Межевой план уточнение границ земельного участка. Уточнение границ земельного участка. Когда нужно проводить

По преимуществу возникает как последствия споров между собственниками прилегающих участков . Иногда выявляется регистрирующим органом в результате проведения регистрации имущественной сделки.

В результате уточнения границ допускается увеличение площади ЗУ , на основании законных прецедентов. Так же может последовать её уменьшение , если территория надела произвольно и неправомерно расширена.

Что значит изменение границ ЗУ без изменения площади?

Изменение границ земельного участка без изменения площади – это проведение межевых линий по уточнённым координатам, которые могут связываться с более точным определением местоположения поворотных точек.

В таком случае допускается изменение конфигурации, при общем сохранении площади. Или частично изменяется местоположение надела, если один из собственников смежных участков расширил свои границы, а прилегающие земли сдвинулись, сохраняя установленные для законного использования площади. Относится к юридической и кадастровой процедуре восстановления границ .

Такие прецеденты по преимуществу возникают при . Связаны с тем, что по случайному или намеренно недобросовестному действию одного из собственников, произошёл прецедент самозахвата на основании нарушения норм ст. 7.1 КоАП РФ.

КоАП РФ, Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Примечания:

  1. За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
  2. В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.

Отсчитывая свою законную площадь от ошибочно установленных межевых линий, владелец сдвигает свой участок. Либо – расширяет его за счёт муниципальных земель – например, придавая ему прямоугольную форму вместо квадратной.

Незаконное использование не принадлежащей собственнику площади, приводит к нарушению порядка регистрации и имущественных прав соседей (муниципалитета). Влечёт административную ответственность и штрафные санкции (подробнее об ответственности описано ).

Основания для проведения

Основанием для уточнения границ и площади земельного участка может стать:

  1. Заявление собственника ЗУ.
  2. Заявление его соседа.
  3. Решение суда.
  4. Инициатива административного органа.
  5. Инициатива регистрирующего органа.

При этом следует соблюдать ряд условий, в числе которых срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ).

ГК РФ Статья 196. Общий срок исковой давности

  1. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
  2. Срок исковой давности не может превышать десять лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен, за исключением случаев, установленных Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Если установленные правила пользования землями были обнаружены более чем за 3 года до обращения, и существовали как приемлемая и открытая форма установленной площади, результаты межевания можно оспорить в суде в пользу лица, который установил данный негласный регламент. А если таковые существовали более 15 лет – они будут признаны на основании срока приобретательной давности.

При возникновении спора, нередко привлекается судебное решение , требующее изменение границ земельного участка, поставленного на кадастровый учет. Если ошибка выявлена при регистрации сделок с недвижимостью, на основании Федерального закона от 13.07.15 г., под № 218-ФЗ , допускается приостановление регистрации сделки и перепроверка внесённых ранее сведений о расположении межевых знаков.

Законность оснований опирается на Инструкции и Правила, сформированные для проведения регистрации, на основании Федерального закона о ГКН № 221-ФЗ от 24.07.07 г.

Уточнение границ земельного участка: порядок действий

Для проведения процедуры требуется исходить из мотивирующей ситуации, которая вызвала данную необходимость. Факт, требующий повторного межевания должен быть официально обоснован , то есть собственник ЗУ представляет наряду с пакетом документации один из документов:

  • , полученную в Росреестре;
  • административный акт;
  • решение суда.

В перечисленных документах должно излагаться требование о проведении повторного межевания , с целью уточнения координат поворотных точек и установленных на их основании межевых границ.

Если межевание ранее не проводилось – такой документ не обязателен . Узнать проводилось межевание или нет можно, . Если часть прилегающей земли выкупается у муниципалитета или садового товарищества – юридического лица, обязательно прилагается документация о проведении сделки или выкупа.

Причиной уточнения границ участка так же может оказаться его нестандартная площадь, не соответствующая минимальному или максимальному размеру, установленному администрацией населённого пункта.

Как заказать услугу?

Исполнителем работ должен являться кадастровый инженер, имеющий лицензию на обозначенный вид работ. А так же специалисты геодезисты, обеспеченные высокоточным спутниковым оборудованием, способные проводить съёмку местности с достоверной точностью.

Если масштабы измерений не соответствуют установленным законодательством параметрам, правоспособность межевания и полученных в результате его проведения, документов, можно оспорить.

Собственник участка может обратиться :

  • в кадастровую палату;
  • в геодезическую компанию.

