Коммуникативная значимость темпа речи. Функции темпа речи

План

1. Ораторика как центральный жанр риторики. Этапы подготовки к выступлению, композиция выступления.

2. Понятие «мемория» в риторике: способы фиксации и использования подготовленного выступления

3. Процесс выступления; типы аудиторий (слушателей): конфликтная, безразличная (индифферентная), конструктивная. Поведение оратора в зависимости от типа аудитории.

4. Поведение оратора в нестандартных ситуациях. Приемы косвенного воздействия на аудиторию: создание ситуации мнимого выбора, обращение к «благородным мотивам», прием повышения статуса источника информации, прием лексической интерпретации фактов и др.

5. Коммуникативное равновесие и коммуникативные барьеры.

Практикум

Задание 1. Приемы косвенного воздействия оратора на слушателей направлены на «приватизацию» ими информации, содержащейся в речи, т.е. на то, чтобы с помощью риторических приемов побудить слушателей самостоятельно сделать выводы и таким образом убедить аудиторию, воздействовать на нее.

Данные приемы эффективны в конфликтной аудитории, убеждающей речи.

Соотнесите название приема и его риторический образец.

1. Прием «программирования» мышления аудитории а. Образец: «Давайте закроем атомные станции, потом – гидростанции, затем тепловые – все они экологически небезупречны, а сами будем сидеть при лучине (т.е. вводятся заведомо абсурдные утверждения, неприемлемые для слушателей, привыкших пользовать благами цивилизации и не желающих «сидеть при лучине», а потому «приватизирующих» точку зрения оратора, который в данном примере выступает против идеи запрещения использования атомной энергии на атомных станциях)
2. Прием доведения до нелепости возможных аргументов противника б. Образец: «Разве гидростанции не наносят вред речной фауне и окружающей природе в целом? Разве тепловые станции не требуют в колоссальных объемах природного топлива? Разве и те и другие не наносят вред человеку и природе? Так почему же раздаются требования запретить атомные станции! (В данном примере с помощью цепочки риторических вопросов с заранее программируемыми ответами, которые напрашиваются сами собой, оратор подводит слушателей к нужным ему выводам)
3. Прием «повышения статуса» источника информации в. Образец: «ловкий делец – талантливый предприниматель»
убежденность фанатизм
возмездие расправа
разведчик шпион
воин агрессор
(в данных примерах приведены слова-синонимы, но с различной эмоциональной окраской, с помощью которых вызывается соответствующее эмоциональное восприятие: положительное или отрицательное – у слушателей)
4. Прием лексической интерпретации понятий г. Образец: «Я только что приехал с международной конференции…»; «Я недавно разговаривал с большим специалистом по этим вопросам…»; «Я специально изучал освещение этого вопроса в литературе…» (т.е. если оратор признан аудиторией авторитетным, то слушатели оценивают его выступление как более обоснованное, фактически достоверное, как более убедительное) т.к. людям интересна не только информация, но и источник – оратор

Задание 2 . Определите, у кого из общающихся коммуникативная позиция будет сильнее и почему?

– Сидящий и стоящий.

– Говорящий громко – говорящий тихо.

– Хорошо одетый – плохо одетый.

– Лежащий на диване – сидящий на диване около него.

– Тот, кто обнимает – тот, кого обнимают.

– Тот, кто движется энергично – тот, кто движется слабо.

– Тот, кто на трибуне – тот, кто внизу.

– Тот, кто наклоняется к собеседнику – тот, кто сидит прямо.

– Сидящий – тот, кто передвигается во время разговора вокруг него.

– Тот, кто ведет человека под руку – тот, которого ведут под руку.

– Тот, кто выше – тот, кто ниже.

– Тот, кто одет в темное – тот, кто одет в светлое.

– Тот, кто приближается к собеседнику – тот, кто удаляется от собеседника.

– Тот, кто смотрит в глаза собеседнику – тот, кто избегает взгляда собеседника.

Задание 3. Определите способы речевого воздействия, приемы усиления, защиты, ослабления коммуникативной позиции общающихся, которые используются в следующих примерах.

«Какое удовольствие вас видеть! – начал он разговор. – Для меня всегда такое удовольствие с вами общаться!»

Когда он вошел в офис, то сразу увидел молоденькую, модно, но скромно одетую девушку с приветливым выражением лица. Она сразу встала, взглянула ему прямо в глаза, улыбнулась и сказала: «Это вы нам звонили по поводу заказа? Рада вас видеть! Мы вас ждем. Садитесь, пожалуйста!»

«Не плачь, не плачь, – говорил девочке Алексей. Он подошёл к ней поближе, положил ей руку на плечо, потом обнял и ласково прижал к себе. – Вот видишь, всё хорошо, никто тебя больше не обижает. Не плачь больше, ладно? Мама скоро придёт», – негромко говорил он.

«Поверьте, это только ухудшит положение! – взывал оратор с трибуны, простирая руки к слушателям и всем телом наклоняясь к ним. – Мы должны отказаться от этой бессмысленной забастовки!»

Молотов начал доклад. Все члены Политбюро сидели за длинным столом. Сталин встал, раскурил трубку и начал по обыкновению медленно ходить по залу заседаний так, что головы всех членов Политбюро постоянно поворачивались за ним, как и голова докладчика.

«Ну, так вы согласны? Да или нет?» – настаивал инженер. Старик молчал. Потом он распрямился в своем кресле и откинулся назад, глядя в окно. Молчание затягивалось.

Вошел первый экзаменующийся. Волнуясь, он взял билет и сел перед экзаменаторами. На столе стояло несколько ваз с цветами, и он постарался сесть так, чтобы цветы загораживали экзаменаторов.

