Международная правовая помощь по гражданским делам кратко. Международная правовая помощь по гражданским и уголовным делам. Как истребовать документ с территории другого государства

Судебная власть ограничивается территорией соответствующего государства, в связи с этим российский суд не вправе предпринимать никаких судебных действий за границей. Вместе с тем, рассмотрение гражданских дел с «иностранным элементом» зачастую связано с вручением судебных документов, получением доказательств, совершением иных процессуальных действий. Разрешение всех этих вопросов осуществляется в рамках оказания международной правовой помощи.

Если говорить об истории аспекта международной правовой помощи, то необходимо отметить, что первоначально в качестве ее объекта выступали лишь судебные поручения.

Однако развитие международного сотрудничества привело к значительному расширению объема международной правовой помощи, что нашло отражение в международных договорах о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. В литературе употребляется в связи с этим такой термин, как «договорное» оказание правовой помощи Светланов А.Г. Международный гражданский процесс: современные тенденции. М., 2002. - С.84..

Международная правовая помощь рассматривается как «единый правовой институт, имеющий общий круг субъектов, характер действий и возникающих правоотношений, общие принципы оказания правовой помощи» Марышева Н.И. Указ соч. - С.20..

Источниками института международной правовой помощи признаются международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, а также внутреннее процессуальное законодательство РФ.

При отсутствии международного договора круг субъектов международно-правовой помощи определяется внутренним законодательством соответствующего государства.

Рассматривать споры, вытекающие из гражданских правоотношений, может и Международный коммерческий арбитраж Закон Российской Федерации 07.07.1993 N 5338-1 (ред. от 03.12.2008) «О международном коммерческом арбитраже»» ст. 27 допускает возможность направления судебных поручений в иностранные суды..

Субъектами международной правовой помощи могут быть также органы нотариата, однако, необходимо отметить, что выполнение нотариатом поручений иностранных учреждений юстиции связано с наличием международного договора, что предусмотрено основами законодательства о нотариате.

Субъектами оказания международной правовой помощи могут являться и частные лица, что закреплено положениями многосторонней Конвенцией о сборе за границей доказательств по гражданским и торговым делам от 18 марта 1970 года.

Таким образом, международная правовая помощь может оказываться как на договорной, так и внедоговорной основе, если это предусмотрено внутренним законодательством государства.

Исполнение российскими судами поручений иностранных судов

Рассмотрение дел с участием иностранных лиц в большинстве своем связано с необходимостью совершения определенных процессуальных действий на территории соответствующего иностранного государства. К примеру, опрос сторон, вручение судебных документов, допрос свидетелей, опрос на месте и др.

Соответственно процессуальные действия за пределами Российской Федерации могут быть совершены лишь путем направления судебных поручений иностранным судам.

В науке международного частного права под судебным поручением понимается «обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве процессуальных действий на территории другого государства» М.М. Богуславский Международное частное право. - М., 2005. - С. 376..

Правовым основанием исполнения иностранных судов являются международные договоры и федеральный закон (ст. 407 ГПК РФ).

Гаагская конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 года, Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 года, Конвенция о вручении за границей судебных и несудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 года, Конвенция о сборе за границей документов по гражданским и торговым делам 1970 года Сборник международных договоров о взаимной правовой помощи. - М., 1996..

Помимо Конвенций правовым основанием возникновения обязательств между судами РФ и судами иностранных государств по выполнению судебных поручений являются:

Двусторонние договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам;

Двусторонние соглашения об исполнении судебных поручений по гражданским делам с США 1935 с Бельгией 1945-1946гг., ФРГ 1956-57гг.

Получив судебное поручение, Министерство юстиции Российской Федерации проверяет правильность оформления поручения и высылает его в управления (отделы) юстиции соответствующего субъекта РФ, которые, в свою очередь, направляют поручение в суд, в районе деятельности которого должны быть совершены процессуальные действия и под юрисдикцию которого подпадают лица, которым должны быть вручены документы.

При обращении российских судов с поручениями к иностранным судам применяется аналогичный порядок в обратной последовательности.

Известен и такой порядок, как непосредственное обращение с судебным поручением в иностранный суд.

В дореволюционной России такой порядок имел место в силу особых соглашений, например, между Россией и Германией 1879 года. Данный порядок являлся наиболее практичным и рекомендуемым порядком сношений.

Действующее российское законодательство (ст.408 ГПК) устанавливает два основания возможного отказа в исполнении поручений иностранных судов:

1. когда исполнение поручения противоречит суверенитету РФ или угрожает безопасности РФ;

2. когда исполнение поручения не входит в компетенцию суда.

В дополнение к централизованному порядку необходимо предусмотреть порядок непосредственных сношений российских судов с иностранными судами по вопросам выполнения судебных поручений. Соответствующее правило должно быть закреплено в международных договорах о правовой помощи.

Понятие международной правовой помощи

На современном этапе развития общества все большее значение приобретает сотрудничество государств в сфере уголовного судопроизводства, а также в области гражданских правоотношений, осложненных иностранным элементом. Указанное сотрудничество реализуется государствами посредством осуществления правовой помощи по уголовным и гражданским делам. Прежде чем приступить к рассмотрению ее сущности и отдельных форм, необходимо дать определение и краткую характеристику юридической природы международной правовой помощи. В первую очередь следует соотнести два взаимосвязанных термина: "международное сотрудничество по гражданским и уголовным делам" и "международная правовая помощь".

Необходимо отметить, что в настоящее время отсутствует законодатель-нос определение этих понятий, а также единое понимание и разграничение их содержания среди ученых и практиков. В науке международного права существует два подхода к соотношению данных понятий.

Представители первого подхода (П. А. Смирнов, Э. Б. Мельникова, М. П. Глумин, В. В. Милинчук и др.) считают, что "международная правовая помощь" является более узким понятием но отношению к термину "международное сотрудничество государств по гражданским и уголовным делам". По мнению этих ученых, международная правовая помощь являет собой вид международного сотрудничества и входит в него как самостоятельная часть . В обоснование данной теории исследователи указывают на три принципиальных различия между международной правовой помощью и международным сотрудничеством.

