Моя система саморазвития. Механизмы развития личности и основы саморазвития

В качестве механизмов саморазвития рассматриваются рефлексия (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Анциферова, К.А. Абульханова-Славская, И.С. Кон и др.), самопринятие и самопрогнозирование (В.Г. Маралов).

Исследователи отмечают, что именно рефлексия позволяет человеку выйти за пределы собственной жизни, деятельности и обозначить в качестве объекта своего исследования, анализа, оценки и практического отношения свои мысли, эмоциональные состояния, действия, отношения и всего себя в целом. Рефлексия рассматривается как способность к ценностной самоориентации, смысловой саморегуляции. Указывается, что рефлексия как бы встроена в сам механизм саморазвития личности.

И.С. Кон, показывая роль рефлексии как механизма и средства саморазвития, анализирует модель «рефлексивного Я », в которой низшие уровни психологических функций являются основой саморазвития высших уровней. Согласно этой модели индивид сначала становится наблюдателем собственных чувств, мыслей, поступков. Затем он может осуществить направленность собственного сознания на свое «Я », преодолеть поглощенность текущей жизнью и занять позицию над ней. Это помогает человеку осознать противоречивость и несостоятельность некоторых своих мыслей, действий, принципов и активизирует его внутренний диалог, превращая самопознание в самовоспитание, в сознательное формирование и закрепление новых, желательных элементов поведения. Рефлексивность определяет высокий уровень волевой регуляции личности в контексте деятельности и общения и обеспечивает самоорганизацию и самоутверждение личности в соответствии с жизненными целями и ценностями.

Рефлексию как механизм саморазвития человека исследует Ю.Н. Кулюткин, обращаясь к проблемам рефлексивной саморегуляции как процессу сознательного, целенаправленного управления человеком своей деятельностью и поведением, которые являются характерным для социально ответственной созревающей личности, осуществляются на основе ценностных ориентаций и личностных смыслов. Интересными являются идеи В.П. Зинченко, который рассматривает проблему саморазвития как творческое самодостраивание по собственному «масштабу» на основе рефлексии, соотносимого с социальными ожиданиями. Рефлексия понимается при этом как процесс познания и моделирования человеком чужого и своего сознания.



Самопринятие как механизм саморазвития, по мнению В.Г. Маралова, проявляется через признание человеком в самом себе всех сторон и качеств личности, вызывающих как позитивные, так и негативные эмоции. Самопринятие – это признание права на существование всех аспектов собственной личности, как и личности в целом. Как сильные стороны, так и слабые, как положительные, так и отрицательные – все они имеют равное право на существование, функционирование, какие бы отрицательные эмоции и переживания эти слабые стороны, негативные черты у нас ни вызывали.

Другой механизм саморазвития – самопрогнозирование – дает возможность осуществлять человеку выходы за пределы себя сегодняшнего, предвосхищать события внешней и внутренней жизни, ставить задачи предстоящей деятельности и саморазвития. Самопрогнозы могут быть проанализированы с точки зрения их содержания, направленности, определенности-неопределенности, устойчивости, расположенности на временной оси.

· ориентация на определенные события жизненного пути (поступки, события внутренней жизни, среды);

· направленность самопрогнозов на предвосхищение событий среды и себя в них, своих поступков, событий внутренней жизни;

· самопрогнозы, связанные с представлением себя на разных этапах жизненного пути, на разных этапах овладения деятельностью, направленные на создание представлений о развитии своих качеств в будущем.

Определенность неопределенность самопрогнозов. О данном параметре можно судить по четкости представлений или суждений личности о себе в будущем. При оценке степени определенности самопрогнозов важно проанализировать их аргументированность, доказательность, реалистичность.

Устойчивость самопрогнозов определяется по частоте обращений личности к одному и тому же образу себя в будущем. Устойчивые самопрогнозы постепенно превращаются в перспективы развития личности.

Временные характеристики самопрогнозов определяются психологическим возрастом как мерой реализованное психологического времени.

С практической точки зрения вполне допустимо оперировать тремя группами самопрогнозов: ситуативные (прогноз на ближайшее будущее, исходя из своих возможностей и сложившейся ситуации); перспективные (прогноз достижений, результатов деятельности по истечении определенного срока); жизненно-целевые (далекие перспективы, связанные с постановкой и реализацией задач самосовершенствования и самореализации).

Механизмы самопринятия и самопрогнозирования являются взаимозависимыми. Их сочетание порождает разные стратегии саморазвития . Причем, как отмечает В.Г. Маралов, самопрогнозирование как основа выработки стратегии саморазвития в большей степени определяется уровнем самопринятия личности, обратная тенденция также возможна, но менее вероятна.

Одной из наиболее очевидных и понятных стратегий саморазвития является следующая: человек полностью понимает в себе собственную личность, достоинства и недостатки, он не видит необходимости прогнозировать в себе какие-либо другие изменения, у него не возникают стремления быть лучше, совершеннее, ему даже утверждаться, по его мысли, нет необходимости. Это ведет к тому, что личность становится самодостаточной, но такая самодостаточность носит ложный характер и знаменует не развитие, а стагнацию личности: «Я хороший, у меня все хорошо, и я этим доволен, удовлетворен, далее развиваться не имеет смысла».

Другая стратегия саморазвития определяется, наоборот, осознанной неудовлетворенностью какими-либо своими качествами, характеристиками личности и поведения. Поэтому самопрогнозирование будет работать в сторону предвосхищения образа Я, избавившегося от недостатка. Хорошо, если человеку в процессе упорной работы над собой действительно удается избавиться от недостатков, осознать это и быть удовлетворенным. А если нет? В этих ситуациях собственные недостатки и черты еще в большей степени отвергаются, возникает чувство крайнего неудовлетворения собой, человек начинает постоянно корить себя в том, что он слабоволен, не может справиться со своими недостатками, – это, естественно, не ослабит напряженность, а усилит ее.

Суть третьей стратегии заключается в том, что человек, не всегда осознавая причины своего личностного дискомфорта, вместо того чтобы выстраивать психологически здоровую личность, способную брать на себя ответственность, в силу неумения и неведения начинает видеть себя в будущем полностью защищенной личностью путем наращивания все новых и новых психологических защит и защитного поведения. В результате создается иллюзия – проблемы исчезли, ты стал другим, более совершенным. На самом же деле все обстоит иначе, а проблемы, личностные недостатки не изживаются, а усиливаются многократно.

Четвертая стратегия является неоптимальной и возникает тогда, когда личность подвержена установке: «Я плохой», «Я хуже других». Здесь возникает тенденция не снизить уровень напряженности, а, наоборот, усилить его. Саморазвитие приобретает форму самоуничижения и самобичевания, и человек от этого может испытывать удовлетворение: «Я плохой, так мне и надо».

В качестве оптимальной следует признать стратегию, когда человек, принимая в себе и положительные, и отрицательные качества, тем не менее ставит путем самопрогнозирования реальные задачи личностного роста и изменения, носящего постоянный и устойчивый характер. Не отрицая себя, он утверждается; не разрушая себя, он самосовершенствуется; принимая во внимание все обстоятельства своего жизненного пути, он полностью самореализуется, выстраивает такой свой образ, который на самом деле выражает не его видимость, а его истинную суть.

Формы саморазвития

Характеристиками саморазвития как специфического процесса, разворачивающегося во времени и в пространстве жизнедеятельности человека, являются неоднозначность и многоплановость. Это обусловлено многими причинами, важнейшей из которых является существование различных форм саморазвития. В русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансы процесса саморазвития: самопрезентация, самовыражение, самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация, самореализация и др. Все они составные – первая часть «само» указывает на то, что субъектом, инициатором деятельности является человек, вторая – характеризует специфику, своеобразие деятельности: выразить себя, утвердиться, реализоваться, совершенствоваться.

В.Г. Маралов выделяет следующие основные формы, которые являются наиболее важными и описывают саморазвитие в своей совокупности достаточно полно: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию. Самоутверждение дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности. Самосовершенствование выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу. Самоактуализация – выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни. Все три формы позволяют выразить себя и реализовать в разной степени. Поэтому именно они адекватно характеризуют процесс саморазвития в целом, где внутренним моментом движения является самопостроение личности.

