Конспект занятия по основам жизнедеятельности. Пожарная безопасность. Занятия по ОБЖ. Рассматривание остатков горения бумаги



Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная Школа городского округа Стрежевой»

Методическая разработка серии мероприятий в 4 классе

Тема: «Основы безопасности жизнедеятельности»

Разработала:

воспитатель ГПД

I Квалификационной категории

Ткаченко С.Д.

Г.Стрежевой

2015г

Содержание.

1.Пояснительная записка.________________________________________________________ 3-4

2.Конспект занятия «Лесные пожары» _____________________________________________5-15

3.Сценарий развлечения по правилам дорожного движения «Уважаемый светофор».______16-23

4.Конспект занятия «Будь осторожен и внимателен!»________________________________24-34

5. Литература__________________________________________________________________35

Пояснительная записка:

В соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. разработала серию мероприятий по ОБЖ.
Одними из основных моментов в практической реализации выше названных законов Российской Федерации являются постоянное информирование населения, пропаганда знаний, обеспечение правильных действий населения в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с вышеизложенным предлагается серия методических разработок, обеспечивающая обучения детей, начиная с младшего, школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях. Реализация данных мероприятий способствует:
привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Данные мероприятия являются интегрированными . В их содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы специально-гуманитарной направленности, а также театрализация.
Включение дополнительных знаний помогает использовать полученные знания в практической деятельности, развивает способности учащихся ориентироваться в окружающей социальной и природной среде. Кроме того, включение дополнительного материала в состав основного курса способствует развитию логических умений сравнивать, определять главное и использовать полученные знания в повседневной жизни. Особое значение имеет необходимость углубления и расширения определенных понятий основного курса, что обусловлено растущим интересом учащихся к умениям действовать в экстремальных ситуациях, развитию самостоятельности при решении социальных и бытовых проблем в сложных жизненных ситуациях. Изучение дополнительного содержания по основам безопасности жизни поможет в формировании и развитии как логических, так и практических умений учащихся.
Для младшего школьника особенно актуальны следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, участие в театрализации, рисунок) и слово (беседа, рассказ). Эту возможность и предоставляет наша методическая разработка.
В ходе реализации содержания данных мероприятий учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
методические разработки предусматривают обязательные практические занятия:
работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, как вести себя при пожаре в лесу, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, и т.д.
Разработка методических мероприятий по ОБЖ построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся коррекционной школы
VIII вида по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Главными задачами обучения по данной методической разработки являются:

1.развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

2.стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.

Требования к учащимся

Учащиеся должны знать:

Причины возникновения пожара в лесу;

Как вести себя при возникновения пожара в лесу;

Как вести себя при пожаре в помещении…

Меры пожарной безопасности;

Меры безопасного поведения с различными электроприборами.

Учащиеся должны уметь:

- правильно вести себя на природе;

Правильно переходить дорогу, перекрёсток.

По назначению использовать различные предметы и электроприборы.

Конспект занятия

«Лесные пожары»

Занятие №1

Тема: «Лесные пожары»

Задачи:

Закрепить знания детей о лесных пожарах, причинах возникновения.

Познакомить с опасностями, которые влекут за собой лесные пожары.

Коррекционно-развивающие:

Развивать навыки безопасного поведения согнём.

Развивать мышление, сообразительность, речь.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: центральная стена в классе оформлена под лесной массив.

На переднем плане ширма.

Предварительная работа: Чтение книг о пожаре, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов,

выставка детских рисунков «Берегите лес от пожара».

Действующие лица: Медведь, белочка, Злой огонь, Добрый огонь.

Ход занятия:

1часть.Организационный момент:

Упражнение на развитие мышления.

Педагог. Отгадав загадки, мы с вами узнаем тему сегодняшнего занятия.

Зимой и летом

Одним цветом(Ель, сосна)

Никто не пугает,

а вся дрожит.(Осина)

Вроде сосен, вроде ёлок,

А зимою без иголок.(Лиственница)

В шубе – летом

А зимой- раздетый.(Лес)

Педагог. И так, о чём мы будем говорить на сегодняшнем занятии?

Дети. О лесе.

Педагог. Да сегодня мы с вами будем говорить о лесе и не только. Сейчас я предлагаю вам заполнить карту с небольшим тестом.

2.Тест «Природная зона лесов»

1.Природная зона лесов состоит:

а)пяти частей б)двух частей

в)трёх частей г)одной части

2.Самую большую территорию занимают.

А)смешанные леса

Б) Хвойные леса

В)Широколиственные леса.

3.Природные зоны России расположены так:

а)тундра, арктическая зона, зона лесов.

б)арктическая зона, зона лесов, тундра.

в)арктическая зона, тундра и лесотундра, тайга….

4.В тайге растут:

а)пихты, ели, лиственницы.

б)дубы, сосны, ели.

в)берёзы, липы, лиственницы.

5.Лесным исполином леса называют:

а)благородного оленя.

б)лося.

в)медведя.

6.Экологические проблемы лесной зоны связаны:

а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой;

б) с неблагоприятными погодными условиями;

в) с участившимися лесными пожарами.

Педагог. Чтобы узнать вторую часть темы занятия, нам необходимо отгадать загадку.

Кто опасней всей округе

Знойным днём, в шальную вьюгу?

Кто оставит нас без крова,

Без пальто в мороз суровый.(Пожар)

Педагог. Как ребята вы думаете, о чем сегодня пойдёт разговор на занятии?

Дети. О пожаре в лесу.

3.Знакомство с новым материалом. «Добрый и злой огонь»(Театрадизованная постановка)

Действующие лица:

Добрый пожар, Злой пожар, белочка, медведь.

Педагог. Ребята послушайте вы слышите голоса леса.

Медведь. Ах, как хорошо в лесу! Тихо, спокойно, птички поют! Как я люблю свой лес! А вы, ребята любите лес? А за что вы его любите?

Ответы детей.

Медведь. А знаете ли вы, что у леса есть страшный враг, который называется огонь?

Ответы детей.

Играет музыка, на полянку выскакивает белочка.

Белочка. А можно, дядя Медведь, я скажу, что такое огонь. Он в прошлое лето чуть не уничтожил мою полянку, моё дупло мои запасы.

Медведь. А ну, скажи нам белочка, что такое огонь.

Белочка. (со страхом в голосе) Огонь-это раскалённые светящиеся глаза вокруг горящего предмета. Он очень злой, жаркий, страшный.

Медведь. Белочка права. Огонь уничтожает всё на своём пути, не жалеет ни птиц, ни цветы, ни зверей.

Педагог. Извини, медведь, и ты белочка, кажется, к нам кто то приближается.

Звучит музыка и появляются Злой и Добрый огонь.

Педагог. Ребята, к нам сегодня пришли Злой и Добрый огонь. Давайте попробуем разобраться, почему огонь бывает добрым и бывает злым.

