Наделение полномочиями судей федеральных судов. Наделение кандидатов полномочиями судей. Порядок наделения судей полномочиями

Советом Федерации по представлению Президента РФ, которое вносится на основании представления Председателя Верховного Суда РФ.
  • Судьи арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов , других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
  • Судьи военных судов назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ. Указанное представление направляется Президенту РФ не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.
  • Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю Верховного Суда Российской Федерации.

    Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

    Важно! Следует иметь ввиду, что:

    • Каждый случай уникален и индивидуален.
    • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

    Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

    Судья может быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня в порядке, установленном Законом о статусе судей в РФ. В таком же порядке судья федерального суда может быть назначен на должность, аналогичную занимаемой им, в нижестоящий суд.

    Порядок привлечения федеральных судей к ответственности

    См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2016 года № 13 | " О судебной практике применения законодательства, регулирующего вопросы дисциплинарной ответственности судей".

    Судья не может быть привлечен к ответственности...

    Согласно пункту 2 статьи 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при отправлении правосудия мнение или принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудного судебного акта.

    Судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за сам факт принятия незаконного или необоснованного судебного акта в результате судебной ошибки, явившейся следствием неверной оценки доказательств по делу либо неправильного применения норм материального или процессуального права.

    Порядок и основания привлечения судьи к дисциплинарной ответственности определены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и Федеральным законом от 14 марта 2002 года № 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

    Дисциплинарные взыскания на судью (ст. 121 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»):

      • замечание;
      • предупреждени;
      • досрочное прекращение полномочий судьи.

    Подробнее

    Дисциплинарное взыскание в виде замечания может налагаться на судью при малозначительности совершенного им дисциплинарного проступка, если квалификационная коллегия судей придет к выводу о возможности ограничиться устным порицанием виновного действия (бездействия) судьи. В частности, малозначительным может быть признан дисциплинарный проступок, последствия которого не повлекли существенного нарушения прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций (например, нарушенные права гражданина или организации были восстановлены либо возможность их восстановления не утрачена и т.д.).

    В случае, если

    1. квалификационная коллегия судей придет к выводу о невозможности применения к судье дисциплинарного взыскания в виде замечания (например, совершенный им дисциплинарный проступок коллегией не признан малозначительным) или
    2. судья ранее подвергался дисциплинарному взысканию за совершение дисциплинарного проступка,

    он может быть подвергнут дисциплинарному взысканию в виде предупреждения (пункт 4 статьи 121 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»).

    Дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи может налагаться на судью в исключительных случаях при наличии обстоятельств, указанных в пункте 5 статьи 121 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»:

    1. как за неоднократные нарушения, допущенные им в результате недобросовестного исполнения функции по отправлению правосудия, когда исчерпаны все иные средства воздействия, направленные на предупреждение дальнейших нарушений с его стороны, и принятые к нему меры не дают оснований рассчитывать на добросовестное и профессиональное выполнение им обязанностей судьи в будущем,
    2. так и за совершенное однократное грубое нарушение при исполнении им служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, которое дискредитирует судебную власть, причиняет ущерб репутации судьи и несовместимо с его статусом судьи.

    Обязанность подтвердить наличие указанных исключительных обстоятельств возлагается на квалификационную коллегию судей , принявшую решение о досрочном прекращении полномочий судьи за совершение им дисциплинарного проступка.

    Привлечение судьи ранее к дисциплинарной ответственности и наложение на него дисциплинарного взыскания в виде замечания либо предупреждения само по себе не влечет за собой обязательного наложения на него дисциплинарного взыскания в виде досрочного прекращения полномочий судьи (в том числе и в случае, если установленный пунктом 8 статьи 121 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» срок не истек).

    Дисциплинарному взысканию за проступок, нарушающий предписания Закона о статусе судей или Кодекса судейской этики в виде общего правила, судья может быть подвергнут только решением квалификационной коллегии судей. При этом соблюдается процедура, регламентируемая ст. 21-24 Закона об орга-нах судейского сообщества . Она предусматривает, в частности, тща-тельную предварительную проверку поступивших материалов члена-ми квалификационной коллегии судей, коллегиальное их рассмотре-ние с вызовом для объяснений привлекаемого к ответственности су-дьи, предоставление подвергнутому дисциплинарному взысканию пра-ва обжалования принятого решения в судебном порядке.

