Кто будет будущим премьер министром. Новый состав российского правительства: претенденты на отставки и неприкасаемые

Нынешний премьер-министр РФ Дмитрий Медведев не сможет возглавить правительство «четвертого срока» Владимира Путина из-за высокого антирейтинга – лидер государства не станет рисковать поддержкой народного большинства. Такое мнение в интервью РИА «Новый День» высказал директор Института актуальной экономики, лидер общественно-политического движения «Новая Россия» Никита Исаев .

По его мнению, состав нового кабинета министров частично будет зависеть от результатов на выборах кандидата от партии КПРФ Павла Грудинина .

«Формирование (нового) кабинета министров, в первую очередь, будет определяться фигурой будущего председателя правительства. Формирование нынешнего правительства, я имею ввиду блок, не относящийся напрямую к президенту – силовой, международные отношения и так далее, – происходило в рамках кадрового решения именно председателя правительства. Если Медведев остается, тогда, я думаю, что серьезных изменений не будет», – сказал Исаев.

С его точки зрения, если Медведев снова возглавит правительство, возможные «точечные изменения» в результате «боев между башнями Кремля».

«Мы видим жестокие бои по медицине, куда активно хочет вернуться Голикова (Татьяна Голикова – председатель Счетной палаты РФ) со своим влиянием. Видим атаки на «Роскосмос» по линии группы Рогозина (Дмитрий Рогозин – вице-премьер РФ). Здесь и министерство промышленности и торговли. Видим атаки по линии образования. Возможны точечные изменения», – считает Исаев.

Однако, по его мнению, сейчас есть серьезные основания полагать, что после выборов Медведев все-таки покинет свой пост. «У него слишком невысокий уровень доверия среди населения. А для Путина в новом цикле это будет, на мой взгляд, важно. Крымский консенсус определенным образом исчерпан, ситуация в международной повестке не столь однозначная, чтобы доносить ее до общества в качестве победы. Лояльность общества для Путина будет иметь важное значение», – подчеркнул Исаев.

По его оценке, Медведев во многом «забрал на себя высокий антирейтинг» в связи с «экономическими провалами» последних шести лет.

«С этим антирейтингом ему сложно будет оставаться на этой позиции. Но думаю, что в политической системе он останется и, возможно, будет претендовать на роль преемника Путина. Я не думаю, что это будет называться тандемом, но то, что он будет одним из потенциальных преемников и основных акторов в транзите власти – очевидно», – отметил Исаев.

По его мнению, новое правительство возглавит «свежая фигура с меньшим антирейтингом».

«В связи с этим я думаю, что правительство все-таки претерпит определенные изменения. Будет меньше медведевских ставленников, я имею ввиду таких, как Дворкович (Аркадий Дворкович – вице-премьер), нелепый Абызов (Михаил Абызов – министр РФ) с нелепым функционалом про открытое правительство, которое так и непонятно, чем занимается», – сказал он.

Среди других кандидатов «на вылет» из правительства политолог назвал вице-премьера Ольгу Голодец , которая курирует социальную сферу, министра культуры Владимира Мединского и министра строительства и ЖКХ Михаила Меня .

«Мединский слишком одиозно отработал этот срок. Министр строительства Мень, скорее всего, тоже закончит свою работу и вернется куда-нибудь на региональные позиции – губернатора или полномочного представителя президента», – считает Исаев.

«Останутся те, кто сработался с Путиным, поскольку мы полагаем, что президентом станет Путин. Думаю, что это может быть Силуанов (Антон Силуанов – министр финансов), Орешкин (Максим Орешкин – министр экономического развития), хотя я считаю, что его назначение было ошибочным. Не исключаю, что Шувалов (Игорь Шувалов – первый вице-премьер) может остаться, к сожалению. Возможно возвращение Кудрина (Алексей Кудрин – экс-министр финансов) определенным образом», – предположил Исаев.

Кроме этого он обратил внимание, что на формирование правительства наверняка будет влиять результат Грудинина на президентских выборах.

