Латеранские соглашения 1929 г признавал. Латеранские соглашения. Отрывок, характеризующий Латеранские соглашения

Муссолини хотел, чтобы его считали христианином, хотя с детства не ходил в церковь и слыл антиклерикалом. Некоторые из его последователей провозглашали себя атеистами или язычниками, сам он в частном кругу не раз насмехался над обрядами и догмами церкви. Но хотя в фашистском утверждении: «в государстве все, вне государства – ничего», содержался явный вызов христианству, тем не менее Италия была католической страной, и история научила Муссолини, что он едва ли выйдет сухим из воды открытого сражения с папством. Наоборот, церковь и фашизм могли бы помогать друг другу. С помощью духовного слова легче было бы убедить иностранцев в том, что ему можно доверять, а внутри Италии духовенство могло бы обеспечить фашизму завоевать народное одобрение.

У Муссолини были веские причины, чтобы опять обратиться на путь христианства и стать добропорядочным католиком. Газеты начали рассказывать истории и публиковать фотографии, представлявшие его благочестивым религиозным человеком, а некоторые помощники зашли даже так далеко, что стали находить близкое сходство его со святым Игнатием Лойолой. Для начала Муссолини в 1923 году окрестил своих детей, а затем поднял статус семьи, обвенчавшись с Рахелью. Его памфлет времен ранней юности, называвшийся «Бога нет», и еретическая брошюра про Яна Гуса больше не печатались и были изъяты из продажи, а вследствие этого исчезли и из церковного «Индекса запрещенных книг». Ватикану очень польстило, когда он объявил вне закона масонство, освободил духовенство от налогов и пустил общественные фонды на спасение католических банков от банкротства. Введя год Святых, провозглашенный Папой в 1925 году, ограничив работу миссии протестантов в Италии и запретив постройку мечети в Риме, он многого достиг за небольшую цену.

За пределами Италии интересы фашизма и церкви иногда переплетались. Муссолини делал все возможное, чтобы бороться за католическое дело в Палестине против православного патриарха и англичан, которые, к его великому сожалению, владели мандатом на эту территорию. В Албании Муссолини принудил местную православную церковь отказаться от вассальной зависимости по отношению к Константинопольскому патриарху и признать главенство Ватикана. То же самое он проделал на Родосе, прибегнув к насилию и провокационным действиям по отношению к местному населению.

В самой Италии епископы не только оказали существенную поддержку фашизму в его борьбе против либерализма и социализма, но также выразили явное удовлетворение отношением Муссолини к женщинам и семье. Несомненно, он зашел слишком далеко, когда назвал женщин неисправимыми кокетками, несозидательными и неинтеллектуальными существами, ратуя в то же время за повышение рождаемости. Во времена своей антихристианской юности Муссолини был убежденным сторонником искусственных противозачаточных средств, но в 1924 ввел уголовную меру наказания для каждого, кто будет их защищать, а в 1926 году развернул широкую кампанию за повышение деторождаемости. Он показал пример доброго семьянина, взяв к себе на постоянное жительство семью и произведя на свет еще двух детей, но идеальной семьей считал ту, где воспитывается двенадцать детей. В момент особого оптимизма Муссолини заявил в парламенте, что нужно удвоить темп рождаемости, выдвинув странный, но, по его мнению, убедительный аргумент, что только таким путем Италия сможет противостоять 90 миллионам немцев и 200 миллионам славян. В 1927 году была спущена установка за следующие 25 лет увеличить население Италии с 40 до 60 миллионов, и Муссолини опрометчиво заявил: так как Италии нужны большие семьи, чтобы иметь больше солдат, это станет настоящей проверкой жизнеспособности его фашистской революции. Неэффективность законодательных мер и усилий пропаганды в осуществлении такого великого дела вызвала у дуче недоумение. Но тем важнее был успех в побочной цели – сближении с церковью.

