Кратко об идеях ленина которые актуальны и сейчас. Политико-правовые взгляды В. И. Ленина. Марксизм-ленинизм

Годы правления:1917-1924

Из биографии

  • Владимир Ильич Ульянов (Ленин)- политический и государственный деятель, создатель партии большевиков, один из организаторов Октябрьской революции, председатель советского правительства — Совета Народных Комиссаров (Совнаркома),основатель Советского государства. Ленин был идеологом партии большевиков, марксистом, проложившим учение К.Маркса и Ф.Энгельса.
  • В.И.Ульянов (Ленин) родился в дворянской семье. Он получил хорошее образование, проявив при этом большие успехи. Однако участие в студенческих волнениях не позволили ему закончить Казанский университет, из которого он был исключён. Диплом юриста он получил в Петербургском университете, сдав экстерном все экзамены.
  • Примером революционера стал для него старший брат Александр. Однако юный тогда Володя не поддерживал его метод борьбы – терроризм, поэтому после казни брата за участие в покушении на жизнь царя Александра III в 1887 году он дал себе слово, что пойдёт другим путём. Этот путь – путь революции, захвата власти.Профессиональным революционером стал в 1893 году.
  • Характер Ленина был достаточно сложный. Он не имел друзей — только были соратники по борьбе. Современники отмечали его огромное самомнение, высокомерие, речи его была свойственна язвительность, он практически не считался с мнением других, только свою точку зрения считал правой.
  • Нельзя не сказать ещё об одной черте Ленина — его жестокости. Именно по его приказу начался страшный террор в стране, гибли миллионы в ходе Гражданской войны, была расстреляна царская семья. Именно в первые годы советской власти появились такие выражения, как « шаг вправо, шаг влево — расстрел», « кто не с нами — тот против нас».
  • Это была сильная личность. Именно Ленин стал вождём пролетариата, объединив все силы и встав во главе борьбы за новую, советскую власть.
  • Деятельность Ленина по-разному оценивалась в нашей стране. От возвеличивания (по словам М.Горького, это был « самый человечный человек») , практически культа его личности в СССР до жесточайшей критики. Скорее всего, однозначную оценку всё же дать невозможно. Да, при нём началось складывание тоталитарной системы, формировалась централизация власти, но именно Ленин долгие годы был идеалом для советских людей, с его именем совершались великие стройки, с именем Ленина-Сталина гибли советские люди, защищая страну от фашизма. Несомненно, роль Ленина в создании нового государства – СССР — была велика.

Основные идеи В.И.Ленина

  • Главная цель коммунистической партии — осуществление коммунистической революции, создание коммунизма- бесклассового общества.
  • Существует только классовая мораль. У каждого класса — свои принципы, идеи. В основе морали пролетариата лежит всё т, что отвечает его интересам. С этой точки зрения могут быть оправданы жестокие действия, если они направлены на уничтожения эксплуатации, способствуют победе социалистической революции.
  • Революция может произойти сначала в одной стране, а не сразу во всём мире, как предполагал К.Маркс. Затем эта страна поможет другим провести революции. «Марксизм не догма, а руководство к действию».
  • На рубеже столетий капитализм перешёл в свою высшую стадию — империализм, для которого характерно создание международных монополистических союзов (империй), делящих между собой мир. Каждый такой союз прежде всего стремится к получению выгоды, а значит, войны неизбежны. О признаках империализма Ленин написал в статье« Империализм как высшая стадия капитализма» в 1916 г.
  • Успех революции во многом зависит от захвата коммуникаций — почты, телеграфа, вокзалов.
  • Социализм — это переходный этап к коммунизму. При социализме уже нет эксплуатации, но нет и материального изобилия, которое позволило бы удовлетворить все потребности людей.
  • Экономические взгляды Ленина: государственный социализм, в котором все работают по найму государства, становятся рабочими всенародного государственного « синдиката», создаётся система принудительного труда (« Кто не работает- то не ест»), наличие строгой дисциплины на производстве, командно-административные методы руководства экономикой.
  • Ленин был уверен, что коммунизм будет построен в 1930-50 годах.
  • Знаменитая фраза « учиться, учиться и учиться» была изложена в статье «Понятное направление русской социал-демократии», написанной в 1899 году и опубликованной в 1924 г.

Исторический портрет В.И.Ленина

Направления деятельности

1.Внутренняяя политика

Направления деятельности Результаты
Создание партии и основ идеологии большевиков. 1895- стал одним из создателей « Союза борьбы за освобождение рабочего класса».

Революционная деятельность в эмиграции: издание газеты « Правда» в 1900г, при помощи которой была создана огромная сеть партийных организаций пропагандирующих марксизм.

7 апреля 1917 году в газете « Правда» , в 1902 году принятие своего псевдонима -Ленин, написание статьи« Что делать?», в которой изложил своё видение будущей партии — немногочисленной, строго централизованной организации, которая должна стать авангардом рабочего класса.

Во время революции 1905-1907 годов вернулся в Россию, после поражения — снова за границей, занимался подготовкой революции.

После Февраля приезжает в Россию, а в Октябре — руководит восстанием.

В апреле 1917 года опубликованы « Апрельские тезисы» Ленина, призывающие к революции, захвату власти большевиками,установлению власти Советов, в них он призывал к окончанию войны, конфискации помещичьих земель, национализации земель и банков.

Итогом данной работы явилось создание партии большевиков (коммунистов), которая была руководящей силой в стране в течение 70 лет с лишним лет.

Захват власти большевиками и удержание её, преодоление контрреволюционного сопротивления.Создание Красной армии — главной силы большевиков. 25-26 октября 1917г.- Октябрьская революция, в результате которой к власти пришли большевики.

23 февраля 1918 года- создание Красной армии (РККА- Рабоче-крестьянская Красная армия, в 1946 году переименованная в Советскую)

1918-1920- Гражданская война. Преодоление сопротивления белогвардейцев.

Победа Красной армии.

Итоги деятельности : под руководством В.И.Ленина была установлена власть Советов, одержана победа в Гражданской войне с помощью новой армии — РККА.

Борьба за единство партии. Установление однопартийной системы в России (разгон Учредительного собрания 6 января 1918 года), принятие в 1921 году резолюции « О единстве в партии», которая запрещала все фракции, установила власть большевиков- РКП (б).

Письмо Ленина к съеду (написано в 1922 г, оглашено Н.Крупской в 1924 перед 8 съездом партии), предостерегающее партию от политики Сталина, стремления его сосредоточить власть в одних руках.

Конец 1920-начало 1921- кризис в партии в связи с«профсоюзной дискуссией». Ленин считал, что партия не должна упускать главный рычаг управления — профсоюзы, контролировать их деятельность.

Итог деятельности : в РСФСР, а затем в СССР была установлена однопартийная система, произошло слияние партийного аппарата с государственным. Генеральный секретарь партии имел большие полномочия.

Создание новой — советской государственности, укрепление диктатуры пролетариата. Создание законодательной базы нового государства. На 2 съезд РСДРП были созданы высшие органы власти – ВЦИК и Совнарком (во главе которого встал Ленин),

28.10.1917- милиция,

7.12. 1917- ВЧК.

Высший орган законодательной власти — Всероссийский съезд Советов.

30 декабря 1922 – начало образования СССР, появление новых органов власти: Советов народных депутатов СССР, высший орган власти- Всесоюзный съезд Советов, ЦИК.

Принятие Конституций:1918- РСФСР, 1924-СССР

Итоги деятельности: в период деятельности
Ленина была создана советская государственность, с новыми органами высшей власти, руководящей силой стала партия коммунистов.

