Конституционные принципы правового статуса личности. Принципы правового статуса личности в Российской Федерации: понятие и их классификация Нормативные правовые акты

В определении правового статуса личности имеет значение не только закрепленный за человеком фактический объем прав и свобод, но и те начала, на основе которых осуществляется их использование.

Уровень и степень последнего в решающей степени зависит от характера названных начал. Исходя из них может ограничиваться, урезаться пользование правами или, наоборот, обеспечиваться для этого широкий простор. Их воздействие на правовой статус личности многогранно. Они определяют, обеспечивается ли в государстве равенство прав и свобод человека и гражданина, активная деятельность государства по их соблюдению и охране, признание государством в полной мере и объеме тех прав, которые соответствуют достигнутому обществом уровню материально-технического развития, существуют ли какие-либо границы в использовании прав и свобод, допускаются ли их ограничения, действуют ли законные механизмы защиты своих прав человеком.

Эти начала и характеризуются какпринципы правового статуса личности. Под ними понимаются признаваемые и охраняемые правом, государством основные начала, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей.

Принципы правового положения личности имеют универсальное значение. Они определяют основные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права и обязанности, независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы.

Конституционное выражение получили следующие принципы правового статуса личности, непосредственно связанные с основными исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека.

1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основеравноправия . Это главный принцип, характеризующий правовой статус человека и гражданина.



Равенство всех перед законом и судом означает, что закон, его предписанияв равной мере обязательныдля всех, что суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом, а не какими-либо посторонними соображениями, не принимать во внимание не предусмотренные законом особенности лица, обращающегося за судебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия.

Равенство прав и свобод человека и гражданина означает, что они признаютсяза всеми людьмив равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса. Конституция фиксирует широкий, причем не закрытый перечень таких оснований.

Равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В зависимости от перечисленных выше и иных личных и социальных признаков человека ему не могут быть оказаны какие-либо привилегии или допущено ущемление в правах по сравнению с другими.

В Конституции установлено, что запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой и религиозной принадлежности.

В качестве особого объекта равноправия Конституция выделяетравные права и свободы мужчины и женщины и равные возможности их реализации. Конституционная норма и нацелена на то, чтобы обеспечить правовую основу защиты прав женщин от любых форм ущемления по признаку пола. Необходимость этого обусловлена тем, что проблема выравнивания прав по признаку пола еще далека от разрешения как в России, так и в мировом масштабе. Еще бывший СССР ратифицировал конвенцию ООН «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин».

Равенство прав и свобод человека и гражданина Конституция понимает как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни реально недостижимо. Государство должно использовать правовые и экономические средства для сокращения резкого разрыва в доходах граждан. В этих целях применяется дифференцированная система налогов. Важнейшее значение в этом плане имеет эффективная борьба с криминальными источниками доходов.

Законодательство может закреплять особые права для той или иной категории граждан. Оно оказывает преимущественное содействие тем, кто по разным причинам не в состоянии наравне с другими использовать свои права и свободы (дети, пенсионеры, инвалиды, участники войны и др.). Предоставляемые этим слоям и категориям граждан преимущества естественны и ни в какой мере не нарушают принцип равенства прав и свобод человека и гражданина.

2 . Следующим конституционно провозглашаемым принципом, характеризующим реализацию прав и свобод личности, является ихгарантированность . Этот принцип получает правовое выражение в различных формах - и какобщее начало, которое свойственно реализации всего объема прав и свобод личности, и посредством закрепленияконкретных гарантий каждого права и свободы в отдельности.

Как общее основание правового статуса указанный принцип закреплен в ряде статей Конституции. Ст. 2 устанавливает в качестве одной из основ конституционного строя обязанности государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина. В ст. 17, 19 также установлено, что в России гарантируются права и свободы.

Кроме этих общих норм о гарантиях, закрепление фактически каждого конкретного права и свободы сопровождается указанием на условия и способы его гарантий.

Гарантии прав и свобод прежде всего возлагаются нагосударство . В ст. 45 Конституции записано, чтогосударственная защита прав и свобод человека и гражданина в России гарантируется. Роль государства как главного гаранта прав и свобод вытекает и из содержания статей 2, 17, 19 и др. Она осуществляется через всю систему государственных органов. В ст. 18 установлено, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Ст. 80 Конституции закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное Собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепление их гарантий посредством законодательной деятельности. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должностиУполномоченного по правам человека Российской Федерации. Соответствующую деятельность в обеспечении гарантий прав и свобод осуществляют Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов федерации.

