Костя: характеристика героя в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"

Костя на фоне остальных мальчишек, стороживших коней, выделялся своими необычными глазами. Именно они так заинтересовали рассказчика. Взгляд мальчика был печальным, он о чем-то все время думал.

Глаза у Кости были крупные. Они так и просились рассказать что-то волнующее, но ему не хватало смелости или слов, чтобы поднять интересующего его тему. Большие и черные они блестели в ночи. Глаза еще больше расширялись, когда речь заходила о страшных происшествиях.

Несмотря на десятилетний возраст, Костя – невысокого роста и худощавый, если не сказать тощий парнишка. Тщедушную комплекцию дополняет маленькое и худое лицо, которое солнце щедро украсило веснушками. Губы были настолько узкими, что их сложно было заметить. Он немного напомнил рассказчику белку. Тонким в Косте было все, даже голос.

Как и остальные ребята, он был из крестьянской семьи, довольно бедной, поскольку похвастаться своей одеждой не мог.

Костя не отличается смелостью. Он очень боится волков. Когда он рассказывает о своем страшном похождении и Павлуша напоминает, что Костя шел мимо мест, где утопили человека, то Костя пугается еще больше.

Он ласково называет одного из ребят Павлушей, а не Павлом. И с грустью вспоминает утопившего мальчика Васю, с которым они не раз ходили купаться. Он с любовью и уважением относится к родителям, причем не только своим. Родного отца он называет "тятя", подробно описывает, как горевала мать Васи Феклиста.

Его очень интересуют мистические истории, рассказанные ребятами. Он и сам активно участвует в разговоре, часто задает наводящие вопросы. Встретиться с покойником или привидением он боится сильнее, чем увидеть волков. Костя хорошо осведомлен в приметах и народных поверьях. Он утверждает, что возле реки русалок не бывает. А когда появляется заблудившийся белый голубь, мальчик называет его "праведной душой", которая держит путь на небо. Он постоянно прислушивается к ночным звукам и вздрагивает то от крика цапли, то от посвистывания пролетающих куличей. Он мечтает улететь вместе с ними в те края, где не бывает морозов.

Сочинение Костя из рассказа Бежин луг

В рассказе Ивана Сергеевича Тургенева говорится о том, что заблудившись вечером, охотник выходит на поляну, где сидят местные мальчишки. Охотник просится к ним на ночлег и мальчишки не отказывают ему. В котелке ребята готовят картошку себе на ужин и рассказывают различные истории. Истории эти услышаны ими в деревни от родственников и односельчан, это страшилки.

Ребята возле костра различного возраста, среди них десятилетний Костя. Мальчишка бедно одет, но это не повлияло на его воспитание. Костя мальчик с грустными глазами и незаурядной внешностью, подбородок острый к низу, словно у белки. Большие черные глаза блестели так, словно ему есть что сказать, но слов у него нет.

Костя рассказывал страшилки, которые слышал от отца и решил поведать их ребятам. Он говорил о русалке, которая сгубила Гаврилу и еще много других людей. Мальчишка пытается подражать взрослым, но его выдает то, что он немного труслив. Костя очень суеверный мальчик и верит во все и в русалок и в леших и в остальную нечисть. Мальчишка так же очень сильно боится волков, поэтому, когда их стадо лошадей встрепенулось, и Павлуша побежал разбираться, Костю это очень напугало.

Костя боится волков и постоянно спрашивает, ни волки ли это погнали стадо. За рассказами мальчишки не заметили, как быстро пролетело время и что им давно пора спать. Несмотря на свой маленький возраст, рассуждает Костя по взрослому и ему присуще чувство жалости. Так, например мальчику очень жалко Феклисту женщину, у которой утонул сын. Рассказывая свои истории, большое значение Костя придавал природе, он так красиво и красочно описывал ее красоты.

В столь юном возрасте эти ребята знали, что такое дружба, честь и достоинство. Каждый из них был добрым и честным человеком, Тургенев хотел показать какое поколение нам нужно. Каждый из ребят был работящий, они помогали своим родителям и знали что такое ответственность.

Иван Сергеевич хотел сказать своим рассказом о том, что нужно уважать труд и всегда помогать своим родителям, как помогали эти мальчишки. Трудолюбивые ребята завоевали любовь читателя с первой строчки, Тургенев знал, о чем надо написать и чего так не хватает русскому народу.

Вариант 3

Как описывает автор мальчика, которого звали Костя возраста десяти лет, у него был вдумчивый и грустный взгляд. Он всё время сидел, опустив голову, и смотрел в неизведанную даль. Лицо его было худо и всё поросло веснушками. Глаза были чёрные и постоянно печальные. Подбородок остр, словно бы у белки. Образовывалось ощущение, как-будто бы Костя собирался что-то сказать, но почему-то не мог в силах этого сделать. Его друг Павлуша, превосходил его по возрасту примерно на два года. Этот худощавый мальчик был одет в то, что и остальные. На его болезненном лице была какая-то усталость, как у взрослого человека, а не ребёнка. Костя вырос достаточно мечтательным и представлял различные картины на всевозможные тематики в собственной голове.

