Легендарный ермак тимофеевич. Ермак Тимофеевич - биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация

Русский землепроходец, казачий атаман, предводитель похода в Сибирь (1582-1585), положившего начало ее присоединению к и освоению.

Достоверных сведений о времени и месте рождения Ермака Тимофеевича нет. Согласно распространенному мнению, имя «Ермак» происходит от сокращения имени «Ермолай».

Во 2-й половине XVI века Ермак в течение 20 лет возглавлял казачью станицу, «полевал» между Волгой и Доном. В начале 1580-х годов он предположительно участвовал вместе со своей станицей в Ливонской войне, совершил набег на ногайцев.

Уральские купцы и солепромышленники Строгановы пригласили Ермака и его казаков для охраны собственных владений от нападений сибирских татар. Осенью 1581 года во главе дружины он прибыл в (близ устья реки Колвы) и Соль-Камскую (на реке Каме).

С отрядом в 540 казаков (летописи называют и другие цифры) Ермак в сентябре 1582 года поднялся по реке Чусовой и ее притоку Межевая Утка, перешел на реку Актай (приток реки Баранчи, система Тобола). По рекам Баранче, Тагилу, Туре и Тоболу он спустился к Иртышу, преодолевая по пути сопротивление местных племен и татарских «воинских людей». 26 октября 1582 года после сражения под Чувашевым мысом казаки Ермака овладели столицей Кучумова «царства» - городом Сибирью (источники называют его также Искером и Кашлыком), располагавшемся при впадении реки Тобола в Иртыш (в 17 км от современного ). Хан Кучум и его люди бежали в степи. Дружина Ермака осталась зимовать в Сибири, куда вскоре стали приходить с выражением покорности местные хантыйские, мансийские и татарские князьки и мурзы. 5 декабря 1582 года в бою у озера Абалак ермаковцы разгромили отряд Маметкула, племянника Кучума.

Лето 1583 года Ермак употребил на покорение татарских городков и улусов по рекам Иртышу и Оби, встречая везде упорное сопротивление, и взял остяцкий город Назым. Осенью 1583 года атаман отправил гонцов к Строгановым и посла к атамана Ивана Кольцо. Царь богато одарил казаков и направил в подкрепление им 300 стрельцов.

Летом 1584 или 1585 года Ермак с небольшим отрядом двинулся в поход вверх по Иртышу. В ночь с 5 на 6 августа во время боя на острове на реке Вагае атаман попал в засаду, подстроенную сибирским ханом, и погиб. Будучи раненным, он попытался переплыть реку, но тяжелая кольчуга - дар царя - потянула его ко дну.

Из географических достижений Ермака Тимофеевича и его сподвижников следует отметить ознакомление с рекой Иртышом приблизительно на 1200 км от устья реки Шиш до впадения в Обь, с ее течением до реки Собь (около 800 км). Они продолжили открытие Западно-Сибирской равнины и обнаружили Белогорский материк - холмистую местность по правобережью нижней Оби. Главной политической заслугой Ермака Тимофеевича является присоединение к российскому государству Западной Сибири.

Происхождение

Происхождение Ермака в точности не известно, существует несколько версий.

«Родом неизвестный, душой знаменитый» , он, по одному преданию, был родом с берегов реки Чусовой . Благодаря знаниям местных рек, ходил по Каме , Чусовой и даже переваливал в Азию, по реке Тагил , пока не забрали служить-казачить (Черепановская летопись), по другому - уроженцем Качалинской станицы на Дону (Броневский). В последнее время всё чаще звучит версия о поморском происхождении Ермака (родом «з Двины з Борку»), вероятно имелась в виду Борецкая волость , с центром в селе Борок (сейчас - в Виноградовском районе Архангельской области) .

Сохранилось описание его внешности, сохраненное Семеном Ульяновичем Ремезовым в его «Ремезовском летописце» конца XVII века . Согласно С. У. Ремезову, отец которого - казачий сотник Ульян Моисеевич Ремезов - знал лично выживших участников похода Ермака, знаменитый атаман был

«вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом [то есть ростом] середней, и плоск, и плечист».

Вероятно, Ермак был сначала атаманом одной из многочисленных шаек волжских казаков, защищавших население на Волге от произвола и грабежа со стороны крымских и астраханских татар. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас челобитные «старых» казаков, адресованных царю, а именно: соратник Ермака Гаврила Ильин писал, что он 20 лет «полевал» (нёс военную службу) с Ермаком в Диком поле , другой ветеран Гаврила Иванов писал, что служил царю «на поле двадцать лет у Ермака в станице » и в станицах у других атаманов .

Сибирский поход Ермака

Инициатива этого похода, по летописям Есиповской и Ремизовской, принадлежала самому Ермаку, участие Строгановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. По свидетельству Строгановской летописи (принимаемому Карамзиным , Соловьёвым и другими), Строгановы сами позвали казаков с Волги на Чусовую и отправили их в поход, присоединив к отряду Ермака (540 человек) 300 ратных людей из своих владений .

Важно отметить, что в распоряжении будущего противника казаков, хана Кучума , находились силы, в несколько раз превосходившие дружину Ермака, но вооруженные значительно хуже. Согласно архивным документам Посольского приказа (РГАДА), всего хан Кучум располагал примерно 10-тысячной армией, то есть одним «туменом», а общая численность «ясачных людей», которые ему подчинялись, не превышала 30 тыс. взрослых мужчин .

Атаман Ермак на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде

Смерть Ермака

Оценка деятельности

Некоторые историки ставят очень высоко личность Ермака, «его мужество, предводительский талант, железную силу воли», но факты, передаваемые летописями, не дают указаний на его личные качества и на степень личного его влияния. Как бы то ни было, Ермак является «одной из самых примечательных фигур в русской истории», - пишет историк Руслан Скрынников .

Память

Память об Ермаке живёт в русском народе в легендах, песнях (например, «Песня о Ермаке» входит в репертуар Омского хора) и топонимах. Наиболее часто населённые пункты и учреждения его имени можно встретить в Западной Сибири. В честь Ермака названы города и сёла, спорткомплексы и спортивные команды, улицы и площади, реки и пристани, пароходы и ледоколы, гостиницы и др. О некоторых из них см. Ермак . Многие сибирские коммерческие фирмы имеют в своём собственном названии имя «Ермак».