Задачи по созданию условий реализации прав и свобод выполняют не только государственные структуры. В систему такого рода субъектов входят иорганы местного самоуправления . Свою роль играютобщественные объединения и, прежде всего, профсоюзы, творческие союзы, женские, молодежные, ветеранские организации.

Конституция Российской Федерации расширила рамки участия исамого человека в защите своих прав и свобод. В ст. 45 закреплено, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Усилены возможности судебной защиты каждым своих прав и свобод, закреплено право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, право каждого обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Гарантии прав и свобод человека и гражданина не ограничиваются их конституционным закреплением. Реальное воплощение прав и свобод требует многих условий, в том числе лежащих за рамками права. Существуютсоциально-экономические, политические и юридические гарантии.

Социально-экономические гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие свободное использование прав и свобод. В числе этих условий - социальная стабильность, развивающаяся экономика, наличие соответствующих производственных мощностей, широкой инфраструктуры - системы учреждений, дающих возможность обслуживать все виды социальных потребностей общества.

Подполитическими гарантиями понимаются соответствующим образом ориентированная политика государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия, исключение дестабилизации в обществе; должный уровень политической культуры граждан.

Юридические гарантии охватывают все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и гражданина. К ним относится, прежде всего, конституционное закрепление как общего принципа гарантии прав, так и конкретных гарантий каждого права.

Таким образом, механизм реализации прав и свобод личности призван охватить все сферы деятельности по закреплению и обеспечению использования прав и свобод и все ее направления.

3. презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости их ограничения.

Этот принцип вытекает из признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения.

Конституция закрепляет, что в России не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (п. 2 ст. 55).

Кроме этого запрета на законодательное ограничение прав и свобод, Конституция также устанавливает важную норму о том, что они являютсянепосредственно действующими. Это означает, что конституционные права и свободы являются исходной основой для соответствующих правовых предписаний в актах любого уровня.

В рассматриваемом плане имеет значение конституционная норма о том, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Недопустимость ограничения прав и свобод вполне закономерно не означает абсолютизации этого принципа. Их использование должно основываться на соблюдении общепризнанных и естественных правил человеческого общежития. В определенных социальных, экстремальных и иного рода ситуациях может возникнуть объективная необходимость определенного временного ограничения прав и свобод. Конституция Российской Федерации строго оговаривает рамки, порядок и причины такого ограничения. Пункт 3 ст. 55 устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Эта общая норма конкретизирована в ст. 56 Конституции, фиксирующей допустимость отдельных ограничений прав и свобод в условиях чрезвычайного положения. Такие ограничения могут вводиться с обязательным указанием пределов и срока их действия. При этом определенные виды прав и свобод не подлежат ограничению: право на жизнь, охрана достоинства личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, свобода совести, свобода вероисповедания, право на жилище, ряда прав, связанных с различными формами участия в судопроизводстве и др.

4. Правовой статус личности основывается наобладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. Этот универсальный принцип правового статуса находит свое выражение не только в наличии у каждого и прав, и обязанностей, но и в том, что многие права несут в себе и качество обязанности - одни в правовом плане, другие - в моральном, выражаясь в виде общественного долга. Так, в п. 2 ст. 38 закрепляется, что забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. В ст. 59 записано, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Ст. 42 устанавливает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, а ст. 58 говорит о том, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду и др.

Рассматриваемый принцип выражен в ст. 6 Конституции РФ, причем в форме, адресованной не каждому , как в большинстве статей о правах и обязанностях, агражданину Российский Федерации. В ней устанавливается, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

В юридической литературе можно встретить описание и других принципов. Например: принцип сочетания личных и общественных интересов. Личные интересы гражданина - это его материальные и духовные потребности, которые государство и общество призваны ему обеспечить, создать достойные условия жизни для всестороннего развития личности (способностей, таланта, удовлетворения разумных материальных и духовных потребностей). Интересы личности есть субъективное выражение объективных потребностей человека, т.е. эти интересы определяются объективными условиями развития общества, на каждом этапе развития которого они различны. Общественные интересы - это цели и задачи общества, обеспечивающие его поступательное развитие. В общественных интересах главное место занимают интересы человека, удовлетворение которых является высшей целью государства и общества.