Поднятие экономики России, складывание командно — административной системы в управлении экономикой.Вывод России из послевоенной разрухи. Ленин стремился укрепить экономику, установить полный контроль за ней со стороны власти.

2 декабря 1917 г. был создан единый орган хозяйственного руководства в общегосударственном масштабе — Высший Совет народного хозяйства (ВСНХ).

Задачи военного времени требовали мобилизации всех средств и ресурсов. Поэтому была проведена политика« военного коммунизма» в 1918-1920гг. со всеобщей трудовой повинностью, продразвёрсткой, отменой частной торговли и др., что позволило победить в Гражданской войне, но в то же время усилило напряжённость в стране.

Введение НЭПа в 1921году: разрешение частной торговли, введение фиксированного продналога, отмена трудовой повинности.

1918-1919-проведение национализации помещичьих земель, предприятий, банков.12 апреля 1919 года был проведён первый коммунистический субботник на станции Москва-Сортировочная.

1921(январь-февраль) – голод, массовое недовольство экономической политикой страны, массовые крестьянские и рабочие выступления, в феврале-марте – восстание моряков в Кронштадте. Все восстания были подавлены при помощи войск.

Принятие плана ГОЭЛРО- Государственная комиссия по электрификации России, февраль 1920г.

Итоги деятельности : при Ленине началась складываться прочная система нового государственного руководства экономикой- командно-административная, вся экономика находилась под строгим контролем органов власти. Экономика основывалась на собственности государства. Вся частная собственность на средства производства национализировалась.

Создание СССР. 22 декабря 30 декабря было подписано соглашение о создании СССР.

В него входили РСФСР, УССР,БССР ЗСФРП

В течение нескольких последующих лет в СССР вошли:1922- РСФСР,УССР,БССР, Армянска, Азербайджанская, Грузинская- в составе ЗСФСР1924-Туркменская, Узбекская1929-Таджикская1936-Казахская, Киргизская1940-Литовская, Латвийская, Эстонская, Молдавская.

Итог деятельности : Ленин стал инициатором создания СССР по принципу федерализма, с правом наций на самоопределение вплоть до отделения. Были заложены основы нового сильного государства.

Проведение социальной политики Вводилась диктатура пролетариата (Декрет о власти 1917 года), образовывались классы рабочих, крестьян и интеллигенции.

1919-Декрет « О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», началось строительство школ, создавались пункты по ликвидации безграмотности (ликбезы),становление новой — рабочей интеллигенции.

Был введён 8-часовой рабочий день.

Итоги деятельности : ликвидация сословий, формирование трёх классов, составляющих трудовой народ страны.

Были предприняты позитивны меры в социальной политике по созданию достойной жизни советских граждан. Особенно большая роль отводилась образованию, ликвидации безграмотности, формированию новой интеллигенции.

Создание философских и политических трудов, изложение своих взглядов, видения будущего страны. Наиболее известные труды В.И.Ленина:«Что делать?» 1902г.

«Материализм и эпмириокритицизм» 1909г.

« Апрельские тезисы» 1917г.

« Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов»1894

«Развитие капитализма в России» 1899

« Шаг вперёд, два шага назад» 1904

« О праве наций на самоопределение» 1914

«Государство и революция» 1917

« Задачи союзов молодёжи» 1920

Итог деятельности : Ленин продолжил идеи К.Маркса и Ф.Энгельса, создал основы идеологию коммунизма – ленинизм с идеей строительства нового коммунистического общества.

В своих работах Ленин критиковал оппозиционеров, врагов советской власти, излагал своё видение решения проблем времени.

Развитие культуры советской страны. Введение единой официальной коммунистической идеологии, единого метода культуры — социалистического реализма.

Проведение антирелигиозной политики, Декрет 1918 об отделении церкви от государства, а школы от церкви.

1918- Ленин выдвинул план монументальной пропаганды, начали воздвигаться памятники известным людям (первым стал памятник Радищеву в 1918г. скульптора Л.Шервуда).

1919-образованиеГосиздата. Большое внимание уделялось выпуску книг и журналов, пропаганде советского образа жизни.

Итоги деятельности: было положено начало создания официальной идеологии- марксизма-ленинизма, вводился тотальный контроль за деятельностью работников культуры, которые должны были выполнять заказы государства, были запрещены все методы, кроме социалистического реализма, что значительно сдерживало проявление творчества, индивидуальности деятелей культуры.

Молодёжная политика. Созданы идеологизированные детские и молодёжные организации: октябрятская (входили дети 7-9 лет, основана в 1923 году, распущена в 1991),пионерская ( создана 19 мая 1922 г., ликвидирована в 1991г.,входили дети с 9 – 14 лет),комсомольская ВЛКСМ(29 октября 1918г, распущена в 1991г., возраст от 14-28 лет)

Итоги деятельности: именно при Ленине началась идеологизированная политика среди детей и молодёжи, приведение к стандарту процесса воспитания будущих строителей коммунизма.

2. Внешняя политика

Направления деятельности Результаты
Установление мира, выход из Первой мировой войны. 3 марта 1918 был подписан Брестский мир с Германией, по которому Россия выходила из войны.

Условия мира были очень тяжёлыми(Россия потеряла большую часть территории: Польшу, Прибалтику, Финляндию, Западную Украину, Западную Белоруссию, Молдавию и часть Армении)

.Итоги деятельности : выход из войны позволил создать Красную армию, подготовиться к отпору белой гвардии в годы Гражданской войны, создать основы нового советского государства.

Участие в создании международной организации революционного движения – Коммунистического Интернационала. 1919- создание Коминтерна — международной организации по объединению коммунистических партий мира. Коминтерн просуществовал до 1943 г.

Итоги деятельности : Коммунистический Интернационал, созданный при активном участии Ленина, позволил Стране Советов значительно влиять на международное революционное движение в мире, навязывать свою политику многим странам, прежде всего- странам Восточной Европы.

Проведение политики признания СССР в мире. 1920-21 г.- мирные договоры с Финляндией, Эстонией, Латвией, Польшей, Литвой.

1921- с Турцией, Ираном, Афганистаном

1921-1922- с Англией, Австрией, Данией, Норвегией и др.

С 1924- полоса дипломатического признания СССР практически со всеми странами Запада, с крупными государствами мира.

Лишь с США дипломатические отношения сложились позже — в 1933 году, уже при Сталине.

Итоги деятельности : сложно, медленно, но постепенно новую страну- СССР — признали в мире как суверенное независимое государство, сложились дипломатические отношения со многими странами мира

Участие в войне с Польшей(28 января 1919- 18 марта 1921) По итогам войны часть территорий Западной Украины и Западной Белоруссии перешли Польше (в 1939 году в результате раздела Польши часть территории вернётся СССР).

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Деятельность Ленина как руководителя революционного движения России в 1917 году привела к победе партии большевиков, установлению Советской власти на всей территории страны.
  • Успешное руководство страной в годы Гражданской войны и интервенции позволило выиграть Гражданскую войну, защитить Советскую власть.
  • Величайшим событием в годы правления Ленина стало образование ССС в 1922 году, в последующем ставшем одним из сильнейших государств мира.
  • Экономическая политика, проводимая под руководством Ленина, способствовала восстановлению хозяйства, разрушенного Первой мировой и Гражданской войнами.
  • Успешной была и социальная политика: велась борьба с безграмотностью, строились школы, больницы, создавались рабочие места, проводилась политика всеобщей занятости населения.
  • Ленин был автором многих философских и политических трудов, в которых излагал своё видение будущее. Все годы Советской власти эти книги были основой политического образования советского народа (« Что делать?» другие.)
  • Однако политика централизации власти, диктатуры пролетариата привела к становлению однопартийности в стране, что станет в будущем основой тоталитаризма Сталина.
  • Борьба за власть дорого обошлась народу страны: миллионы погибших от военных действий, голода, ухудшение положения народа в первые годы становления нового государства- это всё вызывало гнев и недовольство народа, выливавшиеся в массовые выступления.
  • Внешняя политика Ленина имела целью сохранить власть Советов любой ценой. Этой ценой стали огромные промышленные и сельскохозяйственные территории, потерянные в результате Брестского мира. Однако удачная дипломатическая политика страны, усиливающаяся мощь СССР привели к полосе признания государства на мировой арене. В этом немалая заслуга вождя – Ленина.