«Здесь будет иметь значение уровень протестных настроений. От этого можно будет понять, какие-то позиции будут переданы оппозиционной составляющей, например, министерство сельского хозяйства. Уверен, что Ткачева (Александр Ткачев – министр сельского хозяйства) в новом правительстве не будет», – сказал Исаев.

Он считает, что кадровый состав «силового блока правительства» может до последнего момента остаться загадкой. «Это слишком закрытая кулуарная система, здесь векторы принятия решений иные, нежели лежащие на поверхности», – подчеркнул Исаев.

Москва, Мария Вяткина

Москва. Другие новости 09.02.18

© 2018, РИА «Новый День»

https://www.сайт/2018-01-15/posle_vyborov_prezidenta_anton_vayno_mozhet_stat_premer_ministrom_rf

Очень технический премьер

После выборов президента Антон Вайно может возглавить правительство РФ

Алексей Дружинин / РИА Новости

После выборов главы государства нынешний глава администрации президента Антон Вайно может занять пост премьер-министра РФ. Такой сценарий обсуждают в федеральном и региональном истеблишменте, при этом в Вайно видят более профессионального и техничного управленца, чем Дмитрий Медведев. В случае реализации этого сценария Дмитрий Медведев может возглавить объединенный Верховный и Конституционный суд. Эксперты допускают назначение Вайно, но указывают на риски такого решения.

О том, что кандидатура Вайно рассматривается на пост премьер-министра РФ, сайт рассказали несколько источников в бизнес- и политическом истеблишменте федерального и регионального уровней. По словам одного из собеседников, уже намечаются очертания и будущего кабинета министров, куда могут быть приглашены несколько успешных губернаторов.

Собеседник, близкий к крупному промышленному холдингу, говорит, что Вайно в качестве премьер-министра обсуждается уже довольно давно, при этом среди бизнеса такое решение будет воспринято в целом хорошо. «Вайно показал себя как очень практичный, техничный, дальновидный руководитель. У него широкий кругозор и в целом более жесткий, чем у Медведева, стиль управления», — говорит собеседник, выражая надежду, что такой премьер покончил бы с «излишним либерализмом» в правительстве. Важным качеством Вайно называют то, что он не высказывает личных политических амбиций и не претендует на то, чтобы обладать самостоятельностью или политической субъектностью.

Антон Вайно: человек рядом с президентом

Антон Вайно возглавил администрацию президента в августе 2016 года, до этого много лет проработав в протокольных службах и администрации президента. Уже тогда звучали предположения, что должность главы администрации является для него ступенькой на пути к посту премьера-министра. «Антон Вайно, если сравнивать его путь с карьерной вертикалью Дмитрия Медведева, спустя некоторое время вполне может стать новым премьер-министром — как Медведев, стоящим посередине между разными кланами, — писал журналист Андрей Колесников на сайте Центра Карнеги. — <…> Дмитрий Медведев по-прежнему молод, но базовые функции, которые он должен был исполнить, и пик карьеры уже позади. Личная благодарность президента заканчивается в 2018 году. А проявления личной благодарности президента Антону Вайно только начинаются».

Компенсация для Дмитрия Медведева

Дмитрий Медведев, как , после выборов может перейти на должность руководителя объединенного Конституционного и Верховного судов. Идея создать «суперсуд» обсуждается, по крайней мере, последние лет семь, периодически наталкиваясь на сопротивление юридического сообщества. Скорее всего, реформа отложена до того времени, когда свой пост покинет пожилой председатель Конституционного суда Валерий Зорькин — в феврале ему исполнится 75 лет, и в этом же году истекает очередной шестилетний срок его полномочий.

После выборов президента в России могут объединить Верховный и Конституционный суды

Если новый «суперсуд» будет создан, пост его председателя может стать солидной компенсацией за потерю Медведевым поста премьера. Такая структура теоретически обладает властью даже большей, чем президентская — хотя в наше время судебная ветвь власти фактически является относительно слабой.