Добрый огонь . Добрый день, ребята!

Злой огонь. А я не буду здороваться, я всегда прихожу и появляюсь без приглашения людей или с помощью ваших незнаний, обо мне даже стихи сочинили, вот послушайте:

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небо шар,

там всегда грозить вам будет,

Злой пожар.

Медведь. Давайте ребята попросим рассказать о себе Злого огня.

Злой огонь. Я, если разозлюсь, выхожу из под контроля человека и наношу ущерб всем людям и окружающей среде. Иногда даже человек не может со мною справиться! А с вами пичужки, насекомыши и прочие жители леса, раз два и справлюсь.

Медведь. Ишь расхвастался, распушился! Ты всё сказал, а теперь дай Доброму огню сказать.

Добрыйогонь. (Обращается к ребятам)Ребята, а подумайте какой бы была жизнь на земле без огня?

Ответы детей.

Добрый огонь. Человек осознал преимущество огня полмиллиона лет назад. Огонь давал людям тепло, с помощью него готовили пищу, защищались от диких животных. В наше время трудно представить жизнь без огня, который зажигают специально, по необходимости, который всегда под контролем, и за которым присматривает взрослый.

Злой огонь. А ну – ка ребятишечки, раз вы тут все умненькие собрались, то скажите-ка, знаете ли вы причины возникновения лесных пожаров?

Педагог. Ребята, давайте покажем свои знания Злому огню.

1.Задание «Причины возникновение пожара в лесу»

Входят ребята с табличками, на которых нарисованы причины возникновения пожара в лесу. Дети читают и обсуждают.

Брошенная горящая спичка или окурок;

Непогашенный костёр;

Тлеющие охотничьи пыжи из пакли или бумаги

Выжигание людьми травы на лесных полянах;

Осколок стекла может сфокусировать солнечные лучи, как зажигательная линза;

Хозяйственные работы в лесу ведутся с нарушением правил техники безопасности.

Злой огонь.( ехидно)А это что ещё такое?

Ребёнок. Корчёвка леса взрывами, сжиганием мусора, строительство дорог, выжигание сухой прошлогодней травы.

Педагог. Мы назвали самые основные причины, по которым возникают лесные пожары.

Медведь. Ну, молодцы какие! Всё знают, интересно, а по какой причине у белочки в прошлом году загорелась полянка?

Педагог. Все пожары в лесу начинаются по какой-то причине и чаще всего причина эта -в халатности человека.

Педагог. Когда ребята начинается сезон лесных пожаров?

Дети. Пожароопасный сезон в лесу начинается, когда сходит снежный покров и длится он до устойчивой дождливой погоды.

Медведь. Ох, молодцы ребята, много знаете. А знаете ли вы как можно потушить пожар своими силами?

Педагог. А вы дорогие гости и вы ребята знаете как вести себя при обнаружении пожара?

Медведь. Я не знаю, а ты белочка?

Белочка. Расскажите нам, пожалуйста.

Педагог даёт задание для детей.

2-е задание «Как вести себя при обнаружении пожара»

Педагог. Ребята, нужно из серии картин найти те, которые обозначают наши действия в случае обнаружения пожара в лесу.

Пока ребята выполняют задание, злой огонь всё время подсматривает. Подсказывает неправильно. Старается сбить ребят с толку.

Идёт обсуждение правильности выполнения задания.

3-е задание «Самый смекалистый».

Шипит и злится, воды боится,

С языком, а не лает.

Без зубов а кусает.(Огонь)

Из темницы сто сестёр

Выпускают на простор.

Осторожно их берут,

Головой о стенку трут

Чиркнут ловко раз и два-

Загорится голова. (Спичка)

Мать толста,

Дочь красна,

Сын- бес,

Долетел до небес. (Печь, огонь, дым)

Я мала, да зла,

Чуть-чуть свечу,

Иногда так упаду,

Что много горя принесу. (Искра)

Педагог. Видите, гости дорогие, какие ребята у нас умные и сообразительные они смогли все загадки отгадать.

Злой огонь.( Зло)Ну тут –то мне делать нечего ухожу я от вас.

Медведь. Уходи, уходи тебе здесь делать нечего, здесь ребята знают, что такое лесные пожары, и что нужно делать, что бы их не было в лесу. Ух, как без этого Злого огня хорошо стало, а то как-то не по себе было, всё думал, кабы чего не вышло плохого от него.

Педагог. А знаете уважаемый миша, и ты добрый огонь, и ты белочка, наши ребята могут рассказать стихотворение о добром огне. Хотите послушать?

1-ый ребёнок.

Добрый огонь,

он всегда бывает разный.

Удивительный огонь.

То буяном безобразным,

То тихоней из тихонь.

То он змейкой торопливой

По сухой скользит коре

То косматой рыжей гривой

Полыхает на заре.

2-ой ребёнок.

Да, огонь бывает разный-

Бледно-жёлтый, ярко –красный,

Синий или золотой,

Очень добрый

Очень злой.

3-ий ребёнок.

А без доброго огня

Обойтись нельзя и дня.

Он надёжно дружит с нами,

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает будто флаг.

4-ый ребёнок.

Всем огонь хороший нужен.

И за то ему почёт,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь

И хлеб печёт.

Педагог. Что нового ребята вы узнали на занятии?

Ответы детей.

Добрый огонь. Дорогие ребята, я сегодня получил большое удовольствие от того, что вы действительно много знаете о лесе, о возникновении пожара в лесу, как нужно вести себя при обнаружении пожара.Что Среди вас найдутся ребята, которые не останутся в стороне, если заметят лесной пожар.

Медведь. Я тоже получил большое удовольствие, побывав на вашем занятии. А теперь я хочу попрощаться с вами, желаем вам, что бы на вашем пути никогда не произошла встреча со злым огнём и в вашей жизни не было чрезвычайных ситуаций.(Уходят)

4.Закрепление и проверка полученных знаний.

Сценарий развлечения

по правилам дорожного движения

«Уважаемый светофор».

Сценарий развлечения по правилам дорожного движения «Уважаемый светофор»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, о значимости светофора, через театрализацию.

Коррекционно-развивающие:

Развивать кругозор память, мышление, речь.

Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать у детей чувство дисциплинированности, бдительности на дорогах;

Воспитывать навыки осознанного использования правил дорожного движения в повседневной жизни.

Декорации: У центральной стены зала стоит ширма. На задней стенке ширмы изображен перекрёсток. Справа прикреплено плоскостное изображение светофора. В ходе спектакля используется подсветка светофора.

Светофорчик, Заяц, Петрушка, Ёж, Лиса, Пёс, Петух, Буратино, Кот Мурзик.

Ход спектакля:

Ведущий: Сегодня ребята вы увидите очень поучительную сказку про уважаемого светофорчика, который никогда не дремлет и видит всё, что творится на дороге.

