Когда проводится запрос предложений по 44 фз. Запрос предложений в электронной форме: пошаговая инструкция. Пример: на участие в открытом конкурсе не было подано ни одной заявки и заказчик принял решение о его повторном проведении. Повторный конкурс также

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Сегодня мы с вами продолжим разговор об имеющихся в арсенале заказчиков закупочных процедурах. И тема сегодняшней статьи — запрос предложений. Это достаточно новая процедура закупки, которую до 1 января 2014 года государственные и муниципальные заказчики не использовали. Однако, не смотря на отсутствие достаточного опыта в проведении данной процедуры, а также отсутствие обширной регламентации самой процедуры, многие заказчики стали активно использовать этот способ закупки в своей работе. Поэтому в этой статье я постараюсь максимально подробно рассмотреть все нюансы участия в запросе предложений, как в рамках 44-ФЗ, так и в рамках 223-ФЗ.

1. Понятие запроса предложений

Прежде чем детально погружаться в особенности данной закупочной процедуры, предлагаю для начала разобраться с её понятием.

Запрос предложений — письменный запрос заказчика, заинтересованного в приобретении товаров, работ или услуг, направляемый потенциальным поставщикам (подрядчикам, исполнителям). Такой запрос должен содержать все необходимые требования к товару (работам, услугам), а также критерии определения победителя.

Ниже я также привел определение данной процедуры, указанное в Федеральном законе № 44-ФЗ “О контрактной системе…” от 05.04.2013 года.

Согласно ч. 1 ст. 83 44-ФЗ под запросом предложений понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе (ЕИС) извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений и победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.

2. Запрос предложений по 44-ФЗ

Порядок проведения запроса предложений (сокращенно – ЗП) регламентирован единственной статьей Федерального закона № 44-ФЗ — статьей 83. Ниже я поэтапно рассмотрю процесс проведения процедуры ЗП в рамках 44-ФЗ.

Порядок проведения запроса предложений по 44-ФЗ

Этап 1 — Создание комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений

На данном этапе заказчик формирует комиссию (единую комиссию), определяет её состав и порядок функционирования, разрабатывает и утверждает положение о комиссии, привлекает специализированную организацию (в случае необходимости).

Этап 2 — Подготовка и утверждение извещения, документации о проведении запроса предложений, а также проекта контракта

На этом этапе заказчик готовит извещение о проведении ЗП в соответствии с ч. 4 ст. 83 44-ФЗ, документацию в соответствии с ч. 6 ст. 83 44-ФЗ и проект контракта, который будет заключен с победителем по результатам проведенной процедуры.

Этап 3 — Размещение извещения о проведении запроса предложений, документации и проекта контракта в ЕИС

не позднее чем за 5 дней до даты проведения такого запроса. Согласно ч. 5 ст. 83 44-ФЗ с момента размещения в ЕИС извещения о проведении ЗП заказчик не вправе отменять проведение запроса предложений или вносить изменения в извещение о проведении ЗП, документацию о проведении ЗП.

Этап 4 — Направление приглашений потенциальным участникам

На данном этапе заказчик, наряду с размещением извещения в ЕИС, направляет приглашения принять участие в ЗП лицам, способным осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. В одних случаях это является правом заказчика, а в других обязанностью (ч. 3 ст. 83 44-ФЗ). Более подробно этот вопрос мы рассмотрим в разделе “Извещение о проведении запроса предложений”.

Этап 5 — Подготовка и подача заявок участниками закупки

На этом этапе участники закупки (поставщики) готовят и подают свои заявки для участия в запросе предложений. А заказчик, в свою очередь, принимает от лиц, желающих принять участие в ЗП, соответствующие заявки и производит их регистрацию. Заявки могут подаваться участниками, как в письменной форме, так и в форме электронного документа (ч. 8 ст. 83 44-ФЗ).

Согласно ч. 7.1 ст. 83 44-ФЗ прием заявок на участие в ЗП прекращается с наступлением срока вскрытия конвертов с заявками на участие в ЗП и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в ЗП.

Также участникам при подготовке своих заявок нужно учитывать следующие моменты:

  • в ст. 83 44-ФЗ отсутствует указание на возможность направления участником закупки запросов о даче разъяснений положений документации о проведении запроса предложений;
  • в ст. 83 44-ФЗ отсутствуют требования к составу и форме заявки. Состав и форму заявки заказчики определяют самостоятельно. При этом в документации обязательно должна быть инструкция по заполнению форм заявки. Также не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников ЗП или доступа к участию в ЗП (п. 3 ч. 6 ст. 83 44-ФЗ);
  • в ст. 83 отсутствует прямое требование о подаче заявки в запечатанном конверте. В п. 4 ч. 4 ст. 83 есть лишь косвенная ссылка на то, что заявки подаются в запечатанных конвертах. Но наличие такой ссылки не исключает возможности подачи заявки в незапечатанном виде (если только на это нет четкого запрета, прописанного заказчиком в документации о проведении запроса предложений);
  • в ст. 83 отсутствует требование о том, что все листы заявки должны быть прошиты и пронумерованы;
  • в ст. 83 не регламентирована выдача заказчиком расписки о получении заявки от участника закупки.