Первое различие состоит в том, что при осуществлении международного сотрудничества государства действуют в пределах своих полномочий, тогда как в рамках правовой помощи по гражданским и уголовным делам происходит частичная передача запрашивающим государством компетенции по собственному уголовному (гражданскому) делу другому государству .

В основе второго отличия лежит принцип интереса. Так, международное сотрудничество как вид совместной деятельности базируется на общности интересов государств, в то время как в случае оказания правовой помощи речь идет только об интересах государства, которое обращается за помощью по конкретному уголовному (гражданскому) делу .

Третье отличие международной правовой помощи от международного сотрудничества заключается в характере тех действий, которые предпринимаются в процессе их реализации. Так, ряд ученых сужают содержание правовой помощи по уголовным делам лишь до производства отдельных процессуальных действий. Как утверждает А. П. Юрков, "правовая помощь включает в себя только процессуальные действия, осуществляемые на основании просьб правоохранительных органов иностранных государств... Сотрудничество охватывает оперативно-розыскные действия, а также те процессуальные действия, которые осуществляются без запроса, в связи с обнаружением лиц или признаков преступления, затрагивающих интересы другого государства".

Вместе с тем необходимо отметить, что на современном этапе развития межгосударственных отношений вышеуказанные различия между правовой помощью и правовым сотрудничеством носят весьма условный характер. Несмотря на то что при осуществлении правовой помощи одно государство передает другому свои процессуальные полномочия по уголовному (гражданскому) делу, по сути указанная "передача полномочий" предусмотрена двусторонними (многосторонними) соглашениями и нормами национального нрава, в связи с чем государство, исполняющее запрос о правовой помощи, фактически действует в рамках своей компетенции.

Кроме того, на наш взгляд, не вполне справедливо говорить о том, что в случае оказания правовой помощи речь идет только об интересах государства, которое обращается за правовой помощью по конкретному уголовному (гражданскому) делу. Ведь, во-первых, борьба с правонарушениями, обеспечение законности и восстановление социальной справедливости, реализуемые посредством оказания правовой помощи по отдельным делам, нельзя отнести к интересам только лишь одного государства: достижение данных целей лежит в плоскости интересов всех без исключения государств. Во-вторых, правовая помощь по уголовным (гражданским) делам носит непрерывный и двусторонний характер, основана на принципе "обратной связи", в связи с чем сотрудничество государств в данной сфере отвечает интересам всех сторон взаимодействия.

Что же касается отличия правовой помощи от международного сотрудничества по содержанию, то, по нашему мнению, сущность правовой помощи по уголовным (гражданским) делам не ограничивается лишь процессуальными действиями. В частности, как свидетельствует практика, международный запрос о розыске лиц, скрывшихся от правосудия, получении доказательств по уголовному делу может быть успешно выполнен только при сочетании процессуальных действий и оперативно-разыскных мероприятий .

На отсутствие различий между правовой помощью и международным сотрудничеством по уголовным (гражданским) делам указывают название и предмет некоторых международных договоров, например: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия от 12 февраля 1999 г. "О сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями, а также финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, полученных незаконным путем"; Соглашение Правительств государств - участников стран СНГ от 4 июня 1999 г. "О сотрудничестве и взаимной помощи но вопросам соблюдения налогового законодательства и борьбы с нарушениями в этой сфере" и др.

На основании изложенного позиция представителей второго подхода к соотношению понятий "международная правовая помощь" и "международное сотрудничество по уголовным и гражданским делам" представляется, на наш взгляд, наиболее соответствующей современным правовым реалиям.

Представители этого подхода (А. И. Бастрыкин, Л. А. Лазутин, А. К. Строганова и др.) полагают, что "международная правовая помощь" и "международное сотрудничество по уголовным и гражданским делам" являются тождественными понятиями, между которыми нет существенных различий". Они признают, что правовое сотрудничество представляет собой более емкое понятие, однако подчеркивают, что в целом "правовое сотрудничество государств и правовая помощь суть явления одного порядка". Данный подход, на наш взгляд, отражает сущность международной правовой помощи по гражданским и уголовным делам, заключающуюся в согласованности действий государств, взаимности интересов, организованности механизма сотрудничества и постоянном совершенствовании уровня взаимодействия.

Таким образом, в настоящей главе понятия "международное сотрудничество по уголовным и гражданским делам" и "международная правовая помощь" будут употребляться как тождественные друг другу.

Определившись с соотношением рассматриваемых понятий, необходимо отметить, что в современной науке международная правовая помощь разделена на две составляющие, относящиеся соответственно к международному публичному и международному частному праву: международная правовая помощь по уголовным делам и международная правовая помощь по гражданским и семейным делам.

Говоря о международной правовой помощи по уголовным делам, отметим, что данная система норм рассматривается в основном как институт международного уголовного права. Ученые (И. И. Лукашук, А. В. Наумов, Л. А. Лазутин, О. И. Рабцевич) считают, что международная правовая помощь по уголовным делам является частью международного сотрудничества в борьбе с преступностью. Институт международного сотрудничества по уголовным делам направлен прежде всего на реализацию норм международного уголовного права и играет вспомогательную роль в борьбе с преступностью. Вместе с тем международная правовая помощь по уголовным делам представляет собой не только международно-правовые нормы в сфере сотрудничества государств по уголовным делам, по и разработанные на их основе организационно-правовые механизмы данного сотрудничества. Что касается характеристики норм о правовой помощи, то они представляют собой как материальные, так и процессуальные правовые предписания. Указанный факт позволяет сделать вывод о комплексном характере института правовой помощи: его нормы относятся как к международному уголовному, так и к развивающемуся в настоящее время международному уголовно-процессуальному праву.