    Решение квалификационной коллегии судей о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности может быть обжаловано :

    1. в судебном порядке либо
    2. в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации.

    В соответствии с п. 3 ст. 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации», п. 3 ст. 20 КАС РФ решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о наложении на судью дисциплинарного взыскания в виде замечания или предупреждения за совершение им дисциплинарного проступка могут быть обжалованы в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа.

    Ст. 447 УПК устанавливает, что судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мировые судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжные или арбитражные заседатели в период осуществления им правосудия относятся к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам.

    Решение о возбуждении уголовного дела в отношении лица, указанного в ч. 1 ст. УПК, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается:

    • в отношении судьи Конституционного Суда Российской Федерации - Председателем Следственного комитета РФ с согласия Конституционного Суда РФ ;
    • в отношении судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа, федерального арбитражного суда, военного суда - Председателем Следственного комитета РФ с согласия Высшей квалификационной коллегии судей РФ ;
    • в отношении иных судей - Председателем Следственного комитета РФ с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей .

    Требования к судье (к лицу, назначенному судьей).

    Разумеется, все вышеперечисленные требования относятся и к лицу, назначенному судьей, однако судья как должностное лицо, наделенное правом осуществлять правосудие в РФ, должен исполнять также и следующие требования:

    Он должен соблюдать Конституцию РФ и другие законы;

    Он не может быть депутатом;

    Он не должен принадлежать к политическим партиям и движениям;

    Он не должен осуществлять предпринимательскую деятельность;

    Он не должен совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой (это не касается научной, преподавательской и творческой деятельности);

    Он должен избегать при исполнении обязанностей и даже во внеслужебное время всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности судьи.

    Для этого последнего требования характерны оценочные категории, скорее принадлежащие области морали, чем права "Умалить авторитет…" означает, например, желание угодить руководителю исполнительного органа власти, положить в основу судебного решения не закон, а мнение общественности или коллег… "Умалить достоинство судьи" может означать, например, появление в нетрезвом состоянии в общественном месте, вызывающая одежда, посещение и игра в казино или публичного дома, других подобных заведений, поддержание отношений с лицом, о котором известно, что он занимается незаконной, преступной деятельностью "Необъективность…"Это, например, неодинаковое обращение к сторонам в процессе, которое выражается в репликах, грубых замечаниях, явном ущемлении законных интересов одной из сторон в судебном заседании.

    Требования к отдельным категориям судей могут содержаться в федеральных законах и законах субъектов РФВ настоящее время особые требования предъявляются: к судьям Конституционного Суда РФ, они закреплены в ФКЗ "О Конституционном Суде РФ"; к судьям уставных и конституционных судов субъектов РФ, такие требования закрепляются в соответствующих законах субъектов РФ; к судьям военных судов - в ФКЗ "О военных судах в РФ".

    Порядок наделения судей полномочиями устанавливается Конституцией РФ (ст.128), а также федеральными законами: ФКЗ "О Конституционном Суде РФ", ФКЗ "О судебной системе РФ". Законы субъектов РФ устанавливают порядок наделения полномочиями мировых судей и судей уставных и конституционных судов.

    Статья 13 ФКЗ "О судебной системе РФ" устанавливает основные принципы назначения судей на должность. Судьи, назначаемые на должность впервые, должны сдать квалификационный экзамен на должность судьи.



    Для всех судей федеральных судов обязательным является получение положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей (органа судейского сообщества).

    Помимо этого судьи федеральных судов общей юрисдикции (основного и среднего звена, кроме военных), а также арбитражных судов субъектов назначаются на должность по согласованию с законодательным органом субъекта РФ, на территории которого расположен данный суд. Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются с учетом предложений законодательных органов государственной власти соответствующих субъектов РФ.

    Судьи федеральных судов общей юрисдикции основного и среднего звена назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Судьи федеральных арбитражных судов основного и среднего звена назначаются Президентом РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ. Его решение о назначении оформляется Указом президента РФ.

