Кто такие саксы и где они жили. Народ красноголовых

Англосаксы – это народ, мигрировавший в V - VI столетиях с Кимбрийского полуострова и его окрестностей в Англию. Они являлись частью великой саксонской конфедерации, распростёршейся от Эльбы до Рейна. Враждебность этого огромного народа длительное время беспокоила западные районы Европы. Когда же германские народы захватили наиболее значимые провинции Рима, англосаксы вторглись в Британию вскоре после того, как её оставили римляне. Коренные жители и потомки римских поселенцев сгинули под продвижением новых завоевателей, либо попали в рабство. На их землях распространились саксонские законы, саксонский язык, саксонские обычаи, порядки и формы правления.

Эти коренные изменения, чья предыстория представлена нам более чем не полно, вызывают к судьбе саксов наш повышенный интерес на протяжении всего их исторического периода. И хотя позднее на острове появились другие захватчики, все же влияние англосаксонских поселений превалировало над всеми остальными. Наш язык, наша форма правления и наши законы повсюду напоминают о наших германских предках: они живут не только в наших хрониках и традициях, но и в наших гражданских учреждениях и вечной рациональности. Родительское дерево, несомненно, значительно укрепляется привитыми на нем ветвями, привезенными из других областей, а также новыми побегами, рожденными на свет обстоятельством времени и развитием общества. Тем не менее, оно таки обнаруживает свое саксонское происхождение и сохраняет свои саксонские особенности, не смотря на то, что с того времени пронеслось более тринадцати столетий со всеми своими потрясениями и превратностями.

Хотя на континенте имя саксов стало нарицательным для конфедерации народов, все же, сначала, оно обозначало отдельное государство. Упоминания римлян о нем начались со второго столетия христианской эры; до этого периода оно избегало внимания завоевателей мира, и благоприятная безвестность стала вознаграждением за отсутствие тех опустошений, на которые их честолюбивые замыслы щедро обрекали человечество.

Первое упоминание о саксах Птолемеем.

Птолемей Александрийский был первым из известных нам авторов, упомянувший саксов. Согласно пассажу в его Географии и анализу всей их последующей истории установлено, что до 141 года нашей эры () существовал народ, именуемый саксоны (Saxones), населявший территорию по северному берегу Эльбы на перешейке Херсонеса Кимбрийского и трёх небольших островах в устье этой реки. Также из упоминания Плиния ясно, что саксоны в этот период не обладали какой-либо значимостью, ибо помимо них и остатков кимвров на этом полуострове, который теперь разделен на Ютландию, Шлезвик и Гольштейн, размещалось ещё не менее шести других народов ().

Однако, маловероятно, что саксы вдруг внезапно возникли во времена Птолемея. Вопрос их предыдущей истории, таким образом, подвергся серьезному обсуждению; по этому поводу было выдвинуто равное количество, как научных теорий, так и нелепостей.

Известно, что для объяснения происхождения саксов, были созданы самые дикие и непоследовательные домыслы (). К слову сказать, не только наша страна, трудясь во благо изучения непостижимой старины, отличилась такой извращенностью человеческой мысли; любая нация может привести подобные ребячества.

Утверждение о непомерной продолжительности истории своего народа стало навязчивой идеей любого государства, достигшего хоть какой-то маломальской известности. В детстве мы слышали о сказаниях вавилонян, египтян, индийцев и китайцев, и знаем, что даже афиняне носили золотого кузнечика () как символ того, что являлись порождением возделываемой ими земли во времена, лежащие далеко за пределами человеческой истории. И потому мы можем простить и забыть эти небылицы саксонских патриотов.

Не замеченные Тацитом.

Вызывает большое удивление, что Тацит, за много лет до Птолемея создавший подробное описание Германии, не упомянул саксов (). Никто из исследователей не желал допустить того, что они прибыли на Эльбу в короткий промежуток времени между этими двумя писателями; и потому в большинстве своём предполагали, что народ, который Тацит называл фосами (), и являлся теми самыми воителями, которые впоследствии достигли столь великой славы под именем саксов.

Прежде чем допускать такие неистовые гипотезы, как кажется, необходимо задастся вопросом, упоминает ли Птолемей какой-либо другой народ в своей географии Германии, которого не указал Тацит? Если да, то упущение Тацита не является в данном случае странным; если же нет, к предположению, что фосы являлись саксами, можно отнестись с некоторым доверием.

Другие племена, не упомянутые Тацитом.

После сравнения других племен Херсонеса Кимбрийского, указанных Тацитом, с описанием того же самого места Птолемеем, выше заданный вопрос легко разрешается. Не одних лишь саксонов, находящихся на этом полуострове, упоминает Птолемей; напротив, он поочередно называет шесть других народов прежде, чем переходит к кимврам. Тацит после упоминания фризов, хавков и херусков говорит о фосах и заканчивает свой перечень этой части Германии кимврами. Тацит забыл назвать не только саксов, но также и сигулонов, сабалингов, кобандов, халов, фундусов и харудов (). Если бы какое-нибудь из этих племен впоследствии достигло известности, то и его, столь успешное, посчитали бы фосами. Саксы прославились, и именно их слава, а не их местопребывание, вызвала желание некоторых ученых отыскать их у Тацита. Строго говоря, наименование фосы может быть применено к саксам с той же корректностью, что и к остальным другим ().

Однако из молчания Тацита нельзя сделать вывод, что в его время саксов за Эльбой не было. В этой части своей карты Германии он, видимо, и не намеревался давать те мельчайшие подробности в изложении материала, которые к счастью для рассматриваемого нами предмета приводил Птолемей. Тацит направлял свой философский взгляд на германские государства, отличающиеся как по образу жизни, так и по названию. Он редко приводит полный перечень; он, как кажется, наиболее тщательно перечисляет те народы, чьи войны, обычаи, известность, превратности судьбы и мощь, были отличны от остальных. Поскольку саксы и их соседи не подходили ни под одну из перечисленных категорий, он либо не знал о них, либо же обошел молчанием. Птолемей же придерживается плана ясной и тщательной работы географа; он стремится зафиксировать расположения, широты, расстояния и названия, практически полностью опуская изложение истории и обычаев из своего сочинения. Потому-то в одном из мест его работы сообщается о саксах, ибо она была последовательнее Тацитовой, пропустившей их.