Указанные три основные формы саморазвития тесно связаны друг с другом. Первичным, с одной стороны, является самоутверждение. Чтобы совершенствоваться и актуализироваться в полной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других. С другой стороны, самосовершенствующаяся и самоактуализирующаяся личность объективно является и самоутверждающейся, вне зависимости от того, насколько сам человек на этих этапах развития испытывает потребность в самоутверждении. В то же время акты первичного утверждения себя есть и акты самоактуализации.

Самоутверждение как форма саморазвития характеризует направленность человека самостоятельно утвердить себя как личность, чтобы это качество не поколебали ни обстоятельства, ни другие люди, ни сам утверждающийся субъект. Или иными словами, самоутверждение – это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружению, подтверждению своих определенных качеств личности, черт ха­рактера, способов поведения и деятельности.

В основе данной деятельности лежит потребность в самоутверждении, которая синтезируется из первичных потребностей конкурентного существования среди других представителей живого мира. У человека она приобретает форму трех мотивов: быть, как все; быть лучше, чем другие; и в негативном плане – быть хуже всех. Первые два мотива характеризуют самоутверждение, последний – самоотрицание.

Цели самоутверждения могут быть различными. В зависимости от особенностей сфер самоутверждения, мотивов и потребностей они могут значительно варьироваться. Для одного человека цель – приобрести уверенность, для другого – доказать, что он не хуже других, для третьего – испытать чувство превосходства, своей исключительности, а значит, обоснованности права руководить другими.

Способы самоутверждения также многообразны. Они зависят от выбранных сфер и видов самоутверждения. Сферами самоутверждения могут быть практически все виды жизнедеятельности, которые приобретают для человека личностную значимость. Немаловажную роль имеет то, в чьих глазах утверждается человек: в своих собственных или близких и значимых людей, незнакомых и т.п. Способы могут быть классифицированы в зависимости от ведущего мотива. Мотив «быть, как все» определяет такие способы, как делать то, что делают другие, не предпринимать действий, выходящих за пределы ожиданий данной группы. Здесь работает механизм конформизма, т.е. зависимости от группы, податливости группе. Мотив «быть лучше, чем все» порождает такие способы, как занять лидерские позиции, утверждаться в воле, уме, находчивости и т.п. Мотив «быть хуже, чем все» приводит к способам самоотрицания личности, когда человек демонстрирует, что он недостоин внимания других, не обладает талантом, хуже всех. Такая позиция нередко приводит к тому, что человека начинают жалеть, сочувствовать, предоставлять ему определенные преимущества, он же в это время через такое самоуничижение утверждается.

Результаты самоутверждения очевидны – они дают человеку ощущение своей нужности, полезности, оправдывают в его глазах смысл собственной жизни и деятельности; начинает срабатывать установка «я не хуже других» или чувство превосходства, своей исключительности, преодолевающее любые поступки и действия. В случае самоотрицания человек утверждается в своей никчемности, ненужности, низости, что порой также может давать свои преимущества.

Возможны и другие высокие (в контексте общества, цивилизации) сферы самоутверждения, когда человек ставит более значимые цели самосовершенствования и самоактуализации. В данном случае личная потребность в самоутверждении отступает на второй план, хотя и не утрачивает полностью своего потенциала, а самоутверждение становится объективным процессом, зависящим не только от того, как и каким образом личность утверждает себя, но и от того, как и каким образом другие утверждают личность, признавая ее достоинства.

Самосовершенствование – это форма саморазвития, которая означает, что человек сам (самостоятельно) стремится быть лучше, стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает теми видами деятельности, которыми он не владел. Самосовершенствование – это процесс сознательного управления развитием личности, своих качеств и способностей. Хотя идеал, как правило, недостижим и понимается каждым человеком по-своему, тем не менее тенденция к развитию, если она имеется, придает осмысленность жизни, насыщает ее полнотой, устойчивостью и определенностью .

Самосовершенствование может идти разными путями: в одном случае – приобретение социально значимых свойств и качеств; в другом – овладение негативными способами жизни и деятельности. Возможен и обратный самосовершенствованию процесс, который называется саморазрушением, когда в силу различных причин человек прилагает специальные усилия, ведущие не к улучшению личности, достижению идеала, а, наоборот, к деградации и регрессу, утрачиванию достижений, личностных черт и качеств, которые были присущи ему ранее.

В современной психологической литературе имеется множество концепций, описывающих особенности, своеобразие, цели позитивного аспекта самосовершенствования, который называется личностным ростом.

В психоанализе это тенденция к индивидуации, или саморазвитию, понимаемая как движение к большей свободе (К. Юнг); движение от центрированности на себя в целях личностного превосходства к конструктивному овладению средой, понимаемое как движение к совершенству (А. Адлер). В гештальттерапии – переход от опоры на среду к опоре на себя и саморегуляцию (Ф. Перлз). В гуманистической психологии личностный рост означает приобретение все большей автономии, независимости личности, стремление к зрелости и психологическому здоровью (К. Роджерс) или последовательному удовлетворению все более высших потребностей (А. Маслоу).

Обобщенно можно сказать, что в основе стремления к самосовершенствованию, к личностному росту лежит определенная потребность, на базе которой формируются мотивы самосовершенствования (предельным является мотив самореализации), мотивы личностного роста. Самосовершенствоваться необходимо для того, чтобы наиболее полно реализовать себя в этой жизни, а через самореализацию понять и обрести смысл своего существования, смысл жизни, что характерно уже для более высокой формы саморазвития – самоактуализации.

В качестве целей самосовершенствования выступают не только и не столько цели самоутверждения – быть не хуже других, быть лучше других, сколько цели – быть лучше, чем ты был; достигать более значимых результатов, чем ты достигал.

Способы самоусовершенствования многообразны. Они могут быть определены в самых различных видах деятельности. Например, овладевая новыми знаниями, новыми видами деятельности, человек становится на ступень выше в своем развитии. Ставя конкретную цель – не конфликтовать с другими – и достигая ее, он также поднимается на новый уровень. Отказываясь от вредных привычек, он также делает шаг в своем развитии. В качестве средств самосовершенствования выступают средства самовоспитания. К ним относятся соревнование с собой, самообязательство, самоприказ и др.

К результатам самосовершенствования относятся, прежде всего: удовлетворенность собой, своими достижениями, тем, что ты справляешься со своими собственными требованиями; удовлетворенность жизнью, деятельностью, отношениями с окружающими людьми.

Самоактуализация является высшей формой саморазвития и включает в себя в определенной степени две предыдущие формы, особенно форму самосовершенствования, имея во многом с ней общие цели и мотивы. Отличие же самоактуализации от предыдущих форм состоит в том, что здесь актуализируются высшие смысловые мотивы поведения и жизни человека. По определению автора теории самоактуализации А. Маслоу, самоактуализация – это умение человека стать тем, кем он способен стать, т.е. он обязан выполнить свою миссию – реализовать то, что в нем заложено, в соответствии с собственными высшими потребностями: Истиной, Красотой, Совершенством и т.д. Согласно А. Маслоу, потребность в самоактуализации является вершиной в ряду потребностей человека, она не может возникнуть и быть реализованной, если не реализованы потребности более низшего порядка.

На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы, направляющие человека к реализации высших смыслов своего существования. Согласно другому представителю гуманистической психологии – В. Франклу, смыслы жизни не даны человеку изначально, их необходимо специально отыскивать. По его мнению, существуют три наиболее общих пути поиска смысла: то, что мы делаем в жизни (творчество, созидание); то, что мы берем от мира (переживания); позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в силах изменить. Соответственно им выделяются три группы ценностей: созида ние, переживание и отношения. Смысл определяется человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая также подразумевает вопрос. Способ, с помощью которого отыскиваются смыслы, В. Франкл называет совестью. Совесть – интуитивное отыскивание единственного смысла данной конкретной ситуации. Смысл жизни не в поисках удовольствия, стремления к счастью, а в постижении и реализации ценностей: созидания, переживания, отношения.