Звучит музыка(шум улицы),затем исполняется песня Светофорчика.

Светофорчик:

На посту светофор

Дни и ночи стоит

Дни и ночи не спит

За движеньем следит.

Если красный огонь

У него на груди,

На опасный сигнал

Никогда не ходи!

Если жёлтым глазком

Светофор подмигнёт,

Приготовься идти-

Он сигнал подаёт.

А когда на пути

Свет зелёный горит,

Можно смело шагать-

Перекрёсток открыт.

В соответствии с песней Светофорчик мигает поочерёдно.

Светофорчик. Здравствуйте дети! Меня зовут Светофорчик. Сегодня я буду учить Ёжика, Лису, зайца, Петуха, буратино правилам дорожного движения. Ребята, они ещё не приходили?

Ответы детей.

Светофорчик: Вот и ёжик появился. Поздоровайтесь ребята с ёжиком.

Ёж. Здравствуй, Светофорчик! (В это время выбегает лиса)

Лиса . Я не опоздала? Здравствуйте.

Дети хором здороваются с лисой. Под музыку входит петух, заяц ихором здороваются с ребятами.

Дети. Здравствуйте!

Светофорчик . Все собрались?

Ёж. Братцы, а где же Буратино?

(Все персонажи переглядываются и задают этот вопрос друг другу)

Ёж уходит, потом возвращается на автобусе.

Ёж. Садитесь скорей, мы поедем и обязательно его найдём.(Все кроме Светофорчика садятся в автобус)

Светофорчик. Ехать можно, путь открыт!

Все едут и поют.

Мы едем,едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья!

Ёж. Мы ищем Буратино.

Лиса. И мы его обязательно найдём.

Все (хором)И правила движения все вместе разберём!

Заяц. Я кого-то вижу!

Лиса . Постойте, постойте это кажется кот Мурзик переходит улицу!

Ёж . Стой! Не смей переходить- красный свет впереди!

Лиса . Беги, беги быстрее, успеешь мы ещё далеко.

(Петух начинает хлопать крыльями и громко кукарекать)

Петух. Ку-ка-ре-ку! Скорей!

Заяц. Постой, не беги!!!

В это время автобус с шумом тормозит.Кот Мурзик мяукая убегает.

Светофорчик. Ребята, Можно ли было перебегать улицу или нет?Почему нельзя?

Дети. Горел красный свет.

Ёж. Правильно ребята.

Зажигается зелёный свет, автобус продолжает движение.

Все поют. Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья!

Петух. Ку-ка-ре-ку!

Появляется Шарик. Он мчится с мячом, подбрасывает его.

Шарик. Мне машины нипочём,

Буду здесь играть с мячом!

Пинает мяч, тот попадает под машину, с шумом лопается.

Шарик . Ой! Бедный мой мячик, что с ним стало!

Ёж. Скажи спасибо, что с тобой ничего не произошло.

Светофорчик. Ребята, что неправильно сделал Шарик?

Ответы детей.

Светофорчик. Ребята, помните: играть на проезжей части улицы нельзя!

Это очень опасно!

Играет музыка загорается зелёный свет, автобус уезжает.

Появляется Буратино важно передвигается по ширме.

Буратино. Странно, а где же все?(едет автомобиль)Пойду ка я следом за машиной по дороге и найду их.

На ширме появляется автобус и чуть не сбивает Буратино. В это время светофорчик мигает всеми глазами поочерёдно.

Светофорчик. Как тебе не стыдно Буратино, ты разве не знаешь, что на презжей части дороги ходить нельзя?

Выскакивает заяц и жалостливо спрашивает.

Заяц. Буратино, тебе не больно?

Петух. Нехорошо,ко-ко-ко нехорошо!

Ёж . Вечно Буратино с тобой что ни будь случается.

Лиса. Нельзя же быть настолько глупым.

Светофорчик. Я думаю что Буратино всё понял.

Буратино. Я, конечно, виноват я обязательно выучу правила дорожного движения.

Светофорчик. А ребята тебе помогут. Слушай внимательно. Ребята сколько у светофора глаз?

Ответы детей.

Буратино. Знаю, знаю красный-идти, зелёный-стоять, а жёлтый, вообще не знаю для чего.

Светофорчик. Что –то ты всё напутал. Кто ребята знает правильный ответ?

Ответы детей.

Светофорчик. А сейчас ребята мы с вами поиграем в игру «Красный, жёлтый, зелёный». Послушайте правила игры на зелёный свет вы встаёте и шагаете на месте возле своих мест, на жёлтый-стоите смирно,на красный садитесь. И ты Буратино поиграй с нами.

Проводится игра.

Светофорчик. Какие молодцы. А теперь ребята, мы все хотим с вами попрощаться и на прощание прочитать вам небольшое стихотворение-наставление:

Нужно слушаться без спора

Указаний светофора.

Нужно правила движенья

Выполнять без возраженья.

Светофорчик прощается, но звучит тревожная музыка вбегает Петрушка.

Петрушка. Вроде я сюда попал? Это школа?

Дети. Да.

Петрушка. Я, ребята к вам сегодня

Так спешил и так бежал!

Попрошу я извиненья,

Что немного опоздал.

Мне, Петрушке, очень надо

Вам загадки загадать.

Потому что вы, ребята,

Должны правила все знать.

Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы должны на них правильно ответить

«Это я это все мои друзья», или молчать.

Кто из вас идёт вперёд, только там где переход?

(Ответы детей)

Кто летит вперёд так скоро, что не видит светофора?

(Ответы детей)

Кто из вас идя домой, держит путь по мостовой?

(Ответы детей)

Знает кто, что красный свет-это значит хода….

(Ответы детей)

Петрушка. Молодцы ребята! А теперь слушайте загадку:

Посмотри силач какой:

На ходу одной рукой

Останавливать привык

Пятитонный грузовик.

(Милиционер- регулировщик)

Бежит, гудит,

В два глаза глядит,

А станет-

Ярко –красный глазок глянет.(Автомобиль)

В два ряда дома стоят-

Десять, двадцать, сто подряд.

И квадратными глазами

Друг на друга всё глядят(Улица)

Через речку поперёк,

Великан бетонный лёг.(Мост)

Педагог. Светофорчик, посмотри как наши ребята отгадывают кроссворд по правилам дорожного движения.

Петрушка . Ох. нелёгкое это дело разгадывать кроссворд.

Педагог. Ну что ребята разгадали кроссворд?

Идёт обсуждение выполнения задания.

Светофорчик. Ах, какие молодцы ребята как быстро, а главное правильно отгадали все слова в кроссворде.

А теперь ребята нам надо прощаться, нас с петрушкой в других школах ждут.(Прощаются, уходят).

Педагог. Ребята, пешеход должен быть внимательным. Как вы думаете почему?

