Методика расчета санитарно защитной зоны предприятия. Расчет расстояния до границы санитарно-защитной зоны. Санитарная классификация предприятий и объектов

Теоретическая часть

РГР 4. Расчет и построение санитарно-защитной зоны предприятия

Максимально допустимое расстояние от предприятия до населенных мест зависит от характера и количества возможных производственных выбросов в атмосферу (аэрозоли, пары, газы, копоть). Согласно требованиям «Санитарных нор проектирования промышленных предприятий» предусмотрено, что объекты, являющиеся источниками выделения вредных или неприятно пахнущих веществ, следует отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами. Размеры этих зон устанавливаются в зависимости от профиля предприятия, количества и токсичности выделяемых в окружающую среду вредных или неприятно пахнущих веществ (табл.1.3).

Т а б л и ц а 1.3

Размеры санитарно-защитных зон предприятий

Размеры и конфигурации СЗЗ уточняются для предприятий с учетом среднегодовой розы ветров в районе расположения.

В санитарно-защитных зонах располагают вспомогательные здания (гаражи, склады, столовые, здания охраны предприятия, пожарные депо и т.п.). Если в результате усовершенствования технологии и оборудования выделение вредных веществ уменьшилось или прекратилось, то по согласованию с органами санитарного надзора производство может быть отнесено к более низкому классу вредности.

Цель работы: расчет и графическое отображение уточненных размеров санитарно-защитной зоны предприятия.

Задание :для заданных класса предприятия и среднегодовой розы ветров (табл.1.4) произвести расчет и построение санитарно-защитной зоны предприятия.

1. По заданию преподавателя из табл. 1.4 исходных данных выбирают направления розы ветров, координаты источников выброса и класс вредности предприятия.

Т а б л и ц а 1.4

Варианты среднегодовой розы ветров, %

Направления ветров
1.Север
2.Северо-восток
3.Восток
4.Юго-восток
5.Юг
О к о ч а н и е т а б л. 1.4
6.Юго-запад
7.Запад
8.Северо-запад


2. Размеры санитарно-защитной зоны (СЗЗ) рассчитывают по формуле

L = L 0 P / P 0 , (1.58)

где L - расчетный размер СЗЗ, м; L о – размер СЗЗ (м), определенный «Санитарными нормами проектирования промышленных предприятий»; Р – повторяемость направлений ветров одного направления при круговой розе ветров, % (см. табл. 1.4); Р 0 – средняя повторяемость направлений ветров, например, при восьми направлениях розы ветров Р 0 = 100 / 8 = 12,5 %.

Расчет L производят для всех направлений ветров. Значения L отсчитывают от источников, находящихся на территории предприятия.

4. Для выполнения графической части на листе миллиметровой бумаги формата А3 вычерчивают координатную сетку, подобрав ее масштаб, ориентируясь на городские координаты (см. табл.1.1), возможно, 50 м. После этого на сетку наносят источники выбросов, обозначив их соответствующими цифрами. С учетом расположения источников условно очерчивают контур здания предприятия (например, одним прямоугольником или несколькими).

Для построения СЗЗ откладывают от обозначенного здания промышленного предприятия в масштабе расстояния L. Например, если при расчете для северного ветра получено L = 120 м, то, учитывая, что северный ветер дует с севера на юг, отмеряют L = 120 м от условной стены здания в южном направлении. Отмеренные в нужных направлениях 8 расстояний соединяют плавной линией. Очерченный этой линией контур представляет собой ССЗ. Кроме СЗЗ, на чертеже размещают исходную розу ветров (в стороне от основного построения).

  • Титульный лист установленной формы.
  • Цель РГР и задание.
  • Расчет уточненных размеров санитарно-защитной зоны.
  • Графическую часть с изображением санитарно-защитной зоны предприятия.
  • Список использованных литературных источников.

Контрольные вопросы

1.Что представляет собой санитарно-защитная зона предприятия?

2. Какие размеры санитарно-защитных зон установлены "Санитарными нормами проектирования предприятий"?

3. Почему размеры санитарно-защитной зоны требуют уточнения?

4. Как производится уточнение СЗЗ?

5. Как выполняется построение СЗЗ?

Предприятие «ГРАНИТ»

Для нахождения величины х (расстояния до участка местности в данном направлении, где концентрация загрязняющего вещества равна 1 ПДК с.с.), при условии 1 < x/x max ≤ 8 следует использовать формулу

x = 2,77 * x max (1,13 * C max / C * - 1) 1/2 ,

где C * = 1 ПДК с.с.