Таким образом. В.И.Ленин — величайшая личность в истории России. Несмотря на многие перегибы в его политике, нельзя не признать его огромной роли в жизни народа и страны в течение достаточно большого периода времени — более 70-лет существования советской власти в стране.

Хронология жизни и деятельности В.И.Ленина

1870-1924 Годы жизни В.И.Ленина
22 апреля 1870 Родился Ленин в семье инспектора народных училищ, в Симбирске.
1887 Был казнён старший брат Ленина- Ульянов за участие в покушении на Александра III.
1887 Ленин принят в Казанский университет, но в декабре этого же года исключён за участие в студенческих волнениях.
1894 Знакомство с Н.К. Крупской — будущей женой.
1885 Начало профессиональной революционной деятельности. Едет за границу, чтобы ознакомиться с революционным движением на Западе и установить связь с марксистской группой «Освобождение труда», которая борется за права просто народа.
1895 Ленин арестован в Петербурге.
1897, февраль- 1900 Объявлен приговор, Ленин выслан в Сибирь на 3 года в село Шушенское(Енисейская губерния)
1900, июль Первая эмиграция, длившаяся 5 лет. Жил в Лондоне, Брюсселе.
1901-1902 Работал над книгой « Что делать?»
1903, 30 июля – 23 августа Участвовал в работе 2 съезда РСДРП.
1903, 25 апреля – 10 мая 3 съезд РСДРП в Лондоне.
1905, 21 ноября Ленин возвращается в Петербург.
1906, сентябрь- 1907, декабрь Первое финское подполье.
1908-1917 Ленин живёт и работает за границей: в Швейцарии, Лондоне, Праге, на о. Капри.
Апрель 1917 « Апрельские тезисы», опубликованы в газете « Правда» , призыв к революции..
С июля 1917 Ленин снова в подполье, скрывается в Финляндии.
1917, 23 октября Конспиративное собрание большевиков, неизбежность восстания.
25-26 октября 1917 Октябрьская революция, арест Временного правительства. Власть – в руках большевиков во главе с Лениным. Декреты о мире, земле, власти.
  1. январь
Разгон большевиками Учредительного собрания.
1918, 3 марта Подписание сепаратного мира с Германией, выход России из войны.
1918, март Переезд советского правительства в Москву.
1918, август Покушение на Ленина Ф.Каплан.
1919, март 1-ый конгресс Интернационала
1920, июль- август 2-ой конгресс коммунистического интернационала.
1921, февраль-март Подавление Кронштадтского мятежа.
1921, март Ленин подписывает « Наказ СНК о проведении в жизнь начал НЭПа»
1922, май Первый приступ болезни Ленина (склероз сосудов головного мозга)
1922 декабрь Резкое ухудшение состояния здоровья Ленина
1922, декабрь Ленин диктует « Завещание»
1924, 21 января Смерть Ленина. Тело Ленина покоится в Мавзолее в Москве.

Примечание.

Данный материал можно использовать при написании исторического сочинения (задание № 25).

Портреты личностей , которые можно использовать при написании сочинения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

По дисциплине: История политических и правовых учений

«Политические учения В.И. Ленина»

Выполняла: студентка группы СБ-2

Ситник Т.А.

Введение

1. Политическое учение В.И. Ленина

1.1 Краткая характеристика биографии В.И.Ленина

1.2 Политическое учение В.И. Ленина

Заключение

Введение

Род Лениных вел свое начало от казака Посника, которому в XVII веке за заслуги, связанные с завоеванием Сибири и созданием зимовий по реке Лене, пожаловали дворянство и фамилию Ленин. Многочисленные потомки его не раз отличались и на военной, и на чиновной службе. Один из них, Николай Егорович Ленин, дослужившись до чина статского советника, вышел в отставку и в 80-х годах XIX столетия поселился в Ярославской губернии, где и умер в 1902 году.

Его дети, сочувствовавшие зарождающемуся в России социал-демократическому движению, были хорошо знакомы с Владимиром Ильичем Ульяновым и после смерти отца передали Владимиру Ульянову его паспорт, правда с переправленной датой рождения. Есть версия, что паспорт Владимиру Ильичу достался ещё весной 1900 года, когда сам Николай Егорович Ленин ещё был жив. По другой теории, псевдоним Ленин произошёл от Ленинского пророчества -- стихотворения, которое приписывалось монаху Герману, XIII век, из Ленинского аббатства в местечке Ленин (нем. Lehnin) около Брандебурга. Стихотворение, в действительности написанное между 1688 и 1700 годом, «предсказывало» и оплакивало гибель дома Асканиев в Бранденбурге и возвышение Гогенцоллернов, правильно описывало всех Гогенцоллернов, живших до 1688 года, а затем предсказывало падение дома Гогенцоллернов и приход правителя, который создаст единую католическую Германию. По мнению авторов теории, псевдоним символизирует желание Ленина отмстить царю НиколаюII за казнь брата.

1. Политическое учение В.И. Ленина

1.1 Краткая харак теристика биографии В.И. Ленина

Владимир Ильич Ульянов родился в Симбирске (ныне Ульяновск), в семье инспектора народных училищ Ильи Николаевича Ульянова (1831--86), имевшего личное (ненаследственное) дворянство. Семья будущего виднейшего революционера ХХ века была разнородной по происхождению, однако в большинстве своём состояла из разночинцев (интеллигенции). В роду Ленина выделяют представителей нескольких национальностей -- русских, калмыков, чувашей, евреев, немцев и шведов.

Дед Ленина по отцу, Николай Васильевич Ульянов, чуваш по национальности, был крепостным крестьянином из Нижегородской губернии, и переселился в Астрахань, где работал портным-ремесленником. Уже будучи зрелым человеком, он женился на Анне Алексеевне Смирновой, отец которой был калмыком, а мать -- наверное, русской. Когда родился Илья Ульянов, Николаю Ульянову уже исполнилось 60 лет. После смерти Николая Васильевича Илью опекал старший брат Василий Ульянов. Он и помог брату получить достаточное образование, чтобы поступить на физико-математический факультет Казанского университета, который окончил в 1854. После окончания университета Илья Ульянов работал учителем математики и физики в гимназиях, институтах и училищах в Пензе и Нижнем Новгороде, с 1869 был инспектором и директором народных училищ Симбирской губернии. После награждения орденом святого Владимира III степени отец Ленина в 1882 получил право на потомственное дворянство. Второй дед Ленина (по матери) Александр Дмитриевич Бланк (до крещения Израиль Мойшевич Бланк), принял крещение, чтобы иметь возможность поступить в медико-хирургическую академию и стать военным врачом. Выйдя в отставку с должности медицинского инспектора госпиталей Государственного оружейного завода в Златоусте (в чине статского советника), доктор Бланк приписался к казанскому дворянству (чин давал ему достоинство личного дворянина). Вскоре он приобрёл в Казанской губернии имение Кокушкино, став помещиком средней руки. Рано осиротевшую мать Ленина, Марию Александровну, как и её четверых сестёр, воспитала тётка по матери, обучившая племянниц музыке и иностранным языкам.