Ответы детей . При переходе через проезжую часть надо внимательно смотреть налево, направо, посмотреть нет ли близко идущего транспорта. Надо осторожно переходить дорогу после того, как вышел из автобуса надо быть внимательным, потому что машина может появится из –за угла, кустов, а тогда его плохо видно.

Педагог .Ребята для вас Светофорчик оставил вот такие памятки о правилах для пешехода, возьмите их и всегда помните что на дороге надо быть очень внимательным.

Конспект занятия

Тема: «Будь осторожен и внимателен!»

Занятие№2

Тема: «Будь осторожен и внимателен»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Формировать навыки жизнесберегающего поведения.

Формировать знания об основных правилах пожарной безопасности в помещении.

Формировать умения принимать решения в экстремальных ситуациях, защищающее жизнь и здоровье человека.

Коррекционно-развивающие:

Развивать у детей представление об опасных и вредных факторах чрезвычайных ситуаций.

Развивать познавательные процессы мышление, кругозор, память, внимание, речь.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать чувство ответственности за своё здоровье и жизнь.

Оформление: Часть кабинета оформлена как кухня и комната, посредине стоит ширма так, что бы одна половина ширмы смотрелась как комната, а другая как кухня. Комната вся в бумаге и мусоре.

Оборудование: На ширме со стороны комнаты изображены съёмные картинки с изображением ножниц, иголок, таблеток, игрушек.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы, просмотр иллюстраций подготовка рефератов.

Действующие лица: Петрушка - перчаточная кукла.

Ход занятия.

I Вводная часть.

Педагог. Дорогие ребята, кто знает что такое ОБЖ?

Дети. Основы безопасности жизнедеятельности.

Педагог. Назовите три основных правила безопасности.

Дети. Предвидеть опасность

По возможности избегать её.

Если не избежать её, то действовать.

II часть. Сообщение темы. Мотивация.

Педагог. Тема сегодняшнего занятия «Будь осторожен и внимателен».

Мы повторим всё, что знаем о безопасности дома, что бы сохранить не только своё здоровье, свою жизнь и жизнь близки но и жильё в котором живём и для этого мы побываем в одной квартире..

III Часть. Основная часть. (Инсценировка)

1.Безопасность в комнате.

Слышится песня. На ширме появляется Петрушка с той стороны, где расположена комната. Проходит садится за стол.

Педагог. Ребята как вы думаете в чью квартиру мы попали?

Ответы детей.

Педагог. (Обращается к Петрушке)

Петрушка что у тебя случилось?

Был на квартиру налёт?

Петрушка . Нет

Педагог. К тебе заходил бегемот?

Петрушка. Нет.

Педагог. Может быть дом не твой?

Петрушка. Мой.

Педагог. А что тогда случилось?

Петрушка. Знаете, ко мне должны прийти друзья, и я решил сделать им сюрприз, приготовить вкусный обед, а пока обед готовится, я решил сделать для каждого из друзей бумажные самолётики, которые мы возьмём после обеда и пойдем запускать.

Педагог. Да, хороший сюрприз ребята готовит Петрушка.(Качает головой)

А что это у тебя везде бумага разбросана, предметы различные по всей квартире разбросаны? Ведь все вещи должны лежать на своих местах.

Петрушка. Не понял, на каких таких местах? Да дом это моя крепость что хочу то и буду делать и пусть эти вещи валяются везде мне по барабану.

Педагог. Ребята давайте поможем Петрушке объяснить как и где должны храниться разбросанные вещи.(Ребята по одному выходят и снимают картинки с ширмы и каждый объясняет чем опасны эти предметы.

Ножницы-закрыть, убрать в футляр (Несчастный случай)

Иголки-Убрать воткнуть в игольницу.(Несчастный случай)

Таблетки-убрать в аптечку(Отравление)

Игрушки-на свои места (Несчастный случай).

Педагог. Вот видишь Петрушка, где должны лежать раскиданные тобою предметы. Ведь каждый предмет лежащий не на своём месте несет опасность твоему здоровью. А теперь Петрушка послушай правило, которое тебе пригодится в жизни.

Выходит ученик. Дом в порядке содержи.

Вилки, ножницы, ножи,

И иголки, и булавки

Ты на место положи!

Педагог. (Обращается к Петрушке) Вот видишь Петрушка как чисто стало в твоей комнате. А главное все предметы на своих местах, но ты вроде говорил, что готовишь обед для друзей.

2.Безопасность на кухне.

Петрушка (Соскакивает и начинает бегать по ширме взад и вперёд)

Как, как же я совсем забыл, что на кухне у меня готовится обед для друзей! Он наверно уже сгорел?

Педагог. Ты наверно плиту оставил без присмотра?

Как ты рискуешь, подвергаешь опасности себя и других.

(Петрушка перебегает на другую сторону комнаты, где находится кухня)

Петрушка. Ой, ой, ой.(Бежит на кухню)

Но увидев что у него на кухне ничего не готовится, успокоился.

Педагог. А теперь Петрушка послушай, что расскажут наши ребята об опасностях на кухне.

1-ый ребёнок . Газовая плита

Газ видно, только пока он горит. А если ты нечаянно повернул вентиль, но не зажёг пламя, или что-то потушило огонь во время приготовления еды, например, сбежавший через край компот – газ будет выходить незаметно прямо в кухню. Это очень опасно! Вдыхая его, можно отравиться! А если газа вышло много, то он может взорваться от малейшей искры. Поэтому будь внимателен! Ни в коем случае не зажигай огонь! Узнать, что газ «убежал», можно по запаху – тогда сразу открывай форточку и звони 04!

Важно знать, где располагается газовый кран. Попроси родителей показать, где и как он перекрывается в случае утечки газа.

2-ой ребёнок. Раскаленные предметы

Помни, что сковородки, кастрюли, конфорки электроплит очень горячие! Даже после того, как плиту выключили. Не проверяй пальцами их температуру!

Держись подальше от сковородки с раскалённым маслом. При попадании в масло воды образуются обжигающие брызги!

Для того чтобы снять с плиты горячую кастрюлю или чайник или просто приподнять крышку, возьми полотенце, специальную прихватку или рукавицу – только внимательно следи, чтобы их края не касались огня! После этого убери их подальше от плиты.

Если всё-таки ты обжёгся, первым делом скорее подставь обожжённое место под струю холодной воды.

3-ий ребёнок. Острые предметы

А сколько на кухне колюще-режущих предметов – позавидует любой «ниндзя»! С ними нужно обращаться крайне осторожно. Если падает нож, не пытайся его поймать, потому что в большинстве случаев это закончится лишь глубоким порезом. Лучше вообще оставить эту часть приготовления блюда для взрослых.

Но иногда острые поверхности возникают внезапно – чашка или тарелка разбились во время мытья посуды. Ни в коем случае не трогай осколки руками! Возьми веник, осторожно смети осколки в совок и аккуратно выбрось в мусорное ведро.