Определяем значения х для каждого из четырёх загрязняющих веществ:

    x (аммиак) = 2,77 * 287,32* (1,13 * 0,104 / 0,04 - 1) 1/2 = 1107,956 м;

    x (диоксид углерода) = 2,77 * 287,32 (1,13 * 0,140 / 3,0 - 1) 1/2 - (выражение в скобке является отрицательным числом, следовательно для данного загрязняющее вещества на любом расстоянии от источника выбросов не достигается концентрация, превышающая ПДК с.с.)

    x (зола) = 2,77 * 287,32 (1,13 * 0,130 / 0,5 - 1) 1/2 - (выражение в скобке является отрицательным числом, следовательно для данного загрязняющее вещества на любом расстоянии от источника выбросов не достигается концентрация, превышающая ПДК с.с.)

    x (формальдегид) = 2,77 * 287,32* (1,13 * 0,065 / 0,03 - 1) 1/2 = 3856,786 м

Рассчитываем соотношение Р/Р о для каждого из восьми румбов:




Размер санитарно-защитной зоны в зависимости от розы ветров определяется по формуле:

L = х * ,

где L – расстояние от источника выбросов до границы СЗЗ в рассчитываемом румбе розы ветров, м.

для аммиака

L ю (аммиак) = 1107,956 * 0,72 = 797,7 м

L ю-в (аммиак) = 1107,956 * 0,80 = 886,4 м

L в (аммиак) = 1107,956 * 0,64 = 709,1 м

L с-в (аммиак) = 1107,956 * 0,64 = 709,1 м

L с (аммиак) = 1107,956 * 2,96 = 3279,5 м

L с-з (аммиак) = 1107,956 * 1,28 = 1418,2 м

L з (аммиак) = 1107,956* 0,48 = 531,8 м

L ю-з (аммиак) = 1107,956* 0,48 = 531,8 м

для формальдегида

L ю (формальдегид) = 3856,786 * 0,72 = 2776,9 м

L ю-в (формальдегид) = 3856,786 * 0,80 = 3085,4 м

L в (формальдегид) = 3856,786 * 0,64 = 2468,3 м

L с-в (формальдегид) = 3856,786 * 0,64 = 2468,3 м

L с (формальдегид) = 3856,786 * 2,96 = 11416,1 м

L с-з (формальдегид) = 3856,786 * 1,28 = 4936,7 м

L з (формальдегид) = 3856,786 * 0,48 = 1851,3 м

L ю-з (формальдегид) = 3856,786 * 0,48 = 1851,3 м

Вариант № 5. Предприятие «ГРАНИТ»

Характеристика

Загрязняющее вещество

диоксид углерода

формальдегид

ПДК с.с. , мг/м 3

С max , мг/м 3







по формальдегиду

Ю-З Ю-В

С-В Ю-В

Масштаб: 1см = 1км.

Вывод: Согласно полученным результатам делаем вывод, что для нашего предприятия «ГРАНИТ» санитарно-защитная зона необходима, так как концентрация выбросов формальдегида и аммиака превышает предельно допустимые нормы.

Вопрос № 4. В пробе воды сразу же после взятия количество кислорода составляло m 1 = 6,0 мг, а в плотно закрытой бутылке с той же пробкой, хранящейся в темноте 5 суток, количество кислорода составляло m 2 = 5,0 мг. Первоначальная проба загрязнённой воды, впоследствии разбавленной, имела объём V 1 = 10 мл. Рассчитать БПК. Определить, какие из перечисленных водных организмов могут обитать в этой воде: личинка веснянки, личинка мошки, личинка крыска.

Ответ. Количество израсходованного на окисление органических веществ кислорода в V 1 =10 мл загрязнённой воды составило

m 1 - m 2 = 6,0 – 5,0 = 1 мг.

Таким образом, на V 1 =10 мл загрязнённой воды было израсходовано 1 мг кислорода. На 1 литр (1000 мл) загрязнённой воды потребуется для окисления органических веществ 100 мг кислорода. Отсюда следует, что БПК равняется 100 мг×л -1 .

Вопрос № 5. Биогеоценотический уровень воздействия загрязнения биосферы.

Ответ.

