Конфискация орудий административного правонарушения. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения

1. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.


2. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.


3. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:


подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;


изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.


4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса.




Комментарии к ст. 3.7 КОАП РФ


1. Конфискация, применяемая в качестве меры административного наказания, состоит в принудительном безвозмездном обращении орудия совершения или предмета административного правонарушения в федеральную собственность или собственность субъекта РФ.

Кодекс, допуская применение конфискации за ряд правонарушений, предусматривает конфискацию не вообще имущества нарушителя, а лишь тех предметов и орудий, с помощью которых совершаются административные правонарушения.

Необходимо отметить, что в КоАП РФ отсутствует ограничительное положение о допустимости ответственности в виде конфискации лишь в отношении вещей, находящихся в собственности нарушителя. Тем самым допускается за совершение административного правонарушения конфискация орудий или предметов, не принадлежащих нарушителю на праве собственности (см. Постановление Конституционного Суда РФ от 14 мая 1999 г. N 8-П и Определение Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2001 г. N 202-О).

2. В соответствии с Кодексом конфискация признается как основным, так и дополнительным административным наказанием (ч. 2 ст. 3.3).

Кодекс обеспечивает гарантии сохранности и возврата вещей, изъятых в процессе производства по делу, но не конфискованных при окончательном избрании меры наказания (ч. 3 ст. 29.10). В то же время установлен порядок исполнения постановления о конфискации как меры, примененной к виновному в совершении административного правонарушения (ст. 32.4).

3. Конфискация как мера административного наказания назначается исключительно судьей. Вопрос о недопустимости внесудебного порядка конфискации после принятия Конституции РФ неоднократно был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ (Постановление от 11 марта 1998 г. N 8-П; Определения от 6 июля 2001 г. N 144-О и от 10 января 2002 г. N 3-О).

4. Конфискация как мера административного наказания может быть назначена в качестве основной и дополнительной санкций. В большинстве статей данного Кодекса она установлена как дополнительная мера к штрафу или другому основному наказанию.

5. Конфискация может устанавливаться исключительно Кодексом и назначаться лишь в случаях, прямо указанных в норме об ответственности за конкретное административное правонарушение. Порядок применения конфискации, перечень предметов, не подлежащих конфискации, устанавливаются настоящим Кодексом и другим законодательством РФ, например Сводным законом о реквизиции и конфискации имущества (утв. 28 марта 1927 г.), который продолжает действовать до принятия нового федерального закона.

6. Конфискация отличается от таких мер, как изъятие вещей и документов, а также арест товаров, транспортных средств и иных вещей (см. п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5), производимые в порядке, предусмотренном ст. ст. 27.10, 27.11 и 27.14 Кодекса. Изъятые в целях пресечения административных правонарушений, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел, исполнения постановлений по делам вещи и документы хранятся до рассмотрения дела, а затем в зависимости от исхода дела в установленном порядке конфискуются или возвращаются владельцу либо реализуются, а при невозможности реализации - уничтожаются.

7. Реализация орудия совершения или предметов административного правонарушения, конфискованных по постановлениям, вынесенным судьями по делам об административных правонарушениях, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2002 г. N 260 (с изм. и доп.).

Постановления о конфискации приводятся в исполнение судебными приставами-исполнителями и уполномоченными на то лицами органов внутренних дел в соответствии со ст. 32.4 Кодекса. Конфискованное гражданское оружие и патроны к нему, технически пригодные для эксплуатации, подлежат на основании Федерального закона "Об оружии" реализации в соответствии с законодательством РФ. Согласно ч. 3 ст. 32.4 Кодекса конфискованные экземпляры произведения и фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, и иные орудия совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.12 Кодекса, подлежат уничтожению, за исключением случаев передачи конфискованных экземпляров произведения или фонограмм обладателю авторских прав или смежных прав по его просьбе (подробнее см. комментарий к ст. 32.4).

Конфискация не может быть заменена для нарушителя возможностью выплатить стоимость вещи, подлежащей обращению в собственность государства.

8. Часть 2 данной статьи определяет некоторые категории лиц, к которым не применяется конфискация за совершение административного правонарушения. Так, конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых эти занятия являются основным законным источником существования.

9. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что не является конфискацией изъятие из незаконного владения орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих возвращению законному собственнику. Равным образом не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия или предмета, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном ведении лица.