Если всё-таки порезался, обработай ранку перекисью водорода и наложи бактерицидный пластырь или бинт.

4-ый ребёнок. Электрические приборы

Всегда выключай из розетки электрические приборы после работы с ними! И ни в коем случае не помещай внутрь миксера, кофемолки и мясорубки предметы, а тем более свои пальцы!

5-ый ребёнок. Ядовитые вещества

В шкафчиках скрываются настоящие сокровища, которые так и просятся к тебе в рот. Запомни: нельзя нюхать или пробовать на вкус баночки и бутылочки с такими надписями, как: «уксус», «эссенция»!

Идёт обсуждение.

Педагог. Вот видишь Петрушка, сколько всего ты узнал, а теперь послушай, что надо сделать, если несчастный случай всё -таки произошло.

Выходит ученик.

Если ты дома сильно захворал,

Простудился или ногу поломал,

В тот же миг по телефону набери

Это номер скорой помощи-03.

Педагог. Ты всё понял Петрушка?

Как ты считаешь, какой человек старается уберечь себя от опасности?

Петрушка. Осторожный!

3.причины возникновения пожара и действия во время пожара.

Педагог. Мне кажется,ребята что Петрушка ничего не понял.

Петрушка (размахивает руками)Да что вы всё опасности, да опасности! Посмотрите как хорошо дома, живи да радуйся! Подумаешь, вода потекла, или ножницы валяются или света нет. Зато у меня вот что есть (Шарится в карманах достаёт спичечный коробок показывает всем) Они и согреют и голодным не оставят.

Педагог. Ребята расскажите Петрушке чем опасны спички.

Ответы детей.

Педагог. А что ты Петрушка будешь делать если начнётся пожар?

Петрушка. А-а-а-а я окна открою, двери, пусть этот огонь уходит прочь из моей из моей квартиры.

Педагог. Что вы ребята думаете?

Ответы детей (Надо позвонить на номер 01)

Педагог приглашает ученика рассказать стихотворение

Ребёнок. Знает каждый гражданин

Это номер 01

Набери по телефону 01.

Педагог. Давайте ребята вместе с Петрушкой повторим эти слова.

Дети с Петрушкой несколько раз повторяют слова.

Педагог. А вы знаете ребята, что нужно сделать если вы увидели воспламенение?

Дети. Если огонь небольшой, попробовать потушить его, набросив плотную ткань или вылить воду на горящее место.

Педагог. Если огонь сразу не погас, то немедленно убегайте из квартиры, а потом звоните 01.

Педагог. А всё ли можно тушить водой?

Петрушка. А вы меня спросите, я точно знаю всё можно тушить водой.

Ребята. Нельзя тушить электроприборы.

Педагог. Ребята а только ли огонь опасен при пожаре?

Ответы детей. Опасен и дым.

Педагог. Опасен и дым, если комната наполняется дымом надо опуститься на корточки и покидать помещение ползком-внизу дыма меньше.

Петрушка. Я всё понял

Если дома появился сильный дым,

Набери по телефону 01

Если нету телефона

Позови людей с балкона.

Педагог. А теперь Петрушка посмотри как наши ребята умеют играть.

Игра-загадка «Если возник пожар»

Дети встают в круг, у педагога в руках воздушный шар. Играющий должен быстро сказать последнее слово стихотворной строки и передать шар другому. Если ученик замедлил с ответом или ответил неправильно он выбывает из игры.

Этот шар в руке недаром

Раньше, если был пожар,-

Ввысь взмывал воздушный шар

Звал пожарных в бой с пажаром

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небо шар

Там всегда грозить нам будет…

Ученик. Злой пожар

Педагог. Раз, два, три, четыре

У кого пожар в…..

Ученик В квартире. (передача мяча)

Педагог. Дым столбом поднялся вдруг

Кто не выключил…..

Ученик. Утюг

Педагог. Красный отблеск побежал

Кто со спичками…..

Ученик. Играл

Педагог. Стол и шкаф сгорели разом

Кто сушил бельё над…

Ученик. Газом

Педагог. Столб огня чердак объял

Кто там спички…

Ученик. Зажигал.

Педагог. Побежал пожар во двор.

Это кто там жёг….

Ученик. Костёр.

Педагог. Пламя прыгнуло в листву

Кто у дома жёг…..

Ученик. Траву.

Педагог. Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые……

Ученик. Предметы(передача мяча)

Педагог. Дым увидел- не зевай

И пожарных……

Ученик. Вызывай.

Педагог. Это всем должно быть ясно,

Что шутить с огнём….

Ученик. Опасно.

Педагог . Петрушка и вы ребята давайте повторим о чём мы говорили на занятии?

Петрушка. Я теперь ребята знаю, какие опасности подстерегают нас дома и теперь буду очень осторожен и внимателен.

Ответы детей.

III часть. Итог.

Педагог. Ребята и ты Петрушка что вы узнали на нашем занятии которое называлось «Будь осторожен и внимателен»?

Ответы детей и Петрушки.

Педагог. Спасибо тебе Петрушка, что ты пришёл к нам, ты узнал много нового и познавательного. а сейчас давай раздадим нашим ребятам памятки.

Литература.

Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности.-М..ВАКО,2008.-128сЕ.А.Поторочина.

Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности-м.. «Издательство Скрипторий2003»2007.-72с.

Цель:

Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.

Задачи:

Формировать чувство опасности огня;

Уточнить знания детей о работе пожарных, о причинах пожара;
- закреплять знания о тревожных номерах: 01, 02, 03;
- познакомить с предметами, требующими осторожного обращения;

Формировать умение обращаться за помощью к взрослым, называть свой домашний адрес.

Материал:

Флажок, красный фломастер по количеству детей, иллюстрация «Непослушный Буратино», перфокарта с номерами служб, карточки с заданием, шкатулка, аптечка, ящик с инструментами

Ход:

Загадка:
Дрожит свинка,
Золотая щетинка (огонь)

Дети, давайте поиграем в игру «Хорошо - плохо». И вспомним с вами, где человеку помогает огонь, а где вредит.
Игра «Хорошо – плохо»

Воспитатель: Огонь – один из самых первых друзей человека. Тысячи лет назад он согревал его, защищал от диких животных, помогал готовить пищу. Он и сейчас остается нашим другом. Без огня нельзя согреться в лесу в дождливый день, нельзя приготовить пищу на газовой плите, нельзя растопить печь.
Но! Если с ним не дружить он может превратиться в злобного и жестокого врага. В пламени огня погибают люди, сгорают деревни и города, леса.
(слышится вой сирены пожарной машины)
- Что это за звук? Как вы думаете, куда едет пожарная машина?
- Зачем пожарные включили сирену?

Как пожарные тушат пожар?