Он подаёт заявку и прилагает требующиеся документы перед тем, как изменить границы земельного участка. После проверки их правоспособности составляется договор услуг между компанией и заявителем.

Документы

Сроки

Если не учитывать времени, затраченного на оспаривание предшествующих результатов ранее проведённого межевания, процедура занимает не менее двух недель и не должна длиться более месяца .

Как проводится уточнение границ земельного участка, поставленного на кадастровый учет?

Кадастровые работы по уточнению границ земельного участка проводятся в 3 этапа:

  1. Подготовительный.
  2. Основной – работа на местности.
  3. Камеральный или отчётный.

Как уточнить границы земельного участка на подготовительном этапе? На этом этапе кадастровый инженер получает кадастровую выписку из ГКН и изучает её. Если межевание ранее проводилось – изучаемо межевое дело и прилагаемую документацию, которая отражает факт нарушения, требующий уточнение границ.

На основании полученных сведений подготавливается предварительный план границ ЗУ , с планируемой расстановкой поворотных точек. После этого составляется техническое задание для геодезистов , которое передаётся им для изучения.

В назначенный день на участок прибывают все заинтересованные лица из числа:

  • кадастровый инженер;
  • группа геодезистов с оборудованием;
  • заказчик работ;
  • его соседи.

Соседи уведомляются о проведении межевания официально под роспись, за один месяц до проведения работ. Если они отказываются от процедуры, тогда можно .

Работа на местности при уточнении границ ЗУ предусматривает проведение замеров геодезистами , проверку правильности расстановки межевых знаков в местах поворотных точек. На основании замеров кадастровый инженер поясняет всем участникам процедуры правила и нормы расположения межевых линий, отвечает на вопросы собственников в пределах требующейся от него компетенции.

В результате у собравшихся лиц должны отпасть все вопросы и сомнения, связанные с правоспособностью проведения процедуры и параметров установленных границ. После полученных пояснений, собственники смежных наделов подписывают акт согласования границ , который рассматривается как один из основных документов межевого дела.

Камеральные работы состоят из перепроверки полученных сведений и поиска ошибки, которая привела к повторному межеванию . Если ЗУ не состоял на кадастровом учёте – межевание проводится в обычном режиме, не требующем дополнительного акцента на процедуре уточнения, кроме случаев:

  • возникновения судебного или административного спора;
  • выявления кадастровой ошибки;
  • выявления наложения границ.

В этих случаях потребуется составление отдельной пояснительной записки , прилагаемой к результатам межевания.

Межевые знаки, установленные в местах поворотных точек, требуется передавать официальным актом, под роспись собственника ЗУ.

На основании проведённой процедуры споры должны прекратиться или передаваться для дальнейшего рассмотрения в суд .

Иногда полученные сведения затрагивают интересы третьих лиц, что требует специфического подхода. Например, если после уточнения границ ЗУ, произошло на нескольких участках. Такие случаи требуют всестороннего подхода, основанного на поиске юридического компромисса.

Еще больше об изменении границ земельного участка смотрите в видео:

В статье показаны основные тенденции уточнения в тех или иных случаях. Опираясь на представленный алгоритм действий, можно решить возникшую проблему с минимальными рисками для всех правообладателей . Затягивание сроков по решению обозначенного вопроса может привести к утрате правоспособности в вопросе восстановления нарушенных прав.

Ранее учтенные объекты недвижимости (Статья 45 ФЗ о кадастре):

Или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу ФЗ о кадастре или в переходный период его применения с учетом особенностей, определенных статьей 43

- государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"

- государственный кадастровый учет которых не осуществлен , но права на которые возникли до дня вступления в силу ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не прекращены.

C т. 47 п. 6 . Участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся , но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Неверный способ защиты нарушенного права : Требование о признании земельных участков ранее учтенными

Заявитель обратился в суд с требованием о признании незаконным решения органа кадастрового учета об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости , принятого на основании пунктов 19, 34 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42. При этом решения об отказе были приняты органом кадастрового учета по результатам рассмотрения поступивших документов, а именно заявления и выписки из похозяйственной книги, оформленной не в соответствии с формой , утвержденной приказом Федеральной регистрационной службы от 29.08.2006 N 146 (утратил силу 26.05.2012, далее - Приказ N 146).

