Конспект занятия «Пожарная безопасность» в подготовительной группе. Конспект открытого занятия по пожарной безопасности в старшей группе «Защитим наш дом от огня

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Программное содержание: закрепить навыки правильного поведения в случае возникновения пожара и приемам самоспасения, привить навыки осторожного обращения с огнем. Закрепить умение пользоваться телефоном и набирать нужный номер, умение подробно объяснить что случилось (назвать улицу, дом, фамилию, имя); знания, что категорически нельзя брать и играть со спичками. Развитие связной монологической речи и обогатить словарный запас детей. Воспитывать чувство ответственности и навыки личной безопасности.

Материал и оборудование: Стенд, оформленный картинами на пожарную тематику; на столах макеты пожарной части; телефон; набор цифр; эмблемы для команд: «Огонек» и «Уголек»; воздушные красные шары; игрушки: кукла, мяч, плюшевый мишка, машинка, матрешка; косынка; две деревянные ложки; четыре детских ведра; призы.

Ход занятия

Входит почтальон Печкин, вручает бандероль.

В-ль: Что за бандероль? (Открывает и достает кассету) Интересно, что на ней? Посмотрим. (Просмотр видео).

Что вы на ней увидели?

Вы увидели, огонь может быть не только добрым, но и злым. Чтобы бороться с огнем была создана пожарная часть.

Реб-к:

Говорим - огонь нам друг!

Но врагом он встанет вдруг,

Если мы забудем,

Отомстит он сразу людям.

Пожалеете о том вы в сражении с огнем

Тут он страшен и суров

И от дома - куча дров.

В-ль: 200 л. назад пожары обнаруживали с каланчи - высокой башни.

Ребенок:

На площади базарной

На каланче пожарной

Круглые сутки

Дозорный из будки

Поглядывая на север, на юг,

На запад, на восток -

Не виден ли дымок,

И если видел он пожар,

Плывущий дым угарный,

Он поднимал сигнальный шар

Над каланчой пожарной.

И два шара, и три шара

Взвивалось вверх, бывало

И вот с пожарного двора

Команда выезжала.

В-ль: У пожарной части было два этажа. На втором этаже жили пожарные. На первом - повозки с бочками с водой, лестницами. Но самое главное здесь - лошади, самые лучшие, резвые. Пожарная часть представляла собой солидную процессию. Впереди на коне трубач громкими звуками трубы предупреждал прохожих о том, что пожарные с большой скоростью едут на пожар. Отсюда и выражение «летит, как на пожар».

На смену лошадям пришли мощные машины, а труба явилась родоначальницей сирен, которые устанавливаются на современных пожарных автомобилях. Вместе с пожарными на происшествие выезжают и полиция, и скорая помощь. Они все организуют службу спасения. До того как приедет служба спасения, мы многое сумеем спасти, если будем правильно действовать.

Игровая ситуация «Вечер в квартире».

Знаете, когда все собираются дома, каждый чем-то занимается: мама гладит белье, папа курит, смотрит телевизор, дети играют с розеткой, бабушка стирает и сушит белье над газовой плитой. И вдруг начался пожар! Куда бежать?

  • к окну, если выход закрыт
  • на балкон
  • к выходу, т.е. к двери.

Скажите, от чего мог возникнуть пожар? Если утюг загорелся? Ваши действия?

  • обесточить, т.е. выключить
  • накрыть влажной тряпкой
  • при необходимости вызвать 01.

Реб-к:

Ты о пожаре услыхал,

Скорей об этом дай сигнал

Смело трубку в руку взять

01 сумей набрать

И назвать еще потом

Город, улицу и дом,

И квартиру, где живете

И с каким она замком

И еще сказать: «Даю вам

Фамилию свою»

Так же номер телефона

У которого стою.

В-ль: Как вы думаете, почему телефон службы спасения 01?

Потому что 01 - простой, его всякий запомнит

01, короткий, на пожаре дорога каждая минута

01 - номер удобный, его в темноте легко набрать.

Игра «Набери 01 с закрытыми глазами».

Дети: Пусть знает каждый гражданин Службы спасения номер 01!

В-ль: А сейчас мы устроим с вами эстафету, две команды: «Огонек» и «Уголек».

Девиз команды «Огонек»: «Легче, чем пожар тушить, Нам его предупредить!»

Девиз команды «Уголек»: «Крепко помните друзья, Что с огнем шутить нельзя!»

  1. Игра-задание «Донеси воду, не расплескав ни одной капли»
  2. Игра-задание «Мы - пожарные»
  3. Игра «Отгадай загадку» (по выбору педагога)
  4. Игра «Составь номер» (Из цифр составить номер«Службы спасения»).

В-ль: Молодцы! (Определяется победитель). А сейчас я хочу посмотреть какие вы внимательные.

Игра на внимание: «Это я, это я, это все мои друзья!»

Кто, услышав запах гари, сообщает о пожаре?

Кто из вас, заметив дым, закричит: «Пожар, горим!»

Кто из вас шалит с огнем утром, вечером и днем?

Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

Кто от маленькой сестрички прячет дома, дети, спички?

Молодцы! Какие все внимательные и знаете правила поведения при пожаре.

Звучит песня о пожарных и раздаются памятные призы детям.

Список литературы:

1. Авдеева Н. Н. Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста «Безопасность».

2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 6 - 1990, № 11 - 2004.

3. Маршак С. Я. Сборник стихотворений для детей. АСТ, 2006.

4. Под ред. Володий В. А. Энциклопедия для детей. Личная безопасность. Меры предосторожности в повседневной жизни. Москва, ТЦ Сфера, 2001.

Дорогие ребята! Давайте поговорим о том, почему не стоит затевать игры на кухне.

Кухня — это место, где мама или бабушка готовят пищу. На кухне есть электрическая или газовая плита. На ней варят каши и супы, жарят мясо и пирожки, готовят рагу из овощей. На плите стоят кастрюли с горячими супами, бульонами, кипят чайники, на раскаленной сковороде жарят котлеты.

