Методы гигиенических исследований их классификация характеристика. Методы исследования при гигиеническом нормировании. Особенности гигиенического регламентирования атмосферного воздуха

Лекция 1

. Предмет и содержание гигиены и экологии человека, их связь с другими науками. Основы общей экологии.

1. Предмет и содержание гигиены и экологии человека

2. Задачи и методы гигиены

3. Основные периоды развития гигиены.

4.Профилактика, виды профилактики

5.Факторы, оказывающие влияние на организм человека. Экологически обусловленные заболевания.

1. Гигиена – наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни и разрабатывающая практические мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни и труда человека.

Предметом изучения гигиены является здоровье человека и окружающая среда. Забота о здоровье достигается двумя путями: профилактическим, т.е. укрепление здоровья и предупреждение болезней и восстановительным, или путем лечения.

2. Задачи гигиены:

Основная задача гигиены – изучение влияния окружающей среды (комплекса природных, социальных, бытовых, производственных и др факторов) на здоровье человека и его трудоспособность, разработка соответствующих оздоровительных мероприятий.

ДРУГАЯ ЗАДАЧА – это разработка средств и способов, направленных на повышение сопротивляемости организма к возможным неблагоприятным влияниям окружающей среды, улучшение состояния здоровья и физического развития, повышение работоспособности и ускорение восстановительных процессов после нагрузок, научное обоснование и разработка гигиенических нормативов и мероприятий.

Используя научные данные из других областей для характеристики окружающей среды, гигиена связана с астрономией, географией, геофизикой, геологией, климатологией, метеорологией, океанологией и радиологией. Гигиена пользуется научными сведениями о здоровье человека и этим определяется ее связь с анатомией, гистологией, физиологией, биохимией, патологической анатомией, физиологией. Результаты гигиенических исследований используются для разработки профилактических и лечебных мероприятий, что обуславливает связь гигиены с терапией, хирургией, эпидемиологией. Связь гигиены с физикой, химией, биологией, микробиологией, математикой подтверждается при проведении гигиенических исследований, применяющих соответствующие методы. Гигиенические нормативы применяются при осуществлении всех видов производства, обеспечения благоприятных условий обучения, быта, труда, отдыха, питания людей.

Экология – биологическая наука о взаимосвязях живых организмов друг с другом и с их неживым, или физическим окружением. Название ввел нем. зоолог Геккель в 1866 г. С греческого экология переводится так: «ойкос» - дом, «логос» - наука, изучение. Экология и гигиена оценивают роль разнообразных факторов в формировании здоровья населения .

Экология изучает колебания и изменения в среде обитания; экологические исследования предотвращают и устраняют последствия загрязнения окружающей среды, помогают оценить результаты крупномасштабных изменений ландшафта.

Задача экологии – остановить процесс ухудшения биосферы, вернуть природе способность к саморегуляции на основе естественных процессов. Экология связана с разными биологическими науками (анатомия, морфология организмов, систематика, эволюционное учение, генетика, гистология, зоология, физиология, палеонтология, ботаника) и с науками, изучающими законы неживой природы.

Экология человека – это наука, изучающая взаимодействие человека как биосоциального существа со сложным многокомпонентным окружающим миром, с постоянно усложняющейся средой. Экология опирается на множество дисциплин и имеет определенную цель: изучение собственного дома и поведения в нем человека, которое позволит ему выжить на планете.

Методы гигиенических исследований.

Выделяют 2 группы методов : методы , с помощью которых изучается гигиеническая оценка внешней среды и методы , позволяющие оценить реакцию организма на воздействие факторов. Любое гигиеническое обследование начинается с санитарного описания (санитарно-топографическое описание, санитарно-техническое описание, санитарно-эпидемиологическое описание) объекта, далее намечаются объем и характер лабораторных исследований.

Лабораторные исследования включают:

физический метод исследования (оценка микроклимата помещения – температура, влажность, шум, вибрация, запыленность).

Санитарно-химический метод – анализ воздушной среды, воды, ценность продуктов питания. Химическим анализом можно определить органолептические показатели воды, содержание белков, углеводов, жиров в продуктах питания.

Бактериологический метод позволяет определить обсемененность воздуха, почвы, воды и пищевых продуктов бактериями. Микробиологическими методами можно определить число колоний стафилококков, стрептококков, плесени, БГКП, сальмонеллы, шигеллы. Все исследования проводятся на основании ГОСТ (государственные общесоюзные стандарты), ТУ (технические условия), СанПиН (санитарных правил и норм) и других нормативно-методических документов (НМД).

Токсикологический метод используют для оценки действия химических веществ на организм и установки ПДК (концентрация вещества, которая в течение всей жизни человека не вызовет у него отклонений).

Экспресс-методы используют для проверки качества термообработки продуктов, ополаскивания посуды.

Метод физиологических наблюдений применяется при исследовании функционирования состояния органов и систем.

Метод клинических наблюдений применяется при проведении профилактических осмотров, диспансеризации.

Экспериментальный метод используется для изучения влияния различных факторов на организм.

Социологические исследования (анкетно-опросный метод) и санитарно-статистические методы дают возможность проанализировать и оценить рождаемость, смертность, заболеваемость.

4. Становление гигиены как науки . Содержание гигиены, вернее, гигиенические наблюдения, осуществляемые в естественных условиях (или попытки к ним) и касающиеся формирования здорового образа жизни, можно найти в законодательстве, религиозных предписаниях и в бытовых привычках почти всех народов еще в глубокой древности, с исторической точки зрения развитие гигиены как науки можно разбить на несколько периодов, отражавших влияние социальных и экономических условий каждой эпохи

5. . Основные исторические этапы развития экологии и гигиены

Истоки гигиены – в глубокой древности. В Древней Греции в храмах большое внимание уделяли климату, мытью, паренью, посту. Расцвет гигиены – в Древне Риме – бани по 12 га, весь день в ней проводили в гимнастических упражнениях, беседах. В Средние века – упадок гигиены. Возрождается гигиена в Х1Х веке.

Интенсивно гигиена стала развиваться с середины Х1Х века с ростом капитализма, повлекшим скоплением людей в городах, ростом вредного производства и участившихся больших эпидемий холеры, чумы, тифов. Начались систематические научные исследования в области гигиены.