Единственные выводы, которые можно благополучно извлечь из молчания Тацита и предшествующих географов, заключаются в том, что саксы в это время представляли собой малоизвестный и незначительный народ, не досаждавший более известным народам и не навлекший на себя враждебность римского государства.

Скифское население Европы.

Нет смысла тратить драгоценное время, перечисляя многочисленные ошибочные теории происхождения наших англосаксонских предков. Намного полезнее будет отобрать те немногие факты по этому вопросу, которые можно почерпнуть из античных писателей, и изложить читателю то, во что он скорее сможет поверить, нежели то, что он должен отвергать.

Раннее переселение киммерийских и кельтских племен на территорию Европы нами уже упоминалась. Следующий поток варварских племен, составивших второй огромный наплыв населения в Европу, состоял из скифских, германских и готских племен. Они также пришли в нее из Азии. Весьма важно помнить место их первоначального пребывания, ибо оно соответствует тому обстоятельству, что Геродот, помимо основной Скифии, которую он размещает в Европе, упоминает также Восточную, или Азиатскую Скифию, за Каспием и Сырдарьей (). Поскольку новые пришельцы начали вытеснять киммерийцев и кельтов, своих предшественников, эти народы под постоянным натиском скифских захватчиков стали отходить к западным и южным оконечностям Европы. Эта новая волна населения постепенно распространялась по горам, обширным лесам и болотам Европы, пока, под именем германцев, названием, которое Тацит упоминает как недавно вошедшее в обиход (), они не только достигли Рейна, но и пересекли его во Франции. Здесь Цезарь обнаружил их предков, большой плотно обосновавшийся народ. Он называет их белги, хотя у племен его составляющих имелись свои специфические имена (). Помимо этого он повстречал огромное войско новоприбывших германских завоевателей под началом Ариовиста.

Эта вторая семья европейского населения особенно интересна нам, поскольку именно от её ветвей ведут происхождение не только наши непосредственные предки, но и предки славнейших народов современной Европы. Англосаксы, лоулендские шотландцы, нормандцы, датчане, норвежцы, шведы, немцы, голландцы, бельгийцы, лангобарды и франки – все возникли из этого великого источника человеческого рода, который мы характеризуем терминами скифский, германский или готский ().

Древние языки этих народов подтверждают своё старинное сходство, смежную хронологию их происхождения и общего начала; они представляют доказательства тех истин, с помощью которых любой может разрешить свои сомнения или удовлетворить своё любопытство. Мы располагаем дошедшими до нас документами, написанными на древних готском () и саксонском языках (), равно как и на франкском () и на исландском (), в которых филолог легко уловит взаимосвязь. Сравнение их с современным немецким, датским, голландским, шведским и фламандским языками, объективно продемонстрирует родство между древними прародителями и их нынешними потомками ().

Скифы в Азии.

Первое появление скифских племен в Европе произошло, согласно Страбону и Гомеру, приблизительно в восьмом, либо же, согласно Геродоту, в седьмом столетии до христианской эры (). Геродот так же упоминает о рассказах самих скифов, что народ их моложе остальных, и что они насчитывали лишь одну тысячу лет между Таргитаем, их первым царем, и вторжением Дария. Первоначальные места их цивилизованного проживания и увеличивающейся мощи находились в Азии, к востоку от Аракса. Здесь они, неизвестные Европе, в течение нескольких столетий прирастали населением и расширяли свои территориальные пределы. Сами себя они именовали сколотами, греки же назвали их скифами (), скутоями или номадами.

К этому продуманному и правдоподобному рассказу Геродота мы добавим информацию, собранную Диодором. Он говорит, что скифы, прежде незначительные и немногочисленные, обладали узким пространством на Араксе, но понемногу усиливались числом и храбростью. Они во все стороны расширили свои границы, пока, наконец, не подняли свою страну до великого царства и славы ().

Ведомые одним из своих царей, отважным и опытным в искусстве войны, они присоединили к своей земле горные области около Кавказа, а также низменности у океана и Palus Maeotis (Меотийского озера), и другие области близ Танаиса. Со временем они подчинили многие народы между Каспийским морем и Меотийским озером, а также за Танаисом. Таким образом, согласно Диодору, народ разросся и имел королей, заслуживающих памяти. От них повели своё происхождение саки, массагеты и аримаспы ().

Массагеты, как представляется, являлись самым восточным ответвлением скифского народа. Войны, возникшие между ними и другими племенами скифов, вызвали процесс эмиграции. Эту причину, послужившую поводом для их переселения в Европу, называет Геродот как наиболее, по его мнению, достоверную (). Подобные междоусобицы и войны больше чем что-либо способствовали рассеиванию по миру своего варварского населения.

Переселение скифов в Европу. 600 - 700 до Р.Х.

Начав переселение, скифы перешли Аракс, покинули Азию и, напав на киммерийцев, в седьмом столетии до христианской эры внезапно объявились в Европе. Часть киммерийцев, бежала в Малую Азию, некоторые племена из скифской орды стали их преследовать, однако, повернув в направлении, отличающемся от того, по которому двигались киммерийцы, они упустили свою намеченную добычу и непреднамеренно напали на мидян. Одержав победу над мидянами, они устремились к Египту, и владычествовали в тех краях Азии в течение двадцати восьми лет, пока Киаксар, король Мидии, наконец, не изгнал их ().

Скифские племена, тем временем, продолжали массово пребывать в Европу; и в правление Дария их достаточно многочисленные европейские колонии стали столь известны, что после захвата персидским монархом Вавилона, честолюбивые устремления побудили его к военным действиям против них. Правда, все эти усилия потерпели неудачу (). Во время Геродота они приобрели важное положение в Европе. Они, похоже, распространились по ней от Танаиса до Дуная (), а затем уже двинулись в западном направлении; но их родственные колонии во Фракии простирались и на юг. Самым северным их ответвлением в Европе являлось племя роксоланов, обитавшее за Борисфеном, нынешним Днепром ().

