Кто должен уточнять границы земельного участка сельхозназначения. Зачем нужно уточнять границы участка, и как это сделать? Когда необходимо проводить уточнение границ

Уточнение границ участка представляет собой процедуру, целью которой ставится отображение фактически изменившихся без изменения его площади. Такое изменение может произойти по причине переноса участка без изменения его формы или изменения расположения узловых точек границ, если площадь его не изменилась.

В том же случае, если вследствие переноса границ площадь участка изменилась, необходимо будет выполнить процедуру изменения границ, во время которой будут не только установлены новые границы, но и определен факт наличия нарушений законодательства относительно увеличения или уменьшения площади (чтобы не были превышены предельные значения).

Перечень нужных документов

Уточнение или изменение границ происходит в том случае, если по каким-то причинам изменилось территориальное , форма его границ или площадь. Поэтому для юридического подтверждения необходимости проведения таких работ следует подготовить:

  • , в которых будет зафиксирована информация о конкретной площади участка;
  • и акт о выносе границ в натуру. На эти документы возложена обязанность не только подтвердить установленную ранее площадь участка, но и отобразить предыдущее расположение границ и узловых точек;
  • (копия кадастрового плана с отметкой о расположении участка относительно общего массива земель).
Данные документы прикладываются к заявлению о проведении изменений данных, указанных в Едином государственном реестре прав на недвижимость.

На основании этого заявления специалист Росреестра принимает решение о возможности внесения соответствующих изменений и направляет заявителю извещение о необходимости проведения геодезических работ, направленных на вынос на землю в фактическом отображении новых границ участка с составлением соответствующего акта, на основании которого в реестрах будет уточнена содержащаяся информация.

Заявление

Подается в Росреестр заявителем в том случае, если границы или площадь участка были изменены. В тексте данного документа должны быть отражены следующие сведения:

  • Наименование того территориального органа, куда направляется заявление (указывается территориальное подразделение по месту нахождения участка, а не по месту регистрации собственника);
  • Данные о заявителе (независимо от того, заявляет об изменении границ собственник или его представитель; в последнем случае необходимо будет указать номер и дату выдачи доверенности, а также объем полномочий по ней, на основании которой действует представитель);
  • , в отношении которого должна быть изменена информация в реестре (адрес, площадь, кадастровый номер, наличие построек на участке и их принадлежность к жилому и нежилому фондам, сведения о собственнике (дублируются, если заявитель и собственник – одно лицо));
  • Информация о том, по каким причинам и каким образом произошло изменение границ участка и почему требуется уточнение этих сведений в ЕГРН;
  • Перечень приложений к заявлению (с указанием количества листов, которое занимает каждое приложение);
  • Сведения о выданной справке о принятии заявления.
По итогам принятия данного документа с его приложениями специалист Росреестра изучает все предоставленные материалы (на это ему дается от десяти до тридцати дней) и направляет заявителю уведомление о необходимости проведения фактических работ по установлению новых границ или новой площади земельного участка.

Порядок действий

По итогам получения уведомления о необходимости установления новых границ или фиксации изменения площади участка, собственник или его представитель должен предпринять следующие действия:

  • Найти организацию , имеющую аккредитацию на проведение геодезических, топографических и (или самостоятельно действующего инженера, имеющего лицензию на осуществление таких работ);
  • Подписать с потенциальным исполнителем договор (подписывается на основании оставленной заявки о проведении работ по установлению границ, подкрепленной кадастровыми и межевыми документами);
  • Кадастровый инженер выезжает на местность и проводит и его площади по тем данным, которые ему были предоставлены, с учетом последних изменений в конфигурации земельного участка;
  • По итогам проведенных работ составляется акт об уточнении границ (или их изменении) с приложенным к нему планом участка (на этом плане не только отображается изменение границ, но также и фиксируется прежнее их положение. Это необходимо для того, чтобы специалист Росреестра, который будет заниматься обработкой полученных документов, мог проследить фактическое изменение границ и причину, повлекшую такое изменение);
  • Полученные документы заказчик процедуры на бумажных носителях передает в Росреестр в качестве еще одного документа, сопровождающего заявление об уточнении границ. Эти же документы, но в электронном виде, кадастровый инженер передает в Росреестр для подтверждения подлинности выданных бумажных носителей.