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что объекты гражданских прав могут быть изъяты из оборота или ограничены в обороте. Виды таких объектов должны быть прямо указаны в законе (ст. 129 ГК РФ). Конфискация ограниченно оборотоспособных вещей предусмотрена ст. ст. 8.34, 8.35, 14.16 - 14.18 КоАП РФ.

10. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством РФ. Вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению (ст. 29.10).

В ходе конфискации происходит безвозмездное и безвозвратное изъятие вещей, объектов и предметов, указанных в постановлении суда.

Многоканальная бесплатная горячая линия сайта

Воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией по вопросам обжалования штрафов, постановлений, решений должностных лиц в сфере административного права и не только. Наши юристы подскажут, как эффективно защитить свои права и свободы, а также избежать причинения дополнительного ущерба. Работаем ежедневно с 9.00 до 21.00

Что это такое

Конфискационные меры применяются в отношении лица, признанного виновным в совершении административного проступка. Суть указанной санкции заключается в следующем:

  • при разбирательстве дела устанавливается, что являлось предметом противоправных действий, и какие средства использовал правонарушитель для достижения своих целей;
  • если в статье КоАП РФ, по которой происходит привлечение к ответственности, указана возможность конфискации, суд может применить ее в качестве дополнительной меры наказания;
  • конфискация заключается в принудительном изъятии у правонарушителя конфискованных предметов и орудий, после чего имущество обращается в федеральную или региональную собственность, либо уничтожается.

Правила назначения указанного вида санкций регламентированы статьей 3.7 КоАП РФ. Она может применяться к любым категориям правонарушителей (граждане, должностные лица, предприятия). Исключение составляют случаи, когда происходит изъятие охотничьего оружия, боеприпасов, иных орудий охоты и рыболовства, если для нарушителя указанные промыслы являются единственным источником к существованию.

Конфискация проходит безвозвратно – даже после истечения срока наказания за правонарушитель не сможет вернуть изъятое имущество.

Оно обращается в федеральную или государственную собственность, а предыдущему владельцу не возмещается стоимость вещей и предметов. Исключение составляют случаи, когда орудие для совершения противоправных действий было взято правонарушителем у законного владельца. Такие предметы и вещи возвращаются надлежащему собственнику после завершения административного дела, даже если были изъяты при выявлении проступка.

Как назначается конфискация

По правилам статьи 3.7 КоАП РФ, конфискация может быть назначена только судом при рассмотрении административного материала. Поэтому изъятие предмета и орудий в момент обнаружения или пресечения противоправной деятельности будет носить временный характер – пока суд не назначит санкцию в виде конфискации, правонарушитель будет считаться собственником имущества.

Процедура назначения указанной санкции выглядит следующим образом:

  • по факту выявления правонарушения составляется – в содержании этого документа не только описываются все обстоятельства проступка, но и перечисляются предметы и орудия, обнаруженные у нарушителя;
  • если обнаруженные вещи и предметы изымаются у нарушителя, составляет процессуальный акт – в этом документе описываются характеристики предметов, их отличительные признаки, количество, качественные показатели;
  • изъятые предметы находятся на ответственном хранении у должностного лица или органа, составившего ;
  • административный материал направляется в суд для рассмотрения дела по существу;
  • при рассмотрении дела предмет и орудие совершения проступка рассматриваются как вещественное доказательство – суд может провести осмотр имущества, либо ограничиться исследованием или акта об изъятии;
  • если в содержании статьи Особенной части КоАП РФ содержится санкция в виде конфискации, суд может, но не обязан, применить ее.

При рассмотрении дела необходимо определить, относятся ли вещи к предмету и орудию совершения правонарушения. Предметом признаются вещи, материальные и биологические ресурсы, иные объекты, на которые был направлен умысел правонарушителя. Наиболее характерные примеры конфискации предмета правонарушения связаны с незаконной добычей водных биологических ресурсов.

Например, при назначении наказания за браконьерство, конфискации подлежит весь улов правонарушителя – он является предметом противоправных действий.

Орудия совершения правонарушения помогают виновному лицу реализовать свой умысел.

В рассмотренном выше примере орудием совершения будет признаны рыболовные снасти, удочки, специальные приспособления, лодки и т.д.

Если для противоправной добычи рыбы правонарушитель использовал чужое снаряжение, оно будет возвращено законному владельцу, хотя предмет браконьерства все равно подлежит конфискации.