Примечания

Литература

Источники

  • Грамота царя Ивана Васильевича в Югорскую землю князю Певгею и всем князьям Сорыкидским о сборе дани и о доставке её в Москву //Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. С. 6. - ISBN 5-85383-275-1
  • Грамота царя Ивана Васильевича на Чусовую Максиму и Никите Строгановым о посылке в Чердынь волжских казаков Ермака Тимофеевича с товарищи //Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. С.7-8. - ISBN 5-85383-275-1
  • Грамота царя Ивана Васильевича Семёну, Максиму и Никите Строгановым о приготовлении к весне 15 стругов для людей и запасов, направляемых в Сибирь //Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. С. 8-9. - ISBN 5-85383-275-1
  • «Дополнения к актам историческим», т. I, № 117;
  • Ремизовская (Кунгурская) летопись, изд. археологической комиссией;
  • Ср. Сибирские летописи, изд. Спасским (СПб., 1821);
  • Рычков А. В. Режевские сокровища. - Уральский университет, 2004. - 40 с. - 1500 экз. - ISBN 5-7996-0213-7

Исследования

  • Атаман Ермак Тимофеевич покоритель Сибирского царства. - М., 1905. 116 с.
  • Блажес В. В. О наименовании покорителя Сибири в исторической литературе и фольклоре // Наш край. Материалы 5 Свердловской областной краеведческой конференции. - Свердловск, 1971. - С. 247-251. (историография проблемы)
  • Бузукашвили М. И. Ермак. - М., 1989. - 144 с.
  • Гриценко Н. Воздвигнут в 1839 году // Сибирская столица, 2000, № 1. - С. 44-49. (памятник Ермаку в Тобольске)
  • Дергачёва-Скоп Е. Краткие повести о походе Ермака в Сибирь // Сибирь в прошлом, настоящем и будущем. Вып. III. История и культура народов Сибири: Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научной конференции (13-15 октября 1981 г.). - Новосибирск, 1981. - С. 16-18.
  • Жеребцов И. Л. Коми - сподвижники Ермака Тимофеевича и Семёна Дежнёва // НеВтон: Альманах. - 2001. - № 1. - С. 5-60.
  • Закшаускене Е. Знак с кольчуги Ермака // Памятники Отечества. Вся Россия: Альманах. № 56. Кн. 1. Первая столица Сибири. - М., 2002. С. 87-88.
  • Катанов Н. Ф. Предание тобольских татар о Кучуме и Ермаке // Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 4. - Екатеринбург, 2004. - С. 145-167. - ISBN 5-85383-275-1 (впервые опубликовано: то же // Ежегодник Тобольского губернского музея. 1895-1896. - Вып. V. - С. 1-12)
  • Катаргина М. Н. Сюжет о гибели Ермака: летописные материалы. Исторические песни. Предания. Российский роман 20-50-х годов XX века // Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 1994. - Тюмень, 1997. - С. 232-239. - ISBN 5-87591-004-6
  • Козлова Н. К. О «чуди», татарах, Ермаке и сибирских курганах // Капля [Омск]. - 1995. - С. 119-133.
  • Колесников А. Д. Ермак. - Омск, 1983. - 140 с.
  • Копылов В. Е. Земляки в названиях минералов // Копылов В. Е. Окрик памяти (История Тюменского края глазами инженера). Книга первая. - Тюмень, 2000. - С. 58-60. (в том числе о минерале ермакит)
  • Копылов Д. И. Ермак. - Иркутск, 1989. - 139 с.
  • Крекнина Л. И. Тема Ермака в творчестве П. П. Ершова // Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 1994. - Тюмень, 1997. - С. 240-245. - ISBN 5-87591-004-6
  • Кузнецов Е. В. Библиография Ермака: Опыт указания малоизвестных сочинений на русском и частью на иностранных языках о покорителе Сибири // Календарь Тобольской губернии на 1892 год. - Тобольск, 1891. - С. 140-169.
  • Кузнецов Е. В. К сведениям о знамёнах Ермака // Тобольские губернские ведомости. - 1892. - № 43.
  • Кузнецов Е. В. Находка ружья покорителя в Сибири // Кузнецов Е. В. Сибирский летописец. - Тюмень, 1999. - С. 302-306. - ISBN 5-93020-024-6
  • Кузнецов Е. В. Начальная пиитика о Ермаке // Тобольские губернские ведомости. - 1890. - № 33, 35.
  • Кузнецов Е. В. Об очерке А. В. Оксёнова «Ермак в былинах русского народа»: Библиография известий // Тобольские губернские ведомости. - 1892. - № 35.
  • Кузнецов Е. В. Сказания и догадки о христианском имени Ермака // Кузнецов Е. В. Сибирский летописец. - Тюмень, 1999. - С.9-48. - ISBN 5-93020-024-6 (см. также: то же // Лукич. - 1998. - Ч. 2. - С. 92-127)
  • Миллер, «Сибирская история»;
  • Небольсин П. И. Покорение Сибири // Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 3. - Екатеринбург, 1998. - С. 16-69. ISBN 5-85383-127-5
  • Оксенов А. В. Ермак в былинах русского народа // Исторический вестник, 1892. - Т. 49. - № 8. - С. 424-442.
  • Панишев Е. А. Гибель Ермака в татарских и русских легендах // Ежегодник-2002 Тобольского музея-заповедника. - Тобольск, 2003. - С. 228-230.
  • Пархимович С. Загадка имени атамана // Лукич. - 1998. - № 2. - С. 128-130. (о христианском имени Ермака)
  • Скрынников Р. Г. Ермак. - М., 2008. - 255 с (серия ЖЗЛ) - ISBN 978-5-235-03095-4
  • Скрынников Р. Г. Сибирская экспедиция Ермака. - Новосибирск, 1986. - 290 с.
  • Солодкин Я. Был ли двойник у Ермака Тимофеевича? // Югра. - 2002. - № 9. - С. 72-73.
  • Солодкин Я. Г. К изучению летописных источников о сибирской экспедиции Ермака // Тезисы докладов и сообщений научно-практической конференции «Словцовские чтения-95». - Тюмень, 1996. С. 113-116.
  • Солодкин Я. Г. К спорам о происхождении Ермака // Западная Сибирь: история и современность: Краеведческие записки. Вып. II. - Екатеринбург, 1999. - С. 128-131.
  • Солодкин Я. Г. Поминались ли «ермаковы казаки» вне Тобольска? (Как Семён Ремезов ввёл в заблуждение многих историков) // Сибирский исторический журнал. 2006/2007. - С. 86-88. - ISBN 5-88081-586-2
  • Солодкин Я. Г. Рассказы «Ермаковых казаков» и начало сибирского летописания // Русские. Материалы VII-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2004 г., г. Тобольск). - Тобольск, 2004. С. 54-58.
  • Солодкин Я. Г. Редакции синодика «Ермаковым казакам» (к истории раннего сибирского летописания) // Словцовские чтения-2006: Материалы XVIII Всероссийской научной краеведческой конференции. - Тюмень, 2006. - С. 180-182. - ISBN 5-88081-558-7
  • Солодкин Я. Г. Хронология «Ермакова взятия» Сибири в русском летописании первой половины XVII в. //Земля Тюменская: Ежегодник Тюменского областного краеведческого музея: 2005. Вып. 19. - Тюмень, 2006. - С. 9-15. - ISBN 5-88081-556-0
  • Солодкин Я. Г. «…А СЕ НАПИСАХ К СВОЕМУ ИЗПРАВЛЕНИЮ» (СИНОДИК «ЕРМАКОВЫМ КАЗАКАМ» И ЕСИПОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2005. № 2 (20). С. 48-53.
  • Софронов В. Ю. Поход Ермака и борьба за ханский престол в Сибири // Научно-практическая конференция «Словцовские чтения» (Тезисы докладов). Сб. 1. - Тюмень, 1993. - С. 56-59.
  • Софронова М. Н. О мнимом и реальном в портретах сибирского атамана Ермака // Традиции и современность: Сборник статей. - Тюмень, 1998. - С. 56-63. - ISBN 5-87591-006-2 (см. также: то же // Тобольский хронограф. Сборник. Вып. 3. - Екатеринбург, 1998. - С. 169-184. - ISBN 5-85383-127-5)
  • Сутормин А. Г. Ермак Тимофеевич (Аленин Василий Тимофеевич). Иркутск: Восточно-Сибирское книжное изд-во, 1981.
  • Фиалков Д. Н. О месте гибели и захоронения Ермака // Сибирь периода феодализма: Вып. 2. Экономика, управление и культура Сибири XVI-XIX вв. - Новосибирск, 1965. - С. 278-282.
  • Шкерин В. А. Сылвенский поход Ермака: ошибка или поиск пути в Сибирь? //Этнокультурная история Урала, XVI-XX вв.: Материалы международной научной конференции, г. Екатеринбург, 29 ноября - 2 декабря 1999 г. - Екатеринбург, 1999. - С. 104-107.
  • Щеглов И. В. В защиту 26 октября 1581 г. // Сибирь. 1881. (к дискуссии о дате похода Ермака в Сибирь) .