Этап 6 — Изменение или отзыв заявок на участие в запросе предложений

Согласно ст. 43 44-ФЗ участник ЗП вправе изменить или отозвать свою заявку до истечения срока подачи заявок с учетом положений 44-ФЗ. Изменение заявки или уведомление о ее отзыве является действительным, если изменение осуществлено или уведомление получено заказчиком до истечения срока подачи заявок.

Помимо этого, согласно ч. 9 ст. 83 заказчик непосредственно перед вскрытием конвертов (открытием доступа к заявкам в форме электронных документов) обязан публично объявить присутствующим участникам о возможности подачи заявок, изменения или отзыва поданных заявок.

Этап 7 — Вскрытие конвертов с заявками на участие в запросе предложений и (или) открытие доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений

На этом этапе, в день, во время и в месте, которые указаны в извещении о проведении ЗП, заказчик производит процедуру вскрытия конвертов с заявками участников (открывает доступ к заявкам, поданным в электронном виде).

Согласно ч. 9 ст. 83 44-ФЗ заказчик обязан предоставить всем участникам ЗП, подавшим заявки, возможность присутствовать при вскрытии конвертов с их заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам и оглашении заявки, содержащей лучшие условия исполнения контракта. Стоит отметить, что ст. 83 не регламентирован состав информации, оглашаемой заказчиком непосредственно при проведении вскрытия конвертов (открытия доступа к заявкам, поданным в электронном виде).

Согласно ч. 20 ст. 83 44-ФЗ заказчик обязан обеспечить осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений, конвертов с окончательными предложениями и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в ЗП, окончательным предложениям.

Помимо этого любой участник ЗП, присутствующий при вскрытии конвертов с заявками (открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам), вправе осуществлять аудио- и видеозапись вскрытия этих конвертов и открытия указанного доступа.

Этап 8 — Рассмотрение и оценка заявок

На данном этапе комиссия по рассмотрению заявок на участие в ЗП и окончательных предложений рассматривает и оценивает полученные от участников заявки. Согласно ч. 11 ст. 83 44-ФЗ все заявки участников ЗП оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении ЗП, фиксируются в виде таблицы и прилагаются к протоколу проведения запроса предложений.

В этот же день комиссия размещает в ЕИС выписку из протокола проведения ЗП, содержащую перечень отстраненных от участия в ЗП участников с указанием оснований отстранения, условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, или условий, содержащихся в единственной заявке на участие в ЗП, без объявления участника запроса предложений, который направил такую заявку.

Участники ЗП, подавшие заявки, не соответствующие требованиям, установленным документацией о проведении ЗП, отстраняются, и их заявки не оцениваются.

Основания, по которым участник ЗП был отстранен, фиксируются в протоколе проведения ЗП. В случае установления факта подачи одним участником запроса предложений 2-х и более заявок на участие в ЗП заявки такого участника не рассматриваются и возвращаются ему.

Статьей 83 44-ФЗ не установлено, что рассмотрение и оценка заявок должны проводиться публично. Т.е. комиссия после проведения процедуры вскрытия конвертов (открытия доступа к заявкам, поданным в электронном виде) удаляется для проведения рассмотрения и оценки заявок и возвращается в кабинет, где проходила процедура вскрытия, для оглашения лучших условий исполнения контракта.

Этап 9 — Оглашение лучших условий исполнения контракта

После рассмотрения и оценки заявок комиссия готовит протокол проведения запроса предложений и оглашает условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие в ЗП, без объявления участника ЗП, который направил такую единственную заявку (ч. 11 ст. 83 44-ФЗ).

Этап 10 — Подача окончательных предложений

После оглашения условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, или условий, содержащихся в единственной заявке на участие в ЗП, запрос предложений завершается, всем участникам ЗП или участнику ЗП, подавшему единственную заявку на участие в ЗП, предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения ЗП (ч. 12 ст. 83 44-ФЗ).

Если все присутствующие при проведении ЗП его участники отказались направить окончательное предложение, запрос предложений завершается.

Отказ участников ЗП направлять окончательные предложения фиксируется в протоколе проведения запроса предложений. В этом случае окончательными предложениями признаются поданные заявки на участие в ЗП.

Этап 11 — Вскрытие конвертов и открытие доступа к заявкам с окончательными предложениями

Вскрытие конвертов и открытие доступа к заявкам с окончательными предложениями осуществляются на следующий рабочий день после даты завершения проведения запроса предложений и фиксируются в итоговом протоколе.

Участники ЗП, направившие окончательные предложения, вправе присутствовать при вскрытии конвертов с окончательными предложениями и открытии доступа к поданным в форме электронных документов окончательным предложениям.

Этап 12 — Оценка окончательных предложений, подведение итогов запроса предложений

На этом этапе комиссия проводит оценку окончательных предложений и готовит итоговый протокол. Итоговый протокол и протокол проведения ЗП размещаются в ЕИС в день подписания итогового протокола.

В итоговом протоколе фиксируются все условия, указанные в окончательных предложениях участников ЗП, принятое на основании результатов оценки окончательных предложений решение о присвоении таким окончательным предложениям порядковых номеров и условия победителя ЗП.

Выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам.

В случае, если в нескольких окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения контракта, выигравшим окончательным предложением признается окончательное предложение, которое поступило раньше.

