Классный час по праву. Классный час «Твои права, подросток. IV. Ролевая игра «Юридическая консультация»

ТВОИ ПРАВА

ТВОИ ПРАВА

(мероприятие для обучающихся 5 - 6 кл.)

Сегодня нашу встречу мы начнем с шуточной игры - разминки. Смысл игры такой я загадываю загадки, а вы отгадываете. (Приложение 1.).

Я думаю, что вы догадались, о чем мы сегодня поведем разговор.

Каждый человек, не достигший 18 лет, является ребенком.

Ты думаешь, что только мама и папа за тебя в ответе и должны о тебе заботиться? Нет. Правительства большинства стран мира решили, что у детей должны быть свои права. Эти детские права соответствуют правам взрослого человека. Только они учитывают возможности детского возраста и чисто детские проблемы и заботы.

170 правительств разных стран и народов должны помогать тебе и спасать от всяких бедствий. Об этом они 20 ноября 1989 года подписали специальный документ, который называется «Конвенция прав ребенка». Теперь эти страны обязаны думать о наилучшем соблюдении твоих прав.

А 20-го ноября празднуется Всемирный день ребенка. Специальная международная организация ЮНИСЕФ Детский Фонд ООН помогает детям во всем мире и следит, чтобы их права соблюдались.

Права детей закреплены в довольно большом числе международных документов. Самые известные из них - Декларация прав ребенка (1959 г.) и Конвенция о правах ребенка (1989 г.). в этих документах содержатся основные права тех, кому еще не исполнилось 18 лет.

Благополучие детей и их права всегда вызывали интерес и пристальное внимание международного сообщества.

По сравнению с Декларацией (1959г.), где было 10 принципов, Конвенция имеет 54 статьи и является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Конвенция включает в себя группы:

  1. основные права - на жизнь, на имя;
  2. обеспеченное семейное благополучие ребенка (обязывает родителей заботиться о детях);
  3. свободное развитие личности ребенка (свобода мысли, совести, религии);
  1. здоровье детей (право на медицинское обслуживание);
  2. образование детей и их культурное развитие;
  3. защита ребенка от экономической и др. эксплуатации.

Права, закрепленные в международных документах, принадлежат детям без каких-либо ограничений. Неважно, кто ребенок по национальности (украинец, татарин, русский), по полу (мальчик или девочка), какой у него цвет кожи (темный или светлый), какая религия им исповедуется (христианство, ислам, буддизм, иудаизм) и т.д. все права принадлежат ему в полной мере.

Мальчишки и девчонки,
И мы, взрослые вместе с ними.
С рождения имеем право на имя.
Имеем мы право сказать, как один:
«Я - полноправный страны гражданин!»

Но… все чаще права ребенка нарушаются, растет детская преступность... А случалось ли вам встречаться с нарушением своих прав? (ответы детей)

А сейчас я предлагаю вам проанализировать несколько ситуаций и ответить на вопросы: нарушаются ли права ребенка? Какие? Кто нарушает? Оцените действия. (Приложение 2.).

(стихи читают дети).

Все лучшее, что в человеке есть:

Его права и жизнь его, и честь.

А жизнью пользуюсь по праву,

Я гордо говорю: имею право!

Свободно жить под солнцем и луной

И восхищаться красотой земной.

Не быть рабом и пыток не терпеть,

А песню жизни вдохновенно петь.

А если причинят мне вред, урон,

Поможет Конституция, Закон.

Перед законом, совестью равны

Живут народы ни одной страны.

Могу я погостить за рубежом,

Потом вернуться в свой любимый дом.

Свободу мысли, слова я имею,

Но совесть есть, грубить другим не смею.

А подрасту – поможет мне держава

Работу выбрать – имею право.

Ну а пока я – ученик:

Учу уроки, подаю дневник…

Досугу – час,

А школе – все внимание.

Использую я право

На образование.

Имеем право мы иметь права,

Но ведь моралью люди связаны.

Поэтому чтобы достойно жить,

Мы очень многое обязаны.

II. Литературно-правовая викторина (Приложение 3.).

Лишь появится ребёнок, и дышать начнёт едва,
У него уже с пелёнок – веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный добрый дом.
Видеть тихий, мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любимым –
Он на свете не один!

ЗАПОМНИ!

Если тебе не исполнилось 18, то ты ребенок. И вот какие у тебя права.

Ты имеешь право свободно выражать своё мнение. Особенно по вопросам, которые касаются тебя. И к нему должны относиться с вниманием. Ты даже можешь выступать в суде, если это необходимо.

Ты можешь создать собственную организацию, например, «кружок почемучек».

Ты имеешь право узнавать о том, что тебя интересует. И тебе в этом должны помогать. Ты имеешь право читать детские журналы и книжки, какие тебе нравятся.

Никто не имеет права заставлять тебя делать то, что ты категорически не хочешь, например, переехать в другой город или поссориться с другом.

Никто, и особенно взрослые, не могут несправедливо наказывать и обижать тебя.

Если вдруг кто-нибудь скажет твоим родителям, что ты плохо учишься, когда у тебя одни пятёрки, это значит, что этот кто-то нарушил закон.

У вас недалеко от дома должна быть школа и детский садик. В школе, детском садике, детской больнице должно быть безопасно и хорошо. Там должны работать умные и добрые люди.

Государство должно обеспечить тебя учебниками, одеждой, едой и жильём.

Ты имеешь право гулять, играть, смотреть мультфильмы, детские передачи, писать стихи, сказки, страшилки, рисовать и так далее. К твоим произведениям должны относиться уважительно и всячески тебя поощрять.

Но не только ты нуждаешься в заботе. Твоя помощь и внимание иногда просто необходимы взрослым. Особенно твоим родителям.