Обращение в суд

Решение данного вопроса путем привлечения к рассмотрению судебных органов может потребоваться в двух случаях:

  • Если была установлена кадастровая ошибка , но совершившая ее организация отказывается от добровольного исправления. Исковое заявление в этом случае подается против такой организации. Так как исправление ошибки должно быть осуществлено силами той же организации, что ее допустила, против нее может быть подано сразу два заявления: об устранении ошибки и о проведении работ по уточнению или изменению границ участка;
  • Если имеется спор между собственниками соседних участков о меже . Вопрос о и, соответственно, об уточнении границ участка будет поставлен в рамках искового заявления.
  • Наименование судебного органа, куда направляется заявление;
  • Данные об истце и ответчике (адреса, паспортные данные);
  • Сведения по существу дела (обязательно необходимо указать информацию об участке и спорных территориях, когда возник спор и при каких обстоятельствах);
  • Данные о проведенных досудебных мероприятиях для разрешения существующего конфликта;
  • Непосредственно исковые требования и их подробная формулировка;
  • Перечень приложений к иску (с указанием количества листов, которое занимает каждое приложение в отдельности).
Подаче искового заявления должна обязательно предшествовать процедура досудебной попытки урегулирования, так как данные о такой попытке обязательно должны быть указаны в тексте искового заявления. В противном случае суд может отказать в принятии иска, так как не были исчерпаны все методы досудебного урегулирования имеющегося спора.

Если есть кадастровый паспорт…

Уточнение и изменение границ, если на участок уже есть , происходит путем не просто внесения изменений в ЕГРН на основании проведенного фактического установления новых пределов участка. Имеющиеся правоустанавливающие документы, в том числе и выписка из ЕГРН, в которой содержатся кадастровые сведения об участке, также должна быть заменена , так как сведения в ней теряют свою актуальность ввиду их обязательного изменения.

Если изменению или уточнению подвергаются границы участка, которому присвоен кадастровый (теперь реестровый в ЕГРН) номер, необходимо не просто изменить данные о нем, но и получить свежие документы (в том числе, и правоустанавливающие, так как площадь может измениться).

Изменение или уточнение границ земельного участка – процедура, призванная не только отобразить в фактическом виде произошедшие трансформации участка, но и подготовить документальное подтверждение таких трансформаций для внесения изменений в ЕГРН. В том случае, если при проведении такой процедуры были допущены кадастровые ошибки или возникли , рассмотрение данного вопроса производится путем привлечения судебных органов.

В России фактические границы многих земельных участков не совпадают с указанными в документах, в ряде случаев в документах даже не зафиксирована точная площадь земель. Это провоцирует множество сложных ситуаций, включая споры с соседями и неправильное начисление налогов. В этой статье мы подробно расскажем, как и зачем проводить уточнение границ земельного участка. Также мы поясним, какие для этого потребуются документы и сколько стоит процедура.

Почему понадобилось проводить уточнение границ земельного участка

Ранее данные о землях, находящихся в собственности физических и юридических лиц, хранились в муниципалитетах. Там они были представлены в описательной форме. Теперь сведения обо всех участках перешли на хранение в Росреестр. Они наносятся на кадастровые карты в виде координат точек поворота границ земель в местной системе координат. Их точность варьируется в пределах 0,1-0,2 м.

Отныне все собственники земельных участков – и граждане, и организации – должны ставить их на кадастровый учет (как поставить земельный участок на кадастровый учет, узнайте в статье ). Поэтому экспертиза границ земельного участка стала обязательной в случаях, когда они четко не определены. Это следующие ситуации:

  • отсутствуют сведения о координатах местоположения и границах участка;
  • земля не поставлена на учет в Росреестр;
  • координаты определены неточно или их точность ниже нормативной;
  • координаты не дают точно установить местоположение указанных точек;
  • одной точке присвоено несколько разных координат.