Этап 13 — Заключение контракта

Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя ЗП, не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола и не позднее чем через 20 дней с даты подписания указанного протокола. При этом контракт заключается только после предоставления победителем обеспечения исполнения контракта в случаях, предусмотренных 44-ФЗ.

Ниже приведена наглядная схема проведения процедуры запроса предложений.

Случаи проведения запроса предложений

Согласно ч. 2 ст. 83 44-ФЗ Заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в следующих случаях:

  • заключения контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд РФ по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд РФ в Олимпийских играх и Паралимпийских играх (п.2 ч.2 ст.83 44-ФЗ);
  • заключения федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленными Правительством РФ правилами контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ (Примечание: В развитие п. 3 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ принято постановление Правительства РФ от 11 ноября 2013 г. № 1011 «Об утверждении правил заключения федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации») (п.3 ч.2 ст.83 44-ФЗ);
  • осуществления закупки товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком на основании ч. 9 ст. 95 44-ФЗ (Примечание: Односторонний отказ заказчика от исполнения контракта) (п.6 ч.2 ст.83 44-ФЗ);
  • осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии (п.7 ч.2 ст.83 44-ФЗ);
  • признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с ч. 4 ст. 55 и ч. 4 ст. 71 44-ФЗ (п.8 ч.2 ст.83 44-ФЗ);
  • осуществления закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п.9 ч.2 ст.83 44-ФЗ);
  • осуществления закупок услуг по защите интересов РФ в случае подачи физическими лицами и (или) юридическими лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к РФ при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг (п.10 ч.2 ст.83 44-ФЗ).

Чаще всего заказчики проводят запросы предложений по основанию п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ, когда повторный конкурс или электронный аукцион были признаны не состоявшимися. Ниже представлены две схемы с подробной информацией о том, в каких случаях повторный конкурс или электронный аукцион признаются не состоявшимися.

Стоит отметить, что не состоявшаяся процедура повторного конкурса или электронного аукциона вовсе не обязывает заказчика проводить именно запрос предложений. Заказчик может провести закупку любым другим способом в рамках 44-ФЗ.

Сроки проведения запроса предложений

Все этапы проведения ЗП, а также сроки проведения этих этапов представлены ниже в виде таблицы. Представленные ниже элементы таблицы кликабельны, т.е. при нажатии по изображению левой кнопкой мыши, оно откроется в полномасштабном размере.

Извещение о проведении запроса предложений

Согласно ч. 3 ст. 83 44-ФЗ извещение о проведении ЗП размещается заказчиком в ЕИС не позднее чем за 5 дней до даты проведения такого запроса.

Наряду с размещением извещения о проведении ЗП заказчик ВПРАВЕ направить приглашения принять участие в запросе предложений лицам, способным осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.

Помимо этого заказчик ОБЯЗАН направить приглашения принять участие в ЗП лицам, с которыми в течение 18 месяцев , предшествующих проведению ЗП, заказчиком заключались контракты в отношении тех же объектов закупок, при условии, что указанные контракты не были расторгнуты за ненадлежащее исполнение.

Примечание: Если же заказчик не направляет приглашения принять участие в ЗП лицам, способным осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок, он не обязан приглашать и лиц, с которыми в течение 18 месяцев, предшествующих проведению ЗП, заказчиком заключались контракты.

В случае проведения ЗП в соответствии с п.6 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ (закупка товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком в одностороннем порядке) заказчик ОБЯЗАН направить приглашения принять участие в ЗП ТОЛЬКО лицам, которые являлись участниками закупок на право заключения контракта, расторжение которого осуществлено в соответствии с положениями ч. 9 ст. 95 44-ФЗ, и в отношении заявок которых при осуществлении данных закупок не принято решение об отклонении в связи с несоответствием таких заявок требованиям 44-ФЗ, не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения ЗП.

Извещение о проведении запроса предложений должно содержать следующую информацию:

1) информацию, предусмотренную п.п. 1 — 5, 7 (в случае заключения контракта в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83) и 8 (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 44-ФЗ) ст. 42 44-ФЗ;

  • наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации (п.1 ст. 42 44-ФЗ);
  • краткое изложение условий контракта (п.2 ст. 42 44-ФЗ);
  • идентификационный код закупки (п.3 ст.42 44-ФЗ) Примечание: данный пункт вступает в силу с 1 января 2017 года;
  • ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с 44-ФЗ (п.4 ст.42 44-ФЗ);
  • используемый способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (п.5 ст.42 44-ФЗ);
  • размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с 44-ФЗ) (п.7 ст.42 44-ФЗ);
  • размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено ст. 96 44-ФЗ), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со ст. 35 44-ФЗ.

2) требования, предъявляемые к участникам ЗП, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками ЗП в соответствии со ст. 31 44-ФЗ;

Примечание: Вместо декларации о соответствии требованиям, установленным в п.п. 3-8 ч.1 ст. 31 44-ФЗ, участнику закупки будет необходимо представлять документы, подтверждающие их соответствие указанным пунктам.

3) язык или языки, на которых предоставлена документация о проведении ЗП;

4) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в ЗП и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в ЗП, рассмотрения и оценки таких заявок;

5) способы получения документации о проведении ЗП, срок, место и порядок предоставления этой документации;

6) плата (при ее установлении), взимаемая заказчиком за предоставление документации о проведении ЗП, способ осуществления и валюта платежа;

7) срок, место и порядок подачи заявок на участие в ЗП;

8) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со ст. 28 — 30 44-ФЗ (Примечание: это преимущества для учреждений и предприятий уголовно- исполнительной системы, организаций инвалидов, субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций).