Достаточно дерзко по отношению к такому колоссальному предмету истории участвовать в минутном рассмотрении вопроса о скифских племенах. Они стали лучше известны нам в последующие периоды под именем гетов и готов (), самых знаменитых их ответвлений.

По мере того, как они распространялись по Европе, киммерийское и кельтское население отступало на запад и юг. Во времена Цезаря самые передовые племена скифов, или народа готов, были известны римлянам под именем германцев. Они заняли большую часть континента, за исключением Кимбрийского полуострова, достигли и даже пересекли Рейн. Спустя какое-то времени белги, одно из их племен, осели во Фландрии и части Франции; другое племя, ведомое Ариовистом, предприняло попытку подобного поселения практически в центре Галлии. Это вторжение было предотвращено Цезарем (). Наиболее вероятно, что белги Британии являлись потомками колонистов или захватчиков из числа белгов Фландрии и Галлии.

Названия скифы и сколоты являлись, подобно галлам и киммерийцам, не столько местными, сколько обобщенными наименованиями. Различные скифские племена, как и киммерийские, и галльские, имели свои своеобразные отличительные названия.

Саки-суна, по всей вероятности – саксы.

Саксы являлись германцами или тевтонами, то есть готским или скифским племенем; из различных же засвидетельствованных скифских племен, саки (Σακαι или Sacae), являются народом, от которых происхождение саксов можно предположить с наименьшей вероятной ошибкой. Слово саки-суна (Sakai-suna), или сыны саков, сокращенное до саксун (Saksun), по звучанию сопоставимо со словом саксон (Saxon) и кажется разумной этимологией слова сакс. Саки, которые на латыни называются sacae, являлись наиболее прославленным народом Скифии. Они настолько выделялись, что персы называли саками всех скифов; и Плиний, который упоминает это, отмечает их среди самых значительных народов Скифии (). Страбон помещает их к востоку от Каспия, и заявляет, что они совершали множество набегов на киммерийцев и треров (в русском переводе «подобно киммерийцам и трерам» – прим. al_avs ), как на дальние расстояния, так и на ближние. Они захватили Бактриану и плодороднейшую часть Армении, которая от них получила название Сакасена; они победили Кира и достигли Каппадокии на Евксинском море (). Этот важный факт о части Армении, названной Сакасена, упомянут Страбоном и в другом месте (), и, как представляется, указывает географическое местоположение наших первобытных предков, и объясняет персидские слова, которые встречаются в языке саксов, ибо они, должно быть, вступили в Армению со стороны северных областей Персии.

То, что некоторые ответвления этого народа действительно назывались сака-суны (Saka-suna), очевидно из Плиния, ибо он говорит, что саки, обосновавшиеся в Армении, звались сакассанами (Sacassani) (), что есть не что иное как сака-суны, записанное человеком, не понимающим смысл сложных слов. Да и Сакасена () – имя, которое они дали занятой ими части Армении, звучит почти также как Саксония. Важно также отметить, что Птолемей упоминает скифское племя, произошедшее от саков, именем саксоны (Saxones). Если саки, достигшие Армении, назывались сакассанами, то, вполне возможно, что они появились в Европе под этим же именем, которое было от них заимствовано римлянами и впоследствии сокращенно при написании в соответствии с их произношением, вероятно с «x» вместо «ks». В этом случае, между Saxones и Sacassani или Saksuna вариаций не больше, чем имеется между French, Francois, Franci и их греческим названием Φραγγι, или между Spain, Espagne и Hispania.

Не так уж невероятно и то, что некоторые из этих совершавших набеги саков или сакассанов, постепенно продвинулись до западных берегов Европы, на которых и были обнаружены Птолемеем, и с которых они в третьем веке нашей эры досаждали Римской империи. На Эвксинском море, по словам Стефана [Византийского], существовал народ, называемый Saxoi (). Мы так же можем рассматривать его, как народ этого же происхождения, кто, в странствиях саков из Азии до Германского Океана, остался на море Эвксинском, в то время как другие предпочли перебраться в Армению. Здесь необходимо вспомнить традиционное происхождение Одина, донесенное до нас Снорри [Стурлусоном] в его Эдде и описаниях событий прошлого. Этот великий предок саксонских и скандинавских вождей переселился из города Асгард, расположенного к востоку от Танаиса в стране под названием Асланд, т.е. из города и земли асов или азиатов. Причиной этого переселения стали завоевательные походы римлян (). Один, как излагается, сначала направился в Россию, а уже оттуда в Саксонию. Это весьма правдоподобно. Войны между римлянами и Митридатом вовлекли и всколыхнули большинство варварских народов в этих краях, и, возможно, пробудили потребность и вызвали неизбежность западной или европейской эмиграции.

Язык древних скифов.

Из древнего языка скифов, предполагаемого прародителя всех готских языков, до нас дошли всего несколько слов:

Божества древних скифов.

Об их богах мы знаем лишь то, что их было семь, а характер их и отличительные черты были по Геродоту схожими с некоторыми наиболее известными богами греческой мифологии:

Также они почитали бога войны, наподобие Ареса, имя которого нам неизвестно; и только ему они возводили алтари, изваяния и храмы (), и ежегодно приносили в жертву лошадей и овец, и определенное количество своих пленников. Об их луках ходили поговорки (). В сражении они пили кровь первого врага, убитого ими. Они снимали скальп со своих противников и приносили их головы своему царю; они делали чаши для питья из черепов самых лютых своих врагов или же побежденных друзей. У них было много предсказателей, которые использовали ивовые прутья для своих пророчеств (). Этими обычаями наши предки-готы весьма походили на них. Они имели моральные устои и достоинства кочевых народов. Эсхил наделяет их эпитетом, заключающим в себе традиции их социальной справедливости. Гомер заявляет, что никакой народ не был более справедлив, чем они; а Страбон задается вопросом, чему удивляться, если они меньше всего проявляли интерес к деньгам или сделкам, которые он считает источниками цивилизованной нечестности ().