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Имя: Ермак Тимофеевич (Василий Аленин)

Дата рождения: 1532 г.

Возраст: 53 года

Деятельность: казачий атаман, завоеватель Сибири

Семейное положение: не был женат

Ермак Тимофеевич: биография

Ермак Тимофеевич – знаменитый русский завоеватель и землепроходец. О происхождении воина сложено немало легенд, а над разгадкой биографии покорителя Сибири бился не один историк. Одни уверяют, что Ермак был донским казаком, другие считают его уральцем. Благодаря Ермаку России принадлежат земли, раньше считавшиеся Сибирским ханством.

Детство и юность

Исследователи выделяют несколько расхожих версий о том, где родился и вырос Ермак. В те времена не было принято оставлять записи о появлении на свет детей, поэтому ничего выдающегося о годах юности завоевателя не известно.


По легенде, его дед был жителем Суздаля и посадским человеком. Отец Тимофей от нищеты бежал на землю, принадлежавшую купцам Строгановым. Родитель атамана осел неподалеку от реки Чусовой, женился и воспитывал двух сыновей. По некоторым данным, детей звали Родион и Василий. Ученые предполагают, что последний и стал Ермаком.

Он плавал на плоскодонном судне по Каме и Волге под началом Строгановых. Затем решил заняться разбоем, после чего стал атаманом и получил имя Ермак. В словаре Даля это слово расшифровывается как мельничный жернов, и ассоциативный ряд становится логичным. Могучего воина вполне могли звать Ермаком. Было у известного полководца и прозвище, придуманное соратниками – Поволский.


Интересный факт: своеобразный псевдоним мужчины означал «человек с Волги». «Сибирская летопись» 1907 года открыла фамилию, которую носил Ермак – Аленин. Таким образом, настоящее имя землепроходца звучит как Василий Тимофеевич Аленин.

В воспоминаниях некоторых казаков, утверждавших, что были соратниками Ермака, говорится: он вместе с авторами комментариев служил в волжских станицах. Около 1565 года мужчина уже имел уважаемый статус, репутацию и жил в Поволжье. Предводитель оказался участником Ливонской войны в статусе казачьего сотника. Ермак продемонстрировал отвагу и удаль при атаке Могилевской крепости, а затем противостоял шведам и освобождал Псков.

Военная служба и завоевания

В течение 20 лет Ермак нес службу, охраняя южные границы России. В 1581 году Строгановы пригласили его обратно в Сибирь, так как собирали надежную охрану от сибирского хана Кучума, разорявшего территории. До появления врага Сибирское ханство состояло в теплых отношениях с Москвой и передавало дань в виде пушнины. С приходом нового хана прекратились выплаты, а Строгановых стали вытеснять с Западного Урала. Купцы начали готовить поход против соперника.


Собрались около 500 человек, готовых вступиться за земли. Их число постепенно выросло до 1600. Воины, вошедшие в дружину Ермака, собрали большие лодки, струги, на которых вместе с припасами и оружием перебирались в стан врага. Ермак подготовил войско, захватив с собой пищали, ружья и аркебузы. После использования орудий начинался рукопашный бой и битва на саблях, топорах, кинжалах и луках.

Несмотря на предусмотрительность атамана, противостоять 10-тысячной армии Кучума было непросто. Народ, живший в Сибирском ханстве, ненавидел самовольно назначенного главу и просил казаков об освобождении, но из боязни наказания вступал в ряды воинов. Это делало бойцов Кучума ненадежными. Дружина Ермака перешла Уральский хребет, поднималась по Чусовой к разветвлению Камы и Оби и пошла на разведку.


Отражая нападения татар у Тагила и в устье Тобола, воевода постепенно продвигался к Иртышу. Разбив главное войско хана, воин прогнал соперника в Ишим. Осенью 1582 года Ермак вступил в город, носивший название Сибирь. Спустя несколько дней к нему потянулась вереница хантов и манси, приносивших дары.

Взамен на налог и российское подданство просители получали обещание о защите. В декабре того же года Ермаку удалось отразить новый удар татарского войска. Он упорно шел к поставленной цели, завоевывая новые земли. наградил отряд отважного защитника за стойкость, преподнеся в подарок награду материального характера и доспехи. Татары не сдавались и один за другим убивали атаманов, но судьба была благосклонна к Ермаку. От плена воеводу отделяла случайность.


В 1585 году Кучум вновь собрался с силами и готовился напасть на немногочисленное войско Ермака. Хан распустил слухи о том, что подмога от бухарцев не дойдет до Ермака. Предводитель небольшого отряда из 150 человек с трудом пережил зиму в Сибири, оставшись без провианта. Внезапным стало нападение, предпринятое Кучумом у реки Волай. Борясь за освобождение сибирских земель, Ермак погиб, утонув. Но его дело продолжили последователи, выгнавшие противника с этих территорий.

Личная жизнь

Ермак Тимофеевич полностью посвятил свою жизнь ратному делу. Исторические источники умалчивают о его личной жизни и не предоставляют конкретной информации об увлечениях воеводы.


Легко предположить, в чем могли заключаться простые удовольствия, которые были доступны казаку. Но фактов о наличии жены и детей, близких людей, которые могли бы оставить ценные сведения о биографии этого исторического деятеля, не имеется.

Смерть

Пытаясь спасти отряд с провиантом от нападения Кучума, Ермак взял 50 казаков и отправился на помощь бухарцам. Свою гибель атаман встретил в сражении с ханом в том месте, где сливаются реки Вагай и Иртыш. Дозорные отсутствовали на своем месте из-за сильной усталости после сражения и были невнимательны, поэтому приближение врага никто не заметил. Состоялась кровавая резня, выбраться из которой удалось Ермаку и его сослуживцу.


Получив ранение в схватке, Ермак пытался спасти свою жизнь, переплыв реку. В бою воин носил кольчугу, подаренную царем. Эти доспехи и потянули его на дно. Причиной смерти стала неспособность выбраться из воды с тяжелой ношей. По легенде, татары нашли тело воеводы и глумились над ним.