Макс Петтенкофер (1818-1901гг), немецкий ученый-врач, основоположник гигиенической науки: ввел эксперимент в гигиену, превратив ее в точную науку. Предлагая оздоровлять окружающую среду, он наметил пути профилактики многих болезней. Впервые обратил внимание на личную гигиену как важный фактор многих заболеваний: «насколько человек владеет личной гигиеной – таков его путь по жизни и такова его скорость к смерти»

Объект изучения гигиены.

Гигиена - это медицинская наука о сохранении и укреплении здоровья людей, а также предотвращения отрицательного влияния на здоровье людей окружающей среды и социальных условий.

Целью гигиены является обоснование гигиенических норм, правил и мероприятий, реализация которых обеспечивает оптимальные условия для жизнедеятельности, укрепления здоровья и предупреждения заболеваний

Предметом гигиены является процесс взаимодействия организма человека с различными факторами окружающей среды

Объектом изучения гигиены является индивидуальное, коллективное и общественное здоровье отдельных людей, находящееся в постоянной взаимосвязи с факторами окружающей среды.

Понятие о медицинской профилактике

Медицинская профилактика – это одно из важнейших направлений современной медицины. Цель медицинской профилактики заключается в сохранении здоровья человека любого возраста, в предупреждении развития или прогрессирования заболеваний. Существует несколько уровней профилактики, а также различные ее виды, каждый из которых имеет свои направления и принципы.

Выделяют следующие основные уровни медицинской профилактики.

1. Государственный предусматривает различные законодательные меры, направленные на повышение уровня жизни населения страны (создание единого календаря вакцинации, обязательного к выполнению).

2. Общественный реализовывается в пределах конкретного предприятия или группы людей, проживающих на определенной территории, направлен на создание необходимых условий труда (например, питьевой режим в горячих цехах) или проживания (озеленение территории вокруг жилого массива).

3. Семейный предполагает регулярное сбалансированное питание, соблюдение гигиенических норм в помещении, режима труда и отдыха, а также организация правильного развития ребенка.

4. Индивидуальный – это комплекс конкретных действий, выполнение которого зависит от каждого человека в отдельности, например, проведение закаливающих процедур, цель их заключается в подготовке в сезон простудных заболеваний.

Виды профилактики:

1. Первичная предполагает меры, направленные на недопущение развития любого инфекционного и неинфекционного заболевания.

2. Вторичная предусматривает комплекс мер, сосредоточенных на стабилизации состояния человека уже больного, недопущение дальнейшего прогрессирования патологии.

3. Третичная (признается не всеми специалистами) подразумевает виды реабилитации пациентов, которые в силу тяжести заболевания утратили первоначальное качество жизни.

Методы гигиенических исследований, гигиеническое нормирование.

Методы гигиенических исследований делятся на две группы:

В первую группу включаются методы, с помощью которых изучают состояние факторов внешней среды:

1) Метод санитарно-гигиенического обследования – включает санитарное описание объекта изучения, с чего начинается любое гигиеническое исследование: характеризуется санитарно-топографическое, санитарно-техническое, санитарно-эпидемиологическое состояние объекта исследования, описываются недостатки и сроки их возможного устранения, объем и характер необходимых лабораторных исследований.

2) Методы лабораторных исследований:

А) физический метод исследования – измерение температуры, скорости движения воздуха, шума, вибрации и т.д.

Б) санитарно-химический метод – химический анализ воды, пищи и т.д.

В) микробиологический метод: прямой – бактериологический: определение количества микробов и их вредность и вирусологический– тоже с вирусами. Когда нельзя выявить вредных микроорганизмов, определяют их косвенным методом – по числу сопутствующих им безвредных микроорганизмов (кишечной палочки)

Г) токсикологический (биологический) метод – на экспериментальных животных (птицах, мышах, крысах) определяется наличие вредного вещества и его воздействие на здоровье и потомство

Д) экспресс-метод - позволяет быстро определить наличие вредного фактора, например в гражданской обороне – отравляющего вещества

Ко второй группе относятся методы, оценивающие реакцию организма на воздействие вредных факторов:

А) экспериментальный метод – для определения неизвестных свойств вредных факторов

Б) метод физиологических наблюдений – для наблюдения за здоровьем проживающего населения и сравнения его со здоровьем в другой местности или другим временем

В) метод клинических наблюдений – когда профилактические осмотры и диспансерное наблюдение дают возможность по годам сравнивать динамику здоровья населения в данной местности или коллективе

Медико-профилактический факультет. 3 курс. ОБЩАЯ ГИГИЕНА

Лекция 6:
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ
ЛЕКТОР:
заведующая кафедрой общей гигиены с курсом гигиены детей и
подростков, доктор медицинских наук, профессор
ГУДИНОВА ЖАННА ВЛАДИМИРОВНА.
Лекция подготовлена при участии доц., к.м.н. И.В. Гегечкори, с
использованием материалов асс. кафедры к.м.н. Е.Л. Овчинниковой
1

План лекции:

2
1
Основные определения и понятия гигиенического
нормирования
2
Цель, задачи и принципы гигиенического
нормирования
3
Критерии, показатели, условия вредного действия
факторов среды
4
Особенности гигиенического регламентирования
химических веществ в различных объектах
окружающей среды
План лекции:

ЦЕЛЬ ЛЕКЦИИ:

получить представление об основах
гигиенического нормирования – основных
определениях и понятиях, цели, задачах и
принципах, критериях, показателях, условиях
вредного действия факторов среды;
усвоить особенности гигиенического
регламентирования химических веществ в
различных объектах окружающей среды;
получить понятие о нормативных документах.
3

1. Гигиеническое нормирование: основные определения и понятия, цель, задачи, виды нормативных документов. Понятие о технических регламента

1. Гигиеническое
нормирование: основные
определения и понятия, цель,
задачи, виды нормативных
документов. Понятие о
технических регламентах.
4