Иные ситуации, при которых необходимо уточнять границы участка

Есть и ряд других случаев, когда требуется проверка границ земельного участка:

Дополнительно

Уточнение границ земельных участков позволит выявить факты самовольного захвата земель, за что по закону положен штраф. Вступивший в силу с 1 января 2015 года ФЗ от 21 июля 2014 № 234 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регламентирует осуществление земельного надзора на всех уровнях. Выявленные случаи самовольного занятия земли будут караться штрафом от 500 до 1000 рублей.

  1. Покупка земли, находящейся в статусе «ранее учтенной». Это ситуация, при которой участок был поставлен на кадастровый учет, но информация о его местоположении приблизительная. Если не уточнить границы, могут возникнуть проблемы при последующих операциях с землей – при строительстве дома на ней, при ее продаже, дарении, завещании.
  2. Возникновение споров с соседями по поводу того, кому принадлежит какая-либо часть участка. Если появляются подозрения, что определенные лица присвоили себе часть земли, государство или гражданин вправе подать судебный иск. На его основе будет вынесено предписание об уточнении границ смежных участков.
  3. Проведение мероприятий по землеустройству.
  4. Неточности в кадастровой документации, ошибки инженера, который проводил работы. В таком случае запускается процедура признания межевания недействительным. Потом проводят повторные замеры участка.

Принудительное определение границ участка вправе потребовать государство путем подачи иска или вынесения соответствующего судебного решения. Инициативу могут проявить также собственники земли и другие заинтересованные лица.

Имеет ли смысл самому проводить данную процедуру

Теоретически собственники земли могут самостоятельно уточнить ее границы, отмерив рулеткой расстояние от границ соседского участка. У этого метода есть существенный минус. При возникновении споров с соседями у человека не будет никаких подтверждающих документов.

Самостоятельные замеры, даже при условии их фиксации, не имеют юридической силы. Любые работы по землеустройству и уточнению границ участков могут проводить только кадастровые инженеры. Поэтому оптимальное решение в данном случае – вызов специалиста.

Как проходит процедура

Уточнение границ земельного участка – это установленная законом процедура, которая проводится в несколько этапов:

Подеревная съемка

В случае, когда на участке растут деревья, и собственник хочет их сохранить, ему придется заказывать подеревную съемку (каждое дерево будет отображено на схеме). Поскольку этот процесс довольно трудоемкий, то и стоимость его гораздо выше, чем обычные работы кадастрового инженера (от 15 тысяч рублей и более, в зависимости от размера участка и количества деревьев).

  1. Сбор пакета документов. Их необходимо подать в органы землеустройства вместе с квитанцией об оплате услуги и заявлением.
  2. Заключение договора на оказание услуги.
  3. Запрос данных о земельном участке.
  4. Проведение геодезических работ кадастровым инженером. Специалист производит съемку объектов, измеряет площадь, уточняет границы участка и определяет характерные точки. Подробнее о том, как происходит межевание земельного участка, читайте .
  5. Обработка полученных данных.
  6. Создание межевого плана на основе сведений, полученных по результатам геодезических работ.
  7. Согласование уточненных границ участка с соседями.
  8. Принятие окончательного решения и внесение изменений в кадастровую документацию. Потом проект изучают инженеры кадастровой палаты. Специалисты сравнивают первоначальные сведения и те, которые были получены в ходе съемки местности. Если выявляются ошибки и недочеты, в план вносятся поправки.
  9. Выдача итогового документа.

Список необходимых документов для уточнения границ участка

Для проведения процедуры потребуется подготовить пакет документов, который включает:

  • свидетельство о собственности на земельный участок;
  • общий план застройки территории;
  • (если есть);
  • квитанция об оплате услуги;
  • письменное заявление.

Об уточнении границ земельного участка смотрите в следующем видео

Ориентировочные стоимость и сроки процедуры

Сумма, в которую собственникам обходится экспертиза границ земельного участка, в среднем составляет 3 000 – 6 000 рублей. На окончательную стоимость процедуры влияют 2 фактора:

  1. Площадь земельного участка (чем она больше, тем выше расценки на проведение съемки).
  2. Регион местонахождения участка.