Стоимостные, количественные и качественные характеристик не влияют на назначение санкции. В равной степени подлежит принудительному изъятию малоценные предметы и орудия, либо дорогостоящее оборудование и вещи.

Не подлежит конфискации имущество, изъятое из оборота на территории РФ, либо находившееся в незаконном владении правонарушителя. Такие вещи и предметы будут изъяты у правонарушителя по следующим правилам:

  • если имущество официально изъято из оборота – оно обращается в собственность государства или уничтожается без дополнительного решения о конфискации;
  • если вещи и предметы находились у правонарушителя в незаконном владении – они возвращаются законному собственнику по акту, либо передаются в собственность государства (если от собственника не поступит заявление о возврате);
  • если имущество принадлежит лицу, не привлеченному к ответственности, конфискация не применяется – исключение из этого правила действует только для правонарушений в сфере таможенного дела.

Нужно учитывать, что конфискация допускается даже в случае прекращения административного дела (например, при малозначительности проступка суд может освободить нарушителя от наказания, обязав конфисковать предмет и/или орудие совершения).

Конфискация не может применяться, если на момент вынесения судебного акта имущество фактически выбыло из владения правонарушителя – было возвращено законному владельцу, не принадлежит виновному лицу или было уничтожено. Такие факты должны быть подтверждены документально и отражаются в судебном акте.

Как исполняется

Судебное постановление вступает в силу после истечения срока на обжалование, либо сразу после принятия решение по жалобе. В течение трех рабочих дней после вступления в силу, постановление направляется в адрес службы ФССП, которая будет заниматься исполнением решения о конфискации. Если имущество не было изъято у правонарушителя при составлении , процедура конфискации будет проходить следующим образом:

  • возбуждается исполнительное производство, о чем должностное лицо ФССП издает постановление;
  • в постановлении будет указан срок для добровольного исполнения решения о конфискации, а сам документ направляется в адрес правонарушителя;
  • если имущество не передано в добровольном порядке, приставы проводят принудительное изъятие по акту.

Любые попытки сокрыть или продать имущество, либо иным образом уклониться от передачи вещей и предметов, рассматриваются как нарушение порядка исполнения административных санкций. По данному факту судебными приставами составляется протокол, а виновное лицо будет привлечено к дополнительной административной ответственности в виде или .

Если на момент конфискации вещи и предметы уже не существуют в натуре, составляется акт о невозможности исполнения. Это относится к скоропортящимся и иным аналогичным продуктам. После фактического изъятия имущества принимается решение о передаче его в федеральную или региональную собственность, либо об уничтожении. Например, будет уничтожено имущество, не представляющее материальной ценности, либо утратившее свое функциональное назначение.

1. Административное наказание в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения представляет собой принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей.

2. Как вытекает из смысла и содержания данной статьи, эта мера носит имущественный характер. Конфискация осуществляется в отношении тех предметов, которые являются орудием совершения или предметом правонарушения.

3. В КоАП РСФСР указывалось, что конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами. Допускалась конфискация имущества, явившегося предметом совершения таможенного правонарушения, независимо от того, находятся ли соответствующие товары, транспортные средства в собственности нарушителя или переданы ему в управление или пользование. Это было обусловлено тем, что собственник далеко не всегда является непосредственным участником таможенных правоотношений. Как правило, это лица (декларанты, брокеры), которым вверено такое имущество. Следует учесть, что установленное ТК положение, согласно которому конфискация товаров, транспортных средств и иных предметов производится независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего нарушение таможенных правил, было подтверждено Конституционным Судом РФ.

Новый КоАП молчанием обходит данный вопрос. Составы административных правонарушений, санкции которых предусматривают конфискацию, содержат общие положения в отношении субъекта и режима имущества (например, ст.16.16, ч.1 ст.16.18, ч.1 ст.16.19, ст.16.21). Это позволяет предположить, что конфискация орудия совершения или предмета правонарушения допускается независимо от того, находятся ли они в собственности нарушителя или переданы ему в управление или пользование.

При этом, в отличие от КоАП РСФСР, внимание законодателя акцентируется на конфискации не изъятых из оборота вещей.

Оборотоспособность заключается в том, что объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

Законодатель не акцентирует внимание на конфискации орудий совершения или предмета правонарушения, ограниченных в обороте. Ограничение оборотоспособности выражается в том, что соответствующие виды объектов гражданских прав могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (например, оружие, право пользования природными ресурсами территориальных вод и др. - объекты ограниченно оборотоспособные). Такие виды объектов гражданских прав определяются в порядке, установленном законом.

