Лифт для пожарных подразделений: нормы и требования. Лифты для перевозки пожарных подразделений: назначение и требования Приставной пожарный лифт

Пожарные лифты, предназначенные для перевозок пожарных подразделений, как правило, устанавливаются в зданиях с большим количеством людей, где в случае пожара, необходима быстрая мобилизация, эвакуация пассажиров и доставка пожарных подразделений к месту возгорания. Пожарный лифт должен быть устроен таким образом, чтобы беспрепятственно перевозить бригады из нескольких человек на нужные этажи, а также быть полностью оснащённым необходимым оборудованием.

В первую очередь, грузоподъемность пожарных лифтов по требованиям технического регламента должна быть не менее 630 кг для того, чтобы иметь возможность перевозки большого количества человек. Помимо этого, в силу своей специфичности, пожарные лифты должны быть пригодны для транспортирования спасаемых людей и людей на носилках, а поэтому, должны иметь соответствующие габариты – размеры кабины по регламенту должны быть не менее 1м 10 см х 2 м 10 см, при этом ширина дверного проёма – не меньше 80 см.Отдельное внимание в техническом регламенте уделено крыше кабины лифта. В ней должен быть обязательно оборудован люк, размеры которого не должны быть меньше чем 50 х 70 см, при этом для пожарных лифтов, грузоподъёмность которых 630 кг, допускается уменьшить размеры люка минимум до 40 х 50 см.Также, пожарные лифты должны иметь особые материалы для отделки и облицовки стен, потолков, купе кабины. В первую очередь, они должны быть особо прочными и иметь группу горючести Г2, то есть умеренногорючие, продолжительность самостоятельного горения которых не более 30 секунд, а также, группу воспламеняемости В2, то есть умеренновоспламеняемые, имеющие величину критической плоскости теплового потока не более 35 киловатт на квадратный метр. Кроме того, все материалы в кабине лифта должны принадлежать к группе умеренной токсичности.

Важно отметить, что лифты для перевозки пожарных должны иметь возможность работы в режимах «Пожарная опасность» и «Перевозка пожарных подразделений». Разные режимы необходимы для того, чтобы лифт правильно действовал в обеих этих ситуациях, и мог доставить пассажиров и пострадавших на нижний этаж в любой ситуации, а также оперативно доставить пожарные подразделения к месту возгорания.Необходимо также, чтобы в режиме «Перевозка пожарных подразделений» кабина лифта для была оборудована средствами для подключения к системе двусторонней переговорной связи между диспетчерским пунктом или центральным пультом управления системы противопожарной защиты, а также с основным посадочным этажом. При этом, в целях экономии времени, переговорная связь из кабины лифта должна осуществляться без применения телефонных трубок.

Нормы пожарной безопасности НПБ 250-97
"Лифты для транспортирования пожарных подразделений в зданиях и сооружениях Общие технические требования"
(утв. приказом ГУГПС МВД РФ от 30 декабря 1997 г. N 82)

Fire fighting lifts. General technical requirements

Вводятся впервые

1. Область применения

1.1. Настоящие нормы устанавливают общие технические требования к пассажирским лифтам, имеющим режим работы "перевозка пожарных подразделений".

Проектирование, изготовление и применение таких лифтов следует осуществлять в соответствии с требованиями настоящих норм, а также государственных стандартов, норм и правил, действующих на территории Российской Федерации.

Требования настоящих норм обязательны для предприятий, организаций, объединений и юридических лиц, независимо от форм собственности и принадлежности на всей территории Российской Федерации, а также для граждан.

1.2. Отступления от требований настоящих норм подлежат согласованию органами государственной противопожарной службы МВД России в установленном порядке в соответствии с НПБ 03-93.

Основные параметры и размеры лифтов для пожарных

Таблица 1

N
п/п
Показатель Норма
1. Грузоподъемность, кг, не менее:
для жилых зданий 630
для общественных и производственных зданий 1000
2. Скорость перемещения в зависимости от высоты
подъема (Н, м) лифта, м/с, не менее
Н/60
3. Размеры кабины в плане:
для жилых зданий В соответствии
со СНиП 2.08.01
для остальных зданий В соответствии
с ПУБЭЛ

5. Конструктивное исполнение

5.1. Требования к конструкциям лифтов для пожарных

5.1.2. Размещение лифта для пожарных в здании (сооружении) должно быть предусмотрено на путях движения пожарных подразделений и обеспечивать доступ пожарных во все помещения на всех этажах.

5.1.3. В период нормального функционирования лифт для пожарных должен находиться в эксплуатации в качестве пассажирского лифта либо служебно-хозяйственного лифта.

Лифты для пожарных могут устанавливаться в самостоятельном лифтовом холле или в общем лифтовом холле с другими пассажирскими лифтами и объединяться с ними системами автоматического группового управления.

5.1.4. В непосредственной близости от лифта для пожарных, как правило, должен размещаться выход на эвакуационную лестничную клетку.

5.1.5. Один и тот же лифт для пожарных, как правило, не должен иметь остановок в наземных и подземных частях зданий (сооружений). Допускается, чтобы лифт имел остановки в надземной и двух уровнях подземной частей здания (сооружения), включая цокольный этаж. При трех и большем количестве уровней (этажей) подземной части следует применять отдельный лифт для пожарных, имеющий остановки на этих уровнях.