Так, в выписке из похозяйственной книги в качестве правообладателя земельного участка было указано лицо, умершее к моменту выдачи выписки и не обладающее правоспособностью в соответствии со статьей 17 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению органа кадастрового учета, указанный документ незаконно наделяет умершее лицо правом, которым он фактически не может обладать. При этом из содержания выписки не следует возможность ее выдачи в отношении умершего правообладателя. На этом основании данный документ, по мнению органа кадастрового учета, не может рассматриваться как устанавливающий или подтверждающий право на земельный участок. Кроме того, в выписке не были заполнены такие обязательные поля выписки, как место рождения, документ, удостоверяющий личность, право, на котором предоставлен земельный участок, и его назначение.

Отказывая в удовлетворении требований, суд указал, что оснований для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке не имеется, поскольку представленная выписка из похозяйственной книги не соответствует форме, утвержденной Приказом N 146. Также выписка не свидетельствует о зарегистрированном ранее праве лица, которое обращалось с заявлением в орган кадастрового учета, поэтому оспариваемое решение об отказе права и законные интересы заявителя не нарушает.

При проведении сделок с землей крайне важно иметь на руках документы о точных границах участка. Наличие паспорта кадастрового учета не всегда гарантирует, что проведенные мероприятия по замеру площади земли соответствуют всем правилам, особенно если документ выдан до вступления в силу Земельного кодекса (до 2001 года), регламентирующего требования по проведению межевания земель.

Разграничение территорий смежных земельных участков – это наиболее спорный вопрос, возникающий у собственников. Кроме возможности оградить свой надел от посягательств со стороны третьих лиц, установление границ участка предоставляет право для дальнейшей его реализации (продажи, дарения, сдачи в аренду).

Большинство земель, предоставленных во владение до 2001 года, не прошли процедуру межевания и соответственно регистрации в органе кадастрового учета. Владельцам подобных участков необходимо, как можно быстрее, провести мероприятия по оформлению своих прав на землю во избежание спорных ситуаций с владельцами соседних наделов, а также претензий со стороны государственных органов.

Наиболее важными документами в процессе узаконивания земельных наделов в собственность является паспорт кадастрового учета и межевой план. После получения данных документов участку присваивается индивидуальный кадастровый номер, и его данные будет внесены в единую информационную базу.

Для точного установления границ земельного надела необходимо пройти процедуру межевания. Этот процесс организован в рамках государственной программы по бесплатному разграничению земель. Также в срочном порядке эту процедуру можно пройти на платной основе, обратившись в коммерческую организацию.

Информация о плановом безвозмездном межевании размещается на сайте органа местного самоуправления, с указанием очередности прохождения. Данная процедура финансируется из бюджетных средств, собственник лишь должен будет оплатить регистрацию права собственности в службе Росреестра.

Для установления границ земельного участка следуйте следующему алгоритму действий:

  • соберите документы, подтверждающие право собственности на земельный участок (свидетельство о наследовании, договор купли-продажи, подтверждение безвозмездного предоставления земельного надела со стороны местной администрации и т. д.);
  • обратитесь с заявлением в организацию, осуществляющую проведение землеустроительных работ;
  • заключите договор на выполнение работ, связанных с установлением границ надела;
  • уведомите владельцев смежных наделов о разграничении земли (не менее чем за месяц до начала проведения процедуры межевания);
  • присутствуйте при проведении кадастровых работ лично или предоставьте полномочия по контролю за процессом межевания своему представителю;
  • согласуйте документ о разграничении территорий с соседями;
  • заберите документ, полученный в результате осуществления межевых работ (межевой план) в кадастровой организации;
  • на основании полученных данных подайте обращение в уполномоченный орган о внесение изменений в паспорт кадастрового учета.

При беспроблемном течении процесса (отсутствие споров с соседями, наличие необходимых правоустанавливающих документов) процедура уточнения границ занимает не более 3 месяцев.

Какие документы нужны для уточнения границ земельного участка

Чтобы инициировать проведение работ по установлению границ земельного надела, приложите к заявлению в службу кадастра следующие документы:

  • паспорт кадастрового учета;
  • документ, подтверждающий право пользования земельным участком;
  • документ, подтверждающий соблюдение требований по уведомлению владельцев соседних участков (уведомление о направлении заказного письма, собственноручная расписка соседей о получении извещения).

В случае отсутствия кадастрового документа, собственнику необходимо инициировать процедуру первичного узаконивания земельного участка, а не уточнения его границ.

Лица, наделенные правом уточнения границ земельных наделов:

  • владельцы земли;
  • бессрочные пользователи земельных наделов;
  • граждане, обладающие правом пожизненного владения участком;
  • граждане, получившие земельные наделы от государства на безвозмездной основе.