Однако составы правонарушений предусматривают конфискацию ограниченных в обороте вещей, явившихся орудием совершения или предметом правонарушения. Например, конфискация применяется за нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций (ст.8.34); уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст.8.35); нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст.14.16); незаконное производство, поставку или закупку этилового спирта (ст.14.17); использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (ст.14.18) и др.

4. Конфискация назначается судьей.

5. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

6. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета правонарушения, подлежащего в соответствии с федеральным законом возвращению его законному собственнику; а также изъятого из оборота либо находившегося в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащего обращению в собственность государства или уничтожению.

Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), определяются в порядке, установленном законом. Например, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Так, из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками, объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, объектами организаций федеральной службы безопасности и другие объекты, предусмотренные п.4 ст.27 ЗК.

7. Как следует из смысла абз.3 ч.3 ст.3.7, перечень предметов административного правонарушения, изъятых из незаконного владения лица и не признаваемых конфискацией, является далеко не исчерпывающим.

8. Конфискация орудия или предмета совершения административного правонарушения может назначаться в качестве как основного, так и дополнительного наказания.

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.

Конфискация назначается судьей.

Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего

административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

Подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

Изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Конфискация предмета, так же как и его возмездное изъятие, представляет собой разновидность административных наказаний, ограничивающих имущественные права собственника, в том числе и в тех случаях, когда нарушитель являлся собственником принудительно изымаемой вещи. Применение обоих наказаний влечет за собой прекращение права собственности на отчуждаемый имущественный объект.

Согласно данной статье КоАП правовой режим административной конфискации в случае совершения административных правонарушений не применяется: назначение данного административного наказания является прерогативой судьи (см. п. 4 комментария к данной статье КоАП).

Конфискованная вещь принудительно-безвозмездно обращается в федеральную собственность или в собственность субъекта Федерации, ее принудительное обращение в муниципальную (негосударственную) собственность будет противоречить ч. 1 комментируемой статьи.

Конфискацию как административное наказание следует отличать от изъятия вещей и документов, представляющего собой меру административного пресечения. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 11 марта 1998 г. N 8-П «По делу о проверке конституционности статьи 266 Таможенного кодекса Российской Федерации, части второй статьи 85 и статьи 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в связи с жалобами граждан М.М. Гаглоевой и А.Б. Пестрякова» изъятие (арест) имущества, осуществляемое органами административной юрисдикции, их должностными лицами, хотя и ограничивает правомочие собственника, но не порождает перехода права собственности к государству, поэтому изъятие (арест) производится без судебного решения, что не препятствует его обжалованию в суд. Только с вынесением судебного решения конфискация может рассматриваться как мера юридической ответственности, влекущая утрату собственником его имущества.

Конфискация как санкция за совершенное правонарушение предусмотрена не только КоАП; согласно ст. 243 ГК допускается две формы конфискации: по решению суда и в административном порядке - по решению уполномоченных органов административной юрисдикции, их должностных лиц. Конфискация в качестве меры ответственности, предусмотренной ГК, может быть применена в отношении как движимого имущества, так и недвижимых объектов.

Правовой режим конфискации в качестве публично-правовой санкции существенно отличается от истолкования конфискации в КоАП: в данном случае конфискации подлежат только имущественные объекты, установленные санкцией данной правовой нормы КоАП, причем отдельные объекты имущества, в частности деньги и ценные бумаги, не могут рассматриваться в качестве орудия совершения административного проступка и поэтому не подлежат конфискации. Конфискация в соответствии с комментируемой статьей может быть применена только в отношении конкретного имущественного объекта (движимой или недвижимой вещи).

Согласно КоАП конфискация может быть осуществлена в отношении движимого имущества, а также применительно к недвижимым имущественным объектам - в этом отличие конфискации от возмездного изъятия (ср.

П. 2 комментария к ст. 3.6). Конфискация морского или воздушного судна (в тех случаях, когда оно подлежит государственной регистрации), применяемая в соответствии с КоАП за совершение административных правонарушений на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ, представляет собой разновидность конфискации недвижимого имущества (см. ст. 8.17, а применительно к воздушному судну - также ст. 8.20 КоАП). При корреляции понятий «воздушное судно» и «летательный аппарат» (КоАП) следует иметь в виду, что по смыслу ст. 32 Воздушного кодекса РФ данные понятия отождествляются.

