Кто устанавливает дополнительные требования к участникам закупок. Каким требованиям должен отвечать участник закупок. Когда устанавливаются дополнительные требования

Участники допускаются к торгам, только если они соответствуют определенным положениям. 44-ФЗ выделяет две группы условий: основные для всех закупок и дополнительные для специализированных заказов. Но в каких случаях заказчик может установить эти дополнительные требования к участникам аукциона и конкурсных процедур?

Общие положения

Дополнительные — это условие допуска поставщика к торгам, устанавливаемое в целях выявления наиболее квалифицированного исполнителя при проведении заказов специализированного характера.

Для доптребований существуют два обязательных условия:

Когда устанавливаются дополнительные требования

Установлены следующие случаи (Постановление от 04.02.2015 №99):

1. Работы по сохранению объектов культурного наследия, реставрация музейных, особо ценных и редких документов, а также работы, услуги, где необходим допуск подрядчиков к учетным базам данных вышеуказанных объектов.
2. Работы строительные (кроме буровых и разведочных работ), если начальная цена более 10 млн. руб.
3. Воинские морские и речные перевозки.
4. Техническое обслуживание, ремонт железнодорожного подвижного состава Вооруженных сил РФ и подведомственных Минобороны организаций.
5. , имеющие технически сложный, инновационный, высокотехнологичный характер (к примеру, изготовление оборудования для объектов атомной энергетики, строительство особо опасных, уникальных объектов, если цена для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд — 50 млн. рублей и др. согласно Приложению № 2 Постановления № 99).

Какими документами подтвердить

Заказчику нет необходимости разрабатывать собственные доптребования. Постановление Правительства от 04.02.2015 №99 содержит не только исчерпывающий перечень случаев их установления, но и наименование требования, а также список документов, которыми участники торгов подтверждают свое соответствие.

Дополнительные требования можно разделить на следующие основные группы:

  1. Аналогичный предмету закупки . Заказчик должен установить условие о предоставлении поставщиком в составе заявки копий контрактов, актов (в отдельных случаях разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства).
  2. Имущество и оборудование, необходимое для исполнения договора. В подтверждение соответствие поставщик может предоставить как официальные документы органов власти (выписка из реестра прав на недвижимое имущество), документы учета (инвентарные карточки формы ОС-6), договора сделок, так и вправе предоставить оформленный в свободной форме акт (справка, письмо, перечень оборудования с указанием производственных мощностей). Особенностью некоторых заказов является предоставление специальных документов, таких как свидетельства на судно, о праве плавания под Государственным флагом РФ или иного государства, право на оформление уведомления на выполнение ремонта вагонов и др.
  3. Квалифицированные специалисты. Устанавливается требование о предоставлении справки о наличии штата специалистов, имеющих специальное образование и опыт работы, предоставление копий трудовых книжек, дипломов.
  4. Финансовые ресурсы для исполнения контракта и деловая репутация. На сегодняшний день Правительство не установило таких доптребований при проведении торгов.

Документы, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям, рассматриваются на первом этапе двухэтапного конкурса, при проведении в конкурсе с ограниченным участием, и при рассмотрении вторых частей заявок в случае закупки способом электронного аукциона.

Для того чтобы принять участие в закупке, проводимой в рамках 44-ФЗ, поставщик должен соответствовать определенным требованиям. Все они установлены статьей 31 44-ФЗ. Читайте в статье, какие это требования и какие поставщики не имеют права участвовать в закупках.

Управление государственными и муниципальными закупками ( , , ак. часов) - дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ , устанавливая регламент проведения процедур закупок, в том числе определяет систему требований к их участникам. Эти требования можно разделить на три категории: единые, дополнительные и, так называемые, иные требования.

Единые требования к участникам закупок

1. Участник закупки должен соответствовать требованиям законодательства, предъявляемым к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Это значит, что заказчик должен проанализировать действующее законодательство на предмет устанавливаемых требований к определенным видам деятельности (требований к лицензированию, к членству в саморегулируемых организациях и пр.).

2. В отношении потенциального участника закупки не должна проводиться ликвидация. В соответствии со ст. 61 ГК РФ, ликвидация юридического лица, влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, а также по решению суда.

3. В отношении участника закупки должно отсутствовать решение арбитражного суда о признании несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства (п. 3 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, выплате выходных пособий и (или) оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. На сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве (http://bankrot.fedresurs.ru) заказчик может проверить соответствие участника этому условию.