Вы можете нечаянно прикоснуться к горячим предметам и обжечься. Еще хуже, если вы прольете на себя горячий суп или чай. Пробегая возле окна, вы можете случайно задеть занавеску, а если та коснется горящего газа, то вспыхнет, и на кухне может возникнуть пожар!

На кухне много предметов, служащих источником огня. Расскажите о них. Верно! Чтобы зажечь конфорку газовой плиты, чиркают спичками, зажигалкой. Кстати, продукты сгорания бытового газа очень вредны! Лучше их не вдыхать, а готовить пищу нужно, держа форточку открытой.

Какие горячие предметы есть на кухне? Правильно! Чайники, кастрюли, сковороды. Если на сильно разогретую сковороду налить масло, то оно может вспыхнуть.

На кухне, ребята, вас подстерегает немало опасностей. Поэтому лучше играть с любимыми игрушками в детской комнате, а в подвижные игры с друзьями — на свежем воздухе, детской площадке.

Вопросы и задания

1. Назовите опасные горячие предметы, которые есть на кухне.

2. Составьте короткий рассказ со словами: занавеска, ветер, горящий газ, огонь, дым, пожарные.

3. Почему дети не должны играть на кухне?

4. Где нужно играть в игрушки?

5. Почему в квартире не стоит играть в подвижные игры?

А теперь послушайте сказку.

Пир мышей

Жил-был кот Федот. Он любил мурлыкать и тереться о бабушкины ноги в мягких вязаных носках, дремать в теплом уголке на диване и ловить мышей.

Всех мышей Федот в доме давно переловил и только одну мышку Хитрушу никак поймать не мог. Уж он и подкрадывался к ней совершенно неслышно, и часами сторожил, притаившись возле ее норки в кладовке, и кусочком свежего сыра приманивал. Все напрасно! Хитруша всегда улучала минутку, когда Федот уходил прогуляться по крышам или был занят другими делами, неслышно подбиралась к буфету и добывала себе и детям-мышатам кусочек печенья или корочку хлеба, а то и шоколадную конфетку.

Однажды жарким летним днем все домашние отправились на дачу и Федота с собой взяли. То-то обрадовалась веселая семейка мышей! Мыши тут же решили устроить самый настоящий пир.

— Надоело по углам прятаться! — воскликнул самый смелый мышонок Дик. — Давайте приготовим что-нибудь вкусное, например пожарим яичницу или испечем пирожки. А то все всухомятку да всухомятку!

— Давайте, — обрадовались его сестры и братья.

— Замечательная идея! — подхватила Хитруша.

Мыши все вместе быстро достали небольшую сковородку с длинной ручкой и поставили ее на плиту.

— Но плита совсем холодная! — заметила малышка Микки.

— Не беда! — воскликнул Дик. — Я много раз видел, как хозяйка ее зажигает, и, думаю, сумею это сделать сам.

— А я тебе помогу, — предложила Хитруша.

Вдвоем они ловко зажгли плиту. Конфорка под стеклом загорелась красным огоньком.

— Замечательно! — заметил мышонок Микки. — Но как делают яичницу, вот в чем вопрос?

— Я знаю, я знаю! — воскликнул Дик. — Сначала нужно хорошенько нагреть сковороду, потом налить в нее немного масла, а потом разбить в сковороду несколько яичек и обжарить их. Ничего сложного!

— Правильно! Умница! — похвалила сынка Хитруша. — Но пусть сковорода сначала хорошенько прогреется.

Прошло несколько минут, и Дик заметил:

— Что ж, пожалуй, пора лить на сковороду масло.

Мыши вытащили из буфета бутылочку с подсолнечным маслом и стали лить масло на сковороду. Но что это? Масло вдруг зашипело и вспыхнуло высокими ярко-красными языками. Раскаленные искры посыпались во все стороны. Испуганные мыши в ужасе отпрянули от горящей сковороды.

— Ужас! Горит сковорода! Пожар! Горим! — заверещала самая маленькая мышка по имени Крошка.

Да и сама Хитруша испугалась не на шутку: ветерок, влетевший в раскрытое окно, шевелил прозрачные занавески, и они вот-вот могли коснуться огня и вспыхнуть. Тогда пожара не миновать.

— Что же делать? — испуганно запищали все мыши разом.

— Эх вы, несмышленыши! — важно сказал большой мохнатый паук, который спокойно покачивался в паутинном гамаке в углу кухни. — Нужно просто-напросто закрыть сковороду крышкой. Тогда масло погаснет. Я много раз видел, что так делала бабушка.

Мыши послушались совета паука и прикрыли сковороду. Скоро огонь погас, а Хитруша и Дик сумели выключить плиту.

— Вот что, ребята, — сказала умная Хитруша, — лучше нам поискать себе другой дом, а то скоро вернутся хозяева, тогда нам всем несдобровать! Они везде мышеловок понаставят, да и Федот снова станет охотиться за нами. Не понравится хозяевам, какой мы беспорядок на кухне устроили.

Мышата согласились с матерью. А что им еще оставалось?

— Жалко, конечно, что пир не удался, но зато и пожара не случилось! — благоразумно заметила мышка Крошка.

Мышата вслед за Хитрушей проскользнули в приоткрытую дверь и ушли из дома в поисках нового жилья.

Напрасно Федот, вернувшись с дачи, стерег всю ночь Хитрушу у входа в ее норку. В норке было совсем тихо: никто не шуршал и не пищал.

«Видно, теперь и ловить некого», — грустно подумал кот.

Вопросы к сказке

1. Как звали кота, который любил ловить мышей?

2. Как вы думаете, почему Федоту никак не удавалось поймать мышку Хитрушу?

3. Куда уехали все домашние?

4. Что решили устроить на кухне мыши?

5. Что из этого вышло?

6. Почему на кухне мог вспыхнуть пожар?

7. Почему мыши ушли из дома?