Он довольно сильно боялся всяких ночных страшилок, которые поочереди рассказывали остальные мальчики. В их дружно компании он ещё испугался того, что ночью в лесу залаяли их собаки, которые учуяли в воздухе запах чужака. Однако Костя естественно и не думал о всяких леших, он очень сильно пугался в тёмном и тихом лесу, когда не слышно пения птиц и настораживает слух всякая хрустнувшая ветка.

Как и все остальные его друзья, он собирается рассказывать жуткие истории и небылицы о нечисти, о неизвестном звуке и мальчике Васе, про которого ему говорил его папа. Абсолютно все сидящие тут у костра дети, являлись суеверными, имели грамотного образования, а поэтому и боялись разнообразных ночных страшилок. В отличие от остальных мальчиков, Костя умел во всех красках и подробностях расписывать красоты природы. В его рассказах присутствовала поэтичность, лиричность и романтизм, благодаря которым рассказы получались особенными. Он мог высказать такое, чего бы не заметили в окружавшей их природе другие дети. У него был свой собственный талант повествователя. Он постоянно погружался в какие-то несуществующие, необычные и сказочные миры.

Понятное дело, что деревенские мальчишки не были обучены грамоте, но зато умели очень усердно и старательно работать, помогая по дому или в полях, находя лесные грибы и ягодки. Они были действительно сильными и способными помощниками у родителей. Без них было бы тяжело обходиться в деревне.

Образ 4

В рассказе «Бежин луг», который вошёл в цикл рассказов «Записки охотника» писатель И.С. Тургенев показал читателю образ крестьянских детей. В небольшом по объёму тексте автор так точно, так умело сумел рассказать о деревенской жизни, со всеми её тяготами и радостями. В центре рассказа выступают крестьянские мальчишки, которые пасут ночью лошадей около речки на лугу. Все они разные и не похожие друг на друга, но всех их объединяет одинаковая крестьянская жизнь. Автор не обделил вниманием ни одного мальчика, раскрывая образ и формируя представление у читателя о каждом из них.

Одним из младших представителей этой дружеской компании был Костя, ему примерно было около десяти лет. Этот парнишка был маленького роста, с мелким лицом, ничем особо не привлекал внимание рассказчика. Глядя на Костю, было видно, что он из бедной семьи, так как был одет мальчик очень простенько и бедненько. По внешнему виду мальчик был мелкого телосложения, с худеньким и в веснушках лицом. Но у него было что-то такое задумчивое и немного печальное, которое можно было прочитать по его чёрным, блестевшим глазам. Это сразу привлекало внимание со стороны и наталкивало на размышления, что же может тревожить ребёнка в этом возрасте. Глядя на Костю, создавалось впечатление, что этот мальчик хотел что-то сказать, но не мог подобрать нужные слова, такой у него был интересный и загадочный взгляд. Возможно это из-за его возраста, ведь он был младше большинства мальчишек, у которых уже опыт и круг знаний был более богатым. Поэтому он с интересом и вниманием слушал каждого из них, стараясь ничего не пропустить. Костя старался не отдаляться от компании парнишек, несмотря на свой возраст. Он всячески поддерживать разговор, не стеснялся задавать вопросы и сам рассказывал известные ему истории. Конечно, мальчик немного боялся рассказов о леших, о русалках, но старался не показывать вида. Возможно, это тоже придавало ему некую скованность и настороженность. Ведь он очень прислушивался ко всем посторонним звукам в темноте, которые его сильно пугали.

С его беседы с друзьями мы понимаем, что это добрый, вежливый, чувственный мальчик. Он с сочувствием и жалостью вспоминает о матери утонувшего Васи и об остальных жителях деревни, с которыми случались когда-нибудь неприятности. Анализируя полностью образ Кости, его поведение, поступки и разговор с друзьями у костра, можно сделать вывод, что трудолюбие, терпение, выносливость и мужество являются его главными чертам характера. Парнишка в десять лет осознанно относится к участию в помощи своей семье, он помогает, как может в силу возраста. Пускай это будет и минимальная помощь, но он гордится тем, что тоже полезен для своей семьи, ведь Костя видит, как тяжело родителям.

Из всех образов героев рассказа мы видим, что детство у крестьянских детей заканчивается очень рано, порой, не успев начаться, и рано начинается трудовая жизнь. Но ребята не разочаровываются, они учатся совмещать труд с детскими разговорами и играми, они стремятся видеть во всём что-то хорошее и полезное и из всего извлекать для себя только пользу. А это в свою очередь воспитывает ответственных, трудолюбивых граждан, уважающих себя и старшее поколение.