Славяне.

Народы, которые вторглись в Европу после скифских (или готских, или тевтонских) племен, назывались славянами или сарматами. Они сформировали третью великую общность народов, появившихся на обширном германском континенте. Сарматы или славянские племена осели на территории России, Польши, Восточной Пруссии, Моравии, Богемии и их окрестностей. Поскольку наша древняя история не связана с этими народами, будет достаточно заметить, что они достигли окрестности Танаиса на границах Европы во времена Геродота, который называет их савроматами (). Этот факт дает одно твердое основание для их объективной хронологии. Геродот жил за 450 лет до нашей эры. В этот период он свидетельствует о существовании и подходе к Европе сарматских племен.

Славянская группа языков – семейство языков, которые любой эксперт отличил бы от кельтского и готского. Нынешний русский, как считают, является самым точным образчиком первоначального славянского языка. Поляки, богемцы, далматинцы, хорваты, болгары, коринфяне, жители Моравии и некоторые другие соседние с ними племена прежде использовали его различные диалекты (). Он преобладал в тех частях Европы, где античные писатели размещали сарматов (). Многочисленные племена, говорившие на славянском языке, сохраняли свое древнее название венеды ещё долго после своего вторжения в Германию в V – VI столетиях, хотя их также именовали и славами (Slavi). Их успехи позволили им достигнуть пределов саксов и франков, но их завоевания были остановлены противодействием Карла Великого и собственной непрекращающейся междоусобицей.

Хронология переселения в Европу.

Неопровержимый факт существования в древней Европе, по крайней мере, трех семейств сильно отличающихся друг от друга языков с уверенностью подводит нас к заключению, что и народы, говорившие на них, также должны отличаться по времени своего происхождения. Поскольку кельтские племена были обнаружены на самых западных оконечностях Европы, разумно предположить, что они перебрались в неё раньше других. Аналогичным образом, славянские народы, проживающие на её восточных границах, можно справедливо рассматривать в качестве последних поселенцев.

Государства готов или тевтонов по своему местоположению справедливо притязают на промежуточный период. Когда они продвинулись на запад, кельты под их натиском отступили. Ответвления скифов – саксы и готы – перебрались к Германскому Океану, после них из Азии устремились массы славян. Саксония являлась одним из готских или тевтонских государств, и во времена Птолемея располагалась значительно западнее Эльбы. Так что саксы были, по всей вероятности, такими же древними посетителями Европы, как и любое другое племя готов. Их положение, как кажется, указывает на то, что они двигались в первых волнах второго великого переселения народов в Европу, но конкретную датировку их прибытия на Эльбу, или какой-либо более точный её подсчет, невозможно подкрепить свидетельствами, и, следовательно, бессмысленно обсуждать (). В XVI - XVII веках самыми выдающимися из славянских народов были поляки, но русская ветвь с тех пор достигла такого преимущества, которое по мощи, влиянию и пределам империи превосходит ныне, вне всякой конкуренции, остальные народы сарматского происхождения ().

В первом издании настоящей истории было уделено внимание нескольким надуманным теориям происхождения саксов, которых придерживались некоторые ученые прежних времен; а поскольку у любознательного читателя может возникнуть желание ознакомиться с этими теориями, созданными по интересующему нас предмету, мы приводим их ниже.

В прежние времена саксонские собиратели древностей, как и подобные им из других европейских государств, жаждали родословия, начинающегося чуть ли не с сотворения мира. Начать же своё существование в этом мире так недавно, всего лишь во втором столетии нашей эры, некогда считалось чуть ли не национальным позором, а потому, тщеславно подражая остальной части человечества, ими нарочито отыскивался непрерывный ряд предков, начиная от самого потопа. Точный прародитель, конечно же, установлен не был, ибо пристрастия наших герольдов разнились. Некоторые предпочитали Магога (), внука Ноя; многие – его внука Гомера (), другие же были более неравнодушны к его правнуку Аскеназу (). С пылким патриотизмом кое-кто двинулся ещё выше, доказывая происхождение, которое нельзя было бы превзойти. Таким образом, Сим (), старший из потомства Ноя, и Иафет (), самый молодой, также оказались в центре внимания. Но поскольку человеческий разум находит удовольствие в духе противоречия, допотопные сыновья допотопного патриарха, не смотря на то, что не вызывали возражений относительно своей древности, не удостоились единодушного выбора. По мнению собирателя старины сия привилегия с незапамятных времен демонстрирует его эрудицию и потворствует его прихоти. Некоторые из наших летописцев прочувствовали этот порыв, и притязания на Сима и Иафета в их головах были вытеснены достоинствами их брата Стрефиуса (). Надо признать, что об этом Стрефиусе – освещенной веками личности, Моисей ведать не ведал; правда наиболее ученые мужи нашей страны обнаружили, что он родился на ковчеге во время потопа. Мы просто обязаны превзойти друг друга по высоте нашего национального, отличного от других генеалогического древа, иначе наш дух соперничества не будет вознагражден, а зависть не умиротворится.

Когда родословие саксов было полностью ограждено от позора, примечательным историческим событиям вдруг понадобилась их слава. Некоторые доброжелательные перья восполнили этот недочет. Защитники Трои бессмертны среди людей, и их слава натолкнула некоторые умы на прозрение того, что саксы де пришли с войсками Приама (). Но быть отпрысками побежденных беглецов было не приемлемо для других, более выдающаяся судьба требовалась тем, чьи потомки заселили Германию и Британию и их колонии. Единственным командующим, достойным привести древних саксов на поле боевой славы являлся победоносный Александр: они, как говорят, следовали за ним в потоке побед, а после его смерти, не поддавшись зависти, возбуждаемой собственными подвигами, обменяли инертные равнины Востока на более суровые земли германского континента. Тюринги приняли героев с недоверием, те же мошенничеством и насилием вскоре завладели страной!! ()

В шестнадцатом веке, когда получила распространение истинная ученость, подобные изыскания оказались не подтвержденными никакими свидетельствами и покрыли себя позором; но как только они сошли на нет, другие гипотезы, не менее необоснованные, заняли их место. Саксы были признаны ни троянцами, ни македонцами; они были германцами, урожденными германцами (), не загрязненными никакой инородной расой, и они, как утверждалось, припеваючи жили войной и торговлей в течение свыше тысячи лет до нашей эры!! Никакие притязания тщеславия не могли быть более смелыми, чем эти. Ведь они активно жили на Эльбе, Везере и Эмсе () прежде, чем воды этих рек были, возможно, вообще потревожены веслом, сработанным человеком!