В 1879--1887 учился в Симбирской гимназии. В 1887 Ленин окончил гимназию с золотой медалью и поступил на юридический факультет Казанского университета, но вскоре был исключён за участие в студенческих волнениях и выслан к родственникам в деревню Кокушкино Казанской губернии. Его старшего брата Александра казнили в 1887 как участника народовольческого заговора с целью покушения на жизнь Александра III -- после чего, Владимир Ульянов произнёс знаменитую фразу: «Мы пойдём другим путём» которая означала его отказ от методов индивидуального террора.

Осенью 1888 г. Владимиру Ильичу было разрешено вернуться в Казань. Здесь он вступил в один из марксистских кружков, организованных Н. Е. Федосеевым, в котором изучались и обсуждались сочинения К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. В. Плеханова. Труды Маркса и Энгельса сыграли решающую роль в формировании мировоззрения Ленина -- он становится убеждённым марксистом.

1.2 Политическое учение В.И. Ленина

Владимир Ильич Ленин (1870--1924) опубликовал множество работ самого разного жанра по вопросам политики, власти, государства. Перечислить их все нет практической возможности. Но нельзя не назвать такие из них, как “Что делать?” (1902), “Империализм как высшая стадия капитализма” (1916), “Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции” (1917), “Пролетарская революция и ренегат Каутский” (1918), “Детская болезнь “левизны” в коммунизме” (1920).

Рассмотрение комплекса взглядов Ленина на государство и власть надо начинать с вопроса о классовой природе государства. Именно этому вопросу посвящен первый же параграф первой главы “Государства и революции” -- по общему признанию того основного труда, который содержит теоретически-системное изложение соответствующих ленинских представлений.

Сугубая классовость -- врожденная, неотъемлемая и всеоп- ределяющая, по Ленину, черта такого социального установления, каким выступает государство. Она внутренне присуща ему в силу нескольких причин. Первая из них -- воплощение в государстве антагонизма классов, расколовшего общество со времени утверждения в нем частной собственности и общественных групп с противоречивыми экономическими интересами. Важнейшим и коренным пунктом называет Ленин тезис, согласно которому “государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий”. Вторая половина этого тезиса (“ проявление непримиримости классовых противоречий”) в высшей степени характерна для ленинского понимания государства как инобытия (в особых институциональных формах) классово-антагонистического общества.

Вторая причина, под действием которой государство является по своей природе классовым установлением,-- комплектование аппарата государства (и прежде всего верхних эшелонов государственной власти) лицами из среды господствующего класса. Ленин вместе с тем отмечает, что отнюдь не весь государственный аппарат заполняют сплошь одни только выходцы из этого класса. Состав администрации российского самодержавия служит ему примером того, что бюрократия (в особенности занятое отправлением исполнительских функций чиновничество) может рекрутироваться также из других социальных слоев.

Третья причина, делающая государство, согласно Ленину, организацией насквозь классовой (вернее, организацией господствующего класса),-- осуществление государственной машиной политики, угодной и выгодной главным образом господствующему классу, отвечающей его коренным экономическим, политическим и идеологическим интересам. Ленин очень редко отмечает, что деятельность государства удовлетворяет многие потребности общества в целом, направлена на решение также общенациональных задач и т. д. Подобная сдержанность обусловлена не отсутствием самой такой деятельности. Просто Ленин фактически признает ее малозначащей, третьестепенной, не типичной для государства.

Кроме классов и межклассовых отношений для Ленина как бы нет иных факторов, детерминирующих природу государства. Острую его неприязнь вызывают рассуждения о зависимости сущностных свойств государства от процессов общественного разделения труда, усложнения механизмов социального взаимодействия, от развития собственно управленческих структур и процедур и т. п. Ясно, почему все эти рассуждения чужды Ленину. В них нет момента абсолютизации классового начала; ему в них не придается универсального значения.

Они так или иначе размывают образ государства как политической организации класса собственников основных средств производства, используемой для обеспечения и защиты их общих классовых интересов. А вне такого образа невозможна марксистская идея государства как представляющей интересы упомянутого класса собственников политической организации “насилия для подавления какого-либо класса”, т. е. как орудия диктатуры экономически господствующего класса.

Конкретное содержание феномена “диктатура класса” Ленин видит таким. Во-первых, диктатуру определенного класса составляет его власть, т. е. осуществляемое им господство над всеми остальными социальными группами, непререкаемое подчинение его воле и интересам поведения, действий всех членов общества. Во-вторых, подобная диктатура включает в себя опору власти господствующего класса прямо на насилие, применяемое в самых различных формах. Момент насилия Ленин особенно выделяет в качестве одного из необходимых слагаемых диктатуры. В-третьих, непременным признаком диктатуры класса является ее полнейшая “раскрепощенность”, совершенная несвязанность какими бы то ни было законами. Вот его слова: “Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами”. “Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть”. Ленин тем самым от имени марксизма выдает прошлым, современным и будущим государствам индульгенцию являться ан- типравовыми и даже противозаконными социальными установлениями.

Показательно, что к вопросу о свободе, взятой во всех ее аспектах и реализуемой только посредством институтов демократии и права, Ленин на протяжении всей своей революционной деятельности оставался в целом равнодушным. Он вообще был антилибералом. Презирал либерализм, отторгал его. Во всем этом сказывалась, вероятно, слабость российских демократических традиций; давал себя знать инструменталистский, служебно-классовый подход к демократии; влияло, наверное, и понимание демократии на руссоистско-якобинский лад -- как верховенства, суверенитета народа, а не как политико-юридического пространства, необходимого для осуществления прав и свобод личности, каждого отдельного индивида.

Анализируя проблему “государство и революция”, Ленин писал: “Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции как в строго научном, так и в практически-политическом значении этого понятия”. Применительно к социалистической революции прежде всего встает вопрос о том, как пролетариат должен Отнестись к буржуазному государству -- олицетворению власти старых господствующих классов. Тут имеются, абстрактно рассуждая, две возможности. Ленин видит их. Одна -- пролетариат овладевает уже готовой государственной машиной и затем пускает ее в ход для решения своих собственных задач. И вторая -- пролетариат ниспровергает, разрушает буржуазную государственность и на ее месте создает свой, принципиально новый тип государства. Вслед за К. Марксом Ленин без малейших колебаний выбирает вторую возможность: “...все прежние революции усовершенствовали государственную машину, а ее надо разбить, сломать. Этот вывод есть главное, основное в учении марксизма о государстве”.

Ленин мыслит акцию разрушения буржуазной государственности очень конкретно. В первую очередь как слом бюрократических и военных институтов государственной власти, ликвидацию репрессивного аппарата, как замену на ключевых постах управления государства прежних чиновников верными идее революции представителями рабочего класса. Но дело этим не ограничивается. Разрушение старого, ранее существовавшего государства должно заключаться, по Ленину, кроме того, в отказе от территориального принципа формирования представительных учреждений, от принципа разделения властей, от равенства всех без исключения граждан (независимо от классовой принадлежности) перед законом и от многих других начал демократического устройства государства.

Пролетариат учреждает собственное государство не для установления свободы в обществе. Ему оно нужно для насильственного подавления своих противников. Ленин в восторге от энгель- совской идеи о несовместимости всякой, любой государственности со свободой: “Когда становится возможным говорить о свободе, тогда государство, как таковое, перестает существовать”. Круг противников пролетариата, в первую очередь подлежащих насильственному подавлению, изъятию из свободы, Ленин очерчивает преднамеренно неконкретно. В противники пролетариата записываются не только фабриканты и купцы, помещики и кулаки, царские чиновники, буржуазная интеллигенция, но и те, кто их так или иначе обслуживал. Сверх того, в противники пролетариата зачисляются также хулиганы, жулики, спекулянты, волокитчики, бюрократы, лодыри, все подпадающие под буржуазное влияние люди (будь они по происхождению хоть потомственными пролетариями).