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

НОРМА ОРГАНИЗМА – оптимальное
состояние структуры, функции
адаптационных резервов организма,
обеспечивающее ему полное
уравновешивание с окружающей средой.
НОРМАТИВ ОРГАНИЗМА – показатель
нормы организма, подтверждающий ее
(нормы) состояние в данный момент.
5

ОСНОВНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

НОРМА СРЕДЫ – состояние элементов
окружающей среды, при котором
обеспечивается норма организма.
ГИГИЕНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ – это
процесс выработки санитарногигиенических нормативов.
6

ЗАДАЧИ гигиенического нормирования

ЦЕЛЬ гигиенического нормирования –
выработка санитарно-гигиенических
нормативов
ЗАДАЧИ гигиенического нормирования
1. Обеспечение санитарногигиенического благополучия
населения.
2. Регулирование деятельности всех
общественных институтов.
7

ОПРЕДЕЛЕНИЯ

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ – это
показатели санитарно-гигиенических условий и
качества окружающей среды, соблюдение которых
обеспечивает человеку благоприятные для жизни и
безопасные для здоровья условия существования
(санитарно-эпидемиологическое благополучие).
Устанавливаются в законодательном порядке в виде
нормативных документов (государственных санитарноэпидемиологические правил).
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ САНИТАРНОЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВИЛА – это нормативные
правовые акты, устанавливающие санитарноэпидемиологические требования.
8

ВИДЫ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НОРМАТИВОВ

ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ
И УРОВНИ (ПДК и ПДУ) – такие концентрации и
уровни, которые безвредны при ежедневном,
любой длительности воздействии, не могут
вызвать заболеваний или отклонений в состоянии
здоровья, обнаруживаемых современными
методами исследований, в любые сроки жизни
настоящего и последующего поколений.
Термин «концентрации» или ПДК используется
для химического фактора среды, а термин
«уровни» или ПДУ –для всех остальных
(физических, биологических, социальных).
9

ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

1. Российские (СП – санитарные правила,
СН – санитарные нормы, ГН –
гигиенические нормативы, СанПиН –
санитарные правила и нормы).
2. Международные (технические
регламенты).
3. Методические документы
гигиенического нормирования.
10

ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА (СП) – нормативноправовой акт, устанавливающий гигиенические и
противоэпидемические требования по
обеспечению СЭБН, профилактики заболеваний
человека, благоприятных условий его проживания,
труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также
сохранения и укрепления его здоровья.
САНИТАРНЫЕ НОРМЫ (СН) – нормативно- правовой
акт, устанавливающий оптимальные и предельно
допустимые уровни влияния комплекса факторов
среды обитания человека на его организм.
11

ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ НОРМАТИВЫ (ГН) –
нормативно-правовой акт, устанавливающий
гигиенические и эпидемиологические
критерии безопасности и безвредности
отдельных факторов среды обитания человека
для его здоровья.
САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ (СанПиН) –
нормативно-правовой акт, объединяющий
требования отдельных санитарных правил,
норм и гигиенических нормативов.
12

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА И НОРМЫ
СОДЕРЖАТ:
гигиенические и противоэпидемические требования по
обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, профилактики
заболеваний человека, благоприятных условий его
проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а
также сохранения и укрепления его здоровья;
максимально или минимально допустимое
количественное и (или) качественное значение
показателя, характеризующего с позиций безопасности
и (или) безвредности для здоровья человека тот или
иной фактор среды его обитания.
13
13

Санитарные правила и нормы, регулирующие
вопросы санитарно-эпидемиологического
благополучия детей и подростков
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»
СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические

режима работы в дошкольных организациях»
СП 2.5.1277-03 «Санитарно-эпидемиологические
требования к перевозке железнодорожным
транспортом организованных детских коллективов»
СанПиН 2.4.4.2605-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации
режима работы детских туристических лагерей
палаточного типа в период летних каникул»
14
14

Так выглядит один
нормативный
документ:
А так выглядят даже
не все нормативные
документы:
15

ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ

ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ – документ, который
принят международным договором Российской
Федерации, подлежащим ратификации в порядке,
установленном законодательством Российской
Федерации, ……..и устанавливает обязательные
для применения и исполнения требования к
объектам технического регулирования
(продукции или к …процессам проектирования …,
производства, строительства, монтажа, наладки,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и
утилизации).
16

ЦЕЛИ ПРИНЯТИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ

1. сохранение жизни и здоровья людей
2. признание и защита равным образом частной,
государственной, муниципальной и иной формы
собственности
3. сохранение природы и окружающей среды
4. соответствие предоставляемой о продукции
информации обязательным требованиям с
целью предупреждения действий, вводящих в
заблуждение потребителей
5. обеспечение энергетической эффективности и
ресурсосбережения
17

НЕКОТОРЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ, КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ КОТОРЫХ УПОЛНОМОЧЕН ОСУЩЕСТВЛЯТЬ РОСПОТРЕБНАДЗОР

"О безопасности упаковки»
"О безопасности продукции, предназначенной для детей
и подростков"
"О безопасности игрушек"
"О безопасности парфюмерно-косметической продукции"
"О безопасности продукции легкой промышленности"
"О безопасности пищевой продукции"
"Технический регламент на соковую продукцию из
фруктов и овощей"
"Технический регламент на масложировую продукцию"
18

МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ САНИТАРНОЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ
РУКОВОДСТВО (Р) - свод руководящих, распорядительных
и методических документов по вопросам организации
ГСЭН, санитарно-эпидемиологического нормирования,
выполнения требований санитарного законодательства.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (МУ) – документы,
устанавливающие требования по организации и
проведению ГСЭН, регламентации деятельности в
системе ГСЭН (нормирования) и др. вопросам
организации работы Роспотребнадзора.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО МЕТОДАМ КОНТРОЛЯ
(МУК) – документы, содержащие требования к методам
контроля всех факторов среды обитания.
19

2. Принципы гигиенического нормирования

20

21

ПРИНЦИПЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ (практические)

1. безвредности и безопасности (приоритета медикобиологических критериев)
2. опережения
3. единства
4. зависимости эффекта от концентрации/дозы и
времени воздействия
5. разделения объектов нормирования
6. пороговости
7. лимитирующего показателя вредности
8. моделирования в лабораторных условиях
9. этапности в проведении исследований
10. стандартизации условий и методов гигиенического
нормирования
11. единства экспериментальных и натурных
исследований
12. относительности норматива
22