Одни и те же свидетельства порождают в человеческих умах абсолютно неоднозначные понятия и представления. Доказательства, бывшие решающими по оценке одного ученого, являлись легковесной болтовней с точки зрения другого. Как только происхождение саксов стало подвергаться исследованию, гипотезы начали распускать свои перья и взметнулись ввысь в блуждающем полете по темным просторам исторического познания.

Никакие принципы и правила не сдерживали их потуги: мужи заботились лишь об уникальности; и если гипотеза было абсолютна нова, её нелепость игнорировалось. Таким образом кимвры (), хавки () и свевы () или, по убеждению других приверженцев, бойи (), свардоны () и хатты () объявлялись идентичными народу саксов. Доказательства родства каждого были, конечно, эфемерны, поскольку причудливый выбор и легкомысленная вера авторов являлись единственными свидетельствами, которыми они были поддержаны. Вышеупомянутый стиль отождествления вкупе с диким незнанием научных трудов античного мира продемонстрировали два автора, которые ввиду своей близости как по времени, так и по местоположению к саксонской эмиграции, должны были предоставить самую надежную информацию вместо того, чтобы выводить происхождение этого народа именно с того острова, на который они впоследствии вторглись (). Другие, обольщенные близким соседством, разглядели своих прародителей в датчанах и норвежцах; и даже наш современник, считал, что вандалы Скандинавии () более остальных заслуживают этой чести.

Однако те знатоки старины, недалекие воззрения которых в качестве колыбели наших предков изучали одну лишь Европу, заслуженно могут презираться за праздность теми исследователями, безрассудно смелый дух которых сделал Азию и Африку областями своих исследований. Столь неутомимой была их деятельность, что и Херсонес Понтийский посетили (), и античное Черное море переплыли (), и Армению пересекали (), и к горе Имай (Imaus) подступили (). Всюду, куда только картографическая полемика не приковывала их взгляд, появлялся этот магический народ. Никакое расстояние не представлялось затруднением, ничто не являлось непреодолимым препятствием; ибо холодные пустыни Скифии () и пески Африки () были так же представлены нам в качестве прародины того племени, которое во времена Птолемея только-только облюбовало перешеек полуострова Ютландии и три незначительных островов в его окрестностях.

Наш современник, таланты и усердие которого заслуживают скорее похвалы, нежели осуждения, оказался особенно эксцентричным по рассматриваемому вопросу. Его гений, презрев благоразумие, которое несомненно бы вывело его из подобного затмения разума, бросил вызов как хронологии, так и географии. Он обнаруживает саксов почти во всех уголках Европы и практически во всех временных периодах. И когда они грабили по Европе как кельтоскифы и наводили страх на римлян как амброны из Лигурии, и когда впоследствии появились у Лукана под именем аксонов, и когда затем обосновались в Галлии в качестве суессионов, и, наконец, когда не давали покоя жителям Британских островов под ужасающим обликом пиратов, именуемых Lochlynach. Даром, что кельт Протей менял им облик; историк Манчестера нашел их везде (). Хорошо известно, что воображение может быть одинаково живым как по самым унылым и мрачным, так и по самым ярким и благоприятным вопросам.

). На острове Британия, совместно с англами и ютами , саксы участвовали в формировании английского этноса.

Этимология

Этимология слова «саксы» ещё не до конца изучена. Вероятно, самоназвание саксов было иное, а античные авторы, впервые использовавшие это слово, произвели его от названия боевого ножа сакс - типичного оружия саксов.

Ареал расселения

В римских источниках, начиная с III века н. э , встречаются жалобы на морской разбой и пиратство саксов.

Язык

Язык саксов стал основой англосаксонского языка , из которого развился современный английский язык . Отсюда в ирландском и других кельтских языках наименование племени саксов употребляется для обозначения современных англичан: в ирландском - «Sasana» (Англия) и «Sasanach» (англичане), в гэльском - «Sasunn» (Англия) и «Sasunnach» (английский); хотя в других языках эти названия ведутся от племени англов .

Нынешнее обобщённое название страны - Англия - происходит от наименования племени англов , а название таких территорий, как Уэссекс («West-Saxons»), Эссекс («East-Saxons»), Суссекс («South-Saxons») и Мидлсекс указывает на их происхождение от саксонских поселенцев.

В эстонском и финском языках название саксов послужило основой для обозначения современных немцев и Германии: в эстонском «Saksamaa» (Германия) и «sakslased» (немцы); в финском «Saksa» (Германия) и «saksalaiset» (немцы).

Политический строй

Энгры

Энгры занимали среди саксов центральное положение, как в географическом, так и в культурно-общественном отношении. В их землях на Везере находилось Маркло , место ежегодных собраний.

Напишите отзыв о статье "Саксы"

Литература

  • Тарле Е. В. ,. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Шор Т. У. Глава II. Саксы и их племена // Происхождение англо-саксонской расы = Origin of the Anglo-Saxon Race: A Study of the Settlement of England and the Tribal Origin of the Old English People . - Лондон, 1906. - С. 18-33.
  • (рус.)