Сочинение 5

В то лето автор охотился на тетеревов в Чернском уезде Тульской губернии. Стоял прекрасный июльский день, охота была удачной. К вечеру, решив возвратиться домой, он заметил, что места вокруг незнакомые. Побродив вокруг в поисках дороги, охотник понял, что заблудился. Между тем наступил вечер. Наконец, взобравшись на очередной холм, он увидел вдали костер и людей, ходивших возле него. Спустившись с холма и приблизившись к огню, он увидел крестьянских ребятишек, стороживших табун. В этих местах лошадей, не наевшихся жарким днем, отпускают на пастбище до следующего утра под охраной ребят. Мальчишек было пятеро, с ними две большие собаки. Охотник познакомился с ними, попросил разрешения переночевать и тихо улегся под кустом. Ребятишки сначала стеснялись, потом привыкли и перестали обращать на чужака внимание и продолжили прерванный разговор. Охотник незаметно наблюдал за ними.

Костя – один из младших мальчиков, возрастом около десяти лет, был маленьким и бедно одетым. Вид у него был задумчивый и печальный. Худое маленькое личико с заостренным книзу подбородком украшали большие черные блестящие глаза. «Они как бы хотели что-то высказать, для чего на языке его не было слов». Сидел он у костра, опустив голову и глядел куда-то вдаль. А ребятишки тем временем говорили о нечистой силе. Костя включился в общий разговор с рассказом о русалке, которую видел один из сельчан. Рассказ был очень образный, поэтический, изобиловал подробностями…Как будто Костя сам при этом присутствовал. Отмечается и наблюдательность мальчика: сравнивая русалку с рыбами, он показал немалое знание их.

Костя, более трусливый чем старшие мальчики, боится волков и нечистой силы. Однако это не мешает ему проявлять любознательность - расспрашивать товарищей и о том, видели ли здесь волков; и о том, когда можно увидеть покойников. Когда к костру подлетел голубь, одному Косте пришло в голову сравнение его с праведной душой, летевшей на небо. И спросить подтверждения у старших товарищей. Услыхав испугавший его крик цапли, он сразу вспомнил загадочный и печальный звук, что слышал как-то близко от заросшего камышами бучила. И спросил мнение старших. Когда ему сказали, что там одного из сельчан утопили воры и «может быть это его душа жалобится», признался, что если бы знал об этом, то испугался бы еще больше.

Кроме того, Костя жалостливый человек. Вспомнив про утонувшего мальчика Васю, он жалеет и его, и его мать, которая «с тех пор не в своем уме. И так он сочувственно и проникновенно рассказывает про них, что и нам их жаль. А еще мы сочувствуем мальчику с тонкой, эмоциональной и ранимой душой, наивному и доверчивому. Ведь родись он не в бедной крестьянской семье и получи хорошее образование – мог бы вырасти известным писателем или художником.

Зима – наиболее холодное из всех времен года. Однако многие ждут ее с нетерпением. Трескучие морозы сковывают льдом реки, образуя каток.

  • Анализ рассказа Контора Тургенева

    Произведение входит в виде составной части в прозаический цикл рассказов писателя, названный «Записки охотника».

  • У меня есть удивительная птица, которая может разговаривать – это попугай. Это мое любимое животное. Это девочка. Ее зовут Тося. Она удивительное создание. Как встанет солнце, Тося начинает разговаривать: «Доброе утро, просыпайтесь, просыпайтесь!»

    Ответ оставил Гость

    Образ Павлуши в рассказе "Бежин луг"Одним из мальчиков, встреченных охотником в долине, был Павлуша. Этотприземистый и неуклюжий парень двенадцати лет, с огромной головой,всклоченными черными волосами, серыми глазами, бледным и рябым лицом,стоял на коленях у костра и варил "картошки". И хотя он с виду былнеказист, Ивану Петровичу он сразу понравился. Он восхищен его "смелойудалью и твердой решимостью", когда тот стремглав, без оружия помчалсреди ночи один на волка и ничуть этим не похвастался, а вскоре одинпошел к реке набрать воды, услышал голос покойника и не показал при этомпризнаков страха. "Что за славный мальчик!" - так оценил его охотник.