Идеальный технический премьер

Известный политолог Евгений Минченко в своих докладах «Политбюро 2.0» о путинском окружении причисляет Вайно к группе, состоящей из Сергея Чемезова, Виктора Золотова, Юрия Чайки и Сергея Иванова. При этом он не относит Вайно собственно к «членам Политбюро», ближайшему кругу путинской элиты, а видит его в «переходной зоне» между «кандидатами» и «членами». Назначение Вайно премьер-министром Минченко считает маловероятным: у нынешнего главы администрации совсем нет хозяйственного опыта, сказал он сайт.

Политолог Андрей Колядин, некогда работавший в администрации президента, говорит, что в возможном решении о назначении Вайно есть свои минусы и плюсы. «У нас еще присутствует повышенное уважение к должности премьера, рожденное самим Путиным, — напоминает эксперт. — Его [бывшая] работа премьером заставляет с вожделением смотреть на этот пост лидеров всех „башен Кремля“. Однако есть и другие версии экономической перезагрузки, в которых премьер не общественный лидер, а функционер, технократ, как принято говорить сейчас. Он не генерирует экономическое будущее, а исполняет программы, созданные коллективно, в том числе — за пределами правительства. В этой схеме логически завершена идея централизации власти — есть президент и есть все остальные. Равных ему даже по условному влиянию нет».

Такую роль Вайно выполнит безупречно, считает Колядин: он может работать 24 часа в сутки, ничего не упуская, но непублично, не привлекая к себе внимания. «Но премьер — это еще и политическая фигура, — говорит политолог. — В наших условиях он выполняет и роль громоотвода. В него бьют молнии народного недовольства, если с экономикой происходит что-то не так. А Путин остается за пределами критики — арбитром, к которому обращаются миллионы жителей страны. Если премьер „уйдет в тень“, то ответственным станет президент. В условиях стагнирующей экономики — это не бесспорное решение. И дело тут не в фигуре Вайно, а в общей внутриполитической ситуации», — говорит Колядин.

В качестве прочих кандидатов на пост премьера ранее называли Сергея Собянина, Юрия Трутнева, Сергея Чемезова, Алексея Кудрина, Вячеслава Володина и других политиков первого эшелона.

Новости России

Россия

В России заработал сервис Google Jobs

Россия

В Приморье организована проверка по факту издевательства над служебной собакой

Россия

Корпорация Boeing поддержала решение приостановить полеты всех 737 Мах

Россия

Ростовчанин заявил об издевательствах сотрудников Центра «Э» из-за постов «ВКонтакте»

Россия

Аналитики центра «Сова»: в России ужесточаются преследования традиционных религий

Россия

В Москве Росздравнадзор закрыл клинику пластической хирургии

Россия

Миллиардер Богуславский вложил $2 млн в робота, который заменит операторов колл-центров

Россия

Карты Visa и Mastercard «Еврофинанс Моснарбанка» перестали работать из-за санкций

Россия

В петербургской коммуналке органы опеки нашли трех плачущих детей рядом с телом матери

Россия

Во Франции на горнолыжном курорте погиб гражданин РФ

Россия

В Петербурге глава фонда помощи пенсионерам арестована по делу о мошенничестве с жильем

Россия

Госдума намерена преодолеть вето Совфеда по закону о хостелах
Опубликовано 21.03.17 09:04

Болезнь Медведева подогрела слухи о его отставке. Специалисты прокомментировали появившиеся на днях слухи о скором уходе премьера со своего поста.

Отставка Медведева 2017: эксперты дали оценку появившимся слухам

Последнее время СМИ и пользователи Сети активно муссируют слухи о возможной отставке премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, а недавняя и внезапным появлением на Красной поляне в Сочи стала, пожалуй, самой обсуждаемой темой в Интернете.

Несмотря на усиление слухов о скорой отставке премьера, эксперты считают, что это вряд ли произойдет до президентских выборов в России.

"Близкие к власти интккихс политологи и политтехнологи считают, что до 2018 года отставка Медведева маловероятна. Обострять ситуацию радикальными кадровыми перестановками в предвыборный год вполне возможно и Путин неоднократно пользовался этим приемом, но вряд ли его следует применять за такой длительный промежуток времени", — сказано в комментарии на портале actualcomment.ru .

По мнению экспертов, инициаторы кампании скорее преследуют другие цели.