Под вещью, подлежащей при конфискации принудительному безвозмездному изъятию, понимаются объекты гражданских прав - движимые и недвижимые вещи (см. п. 5 комментария к данной статье). Нарушитель может быть собственником изымаемой при конфискации вещи либо обладать отдельными правомочиями собственника, например правом владения и (или) распоряжения данной вещью; в любом случае вещь, подлежащая конфискации, должна находиться у нарушителя на одном из указанных законных оснований. По смыслу ч. 3 комментируемой статьи изъятие у нарушителя движимой, недвижимой вещи, находящейся у него на незаконных основаниях, не является конфискацией; в отличие от данного административного наказания, при применении возмездного изъятия предмет, подлежащий принудительному изъятию, по смыслу ст. 3.6 КоАП может находиться у нарушителя на незаконных основаниях.

По смыслу ч. 3 комментируемой статьи под предметом, изъятым из оборота, подразумевается имущество, нахождение которого в обороте не допускается согласно ч. 1 п. 2 ст. 129 ГК. Виды объектов гражданских прав, изъятых из оборота, должны быть прямо указаны в федеральном законе.

Российское имперское право также рассматривало конфискацию в качестве особой разновидности имущественных санкций. Согласно ст. 58 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных конфискация «всех или части принадлежащих осужденным вещей и других имуществ» являлась дополнительным имущественным наказанием, присоединяемым в указанных законом случаях к основному уголовному или исправительному наказанию. От общей конфискации, или принудительного изъятия всего имущества в пользу казны, отличалось изъятие у виновного отдельных предметов - «орудий, послуживших или долженствующих служить к совершению преступления (instrumental sceleris), или же продуктов преступления». В соответствии с отделом первым гл. IX Уложения (о нарушении уставов таможенных) наказание в виде конфискации было предусмотрено по 19 составам преступлений, правовой режим специальной конфискации был определен ст. 751, ч. 2 ст. 759, ст. 760, 761 (дополнения 1, 2), 762, 763, ч. 1 ст. 764. Виды отдельных предметов, подлежащих конфискации в данном случае, определялись диспозицией правовой нормы. Конфискованные предметы, если они не подлежали уничтожению, обращались в пользу казны либо направлялись конкретному адресату, определенному санкцией; согласно ст. 759 незаконно ввозимая из зарубежных стран российская серебряная монета, а также медная монета новой чеканки подлежали конфискации и направлению на монетный двор.

Согласно ст. 1205 Устава уголовного судопроизводства товары и другие предметы, признанные судом подлежащими конфискации, а равно удержанные для пополнения штрафов, продавались казенным управлениям. Уголовные наказания по российскому имперскому праву подразделялись на: наказания в виде смертной казни; наказания, бессрочно ограничивающие свободу (каторжные работы первой степени); наказания, ограничивающие свободу на срок, определенный судебным решением в пределах минимального и максимального сроков указанных ограничений, установленных Уложением о наказаниях уголовных и исправительных (каторжные работы второй - седьмой степеней). Наказание в виде денежного взыскания являлось единственным основным исправительным наказанием, предусмотренным названным Уложением.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения:

  1. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения
  2. Постановление судьи о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения,

Исходя из положений ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, основной целью применения наказания является предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, при этом, наказание не преследует цели унижения чести и достоинства физического лица, причинение ему физических страданий.

На сегодня, одним из распространенных административных наказаний, наряду со штрафом, считается конфискация орудия совершения или предмета правонарушения. В соответствии со ст. 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «под конфискацией понимается принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или собственность субъекта РФ, не изъятых из оборота вещей. Конфискация как мера административного наказания может быть назначена в качестве основной и дополнительной санкций».

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена конфискация не вообще имущества нарушителя, а лишь тех предметов и орудий, с помощью которых совершаются административные правонарушения. Так, ими могут быть: денежные средства, валютные ценности, этиловый спирт и алкогольная продукция, оружие, боеприпасы, орудия производства, сырье, изготовленная продукция, несертифицированные средства связи, контрафактная печатная продукция, транспортные средства, суда, летательные аппараты и др. Однако точно так же, как и при возмездном изъятии, у граждан, чье существование и доходы полностью или в основном связаны с охотой и рыболовством, для которых охота или рыболовство - основной законный источник средств к существованию, нельзя конфисковать охотничье оружие, боевые припасы и другие дозволенные орудия охоты или рыболовства. Конфискация не может быть заменена для нарушителя возможностью выплатить стоимость вещи, подлежащей обращению в собственность государства. Соответствующее положение сформулировано в ч. 2 ст. 3.7 Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующей применение конфискации как меры административного наказания.