Обычно расчет ведется по соткам. Если в данном регионе цена за 1 сотку составляет 500 рублей, а площадь участка – 6 соток, то итоговая стоимость съемки составит 3 000 рублей. Оплата всегда производится перед началом работ по реквизитам, предоставленным кадастровой палатой. Участие в одной из госпрограмм, связанных с землеустройством, помогает существенно снизить затраты.

Раз в год органами местного самоуправления проводятся работы по массовому уточнению границ земельных участков. То есть заказчик в данном случае – государство, оно же и оплачивает работу кадастровых инженеров. Такие работы проводятся в местах массового скопления земельных участков, у которых нет четко определенных границ.

На итоговую стоимость процедуры влияет и то, поставлен ли участок на кадастровый учет. Если нет, владельцу приходится оплачивать дополнительные работы по землеустройству и постановке земли на учет.

Работы по уточнению границ земель занимают порядка трех месяцев. Соседей рекомендуется предупреждать об этом заранее, поскольку на определенном этап процедуру придется согласовывать с ними.

Хотите получить больше информации? Задавайте вопросы в комментариях к статье

Последние изменения: Июль 2019

Требуется при возникновении споров и судебных тяжб в отношении определенной части земли, граничащей с соседским наделом. В процессе выполнения работ, кадастровые инженеры выявляют реальные границы и имеющиеся расхождения для дальнейшего согласования с заинтересованными лицами – представителями официальных структур и собственниками прилегающих земель.

Приобретая права на участок, иногда возникает потребность в уточнении существующей пограничной линии между собственностью и смежными наделами. При подготовке к сделке покупатель требует получения точных сведений о земле, подтверждаемых документально. Чтобы избежать проблем относительно чужих притязаний на часть территории, рекомендуется пройти процедуру уточнения местоположения границ и площади земельного участка, основываясь на положениях земельного и гражданского законодательства.

Особенности процедуры: для чего требуется

Уточнение пределов земли включает комплекс мероприятий, связанных с выявлением и юридической фиксацией точных характеристик объекта недвижимости – площади, конфигурации, местоположения согласно системе координат. В процессе определения пределов фиксируют поворотные точки надела, по которым определяется истинное расположение собственности.

В отличие от остальных вариантов документации на землю, с разнообразными характеристиками и показателями недвижимого имущества, уточнение границ призвано зарегистрировать объем и характер прав на конкретный земельный надел, защищая неприкосновенность пределов собственности.

Ранее, для регистрации собственности, законодательство не требовало от граждан выполнения межевания и определения границ с точным указанием координат. Кроме того, закон о « » позволял регистрировать недвижимое имущество в упрощенном порядке, что породило массу взаимных претензий и притязаний собственников смежных территорий. Проведение работ по установлению и согласованию пограничных линий — в первоочередных интересах землевладельца, так как фиксирует и защищает имущественные права в том объеме, в котором оно было согласовано при уточнении границ.

Несоблюдение требований законодательства, отсутствие уточненных пределов, влечет следующие варианты негативных последствий:

  • Создание некоторых ограничений в праве на имущество, так как разнообразные мероприятия в отношении земли становятся недоступными. Владелец не вправе выполнить раздел, выдел, провести объединение со смежной землей.
  • Высокая вероятность споров, включая судебные разбирательства в отношении землевладельца, никак не защищенного от посягательств на граничащие с соседскими частями земель.
  • Риск предъявления притязаний на постройки, возведенные рядом с межой, требования соседей об их сносе. Особое внимание стоит уделить установлению границ, если планируется строительство капитального забора, т.к. в случае судебного оспаривания приграничной земли соседи вправе требовать сноса, и гарантий принятия судьей решения в пользу владельца забора нет.

Тема и принадлежности граничащих частей земли, не теряет своей актуальности. Не редкость случаи самовольного захвата чужих территорий, что ведет к расхождению между документами на участок и реальным положением вещей.