8. Почему в сковороде вспыхнуло масло?

9. Можно ли детям шалить на кухне? Объясните свой ответ.

Марина Денисова

Цель : Научить детей правильно вести себя в чрезвычайной ситуации - пожаре .

Задачи : Учить правильно и адекватно реагировать при пожаре , уметь защититься самому и защитить окружающих , знать элементарные правила поведения при пожаре , учить находить причинно-следственные связи.

Развивать коммуникативные навыки, мышление, внимание, сообразительность, бдительность.

Воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих людей.

Предварительная работа :

заучивание пословиц и стихотворений о пожаре ;

работа с демонстрационным материалом «Правила пожарной безопасности » ;

игры с пожарной машиной .

Материалы к занятию :

демонстрационные картинки : не разводи костёр вблизи деревянных построек, не оставляй электроприборы без присмотра, не оставляй непотушенный костёр в лесу, не суши вещи над открытым огнём , не балуйтесь спичками, при пожаре звонить 01 ; для опыта (3 листа бумаги, 3 блюдца, вода, песок, свеча, банка) ; разные машины, в том числе пожарная .

Ход занятия:

Звучит звук пожарной машины , с включенной сиреной едущей на пожар .

Воспитатель : Ребята вы слышите этот звук, как вы думаете, что это? (ответы детей) .

Воспитатель : Правильно это похоже на едущую пожарную машину . А как вы думаете : куда спешит пожарная машина ? (ответы детей) .

Воспитатель : Да ребята, пожарная машина может спешить на пожар . А кто знает, как выглядит пожарная машина (ответы детей) .

Воспитатель : Правильно, она красного цвета и на боку машины есть цифры 01. А почему она красного цвета? (ответы детей)

Воспитатель : Совершенно правильно, она цвета огня , чтобы все её видели из далека (перед детьми стоят разные модели машин в том числе и пожарная , ребёнку предлагается среди стоявших машин найти пожарную машину )

Воспитатель : Молодец … правильно нашёл, все согласны с … (ответы детей)

Воспитатель : А кто знает как называется профессия людей которые едут в этой машине на пожар ? (ответы детей)

Воспитатель : Правильно пожарные (входит пожарный ) .

Пожарный : Здравствуйте, ребята!

Воспитатель : Ребята, к нам сегодня на занятие пришёл главный специалист отдела НД по Подольскому району капитан внутренней службы Донских Александр Сергеевич.

(Показывает или картинку или в натуре одежду пожарного ) . Давайте посмотрим, как одет пожарный какого цвета его одежда, из какого материала она сшита, что у пожарного на голове . (Рассказ пожарного про одежду ) .

Воспитатель : Мы с вами выяснили, что пожарная машина едет на пожар , а скажите, как вы думаете, от чего же случается пожар ? (ответы детей)

Воспитатель :

Да, наверно кто- то неправильно обращался с огнём и произошёл пожар .

Пожарный : А вы знаете правила, которые надо соблюдать, чтобы не было пожара ? (ответы детей) .

Воспитатель : Вы многое сказали правильно. Давайте ещё раз скажем эти правила и запомним.

1. Не играй со спичками, опасно!

2. Без взрослых нельзя включать в сеть электроприборы (телевизор, утюг,обогреватель, чайник, микроволновую печь) .

3. Самостоятельно не зажигай газовую плиту, и не сушите над ней одежду.

4. Не поджигай сухую траву, сено, тополиный пух.

5. Не кидай в костер незнакомые флакончики и баллончики, пузырьки, они могут взорваться.

Воспитатель : Я вижу, что вы все хорошо запомнили правила и теперь сможете сыграть со мной в игру.

(Дети встают полукругом) .

Игра называется . Я буду задавать вопросы, а вы хором должны ответить «Это я, это я, это все мои друзья» и похлопать в ладоши, если вы согласны или промолчать, если предлагаемые действия неправильные.

Кто, учуяв запах гари, сообщает о пожаре ?

Кто из вас, заметив дым, закричит : «Пожар ! Горим!» ?

Кто из вас шалит с огнём утром, вечером и днём?

Кто, увидев, дым в квартире позвонит по 04?

Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

Кто от маленькой сестрички незаметно спрячет спички?

Кто из вас шалит с огнём? Признавайтесь честно в том!

Пожарный : Молодцы.

А кто знает, что же надо делать, если вдруг произошёл пожар ? (ответы детей) .

1. Постарайтесь первым делом сообщить о пожаре взрослым (не скрывайте, даже если пожар произошел по вашей вине) .

2. Позвоните в пожарную охрану по телефону 01, сообщи свой точный адрес и что горит.

3. Никогда не прячьтесь в шкафу или под кроватью, пожарным будет трудно найти вас там.

4. Когда в доме горит, быстрей выбегайте на улицу. Ни за что не задерживайтесь из-за игрушек, собаки или кошки.

5. Если в квартире дым, лягте на пол (там меньше дыма, и постарайтесь добраться до выхода из горящего помещения.

6. Рот и нос закройте влажной тряпкой или любой тряпичной вещью.

7. Не открывайте окно , (это усилит горение) .

8. Если горит ваша одежда, надо упасть на пол и кататься, сбивая пламя.

10. Если загорелся электроприбор, надо выключить его из розетки и накрыть его толстым одеялом.

И самое главное НЕ ПАНИКОВАТЬ.

Воспитатель : Ребята, скажите, а чем можно тушить огонь? (ответы детей)

Воспитатель : А я вам сейчас покажу и вы всё увидите сами.

Демонстрация опытов с огнём.

Опыт № 1. Стоит тазик с водой, бумага. Поджигается бумага и бросается в воду. Бумага гаснет. Какой вывод можно сделать – что огонь можно потушить водой.

Опыт № 2. Стоит пустая тарелка, тарелка с песком, бумага. Скомканный комок бумаги кладётся на тарелку и поджигается. Горящая бумага засыпается песком. Огонь гаснет. Какой вывод можно сделать – огонь можно потушить песком.