БИОГЕОЦЕНОЗ (от био..., гео... и лат. coenosis, от греч. koenosis - общность, общение), участок земной поверхности с определённым составом живых организмов и косных компонентов (приземный слой атмосферы, солнечная энергия, почва и др.), объединённых обменом вещества и энергии в единый природный комплекс. Загрязнённые биогеоценозы становятся источниками загрязнения других, относительно чистых экосистем.

Производственная деятельность человека, как мощный фактор воздействия на биогеоценозы, способствующий нарушению в них равновесия, их изменению. Загрязнение биогеоценозов (воздуха, почвы, воды) промышленными и бытовыми отходами, его последствия (кислотные дожди, вызывающие гибель растений, особенно деревьев; накопление в почве и водоёмах солей тяжёлых металлов – результат работы автомобильного транспорта, поглощение этих веществ грибами, растениями, которые иногда приводят к отравлению людей, и др.).

Изменения в биогеоценозах под влиянием сельскохозяйственной деятельности. Например, перевыпас скота на пастбищах способствует резкому ухудшению их качества; исчезновение из травостоя видов съедобных высокорослых трав и заселению биогеоценоза низкорослыми, колючими и горькими растениями (чертополох, полынь).

Изменение экосистемы леса под влиянием деятельности человека. Заготовка древесины ценных пород деревьев без учёта годичного прироста – причина смены видового состава леса, замены ценных пород (сосны, ели, пихты, лиственницы) на малоценные (берёзу, осину, ольху) и др. Изменение экосистемы леса при использовании его в рекреационных целях (для отдыха людей): уплотнение почвы – причина заболевания корневых систем, смены травянистой растительности; заселения леса устойчивыми к вытаптыванию травами, которые препятствуют появлению всходов древесной растительности. Всё это ведёт к изреживанию древостоя, изменению видового состава деревьев, трав, птиц, насекомых и др.

Вопрос №6. Каковы причины глобального процесса атмосферного загрязнения?

Ответ.

Причины загрязнения атмосферного воздуха:

12 ноября 2015 г. исполнилось 5 лет с того момента, когда установление санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ) для действующего (в т.ч. промышленного) объекта стало необязательным. Однако по сей день сохраняется практика выдачи владельцам таких объектов предписаний о необходимости обязательного установления СЗЗ, несмотря на то что положения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения говорят об обратном.

Как правило, при обосновании своей позиции о необходимости разработки СЗЗ для действующего промышленного объекта инспекторы Роспотребнадзора ссылаются на письмо Роспотребнадзора от 22.11.2010 № 01/16400-0-32 «О разъяснении изменений № 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03». Однако данное письмо не является нормативным правовым актом , не содержит обязательных требований и, к слову, было признано утратившим силу письмом Роспотребнадзора от 24.08.2012 № 01/9550-12-32 «О разъяснении отдельных положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (новая редакция)» (далее — письмо № 01/9550-12-32).

Давайте разберемся, насколько правы представители административного органа в своем стремлении обязать владельцев действующих объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания человека, разрабатывать и устанавливать СЗЗ.

Где кроется корень зла?

Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 13.07.2015; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ) в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются СЗЗ организаций . Размеры таких СЗЗ определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 был утвержден СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Согласно п. 1.2 (в действующей редакции от 09.09.2010) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся , реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Приведенная редакция п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 действует с 12 ноября 2010 г. , т.е. со дня вступления в силу Изменений и дополнений № 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 № 122 (далее — Изменения и дополнения № 3).

До 11 ноября 2010 г. включительно п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 выглядел немного по-другому (выделено автором):

Таким образом, в соответствии с Изменениями и дополнениями № 3 действующие объекты были исключены из области применения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. В связи с этим с 12 ноября 2010 г. СЗЗ разрабатываются и устанавливаются в обязательном порядке только в том случае, если объект строится или реконструируется . Если же указанная деятельность не ведется, оснований для разработки проекта СЗЗ попросту нет.

Тем не менее на практике «благодаря» искаженному толкованию санитарно-эпидемиологических требований возникают неправомерные ситуации.

Ситуация № 1

Владельцы действующих объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания человека, периодически привлекаются к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за необеспечение установления СЗЗ.