Другая версия описывает отсутствие поисков усопшего. Последнее пристанище Ермак нашел на Баишевском кладбище. Существует версия и о могиле в Башкортостане. Кучум вновь стал правителем Сибири, но казаки не думали отступать и вернулись через год с новыми силами.

В 1915 году кольчугу, подаренную Ермаку царем, обнаружили неподалеку от города Кашлык.

Память

Биография Ермака Тимофеевича была связана с военной деятельностью, его вклад в развитие России сложно переоценить. Благодаря походам воевода открыл Западную Сибирь. Северная часть этой местности была известна ранее как Югра, но из-за отдаленности и сложных климатических условий исследовать ее было практически невозможно. Путь к этим землям лежал через Средний Урал.

Ермаку удалось найти волоки, чтобы переместить суда по переправам и преодолеть горные хребты. География российского государства значительно расширилась благодаря походам предводителя отряда. Он исследовал Иртыш и Обь. Пройдя Западно-Сибирскую равнину, Ермак с соратниками обнаружили Белогорский материк.


Несмотря на то, что самостоятельно воину не удалось одержать победу над Кучумом, Ермак сделал все возможное для освобождения Сибирского ханства. С его помощью основаны Сургут, Тобольск и Тюмень, а также первый заполярный город России под названием Мангазея. Имя Ермака Тимофеевича носят река, населенные пункты, а также ледокол Северного флота.

Его противостояние хану Кучуму описывают книги разных лет, включающие в себя достоверные и проверенные факты, а также многочисленные легенды, которыми овеяна жизнь полководца. В память о сибирском землепроходце снято несколько картин. В 1996 году прошла премьера мини-сериала «Ермак», главную роль в котором сыграл Виктор Степанов. Любопытно, что съемки фильма стартовали еще в 1986-м, в эпоху СССР, и длились 10 лет.

Ермак Тимофеевич - российский казачий атаман. Национальный герой России. Походом в 1582-85 положил начало освоению Сибири Русским государством. Его подлинного имени мы не узнаем, затерялись и точные места его гибели и захоронения, но слава его пережила века…

Практически ничего достоверного нет о происхождении Ермака и о его жизни до начала сибирского похода. Официальных документов очень мало. По самым распространённым версиям, его называют Алениным Василием Тимофеевичем или Повольским Ермаком Тимофеевичем.

Есть утверждения о его происхождении с Волги, с Дона, с Урала, даже с Северной Двины. Имени Ермак в русском церковном обряде нет. Только через 36 лет после гибели атамана, в 1621 году, архиепископ Тобольский Киприан стал «кликать вечную память», ежегодное «вселенское поминание» о погибших. И Ермак стал героем народного эпоса и песен.

В 1636 году тобольский дьяк Савва Есипов составил первую сибирскую летопись «О взятии Сибирския земли». Тогда ещё были живы некоторые его соратники. Семён Ремезов, один из первых географов и историков Сибири, «по повелению государя самодержца Петра Алексеевича» нашёл могилу Ермака.

Путаницу внёс академик Герхард Фридрих Миллер, путешествовавший по Иртышу в 1734 году. Он не понял русских слов «прорва» и «перекопь», означавших кратчайший путь для судов, прямую протоку, спрямляющую реку, делавшую петлю. Миллер неправильно указал места гибели и захоронения Ермака. Ссылаясь на него, эту ошибку затем повторили многие другие.

Таким Ермака изображали на многих однотипных портретах конца XVII — начала XVIII веков

В вопросе о личности Ермака ученые до сих пор не пришли к единому мнению. Чаще всего его называют выходцем с вотчин промышленников Строгановых, ушедшим затем «полевать» на Волгу и Дон и ставшим казаком. Другое мнение: Ермак — благородного происхождения, тюркских кровей…

Слово «казак» или, как писали в старину, «козак» — тюркского происхождения. В основе его лежит корень «каза», имеющий двоякий смысл:

1. напасть, гибель, урон, утрата, лишение чего-либо;
2. беда, бедствие, несчастье, злоключение, стихийное бедствие.

Казаками у тюркских народов называли людей, отставших от Орды, обособившихся, ведущих свое хозяйство отдельно. Но постепенно так стали звать и опасных людей, промышлявших разбоем, грабивших соплеменников. Тот факт, что понятие «казачество» зародилось у тюркских народов, может быть подтвержден материалами источников.

В 1538 году московские власти отмечали, что «на поле ходят казаки многие: казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни казаки, а и с наших украин казаки, с ними смешавшись, ходят». Заметьте, «с ними смешавшись ходят». Следовательно, национальность для казаков большой роли не играла, главное — образ жизни.

Иван Грозный решил привлечь степную вольницу на свою сторону. В 1571 году он отправил гонцов к донским атаманам, пригласил их на воинскую службу и признал казачество как военную и политическую силу.

В 1579 году польский король Стефан Баторий повел на русскую землю сорокатысячное войско. Иван IV торопливо собрал ополчение, куда вошли и казачьи соединения. В 1581 году Баторий осадил Псков. Русские войска пошли на Шклов и Могилев, готовя контрудар.


Стефан Баторий под Псковом. Ян Матейко , 1872

Комендант Могилева Стравинский спешно сообщил королю о подходе к городу русских полков. Он очень подробно перечислил имена русских воевод. В самом конце перечня значатся: «Василий Янов — воевода казаков донских и Ермак Тимофеевич — атаман казацкий». Шел июнь 1581 года.

В то время атаман Ермак состоял на государевой службе и был хорошо известен противнику.

Тогда же подняли головы и правители Большой Ногайской Орды, кочевавшие за Волгой. Они хоть и признавали себя подданными московского царя, но были не прочь поживиться и похозяйничать на русской земле, когда основные воинские силы сосредоточены на северо-западных границах. Назревал большой набег…

Ивану IV вовремя донесли об этом. В Ногайскую Орду направился посол В. Пепелицын с богатыми дарами для задабривания правящих ханов. Одновременно царь обратился к волжским казакам, чтобы они готовились к отражению набега. У тех с ногайцами были давние счеты. Многие казаки, взятые в плен, попали на невольничьи рынки, а то и просто были замучены.

Когда в августе 1581 года на реке Самаре появился Пепелицын, возвращавшийся из Орды с ногайским послом и 300 всадниками, казаки кинулись на них, не желая знать, для чего те пожаловали на русскую землю.


Ногайцы были изрублены, несмотря на присутствие царского посла, и лишь 25 человек прискакали в Москву и пожаловались Ивану Васильевичу, что казаки порубили их товарищей. Перечислялись имена волжских атаманов: Иван Кольцо, Богдан Барбоша, Савва Болдырь, Никита Пан.

Не желая обострять отношений с Ногайской Ордой, Грозный повелел хватать казаков и казнить их на месте. Но на самом деле то был лишь тонкий дипломатический ход.

Не останавливаясь на описании дальнейших событий, укажем лишь, что имена самого Ермака и его атаманов, участвовавших позже в сибирском походе, были довольно хорошо известны современникам.