Как вы понимаете, что значит право?

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе (по Ожегову С. И.).

А сейчас ответьте на следующие вопросы:

Выберите предложения, в которых говориться о правах.
Каждый учащийся школы может взять книгу в школьной библиотеке.

У каждого ребенка должно быть имя, фамилия и отчество. Каждое воскресенье Маша убирает свою комнату.
После того, как Петя достигнет возраста совершеннолетия, он пойдет в армию.
После каждого урока в школе учащиеся могут отдохнуть на перемене.

А что, вы понимаете под словом обязанности?
Обязанность - определенный круг действий, возложенный на кого-нибудь и безусловных для выполнения. (по Ожегову С. И.)

О предели, что является обязанностью школьника.
Школьник обязан выполнять все требования учителя.
Ученик обязан посещать все занятия по расписанию.
После уроков ежедневно обучающиеся обязаны сделать уборку по всей школе.

Имею я право нормально питаться,
Учиться, лечиться и развлекаться.
Расти в своём доме, в полной семье,
А не на уличной мёрзнуть скамье.

Основные требования провозглашенные в Конвенции:
1. Выживание детей
2. Их развитие
3. Защита прав детей
4. Активное участие детей в жизни общества

Такова история создания Конвенции о правах ребенка. И сейчас мы с вами узнаем, какими же правами наделил нас с вами этот документ.

Дети имеют право свободно выражать своё мнение.
Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.
А государство должно обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.

К ребёнку нельзя относиться небрежно,
А только с любовь, заботой и нежно.
Ребёнка нельзя как товар продавать,
И от учёбы его отрывать.
Терпимость и дружба –
Всеобщее братство,
Духовная близость –
Вот это богатство.
А наши родители и педагоги
Должны нас направить
На эти дороги.

Следующее задание:

Выбери только те предложения, которые подходят для вашего дружного класса. (Приложение 4.).

(стихи читают дети).

В своих правах мы все равны:
И взрослые и дети.
Все расы, веры, языки –
Все люди на планете.

На любовь имеют право
Все ребята на Земле,
На заботу и на ласку,
Право жить в своей семье.

В дом без спроса к вам никто
Заходить не может.
Ваши вещи и добро
Брать не может тоже.

Если вдруг захочет кто-то
Запретить ходить вам в школу,
Знайте сразу – он не прав –
Не дано таких им прав.

Никто не может вас пытать,
Делать больно, обижать.
Вы запомните одно –
Бить людей запрещено.

О правах своих послушал
И запомни крепко их.
Только знай, что очень нужно
Уважать права других.

Этих прав лишить не может
Вас никто и никогда.
Право каждое поможет
Быть счастливым вам всегда!

В заключение я предлагаю вам высказать свое мнение:

1. Для чего нужна Конвенция?

2. Зачем ребенку знать свои права?

3. Что делать, если ваши права нарушены? (ответы обучающиеся).

Впереди у нас большая работа по претворению в жизнь положений Конвенции о правах ребенка. А сейчас…

ТРЕНИНГ «СПАСИ ПТЕНЦА».

Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.

До новых встреч!


Классный час в игровой форме "права ребёнка" (9-11 классы).

Цель: повторить с учащимися основные возрастные вехи в жизни ребёнка и приобретаемые в соответствии с возрастом права и обязанности.

Условия игры. В ней участвуют две команды. Готовятся карточки с указанными в тексте заданиями.

Игра состоит из трёх частей. Первая часть - разминка. Вторая часть - конкурс на выявление знаний о правовом статусе ребёнка. Вопросы также размещаются на карточках. Затем предлагается решить проблемные ситуации. Третья часть игры - блиц-турнир.

Эксперты - обучающиеся, с которыми предварительно отработали материал, подводят итоги работы.

Ход игры .

Разминка . Командам раздаются карточки с правовыми понятиями и датами, связанные с принятием соответствующих документов. Необходимо дать определения всех понятий и назвать события, связанные с датами. За каждое правильное определение команда получает 1 балл.

Права человека - понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах. По господствующим в современном мире представлениям, они носят естественный и неотчуждаемый характер. Свободное и эффективное осуществление прав человека - один из основных признаков гражданского общества и правового государства. Общепризнанным является деление прав человека на личные (по международной терминологии - гражданские), политические, социальные, экономические, культурные, экологические.

Декларация - документ, не имеющий обязательной силы (имеет рекомендательный характер), в котором провозглашаются основные принципы.

Конвенция - международное соглашение по какому-либо социальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

Свобода мысли и совести - одно из основных личных прав человека; означает, прежде всего, свободу индивидуума от любого идеологического контроля, право каждого самостоятельно выбирать для себя систему духовных ценностей. Свобода мысли и совести значительно шире по объему, чем свобода вероисповедания, т.к., во-первых, включает свободу придерживаться и атеистических убеждений, а во-вторых, охватывает все аспекты интеллектуальной и духовной жизни человека. Свобода мысли и совести является абсолютным правом человека и не подлежит ограничениям ни при каких обстоятельствах. В Конституции РФ свобода мысли закреплена в ст. 29, а свобода совести - в ст. 28.

Дискриминация - ограничение или лишение прав людей по национальным, религиозным, политическим или иным мотивам.

Геноцид - уничтожение отдельных групп населения (и целых народов) по расовым, национальным, религиозным, политическим или иным мотивам.

  • 1959 г. - Принятие Генеральной Ассамблеей ООН Декларации прав ребёнка.
  • 1989 г. - Принятие Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о правах ребёнка.