В качестве обоснования указанного подхода его сторонники, как правило, указывают:

  • п. 3 ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ :

Извлечение
из Федерального закона № 96-ФЗ

Статья 16. Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности

[…]
3. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
[…]

Как видим, в данном пункте не указано, в отношении каких именно объектов (действующих, вновь строящихся, реконструируемых) необходимо устанавливать СЗЗ;

  • п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (выделено автором):

Извлечение

[…]
3.1. Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
[…]

  • п. 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (выделено автором):

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

[…]
3.12. Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).
[…]

Рассматриваемый подход в большинстве случаев используется как удобный повод для привлечения лица к административной ответственности, а не для цели улучшения ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Например, промышленный объект исторически находится в центре населенного пункта. Установление СЗЗ для данного действующего объекта не будет отвечать главному и, по сути, единственному своему назначению — недопущению размещения территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания в зоне негативного влияния объекта.

Тем не менее владелец объекта привлекается к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ и получает от административного органа предписание с формулировкой «обеспечить разработку и установление СЗЗ».

Учитывая, что ориентировочный размер СЗЗ в данном случае, как правило, не может быть соблюден, хозяйствующий субъект вынужден «подгонять» СЗЗ под границу промышленной площадки, что делает процедуру установления СЗЗ просто-напросто бессмысленной.

В противовес такому подходу отметим, что п. 3 ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ не преследует цели детально определить, для каких именно объектов разрабатывается и устанавливается СЗЗ, а содержит лишь бланкетное положение. В свою очередь, п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 четко устанавливает, в каких случаях применение санитарных правил является обязательным: к ним относятся строительство или реконструкция соответствующего объекта.

Ситуация № 2 (обратная)

Владельцам действующих объектов, проявившим инициативу установить СЗЗ в добровольном порядке, отказывают в установлении СЗЗ в связи с тем, что требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не распространяются на действующие объекты.

Такие случаи действительно встречаются, хотя и достаточно редко. В подобной ситуации с использованием приведенных выше положений Федерального закона № 96-ФЗ и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 можно разъяснить представителю Роспотребнадзора, выступающему оппонентом, что установление СЗЗ является не только обязанностью , но и правом владельца объекта.

При этом в соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование СЗЗ осуществляется на всех этапа х разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И УСТАНОВЛЕНИЯ СЗЗ

Итак, мы обозначили типовые подходы к разработке СЗЗ, основанные на неверном толковании норм действующего законодательства. Теперь перейдем к этапам разработки и установления СЗЗ для объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания человека.

Для начала отметим, что в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 все объекты, оказывающие воздействие на среду обитания человека (в т.ч. промышленные объекты и производства), подразделяются на пять классов опасности (I-V классы).

Класс опасности объекта в первую очередь определяет ориентировочный размер расчетной СЗЗ, который должен быть подтвержден по результатам проведенных натурных исследований и измерений.

Сам процесс установления СЗЗ можно условно разбить на 5 основных этапов и 1 факультативный:

  • основные этапы :

1) разработка проекта СЗЗ;

2) проведение экспертизы проекта расчетной СЗЗ;

3) проведение натурных исследований и измерений для подтверждения расчетных размеров СЗЗ;

4) получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект СЗЗ;

5) установление СЗЗ Главным государственным санитарным врачом РФ или Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ;

  • факультативный этап — внесение сведений о границах установленной СЗЗ в правила землепользования и застройки муниципального образования.

Этап I. Разработка проекта СЗЗ

Разработка проекта СЗЗ требуется только для объектов I-III классов опасности (см. п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). При этом данная «льгота» является весьма противоречивой, т.к. иного порядка установления СЗЗ, кроме рассмотрения уполномоченным органом проекта СЗЗ и результатов его экспертизы, в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не имеется.

На рассматриваемом этапе проводятся расчеты для определения необходимых (достаточных) размеров СЗЗ объекта.

Ориентировочные размеры СЗЗ для различных объектов приводятся в гл. VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Однако, даже обнаружив свой объект в санитарной классификации, владелец данного объекта не может быть уверен в том, что указанный размер СЗЗ является достаточным, что обусловливает необходимость проведения расчетов размеров СЗЗ для конкретного объекта.

Этап II. Проведение экспертизы проекта расчетной СЗЗ

В соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в составе документации, представляемой в уполномоченный орган для установления СЗЗ, должны быть представлены результаты экспертизы проекта СЗЗ с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями .

Таким образом, на данном этапе к процессу разработки и установления СЗЗ привлекают экспертное учреждение — аккредитованную организацию. Как правило, в качестве таковой выступают центры гигиены и эпидемиологии, однако положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не ограничен круг организаций, которые могут быть привлечены к проведению экспертизы. Единственным критерием выбора такой организации является наличие у нее аккредитации.