Отрывок, характеризующий Саксы

В числе всех мыслей и голосов в этом огромном, беспокойном, блестящем и гордом мире князь Андрей видел следующие, более резкие, подразделения направлений и партий.
Первая партия была: Пфуль и его последователи, теоретики войны, верящие в то, что есть наука войны и что в этой науке есть свои неизменные законы, законы облического движения, обхода и т. п. Пфуль и последователи его требовали отступления в глубь страны, отступления по точным законам, предписанным мнимой теорией войны, и во всяком отступлении от этой теории видели только варварство, необразованность или злонамеренность. К этой партии принадлежали немецкие принцы, Вольцоген, Винцингероде и другие, преимущественно немцы.
Вторая партия была противуположная первой. Как и всегда бывает, при одной крайности были представители другой крайности. Люди этой партии были те, которые еще с Вильны требовали наступления в Польшу и свободы от всяких вперед составленных планов. Кроме того, что представители этой партии были представители смелых действий, они вместе с тем и были представителями национальности, вследствие чего становились еще одностороннее в споре. Эти были русские: Багратион, начинавший возвышаться Ермолов и другие. В это время была распространена известная шутка Ермолова, будто бы просившего государя об одной милости – производства его в немцы. Люди этой партии говорили, вспоминая Суворова, что надо не думать, не накалывать иголками карту, а драться, бить неприятеля, не впускать его в Россию и не давать унывать войску.
К третьей партии, к которой более всего имел доверия государь, принадлежали придворные делатели сделок между обоими направлениями. Люди этой партии, большей частью не военные и к которой принадлежал Аракчеев, думали и говорили, что говорят обыкновенно люди, не имеющие убеждений, но желающие казаться за таковых. Они говорили, что, без сомнения, война, особенно с таким гением, как Бонапарте (его опять называли Бонапарте), требует глубокомысленнейших соображений, глубокого знания науки, и в этом деле Пфуль гениален; но вместе с тем нельзя не признать того, что теоретики часто односторонни, и потому не надо вполне доверять им, надо прислушиваться и к тому, что говорят противники Пфуля, и к тому, что говорят люди практические, опытные в военном деле, и изо всего взять среднее. Люди этой партии настояли на том, чтобы, удержав Дрисский лагерь по плану Пфуля, изменить движения других армий. Хотя этим образом действий не достигалась ни та, ни другая цель, но людям этой партии казалось так лучше.
Четвертое направление было направление, которого самым видным представителем был великий князь, наследник цесаревич, не могший забыть своего аустерлицкого разочарования, где он, как на смотр, выехал перед гвардиею в каске и колете, рассчитывая молодецки раздавить французов, и, попав неожиданно в первую линию, насилу ушел в общем смятении. Люди этой партии имели в своих суждениях и качество и недостаток искренности. Они боялись Наполеона, видели в нем силу, в себе слабость и прямо высказывали это. Они говорили: «Ничего, кроме горя, срама и погибели, из всего этого не выйдет! Вот мы оставили Вильну, оставили Витебск, оставим и Дриссу. Одно, что нам остается умного сделать, это заключить мир, и как можно скорее, пока не выгнали нас из Петербурга!»
Воззрение это, сильно распространенное в высших сферах армии, находило себе поддержку и в Петербурге, и в канцлере Румянцеве, по другим государственным причинам стоявшем тоже за мир.
Пятые были приверженцы Барклая де Толли, не столько как человека, сколько как военного министра и главнокомандующего. Они говорили: «Какой он ни есть (всегда так начинали), но он честный, дельный человек, и лучше его нет. Дайте ему настоящую власть, потому что война не может идти успешно без единства начальствования, и он покажет то, что он может сделать, как он показал себя в Финляндии. Ежели армия наша устроена и сильна и отступила до Дриссы, не понесши никаких поражений, то мы обязаны этим только Барклаю. Ежели теперь заменят Барклая Бенигсеном, то все погибнет, потому что Бенигсен уже показал свою неспособность в 1807 году», – говорили люди этой партии.
Шестые, бенигсенисты, говорили, напротив, что все таки не было никого дельнее и опытнее Бенигсена, и, как ни вертись, все таки придешь к нему. И люди этой партии доказывали, что все наше отступление до Дриссы было постыднейшее поражение и беспрерывный ряд ошибок. «Чем больше наделают ошибок, – говорили они, – тем лучше: по крайней мере, скорее поймут, что так не может идти. А нужен не какой нибудь Барклай, а человек, как Бенигсен, который показал уже себя в 1807 м году, которому отдал справедливость сам Наполеон, и такой человек, за которым бы охотно признавали власть, – и таковой есть только один Бенигсен».

группа германских племен, жили между нижним течением рек Рейн и Эльба. В V-VI вв. часть С. участвовала в англо-саксонском завоевании Британии. Материковые С. в 772-804 гг. завоеваны франками.