5.1.6. Двери кабин и шахт лифтов для пожарных должны быть автоматическими горизонтально-раздвижными центрального или бокового открывания, включая телескопическое исполнение, и сохранять работоспособность при избыточном давлении в шахте, создаваемом приточной противодымной вентиляцией.

5.1.7. Двери шахт лифтов для пожарных должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 1,0 ч (EI 60 по СНиП 21-01 и ГОСТ 30247.2). Допускается располагать лифт для пожарных в общей шахте с другими лифтами; в этом случае двери шахт всех лифтов, размещенных в общей шахте (рис.1), должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 1,0 ч (El 60 по СНиП 21-01 и ГОСТ 30247.2).

5.1.9. Ограждающие конструкции купе кабины (стены, пол, потолок и двери кабины) лифтов для пожарных следует изготавливать из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1 по ГОСТ 30244.

Пожарно-технические характеристики материалов для отделки (облицовки) поверхностей конструкций стен и потолков купе кабин лифтов для пожарных должны соответствовать следующим:

Группа горючести по ГОСТ 30244 Г2 группа воспламеняемости по ГОСТ 30402 В2 группа дымообразующей способности по ГОСТ 12.1.044, п.4.18 Д3 группа токсичности при горении по ГОСТ 12.1.044, п.4.20 Т2

Пожарно-технические характеристики материалов для покрытий пола купе кабин лифтов для пожарных должны соответствовать следующим:

Группа горючести по ГОСТ 30244 Г3 группа распространения пламени по ГОСТ Р 51032 РП2 группа дымообразующей способности по ГОСТ 12.1.044, п.4.18 Д3 группа токсичности при горении по ГОСТ 12.1.044, п.4.20 Т2

5.1.10. Материал покрытия пола кабины должен обеспечивать минимальный риск скольжения при его увлажнении или при увлажнении подошвы обуви пожарных.

Использование полированного камня (мрамор, гранит и т.п.) и других подобных материалов в качестве покрытия пола кабины не допускается.

5.1.11. В кабине лифта для пожарных должно быть установлено сигнальное устройство о перегрузке.

5.2. Требования к строительным конструкциям и оборудованию противопожарной защиты

5.2.1. Лифт для пожарных должен размещаться в выгороженной шахте. Ограждающие конструкции шахт должны иметь предел огнестойкости не менее 2,0 ч (REI 120 по СНиП 21-01 и ГОСТ 30247.1). В ограждающих конструкциях шахт допускается выполнять проемы и отверстия для установки дверей, оборудования лифта, а также для систем вентиляции.

5.2.2. Перед дверьми шахт лифтов для пожарных должны быть предусмотрены лифтовые холлы (тамбуры), как показано на рис.1 - 3, приведенных в прил.1 , с размерами, указанными в соответствующих СНиП.

При установке лифтов для пожарных в группе с другими пассажирскими лифтами лифтовой холл на основном посадочном этаже допускается не выгораживать.

5.2.3. В случае установки лифта для пожарных в выгороженной шахте с общим лифтовым холлом с другими лифтами (рис.2) ограждающие конструкции шахт этих лифтов должны быть с пределами огнестойкости не менее указанных в соответствующих СНиП, а двери шахт - 0,5 ч (Е 30 по СНиП 21-01, ГОСТ 30247.2).

5.2.4. Ограждающие конструкции лифтовых холлов (тамбуров) должны быть выполнены из противопожарных перегородок 1-го типа С противопожарными дверями 2-го типа со СНиП 2.01.02 (по СНиП 21 -01) в дымогазонепроницаемом исполнении. Указанные двери должны иметь устройства самозакрывания и уплотнения в притворах с обеспечением сопротивления дымогазопроницанию не менее 50 000 кг(-1) х м(-1).

5.2.5. Ограждающие конструкции и двери машинных помещений лифтов для пожарных вне зависимости от типа привода лифтов должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 2,0 ч и 1,0 ч соответственно (REI 120 и EI 60 по СНиП 21-01 и ГОСТ 30247.1, ГОСТ 30247.2).

Сопротивление дымогазопроницанию дверей машинных помещений должно быть не менее 50 000 кг(-1) х м(-1).

Каналы для прокладки гидроприводов должны иметь пределы огнестойкости не менее 1,0 ч (REI 60 по СНиП 21-01 и ГОСТ 30247.1).

5.2.6. Шахты лифтов для пожарных, а также их лифтовые холлы (тамбуры) в подземных и цокольных этажах зданий (сооружений) должны быть оснащены автономными системами приточной противодымной вентиляции для создания избыточного давления при пожаре по СНиП 2.04.05 . Количество подаваемого воздуха следует определять расчетом при скорости истечения не менее 1,3 м/с через одну открытую дверь лифтового холла или тамбура, для шахты - с учетом одной открытой двери на этаже пожара.

Для подачи воздуха в лифтовые холлы или тамбуры допускается применение систем, обслуживающих лифтовые шахты при устройстве в проемах их ограждающих конструкций нормально-закрытых противопожарных клапанов с пределами огнестойкости, не меньшими пределов огнестойкости ограждающих конструкций шахт.