Следует отметить, что уточнений насчет надлежащей области аккредитации привлекаемых организаций СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не содержат.

Этап III. Проведение натурных исследований и измерений для подтверждения расчетных размеров СЗЗ

Согласно п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров СЗЗ для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

Таким образом, подтверждение достаточности расчетных размеров СЗЗ осуществляется посредством обязательного проведения натурных исследований и измерений. При этом документом, определяющим количество исследований и измерений, а также номенклатуру исследований и измерений, является программа наблюдений, утверждаемая в составе проекта СЗЗ.

Существует два самых распространенных мифа, связанных с порядком проведения натурных исследований и измерений при установлении СЗЗ:

1) исследования должны проводиться в течение всего календарного года;

2) количество исследований должно составлять:

  • 50 измерений в год — для объектов I и II классов опасности;
  • 30 измерений в год — для объектов III-V классов опасности.

Последний миф связан с тем, что до вступления в силу Изменений и дополнений № 3 (т.е. до 12 ноября 2010 г.) пп. 4.2 и 4.3 содержали соответствующие положения (выделено автором):

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
(в ред. от 06.10.2009; утратила силу 12.11.2010)

[…]
4.2. Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании:
[…]
- систематических (годовых) натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (не менее пятидесяти дней исследований
[…]
4.3. Для промышленных объектов и производств размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании:
[…]
- систематических натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (тридцать дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух.
[…]

Начиная же с 12.11.2010 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не содержит требований к продолжительности и количеству исследований и измерений.

При этом в соответствии с письмом № 01/9550-12-32 (которое, напомним, не является нормативным правовым актом) при составлении программы натурных исследований и измерений рекомендуется распределять их в течение года посезонно .

Таким образом, при проведении экспертизы проекта расчетной СЗЗ отсутствуют основания для предъявления требований к минимальному количеству исследований и измерений. Однако включение в программу наблюдений определенного количества исследований и измерений может осуществляться по рекомендации организации, проводящей экспертизу.

Этап IV. Получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект СЗЗ

Обязательным условием установления СЗЗ является предварительное получение санитарно-эпидемиологического заключения (далее — СЭЗ) на проект СЗЗ.

В различных субъектах Российской Федерации существуют разночтения, которые касаются в основном определения момента времени, когда необходимо получить СЭЗ:

1) до начала проведения натурных исследований и измерений (на проект расчетной СЗЗ);

2) после проведения натурных исследований и измерений (на проект окончательной СЗЗ).

«Благодаря» размытым формулировкам положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 этот вопрос более чем неоднозначный.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 13.07.2015; далее — Федеральный закон № 52-ФЗ) проекты СЗЗ утверждаются при наличии СЭЗ о соответствии данных проектов санитарным правилам .

После прочтения указанного положения возникает вопрос: что в Федеральном законе № 52-ФЗ подразумевается под понятием «проекты СЗЗ» ? Ведь проектирование СЗЗ осуществляется в два этапа — разработка расчетной СЗЗ и разработка окончательной СЗЗ (выделено автором):

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

[…]
2.2. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона , выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) — на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
[…]

В свою очередь, в соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление, изменение размеров установленных СЗЗ для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации в том числе на основании:

При этом согласно п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры СЗЗ могут быть установлены, изменены на основании решения и СЭЗ Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя в том числе на основании результатов экспертизы проекта СЗЗ с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).

Как видно из приведенных положений, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не дает четкого ответа на вопрос о том, на каком этапе проект СЗЗ следует представить в Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации.

Как результат — наличие противоречивой практики в регионах: в одних регионах страны принято получать СЭЗ на проекты расчетной СЗЗ до проведения натурных исследований и измерений, а в других, напротив, управления Роспотребнадзора готовы выдавать СЭЗ только после проведения натурных исследований и измерений и доработки (при необходимости) проекта окончательной СЗЗ.

Расставить точки над «i» в 2012 г. попытался Роспотребнадзор:

Извлечение
из письма Роспотребнадзора от 27.11.2012 № 01/13460-12-32
«О санитарно-защитных зонах»

[…]
В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проект санитарно-защитной зоны утверждается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам.
[…] рассмотрение проектов расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств I, II, III класса опасности и неклассифицированных объектов, а также выдача на указанные материалы санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам осуществляется управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.
[…]

Таким образом, Центральный аппарат Роспотребнадзора считает, что СЭЗ оформляется в отношении проекта расчетной СЗЗ (т.е. до проведения натурных исследований и измерений).