Действующим законодательством предусмотрено более ста видов правонарушений, за которые предусмотрена конфискация, как вид наказания. При этом многие ученые справедливо замечают, что наиболее сложные и дискуссионные вопросы возникают при применении данного вида наказания в экономической сфере, например, в предпринимательской деятельности, сфере финансов. Санкция рассматриваемого правонарушения, как правило, наносит прямой вред правонарушителю, лишая его собственности и тем самым принуждая к соблюдению установленных законом правил. К примеру, нарушения таможенных правил (глава 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) в большинстве случаев совершаются лицами, для которых осуществление таможенных операций является основным видом деятельности. При таких условиях именно широко применяемая конфискация товаров должна служить наиболее эффективным инструментом воздействия на указанных лиц.

Стоит отметить, что количество таможенных правонарушений растет, о чем свидетельствуют статистические данные. Исходя из показателей правоохранительной деятельности таможенных органов Российской Федерации, можно сделать вывод о применении конфискации. Так, «если в 2011 году с назначением конфискации рассмотрено 8946 дел, возбужденных таможенными органами России, то в 2012 году этот показатель составил 9170 дел, а в 2013 году – уже 10686 дел».Главной причиной такой ситуации является, по мнению Кима Н.И., то обстоятельство, что «при установлении главы 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодатель не учел особенности таможенных правоотношений».

Например, в большинстве случаев в отношения с таможенными органами вступают не собственники товаров, а лица, которым этот товар вверен, для совершения определенных операций. Из этого следует, что данные лица не заинтересованы экономически в сохранении данной собственности. То есть применение к ним наказания в виде конфискации не влечет для них никаких неблагоприятных последствий, так как собственниками конфискованного имущества они не являются. Получается, что цель привлечения к административной ответственности остается недостигнутой.

Практика применения данного вида наказания судами показывает, что в некоторых случаях конфискация рассматривается как наименьшая мера ответственности. Часто постановления по делам об административных правонарушениях содержат следующее: «…учитывая обстоятельства дела, совершение административного правонарушения впервые, судья полагает возможным назначить наказание в виде конфискации предмета правонарушения без штрафа…», «…при назначении наказания в виде конфискации предметов правонарушения, суд принимает во внимание обстоятельства, смягчающие административную ответственность…». Но получается практика расходится с теорией, ибо по Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях конфискация является тяжким видом наказания, по сравнению, например, со штрафом. Кроме этого, следует отметить, что у судов сложилась практика невозможности конфискации предметов, которые не являются собственностью правонарушителя.

Реализация орудия совершения или предметов, конфискованных по постановлениям, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2002 г. № 260 (ред. от 15.09.2008). Постановления о конфискации приводятся в исполнение судебными приставами-исполнителями и уполномоченными на то лицами органов внутренних дел в соответствии со ст. 32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно ФЗ «Об оружии» от 13 декабря 2014 года № 150-ФЗ (ред. 31.12.2014) «технически пригодные для эксплуатации гражданское оружие и патроны к нему, подлежат на основании реализации в соответствии с законодательством РФ». Конфискованные экземпляры произведения и фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, и иные орудия совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат уничтожению согласно ч. 3 ст. 32.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев передачи конфискованных экземпляров произведения или фонограмм обладателю авторских прав или смежных прав по его просьбе.

Конституционный суд РФ 25 апреля 2011 г. признал, что «у собственника есть право защищать в суде свое имущество, подлежащее конфискации в результате противоправных действий других лиц. По мнению Конституционного Суда РФ, такая мера по сути направлена на собственника соответствующего имущества, вне зависимости от его вины в данном правонарушении, что несоразмерно ограничивает право собственности последнего».

Конфискация, как одно из основных наказаний за правонарушения экономического характера не отвечает поставленным задачам. Многие высказываются о необходимости изменений в санкциях соответствующих составов административных правонарушений, установив возможность применения конфискации только в качестве дополнительного наказания, в случаях, если применение иных наказаний является недостаточным для предупреждения совершения новых противоправных деяний.