Конкурс "Правовой статус ребёнка" . Данный конкурс позволяет проверить знания учащихся об изменениях в правовом статусе (права, обязанности, ответственность) ребёнка на различных возрастных этапах. Каждая команда получает два набора карточек: 1) основные возрастные вехи в жизни ребёнка; 2) приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности. Команды за пять минут должны соотнести два этих набора карточек. Максимальное количество баллов за этот конкурс - 10 баллов.

  • 1-й набор (8 карточек) - основные возрастные вехи в жизни ребёнка: а) с рождения; б) 6 лет; в) 10 лет; г) 14 лет; д) 15 лет; е) 16 лет; ж) 17 лет; з) 18 лет.
  • 2-й набор (36 карточек) - приобретаемые права и обязанности, возникновение ответственности.
  • 1. Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права.

Подлежит первоначальной постановке на воинский учёт (выдаётся приписное свидетельство).

Несёт уголовную ответственность за любые преступления.

Подлежит административной ответственности за правонарушения в любом порядке (через комиссию по делам несовершеннолетних), за некоторые правонарушения (например, хулиганство) несёт административную ответственность в общем порядке.

Имеет право самостоятельного заключения трудового договора (контракта); сохраняется ряд льгот по трудовому праву (сокращённая рабочая неделя -36 часов).

Имеет право обучаться вождению автомобиля на дорогах в присутствии инструктора.

Имеет право управлять мопедом, при езде на дорогах.

Может быть членом кооператива, акционерного общества.

Может быть объявлен в установленном законом порядке полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается трудовой деятельностью.

Имеет право на получение паспорта.

Имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительных причин.

Имеет право поступить на работу с согласия профсоюзного органа предприятия.

Может быть исключён из школы за нарушения.

Подлежит имущественной ответственности по заключённым сделкам, а также за причинение имущественного вреда.

Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство).

Может вступать в молодёжные общественные объединения.

Имеет право управлять велосипедом по дорогам при движении на велосипеде.

Допускается поступление на работу (на лёгкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей.

Может вносить вклады в кредитные учреждения (банки) и распоряжаться ими.

Вправе распоряжаться самостоятельно своим заработком, стипендией, иными доходами.

Вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки.

Может выбирать себе место жительства (с согласия родителей).

Дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями.

25. Законом субъекта Федерации было разрешено вступление в брак в виде исключения с учётом особых обстоятельств (при этом наступает полная дееспособность).

Может вступать в детские общественные объединения.

Вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства.

28. Вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы.

Выражает своё мнение о том, с кем из родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода.

Даёт согласие на своё усыновление или передачу в приёмную семью, либо восстановление родительских прав своих родителей.

Даёт согласие на изменение имени или фамилии.

Вправе заключать мелкие бытовые сделки.

Вправе посещать школу.

Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов.

Имеет право на имя, отчество и фамилию.

Приобретает право на гражданство.

Конкурс "Правовой выбор" . Командам предлагается сделать правовой выбор в жизненных ситуациях.

1. Представьте, что вы с друзьями приехали отдыхать дикарями на море. К вам подходят несколько пьяных мужчин, которые начинают оскорблять вас. Хулиганы обзывают ваших друзей, съедают ваш обед, угрожают словесно. Превосходство в физической силе явно на стороне хулиганов.

Каковы ваши дальнейшие действия?

2. Представьте, что вам позвонили друзья и предложили прогулять на следующий день уроки в школе, чтобы посмотреть новый фильм. Вам хочется пропустить занятие в школе, и вы боитесь обидеть своих друзей, но прогуливать нельзя, да и родители могут наказать.

Как вы поступите в данной ситуации?

Конкурс "Блиц" . Каждой команде предлагается утвердительно или отрицательно ответить на несколько вопросов. За каждый правильный ответ начисляется балл.

Конвенция о правах ребёнка принята в 1959 г.? (нет)

Декларация о правах ребёнка провозглашена в 1989 г.? (нет)

Россия подписала Конвенцию о правах ребёнка? (да)

Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнком признаётся лицо, достигшее 16 лет? (нет)

Брачный возраст в РФ наступает с 18 лет? (да)

Право избирать в органы государственной власти гражданин РФ приобретает с 16 лет? (нет)

Уголовная ответственность в РФ наступает с 16 лет? (да)

Может ли несовершеннолетний подвергнуться административному аресту? (нет)

Может ли быть несовершеннолетний арестован в случае совершения преступления? (да).

Конкурс "Точка зрения" . Детство есть та великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку (Н.В. Шелгунов, журналист).

"Многие думают, что детство было самым лучшим и приятным временем в их жизни. Но это не так. Это самые тяжёлые годы, поскольку тогда человек находится под гнётом дисциплины и редко может иметь настоящего друга, а ещё реже свободу" (И. Кант, философ).

Какая точка зрения вам ближе и почему? На рассуждения даётся 5 минут.

Классный час «Закон на нашей земле» (деловая игра)

Цель классного часа:

Упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них;

Развивать представления о последствиях противоправных деяний;

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Оборудование: книги, раздаточный материал, плакат о МРОТ, конституция, уголовный кодекс, административный кодекс.

Ход классного часа:

1. Организационный момент.

– Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)

2. Объявление темы и постановка цели занятия:

Учитель: Как видите в руках у меня две нити.

(нити приклеплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)

С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)

А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать?

(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)

Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)

А применительно к нашей жизни?

Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и то тюрьмы не зарекайся ”

Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

И сегодняшний классный час – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.

3. Основная часть:

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди.

Одновременно с ними появились Главные вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено: хочешь воровать – воруй, хочешь убивать – убивай, хочешь оскорблять человека – пожалуйста, всё можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы её жители, они чувствуют себя в безопасности?

Жители стали жить по законам.

Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит, они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

Законы записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции существуют: «Конвенция о правах ребенка», «Семейный кодекс», «Гражданский кодекс», «Трудовой кодекс», «Уголовный кодекс».

Задание 1

В главе 2 Конституции РФ определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права… (таблички с правами помещать на доске).

Поговорим о наших обязанностях… (таблички с обязанностями прикреплять на доске).

Выберите права и обязанности (распределить таблички)

Права

Жить и воспитываться в семье

Получить паспорт гражданина РФ

Работать в свободное от учебы время

Право на охрану здоровья

Обязанности

Слушаться родителей и лиц, их заменяющих.

Получить основное общее образование (9 классов)

Соблюдать Устав школы, правила внутреннего распорядка учебного заведения.

Соблюдать правила поведения, установленные в образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.

Ответственность

Исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе нарушения Устава школы.

Возмещение причиненного вреда.

Уголовная ответственность за отдельные виды преступления.

За совершение общественно – опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, употребление спиртных напитков, вплоть до направление комиссией ПДН в специальные учреждения.

Прочитайте, что отсталость? (отсталость ответственность)

За каждое нарушение закона необходимо нести отвественность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность»

Рассмотрим понятие нарушений:

Задание 2

Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»

Необходимо к этим понятиям найти определения.

Проступок. Правонарушение. Преступление

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

Рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация № 1 . Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(Устав школы в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

Он находится в вестибюле школы).

(Проступком)

Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2 . Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)

Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

Представьте себе следующую ситуацию.

Ситуация № 3 . Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(эти ребята совершили преступление)

Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное ст. 163 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

(Учитель показывает издание «Уголовный Кодекс Российской Федерации»)

В «Уголовном Кодексе Российской Федерации» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Для привлечения к уголовной ответственности большое значение имеет возраст. Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления. Закон полагает, что до 14 лет ребёнок ещё недостаточно ответственен за свои поступки.

Задание 3

Выберите из данных преступлений, за что учащиеся 14 лет несут ответственность

Убийство,

Умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью,

Похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера,

Вымогательство,

Уничтожение или повреждение имущества

Терроризм

Захват заложника

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма,

Вандализм

Хищение либо вымогательство наркотических веществ

Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.

За остальные преступления ответственность наступает с 16-ти лет.

Задание 4

Поработаем с уголовным кодексом и рассмотри какие наказания предусмотрены законом.

игра «Судья» (прослушать ситуацию, найти статью УК и огласить приговор)

Ложный звонок

Ситуация 1 : В класс вбегает ученик:

– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!

Судья – ученик зачитывает: Статья 207. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве или поджоге, создающих опасность гибели людей-наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Оказывается, это вовсе не шутка, избавляющая от очередной контрольной, а статья УК, предусматривающая конкретное наказание!

Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.

Нанесение побоев

Ситуация 2 : К «сообщившему о теракте» подходит ученик и бьет его учебником по голове, «сообщивший» падает, встает, держась за голову, стонет, дает сдачи, начинается драка.

Судья – ученик зачитывает: Нанесение побоев или иные насильственные действия, но не повлекшие расстройства здоровья, наказываются штрафом в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда или арестом до трех месяцев.

Обычная драка вполне может быть рассмотрена как ст. 116 УК - побои.

– Это нас-то, маленьких?!! Какой с нас штраф? - может ответить ученик

В этом случае действует Гражданский кодекс, ст. 1074 п. 2 гласит: ответственность за вред, нанесенный несовершеннолетним, лежит на его родителях или лицах, их заменяющих, которые в полной мере

расплачиваются (и в прямом, и в переносном смысле) за действия своего чада. Например, оплата медицинской помощи - ст. 1087 ГК.

Порча чужого имущества

Ситуация 3: На перемене:

– Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!

– Не дам, он новый, только вчера купили.

– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.

Судья – ученик зачитывает: Статья 167 УК - умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества наказывается штрафом от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишением свободы сроком до пяти лет.

Если говорить о вреде, то причинен он может быть не только человеку, но и его имуществу А ст. 1064 ГК предписывает еще и возмещение материального ущерба в полном объеме лицом, причинившим вред. Причинение вреда бывает и неумышленное (по-нашему, это «Я ведь ненарочно!»), но это ст. 168 УК штраф до 200 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо лишение свободы до двух лет.

Угроза «болтовней»

Ситуация 4 : В классе идет спор двух учащихся:

– ... Еще раз прицепишься убью. Знаешь, сколько у меня друзей? Мне стоит только им пожаловаться – и тебе не жить.

Судья – ученик зачитывает: Статья 119 УК - Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью наказывается штрафом или лишением свободы сроком до двух лет.

Оскорбление

Ситуация 5: Две девочки в классе ссорятся:

– А ты дылда!!!

– А ты сама Гадина!!!

Судья – ученик зачитывает: Статья. 130 УК РФ - оскорбление - штраф в размере до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда, либо исправительные работы на 6 – 12 месяцев.

Осквернение зданий и транспорта

Ситуация 6 : В класс вбегают мальчишки:

– А «Спартак» выиграл, а никто не знает!

– Давай на стене напишем, чтоб завтра утром все увидели!

– Клево, вот люди порадуются!

– Давай на стене маркером, чтоб лучше видно было!

Судья – ученик зачитывает: Статья 214 УК – вандализм - осквернение зданий и сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах - штраф от 50 до 100 Минимальных Размеров Оплаты Труда и возмещение ущерба.

Каждый день, заходя в школу, мы видим следы пребывания наших детей. Разрисованные стены, сломанные двери, исписанные и исцарапанные парты. А знают ли детишки, что действия их попадают под статью?