Принцип постоянного расширения и углубления прав, свобод и обязанностей. Обеспечение этого принципа идет по трем направлениям:

а) в правовой статус личности включаются новые, ранее неизвестные конституционному законодательству права, свободы и обязанности (ст.18, 20, 21 и 29 Конституции РФ);

б) права, свободы и обязанности, существовавшие до принятия Конституции 1993 г., толкуются расширительно, т.е. приобретают более полное содержание (ст.19, 22, 25 и 37 Конституции РФ);

в) усиливаются и расширяются гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Вместе с тем стоит отметить, что если политические и юридические гарантии сделали громадный скачок в своем развитии, то этого нельзя сказать об экономических и социально-нравственных гарантиях, которые в последние годы заметно ослабли.

Подводя итог сказанному, необходимо отметить, что взаимоотношения между личностью и государством предопределяются определенными факторами и возникают в двух случаях - в силу принадлежности лица к гражданству государства либо проживания на территории данного государства. Если лицо не принадлежит к гражданству государства и не проживает на его территории, то никаких взаимоотношений между таким лицом и государством быть не может, и речь о свободе личности лишается смысла. Вместе с тем каждое государство предоставляет весь комплекс прав, свобод и обязанностей только своим гражданам, тогда как на иностранцев и лиц без гражданства этот комплекс распространяется в ограниченном объеме.

Для свободы личности имеет принципиальное значение правосубъектность (правоспособность и дееспособность), без которой разговор о свободе личности лишается смысла. При отсутствии правосубъектности нет и личности.

Сущностные отношения между личностью и государством характеризуют основные права, свободы и обязанности. Их широта и глубина определяют уровень свободы личности, ее демократизм.

Основні принципи правового статусу особи Принципи конституційно-правового статусу особи. Загалом їх можна визначити як основоположні ідеї на яких базується правове становище людини і громадянина в державі й суспільстві реалізуються основні права свободи та обов"язки є одним з важливих його елементів. В узагальненому вигляді основними принципами конституційноправового статусу особи конституційноправового інституту прав і свобод людини і громадянина в Україні можна визначити такі принципи як: визнання людини її життя і здоров"я...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


41 . Основні принципи правового статусу особи

Принципи конституційно-правового статусу особи. Загалом їх можна визначити як основоположні ідеї, на яких базується правове становище людини і громадянина в державі й суспільстві, реалізуються основні права, свободи та обов"язки, є одним з важливих його елементів.

В узагальненому вигляді основними принципами конституційно-правового статусу особи, конституційно-правового інституту прав і свобод людини і громадянина в Україні можна визначити такі принципи, як:

визнання людини, її життя і здоров"я, честі і гідності, недоторканності і безпеки найвищою соціальною цінністю (ст. 3 Конституції України);

Вільності й рівності людини у своїх правах (ст. 21);

Невідчужуваності і непорушності її прав і свобод (ст. 21);

Невичерпності прав і свобод людини і громадянина (ст. 22);

гарантованості прав і свобод людини і громадянина і неможливості їх скасування (ст. 3, ст. 22);

неприпустимості звуження змісту та обсягу закріплених Конституцією прав і свобод людини та громадянина (ст. 22);

рівності громадян перед законом (ст. 24); права і свободи людини і громадянина визнаються за всіма однаково, незалежно від статі, раси, національності, мови, походження, місця проживання (частина третя ст. 24);

— неприпустимості обмеження конституційних прав і свобод
людини і громадянина, окрім випадків, передбачених Конституцією
України
(ст. 64);

Принцип відповідності правового статусу особи в Україні вимогам і стандартам, які склалися в міжнародному співтоваристві, проявляється в тому, що в нормах Конституції України втілені моделі, апробовані світовою практикою конституціоналізму. Крім того, в ст. 9 Конституції встановлюється, що чинні міжнародні договори, згода на обов"язковість яких надана Верховною Радою України, є частиною національного законодавства України. В ст. 55 Конституції закріплено, що кожен має право після використання всіх національних засобів правового захисту звертатися за захистом своїх прав і свобод до відповідних міжнародних організацій, членом або учасницею яких є Україна.

Визнаючи міжнародні норми з прав людини, Українська держава бере на себе зобов"язання не тільки перед міжнародним співтовариством, а й перед усіма, хто перебуває під її юрисдикцією. Кожний індивід має право вимагати від держави виконання взятих нею на себе міжнародних зобов"язань, і з цією метою особа може використовувати як національні механізми захисту, в тому числі можливості Уповноваженого Верховної Ради України з прав людини, так і звертатись до міжнародних судових й несудових органів.