Несмотря на то что до 1925 года Муссолини всячески способствовал обеспечению женщин работой, вскоре он изменил тактику и стал поощрять их сидеть дома и рожать детей. Он ввел налог на «неоправданное безбрачие» и предлагал ввести налог на бездетные семьи. Частным фирмам и гражданским ведомствам было приказано нанимать на работу в первую очередь семейных. Вышли указы, предусматривавшие суровые наказания за нарушение супружеской верности, причем более суровые для женщин, чем для мужчин. Новые фашистские правовые нормы способствовали повышению авторитета мужа как главы семьи. Разводы были запрещены и увеличены штрафы за аборты. Заражение сифилисом, по личному приказу Муссолини, было приравнено к преступлению.

Многие фашисты были очень распутными. Муссолини это знал и воспринимал как должное. Но на людях он выражал восхищение пуританством Кромвеля и говорил, что превратит Рим в самый высоконравственный город в мире. Он также клялся и божился, что будет отдавать под суд за всякого рода спекуляции, но так как это слишком противоречило вкусам большинства фашистов, намерения дуче не увенчались успехом. Он пытался регулировать танцевальные стили – современные танцы «аморальны и непристойны, являются зародышем греха, вселяя в умы людей стремление к безнравственности». Ночные развлечения были жестко ограничены, за что Папа был ему особенно благодарен, хотя и жаловался, что представления с раздеванием все еще продолжаются, невзирая на закон об их запрещении. С помощью прессы была также начата кампания против алкоголизма, по указу сверху в первые годы режима были закрыты 25000 винных торговых точек.

Эффективность всех этих мер была ниже ожидаемой, но фашизм продолжал напускать на себя перед всем миром аскетический и пуританский вид. Приезжие иностранцы замечали, что люди в фашистской Италии стали менее улыбчивы и даже дети привыкли принимать «суровую, гладиаторскую позу... как бы утратив свое обычное чувство юмора». Как пояснял философ Джентиле, фашизм был серьезным, «даже религиозным» делом, а «смех идет от дьявола и истинно верующие не станут улыбаться, разве что с горьким сарказмом».

Такая же пуританская строгость проявилась и в отношении женщин и их поведения. Предписывались ханжеские правила фасонов купальных костюмов и длины юбок, ограничения в использовании косметики и обуви на высоких каблуках. Делались попытки заставить женщин отказаться от «негритянских плясок», а вместо этого заняться бегом или каким-нибудь другим более красивым видом спорта. Тут вмешался Ватикан, возражая против участия женщин в публичных спортивных состязаниях. «Если женщина и должна поднять руку, то мы надеемся и уповаем, чтобы она подняла ее для молитвы или для благотворительности». Муссолини склонен был с этим согласиться; он находился под сильным впечатлением утверждений, что «мускульные» виды спорта, такие, как верховая езда, коньки и велосипед являются причиной бесплодия женщин и отвлекают их от «естественной и основной миссии».

Хотя Ватикан осуждал фашизм за применение насилия и знал, что часть ответственности за это лежит непосредственно на Муссолини, все же союз с ним оставался для церкви наиболее приемлемой из всех возможных альтернатив.

При обсуждении [Латеранского] договора о перемирии церкви и государства Папа потребовал 4000 миллионов лир в качестве компенсации за конфискованную в 1870 году собственность. Однако ко времени подписания этого [Латеранского] договора в феврале 1929 года требование было урезано более чем наполовину. Кроме того, фашизм признал право духовенства на отправление правосудия в вопросах брака и семьи, хотя в последующие годы стало ясно, что это была всего лишь теоретическая уступка, которой Муссолини мог и пренебречь.