Конечно, Ленин понимает, что диктатура пролетариата нуждается в своем государстве, централизованной организации насилия, не единственно лишь ради проведения политики террора по отношению ко всем неугодным новой власти лицам и группам. Эта власть нуждается в собственном государстве для решения еще одной задачи: “руководства громадной массой населения, крестьянством, мелкой буржуазией, полупролетариями в деле “налаживания” социалистического хозяйства”. Выполнять такую задачу более с руки государственности, изображающей себя демократической. Потому Ленин и старается убедить в том, что диктатура пролетариата в политической области, порывая с буржуазным демократизмом, обеспечивает “максимум демократизма для рабочих и крестьян”). Максимум этот достигается энергичным отстранением эксплуататоров, всех противников пролетариата от участия в политической жизни.

Государственной формой диктатуры пролетариата, вовлечения трудящихся в политическую жизнь должна быть, согласно Ленину, Республика Советов. Конструирование образчика такой республики считалось одним из открытий, сделанных Лениным в политической теории. В ленинском изображении Советская республика сочетает черты государственной и общественной организации; в ней соединяются элементы представительной и непосредственной демократии. Советы -- учреждения, которые одновременно и законодательствуют, и исполняют законы, и сами же контролируют выполнение своих законов. Строится и функционирует такого типа республика на основе демократического централизма, что означает (по крайней мере, должно означать) выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность их и подконтрольность, сменяемость депутатов и т. д.

Политико-юридические, конституционно-правовые аспекты устройства системы Советов сравнительно мало интересуют Ленина. Главное для него -- насколько Советы фактически в состоянии быть инструментами диктатуры пролетариата или, что одно и то же, находиться под беспрекословным руководством большевистской партии. Без этого Советы, в глазах Ленина, никакой ценности не имеют. Лозунг “Советы -- без коммунистов!” представляется ему контрреволюционным, смертельно опасным для диктатуры пролетариата. Достаточно лишь этой ленинской установки, чтобы сильно усомниться в Советах как власти, способной и намеренной дать “невиданное в мире развитие и расширение демократии именно для гигантского большинства населения, для эксплуатируемых и трудящихся”.

Роль коммунистической партии в общем механизме пролетарской государственной власти Ленин определяет так: “Диктатуру осуществляет организованный в Советы пролетариат, которым руководит коммунистическая партия большевиков”. В свою очередь, самой партией руководит Центральный Комитет. Внутри него образуются еще более узкие коллегии (Политбюро, Оргбюро). Они-то, эти “олигархи”, верховодят в Центральном Комитете. А вот и главное: “Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний Цека партии”. На упреки в том, что он и его партийные товарищи установили диктатуру одной (большевистской) партии, Ленин отвечает: “Да, диктатура одной партии. Мы на ней стоим и с этой почвы сойти не можем”.

В ленинской концепции места и функции большевистской партии в системе диктатуры пролетариата (как и в ленинской практике осуществления данной концепции) партия и институты государства внешне сохраняют свои специфические черты. Но на уровне кадровом, своим персональным составом (прежде всего руководящим, командным) эти структуры переплетаются, сращиваются. Большевики в качестве партийных функционеров выносят управленческие решения, а в качестве руководящих работников госаппарата -- они же проводят их в жизнь. По сути дела, большевики (“непосредственно правящий авангард пролетариата”), нелигитимным путем установившие господство над страной, концентрируют в своих руках прерогативы законодательной, исполнительной и судебной властей. Не получается даже “однопартийного государства”, ибо -- по серьезному счету-- нет самой государственности как суверенной организации публичной власти. Есть декоративные, государствоподобные образования, легко становящиеся козлами отпущения за всяческие провалы и вместе с тем поддерживающие миф о непогрешимости, всепобеждающей силе большевистской партии. Узурпируя полномочия государства, она не терпит никакого контроля общества над собой, не несет перед ним никакой реальной ответственности. Чего стоят в свете этого фразы о величии и достоинстве “пролетарской”, “советской”, “новой” демократии, “социалистической законности” и проч.!

Предпринимавшиеся как будто попытки двигаться по стезе, ведущей в итоге к отмиранию государственности, привели, однако, вовсе не к деэтатизации общества и формированию системы коммунистического, общественного самоуправления. Обернулось это полной анемией собственно государственных институтов, формированием в обществе таких негосударственных структур (компартия), которые создали организацию тоталитарной власти и сами стали ее подлинными центрами. Подобная власть всегда бесконтрольна и безнаказанна. Ее не сдерживают общепринятые порядки и стандарты цивилизованной государственной жизни с ее демократически-правовыми установлениями.

Взгляды Ленина на власть и политику, государство и право, в особенности на “технологию” осуществления политического господства и т. д., его деятельность как главы коммунистической партии и советского правительства оказали главное, решающее воздействие на развитие теории и практики большевизма. Они имели, кроме того, широкий международный резонанс. В XX в. ими так или иначе вдохновлялись многие ультрарадикальные политические движения разного толка.

Заключние

большевизм ленин политический коммунистический

Подводя итог можно сделать следующее выводы:

Взгляды Ленина на власть и политику, государство и право, в особенности на «технологию» осуществления политического господства и т.д., его деятельность как главы коммунистической партии и советского правительства оказали главное, решающее воздействие на развитие теории и практики большевизма. Они имели, кроме того, широкий международный резонанс. В XX в. ими так или иначе вдохновлялись многие ультрарадикальные политические движения разного толка.

Список используемой литературы

1. Аверьянов К.А. Побег с поддельным паспортом. Разгадана ли тайна псевдонима Ленина? // Первое сентября. История. № 13 (805). 1 - 15 июля 2006. С. 4 - 14

2. Александр Грудинкин. В поисках тайны Ленина Журнал «Знание -- сила» 2004 г. № 1.

3. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. доктора юридических наук, профессора О. Э. Лейста. - М.: Издательство "Зерцало", 2005. - 688 с.

4. История политических и правовых учений. Учебник / Под ред. Хорошилова А.Н., "ЮНИТИ" - 2002. - 344 стр.

5. История политических и правовых учений. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "Юриспруденция". -М.: Юрид. лит., 2004. - 480 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Политические системы общества в целом и конкретно в современном российском обществе. Власть, её функции и проблемы. Государство и гражданское общество. Демократия как форма общественной власти. Политические партии и общественно – политические движения.

    дипломная работа , добавлен 01.12.2008

    Основные подходы к определению политического лидерства. Аспекты политического лидерства: формально-должностной статус; субъективный. Функциональная классификация лидерства (в зависимости от осуществляемых социальных функций). Роль Ленина как политика.

    контрольная работа , добавлен 28.07.2010

    Политические и правовые учения Древней Греции и Рима. Взгляды Платона, Аристотеля, Цицерона на государство и право. Неправильные формы государства. Состав римского права, его деление на публичное и частное. Классификация форм правления государства.

    презентация , добавлен 18.02.2015

    Взгляды Ленина и Сталина на государство и власть. Классовая природа государства, комплектование его аппарата. Осуществление политики, угодной господствующему классу. Суть феномена "диктатуры класса". Институты и нормы демократии, отношение к либерализму.