Юридична рівність громадян України , їх рівність як принцип основ конституційного статусу людини і громадянина в Україні є одним з основоположних. Ст. 24 Конституції встановлює, що «громадяни мають рівні конституційні права і свободи та є рівними перед законом», а частина перша ст. 21: «Усі люди є вільні і рівні у своїй гідності та правах». У ст. 24 Конституції виділені два основні аспекти цього принципу: а) рівність громадян перед законом; б) рівність жінки і чоловіка.

Гарантованість конституційного статусу особи як принцип правового статусу людини і громадянина насамперед проявляється в положенні частини другої ст. З Конституції України, що права і свободи людини та їх гарантії визначають зміст і спрямованість діяльності держави. Держава відповідає перед людиною за свою діяльність. Утвердження і забезпечення прав і свобод людини є головним обов"язком. Кабінет Міністрів України «вживає заходів щодо забезпечення прав і свобод людини і громадянина» (п. 2 ст. 116 Конституції). Місцеві державні адміністрації на відповідній території забезпечують «законність і правопорядок; додержання прав і свобод громадян» (п. 2 ст. 119 Конституції). На прокуратуру України покладається представництво інтересів громадян у суді у випадках, визначених законом (п. 2 ст. 121 Конституції).

Принцип єдності прав і обов"язків як принцип основ конституційного статусу особи виражається не тільки в тому, що у кожного є як права, так і обов"язки, а й у тому, що багато прав є водночас і обов"язками. Найбільш чітко цей принцип закріплений у ст. 23 Конституції України, що не буває прав без обов"язків. Так, ст. 13 Конституції проголошує, що кожний громадянин має право відповідно до закону користуватися об"єктами права власності, а п. 8 ст. 41 Основного Закону передбачає, що використання власності не може завдати шкоди правам, свободам та гідності громадян, інтересам суспільства, погіршувати екологічну ситуацію і природні якості землі, а ст. 66 Конституції встановлює, що «кожен зобов"язаний не заподіювати шкоди природі». З установленим у частині першій ст. 50 Конституції правом кожного на безпечне для життя і здоров"я довкілля кореспондується обов"язок оберігати природу (ст. 66 Конституції).