4. Деятельность участника закупки на дату подачи заявки не была приостановлена в административном порядке (п. 4 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Понятие административного приостановления деятельности установлено ст. 3.12 КоАП РФ. Это вид административного наказания, который заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП), или юридических лиц, оно может заключаться в прекращении как отдельного вида деятельности, деятельности обособленного или структурного подразделения юридического лица, так и эксплуатации определенных объектов.

5. Отсутствие недоимок по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ (п. 5 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Учитываются недоимки, задолженности за прошедший календарный год, размер которых превышает четверть (25%) балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Следует иметь в виду, что если участнику закупки предоставлены отсрочка, рассрочка, кредит, которые были реструктурированы, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих денежных средств исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию, такие денежные суммы не учитываются при определении размера налоговой недоимки или задолженности. Кроме того, если даже налоговая задолженность имеется, более того превышает 25%, однако участник закупки в установленном порядке подал заявление об ее обжаловании и решение на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика не принято, такой участник закупки считается отвечающим рассматриваемому требованию.

6. Отсутствие у участника закупки — физического лица либо руководителя или главного бухгалтера юридического лица судимости за преступления в сфере экономики и уголовной ответственности за незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение или дачу взятки, а также посредничество во взяточничестве.

Кроме того, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ, в отношении участника закупки — физического лица либо руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица — участника закупки на момент ее проведения не должно быть применено наказание в виде лишения права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ), связанной с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, которые являются объектом закупки и административное наказание в виде дисквалификации (ст. 3.11 КоАП РФ).

7. В соответствии с п. 7.1 ч. 1 ст. 31 31 44-ФЗ, к участникам закупки — юридическим лицам предъявляется требование о непривлечении в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица).

8. Отсутствие конфликта интересов (п. 9 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Данное требование универсально и в отличие от предыдущего, распространяется и на случаи, когда контракт заключается с физическим лицом, в том числе единственным поставщиком. По этому вопросу см. также письмо Минфина РФ от 24.07.2017 № 24-05-09/47126, Обзор судебной практики, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 28.09.2016.

9. Участник закупки не должен являться офшорной компанией (п. 10 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) утвержден Приказом Минфина РФ от 13.11.2007 № 108н.

Заказчику необходимо помнить, что соответствие участника закупки требованию, установленному п.1 ч.1 ст. 31 44-ФЗ, в ряде случаев требует документального подтверждения, соответствие всем остальным пунктам ч.1 ст. 31 декларируется.

Дополнительные требования к участникам закупок

Такие требования установлены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 . В случае установления дополнительных требований, соответствующая информация должна быть указана в документации о закупке.

По вопросу применения дополнительных требований к участнику закупки рекомендуем ознакомиться с Обзором судебной практики, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, Письмом Минэкономразвития РФ от 28.08.2015 № 23275-ЕЕ/Д28и , ФАС России № АЦ/45739/15, Письмом Минэкономразвития РФ от 23.12.2016 № ОГ-Д28-14953.

Заказчику следует иметь в виду, что при закупке товаров, указанных в позициях 3 — 29 Приложения к Постановлению Правительства РФ от 05.09.2017 № 1072 , дополнительным требованием к участникам закупки является использование при производстве таких товаров материалов или полуфабрикатов (плит древесно-стружечных и аналогичных плит из древесины или других одревесневших материалов; плит древесно-волокнистых из древесины или других одревесневших материалов), страной происхождения которых является Российская Федерация или государство — член Евразийского экономического союза.

Иные требования к участникам закупок

Заказчиком может быть установлено требование об отсутствии сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (Письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-05-09/62505). Если заказчик приобретает права на результаты интеллектуальной деятельности, (за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства и другие), к участнику закупки устанавливаются требования исключительными правами на (п. 8 ч. 1 ст. 31 44-ФЗ). К этой же группе можно отнести требования, предусмотренные ч. 2.1 ст. 31 44-ФЗ. Так, к участникам закупки консультационных, аудиторских и сопутствующих аудиту услуг Правительство РФ вправе установить дополнительные требования.

Обратите внимание, что отстранение участника от участия в закупке или отказ от заключения контракта с победителем процедуры закупки может произойти в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по закупкам обнаружит, что участник не соответствует единым, дополнительным или иным требованиям, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.