На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы в поисках смысла собственной жизни в целом. Эти мотивы и определяют специфическую форму саморазвития, названную самоактуализацией. Цель самоактуализации состоит в том, чтобы достичь полноты ощущения жизни, испытать высшую удовлетворен­ность собой и своей жизнью, проявлять активность, радоваться успехам и тому, что удалось что-то сделать.

В процессе самоактуализации вплотную смыкаются две линии человеческого бытия – самопознание и саморазвитие. По­знать себя, насколько это возможно, – значит приобрести основу для самоактуализации как способности наиболее полно использовать свои таланты, способности, возможности. Самоактуализироваться – обрести смысл жизни, реализовать себя, выполнить тем самым свою миссию, свое предназначение и, как итог, ощутить полноту жизни, полноту существования.

А. Маслоу выделяет во­семь путей (способов) поведения, ведущих к самоактуализации:

· живое и бескорыстное переживание с полным сосредоточением и погруженностью; в момент самоактуализации индивид является целиком и полностью человеком; это момент, когда Я реализует самого себя;

· жизнь – процесс постоянного выбора: продвижения или отступления; самоактуализация – это непрерывный процесс, когда предоставлены многократные отдельные выборы: лгать или говорить правду, воровать или не воровать и др.; самоактуализация означает выбор возможности роста;

· способность человека прислушиваться к самому себе, т.е. ориентироваться не на мнение других, а на свой опыт, «прислушиваться к голосу импульса»;

· способность быть честным, умение брать на себя ответственность;

· способность быть независимым, быть готовым отстаивать позиции, независимые от других;

· не только конечное состояние, но и сам процесс актуализации своих возможностей;

· моменты: высшие переживания, мгновения экстаза, которые нельзя купить, не могут быть гарантированы и невозможно даже искать;

· способность человека к разоблачению собственной психопатологии – умение выявить свои защиты и после этого найти в себе силы преодолеть их.

Самый важный результат самоактуализации – ощущение осмысленности жизни и полноты своего бытия, что все сделано правильно, несмотря на частные промахи и ошибки, что другие признают в тебе личность, твою уникальную индивидуальность и одновременно универсальность.

Процесс саморазвития сопряжен с определенными трудностями, которые осознанно или неосознанно воспринимаются человеком как барьеры саморазвития. Наиболее серьезным и труднопреодолимым барьером саморазвития, с точки зрения В.Г. Маралова, является барьер отсутствия ответственности за собственную жизнь (стечение случайных событий и обстоятельств, когда человек не способен и не может по объективным причинам нести ответственность за все, что с ним происходит). Кроме того, многие трудности определяются: неразвитостью способности к самопознанию; влиянием сложившихся стереотипов и установок; несформированностью механизмов саморазвития; препятствиями, которые создают другие люди, для которых саморазвитие, самосовершенствование кого-либо, кроме них, вызывают реакцию противодействия, осложненную чувством зависти и стремлением к личностному превосходству.

Таким образом, саморазвитие – это сложный, нелинейный, многоплановый процесс, который может идти как в положительном направлении, так и в отрицательном с точки зрения соответствия высшим образцам и идеалам, выработанным человечеством. Оно как процесс имеет: свои цели, мотивы, способы, результаты, которые определяются формами саморазвития.

Выводы

· Саморазвитие – это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.

· Саморазвитие осуществляется в рамках жизнедеятельности человека в процессе проявления активности, определяемой способностью осуществлять личностные выборы на основе познания себя.

· Саморазвитие выражает в активной форме особенности внутреннего мира личности. Внутренний мир, или субъективная реальность, находится в процессе постоянного становления.

· Выделяются механизмы (рефлексия, самопринятие, самопрогнозирование), формы саморазвития (самоутверждение, самосовершенствование, самоактуализация), а также барьеры, которые могут сдерживать преобразующую активность человека.

Вопросы для обсуждения

1. В чем состоит междисциплинарный характер проблемы саморазвития?

2. Какие основные философские модели развития создали предпосылки для формирования представлений о саморазвитии человека?

3. Как в зарубежной психологии саморазвитие человека рассматривается в контексте проблемы «детерминация – свобода» личности?

4. В чем заключается принцип саморазвития с позиций культурно-исто­рической теории развития личности?

5. Как саморазвитие рассматривается с позиций субъектного подхода?

6. Как саморазвитие рассматривается в антропологической модели субъективной реальности?

7. Каковы механизмы саморазвития?

8. Каковы формы саморазвития?

9. Как соотносятся процессы самопознания и саморазвития?

10. Каково значение саморазвития в жизни человека?


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова, К.А. Психология и сознание личности: Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности [Текст] / К.А. Абульханова. – М. ; Воронеж, 1999. 243 с.

2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. – М., 1991. – 301 с.

4. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии [Текст] / А. Адлер; пер. с нем. и вступ. ст. А.М. Боковикова. – М., 1995. – 296 с.

5. Ананьев, Б.Г. Психология и проблемы человекознания [Текст] : избр. психол. тр. / Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалева. – М. ; Воронеж, 1996. – 384 с.

6. Анцыферова, Л.И. Некоторые теоретические проблемы личности [Текст] / Л.И. Анцыферова // Психология личности: сб. ст. / сост. А.Б. Орлов; М., 2001. – Вып. 192. – С. 41 – 51. (Б-ка журн. «Вопр. психологии»).

7. Асмолов, А.Г. Психология личности [Текст] / А.Г. Асмолов. – М., 1990. – 367 с.

8. Большой психологический словарь [Текст] / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб., 2005. – 672 с.

9. Большой толковый психологический словарь [Текст] : в 2 т. / пер. с англ. А. Ребера. – М. : Аст, 2000. – 560 с.

10. Большой энциклопедический словарь [Текст] / ред. А.М. Прохоров. – М. : Норинт, 2006. – 1456 с.

11. Брушлинский, А.В. Проблемы психологии субъекта [Текст] / А.В. Брушлинский. – М., 1994. – 109 с.

12. Дергачева, О.Е. Автономия и самодетерминация в психологии мотивации: теория Э. Деси и Р. Райана [Текст] / О.Е. Дергачева // Современная психология мотивации / под. ред. Д.А. Леонтьева. – М., 2002. – С. 103 – 121.

13. Егорычева, И.Д. Самореализация как деятельность (к постановке проблемы) [Текст] / И.Д. Егорычева // Мир психологии. – 2005. – № 3. – С. 11 – 32.

14. Знаков, В.В. Психология субъекта: самопознание субъекта [Текст] / В.В. Знаков, Е.А. Павлюченко // Психолог. журн. – 2002. – № 1. – С. 31 – 41.

15. Знаков, В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы [Текст] / В.В. Знаков. – М. : Институт психологии РАН, 2005. – 448 с.

16. Знаков, В. В. Самосознание, самопонимание и понимающее себя бытие [Текст] / В.В. Знаков // Методология и история психологии. – 2007. – Т. 2. – Вып. 3. – С. 65 – 75.

17. Знаков, В.В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия [Текст] / В.В. Знаков // Психолог. журн. – 2000. – № 2. – С. 7 – 16.

18. Знаков, В.В. Самопонимание субъеккта как огнитивная и экзистенциальная проблема [Текст] / В.В. Знаков // Психолог. журн. – 2005. – № 1. – С. 18 – 29.

19. История философии [Текст] / пер. с чеш. И.И. Богута. – М., 1994. – 590 с.

20. Коростылева, Л.А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности [Текст] : дис. … д-ра психол. наук / Л.А. Коростылева. – СПб. : [б. и.], 2003. – 416 с.

21. Кряхтунов, М.И. Психолого-педагогические условия профессионального саморазвития учителя [Текст] : дис. … д-ра пед. наук / М.И. Кряхтунов. – М. : [б. и.], 2002. – 466 с.

22. Куликова, Л.Н. Проблемы саморазвития личности [Текст] / Л.Н. Куликова. – Хабаровск: ХГПУ, 1997. – 315с.

23. Кулюткин, Ю.Н. Психология обучения взрослых [Текст] / Ю.Н. Кулюткин. – М. : Просвещение, 1985. – 128 с.

24. Леонтьев, Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке [Текст] / Д.А. Леонтьев // Вопр. психологии. – 1989. – № 3. – С. 11 – 21.