Внесение изменений в извещение о проведении запроса предложений

Согласно ч. 5 ст. 83 44-ФЗ с момента размещения в ЕИС извещения о проведении запроса предложений заказчик НЕ ВПРАВЕ отменять проведение ЗП или вносить изменения в извещение о проведении ЗП, документацию о проведении ЗП. Это единственная закупочная процедура в 44-ФЗ, которую после размещения в ЕИС, заказчик не вправе отменить.

Документация о проведении запроса предложений

Одновременно с размещением извещения о проведении ЗП заказчик размещает в ЕИС документацию о проведении ЗП, которая должна содержать следующую информацию:

1) информацию, указанную в ч. 4 ст. 83 44-ФЗ (Примечание: извещение о проведении ЗП);

2) наименование и описание объекта закупки, условий контракта в соответствии со ст. 33 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;

3) требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в ЗП и инструкцию по их заполнению (Примечание: не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников ЗП или доступа к участию в ЗП);

4) информацию о возможности заказчика изменить предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги при заключении контракта либо в ходе его исполнения в соответствии со ст. 95 44-ФЗ;

5) порядок проведения ЗП;

6) порядок и срок отзыва заявок на участие в ЗП, порядок возврата таких заявок (в том числе поступивших после окончания срока их приема);

7) критерии оценки заявок на участие в ЗП, величины значимости этих критериев в соответствии с 44-ФЗ, порядок рассмотрения и оценки таких заявок;

8) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель ЗП должен подписать контракт, условия признания победителя ЗП уклонившимся от заключения контракта;

9) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 — 26 ст.95 44-ФЗ.

К документации о проведении ЗП прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью документации о проведении запроса предложений.

Критерии оценки заявок при проведении запроса предложений

В документации о проведении ЗП должна содержаться информация о критериях оценки заявок на участие в ЗП и величинах значимости этих критериев (п. 7 ч. 6 ст. 83 44-ФЗ). В тоже время, согласно ч. 2 ст. 32 44-ФЗ при проведении ЗП заказчик вправе не применять предусмотренные ч. 1 ст. 32 критерии оценки заявок и их величины значимости. Чем, кстати, многие заказчики активно пользуются.

Однако, согласно ч. 4 ст. 32 44-ФЗ количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем 2 , одним из которых является цена контракта.

Из этого следует, что при проведении ЗП заказчиком в документации должно быть установлено как минимум 2 критерия оценки: цена контракта и любой другой на выбор заказчика (в том числе и не указанный в ч. 1 ст. 32 44-ФЗ, например, срок поставки или объем гарантийных обязательств).

Если заказчик при проведении ЗП использует предусмотренные ч. 1 ст. 32 критерии оценки заявок и их величины значимости, то порядок оценки должен соответствовать постановлению Правительства РФ № 1085 от 28.11.2013 г. «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части применения формул, порядка расчета, установления шкалы оценки и т.д. Оценка заявок, окончательных предложений по критерию «цена контракта» ВСЕГДА должна производиться по формулам, предусмотренным постановлением Правительства РФ № 1085.

Если же заказчик предусмотрел критерии оценки, отличные от указанных в ч. 1 ст. 32 44-ФЗ, то и порядок оценки заказчик должен установить в документации САМОСТОЯТЕЛЬНО .

Обеспечение заявки и обеспечение исполнения контракта при проведении запроса предложений

Согласно п. 1 ч. 4 ст. 83 44-ФЗ заказчик должен установить требование о внесении только в случае когда запрос предложений проводится по основанию п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ (Примечание: Т.е. когда повторный конкурс или электронный аукцион признаны не состоявшимися). В остальных же случаях установление требования о внесении обеспечения заявки не допускается.

Статья 44 44-ФЗ устанавливает требования к обеспечению заявки только для проведения конкурсов и аукционов, запрос предложений в данной статье не упоминается. Однако если руководствоваться общим подходом в применении норм 44-ФЗ, то размер обеспечения заявки должен быть установлен заказчиком в диапазоне от 0,5% до 5% НМЦК. Соответственно обеспечение заявки может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или .

Также стоит обратить внимание на тот факт, что большинство заказчиков не предусматривают в документации о проведении ЗП порядок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки. Ни ст. 44, ни ст. 83 44-ФЗ не описывают порядок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки при проведении запроса предложений. Поэтому в данном случае также необходимо руководствоваться общим подходом к возврату обеспечения заявки в рамках 44-ФЗ. Таким образом, обеспечение заявки должно возвращаться:

  • в течение не более чем 5 рабочих дней с даты отзыва заявки участником закупки;
  • в течение не более чем 5 рабочих дней с даты подписания комиссией протокола проведения запроса предложений или итогового протокола;
  • в течение не более чем 5 рабочих дней с даты подписания контракта с победителем.

Заказчик ОБЯЗАН потребовать только в 2-х случаях:

1) при проведении ЗП в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ (Примечание: односторонний отказ заказчика от исполнения контракта);

2) при проведении ЗП в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ (Примечание: если повторный конкурс или электронный аукцион признаны не состоявшимися).