5.2.7. В лифтовых холлах или тамбурах лифтов для пожарных должны быть установлены пожарные извещатели системы пожарной сигнализации зданий (сооружений).

5.2.8. При оборудовании зданий (сооружений) водяными установками пожаротушения размещение оросителей перед лифтами для пожарных и в холлах (тамбурах) этих лифтов не требуется.

5.2.9. Проникновение воды, используемой для тушения пожара, а шахты и машинные помещения лифтов для пожарных следует предотвращать посредством необходимых строительных мероприятий.

6. Системы управления, сигнализации, связи и энергоснабжения

6.2. Система управления должна позволять:

объединять групповым управлением лифты для пожарных между собой, а также с другими пассажирскими лифтами в соответствии с ПУБЭЛ ;

подключение к системе диспетчеризации и (или) центральному пульту управления системы противопожарной защиты (ЦПУ СПЗ).

6.3. Система управления лифтом для пожарных должна обеспечивать выполнение режимов: "пожарная опасность"; "перевозка пожарных подразделений".

6.4. В режиме "пожарная опасность" должен выполняться следующий алгоритм.

6.4.1. При возникновении пожара из системы автоматической противопожарной сигнализации здания (сооружения) в систему управления лифтом должен быть подан электрический сигнал.

6.4.2. После принятия сигнала о пожаре система управления лифтом автоматически переходит в режим "пожарная опасность", при котором обеспечивается принудительное движение кабины на основной посадочный этаж.

6.4.3. Если кабина находится в надземной части здания (сооружения), то:

6.4.3.1. При движении вверх кабина останавливается на ближайшем по ходу движения этаже и, не открывая двери, не реагируя на приказы и попутные зарегистрированные вызовы, отправляется вниз на основной посадочный этаж.

6.4.3.2. При движении кабины вниз или стоянке на любом этаже, кроме основного посадочного, кабина отправляется на основной посадочный этаж, не реагируя на приказы и зарегистрированные попутные вызовы. Если кабина стояла на этаже с открытыми дверьми и в ней находились пассажиры, двери автоматически закроются и кабина также отправится на основной посадочный этаж.

6.4.4. Если кабина находится в подземной части здания (сооружения), то:

6.4.4.1. При движении вниз кабина останавливается на ближайшем по ходу движения этаже и, не открывая двери, не реагируя на приказы и попутные зарегистрированные вызовы, отправляется на основной посадочный этаж.

6.4.4.2. При движении кабины вверх или стоянке на любом этаже, кроме основного посадочного, кабина отправляется на основной посадочный этаж, не реагируя на приказы и зарегистрированные попутные вызовы. Если кабина стояла на этаже с открытыми дверьми и в ней находились пассажиры, двери автоматически закроются и кабина также отправится на основной посадочный этаж.

6.4.5. Во всех случаях после прибытия кабины на основной посадочный этаж двери кабины автоматически открываются и остаются открытыми, после чего возможность дальнейшего движения кабины в этом режиме исключается.

6.6.3. В режиме "перевозка пожарных подразделений":

управление лифтом может производиться только из кабины;

действие вызовов с этажных площадок исключается;

лифт должен иметь возможность остановки по приказу с панели управления кабины на всех обслуживаемых этажах;

приказ для движения подается путем нажатия кнопки на панели управления с номером нужного этажа. После нажатия этой кнопки двери лифта начнут закрываться, при этом кнопку-приказ нужно держать в нажатом состоянии до полного закрытия дверей. Отпускание кнопки в процессе закрытия приводит к автоматическому возвращению дверей в открытое положение. Допускается закрытие дверей производить путем нажатия специальной кнопки, предусмотренной для использования только в режиме "перевозка пожарных подразделений". Причем действие специальной кнопки "Закрытие дверей" должно быть аналогичным описанному действию для кнопки приказов;

после остановки кабины на нужном этаже двери остаются в закрытом положении. После нажатия на специальную кнопку "Открытие дверей", используемую только в режиме "перевозка пожарных подразделений", двери лифта придут в движение. При этом специальную кнопку "Открытие дверей" нужно держать в нажатом состоянии до полного открытия дверей, отпускание кнопки в процессе открытия приводит к автоматическому возвращению дверей в закрытое положение. Для лифтов, которые в соответствии с ПУБЭЛ оснащены кнопкой "Открытие дверей", используемой в режиме нормальной эксплуатации, допускается специальной кнопки не устанавливать. При этом алгоритм работы кнопки "Открытие дверей" в этом режиме должен быть как у специальной кнопки "Открытие дверей". Допускается автоматическое открытие дверей в режиме "перевозка пожарных подразделений" после остановки кабины на основном посадочном этаже;

действие специальных кнопок "Открытие дверей" и "Закрытие дверей" в других режимах не допускается.

6.7. Гнездо для специального ключа, переводящего работу лифта, в режим "перевозка пожарных подразделений", а также специальные кнопки "Открытие дверей", "Закрытие дверей" (если они имеются), следует размещать вблизи пульта управления или на самом пульте управления в кабине. Допускается размещать гнездо для специального ключа, а также специальные кнопки в нише с дверкой.