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3581. Загальні засади конституційно-правового статусу людини і громадянина 16.67 KB
Поняття і сутність правового статусу особи. Етимологічно поняття “Правовий статус” (з лат. “status” означає положення чи становище) означає правове положення чи становище соціального суб’єкта в суспільстві та державі. В юридичній літературі існують різні визначення правового статусу особи
8553. Загальні положення правового статусу господарських товариств. Акціонерне товариство, його види та характеристика 25.17 KB
Мета: дати загальну характеристику господарському товариству визначити види господарських товариств дати правову характеристику акціонерним товариствам та його видам визначити поняття акції та її види характеристика дивідендів студенти повинні знати законодавство яке регулює діяльність господарських товариств. План заняття: Поняття та види господарських товариств Правова характеристика та типи акціонерного товариства Цінні папери та девіденди акціонерного товариства. Закон України Про акціонерні товариства від 17 вересня...
4875. Основні принципи навчання та дидактичні правила їх реалізації 28.61 KB
На сьогоднішній день для роботи у загальноосвітніх навчальних закладах широко впроваджуються принципи навчання. До них включається принцип всестороннього розвитку особистості школяра в процесі навчання, науковості і посильної трудності, свідомості й творчої активності учнів при керівній ролі вчителя, наочності навчання і розвитку творчого мислення, систематичності, звязку навчання з життям, переходу від навчання до самоосвіти.
8791. Exіt-poll: методика та основні принципи організації дослідження 133.51 KB
Exіtpoll: методика та основні принципи організації дослідження Сутність методу опитування на виході. Провідні функції exіtpoll. Мітофскі відомий американський соціолог журналіст дослідник громадської думки творець методу exіtpoll. Історія проведення exіtpoll в світі Україні.
8282. Основні принципи і положення захисту населення і територій у разі надзвичайної ситуації 30.68 KB
Рівень національної безпеки не може бути достатнім якщо в загальнодержавному масштабі не буде вирішено завдання захисту населення об’єктів економіки національного надбання від надзвичайних ситуацій техногенного природного або іншого характеру. Зовнішні загрози – це загрози пов’язані з розв’язанням війни або локальних збройних конфліктів іншою державою виникненням глобальних катастроф за межами України на землі або навколоземному просторі які можуть негативно вплинути на населення та територію нашої держави. Забезпечення безпеки...
13897. Універсам Полтава Структура комерційної діяльності Основні принципи комерційної діяльності 26.82 KB
Другий блок містить також складні елементи, що сприяють реалізації обміну за участі оптової та роздрібної торгівлі. Вони характерні для сегментів ринку, які не можуть функціонувати без організованої оптової торгівлі. Йдеться про ринок непродовольчих товарів, фармацевтичної продукції, частково продовольчих товарів, не переробленої сільгосппродукції. У третьому блоці «роздрібна торгівля – сфера споживання» зосереджені найтонші комерційні інструменти.
11329. ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОСТРОЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 104.04 KB
Изучение установок и представлений людей о законе, о значимости его соблюдения, о своих правах, институтах суда и государственной власти является важным, поскольку позволяет выяснить отношение общества к тем основным структурам, на которых базируется правовое государство.
18273. Анализ правового статуса Президента Республике Казахстан с позиций общепринятых критериев правового государства и принципа разделения властей 73.64 KB
Суть подхода Президента состояла в том что страна должна развиваться естественным образом эволюционно. Президентское правление - предусмотренное Конституцией государства это прекращение деятельности институтов самоуправления определенного регионального административного образования и осуществление управления последним посредством уполномоченных назначаемых главой государства - президентом и подотчетными ему лицами; предусмотренное Конституцией наделение главы государства - президента чрезвычайными полномочиями в масштабе всего...
21264. ФІЗИЧНІ ОСОБИ, ЯК СУБ’ЄКТИ МІЖНАРОДНОГО ПРАВА 54.04 KB
Іноземці які тимчасово перебувають на території України. Правове становище громадян України за кордоном. Страсбург діє щодо держав-членів Ради Європи та двохсторонні міжнародні договори за участю України про усунення випадків подвійного громадянства наприклад Договір між Україною та Республікою Узбекистан про запобігання виникненню випадків подвійного громадянства від 05.
1315. Пчелиная семья. Развитие пчелиной особи 341.58 KB
Состав пчелиной семьи Пчелиная семья сложный организм состоящий из нескольких тысяч рабочих пчел нескольких сот трутней и матки связанных в единое целое обменом веществ. Рабочие пчелы заботливо ухаживают за маткой чистят ее убирают за ней и кормят ее. Во время кормления пчелы передают матке...

Для характеристики правового статуса личности имеют значение не только закрепленный за человеком фактический объем прав и свобод, но и те начала, принципы, на основе которых осуществляется их использование.

Принципы правового статуса личности – это те признаваемые и охраняемые правом, государством начала, исходя из которых осуществляются использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей.

Эти принципы универсальны: они определяют главные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права, свободы и обязанности независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы.

В Конституции 1993 года закреплены следующие принципы правового статуса личности, непосредственно связанные с исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека:

1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. В ст. 19 Конституции выделены три основных аспекта:

· равенство всех перед законом и судом;

· равенство прав и свобод человека и гражданина;

· равноправие мужчины и женщины.

Равенство всех перед законом и судом означает:

· закон, его предписания в равной мере обязательны для всех его адресатов;

· суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом, а не какими-либо посторонними соображениями и не принимать во внимание не предусмотренные законом обстоятельства, касающиеся обращающегося за судебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия.

Нарушение этого принципа было широко распространено в прошлом, правда, в скрытой форме. Например, без разрешения соответствующего органа КПСС не могло быть возбуждено уголовное дело против лица, относящегося к номенклатуре данного органа (т.е. подлежащего его утверждению в должности).



Равенство прав и свобод человека и гражданина означает, что они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами и свободами по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса.

Равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В качестве особого аспекта равноправия Конституция выделяет равные права и свободы мужчины и женщины и равные возможности их реализации.

Союз ССР ратифицировал Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 года. Обширная программа – в утвержденной постановлением Правительства РФ от 8 января 1996 г. Концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации.

Необходимо учитывать, что равенство прав и свобод человека и гражданина – равноправие – Конституция понимает как равенство возможностей , а не как фактическое равенство, которое в жизни реально недостижимо.

2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности.

Этот принцип получает правовое выражение в различных формах – и как общее начало реализации всего объема прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности.

Как общее начало правового статуса личности указанный принцип закреплен в ряде статей Конституции. В ст. 2 устанавливается в качестве одной из основ конституционного строя обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. В ст. 17, 19 также предусмотрено, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина.

3. Правовой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения прав и свобод.