Во всех остальных случаях (п. 2, 3, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ) требование обеспечения исполнения контракта является правом заказчика. При работе с обеспечением исполнения контракта заказчики должны руководствоваться требованиями ст. 96 44-ФЗ.

Признание запроса предложений не состоявшимся

Согласно ч. 8 ст. 83 44-ФЗ запрос предложений признается не состоявшимся в следующих случаях:

  1. Если на участие в ЗП подана только одна заявка;

Действия заказчика: Если единственная заявка признана соответствующей требованиям 44-ФЗ и соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам в соответствии с извещением о проведении ЗП, заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. (ч. 18. ст. 83 44-ФЗ).

  1. Если на участие в ЗП не подано ни одной такой заявки.

Действия заказчика: Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и снова осуществляет закупку, за исключением случая, предусмотренного п.34 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ (Примечание: Заключение федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ). (ч. 19. ст. 83 44-ФЗ).

Заключение контракта по результатам проведения запроса предложений

Согласно ч. 17 ст. 83 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении ЗП и окончательным предложением победителя ЗП, не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, и не позднее чем через 20 дней с даты подписания указанного протокола.

При этом контракт заключается только после предоставления участником ЗП обеспечения исполнения контракта в случаях, предусмотренных 44-ФЗ.

При уклонении победителя от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником, предложению которого присвоен второй номер. Причем участник, которому присвоен второй номер, может либо согласиться, либо отказаться от заключения контракта без каких-либо последствий для себя.

В случае наличия принятых судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии данных судебных актов или обстоятельств в течение одного дня .

При этом срок подписания контракта приостанавливается на срок исполнения данных судебных актов или срок действия данных обстоятельств, но не более чем на 30 дней .

Отличие запроса предложений от других закупочных процедур

У многих участников закупок возникает вопрос: “Чем запрос предложений отличается от конкурса, электронного аукциона или запроса котировок?”. По сути, запрос предложений является упрощенным вариантом . Основным же отличием ЗП от конкурса является более короткий срок приема заявок (5 дней с момента размещения извещения в ЕИС), у конкурсов этот срок составляет не менее 20 дней. Также в открытом конкурсе не предусмотрена возможность подачи окончательных предложений (т.е. улучшения предложения по исполнению контракта). Помимо этого, при проведении запроса предложений заказчик имеет большую свободу при выборе критериев оценки заявок, а соответственно и выборе поставщика.

Основным отличием запроса предложений от и является наличие дополнительных критериев оценки заявок помимо цены контракта. У запроса котировок и электронного аукциона цена контракта является основным и единственным критерием оценки заявок.

3. Запрос предложений по 223-ФЗ

Компании и организации, работающие в рамках 223-ФЗ, осуществляют свои закупки в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, 223-ФЗ, 135-ФЗ, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, а также утвержденным и размещенным в ЕИС Положением о закупке.

Согласно ч. 2 ст. 2 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Что это означает? А означает это то, что каждый заказчик САМОСТОЯТЕЛЬНО разрабатывает и утверждает свое Положение о закупке, в котором прописывает способы закупки, а также порядок их подготовки и проведения. Заказчик указывает в Положении о закупке весь порядок проведения таких процедур (подача заявок, форма заявки, требования к заявке, отказ от проведения закупки, обеспечение заявки, порядок приема/подачи заявок на участие, оценка и определение победителя, последствия признания закупки несостоявшейся, сроки заключения договора с победителем и т.д.). В некоторых случаях заказчики берут за основу требования к процедурам по 44-ФЗ и дорабатывают их под себя.

Соответственно требования к проведению процедуры запроса предложений в рамках 223-ФЗ у каждого заказчика могут быть свои. Это очень важный момент, который необходимо учитывать участникам при подготовке своих заявок. Первым делом участнику нужно ознакомиться с самой документацией о проводимом запросе предложений, а уже затем внимательно изучить Положение о закупке заказчика. В противном случае велика вероятность допустить ошибку при подготовке заявки.

В целом же порядок проведения запроса предложений по 223-ФЗ схож с порядком проведения данной процедуры по 44-ФЗ. Однако вместо подачи окончательных предложений может проводиться уторговывание цены или переторжка. Хотя по сути это одно и то же — улучшение своего предложения (например, снижение цены). Процедура уторговывания (переторжки) может проводиться только в случае, если информация о возможности её проведения предусмотрена в документации о проводимом запросе предложений.

Если же объективно посмотреть на проводимые в рамках 223-ФЗ запросы предложений, то можно смело сказать, что они используются заказчиками не в целях эффективного использования денежных средств и развития конкуренции, как это указано в законе, а для сохранения “своих” проверенных поставщиков.

И в завершении сегодняшней статьи, предлагаю вам посмотреть запись вебинара про определение поставщика путем проведения запроса предложений.

P.S.: Если у вас остались вопросы, то задавайте их ниже в комментариях к этой статье.


Запрос предложений — это способ определения поставщика, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения и документации.

Чтобы найти компанию, которая выполнит крупный заказ на наиболее выгодных условиях, часто используется проведение запроса предложений. С помощью этой формы конкурсного отбора ищут поставщиков, подрядчиков и исполнителей для крупных государственных проектов.