– Вы что, не хотите нас видеть? – спросил председатель экзаменационной комиссии.

– Я…нет, почему…

Директор выслушивал объяснения учительницы, стоя, распрямившись, скрестив руки на груди и откинув назад голову. И хотя он ростом был не выше Нины Петровны, он казался ей сейчас высоким и неприступным, и она все время сбивалась, рассказывая ему о случившемся.

Задание 4 . Что надо делать в следующих случаях?

1. В аудиторию забежала кошка. 2. В аудиторию все время заглядывают посторонние. 3. Слушатели в задних рядах разговаривают друг с другом и мешают лектору. 4. Некоторые слушатели встают и уходят. 5. Слушатели зевают. 6. По раздраженным лицам некоторых слушателей видно, что они совершенно не согласны с вами. 7. С места раздаются громкие реплики несогласия. 8. С места раздаются грубые, провокационные выкрики, реплики. 9. По ходу вашего выступления вам задают вопрос, ответ на который отвлечет вас от темы. 10. По ходу вашего выступления вам задают вопрос, на который вы не можете сразу ответить. 11. Стало душно. 12. Погас свет. 13. Выключился микрофон. 14. В аудиторию доносится сильный шум из коридора.

Задание 5. Закончите фразы, данные ниже (правильность ответов проверьте по ключу)

1. Иван Грозный как оратор отличался тем, что... 2. А. В. Луначарский как оратор отличатся тем, что... 3. И. И. Мечников как оратор отличался тем, что... 4. Д. И. Менделеев как оратор отличался тем, что... 5. К. А.Тимирязев как оратор отличался тем, что... 6. В. И. Ленин как оратор отличался тем, что... 7. И. В. Сталин как оратор отличался тем, что... 8. Н. С. Хрущев как оратор отличался тем, что... 9. Ф. Кастро как оратор отличается тем, что... 10. М. С. Горбачев как оратор отличается тем, что... 11. В. В. Жириновский как оратор отличается тем, что... 12. А. В. Лебедь как оратор отличался тем, что... 13. В. В. Путин как оратор отличается тем, что...

Ключ

К заданию 5

Прекрасным оратором в XVI в. был Иван Грозный. Он был очень возбудим, эмоционален и в таком состоянии был необычайно красноречив устно и письменно, остроумен, сыпал колкостями; однако утомление лишало его красноречия.

А. В. Луначарский обладал огромной эрудицией, импровизировал, демонстрировал огромное личное обаяние, обладал даром приводить необычные сравнения и параллели.

И. И. Мечников отличался кристаллической ясностью и образностью изложения, свободой поведения в аудитории, умением держать внимание в аудитории.

Д. И. Менделеев, выступая, показывал путь, которым были получены те или иные истины. Он был в равной мере логичен и эмоционален, приводил лишь тщательно отобранные факты. Слушатели очень любили его метод «словесных экскурсий» – отступления в другие науки, в практическую жизнь. Он мастерски менял высоту голоса во время выступления.

К. А. Тимирязев поражал слушателей высокой научностью в сочетании с образностью, художественностью изложения, а также тем, что очень часто сопровождал свои выступления опытами.

В.И. Ленин отличался от других ораторов страстностью, полемичностью и устремленностью к решению практических задач.

Ф. Кастро отличается огромной способностью к импровизации, страстностью, эмоциональностью выступлений, интенсивной жестикуляцией. Однажды он говорил без перерыва почти 7 часов.

М.С. Горбачев как оратор отличается непривязанностью к тексту, умением импровизировать в рамках текста, держать паузу, эмоциональностью, способностью удерживать внимание аудитории. Он часто ссылается на личный опыт, мнения присутствующих в зале людей, включает их идеи и высказывания в свои выступления.

В.В. Жириновский запоминается своей непредсказуемостью, ораторским напором, порой остроумными шутками, полемичностью, готовностью высказаться и вступить в спор по любому вопросу.

Тестовые задания

(правильность ответов проверьте по ключу в конце задания)

1. Назовите избыточный элемент характеристики ораторского мастерства, рассматриваемый в разделе акцио:

а) манера держаться;

б) соответствие содержания теме сообщения;

г) внешний вид.

2. Наилучшим способом выступления признается:

а) запоминание речи наизусть;

б) чтение с листа;

в) выступление с опорой на текст;

г) выступление-импровизация.

3. Вставьте пропущенное слово.

… является основным инструментом оратора.

4. Оптимальным темпом речи является:

а) 80–90 слов в минуту;

б) 170–180 слов в минуту;

в) 120–150 слов в минуту;

г) 200–250 слов в минуту.

5. Исключите данное качество из списка качеств образцовой речи:

а) чистота речи;

б) логичность речи;

в) уместность речи;

г) краткость речи.

6. Одним из первых учение о коммуникативных качествах речи предложил:

а) М.В. Ломоносов;

б) Аристотель;

в) А.С. Пушкин;

7. Основными аспектами культуры речи являются:

а) нормативный, этический, эмоциональный;

б) нормативный, коммуникативный, этический;

в) нормативный, логический, этический;

г) нормативный, креативный, эстетический.

8. В тексте: «Для повышения качества воспроизведения мелких деталей при приеме черно-белого изображения в схему телевизора введено автоматическое отключение резекторных фильтров в яркостном канале. Уменьшение влияния помех достигается применением схемы автоматической подстройки частоты и фазы строчной разверстки» (Руководство по эксплуатации телевизионного приемника) – нарушено коммуникативное качество:

а) правильность речи;

б) ясность речи;

в) точность речи;

г) уместность речи.