"Кампания нужна для создания негативного фона и дополнительного напряжения перед грядущим обсуждением деятельности правительства — приближается очередная годовщина майских указов президента 2012 года. Разумеется, Правительство есть за что критиковать, да и некоторые из поставленных Путиным задач так и не были исполнены. Поиск "крайних" резко усилился", — сказано в статье.

При этом кроме возможной отставки Медведева появились слухи о скором уходе Аркадия Дворковича и Игоря Шувалова. По мнению специалистов, власти вполне могут пожертвовать непопулярными министрами, чтобы отбиться от критики электората. Еще одним кандидатом на вылет является министр культуры Владимир Мединский.

"В конце 2016 - начале 2017 года позиции Дмитрия Медведева укреплялись. Да и информационные атаки не ведут против человека, который вот-вот покинет должность. Поэтому у нынешнего премьера неплохие шансы работать на нынешнем посту как минимум до кануна президентских выборов", - считает комментирует ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков.

В свою очередь, глава Института политической социологии Вячеслав Смирнов полагает, что "Медведев останется еще надолго", отмечает "Федерал пресс" .

"Премьера целесообразно или не целесообразно менять до президентских выборов. А после президентских зачем менять? Президент уже получил свои 65-75 процентов, и кто будет премьер, уже не так важно", - сказал политолог.

Директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков уверен, что "Медведев может находиться на своем посту до того момента, пока его уход не станет необходимым шагом для сохранения власти самого Путина".

"Он верный соратник президента, он доказал свою преданность. Он даже доказал свою эффективность, ведь под его началом партия "Единая Россия" одержала победу на выборах в Госдуму в 2016 году. Он создал свой собственный мощный клан, в который входит до 30% российских губернаторов. Он влияет на крупнейшие ФПГ - такие, как "Газпром"", - добавил эксперт.

Никто не знает, как в России будет устроена власть после президентских выборов 2018 года. Но в предвыборную пору возникают классические сюжеты российской политики: отставка премьер-министра Дмитрия Медведева и «выборы» преемника президента Владимира Путина.

Путин - и президент, и премьер

Председателя правительства «не уберегли» еще в марте, когда Медведев по причине болезни не пришел на совещание главы государства с кабинетом министров. Тогда политологи спешили связать его отсутствие с грядущей отставкой, поводом для которой в числе прочего мог послужить фильм-расследование оппозиционера Алексея Навального «Он вам не Димон». Но обошлось, премьер оправился от гриппа и, как выяснилось, «политическим» он не был.

Однако в первых числах всегда тревожного для России августа появилась другая версия, основанная исключительно на слухах - о предстоящей административной реформе и переподчинении правительства напрямую президенту. В конце же месяца, обошедшегося без серьезных потрясений, наблюдатели отметили одно, на первый взгляд, странное совещание президента и сотрудников его администрации с экономическим блоком правительства (Шуваловым, Козаком, Орешкиным и Силуановым). Со стороны правительства за протокол никто не отвечал, а о Медведеве, кажется, никто и не вспомнил - он официально пребывает в отпуске.

И снова же появились предположения, что после переизбрания в 2018 году Путин возглавит кабинет министров как президент или объединит аппараты правительства и президента ради «мобилизации управляемости» и лишения сугубо технического премьера политической самостоятельности. «Новым» формат встречи Путина с кабмином мог показаться исключительно с бюрократическо-протокольной точки зрения. Тем не менее, публике была явлена четкая картинка: Путин берет на себя «бразды правления» и устраивает совещание с членами правительства, тогда как Медведев в очередной раз не держит руку на пульсе.

Но это не более чем умелое манипулирование общественным мнением - посмотрите, Путин зашел в кабину пилота и взял штурвал в свои руки. Шоу для тех, кто готов поверить, что теперь все будет в порядке, поскольку все проблемы нынешнего срока шли от правительства. При этом, однако, остается за скобками, что правительство в России - главный распорядитель федерального бюджета, лишенный в данный момент многих полномочий, которые у него «откусили» различные отраслевые советы при президенте, а также доступа к теневому бюджету (средствам того же «Роснефтегаза», у которого кабмин не может стребовать дивиденды от «Роснефти» и «Газпрома»).

