чиновники говорят, как о нерешенной проблеме:

Возможность недолива связана, в первую очередь, с установкой всякого рода «переключателей» на топливораздаточные колонки, а также с несовершенством законодательства, - объясняет заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов.

Лев Воропаев отмечает и специфику плановых проверок, которые слишком очевидны для владельцев АЗС:

Проверять можно не чаще раза в три года, план проверок публикуется на сайте ведомства, а саму АЗС нужно уведомлять за три дня до проверки.

Росстандарт изучает возможность проведения внезапных проверок АЗС на недолив и внесение изменений в методику. Например, предлагается использовать проточные датчики - это позволит контролировать недоливы на больших объемах топлива.

Не держите в себе

Для автомобилистов есть и второй путь: предать полученные данные огласке. Правда, сделать это нужно относительно грамотно, например, избежать необоснованных обвинений. В идеале, на видео должен быть виден весь процесс определения недолива, например, с помощью мерника. При описании процесса не нужно строить домыслов: коммертировать только то, что можно подтвердить с помощью ролика, документов, показаний других людей и так далее.


Чтобы изменить что-то реально, нужны внезапные проверки, но они могут «закошмарить» бизнес

Может ли АЗС подать встречный иск, например, за подрыв деловой репутации?

Может, но выиграет ли - большой вопрос, - делится опытом Лев Воропаев. - Если человек опубликовал видео, в котором отражено происходящее, и не вышел за рамки объективных фактов, суд, скорее всего, встанет на его сторону. Но все же это видео лучше сначала направить в Роспотребнадзор, чтобы оно стало основанием для проверки.

Первой вопрос о недоливе топлива на российских АЗС подняла в начале июля Федерация автовладельцев России (ФАР), которая заправки в 13 регионах и выявила, что около 76% из них недоливают бензин. Тогда глава этой организации Сергей Канаев , что проверки прошли на заправочных станциях всех крупных компаний и к ним вопросов меньше всего. Позже еще два профильных объединения (Независимый топливный союз и Российский топливный союз) проблему, объяснив, что таким образом АЗС повышают свою рентабельность.

Когда появилась информация о систематических нарушениях, руководитель Росстандарта Алексей Абрамов пригрозил недобросовестным владельцам АЗС оборотными штрафами. По его данным, недолив составляет от 1 до 20%. «Там, где недолив более 5%, это уже, на наш взгляд, построенная система незаконного зарабатывания на потребителях», — сказал он 17 июля. К решению проблемы подключилось и , инициировав проверки. По итогам одной из них полиция , что из 600 АЗС Московского региона топливо недоливали почти в четверти из них — 141 заправка. В конце августа Росстандарт о двукратном росте числа жалоб на недолив топлива на столичных заправках.

Поможет ли новая мера решить проблему?

Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев заявил РБК, что «Роснефть» всегда следит за тем, чтобы в баки клиентов наливали точное количество бензина. «Недолив бензина — это просто хищение, сопоставимое с недовесом товара в магазине. Мы рассматриваем это как воровство у компании», — сказал он. По его словам, за тем, чтобы сотрудники не расхищали топливо, следит служба безопасности «Роснефти»: уже было несколько резонансных дел по этому поводу, когда уголовную ответственность несли все участники схемы.

В ЛУКОЙЛе работа с франчайзи, использующими бренд компании, выстраивается так, что после второго выявления факта недолива договор с ними разрывается, рассказал источник в компании. После вступления в силу нового закона оборотные штрафы будут налагаться на самих франчайзи, которые несут ответственность за нарушения, добавил он. Официальный представитель ЛУКОЙЛа отказался от комментариев.

Глава Российского топливного союза (объединяет владельцев независимых АЗС) Евгений Аркуша считает, что вместо ужесточения наказания за недолив на АЗС надо отлаживать методику контроля их работы и проводить внезапные проверки. «Проверяющие не научились работать молотком, а берут в руки кувалду. Власти идут по пути ужесточения наказания за недолив бензина, но проблему это не устранит», — утверждает он.