9. Избыточные и неоправданные употребления в речи терминологии или жаргона, просторечных слов приводит к возникновению в общении:

а) психологических барьеров;

б) речевых барьеров;

в) и то, и другое правильно.

10. В тексте: «Мы с ним пошли в дождик ну рыбу ловить / вообще обхохочешься / стоим там под дождем мокрые/ и это самое/ рыбу ну ловим / такие деловые ушли / короче ничего не поймали / я вообще рыбу не умею ловить / смотрю короче на крючок / у меня все в шарах-то стоит / это самое мигает / и я так вытаскиваю лихорадочно / только ну червяков меняю» (устная речь подростка) – нарушено коммуникативное качество речи:

а) точность, ясность;

б) логичность;

в) краткость.

Ключ

1. б 4. а 7. б 10. а, б

Темы рефератов и сообщений

1. Понятие «мемория» в античной и современной риторике.

2. Ораторское мастерство выдающихся деятелей культуры, политики науки (А.В. Луначарский, В.И. Ленин, В.В. Путин, В.В. Жириновский, В.О. Ключевский, Д.И. Менделеев и др.; по выбору студента).

3. Барьеры в общении и их преодоление.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Дальневосточный государственный гуманитарный университет»

Факультет психологии и Социально Гуманитарных технологий

«Функции темпа речи»

Студентки: Е.И Голобоковой

Проверила: Матвеева С.С

Хабаровск 2014

Темп речи -- скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). Относится к просодическим элементам, является одним из компонентов интонации. Следует, однако, заметить, что абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения; кроме того, наблюдается зависимость между длиной речевой единицы и скоростью её произнесения (стремление к изохронности): чем длиннее слово или синтагма, тем меньше средняя длительность звука (слога) в них.

Темп речи может измеряться:

Числом произносимых в единицу времени (чаще всего в секунду) элементов речи;

Средней длительностью элемента.

Повышение темпа речи осуществляется за счёт сокращения длительности как гласных, так и согласных звуков, в то время как снижение темпа достигается преимущественно путём увеличения длительности гласных.В качестве интонационного средства темп речи выполняет функцию противопоставления более и менее важных компонентов высказывания. Наиболее важные слова или синтагмы характеризуются замедленным темпом, отрезки, несущие второстепенную информацию (к ним относятся, в частности, вводные слова), -- ускоренным. Замедление темпа к концу высказывания выступает одним из средств оформления его целостности, в чём проявляется синтаксическая функция интонации.

Темп может также пониматься как характеристика, определяющая степень артикуляторной напряжённости и слуховой отчётливости речи. Так, при медленном темпе слова выступают в полных звуковых формах.Одной из составных частей просодии речи является темп или скорость речи. Темп выполняет разнообразные функции в тексте:

* коммуникативную функцию, т.е. служит как средство выделения важной информации;

* экспрессивную функцию, т.к. он участвует в выражении чувств и эмоций;

* стилистическую функцию, выражая отношения между речевыми партнерами;

* синтаксическую функцию, оформляя целостность высказывания.

Исследование функциональной нагрузки темпа речи считается одной из актуальных проблем лингвистики. Следует заметить, что абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения; кроме того, наблюдается зависимость между длиной речевой единицы и скоростью её произнесения (стремление к изохронности): чем длиннее слово или синтагма, тем меньше средняя длительность звука (слога) в них. Ученые отмечают также, что темп речи обусловлен прежде всего психофизиологическими свойствами человека: одни говорят вообще медленно, другие - быстро. Женщины, как правило, более мобильны в вариациях темпа речи, чем мужчины. Такой темп называют индивидуальным, т.к. он присущ только одному человеку, соответствует его характеру. Но темп речи может быть обусловлен и ситуативно, когда изменение скорости речи зависит от речевой ситуации. Изменения темпа речи зависят также от коммуникативного намерения говорящего, его настроения, т.е. темп речи может передавать определенную информацию и нести эмоционально-модальную нагрузку. В данном исследовании нас интересует прежде всего этот аспект темпа.

При рассмотрении темпа проблематичными являются несколько вопросов, в частности, принимать ли во внимание при оценке темпа лишь фонационные отрезки или учитывать вместе со звучащими сегментами и паузы. Это является важным не только для измерения темпа, но и для определения его роли в тексте, т.к. длительность пауз считается фактором, влияющим на восприятие темпа: экспериментальные данные свидетельствуют о том, что восприятие темпа речи зависит не только от скорости артикуляции, но и от величины интервалов между речевыми отрезками [Веренич Н.И., с.28].

Спорным является также вопрос о выборе оптимальной единицы измерения темпа речи. Традиционно темп речи характеризуется либо количеством звуков, слогов или слов, произнесенных в минуту, либо средней длительностью звука (слога). Некоторые исследователи считают, что слово является не совсем приемлемой единицей для измерения, т.к. слова имеют очень разный слоговой и звуковой объем [Веренич Н.И., с. 29]. Если в качестве измерения взять звук, то членение речевого потока становится слишком дробным, при этом звуки также очень отличаются по длительности. Слог же является наименьшей естественной произносительной и воспринимаемой единицей речи, в связи с этим данный сегмент речи чаще всего используется в качестве единицы измерения темпа речи [Веренич Н.И., с. 35]. На этой речевой единице концентрируем и мы свое внимание в данном исследовании.

темп речь интонация стилистический

Список литературы

1.Абдуазизов, А. А. Элементы общей и сравнительно-типологической фонологии / А. А. Абдуазизов. - Ташкент, 1981. - 182 с. - С. 107-116.