ПРИНЦИП ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ 1

ПРИНЦИП БЕЗВРЕДНОСТИ И
БЕЗОПАСНОСТИ для человека
(приоритета медико-биологических
критериев): при обосновании норматива
вредного фактора в окружающей среде
учитывают, в первую очередь,
особенности его действия на организм
человека и на условия жизни человека.
23

ПРИНЦИП ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ 2

ПРИНЦИП ОПЕРЕЖЕНИЯ:
профилактические мероприятия должны
быть научно обоснованы и проведены на
практике до момента образования и/или
воздействия тех или иных вредных
факторов. Это основной принцип.
24

ПРИНЦИП ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ 3

ПРИНЦИП ЕДИНСТВА молекулярных,
структурных и функциональных
изменений как основа для определения
вредных и безвредных воздействий. Для
этого оценка изменений проводится на
организменном уровне, выявляются
интегральные сдвиги, а не по одному
показателю.
25

ПРИНЦИП ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ 4

ПРИНЦИП ЗАВИСИМОСТИ ЭФФЕКТА ОТ
КОНЦЕНТРАЦИИ/ДОЗЫ И ВРЕМЕНИ
ВОЗДЕЙСТВИЯ: известно, что доза и время
воздействия (или экспозиция) влияют не
только на время возникновения эффекта, но и
на его вид. Так, бензол при остром действии
вызывает наркотический эффект, а при
хроническом поражает систему
кроветворения.
26

ПРИНЦИП ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ 5

ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ОБЪЕКТОВ
НОРМИРОВАНИЯ: гигиенические нормативы для
воды, почвы, атмосферного воздуха, воздуха
рабочей зоны, пищевых продуктов, игрушек и др.
различны, устанавливаются отдельно в связи со
спецификой действия фактора на организм (пути
поступления), изменчивостью свойств вещества в
разных средах и т.д.
Это используется в оценке риска.
27

ПРИНЦИП ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ 6

ПРИНЦИП ПОРОГОВОСТИ ДЕЙСТВИЯ ФАКТОРА:
предполагается существование доз/концентраций, не
проявляющих вредного действия на организм.
Порог – это тот минимальный уровень воздействия
фактора, который вызывает вредное воздействие на
организм (например, отравление).
Это основополагающий принцип в методологии
гигиенического нормирования, который иллюстрирует
действие закона перехода количества в качество.
Вместе с тем в гигиене имеет место и беспороговая
концепция (мутагены, канцерогены), на чем основана, в
частности, оценка риска.
28

ПРИНЦИП ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ 7

ПРИНЦИП ЛИМИТИРУЮЩЕГО ПОКАЗАТЕЛЯ
ВРЕДНОСТИ: величина норматива выбирается по
наименьшему из различных показателей,
критериев вредности. Лимитирующий показатель
вредности характеризует наиболее раннее и
вероятное неблагоприятное влияние на организм
(или среду) в случае появления химического
вещества в концентрации, превышающей ПДК.
Основополагающий принцип в методологии
гигиенического нормирования
29

ЛИМИТИРУЮЩИЙ ПРИЗНАК ВРЕДНОСТИ (ЛПВ) ДЛЯ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Для воды хозяйственно-питьевого назначения
выделяются три типа ЛПВ – санитарно-токсикологический,
общесанитарный и органолептический.
Санитарно-токсикологический подразумевает
концентрацию, при превышении которой вещество
становится токсичным для человека.
Общесанитарный свидетельствует о нарушении
санитарного состояния водного объекта.
Органолептический обозначает концентрацию, при
превышении которой вода меняет вкусовые качества, цвет,
запах, а также характеризуется образованием пены или
плёнки.
30

ПРИНЦИП ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ 8

ПРИНЦИП МОДЕЛИРОВАНИЯ в
лабораторных условиях (биологического
моделирования): очевидна необходимость
апробации действия фактора на организм в
лаборатории – сначала на животных, затем на
человеке. Базовая модель при исследовании
токсических и отдаленных эффектов – это
лабораторные животные (млекопитающие).
Человек в качестве модели выбирается только при
определении порогов раздражающего и
ольфакторного действия.
31

ПРИНЦИПЫ ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ 9

ПРИНЦИП ЭТАПНОСТИ В ПРОВЕДЕНИИ
ИССЛЕДОВАНИЙ: исследование проводится этапно, по
возможности, синхронно с этапами разработки и внедрения
новых веществ, материалов и т.п.
Этапы и правила формирования заключений зависят
от предмета нормирования. Так, этапами нормирования
вещества в воздухе являются следуюшие:1 –
предварительный или расчетный, 2 – острый эксперимент
(раздражающее, ольфакторное, рефлекторное действие –
основание для разовых ПДК), 3 – хронический эксперимент
(ПДК среднесуточная и среднесменная)
32

ПРИНЦИП ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ 10

ПРИНЦИП СТАНДАРТИЗАЦИИ УСЛОВИЙ И
МЕТОДОВ гигиенического нормирования:
обязательно четкое и тщательное соблюдение
методологии исследования (условий проведения,
применяемых методов, принципов оценки и т.д.),
поскольку гигиенические нормативы
подразумевают юридическую, медицинскую,
финансовуюи многие другие аспекты
ответственности, что требует жесткой
регламентации.
33

ПРИНЦИП ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ 11

ПРИНЦИП ЕДИНСТВА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ
И НАТУРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ (гигиенических,
медицинских, эпидемиологических): Результаты
экспериментальных исследований – это лишь
приближение к истине, модель. Единственный
достоверный критерий истины – практика,
поэтому на основании натурных наблюдений
гигиенические нормативы, установленные в
лаборатории, в эксперименте, в ряде случаев
пересматриваются.
34

ПРИНЦИП ГИГИЕНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ 12

ПРИНЦИП ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ
НОРМАТИВА: со временем, с накоплением
новых знаний о влиянии фактора на организм, с
изменением законодательной и социальноэкономической ситуации нормативы
пересматриваются, как правило в сторону
ужесточения. То есть, то, что было возможным
вчера, сегодня уже запрещено.
Проявление закона отрицания отрицания.
35