Этап V. Установление СЗЗ Главным государственным санитарным врачом РФ или Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ

Процедура установления СЗЗ различается в зависимости от того, к какому классу опасности отнесен объект, являющийся источником воздействия на среду обитания человека.

В случае если объект отнесен к I или II классу опасности , СЗЗ устанавливается Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ (п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В отношении объектов III, IV и V классов опасности СЗЗ устанавливается решением Главного государственного санитарного врача субъекта РФ (п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Учитывая, что специальный срок для рассмотрения документов и принятия решения об установлении (отказе в установлении) СЗЗ действующим законодательством не предусмотрен, документация заявителя должна быть рассмотрена в пределах общего срока рассмотрения обращений граждан — 30 календарных дней.

Этап VI (факультативный). Внесение сведений о границах установленной СЗЗ в правила землепользования и застройки муниципального образования

Напомним, что одной из основных целей установления СЗЗ является недопущение размещения в ее границах объектов с нормируемыми показателями качества среды обитания человека (например, жилой застройки).

При этом решения о начале строительства различных объектов на земельных участках, оказавшихся в границах установленной СЗЗ предприятия, или о предоставлении таких земельных участков гражданам принимаются без ведома владельцев объектов, для которых установлена СЗЗ.

Подобные случаи впоследствии приводят к бесконечному разбору хозяйствующими субъектами «писем счастья» от недовольных жителей по поводу неприятного запаха и чрезмерного шума, исходящих от предприятий, и судебным тяжбам по спорам, связанным с нарушением режима СЗЗ.

Предотвратить застройку и предоставление земельных участков под застройку иногда можно, уведомив администрацию муниципального образования о состоявшемся установлении СЗЗ с указанием на необходимость внесения в правила землепользования и застройки изменений, направленных на нанесение «красных линий» на карту населенного пункта.

Справедливости ради надо сказать, что у хозяйствующих субъектов, безусловно, нет обязанности информировать органы муниципальной власти об установлении СЗЗ предприятия , однако такой обязанности нет и у главных государственных санитарных врачей РФ и субъектов РФ.

В свою очередь, органы местного самоуправления, оставаясь в неведении, рано или поздно без каких-либо угрызений совести могут распорядиться принадлежащими им земельными участками, например, предоставив их для целей строительства.

Своевременное уведомление представителей муниципальной власти в будущем может послужить веским аргументом в пользу предприятия при возникновении спора о недопустимости нарушения режима СЗЗ путем размещения в ее границах «несовместимых» территорий или объектов.

В соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (в ред. от 30.01.2015), издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается .

Подробнее о разработке данного документа см.:

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: история, проблемы и перспективы // Справочник эколога. 2014. № 4. С. 6-8;

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: анализируем изменения в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 5. С. 10-21;

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: последствия изменений и экспертиза СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 6. С. 7-11;

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: изменения № 4 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 7. С. 10-12;

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: экспертиза СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 8. С. 21-28;

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: страсти по СанПиН // Справочник эколога. 2015. № 1. С. 15-18 (прим. редакции) .

В соответствии с данной статьей нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа :

  • на граждан — от 100 до 500 руб.;
  • на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 до 1000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Речь идет о результатах экспертизы проекта расчетной СЗЗ до проведения натурных исследований и измерений.

Те, кто сталкивался с установлением границы санитарно-защитной зоны для своего предприятия наверняка путался в понятиях ориентировочная, расчетная и установленная СЗЗ.

Проясним ситуацию.

Ориентировочная санитарно-защитная зона

В СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 помимо прочей информации, относящейся к санитарно-защитным зонам, приводится «Санитарная классификация промышленных объектов и производств тепловых электрических станций, складских зданий и сооружений и размеры ориентировочных санитарно-защитных зон для них». В классификации указаны границы в метрах от источника воздействия, участка или промплощадки до ее внешнего рубежа, за которым вред от деятельности предприятия не будет нанесен ни окружающей среде, ни населению. Это и есть ориентировочная санитарно-защитная зона, точнее, ее границы.

Приведем пример классов, типов производств и размера СЗЗ.