2.Антипова, А. М. Направления исследований по интонации в современной лингвистики / А. М. Антипова // Вопросы языкознания. - 1986. - № 1.

3.Антипова, А. М. Система английской речевой интонации / А. М. Антипова. - М.: «Высшая школа», 1979. - С.130-131.

4.Ахманова, О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. - М.: Советская энциклопедия, 1968. - 606 с.

5.Бахтина, Н. Ю. Становление интонационной системы в раннем детском возрасте (экспериментально-фонетическое исследование на материале русского языка): дис. ... канд. филол. наук / Бахтина Н. Ю. - СПб, 2000- 318с.

6.Богданова, Э. Х. Обучение выразительному чтению в языковом вузе / Э. Х. Богданова // Иностранный язык в высшей школе. - М., 1987. Выпуск 20.- 143 с. - С. 126-132.

7.Большой толковый словарь / под ред. Е. Г. Ожегова. - СПб., 2001.

8.Большой энциклопедический словарь / под ред. В. Н. Ярцевой. - М., 1998. - С. 198, 401-407, 556.

9.Бондаренко, Л. В. Звуковой строй современного русского языка / Л. В. Бондаренко. - М., 1977. - 176 с.

10.Винарская, Е. Н. Выразительные средства текста (на материале русской поэзии) / Е. Н. Винарская. - М.: Высшая школа, 1989. - 136 с.

11.Гальперин, И. Р. Очерки по стилистике английского языка / И. Р. Гальперин. - М., 1958. - 459 с. - С. 217.

12.Глухов, В. П. Основы психолингвистики: учеб. Пособие для студентов педвузов / В. П. Глухов. - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 351 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Общая характеристика русской интонации, ударение как её компонент. Мелодика и тембр речи как характеристики интонации. Коммуникативная значимость темпа и скорости речи. Тембр и пауза как часть интонации, сила звучания в ней по стихотворениям писателей.

    реферат , добавлен 12.07.2010

    Общая характеристика спонтанной речи. Значение интонации, громкости и темпа. Звуковые фонетические процессы. Сопоставительный анализ фонетических особенностей спонтанной речи с фонетической нормой английского языка на базе аудиовизуального материала.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2009

    Понятие ораторской речи как разновидности публичной речи, ее сущность и особенности. Элементарные принципы и приемы риторики, форма подачи речи. Применение выразительных приемов. Номинативная, коммуникативная и экспрессивная функции парламентской речи.

    реферат , добавлен 06.11.2012

    Аспекты культуры речи. Коммуникативный аспект культуры речи. Коммуникативные качества речи. Правильность речи как коммуникативное качество. Устранение речевых ошибок в приведенных предложениях. Лексическое значение и стилистическая окраска фразеологизмов.

    контрольная работа , добавлен 18.06.2010

    Изучение видов, форм внутренней речи и роли внутренней речи в литературном тексте художественного произведения. Рассмотрение языковых средств, используемых для построения внутренней речи в художественном тексте. Рассмотрение изображенной внутренней речи.

    дипломная работа , добавлен 16.07.2017

    Выделение частей речи по семантическому принципу. Синтаксическая функция как возможная субституция в линейной речевой цепи. Классификации частей речи немецкого языка. Разделение слов на части речи как предварительный этап их грамматического описания.

    реферат , добавлен 03.04.2010

    Фонетический и фонологический анализ английской спонтанной речи на основе выбранного видеоматериала. Интонационные особенности диалогической речи как результат дистантного взаимодействия. Характер взаимосвязи ритма и других компонентов интонации.

    курсовая работа , добавлен 01.05.2015

    Теоретический аспект в изучении интонации немецкого, английского и русского языков. Темп речи как компонент интонации. Правильная расстановка пауз. Тембр голоса. Ударные слоги английского предложения. Изучение особенностей немецкого произношения.

    реферат , добавлен 23.11.2014

    Понятие речи и языка. Виды речевой деятельности и их особенности. Функции и свойства речи. Беседа как разновидность диалогического общения. Информативность, понятность и выразительность речи. Язык как иерархически упорядоченная система особых знаков.

    контрольная работа , добавлен 11.04.2010

    Культура речи - реализация диалектического взаимодействия личностного и социального, индивидуального и общего в выборе языковых средств; коммуникативные функции; лексические и морфологические нормы. Этический аспект культуры речи и ораторское искусство.