3. Критерии, показатели, условия вредного действия факторов среды

36

Показатели вредного действия факторов среды на организм:

общесанитарный
органолептический
токсикологический, в том числе эффекты:
репродуктивный
трансплацентарный
тератогенный
мутагенный
канцерогенный
37

ВАРИАНТЫ ДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ СРЕДЫ

КОМБИНИРОВАННОЕ - одновременное или
последовательное действие факторов одной природы
– химической, физической, биологической.
СОЧЕТАННОЕ – одновременное или последовательное
действие факторов разной природы (например,
химической и физической)
КОМПЛЕКСНОЕ – одновременное или последовательное
действие одного и того же фактора различными
путями – через желудочно-кишечный тракт, кожу и
органы дыхания (по скорости насыщения эффект
будет различный)
38
38

ВОЗМОЖНЫЕ ЭФФЕКТЫ КОМБИНИРОВАННОГО, СОЧЕТАННОГО И КОМПЛЕКСНОГО ДЕЙСТВИЙ

Аддитивный (суммация): 1 + 1 = 2
Менее чем аддитивный
(антагонистический): 1 + 1 = 1,5
Более чем аддитивный
(потенцированиированный,
умноженный): 1 + 1 = 2,5
39

КРИТЕРИИ ВРЕДНОГО ДЕЙСТВИЯ ФАКТОРА НА ОРГАНИЗМ:

ОБЩЕБИОЛОГИЧЕСКИЕ – изменения ЦНС, физическое развитие,
дезадаптация, видовые (сред. продолжительность жизни)
ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ – нарушение психических функций, угнетение
эмоциональной сферы, поведение, межличностные отношения
РЕПРОДУКТИВНЫЕ – изменения генетического материала, ВПР
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ – функции физиологических систем
БИОХИМИЧЕСКИЕ – биохимические константы тканей, нарушение
структуры и пространственной организации нуклеиновых кислот
ИММУНОЛОГИЧЕСКИЕ – неспецифические показатели
иммунологической реактивности, антитела как специфический
фактор
МЕТАБОЛИЧЕСКИЕ – скорость, угнетение ключевых ферментов и др.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ – деструкция клеточных структур
СТАТИСТИЧЕСКИЕ – коэффициент вариации - 10%, критический
уровень значимости по Стьюденту от 0,05 до 0,1 (пластичных /
жестких показателей), коэффициент регрессии.
40

ВИДЫ ДЕЙСТВИЯ ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ: по времени

ПОСТОЯННОЕ действие – непрерывное, в
течение всего периода наблюдения.
ИНТЕРМИТТИРУЮЩЕЕ
действие

перемежающееся.
Обычно
это
понятие
используется для вредных веществ, как следствие
колебания концентраций в воздухе. Часто
оказывается более вредным, чем постоянное
действие.
ПРЕРЫВИСТОЕ действие – это частный случай
интермиттирующего,
когда
вдыхание
яда
чередуется с вдыханием чистого воздуха.
41

4. ОСОБЕННОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В РАЗЛИЧНЫХ ОБЪЕКТАХ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

42

Объекты среды – это воздух, вода, почва, продукты, игрушки и проч. Гигиеническое нормирование химических веществ в различных объектах окру

Объекты среды – это
воздух, вода, почва,
продукты, игрушки и
проч. Гигиеническое
нормирование
химических веществ в
различных объектах
окружающей среды
имеет свои особенности:
и как процесс и как
результат (разные ПДК).
43

Особенности гигиенического регламентирования химических веществ в ВОЗДУХЕ

Лучше всего разработана нормативная база для воздуха:
атмосферного и воздуха рабочей зоны. В обоих случаях
устанавливаются три вида нормативов:
1. Предельно допустимые концентрации (ПДК) –
максимально разовые
2. Предельно допустимые концентрации
среднесуточные (для атмосферного воздуха) или
среднесменные (для рабочей зоны)
3. Ориентировочный безопасный уровень воздействия
(ОБУВ)
Все – в мг/м3
44

ОСОБЕННОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА: 3 критерия вредности (В.А. Рязанов):

1. Допустимой признается концентрация, которая не
оказывает вредного воздействия на человека, на его
самочувствие и работоспособность.
2. Привыкание к загрязнениям атмосферного воздуха
должно рассматриваться как неблагоприятный эффект.
3. Концентрации веществ, неблагоприятно действующие на
растительность, климат местности, прозрачность
атмосферы и условия жизни населения следует считать
недопустимыми. Однако экологические эффекты
атмосферных загрязнений при разработке ПДК в
атмосферном воздухе не исследуются: гигиена – это не
экология.
45

ОСОБЕННОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА

Для гигиенической оценки воздушной среды при
условии комбинированного действия ядов с
эффектом
суммации,
существует
формула
(Аверьянова):
С1/ПДК1+ С2/ПДК2 +... Сn/ПДКn 1
где С1, С2, Сn – концентрации каждого вещества в
воздухе, ПДК1, ПДК2, ПДКn – установленные для
них ПДК.
46

ОСОБЕННОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЯ ВЕЩЕСТВ В ВОДЕ:



допустимые уровни (ОДУ), мг/л. В ходе
нормирования обязательно исследуются:
1. стабильность веществ в воде и способность их
к биотрансформации,
2. влияние на органолептические свойства
воды
3. влияние на санитарный режим водоема,
4. токсические свойства веществ
47

ОСОБЕННОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЯ В ПОЧВЕ:

Разработаны предельно допустимые
концентрации (ПДК) и ориентировочные
допустимые концентрации (ОДК), безопасное
остаточное количество пестицидов (БОК), все в
мг/л. В ходе нормирования исследуются:
общесанитарное действие вещества,
миграционное водное,
миграционное воздушное,
фитоаккумуляционное (или транслокационное)

23945 0

Гигиена (от грсч. hygieinos — здоровый, целебный; Hygieia — богиня здоровья у древних греков) — наука о здоровье, профилактическая медицинская дисциплина, изучающая влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни, разрабатывающая нормативы, требования и санитарные мероприятия, направленные на оздоровление населенных мест, условий жизни и деятельности людей.