I класс – (производство сероуглерода, производство глинозема, горнообогатительные комбинаты, лесохимические комплексы, свиноводческие комплексы и т.д) - СЗЗ=1000 м ;
II класс - (производство соляной кислоты, производство автомобилей, объекты по добыче гипса, производство древесного угля, фермы крупного рогатого скота от 1200 до 2000 коров и до 6000 ското-мест для молодняка и т.д) - СЗЗ=500 м;
III класс - (производство никотина, судоремонтные предприятия, промышленные объекты по добыче торфа фрезерным способом, деревообрабатывающее производство, фермы овцеводческие на 5 - 30 тыс. голов и т.д) - СЗЗ=300 м;
IV класс – (производство мыла, типографии с применением свинца, сборка мебели с лакировкой и окраской, тепличные и парниковые хозяйства и т.д) - СЗЗ=100 м;
V класс
- (производство спичек, производство котлов, промышленные объекты (карьеры) по добыче карбоната калия открытой разработкой, сборка мебели из готовых изделий без лакирования и окраски, хранилища фруктов, овощей, картофеля, зерна и т.д) - СЗЗ=50 м.

Если вы не нашли типа своего предприятия в классификации промышленных объектов и производств (раздел VII СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03), это означает, что для вашего вида деятельности не установлен ориентировочный размер. В этом случае вам необходимо разработать проект расчётной СЗЗ.

Если вы нашли свое предприятие в документе, и оно относится к I-III классу опасности, проект расчетной СЗЗ все равно необходим. Для предприятий V класса опасности проект разрабатывать не требуется. Однако разработка СЗЗ желательна для предприятий всех типов производства, если от жителей ближайших домов поступают жалобы на шум/дым/запах.

Расчетная санитарно-защитная зона

Итак, вам необходимо произвести расчет санитарно-защитной зоны. Для этого инженер-эколог выполняет проект, который полностью называется «Проект обоснования размера расчетной санитарно-защитной зоны»
(сокращенно - проект СЗЗ).

В ходе подготовки проекта рассчитывается граница СЗЗ в метрах. В нем обосновываются размеры санитарно-защитной зоны для предприятия по результатам расчетов загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на окружающую среду.

Расчёты выбросов загрязняющих веществ осуществляется с использованием действующих методических пособий и специализированных программных средств. Расчеты рассеивания производятся с использованием программы «УПРЗА Эколог» фирмы «Интеграл».

Расчеты шума производятся в соответствии с действующими нормативными документами, а также с использованием специализированных программ.

Окончательная санитарно-защитная зона

Окончательная санитарно-защитная зона – это установленная СЗЗ на основании полученных результатов от натурных измерений и наблюдений для полного подтверждения расчетных параметров.

После того как инженер-эколог подготовил проект обоснования размера расчетной СЗЗ, документ направляют в ФБУЗ для получения экспертного заключения и далее в Роспотребнадзор. На основании экспертного заключения ФБУЗ «ЦГиЭ» и проекта Роспотребнадзор выдаёт санитарно-эпидемиологическое заключение.

В заключении говорится, что проект обоснования расчётной СЗЗ соответствует эпидемиологическим правилам и нормативам СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03, СанПин 1.6.1032-01, ГН 2.1.6.1338-03, ГН 2.1.6.2309-07, СН 2.2.4/2.1.8.526-96.

Это говорит о том, что инженер-эколог, как специалист, верно рассчитал размер СЗЗ и границу, на ней и за пределами которой нет превышения предельно допустимых концентрации загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест и предельно допустимых уровней физического воздействия на атмосферный воздух.

Однако расчеты инженера необходимо проверить опытным путем. Для этого привлекается аккредитованная лаборатория, которая используя проект, а конкретно таблицу «План проведения натурных исследований атмосферного воздуха и уровней шума для обоснования размеров санитарно-защитной зоны для предприятия», производит замеры в течение целого года.

Спустя год после передачи данных таблицы мониторинга аккредитованной лаборатории и после получения всех протоколов замеров, предприятию необходимо подготовить отчёт о подтверждении достаточности размеров СЗЗ.

В отчете на основании проекта расчетной СЗЗ и протоколов замеров доказывается, что размер санитарно-защитной зоны определен верно. То есть, на границе СЗЗ предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ и уровни шума не превышают установленные нормативы. Значит, за пределами СЗЗ деятельность предприятия не оказывает негативного воздействия на окружающую среду.

После подготовки отчёта о подтверждении достаточности размеров СЗЗ отчет снова отправляется в Роспотребнадзор.