А так как гуляют детки компаниями, следовательно, и шалят компаниями (в одиночку-то страшно), то следует им знать, что по ст. З5 УК совершение преступлений группой лиц - влечет более строгое наказание.

К несовершеннолетним применяются следующие виды наказаний (ст.88):

➣лишение права заниматься определенной деятельностью;

➣обязательные работы;

➣исправительные работы;

➣лишение свободы на определенный срок.

4. Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.

Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РФ. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.

5. Рефлексия.

Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?

6. Памятка школьнику

Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают одноклассники и учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Во-первых , не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых , запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих , ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых , веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых, ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.

В-седьмых , если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых , помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

В-девятых , как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

В-десятых , если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона

Елена Родионова
Классный час по правовому воспитанию для учащихся начальной школы «Я знаю о…»

Классный час по правовому воспитанию .

Тема : «Я знаю о … » .

Цели :

1. Познакомить учащихся с основным законом РФ, с некоторыми статьями, в которых записаны права , свободы, обязанности граждан; ознакомить с основным законом школы –Уставом ; правами и обязанностями учащихся .

2. Развивать умения воспринимать информацию , умения анализировать ситуацию, высказывать собственное мнение по предложенным темам.

3. Воспитывать гражданина правового общества , чувство патриотизма и любви к Родине.

Оборудование : книги «Конституция» , «Ты гражданин» , Г. Остер «Вредные советы» , иллюстрации сказок с заданиями, рисунок Карлсона.

Форма работы : фронтальная, работа в группах.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

2. Вводное слово учителя.

Учитель : Сегодня классный час будет посвящён главному закону нашей страны-Конституции. Кто может объяснить, что такое закон? (ответы детей)

Закон-постановление государственной власти, общеобязательное правило для всех граждан Российской Федерации.

Ученики читают стихотворения :

1. Есть обязанности и права ,

Конституция их дала.

Все записаны они

Для людей и для страны.

2. Закон главный, закон важный –

Конституция страны.

Обязан подчиняться каждый,

Выполнять его должны.

3. Если кто-то без законов

Хочет жизнь свою прожить,

То его, конечно, надо

И лелеять, и хвалить.

Фотографию в газету

Поместить и подписать :

«Он советует законы

никогда не выполнять».

Целеполагание :

Прочитайте эпиграф к уроку. «Свобода заключается в праве делать все ,

что не вредит другим». (Матиас Клаудиус, немецкий поэт.)

Как вы понимаете эти слова?

Посмотрите на доску. Здесь записаны вопросы, на которые мы будем отвечать в течение урока.

Что такое «права человека

Надо ли их знать?

Почему важно знать эти права ?

Работа над содержанием темы классного часа .

Сегодня в гости пришел знакомый герой сказки.

Отгадайте загадку и назовите его имя.

Он веселый и задорный - этот маленький крепыш.

Каждый вечер в своем доме ждет его малыш

Любит торты и варенье, у него на крыше дом.

Этот маленький проказник по прозванью КАРЛСОН.

Думаю, вы с удовольствием узнаете ещё одну историю об этом человечке.

«Однажды вечером, когда малыш остался один, за окном раздалось знакомое жужжание.

Карлсон!- радостно закричал он. - Привет!

Отпусти, ты меня задушишь!- сказал Карлсон с недовольным видом. -

Разве так встречают лучшего друга?

А как?- удивился Малыш.

Вот если бы ты пришёл ко мне после долгой разлуки в гости, я бы предложил тебе торт или варенье.

Но у нас нет торта,- растерянно проговорил Малыш. Но увидев, что

Карлсон собирается нажать кнопку и улететь, он радостно воскликнул :

Постой, кажется, ещё остались конфеты.

Давай, неси их сюда, а то я проголодался.

И вот Малыш и Карлсон сидят на подоконнике, разговаривают и уплетают

Послушай,- сказал Малыш, когда в пакетике осталась последняя конфета,-

а как мы её поделим?

Очень просто,- сказал Карлсон и съел эту конфету.

Нет, Малышу не было жаль этой конфеты, но ему казалось, что Карлсон

был не прав .

Ты не имел права съесть эту конфету , не поделившись со мной,- сказал

А если бы я предложил разделить её пополам, что бы ты ответил?- хитро

проговорил Карлсон.

Наверное, отдал бы всю конфету тебе.

Так чего же ты заговорил о каких-то правах ? И что это значит «права

человека?»

Не знаю ,- сказал Малыш. - Папа в таких случаях берёт словарь.

Тогда бери быстрей и читай!- заторопился Карлсон,- а то мне домой пора.

Вот что прочитал Малыш : «ПРАВА ЧЕЛОВЕКА- ЭТО ДАННАЯ ЧЕЛОВЕКУ С РОЖДЕНИЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ЧТО-НИБУТЬ ДЕЛАТЬ, НЕ ПРИЧИНЯЯ ВРЕД ДРУГИМ. ЭТА ВОЗМОЖНОСТЬ ОХРАНЯЕТСЯ ГОСУДАРСТВОМ, ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ЗАКОНАМИ».

Малыша заинтересовала идея больше узнать о правах человека , и он

приготовил для Карлсона игру «Правовое лото » . Давайте присоединимся

к ним и изучим некоторые права . (работа в 3-х группах, каждой группе по 2 задания по сказкам) .

Игра «Правовое лото » (иллюстрации к сказкам с заданиями, брошюра «Конституции» ).

1. «Кот Леопольд и мыши. (ст. 17) - гарантия прав и свобод человека .

В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы принадлежат каждому от рождения. Права и свободы одного человека не должны нарушать права и свободы другого человека.

2.«Колобок» . (ст. 20) .- право на жизнь .