Опыт № 3. Стоит свечка и банка. Свечка зажигается и на горящую свечку надевается банка. Свеча горит какое- то время и гаснет. Какой можно сделать вывод – что огонь горит пока есть воздух, как только он не получает воздух он гаснет.

Воспитатель : Ребята скажите, что интересного сегодня вы узнали на занятии ? (ответы детей) .

Пожарный : Теперь вы многое узнали об огне и способах тушения. Я надеюсь, что вы всегда будете внимательными и никогда не будете играть с огнём. У меня для вас есть подарок.

Воспитатель : Ребята, давайте попрощаемся с Александром Сергеевичем, пожелаем ему ещё больше силы, смелости, выдержки и отваги. Спасибо Вам за спасение стольких жизней, за оперативность и за доброту! Удачи Вам, счастья, благополучия!


Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по пожарной безопасности в старшей группе «Не играй с огнем» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие». Цель: Воспитание у детей чувства.

I. Цель – закрепление знаний правил пожарной безопасности. II. Материал: - носовые платочки, - сигнальные карточки красного и зеленого цветов,.

Занятие по правилам пожарной безопасности на тему «Спички детям не игрушка» в старшей группе дошкольного блока МКОУ «СОШ №6» г. п. Нарткала.

Цель: формирование у старших дошкольников компетенций в области пожарной безопасности. Задачи: уточнить и закрепить у детей представления.

Конспект занятия по пожарной безопасности для детей старшей группы ДОУ Конспект занятия по пожарной безопасности для детей старшей группы Цель: Закрепить у детей понятие пожарная безопасность, убедить в необходимости.

Конспект занятия по пожарной безопасности в подготовительной группе Конспект занятия

Конспект организованной деятельности по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста "ЮНЫЕ ПОЖАРНЫЕ"

Цель:
формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности.
Задачи:
формировать у детей понятие “пожарная безопасность”;
закрепить знания о причинах возникновения пожара;
формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара;
воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, гордости за людей данной профессии;
активизация двигательной активности, развитие физических качеств: ловкости, быстроты, смелости;
развитие вестибулярного аппарата, координации движений.

Место организованной деятельности: спортивный зал.
Тип Интеллектуально -развлекательная.

Используемое оборудование:
Мультимедийный проектор, компьютер, музыкальное сопровождение, памятные призы, раздаточный материал: 2 комплекта карточек, плакаты,
2 телефонных аппарата, сундучок, 2 фланелеграфа, магниты, изображение дома и гаража, ведра, обручи, модули, конусы.

Предварительная работа:
1. Чтение произведений:
В. Гальченко «Огонь – невидимка».
Е. Пермяк «От костра до котла».
С. Маршак «Пожар».
2. Знакомство с пожарным щитом ДОУ и размещенными на нем средствами пожаротушения.
3. Познавательная беседа у стенда 01.
4. Виртуальная экскурсия в пожарную часть.
5. Деление детей на команды способом жеребьевки, выбор капитанов команд.

Ход занятия:

I. Организационный момент.
Воспитатель: Дети, какой сегодня чудесный день! Я рада вас приветствовать вас в нашем зале.
Глубоко вдохните, выдохните. Возьмите друг друга за руки, улыбнитесь друг другу. Я желаю вам всем хорошего настроения. Пусть этот день принесёт нам много нового и интересного.

Воспитатель: Вам известно, что давным-давно человек добыл огонь. Огонь является помощником. Он верно служит людям в повседневном быту и на производстве.
Но, огонь может оказаться и врагом. Опасны шалости с огнем. Неправильное пользование электроприборов, газового оборудования и даже бенгальских огней может привести к большой беде.
Сегодня мы с вами ещё раз вспомним правила соблюдения пожарной безопасности, приглашаю вас принять участие в игре-соревновании.
Я хочу представить вам нашего гостя. Знакомьтесь- Герасимов Александр Анатольевич
Старший инспектор отделения надзорной деятельности по Кунгурскому городскому округу и Кунгурскому муниципальному району 13 отделения надзорной деятельности по Кунгурскому району городскому округу, Кунгурскому, Березовскому и Кишертскому районам главного управления МЧС России по Пермскому краю.

Пожарный: Здравствуйте ребята! Сегодня я проверю ваши знания в вопросах пожарной безопасности и помогу вам разобраться в некоторых сложных ситуациях.

Воспитатель: А так же, Александр Анатольевич определит победителей нашей сегодняшней игры.
А самых активных, любознательных ждет экскурсия в пожарную часть города Кунгура. Ну что, готовы?
Капитаны представьте свои команды.

II. Работа по теме:
Приветствие команд:
1. Команда «Искорки».
Девиз:
«Если спички в руки взял,
сразу ты опасным стал-
ведь огонь, что в нем живет,
много бед всем принесет».
2. Команда «Огоньки».
Девиз:
«Сам костер не разжигай,
И другим не позволяй:
Даже крошка огонек
От пожара недалек».

Воспитатель: Давайте поприветствуем друг друга аплодисментами. Перед каждой игрой игроки разминаются. Вот и мы проведём разминку.
Я буду загадывать загадки командам по очереди. Если команда не может дать правильный ответ, то у соперников есть шанс получить дополнительное очко.
Разминка:

Загадки:
1. Что, дотронувшись едва, превращает дом в дрова? (Огонь)
2. На крыше – столбом, в избе – скатертью. (Дым)
3. Это – тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть как костер! (Коробок со спичками)
4. Шипит и злится, воды боится

С языком, а не лает
Без зубов, а кусает. (Огонь)
5. В маленьком амбаре держат сто пожаров. (Коробок со спичками)
6. Все ест – не наедается, а пьет - умирает. (Огонь)
7. Маленькая, удаленькая, а большую беду приносит. (Искра)
8. Дым увидел – не зевай, нас скорее вызывай! (Пожарные)
9. От маленькой меня не оберешься ты огня. (Искра)
10. Где с огнем беспечны люди, обязательно он будет. (Пожар)

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы отлично справились с заданием. А теперь настала пора переходить к основным заданиям.