    Рассказчик уделил внимание и одаренности Павлуши: "глядел он очень умно ипрямо, да и в голосе у него звучала сила". И лишь в последнюю очередьавтор обратил внимание на одежду, которая состояла из портов и простойрубахи. Павел сохраняет спокойствие и храбрость, он деловит и решителен:после жуткой истории, которую поведал Костя, он не испугался, ауспокоил ребят и перевел беседу на другую тему. Сам же Павлуша, умный исмышленый мальчик, лишь слушает истории о нечистой силе, рассказавтолько реальный случай, произошедший в его селе во время "небесногопредвиденья". Только вот врожденная смелость и твердый характер невознаградили его долгой жизнью. Как отмечает рассказчик, в том же годуПавла не стало, он разбился, упав с лошади. "Жаль, славный был парень!" -с печалью на душе заканчивает Тургенев свой рассказ.
    Характеристика ФедиСамый старший из ребят - Федя. Происходил он из богатой семьи, асторожевать табун выехал он ради забавы. В отличие от остальныхмальчиков, он был одет в ситцевую рубаху с каемкой, новенький армячок,носил собственные сапоги, а также имел при себе гребешок - редкийатрибут у крестьянских детей. Федя был мальчиком стройным, "с красивыми итонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами ипостоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой". Федя по-барски лежал,опершись на локоть, всем видом показывая свое превосходство. Во времябеседы он ведет себя деловито, задает вопросы, важничает,покровительственно разрешает мальчикам делиться удивительнымирассказами. Он внимательно слушает друзей, но всем видом демонстрирует,что слабо верит в их истории. Чувствуется, что у него неплохое домашнееобразование, а оттого ему не характерна наивность, присущая остальнымдетям.
    Описание Илюши из рассказа "Бежин луг"Илюша - двенадцатилетний мальчик с незначительной внешностью,горбоносый, с вытянутым, подслеповатым лицом, выражающим "какую-то тупую,болезненную заботливость". Автор подчеркивает, насколько бедно выгляделэтот крестьянский мальчик: "На нем были новые лапти и онучи; толстаяверевка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала егоопрятную черную свитку". А свою низенькую войлочную шапочку, из-подкоторой торчали острые косицы желтых волос, он то и дело натягивал науши обеими руками.

    Илюша отличается от остальных деревенских мальчиков своим мастерствоминтересно и увлекательно пересказывать страшные истории. Он поведалдрузьям 7 историй: о домовом, которая приключилась с ним и еготоварищами, об оборотне, про покойного барина Ивана Ивановича, о гаданиив родительскую субботу, об антихристе Тришке, о мужике и лешем, и оводяном.
    КостяВ описании десятилетнего Кости рассказчик отмечает печальный изадумчивый взгляд, с которым он, понурившись, глядел куда-то вдаль. Наего худом и покрытом веснушками лице выделялись только "его большие,черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что товысказать, но у него не было слов". Жуткие истории о нечистой силепроизводят на маленького Костю сильное впечатление. Однако и онпересказывает друзьям услышанную от отца историю о русалке, о голосе избучила, а также о несчастном Васе, мальчике из его деревни.
    ВаняДля наименьшего из ребят Вани автор не дает портретной характеристики,отмечая только, что мальчику было всего семь лет. Он тихо лежал подсвоей рогожей, пытаясь уснуть. Ваня молчалив и робок, он еще слишкоммал, чтобы рассказывать истории, а только лишь смотрит на ночное небо ивосхищается похожими на пчел "божьими звездочками".

    "Бежин луг" - рассказ, в котором описывается, как охотник заблудился после длительной охоты за тетеревами, которых было набрано немало. В сгущающихся сумерках он искал знакомые места, но не видел их в незнакомых пейзажах. Дойдя до места под названием Бежин луг, он понял, где находится, но идти назад ночью было нельзя, и охотник попросился переночевать рядом с сидевшими у костра и пасшими лошадей мальчишками. Далее автор описывает особенности парней, и их склад характера.

    Костя - один из центральных персонажей рассказа, он один из крестьянских детей, стерегущих табун. Мальчику около десяти лет, он имеет небольшое заостренное к низу лицо, усыпанное веснушками, потому напоминает белку. Его губы почти не видны, а глаза были большими, черные и маслянистые. Казалось, что в глазах горят слова, но они не превращались в слова. Мальчик был худеньким и бедно одетым.

    Характеристика героя

    Среди других парней Костя выделяется большими темными глазами, мальчик был печален, думал о чем-то. Его большие глаза становились еще больше, когда он слушал о страшных происшествиях. Костя всесторонне тонкий, от фигуры до голоса.

    Основные черты характера Кости:

    • трусишка. Костя имеет большой страх перед волками, боится рассказа про место, где утопился человек;
    • умеет любить. Ласково обращается к другому ребенку Павлуша, с тоской вспоминает об утопшем друге Васе;
    • уважает других. Это относится не только к его родителям, но и к чужим, это видно по его описанию горя матери Васи;
    • активный. Не остается в стороне, не стесняется спрашивать.

    Мальчик любит мистику, старается узнать подробности таких историй, а приведения пугают его даже больше волков. Костя - знаток поверий, бытующих в народе, он говорит, что у реки русалок быть не может, а голубя называет праведной душой. Костя не любит холод, он вздрагивает от крика цапли, и мечтает улететь с птицами в края, где нет морозов. Мальчик выглядит устало, как взрослый.

    Роль кости в рассказе

    Мальчик впечатлителен, делится рассказом о русалках. Мальчик суеверен, и все рассказы воспринимает как настоящие, верит в них и боится. Для него каждый звук был угрозой, проявлением нечистой силы, и знаком надвигающегося несчастья. Именно такой склад характера сделал парня задумчивым и печальным. Он делится историями, услышанными от отца, красочно описывает природу, наполняя рассказ поэтичностью и мечтательными нотами, хотя, по сути, является неграмотным. В то время даже обычные дети много трудились, и вынуждены были рано взрослеть. Они помогали дома и в полях: пасли лошадей, собирали ягоды и грибы, став настоящей опорой родителям, несмотря на юный возраст.