Каждый имеет право на жизнь , и никто не вправе лишать человека её .

3.«Петух, кот и дрозд» (ст. 22) право на свободу и личную

неприкосновенность.

Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность, арест,

Заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.

4.«Заячьи слёзы» (ст. 25) – неприкосновенность жилища.

Жилище неприкосновенно, никто не вправе проникать в жилище против

воли проживающих в нём лиц.

ст. 40- каждый имеет право на жилище , никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти поощряют жилищное строительcтво,

Создают условия для осуществления права на жилище .

5. «Золушка» (ст. 37) право на труд и отдых .

Труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Принудительный труд запрещён.

Каждый имеет право на оплату своего труда.

Каждый имеет право на отдых , законом устанавливается и гарантируется

продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни,

оплачиваемый ежегодный отпуск.

6. «Айболит» (ст. 41) право на охрану здоровья .

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, медицинская помощь в учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.

В РФ поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта.

Физ. минута.

На зарядку становись и ни капли не ленись!

Руки вверх, руки вниз, - ещё раз повторись.

Влево, вправо поворот , а затем наоборот.

Здоровье в порядке? – Спасибо зарядке.

С кем, ребята, вы дружны? Знать об этом вы должны!

Солнце, воздух и вода –наши лучшие друзья!

Проведём игру «Доскажи словечко» . Я читаю начало пословицы о здоровье,

а кто её знает –или взрослый, или ребёнок - продолжает.

1. Болезнь входит пудами, …. а выходит золотниками.

2. Больному всё…. горько.

3. Больному и золотая кровать ….не поможет.

4. Держи голову в холоде, брюхо в голоде, а ноги в тепле :

…. проживешь сто лет на Земле.

5. Здоровому всё …здорово.

6. Здоровье ….всему голова.

7. Здоровье дороже…. денег.

8. Не годится на еду ….сердиться

9. Когда пьешь воду…. помни об источнике.

10. Дождик вымочит, …. а красное солнышко высушит.

11. Аппетит приходит… во время еды.

12. Здоров будешь –…. всего добудешь.

13. Крепок телом –…. богат делом.

14. Болен – лечись…. а здоров – берегись.

15. Лук –…. от семи недуг.

16. Лук и баня…. всё правят .

17. Холода не бойся…. по пояс мойся.

18. Береги нос в…. большой мороз.

19. Мороз не велик…. да стоять не велит.

20. Если бы знал, где упаду…. соломки бы подстелил

7. «Приключения Буратино» (ст. 43) .-право на образование . (задание для всех)

Каким правом не хотел воспользоваться Буратино ?

Каждый человек имеет право на образование , гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного , основного общего и среднего профессионального образования в государственных учреждениях.

Основное общее образование обязательно, родители или лица, их заменяющие,

обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном учреждении.

Учитель : Вы – школьники , и у вас есть определенные права . В школе

есть Устав, в котором указываются права и обязанности администрации, учителей и учеников. (детям зачитываются права школьников )

1. Право на образование (бесплатное; свободный выбор учебного заведения, класса , языка обучения)

2. Право на уважительное , вежливое отношение к себе.

3. Право на отдых во время минутного перерыва на уроке, на перемене между уроками, между четвертями и по окончании учебного года.

4. Право на игру (младшие школьники ) в урочное время.

6. Право на удовлетворение своих потребностей по физической культуре и спорту.

7. Право участвовать в работе органов самоуправления .

8. Право на защиту через органы самоуправления школы , актива класса , классного руководителя , администрацию школы , родителей, органы образования, защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для получения здоровья школьника или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью –физическому, умственному, духовному.

9. Право на отдых , право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях.

10. Право посещать дополнительно факультативные и иные занятия.

11. Право заниматься по индивидуальному учебному плану.

Ученик читает стихотворение :

Если был бы я министром всех начальносредних школ ,

Я бы в школе очень быстро отменил оценку «1» ,

К своему распоряженью приписал бы я слова,

Что ещё уничтоженью подлежит оценка «2» .

А потом, подумав ночку, от зари и до зари,

Я б велел без проволочек упразднить оценку «3» .

Чтоб ученье не в мученье, чтобы мам не огорчать,

Чтоб учиться с наслажденьем на «4» и «5» .

Ребята, а что нужно делать, чтобы в дневнике не появлялись оценки

«1,2,3» ? (Высказывания детей) .

Детям зачитываются «Обязанности школьников » .

1. Уважать учителей, ценить их стремление передавать свои знания воспитанникам .

3. Говорить правду в лицо .

4. Ставить перед собой твёрдые цели, признавать ошибки свои и своих товарищей.

5. Уважать общество, бороться с жестокостью, ложью.

6. Беречь здоровье, закаляться.

8. Участвовать в общественной жизни школы .

9. Беречь школьное имущество .

10. Быть активным участником школьного самоуправления .

11. Не нарушать общественный порядок.

В семье, дома у вас тоже есть свои обязанности. Какие?

Послушайте стихотворение : напоминает оно вам что-то?

Я в своей родной квартире как на службе строевой

Командир на командире, я один здесь рядовой.

Всем я должен подчиняться, по приказу одеваться,

По приказу умываться.

Ровно заправлять кровать , по команде есть садиться,

По режиму спать ложиться, по будильнику вставать.

Теперь вам ясно, почему начал огрызаться я ?

Конец терпенью моему –ДЕ-МО-БИ-ЛИ-ЗА-ЦИЯ!

Что нужно делать, чтобы не жить по приказу?

Учитель читает «Вредные советы» Г. Остера. (обсуждение)

-Учитель : В семье часто родители нарушают права ребёнка - право на

собственное мнение, на личные интересы и т. д. А во многих странах

Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла Конвенцию о правах ребёнка , её сразу же подписала 61 страна. Россия вошла в состав этих стран.