Вместо запираемой дверки для закрытия ниши можно использовать стекло толщиной не менее 4 мм, которое разбивается при необходимости переключения лифта в режим "перевозка пожарных подразделений".

"Лифты для пожарных", устанавливаемые в общественных зданиях, в которых осуществляется контроль за входящими в здание лицами, допускается не оборудовать нишей для размещения специального ключа и специальных кнопок.

6.8. Аппараты и устройства, на работу которых оказывает вредное воздействие дым и повышенная температура по сравнению с допускаемой ГОСТ 22011 (фотоэлементы, сенсорные кнопки и т.п.), в конструкции лифта для пожарных применять не допускается.

6.9. Должно быть предусмотрено световое табло в кабине и на основном посадочном этаже, показывающее местоположение кабины и направление ее движения.

6.10. В режиме работы лифта "перевозка пожарных подразделений" должна быть обеспечена переговорная связь между диспетчерским пунктом или ЦПУ СПЗ, если такие имеются, и кабиной лифта, а также с основным посадочным этажом.

6.11. Энергоснабжение лифтов для пожарных производится как для электроприемников I категории согласно пп.1.2.17 и 1.2.18 ПУЭ . При этом в общественных зданиях высотой более 50 м от уровня подъезда пожарных машин до низа оконных проемов верхнего этажа (не считая верхних технических этажей) энергоснабжение лифтов для пожарных производится как для особой группы электроприемников I категории.

7. Методы контроля

7.1. Конструкции, оборудование и материалы, применяемые в лифтах для пожарных, подлежат испытаниям на огнестойкость и пожарную опасность.

Перечень конструкций, оборудования и материалов лифтов для пожарных, для которых необходимо проведение испытаний, включает:

противопожарные двери шахт;

противопожарные дымогазонепроницаемые двери лифтовых холлов (тамбуров) и машинных помещений;

воздуховоды приточной противодымной вентиляции;

противопожарные клапаны приточной противодымной вентиляции;

силовые и слаботочные электрокабели систем электропитания и связи пожарных лифтов;

материалы кабин.

7.2. Противопожарные двери шахт лифтов для пожарных подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям ГОСТ 30247.2.

7.3. Противопожарные дымогазонепроницаемые двери лифтовых холлов (тамбуров) и машинных помещений лифтов для пожарных подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям ГОСТ 30247.2 и на дымогазопроницаемость согласно требованиям "Методики испытания дверей и ворот на дымогазопроницаемость" (ВНИИПО МВД РФ, 1994), действующей до введения в действие НПБ "Двери и ворота. Метод испытаний на дымогазопроницаемость".

7.4. Воздуховоды приточной противопожарной вентиляции подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям НПБ 239.

7.5 Противопожарные клапаны приточной противодымной вентиляции подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям НПБ 241.

7.6. Электрокабели систем электропитания и связи лифтов для пожарных, подводящиеся к машинным помещениям, подлежат испытаниям на пожарную опасность согласно требованиям стандарта МЭК 331, ГОСТ 12176 .

7.7. Материалы кабин лифтов для пожарных подлежат испытаниям на пожарную опасность согласно требованиям ГОСТ 30244, ГОСТ 12.1.044, ГОСТ 30402.

7.8. Лифты для пожарных должны подвергаться техническому освидетельствованию согласно требованиям раздела II ПУБЭЛ.

При проведении полного и периодического технических освидетельствований должна проверяться работоспособность лифта в режимах: "пожарная опасность" и "перевозка пожарных подразделений".

7.9. Системы приточной противодымной вентиляции лифтов для пожарных подлежат приемосдаточным и периодическим испытаниям согласно требованиям НПБ 240.

______________________________

* Допускается использовать материалы с коэффициентом дымообразования до 750 м2/кг включительно.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЛИФТЫ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ

ПОЖАРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

В ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ.

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

НПБ 250-97

МОСКВА1998

Разработаны Главным управлением Государственной противопожарной службы (ГУГПС) МВД России, Всероссийским научно-исследовательским институтом противопожарной обороны (ВНИИПО) МВД России, МОС ОТИС.

Внесены и подготовлены к утверждению нормативно-техническим отделом ГУГПС МВД России.

Утверждены и введены в действиеприказом ГУГПС МВД России от 30.12.1997 г. № 82.

Дата введения в действие 01.01.1998 г.

Вводятся впервые.

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОТИВОПОЖАРНАЯ СЛУЖБА

НОРМЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

ЛИФТЫ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ

ПОЖАРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ

В ЗДАНИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ.

ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Fire fighting lifts

General technical requirements

НПБ 250-97

Дата введения в действие 01.01.1998 г.

1. Область применения

1.1. Настоящие нормы устанавливают общие технические требования к пассажирским лифтам, имеющим режим работы “перевозка пожарных подразделений”.

Проектирование, изготовление и применение таких лифтов следует осуществлять в соответствии с требованиями настоящих норм, а также государственных стандартов, норм и правил, действующих на территории Российской Федерации.

Требования настоящих норм обязательны для предприятий, организаций, объединений и юридических лиц,независимо от форм собственности и принадлежности, на всей территории Российской Федерации, а также для граждан.

1.2. Отступления от требований настоящих норм подлежат согласованию органами Государственной противопожарной службы МВД России в установленном порядке в соответствии с НПБ 03-93 .