Кроме названных выше, в различных сибирских летописях часто упоминаются Матвей Мещеряк, Черкас Александров, Богдан Брязга, Иван Карчига, Иван Гроза. У остальных сподвижников Ермака известны лишь имена без прозвищ, или, как мы сейчас говорим, без фамилий.

Имя или кличка?

Попробуем разобраться с происхождением кличек-прозваний тех, чьи имена сохранила для нас история. Все они делятся по двум признакам — по происхождению или по наиболее типичным чертам характера: Мещеряк — человек, родом из Мещеры; Черкас — выходец из Украины; Пан — уроженец Польши.


А вот как можно «перевести» на современный язык прозвища казачьих атаманов, данные им за какие-то привычки, особенности характера, манеру поведения: Кольцо — человек, не задерживающийся долго на одном месте, говоря сегодняшним языком — «перекати-поле». Скорее всего, необычайно ловкий человек, уходящий от расплаты, неуловимый.

Брязга — от воровского термина того времени — бренчать, брякать. Применяется также к людям, ввязывающимся в ссоры, дрязги. Такая кличка могла быть дана человеку, вечно чем-то недовольному, брюзге.

Карчига — прозвище человека с сиплым голосом. Про такого говорили: «Карчит, как ворон на ели». Болдырь — так в старину звали людей, рожденных от разноплеменных родителей. Например, в Астрахани болдырем мог быть ребенок от брака русского и калмычки, а в Архангельске — от русского и самоедки (ненки) или зырянки и т.п.

Барбоша (от барабошить) — так в Рязанской губернии звали суетливых, суматошных людей; в Вологодской — бормочущих себе под нос, говорящих невнятно; в Псковской — собирающих вздорные слухи и т.п. Вероятнее всего, эту кличку носил человек непоседливый, суматошный. Гроза — суровый, грозный человек.

Главная закавыка — с самим атаманом Ермаком. Его нельзя отнести ни к первой. ни ко второй категории прозвищ. Некоторые исследователи пытались расшифровать его имя как видоизмененное Ермолай, Ермила и даже Гермоген.


Но, во-первых, христианское имя никогда не переиначивалось. Могли применять различные его формы: Ермилка, Ерошка, Еропка, но никак не Ермак.

Во вторых, имя его известно — Василий, а отчество — Тимофеевич. Хотя, строго говоря, в те времена имя человека в соединении с именем отца должно было произноситься как Василий Тимофеев сын. Тимофеевичем (с «ич») могли звать лишь человека княжеского рода, боярина.

Известно и прозвище его — Поволский, то есть человек с Волги. Но мало того, известна и фамилия его! В «Сибирской летописи», изданной в Петербурге в 1907 году, приводится фамилия деда Василия — Аленин: звали его Афанасий Григорьев сын.

Если все это собрать вместе, то получится: Василий Тимофеев сын Аленин Ермак Поволский. Впечатляет!

Попробуем заглянуть в словарь Владимира Даля, чтобы там поискать объяснение слову «ермак». «Ермак» — малый жернов для ручных крестьянских мельниц.

Слово «ермак» несомненно тюркского происхождения. Пороемся в татаро-русском словаре: ерма — прорыв; ермак — канава, размытая водой; ермаклау — бороздить; ерту — рвать, драть. Похоже, что жернов для ручной мельницы получил название от последнего слова.

Итак, в основе слова «ермак» лежит довольно определенный смысл — прорыв, прорва. А это уже довольно точная характеристика. Даже поговорка есть такая: «Прорва, а не человек». Или: «В него все как в прорву».

Но почему Василия Аленина прозвали Ермаком, а не Прорвой, ответить трудно, скорее всего невозможно. Но, собственно, кто доказал, что Ермак Аленин был русским по происхождению? Раз воевал на стороне московского царя, то, значит, сразу и русский?

Ермак. Парсуна.

Возьмем наугад несколько княжеских родов из книги «История родов русского дворянства»: Аганины, Алачевы, Барашевы, Еникеевы, Ишеевы, Кошаевы, Мансуровы, Облесимовы, Сулешевы, Черкасские, Юсуповы и так далее — все это «инородческие» фамилии, выходцы из Золотой Орды, служившие русским царям. А русским в старину, да и сейчас тоже считают того, кто принял православное крещение и сам себя считает русским человеком.

Говоря языком следователя, очень большие сомнения вызывает и фамилия нашего героя — Аленин. То, что с «оленем» она никоим образом не связана, ясно и без пояснений. В русском языке ранее не существовало слов, начинавшихся на букву "а". Арбуз, арба, алыча, аркан — все они имеют происхождение тюркское. Так что и Аленин — фамилия, явно заимствованная все у тех же соседей и наверняка переиначенная на русский манер для более удобного произношения.

Заглянем еще раз в словарь татарского языка: ал — алый, розовый; ала — пегий; алакола — пятнистый; алама — дурной человек; алапай — неопрятный человек; алга — вперед. Как видим, вариантов сколько угодно. И, наконец, аллах или алла — Бог, Божество.

Походят и имена: Али, Алей, Алим. В одной из летописей приводится описание внешности Ермака: «лицом плоск» и «волосом черен», а, согласитесь, для русского человека характерно удлиненное лицо и русые волосы. Странная получается картина — Ермак имеет тюркское происхождение, да и Аленин от того же корня отросток!

Портрет Ермака. С надписью на обороте: «Ермак Тимофеевич. Завоеватель Сибири». Неизвестный художник.

А как же с именем Василий? Имя он мог получить при крещении, а отчество от крестного отца, звавшегося Тимофеем. Это практиковалось на Руси сплошь и рядом, так почему не могло произойти и с нашим героем?

В XVI веке на службу к московскому царю переходили многие князья и мурзы из Казанского, Астраханского, Ногайского ханств. Искали с ним дружбы и князья ханства Сибирского. Чаще всего факты перехода ни в каких документах не фиксировались, а если и была такая запись, то утрачена безвозвратно. А «родственники» у Ермака появились гораздо позже, приписанные знаменитому атаману летописцами, пожелавшими выяснить его родословную.

Само же имя Ермак (или кличка-прозвище) неоднократно встречается в летописях и документах. Так, в Сибирском летописном своде записано, что при закладке Красноярского острога в 1628 году участвовали атаманы тобольские Иван Федоров сын Астраханев и Ермак Остафьев. Возможно, что «ермаками» прозывались весьма многие казачьи атаманы, но лишь один из них стал национальным героем, прославив свое прозвище «взятием Сибири».

В нашем случае самое интересное то, что имя Василий заменено прозвищем Ермак, а фамилия Аленин и вовсе редко употреблялась. Так и остался он в памяти народной как Ермак Тимофеевич — атаман казацкий. А русский народ всегда стремился к краткости и выражению сути: скажет, как печать поставит.

В народном понимании Ермак — символ прорыва, небольшого ручейка, который вековые валуны ворочает, пробивая себе дорогу. Потаенный смысл имени перерос в символ общенародный.