    реферат , добавлен 01.12.2009

    Ознакомление с понятием и основными признаками политической партии. История основания и идеология Всеукраинского объединения "Свобода" и партии "УДАР". Политические слоганы и символика ВО "Батькивщина", коммунистической партии и Партии Регионов.

    презентация , добавлен 10.04.2014

    Политология как наука о политике; политологические школы. Политическая власть и механизмы ее осуществления; политическая элита и лидерство. Государство – основной политический институт общества. Политические партии и системы; история и теории демократии.

    учебное пособие , добавлен 18.09.2012

    Учение Д. Локка о государстве и праве как классическое выражение идеологии раннебуржуазных революций. Политические и правовые взгляды Ш.Л. Монтексье в его труде "О духе законов", а также влияние на развитие теории и практики правовой государственности.

    доклад , добавлен 01.12.2009

    Развитие политической мысли на Востоке и Западе. Представления о власти, государстве. Политические учения Античности. Политические учения Средневековья: религиозная концепция. Гражданская и социальная концепция в политических учениях Нового Времени.

    реферат , добавлен 17.10.2008

    Возникновение и развитие партий и партийных систем, их генезис как политического института. Рассмотрение основных классификаций данных общественных организаций. Особенности партийных систем и коалиций; борьба за политическую, государственную власть.

    реферат , добавлен 21.05.2015

    Изучение признаков политического режима как способа общественной власти, системы методов и средств осуществления политической власти. Анализ теории плюралистической и плебисцитарной демократии, проблем перехода от одного политического режима к другому.

Владимир Ильич Ленин (1870-1924) - последовательный продолжатель марксистского учения. Его вклад в теорию оказался таким, что в XX в. марксистское учение с полным на то основанием называют марксизмом-ленинизмом.

В области диалектического материализма Ленин развил материалистическую диалектику, теорию познания (обобщил достижение общественных наук, главным образом в области физики). В области социальной философии В. И. Ленин дал философский анализ социально-экономической ситуации, сложившейся в мире на рубеже XIX - XX вв., выявил тенденции в развитии мирового революционного и освободительного движения, разработал основные принципы социалистического строительства в России. Нельзя не сказать и о последовательной защите В. И. Лениным марксистских идей в теоретической и политической борьбе с теми, кто пытался ревизовать или исказить учение Маркса. Среди трудов, в которых разрабатываются теоретические проблемы марксизма, следует прежде всего отметить: “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?”, “Материализм и эмпириокритицизм”, “Философские тетради”, “Государство и революция”, “Очередные задачи Советской власти”, “Великий почин”.

А теперь рассмотрим более подробно ленинские идеи. В области диалектического материализма - это развитие марксистского учения о материи, познании, абсолютной, относительной и объективной истине, о единстве диалектики, логики и теории познания.

Значителен вклад В. И. Ленина в разработку теории познания. Он развивает марксистскую теорию познания, опираясь на диалектико-материалистическую теорию отражения, суть которой состоит в том, что все наше знание есть не что иное, как более или менее достоверное отражение действительности.

Важную роль в познании играет выяснение сущности объективной абсолютной и относительной истины. Под истиной В. И. Ленин понимает верное отражение в человеческом сознании объективно существующего мира, законов его развития и процессов, происходящих в нем.

Весьма существенный вклад внес Ленин в развитие марксистского учения о практике. Ленин показывает, что практика имеет как абсолютное, так и относительное значение, т. е. не все в этом мире можно проверить с помощью практики.

Материалистическую диалектику Ленин разрабатывает как теорию развития и метод познания. Наиболее глубоко это раскрыто в “Философских тетрадях”.

Большая роль принадлежит Ленину в теоретическом осмыслении великих открытий в естествознании, происшедших в конце XIX - начале XX вв.

Помимо чисто философских вопросов Ленин разработал и глубоко обосновал необходимость тесного союза между философами и учеными-естествоиспытателями.

Социальная философия марксизма получила дальнейшее развитие в трудах Ленина и это в немалой степени обусловлено новыми историческими условиями и в первую очередь переходом капитализма в империалистическую стадию, возникновением первого социалистического государства - Советской России. Ленин неоднократно отмечал: “Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное и неприкосновенное; мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни”.

Одной из оригинальных идей, получивших в трудах Ленина всестороннее развитие, является учение о соотношении субъективных и объективных факторов в истории. Уже в одной из первых работ “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?” острой критике подвергается трактовка общественных явлений народниками, в соответствии с которой исторические события осуществляются благодаря деятельности “критически мыслящей” личности. Такому подходу Ленин противопоставляет свою позицию, заключающуюся в том, что при радикальных общественных преобразованиях решающая роль принадлежит народным массам, передовому классу. Одновременно определяются условия, при которых становится результативной деятельность выдающихся исторических личностей, реализуются выдвинутые ими цели и задачи. В других работах Ленин подвергает критике различные концепции о стихийности рабочего движения во время кардинальных общественных преобразований. Он считает, что огромное мобилизирующее значение принадлежит в этих процессах революционной теории, целенаправленной организующей деятельности классов и политических партий. Ленин выдвинул и обосновал идею о неравномерности развития капитализма в эпоху империализма. Причиной этого он считает господство частноэкономических интересов, политику империалистических кругов в колониях, полуколониях, да и в отношениях между собой, и как результат - неравенство экономического положения различных стран. Это, в свою очередь, способствует появлению кризисной ситуации в общественно-политической жизни, а в дальнейшем и формированию революционной ситуации. Однако происходит это не сразу во всех странах, а в зависимости от обострения социально-политических противоречий.

Заслуживают внимания ленинские идеи о социальной революции. Как свидетельствует история, социальная революция - один из способов перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Опираясь на марксистскую теорию и осмысливая революционную борьбу интеллигентных классов в первую очередь в России, Ленин разрабатывает учение о революционной ситуации, которая формируется в процессе обострения социальных антагонизмов до такого состояния, когда разрешение противоположных интересов становится возможным только через социальный взрыв: “Основной закон революции, - писал Ленин, - подтвержденный всеми революциями и в частности всеми тремя русскими революциями в XX веке, состоит вот в чем: для революции не достаточно, чтобы эксплуатируемые и угнетенные массы осознали невозможность жить по-старому, и потребовали изменения; для революции необходимо, чтобы эксплуататоры не могли жить и управлять по-старому. Лишь тогда, когда “низы” не хотят старого и когда “верхи” не могут по-старому, лишь тогда революция может победить. Иначе эта истина выражается словами: революция невозможна без общенационального (и эксплуатируемых и эксплуататоров затрагивающего) кризиса”.

Итак, по Ленину, необходимым условием для осуществления социальной революции является наличие в стране общенационального кризиса. Без него ни политическая партия, ни передовой класс не могут завоевать политическую власть и осуществить революционные преобразования.

Плодотворной оказалась идея Ленина об историческом сосуществовании двух противоположных социально-экономических систем - социалистической и капиталистической. Идея о мирном сосуществовании была представлена как диалектическое противоречие между двумя противоположными системами.

В заключение можно сказать, что и в наше время ленинское философское наследие помогает глубже понять происходящие в мире события.

Владимир Ильич Ленин (1870--1924) опубликовал множество работ самого разного жанра по вопросам политики, власти, государства. Перечислить их все нет практической возможности. Но нельзя не назвать такие из них, как “Что делать?” (1902), “Империализм как высшая стадия капитализма” (1916), “Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции” (1917), “Пролетарская революция и ренегат Каутский” (1918), “Детская болезнь “левизны” в коммунизме” (1920).

Рассмотрение комплекса взглядов Ленина на государство и власть надо начинать с вопроса о классовой природе государства. Именно этому вопросу посвящен первый же параграф первой главы “Государства и революции” -- по общему признанию того основного труда, который содержит теоретически-системное изложение соответствующих ленинских представлений.