Аналогичную характеристику можно дать и институту международной правовой помощи по гражданским и семейным делам, развивающемуся в рамках международного частного права. Целью данного института является оказание государствами содействия друг другу в осуществлении правосудия по гражданским и семейным делам. Этот институт также состоит из материальных и процессуальных норм.

Таким образом, международная правовая помощь по уголовным и гражданским делам представляет собой комплексный институт международного права, включающий в себя нормы международного публичного и частного права, а также материальные и процессуальные правовые предписания. Комплексный характер института правовой помощи также проявляется во взаимодействии норм международного и национального права.

Несмотря на приведенное выше разделение системы норм международной правовой помощи в зависимости от категории дел (уголовные или гражданские) на две составляющие, данный институт международного права рассматривается в их совокупности. Ведь международная правовая помощь как по гражданским, так и по уголовным делам базируется на единых принципах, преследует общую цель (обеспечение законности, осуществление правосудия, восстановление социальной справедливости) и реализуется посредством схожих организационно-правовых форм и механизмов. Вместе с тем настоящая глава, исходя из характера и специфики изучаемой темы, посвящена рассмотрению прежде всего вопроса о международной правовой помощи по уголовным делам.

Особенность института международной правовой помощи, как уже отмечалось, состоит в его ярко выраженном практическом характере: он включает в себя не только международные правовые нормы в области сотрудничества государств по уголовным и гражданским делам, но и созданные на их основе организационные механизмы осуществления взаимодействия государств в данной сфере. Нормы и механизмы данного института вступают в действие тогда, когда возникает реальная и практически значимая потребность в совершении процессуальных действий на территории более чем одного государства в рамках конкретного уголовного или гражданского дела, производство по которому ведется в одной из сотрудничающих держав.

На основании изложенного дадим определение рассматриваемого понятия применительно к сотрудничеству по уголовным делам.

Международная правовая помощь по уголовным делам - это система международных норм, регулирующих сотрудничество государств по уголовным делам, требующим совершения процессуальных действий на территории более чем одной страны, а также совокупность организационно-правовых механизмов, используемых при взаимном оказании помощи по указанным делам.

Правовую основу института международной правовой помощи по уголовным делам составляют международные договоры, а также нормы национального уголовного и уголовно-процессуального законодательства. В основе международной правовой помощи лежат именно договоры между государствами, которые предусматривают официальный порядок деятельности их органов. Случаи предоставления международной правовой помощи без заключения договоров исключительны, возможны только на уровне центральных государственных органов и, как правило, основаны на принципе взаимности. Международные договоры о правовой помощи позволяют достигнуть максимального уровня упорядоченности межгосударственных отношений в данной сфере и исключить конфликт полномочий. Соглашения о правовой помощи регулируют такие вопросы, как выполнение отдельных поручений о производстве процессуальных действий, информационный обмен, исполнение решений суда иностранного государства, экстрадиция, а также разрешение правовых коллизий (конкретный перечень форм правовой помощи предусматривается договором и зависит от договоренности между государствами).

В настоящее время в Российской Федерации действуют следующие многосторонние международные договоры по вопросам правовой помощи и правовых отношений по уголовным делам :

  • 1) Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. и дополняющие ее Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху и Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее;
  • 2) Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 г.;
  • 3) Конвенция о передаче осужденных лиц (ЕТ5 № 112) от 21 марта 1983 г. (в рамках Совета Европы) вместе с Дополнительным протоколом к ней (ЕТБ № 167) от 18 декабря 1997 г.;
  • 4) Европейская конвенция о выдаче (ЕТ5 № 24) от 13 декабря 1957 г. вместе с Дополнительным протоколом к пей (ЕТЯ № 86) от 15 октября 1975 г. и Вторым дополнительным протоколом (ЕТЭ № 98) от 17 марта 1978 г.;
  • 5) Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (ЕТЯ № 030) от 20 апреля 1959 г. вместе с Дополнительным протоколом к ней (ЕТБ № 099) от 17 марта 1978 г.;
  • 6) Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 г.;
  • 7) Европейская конвенция о пресечении терроризма (ЕТБ № 090) от 27 января 1977 г. вместе с Протоколом о внесении в нее изменений (ЕТ8 № 190) от 15 мая 2003 г.;
  • 8) Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданами которого они являются, от 19 мая 1978 г.;
  • 9) Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, от 20 марта 1992 г. (в рамках СНГ);
  • 10) Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. (в рамках СНГ) вместе с Протоколом к ней от 28 марта 1997 г. (государствами-участницами являются Беларусь, Узбекистан, Казахстан, Российская Федерация, Таджикистан, Армения, Украина, Киргизия, Молдова, Азербайджан, Грузия , Туркменистан);
  • 11) Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения от 28 марта 1997 г. (в рамках СНГ);
  • 12) Конвенция о передаче осужденных к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания от 6 марта 1998 г. (в рамках СНГ);
  • 13) Соглашение о правовом обеспечении формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства от 26 октября 1999 г.

Однако наибольшее распространение среди международных актов, регламентирующих правовую помощь по уголовным делам, получили двусторонние договоры. Что касается России, то еще во времена СССР с рядом государств были заключены подобные договоры, которые в большинстве своем в порядке правопреемства применяются в настоящее время Российской Федерацией. К числу данных соглашений относятся договоры о правовой помощи со следующими государствами: Австрией (11 марта 1970 г.); Албанией (30 июня 1958 г.); Алжиром (23 февраля 1982 г.); Болгарией (19 февраля 1975 г.); Венгрией (15 июля 1958 г.); Грецией (21 мая 1981 г.); Ираком (22 июня 1973 г.); Испанией (26 октября 1990 г.); Италией (25 января 1979 г.); Йеменом (6 декабря 1985 г.); Кипром (19 января 1984 г.); Кореей (16 декабря 1957 г.); Кубой (28 ноября 1984 г.); Монголией (23 сентября 1988 г.); Румынией (3 апреля 1958 г.); Тунисом (26 июня 1984 г.); Финляндией (11 августа 1978 г.; 8 ноября 1990 г.); Францией (11 августа 1936 г.); Чехословакией (12 августа 1982 г.) - ныне Чехией и Словакией; Югославией (24 февраля 1962 г.) ныне образовавшимися на ее территории государствами. Также было заключено Соглашение между СССР и США о порядке исполнения судебных поручений от 22 ноября 1935 г. (в форме обмена нотами).