«Татарин Яныш, Бегишев внук, вытаскивает из реки тело Ермака», миниатюра из «Истории Сибирской» С. У. Ремезова

И очень символично, что погиб славный атаман не от стрелы или копья (народный герой не может пасть от руки врага), а в борьбе со стихией — утонул в бурном Иртыше. Кстати, в названии могучей сибирской реки лежит тот же корень, что и в прозвище нашего героя — «ерту»: рвать, ковырять, прорывать.

«Иртыш» переводится как «землерой», рвущий землю. Не менее символичен тот факт, что Ермак Тимофеевич погиб на «ермаке» — на островке, образованном небольшим ручейком, который и зовется у местного населения «ермак».

Тело атамана было обнаружено через восемь дней после гибели под Епанчинскими юртами на Иртыше. Нашёл его внук Яныша Бегиша и извлёк труп из воды «виде одеяна пансыри и разумев не просту бытии », то есть поняв, что это не простой воин.

На Ермаке был подарок царя - кольчуга весом 11,7 кг в виде рубашки из 16 000 колец, с короткими рукавами и литой медной пластиной с двуглавым орлом на правой стороне груди.

Зачем Ермак в Сибирь ходил?

Оказывается, и на этот простой вопрос не так-то легко ответить. Хотя более уместно его сформулировать так: по чьему поучению Ермак двинулся в сибирский поход?

В многочисленных трудах о легендарном герое существуют три общепринятые точки зрения на причины, побудившие казаков совершить поход, в итоге которого огромная Сибирь сделалась провинцией русского государства:

Иван IV благословил казаков, ничем при этом не рискуя;
поход организовали промышленники Строгановы, чтобы обезопасить свои городки от набегов сибирских военных отрядов;
казаки, не спросясь ни царя, ни хозяев своих, пошли в набег «за зипунами», то есть с целью грабежа.

Ни одна из этих причин, рассмотренная в отдельности, не может объяснить мотивы похода.

Инициатива Ивана Грозного отпадает сразу: царь, узнав о походе, отправил Строгановым грамоту с требованием незамедлительно вернуть казаков для обороны городков, которые как раз в это время подвергались нападению отрядов вогульских князей и воинов хана Кучума, возглавляемых его старшим сыном Алеем.

Ермак является к Строгановым.

Версия о Строгановых как вдохновителях похода тоже не годится: отпускать от себя казаков им было невыгодно как с военной точки зрения, так и с экономической. Общеизвестно, что казаки изрядно пограбили их запасы (продовольственные и ружейные), прихватив все, что плохо лежит. А когда хозяева попытались воспротивиться подобному произволу, то им пригрозили «живота лишить».

В Москву жаловаться на самоуправство «охранничков» не побежишь, и волей-неволей Строгановы сделались соучастниками сибирского похода. Но думается, что все-таки против своей воли. Здесь, в крепостях, казаки им были гораздо нужнее, и перспектива «покорения Сибири» им и в голову не приходила.

Куда там горстке казаков тягаться с могущественным ханством! Даже после успешного захвата сибирской столицы набеги со стороны вотульских князей на строгановские вотчины не прекратились.

Самовольный поход казаков «за зипунами» так же сомнителен. Если речь шла о легкой и богатой добыче, то казакам следовало бы по логике вещей отправиться по старой дороге через Урал в Югру, северные земли Приобья, которые давно уже были московскими вотчинами, где не один раз побывали русские ратники.

Ермаку и его дружине не было необходимости искать новую дорогу в Сибирь и идти на верную гибель против хорошо вооруженных воинов хана Кучума. В югорской земле, где и пушнины гораздо больше, местные правители, уже изведавшие силу русского оружия, были бы гораздо сговорчивее.

Так нет, казаки, рискуя собственной головой, упрямо стремятся на Туру, оттуда на Тобол и Иртыш. По дороге захватывают несколько городков, и поживы должно бы хватить на всех, но Ермак приказывает плыть дальше, до самой Сибирской столицы. У атамана иные цели, скорее личные, чем государственные…


Искер - городище хана Кучума.

Но вот взята столица Сибири — Искер. Можно бы с почетом уходить обратно на родину, как это и происходило испокон веку во всех войнах. Противник признает себя побежденным, обязуется платить дань, не воевать с победителем — и на этом все заканчивается.

Но Ермак даже не делает попыток замирения с Кучумом. Проходит одна зима, другая, а он преспокойно плавает по сибирским рекам, приводя к присяге («шерсти») местное население. А, собственно говоря, кто дал ему такое право? Может он царскую грамоту на то имеет? Или он чувствует себя не просто победителем, но… хозяином этой земли?!

Вспомним, с какой неохотой переселялись уже значительно позже русские крестьяне в Сибирь. Тут тебе не земля обетованная, а каждый божий день надо бороться с голодом и холодом. Куда как спокойнее жить на обустроенной земле, где и родни полно, и с питанием не так сложно, да и защита от супостатов имеется. Ведь те же казаки на зиму из Дикого Поля уходили обратно на родину.

А в отряде Ермака какой-то особый народ подобрался, что и домой идти не желает, и смерти не боится. Предположения, что русский мужик мечтал прославиться свершением ратных подвигов, болел за государство, построены на песке…

И еще один интересный момент: на подмогу казачеству в Сибирь посылается воевода князь Семен Болховский, а вместе с ратниками еще два военачальника — хан Киреев и Иван Глухов. Все трое не чета какому-то безродному казацкому атаману! Но нигде в летописях и речи нет о том, чтоб управлять дружиной стал кто-то из них.

А на Руси издавна тот выше по воинскому званию, у кого происхождение знатнее. Так неужели князь Болховский стал бы подчиняться атаману Ермаку?! Правда, к несчастью, князь в первую же зиму умер от голода (или от болезни) в Искере, но двое других остались живы и Ермаку подчинились.


Что-то здесь не так! Вывод напрашивается сам собой: происхождение Ермака Аленина довольно высокое, и он вполне мог быть выходцем из князей сибирской земли, которых затем истребил явившийся из Бухары хан Кучум.

Тогда становится понятным, почему Ермак на этой земле вел себя как хозяин, а не как обычный завоеватель того времени. И личные счеты он сводил с ханом Кучумом, а не с кем-то иным. Кучум был для него врагом номер один. Поход Ермака был направлен на то, чтобы вернуть сибирский престол кому-то из родственников его династии и выдворить из Сибири бухарского завоевателя.

Только этим можно объяснить и тот факт, что местное население не поднялось на борьбу с русскими дружинами — во главе их шел один из родственников сибирских князей, пусть и принявший православную веру, но свой по крови. А Кучум был для них чужаком; как уже не раз отмечалось, имя его в переводе с татарского означает «пришелец», «переселенец», «степняк».

А что Сибирь после похода Ермака стала русской провинцией, так то лишь восстановление исторической справедливости — еще в 1555 году сибирские правители Едигер и Бек-Булат признали себя подданными Москвы и исправно посылали туда дань.

Первоначально признал эту зависимость и хан Кучум, да только потом на свою же голову решил рассориться с Иваном Васильевичем. Что из этого вышло, каждому школьнику известно.