«Что такое Конвенция?» - спросите вы. Конвенция –это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. Цель «Конвенции о правах ребёнка » - защита ребёнка и информирование его о правах . Этой теме мы посвятим один из следующих классных часов .

Наш классный час закончим небольшой песенкой. (мотив песни «Голубой вагон» ).

Правовой всеобуч наш кончается

Изучили дружно мы закон.

Основной закон наш – Конституцию,

Чтоб на страже прав всегда был он .

Припев : Каждому, каждому нужно

Знать все права

А пожелать хотим всем

Мы лишь добра.

ИТОГ УРОКА.

Как называется закон, по которому мы живём?

Какие права мы изучили ?

ДЕТИ : «ВОТ УРОК КОНЧАЕТСЯ,

ВСЕМ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ,

А ГОСТЯМ МЫ ГОВОРИМ – ДО СВИДАНИЯ!».

Задания :

1. Вспомните персонажей мультфильма.

- Правильно ли поступали мышата ? Обсудите их поведение.

2. Попробуйте продолжить предложение :

«Права и свободы отдельного человека не должны нарушать…»

Что-то я стара стала –не слышу твоей песенки, - говорит лиса.

Сядь ко мне на нос и спой снова.

Только сел Колобок Лисе на нос, она его и съела.

Задания :

1. Вспомните название сказки.

Что думаете о характере лисы?

Как она поступила с Колобком?

Имела ли она на это право ?

Почему вы так думаете?

2. Попробуйте продолжить предложение :

«Каждый человек имеет право на …

Несёт меня лиса за дальние леса!

Кот и дрозд помогите, от злодейки освободите!

Задания :

1. Вспомните название сказки.

Как вы думаете, правильно ли поступала лиса ?

Чего она хотела лишить петушка?

2. Попробуйте продолжить предложение :

«Каждый человек имеет право на … »

Задания :

1. Вспомните название сказки.

Какая беда случилась с зайчиком?

-Права ли была лиса ?

2. Попробуйте продолжить предложение :

«Каждый человек имеет право на … »

Бедную падчерицу заставляли делать всю самую грязную и тяжёлую работу. С раннего и до позднего вечера трудилась бедная девушка.

1. Вспомни название сказки.

Как звали главную героиню?

Почему ей дали такое имя?

Как вы думаете, каково ей было после тяжёлой работы?

2. Попробуйте продолжить предложение :

«Каждый человек имеет право на … »

Добрый доктор Айболит всех излечит, исцелит.

Приходи к нему лечиться и корова, и волчица,

И жучок, и паучок, и медведица.

Задания :

Какая профессия была у Айболита?

К кому обращаетесь вы, почувствовав боль?

Попробуйте продолжить предложение :

«Каждый человек имеет право на … »

Каким правом не воспользовался Буратино ?

Продолжите предложение :

«Каждый имеет право на… »

Цель: расширение правовых знаний подростков.

Предварительная подготовка: необходимо заранее подобрать ребят, которые будут помогать вам в проведении этого классного часа.

Ход классного часа

Учитель. Знаете ли вы, ребята, что ваше благополучие и права всегда вызывали пристальный интерес международного сообщества? Еще в 1924 году Лига Наций (предшественница ООН) приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

Ученик. Во Всеобщей декларации прав человека отмечается, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая и надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения», и в силу этого вы, ребята, должны быть объектом особой защиты и помощи.

Ученица. В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Учитель. Однако время и положение детей - будущего всего человечества - потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979 по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.

Ученик. По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей. Страны, ратифицировавшие Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН.

Ученица. Конвенция - документ особого социально-нравственного значения, ибо она утверждает признание ребенка частью человечества, недопустимость его дискриминации. Она провозглашает приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи. В ней специально выделяется необходимость особой заботы государства и общества о социально- депривилегированных группах детей: сиротах, инвалидах, беженцах, правонарушителях. Это правовой документ высокого международного стандарта. В нем ребенок провозглашен полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права. Такого отношения к ребенку не было нигде и никогда.

Учитель. А теперь, ребята, давайте познакомимся с содержанием Декларации прав ребенка. Вы ознакомитесь с упрощенной лингвистической версией Декларации. Она разработана в целях обеспечения знания учениками своих прав и изложена доступным языком.

Ученик. Декларация прав ребенка.

Ученица. Принцип 1. Все дети имеют право на все то, о чем говорится ниже, независимо от их расы, цвета кожи, пола, языка,

религии, политических и других убеждений, а также независимо от места рождения и положения своих родителей.

Учитель. Принцип 2. Ты имеешь право воспитываться и развиваться физически и духовно, в здоровых и нормальных условиях и в условиях свободы и достоинства.

Ученик. Принцип 3. Ты имеешь право на имя и принадлежность к стране.

Ученица. Принцип 4. Ты имеешь право на особую о себе заботу и защиту, а также на хорошее питание, жилище и медицинское обслуживание.

Учитель. Принцип 5. Ты имеешь право на особую заботу, если ты несколько отстаешь в своем развитии.

Ученик. Принцип 6. Ты имеешь право на любовь и понимание, предпочтительно со стороны своих родителей и семьи, а также со стороны правительства, если родственники не могут тебе помочь.

Ученица. Принцип 7. Ты имеешь право бесплатно посещать школу, играть и обладать равной возможностью для собственного развития и учебы так же, как быть ответственным перед обществом и быть полезным ему.

Учитель. Принцип 8. Ты обладаешь правом всегда быть среди первых, ожидающих помощи.