Муссолини оглядывался на свое примирение с церковью как на шедевр. Это, безусловно, было крупным политическим успехом, завоевавшим ему шумное одобрение со стороны католиков. Но как только он получил это соглашение и завоевал народную поддержку, он тотчас начал активно расширять свои завоевания. В довольно оскорбительной для Пия XI речи Муссолини заявил, что церковь в результате заключенного Латеранского договора уже не свободна, а подчиняется государству. Как истинный еретик он сослался на историю католицизма, представлявшего собой вначале небольшую секту, которая смогла распространиться по всей Палестине лишь благодаря ее слиянию с организацией Римской империи. Никогда напряжение в отношениях с Ватиканом не было столь острым, как в последовавшие после соглашения годы. Муссолини за три месяца конфисковал больше изданий католических газет, чем за предыдущие семь лет. Именно в этот период – и, вероятно, с его разрешения – начал появляться на разных языках рассчитанный на дешевый успех его роман «Любовница кардинала». Муссолини категорически отказался пойти навстречу требованиям духовенства на право голоса в системе образования и, по собственному признанию, едва не был отлучен от церкви, но упорно держался за свое и в итоге выиграл эту борьбу за тотальный контроль над молодежью.

Латеранские соглашения , между итальянским государством и Ватиканом , привели к правовому урегулированию взаимных претензий между Италией и папским престолом, к ликвидации «Римского вопроса» , существовавшего с 1870; определили права и привилегии католической церкви, её положение в итальянском государстве. Подписаны 11 февраля 1929 в Латеранском апостолическом дворце (Palazzo Laterano). Состоят из договора, финансовой конвенции и конкордата. Договор признаёт католицизм «единственной государственной религией» Италии (ст. 1) и «суверенитет святого престола в международных делах» (ст. 2); предусматривает образование государства Ватикан, границы которого определяются планом, приложенным к договору (ст. 3). Ряд статей регулирует административные вопросы, положение о ватиканском гражданстве, дипломатическом корпусе при папском престоле и т. д. Финансовая конвенция предусматривает выплату Италией папскому престолу 750 млн. лир в 5%-ных ценных бумагах (ст. 1); взамен папский престол отказывается от финансовых претензий к Италии, появившихся в результате образования итальянского государства (ст. 2). Конкордат определяет права и привилегии католической церкви в Италии, государство объявляет нерабочими днями 10 церковных праздников, а также воскресенья (ст. 11); епископы обязываются присягать на верность главе государства (ст. 20). Др. статьи предусматривают широкое привлечение духовенства в систему просвещения Италии, признают «Католическое действие» и т. д. В период существования фашистской диктатуры в Италии (1922-43) Л. с. обеспечили фашистскому режиму поддержку Ватикана.

Л. с. и поныне определяют правовые отношения между государством и католической церковью в Италии в соответствии со ст. 7 Итальянской республиканской конституции 1947.

Демократические силы Италии ведут борьбу за пересмотр Л. с. В 1969 палата депутатов приняла закон, разрешавший развод; этот закон фактически отменял ст. 34 конкордата.

Публ.: Enciclopedia del Papato, Catania, 1961.

Лит.: Ковальский Н. А., Католицизм и дипломатия, М., 1969; Коровин E. А., Католицизм как фактор современной мировой политики, М. - Л., 1931; Шейнман М. М., Ватикан между двумя мировыми войнами, М., 1948.

Н. А. Ковальский.

Большая Советская Энциклопедия М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978

ЛАТЕРАНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Латеранские соглашения, ряд документов, подписанных 11 февраля 1929 и ратифицированных 7 июня 1929 в результате продолжительных переговоров между властями Ватикана и фашистским правительством Италии. В 1870 , когда была провозглашена единая независимая Италия, итальянское правительство аннексировало Папское государство. Папский суверенитет был ограничен Ватиканом, которому придали экстерриториальный статус. Закон о папских гарантиях, изданный 13 мая 1871 , утвердил новый статус папы в Италии. Поскольку это было одностороннее соглашение, которое могло быть отменено по прихоти итальянского правительства, Пий IX отказался его признать, провозгласив себя «ватиканским узником». Возник т.н. «Римский вопрос».