Конкурс № 1: «Вопрос – ответ».
Воспитатель: На каждый вопрос дается 1 минута. Игроки команды совещаются, после чего капитан команды оглашает ответ. если команда не дает правильный ответ, право ответа переходит другой команде.

Вопросы 1 команде «Искорка»:
1. Номер пожарной охраны? («01», «112»)
2. Как потушить горящую одежду на человеке? (можно накрыть плотной тканью или одеялом, оставив голову открытой).
3. Почему пожарная машина красного цвета? (красный цвет – яркий и напоминает огонь; чтобы она была заметна на дороге; чтобы ей уступали дорогу).
4. Почему нельзя при пожаре открывать окна и двери? (много воздуха – больше огня).
Вопросы 2 команде «Огоньки»:
1. От чего гибнут люди во время пожара? (от едкого и угарного дыма).
2. Чем можно потушить пожар? (вода, земля, брезент, огнетушитель, песок).
3. Если комната наполнена густым дымом, что вы будете делать? (закрыть нос и рот влажным платком или салфеткой и полком продвигаться к выходу).
4. Если вы увидели, что горит старая трава? (сообщить взрослым).

Воспитатель: Пока жюри подводит итоги разминки и 1 конкурса, я приглашаю вас в центр круга. Внимательно слушаем и повторяем движения за мной.

Огонь должны предотвратить
При этом надо смелым быть!
(Обычная ходьба)
Вдоль дороги трава, 1-2, 1-2
Выше ноги поднимаем,
на траву не наступаем. (Ходьба с высоким подниманием колена)
Вот и камни на пути,
вмиг их перепрыгнем мы. (Прыжки с продвижением вперёд)
Перекрёсток впереди
Будь внимательным в пути! (Ходьба по прямой с поворотом)
Перед лыжной базой овраг,
Перепрыгнуть каждый рад. (Прыжок с разбега в длину через обруч, лежащий на полу)
1, 2 – все вдыхаем, 3, 4 – выдыхаем
Носом вдох, а выдох ртом,
Шаг на месте мы начнем! (Дыхательные упражнения)
(Обычная ходьба)
Вон, поляна впереди
Пробежимся быстро мы! (Бег)
Свежий воздух мы вдыхаем
И, конечно, отдыхаем. (Дыхательное упражнение)

Слово предоставляется Александру Анатольевичу. Молодцы! Переходим ко второму конкурсу.

Конкурс № 2 "Конкурс капитанов"
Воспитатель: Этот конкурс для нас приготовил наш гость, Александр Анатольевич
Пожарный: Ребята, давайте разберем следующую ситуацию. Представьте себе, что у вас горит квартира, а именно – возгорание произошло в большой комнате от телевизора.
Вам необходимо сообщить об этом пожарным.
Прежде чем вам представится такая возможность, давайте вспомним на какие вопросы вам нужно будет ответить во время звонка.
1. Адрес.
2. Объект (квартира, склад, школа).
3. Что горит (что конкретно горит в квартире, школе).
4. Номер дома.
5. Номер подъезда.
6. Номер квартиры.
7. Этаж. Сколько всего этажей в здании.
8. Есть ли опасность для людей.
9. Фамилия.
10. Телефон.

Воспитатель: А теперь выслушаем ответы капитанов. (Капитан подходит к телефонному аппарату, набирает номер телефона пожарных и сообщает нужную информацию).
Александр Анатольевич оценивает конкурс. (Пожарный по итогам конкурса вручает капитанам медаль "юный пожарный").

Конкурс № 3: «Волшебный сундучок».
Обеим командам дается задание выбрать из сундучка карточки на которых изображен огонь, который служит человеку добрую службу. За каждый правильно выбранный рисунок – 1 балл. Время – 3 минут. Участвует вся команда. (Примеры: печь, плита, паяльная лампа и другие.)
Уважаемое жюри подводит итоги.

Конкурс № 4: «Источник опасности».
Воспитатель: Ребята, для проведения следующих конкурсов я снова попрошу Владимира Сергеевича помочь мне.
Пожарный: На ваших столах лежат одинаковые конверты с одинаковыми картинками на тему "Опасность на кухне". Вы должны выбрать картинку с причиной возможного возникновения пожара и возможных травм детей на кухне. Каждый игрок команды берет одну картинку, к фланелеграфу и прикрепляет ее. (Примерные опасности, которые изображены на картинках:)

1. Спички находятся в доступном месте.
2. На столе лежат различные лекарства.
3. Из крана льётся горячая вода.
4. Кипит чайник на газовой плите.
5. Сушится бельё над горящей газовой плитой.
6. Бутылка с уксусом.
7. На гладильной доске стоит включенный утюг.
8. Электроразетка, которая расположена на уровне ребёнка.
9. Включен газ.
10. Варится пища на быстром огне и заливается бульоном газ.
(Пожарный подводит итоги и награждает победителей и предлагает следующий конкурс).

Конкурс № 5: «Кто быстрее доберётся до пожара?»
Воспитатель: Ребята, а вы бы хотели ненадолго стать пожарными? Я предлагаю вам такую возможность.
Пожарный: Нам нужна сила, ловкость и сноровка,
Хорошая физическая подготовка
Для нас очень нужна,
А для пожарного очень важна!

Посмотрите: в углах спортивного зала – находятся гаражи, а в противоположных углах – дома, которые горят, а между ними – извилистая дорога, по которой каждый участник команды бежит, преодолевая препятствия.
Победит та команда, которая быстрее потушила пожар. (У каждого участника в руках ведерко с предполагаемой водой. Приглашаются команды для прохождения конкурса). Пожарный и ведущий хвалят детей.