Другими словами, Путин, назначающий вице-премьеров и утверждающий министров, и без особых реформ госуправления довольно жестко ограничивает работу правительства. И продуктивнее без текущего премьера оно вряд ли станет - тут вопрос к способности результативно работать самого Путина, а вернее - его ближнего круга.

Политбюро вместо правительства

Говорят, после того как Путин посидел в кресле премьер-министра, ему очень нравится работать в «ручном режиме», а перед публикой представать в образе «раба на галерах». Однако дело даже не в личных пристрастиях и предпочтениях, а в том, что практики управления и решения вопросов премьера Путина 2008-2012 годов весь его третий срок (2012-2018) входили в острые противоречия с интересами условной группы Медведева - коалиции, сформировавшейся в период его недолгого президентства. Поскольку конкуренция центров силы верхами воспринимается как ненужная конфликтность, полное устранение бюрократического противовеса и привидение госуправления к условностям премьерства Путина для президента может быть приемлемым развитием событий.

Переселение правительства в Кремль определенно снизит внутриэлитную конфликтность, а ближний круг президента получит возможность выйти из полутени и при должностях занять просторы чиновничьих кабинетов. Неформальные связи могут быть формализованы, но именно это, в конечном счете, может лишить конструкцию путинского правительства эффективности - слишком разные практики решения вопросов у членов правительства и его друзей. Когда все сводится к одному центру силы, он рискует потерять какую бы то ни было эффективность. Более того, слияние личных связей, пресловутого ближнего круга президента, и института госуправления станет еще одной ступенью длинной лестницы постепенной деградации российского государства.

Интересно и то, что, согласно новой редакции антироссийских санкций США, американские контролирующие органы должны будут к марту 2018 года представить первый доклад о деньгах путинского окружения и их перемещениях по миру. Тщательно скрытое в очередной раз станет явным, как в 2014 году страна вдруг узнала про Ротенбергов, Ковальчуков и Тимченко, которые, оказывается, через госзаказы, госфинансы и экспортные каналы национальных ресурсов контролируют внушительную долю отечественной экономики. Деловые издания писали об этом давно, но политизировать вопрос удалось лишь с подачи Вашингтона.

Старые преемники и новый фаворит

В такой обстановке нервы сдают у всех: в течение одной недели вышло два рейтинга расстановки политических фигур на шахматной доске под названием «российская власть».

В одном из них - пятом ежегодном докладе «Политбюро 2.0» компании «Минченко консалтинг», выдвигаются смелые гипотезы об ослаблении ближнего круга президента, а также утверждается, что самые устойчивые позиции как раз у Медведева. В то же время Путину пророчат сбывшуюся мечту писателя Лимонова - стать «русским аятоллой».

В другом докладе, Фонда «Петербургская политика», представлен топ-10 вероятных преемников Путина, первая тройка которого выглядит так: Медведев, Собянин и Дюмин (губернатор Тульской области). Подобные рейтинги и аналитика ничто иное как политические ставки следующего сезона в отсутствие публичной конкуренции. Строго говоря - это не рейтинги, которые можно замерить и оцифровать, а политологические ощущения и предчувствия. Они могут снизить тревожность, но не снять.

Почему вообще возникают разговоры на эту тему? Во-первых, на дворе предвыборный год и все ждут перемен, если не содержательных, то стилистических. Во-вторых, есть потребность представлять себе контуры завтрашней власти, ее конфигурации, действующих лиц. Так, в качестве реакции на публикацию рейтингов три неназванных федеральных чиновника вбросили в информационное поле новость о том, что фаворитом Путина на самом деле является молодой министр экономики Максим Орешкин. В новостном вакууме августа сообщение прогремело шаром от боулига и сбило выстроенный политологами треугольник кеглей. Частью аудитории оно было воспринято всерьез - Орешкин может прийти на смену Медведеву и стать тем самым преемником, которого все так активно ищут.