Сугубая классовость -- врожденная, неотъемлемая и всеоп- ределяющая, по Ленину, черта такого социального установления, каким выступает государство. Она внутренне присуща ему в силу нескольких причин. Первая из них -- воплощение в государстве антагонизма классов, расколовшего общество со времени утверждения в нем частной собственности и общественных групп с противоречивыми экономическими интересами. Важнейшим и коренным пунктом называет Ленин тезис, согласно которому “государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий”. Вторая половина этого тезиса (“ проявление непримиримости классовых противоречий”) в высшей степени характерна для ленинского понимания государства как инобытия (в особых институциональных формах) классово-антагонистического общества.

Вторая причина, под действием которой государство является по своей природе классовым установлением,-- комплектование аппарата государства (и прежде всего верхних эшелонов государственной власти) лицами из среды господствующего класса. Ленин вместе с тем отмечает, что отнюдь не весь государственный аппарат заполняют сплошь одни только выходцы из этого класса. Состав администрации российского самодержавия служит ему примером того, что бюрократия (в особенности занятое отправлением исполнительских функций чиновничество) может рекрутироваться также из других социальных слоев.

Третья причина, делающая государство, согласно Ленину, организацией насквозь классовой (вернее, организацией господствующего класса),-- осуществление государственной машиной политики, угодной и выгодной главным образом господствующему классу, отвечающей его коренным экономическим, политическим и идеологическим интересам. Ленин очень редко отмечает, что деятельность государства удовлетворяет многие потребности общества в целом, направлена на решение также общенациональных задач и т. д. Подобная сдержанность обусловлена не отсутствием самой такой деятельности. Просто Ленин фактически признает ее малозначащей, третьестепенной, не типичной для государства.

Кроме классов и межклассовых отношений для Ленина как бы нет иных факторов, детерминирующих природу государства. Острую его неприязнь вызывают рассуждения о зависимости сущностных свойств государства от процессов общественного разделения труда, усложнения механизмов социального взаимодействия, от развития собственно управленческих структур и процедур и т. п. Ясно, почему все эти рассуждения чужды Ленину. В них нет момента абсолютизации классового начала; ему в них не придается универсального значения.

Они так или иначе размывают образ государства как политической организации класса собственников основных средств производства, используемой для обеспечения и защиты их общих классовых интересов. А вне такого образа невозможна марксистская идея государства как представляющей интересы упомянутого класса собственников политической организации “насилия для подавления какого-либо класса”, т. е. как орудия диктатуры экономически господствующего класса.

Конкретное содержание феномена “диктатура класса” Ленин видит таким. Во-первых, диктатуру определенного класса составляет его власть, т. е. осуществляемое им господство над всеми остальными социальными группами, непререкаемое подчинение его воле и интересам поведения, действий всех членов общества. Во-вторых, подобная диктатура включает в себя опору власти господствующего класса прямо на насилие, применяемое в самых различных формах. Момент насилия Ленин особенно выделяет в качестве одного из необходимых слагаемых диктатуры. В-третьих, непременным признаком диктатуры класса является ее полнейшая “раскрепощенность”, совершенная несвязанность какими бы то ни было законами. Вот его слова: “Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами”. “Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть”. Ленин тем самым от имени марксизма выдает прошлым, современным и будущим государствам индульгенцию являться ан- типравовыми и даже противозаконными социальными установлениями.

Показательно, что к вопросу о свободе, взятой во всех ее аспектах и реализуемой только посредством институтов демократии и права, Ленин на протяжении всей своей революционной деятельности оставался в целом равнодушным. Он вообще был антилибералом. Презирал либерализм, отторгал его. Во всем этом сказывалась, вероятно, слабость российских демократических традиций; давал себя знать инструменталистский, служебно-классовый подход к демократии; влияло, наверное, и понимание демократии на руссоистско-якобинский лад -- как верховенства, суверенитета народа, а не как политико-юридического пространства, необходимого для осуществления прав и свобод личности, каждого отдельного индивида.

Анализируя проблему “государство и революция”, Ленин писал: “Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции как в строго научном, так и в практически-политическом значении этого понятия”. Применительно к социалистической революции прежде всего встает вопрос о том, как пролетариат должен Отнестись к буржуазному государству -- олицетворению власти старых господствующих классов. Тут имеются, абстрактно рассуждая, две возможности. Ленин видит их. Одна -- пролетариат овладевает уже готовой государственной машиной и затем пускает ее в ход для решения своих собственных задач. И вторая -- пролетариат ниспровергает, разрушает буржуазную государственность и на ее месте создает свой, принципиально новый тип государства. Вслед за К. Марксом Ленин без малейших колебаний выбирает вторую возможность: “...все прежние революции усовершенствовали государственную машину, а ее надо разбить, сломать. Этот вывод есть главное, основное в учении марксизма о государстве”.

Ленин мыслит акцию разрушения буржуазной государственности очень конкретно. В первую очередь как слом бюрократических и военных институтов государственной власти, ликвидацию репрессивного аппарата, как замену на ключевых постах управления государства прежних чиновников верными идее революции представителями рабочего класса. Но дело этим не ограничивается. Разрушение старого, ранее существовавшего государства должно заключаться, по Ленину, кроме того, в отказе от территориального принципа формирования представительных учреждений, от принципа разделения властей, от равенства всех без исключения граждан (независимо от классовой принадлежности) перед законом и от многих других начал демократического устройства государства.

Пролетариат учреждает собственное государство не для установления свободы в обществе. Ему оно нужно для насильственного подавления своих противников. Ленин в восторге от энгель- совской идеи о несовместимости всякой, любой государственности со свободой: “Когда становится возможным говорить о свободе, тогда государство, как таковое, перестает существовать”. Круг противников пролетариата, в первую очередь подлежащих насильственному подавлению, изъятию из свободы, Ленин очерчивает преднамеренно неконкретно. В противники пролетариата записываются не только фабриканты и купцы, помещики и кулаки, царские чиновники, буржуазная интеллигенция, но и те, кто их так или иначе обслуживал. Сверх того, в противники пролетариата зачисляются также хулиганы, жулики, спекулянты, волокитчики, бюрократы, лодыри, все подпадающие под буржуазное влияние люди (будь они по происхождению хоть потомственными пролетариями).

Конечно, Ленин понимает, что диктатура пролетариата нуждается в своем государстве, централизованной организации насилия, не единственно лишь ради проведения политики террора по отношению ко всем неугодным новой власти лицам и группам. Эта власть нуждается в собственном государстве для решения еще одной задачи: “руководства громадной массой населения, крестьянством, мелкой буржуазией, полупролетариями в деле “налаживания” социалистического хозяйства”. Выполнять такую задачу более с руки государственности, изображающей себя демократической. Потому Ленин и старается убедить в том, что диктатура пролетариата в политической области, порывая с буржуазным демократизмом, обеспечивает “максимум демократизма для рабочих и крестьян”). Максимум этот достигается энергичным отстранением эксплуататоров, всех противников пролетариата от участия в политической жизни.

Государственной формой диктатуры пролетариата, вовлечения трудящихся в политическую жизнь должна быть, согласно Ленину, Республика Советов. Конструирование образчика такой республики считалось одним из открытий, сделанных Лениным в политической теории. В ленинском изображении Советская республика сочетает черты государственной и общественной организации; в ней соединяются элементы представительной и непосредственной демократии. Советы -- учреждения, которые одновременно и законодательствуют, и исполняют законы, и сами же контролируют выполнение своих законов. Строится и функционирует такого типа республика на основе демократического централизма, что означает (по крайней мере, должно означать) выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность их и подконтрольность, сменяемость депутатов и т. д.