III. Заключительная часть.
Ребенок 1:
В детском садике веселом
Мы играем много лет
И пожарным скажем прямо:
Для пожаров здесь запрет.
Не включают дети плиток.
В руки спичек не берут,
Потому что все мы знаем,
Как тяжел пожарный труд.

Ребенок 2:
Если б вдруг пожар случился,
Будь то ночью или днем,
Мы бы сразу отличились,
Мы бы справились с огнем.
Каланчу обходят тучи.
Мы скучаем много лет.
А быть может, даже лучше,
Что пожаров нет как нет?

Ребенок 3:
Знают все: человек без огня
Не живет ни единого дня.
При огне, как при солнце, светло,
При огне и зимою тепло.

Ребенок 4:
Посмотрите друзья, вокруг:
Нам огонь -повседневный друг,
Но когда мы небрежны с огнем
Он становится нашим врагом.

Воспитатель: Ребята, жюри подвело итоги. Слово для оглашения результатов предоставляется Герасимову Александру Анатольевичу
Пожарный: Ребята, вы сегодня показали свои знания и умения принимать решения в чрезвычайных ситуациях, а победила дружба.
Уже сейчас вы достойны, быть настоящими Пожарными. И я, хочу вас ещё раз поблагодарить за помощь, и каждому вручить медаль «Юный пожарный», и приглашаю вас на настоящую экскурсию ко мне в пожарную часть.
Пожарный и воспитатель благодарят детей, происходит вручение медалей, памятных подарков, сладких призов.
Пожарный прощается с ребятами.

Данное занятие проводилось в подготовительной группе. Занятие формирует у детей понятие "пожарная безопасность", закрепляет знание о причинах пожаров. Дети в игровой форме узнают как вести себя при пожаре, какие действия важны при возникновении пожара. Проходят специальное обучение, подготовку, как стать юными пожарными. Юные пожарные отвечая на вопросы описывают и в то же время узнают о внешнем виде пожарных, их работе, их инструментах работы. В экпериментальной лаборатории воспитанники с воспитателем проводят опыты с огнем, где они с интересом узнают свойства огня.

В дополнение к тексту занятия использовались: видеослайдшоу с озвучиванием, прослушивание песни, наглядные материалы и пособия которые повышают интерес к теме пожарной безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №3"Теремок" Елабужского муниципального района" Республики Татарстан

Конспект интегрированного занятия по пожарной безопасности в подготовительной группе на тему: «Юные пожарные»

Работа выполнена

Воспитателем

МБДОУ № 3 «Теремок» ЕМР

Бычковой Мариной Валерьевной

г.Елабуга, 2015 г.

Тема интегрированного занятия: «Юные пожарники»

Интеграция образовательных областей: Познание, Коммуникация, Музыка,Здоровье, Безопасность

Пояснительная записка

В связи с увеличением числа пожаров по вине детей и повышением детской смертности, учитывая материалы письма Департамента государственной политики в образовании и науки, Министерства образования и науки РФ от 30.08 2005г., № 03 - 1572 об установлении внимания к вопросам безопасности жизнедеятельности детей, считаем актуальным проведения занятий, игр, бесед, чтения художественной литературы по пожарной безопасности в дошкольном учреждении. Это позволит формировать осознанное безопасное поведение детей во время чрезвычайной ситуации (пожар), тем самым, обеспечивая охрану жизни детей и их безопасность.

Новизна проекта : через создание развивающей среды и внедрение инновационных форм работы: видеоматериалов в виде слайд-шоу с музыкальным сопровождением и элементами игровой и познавательной деятельности с детьми формировать осознанное безопасное поведение воспитанников во время чрезвычайной ситуации (пожар).

Цель: привитие элементарных знаний и навыков в пожарной безопасности.

Задачи

Обучающие задачи:

  • Формировать у детей понятие «пожарная безопасность».
  • Закрепить знания о причинах возникновения пожара.
  • Формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара, закрепить знания детей о том, что огонь боится песка, воды и земли.
  • Закрепить знания о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности.
  • Познакомить детей с огнетушителем, подчеркнув, что пользоваться им могут только взрослые.

Развивающие задачи:

  • Развивать понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде.
  • Укреплять здоровья детей, развивать физические качества, вызывать желание помогать людям в беде, воспитывать чувство сострадания и ответственности.

Воспитательные задачи :

  • Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, уважения к труду пожарных, ее значимость в жизни людей.

Материалы и оборудование:

  • Иллюстрации с изображением различных пожароопасных ситуаций, где огонь – друг или враг; плакат по пожарной безопасности, письмо.
  • Костюмы пожарных для детей(каски, жилеты).
  • Для игры «Потуши пожар»: макет костра, ведра с песком, водой, землей, снегом, лопата, огнетушитель, сухие ветки, бумага, пластмассовые предметы, пенопласт, пластиковые бутылки, картинки с иллюстрациями правил пожарной безопасности.
  • Материал для опытов с огнем: металлический поднос, парафиновые свечи, емкости с водой, песком,землей, снегом, стеклянная колба, лист бумаги, немного ваты, деревянная щепа; фартук, нарукавники и шляпа.
  • Музыкальный центр (лучше если заменит музыкальный работник), аудио запись песни «Песня пожарных» Григория Гладкова.
  • Туннель, надувные кубики 3 шт., 2 телефона.

Предварительная работа:

  • Разучивание пословиц и поговорок, загадоко противопожарной безопасности.
  • Рассматривание плакатов по пожарной безопасности.
  • Чтение художественных произведений: «Пожар», «Пожарные собаки» Л.Толстого; «Что я видел», «В дыму» В.Житкова; «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом» С.Маршака; «Тревога» М.Лазарев.
  • Рассматривание иллюстраций к ним.
  • Беседа о профессии «Пожарный».

Словарная работа: автолестница, пожарный рукав, огнезащитный костюм, мобильный пункт управления, автоцистерна, дыхательный аппарат, радиационно- защитный комплект одежды.

Ход занятия.

Воспитатель : Посмотрите, ребята, к нам пришли гости, давайте поприветствуем наших гостей.