Смена династий на сибирском троне

Именно такой вывод можно сделать, если внимательно прочесть следующий документ из Есиповской летописи:

«Приидоша вестницы ко царю Кучюму и поведаша ему, яко идет на него воинством многим князь Сейдяк Букбулатов сын из Бухарские земли, иже от убиения его крыся тамо, и воспомяну отечество свое и наследие восхоте, и отмстити кровь отца своего Бекбулата хощет ».

Далее сообщается, что Кучум «убоялся страхом велием » и, узнав, что от него бежал со своими людьми придворный визирь Карача, «восплакался плачем великим и рече » весьма горькие слова, смысл которых в следующем: кого Бог не милует, того и друзья оставляют, становясь врагами.

Кого Бог не милует… Вероятно, людей, нарушивших его заповеди, проливших кровь законных правителей. Вот в этом то и признался низложенный сибирский правитель.

Обратим внимание, что в летописях ни разу не сообщается об открытом нападении хана Кучума на Ермака и его дружинников, находящихся в Искере. Конечно, это можно объяснить страхом или малыми воинскими силами. Но если бы бывший сибирский хан боялся казаков, то он давно ушел бы из этой земли, а меж тем воинство Ермака таяло буквально на глазах.

Нет, тут действовали иные законы, а не животный страх, который приписывается престарелому хану многими исследователями. И если он, Кучум, испытывал страх, то это был страх перед законным правителем Сибирского ханства.


Последнее сражение Ермака. Рисунок из «Истории Сибирской» С. У. Ремезова.

И все же Кучум решился напасть на Ермака во время их ночевки на Багайском «ермаке». Но необходимо сразу оговориться, что сообщают об этом нападении русские источники, а в преданиях сибирских татар оно рисуется несколько иначе. Да и можно ли верить показаниям людей, бросивших своего атамана, а затем уже излагающих картину боя в выгодном для себя свете?

Побывав на месте гибели легендарного атамана, мне так и не удалось найти место, откуда нападавшие могли бы подкрасться незаметно даже под покровом ночи. В гибели Ермака очень много неясного, и любой следователь наших дней, поручи ему выяснить обстоятельства смерти казачьего атамана, нашел бы массу противоречий в показаниях свидетелей.

Думается, Кучум выбрал ночное нападение, если принять русскую версию последнего боя, не только для внезапности (казаки могли под покровом ночи ускользнуть незаметно для нападающих), а скорее для того, чтобы противник не мог знать, кто напал на них. Кучум боялся встретиться лицом к лицу с Ермаком. А так поступает лишь виновный!

Казаки, ожидавшие возвращения Ермака в Искере, потеряли не просто своего предводителя, но правителя завоеванной страны и «бежаша к Руси », а «град же Сибирь оставивша пуст ». Об этом сразу же стало известно сыну Кучума Алею, и он занял ханскую ставку.

Опять вопрос: почему не Кучум, а его сын? Ниже летописец объясняет причину нежелания Кучума вернуться в опустевшую столицу — возвратился князь Сейдяк:

«И собрался со всем домом и с воинскими людьми, и приде ко граду Сибири, и град взят, и царевича Алея и прочих победи и из града изгна. Приемлет же сей отчизну отца своего Бекбулата и тако пребыша во граде».

Итог известен: свергнута династия Шейбанитов вместе с правителем Кучумом и его детьми и воцаряется законная сибирская династия Тайбугинов.

На второе лето после гибели Ермака по Иртышу приплыли к Искеру суда воеводы Ивана Мансурова. Узнав, что город занят законным правителем Сейдяком, русские воины поплыли дальше на север и основали городок у иртышского устья при впадении в Обь. Похоже, что к тому времени в Сибири воцарился мир.

И когда воевода Данила Чулков прибыл на иртышские берега, то никто не помешал ему заложить город Тобольск и столь же спокойно жить совсем неподалеку от старой столицы Сибири. Кучум, который кочует где-то вблизи, не нападает на законного правителя Сибири, а до русских ему, похоже, и дела нет. У Сейдяка, продолжившего традиции своего отца, к русским нет никаких претензий. Мир?


Хан Кучум.

Но сложившееся равновесие решились нарушить не кто-нибудь, а русские поселенцы. Может, самому Сейдяку они и верят, но рядом с ним находится бывший визирь Кучума Карача. Именно он хитростью заманил к себе атамана Кольцо с товарищами и там расправился с ними.

Он обложил зимой казаков в Искере, когда многие умерли с голоду. Такому человеку доверять было никак нельзя. А далее происходит весьма ординарное для того времени событие: князя Сейдяка, Карачу и некоего царевича Казачьей орды Салтана пригласили в «град Тобольск», усадили за стол и предложили испить вина за здоровье присутствующих.

Может, законы ислама не позволяли тем пить хмельное, может, вино оказалось чересчур крепким, но поперхнулись все трое. Это было истолковано как сокрытие злого умысла, и всю троицу повязали, перебив сопровождавшую их охрану. Правда, затем именитых сибирцев отправили в Москву «к великому государю», где их приняли с почестями и пожаловали землями с крепостными.

А что же Кучум? Летописи сообщают, что он и не пытался приблизиться к Тобольску, кочуя вблизи и разоряя поселения местных жителей. Он вел войну с бывшими своими подданными, но не с русскими.

Взяли в плен и отправили в Москву одного за другим его сыновей, да и ему самому неоднократно направлялись грамоты с предложением перейти на русскую службу. Но состарившийся хан гордо ответил, что он «вольный человек» и вольным умрет. Вернуть себе сибирский престол он так и не сумел.


Бегство хана Кучума.

Гибель двух противников — Ермака и Кучума — покрыта некой тайной. Неизвестны могилы их, и лишь предания живут в татарском народе.

Кстати, говоря о могиле Ермака, следует обмолвиться, что, по преданию, похоронили его на Баишевском кладбище «под кудрявою сосной» неподалеку от мавзолея преподобного Хаким-Аты — шейха-проповедника, принесшего ислам на сибирскую землю. Вряд ли мусульмане — а Кучум настойчиво вводил в своем ханстве ислам как государственную религию — допустили бы погребение иноверца рядом с прославленным святым.

Очень много вопросов возникает, когда начинаешь перечитывать сибирские летописи несколько под иным углом зрения, чем было принято ранее. Дело в том, что все летописи писаны русскими авторами, которые героев разводили на две стороны: с одной стороны — русские, с противоположной — татары. И все.

В результате и хан Кучум оказался татарином (хотя никогда таковым не был), и Ермак с его тюркским, по сути, прозвищем-кличкой зачислен в былинные герои земли русской. Героизация поволжского атамана дала сказочного героя-богатыря наподобие Ильи Муромца, но тем самым притушила, стерла саму суть сибирского похода, оставив на поверхности лишь конечный результат — присоединение Сибири к России.

Народ уже сказал свое слово и брать его назад не собирается. Да и нужно ли снимать краски с холста, чтобы убедиться, что под ярким красочным слоем находится грубая основа — серая и невзрачная?

Ермак в народном сознании сделался героем; Кучуму досталась участь злодея, хотя его трагическая судьба дает ему право на иной ореол, а свободолюбие и независимость делают честь его личности. Но теперь уже ничего не изменишь…

Вряд ли мы с вами сегодня сможем ответить, кто был на самом деле атаман Ермак, но то, что это был далеко не лубочный герой, которого мы привыкли видеть в нем, несомненно.