    Судьи Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.

    Мировые судьи и судьи конституционных и уставных судов наделяются полномочиями в порядке, который устанавливается каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно.

    Особенности назначения судей Конституционного Суда РФ закреплены в ФКЗ "О Конституционным Суде РФ".

    Вступая на должность впервые, судья приносит присягу (ст8 Закона РФ "О статусе судей"): "Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть".

    Срок полномочий судьи в РФ, как правило, не ограничен. Исключения закрепляются в законодательстве. В частности, судьи Конституционного Суда РФ - до достижения возраста 70 лет. Судьи военных судов - пока находятся на действительной военной службе. Срок полномочий судей субъектов РФ может быть урегулирован в соответствующем законе субъекта РФ.

    Требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, изложены в Конституции РФ, законах о статусе судей, о Конституционном Суде РФ, об арбитражных судах. Часть из них носит формальный характер: гражданство, возраст, образование, опыт юридической работы. Универсальными для кандидатов в судьи всех судов являются требования гражданства РФ и наличие высшего юридического образования.

    Что касается требований определенного возраста и стажа работы, то они неодинаковы для судов различного уровня и разных ветвей. Для назначения на должность мирового судьи, судьи районного и равных им звеньев требуется, чтобы кандидат достиг 25 лет, в суды среднего звена – 30 лет, в Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ – 35 лет, а в Конституционный Суд РФ – 40 лет.

    Кандидат в судьи военного суда, кроме того, должен иметь офицерское звание и заключить контракт о прохождении военной службы.

    Неодинаковы требования и к стажу работы по юридической профессии. Кандидаты в судьи высших судов должны иметь не менее 10 лет такого стажа (в Конституционном Суде РФ – не менее 15 лет).

    Кандидат на должность судьи верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа этот стаж должен быть не менее 7 лет. В отношении кандидатов на судейские должности во все другие суды – не менее 5 лет (ст. 119 Конституции РФ).

    Законодательство предусматривает и иные требования, которые учитываются при отборе кандидатов на должность судьи: судья обязан избегать всего того, что может умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

    Наделение кандидатов полномочиями судей регламентировано ст. 128 Конституции РФ и ст.ст. 6, 6.1, 6.2 Закона "О статусе судей".

    Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

    Заместители председателей и другие судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.

    Все судьи других федеральных судов общей юрисдикции (в том числе военных судов) и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

    Мировые судьи, а также судьи, председатели и заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов РФ назначаются (избираются) на должность в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

    Порядок наделения полномочиями судей Конституционного Суда РФ устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

    Назначение судей Конституционного Суда происходит во взаимодействии Президента РФ с Советом Федерации. Согласно Конституции РФ, Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда(п. “е” ст. 83 Конституции РФ). Он самостоятелен в выборе кандидатур, хотя соответствующие предложения ему могут вноситься членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими сообществами и учебными заведениями.

    Отбор кандидатов на должность судей осуществляется на конкурсной основе.

    Полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком. Исключения составляют: 1) судьи Конституционного Суда РФ, которые назначаются на должность на срок 15 лет; 2) судьи других федеральных судов в первый раз назначаются на должность сроком на 3 года, по истечении которого они могут быть назначены на ту же должность без ограничения срока полномочий; 3) мировые судьи назначаются (избираются) на должность сроком до 5 лет, при повторном и последующих назначениях (избрании) – сроком не менее чем на 5 лет.16

    Судья несменяем. Он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия. Досрочно полномочия судьи могут быть приостановлены или прекращены решением соответствующей квалификационной коллегии судей.

    В ст. 13 Закона "О статусе судей" приводится исчерпывающий перечень оснований приостановления полномочий судьи. К ним относятся:

    1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;

    2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;

    3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации;

    4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

    Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.

    Согласно ст. 14 Закона "О статусе судей", основаниями прекращения полномочий судьи являются:

    1) письменное заявление судьи об отставке;

    2) ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи;

    3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

    4) истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;

    5) увольнение судьи военного суда с военной службыпо достижениипредельного возраста пребывания на военной службе;

    6) прекращение гражданства Российской Федерации;

    7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

    8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

    9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

    10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

    11) отказ судьи от перевода в другой суд, в связи с упразднением или реорганизацией суда.