Российской Федерацией были заключены действующие в настоящее время соглашения о тех или иных формах правовой помощи со следующими странами: Азербайджаном (22 декабря 1992 г.; 26 мая 1994 г.); Анголой (31 октября 2006 г.); Аргентиной (20 ноября 2000 г.); Афганистаном (23 марта 2005 г.); Беларусью (17 января 2001 г.); Бразилией (14 января 2002 г.); Вьетнамом (25 августа 1998 г.); Египтом (23 сентября 1997 г.); Индией (21 декабря 1998 г. ; 3 октября 2000 г.); Ираном (5 марта 1996 г.); Испанией (16 января 1998 г.); Канадой (20 октября 1997 г.); Кипром (8 ноября 1996 г.); Киргизией (14 сентября 1992 г.); Китаем (19 июня 1992 г.; 26 июня 1995 г.; 2 декабря 2002 г.); Колумбией (6 апреля 2010 г.); Кореей (28 мая 1999 г.); Латвией (3 февраля 1993 г.; 4 марта 1993 г.); Литвой (21 июля 1992 г.; 25 июня 2001 г.); Мексикой (7 июня 2004 г.; 21 июня 2005 г.); Молдовой (25 февраля 1993 г.); Монголией (20 апреля 1999 г.); Панамой (30 апреля 2009 г.); Польшей (16 сентября 1996 г.); США (17 июня 1999 г.); Туркменистаном (18 мая 1995 г.); Францией (11 февраля 2003 г.); Эстонией (26 января 1993 г.); Японией (12 мая 2009 г.).

На сегодняшний день имеются также двусторонние соглашения, подписанные, но еще не вступившие в силу для Российской Федерации. К их числу относятся такие международные акты, как Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 15 сентября 1995 г.; Договор между Российской Федерацией и Грузией о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 19 марта 1996 г.; Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания об оказании правовой помощи но уголовным делам от 25 марта 1996 г.; Договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, от 5 ноября 2002 г.; Договор между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Нигерией о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 24 июня 2009 г.; Договор между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы, от 23 июня 2009 г.; Договор между Российской Федерацией и Республикой Ангола о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 31 октября 2006 г.

  • См.: Глумин М. П. Международно-правовая помощь по уголовным делам как институт уголовно-процессуального права России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2005. С. 20-22 ; Ларин А. М., Мельникова Э. Б., Савицкий В. М. Уголовный процесс России: лекции-очерки. М.: БЕК, 1997. С. 271 ; Смирнов П. А. Понятие и содержание международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства как одно из направлений международной борьбы с преступностью // Международное уголовное право и международная юстиция. 2011. № 1. С. 3-5 ; Феоктистова Е. Е. Международное сотрудничество органов предварительного расследования по уголовным делам: процессуально-правовые и криминалистические аспекты: монография. М.: ВНИИ МВД России, 2010.
  • См.: Грузия не является участником СНГ с 18 августа 2009 г. - Примеч. ред.

Правовая помощь по гражданским делам выходит за рамки сугубо процессуальных правоотношений.

Исходя из правовой формы реализации возложенных обязанностей, можно выделить следующие группы субъектов международной правовой помощи по гражданским делам:

а) осуществляющие правотворчество (международные организации, государства и государственные органы);

б) реализующие правоприменение (учреждения юстиции, органы, выполняющие нотариальные функции, дипломатические представительства и консульские учреждения и др.);

в) вовлеченные в процесс оказания международной правовой помощи по гражданским делам в связи с защитой субъективных прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также в связи с оказанием содействия компетентным государственным органам и должностным лицам.

В области правотворчества роль международных организаций заключается прежде всего в их способности объединить усилия государств в выработке оптимальных механизмов нормативно-правового регулирования международных правоотношений, протекающих в данной сфере.

Центральное место среди международных организаций, осуществляющих правотворческую деятельность в сфере международной правовой помощи по гражданским делам, занимает ООН.

Некоторые конвенции, принятые при непосредственном участии Комиссии по международному праву ООН, на сегодняшний день составляют существенную часть правовой основы международной правовой помощи по гражданским делам. Среди них принятые в разные годы в Вене конвенции о дипломатических сношениях (1961 г.) и консульских сношениях (1963 г.); о праве международных договоров (1969 г.); о праве международных договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями (1986 г.).

В рамках СНГ приняты следующие документы, регулирующие статус субъектов международной правовой помощи по гражданским делам: Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (1992 г.); Соглашение о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности (1992 г.); Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 1993 г.), ставшая первой многосторонней конвенцией, послужившей базой для заключения многих двусторонних международных договоров между странами - участницами СНГ; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Кишинев, 2002 г.).

Государство, будучи субъектом международной правовой помощи по гражданским делам, выполняет функцию правотворчества как на международной арене, так и внутри страны, поскольку выступает субъектом как международного, так и национального права. Внешняя правотворческая деятельность государства предопределяет активизацию внутренних правотворческих функций.

Для Российской Федерации характерны два способа реализации международно-правовых обязательств по включению правовых норм о международной правовой помощи по гражданским делам в национальную правовую систему. Первый представляет собой наличие в Конституции РФ отсылочной нормы (ч. 4 ст. 15), согласно которой общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы; если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, применяются правила международного договора. Второй способ заключается в принятии норм внутреннего законодательства. В данном случае принятие в гражданском, гражданско- и арбитражно-процессуальном законах комплекса норм, регулирующих вопросы статуса субъектов международной правовой помощи по гражданским делам, свидетельствует об инкорпорации.