Из-за того, что закон не требовал обязательного уточнения границ в прошлом, в настоящий момент многие собственники наделов сталкиваются с неприятными разбирательствами с соседями, привлечением различных государственных структур, судебных инстанций, адвокатов и т.д. Избежать лишних трат и защитить свою территорию позволит уточнение границ земельного участка и регистрация местоположения объекта недвижимости.

Описание процедуры

Данная статья опубликована на сайте zakon-dostupno точка ru. Если вы видите эту статью на другом сайте, значит ее украли.

Процесс уточнения пределов участка – сложен и требует определенных усилия со стороны собственника и затрат. Информация о последовательности шагов и различных нюансов исполнения каждого процесса, помогут избежать непредвиденных трудностей и определить собственный порядок действий:

  1. Сбор необходимой , которая далее потребуется для межевого дела.
  2. Полученные сведения далее передаются в предварительно выбранную геодезическую организацию, чтобы изучить конкретную ситуацию и обстоятельства, при которых будут проводиться работы по установлению пограничных линий.
  3. Оповещение заинтересованных сторон о процедуре, сообщение места, времени. Правила требуют присутствия всех собственников прилегающих участков, согласовывая с ними линию между участками.
  4. Проведение кадастровым специалистом работ на выезде: съемка, измерения, учет расположения отдельных объектов, заборов.
  5. Линия границ определяется в присутствии заинтересованных сторон, а по завершении согласования подписывают акт об определении границ.
  6. Обработка полученных сведений и подготовка .
  7. Урегулировав межевые вопросы, составленный документ направляют на проверку Кадастровой Палате, которая формирует новый кадастровый паспорт с указанием актуальных параметров и границ.

Уточнить пределы участка может собственник земли, имеющей статус «ранее учтенной». В дальнейшем, выданный документ дает полное право распоряжаться участком по собственному усмотрению, включая строительство и оформление в аренду, наследство и т.д.

К положительным моментам процедуры относят:

  • Более простая процедура купли-продажи, оформления иных юридически важных сделок, связанных с отчуждением и арендой.
  • Узаконивание фактических границ в соответствии с действующими требованиями.
  • Юридическая защита прав собственника, значительно снижающая риск судебных тяжб и отчуждения части земли из приграничной зоны.

На основании полученного документа землевладелец вправе получить новые документы, с учетом тех изменений, уменьшением, увеличением площади, согласованных при уточнении границ.

Кто инициирует уточнение границ земельного участка

Действия по определению пределов участка инициируют при обращении к кадастровым специалистам, в лицензированные геодезические организации.

Уточнение проводят на основании:

  • заявления от самого хозяина земли;
  • письменного обращения владельцев смежных территорий;
  • решение суда по земельным спорам;
  • при обращении местной администрации;
  • по инициативе уполномоченного госоргана, отвечающего за регистрацию имущественных прав по территории.

В связи с тем, что каждая ситуация с определением границ земли – индивидуальна, закон не устанавливает точного перечня для передачи сотруднику организации-исполнителя.

Некоторые из документов уже есть у землевладельца. Другие придется заказывать для подготовки к процедуре.

Основными бумагами для геодезической службы служат:

  • выписка из Кадастрового Реестра;
  • кадастровый паспорт;
  • документ, подтверждающий право на землю (свидетельство о праве собственности и т.д.);
  • бумага с информацией о присвоенном наделу адреса.

Полный перечень зависит от , основания для получения имущественного права. В отдельных случаях собственникам приходится обращаться к записям из архива.

Перечень выездных работ кадастрового инженера

После согласования деталей процедуры, кадастровый инженер в назначенный день выполняет следующие кадастровые работы по уточнению границ земельного участка:
  1. Провести топографическую съемку.
  2. Сфотографировать надел с прилегающей территорией.
  3. Измерить расстояние между точками и угол наклона по отношению к горизонту.
  4. Определить контрольные точки с точным местоположением их и сопоставлением фактических границ с контрольными точками.