25. Леонтьев, Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности [Текст] / Д.А. Леонтьев // Психолог. журн. – 2000. – № 1. – С. 15 – 25.

26. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст] / Д.А. Леонтьев. – М., 1999. – 487 с.

27. Леонтьев, Д.А. Самореализация и сущностные силы человека [Текст] / Д.А. Леонтьев // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – М., 1997. – С. 156 – 175.

28. Макарова, Л.Н. Технологии профессионально-творческого саморазвития учащихся [Текст] / Л.Н. Макарова, И.А. Шаршов. – М., 2005. – 96 с.

29. Мамардашвили, М.К. Философия и личность [Текст] / М.К. Мамардашвили // Общая психология: сб. текстов / под ред. В.В. Петухова. – М., 1988. – С. 262 – 269.

30. Маралов, В.Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] / В.Г. Маралов. – М., 2002. – 256 с.

31. Михайловская, Т.А. Творческое саморазвитие будущих учителей в процессе реализации компетентностно-ориентированного подхода [Текст] : дис. … канд. пед. наук / Т.А. Михайловская. – Тольятти: [б. и.], 2003. – 275 с.

32. Новейший философский словарь [Текст] / сост. И гл. науч. ред. А.А. Грицанов. – 3-е изд., испр. – Минск: Кн. Дом, 2003. – 1280 с.

33. Попова, М.Г. Саморазвитие как условия формирования профессиональной направленности студентов педагогического колледжа [Текст] : дис. … канд. пед. наук / М.Г. Попова. – Якутск: [б. и.], 2004. – 153 с.

34. Пригожин, И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой [Текст] / И. Пригожин, И. Стенгерс. – М., 1986. – 431 с.

35. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб., 1999. – 720 с.

36. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир [Текст] / С.Л. Рубинштейн // Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973. – С. 255 – 385.

37. Семенов, И.Н. Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвития личности [Текст] / И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов // Вопр. психологии. – 1983. – № 2. – С. 35 – 42.

38. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе [Текст] : учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М., 2000. – 416 с.

39. Слободчиков, В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования) [Текст] : автореф. дис. … д-ра психол. наук / В.И. Слободчиков. – М., 1994. – 40 с.

40. Степин, B.C. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция [Текст] / В.С. Степин. – М., 2000. – 744 с.

41. Философия [Текст] : учеб. пособие: в 2 ч. : учеб. пособие / под ред. Л.А. Беляевой, Л.И. Летягина. – Екатеринбург, 2002.

Ч. 1. История философии. – 2002. – 195 с.

42. Философский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. – М. : Сов. энцикл., 1983. –7840 с.

43. Хьелл, Л. Теории личности: основные положения, исследования и применение [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов / пер. с англ. Л. Хьелл, Д. Зиглер. – СПб., 1997. – 608 с.

44. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития [Текст] / Г.А. Цукерман, Б.М. Мастеров. – М., 1995. – 228 с.

45. Чирков, В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека [Текст] / В.И. Чирков // Вопр. психологии. – 1996. – № 3. – С. 116 – 132.

46. Шаршов, И.А. Профессионально-творческое саморазвитие субъектов образовательного процесса в вузе [Текст] : дис. … д-ра пед. наук / И.А. Шаршов. – Белгород: [б. и.], 2004. – 465 с.

47. Deci, E. A motivational approach to self: Integration in personality / E. Deci, R. Ryan // Perspectives on motivation / Lincoln, 1991. V. 38. P. 237 –288.

48. Deci, E. The dynamics of self-determination in personality and development / E. Deci, R. Ryan // Self-related cognitions in anxiety and motivation / Hillsdale, 1986. P. 171 – 194.

49. Harre, R. Personal being: a theory for individual psychology / R. Harre. Oxford, 1983. 299 p.

50. Harre, R. Social being: a theory for social psychology / R. Harre. Oxford, 1979. 438 p.

51. Tageson, W. Humanistic psychology: a synthesis. / W. Tageson. Homewood (III.), 1982.


Внутренние перемены никогда не происходят сами по себе - они являются либо результатом длительной работы, либо отзывом на внешние события. Но, если самосознание человека не развито, он может поначалу даже не заметить происходящего с ним. Порой мы не видим даже собственного изменившегося поведения, пока окружающие не скажут об этом. Поэтому перемены, к которым мы так стремились, порой кажутся нам неожиданными.

Для многих людей поворотные события становятся настоящим сюрпризом - а ведь они так долго к этому шли. И только индивид с развитым самосознанием видит все небольшие этапы своего пути, замечает малейшие детали и подвижки. Каждый, кто стремится к самосовершенствованию, должен уметь это делать - осознанно развивать свою личность, видеть даже самые мелкие перемены в себе, программно подходить к освоению новых качеств, навыков и умений.

Для этого будет полезно воспользоваться системой саморазвития личности, которая поможет улучшить свое «я» . Она состоит из пяти последовательных шагов:

1. Постановка цели - «я», к которому вы стремитесь. Мы рисуем перед собой образ человека, которым хотим стать. Это должен быть тщательно продуманный, прорисованный до мелочей портрет будущего я - работа, личная жизнь, физическое и интеллектуальное развитие, избавление от вредных привычек и приобретение полезных.

Этот образ нужен не только для того, чтобы видеть цель, но и для вдохновения. Думая о своем будущем усовершенствованном «я», мы активизируем внутреннюю энергию, подогревая свои действия положительными эмоциями.

В данном случае очень важно выбраться из ловушки ожиданий окружающих. Всю жизнь нам приходиться отодвигать свои мечты под давлением представлений о нашей жизни других людей - родителей, учителей, общества. Со временем мы уже и сами не понимаем, чего хотим - так привыкли подчиняться внешним мыслям. И в первую очередь необходимо отсеять налет чужих убеждений и увидеть перед собой идеального себя таким, каким его представляете именно вы.

2. Анализ нынешнего «я» - каким человеком вы являетесь на данный момент , каковы ваши достоинства и недостатки, каким вас видят другие. Сопоставив свою цель с реальным положением вещей, вы сможете понять путь, который предстоит пройти.

Одна из немаловажных задач этого этапа - сравнить восприятие собственной личности с тем, как видят вас окружающие. Почему? Человеческой психике свойственен один фокус - она оправдывает негативные черты характера и плохие поступки своего хозяина, со временем создавая искаженный образ себя. Это делается для защиты психики от стрессов и ранящих самолюбие факторов - ни одному человеку не нравится мириться со своими недостатками.

Выход - обращайте внимание на недостатки своих друзей, ведь чаще всего мы общаемся с теми, кто близок нам по духу.

3. Составление плана саморазвития. Для этого нужно рассмотреть свои сильные и слабые стороны, уяснить действия, благодаря которым вы сможете стать лучше.

На этом этапе важно сосредоточиться на самом процессе самосовершенствования, а не на результатах. Иначе вы будете совершать все необходимые действия без радости, с внутренним напряжением. Намного целесообразнее построить работу так, чтобы получать удовольствие не только от сознания своего продвижения к цели, но и самого движения.

Найдите факторы, делающие вас несчастными, и постарайтесь от них избавиться - это первый шаг на пути к совершенной личности, ведь удрученный человек не в состоянии прилагать усилия для саморазвития.

Помните: для того, чтобы добиться результатов, нужно отказаться от тормозящих вас занятий и привычек, суметь перебороть себя. Например, перестать сидеть в социальных сетях или пить пиво по пятницам. Плохие привычки забирают много времени и энергии, которые можно было бы потратить на полезные дела.

4. От теории к практике. Начинаем внедрять в жизнь методы, которые прописали для себя в предыдущем шаге, развиваем хорошие качества, избавляемся от плохих, тренируем новые навыки и умения.

Что же, вы составили план совершенствования своей личности и теперь остается только внедрить его в жизнь. Для этого необходимо постоянно упражняться, закрепляя новые навыки, чтобы они превратились в привычки. Ваш новый стиль поведения и общения должен стать частью вашей личностью, внедриться в вас до состояния инстинктов - а для этого первое время придется постоянно себя контролировать. Но не бойтесь - первые успехи окрылят вас, появится вдохновение и стимул продолжать дальше.