Обычно наряду с термином «гигиена» употребляют и другой термин — «санитария». В настоящее время термином «санитария» обозначают комплекс мер по практическому применению разработанных гигиенической наукой нормативов, санитарных правил и рекомендаций.

Задачи гигиены:
- изучение природных и антропогенных (вредных) факторов окружающей среды и социальных условий, влияющих на здоровье населения;
- изучение закономерностей влияния факторов на организм человека или популяцию;
- разработка и научное обоснование гигиенических нормативов, правил, рекомендаций и т.п.;
- максимальное использование положительно влияющих на организм человека факторов окружающей среды;
- устранение неблагоприятно действующих факторов или ограничение их влияния на население до безопасных уровней;
- внедрение и применение в хозяйственной деятельности человека разработанных гигиенических нормативов, правил, рекомендаций, указаний;
- прогнозирование санитарно-эпидемиологической ситуации на ближайшую и отдаленную перспективу.

Экология (от греч. oikos — дом, жилище, местопребывание и logos — слово, учение) как научная дисциплина о среде обитания живых организмов долгие годы была разделом биологии, изучающим взаимоотношения живой и неживой природы, биоты и окружающей среды. В настоящее время фундаментальная экология представляет систему наук, изучающих общие законы функционирования экологических систем как в природных условиях, так и в условиях интенсивного техногенного и антропогенного воздействия в процессе хозяйственной деятельности человека. Таким образом, экология становится наукой о взаимоотношениях природы и общества.

Экологию человека рассматривают как аналог аутоэкологии в пределах экологии животных (воздействие на организм и его реакции) и с позиций взаимодействия антропосистемы и среды жизни. Последний круг вопросов часто обозначают термином «социальная экология». Разделение экологии и социальной экологии связано с двойственными качествами человека. Когда речь идет об индивиде, репродуктивной группе и т.п., говорят об экологии человека, а когда рассматривается социальный ряд (личность, семья и т.д.) — о социальной экологии.

Экология человека — это не только накопление конкретных знаний, это наука, ищущая методы нравственного и духовного воспитания человека, пути перестройки его мышления для осознания своей роли в природе (гражданская ответственность за состояние окружающей среды).

Экология как наука сложна и многогранна. Условно ее можно разделить на различные направления. Ландшафтная экология изучает приспособление организмов к географической среде, формирование биоценотических комплексов различных ландшафтов, биологические характеристики этих комплексов, их влияние на среду обитания,

Еще одно направление экологии — исследование конкретных механизмов, с помощью которых осуществляется приспособление к изменчивым условиям среды, необходимое для бесперебойного функционирования биологических систем разного уровня. Это направление называют функциональной, или физиологической, экологией, так как большинство адаптивных механизмов имеет физиологическую природу.

В последнее время все более широкое применение получает количественная экология, изучающая динамику отдельных экологических систем, их продуктивность, а также вкиочающая математическое моделирование тех или иных экологических процессов.

В теоретическом плане большое значение имеет эволюционная экология, основные задачи которой — выявление экологических закономерностей эволюционного процесса, путей и форм становления видовых адаптации, а также реконструкция экосистем прошлого Земли (палеоэкология) и выявление роли человека в их преобразовании (археоэкология).

Гигиена и экология основываются на фундаментальных теоретических науках: философии, физике, химии, математике, общей биологии, географии, геологии, нормальной и патологической физиологии. Гигиена включает ряд профилактических научных дисциплин: общую, коммунальную, радиационную, военную, военно-морскую, авиационно-космическую гигиену, гигиену труда, питания, детей и подростков, общественного здоровья.

Методы гигиенических исследований, гигиеническое нормирование

В практической деятельности используются следующие методы гигиенических исследований: гигиенического исследования и наблюдения, инструментально-лабораторные, гигиенического эксперимента, санитарной экспертизы, математико-статистического анализа, клинические, эпидемиологические методы и т.п.

1. Методы гигиенического исследования и наблюдения. Долгое время эти методы были почти единственными при изучении влияния условий жизни на здоровье населения, сегодня они не потеряли своего значения и являются основными в практической деятельности врачей-гигиенистов.

2. Инструментально-лабораторные методы. Включают арсенал физических, химических, физиологических, биохимических, микробиологических и других методик исследования организма человека и объектов окружающей среды.

3. Методы гигиенического эксперимента. Используются главным образом в научных исследованиях, проводимых в лабораторных и научных условиях.

4. Методы санитарных экспертиз. Экспертная оценка (исследоание) документов (проектов, технологических регламентов и т.п.), объектов окружающей среды (пищевых продуктов, товаров для леей, издательской продукции и др.) в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

5. Методы математико-статистического анализа. Дают возможность исследовать влияние того или иного фактора на человека или коллектив, определять достоверность результатов исследований, а также оценивать эффективность гигиенических рекомендаций.

6. Клинические методы. Находят широкое применение для определения не только выраженных клинических нарушений, но и преморбидных состояний у практически здоровых людей. Используют биохимические, иммунобиологические и другие тесты. Особое место занимают клинические методы при изучении профессиональных заболеваний рабочих, выявлении ранних признаков этих заболеваний и обосновании проведения профилактических мероприятий.

7. Эпидемиологические методы. С помощью этих методов изучают изменение здоровья населения под влиянием различных эндогенных (генетических, возрастных и др.) и экзогенных социальных и природных (химических, биологических, психогенных и др.) факторов. Наиболее распространенная и простая форма применения эпидемиологического метода — «поперечные» (одномоментные) исследования. В таких исследованиях наблюдение за воздействием факторов окружающей среды на здоровье населения относится к одному моменту. «Поперечные» исследования позволяют изучить уровень здоровья населения на момент обследования, выявить факторы, способные повлиять на возникновение и развитие заболевания.

Длительное, динамическое наблюдение за здоровьем определенного контингента населения называется «продольным» исследованием. Оно позволяет проследить изменения в состоянии здоровья во времени. В зависимости от направленности наблюдения «продольные» исследования разделяются на ретроградные, изучающие произошедшие события, или перспективные, направленные на события, которые будут происходить. Эпидемиологические методы дают возможность с помощью статистических исследований или клинических наблюдений получить данные о здоровье коллектива.