Этот принцип вытекает из признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения.

Конституция закрепляет, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (ст. 55, ч. 2).

Права и свободы являются непосредственно действующими – это означает, что конституционные права и свободы – основа соответствующих правовых предписаний в актах любого уровня, и конституционные нормы могут быть непосредственно основой решений судебных и иных государственных органов.

В охране правового статуса личности имеет значение конституционная норма о том, что любые нормативные акты, затрагивающие права, свобода и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ст. 15, ч. 3).

Недопустимость ограничения прав и свобод не означает отсутствия каких-либо пределов в их использовании. Ограничение должно основываться на соблюдении общепризнанных и естественных правил человеческого общежития.

В ст. 17 Конституции предусматривается, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Из этого вытекает необходимость правомерного использования своих прав и свобод каждым человеком, без нарушения предписаний закона, прежде всего Конституции.

В ч. 3 ст. 55 Конституции устанавливается, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ограничения могут вводиться с обязательным указанием пределов и срока их действия. Не подлежат ограничению: право на жизнь, право на охрану достоинства личности, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, свобода совести, свобода вероисповедания, право на жилище, ряд прав, связанных с различными формами участия в судопроизводстве.

4.Правовой статус основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями . Этот универсальный принцип находит свое выражение не только в том, что у каждого есть и права, и обязанности, но и в том, что многие права одновременно являются и обязанностями – одни в правовом плане, другие – в моральном, в виде общественного долга. Ч. 2 ст. 38 Конституции – забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Ст. 59 – защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Ст. 42 – каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Ст. 58 – каждый обязан сохранять природу и окружающую среду.Этот принцип выражен в ст. 6 Конституции и обращен именно к гражданину Российской Федерации (причем в гл. 1). В ч. 2 ст. 6 Конституции устанавливается, что каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Гарантии правового статуса личности в конституционном праве Российской Федерации, их классификация и содержание

Субъектом, который, прежде всего, гарантирует права и свободы, является государство. В ст. 45 Конституции записано, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. В ст. 18 установлено, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Конституция РФ расширила рамки участия самого человека в защите им своих прав и свобод. В ст. 45 закреплено, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».

Принято различать социально-экономические, политические и юридические гарантии:

· Социально-экономические гарантии предполагают соответствующую среду и материальную основу, обеспечивающие использование прав и свобод (социальная стабильность, развивающаяся экономика, широкая инфраструктура).

· Под политическими гарантиями понимаются соответствующим образом ориентированная политика государства, ее направленность на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; устойчивость политических структур, их способность к достижению гражданского согласия; должный уровень политической структуры граждан; борьба с бюрократизмом государственного аппарата и другие политико-организационные факторы.

Юридические гарантии охватывают все правовые средства осуществления и охраны прав и свобод человека и гражданина. Закрепление гарантий в Конституции и текущем законодательстве составляет правовую основу деятельности государственного механизма, обеспечивающего восстановление нарушенных прав и свобод, создающего возможности их реализации (ст.ст. 47-54).

Нормативные правовые акты

Декларация прав и свобод человека и гражданина. Принята Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865.

О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 22. Ст. 2031

О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 39. Ст. 4465.

О языках народов Российской Федерации: Закон РСФСР от 25 октября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740.

Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан. Закон РФ от 27 апреля 1993 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 19. Ст. 685.

Литература

Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. М., 2008.

Исаева Н.В. Конституционные ценности в правовой идентичности личности: к постановке проблемы // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 16.

Принципы правового статуса человека и гражданина

Принципы правового статуса личности – это признаваемые и охраняемые государством и правом основные начала, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина и выполнение ᴇᴦο обязанностей. Хотя принципы правового статуса закрепляются конституционным правом, они имеют универсальное значение, то есть применяются во всех отраслях российского законодательства.

Такими принципами являются˸

1. Равноправие граждан . Это основополагающий принцип, который включает в себя три аспекта˸ равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина; равноправие мужчины и женщины. В самом общем виде этот принцип закреплен в статье 19 Конституции РФ.

Равенство всех перед законом и судом означает, что закон в равной мере обязателен для всех, а суд в равной мере доступен и справедлив для всех.

Равенство прав и свобод человека и гражданина означает их признание за всеми людьми в равной мере независимо от пола, расы, национальности, места жительства, религиозных убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

С учетом исторических традиций Конституция РФ закрепляет равенство мужчин и женщин в их правах, свободах и возможностях для их реализации.