Этот закон принимается в интересах Росстандарта, который с его вступлением в силу расширит свои полномочия как главный контролер качества и количества топлива в баке, сказал РБК президент Независимого топливного союза (объединяет владельцев АЗС и трейдеров) Павел Баженов. На самом деле недолив топлива — это обман потребителя, отношения с которым регулирует закон «О защите прав потребителя», напоминает он. Баженов предупреждает о коррупционных рисках нового закона: в текущей экономической ситуации оборотный штраф для небольшой сети АЗС может привести к ее разорению или вынудить к продаже за бесценок крупной компании. «Отрасль загнали в критическое состояние [из-за высоких оптовых цен и сдерживания цены бензина на заправках], а вместо того чтобы реабилитировать розничную торговлю топливом, государство ужесточает требования к работе АЗС. Мера несвоевременная, и мы не понимаем, как будет работать этот закон», — жалуется Баженов.

Аналитик компании «Алгоритм Топливный интегратор» Виктор Костюков уверен, что оборотные штрафы за недолив топлива необходимы, но с исполнением закона у них могут возникнуть проблемы. «Мы понимаем, что во всей торговле есть обвесы, а на каждую АЗС не поставишь контролера. Раньше уже действовали штрафы за недолив, но проблема осталась», — сказал он. Выходом может стать повышение маржинальности заправок, ведь недолив горючего — это способ заработать при отсутствии возможности получить свою прибыль честным способом, рассуждает эксперт.

По данным агентства, на заправках недоливают от 1% до 20% топлива

Москва. 17 июля. сайт - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) планирует внедрить оборотный штраф за недолив топлива на автозаправочных станциях (АЗС), сообщил "Интерфаксу" руководитель ведомства Алексей Абрамов.

Ведомство предлагает при первичном нарушении облагать АЗС штрафом в 1% от годового оборота компании, при вторичном - в 3%. Такое решение было принято после получения результатов общественного мониторинга, который выявил недолив топлива на АЗС, сказал он.

"Результаты общественного мониторинга нам дали картину, достаточно близкую к объективности. По его данным, недолив составляет от 1% до 20%. Там, где недолив более 5%, это уже, на наш взгляд, построенная система незаконного зарабатывания на потребителях", - сказал Абрамов.

Он отметил, что существующие меры государственного метрологического контроля, которые есть у Росстандарта сейчас, не позволяют установить подобные факты. Когда ведомство готовит проверку, оно обязано уведомить о своем визите АЗС. Поэтому официально зафиксировать такого рода нарушения фактически невозможно.

"У нас разработан комплекс мер по противодействию недолива, прежде всего это законодательные изменения. Мы предлагаем пересмотреть оборотные штрафы в отношении компаний, которые систематически допускают недолив. Кроме этого, мы должны одну заправку проверять несколько раз, с использованием таких механизмов как тайный покупатель, что тоже потребует изменений в законодательстве", - сообщил Абрамов.

В целом ведомство предлагает в борьбе с недоливом топлива применять те же инструменты, которые используются при выявлении контрафактного топлива.

"Нефтетрейдеры всегда ищут и находят возможность сэкономить или на качестве нефтепродуктов, которое реализуют, или на количестве топлива, которое они продают потребителю. Мы должны одновременно одинаковым образом контролировать и привлекать к ответственности (за нарушения - ИФ) по единой методологии", - отметил Абрамов.

Росстандарт готовится внести поправки на рассмотрение госкомиссии по борьбе с контрафактом после того, как будет получена позиция федеральных ведомств - Минэнерго, Минпромторга, Минэкономразвития, а также профессионального сообщества и топливных союзов.

Ранее сообщалось, что проблема недолива топлива на АЗС и планируемые шаги по ее решению будут вынесены на обсуждение очередного заседания Государственной комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции под председательством министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова. Также проверки АЗС на предмет недолива планируют активизировать Роскачество, Росстандарт и Росаккредитация.

Кроме того сообщалось, что Федерация автовладельцев России (ФАР) недолив топлива на 76% АЗС по итогам мониторинга на 34 заправках. Однако Независимый топливный союз позже в выводах ФАР.

В 2017 году в России был принят закон о введении оборотных штрафов за продажу контрафактного топлива. За нарушения в части несоответствия характеристик топлива требованиям технического регламента данным законом вводится штраф в 1% от выручки, полученной от реализации топлива, но не менее 500 тыс. рублей. В качестве административного наказания за повторное правонарушение предусматривается оборотный штраф в размере 3%, но не менее 2 млн рублей, или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток с обязательной конфискацией предметов административного нарушения.



Просмотров