Политико-юридические, конституционно-правовые аспекты устройства системы Советов сравнительно мало интересуют Ленина. Главное для него -- насколько Советы фактически в состоянии быть инструментами диктатуры пролетариата или, что одно и то же, находиться под беспрекословным руководством большевистской партии. Без этого Советы, в глазах Ленина, никакой ценности не имеют. Лозунг “Советы -- без коммунистов!” представляется ему контрреволюционным, смертельно опасным для диктатуры пролетариата. Достаточно лишь этой ленинской установки, чтобы сильно усомниться в Советах как власти, способной и намеренной дать “невиданное в мире развитие и расширение демократии именно для гигантского большинства населения, для эксплуатируемых и трудящихся”.

Роль коммунистической партии в общем механизме пролетарской государственной власти Ленин определяет так: “Диктатуру осуществляет организованный в Советы пролетариат, которым руководит коммунистическая партия большевиков”. В свою очередь, самой партией руководит Центральный Комитет. Внутри него образуются еще более узкие коллегии (Политбюро, Оргбюро). Они-то, эти “олигархи”, верховодят в Центральном Комитете. А вот и главное: “Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний Цека партии”. На упреки в том, что он и его партийные товарищи установили диктатуру одной (большевистской) партии, Ленин отвечает: “Да, диктатура одной партии. Мы на ней стоим и с этой почвы сойти не можем”.

В ленинской концепции места и функции большевистской партии в системе диктатуры пролетариата (как и в ленинской практике осуществления данной концепции) партия и институты государства внешне сохраняют свои специфические черты. Но на уровне кадровом, своим персональным составом (прежде всего руководящим, командным) эти структуры переплетаются, сращиваются. Большевики в качестве партийных функционеров выносят управленческие решения, а в качестве руководящих работников госаппарата -- они же проводят их в жизнь. По сути дела, большевики (“непосредственно правящий авангард пролетариата”), нелигитимным путем установившие господство над страной, концентрируют в своих руках прерогативы законодательной, исполнительной и судебной властей. Не получается даже “однопартийного государства”, ибо -- по серьезному счету-- нет самой государственности как суверенной организации публичной власти. Есть декоративные, государствоподобные образования, легко становящиеся козлами отпущения за всяческие провалы и вместе с тем поддерживающие миф о непогрешимости, всепобеждающей силе большевистской партии. Узурпируя полномочия государства, она не терпит никакого контроля общества над собой, не несет перед ним никакой реальной ответственности. Чего стоят в свете этого фразы о величии и достоинстве “пролетарской”, “советской”, “новой” демократии, “социалистической законности” и проч.!

Предпринимавшиеся как будто попытки двигаться по стезе, ведущей в итоге к отмиранию государственности, привели, однако, вовсе не к деэтатизации общества и формированию системы коммунистического, общественного самоуправления. Обернулось это полной анемией собственно государственных институтов, формированием в обществе таких негосударственных структур (компартия), которые создали организацию тоталитарной власти и сами стали ее подлинными центрами. Подобная власть всегда бесконтрольна и безнаказанна. Ее не сдерживают общепринятые порядки и стандарты цивилизованной государственной жизни с ее демократически-правовыми установлениями.

Взгляды Ленина на власть и политику, государство и право, в особенности на “технологию” осуществления политического господства и т. д., его деятельность как главы коммунистической партии и советского правительства оказали главное, решающее воздействие на развитие теории и практики большевизма. Они имели, кроме того, широкий международный резонанс. В XX в. ими так или иначе вдохновлялись многие ультрарадикальные политические движения разного толка.

Оригинал взят у iskra0000 в Кратко об идеях Ленина которые актуальны и сейчас

Некоторые моменты спорны, но в любом случае интересно:

Всех, кто берется судить сегодня Ленина, объединяет абсолютное непонимание смысла его учения, причин его популярности в народе и мотивов, стоявших за созданием СССР. Проще говоря, Ленина из них никто толком не читал и читать не собирается (хотя именно сейчас, учитывая ситуацию в мировой экономике - самое время). Специально для них - на бытовом, примитивном уровне - изложу логику большевиков на 1916 г.

1. Развитие капитализма неизбежно приводит к кризисам. Кризисы всегда разрешаются через войну.

2. С каждым следующим кризисом империалистические войны будут становиться все более разрушительными.

3. В империалистических войнах самым жестоким образом обнажается классовая структура обществ: в первую очередь гибнут бедные и бесправные, богатые сидят в тылу и не гибнут.

4. У России, как у отсталого капиталистического государства, нет никаких шансов выиграть мировую войну. Будучи полуколониальной державой, Россия находится в зависимости от внешних кредиторов, а потому жизнями своих солдат постоянно спасает союзников на западном фронте. Даже в случае победы Антанты над Германией следующим "пациентом Европы" неизбежно станет именно Россия (см. Крымская Война). Технологическое отставание России от Англии, США, Франции, Японии (см. Русско-японская война) таково, что практически не оставляет государству шансов сохраниться. То, с какой скоростью Антанта приняла отречение Николая и бросилась потом дербанить царское наследство, полностью подтверждает эти предположения.

5. Чтобы не допустить очередной мировой войны (в которой однажды погибнут все - и русские, и нерусские), необходимо создать другую, альтернативную мирохозяйственную систему (СССР).

6. Чтобы защитить эту мирохозяйственную систему от неизбежной агрессии капитализма, её создатели должны совершить качественный рывок в науке, технике, образовании, медицине. Каждый гражданин нового государства должен чувствовать свою причастность к нему, иметь мотивацию к его защите. Создать у народа такую мотивацию в Первой Мировой царское правительство было неспособно (см."Немец до Урала не дойдет")

7. Строить новую мирохозяйственную систему в границах РСФСР было бы абсурдом. Она бы не выжила. Требовалась идеология, которая сплотила бы все населявшие Российскую Империю национальности. Этой идеологией не могли быть ни русский национализм, ни православие, ни имперскость как таковая. Ни силой, ни уговорами загнать под имперскую крышу Туркестан, Кавказ, Сибирь, Дальний Восток, Украину и тд было уже невозможно (Деникин, которого под Адлером атаковали грузины Н.Жордании, не даст соврать). Объединяющей "русских-узбеков-латышей" идеологией могла стать только справедливость. Государственным каркасом - только Союз равноправных народов. Союз, а не Империя.

8. Новую мирохозяйственную систему неизбежно будут душить и задушат в блокаде (не бывает мирного сосуществования двух систем), если она не предпримет наступательных действий. Отсюда мондиалистский тезис о перманентной революции. Внимание, православные сталинисты: этот тезис никогда не отвергался даже Сталиным. Сталин лишь говорил, что сначала надо построить государство и только потом ввязываться в какие-то революции. Собственно, на почве этих расхождений и заработал свой ледоруб Троцкий. Отказ от идеи борьбы с капитализмом на чужой территории (в ВОВ союзники не открывали второй фронт до упразднения Коминтерна), в конечном счете привел к тому, что СССР пришлось сражаться на своей территории. "Сосуществование двух систем" оказалось разводкой для лохов.

9. Уничтожение СССР не отменило ни одну из перечисленных проблем. Капитализм вступает в невиданный в истории кризис, выход из которого он по привычке ищет через войну.
...
Теперь - поскольку условия уравнения остались практически неизменными (ну разве чуть усложнились) - хотелось бы послушать, какие у господ-ленинофобов имеются альтернативные программы по выходу из складывающейся ситуации.
Автор: Константин Семин



Просмотров