Полезный совет: прежде чем выходить с новыми навыками на публику, хорошенько потренируйтесь в комфортных условиях - например, дома, где вас никто не видит, нет страха перед неудачей, стеснения, отвлекающих факторов. Многие думают, что раз поведенческие модели направлены на взаимодействие с людьми, то и отрабатывать их лучше всего сразу же в «боевых» условиях. Это не так - не зря ведь актеры сначала репетируют спектакль без зрителей. Хорошо отработанная система действий не подведет вас, если вы окажетесь в стрессовой ситуации или забудете от смущения, что делать.

5. Налаживание личных контактов с людьми, поиск партнерства и взаимоподдержки. Личностное развитие невозможно без поддержания устойчивых социальных связей с группой, к которой вы стремитесь принадлежать - будь то бизнес-окружение, коллеги по спорту или единомышленники, ищущие путь к духовному просветлению.

В одиночку всегда тяжело, поэтому необходимо найти человека или даже целую компанию, которая разделит ваши взгляды на самосовершенствование. Вместе будет намного проще преодолевать этот путь, делиться мнениями, давать друг другу советы. Очень полезно общаться с людьми, на которых вы хотели бы быть похожими.

Кроме того, когда в процесс вашего совершенствования вовлечен другой человек или целая группа, это увеличивает степень ответственности, и будет уже труднее отступиться от намеченного пути.

Процесс самосовершенствования носит последовательный характер - чтобы стать тем, кем вы мечтаете, необходимо поэтапно преодолеть все пять шагов развития. Очень важно оптимистично воспринимать все происходящее с вами, ведь позитивный настрой является чем-то вроде топлива, помогающего двигаться вперед несмотря на разочарования и неудачи. Помните, что ничто не получается сразу, и ничего не дается легко. На пути к улучшению своей личности многие действия придется повторять еще и еще, пока не освоите новые навыки и не выработаете полезные привычки.

Не менее важными являются и внутренние качества , с помощью которых наводятся мосты взаимопонимания с другими людьми - чуткость, сострадательность, доброжелательность. Позитивное общение с окружающими - это второй компонент движущей нас вперед силы.

Третий компонент - осознанность, осмысленные действия, каждое из которых направлено на достижение цели . Благодаря разумному следованию своему пути человек развивает сознание. И чем больше оно развито, тем легче подмечать свои недочеты и устранять их, а также видеть положительные сдвиги и продолжать работать в верном направлении.

Эти три качества обязательны - они помогут сохранять хороший эмоциональный настрой, строить доброжелательные отношения с людьми, развиваться последовательно и обдуманно. Но в придачу к ним необходимо запастись целеустремленностью и терпением - и тогда ничто не сможет остановить вас на пути к своей новой совершенной личности.

Здравствуйте, дорогие мои радиослушатели;) Я вернулся и даже скорее, чем предполагалось. Сегодняшний пост, возможно, важнейший в моем блоге . Я долго, очень долго откладывал написание данной статьи. Кратко рассказать о том, что составляет стержень жизни и саморазвития — не так-то просто. Однако в последнее время меня к этому подталкивают читатели. Вот часть одного комментария:

сложилось впечатление, что за этим стоит достаточно стройная теоретическая конструкция. Интересно, от кого она Вам досталась? Можете рассказать о своих Гуру. Может быть тему отдельную сделаете.

В общем, когда-то это просто необходимо сделать. Приступим!

Во-первых, нужно понять, что такое саморазвитие. Саморазвитие, по моему скромному мнению, это процесс такого изменения человека, в ходе которого он либо приближается к своим главным, истинным целям в жизни или создает условия для более успешной их реализации .
Это определение вряд ли занесено на страницы энциклопедий. Но я считаю его наилучшим, потому что в одном предложении содержится множество важных в практике особенностей личностного роста. Не верите? Давайте разбираться.

Во-первых, из определения становится ясно, что саморазвитие может проявляться в самых разных сферах жизни . Все, что способствует приближению человека к тому, каким он хочет быть и каких результатов добиться — это личностный рост. Вот несколько областей жизни, где есть широкое поле для саморазвития:

  • физическое состояние (Общий пример: красивый торс, чтобы соблазнять девушек на пляже; индивидуальный пример: командный голос для мечтающего о военной карьере);
  • характер (Общий пример: вырабатывать смелость/уверенность; индивидуальный пример: стремиться к максимальной подозрительности — если вы хотите стать спецагентом или политиком);
  • образ жизни (Общий пример: привыкнуть жить по режиму; индивидуальный пример: научиться вставать в 5 утра, чтобы до работы успеть попыхтеть над собственным проЭктом).

Во-вторых, как вы уже заметили, саморазвитие обязательно должно быть тесно связано с особенностями вашей личности и прежде всего — с тем, чего хотите добиться . То есть это сугубо индивидуальный процесс. Так, для кого-то вставать в 5 утра — отличная практика, облегчающая достижение целей и потому приобретение такой привычки нельзя не назвать личностным ростом. Другому подобная привычка не принесет никакой пользы помимо сознания собственной крутизны. Согласны? Тогда переходим к третьему и еще более важному аспекту. А это, конечно же….

(В-третьих) тот факт, что саморазвитие должно управляться и направляться разумом . Почему так, понять несложно: наши мечты диктуются нам эмоциями, воспитанием и текущей обстановкой, но необходима железная логика, чтобы подобрать верный и эффективный механизм для достижения мечты. Действуя эмоционально, вряд ли удастся разобраться в море разнообразных техник и методик личностного роста, причем это только одна из причин (см. ниже). Таким образом, с определением и важнейшими характеристиками саморазвития мы разобрались. Переходим к принципам, позволяющим строить самого себя более эффективно.

Принцип 1 (основополагающий…).

Личностное развитие не следует отделять от жизни. Часто говорят что-то типа «вот, в отпуске отдохну, саморазвитием займусь». Понимаете, не надо им заниматься. Надо строить жизнь так, чтобы каждый день был шагом на пути личностного роста. Ведь наилучшим образом построенная жизнь — это и есть дорога к мечте. То есть: не надо учиться ходить, надо идти. И необходимые навыки приобретать по дороге.

Это не означает, что всем надо выкинуть абонементы в качалку и уложить в портфель пару кирпичей, чтобы тренироваться по дороге в офис. Конечно, нет. Суть глубже: жизнь и саморазвитие едины. Поднимитесь на несколько абзацев вверх: одна из сфер, где необходимо расти над собой — это образ жизни. Как это работает, вам станет ясно, когда вы поймете следующий принцип.

Принцип 2 (помогающий избежать ошибок).

Естественность! Естественность! Естественность! Это довольно просто. Личность человека должна меняться под воздействием его деятельности, образа мыслей и окружения. Эти три фактора влияют на нас постоянно. Эти три фактора определяют развитие ребенка. Они естественны. Поэтому их и необходимо использовать, чтобы менять себя. Не надо изыскивать способы манипулировать подсознанием и психикой (да-да я об аффирмациях, самовнушении и т.д. Эти приемы могут быть полезны в случае нарушений психики, лечения заболеваний. Но не в повседневной жизни.)

Принцип 3 (очевидный, но часто невероятный).

Вернитесь еще раз к определению личностного роста. Заметили, без чего саморазвития не может быть вообще? Правильно, без целей! Без настоящей, глубокой, подлинной мечты, которая наполняет жизнь смыслом. Если нет личной цели, миссии, которая затрагивает струны вашей души, то любые действия по само-улучшению будут бессмысленны, разве что они не необходимы для простого выживания. Немного о том, как прийти к этим целям: .

Принцип 4 (чуть-чуть противоречивый).

Вы должны быть открыты миру, но в то же время смотреть на него трезво и критически . Первая часть принципа помогает найти новые идеи и мысли, возможности для личностного роста и достижения успеха. О колоссальной роли открытости я уже писал: . В то же время (и в статье по ссылке выше это упомянуто) к тому, что мы получаем извне, следует относиться взвешенно и объективно. Догадаться, почему — довольно просто. Потому что вокруг полно ушлых ребяток, готовых нажиться на чужой доверчивости, потому что у разных людей разные цели и стили жизни, потому что определенные проблемы решаются разными путями у разных людей, потому что есть опасность заиграться чужими идеями и никогда не придумать собственных… продолжите список сами.