Это очень эффективный метод, потому что заказчик получает десятки интересных заявок, а выигрывает та компания, которая сделала наиболее выгодное предложение.

Среднее цена контракта, заключенного по итогам проведения запроса предложений в 2017 году, составляет 20,1 млн руб . Этот показатель вырос на 87,03% по сравнению с 2016 годом.

Доля запроса предложений в общем объеме торгов в 2017 году составила 1% . По сравнению с тенденцией предыдущих лет, этот показатель немного снизился и прервал динамику роста, которая стала вырисовываться начиная с 2014 года.

Если мы обратимся к словарю, то прочитаем, что запрос предложений — это документ, издаваемый компанией, заинтересованной в приобретении товаров или услуг. В этом документе заказчик декларирует требования к этим самым товарам или услугам, а также есть ли среди них приоритеты. Если же говорить в контексте нашей темы, то запрос предложений по 44-ФЗ — это, в целом, весь процесс выбора подрядчика. Он включает множество этапов от публикации требований до подписания договора.

В случае, если Вы нуждаетесь в помощи при составлении ценового предложения или не уверены в правильности заполнения, Вы можете воспользоваться нашей услугой оформления заявки или получить бесплатную консультацию наших специалистов .

Проведение запроса предложений по 44-ФЗ

Закон строго определяет ситуации, в которых разрешено искать исполнителя заказа с помощью этого метода. Необходимость этой меры обусловлена спецификой процесса. Только для заключения определенных видов контрактов разрешается использовать торги в виде запроса предложения по 44-ФЗ (статья 83):

    Купля-продажа образцов народного творчества и художественных промыслов, у которых есть соответствующий сертификат регистрации.

    Поставка товаров, необходимых для Олимпийской и паралимпийской сборных России, например, участие в тендере на поставку спортивного инвентаря, формы и т.д.

    Купля-продажа лекарственных средств для конкретного человека. Согласно правилам такого рода сделки, препараты должны быть назначены врачебной комиссией, а решение - быть зафиксировано документально. Как правило, в первую очередь, закупка происходит путем заключения контракта с единственным поставщиком на сумму до 200 тыс. руб., а затем — с помощью открытого запроса предложений. Если сумма разных лекарственных препаратов в составе одного лота превышает максимальную сумму, часть из них должна быть исключена.

    Договоры, которые были расторгнуты в официальном порядке по той или иной причине, при условии, что новый контракт будет учитывать долю выполненных обязательств по старому соглашению. От этого напрямую зависит цена.

    Защита интересов РФ в случае иска, поданного в суд иностранного государства физическим лицом.

    При условии, если повторный конкурс или электронный аукцион не состоялись, можно провести запрос предложений.

Многие юристы считают, что такой широкий спектр конкурентных направлений государственных закупок - условие заключения наиболее выгодного контракта. Конкуренция вынуждает участников делать коммерческие предложения, которые заинтересуют заказчика благодаря заниженной цене.

Открытый запрос предложений

Согласно закону, условия тендера и документация размещаются в открытом доступе. Однако, если заказчик хочет получить заявки от определенных организаций и заключить контракт с одной из них, он может послать извещение о проведении закупки.

Единственное условие — не менее полутора лет успешного сотрудничества, подтверждением которого считаются заключенные контракты в отношении тех же объектов закупок, условия которых были выполнены сторонами.

Если запрос предложения по 223-ФЗ или 44-ФЗ проводится повторно, заказчик имеет право послать извещения только тем организациям, которые участвовали в выборе исполнителя расторгнутого контракта.

После того, как извещение попало в информационную систему или разослано потенциальным участникам, его содержание не может быть изменено. Несостоявшимся тендер признается, только если заказчик получил единственное предложение или вовсе ни одного.

Заключение контракта может быть отсрочено и отменено, если:

    на одну из сторон наложены судебные санкции;

    в случае наличия обстоятельств непреодолимой силы;

    законодательные акты.

В случае, если одна из сторон сообщает другой о такого рода обстоятельствах, подписание контракта откладывается на срок, необходимый для их устранения, но не более, чем на 30 дней.

Форма или образец заявки на участие в запросе предложений по 44-ФЗ или 223-ФЗ не предусмотрены.

Сроки проведения и разъяснения по ходу закупки

Процедура определения исполнителя крупного государственного заказа сложна и может показаться запутанной и непонятной. Мы выделим этапы, чтобы наглядно продемонстрировать прозрачность данного вида закупки.