Отличное определение

Неполное определение ↓

САКСЫ

Sachsen) - группа герм. племен, сплотившихся затем в большой племенной союз, занимавший в период раннего средневековья области на С. Германии - к В. от Рейна и к З. от Эльбы. Впервые упоминает о предках С. (о племени ревдигнов) Тацит (Germ., XL). Постепенно в 3-4 вв. из более мелких герм. племен складывается племенной союз С. (в него вошли ревдигны, составившие ядро плем. союза, ангриварии, ампсиварии, хазуарии, марсы, частично херуски, возможно, хавки). В сер. 5 - 1-й пол. 6 вв.. часть С. вместе с англами и ютами переселилась в Британию (см. Англо-саксонское завоевание), основав там ряд раннефеод. королевств и став одним из компонентов складывавшейся народности англо-саксов. Континентальные С. в 6-8 вв. делились на вестфалов (зап. С.), остфалов (вост. С.), анграриев (или энгров) и нордальбингов. Важнейший источник для изучения социального строя С. - Саксонская правда. Этот строй, развивавшийся без воздействия рабовладельч. отношений, отличался большим своеобразием. Он сочетал архаич. черты с резким социальным расслоением внутри свободных. С. делились на родовую знать (nobiles, эделинги), равноправных, но являвшихся более низким социальным слоем свободных (liberi, фрилинги), литов и рабов. Резкая разграниченность в правовом статусе эделингов и фрилингов в составе полноправных свободных привела к ошибочному отождествлению частью бурж. ученых (напр., Ф. Гекком) этих социальных слоев с замкнутыми сословиями клас. общества. Государственность и королев. власть у С. еще отсутствовали; упоминания о герцогах, стоявших во главе племенных подразделений, и о наличии общего нар. собрания всего племени С. (в Маркло на Везере) очень скудны. В 772 вторжением франков в область анграриев, взятием важнейшего саксонского укрепления Эресбурга и разрушением их языческого святилища начались завоевательные саксонские войны Карла Великого (772-804). Их важнейшими вехами были: воен. походы Карла Великого в 775-780, восстание С. под руководством представителя вестфальской знати Видукинда и разгром франкского войска в 782, ответом на что была массовая казнь С. осенью того же года у Вердена; временное покорение С. (после их разгрома в двух сражениях 783) и крещение части С.; новое восстание, вспыхнувшее в 792, воен. походы Карла Великого 794-799, приведшие к окончат. покорению С. (только нордальбинги сопротивлялись вплоть до 804). Часть С. была переселена в др. области Франкского гос-ва, Саксония разделена на графства. Включение Саксонии в состав Франкского гос-ва имело своим результатом насильств. насаждение у С. феод. отношений. Уже в ходе завоевания мн. С. потеряли свою собственность и свободу. Началось развитие крупного церк. и светского феод. землевладения. Против установления феод. зависимости было направлено Стеллинга восстание 841-843. В 843 область С. отошла к Вост.-Франкскому королевству, в кон. 9 в. здесь образовалось племенное герцогство С. (см. Саксонское герцогство). С. составили этнич. основу т. н. нижних саксонцев. В составе Герм. королевства старинная область С. сохранила много своеобразных черт: замедленность развития феод. отношений, выразившаяся в сохранении здесь мелкой зем. собственности свободных аллодистов, в т. ч. крестьян (свободное крестьянство стало быстро исчезать после подавления Саксонского восстания 1073-75); длительное сохранение остатков патриархальных отношений в обществ. строе С. (что нашло нек-рое отражение в 1-й части "Саксонского зерцала"); сохранение племенного яз., локального патриотизма (еще во время Саксонского восстания 1073-75 С. рассматривали швабов как "чужаков"). Языковые и др. различия долго существовали и внутри С., напр. между вестфалами и остфалами. Лит.: Неусыхин А. И., Возникновение зависимого крестьянства как класса раннефеод. общества в Зап. Европе VI-VIII вв., М., 1956, гл. 4; Колесницкий Н. P., Об этнич. и гос. развитии ср.-век. Германии (VI-XIV вв.), в сб.: Ср. века, в. 23, М., 1963; Lintzel M., Der s?chsische Stammesstaat und seine Eroberung durch die Franken, "Historische Studien", 1933, Bd 227; его же, Ausgew?hlte Schriften, Bd 1, В., 1961. -***-***-***- Саксы

- (Saxons), герм, племена, возможно, названные так из за своего меча с одним лезвием seax. Под напором франков ушли с терр. Дании в Италию и на фризские земли. В 3 5 вв. занимались пиратством в Северном море и проливе Ла Манш. По видимому, вместе с … Всемирная история

Группа германских племен. Жили между нижним течением рек Рейн и Эльба. В 5 6 вв. часть саксов участвовала в англо саксонском завоевании Британии. Материковые саксы в 772 804 завоеваны франками … Большой Энциклопедический словарь

Группа германских племён. Жили между нижними течениями рек Рейн и Эльба. В 5 6 вв. часть саксов участвовала в англосаксонском завоевании Британии. Материковые саксы в 772 804 гг. завоёваны франками … Исторический словарь

саксы - ов, мн. saxe. См. Сакс. Саксонский фарфор. Что с нами будешь делать! нужны и саксы, и трюфели, и бутылка доброго старого лафита. И. Панаев. // П. Избр. 249. Многие из этих саксов еще при Екатерине были перенесены в Ораниенбаум. Бенуа Царское село … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Ов; мн. Группа древних германских племён, населявших северо западную Европу и Британию. ◁ Сакс, а; м. * * * саксы группа германских племён. Жили между нижним течением рек Рейн и Эльба. В V VI вв. часть саксов участвовала в англосаксонском… … Энциклопедический словарь

Германское племя, первоначально обитавшее в области, известной теперь как Шлезвиг. В период поздней Римской империи они были известны как пираты, промышлявшие в Северном море. В 5 в. н.э., когда римляне вывели из Британии свои войска, часть… … Энциклопедия Кольера

- (Sachsen) группа герм. племен, сплотившихся затем в большой племенной союз, занимавший в период раннего средневековья области на С. Германии к В. от Рейна и к З. от Эльбы. Впервые упоминает о предках С. (о племени ревдигнов) Тацит (Germ., XL).… … Советская историческая энциклопедия

- (Sachsen) группа германских племён, объединившихся в 3 4 вв. в племенной союз. В период раннего средневековья занимали территории на С. Германии к В. от Рейна и к З. от Эльбы; в середине 5 1 й половине 6 вв. часть С. переселилась в… … Большая советская энциклопедия

саксы - группа германских племён. Жили между нижними течениями рек Рейн и Эльба. В V VI вв. часть саксов участвовала в англосаксонском завоевании Британии. Материковые саксы в 772 804 гг. завоёваны франками … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Мн. 1. Древнее германское племя, населявшее северо западную Европу и Британию. 2. Представители этого племени. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Пришествие Короля , Толстой Николай Николаевич. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Сорок лет прошло с тех пор, как в битве при Камланне погиб Артур. Больше нет в Британии великого…

Британский этнос впитал в себя множество черт народов, мигрировавших с Европейского континента на Британские острова. Однако ученые до сих пор спорят, кто же является главным предком нынешних жителей Соединенного Королевства.

Заселение Британских островов

В течение многих лет группа ученых под руководством профессора Криса Стринджера, представляющего лондонский Музей естественной истории, изучала процесс заселения Британских островов. Ученые свели воедино археологические данные за последние столетия, благодаря чему хронология заселения островов выстроилась наиболее полно.

Согласно обнародованным данным, люди предпринимали не менее 8 попыток обосноваться на территории нынешней Великобритании, и только последняя из них оказалась удачной.