Ученик. Принцип 9. Ты имеешь право быть защищенным против актов жестокости или эксплуатации, в том числе ты не будешь обязан делать работу, которая затрудняет твое развитие как физически, так и умственно.

Ученица. Принцип 10. Ты должен обучаться умению жить в мире, взаимопонимании, терпимости и дружбе среди людей.

Учитель. В римской мифологии существовали божества, оберегавшие ребенка в различных жизненных ситуациях, покровительствовавших его развитию, обучению, безопасности. Кунина, Оссипага, Румина, Статан, Фабулин, Эдуса, Куба - далеко не полный их перечень. А какие лица и организации (государственные, общественные, частные) в нашей стране ответственны за жизнь, здоровье, развитие, безопасность детей? Назовите их и перечислите их полномочия!

Происходит обсуждение, ответы учеников.

Ученик. Конвенция о правах ребенка - документ высочайшего педагогического значения. Она призывает и взрослых и детей строить свои взаимоотношения на нравственно-правовых нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм и демократизм,

уважение и бережное отношение к личности ребенка, его мнению и взглядам.

Ученица. Конвенция о правах ребенка (извлечение) 1989 года.

Учитель. Статья 1. Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летне- го возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Ученик. Статья 2. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

Ученица. Статья 3. Во всех действиях в отношении детей, независимо оттого, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

Учитель. Статья 6. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Ученик. Статья 7. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

Ученица. Внимательно послушайте рассказ!

Учитель. Крики двухдневного малыша привлекли внимание уборщика на Курском вокзале города Москвы. Малыш - девочка, одетая в теплые вещи, лежала в картонной коробке на улице перед входом на вокзал. В коробке была оставлена записка следующего содержания: «Пожалуйста, позаботьтесь обо мне!». Милиция обратилась по радио с предложением к матери девочки прийти в пункт милиции и заявить о себе и своих правах на малышку. Была вызвана бригада врачей «Скорой помощи».

Обсуждение рассказа по вопросам: 1. Подумайте, как может сложиться судьба этой малышки? 2. Какие права девочки должны быть неукоснительно соблюдены? 3. Правильно ли поступили работники милиции, сделав объявление по радио и вызвав врачей?

Ученик. Статья 8. Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.

Ученица. Статья 9. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют в соответствии с применимым законом и процедурами, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка.

Учитель. Пятилетняя Аня и трехлетний Саша не знали ласки матери и отца. Отец бросил семью, а мать пьянствовала и не обращала внимания на малышей. Дети были постоянно голодны, часто ночевали в подвале. Решением суда мать и отец были лишены родительских прав на детей. Аня и Саша попали в детский дом.

Обсуждение по вопросам.

  1. Как может сложиться их дальнейшая судьба?
  2. Правильно ли поступили компетентные органы, лишив родителей прав на детей?
  3. В чьих интересах это было сделано?
  4. Нет ли здесь нарушения прав детей?

Ученик. Статья 10. В соответствии с обязательством государств-участников заявления ребенка или его родителей на въезд в государство-участник или выезд из него с целью воссоединения семьи должны рассматриваться государствами-участниками позитивным, гуманным и оперативным образом. Государства-участники далее обеспечивают, чтобы предоставление такой просьбы не приводило к неблагоприятным последствиям для заявителей и членов их семьи.

Ученица. Статья 11. Государства-участники принимают меры для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Учитель. Статья 12. Государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.

Ученик. Статья 13. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и идеи любого рода, независимо от границ, в устной, письменной или печатной форме, в форме произведений искусства или других средств по выбору ребенка.

Ученица. Статья 14. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

Учитель. Статья 15. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний.

Ученик. Статья 16. Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Ученица. Статья 17. Государства-участники признают важную роль средств массовой информации и обеспечивают, чтобы ребенок имел доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким информации и материалам, которые направлены на содействие социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка.

Обсуждение по вопросам:

  1. Что такое средства массовой информации?
  2. Почему их часто называют четвертой властью в стране?
  3. Каково их назначение?
  4. Могут ли средства массовой информации навредить здоровью психическому развитию детей?

Учитель. Статья 18. Государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы.

Ученик. Статья 19. Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке.

Ученица. Статья 20. Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Учитель. Статья 28. Государства-участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности: а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование; б) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи; в) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств; г) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей; д) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

Ученик. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.

Задание: составьте Устав вашего класса, где нашли бы свое отражение права и обязанности учащихся и учителей.

Ученица. Возьми на заметку!

Учитель. Обязанности - необходимое и должное поведение человека в обществе.

Ученик. Активная обязанность - совершать определенные положительные действия в пользу уполномоченных лиц.

Ученица. Пассивная обязанность - воздерживаться от поступков, ущемляющих права других лиц.

Учитель. Виды обязанностей:

1) уважать права других людей;

2) не нарушать чужие права;

3) не препятствовать осуществлению прав других;

4) не злоупотреблять своими правами.

Ученик. Статья 31. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих их возрасту, свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Обсуждение по вопросам:

  1. Как вы проводите свой досуг?
  2. В каких играх и развлечениях вы принимали участие?
  3. Имеет ли право учитель задерживать учащихся в классе во время перемены?

Ученица. Статья 33. Государства-участники принимают все необходимые меры, включая законодательные, административные и социальные меры, а также меры в области образования, с тем чтобы защитить детей от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ, как они определены в соответствующих международных договорах, и не допустить использования детей в противозаконном производстве таких веществ и торговле ими.

Обсуждение по вопросам:

  1. Какое воздействие на организм ребенка может оказать табакокурение? алкоголь? наркотики?
  2. Каким может родиться ребенок, если мать в период беременности курила? употребляла алкоголь и наркотики?


Просмотров