В случае с победителем, не позднее одного рабочего дня, составляет и размещает в ЕИС протокол об отказе от заключения контракта. Протокол должен содержать информацию о месте и времени его составления, о лице, с которым заказчик отказывается заключить контракт, о факте, являющемся основанием для такого отказа, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт. Протокол в течение двух рабочих дней с даты его подписания направляется заказчиком данному победителю.

Решение об отстранении участника от участия в закупке или отказ от заключения контракта с победителем закупки могут быть обжалованы таким участником или таким победителем в установленном Федеральным законом о контрактной системе порядке.

Это рассмотрение самых актуальных и важных тем. Вы освежите знания, узнаете все нововведения, разберетесь, как правильно участвовать в электронных торгах. Вебинары будут полезны как новичкам, так и опытным специалистам.

О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, ...

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям"


В документе учтено:
(оставлено без изменения определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29 ноября 2016 года N АПЛ16-490).
____________________________________________________________________


В связи с поступающими вопросами о применении положений постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление N 99), принятого в реализацию положений части 2 статьи 31 и части 2 статьи 56 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), Минэкономразвития России и ФАС России сообщают следующее.

Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предусмотренные частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ , установлены в .

В приложении N 2 к постановлению N 99 определены предусмотренные частью 2 статьи 56 Закона N 44-ФЗ случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, в которых заказчик осуществляет закупку путем проведения конкурса с ограниченным участием, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием.

Частью 4 статьи 31 Закона N 44-ФЗ предусмотрена обязанность заказчика установить указанные дополнительные требования к участникам закупок.

Следует учесть, что постановление N 99 не устанавливает требований к выбору заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для осуществления указанных в приложениях N 1 и N 2 закупок товаров, работ, услуг, поскольку способ определяется заказчиком в соответствии с частью 5 статьи 24 Закона N 44-ФЗ .

Учитывая, что частью 2 статьи 24 Закона N 44-ФЗ предусмотрены такие виды аукциона, как аукцион в электронной форме и закрытый аукцион, дополнительные требования, согласно приложению N 1 к постановлению N 99 , устанавливаются к участникам закупки, осуществляемой путем проведения как закрытого аукциона, так и аукциона в электронной форме.

1. При осуществлении закупки работ строительных необходимо руководствоваться следующим.

1.1. Дополнительные требования к участникам закупки работ строительных установлены в пункте 2 , а также в пункте 5 . При этом требования к участникам такой закупки устанавливаются заказчиком в документации о закупке в зависимости от объекта закупки, размера начальной (максимальной) цены контракта и способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В приложении к настоящему письму приведена таблица способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и установления дополнительных требований при осуществлении закупок работ строительных.

1.2. Дополнительным требованием к участникам закупки работ строительных, указанных в пункте 2 приложения N 1 , а также в пункте 5 приложения N 2 к постановлению N 99 , является наличие опыта исполнения контракта (договора) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Для подтверждения соответствия указанному требованию участник представляет в составе заявки на участие в закупке копии контракта, акта выполненных работ, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в постановлении N 99).

Заявка на участие в закупке, в соответствии с положениями постановления N 99 , может содержать копии нескольких контрактов, актов выполненных работ, разрешений на ввод объекта в эксплуатацию в отношении нескольких объектов.

Однако обязательным является наличие в составе заявки участников закупки хотя бы одного контракта (договора) стоимостью не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка, в отношении одного объекта. Наличие такого контракта, а также акта выполненных работ и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением случаев, указанных в постановлении N 99) является условием допуска к участию в соответствующей закупке.

1.3. Согласно примечанию к пункту 2 приложения N 1 к постановлению N 99 требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Таким образом, при осуществлении закупки на выполнение работ строительных, указанных в пункте 2 приложения N 1 к постановлению N 99 (в том числе по текущему ремонту), участник закупки признается соответствующим дополнительным требованиям при наличии совокупности следующих условий:

____________________________________________________________________
Абзац четвертый подпункта 1.3 пункта 1 настоящего письма признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части слов "(в том числе по текущему ремонту)" - решение Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2016 года N АКПИ16-574 .
Решение оставлено без изменения - определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29 ноября 2016 года N АПЛ16-490 .
____________________________________________________________________

участником закупки представлено подтверждение исполнения одного контракта за последние три года на выполнение исключительно работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту. При этом подтверждение опыта исполнения контракта (договора) выполнением иных работ строительных (например, по текущему ремонту) не допускается;

участником закупки подтвержден опыт выполнения работ строительных по одному объекту строительства, аналогичному объекту, выполнение работ строительных по которому является объектом закупки, а именно: в случае осуществления закупки работ строительных по объекту капитального строительства, подтверждением наличия опыта будет являться выполнение работ строительных по объекту капитального строительства; в случае осуществления закупки работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства, - выполнение работ строительных по объекту, не являющемуся объектом капитального строительства.