2. Нормативные ссылки

5. Конструктивное исполнение

5.1. Требования к конструкциям лифтов для пожарных

5.1.1. Конструкции лифтов для пожарных должны соответствовать требованиям настоящих норм, ПУБЭЛ и ГОСТ 28911.

5.1.2. Размещение лифта для пожарных в здании (сооружении) должно быть предусмотрено на путях движения пожарных подразделений и должно обеспечивать доступ пожарных во все помещения на всех этажах.

5.1.3. В период нормального функционирования лифт для пожарных должен находиться в эксплуатации в качестве пассажирского либо служебно-хозяйственного лифта.

Лифты для пожарных могут устанавливаться в самостоятельном лифтовом холле или в общем, лифтовом холле с другими пассажирскими лифтами и объединяться с ними системами автоматического группового управления.

5.1.4. В непосредственной близости от лифта для пожарных, как правило, должен предусматриваться выход на эвакуационную лестничную клетку.

5.1.5. Один и тот же лифт для пожарных, как правило, не должен иметь остановок в надземных и подземных частях зданий (сооружений). Допускается, чтобы лифт имел остановки в надземной и 2 уровнях подземной частей здания (сооружения), включая цокольный этаж. При 3 и большем количестве уровней (этажей) подземной части следует применять отдельный лифт для пожарных, имеющий остановки на этих уровнях.

5.1.6. Двери кабин и шахт лифтов для пожарных должны быть автоматическими горизонтально-раздвижными центрального или бокового открывания, включая телескопическое исполнение, и должны сохранять работоспособность при избыточном давлении в шахте, создаваемом приточной противодымной вентиляцией.

5.1.7. Двери шахт лифтов для пожарных должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 1,0 ч (ЕI 60 по СНиП 21-01 и ГОСТ 30247.2). Допускается располагать лифт для пожарных в общей шахте с другими лифтами. В этом случае двери шахт всех лифтов, размещенных в общей шахте (см. приложение, ), должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 1,0 ч (ЕI 60 по СНиП 21-01 и ГОСТ 30247.2).

5.1.8. В крыше кабины лифта для пожарных в соответствии с ГОСТ 22011 должен быть предусмотрен люк, отвечающий требованиям ПУБЭЛ .

5.1.9. Ограждающие конструкции (стены, пол, потолок и двери) купе кабины лифтов для пожарных следует изготавливать из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1 по ГОСТ 30244 .

Пожарно-технические характеристики материалов для отделки (облицовки) поверхностей конструкций стен и потолков купе кабин лифтов для пожарных должны соответствовать следующим:

группа горючести по ГОСТ 30244 ................................. Г 2

группа воспламеняемости по ГОСТ 30402 ................... В 2

группа дымообразующей способности

5.1.10. Материал покрытия пола кабины должен обеспечивать минимальный риск скольжения при его увлажнении или при увлажнении подошвы обуви пожарных.

Использование полированного камня (мрамор, гранит и т. п.) и других подобных материалов в качестве покрытия пола кабины не допускается.

5.1.11. В кабине лифта для пожарных должно быть установлено сигнальное устройство о перегрузке.

5.2. Требования к строительным конструкциям и оборудованию систем противопожарной защиты

5.2.1. Лифт для пожарных должен размещаться в выгороженной шахте. Ограждающие конструкции шахт должны иметь предел огнестойкости не менее 2,0 ч (REI 120 по СНиП 21-01 и ГОСТ 30247.1) В ограждающих конструкциях шахт допускается выполнять проемы и отверстия для установки дверей, оборудования лифта, а также для систем вентиляции.

5.2.2. Перед дверьми шахт лифтов для пожарных должны быть предусмотрены лифтовые холлы (тамбуры), как показано на - приведенных в приложении, с размерами, указанными в соответствующих СНиП.

При установке лифтов для пожарных в группе с другими пассажирскими лифтами лифтовой холл на основном посадочном этаже допускается не выгораживать.

5.2.3. В случае установки лифта для пожарных в выгороженной шахте с общим лифтовым холлом с другими лифтами (см. приложение, ) ограждающие конструкции шахт этих лифтов должны иметь пределы огнестойкости не менее указанных в соответствующих СНиП, а двери шахт – 0,5 ч (Е 30 по СНиП 21-01 , ГОСТ 30247.2).

5.2.4. Ограждающие конструкции лифтовых холлов (тамбуров) должны быть выполнены из противопожарных перегородок 1-го типас противопожарными дверями 2-го типапо СНиП 2.01.02 (СНиП 21-01) в дымогазонепроницаемом исполнении. Указанные двери должны иметь устройства самозакрывания и уплотнения в притворах с обеспечением сопротивления дымогазопроницанию не менее 50000 кг -1 ·м -1 .

5.2.5. Ограждающие конструкции и двери машинных помещений лифтов для пожарных, вне зависимости от типа привода лифтов, должны быть противопожарными с пределами огнестойкости не менее 2,0 и 1,0 ч соответственно (REI 120 и EI 60 по СНиП 21-01 и ГОСТ 30247.1 , ГОСТ 30247.2).

Сопротивление дымогазопроницанию дверей машинных помещений должно быть не менее 50000 кг -1 ·м -1 .