Игра «Флажок по кругу"
(назовите предметы, необходимые для тушения пожара: вода, песок, огнетушитель, мокрая тряпка и т.д.)

Рассматривание иллюстрации
«Непослушный Буратино»
(дети находят ошибки, которые допустил Буратино)

Физминутка
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел,
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.


Обращаю внимание детей на стол.
(На столе лежат карточки)
Задание: обведите красным фломастером предметы, которые вы считаете опасными.
На картинке: ножницы, иголка, кукла, книга, молоток, краски, машинка, фрукты.
Дети выполняют задание, подводим итог: есть предметы,
- которые нельзя брать детям;
- которые можно брать с разрешения родителей;
- которыми можно пользоваться самостоятельно.

Все эти предметы нужны человеку. Но мы будем осторожны, будем соблюдать правила безопасности, будем с ними дружить.


Следующее задание: Игра «Каждой вещи свое место»
На столе: аптечка, ящик для инструментов, шкатулка
- таблетки, градусник
- молоток, отвертка, гвоздь
- иголка, булавка, ножницы
(Дети раскладывают предметы по местам)
Подводим итог: опасные предметы, должны лежать в специально отведенных местах.
- Найдите и назовите опасные места у нас в группе (окно, розетка, выключатель, кран)
- Дети объясните, почему они опасны?
- Дети опасности могут встретиться нам и на улице. Как вы думаете какие?

Игра «Назови опасные предметы на улице»

Давайте представим ситуацию: девочка заблудилась. К кому она может обратиться за помощью? (к полицейскому, к взрослому)
- Что она должна им сказать? (свой домашний адрес, фамилию и имя)
- Назови свой адрес. (Несколько детей выборочно называют свой домашний адрес)

Воспитатель обращает внимание детей на картинку с номерами служб 01, 02, 03
Какие это номера телефонов?
- Тревожные.
Правильно, все люди должны их знать и звонить по этим номерам в случае опасности.

Нарисованы ситуации:
Пожар 01
Мальчик порезался 02
В дверь стучит чужой 03
Дети стрелочкой должны указать номер службы, которая необходима в каждой ситуации.

Воспитатель читает стихотворение:
В руках у меня спичка.
Ростом спичка – невеличка
Не смотри, что мала
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла
Крепко помните друзья,
Что с огнем шалить нельзя!
Вывод: Мы будем дружить с огнем?
Будем стараться соблюдать все правила безопасности?
И тогда вы будете расти здоровыми, а мы знаем, что здоровье – это самое ценное для человека.

Конспект занятия по ОБЖ в старшей группе «Приключение по основам безопасности жизнедеятельности с дядей Федором»

Котько Наталья Андреевна, воспитатель МБДОУ № 151, г.Кемерово
Пояснительная записка. В дошкольном детстве, когда у ребёнка формируют основы правильного образа жизни и культуры поведения, он должен получить элементарные сведения о правилах безопасного поведения и дома и на улице, и в быту.
Цель: формировать навыки безопасного поведения.
Задачи:
1.Закрепить представления воспитанников о правилах безопасного поведения в различных ситуациях.
2.Закрепить полученные детьми знания о знаках, объяснить их связь с безопасностью участников уличного движения.
3.Стимулировать развитие мышления и речи. Упражнять в правильном построении предложений, обогащать словарный запас.
4.Развивать наблюдательность, а также зрительное и слуховое внимание.
5.Способствовать развитию познавательного интереса.
6.Совершенствовать координацию движений, помощь в снятие мышечного напряжения.
7.Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, отзывчивость, умение согласовывать свои действия.
Предварительная работа:
Работа с наглядными материалами;
Работа со знаками дорожного движения;
Дидактическая игра «Дорожная азбука»;
Чтение художественной литературы;
Рассматривание иллюстраций;
Беседы с детьми (индивидуальные, коллективные).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу принесли письмо. Вот оно, смотрите на конверте нарисован мальчик. Вызнаете этого мальчика? Верно, ребята, это дядя Федор, а где живет дядя Федор? Верно, в деревне Простоквашино. Видимо, письмо нам он написал, ну давайте прочтем и все узнаем. Читают письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет Вам дядя Федор из деревни Простоквашино. Мне очень нужна ваша помощь. У нас в деревне решили новый микрорайон построить, больших домов пятиэтажных настроили, скоростную дорогу провели, как в городе. Я и мои друзья решили осмотреть новый микрорайон, да там на разных остановках и потерялись, чтобы нам вместе встретиться, нужно на вопросы разные ответить, а у нас без вас, ребята, никак не получается. Поэтому, обращаемся к вам за помощью. Помогите, пожалуйста, мне с друзьями встретиться.» Ну что, ребята, поможем дяде Федору и его друзьям. Тогда, давайте возьмемся за руки, чтобы образовать круг и поехали:
Машины – малютки
Машины – большие.
Справа светофор горит,
Слева полицейский стоит,
Остановка впереди,
Подъезжай и выходи!
Воспитатель: Давайте сойдем с автобуса и присядем на стульчики.
ОСТАНОВКА 1. «Маленького огонька».
Воспитатель: А поджидает нас на этой остановке кот Матроскин,

Который потерялся здесь потому, что очень любит тепло и теплую печку, а про огонь он, оказывается, ничего не знает. Когда он услышал название остановки, он так растерялся, что теперь не может вспомнить, как ему найти дядю Федора. Чтобы к Матроскину вернулась память, мы должны ему рассказать, что мы знаем про огонь. А начнем мы с того, что у огня два лица – доброе и злое. А потому так, что, когда мы говорим про огонь, мы представляем теплую печку, теплую комнату, горячие пироги, яркий костер, праздничный фейерверк, но помимо этого мы можем представить и пожар, и много бед из-за него. Огонь подчиняется только взрослым, которые знают, что ему приказать. Скажут:
- Зажги газ! – Он зажжет.
- Затопи печь! – Он затопит.
- Разожги костер! – Он разожжет.
А детей огонь не слушает. Зажигалкой, а также горячей спичкой или свечой можно обжечь палец, подпалить волосы. Итак, ребята, давайте рассмотрим ситуации, в которых участвуют дети (рассматривают сюжетные карточки).








А начинается все с крошечной беспомощной искорки, которая, когда подкрепится (бумагой, берестой, сухой травой, стружками, дровами, углем, бензином, газом) превращается в бойкого огонька, который прыгает всюду в поисках еды и растет, растет, превращаясь в огонь, у которого большой аппетит, он с треском пожирает все на пути и начинается пожар. Ребята, а какие приборы могут вызвать пожар? Кухонная плита, телевизор, компьютер, фен, утюг, обогреватель, электрический чайник, электророзетки. Этими приборами без взрослых пользоваться нельзя.
Воспитатель: Ну вот, мы все рассказали Матроскину про огонь: что играть с огнем нельзя, какими приборами без взрослых пользоваться нельзя и что огонь подчиняется только взрослым, думаю, что теперь Матроскин с легкостью доберется до дяди Федора, а нам пора двигаться к следующей остановке.
На улице нашей машины, машины
Машины – малютки
Машины – большие.
Справа светофор горит,
Слева полицейский стоит,
Остановка впереди,
Подъезжай и выходи!
ОСТАНОВКА 2. «Перекрёсток ВСЕЗНАЙКА».
Воспитатель: А вот и пес Шарик,

Который на этой остановке потерялся, а потерялся он, ребята, потому, что не знает правила дорожного движения. Давайте, ребята, вспомним об известных правилах безопасности на дороге.
- На дороге нельзя играть.