Дети : Здравствуйте!

Воспитатель : Сейчас я загадаю вам загадку:

Веселый шалунишка,

Оранжевый мальчишка,

Лишь вечер настает,

Концерт в печи дает.

Разбегался мальчонка,

Трещат дровишки звонко,

Оранжевые пряди

Так хочется погладить…

Зовется он…(Огонь).

Воспитатель : Правильно. Почему возникают пожары?

Ответы детей.

Воспитатель :Сегодня я получила письмо от инспектора Пожарного. Инспектор Пожарный просит вашей помощи в тушении пожара. Послушайте, пожалуйста.

«Дорогие ребята детского сада №3! Я – инспектор Пожарный. Хочу попросить вас оказать помощь в тушении пожара, так как все мои пожарные заняты на других объектах. Жду вашей помощи!».

Воспитатель : Вы согласны помочь пожарным?

Дети : Да, согласны!

Воспитатель : Как вы думаете, любой ли человек может быть пожарным?

Дети: Нет, чтобы стать пожарным, необходимо пройти специальное обучение, подготовку.

Воспитатель : Путь у нас сегодня будет долгий. Пока мы будем добираться до очага пожара, я предлагаю не терять времени даром и пройти специальную подготовку для юных пожарных. Мы с вами вспомним пословицы и поговорки о безопасном поведении, повторим правила поведения при пожаре, поработаем в лаборатории: изучим свойства огня, узнаем чем можно потушить огонь.

Я вас приглашаю в автобус, займите свои места. Пока мы будем ехать я прошу ответить Вас, на несколько вопросов:

  • Как называется профессия людей, борющихся с огнем? (Пожарные).
  • Что вы знаете о форме пожарного?
  • Скажите, ребята, зачем пожарному каска?
  • Как вы думаете, почему, пожарная машина красная? (Чтобы издали ее видели другие машины и уступали место на проезжей части).
  • Какой номер мы должны набрать по телефону, чтобы вызвать пожарных? (01).

Воспитатель : Вот мы и приехали. Первая остановка « Рекомендации о безопасном поведении », а ими являются очень древние пословицы и поговорки. Ребята, а знаете ли вы пословицы и поговорки, где говорится о пожарной безопасности?

Дети отвечают :

  • Слезы пожара не тушат.
  • Спички – не игрушка, огонь не забава.
  • Нет дыма без огня.
  • Кто огня не бережется, тот скоро обожжется.
  • Спичка – невеличка, огонь – великан.
  • Водой тушат пожар, а умом предотвращают.

Воспитатель : Посмотрите, у нас на столе лежат карточки. Давайте на одну сторону стола мы положим карточки, где огонь друг, а на другую сторону – где огонь враг. (Дети раскладывают карточки, следует обговорить иллюстрации)

Воспитатель : Спичкой мы зажигаем огонь. А какую пользу приносит огонь?

Дети : За счет огня варим еду, обогреваем жилье, освещаем дома.

Воспитатель : А какой вред приносит огонь? Что может произойти от неосторожного обращения с огнем?

Дети: От неосторожного обращения с огнем могут сгореть вещи, квартира, дом, лес.

Воспитатель : От чего бывают пожары?

Дети : Пожары бывают от игр со спичками, зажигалками, от оставленных включенных электроприборов, включенных газовых плит.

Физкультурная минутка.

Дым и огонь не к добру, так и знай,

Взрослых на помощь скорей призывай

И в «01» поскорее звони:

Срочно пожарных! Помогут они!

«Вызов пожарных».

Прыжки через островки (3 шт.).

Пролезть в туннель (1 шт.).

Подбежать к телефону, поднять трубку, вызвать(крикнуть) «01»

Обратно – бег по прямой - передать эстафету (хлопнуть по ладошке следующего участника).

Воспитатель : Молодцы ребята! Занимайте свои места, наше путешествие продолжается, в автобусе.

Дети продолжают поездку, подъезжают к следующей остановке.

Воспитатель: Обратите внимание налево – здесь находится остановка « Картинная галерея ». Она необычная, догадались, почему? (Потому что на каждой картине нарисованы правила безопасного поведения при пожаре).

Воспитатель: Правильно ребята, мы их сейчас с вами рассмотрим.

Детирассматривают каждую картину, объясняют почему возникла опасная пожарная ситуация и как действовать в данном случае .

После каждого объяснения ребенка воспитатель делает вывод используя стихотворную форму :

  • Правило первое касается каждого, правило первое самое важное! На улице, и в комнате о нем ребята помните: Спички не тронь – в спичках огонь.
  • Правило второе легко запомнить можно: с электроприборами, будьте осторожны, с утюгом и чайником, с плитой и паяльником.
  • Правило третье: Не оставляйте горящий газ, за газом нужен глаз да глаз.
  • Правило четвертое: Хотим тебя предостеречь, не разжигай без взрослых печь.
  • Правило пятое: Приятно в лесу посидеть у костра, когда же домой возвращаться пора, перед уходом не жалей костер, землей забросай и водою залей.

Воспитатель : Если ребята мы будем соблюдать эти правила, то с нами никогда не случится беды.

Воспитатель: А теперь отгадайте загадку

Когда, грозя спалить наш дом,
Появится огонь с дымами,
Мы скажем папе или маме -
И вмиг на улицу уйдём.
Уймут пожар песок, вода -
С колодца, речки и пруда,
И возгорания душитель,
Борец с огнём - ОГНЕТУШИТЕЛЬ.

Воспитатель: Ребята, а знаете, что у нас в детском саду тоже есть огнетушитель. Он тушит огонь пеной или специальным порошком. Вот он какой! (Показывает всем огнетушитель. Дети трогают, руками на ощупь говорят, из какого материала он сделан.)

Воспитатель : Путешествие продолжается, садимся в автобус, занимаем свои места. Следующая остановка: « Экспериментальная лаборатория ». Здесь мы с вами будем проводить опыты с огнем. Воспитатель знакомит детей с огнем и его свойствами.