пунктом 6 части 5 статьи 63 , частью 3 статьи 64 Закона N 44-ФЗ , устанавливает в извещении о проведении закупки, документации о закупке группу работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 к постановлению N 99 .

1.4. Дополнительным требованием к участникам закупки работ строительных, указанных в пункте 5 приложения N 2 к постановлению N 99 , является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе.

Таким образом, при закупке работ по строительству любого из указанных объектов к участникам закупки устанавливается требование о наличии опыта выполнения работ строительных любого из указанных в данном пункте объекта (особо опасного, технически сложного объекта капитального строительства или искусственного дорожного сооружения). При закупке работ по реконструкции - требование о наличии опыта выполнения работ по реконструкции любого из указанных в данном пункте объекта, а в случае закупки работ по капитальному ремонту - требование о наличии опыта выполнения работ по капитальному ремонту любого из указанных в данном пункте объекта.

При этом заказчик, в соответствии с , устанавливает в извещении о проведении закупки, документации о закупке соответствующий объекту закупки вид работ, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 5 приложения N 1 к постановлению N 99 .

2. Дополнительным требованием к участникам закупки в случаях, установленных постановлением N 99 , является наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.

Учитывая, что объем выполняемых работ, оказываемых услуг определяется заказчиком в соответствии с имеющейся потребностью, заказчик вправе установить в документации о закупке необходимые для исполнения соответствующего контракта одно или несколько требований из вышеперечисленных, то есть о наличии недвижимого имущества и (или) оборудования, и (или) технических средств.

При этом, в случае установления в документации о закупке требований о наличии оборудования и (или) технических средств, такие требования не должны повлечь необоснованное ограничение количества участников закупки, например, путем установления требований о наличии у участников закупки оборудования, технических средств определенных марок и (или) моделей, определенного товарного знака и (или) производителя.

3. Документом, подтверждающим соответствие участника закупки указанному в пункте 1 приложения N 1 и в пункте 5 приложения N 2 к постановлению N 99 требованию о наличии на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, может являться копия договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее 2 лет, зарегистрированного в установленном порядке.

Пунктом 1 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.

Таким образом, если участник закупки представляет в составе заявки в качестве подтверждения соответствия дополнительному требованию о наличии недвижимого имущества копию договора аренды недвижимого имущества, такой договор должен быть заключен на срок исполнения контракта, на право заключения которого проводится закупка, но не менее 2 лет. Кроме того, представляемый договор аренды должен содержать сведения о его регистрации.

4. Дополнительным требованием к участникам закупки услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, указанных в пункте 6 приложения N 2 к постановлению N 99 , в случае если начальная максимальная цена заключаемого контракта превышает 500 тыс. рублей, является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора с бюджетным учреждением) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе, цена которого не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.

Учитывая положения пунктов 7 , 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ , документом, подтверждающим соответствие указанному дополнительному требованию, является один государственный или муниципальный контракт либо один договор, заключенный с бюджетным учреждением.

В соответствии со статьей 25 Закона N 44-ФЗ при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Контракт с победителем либо победителями заключается каждым заказчиком. Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 года N 1088 "Об утверждении правил проведения совместных конкурсов и аукционов" (далее - Правила).

В соответствии с Правилами начальная (максимальная) цена контракта, указываемая в извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика, при этом обоснование такой цены содержит обоснование начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика.

Таким образом, при закупке услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов в соответствии с пунктом 6 приложения N 2 к постановлению N 99 , путем проведения совместного конкурса с ограниченным участием сумма всех начальных (максимальных) цен контрактов, заключаемых заказчиками, должна превышать 500 тыс. рублей. В указанном случае документом, подтверждающим соответствие участников закупки требованиям постановления N 99 , является один государственный или муниципальный контракт либо один договор, заключенный с бюджетным учреждением, стоимостью не менее 20 процентов суммы всех начальных (максимальных) цен контрактов (договоров) заказчиков, на право заключить которые проводится совместный конкурс с ограниченным участием.