    Через Костю Тургенев показал страхи, присущие сельским жителям того времени, они многого не знали и оттого страшились. В десять лет парень уже имел друзей, мог сопереживать, ценил родных. Автор хотел показать достоинство, честь и дружбу, а также объяснить, каким должно быть поколение. Мальчик, как и все был работящим, помогал другим. Тургенев показал то, чего нашему народу не хватает.

    Как объяснить, почему рассказ называется «Бежин луг»? Какие еще произведения, названные по месту происходящих в них событий, вы читали?

    Рассказ называется «Бежин луг» по месту, где происходили его события. Бежин луг находится в тринадцати кило­метрах от имения И. С. Тургенева Спасское-Лутовиново. Кроме маленьких рас­сказов, названных по месту, где происхо­дили события, в них описанные, есть большие произведения, например роман- эпопея «Тихий Дон» М. А. Шолохова.

    На какие приметы хорошей летней погоды, которые знал русский земледелец, указывает Тур­генев?

    Рассказ «Бежин луг» начинается с очень подробного описания всех примет стойкой хорошей погоды летом в средней полосе России. Это описание не только точно, но и красиво. Мы вместе с автором наблюдаем за тем, как изменяется небо над нами, и учимся связывать красоту живой природы с теми явлениями, кото­рые эта красота помогает понять. Перед нами своеобразный прогноз погоды, кото­рый умел составлять русский крестьянин XIX века.

    Читаем в начале рассказа:

    «С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем…»;

    «Солнце — не огнистое, не раскален­ное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но свет­лое и приветно лучезарное…»;

    «Верхний, тонкий край растянутого об­лачка засверкает змейками…»;

    «Но вот опять хлынули играющие лу­чи, — и весело и величаво, словно взле­тая, поднимается могучее светило…».

    Попробуйте описать состояние летней приро­ды: утром, днем, вечером.

    Мы только что вспомнили, как в рассказе описано утро. Сейчас понаблюда­ем за вечером: «К вечеру эти облака ис­чезают; последние из них, черноватые и неопределенные, как дым, ложатся розо­выми клубами напротив заходящего солн­ца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над по­темневшей землей, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нем вечерняя звезда».

    Можно взять и другой фрагмент, но каждое описание доносит до нас и красоту природы, и точную характеристику зна­комых крестьянам примет летней погоды.

    Основные изобразительные средства (олицетворения и метафоры)

    Картина пробуждения утра

    В олицетворениях

    В метафорах

    «Свежая струя пробежала по моему лицу»; «еще нигде не румянилась заря»; « и жидкий ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землею»; «все зашевелилось, проснулось, запело, зашумело, заговорило»

    «Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали, отсырела земля, запотели листья»; « полились кругом меня... сперва алые, потом красные, золотые потоки молодого, горячего света»; «всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы»

    Картина наступления ночи в изобразительных средствах языка

    Сравнение

    Метафора

    Олицетворение

    Эпитет

    «Ночь приближалась и
    росла, как грозовая туча»;
    «кусты словно вставали вдруг из земли перед
    самыми моими ногами»

    «Отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота»;
    «с каждым мгновением
    надвигаясь, громадными
    клубами вздымался
    угрюмый мрак»;
    «сердце у меня сжалось»

    «На дне ее (лощины)
    торчало стоймя несколько белых камней, - казалось, они сползлись туда для тайного совещания»

    «Ночная птица пугливо нырнула в сторону»;
    «вздымался угрюмый мрак»; «в застывающем воздухе»; «странное чувство», «угрюмый мрак»

    Призраки ночи

    Картины ночи

    Впечатления мальчиков

    Зрительные образы

    «Темное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием»; «я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь»; «бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по направлению Млечного пути..»

    «Картина была чудесная!»

    «Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки,- раздался вдруг детский голос Вани,- гляньте на божьи звездочки,- что пчелки роятся!». «Глаза всех мальчиков поднялись к небу и не скоро опустились»

    «Кругом не слышалось почти никакого шума... Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной... одни огоньки тихонько потрескивали»

    Таинственные звуки

    «Вдруг где-то в отдалении, раздался протяжный звенящий, почти стенящий звук...»; «казалось., кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке»; «странный, резкий болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и спустя несколько мгновений повторился уже далее»

    «Мальчики переглянулись, вздрогнули»; «Костя вздрогнул. - Что это? - Это цапля кричит, - спокойно возразил Павел»

    «Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах - запах русской летней ночи»; под утро

    Значение природы в рассказе «Бежин луг»

    Описаний утра, дня, вечера, ночи

    I Описание пейзажных зарисовок

    II Звуковая сторона картин

    I группа

    II группа

    III группа

    Темно-серое небо; облитые тенью; пруд едва дымится; край неба алеет; светлеет воздух, видней дорога; яснеет небо; белеют тучки; зеленеют поля; в избах красным огнем горят лучины; заря разгорается, золотые полосы протянулись по небу; в оврагах клубятся пары; водянисто-зеленые луга; влажный блеск, разлитый в воздухе; зеленой чертой ложится след ног по росистой, побелевшей траве и т.д.