Правоприменение в сфере международной правовой помощи по гражданским делам реализуется, во-первых, при инициировании международной правовой помощи в рамках своих полномочий (направлении соответствующего запроса компетентным органам и должностным лицам иностранного государства); во-вторых, при исполнении международного правового поручения, поступившего из иностранного государства. К субъектам, осуществляющим правоприменение в сфере международной правовой помощи по гражданским делам, прежде всего следует отнести Минюст России и территориальные учреждения юстиции, органы, наделенные правом обращаться с международным правовым запросом. Кроме того, правоприменительная деятельность в рассматриваемой сфере может быть реализована дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями.

Особенно широк круг субъектов, наделенных правом обращаться с запросом об оказании международной правовой помощи по гражданским делам. В 2001 г. Российская Федерация при присоединении к Конвенции о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 ноября 1965 г. сделала заявление, согласно которому органами, компетентными согласно российскому законодательству обращаться с запросом о правовой помощи в рамках своих полномочий, являются:

а) федеральные суды: Конституционный Суд РФ; суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды); федеральные арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Федерации);

б) суды субъектов Федерации: конституционные (уставные) суды, мировые судьи субъектов Федерации.

в) федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации;

г) органы прокуратуры Российской Федерации.

д) органы записи актов гражданского состояния;

е) нотариусы и другие должностные лица, уполномоченные на осуществление нотариальных действий:

Нотариусы, занимающиеся частной практикой;

Нотариусы государственных нотариальных контор;

Должностные лица органов исполнительной власти (в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса);

Должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, осуществляющие нотариальные функции на территории иностранных государств;

ж) органы опеки и попечительства;

з) адвокаты.

10 ноября 2004 г. Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности. Она открыта для подписания до 17 января 2007 г.

Многосторонние конвенции могут быть универсальными и региональными. Универсальные договоры заключаются государствами, принадлежащими к различным регионам земного шара, к различным социально-политическим и правовым системам. К универсальным относятся соглашения, имеющие наибольшее практическое значение, например Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (участвуют 65 государств, в том числе Россия и другие государства СНГ), Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г., в которой участвуют 135 государств, в том числе Россия и другие государства СНГ.

Под региональными соглашениями обычно понимаются соглашения, которые приняты и действуют в пределах одного региона, как правило, в рамках региональной интеграционной группировки государств.

Из конвенций, заключенных на региональном уровне, укажем на основные соглашения в области международного частного права между странами СНГ:

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. (Минская конвенция 1993 г.) и Протокол к ней 1997 г. Новая редакция Конвенции была принята в Кишиневе 7 октября 2002 г. (Кишиневская конвенция 2002 г.). Для участников Кишиневской конвенции Минская конвенция 1993 г. и Протокол к ней 1997 г. прекратят свое действие. Однако для государств - участников Кишиневской конвенции, не подписавших Кишиневскую конвенцию (Туркменистан, Узбекистан), будут действовать Минская конвенция 1993 г. и Протокол к ней 1997 г.;

Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 1992 г. (Киевское соглашение 1992 г.);

Соглашение о порядке взаимного исполнения решений арбитражных, хозяйственных и экономических судов на территориях государств - участников Содружества 1998 г. (Московское соглашение);

Евразийская патентная конвенция 1994 г.

В качестве примеров можно привести также Соглашение от 6 июля 1992 г., которым было утверждено Положение об Экономическом суде СНГ, Соглашение о порядке транзита от 8 февраля 1992 г., Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности от 24 декабря 1993 г., Конвенцию о защите прав инвесторов от 28 марта 1997 г.

Двусторонние договоры заключаются между двумя государствами. Как отмечалось в литературе, их преимущество перед многосторонними договорами состоит в том, что в них могут быть лучше учтены интересы договаривающихся государств. Однако в то же время их применение на практике более сложно, поскольку они создают дифференцированный режим правового регулирования в одной и той же области (например, в сфере поощрения и защиты инвестиций).

Существенное значение имеет деление договоров на самоисполняемые и несамоисполняемые.

Нормы самоисполняемых договоров в силу их детальной проработанности и завершенности могут применяться для регулирования соответствующих отношений без каких-либо конкретизирующих и дополняющих их норм.

Несамоисполняемый договор, даже если государство санкционирует применение его правил внутри страны, требует для исполнения акта внутригосударственного нормотворчества, конкретизирующего положения соответствующего документа.

С точки зрения содержания (предмета регулирования) можно выделить следующие группы международных договоров, получивших особо широкое применение на рубеже XX - XXI вв., в которых содержатся положения, относящиеся к сфере международного частного права:

Договоры о правах человека, о правовом статусе граждан;

Договоры о правовой помощи;

Договоры о поощрении и защите иностранных инвестиций;

Договоры в области международной торговли и экономического сотрудничества;

Договоры по вопросам права собственности;

Договоры в области транспорта, перевозки грузов и пассажиров;

Договоры о международных расчетах;

Соглашения об избежании двойного налогообложения;

Договоры в области интеллектуальной собственности;

Договоры в области семейного и наследственного права;

Договоры о социальном обеспечении;

Консульские конвенции;

Договоры в сфере международного гражданского процесса;

Договоры по вопросам международного коммерческого арбитража.

Среди двусторонних договоров наибольший интерес представляют для России такие комплексные договоры, как договоры о правовой помощи. В них содержатся положения не только о сотрудничестве органов юстиции, в том числе и об исполнении судебных поручений, но и правила о праве, подлежащем применению к соответствующим отношениям в области гражданского и семейного права, и положения о подсудности, о признании и исполнении судебных решений.