Впервые человек попал на острова примерно 700 тыс. лет назад, что также подтверждает анализ ДНК. Однако через несколько сотен тысячелетий из-за похолодания люди покинули эти места. Осуществить исход было не сложно, так как острова с континентом в то время связывал сухопутный перешеек, который ушел под воду примерно за 6500 лет до н. э.

12 тыс. лет назад состоялось последнее покорение Британии, после чего люди уже ее не покидали. В дальнейшем все новые волны континентальных переселенцев оказывались на Британских островах, создавая пеструю картину глобальной миграции. Впрочем эта картина не ясна до сих пор. «Докельтский субстрат по сей день остается неуловимой субстанцией, которую никто не видел, но в тоже время мало кто станет оспаривать ее существование», – пишет британский ученый Джон Моррис Джоунс.

От кельтов до норманнов

Кельты, пожалуй, наиболее древний народ, влияние которого можно увидеть в нынешней Британии. Они стали активно заселять Британские острова с 500 по 100 год до н. э. Кельты, мигрировавшие с территории французской провинции Бретань, будучи искусными корабелами, скорее всего и привили на островах навыки мореходства.
С середины I века н. э. началась систематическая экспансия Британии Римом. Однако романизации подверглись в основном южные, восточные и отчасти центральные области острова. Запад и север, оказав ожесточенное сопротивление, римлянам так и не покорились.

Рим оказал заметное влияние на культуру и организацию жизни Британских островов.

Историк Тацит так описывает процесс романизации, проводимой римским наместником в Британии Агриколой: «Он частным образом и вместе с тем оказывая поддержку из государственных средств, превознося похвалами усердных и порицая мешкотных, настойчиво побуждал британцев к сооружению храмов, форумов и домов».

Именно в римское время в Британии впервые появились города. Также колонисты познакомили островитян с римским правом и военным искусством. Впрочем в римской политике было больше принуждения, чем добровольных побуждений.
В V веке началось англосаксонское покорение Британии.

Воинственные племена с берегов Эльбы довольно быстро подчинили себе практически всю территорию нынешнего Королевства. Но наряду с воинственностью англосаксонские народы, перенявшие к тому времени христианство, принесли на острова новую религию и заложили основы государственности.

Однако радикальным образом на политический и государственный уклад Британии повлияло нормандское завоевание второй половины XI века. В стране появилась сильная королевская власть, сюда были перенесены основы континентального феодализма, но главное – сменились политические ориентиры: со Скандинавии на центральную Европу.

Содружество четырех народов

Нации, составляющие основу современной Британии – англичане, шотландцы, ирландцы и валлийцы – сложились в последнее тысячелетие, чему во многом способствовало историческое деление государства на четыре провинции. Объединение четырех самобытных этносов в единую нацию британцев стало возможным благодаря целому ряду причин.
В период великих географических открытий (XIV-XV века) мощным объединяющим фактором для населения Британских островов явилась опора на национальную экономику. Она во многом помогла преодолеть раздробленность государства, какая, к примеру, была на землях современной Германии.

Британия, в отличие от европейских стран, благодаря географической, экономической и политической изолированности попала в ситуацию, которая способствовала консолидации общества.

Немаловажным фактором для единения жителей Британских островов стали религия и связанное с ней формирование универсального для всех британцев английского языка.
Еще одна особенность проявилась в период британского колониализма – это подчеркнутое противопоставление населения метрополии и туземных народов: «Есть мы, а есть они».

Вплоть до окончания Второй мировой войны, после которой Британия как колониальная держава перестала существовать, сепаратизм в Королевстве был выражен не столь явно. Все изменилось, когда из бывших колониальных владений на Британские острова хлынул поток мигрантов – индийцев, пакистанцев, китайцев, жителей Африканского континента и Карибских островов. Именно в это время и активизировался рост национального самосознания в странах Соединенного Королевства. Его апогей пришелся на сентябрь 2014 года, когда в Шотландии впервые был проведен референдум о независимости.

Тенденцию к национальной обособленности подтверждают и последние социологические опросы, в которых только треть населения Туманного Альбиона назвала себя британцами.

Британский генетический код

Проведенные недавно генетические исследования могут позволить взглянуть по-новому как на родословную британцев, так и на уникальность четырех главных наций Королевства. Биологи из лондонского University College исследовали сегмент Y-хромосомы, взятый из древних захоронений и пришли к выводу что более 50% генов англичан содержат хромосомы, встречающиеся в северной Германии и Дании.
Согласно другим генетическим экспертизам, примерно 75% предков современных британцев прибыло на острова более 6 тыс. лет назад.

Так, по мнению специалиста по ДНК-генеалогии из Оксфорда Брайана Сайкса, во многом современные кельты родословной связаны не с племенами центральной Европы, а с более древними переселенцами с территории Иберии, пришедшими в Британию в начале неолита.
Другие данные генетических исследований, проведенных на Туманном Альбионе, буквально повергли его жителей в шок. Результаты показывают, что англичане, валлийцы, шотландцы и ирландцы по своему генотипу во многом идентичны, что наносит серьезный удар по самолюбию тех, кто гордится своей национальной обособленностью.

Медицинский генетик Стивен Оппенгеймер выдвигает весьма смелую гипотезу, считая, что общие предки британцев около 16 тыс. лет назад прибыли из Испании и первоначально говорили на языке, близком к баскскому.

Гены более поздних «оккупантов» (кельтов, викингов, римлян, англосаксов и норманнов), по мнению исследователя, переняты лишь в небольшой мере.

Результаты исследований Оппенгеймера таковы: генотип ирландцев имеет всего 12% уникальности, валлийцев – 20%, а у шотландцев и англичан – 30%.

Свою теорию генетик подкрепляет трудами немецкого археолога Хайнриха Хёрке, который писал, что англосаксонская экспансия добавила к двухмиллионному населению Британских островов около 250 тыс. человек, а норманнское завоевании и того меньше – 10 тысяч. Так что при всей разнице в привычках, обычаях и культуре, у жителей стран Соединенного Королевства гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд.



Просмотров