    Решение о приостановлении или прекращении полномочий может быть обжаловано судьей в Высшую квалификационную коллегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения, а ее решение – в Верховный Суд РФ – в тот же срок.

    Согласно ст. 15 Закона “О статусе судей” судья, ушедший на пенсию с должности судьи, имеет право на отставку.

    Отставкой судьи признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

    Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию, независимо от возраста. Судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 2, 4, 5, 9, 11 и 12 пункта 1 статьи 14 Закона "О статусе судей".

    Судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока он: не избран депутатом, не принадлежит к политическим партиям и движениям, не осуществляет предпринимательскую деятельность, а также не осуществляет другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности, сохраняет гражданство Российской Федерации и не допускает поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти.

    Отставка судьи прекращается решением квалификационной коллегии судей по месту прежней работы или постоянного жительства пребывающего в отставке судьи.

    Каждый гражданин Российской Федерации, отвечающий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи соответствующего суда, имеет право обратиться в квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации на эту должность.

    Квалификационная коллегия в пределах своей компетенции рассматривает заявление и с учетом результатов квалификационного экзамена дает заключение о рекомендации кандидата на должность судьи либо об отказе в ней. Квалификационный экзамен на должность судьи принимает состоящая при органе юстиции экзаменационная комиссия. Ее персональный состав утверждается соответствующей квалификационной коллегией судей. Результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет с момента его сдачи и на протяжении всего времени работы в должности судьи. Далее квалификационная коллегия представляет председателю соответствующего суда заключение на рекомендуемого кандидата. При согласии председателя кандидатура вноситься на рассмотрение органа государственной власти, который и наделяет кандидата полномочиями судьи. «Основными причинами отказа дачи положительного заключения кандидатам на должность судьи квалификационные коллегии чаще всего указывали на недостаточные знания действующего законодательства, возраст, отрицательные характеризующие данные по прежним местам работы, совершение в прошлом порочащего поступка, отсутствие необходимых деловых и моральных качеств, а также установление в ходе проверок негативных данных о кандидате и его близких родственниках, фактов неурегулированных семейных отношений, сведений о состоянии здоровья кандидата». Закон определил, что повторное обращение в квалификационную коллегию судей с аналогичным заявлением

    допускается не ранее чем через год со дня дачи заключения.

    В соответствии со ст. 14 Положения о квалификационных коллегиях судей коллегия вправе получать необходимую для осуществления своих полномочий информацию. Не является исключением и информация о лицах, претендующих на должность судьи. В методическом письме ВККС рекомендовано запрашивать в соответствующих органах сведения о наличии или отсутствии судимости как у самого кандидата, так и у его близких родственников, мнение председателя суда и судей о возможности назначения конкретного лица на вакантную должность в их суд, истребовать характеристики не только с последнего, но и с предыдущих мест работы за последние пять - десять лет.

    НАДЕЛЕНИЕ СУДЕЙ ПОЛНОМОЧИЯМИ

    «С самого момента вступления в должность судьи гражданин пересекает границы обычного гражданского состояния, вступая в иное измерение своей жизни. Так, гражданин, впервые назначенный Указом Президента Российской Федерации или Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на должность судьи, может приступить к исполнению судейских полномочий только после публичного принятия присяги. Принятие присяги судьи - не только акт торжественной клятвы честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят долг судьи и совесть. Принятие присяги судьи является одновременно и актом, свидетельствующим о признании обществом, государством и самим гражданином независимости судьи даже от тех инстанций, которые его назначили на эту должность».

    «Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей».

    Судьи Конституционного Суда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ с учетом мнения Конституционного Суда.

    Судьи Верховного и Высшего Арбитражного Суда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ с учетом мнения Председателя Верховного или Высшего Арбитражного Суда соответственно.

    Судьи других Федеральных Судов общей юрисдикции и судьи Арбитражных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного или Высшего Арбитражного Суда с учетом мнения законодательного органа данного субъекта и квалификационной коллегией судей.