В.И. Архангельский, В.Ф. Кириллов

Введение………………………………………………………… ….…3

История развития гигиены…………………………………………....4

Гигиеническое нормирование………………………………………... 6

Методы обоснования гигиенических норм…………………...….…9

Гигиеническое нормирование факторов окружающей среды……..11

Заключение…………………………………………………… ………12

Список использованной литературы………………………………..13

Введение

Гигиена - медицинская наука, изучающая влияние окружающей среды и производственной деятельности на здоровье человека и разрабатывающая оптимальные, научно-обоснованные требования к условиям жизни и труда населения.

Здоровье населения неразрывно связано с общественным строем. Мероприятия, направленные на улучшение здоровья людей, эффективны тогда, когда они проводятся в масштабе всего населения. Впервые это стало возможным в нашей стране после Великой Октябрьской революции. Поэтому и основные задачи гигиенических исследований, проводимых в СССР, определены системой государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение работоспособности и воспитание здорового поколения. Гигиена-сложная, разносторонняя наука, охватывающая все стороны постоянно изменяющейся и развивающейся жизнедеятельности человека.

Гигиена, как и любая другая наука, прошла долгий путь развития. Важную роль в развитии гигиены сыграли основоположники отечественной медицины С.Г.Зыбелин и М.Я. Мудров, которые обобщили и разработали систему гигиенических мероприятий по предупреждению многих болезней, и основоположники отечественной гигиенической науки Ф.Ф. Эрисман, В.Г. Хлопин и др. Самобытный характер развития гигиены в России был связан сдеятельностью земских санитарных учреждений. Однако гигиеническая наука в царской России, несмотря на усилия прогрессивных ученых, не могла решить задач по укреплению здоровья народных масс; состояние здоровья населения находилось на крайне низком уровне. Ежегодно умирало около 1 млн. человек от эпидемических заболеваний и почти 2 млн. детей в возрасте до 1 года, или четвертая часть всех родившихся.

История развития гигиены

Гигиена возникла в далеком прошлом, когда люди использовали определенные навыки и обычаи для сохранения здоровья и жизни в неблагоприятных условиях окружающей среды.

Наибольшее развитие гигиенические навыки получили в Древней Греции и Древнеримской империи. Обобщая знания и опыт в области медицины, Гиппократ создал трактат «О воздухе, водах и мест остях», в котором описал влияние факторов среды на здоровье. В средние века Абу Али Ибн Сина (Авиценна) в своем знаменитом труде «Канон медицины» отразил вопросы гигиены жилища, одежды, питания, воспитания детей и др.

В славянских юродах в средневековье много внимания уделялось вопросам благоустройства, пищевой санитарии, соблюдению санитарных правил в войсках, личной гигиене. В развитии санитарной культуры В России неоценима роль Петра I, который создал Медицинскую канцелярию, пиал указы по охране здоровья населения, следил и санитарным состоянием и питанием войск. Значительное место занимала санитарная культура в Великом Княжестве Литовском.

Как наука гигиена начала формироваться в эпоху капитализма в конце XVIII в. С появления медицинских трудов П. Франка. X. Гуфеланда, М.В. Ломоносова, М.Я. Мудрова, Ж.Э. Жилибера и др. Экспериментальный и санитарно-статистический методы исследования в гигиене появились в середине XIX в. Большой вклад в развитие экспериментальной гигиены внесли М. Петтенкофер, А.П. Доброславин, Ф.Ф. Эрисман, превратившие гигиену в точную пауку.

А.П. Доброславин - первый профессор гигиены в России, создавший первую гигиеническую школу. Работал в области гигиены питания, школьной и военной гигиены.

Ф.Ф. Эрисман изучал вопросы школьной гигиены и санитарные условия в жилищах рабочих, занимался вопросами гигиены труда.

Развитие гигиены после революции связано с работами Н.А. Семашко, З.П. Соловьева, Г.В. Хлопина, которые много внимания уделяли вопросам организации здравоохранения, гигиене воды, методам гигиенических исследований. Не остались без внимания и гигиена труда, гигиена питания.

С 30-х годов XX в. гигиена как наука и предмет преподавания становится дифференцированной и направлена преимущественно на санитарно-технические вопросы охраны и оздоровления окружающей среды. Успехи ее в этот период связаны с плодотворной деятельностью А.Н. Сысина, А.Н. Марзеева, А.В. Молькова, Н.Ф. Галанина, А.А. Летавета и др.

В послевоенные годы перед гигиеной возникла задача изучения и гигиенического регламентирования влияния отдельных факторов среды и их комплекса в условиях научно-технического прогресса на здоровье населения. Большое внимание обращалось на лечебно-профилактические учреждения, воздушную среду производственных и жилых зданий, благоустройство объектов, состав воды, почвы, продукты питания, проблемы села, внедрение новой техники, освоение космического пространства. Науч-ной разработкой этих вопросов занимались В.А. Рязанов, С.Н. Черкинский, А.А. Минх. Н.Ф. Иэмсров. Р.Д. Габович, Г.И. Румянцев, белорусские ученые-гигиенисты З.К. Могилевчик, П.В. Остапеня и др.

На современном этапе гигиена глубоко и всесторонне изучает характер и закономерности влияния комплекса факторов окружающей среды на здоровье человека. Ведущее значение приобретает обоснование рекомендаций поличной гигиене и здоровому образу жизни, эффективной первичной и вторичной профилактике наиболее распространенных заболеваний сердечно-сосудистой системы, злокачественных болезней, детских инфекций, СПИДа.

В настоящее время важная роль отводится проблемам гигиенического нормирования совместного воздействия факторов среды различной природы и разработке максимально допустимых нагрузок, которые гарантируют сохранение здоровья людей.

Гигиеническое нормирование - это установление в законодательном порядке безвредных и безопасных для человека уровней воздействия вредных факторов окружающей среды: пре-дельно допустимых концентраций (ПДК) химических веществ и пыли, предельно допустимых уровней (ПДУ) физических факторов.

Гигиенический норматив - это максимальный физиологически безопасный для организма количественный уровень вредного фактора.