Спустя 30 рабочих дней Роспотребнадзор направляет ответное письмо на имя предприятия-заказчика об установлении (окончательной) санитарно-защитной зоны для предприятия N.

Остались вопросы по статье?

Задать вопрос, который не раскрыт в статье, или получить коммерческое предложение на услугу “Проект санитарно-защитной зоны” можно обратившись по почте

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) создается в целях уменьшения отрицательного влияния промышленных предприятий на окружающее население. СЗЗ представляет собой зону зеленых насаждений, которая располагается между промышленной и жилой зонами.

Ширина СЗЗ определяется как расстояние между промышленной площадкой (территорией) и жилым районом, а не между основным источником выбросов и жилой территорией. Зона должна быть озеленена не менее чем на 40 % установленной ширины.

Санитарно-защитные зоны делятся на пять классов:

1 класс – 1000 м;

2 класс – 500 м;

3 класс – 300 м;

4 класс – 100 м;

5 класс – 50 м.

Санитарно-защитные зоны при необходимости могут быть увеличены. Само по себе удаление предприятий от жилого района не решает проблему уменьшения загрязнения атмосферы. Тем не менее наличие зеленых насаждений в них способствуют очищению пыли в 2 раза и сернистого газа – в 3 раза. Если СЗЗ будут малоэффективными, то предприятие должно быть выведено за пределы города или населенного пункта.

Размеры СЗЗ предприятий устанавливаются в соответствии с разделом 8 СН 245-71 «Санитарные нормы проектирования промышленных предприятий».

Полученный путем расчета размер СЗЗ уточняется как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения в зависимости от розы ветров района расположения предприятия по формуле:

где L 0 – расчетное расстояние, м, от источников загрязнения до границы СЗЗ без учета поправки на розу ветров, для которого концентрация вредных веществ превышают ПДК;

Р – среднегодовая повторяемость направлений ветров рассматриваемого румба, %;

Р 0 – повторяемость направлений ветров одного румба при круговой розе ветров (например, при восьмирумбовой розе ветров
).

Расчет массы выбросов вредных веществ при покраске

Количество вредных веществ, выделяющихся в процессе покраски, зависит от марки краски, вида растворителя и определяется согласно формуле:

Т/год, (5.11)

где q м – расход краски, кг/ч;

k k - содержание рассчитываемого компонента в составе летучей части отделочного материала, %, определяется в соответствии с таблицами 2, 3, 4, 5, 6;

0,8 – коэффициент поступления летучих веществ в атмосферу;

Т – годовой фонд рабочего времени, ч/год;

10 -3 – коэффициент пересчета массы выбросов с килограмм на тонны.

Таблица 5.6 Состав растворителей, %

Компонент

Бутиловый спирт

Метилэтилкетон

Сольвент-нафта

Циклогексанон

Этилглюкольацетат

Этилцеллозольв

Продолжение таблицы 5.6

Компонент

Метилэтилкетон

Пропиленкарбонат

Сольвент-нафта

Уайт-спирит

Хлорбензол

Циклогексанон

Этилацетат

Этилгликольацетат

Этилцеллозольв

Таблица 5.7 Состав нитрогрунтовок, нитроцеллюлозных лаков распределительной, разравнивающей жидкостей, %

Компонент

Грунтовка

Разравнив. жидкость РМЕ

Распред. жидкость НЦ-313

Нитрополитура

Полировочная вода № 18

Бутилацетат

Этилацетат

Этилцеллозольв

Циклогексанон

Окситерпеновый растворитель

Сольвент-нафта

Формальдегид

Бензин «галоша»

Летучая часть

Сухой остаток

Таблица 5.8 Состав полиэфирных, поли- и нитроуретановых лаков, %

Компонент

ПЭ-251, «Б»

УР-249, 2М»

Бутилацетат

Метилизобу-тилкетон

Циклогексанон

Этилгликоль-ацетат

Летучая часть

Сухой остаток

Таблица 5.9 Состав эмалей, %

Компонент

Бутилацетат

Этилцеллозольв

Этилацетат

Сольвент-нафта

Уайт-спирит

Циклогексанон

Летучая часть

Сухой остаток

Таблица 5.10 Состав шпатлевок и грунтовок

Компонент

ПР-032, ГС или ГФ-0163

Бутилацетат

Сольвент-нафта

Этилацетат

Уайт-спирит

Летучая часть

Сухой остаток



Просмотров