Воспитатель : Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека он давал свет и тепло. На огне люди готовили себе пищу, защищались от диких зверей, которые могли напасть на человека. Но стоило давать волю, оставить его без контроля, как добрые действия огня превращались в зло. Пожары происходят и по сей день. И очень часто они возникают там, где неосторожно и небрежно обращаться с огнем. При неосторожности люди получают ожоги и отравления. Вот сейчас мы с вами проведем несколько экспериментов с огнем .

Воспитатель надевает фартук, нарукавники и шляпу

Эксперимент первый:

Воспитатель на металлическом подносе зажигает свечи. – Когда мы зажгли свечи, что мы увидели? (Огонек). Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться?(Нет). Объясните, почему? (Можно обжечься.Если нечаянно уронить свечу на ковер или на пол, может произойти пожар). Да, действительно, огонь - стихия яркая, привлекательная, но в то же время и очень опасная.

Эксперимент второй:

Воспитатель подносит к огоньку лист бумаги. Ребята, быстро сгорает бумага? (Да).

Эксперимент третий:

Воспитатель подносит к огоньку немного ваты. Ребята, а вата быстро сгорает? (Да).

Эксперимент четвертый :

Воспитатель подносит деревянную щепку. Ребята, а дерево быстро сгорает? (Нет). Да, дерево медленнее загорается, но когда горит, то горит долго. И это очень опасно.

Эксперимент пятый :

Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться? (Его нужно потушить). Чего же боится огонь? (Воды, снега, земли, песка). А давайте проверим правильность ваших утверждений. В нашей лаборатории в контейнерах хранится материал, который можно использовать для тушения огня. Вы узнаете их? (Да). Проведем опыт: на горящую свечу прольем немного воды (ребенок выполняет указание воспитателя). Что происходит и почему? (Огонь погас, потому что он боится воды).

Эксперимент шестой, седьмой, восьмой : Аналогичные опыты проводятся с другими материалами: песком, землей, снегом.

Эксперимент девятый:

Воспитатель : А теперь проведем последний опыт и сделаем соответствующие выводы. Горящую свечу мы плотно накроем стеклянной колбой. Что происходит с огнем? (Он гаснет). Почему наш огонек через некоторое время погас? Я подскажу: без воздуха огонь существовать не может. Поэтому когда доступ воздуха в колбу прекратился, огонь погас.

Воспитатель: На этом наша работа в лаборатории окончена, продолжим наш путь.

Воспитатель : Мы сегодня узнали о свойствах огня, а наше путешествие продолжается, садимся в автобус. Вот мы и приехали к пункту назначения. Здесь нас ждет инспектор Пожарный.

Воспитатель включает слайд с изображением пожарника и его последующей беседы с детьми.

Пожарный : Здраствуйте, ребята! Я инспектор Пожарный, мне нужна ваша помощь. Вы готовы стать юными пожарниками, оказать помощь при тушении пожара? (Готовы!) Прежде чем допустить вас к работе, проверим ваши знания, проведем экзамен.

  • Вопрос первый: По какому телефону следует позвонить, если возник пожар? (01)
  • Вопрос второй: Можно ли пользоваться детям спичками? (Конечно нет, из-за неосторожного обращения может возникнуть пожар).
  • Вопрос третий: Можно ли включать самостоятельно электроприборы? (Без помощи взрослого нельзя).
  • Вопрос четвертый: Чем можно потушить пожар? (Водой, песком, землей, огнетушителем). Слад с изображением огнетушителя

Пожарный: По результатам экзамена вы достойны стать юными пожарными. Теперь я могу вас допустить к тушению пожара. На окраине города возник пожар, его необходимо потушить. Прежде чем приступить к тушению, необходимо одеть специальную форму пожарного. (Детиодевают костюмы пожарных ). Вам нужно самостоятельно добраться к очагу пожара, выбрать необходимые средства тушения пожара и потушить огонь. Будьте внимательны, не ошибитесь в выборе средств тушения пожара. Напоминаю, что не все средства способны потушить огонь.

Игра «Потуши пожар» .

Дети делятся на две команды, по очереди подбегают к «огню», тушат пожар: первый ребенок тушит песком; второй – песком; Третий – снегом; четвертый заливает водой и т.д.(Средства тушения пожара находятся в пластиковых контейнерах)

Пожарный : Пожарная бригада! Вы быстро потушили пожар, выбрали правильные средства тушения пожара. Молодцы!

Пожарный : Какие материалы остались не использованы? (Бумага, сухие листья, пенопласт,пластиковые бутылки). Почему? (Если бросить в огонь эти предметы, он разгорится еще сильнее.)

Пожарный : А на прощанье хочу дать вам один совет:

Кто с огнем неосторожен,

У того пожар возможен,

Ребята, помните, о том.

Что нельзя шутить с огнем!

Инспектор Пожарный прощается с детьми и уходит.

Воспитатель : Ну, ребята, нам пора возвращаться домой. Понравилось вам,наше путешествие, что нового вы узнали, что вам особенно запомнилось? (Мы познакомились со свойствами огня. Поговорили о причинах возникновения пожара, вспомнили правила поведения при пожаре. Помогли инспектору Пожарному потушить огонь).

Ну, вот и прекрасно, я рада от души.

О наших советах другим расскажи:

Что шалость опасна, ребята, с огнем. Наше путешествие окончено.

Дети садятся в автобус, звучит песня про пожарных.

Список литературы:

1) Белая К. Ю., Зимонина В. И., Кондрыкинская А. А.

«Как обеспечить безопасность дошкольников»-Просвещение, 2004г. -издание 4-е.

2) Кононова И. В. «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников», Айрис-Пресс, 2008, издание 2-е/3-е. 128с.

3) Т. А. Шорыгина «Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет» М: ТЦ Сфера, 2007- 64с.

4) В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие».

5) В.А. Степанов «Азбука в загадках».




Просмотров