    Слышится сдержанный, неясный шепот ночи; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит; громко застучала телега; воробьи чирикают; за воротами слышны заспанные голоса; жаворонки звонко поют; чибисы с криком вьются; звучный лязг косы раздается за нами и т.д.

    Влажный ветер набегает легкой волной; вам холодно немножко, вам дремлется; сердце в вас встрепенется, как птица; свежо, весело, любо; как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны; вы раздвинете мокрый куст - вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи; воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом, гречихи и «кашки» и т.д.

    Опишите первую встречу охотника с крестьян­скими ребятишками из соседних деревень. Подоб­но автору дайте общую характеристику мальчиков.

    «Детские звонкие голоса раздались во­круг огней, два-три мальчика поднялись с земли… Это… были крестьянские ребя­тишки из соседних деревень…»; «Всех мальчиков было пять: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня». Мальчики вы­ехали в ночное и до появления охотника были заняты беседой. Им было от семи до четырнадцати лет. Все ребята были из разных по достатку семей, и поэтому они различались не только одеждой, но и ма­нерой держаться. Но мальчики были дружны между собой и с интересом разго­варивали, их беседа привлекла внимание охотника.

    Создайте портрет одного из мальчиков по ва­шему выбору.

    Чаще всего ученики выбирают для опи­сания Павлушу как самого смелого и ре­шительного мальчика. Но некоторые де­вочки выбирают Ильюшу за то, что он знал много страшных историй и их можно включить в рассказ, что делает повество­вание интересней. Те, кто хочет ответить покороче, выбирают портрет Вани.

    Рассказ о любом мальчике должен быть небольшим. Мы предлагаем построить его по общему плану.

    1. Внешний облик мальчика.
    2. Его роль среди приятелей у костра.
    3. Рассказанные им истории.
    4. Отношение к чужим рассказам.
    5. Представление о характере мальчика.
    6. Отношение автора к этому герою.

    Если вы выбираете для рассказа Павлу­шу, то нужно обязательно решить, как вы объясняете причину его гибели. Чаще все­го говорят о нелепой случайности, но нельзя не учитывать, что Павлуша был очень смелым и пошел на неоправданный риск, а это могло его погубить.

    В рассказе очень коротко и четко дан портрет каждого из мальчиков и подробно рассказаны их истории. Так что выбрать из текста нужные предложения и соеди­нить их в один рассказ по приведенному выше плану нетрудно.

    Иллюстрации А.Ф.Пахомова * к рассказу И.С.Тургенева

    "Бежин луг"


    Федя

    Федя был одним из заводил, сын зажиточного крестьянина. Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Держится сдержанно, немного снисходительно – положение обязывает. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку,чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок.Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские.

    Федя стройный мальчик с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой.

    На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой, небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги - не отцовские.

    Федя лежал, опершись на локоть и раскинув полы своего армяка. покровительственно относится к другим мальчикам. Федя покровительственно относится к другим мальчикам.

    Он внимательно слушал всех мальчиков, но всем видом показывал, что не верит в их рассказы. Чувствуется, что он получил хорошее домашнее образование и поэтому ему не свойственна та наивность, которая присуща остальным детям.

    У второго мальчика, Павлуши , волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый - что и говорить! - а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной (домотканой) рубахи да из заплатанных портов.

    Павлуша наблюдал за картошкой и, стоя на коленях, тыкал щепкой в закипавшую воду.

    Рассказывает Павлуша три истории: о небесном предвидЕнье, о Тришке, о голосе Васи.

    Павлуша отличается деловитостью, смелостью. Он не побоялся пойти посмотреть, отчего собаки забеспокоились.

    Ильюша - некрасивый, но опрятный мальчик. Его лицо горбоносое, вытянутое, подслеповатое, о выражало какую-то тупую, болезненную заботливость. Желтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки, которую он обеими руками то и дело надвигал себе на уши. На нем были новые лапти и онучи; толстая веревка, три раза перевитая вокруг стана, тщательно стягивала его опрятную черную свитку. И ему и Павлуше на вид было не более двенадцати лет.

    Рассказывает Ильюша 7 историй: историю о домовом, которая случилась с ним и с его товарищами, про оборотня, о покойном барине Иване Ивановиче, о гаданье в родительскую субботу, о Тришке-антихисте, о мужике и лешем, и про водяного. Ильюша отличается от всех деревенских мальчиков умением увлекательно рассказывать страшные истории.