- Переходить улицу можно только по пешеходному переходу.


-Водители едут по проезжей части, пешеходы ходят по тротуару, велосипедисты передвигаются по велосипедной дорожке.


- Знаки используют водители и пешеходы.


Ребята, чтобы нам помочь Шарику, мы должны рассказать ему про знаки дорожного движения. Каждый возьмет карточку со знаком, присядет на свое место и каждый расскажет, что означает этот знак.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»


Каждый ребенок берет карточку со знаком дорожного движения, называет знак и что он обозначает.
Воспитатель: Молодцы, ребята, все правила Шарику рассказали, теперь он без труда найдет дорогу к дяде Федору. А нам нужно отправляться к следующей остановке:
На улице нашей машины, машины
Машины – малютки
Машины – большие.
Справа светофор горит,
Слева полицейский стоит,
Остановка впереди,
Подъезжай и выходи!

ОСТАНОВКА 3. «Улица непонятных теней».
Воспитатель: Поджидает нас на этой остановке почтальон Печкин,

А заблудился он здесь, т.к. очень любит поговорить, и разговаривает со всеми встречными людьми и совершенно не знает, что это может привести к беде, потому что в общении с незнакомыми людьми нужно быть осторожными, а почему, мы ему сейчас расскажем.
Давайте рассмотрим ситуации с незнакомыми людьми (рассматривают сюжетные карточки)





Воспитатель: Итак, ребята, с незнакомыми людьми мы не должны:
- разговаривать,
- брать у них какие любо вещи, игрушки или еду,
- садиться к незнакомцам в машину,
- ходить с ними куда либо,
- и вообще должны быть предельно внимательны.
Воспитатель: Ну вот, ребята, мы помогли всем друзьям дяди Федора, они снова все вместе. И мы можем отправляться в наш детский сад. Ну что поехали:
На улице нашей машины, машины
Машины – малютки
Машины – большие.
Справа светофор горит,
Слева полицейский стоит,
Остановка впереди,
Подъезжай и выходи!
Давайте сойдем с автобуса, присядем на стульчики.

Воспитатель: ребята, а здесь нас ждет новое письмо и, смотрите, на письме снова нарисован дядя Федор, давайте прочтем. Читают письмо: «Добрый день, дорогие ребята! Пишет Вам дядя Федор из деревни Простоквашино. Вы сегодня были такие молодцы, очень помогли мне и моим друзьям. И за то, что вы такие умные, смелые, добрые ребята, я и мои друзья хотим подарить вам пламенные сердца, что бы вы не забывали нашего приключения, и были такими же добрыми по отношению друг к другу и помогали друг другу в сложных ситуациях. Спасибо за помощь, ребята, и до новых встреч!»

Образовательные:

Обеспечить знания основных определений и понятий, относящихся к пожаро- и взрывоопасным объектам;
- способствовать формированию знаний об опасных факторах пожара и последствиях пожара для человека;

Развивающие:

Формировать навыки поведения во время пожара и при ликвидации его последствий;
- научить студентов пользоваться подручными и специальными средствами пожаротушения;

Воспитательные:

Формирование у студентов, будущих руководителей среднего звена, ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих людей;
- формирование умений противостоять паническим настроениям.

Квалификационные требования к уровню подготовки специалиста

Должен знать:

Механизм возникновения процесса горения;
- опасные факторы пожара;
- последствия пожара для человека;
- причины возникновения пожара;
- мероприятия по предотвращению пожара;
- способы и средства тушения пожара;
- алгоритм поведения во время пожара дома и в учебном заведении.

Должен уметь:

Использовать основные средства пожаротушения;
- организовать эвакуацию людей из горящего помещения.

Обеспечение занятия:

Учебное пособие Власов В.И. Безопасность жизнедеятельности;
- Приложение 1 , приложение 2 ;
- Огнетушитель порошковый ОП-3 и огнетушитель углекислотный ОУ-3.

Внутридисциплинарные связи.

Опора на ранее изученный материал:

Опора на ранее полученные знания по теме «Общая классификация чрезвычайных ситуаций»

Методы и приемы обучения:

1. Методы формирования умений и навыков по применению знаний и умений на практике

1.1. Репродуктивные

Применение теоретических знаний на практике.

1.2. Творческие

Самостоятельное составление алгоритма поведения в условиях пожара;
- составление словаря терминов на основе изученного материала.

1.3. Объяснительно-иллюстративный

2. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Фронтальный устный опрос по предыдущей теме.

Ход занятия

1. Организация занятия 1-2 мин.

Приветствие;
- проверка явки студентов.

2. Сообщение темы и целей занятия 2-3 мин.

Характеристика места урока в системе занятий по дисциплине;
- сообщение целей и задач урока, этапов и видов работы.

3. Актуализация опорных знаний 15 мин.

Осуществляется путем фронтального устного опроса.

  1. Дайте определение Чрезвычайной Ситуации.
  2. Чем отличаются понятия Чрезвычайная Ситуация и Катастрофа?
  3. Перечислите основные классификации Чрезвычайных Ситуаций.
  4. Перечислите дополнительные классификации Чрезвычайных Ситуаций.
  5. Чем отличается ЧС природного характера от ЧС техногенного характера?
  6. Опишите поведение человека в условиях землетрясения.
  7. Опишите поведение человека в условиях наводнения.
  8. Чем отличается буря от урагана?
  9. Что такое заморозки?
  10. В каком случае дождь или снег становятся стихийным бедствием?
  11. Как вести себя в условиях лавины?
  12. Что такое затор и зажор?

4. Сообщение новых знаний 35-40 мин.

План опорно-логического конспекта:

  1. Основные понятия и определения.
  2. Механизм возникновения пожара.
  3. Опасные факторы пожара.
  4. Последствия пожара для человека.
  5. Прекращение горения
  6. Основные средства пожаротушения.
  7. Правила поведения при пожаре

1. Пожар – неконтролируемое горение вне специального очага, наносящее материальный ущерб. Возможности создания условий для возникновения пожара или его быстрого развития представляют собой пожарную опасность.

Горение – это быстропротекающая химическая реакция, сопровождающаяся выделением тепла и излучением света.