Очень важно для судебного оратора соблюдение темпа речи, т.е. скорости произнесения речевых элементов. «Какая речь лучше, быстрая или медленная? - спрашивает П.С.Пороховщиков и отвечает: Ни та, ни другая; хороша только естественная, обычная скорость произношения, то есть такая, которая соответствует содержанию речи, и естественное напряжение голоса. У нас на суде почти без исключения преобладают печальные крайности; одни говорят со скоростью тысячи слов в минуту, другие мучительно ищут их или выжимают из себя звуки с таким усилием, как если бы их душили…» Далее приводит пример: «Обвинитель напомнил присяжным последние слова раненого юноши: «Что я ему сделал? за что он меня убил?» Он сказал это скороговоркой. - Надо было сказать так, чтобы присяжные услышали умирающего».
Темп речи зависит от содержания высказывания, от индивидуальных особенностей говорящего и его эмоционального настроя. Чаще всего судебные ораторы произносят речь с внутренним подъемом, в состоянии эмоционального напряжения, что проявляется в несколько убыстренном темпе выступления. Однако следует помнить, что слишком быстрый темп не позволяет усвоить всю выдаваемую информацию. А слишком медленная речь утомляет суд; при слишком медленном темпе создается впечатление, что речь оратора затруднена из-за слабого знания материалов дела, из-за отсутствия доказательств. Медленная речь, как правило, оставляет судей равнодушными к предмету обсуждения.
Если даже речь будет произнесена в оптимальном темпе (что составляет примерно 120 слов в минуту), но без изменения его, то она все равно воспринимается с трудом, так как невозможно говорить о разных предметах (например, изложение обстоятельств дела и оценка действий подсудимого, изложение данных акта судебно-медицинской экспертизы и характеристика личности подсудимого) в одном и том же темпе. Анализируя материалы дела, судебный оратор рассуждает об истинности или ложности определенных доказательств, аргументирует, опровергает, делает выводы. Кроме того, почти в каждой судебной речи имеются так называемые общие места, в которых прокурор и адвокат ставят и разрешают моральные вопросы. Естественно, что все эти структурные части не могут быть произнесены в одном темпе. Наиболее важные из них произносятся в несколько замедленном темпе, чем подчеркивается значительность мыслей, их весомость, так как замедленный темп высвечивает мысль, подчеркивает ее, позволяет остановить на ней внимание. Менее важные части произносятся несколько быстрее, легче; эмоциональная оценка каких-либо явлений также дается в несколько убыстренном темпе.
Речь прокурора воспринимается лучше, когда она произносится уверенно, неспешно, убедительно, и итог - объективность выводов.
Судебному оратору необходимо владеть и замедленным, «увесистым», авторитетным словом, и четкой, ясной по дикции скороговоркой. Очень важно для юристов вырабатывать речевой слух, умение слышать звучание своей речи и оценивать ее. Это позволяет чувствовать темп и управлять им, а значит, помогает суду легко понять мысли оратора.

Мелодический рисунок речи

«Остерегайтесь говорить ручейком, - советовал П.С. Пороховщиков, - вода струится, журчит, лепечет и скользит по мозгам слушателей, не оставляя в них следа. Чтобы избежать утомительного однообразия, надо составить речь в таком порядке, чтобы каждый переход от одного раздела к другому требовал перемены интонации».
Действительно, выразительность звучания судебной речи в значительной степени создается интонационным богатством. Интонацией называется тональная окраска слов, последовательность тонов, различающихся по высоте, тембру, темпу. Тон - это высота звука, определяемая частотой звуковых колебаний; это высота звучания человеческого голоса. Тембр - природная звуковая окрашенность голоса, которая у каждого человека своя, неповторимая. Но тембр меняется в зависимости от физического и морального состояния оратора, от его отношения к собеседникам, к предмету речи.
Интонация является своеобразным музыкальным оформлением судебного выступления, повышает его экспрессивность и воздейственность.

С помощью изменения тона создается мелодический рисунок речи.
К сожалению, некоторые современные судебные ораторы мало заботятся о модуляции голоса, отчего их выступления становятся монотонными, скучными, теряют убедительность, так как речь кажется робкой; думается, что «говорящий сам не уверен в ценности своих слов и верности своих юридических соображений» . Как правило, монотонной, тихо звучащей речь бывает в тех случаях, когда прокурор или адвокат слабо знают материалы дела; от этого они проявляют равнодушие к слушающим, испытывают скованность, которой соответствует интонационная обедненность речи. Оратор говорит вяло, как бы нехотя. В таких речах почти всегда отсутствуют изобразительные средства, для использования которых (например, контраста, риторических вопросов, градации, повторов) говорящему не хватает ни силы голоса, ни навыков.
Каждому выступающему полезно мысленно ставить себя на место судей, которым приходится из процесса в процесс выслушивать монотонные, невыразительные речи. Равнодушный прокурор или адвокат не учитывает того, что модуляция голоса, тембрирование, тон являются важными, с точки зрения психологии, коммуникативными средствами: с их помощью возможно выразить разную степень утверждения, разные оттенки вопроса. Психологами подсчитано, что интонация может нести до 40% информации. Например, оратор, говорящий внушительным тоном, демонстрирует свою напористость, психологически давит на аудиторию. Это одна из уловок в споре. Уловка - любой прием, с помощью которого говорящий пытается облегчить спор для себя и затруднить его для другой стороны.
Это некорректное средство спора. Самоуверенный, решительный, безапелляционный тон способствует внушению. Внушение - это воздействие на волю и сознание человека с целью внушить ему определенные мысли. Рассудительные, убеждающие интонации, эмоциональные реакции обвинителя или защитника помогают судьям обратить внимание на те или иные вопросы, освещаемые оратором.