Вместе с тем, в соответствии с частью 2.1 статьи 56 Закона N 44-ФЗ , заказчик вправе осуществить закупку услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, в том числе путем проведения электронного аукциона без установления дополнительных требований, предусмотренных пунктом 6 приложения N 2 к постановлению N 99 .

5. Дополнительным требованием к участникам закупки работ и услуг, указанных в пункте 1 приложения N 1 к постановлению N 99 , является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.

Таким образом, к участникам закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации устанавливается требование о наличии опыта исполнения одного контракта на выполнение любых работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

К участникам закупки работ по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, устанавливается требование о наличии опыта исполнения одного контракта на выполнение работ по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации.

К участникам закупки работ по реставрации документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, устанавливается требование о наличии опыта исполнения одного контракта на выполнение работ по реставрации документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов.

При этом заказчик, в соответствии с частью 5 статьи 56 Закона N 44-ФЗ , устанавливает в извещении о проведении закупки, документации о закупке соответствующий объекту закупки вид работ, услуг, наличие контракта на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 1 приложения N 1 к постановлению N 99 .

Учитывая положения частей 2 , 2.1 статьи 56 Закона N 44-ФЗ , заказчик вправе осуществить закупку работ и услуг, указанных в пункте 1 приложения N 1 к постановлению N 99 , путем проведения электронного аукциона. При этом, учитывая положения части 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ , заказчик обязан установить дополнительные требования, указанные в приложении N 1 к постановлению N 99 , как при осуществлении закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием, так и электронного аукциона.

Заместитель Министра
экономического развития
Российской Федерации
Е.И.Елин

Статс-секретарь заместитель
руководителя Федеральной
антимонопольной службы
А.Ю.Цариковский

Приложение. Таблица способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и установления дополнительных требований при осуществлении закупок строительных работ

Приложение

Объект закупки

Начальная (максимальная) цена контракта

до 10 млн. рублей

свыше 10 млн. рублей до 150 млн. рублей (для государственных нужд), до 50 млн. рублей (для муниципальных нужд)

свыше 150 млн. рублей (для государственных нужд), свыше 50 млн. рублей (для муниципальных нужд)

работы строительные, включенные в код 45 (кроме кода 45.12) ОКПД
(за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального

приложения N 1 к постановлению N 99

электронный аукцион с установлением дополнительных требований в соответствии с п.2 приложения N 1 к постановлению N 99

строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения)

работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав

электронный аукцион без установления дополнительных требований

электронный аукцион с установлением дополнительных требований в соответствии с п.2 приложения N 1 к постановлению N 99

электронный аукцион с установлением дополнительных требований в соответствии с п.2 приложения N 1 к постановлению N 99

автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения

открытый конкурс без установления дополнительных требований

открытый конкурс без установления дополнительных требований

конкурс с ограниченным участием с установлением дополнительных требований в соответствии с п.5 приложения N 2 к постановлению N 99




Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО "Кодекс"

О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (с изменениями на 22 августа 2016 года)

Название документа: О позиции Минэкономразвития России и ФАС России по вопросу о применении постановления Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2015 года N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (с изменениями на 22 августа 2016 года)
Номер документа: АЦ/45739/15

23275-ЕЕ/Д28и

Вид документа: Разъяснение ФАС России (Федеральной антимонопольной службы)

Письмо ФАС России (Федеральной антимонопольной службы)

Письмо Минэкономразвития России

Принявший орган: ФАС России (Федеральная антимонопольная служба)

Минэкономразвития России

Опубликован: Ценообразование и сметное нормирование в строительстве, N 10, 2015 год
Дата принятия: 28 августа 2015
Дата редакции: 22 августа 2016

В части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством РФ дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны со своей стороны устанавливать такие дополнительные требования.

Изменения 2019 года

В 2019 году были введены новые дополнительные требования к участникам закупок. Изменения внесло Постановление Правительства РФ от 21.03.2019 № 294. Новые требования действуют для участников конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, в том числе закрытых и открытых, и аукционов.

Если заказчик закупает работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта с НМЦК больше 10 млн руб., должны быть установлены такие требования:

  • в течение 3 лет до закупки участник имел опыт исполнения хотя бы одного подобного контракта;
  • стоимость такого контракта должна быть не меньше 50% от НМЦК в этой закупке, если НМЦК превышает 10 млн руб., 40% при НМЦК больше 100 млн руб., 30% при НМЦК 500 млн. руб. и 20% при начальной цене 1 млрд. руб. и более.