  1. В первую очередь, заказчик формирует комиссию, которая будет рассматривать все заявки участников и вынесет окончательное решение о победителе тендера;
  2. Подготовка документации и проекта контракта, составление извещения, его утверждение и размещение. Согласно статье 83, сроки размещения заявки строго регламентированы: не позднее, чем за 5 дней до даты проведения закупки;
  3. Прием заявок на участие в запросе предложений по 44-ФЗ, внесение изменений или отзыв поданных заявок до момента вскрытия конвертов и открытия доступа к ним. Заявки на участие подаются в письменном виде и включают в себя документы, указанные в документации;
  4. Рассмотрение заявок: конверты с письменными заявками вскрываются, а к электронным заявкам открывают доступ. Заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям документации, участники, которые таким требованиям не соответствуют, отклоняются, их предложения не оцениваются. По результатам рассмотрения составляется и размещается в день вскрытия конвертов в ЕИС выписка из протокола проведения запроса предложений с указанием причин отстранения участников от дальнейшего участия (если таковые имеются). После того, как все допущенные заявки оценены в соответствии с критериями, установленными в документации, комиссия фиксирует результаты в виде таблицы, которая включается в протокол проведения закупки, где указываются условия, цена и прочие критерии оценки каждой из допущенных заявок. Аудиозаписи вскрытия конвертов или открытия доступа к заявкам на участие и окончательным предложениям обязан обеспечить заказчик или организатор торгов. Более того, любой участник может проводить аудио- и видеосъемку;
  5. Оглашение заявки, признанной лучшей: ее условия, стоимость и преимущества. После этого всем участникам запроса предложений предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения торга. Если открытый запрос предложений признан несостоявшимся, потому что была подана только одна заявка для участия, ее содержание также оглашается. Участники, подавшие окончательные предложения, вправе присутствовать при процедуре вскрытия конвертов с окончательными предложениями и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов предложениям;
  6. На основании окончательных предложений из всех участников определяется победитель данного вида закупок. Критерии оценки запроса предложений по 44 ФЗ регламентированы в статье 32:
    — цена контракта;
    — расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
    — качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
    — квалификация участников, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
  7. Победителем признается организация, чье окончательное предложение, в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам. После того, как самое выгодное предложение выбрано, заказчик отправляет компании-победителю проект контракта, который будет заключен по итогам проведения закупки. Таким образом, его подписывают не ранее, чем через 7 дней после опубликования итогового протокола, но не позднее, чем через 20 дней;
  8. Если запрос предложений признан несостоявшимся по причине того, что после окончания подачи заявок была подана единственная заявка, заказчик обязан заключить контракт с единственным участником, который прислал заявку, если такая заявка соответствует требованиям документации. Если таких вообще не было — провести тендер повторно.

На этой иллюстрации отражена основная информация о том, как проходит участие в открытом запросе предложений (комментарии и разъяснения - на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации):

Документация запроса предложений

Извещение и документация должны содержать следующую информацию:

    основную информацию о Заказчике (наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты и пр.), условиях контракта, заключаемого по результатам тендера, код закупки, имеющиеся ограничения участия в ней в соответствии с законодательством РФ, информацию об обеспечении заявки и обеспечении исполнения контракта и порядке их внесения;

    требования к участникам, а также исчерпывающий перечень документов, которые должны быть включены в заявку и язык, на котором они должны быть составлены;

    точные сроки каждого этапа запроса предложений: время вскрытия заявок, их рассмотрения и оценки;

    порядок подачи документов для участия (место, время и форма: бумажная или электронная);

    необходимость оплаты доступа к документации о проведении запроса предложений;

    преимущества, предоставляемые Заказчиком в соответствии со статьями 28-30 44-ФЗ;

    обозначение и обоснование начальной максимальной цены контракта и описание объекта закупки;

    возможность или невозможность изменения заказчиком условий контракта (качества, количества или цены товаров, стоимости услуг);

    порядок проведения закупки и критерии оценки заявок на участие: от самых важных к незначительным;

    проект контракта. Информация о договоре, который будет заключен по итогам процедуры: ответственные лица, сроки подписания, условия признания победителя и срок сотрудничества с ним.

Типовая документация запроса предложений почти не отличается от других закупок. Принципиальная разница в том, что Заказчику запрещено вносить изменения в документы после их опубликования.

Чем запрос предложений отличается от других видов закупок?

Запрос предложений отличается, например, от открытого конкурса лишь возможностью улучшить свое предложение путем направления заказчику окончательных предложений, тем самым увеличив свои шансы на победу. В остальном данный вид тендера идентичен конкурсу (основные требования к участникам установлены в 44-ФЗ, используются критерии оценки заявок и пр.)

От электронного аукциона отличается формой и порядком проведения закупки, от запроса котировок — порядком определения победителей. Так же как и в конкурсе, в запросе предложений оценивается не только цена, но и квалификация, технические и экологические характеристики товара или услуги, тогда как в запросе котировок единственным критерием оценки является цена контракта.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Запрос предложений является альтернативным способом закупки, осуществляемой в рамках закона . Метод позволяет заключить контракт с исполнителем, предложившим наилучшие условия сотрудничества. Правила реализации юридического механизма жестко определены. Воспользоваться алгоритмом заказчики вправе в строго определенных ситуациях.

Когда можно запрашивать предложения?

Перечень случаев определен частью 2 закона 44-ФЗ. Список является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. Он включает следующие направления:

  • приобретение спортивной экипировки для команд параолимпийских, а также олимпийских игр;
  • лечение граждан за границей (постановление Правительства России № 1011 от 11.11.13г.);
  • размещение заказа после расторжения сделки с предыдущим недобросовестным исполнителем;
  • признание повторного аукциона, либо конкурса несостоявшимся;
  • приобретение художественных произведений, поделок мастеров народных промыслов (постановление Правительства РФ № 35 от 18.01.01г.);
  • покупка услуг экспертов по защите прав и интересов государства на международной арене.

Запрос предложений возможен при размещении заказа на поставку лекарственных препаратов для конкретного пациента. Основанием является заключение врачебной комиссии с указанием срока лечения и перечня средств.