Паузы

Судебному оратору необходимо донести до участников процесса тончайшие смысловые оттенки своей речи. Нужно научиться своевременно делать паузы, которые очень важны, потому что они являются средством смыслового и эмоционального выделения слова или словосочетания. Пауза - это временная остановка звучания, разрывающая поток речи, вызываемая разными причинами и выполняющая различные функции. В потоке устной речи нередко возникают паузы обдумывания, в течение которых говорящий формулирует мысль, находит наиболее нужную форму выражения, подбирает языковые средства. Пауза дает возможность подумать, к какой мысли следует перейти дальше. Она позволяет важным мыслям глубже запасть в сознание слушателей.
В зависимости от функции выделяются паузы логические и психологические. Логические паузы, отделяющие один речевой отрезок от другого, формируют высказывание, помогают уяснить его смысл. Рассмотрим пример: Товарищи судьи // Дело / по которому / вам предстоит вынести приговор / является на мой взгляд / не совсем обычным. Логически значимыми в высказывании выступают слова является на мой взгляд / не совсем обычным, они отделены логической паузой. Логический центр в них - не совсем обычным, он помещается в конце высказывания и также отделяется логической паузой. В примере Особенно неприятно / наблюдать / когда за такие преступления / / молодые люди / только что переступившие порог совершеннолетия логические паузы выстраивают перспективу высказывания. Они делят фразу на логические сегменты, наиболее значимый из которых стоит в конце высказывания: на скамье подсудимых оказываются / молодые люди и т.д. Логический центр только что перешагнувшие порог совершеннолетия также отделяется логической паузой. Логические паузы, как видим из примеров, возникают внутри высказываний, между высказываниями; паузами оформляется переход от одной мысли к другой. Они позволяют более точно оформлять течение мысли, подчеркивать важные моменты, важные слова, сосредоточивать на них внимание, повышают целенаправленное восприятие речи.
Психологические паузы позволяют привлечь внимание к наиболее важной, наиболее значимой части высказывания. Они, по точному определению К.С. Станиславского, «дают жизнь» высказыванию. Они подчеркивают эмоциональные моменты, создают определенный эмоциональный настрой, усиливают психологическое воздействие речи. «Там, где, казалось бы, логически и грамматически невозможно сделать остановки, там ее смело вводит психологическая пауза». Важны психологические паузы в таких композиционных частях, как «Изложение обстоятельств дела», «Характеристика личности подсудимого», «Причины, способствовавшие совершению преступления». В примере Скоро / очень скоро / вы удалитесь в совещательную комнату / для того // чтобы постановить приговор рассчитанные, умело выдержанные паузы, особенно после слов в совещательную комнату, сосредоточивают внимание подсудимых и всех находящихся в зале, заставляют задуматься о судьбе молодых людей, сидящих на скамье подсудимых. Даже говоря о квалификации преступления или о мере наказания, оратор может с большим эффектом и эффективностью использовать психологические паузы: С учетом тяжести / совершенного преступления / личности подсудимого / я прошу определить меру наказания / сроком //… Паузы после слов с учетом тяжести совершенного преступления, после слов меру наказания и сроком - это логические паузы: они делят высказывание на логические сегменты и оформляют перспективу высказывания; однако если одну из пауз задержать на пять-шесть секунд, она станет в большей степени психологической, так как до предела мобилизует внимание подсудимого и присутствующих в зале суда граждан, создаст эффект ожидания, подсудимого заставит по-настоящему понять то, что он совершил. И если оратор глубоко и объективно проанализировал обстоятельства дела, дал правильную правовую и заслуженную моральную оценку совершенного деяния, зал согласится с мнением оратора.
Особенно важна с точки зрения психологии начальная пауза, во время которой аудитория знакомится с оратором, настраивается на него. Теоретики ораторского искусства советуют не начинать речь немедленно, а сделать паузу в 10-15 секунд, в течение которой оратор устанавливает зрительный контакт с аудиторией. Подобное поведение судебного оратора, поднявшегося для произнесения речи, может показаться несколько неуместным, так как зрительный контакт с аудиторией установлен уже в продолжение судебного следствия, к тому же судебная речь обращена прежде всего к суду, к присяжным заседателям. Поэтому начальную паузу скорее всего следует сделать после обращения Ваша честь, господа присяжные заседатели, уважаемый суд, уважаемые присяжные заседатели, и она покажет неравнодушие судебного оратора к данному делу и его волнение и активизирует внимание слушателей. Начальная пауза окажет еще большее психологическое воздействие, если после нее оратор негромко, в несколько замедленном темпе начнет говорить об особенностях данного дела или о трудности задачи, стоящей перед ним в данном процессе. Это придаст его словам весомость. Однако не следует злоупотреблять паузами, так как от этого речь становится отрывистой, создает впечатление плохой подготовленности оратора к ее произнесению.
Роль интонационно-выразительных средств в речи судебного оратора показал А.П. Чехов в рассказе «Сильные ощущения», где молодой человек, влюбленный в свою невесту, под влиянием экспрессивной речи своего друга-адвоката писал ей отказ :
«…- Я тебе говорю: достаточно мне десяти - двадцати минут, чтобы ты сел за этот самый стол и написал отказ своей невесте.
И адвокат заговорил о недостатках моей невесты. Теперь я отлично понимаю, что это говорил он вообще о женщинах, об их слабых сторонах вообще, мне же тогда казалось, что он говорит только о Наташе. Он восторгался вздернутым носом, вскрикиваниями, визгливым смехом, жеманством, именно всем тем, что мне так в ней не нравилось. Все это, по его мнению, было бесконечно мило, грациозно, женственно. Незаметно для меня он скоро с восторженного тона перешел на отечески назидательный, потом на легкий, презрительный… Приятель говорил не новое, давно уже всем известное, и весь яд был не в том, что он говорил, а в анафемской форме. То есть черт знает, какая форма! Слушая его тогда, я убедился, что одно и то же слово имеет тысячу значений и оттенков, смотря по тому, как оно произносится, по форме, какая придается фразе. Конечно, я не могу передать вам ни этого тона, ни формы, скажу только, что, слушая приятеля, я возмущался, негодовал, презирал вместе с ним…
Хотите, верьте, хотите - нет, но в конце концов я сидел за столом и писал своей невесте отказ…»

Одним из важных показателей речевой культуры судебного оратора, необходимым условием ясности и доходчивости речи является литературное произношение, отражающее бережное отношение к слову.

Хотя полной унификации литературного произношения нет и существуют произносительные варианты, связанные с территориальными признаками или имеющие стилистическую окраску, в целом современные орфоэпические нормы представляют собою последовательную совершенствующуюся систему.