Кроме того, по новым правилам дополнительные требования устанавливаются при закупке работ по строительству некапитального строения, сооружения, а также по благоустройству территории при начальной цене выше 10 млн. руб. Участник должен подтвердить, что в течение последних трех лет до участия в этой закупке исполнил хотя бы один контракт по строительству или реконструкции линейного объекта или некапитального строения или по благоустройству территории. Стоимость такого контракта должна составлять не меньше 20% от НМЦК в проводящейся закупке.

Пять комплектов требований к участникам для всех способов закупки

В контрактной системе есть инструменты, которые помогают заказчику работать только с добросовестными поставщиками. Например, требования к участникам закупок. Но тут опасно перестараться и собственными руками подвести себя под предписание. Читайте, какие виды требований применять в разных способах закупки.
Из статьи вы узнаете:
☆ Какие виды требований устанавливают в закупках по общим правилам;
☆ Что застрахует вас от несостоявшихся процедур и недобросовестных поставщиков;
☆ Как способ закупки влияет на требования к участникам - умная таблица.

Еще одна категория закупок, для участия в которых нужно подтвердить соответствие доптребованиям, это работы по ремонту и содержанию автодорог с НМЦК больше 10 млн руб. Участник должен предоставить как минимум 1 контракт, исполненный за последние 3 года. Контракт может быть заключен на строительство или реконструкцию линейного объекта, на ремонт или содержание дорог. Его стоимость должна составлять не меньше 20% от НМЦК в проводящейся закупке.

В каждом из трех перечисленных случаев придется предоставить:

  • копию исполненного контракта;
  • копии актов о выполненных работах, в которых видна стоимость (акты должны быть подписаны в течение 3 последних лет);
  • копию разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Дополнительные требования к участникам закупок

Устанавливаются они в следующих закупках:

  • конкурс с ограниченным участием - открытый и закрытый;
  • двухэтапный конкурс - открытый и закрытый;
  • закрытый аукцион.

Требования могут касаться необходимых финресурсов, которые необходимы участнику для исполнения контракта. Также может потребоваться владение оборудование и прочими материальными ресурсами. Часто заказчики требуют опыт аналогичных закупок. Кроме того, иногда требования связаны с квалификацией и количеством специалистов.

Когда нельзя выдвигать дополнительные требования к участникам закупок? Если закупка не входит в список Правительства и доптребования могут быть расценены как ограничение конкуренции.

Когда заказчик обязан установить дополнительные требования к участникам закупок

Случаи, при которых должны быть установлены дополнительные требования, определяет Правительство РФ. Если закупка входит в список, заказчик обязан прописать в документации доптребования. О дополнительных требованиях и случаях их применения говорится в Постановлении Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

Например, для участия в закупке работ на объектах культурного наследия, работа по реставрации коллекций музеев и т.д. нужно иметь аналогичный опыт в течение последних 3 лет. Достаточно одного исполненного контракта с ценой не меньше 20% от НМЦК в этой закупке. Также потребуется подтвердить, что участник владеет необходимыми оборудованием и имуществом.

Чтобы участвовать в закупке транспортных услуг - воинских морских и речных перевозок, потребуется также подтвердить опыт за последние 3 года и наличие в собственности или на правах аренды судов, транспортных средств, оборудования и материальных ресурсов. На судно придется предоставить полный комплект документов.

В соответствии с п. 4 ст. 3 44-ФЗ, участник закупки — это абсолютно любое юридическое или физическое лицо, в том числе и индивидуальные предприниматели.

Участник закупки может иметь различные регистрационные данные — организационно-правовую форму, вид собственности, юридический адрес, место происхождения капитала. Исключением являются юридические лица, зарегистрированные в государстве, на территории, для которых утвержден льготный режим (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ) или же в офшорных зонах.

Для того чтобы вышеуказанные лица смогли принять участие в закупках, они обязаны соблюдать требования к участникам закупки по 44-ФЗ.

Параметры, которым должны соответствовать те, кто принял решение участвовать в закупке, установлены статьей 31 Закона о контрактной системе Российской Федерации. Их принято подразделять на единые и дополнительные.