Вот это определение, три базовые особенности саморазвития и четыре принципа — самая соль саморазвития, как я его понимаю. Необходимо помнить, что это лишь каркас, сигнальные огни маяков, а не детальная инструкция. Цель данной статьи — сориентировать вас в правильном (с моей точки зрения, разумеется) направлении. Другими словами, это — скелет, а мясо добывайте в

Выбор за нами, ведь только мы можем показать, кто мы на самом деле. Ведь на самом деле мы гораздо больше своих возможностей.

Дж. Роулинг

Итак, в предыдущих разделах мы охарактеризовали субъектность человека как важного условия осуществления саморазвития, показали, что основным инструментом в этом процессе является сознание, а функцией - активность. Закономерно возникают вопросы, как это все работает, какие механизмы обеспечивают человеку саморазвитие, как осуществляются конкретные акты саморазвития?

Механизмы, наряду с фактами и закономерностями психической жизни, являются предметом психологии как науки. В психологии описано и изучено множество механизмов функционирования психики. К наиболее известным из них относятся такие, как интериоризация и экстериориза- ция, прогнозирование, планирование, перенос, идентификация, рефлексия, интерполяция и экстраполяция, стереотипизация, эмпатия, а также многие другие.

Под механизмом обычно понимают внутреннее устройство машины, аппарата, прибора, приводящее их в действие. Применительно к психике, механизм - это то, что обеспечивает функционирование ее как системы. Необходимо отметить, что если говорить о саморазвитии личности, то механизмы его многообразны и изучены еще в недостаточной степени. Тем не менее можно выделить некоторые наиболее важные из них. К ним мы относим самопостроение, самопринятие и самопрогнозирование личности.

Самопостроение как механизм саморазвития. Психологическая структура акта саморазвития. Жизнь человека - непрерывный процесс изменений на всех уровнях его организации: физическом, психическом и духовном. Эти изменения могут носить различный характер: принимать форму поступательного развития, оставаться на том же уровне, что и предыдущий промежуток времени, осуществляться в сторону регресса. Если рассматривать личность человека во временном аспекте, то следует отметить, что способом ее существования является процесс непрерывного построения себя, который носит в некоторых случаях сознательный, а чаще всего неосознанный характер.

Термин «самопостроение личности» не является распространенным в психологии. Тем не менее он употребляется и классиками отечественной психологии, и современными учеными. Так, С. Л. Рубинштейн, характеризуя творчество, говорил о нем как о «строительстве человека». Человек в творчестве, прежде всего, сотворяет этот судьбоносный путь и самого себя как путника [Рубинштейн, 1973J. Понятие «самостроительство» используется Ф. Е. Василюком при характеристике типов жизненных миров .

Как отмечает Е. Е. Сапогова , способность к индивидуальному осмысленному самопостроению является признаком взрослости и описывается традиционно в науке с использованием таких терминов, как целепо- лагание, самопроектирование, планирование, самокоррекция.

Самопостроение личности - это процесс, равный человеческой жизни, осуществляемый через непрерывные акты саморазвития. Отсюда становится понятным, что выявить суть механизма самопостроения личности можно только через конкретный анализ актов саморазвития.

Остановимся на этой проблеме подробнее. Смысл развития самого себя становится понятным, если представить, что во внутриличностном пространстве существуют два «Я»: то, которое развивает, и то, которое развивают, т.е. «Я-развивающее» и «Я-развиваемое». При этом «Я-развивающее» - это активная но своему залогу конструкция, «Я-развиваемое» - пассивная.

Рис. 2.1.

Структура акта саморазвития представлена на рис. 2.1.

Сделаем необходимые пояснения. Осуществляя акт саморазвития, личность занимает позицию субъекта, благодаря чему не столько претерпевает переход, сколько осуществляет перевод «Я» из «Я-настоящего» в «Я-будущее». Иными словами, входе саморазвития личность как субъект развития осуществляет активность , направленную на преобразование личности как объекта в границах (пространстве) ее внутреннего мира и жизненного пути.

Личность как объект развития может быть описана как некая часть внутреннего мира личности, на которую, во-первых, личность как субъект направляет свои воздействия с целью самоизменения и которая, во-вторых, поддается этим воздействиям субъекта.

Понятие «объект развития» позволяет задать рамки проявления субъектной активности, которые имеют место при саморазвитии, ибо саморазвитие не является самодовлеющим и всеобъемлющим процессом, который определяет все изменения, происходящие в личности. Возможности личности по саморазвитию ограничены, что обусловлено двумя причинами.

Первая причина является интерперсональной и представлена факторами генетической и социальной природы, оказывающими влияние на личностное развитие. Нормативно с возрастом жизненный путь личности все больше определяется фактором самодетерминации («Я-влияния»), а развитие перерастает в саморазвитие - и тем не менее на протяжении всей жизни развитие продолжает подчиняться действию факторов и генетической, и социальной природы. Личность может бороться за то, чтобы отвоевать себе как можно большую зону самовлияния, чтобы как можно меньше подчиняться действию названных сил. И такая борьба может продолжаться в течение всей жизни.

Вторая причина является интраперсональной и связана с сопротивляющимися изменению силами в пространстве внутреннего мира личности. Объектная субличность не является абсолютно пассивной, безвольной, податливой, поскольку представляет собой часть целостной личности, которая может сопротивляться побуждающим к развитию посылам субъектной субличности. В результате можно наблюдать борьбу личности не только с внешними по отношению к ней силами (природой и социумом), по и с самой собой, что может снижать результативность саморазвития.

Вскрытие интраперсональных барьеров и конфликтов позволяет понять, что саморазвитие есть упорная, трудная, рискованная работа с непредсказуемым результатом именно потому, что усилия отдельных субличностей могут быть несогласованны или согласованы не в той мере, которая необходима для обеспечения эффективного (т.е. оптимального по затрате ресурсов) его протекания. Только если личность преодолеет свои же инерционные силы, внутренние противоречия, защиты, леность и неподвижность, станет возможным успешное осуществление ее качественного преобразования. Поэтому при раскрытии механизма саморазвития важным является выделение в структуре будущего «Я», к которому стремится саморазви- вающаяся личность, двух образов, которые представляют его варианты - альтернативные образы будущего личности.

Первый из них - образ «Я», который человек создает, проектирует как возможный результат саморазвития, образ того, каким я могу стать, если буду целенаправленно развивать себя: работать над собой, делать постоянные планомерные вложения в себя.

Второй - образ «Я», который человек представляет как результат такого жизненного пути, при котором он пустит свое развитие на самотек, не будет управлять своим развитием, не будет прилагать осознанных усилий к самоизменению, переложит ответственность за ход жизни на волю судьбы, других людей и иные силы помимо своего «Я». Согласно результатам наших исследований [Щукина, 20151, процесс саморазвития получает достаточную побудительную силу при осознании человеком большей привлекательности образа (состояния) «Я», который может сложиться в результате устий по саморазвитию, в сравнении с образом, который сложится без приложения таких усилий.

Итак, в структуре «Я-будущего» можно выделить четыре представления о своем развитии:

  • 1) каким я хочу стать;
  • 2) каким я не хочу стать;
  • 3) каким я буду, если не стану прилагать никаких особых усилий к достижению желаемого будущего;
  • 4) каким я буду, если буду прикладывать усилия к достижению желаемого будущего.

Именно готовность личности потратиться, вложиться в достижение желаемой будущности является, на наш взгляд, определяющей для устремления к саморазвитию. Только если человек верит, что при планомерной, последовательной - пусть трудоемкой и рискованной - работе над собой он придет к желанному будущему, саморазвитие может получить достаточную побудительную силу. В иных случаях, когда, например, человек согласен на любое будущее, лишь бы не принимать на себя ответственность за него, либо не верит в то, что в состоянии достичь желаемого будущего, саморазвитие не может состояться.