Однако страшная тайна этой «новости» и «странного» совещания Путина с правительством без Медведева заключается в том, что Орешкин один из высокопоставленных чиновников, которые уже сегодня несут ответственность за выборы 2018 года. В частности, он «придумывает» и «расписывает» экономический рост и перспективное развитие экономики. К примеру, предложения о повышении производительности труда, которые, возможно, станут частью предвыборной программы Путина. Вместе с ним над переходом к четвертому сроку также работают глава администрации президента Антон Вайно, его первый заместитель Сергей Кириенко, помощник президента Андрей Белоусов и министр финансов Антон Силуанов. С высокой степенью вероятности они и сформируют предвыборный штаб Путина.

В целом же вся предвыборная политология пока выглядит достойным продолжением кремленологии - науки, которая возникла в США и не далеко ушла от гадания на кофейной гуще: закрытую систему политического управления СССР пытались расшифровывать по косвенным знакам, например, расстановке бюрократической верхушки на мавзолее во время парадов и торжеств. Примерно то же самое происходит сейчас с Медведевым и Орешкиным.

Настоящая же проблема заключается в том, что в России снова сложилась закрытая, непроницаемая и замкнутая на себя система власти. Не удивительно, что все хотят иметь хоть какие-то представления об образе будущего. И, конечно, все подразумевают не инновации и технологии, о которых учителям велено рассказывать школьникам 1 сентября, а совершенно конкретные вопросы, ответы на которые Путин, естественно, не даст.

04.03.2018 Александр КРАСОВСКИЙ

Через две недели состоятся выборы президента России, а сразу после этого, согласно Конституции, новый глава государства должен будет сформировать и новое правительство страны. Об этом сейчас не так часто говорят, но ведь именно от того, каким будет состав кабинета министров РФ, во многом зависит эффективность преобразований и качество жизни россиян.

Новый старый премьер?

Интриги дискурсу добавил и сам Владимир Путин, употребивший в своем послании Совету федерации формулировку «новое правительство». Каким будет новый состав правительства, останется ли прежний премьер, и кто из руководителей министерств и ключевых фигур уйдёт в отставку?

Сразу надо отметить, что говорить о новом составе правительства можно лишь с позиции того, кто станет президентом страны. Очевидно, что правительство, которое захочет сформировать, например, Павел Грудинин, будет существенно отличаться от варианта правительства предложенного, скажем, Ксенией Собчак. Но давайте, всё-таки, рассуждать реалистично и понимать, что никто из них выборы президента не выиграет. После 18 марта президент страны, с большой вероятностью, будет прежний. Что в этом случае нам ждать от правительства?

Несмотря на то, что уровень общественного недовольства работой правительства в стране высок, скорее всего, нового премьер-министра в марте 2018 года мы не увидим. Владимир Путин в декабре публично заявил, что оценивает работу правительства России на «удовлетворительно». Именно эта оценка является определяющей с точки зрения перспектив нового премьер-министра после мартовских выборов. Кроме того, нужно иметь в виду ещё ряд обстоятельств. Во-первых, Путин идёт на выборы, чтобы реализовать масштабные социально-экономические преобразования, в том числе озвученные во время недавнего послания Совфеду. В этих условиях, возможно, Владимир Владимирович и не захочет менять Медведева. Во-вторых, власть будет думать уже о перспективах 2024 года. В этом отношении, сохранение за Дмитрием Медведевым функций председателя правительства выгодно, как поддерживающим его группам элиты, так и оппонентам. Первые могут использовать его статус в ходе выборов президента 2024 года, а вторые рассчитывают на то, что экономические проблемы страны навсегда поставят крест на политических перспективах действующего премьер-министра. При этом потенциальная отставка Медведева может выглядеть, как нарушение этого принципа. Тем более, что это будет означать фактический конец политической карьеры Дмитрия Анатольевича, так как любая иная должность в структурах власти вряд ли удовлетворит человека, некогда бывшего главой государства. Таким образом, отставки премьера, скорее всего, не будет.

Кто ещё останется?

Эксперты и политологи говорят о высокой вероятности точечных изменений в составе правительства. Это значит, что значительная часть министров останется. У кого самые высокие шансы? В первую очередь, посмотрим на группу вице-премьеров.