Единые требования к участникам закупки следующие:

  1. Участник соответствует требованиям закона к поставщикам товара, исполнителям работ и услуг (п. 1 ч. 1 ст. 31). Для подтверждения к заявке прилагаются, например, копии лицензий, свидетельств СРО или сертификатов соответствия.
  2. По отношению к потенциальному исполнителю не проводится процедура ликвидации (ст. 61 ГК РФ) или банкротства (ст. 2 закона № 127 от 26.10.2002), а также не приостановлена его деятельность в административном порядке (ст. 3.12 КоАП РФ). Все эти сведения необходимо подтверждать декларацией о соответствии. Проверить участника закупки на банкротство можно на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве .
  3. Отсутствует недоимка по обязательным платежам в бюджеты РФ в размере более чем 25 % от балансовой стоимости активов участника (п. 5 ч. 1 ст. 31). Данные сведения необходимо также подтвердить декларированием.
  4. Отсутствует судимость за преступления в сфере экономики и уголовные наказания за нарушения закона, которые непосредственно связаны с закупочной деятельностью по статьям 289, 290, 291 и 291.1 УК РФ (п. 7 ч. 1 ст. 31). На момент объявления закупки у поставщика не должно действовать заключение исполнительного органа о наказании в виде лишения права занимать определенные должности, осуществлять определенную деятельность, непосредственно связанную с поставкой товаров, работ или услуг, являющихся закупаемыми объектами (ст. 47 УК РФ). У исполнителя также не должно быть административных наказаний в виде дисквалификации (ст. 3.11 КоАП РФ). Этот признак относится к руководителям компании, а также к главному бухгалтеру, и подтверждается декларированием. Если заказчик обнаружил, что участник ранее был судим за данные правонарушения, но при этом судимость аннулирована или погашена, то такой поставщик имеет полное право принимать участие в закупке.
  5. Лицо, принимающие участие в торгах, не должно являться офшорной организацией (Приказ Минфина РФ № 108н от 13.11.2007). В качестве подтверждения предоставляется выписка из ЕГРЮЛ.
  6. Между заказчиком и участником процедуры отсутствует конфликт интересов (Письмо Минфина РФ № 24-05-09/47126 от 24.07.2017). Это подтверждается соответствующей декларацией.
  7. Лицо, принимающее участие в торгах, обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности. Условие необходимо в случае, если в ходе исполнения контракта заказчик приобретает права на такие результаты (п. 8 ч. 1 ст. 31).
  8. Участник закупки — юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента участия в закупке не привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ, — незаконное вознаграждение от имени юридического лица (п. 7.1 ч. 1 ст. 31).
  9. В требованиях не должно быть прочих ограничений для участия в закупке (п. 11 ч. 1 ст. 31, введен законом № 504 от 31.12.2017).

Этим параметрам должен соответствовать любой участник закупки — это 44-ФЗ устанавливает однозначно.

Согласно ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона № 44, заказчик также вправе установить условие о том, что компания потенциального исполнителя (в том числе весь руководящий состав) не должна состоять в реестре недобросовестных поставщиков (Письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-05-09/62505).

Если же говорить о дополнительных условиях к участникам тендера, то стоит отметить, что Правительство РФ вправе устанавливать их в зависимости от вида закупаемых товаров, работ и услуг. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.04.2015 № 99, к таковым относятся:

  • опыт, недвижимое имущества, определенное оборудование и технические средства (к примеру, для выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия);
  • опыт исполнения аналогичного контракта за последние три года (относится к строительным работам);
  • опыт, а также владение речными или морскими транспортными средствами (для оказания транспортных услуг в сфере воинских морских и речных перевозок).

Помимо указанных условий, заказчик вправе предусмотреть условие об отсутствии информации в РНП (реестр, содержащий сведения о поставщиках, которые некачественно исполнили или вовсе не исполнили положения контракта).

Что касается условия предоставить различного рода свидетельства СРО, лицензии, то напомним, что в состав единых требований включен пункт о соответствии поставщика всем условиям, которые указаны в документации к закупке. При этом, например, из норм, которые регулируют порядок проведения запроса котировок, следует, что заказчик не вправе требовать подобные документы. В такой ситуации проверка соответствия участника возлагается на заказчика. Однако существует и другая точка зрения относительно выдвинутых требований при осуществлении запроса котировок. Так, арбитражные суды отмечают, что условия заказчика предоставлять свидетельства или лицензии правомерны, так как они установлены на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ 44.

Если вы соответствуете всем пунктам из списка, вы можете вступить в ассоциацию участников и помочь другим участникам в защите их прав и интересов. Ассоциация участников закупок (АУЗ) — это созданное на добровольных началах некоммерческое объединение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с целью осуществления общественной деятельности. Основу этой деятельности составляют представление и защита интересов членов АУЗ преимущественно в сфере закупок.