Также проблемным вопросом, по мнению большинства ученых, является неопределенность понятия «орудия совершения преступления». Причем закон не раскрывает содержание данного понятия, поэтому каждый понимает его по-разному. Например, Панкова О.В. считает, что «орудие совершения правонарушения - движимое и недвижимое имущество, используемое для объективной стороны правонарушения. Приведем такой пример. За сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу ч. 2 ст. 16.2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административный штраф с обязательной конфискацией орудия совершения административного правонарушения и конфискацией его предметов в качестве дополнительного наказания».

Представим себе, что для перемещения товаров использовалось транспортное средство. Тогда возникает вопрос: когда оно будет являться предметом, а когда орудием совершения данного правонарушения? Изучение правоприменительной практики показывает, что в деятельности судов этот вопрос решается неоднозначно и встречаются случаи, когда транспортное средство рассматривается в качестве предмета административного правонарушения. Соответственно, назначается административное наказание в виде штрафа, а конфискация транспортного средства применяется по усмотрению судьи. Вместе с тем следует иметь в виду, что если транспортное средство было оборудовано специальными хранилищами для сокрытия товаров при перемещении их через таможенную границу РФ (тайниками, изготовленными в целях сокрытия товаров, а также оборудованными и приспособленными на транспортных средствах в этих же целях конструктивными емкостями и предметами, предварительно подвергшимися разборке и монтажу), то оно является орудием административного правонарушения.

Конституционный Суд РФ, который в связи с проверкой норм таможенного законодательства пришел к выводу, что «конфискация как мера административной ответственности применяется независимо от того, кем является лицо, незаконно перемещающее товары и транспортные средства, - собственником товаров и транспортных средств, покупателем, владельцем либо выступает в ином качестве, достаточном в соответствии с законодательством для совершения с ними действий от своего имени, а также независимо от того, установлено лицо, совершившее таможенное правонарушение, или нет. Соответственно Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях допускает конфискацию орудий и предметов административного правонарушения как у их собственников, так и у других лиц, владеющих данными предметами».

Подводя итоги, можно твердо сказать, что конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительным безвозмездным обращением в государственную собственность не изъятых из оборота вещей. Наказание в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения пока еще недостаточно урегулировано. Практика, выработанная судами, тоже имеет существенные недостатки (например, некоторые применяют конфискацию, как более мягкое наказание). Следовательно, требуется устранение проблем применения данного вида наказания, чтобы судьи могли правильно его назначать, а главное справедливо и законно.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одним из основополагающих институтов административного права является административное наказание, применяемое в отношении физического или юридического лица за совершение противоправного, виновного действия (бездействия), за которое в соответствии со ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Исходя из поставленной цели и вытекающих из нее задач, проделав анализ действующего законодательства, своеобразно привести следующие выводы:

Назначение административного наказания ограничивает права, возлагает дополнительные обязанности, то есть на определенный срок ухудшает правовое положение виновного, к тому же административное наказание всегда выражает отрицательную оценку совершенного правонарушения, данную государством официально.

Предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами является одной из главных задач административного наказания.

Прежде всего, административное наказание – мера ответственности, которая, применяется к виновному лицу, совершившему административное правонарушение, в установленном законом порядке.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает закрытый перечень административных наказаний, к которым относятся, в частности: предупреждение; административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности; обязательные работы и административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Изучая дополнительную литературу, нами было замечено, что, такой вид наказания как административное приостановление деятельности может устанавливаться на срок до девяноста суток. Таким образом, если данный вид наказания установлен в отношении юридического лица, например, предприятия, то данный вид наказания может отразить негативные последствия, такие как: не выплата заработной платы работникам, и как следствие не будут выплачиваться налоги и платежи в ПФР, ФСС, ФОМС. В данном случае, наказанию подвергаются невиновные люди. Законодателю необходимо предусмотреть данное обстоятельство так как оно требует доработки в действующем законодательстве.

Рассматривая такой вид наказания как дисквалификация, нами была выявлена проблема осуществления контроля за исполнением постановления о дисквалификации.

Конфискация орудия совершения или предмета правонарушения является одним из распространенных видов наказаний. Проблемным вопросом данного вида наказания является орудие совершения преступления, так как закон не раскрывает данного понятия, поэтому каждый понимает его по-разному. Когда оно будет являться предметом, а когда орудием совершения данного правонарушения?

Устранение изложенных выше пробелов позволит более четко осуществлять надзор за исполнением законодательства об административной ответственности.




Просмотров