На сегодняшний день благодаря гигиеническому нормированию научно обосновано содержание более 1300 веществ в воде водоемов, более 600 - в атмосферном воздухе, более 100 - в пищевых продуктах, более 100 - в почве, более 1500 - в воздухе производственных помещений.

При проведении гигиенического нормирования одним из основных является принцип пороговости и лимитирующего показателя, сущность которого заключается в выделении наименьшей концентрации или уровня фактора, вызывающего достоверные отклонения определенного показателя жизнедеятельности.

На современном этапе интенсивно развивается гигиеническая диагностика, направленная на установление причинно-следственных связей между влиянием факторов окружающей среды и состоянием здоровья. В отличие от клинической диагностики, гигиеническая диагностика начинается с изучения и оценки окружающей среды, а оценка состояния здоровья чаще всего производится на популяционном уровне. Наиболее успешно гигиеническая диагностика осуществляется в отношении отдельных профессиональных групп, у которых труд сопровождается использованием резервных возможностей организма.

Одним из важнейших моментов в гигиенической диагностике является оценка риска неблагоприятного влияния факторов среды на здоровье. Риск для здоровья - это вероятность появления заболевания у человека за определенный интервал времени. Величина риска находится в прямой зависимости от состояния окружающей среды.

Для успешного осуществления гигиенической диагностики на территории Беларуси введен социально-гигиенический мониторинг, представляющий собой систему организационных, социальных, медицинских и санитарно-гигиенических мероприятий, обеспечивающих непрерывное наблюдение, оценку и прогноз состояния здоровья и окружающей среды, а также предупреждение, выявление и устранение вредного влияния факторов на здоровье населения.

Гигиеническое нормирование

В настоящее время проблема профилактики неблагоприятного воздействия факторов ОС занимает одно из первых мест, что обусловлено появлением новых неблагоприятных факторов ОС: физических, химических, биологических, социальных. Они действуют комплексно и способны вызывать различные заболевания.

Большое влияние оказывают химические факторы – известно более 11 млн. В экономически развитых странах используется более 100тыс. химических веществ, которые могут оказывать вредное влияние на здоровье. Эффекты химических веществ: канцерогенный, тератогенный, гонадотропный. Снизить вредное действие химических веществ можно путем создания технологий без применения токсических веществ или путем замены их менее токсическими. Чаще идут по пути регламентации по содержанию различных химических веществ в ОС – ПДК. Они разрабатываются с начала XX века на основании разработки пороговых концентраций. В 20-е годы в СССР были разработаны ПДК в рабочей зоне. Затем были разработаны законы методологического нормирования содержания веществ в ОС.

Любой норматив качества ОС всегда конкретен и основан на определенных признаках:

· Объект защиты: человек, растение, технологическое оборудование

· Среда, в которой нормируется и контролируется содержание вещества: вода, воздух, почва

· Критерий вредности: появление у человека заболевания или скрытой патологии

· Цена норматива: к каким последствиям может привести воздействие при данном нормативе

· Временная характеристика: на протяжении какого отрезка времени произошло воздействие

Методологические основы гигиенического нормирования химических веществ в различных объектах ОС – положения ВОЗ, комитета международной организации труда.

Гигиенический норматив (ГН) – установленное исследователями максимальное или минимальное количественное или качественное значение того или иного фактора среды обитания с позиции безопасности или безвредности его для человека.

Исходя из определения ГН, не должен вызывать аллергического действия, токсических реакций после воздействия на организм, также – не должны проявляться последействия через определенное время после его воздействия. Не должны оказывать неблагоприятное воздействие на физическое развитие и психическое состояние человека, не должны снижать самочувствие, работоспособность. Главное условие: обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения.

Объекты гигиенического нормирования:

1. Факторы природной среды: микроклимат, содержание микроэлементов, УФО. Для них установлены оптимальные и допустимые, максимальные и минимальные уровни.

1. Антропогенные факторы: различные химические вещества. Для них установлены ПДК. Также это – шум, вибрация, ионизирующее излучение, электромагнитное излучение. Для них установлены – предельно допустимые уровни и предельно допустимые дозы.

Нормативные акты:

Санитарные правила – регламентируют труд, быт, отдых, сохранение и укрепление здоровья.

Гигиенические нормативы – регламентируют гигиенические и эпидемические критерии безопасности и безвредности факторов ОС.

Санитарные нормы – оптимальные и предельно допустимые уровни комплексного влияния факторов ОС.

СанПИН – объединяет все правила.

Принципы нормирования:

1) Безвредность: берут во внимание воздействие на человека, а не на другие объекты 2) Опережение: осуществление профилактических мероприятий до того, как будут применять химические вещества по разработанным нормативам 3) Пороговое воздействие: основополагающий принцип. Это величины минимального уровня фактора, которые способны вызвать в организме экспериментальных животных статистически значимые изменения, которые выходят за физиологические понятия. Принцип связан с другим принципом - с зависимостью эффекта от дозы и концентрации, а также времени воздействия. Например, бензол при острых отравлениях поражает нервную систему, а в небольших, постепенно поступающих дозах – на кроветворение. 4) Моделирование вредного действия химических веществ в эксперименте: опыты на добровольцах или животных устанавливают пороговые концентрации, затем, в случае с животными, полученное значение снижают, так как обычно они менее чувствительны. Эксперимент – острый, подострый, хронический. Изучают половую, видовую чувствительность к факторам ОС. 5) Разделение объектов санитарной защиты: при нормировании используют различные критерии вредности. Изучают влияния химических веществ на органолептические свойства воды, наличие сапрофитной микрофлоры. Принимают во внимание лимитирующий показатель вредности по минимальному порогу концентрации. Хлориды в воде – органолептический лимитирующий – до 350мг/л. 6) Комплексное гигиеническое нормирование вредных веществ во всех средах: 7) Этапность в проведении исследований: нормирование по определенной программе. 8) Возможность переноса данных эксперимента на человека: человек более чувствителен, чем животные – введен коэффициент интерполяции, дающий гарантийную поправку. 9) Единство натурных и экспериментальных исследований: учитываются все показатели.



Просмотров