По данным на 1 января 2005 г. Россия являлась стороной договоров о правовой помощи, заключенных с: Азербайджаном (1992 г.), Албанией (1995 г.), Алжиром (1982 г.), Аргентиной (2000 г.), Болгарией (1975 г.), Венгрией (1958 г., 1971 г.), Вьетнамом (1981 г.), Грецией (1981 г.), Грузией (1995 г.), Египтом (1997 г.), Индией (2000 г.), Ираком (1973 г.), Ираном (1996 г.), Испанией (1990 г.), Италией (1979 г.), Йеменом (1985 г.), Кипром (1984 г.), КНР (1992 г.), КНДР (1957 г.), Кубой (1984 г.), Киргизией (1992 г.), Латвией (1993 г.), Литвой (1992 г.), Молдавией (1993 г.), Монголией (1988 г.), Польшей (1996 г.), Румынией (1958 г.), Турцией (1997 г.), Тунисом (1984 г.), Финляндией (1978 г.), Чехословакией (1982 г.), Эстонией (1993 г.). С Белоруссией 17 января 2001 г. было заключено двустороннее соглашение о порядке взаимного исполнения судебных актов по хозяйственным спорам.

Ряд положений, касающихся сферы международного частного права, содержатся в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, учреждающем партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны (о. Корфу, 24 июня 1994 г.; вступило в силу в 1998 г.), а также в Договоре 1994 г. к Энергетической хартии и других соглашениях. В связи с расширением состава ЕС 27 апреля 2004 г. Российской Федерацией и ЕС был подписан Протокол к этому Соглашению о партнерстве.

Развитие интеграционных процессов привело к заключению соглашений, действующих в отношениях между членами той или иной группировки государств. Так, европейское право, под которым обычно понимается право ЕС, согласно общепринятой классификации, состоит из так называемого первичного права ЕС, к которому прежде всего относятся договоры о создании ЕЭС, а также международные договоры, их изменяющие и дополняющие (Амстердамский договор, вступивший в силу в 1999 г.), и вторичного права ЕС, которое создается органами этого Союза путем принятия регламентов, директив и иных актов (решений). Первоначально ряд соглашений был заключен между странами - членами ЕС (ранее - ЕЭС). К числу таких соглашений относится прежде всего Римская конвенция 1980 г. о праве, применимом к договорным обязательствам. Она вступила в силу для Бельгии, Великобритании, Дании, Греции, Франции, ФРГ, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии. Римскую конвенцию относят к сопутствующему праву ЕС. Однако ее значение далеко вышло за пределы ЕС вследствие того, что в этой Конвенции отражены современные тенденции развития международного частного права.

В 1968 г. страны - члены ЕЭС заключили Брюссельскую конвенцию о судебной компетенции и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам (новая редакция 1979 г.). Европейские государства, входящие в ЕАСТ, заключили в 1988 г. в Лугано соглашение о подсудности и исполнении судебных решений по гражданским и торговым делам. С 1 января 1992 г. оно вступило в силу в отношениях между Францией, Нидерландами и Швейцарией. Тем самым положения Брюссельской конвенции ЕЭС 1968 г. были распространены на Швейцарию, входящую в ЕАСТ.

После вступления в силу Амстердамского договора 1999 г. многие ранее заключенные многосторонние соглашения из так называемого первичного права ЕС перешли в категорию вторичного права ЕС. Эта тенденция особенно проявляется в области процессуального права, семейного права, трудового права и др. Наряду с рядом регламентов ЕС в отношении подсудности, признания и исполнения решений с 31 мая 2002 г. действует Регламент N 1346 от 29 мая 2000 г. о процедурах несостоятельности.

Из многочисленных конвенций регионального характера, заключенных на Американском континенте в области международного частного права, следует отметить прежде всего Кодекс Бустаманте, названный по имени его составителя - известного кубинского юриста. Кодекс, состоящий из 437 статей, представляет собой наиболее детально разработанный международный договор по вопросам международного частного права. Он был принят в 1928 г. на VI Панамериканской конференции и ратифицирован 15 странами Центральной и Южной Америки.

Кодекс состоит из вступительного раздела и четырех книг (международное гражданское право, международное торговое право, международное уголовное право, международное процессуальное право). Кодекс был одобрен в полном объеме Кубой, Гватемалой, Гондурасом, Панамой и Перу, четыре страны (Бразилия, Гаити, Доминиканская Республика и Венесуэла) сделали оговорки в отношении конкретных статей, такие страны, как Боливия, Коста-Рика, Чили, Эквадор и Сальвадор, при ратификации сделали общую оговорку о том, что Кодекс не применяется в случае его противоречия в настоящем или в будущем их внутреннему праву, что сделало их отношение к конвенции весьма символичным. Аргентина, Колумбия, Мексика, Парагвай и США отказались подписать конвенцию, причем США сослались на то, что в компетенцию федерального правительства не входит подписание соглашений по вопросам частного права, которые относятся исключительно к компетенции штатов.

Начиная с 1975 г. регулярно проводились конференции по международному частному праву стран Американского континента. На первой конференции (1975) в Панаме были приняты шесть конвенций, на второй (1979) в Монтевидео - семь конвенций по различным вопросам международного частного права.

На конференции в Ла-Пасе в 1984 г. приняты четыре конвенции (межамериканские конвенции о право- и дееспособности юридических лиц в международном частном праве, о коллизионных нормах, касающихся усыновления несовершеннолетних, о юрисдикции и экстерриториальном действии иностранных судебных решений, дополнительный протокол к межамериканской конвенции о сборе доказательств за рубежом). На конференции в Монтевидео в 1989 г. были приняты четыре конвенции (об обязанности содержания лиц, о возвращении из других стран несовершеннолетних, о международных перевозках грузов автотранспортом).

На пятой конференции в 1994 г. в Мехико была принята межамериканская конвенция о праве, применимом к международным контрактам. Конвенция состоит из 30 статей, для которых характерен подход, значительно отличающийся от европейского, отраженного в Гаагских конвенциях 1955, 1978 и 1986 гг.

Для ряда развивающихся стран при отсутствии правового регулирования в ряде областей характерен интерес к проведению международной унификации как регионального, так и универсального характера. Так, в 1962 г. в Либревиле было подписано соглашение о создании Афро-Малагасийского ведомства промышленной собственности (ОАМПИ), предусматривающее единые нормы для охраны изобретений, регистрации товарных знаков и промышленных образцов. Это соглашение было пересмотрено и дополнено в 1977 г. В 1978 г. аналогичное соглашение было заключено группой других африканских государств, бывших английских колоний.