Следующие папы продолжали протестовать против навязанного им статуса. Вскоре после прихода к власти Муссолини взялся уладить разногласия. Переговоры с участием Ватикана и папы Пия XI были успешно завершены, когда Муссолини и кардинал П.Гаспарри подписали 11 февраля 1929 три документа, известных как Латеранские соглашения. Политический договор провозглашал Ватиканское государство, подчиненное исключительной юрисдикции папы, с территориальным иммунитетом, правом посылать и принимать дипломатические представительства и другими атрибутами суверенитета. Конкордат, касающийся Италии и канонического права, придал католицизму в Италии статус «единственной государственной религии». По финансовой конвенции, Ватикан получал 750 млн. лир наличными и 1 млрд. лир в 5-процентных итальянских государственных бумагах в качестве компенсации за церковную собственность, национализированную в 1870 .

18 февраля 1984 конкордат, определяющий отношения между церковью и итальянским государством, был заменен новым документом, упразднявшим сам институт государственной религии.

http://www.krugosvet.ru/articles/27/1002792/1002792a1.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЛАТЕРАНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЛАТЕРАНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ в Однотомном большом юридическом словаре:
    - соглашения между итальянским государством и ватиканом; подписаны 11 февраля 1929 г. (действуют в ред. 1984 г.). состоят из договора, …
  • ЛАТЕРАНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ в Большом юридическом словаре:
    - соглашения между итальянским государством и Ватиканом; подписаны 11 февраля 1929 г. (действуют в ред. 1984 г.). Состоят из договора, …
  • ЛАТЕРАНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ
  • ЛАТЕРАНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ
    соглашения, между итальянским государством и Ватиканом, привели к правовому урегулированию взаимных претензий между Италией и папским престолом, к …
  • ЛАТЕРАНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ в Словаре Кольера:
    ряд документов, подписанных 11 февраля 1929 и ратифицированных 7 июня 1929 в результате продолжительных переговоров между властями Ватикана и фашистским …
  • ЛАТЕРАНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    между итальянским государством и Ватиканом, подписаны 11 февраля 1929 (действуют в редакции 1984). Состоят из договора, финансовой конвенции, конкордата. Положили …
  • СОГЛАШЕНИЯ
    ЛАТЕРАНСКИЕ - см ЛАТЕРАНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ …
  • СОГЛАШЕНИЯ в Словаре экономических терминов:
    ТРАНСФЕРТНЫЕ - см ТРАНСФЕРТНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ …
  • СОГЛАШЕНИЯ в Словаре экономических терминов:
    ТОРГОВЫЕ - см: ТОРГОВЫЕ ДОГОВОРЫ И …
  • СОГЛАШЕНИЯ в Словаре экономических терминов:
    ТОВАРНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ - см. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТОВАРНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ …
  • СОГЛАШЕНИЯ в Словаре экономических терминов:
    ПРОРОГАЦИОННЫЕ см ПРОРОГАЦИОННЫЕ СОГЛАШЕНИЯ …
  • СОГЛАШЕНИЯ в Словаре экономических терминов:
    О ТОРГОВЛЕ И ПЛАТЕЖАХ - соглашения о товарообороте и платежах, регулирующие вопросы товарооборота, условия и способы платежей. Условия платежа - …
  • СОГЛАШЕНИЯ в Словаре экономических терминов:
    ВАЛЮТНЫЕ - см ВАЛЮТНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ …
  • ЛАТЕРАНСКИЕ в Словаре экономических терминов:
    СОГЛАШЕНИЯ - соглашения между итальянским государством и Ватиканом, подписанные 11 февраля 1929г. (действуют в редакции 1984 г.) . Со стоят …
  • ЛАТЕРАНСКИЕ
    ЛАТЕР́АНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ, между итал. гос-вом и Ватиканом, подписаны 11 февр. 1929 (действуют в ред. 1984). Состоят из договора, финанс. конвенции, …
  • СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОГЛАШЕНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    обеспечения соглашения, международные соглашения, регулирующие порядок социального обеспечения граждан одной страны на территории другой страны, а также собственных граждан за …
  • СОВЕТСКОГО СОЮЗА - ГЕРМАНСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ СОГЛАШЕНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Союза - Германской Демократической Республики соглашения. Дипломатические отношения с 16.10.1949. СССР первым признал ГДР. В сентябре 1950 ГДР принята в …