    В описании Кости , мальчика лет десяти, автор отмечает задумчивый и печальный взор. Все лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва было можно различить, но странное впечатление производили его большие, черные, жидким блеском блестевшие глаза; они, казалось, хотели что то высказать, но у него не было слов. Он был маленького роста, сложения тщедушного и одет довольно бедно.

    Костя понурил немного голову и глядел куда-то вдаль. Он задумчив и печален.

    Костя пересказывает историю о русалке, которую слышал от отца, о голосе из бучила и о мальчике Васе из его деревни

    Портретной характеристики Вани автор не дает, только пишет, что ему было всего лет семь. Он лежал и не шевелился под своей рогожей.

    Ваня робок и молчалив, он не рассказывает никаких историй, потому что мал, однако он смотрит на небо и восхищается божьими звездочками.

    Вася очень добрый мальчик. Он с любовью говорит о своей сестре.

    Как связаны рассказы детей с ночным пейзажем?

    Все страшные истории в рассказе подобраны так, что они гармонируют и с ночным пейзажем, и с волнением детей, жаждущих чего-то необыкновенного. Сам рассказчик как бы присоединяется к их восприятию окружающего.

    Что хотел передать образами мальчиков у костра И.С.Тургенев?

    Тургенев показал их природную одарённость, поэтичность. У каждого из них своя манера рассказа, но все они говорят просто, метко, образно. Мальчики рассказывают страшные истории о злых силах, но они верят в победу добра.

    Однако рассказы мальчиков свидетельствуют не только о богатстве их воображения, но и о том, что они находятся в плену суеверий, рождённых темнотой и бесправным положением народа.

    «Бежин луг» — один из самых поэтичных рассказов в «Записках охотника». Он пробуждает в человеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту и русской природы, и выросших среди неё, на первый взгляд ничем не приметных героев.

    Какой персонаж вам понравился больше всех? Кто из мальчиков, как вам кажется, больше всего нравится автору? Попробуйте доказать это текстом.

    Когда обсуждают тех мальчиков, кото­рых мы видим у костра, симпатии боль­шинства оказываются на стороне Павлу­ши. И его преимущества легко доказать: он смел, решителен, менее своих товари­щей суеверен. Поэтому каждый его рас­сказ о таинственных событиях отличает стремление понять причины того, что происходит, а не желание искать в этих событиях страшную тайну. Но Павлуша нравится не только большинству читате­лей, сам И. С. Тургенев говорит о своей симпатии к нему на страницах рассказа: «Малый был неказистый, — что и гово­рить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голо­се у него звучала сила».

    Тургенев назвал истории, рассказанные маль­чиками, сначала россказнями, затем преданиями, потом поверьями. Современные ученые называют их быличками. Объясните, что обозначает каждое из этих слов. Какое из них точнее передает особен­ности рассказов детей?

    Россказнями обычно называют недо­стоверные рассказы людей, которые пы­таются обмануть своих слушателей. Чаще всего это слово используют, пренебрежительно оценивая чей-то неправдивый рас­сказ о событиях. Преданием чаще всего называют устный рассказ об историче­ских событиях или деятелях, который пе­редается из поколения в поколение. Этот жанр фольклора часто заменяют словом легенда, которая также повествует о дав­но прошедших событиях. Близкое значе­ние имеет и слово поверье. Слово былин­ка было создано недавно и используется при характеристике произведений фольк­лора, в которых речь идет о событиях, где участвовали сами рассказчики или близ­кие им люди.

    Перескажите близко к тексту одну из быличек. Попробуйте объяснить, как она могла появиться.

    Можно использовать самую первую быличку, которую охотник услышал от Ильюши. Это рассказ о том, что произош­ло на рольне — крохотной бумажной фаб­рике, на которой работали мальчики. Ос­тавшись ночевать на своем рабочем месте, они только начали рассказывать всякие страшные истории и вспомнили о домо­вом, как сразу же услышали чьи-то шаги. Они испугались прежде всего потому, что были уверены: домового можно услы­шать, но нельзя увидеть. А шаги и возня над их головами были отчетливо слышны, да еще кто-то стал спускаться по лестни­це… И хотя дверь в ту комнату, где все они лежали, распахнулась и никого там они не увидели, это их не успокоило. По­том вдруг кто-то «как закашляет, как за­перхает, словно овца какая…».

    В каждом классе находятся ученики, которые тут же говорят об овце, которая, наверное, случайно забрела на бумажную фабричку и стала бродить по ее лестни­цам, а перепуганные ребята приняли зву­ки, которые слышали, за проделки домо­вого.

    Так, бытовыми наблюдениями можно объяснить каждую из рассказанных у ко­стра историй. При этом важно не то, что страхи чаще всего оказывались плодом выдумки, а то, как изобретательны были рассказчики и как они стремились разоб­раться в причинах самых разных проис­шествий.

    Сравните рассказы Павлуши и Ильюши о све­топреставлении. Чем отличаются представления мальчиков? Выберите для пересказа одно повество­вание и объясните свой выбор.