Каналы для прокладки гидроприводов должны иметь пределы огнестойкости не менее 1,0 ч (REI 60 по СНиП 21-01 и ГОСТ 30247.1 ).

5.2.6. Шахты лифтов для пожарных, а также их лифтовые холлы (тамбуры) в подземных и цокольных этажах зданий (сооружений) должны быть оснащены автономными системами приточной противодымной вентиляции для создания избыточного давления при пожаре по СНиП 2.04.05. Количество подаваемого воздуха следует определять расчетом при скорости истечения не менее 1,3 м/с через одну открытую дверь лифтового холла или тамбура, для шахты – с учетом одной открытой двери на этаже пожара.

Для подачи воздуха в лифтовые холлы или тамбуры допускается применение систем, обслуживающих лифтовые шахты, при устройстве в проемах их ограждающих конструкций нормально-закрытых противопожарных клапанов, пределы огнестойкости которых не меньше пределов огнестойкости ограждающих конструкций шахт.

5.2.7. В лифтовых холлах или тамбурах лифтов для пожарных должны быть установлены пожарные извещатели системы пожарной сигнализации зданий (сооружений).

5.2.8. При оборудовании зданий (сооружений) водяными установками пожаротушения размещение оросителей перед лифтами для пожарных и в холлах (тамбурах) этих лифтов не требуется.

5.2.9. Проникновение воды, используемой для тушения пожара, в шахты и машинные помещения лифтов для пожарных следует предотвращать посредством необходимых строительных мероприятий.

6. Системы управления, сигнализации, связи и энергоснабжения

6.1. Система управления лифтом для пожарных должна отвечать требованиям настоящего раздела, ПУБЭЛ и ГОСТ 28911.

6.2. Система управления должна:

объединять групповым управлением лифты для пожарных между собой, а также с другими пассажирскими лифтами в соответствии с ПУБЭЛ ;

обеспечивать возможность подключения к системе диспетчеризации и (или) центральному пульту управления системы противопожарной защиты (ЦПУ СПЗ).

6.3. Система управления лифтом для пожарных должна обеспечивать выполнение режимов:

“пожарная опасность”;

“перевозка пожарных подразделений”.

6.6.3. В режиме “перевозка пожарных подразделений” управление лифтом может производиться только из кабины, действие вызовов с этажных площадок исключается, должна быть предусмотрена возможность остановки лифта по приказу с панели управления кабины на всех обслуживаемых этажах.

Приказ для движения подается путем нажатия кнопки приказов на панели управления с номером нужного этажа. После нажатия этой кнопки двери лифта начнут закрываться, при этом кнопку приказов нужно держать в нажатом состоянии до полного закрытия дверей. Отпускание кнопки в процессе закрытия приводит к автоматическому возвращению дверей в открытое положение. Допускается закрытие дверей производить путем нажатия специальной кнопки, предусмотренной для использования только в режиме “перевозка пожарных подразделений”. Причем действие специальной кнопки “Закрытие дверей” должно быть аналогичным описанному действию кнопки приказов.

После остановки кабины на нужном этаже двери остаются в закрытом положении. После нажатия на специальную кнопку “Открытие дверей”, используемую только в режиме “перевозка пожарных подразделений”, двери лифта начнут открываться. При этом специальную кнопку “Открытие дверей” нужно держать в нажатом состоянии до полного открытия дверей, отпускание кнопки в процессе открытия приводит к автоматическому возвращению дверей в закрытое положение. Для лифтов, которые в соответствии с ПУБЭЛ оснащены кнопкой “Открытие дверей”, используемой в режиме нормальной эксплуатации, допускается специальную кнопку не устанавливать. При этом алгоритм работы кнопки “Открытие дверей” в этом режиме должен быть таким же, как алгоритм работы специальной кнопки “Открытие дверей”. Допускается автоматическое открытие дверей в режиме “перевозка пожарных подразделений” после остановки кабины на основном посадочном этаже.

Действие специальных кнопок “Открытие дверей” и “Закрытие дверей” в других режимах не допускается.

6.7. Гнездо для специального ключа, переводящего работу лифта в режим “перевозка пожарных подразделений”, а также специальные кнопки “Открытие дверей”, “Закрытие дверей” (если они имеются) следует размещать вблизи пульта управления или на самом пульте управления в кабине. Допускается размещать гнездо для специального ключа, а также специальные кнопки в нише с дверкой.

Вместо запираемой дверки для закрытия ниши можно использовать стекло толщиной не менее 4 мм, которое разбивают в случае необходимости для переключения лифта в режим “перевозка пожарных подразделений”.

Лифты для пожарных, устанавливаемые в общественных зданиях, в которых осуществляется контроль за входящими в здание лицами, допускается не оборудовать нишей для размещения специального ключа и специальных кнопок.

6.8. Аппараты и устройства (фотоэлементы, сенсорные кнопки и т. п.), на работу которых оказывают вредное воздействие дым и повышенная температура, в конструкции лифта для пожарных применять не допускается.

6.9. Должно быть предусмотрено световое табло в кабине и на основном посадочном этаже, показывающее местоположение кабины и направление ее движения.