Афро-азиатский правовой консультативный комитет принял Типовое соглашение для двусторонних соглашений о правовой помощи и доказательствах.

Таким образом, заключение международных конвенций, широкий охват регулируемых ими вопросов привели к тому, что в ряде областей основным источником международного частного права становится международный договор. Эта тенденция характерна для экономического и научно-технического сотрудничества, регулирования железнодорожных, воздушных, автомобильных перевозок, интеллектуальной собственности.

4. Задача . При производстве допроса обвиняемого его защитник адвокат Самсонов В.Я. попросил оставить их наедине для дачи своему подзащитному консультации в рамках оказания ему юридической помощи. Следователь отказался выполнить просьбу адвоката. Правомерен ли отказ следователя?

Статья 53. Полномочия защитника

1. С момента допуска к участию в уголовном деле защитник вправе:
1) иметь с подозреваемым, обвиняемым свидания в соответствии с пунктом 3 части четвертой статьи 46 и пунктом 9 части четвертой статьи 47 настоящего Кодекса;

5) участвовать в допросе подозреваемого, обвиняемого, а также в иных следственных действиях, производимых с участием подозреваемого, обвиняемого либо по его ходатайству или ходатайству самого защитника в порядке, установленном настоящим Кодексом;
8) заявлять ходатайства и отводы;

2. Защитник, участвующий в производстве следственного действия, в рамках оказания юридической помощи своему подзащитному вправе давать ему в присутствии следователя краткие консультации , задавать с разрешения следователя вопросы допрашиваемым лицам, делать письменные замечания по поводу правильности и полноты записей в протоколе данного следственного действия. Следователь может отвести вопросы защитника, но обязан занести отведенные вопросы в протокол.
Статья 46. Подозреваемый

4. Подозреваемый вправе:

3) пользоваться помощью защитника с момента, предусмотренного пунктами 2 и 3 части третьей статьи 49 настоящего Кодекса, и иметь свидание с ним наедине и конфиденциально до первого допроса подозреваемого;

Отказ следователя правомерен. Свидания наедине и конфиденциально имеют место быть до первого допроса.

Выполнение поручений иностранных судебных органов образует в международном частном праве основу понятия «правовая помощь». Оказание правовой помощи осуществляется, как правило, на основании норм национального законодательства страны выполнения судебного поручения и международных договоров, определяющих случаи, виды и порядок оказания правовой помощи.

Вместе с тем по просьбе суда запрашивающего государства исполнитель запроса может в определенных случаях, применить и нормы иностранного процессуального права. Виды правовой помощи: В соответствии с Минской конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятую 22 января 1993 г. государствами – членами СНГ государства-участники оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой стороны. Эти действия включают, в частности: составление и пересылку документов; проведение обысков, изъятий; пересылку и выдачу вещественных доказательств; проведение экспертизы, допроса сторон, свидетелей и экспертов; признание и исполнение судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов (ст. 6).

Правовое регулирование оказания правовой помощи: Основным международным документом, устанавливающим порядок выполнения судебных поручении и совершения иных процессуальных действий за границей, является Гаагская Конвенция по вопросам международного гражданского процесса 1954 г (около 30 государств-участников, включая Россию). Этим документом допускается возможность направления поручений из одного государства в другое как дипломатическим путем, так и посредством их прямой передачи компетентным властям государства, на территории которого судебное поручение должно быть исполнено. Статья 6 Конвенции 1954 г. устанавливает, что в случае, если это допускается соответствующими международными соглашениями, или, если такие соглашения не заключены, в случае отсутствия возражений со стороны государства, на территории которого происходит вручение, документы могут быть также: доставлены почтой непосредственно заинтересованным лицам, находящимся за границей; вручены заинтересованным лицам через судебных исполнителей или компетентных должностных лиц государства, где вручение документа производится; вручены заинтересованным лицам через дипломатических или консульских агентов государства, органы которого обратились с просьбой о доставке соответствующих документов.



Во вручении судебных документов в соответствии с Конвенцией может быть отказано только в том случае, если государство, на территории которого производится этот акт, посчитает, что такое вручение может нанести ущерб его суверенитету или безопасности (ст. 4),

Орган судебной власти, к которому обращено судебное поручение, обязан его исполнить, пользуясь теми же средствами принуждения, которые допускаются при исполнении поручений властей запрашиваемого государства или ходатайств заинтересованных сторон.

При этом принятие мер принуждения не является обязательным в тех случаях, когда речь идет о явке сторон в суд (ч. 1 ст. 11).

Орган судебной власти, исполняющий поручение, применяет в отношении соблюдения необходимых при этом Формальностей законодательство своей страны.

Однако в случае, если запрашивающий орган просит о соблюдении особой формы, такая просьба может быть удовлетворена при том условии, что она не будет противоречить законодательству запрашиваемого государства (ст. 14).

В соответствии с Конвенцией 1954 г. (ч. 3 ст. 11) в исполнении судебного поручения может быть отказано в случае: если не установлена подлинность документа; если в запрашиваемом государстве исполнение судебного поручения не входит в компетенцию судебной власти; если государство, на территории которого должно состояться исполнение поручения, решит, что оно может нанести ущерб его суверенитету или безопасности.

Точно так же Конвенция о международном доступе к правосудию, принятая в 1980 г., призвана заменить для ее государств-участников положения разделов III–VI Конвенции 1954 г. (Россия в этой конвенции также не участвует). Эти разделы касаются вопросов внесения залога, оказания бесплатной правовой помощи и бесплатной выдачи выписок из актов гражданского состояния, а также тюремного заключения за долги. В числе многосторонних международных соглашений, затрагивающих вопросы международного гражданского процесса, следует также упомянуть Минскую конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятую 22 января 1993 г. государствами – членами СНГ (для России эта: конвенция вступила в силу с 10 декабря 1994 г.).