    Мировые судьи либо избираются населением судебного участка, либо назначаются на должность органами законодательной власти субъекта.

    Судьи Конституционных уставных судов назначаются в соответствии с законодательством данного субъекта.

    ПОРЯДОК НАДЕЛЕНИЯ СУДЕЙ ПОЛНОМОЧИЯМИ

    Порядок наделения судей полномочиями регламентирован ст.ст. 6, 6.1 Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации":

    "Статья 6. Порядок наделения судей полномочиями

    1. Судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

    2. Судьи федеральных арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

    3. Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации и Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, которое направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

    4. Судьи военных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. Указанное представление направляется Президенту Российской Федерации не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

    5. Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующего суда.

    6. Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

    Судья может быть назначен по его заявлению на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня в порядке, установленном настоящим Законом, за исключением требования, предусмотренного абзацем первым настоящего пункта. В таком же порядке судья федерального суда может быть назначен на должность, аналогичную занимаемой им, в нижестоящий суд.

    7. Исключен. - Федеральный закон от 15.12.2001 N 169-ФЗ.

    7.1. В случае выявления факта назначения (избрания) на должность судьи лица, не соответствовавшего на момент назначения (избрания) требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона, соответствующая квалификационная коллегия судей в установленном федеральным законом порядке рассматривает вопрос о прекращении полномочий такого судьи.

    8. Не позднее чем за шесть месяцев до достижения судьей федерального суда предельного возраста пребывания в должности судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий - не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии судьи соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

    Статья 6.1. Порядок наделения полномочиями и прекращения полномочий председателей и заместителей председателей судов

    1. Председатель Конституционного Суда Российской Федерации и его заместители назначаются в порядке, установленном Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

    2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

    Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации представляет Президенту Российской Федерации указанное заключение не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

    3. Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

    Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносят Президенту Российской Федерации указанные представления не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

    4. Президент Российской Федерации вносит в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации представление о назначении Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не позднее чем за 14 дней до истечения срока их полномочий, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через шесть месяцев со дня открытия вакансии.

    5. Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий 14 дней после получения представления Президента Российской Федерации.

    6. Председатели, заместители председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, военных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

    7. Председатели, заместители председателей федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, специализированных арбитражных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

    Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

    8. Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения соответствующих квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации.

    Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

    9. Отклоненные кандидатуры на должности председателей и заместителей председателей судов того же суда могут быть повторно представлены для назначения не ранее чем через год в порядке, установленном настоящей статьей.

    10. Председатели, заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность в порядке, определяемом законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

    11. Полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются по истечении срока, на который они были назначены.

    Указанные полномочия могут быть также досрочно прекращены решением соответствующей квалификационной коллегии судей в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением председателями, заместителями председателей судов своих должностных обязанностей, предусмотренных федеральными конституционными законами и настоящим Законом.

    По прекращении полномочий председателя, заместителя председателя суда за ними сохраняются полномочия судьи суда, в котором они замещали должность председателя, заместителя председателя суда.

    Полномочия председателей и заместителей председателей судов приостанавливаются либо прекращаются в случае приостановления либо прекращения полномочий указанных лиц в качестве судей соответствующих судов.

    В случае, если на должность председателя или заместителя председателя суда назначается лицо, не являющееся судьей соответствующего суда, и в данном суде отсутствует вакантная должность судьи, штатная численность судей этого суда увеличивается на основании заявления председателя или заместителя председателя соответствующего суда, полномочия которого прекращены.

    12. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц - не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность председателя или заместителя председателя суда, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.

    13. Председатель, заместитель председателя районного суда вправе обжаловать решение о досрочном прекращении их полномочий в Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации в течение 10 дней после получения копии указанного решения. Председатель, заместитель председателя иного федерального суда вправе обжаловать решение о досрочном прекращении их полномочий в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней после получения копии указанного решения. Решение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в тот же срок.

    14. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.".

    Для перехода к полному тексту Закона Российской Федерации от 26.06.1992 № 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" нажмите ссылку .



    Просмотров