Одной из составных частей просодии речи является темп или скорость речи. Темп выполняет разнообразные функции в тексте:

  • коммуникативную функцию, т.е. служит как средство выделения важной информации;
  • экспрессивную функцию, т.к. он участвует в выражении чувств и эмоций;
  • стилистическую функцию, выражая отношения между речевыми партнерами;
  • синтаксическую функцию, оформляя целостность высказывания.

Исследование функциональной нагрузки темпа речи считается одной из актуальных проблем лингвистики. Следует заметить, что абсолютный темп речи зависит от индивидуальных черт говорящего, особенностей его эмоционального состояния и ситуации общения, стиля произношения; кроме того, наблюдается зависимость между длиной речевой единицы и скоростью её произнесения (стремление к изохронности): чем длиннее слово или синтагма, тем меньше средняя длительность звука (слога) в них. Ученые отмечают также, что темп речи обусловлен прежде всего психофизиологическими свойствами человека: одни говорят вообще медленно, другие - быстро. Женщины, как правило, более мобильны в вариациях темпа речи, чем мужчины. Такой темп называют индивидуальным, т.к. он присущ только одному человеку, соответствует его характеру. Но темп речи может быть обусловлен и ситуативно, когда изменение скорости речи зависит от речевой ситуации. Изменения темпа речи зависят также от коммуникативного намерения говорящего, его настроения, т.е. темп речи может передавать определенную информацию и нести эмоционально-модальную нагрузку. В данном исследовании нас интересует прежде всего этот аспект темпа.

При рассмотрении темпа проблематичными являются несколько вопросов, в частности, принимать ли во внимание при оценке темпа лишь фонационные отрезки или учитывать вместе со звучащими сегментами и паузы. Это является важным не только для измерения темпа, но и для определения его роли в тексте, т.к. длительность пауз считается фактором, влияющим на восприятие темпа: экспериментальные данные свидетельствуют о том, что восприятие темпа речи зависит не только от скорости артикуляции, но и от величины интервалов между речевыми отрезками [Веренич Н.И., с.28].

Спорным является также вопрос о выборе оптимальной единицы измерения темпа речи. Традиционно темп речи характеризуется либо количеством звуков, слогов или слов, произнесенных в минуту, либо средней длительностью звука (слога). Некоторые исследователи считают, что слово является не совсем приемлемой единицей для измерения, т.к. слова имеют очень разный слоговой и звуковой объем [Веренич Н.И., с. 29]. Если в качестве измерения взять звук, то членение речевого потока становится слишком дробным, при этом звуки также очень отличаются по длительности. Слог же является наименьшей естественной произносительной и воспринимаемой единицей речи, в связи с этим данный сегмент речи чаще всего используется в качестве единицы измерения темпа речи [Веренич Н.И., с. 35]. На этой речевой единице концентрируем и мы свое внимание в данном исследовании.

Изучение литературы по лингвистике, психолингвистике, физиологии, медицине и логопедии показало, что темп речи слышащего человека довольно глубоко и разносторонне исследован (Жинкин Н.И., Архипов Г.Б., Выготский Л.С.). В зависимости от специфики той или иной области науки даются различные определения понятия «темп речи», раскрываются физиологические механизмы этой стороны произношения, определяется роль темпа речи в обеспечении её коммуникативной функции.

Изучение литературных материалов по логопедии показало, что в этой области исследованы дефекты скорости произношения нормально слышащего человека и описаны приёмы их коррекции(Мартынова Н.Ю.).

Одним из выразительных средств устной речи является её темп. Замедляя темп своего высказывания, человек подчёркивает важность, особую значимость того, что он сообщает. И наоборот, ускоряя проговаривание некоторых фраз, мы часто этим самым выражаем второстепенность сообщаемого. Однако произношение при этом не теряет своей правильности и разборчивости. Таким образом, нормальному темпу свойственно то замедление, то ускорение. Указанные колебания в скорости высказываний будут зависеть от быстроты произнесения фонем, слов, фраз и от частоты и длительности пауз между словами и предложениями.

Принято считать нормальным такой темп, при котором за одну секунду произносится от 9 до 14 фонем. Необходимым условием для нормального темпа речи является правильное соотношение основных процессов, происходящих в коре головного мозга, - возбуждение и торможение.

Большинство слышащих детей не сразу овладевают нормальным темпом речи. Многие дошкольники говорят слишком быстро. Это объясняется тем, что у них ещё слабы тормозные процессы и контроль за собственной речью. Часто несовершенство темпа речи возникает в результате подражания окружающим. Ребенок говорит то очень быстро, то слишком медленно даже в пределах одной фразы. Но в большинстве случаев такие явления у слышащих детей с возрастам исчезают.

Темп речи привлекает внимание исследователей из разных областей науки. Вопросам его изучения посвящены работы в области психологии речи, лингвистики, медицины, логопедии, сурдопедагогики (Артёмов В.А., Архипов Г.Б., Бельтюков В.И., Ильина В.И., Чистович Л.А.)

В большинстве работ отражено изучение скорости речи нормально слышащего человека. Гораздо менее исследован темп речи глухих. В литературных материалах раскрывается физиологический механизм речепроизводства при нарушенном слухе и влияние этого дефекта на темп речи глухих (Жинкин Н.И.), констатируется неудовлетворительный, слишком замедленный темп речи глухих школьников и учителей-сурдопедагогов при общении с этими учащимися (Бельтюков В.И., Чадова С.В., Шустрова Л.Г.). Описано влияние отдельных факторов на темп речи глухих (Шустрова Л.Г.), исследовано влияние темпа речи глухих на формирование у них навыка чтения с губ (Бельтюков В.И., Чадова С.В.) Сформулированы общие методические положения по обучению глухих школьников правильному темпу речи (Рау Ф.А., Рау Ф.Ф., Волкова К.А.).