6.10. В режиме работы лифта “перевозка пожарных подразделений” должна быть обеспечена переговорная связь между диспетчерским пунктом или ЦПУ СПЗ, если такие имеются, и кабиной лифта, а также с основным посадочным этажом.

6.11. Энергоснабжение лифтов для пожарных производится как для электроприемников I категории согласно пп. 1.2.17 и 1.2.18 ПУЭ . При этом в общественных зданиях высотой более 50 м от уровня подъезда пожарных машин до низа оконных проемов верхнего этажа (не считая верхних технических этажей) энергоснабжение лифтов для пожарных производится как для особой группы электроприемников I категории.

7. Методы контроля

7.1. Конструкции, оборудование и материалы, применяемые в лифтах для пожарных, подлежат испытаниям на огнестойкость и пожарную опасность.

Перечень конструкций, оборудования и материалов лифтов для пожарных, для которых необходимо проведение испытаний, включает в себя:

противопожарные двери шахт;

противопожарные дымогазонепроницаемые двери лифтовых холлов (тамбуров) и машинных помещений;

воздуховоды приточной противодымной вентиляции;

противопожарные клапаны приточной противодымной вентиляции;

силовые и слаботочные электрокабели систем электропитания и связи пожарных лифтов;

материалы кабин.

7.2. Противопожарные двери шахт лифтов для пожарныхподлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям ГОСТ 30247.2 .

7.3. Противопожарные дымогазонепроницаемые двери лифтовых холлов (тамбуров) и машинных помещений лифтов для пожарных подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям ГОСТ 30247.2 и на дымогазопроницаемость согласно требованиям “Методики испытания дверей и ворот на дымогазопроницаемость” (ВНИИПО МВД России, 1994), действующей до введения в действие НПБ “Двери и ворота. Метод испытаний на дымогазопроницаемость”.

7.4. Воздуховоды приточной противодымной вентиляции подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям НПБ 239 .

7.5. Противопожарные клапаны приточной противодымной вентиляции подлежат испытаниям на огнестойкость согласно требованиям НПБ 241 ПУБЭЛ .

При проведении полного и периодического технических освидетельствований должна проверяться работоспособность лифта в режимах “пожарная опасность” и “перевозка пожарных подразделений”.

7.9. Системы приточной противодымной вентиляции лифтов для пожарных подлежат приемо-сдаточным и периодическим испытаниям согласно требованиям НПБ 240 .

Рис. 1 . Примеры размещения лифта для пожарных в общей шахте с другими пассажирскими лифтами:

1– лифт для пожарных;2– пассажирские лифты; 3 –противопожарная дверь шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости EI 60; 4 – противопожарная дверь шахты пассажирских лифтов с пределом огнестойкости EI 60; 5 – ограждающие конструкции общей шахты с пределом огнестойкости REI 120; 6 – противопожарные перегородки 1-го типа, ограждающие лифтовый холл (тамбур); 7 – противопожарная дверь 2-го типа лифтового холла (тамбура) в дымогазонепроницаемом исполнении

Рис. 2 . Примеры размещения лифта для пожарных в обособленной (выгороженной) шахте с общим лифтовым холлом с другими лифтами:

1 – лифт для пожарных; 2 – пассажирские лифты; 3 – противопожарная дверь шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости EI 60; 4 – противопожарная дверь шахты пассажирских лифтов с пределом огнестойкости E 30; 5 – ограждающие конструкциишахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости REI 120; 6 – противопожарные перегородки 1-го типа, ограждающие лифтовый холл; 7 – противопожарная дверь 2-го типа лифтового холла в дымогазонепроницаемом исполнении; 8 – ограждающие конструкции шахты пассажирских лифтов с пределами огнестойкости, установленными соответствующими СНиП

Рис. 3 . Примеры размещения лифта для пожарных у наружной стены общественного или производственного здания (сооружения):

1 – лифт для пожарных; 2 – противопожарная дверь шахты лифта для пожарных с пределом огнестойкости EI 60; 3 – ограждающие конструкциишахты с пределом огнестойкости REI 120; 4 – противопожарные перегородки 1-го типа, ограждающие лифтовый холл (тамбур); 5 – противопожарная дверь 2-го типа лифтового холла (тамбура) в дымогазонепроницаемом исполнении

О том, что строго запрещено пользоваться пассажирскими лифтами как в жилых многоквартирных домах, так и в общественных зданиях для эвакуации из них в случае возникновения пожара знают большинство людей, не прогуливавших уроки ОБЖ; реально, а не только на бумаге прошедших в специализированных центрах, в организации/на предприятии. Действительно, как показывает печальная статистика, они после отключения электроснабжения здания, заполнения лифтовых шахт дымом, часто превращаются в смертельную ловушку, из которой нет выхода.

Но, есть и исключение из правил – это пассажирские лифты, предназначенные также для безопасной оперативной перевозки пожарных, или специальные лифты, установленные исключительно для этой цели.

Чем конструктивно, какими техническими, эксплуатационными характеристиками они в лучшую сторону в части обеспечения безопасности отличаются от других своих «собратьев» по быстрой транспортировке людей на этажи, отметки зданий, инженерных, технологических сооружений пойдет речь в этой статье.