  • СОВЕТСКО-ФРАНЦУЗСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    соглашения. Дипломатические отношения с 28.10.1924. В Договоре о ненападении (29.11.1932) стороны подтверждали принцип отказа от войны как средства разрешения международных …
  • СОВЕТСКО-МОНГОЛЬСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    соглашения. После победы Монгольской народной революции 1921 Советское правительство первым признало новое государство. Соглашением Об установлении дружественных отношений (5.11.1921) устанавливались …
  • СОВЕТСКО-КУБИНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    соглашения. Дипломатические отношения с 5-14.10.1942; прекращены 3.4.1952, фактически восстановлены 10.1.1959 после победы Кубинской революции 1959 актом признания СССР Революционного правительства …
  • СОВЕТСКО-КИТАЙСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    соглашения. Дипломатические и консульские отношения установлены 31.5.1924 соглашением Об общих принципах для урегулирования вопросов. Договоры царского правительства, затрагивающие суверенные права …
  • СОВЕТСКО-ИНДИЙСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    соглашения. Дипломатические отношения с 2-7.4.1947. Заключены соглашения: Торговое; Об оказании технической помощи Индии (оба - 2.12.1953); О строительстве металлургического завода …
  • ПЛАТЁЖНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    соглашения межгосударственные, соглашения между государствами, устанавливающие условия и порядок платежей и расчётов по внешнеторговым и др. операциям. Получили распространение с …
  • ЛАТЕРАНСКИЕ СОБОРЫ
    названы так по месту, где они происходили — Л. дворцу в Риме. Их всего одиннадцать, из которых четыре римской церковью …
  • ЛАТЕРАНСКИЕ СОБОРЫ
    ? названы так по месту, где они происходили, ? Л. дворцу в Риме. Их всего одиннадцать, из которых четыре …
  • ЛАТЕРАНСКИЕ СОБОРЫ в Словаре Кольера:
    9, 10, 11, 12-й и 18-й Вселенские соборы (согласно принятому в Римско-католической церкви счету), не считая менее значительных церковных синодов, …
  • ЛАТЕРАНСКИЙ ДОГОВОР
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". См. Латеранские соглашения ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru О проекте | Хронология | Календарь | …
  • в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Хронология Столетия: XIX XX XXI 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 …
  • 1929.02.11 в Страницах истории Что, где, когда:
    Между итальянским государством и Ватиканом подписываются Латеранские соглашения, признающие образование на территории Рима суверенного государства Ватикан, финансовые отношения сторон, права …
  • РИМ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Roma) столица Италии, административный центр пров. Рим и обл. Лацио, на р. Тибр. Один из древнейших городов мира, получивший название …
  • ФРАНЦИЯ
  • ФИНЛЯНДИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Suomi), Финляндская Республика (Suomen Tasavalta). I. Общие сведения Ф. v государство на С. Европы. Граничит с СССР на В. (длина …
  • СССР. ХРОНОЛОГИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Хронология исторических событий 9-1 века до н. э. 9-6 вв. до н. э.- Государство Урарту. 7-3 вв. до н. э.- …
  • СССР. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ И ВНЕШНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    торговля и внешние экономические связи Внешняя торговля Развитие внешней торговли. Внешняя торговля России отражала характер её экономики. Главную роль в …
  • СССР. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    политика СССР Основные принципы советской внешней политики Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 создала государство нового типа - советское социалистическое государство …
  • СОЕДИНЁННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Штаты Америки (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США - государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. …
  • ПИЙ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Pius). В католической церкви. Наиболее значительны: П. II, в миру - Энеа Сильвио Пикколомини (Piccolomini) }

Просмотров