Для пояснения отношений между субъектом и объектом в структуре саморазвивающейся личности необходимо остановиться на вопросе о функциях субъекта. Как было указано ранее, при описании явлений типа «само-» (в том числе саморазвития) субъектный модус выступает в качестве источника активности, которая направлена на объектный модус, выступающий в качестве области ее приложения. Содержание активности конкретизируется через отглагольное существительное (познание, утверждение, уважение, выражение и пр.), которое является частью конкретного понятия группы «само-». Однако из сказанного неверно будет заключить, что функция субъекта обусловливается модальностью той активности, которую он осуществляет. По отношению к сялюактивности функция субъекта внемодальна и в обобщенном виде может быть обозначена как рефлексивное управление (самоуправление ).

Центральной функцией субъектности является обеспечение возможности осуществления созидательно-преобразующей активности. «Деятельность субъекта - преобразовательная. Объектом при этом может высгунать любой материальный или духовный предмет, любой другой человек, сам деятель. При рассмотрении саморазвития личности объектом преобразования выступает сама личность (Я-как-другой).

Другой значимой для понимания саморазвития является функция субъекта, которая не имеет однозначного названия в литературе, однако сводится к описанию процессов саморегуляции. В психологии различают понятия «саморегуляция» и «самоуправление», самоуправление обычно понимается как более общая категория.

В данном случае мы предпочитаем использовать термин «самоуправление». «Субъектное самоуправление личности - это комплекс функций социального субъекта, осуществляемый им благодаря самосознанию и обеспечивающий разработку и приведение себя самого к определенной структуре и режиму активности, включающим самоунорядочивание, самосохранение, самосозидание, самоизменение, саморазвитие собственного функционирования как целостной системы в различных жизненных контекстах» [Алексеева, 2004, с. 303].

Крайне важным является подчеркивание с помощью обращения к нада- даптивной функции субъекта [В. А. Петровский] возможности нададап- тивного характера саморазвития. Данная функция позволяет объяснить феномены саморазвития, которые не имеют адаптивной мотивации, иными словами, те случаи, когда личность меняется не вынужденно, а сама ставит себе задачи по изменению в направлении роста, совершенствования. Проявляя самодетерминированную активность, субъект управляет не только объектом (частью субъективного пространства), но и своей активностью, направленной на объект.

Направленность на самого себя является существенным, но не достаточным для полного понимания процессов группы «само-» - саморегуляции, самомотивации, самореализации. В таких феноменах важно не только то, что субъект осуществляет определенную активность, но и то, что он управляет ею. Например, самопознание личность может инициировать или блокировать, она задает критерии истинности познания, выбирает или отвергает средства познания, контролирует его ход, оценивает его успешность и т.д. Тем самым процессы группы «само-» подчеркнуто характеризуются участием самой личности в их детерминации. Они могут быть описаны как организованные, управляемые, регулируемые самой личностью. Управление активностью со стороны самой личности предстает как центральный атрибут феноменов группы «само-». Для саморазвития корректным будет утверждение, что в ходе саморазвития «Я-развивающее» управляет развитием (т.е. качественным, направленным изменением) «Я-развиваемого». Таким образом, управляемость развития самой личностью предстает как основной критерий саморазвития личности. Личность при этом понимается одновременно как «лицо», исполняющее функции управляющего реализацией авторского «Я-проекта», и как объект развития.

Принимая во внимание вышесказанное, сущностно саморазвитие личности определяется как качественное , необратимое , направленное изменение личности , осуществляемое под управлением самой личности , единицей которого является управляемый акт перевода «Я» из «Я-настоящего» в «Я-будущее».

Итак, мы охарактеризовали механизм самопостроения личности через описание осуществления акта саморазвития. Такие акты в своей совокупности и образуют специфическую деятельность по развитию себя.

Если обратиться к саморазвитию как специфическому процессу, разворачивающемуся во времени и в пространстве жизнедеятельности человека, то следует отметить его неоднозначность и многоплановость. Здесь гораздо сложнее четко выделить последовательность действий, характеризующих саморазвитие, чем, например, последовательность действий, описывающих процесс самопознания. Это обусловлено многими причинами, важнейшей из них является существование различных форм саморазвития.

Неслучайно в русском языке имеется множество терминов, фиксирующих разные нюансы процесса саморазвития: самопрезентация, самовыражение, самоутверждение, самосовершенствование самоактуализация, самореализация и др. Все они составные - первая часть «само» указывает на то, что субъектом, инициатором деятельности является человек, вторая - характеризует специфику, своеобразие деятельности: выразить себя, утвердиться, реализоваться, совершенствоваться. Поэтому просто анализировать цели, мотивы, способы и результаты саморазвития, как это было в случае с самопознанием, не представляется возможным. Все это можно проанализировать в рамках той или иной формы саморазвития.

Какие же формы саморазвития являются наиболее важными и описывают саморазвитие в своей совокупности достаточно полно? К ним относят: самоутверждение, самосовершенствование и самоактуализацию. Самоутверждение дает возможность заявить о себе в полной мере как о личности. Самосовершенствование выражает стремление приблизиться к некоторому идеалу. Самоактуализация - выявить в себе определенный потенциал и использовать его в жизни. Все три формы позволяют выразить себя и реализовать в разной степени. Поэтому именно они адекватно характеризуют процесс саморазвития в целом, где внутренним моментом движения является самопостроение личности.

Указанные три основные формы саморазвития тесно связаны друг с другом. Первичным, с одной стороны, является самоутверждение. Чтобы совершенствоваться и актуализироваться в полной мере, необходимо вначале утвердиться в своих глазах и глазах других. С другой стороны, самосовершенствующаяся и самоактуализирующаяся личность объективно является и самоутверждающейся, вне зависимости от того, насколько сам человек на этих этапах развития испытывает потребность в самоутверждении. В то же время акты первичного утверждения себя есть и акты самоактуализации. Учитывая сказанное, проанализируем цели, мотивы, способы и результаты саморазвития в формах самоутверждения, самосовершенствования и самоактулизации.

Самоутверждение

В последнее время самоутверждение становится одной из исследуемых проблем современной науки. Предпринимаются попытки рассмотреть философские, общепсихологические ее аспекты, определить специфику на разных возрастных этапах, разработать специальные тренинговые занятия позитивного самоутверждения. Усилия ученых «подстегиваются» еще и тем, что особенно в подростковом возрасте, в период ранней юности, да и в последующем, самоутверждение нередко принимает негативный характер в виде наркомании, употребления алкоголя и табака, совершения противоправных действий.

Что же такое самоутверждение? Исходя из структуры термина, он состоит из двух частей: «само» - самостоятельно, без чьей-либо помощи и «утверждение» - стремление сделать нечто в себе твердым. Следовательно, самоутвердиться - это самостоятельно сделать нечто в себе или личность в целом твердой, чтобы это качество не поколебали ни обстоятельства, ни другие люди, ни сам утверждающийся субъект.

Пример. Чтобы утвердиться в своем уме, человек ставит перед собой все более трудные интеллектуальные задачи; решая их, он убеждается в том, что действительно умен. Подросток, чтобы утвердиться в своем чувстве взрослости, начинает курить, сквернословить, т.е. делать то, чт» по существующим нормам запрещено детям.

Если попытаться дать научное определение, то оно будет звучать следующим образом.

Самоутверждение - это специфическая деятельность в рамках саморазвития по обнаружению подтверждению своих определенных качеств личности, черт характера, способов поведения и деятельности.

В основе данной деятельности лежит потребность в самоутверждении, которая синтезируется из первичных потребностей конку рентного существования среди других представителей живого мира. У человека она приобретает форму трех мотивов: быть, как все быть лучше, чем другие; и в негативном плане - быть хуже всех. Первые два мотива характеризуют самоутверждение, последний - самоотрицание. Разумеется, как мы уже отмечали ранее, мотивы самоутверждения тесно связаны с другими мотивами: самопознанием, самосовершенствованием, самоактуализацией.

Цели самоутверждения могут быть различными. В зависимости от особенностей сфер самоутверждения, мотивов и потребностей они могут значительно варьировать. Для одного человека цель - приобрести уверенность, для другого - доказать, что он не хуже других, для третьего - во что бы то ни стало испытать чувство превосходства, своей исключительности, а значит, обоснованности права руководить другими.