Условия по 223-ФЗ

Федеральный закон № 223 закрепляет лишь общие положения и принципы о торгах, которые проводят организации, не устанавливая при этом конкретные требования к участникам закупки по 223-ФЗ. Более детальную информацию о сроках, способах и параметрах можно почерпнуть из Положения о закупке, которое утверждается заказчиком и является основным документом при проведении торгов. Данное Положение обязательно публикуется в ЕИС.

Несмотря на то, что законом № 223 четко не определены требования к участникам закупки, закон обязывает заказчиков устанавливать их в указанном Положении, а также в документации тендера. При этом одно из основополагающих положений — не допускается ограничение допуска к участию в тендере путем установления неизмеряемых требований к исполнителям.

Помимо этого, применяются и единые требования, которые описаны выше.

Рассмотрим условия, которые ставятся перед теми, кто желает принять участие в торгах, на примере одного из дошкольных образовательных учреждений. Согласно Положению этого заказчика, чтобы принять участие в торгах, поставщик должен соответствовать обоснованным пожеланиям заказчика: опыт работы, наличие материально-технических, финансовых, кадровых и других возможностей, а также положительная деловая репутация. При этом заказчик оставляет за собой право предусмотреть условие об отсутствии сведений об участниках торгов в реестре недобросовестных поставщиков.

Избыточные требования к участникам закупки

Избыточные требования — это условия, существенно ограничивающие конкуренцию участников закупки при проведении процедур госзаказа.

Например, некоторые заказчики стали активно оценивать деловую репутацию исполнителей, применяя индекс деловой репутации. Более того, согласно сообщениям ФАС, организации требуют подтвердить ИДР путем сертификата соответствия ГОСТ Р 66.1.01-2015, что значительно ограничивает конкуренцию между потенциальными поставщиками закупки.

В Федеральном законе № 44 нет никаких указаний о том, что участники должны сертифицировать свою деловую репутацию в соответствии с ГОСТами. Подтверждение их добросовестности может быть сформировано в свободной форме (Письмо ФАС № ИА/71669/18 от 07.09.2018, Письмо Минэкономразвития № ОГ-Д28 от 19.01.2017).

В рамках осуществления закупочной деятельности по нормативам Федерального закона № 223, организации-заказчики самостоятельно устанавливают требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (Письмо ФАС № СП/51294-ПР/18 от 05.07.2018).

При этом многие учреждения злоупотребляют своими полномочиями и определяют для участников закупки избыточные требования — такие, как связь с производителем, определенный опыт в поставке приобретаемой продукции. Также некоторые заказчики требуют особые условия для формы и содержания заявки, обозначают наличие выписок и справок, которые исполнитель просто не имеет возможности получить в срок, отведенный для подачи заявки. Все эти избыточные требования ведут к ограничению конкуренции при осуществлении закупки, результатом чего становятся отклонения заявок по формальным признакам.

Выходом из данной ситуации может быть разработка типового положения о закупках на региональном уровне, в котором будут нормированы единые требования как к участникам закупки, так и к формальному и содержательному виду заявок.

Что делать, если участник не соответствует требованиям

Заказчик должен помнить, что при обнаружении закупочной комиссией несоответствия участника единым требованиям закупки или же при предоставлении им недостоверной информации отстранение исполнителей от участия в электронном конкурсе, аукционе или же отказ от заключения контракта с победителем закупки можно осуществить в любой период до момента заключения контракта (ч. 9 ст. 31 закона № 44).

Поэтому если в закупочной документации установлены единые требования, согласно ч. 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, членам комиссии надлежит рассмотреть все заявки на предмет их соответствия данным условиями и отстранить тех исполнителей, которые им не соответствуют (Письмо Минфина РФ № 24-03-08/70136 от 25.10.2017).

То же самое касается и несоответствия поставщиков параметрам, определенным согласно ч. 1.1 ст. 31 — если организация-заказчик установила для поставщика условие об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, а члены комиссии при проверки по нормам ч. 8 ст. 31 обнаружили компанию (его руководителя и проч.) или же физическое лицо, ИП (потенциальных исполнителей) в РНП, то комиссия должна отклонить такую заявку или же отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона, сведения о котором содержатся в РНП (Письмо Минфина РФ № 24-05-09/62505 от 26.09.2017).



Просмотров