Заместитель председателя правительства страны Ольга Голодец курирует вопросы социального характера - здравоохранение, наука, культура. Г-жа Голодец не обладает существенным влиянием, но при этом её позиции устойчивы, она не фигурировала в коррупционных делах или в иных скандалах, которые вызвали бы широкое общественное обсуждение. Вероятность того, что Ольга Голодец сохранит пост вице-премьера высока ещё и потому, что она может стать проводником главной задачи Владимира Путина в ходе его очередного президентского срока - улучшения качества жизни людей. Это как раз та сфера, за которую г-жа Голодец в ответе.

Вице-премьер Дмитрий Козак курирует в правительстве вопросы, связанные с федеративными отношениями и новыми субъектами - Крымом и Севастополем. Позиции г-на Козака выглядят устойчивыми, ему неоднократно поручались сложные государственные задачи, с которыми он, в целом, справлялся. Также, как и Голодец, Козак не фигурировал в резонансных скандалах. Более того, некоторые наблюдатели не исключают рост влияния Дмитрия Козака, вплоть до его назначения первым заместителем председателя правительства. Сейчас эту должность занимает Игорь Шувалов.

Вице-премьер Александр Хлопонин курирует вопросы реализации государственной национальной политики. Позиции Хлопонина внутри политической элиты устойчивы, кроме того, он демонстрирует относительно высокий уровень эффективности и в меньшей степени причастен к политическим скандалам. Вероятность сохранения Александром Хлопониным места в составе правительства высока. Тоже самое можно сказать относительно вице-премьера и руководителя аппарата правительства Сергея Приходько .

Вице-премьер Юрий Трутнев курирует развитие Дальневосточного федерального округа. Влияние Трутнева растёт, и он может рассматриваться как фигура, претендующая на повышение - вплоть до первого заместителя председателя правительства и вице-премьера по одному из ключевых направлений. Юрий Трутнев известен как достаточно жёсткий, но эффективный управленец, способный найти общий язык с представителями разных элитных групп.

Министров российского правительства можно условно разделить на три блока - силовой, экономический и социальный. В силовом блоке прочными можно считать позиции Сергея Лаврова (МИД) и, в несколько меньшей степени, Владимира Пучкова (МЧС). В «экономическом блоке» сильными являются позиции Дениса Мантурова , которого эксперты называют претендентом на пост одного из вице-премьеров, курирующих экономический блок - предположительно, ТЭК. Также растёт политический вес министра энергетики Александра Новака . Министры социального блока почти не замешаны в коррупционных и скандальных делах, что делает их позиции относительно устойчивыми и во многом зависимыми от результатов их работы по своему профилю. Почти наверняка сохранят свои позиции министр здравоохранения Вероника Скворцова и министр образования Ольга Васильева . Серьёзных претензий к ним нет, те проблемы, которые характерны для их отраслей, возникли задолго до их прихода на министерскую должность. К тому же, как уже отмечалось, Владимиру Путину для реализации нового модернизационного курса понадобятся люди с опытом государственного управления.

Так кто же может уйти?

Конечно, большинство интересует вопрос, головы каких министров «полетят» после выборов. Сразу отметим, что отставки внутри группы вице-премьеров вполне вероятны. В частности, многие эксперты отмечают снижение политического веса первого заместителя председателя правительства Игоря Шувалова. Против Шувалова работает и негативный имидж, связанный с обвинениями в коррупции. Кроме того, эксперты отмечают снижение аппаратного веса первого вице-премьера. В этих обстоятельствах замена г-на Шувалова другой кандидатурой в будущем правительстве выглядит вполне вероятной.

Вице-премьер Аркадий Дворкович курирует в правительстве ТЭК, и считается человеком близким к Дмитрию Медведеву. Против г-на Дворковича работает то, что курируемая им отрасль интересует значительную часть представителей высшей элиты. Помимо этого, отставку Дворковича могут спровоцировать его родственные связи - жена связана с крупным бизнесом, отец был близок к Каспарову, а брат - оппозиционер. Всё это понижает статус Аркадия Дворковича, отставка которого выглядит реальной.