Способы самоутверждения также многообразны. Они завися от выбранных сфер и видов самоутверждения. Сферами самоутверждения могут быть практически все виды жизнедеятельности, которые приобретают для человека личностную значимость: для кого-то это работа или учеба; для кого-то - спорт, искусство, наука; для кого-то - противоправные действия. Немаловажную роль играет даже и тот факт, в чьих глазах утверждается человек: в своих собственных или близких и значимых людей, незнакомых и т. п. В то же время все способы могут быть классифицированы в зависимости от ведущего мотива самоутверждения и само отрицания. Мотив «быть, как все» определяет такие способы, как делать то, что делают другие, не предпринимать действий, выходящих за пределы ожиданий данной группы. Если принято осуждать кого-то или смеяться, издеваться над кем-то, то личносъ, будет всем доказывать, что она так же, как и все, осуждает, смеется, издевается. Если принято совершать благородные поступки и бравировать ими, то она будет поступать аналогично. Если значимость в группе приобретает интеллект, то, следовательно, проявление интеллекта будет выступать в качестве способов самоутверждения. В любом случае здесь работает механизм конформизма, т. е. зависимости от группы, податливости группе. Мотив «быть лучше, чем все» порождает такие способы, как занять лидерские позиции, утверждаться в воле, уме, находчивости (за счет обладания тем, чего нет у других, или за счет пренебрежения, презрения, других форм негативного, уничижительного отношения к другим). Мотив «быть хуже, чем все» приводит к способам самоотрицания личности, когда человек демонстрирует, что он недостоин внимания других, не обладает талантом, хуже всех. Такая позиция нередко дает и определенные выигрыши, человека начинают жалеть, сочувствовать, предоставлять ему определенные преимущества («чего с него взять»), он же в это время через такое самоуничижение утверждается.

Результаты самоутверждения очевидны - они дают человеку ощущение своей нужности, полезности, «оправдывают» в его глазах смысл собственной жизни и деятельности; начинает срабатывать установка «я не хуже других» или чувство превосходства, своей исключительности, преодолевающее любые поступки и действия. В случае самоотрицания человек утверждается в своей никчемности, ненужности, низости, что порой также может давать свои преимущества.

Но возможны и другие высокие сферы самоутверждения, когда человек ставит более значимые цели самосовершенствования и самоактуализации. В данном случае личная потребность в самоутверждении отступает на второй план, хотя и не утрачивает полностью своего потенциала, а самоутверждение становится объективным процессом, зависящим не только от того, как и каким образом личность утверждает себя, но и от того, как и каким образом другие утверждают личность, признавая ее достоинства.

Самосовершенствование

Самосовершенствование означает, что человек сам (самостоятельно) стремится быть лучше, стремится к некоторому идеалу, приобретает те черты и качества личности, которых у него пока нет, овладевает теми видами деятельности, которыми он не владел. Другими словами, самосовершенствование - это процесс сознательного управления развитием личности, своих качеств и способностей. Хотя идеал, как правило, недостижим __________и понимается каждым человеком по-своему, тем не менее тенденция к развитию, если она имеется, придает осмысленность жизни, насыщает ее полнотой, устойчивостью и определенностью.

Самосовершенствование может идти разными путями: в одном случае - приобретение социально значимых свойств и качеств в другом - овладение негативными способами жизни и деятельности. Одно дело, когда личность самосовершенствуется в приобретении профессиональной компетентности, другое - оттачивает воровское мастерство или способы манипулирования людьми Возможен и обратный процесс совершенствования, который называется саморазрушением, когда в силу различных причин человек прилагает специальные усилия, ведущие не к улучшению личности, достижению идеала, а, наоборот, к деградации и регрессу, утрачиванию достижений, личностных черт и качеств, которые были присущи ему ранее.

Здесь мы в основном обратим внимание на позитивный аспект самосовершенствования, который называется личностным ростом. В современной психологической литературе имеется невообразимое количество концепций, описывающих особенности, своеобразие, цели личностного роста.

В парапсихологии, эзотерике (эзотерика - тайные знания) личностный рост рассматривается как духовная практика, расширение сознания за счет приобщения к сокровенным знаниям. В качестве средств используются специальные техники, пробуждающие парапсихологические способности: ясновидение, телепатию, телекинез и др.

В психоанализе это тенденция к саморазвитию, понимаемая как движение к большей свободе (К.Юнг); движение от центрированности на себя в целях личностного превосходства к конструктивному овладению средой, понимаемое как движение к совершенству (А. Адлер). В гештальттерапии - переход опоры на среду к опоре на себя и саморегуляцию. В гуманистической психологии личностный рост означает приобретение все большей автономии, независимости личности, стремление к зрелости и психологическому здоровью (К. Роджерс) или последовательному удовлетворению все более высших потребностей (А. Маслоу).

В качестве целей самосовершенствования выступают не только и не столько цели самоутверждения - быть не хуже других, быть лучше других, сколько цели - быть лучше, чем ты был; достигать более значимых результатов, чем ты достигал.

Способы самоусовершенствования также многообразны. Они могут быть определены в самых различных видах деятельности. Например, овладевая новыми знаниями, новыми видами деятельности, человек становится на ступень выше в своем развитии. Ставя конкретную цель - не конфликтовать с другими - и достигая ее, он также поднимается на новый уровень.

Отказываясь от вредных привычек, он опять-таки делает шаг в своем развитии. Этот перечень можно продолжить. Каким образом это можно сделать? В качестве средств самосовершенствования выступают средства самовоспитания. К ним относятся соревнование с собой, самообязательство, самоприказ и др. На них мы подробнее остановимся, когда будем говорить о культуре самовоспитания.

К результатам самосовершенствования относятся прежде всего: удовлетворенность собой, своими достижениями, тем, что ты справляешься со своими собственными требованиями; удовлетворенность жизнью, деятельностью, отношениями с окружающими людьми.

Самоактуализация

Самоактуализация является высшей формой саморазвития и включает в себя в определенной степени две предыдущие формы, особенно форму самосовершенствования, имея во многом с ней общие цели и мотивы. Отличие же самоактуализации от предыдущих форм состоит в том, что здесь актуализируются высшие смысловые мотивы поведения и жизни человека. По определению автора теории самоактуализации А.Маслоу, самоактуализация - это умение человека стать тем, кем он способен стать, т. е. он обязан выполнить свою миссию - реализовать то, что в нем заложено, в соответствии с собственными высшими потребностями: Истиной, Красотой, Совершенством и т. д. Согласно А. Маслоу, потребность в самоактуализации является вершиной в ряду потребностей человека, она не может возникнуть и быть реализованной, если не реализованы потребности более низшего порядка.

Таким образом, на базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы, направляющие человека к реализации высших смыслов своего существования. Согласно же другому представителю гуманистической психологии - В.Франклу, смыслы жизни не даны человеку изначально, их необходимо специально отыскивать. По его мнению, существуют три наиболее общих пути поиска смысла: то, что мы делаем в жизни (творчество, созидание); то, что мы берем от мира (переживания); позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую не в силах изменить. Соответственно им выделяются и три группы ценностей: созидание, переживание и отношения. Смысл определяется человеком, который задает вопрос, или ситуацией, которая также подразумевает вопрос. Способ, с помощью которого отыскиваются смыслы, В. Франкл называет совестью. Совесть - интуитивное отыскивание единственного смысла данной конкретной ситуации. Смысл жизни не в поисках удовольствия, стремления к счастью, а в постижении и реализации ценностей: созидания, переживания, отношения.

На базе потребности в самоактуализации рождаются мотивы в поисках смысла собственной жизни в целом. Эти мотивы и определяют специфическую форму саморазвития, названную самоактуализацией. Цель самоактуализации состоит в том, чтобы достичь полноты ощущения жизни как очень короткого промежутка времени, который по всем канонам должен был бы вызывать отчаяние. Но человек, за редким исключением, такого отчаяния не испытывает, поскольку он проживает жизнь как может, а если ему удается прожить ее во всей полноте, т. е. самоактуализироваться и самореализоваться, то он испытывает высшую удовлетворенность собой и своей жизнью, способен до самого конца проявлять активность, радоваться успехам и тому, что именно ему удалось что-то сделать.



Просмотров