Софронов В.

Легендарный казачий атаман отважился воевать с ханом Кучумом в не самое, мягко говоря, подходящее время. Тогда Россия вела войну со Швецией, а на южных рубежах обстановка была далека от мирной. Но Ермак отправился в Сибирь, чтобы завоевать ее и, как оказалось, остаться там навсегда.


Кто такой?

Интересно то, что историки до сих пор так и не могут со стопроцентной уверенностью сказать, откуда родом Ермак Тимофеевич. Одни исследователи утверждают, что покоритель Сибири появился на свет в одной из станиц на Дону, вторые противопоставляют им Пермь. Третьи — за городок на Северной Двине.

Происхождение Ермака — до сих пор загадка для историков


Более того, краеведы Архангельской области уверены, что Ермак является уроженцем либо Виноградовского района, либо Красноборского, либо Колтласского. И в пользу каждого они приводят свои весомые доводы. Так, например, в последних двух районах верят, что Ермак Тимофеевич именно там готовился к своему походу. Ведь есть на территории районов и Ермаков ручей, и Ермакова гора, и лестница, и даже колодец, в котором якобы утоплены сокровища.

Ермак Тимофеевич

В общем, точное место рождения казачьего атамана до сих пор так и не обнаружено. Впрочем, сейчас все больше историков склонно считать, что наиболее реалистичная версия — это городок на Северной Двине. Ведь в краткой сольвычегодской летописи об этом говорится прямым текстом: «На Волге казаки, Ермак атаман, родом з Двины з Борку… разбили государеву казну, оружие и порох и с тем поднялись на Чусовую».

По собственному желанию

В многочисленных источниках о Сибирском походе Ермака прямым текстом говорится, что действовал атаман по прямому приказу Ивана Грозного. Но это утверждение неверно и его можно отнести в категорию «мифы и легенды».

Дело в том, что есть царская грамота 1582 года (ее текст приводит в своей книге историк Руслан Скрынников), в которой царь обращается к Строгановым и требует «под страхом большой опалы» во что бы то ни стало возвратить атамана и направить его в Пермский край «для оберегания».


Ермак воевал с Кучумом против воли Ивана Грозного


Иван Грозный в самодеятельности Ермака Тимофеевича ничего хорошего не видел. По вполне понятным причинам. Шведы, ногайцы, бунтующие народы в Нижнем Поволжье, а тут еще столкновение с Кучумом. Но Ермаку Тимофеевичу было плевать на геополитические интересы. Будучи человеком смелым, решительным и самоуверенным, он почувствовал, что пришла пора наведаться в Сибирь. И пока российский царь только составлял текст своей грамоты, атаман уже взял столицу хана. Ермак пошел ва-банк и оказался прав.

По приказу Строгановых

В общем-то, Ермак Тимофеевич действовал самостоятельно, ослушавшись приказа царя. Но в последнее время все больше появляется информации о том, что казачий атаман был все-таки человеком, если так можно выразиться, подневольным и отправился в Сибирь с «благословления» Строгановых. Мол, это была их затея. Кстати, такого же мнения придерживался и Иван Грозный, поскольку ни подтвердить это и не опровергнуть Ермак не успел. Потомки тех самых Строгановых лишь подлили масла в огонь спора историков своими попытками доказать причастность их предков к покорению Сибири. На деле же все не так просто и ясно.

Дело в том, что Строгановы были хорошо осведомлены о войсках Кучума. Поэтому отправлять пятьсот казаков, пусть даже под командованием могучего Ермака, на войну с несколькими тысячами монголов — чистое самоубийство.

Вторая причина — это «блуждающий» татарский царевич Алей. Он постоянно ходил по лезвию ножа, угрожая землям Строгановых. Ведь Ермак однажды выбил его войско с территории Чусовых городков, а Алей после этого ураганом прошелся по Соли Камской.


Завоевание Сибири стало продолжением хаотичного движения на восток


По утверждениям самих казаков, они решили отправиться в Сибирь именно после победы на Чусовой. Ермак Тимофеевич понял, что звезды сошлись как никогда удачно и нужно действовать быстро и решительно. Ведь Кашлык — столица Кучума была отрыта и незащищена. И если промедлить, то армия Алея сумеет собраться и прийти на помощь.
Так что Строгановы здесь не причем. Завоевание Сибири стало, своего рода, продолжением хаотичного движения на восток, где «дикое поле» требовало освоения и изгнания оттуда татар.

Кто покорял Сибирь?

Вызывает интерес и национальный состав завоевателей Сибири. Как известно, на противостояние татарском хану отправилось пятьсот сорок человек. По документам Посольского приказа их всех смели в одну кучу, назвав «волжскими казаками». Но это не совсем верно. Ведь по рассказам тех же участников похода, среди них было много выходцев из различных мест России. Просто тогда еще казаки не успели обособиться и стать Яицкими или Донскими.

В том же Посольском приказе есть сведения, где говорится о том, что Ермак собрал под своим началом казаков терских, донских, волжских и яицких. А по месту происхождения им давали соответствующие прозвища. Например, был атаман Мещеряк из Мещер.




Василий Суриков «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем «

Интересно и то, что со временем Ермак, как и его отряд оброс огромным количеством мифов и легенд. Так, например, иной раз можно встретить упоминания о разбойничьих нападениях казаков. То их было чуть ли не пять тысяч, и они терроризировали огромную территорию на Оке. Потом казаков уже более семи тысяч, и они разбойничали на Волге. А есть даже легенда, что атаман задумывал вторгнуться в Персию.

Но при этом сам Ермак выступал в роли народного заступника. В общем, он был тем, кем впоследствии в народном сознании станет Степан Разин.

Гибель атамана

Со смертью Ермака Тимофеевича тоже не все гладко и понятно. От самого факта — его гибель — только это и осталось. Все остальное — не более чем выдумка и красивая история. Что же произошло на самом деле, никто не знает. Да и вряд ли когда-нибудь узнает.

Так, например, красивая легенда о кольчуге. Мол ее подарил Ермаку Иван Грозный. И из-за нее атаман-то и погиб, просто утонув из-за большого веса обмундирования. Но на деле нет ни одного документа, который бы фиксировал факт подарка. Зато есть грамота, в которой говорится о том, что царь пожаловал атаману золото и сукно. А заодно приказал вернуться в Москву, когда приедет новый воевода.


Историкам неизвестно, как погиб Ермак


Но Ермак погиб в ночной схватке. Скорее всего, его ранили одним из первых, поскольку у татар была традиция — стрелять из луков по командирам. Кстати, до сих пор жива легенда, в которой рассказывается, что татарский богатырь Кутугай сразил Ермака копьем.

После такого тяжелого удара атаман Мещеряк собрал оставшихся в живых воинов и принял решение о возвращении на Родину. Два года казаки являлись хозяевами Сибири, но им пришлось вернуть ее Кучуму. Правда, всего через год там вновь появились русские знамена.



Просмотров