Анализ специальной литературы, посвященной вопросам изучения темпа речи глухих школьников, позволил получить определенное представление о современном уровне исследовательности этой проблемы. Многие авторы констатируют неудовлетворительное состояние темпа речи глухих учащихся (Ф.Ф.Рау, В.И. Бельтюков, К.А.Волкова, С.В. Чадова, Л.Г.Шустрова). Имеются высказывания о слишком замедленном темпе речи учителей-сурдопедагогов при общении с глухими учащимися независимо от уровня обучения. Изучено взаимоотношение темпа речи устной и дактильной на начальной стадии обучения в школе (Е.Н. Марциновская), а также влияние скорости произношения глухих школьников на формирование у них навыка чтения с губ (С.В. Чадова). Исследовано влияние определенных факторов на темп речи глухих школьников (Л.Г.Шустрова). Разработаны общие методические положения по обучению глухих правильному темпу речи (Ф.А. и Ф.Ф.Рау, К.А.Волкова). Проведены психологические и физиологические исследования темпа речи глухих (Ф.Ф.Рау, Н.И. Жинкин). Во многих литературных источниках подчеркивается большое значение формированию правильного темпа речи у глухих школьников в системе работы над речью в целом. Высказывается убеждение, что глухие обладают возможностью усвоить правильный темп речи (В.И. Бельтюков).

Как было уже неоднократно отмечено, важнейшей задачей школы глухих является формирование у учащихся внятной членораздельной речи, способной служить средством коммуникации, максимальное приближение устной речи глухих к устной речи слышащих.

Среди факторов, оказывающих влияние на внятность устной речи глухих, существенное значение имеет темп речи (В.И. Бельтюков, К.А.Волкова, Ф.Ф.Рау).

Скорость произнесения речевых отрезков в единицу времени, т.е. темп речи, является существенным показателем фонетического оформления устной речи. Установлено (Г.Б. Архипов), что наиболее благоприятным для аудирования (слушание с целью получения информации) является такой темп речи говорящего, который близок или равняется темпу речи слушающего. Для русского языка таким оптимальным темпом является скорость произнесения около 250 слогов в минуту.(В.И. Ильина, 1965).

Известно, что произносительная сторона речи глухих страдает рядом недостатков, среди которых не последнее место занимает чрезмерно замедленный её темп.

В литературе имеются различные определения понятия темпа речи в зависимости от аспекта изучаемой проблемы, от показателей, которые кладутся в основу определения. Так, Л.А. Чистович, В.А. Кожевников, изучая влияние темпа артикуляции на количественные изменения звуков, пишут: «…мы можем чисто формально определить темп как скорость следования слоговых команд, как коэффициент, на который умножаются заданные в программе интервалы между слоговыми командами» (Речь идёт о командах, вызывающих осуществление всего комплекса речевых движений) [Л.А. Чистович, В.А. Кожевников и др. Речь. Артикуляция и восприятие. М.-Л., 1965 г. стр. 96]. Исследователи, занимающиеся изучением временных характеристик речи (Архипов Г.Б., Гейтенби Д.Х. и др.), под темпом речи понимают индивидуальные различия в длительности произношения фраз каждым человеком, при условии, что для каждого из говорящих данная длительность произношения является нормальной. В.С. Кочергина при исследовании возрастной динамики темпа речи человека вслед за Эссен и Л.Ф.Малановой определяет темп речи как «…количество слогов, произносимых в единицу времени, в сочетании с паузами и остановками» [ В.С.Кочергина. Возрастная динамика темпа т ритма речи в норме и патологии. В сб. «Психосоматическое развитие и норма реакции». М., 1975, т.85, вып.I, стр.48].

В практике обучения глухих устной речи под темпом речи подразумевается, как правило, скорость произношения учеником речевых отрезков в единицу времени, чаще всего - слогов в минуту. При определении темпа речи необходимо учитывать, что существуют две его разновидности - общий и абсолютный. Общий темп речи характеризуется скоростью речевого высказывания в целом; абсолютный темп речи позволяет судить о качестве артикуляционных движений говорящего (Э.Л. Носенко). Для характеристики темпа речи глухих учащихся одинаково значимы и общий и абсолютный темп речи.

Темп речи нормально слышащего человека может изменяться в довольно широких пределах, причем колебания его могут быть не только по разбросу максимальных и минимальных значений, но и по устойчивости темпа от фразы к фразе. Причиной этого является целый ряд факторов (тип высшей нервной деятельности, уровень владения речью и развития словесно-логического мышления, возраст, пол, степень утомления, настроение и др.). Однако несмотря на довольно широкие границы измениения темп речи нормально слышащих людей обычно находится в тех пределах, которые позволяют выступать устной речи в её коммуникативной функции.

Устная речь, имея всегда некоторое количество дефектов фонетического характера, зачастую характеризуется и замедленным темпом. В.И.Бельтюков, характеризуя темп речи глухих учащихся, указывает, что величина его почти в 4 раза меньше, чем у слышащих. При такой скорости произношения устная речь распадается не на синтагмы, как это должно быть в норме, а на отдельные слова или слоги, утрачивая ритмико-интонационную структуру. Речь становится растянутой, монотонной, маловнятной для окружающих (М.А.Александровская, 1960, В.И.Бельтюков, 1970, К.А.Волкова, 1967, Ф.Ф.Рау, 1978 и др.).



Просмотров