2. Неотчуждаемость . Этот принцип состоит в том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Он закреплен в пункте 2 статьи 17.

3. Непосредственное действие прав и свобод . Этот принцип закреплен в статье 18 Конституции. Она гласит, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

4. Гарантированность права, свобод и обязанностей . Конституционные права и свободы не только представляются, их реализация обеспечивается совокупностью гарантий – экономических, политических, правовых. Предметом рассмотрения конституционного права являются правовые конституционные гарантии, об этом идет речь в статьях 2, 45 и ряде других статей Конституции РФ.

5. Соответствие международно-правовым актам . Этот принцип закреплен в пункте 1 статьи 17. В которой говорится, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

6. Запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод личности . В общем виде этот принцип закреплен в статье 55 Конституции, которая устанавливает, что в Российской Федерации ʼʼне должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданинаʼʼ. Это положение дополняется нормой Конституции о том, что ʼʼлюбые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, в случае если они не опубликованы официально для общего сведенияʼʼ (п.3 ст. 15 Конституции РФ).

Принципы правового статуса человека и гражданина - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Принципы правового статуса человека и гражданина" 2015, 2017-2018.

Правовой статус личности базируется на конституционных принципах, которые отражают конкретные основы отношений между государством и физическим лицом. К конституционным принципам правового статуса личности относятся: принцип всеобщности прав и свобод; принцип равенства; принцип единства прав и обязанностей; принцип гарантированности прав и свобод; принцип взаимной ответственности государства и личности.

Принцип всеобщности прав и свобод означает, что все люди являются свободными и наделены правами от рождения (ст. 21 Конституции Украины).

Принцип равенства означает, что права, свободы и обязанности признаются за всеми в одинаковом объеме, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места проживания и иных обстоятельств. Принцип равенства провозглашает равенство всех перед законом и судом (ст. 24 Конституции Украины).

Принцип единства прав и обязанностей проявляется в чет кой сбалансированности прав и обязанностей в правовом статусе личности. В социально организованном обществе у субъектане может быть прав без обязанностей, как и обязанностей без прав. Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения человеком и гражданином своих обязанностей. В Конституции Украины устанавливается, что использование субъективных прав и свобод не должно причинять ущерб интересам общества и государства, правам иных участников общественных отношений (ст. 23 Конституции Украины).

Принцип гарантированности прав и свобод заключается в том, что государство выступает в качестве главного субъекта, обеспечивающего возможность реализации конституционных прав и свобод с помощью правовых, политических, экономических, социальных и иных средств. Права и свободы гарантируются государством и не могут быть отменены; при принятии новых законов, а также при внесении изменений в действующее законодательство не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод. Гарантированность прав и свобод в значительной степени определяется политическим режимом, уровнем развития демократии, наличием специальных органов, занимающихся защитой прав и свобод, высоким уровнем правовой культуры, социально-правовой активностью личности и т.д.

Принцип взаимной ответственности государства и гражданина проявляется в их взаимных правах и обязанностях. Конституция Украины устанавливает ответственность государства перед обществом личностью за свою деятельность (ст. 3 Конституции Украины).

Гражданство Украины

Правовой статус личности определяется, прежде всего,ее принадлежностью к государству, наличием или отсутствием гражданства. В полном объеме права и свободы государство гарантирует только собственным гражданам. Соответственно, на граждан налагается и больше обязанностей.

Основы правового регулирования института гражданства в Украине составляют Конституция Украины, Закон Украины «О гражданстве Украины», а также иные нормативно-правовые акты. Закон Украины «О гражданстве Украины» определяет гражданство Украины как правовую связь между физическим лицом и Украиной, которая находит свое проявление в их взаимных правах и обязанностях.

Согласно ст. 2 Закона Украины «О гражданстве» гражданство Украины основывается на следующих принципах:

Единого гражданства - гражданства государства Украина, которое исключает существование гражданства административно-территориальных единиц Украины. Если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) другого государства, то в правовых отношениях с Украиной он признается только лишь гражданином Украины. Если иностранец приобрел гражданство Украины, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины;

Предотвращения случаев возникновения безгражданства;

Невозможности лишения гражданина Украины гражданства Украины;

Признания права гражданина Украины на смену гражданства;

Невозможности автоматического приобретения, а также прекращения гражданства Украины;

Равенства перед законом граждан Украины независимо от оснований, порядка и момента приобретения ими гражданства Украины;

Сохранения гражданства Украины независимо от местожительства гражданина Украины.