Зачем нужно уточнение границ земельного участка, поставленного на кадастровый учет

Процедуру по уточнению границ земельного участка (уже зарегистрированному в кадастре) проводите в следующих случаях:

  • необходимость оформления права собственности на участок;
  • разрешение конфликтных ситуаций с владельцами смежных наделов;
  • проведение сделок с землей (продажа, передача по наследству, дарение);
  • при разделе земли на несколько обособленных частей;
  • в целях исправления ошибочных данных в кадастровой документации;
  • при объединении нескольких участков в один.

Для достижения вышеуказанных целей, межевые работы заказывайте в организации, имеющей лицензию на проведение данных мероприятий. Наличие у кадастровой компании лицензии уточняйте на официальном портале Росреестра.

Особенности проведения уточнения границ земельного участка

Ранее, до 2001 года определение земельных границ носило весьма условный характер. Таким образом, имея кадастровый паспорт с информацией о приблизительном размере участка, необходимо в срочном порядке провести уточнение, ранее установленных границ. При наличии спорных вопросов о разграничении смежных территорий, обращайтесь в судебные органы. Суд, изучив все представленные материалы дела, определит законные границы территорий самостоятельно.

Соответственно, если в судебном акте будет установлен размер земельного участка не соответствующий данным кадастрового паспорта, то необходимо будет внести изменения в кадастровый документ. При обращении с заявлением в службу Росреестра, приложите в качестве основания уточнения границ, решение судебной инстанции.

При наличии договоренности с соседями о корректировке границ земельных наделов, вызывайте на участок представителя кадастровой организации для проведения необходимых замеров.

В случае добровольного соглашения с владельцами смежных территорий, собственник вправе увеличить размер своего участка (но не более чем на 10% от площади указанного в государственном кадастре).

Также законодательством установлен иной вариант увеличения площади земельного участка – до предельно допустимого размера, принятого в конкретной местности (при отсутствии возражений со стороны соседей). Подобное изменение размеров земельного участка осуществляется без вмешательства государственных органов, на бесплатной основе.

В процессе корректировки сведений о размере земельного участка, обратите внимание на следующие нюансы:

  • сведения о площади уточняются только в том случае, когда информация об участке уже внесена в кадастровый реестр;
  • прежде чем проводить разграничение земель, необходимо сделать межевание;
  • государством предоставлена возможность законного увеличения размера надела по упрощенной схеме и на безвозмездной основе.

В России фактические границы многих земельных участков не совпадают с указанными в документах, в ряде случаев в документах даже не зафиксирована точная площадь земель. Это провоцирует множество сложных ситуаций, включая споры с соседями и неправильное начисление налогов. В этой статье мы подробно расскажем, как и зачем проводить уточнение границ земельного участка. Также мы поясним, какие для этого потребуются документы и сколько стоит процедура.

Почему понадобилось проводить уточнение границ земельного участка

Ранее данные о землях, находящихся в собственности физических и юридических лиц, хранились в муниципалитетах. Там они были представлены в описательной форме. Теперь сведения обо всех участках перешли на хранение в Росреестр. Они наносятся на кадастровые карты в виде координат точек поворота границ земель в местной системе координат. Их точность варьируется в пределах 0,1-0,2 м.

Отныне все собственники земельных участков – и граждане, и организации – должны ставить их на кадастровый учет (как поставить земельный участок на кадастровый учет, узнайте в статье ). Поэтому экспертиза границ земельного участка стала обязательной в случаях, когда они четко не определены. Это следующие ситуации:

  • отсутствуют сведения о координатах местоположения и границах участка;
  • земля не поставлена на учет в Росреестр;
  • координаты определены неточно или их точность ниже нормативной;
  • координаты не дают точно установить местоположение указанных точек;
  • одной точке присвоено несколько разных координат.

Иные ситуации, при которых необходимо уточнять границы участка

Есть и ряд других случаев, когда требуется проверка границ земельного участка:

Дополнительно

Уточнение границ земельных участков позволит выявить факты самовольного захвата земель, за что по закону положен штраф. Вступивший в силу с 1 января 2015 года ФЗ от 21 июля 2014 № 234 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентирует осуществление земельного надзора на всех уровнях. Выявленные случаи самовольного занятия земли будут караться штрафом от 500 до 1000 рублей.