Этапы закупочной процедуры

Юристы выделили всего 5 стадий. Порядок организации каждой из них заслуживает отдельного внимания.

1) Подготовка

Процедура начинается с принятия решения о выборе способа закупки. В локальном акте указывают на использование метода по конкретным позициям плана. Только после этого заказчик вправе издать распоряжение о формировании комиссии.

На сотрудников контрактной службы, либо уполномоченного управляющего ложится обязанность по разработке тендерной документации. В числе базового элемента закон называет извещение. Требования к его содержанию определены статьями 42 и 83 закона 44-ФЗ. Информация о запросе предложений включает:

  • расчет цены контракта с учетом специфики закупки;
  • полное техническое описание предмета сделки;
  • порядок вскрытия конвертов или предоставления доступа к электронным заявкам;
  • сроки каждого этапа;
  • критерии оценки;
  • правила одностороннего расторжения, либо изменения контракта;
  • форму заявки и прочие важные параметры.

Внимание! В извещении необходимо прописывать все условия. Использование отсылочных формулировок несет серьезный риск. Закон не запрещает этого прямо, но указывает на необходимость полного отражения информации о закупке. Ссылки на косвенную документацию могут быть признаны нарушением. Действия ответственных лиц квалифицируют по статье - 7.30 КоАП России. Указанную позицию поддерживает МЭР РФ в письмах Д28и-1988 и Д28и-1475.

Большое внимание специалисты Минэкономразвития России рекомендуют уделять проработке критериев, не имеющих связи со стоимостными показателями. Выявить наилучшее предложение поможет утверждение специальной шкалы оценки. Разъяснения по этому поводу даны вдекабрьском совместном письме с антимонопольной службой 31047-ЕЕ/Д28и – АЦ/50997/14.

2) Публикация

Извещение в ЕИС необходимо направить минимум за 5 дней до планируемой оценки предложений. Если окончание срока приходится на выходной день, период увеличивают. Такое мнение высказали судьи 6 ААС при вынесении постановления № 06АП-4772/2015. К информационной карте следует приложить проект контракта. Доступ к документации предоставляется бесплатно.

Важно! Внести изменения в извещение после публикации его в ЕИС нельзя. Запрет введен частью 5 статьи 83 закона 44-ФЗ.

Заказчику предоставлено право на использование дополнительных средств привлечения потенциальных контрагентов. Так, организаторы вправе разместить сведения о запросе предложений в средствах массовой информации, либо разослать приглашения поставщикам. В перечень адресатов включают всех представителей бизнеса, выступавших в качестве продавцов закупаемого товара в течение последних 1,5 лет.

Особые правила! Если запрос предложений проводят после расторжения контракта с недобросовестным исполнителем, к борьбе за заказ допускают:

  • участников, подававших заявки на заключение этого договора в первый раз;
  • лиц, дошедших до последнего этапа и не подвергавшихся отстранению.

В качестве защиты от претензий со стороны безответственных контрагентов в документацию включают условие об отсутствии записи в РНП. Такую рекомендацию дает МЭР РФ в письме Д28и-2863.

3) Прием и оценка заявок

Регистрация участников осуществляется в течение периода, установленного извещением. Прекращается прием документов в момент вскрытия конвертов или открытия доступа к электронным данным. Процедура жестко регламентирована.

Приступить к изучению поступивших предложений члены комиссии могут лишь в месте, указанном в ЕИС. Строго соблюдают требования по времени, обеспечению аудиозаписи, доступа всех претендентов.

Анализу подлежат:

  • соблюдение формы (письменная или электронная);
  • выполнение ограничения по количеству (1 претендент – 1 заявка);
  • соответствие участника требованиям информационной карты;
  • привлекательность предложения с учетом утвержденной шкалы оценок.

Если не было подано ни одного предложения, запрос признают несостоявшимся. Наличие участника, выполнившего все условия, является основанием для заключения договора с единственным поставщиком. Цена соглашения не может превышать начальной ставки (НМЦ), а процедуру необходимо согласовать с РФ.

4) Оглашение лучшей заявки

Комиссия обязана озвучить самое привлекательное предложение и предоставить участникам время на корректировку своих условий. Называть текущего лидера строго запрещено. Окончательные заявки принимают до наступления следующего рабочего дня. Если их не поступило, победителем признают автора лучшего предложения. Ход процедуры фиксируют в протоколе.

Отказаться от дальнейшего участия можно в разных формах. Если претендент на оглашении не присутствовал, появляется риск спора. Признать отказавшимся от уточнения заявки отсутствующего кандидата нельзя. Такая правовая позиция озвучена в постановлении 5 ААС №05АП-5392/2015.

5) Заключение договора

Выписки из протоколов и итоговых документов комиссия публикует в ЕИС. Сделать это необходимо в день составления. Контракт заключают с победителем по истечении срока на административное обжалование – 7 дней. На формальности отводят всего 20 суток с момента опубликования результатов запроса предложений. Подписать документ заказчик вправе после передачи надлежащего обеспечения.

В завершение напомним, что при реализации механизма стороны обязаны неукоснительно соблюдать общие принципы закупочной деятельности. Участникам следует помнить о достоверности передаваемой информации, а также избегать применения методов недобросовестной конкуренции. Заказчикам стоит внимательно относиться к формальным вопросам процедуры.

You have no rights to post comments



Просмотров