Гражданами Украины являются:

а) все граждане бывшего СССР, которые на момент провозглашения независимости Украины (24 августа 1991 года) постоянно проживали на территории Украины;

б) лица, независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, местожительства, языковых и иных признаков которые на момент вступления в силу Закон Украины «О гражданстве Украины» (13 ноября 1991 года) года постоянно проживали в Украине и не являлись гражданами других государств;

в) лица, прибывшее в Украину на постоянное проживание после 13 ноября 1991 года и которым в паспорте гражданина бывшего СССР образца 1974 года органами внутренних дел Украины внесена надпись «гражданин Украины», а также дети таких лиц, прибывшие вместе с родителями в Украину, если на момент прибытия в Украину они не достигли совершеннолетия;

г) лица, которые приобрели гражданство Украинысогласно законам Украины и международным договорам Украины.

Гражданство Украины приобретается:

1) по рождению;

2) по территориальному происхождению;

3) вследствие принятия в гражданство;

4) вследствие восстановления в гражданстве;

5) вследствие усыновления;

6) вследствие установления над ребенком опеки или попечительства;

7) вследствие установления над лицом, признанным судом не дееспособным, опеки;

8) в связи с пребыванием в гражданстве Украины одного или обоих родителей ребенка;

9) вследствие установления отцовства;

10) по иным основаниям, предусмотренным международными договорами Украины.

Согласно ст. 9 Закона Украины «О гражданстве Украины» условиями приема в гражданство Украины являются:

1) признание и соблюдение Конституции Украины и законов Украины;

2) обязательство прекратить иностранное гражданство или не пребывание в иностранном гражданстве;

3) беспрерывное проживание на законных основаниях на территории Украины в течение последних 5 лет;

4) получение разрешения на постоянное проживание в Украине;

5) владение государственным языком или его понимание в объеме, достаточном для общения;

6) наличие законных источников существования.

Положения, предусмотренные пп. 3-6, не распространяются на лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Украиной, и на лиц принятие которых в гражданство Украины представляет государственный интерес для Украины.

В гражданство Украины в силу ст. 9 Закона Украины «О гражданства Украины» не могут быть приняты лица, которые:

1) совершили преступление против человечества или осуществляли геноцид;

2) осуждены в Украине к лишению свободы за совершение тяж кого преступления до погашения или снятия судимости;

3) совершили на территории другого государства действия, признанные законодательством Украины тяжким преступлением.

Конституция Украины содержит широкий перечень прав и свобод человека и гражданина: из 161 статьи Основного Закона правовому статусу личности посвящено 48 статей - без малого третья часть текста Конституции. При этом права и свободы закреплены во втором разделе Конституции, который следует после раздела, устанавливающего основы конституционного строя.

Конституционные (основные) права и свободы по содержанию подразделяются на гражданские (личные), политические, социально-экономические, культурные и права в области экологии.

1. Личные права и свободы включают в себя: право на жизнь;

право на уважение чести и достоинства; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфной и иной корреспонденции; право на невмешательство в личную и семейную жизнь;

право на свободу передвижения и свободный выбор места жительства, право на свободу мысли и слова, право на свободу мировоззрения и вероисповедания и другие права и свободы.

2. К политическим правам и свободам относятся: право принимать участие в управлении государственными делами; право избирать и избираться; право на свободу союзов и ассоциаций; право на свободу мирных собраний и т.д.

3. Социально-экономическими правами и свободами являются:

право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, право на свободу предпринимательской деятельности; право на труд; право работающих на забастовку для защиты всех своих экономических и социальных интересов; право на отдых; право на социальную защиту; право на жилище; право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи; право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование и другие.

4. Культурные права это: право на свободу литературного, художественного, научного и технического творчества, право на защиту интеллектуальной собственности; право на свободный доступ к культурному наследию; право на образование т.д.

5. Впервые на конституционном уровне (ст. 50 Конституции Украины) в нашем государстве устанавливается, что каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного нарушением этого права вреда. Каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на распространение такой информации. Перечисленные права составляют категорию экологических прав и свобод.

К основным обязанностям относятся: обязанность неукоснительно соблюдать Конституцию Украины и законы Украины; не посягать на права, свободы, честь и достоинство других субъектов; защищать Отечество; независимость и территориальную целостность Украины; уважать государственную символику, не причинять ущерб природе, культурному наследию, возмещать причиненный убытки; платить налоги и сборы.


Похожая информация.




Просмотров