Пожарная безопасность означает состояние объекта, при котором с установленной вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействие на людей факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей.

Основными причинами возникновения пожара являются:

  1. Грубые нарушения правил пожарной безопасности при пользовании открытым огнем, эксплуатации электрических сетей и систем отопления;
  2. Неудовлетворительная организация противопожарной охраны и службы предприятий;
  3. Слабая подготовленность к действиям по тушению пожара.

Причинами пожаров могут быть: неисправность печей, котельного оборудования, отопительных приборов и нарушение режимов их работы; нарушение технологического процесса, разгерметизация оборудования; неправильное устройство и неисправность вентиляционной системы; халатное и неосторожное обращение с огнем; самовоспламенение и самовозгорание некоторых материалов; короткое замыкание в электрических сетях; токовые перегрузки электрических сетей и т.д.

Самовозгорание – это возгорание горючего вещества (материала, смеси) в результате резкого увеличения тепла, выделяемого в процессе экзотермической реакции, приводящее к повышению температуры и к возникновению горения при отсутствии источника зажигания. Самовозгорание может быть тепловым – в результате внешнего нагрева, микробиологическим – в результате самонагревания под воздействием жизнедеятельности микроорганизмов, химическим – в результате химического взаимодействия различных веществ.

Самовоспламенение – самовозгорание, сопровождающееся появлением пламени.

Склонны к самовозгоранию: обтирочные промасленные материалы, промасленные металлические стружки, торф, каменный уголь, древесные опилки, промасленная спецодежда.

2. Процесс горения возникает при наличии трех факторов :

Горючего вещества;
- окислителя;
- источника зажигания (воспламенения), обладающего необходимой температурой и достаточным запасом теплоты.

Горючее вещество может быть твердым (уголь, торф, бумага, древесина и т.д.), жидким (нефть, нефтепродукты и др.) и газообразным (водород, метан, пропан и др.).

Процесс горения может происходить только при определенном соотношении горючего вещества и окислителя (кислорода -21%)

Источником зажигания могут быть открытый огонь любого горящего вещества (пламя спички, свечи, газовой горелки).

Для возникновения взрыва необходимо сочетание двух факторов:

Наличие взрывоопасной смеси определенной концентрации;
- возникновение импульса, способного нагреть взрывоопасную смесь до температуры самовоспламенения (искра, пламя, удар).

3. Опасными (поражающими) факторами пожара являются :

Открытый огонь и искры;
- выделяющееся при горении тепло вызывает повышение температуры окружающей среды, и когда она доходит до критической для окружающих возникает очаг пожара предметов и вещей, загораются и они. Очаг разрастается.
- токсичные продукты горения, дым;
- падающие части строительных конструкций.

Опасными факторами взрыва являются:

Воздушная взрывная волна;
- осколочные поля, создаваемые летящими обломками взрывающихся объектов.

4. Последствия пожара для человека :

Тепловой удар – при повышении температуры окружающей среды опасность представляет накопление тепла в организме;
- ожоги тела и дыхательных путей;
- механические повреждения – переломы, ушибы, черепно-мозговые травмы, осколочные ранения, комбинированные поражения;
- отравление продуктами горения – 70% всех погибающих на пожаре. В продуктах горения содержится до 100 видов химических соединений, которые способны оказать токсическое воздействие на человека. К наиболее токсичным относятся оксид углерода СО и диоксид СО 2 .
- паника.

5. Основные принципы прекращения горения :

Охлаждение водой, водными растворами, углекислотой и другими средствами пожаротушения;
- изоляцией зоны горения химической и воздушно-механической пеной, покрывалами, огнегасительными порошками, песком и т.д.;
- разбавлением реагирующих веществ (водяной пар, углекислый газ, азот и др. не поддерживающие горение вещества);
- химическим торможением реакции горения галоидированными углеводородами (бромэтил, фреон).

6. Огнегасительные вещества :

Вода, наиболее распространенное огнегасительное вещество. Оказывает разбавляющее, охлаждающее и изолирующее действие. Однако вода не пригодна для тушения нефтепродуктов, карбидов, щелочных металлов, металлов нагретых до температуры выше 1000 0 С, электроустановок, находящихся под напряжением.
- пена – оказывает охлаждающее воздействие на горящее вещество и изолирует его от кислорода воздуха.
- не поддерживающие горение газы: углекислый газ, инертные газы, бромистый этил (легко испаряющаяся жидкость), фреоны – могут тушить все, что не тушит вода.

Средства тушения пожара:

Водопроводная сеть;
- огнетушитель, ручной пожарный инструмент;
- установки (стационарные, переносные, воздушные);
- пожарные машины.

7. Некоторые правила поведения при пожаре :

Не открывать окна, т.к. огонь с притоком кислорода вспыхивает еще сильнее. Спасаясь от огня и покидая помещение, не оставлять открытыми двери;

Нельзя прыгать с верхних этажей горящих зданий или возвращаться с какой-нибудь целью в горящее или задымленное помещение.

При эвакуации через задымленное помещение дышите через мокрую тряпку. Если есть возможность, защитите себя противогазом или респиратором, но помните, что количество кислорода в помещении быстро снижается и даже в противогазе можно потерять сознание. По задымленным помещениям пробирайтесь на четвереньках или ползком – внизу меньше дыма;

При возникновении пожара в помещении и невозможности безопасного выхода необходимо сообщить о своем местонахождении пожарным и до их появления максимально загерметизировать входную дверь, периодически поливать ее внутреннюю сторону водой (во избежание повышения температуры); перекрыть кран подачи газа и выключить электроприборы;

Покидая помещение по лестничной клетке, необходимо выходить пригнувшись или ползком, так как температура ступеней и наружной стены ниже температуры нагретого воздуха, и дым на них не будет оседать мешая дыханию. Двери помещения, откуда дым проникает на лестницу, следует плотно закрыть;

Помните, что пожарные спасают в первую очередь тех, кого обнаруживают в горящем здании. Поэтому необходимо дать о себе знать, выйдя на балкон, или другими подручными способами;

Входя в случае необходимости в задымленное помещение, нужно придерживаться стен и запоминать расположение предметов на пути движения. Ориентироваться в задымленном помещении поможет направление настила досок и паркета, расположение окон, дверей, мебели и т.д.;

Вызвать пожарных необходимо всегда, даже в том случае, если пожар потушен своими силами, так как огонь может остаться незамеченным в скрытых местах (в пустых перегородках, под полом и т.д.) и через некоторое время может разгореться вновь в еще больших размерах.

5. Самостоятельная работа студента:

  • составить опорно-логическую схему – средства пожаротушения 10мин.

6. Подведение итогов занятия 3 мин.

7. Домашнее задание 3 мин.

Изучить конспект лекции, учебное пособие В.И.Власов стр.32-41 –читать, составить инструкцию «Поведение во время пожара».



Просмотров