Наиболее критикуемой фигурой среди заместителей председателя правительства является Виталий Мутко , отвечающий за развитие спорта, туризма и молодёжную политику. Г-н Мутко фигурирует во множестве скандалов, крупнейший из которых привёл к фактическому отстранению России от Олимпийских игр в Корее из-за допинга. В этой связи, сохранение Мутко на прежней должности после выборов может выглядеть как вызов общественному мнению. Поэтому Виталий Мутко - наиболее реальный кандидат на отставку, или, если сказать правильно - на то, чтобы не быть представленным в новом составе правительства. Вместе с тем, можно предположить, что он останется в системе власти, но в другом качестве. Например, в качестве советника президента по развитию спорта и туризма.

Проблемной, с точки зрения имиджа правительства, является фигура вице-премьера Дмитрия Рогозина , который курирует сферу ВПК, ракетно-космическую отрасль и оборону. Г-н Рогозин не имеет существенного аппаратного веса внутри элитной группы близкой к Путину, но при этом уже долго - с 2011 года - занимает одну из ключевых должностей в правительстве. Часть элиты, имеющая влияние на ключевые кадровые назначения, может посчитать это достаточным сроком. Против г-на Рогозина может сыграть и его склонность к неосторожным, эпатажным заявлениям, характерным для всей его политической карьеры.

Что касается министров правительства, то, например, изменение в «силовом блоке» эксперты, в основном, связывают с фигурой губернатора Тульской области Алексея Дюмина , которого считают вероятным министром обороны. При этом позиции Сергея Шойгу остаются прочными. Его отставка возможна только в случае перехода на более высокую должность, например, вице-премьером. В «экономическом блоке» всё чаще называется фигура губернатора Московской области Андрея Воробьева , который якобы может заменить Михаила Меня на посту министра строительства и ЖКХ. Позиции большинства остальных министров тоже нельзя считать прочными - возможны отставки, среди которых наиболее вероятными являются уход Сергея Донского (министр природных ресурсов и экологии), Николая Никифорова (связь и массовые коммуникации) и Максима Соколова (транспорт). Есть вероятность отставок и в «социальном» блоке правительства. Большинство министров данного блока не обладают серьёзным административным весом, хотя, как уже отмечалось выше, здесь существенно меньше коррупционных скандалов. Наиболее уязвимыми, пожалуй, следует признать позиции министра спорта Павла Колобкова , что связано с допинговым скандалом. Серьёзным объектом критики является также министр культуры Владимир Мединский . Нельзя назвать гарантированным положение министра образования Ольги Васильевой . Несмотря на то, что она меньше всех других членов правительства находится на должности, разговоры о ее отставке и замены на одного из руководителей подведомственного учреждения, ходят упорно.

Словом, в правительстве следует ожидать перестановок на уровне части вице-премьеров и на уровне руководителей министерств. Позиции председателя правительства Дмитрия Медведева выглядят относительно прочными. Вероятно, нас ждёт частичное обновление состава правительства при сохранении значительной части нынешних ключевых фигур.

Как это коснётся регионов?

Региональная политика власти, скорее всего, не претерпит существенных изменений. Позиции Дмитрия Козака и Александра Хлопонина , которые отвечают за связь с регионами крепкие, а значит серьёзных перемен можно ждать только в контексте межбюджетных отношений, которые были анонсированы г-ном Медведевым на недавнем форуме в Сочи, который тоже можно рассматривать как перспективный план работы правительства на будущее. Башкирия вполне вписывается в этот план, сохраняя высокий уровень доверия со стороны федерального руководства и оставаясь проводником политики федерального центра на местах. Несколько хуже ситуация у наших соседей из Татарии. Там продолжает тлеть конфликт с федеральной властью, что выражается и в языковом вопросе, и в вопросе смены именования главы региона с «президента» на какое-либо иное. Впрочем, это вопросы в компетенции не столько правительства России, сколько администрации президента. В любом случае, главной задачей нового состава главного исполнительного органа страны будет создание условий для эффективного и социально ориентированного развития регионов.



Просмотров