  1. Покупка земли, находящейся в статусе «ранее учтенной». Это ситуация, при которой участок был поставлен на кадастровый учет, но информация о его местоположении приблизительная. Если не уточнить границы, могут возникнуть проблемы при последующих операциях с землей – при строительстве дома на ней, при ее продаже, дарении, завещании.
  2. Возникновение споров с соседями по поводу того, кому принадлежит какая-либо часть участка. Если появляются подозрения, что определенные лица присвоили себе часть земли, государство или гражданин вправе подать судебный иск. На его основе будет вынесено предписание об уточнении границ смежных участков.
  3. Проведение мероприятий по землеустройству.
  4. Неточности в кадастровой документации, ошибки инженера, который проводил работы. В таком случае запускается процедура признания межевания недействительным. Потом проводят повторные замеры участка.

Принудительное определение границ участка вправе потребовать государство путем подачи иска или вынесения соответствующего судебного решения. Инициативу могут проявить также собственники земли и другие заинтересованные лица.

Имеет ли смысл самому проводить данную процедуру

Теоретически собственники земли могут самостоятельно уточнить ее границы, отмерив рулеткой расстояние от границ соседского участка. У этого метода есть существенный минус. При возникновении споров с соседями у человека не будет никаких подтверждающих документов.

Самостоятельные замеры, даже при условии их фиксации, не имеют юридической силы. Любые работы по землеустройству и уточнению границ участков могут проводить только кадастровые инженеры. Поэтому оптимальное решение в данном случае – вызов специалиста.

Как проходит процедура

Уточнение границ земельного участка – это установленная законом процедура, которая проводится в несколько этапов:

Подеревная съемка

В случае, когда на участке растут деревья, и собственник хочет их сохранить, ему придется заказывать подеревную съемку (каждое дерево будет отображено на схеме). Поскольку этот процесс довольно трудоемкий, то и стоимость его гораздо выше, чем обычные работы кадастрового инженера (от 15 тысяч рублей и более, в зависимости от размера участка и количества деревьев).

  1. Сбор пакета документов. Их необходимо подать в органы землеустройства вместе с квитанцией об оплате услуги и заявлением.
  2. Заключение договора на оказание услуги.
  3. Запрос данных о земельном участке.
  4. Проведение геодезических работ кадастровым инженером. Специалист производит съемку объектов, измеряет площадь, уточняет границы участка и определяет характерные точки. Подробнее о том, как происходит межевание земельного участка, читайте .
  5. Обработка полученных данных.
  6. Создание межевого плана на основе сведений, полученных по результатам геодезических работ.
  7. Согласование уточненных границ участка с соседями.
  8. Принятие окончательного решения и внесение изменений в кадастровую документацию. Потом проект изучают инженеры кадастровой палаты. Специалисты сравнивают первоначальные сведения и те, которые были получены в ходе съемки местности. Если выявляются ошибки и недочеты, в план вносятся поправки.
  9. Выдача итогового документа.

Список необходимых документов для уточнения границ участка

Для проведения процедуры потребуется подготовить пакет документов, который включает:

  • свидетельство о собственности на земельный участок;
  • общий план застройки территории;
  • (если есть);
  • квитанция об оплате услуги;
  • письменное заявление.

Об уточнении границ земельного участка смотрите в следующем видео

Ориентировочные стоимость и сроки процедуры

Сумма, в которую собственникам обходится экспертиза границ земельного участка, в среднем составляет 3 000 – 6 000 рублей. На окончательную стоимость процедуры влияют 2 фактора:

  1. Площадь земельного участка (чем она больше, тем выше расценки на проведение съемки).
  2. Регион местонахождения участка.

Обычно расчет ведется по соткам. Если в данном регионе цена за 1 сотку составляет 500 рублей, а площадь участка – 6 соток, то итоговая стоимость съемки составит 3 000 рублей. Оплата всегда производится перед началом работ по реквизитам, предоставленным кадастровой палатой. Участие в одной из госпрограмм, связанных с землеустройством, помогает существенно снизить затраты.

Раз в год органами местного самоуправления проводятся работы по массовому уточнению границ земельных участков. То есть заказчик в данном случае – государство, оно же и оплачивает работу кадастровых инженеров. Такие работы проводятся в местах массового скопления земельных участков, у которых нет четко определенных границ.

На итоговую стоимость процедуры влияет и то, поставлен ли участок на кадастровый учет. Если нет, владельцу приходится оплачивать дополнительные работы по землеустройству и постановке земли на учет.

Работы по уточнению границ земель занимают порядка трех месяцев. Соседей рекомендуется предупреждать об этом заранее, поскольку на определенном этап процедуру придется согласовывать с ними.

Хотите получить больше информации? Задавайте вопросы в комментариях к статье



Просмотров