    Рассказы об одном и том же эпизоде — о солнечном затмении (светопреставле­нии) — у Павлуши и Ильюши резко отли­чаются друг от друга. Павлуша рассказы­вает очень лаконично, коротко, он видит в событиях, которые вызвали светопрестав­ление, смешную сторону: трусость своих односельчан, неумение понять, что же про­исходит. Ильюша же, напротив, полон вос­торга перед необычным событием, и ему не приходят в голову никакие шутки. Он даже склонен немного попугать слушате­лей и утверждает, что «придет он (Триш­ка), когда наступят последние времена».

    Выбирая одно повествование для своего пересказа, нужно объяснить, почему сде­лан выбор. Обычно мальчики выбирают рассказ Павлуши за лаконизм речи, за ве­селую усмешку над тем, что пугает дру­гих. Девочки же часто сочувствуют Илью­ше, а некоторые даже склонны сопережи­вать его страхам.

    Как вы можете объяснить финал рассказа «Бежин луг»?

    Финал рассказа «Бежин луг» прост и естествен. Охотник проснулся раньше мальчиков, которые спали у костра, и от­правился к своему дому. Таков финал многих рассказов сборника «Записки охотника» И. С. Тургенева, в который входит и «Бежин луг». В каждом из них охотник покидает то место, где с ним про­изошли какие-то события, и отправляется домой. Но в финале рассказа «Бежин луг» есть примечание, которое сделал автор: «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не уто­нул: он убился, упал с лошади. Жаль, славный был парень!» Так, в повествова­ние о судьбе героя, который вызвал у ав­тора симпатию, добавлено трагическое за­вершение.

    Проследите за приемами, которыми пользу­ется автор, создавая портрет Павлуши: «Его некра­сивое лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью». Какие ху­дожественные приемы использует автор?

    Перескажите близко к тексту фрагмент рас­сказа, где автор дает описание природы.

    Готовя пересказ, нужно поработать с художественным текстом: разметить ло­гические ударения, паузы. Вот так может выглядеть разметка части текста.

    «Не успел я отойти двух верст,| как уже полились кругом меня по широкому мок­рому лугу,| и спереди, по зазеленевшимся холмам,| от лесу до лесу,| и сзади по длин­ной пыльной дороге,| по сверкающим, обагренным кустам,| и по реке,| стыдливо синевшей из-под рдеющего тумана, — Го­дились сперва алые,| потом красные, золо­тые потоки молодого горячего света…» Материал с сайта http://iEssay.ru

    Подготовьте речевые характеристики мальчи­ков из рассказа «Бежин луг».

    Мальчиков у костра было пятеро, и каждый из них отличается голосом, мане­рой общения, речью. Ильюша говорит «сиплым и слабым голосом», он очень многословен и склонен к повторениям. У Павлуши «в голосе звучала сила», он четок и убедителен. Костя говорил «тон­ким голоском» и при этом умел описать события. Федя «с покровительствующим видом» поддерживал беседу, но сам до рассказов историй не снисходил. Не сразу услышали мы и «детский голос» Вани, которому было еще рано быть рассказчи­ком.

    Можно очень подробно рассказывать о манере говорить Павлуши и Ильюши, ко­торые сильно отличаются друг от друга своими речевыми характеристиками.

    Павлуша говорит четко, мыслит логич­но, при рассказе стремится обосновать свои суждения. Он, пожалуй, один наде­лен чувством юмора, умением видеть ко­мическую сторону событий, которые на­блюдает.

    Ильюша многословен и склонен к по­вторениям, он эмоционально переживает то, о чем рассказывает, и даже не пы­тается организовать свою речь или найти сколько-нибудь убедительные доказатель­ства правдивости своих рассказов.

    Там, где Павлуша смеется, Ильюша пу­гается, там, где Павлуше ясны бытовые причины событий, Ильюша все рисует в мрачном тумане таинственности.

    Можно сделать вывод, что речевая ха­рактеристика помогает понять характер человека.

    Как удается автору показать различное отно­шение к каждому из мальчиков в рассказе «Бежин луг»? Найдите слова, которые показывают это от­ношение.

    Сначала И. С. Тургенев собирается прос­то познакомить читателя с мальчиками. Описывая каждого из них, он об одном сказал — «а все-таки он мне понравил­ся…», а о Косте — он «возбуждал мое лю­бопытство своим задумчивым и печаль­ным взором». Но после первого знакомст­ва автор не раз добавляет попутные уточ­нения. Ильюша отвечает «…сиплым и слабым голосом, звук которого как нельзя более соответствовал выражению его лица…», немного спустя слышим мы и «дет­ский голос Вани».

    Однако самое убедительное доказатель­ство отношения автора к каждому из сво­их героев звучит в описании самих исто­рий, рассказанных мальчиками, в словах автора, которые сопровождают эти исто­рии. Стоит вспомнить, как об одном и том же событии рассказывали Павлуша и Ильюша, и мы сразу же скажем, что сим­патии автора на стороне Павлуши.



    Просмотров