Правила установки в зданиях

Лифт для перевозки пожарных подразделений при делении строения на в обязательном порядке устанавливается в его каждой части. При использовании во время возведения лифтовой шахты стальных строительных элементов необходима для обеспечения, требуемого нормами, предела стойкости к огню.

Монтаж таких лифтов ведется в ходе строительства зданий/сооружений, реконструкции существующих, замене выработавших свой эксплуатационный ресурс пассажирских лифтов.

Пожарный лифт обычно не должен соединять наземные и подземные уровни здания/сооружения. Допустимо наличие остановок в наземных и двух подземных уровнях, включая цоколь. При наличии в здании три более подземных уровней требуется установка отдельного пожарного лифта с остановками на каждой отметке здания или сооружения.

Не только шахты таких лифтов, но и холлы/тамбуры в подземных этажах оснащаются самостоятельными системами/установками приточной вентиляции, создающими избыточное давление воздуха, вытесняющего дым из них.

При обеспеченности зданий, производственных объектов водяными монтаж или в холлах, тамбурах пожарных лифтов, а также непосредственно перед ними на отметке/этаже недопустим.

В то же время эти помещения защищаются пожарными извещателями установки АПС здания.

Режимы работы

Существует три режима. Пожарные нормы для лифтов говорят об этом следующее:

  • Перевозка пассажиров в нормальном повседневном режиме.
  • «Пожарная опасность» – режим установленной последовательности действий управляющей системы, который предписывает его принудительное движение на основной этаж посадки пассажиров, кроме команд непосредственно из кабины и поступающих по пути вызовов с этажей/отметок. По прибытии на посадочный, как правило, первый этаж лифт стоит с открытой дверью (дверями) до прибытия первого пожарного расчета.
  • «Перевозка пожарных подразделений» – алгоритм, обеспечивающий движение лифта, исключительно по командам пожарных из кабины. Это происходит не с помощью сенсорной панели, а только посредством нажимной не фиксируемой кнопки. При этом двери не открываются автоматически по прибытии на выбранную отметку здания, а исключительно по команде из кабины. Открытие происходит небыстро, что дает пожарным возможность оценки ситуации, подачи команды на закрывание дверей в случае непосредственной опасности.

Область применения

Согласно нормам ПБ пожарные лифты обязательны к установке на следующих объектах в:

  • зданиях учреждений для детей, престарелых, инвалидов, если высота здания превышает 10 м.
  • высотных жилых домах больше 50 м.
  • общественных, административных, производственных зданиях/сооружениях выше 28 м.
  • подземных автостояночных комплексах – при количестве этажей более двух.

Сегодня пожарные лифты становятся неотъемлемой инженерной системой противопожарной защиты современных жилых, общественных комплексов, новых производственных, инженерных объектов, технологических установок.

Когда нужен пожарный лифт и даже при его наличии, он не всегда используется. Почему – это непростой вопрос. Вызвано, это тем, что мало выполнить эту довольно сложную инженерную систему здания в полном соответствии с нормами ПБ, проектной документацией, обеспечив безопасность при использовании в условиях пожара; но и обеспечить его правильное обслуживание, ответственную эксплуатацию, взаимодействие специалистов инженерных служб объекта и сотрудников территориального подразделения МЧС.

Не секрет, что наученные печальным опытом использования такого инженерного оборудования, пожарные не без серьезных на то оснований, для чего достаточно вспомнить пожар на Останкинской телебашне; часто довольно скептически, крайне настороженно относятся к необходимости использования пожарных лифтов не в ходе учений, а в реальной обстановке по прибытии к месту вызова. Многие считают, что вести разведку, тушение пожара, лучше используя традиционные , а не полагаться на волю зачастую непредсказуемых технических устройств, становясь их заложниками в прямом смысле этого слова.

Конечно, это ни в коей мере не говорит о том, что нужно отказаться от этой инженерной системы. Для этого есть как минимум две важных причины: их установка обусловлена обязательными нормативными требованиями; а их использование экономит время, силы пожарных в ходе разведки, тушения очага, следовательно, повышает шансы на спасение людей, оперативную ликвидацию пожара.

Регламент работы и документация

В целом пожарные лифты аналогично другим подобным устройствам, предназначенным для перемещения в многоэтажных зданиях/сооружениях должны соответствовать «Техническому регламенту о безопасности лифтов», утвержденному Правительством РФ в 2009 году.

Для обеспечения безопасной и долговременной эксплуатации пожарных лифтов ГОСТы требуют, кроме регулярного обслуживания, проведения периодических и полных технических освидетельствований этих важных инженерных систем здания, в том числе в режимах «пожарная опасность», «перевозка пожарных подразделений».

Схожие требования предъявляются к противодымной вентиляции лифтовых шахт, холлов/тамбуров.

По всем результатам обслуживания, переосвидетельствований ведется, заполняется соответствующая техническая документация согласно установленным нормам.

Предлагаем Вам ознакомится с образцами лифтов зарубежных коллег, как видно из видео, этот лифт используются для перевозки пассажиров, но внутри предусмотрен специальный люк, для подразделений пожарной охраны. Если сотрудникам противопожарной службы понадобится данный лифт, то с помощью специального ключа, он может быть переведен в нужный режим работы



Просмотров