В соответствии с Минской конвенцией государства-участники оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой стороны. Эти действия включают, в частности: составление и пересылку документов; проведение обысков, изъятий; пересылку и выдачу вещественных доказательств; проведение экспертизы, допроса сторон, свидетелей и экспертов; признание и исполнение судебных решений по гражданским делам, приговоров в части гражданского иска, исполнительных надписей, а также путем вручения документов (ст. 6).

В Конвенции 1993 г. подробным образом регулируются вопросы, касающиеся содержания и формы поручений об оказании правовой помощи, порядка их исполнения, порядка вызова свидетелей, потерпевших, гражданских истцов и ответчиков, их представителей, экспертов.

В Российской Федерации процедура исполнения поручений иностранных судов и оказания других видов правовой помощи, равно как и порядок обращения судов России с поручениями к компетентным органам зарубежных государств, регулируются, наряду с положениями указанных выше международных договоров, нормами Гражданского процессуального кодекса РСФСР 1964 г. и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 1995 г.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 436 ГПК РСФСР суды Российской Федерации исполняют переданные им в установленном порядке поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, допрос сторон и свидетелей, производство экспертизы и осмотра на месте и др.), за исключением случаев, когда: исполнение поручения противоречило бы суверенитету РФ или угрожало бы безопасности России; исполнение поручения не входит в компетенцию суда. Исполнение поручений в России осуществляется судами на основе законодательства РФ.

В свою очередь, ч. 3 и 4 ст. 436 ГПК устанавливают, что суды РФ могут обращаться к иностранным судам с поручениями об исполнении отдельных процессуальных действий. Порядок сношений российских судов с иностранными судами определяется законодательством России и ее международными договорами. Статья 215 АПК РФ определяет, что арбитражный суд исполняет, переданные ему в порядке, установленном федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, поручения судов иностранных государств о выполнении отдельных процессуальных действий.

Поручение не подлежит исполнению: 1) если такое исполнение противоречит суверенитету РФ или угрожает безопасности России; 2) если исполнение поручения не входит в компетенцию арбитражного суда. Исполнение арбитражным судом поручений о выполнении отдельных процессуальных действий производится в порядке, определяемым АПК, если иное не предусмотрено международными договорами России. Пункт 4 ст. 215 предусматривает также, что арбитражные суды РФ могут в установленном порядке обращаться к судам иностранных государств с поручениями о выполнении отдельных процессуальных действий. Кроме того, в настоящее время на территории Российской Федерации продолжают применяться постановление Президиума Верховного Совета СССР «О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам» от 21 июня 1988 г. и Инструкция Министерства юстиции СССР «О порядке оказания судами и органами нотариата СССР правовой помощи учреждениям юстиции иностранных государств и о порядке обращения за правовой помощью к этим учреждениям» от 28 февраля 1972 г.

Замечание 1

Решения международных организаций, международные договоры и внутренние законы России могут предусматривать оказание правовой помощи другим государством по гражданским, семейным или уголовным делам.

Сегодня подобные двусторонние договоры об оказании помощи по гражданским, семейным и уголовным делам заключены между Россией и Аргентиной, Болгарией, Вьетнамом, Грецией, Египтом, Индией, Китаем, США, а также рядом других государств.

Кроме того, при оказании международной помощи применяются многосторонние конвенции, ратифицированные Россией, а именно

  • Конвенция по вопросам гражданского процесса (1954 г.);
  • Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (1993 г.);
  • Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам (1959 г.);
  • и ряд других

Список действующих международных договоров и конвенций, относящихся к правовой помощи, опубликован на сайте минюста.

Виды оказания правовой помощи

Правовая помощь может предусматривать следующие действия уполномоченных субъектов:

  • пересылку или составление документов по обращениям граждан (о смерти, рождении, усыновлении);
  • исполнение поручения о вручении предметов или документов;
  • получение и передача в другую страну вещественных доказательств;
  • исполнение решения суда другого государства;
  • информирование о законодательстве другой страны или практике его применения;
  • проставление апостиля (удостоверение официального документа другого государства);
  • и многое другое.

Исполнение решения суда

Решение, вынесенное иностранным судом может быть исполнено в России в течение трех лет, начиная с момента вступления его силу. Правовая помощь может быть оказана тем органом, в чью компетенцию оно входит (суд, орган юстиции, нотариат и др.).

Выполнение поручений о правовой помощи в судебном порядке по гражданским делам производится, в том числе, в соответствии со ст. 407 ГПК.

Согласно ст. 407 ГПК суд исполняет переданное поручение иностранного суда исключая случаи, когда такое исполнение может противоречить суверенитету или угрожать безопасности России, или же если его выполнение не входит в компетенцию суда, в который поступило обращение.

Ходатайство об исполнении решения иностранного суда подается на территории той страны, где данное решение может быть исполнено. Либо оно может быть подано в суд "своей" страны, который и передаст ходатайство в иностранный суд.

К такому ходатайству должны быть приложены:

  • заверенные копии решений суда и подтверждение того, что оно вступило в законную силу;
  • документ, подтверждающий уведомление о судебном решении ответчика.

К документам должны быть приложены их переводы на язык страны, в который они будут направлены. Переводы должны быть заверены судом или нотариально.

Замечание 2

Суд того государства, в котором решение должно быть исполнено, рассматривает ходатайство и ограничивается проверкой того факта, что были соблюдены все формальности, предусмотренные конвенциями и договорами между странами. После этого суд обязан вынести решение о принудительном исполнении.

Порядок такого исполнения в принудительном порядке должен быть определен законодательством той страны, на территории которой осуществляется исполнение.

В признании решения иностранного суда может быть отказано если:

  • ненадлежащего уведомления ответчика;
  • по данному делу уже имеется судебное решение в любой из стран;
  • дело рассмотрено не компетентным судом;
  • срок давности исполнения в принудительном порядке по законодательству страны, суд которой должен исполнить поручение, истек.


Просмотров