В качестве контрольных точек определяют спецмаячки GPS, используемые ориентиром для фиксации поворотных пунктов и точек на границе участка.

Исправление кадастровой ошибки

Ситуации, когда в результате проведения геодезических мероприятий выявляются случаи наложения границ участков, пересечения со смежными территориями, называют кадастровой ошибкой.

Для исправления несоответствия проводят дополнительные работы с межеванием, либо решают вопрос в судебной инстанции. Корректировка требуется не всегда, а лишь в случаях ощутимых расхождений.

Следующие обстоятельства требуют исправления кадастровых бумаг:

  • Обнаружены противоречия в информации, имеющейся в базе данных кадастрового учета.
  • Выявлено наложение участков по краям.
  • Есть нарекания к качеству выполнения кадастровых работ.
  • Естественное изменение территории вследствие происходящих с течением времени корректировок конфигурации участка с учетом особенностей рельефа и почвенного состава.
  • Допущение ошибок в топографических измерениях кадастровым специалистом.
  • Ошибки при обработке полученной информации и ее внесении в реестр.

Устранение ошибки требует предварительного определения причины. Если кадастровая ошибка появилась по вине действий специалиста по геодезии, ответственность за исправление возлагается на него с обязательством проведения новых замеров и обработки сведений по топографической съемке.

Если все расчеты и замеры выполнены верно, но по факту в базе Реестра появились искаженные данные, собственник обращается с требованием к Кадастровой Палате исправить ошибку. В случае отказа от исправления, землевладелец получает официальный отказ в письменном виде, с дальнейшим проведением межевых работ за свой счет. Далее получить возмещение дополнительных расходов можно через иск в отношении работников кадастровой службы в суд.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

Ранее учтенные объекты недвижимости (Статья 45 ФЗ о кадастре):

Или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, которых осуществлен в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу ФЗ о кадастре или в переходный период его применения с учетом особенностей, определенных статьей 43

- государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"

- государственный кадастровый учет которых не осуществлен , но права на которые возникли до дня вступления в силу ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и не прекращены.

C т. 47 п. 6 . Участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся , но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним ", признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План участка лесного фонда, а также документ, содержащий описание участка лесного фонда и удостоверенный соответствующим органом, осуществляющим государственный учет участков лесного фонда, признается юридически действительным. Лесной участок соответствует участку лесного фонда.

Неверный способ защиты нарушенного права : Требование о признании земельных участков ранее учтенными

Заявитель обратился в суд с требованием о признании незаконным решения органа кадастрового учета об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости , принятого на основании пунктов 19, 34 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42. При этом решения об отказе были приняты органом кадастрового учета по результатам рассмотрения поступивших документов, а именно заявления и выписки из похозяйственной книги, оформленной не в соответствии с формой , утвержденной приказом Федеральной регистрационной службы от 29.08.2006 N 146 (утратил силу 26.05.2012, далее - Приказ N 146).

Так, в выписке из похозяйственной книги в качестве правообладателя земельного участка было указано лицо, умершее к моменту выдачи выписки и не обладающее правоспособностью в соответствии со статьей 17 Гражданского кодекса Российской Федерации. По мнению органа кадастрового учета, указанный документ незаконно наделяет умершее лицо правом, которым он фактически не может обладать. При этом из содержания выписки не следует возможность ее выдачи в отношении умершего правообладателя. На этом основании данный документ, по мнению органа кадастрового учета, не может рассматриваться как устанавливающий или подтверждающий право на земельный участок. Кроме того, в выписке не были заполнены такие обязательные поля выписки, как место рождения, документ, удостоверяющий личность, право, на котором предоставлен земельный участок, и его назначение.

Отказывая в удовлетворении требований, суд указал, что оснований для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке не имеется, поскольку представленная выписка из похозяйственной книги не соответствует форме, утвержденной Приказом N 146. Также выписка не свидетельствует о зарегистрированном ранее праве лица, которое обращалось с заявлением в орган кадастрового учета, поэтому оспариваемое решение об отказе права и законные интересы заявителя не нарушает.



Просмотров