Классическая теория разделения государственной власти. Теория разделения властей, или как реализуется демократическое правление

Введение

XX век можно по праву считать эпохой государственной власти. Никогда прежде государственная власть как категория, особый тип политической рациональности, система идей и публичных отношений не являлась основанием социальной реальности, ключевым фактором структурирования общественных процессов, основополагающим элементом, формирующим мыслительную деятельность человека. С ней связывались все крупные прорывы и ошибки в эволюции человеческих сообществ. Она являлась главным «двигателем исторического процесса», стояла в центре политических стратегий различных публичных институтов (партий, движений, организаций, сообществ и т.д.), выступала в качестве центральной проблематики в научном и общественном (массовом, повседневном) дискурсах.

Поэтапное развитие публично-властных отношений обусловило, по заключению многих исследователей, то, что в XX веке власть государственная стала центральным жизнедеятельным и жизнетворящим феноменом, а весь народ и ресурсы определенных территорий (физические и символические) все вместе взятые стали «потенциалом, распределяемым и используемым Властью». Она формировала и воспроизводила «специфическую и автономную реальность», особое социально политическое и правительственное ratio, организующее и управляющее всеми жизненными процессами индивида. Её анализировали и в качестве объективной институциональной структуры и системы правовых режимов, механизмов; и субъективно – «в виде мыслительных структур, категорий восприятия и мышления.

Актуальной данная тема остаётся и в XXI веке. Однако сегодня представление о государственной власти, её функциях изменилось, хочется надеяться, что изменилась и сама власть. В демократических странах народ не является инструментом государственной власти, используемым ею для достижения своих целей, а напротив власть функционирует для народа, действуя в его интересах, т.к. он является единственным источником этой власти (но суровая действительность демонстрирует нам иное, например, на Украине, самопровозглашённая власть считает возможным проводить карательные операции против своего народа, выражающего мирный протест – сжечь заживо более 40 человек, отсюда веет духом фашистской Германии, а ведь мы живём в XXI веке). Поэтому для построения цивилизованного, истинно демократического государства необходимо разделение властей, причём разделение не «на бумаге» (провозгласили в Конституции и всё), а на практике. Конечно, сегодня мы не найдем ни в одной стране «идеального» разделения властей обоснованного теоретической концепцией, т.к. на осуществление государственной власти оказывают влияние экономическая, политическая ситуация, исторические особенности и национальные традиции. Однако действенность разделения властей зависит от существования эффективной системы сдержек и противовесов, от способности этой системы обеспечить независимость каждой ветви власти. Что представляет собой данная система в России, нам и предстоит выяснить, чтобы оценить существующую в нашей стране государственную власть.

Таким образом, чтобы понять, как функционирует государственная власть в РФ, мы обратимся к классической теории разделения властей и опыту зарубежных стран (прежде всего США), а также посмотрим практическое применение данной теории в России.

Классическая теория разделения властей

Принцип разделения властей в своем практическом воплощении представляет собой структурно-функциональную определенность каждого из высших органов государственной власти, степень которой зависит как от его формально-юридического статуса, так и от фактического размежевания функциональной и предметной компетенции. Иными словами, в целостной системе высших органов власти государства при режиме демократии каждый высший орган обладает определенной долей относительной самостоятельности по отношению друг к другу, а мера этой относительной самостоятельности есть мера демократизма всей политической системы в целом. Коротко говоря, разделение властей есть органическое выражение самой демократии. Они друг от друга неотделимы.

Классическая теория разделения властей была разработана Джоном Локком и Шарлем Луи Монтескье.

Родоначальник теории разделения властей Локк считал, что необходимо разделение властей для того чтобы политическая власть соответствовала своему договорному назначению и не превращалась в абсолютную и деспотическую силу сосредоточенную в руках одного лица или органа. Согласно конструкции Локка должны быть созданы три организационно обособленные власти: законодательная (предоставляемая парламенту) – принимает законы; исполнительная (сосредоточенная в руках правительства) – претворяет законы в жизнь; и, наконец, союзная (федеральная) власть, которой предоставляются все внешнеполитические полномочия. Союзная власть должна осуществляться специально создаваемыми для этого органами. Что касается судебной власти, то она, включается в состав исполнительной. Стоит отметить, что концепция Локка предусматривала отсутствие равноправия властей. Поскольку законодательная власть, обладая исключительным правом издавать обязательные для всех законы, является верховной, а остальные власти должны быть ей подчинены.

В свою очередь, теория разделения властей Ш. Монтескье опиралась на опыт борьбы европейской буржуазии против абсолютизма и была приспособлена к социально-политическим условиям Старого Света. Ш. Монтескье считал, что свобода, под которой он понимал право делать все то, что дозволено законом, может быть обеспечена только в том государстве, в котором существует разделение властей.

Схема разделения властей, изложенная Ш. Монтескье в его знаменитом сочинении «О духе законов», существенно отличается от того, что опубликовал Д. Локк в год рождения французского мыслителя. Монтескье различает три власти – законодательную, исполнительную и судебную, каждая из которых соответственно вручается органу народного представительства – парламенту, королю и судам (у Локка нет независимой судебной власти, есть власть союзная). Предполагалось, что каждая из властей имеет конкретного носителя: исполнительная принадлежит аристократии, законодательная – третьему сословию. Кроме того, Ш. Монтескье не допускал верховенства какой-либо из властей. Власти совершенно равноправны и уравновешивают друг друга, дабы предупредить возникновение деспотизма, защитить свободу. Монтескье писал по поводу обеспечения свободы и предупреждения деспотизма: «Политическая свобода может быть обнаружена только там, где нет злоупотребления властью. Однако многолетний опыт показывает нам, что каждый человек, наделенный властью, склонен злоупотреблять ею и удерживать власть в своих руках до последней возможности... Для того чтобы предупредить подобное злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую... Когда законодательная и исполнительная власти объединяются в одном и том же органе... не может быть свободы... С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной... И наступит конец всему, если одно и то же лицо либо орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три власти».

Принцип разделения властей является важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках.

Цель теории разделения властей - создание эффективного механизма функционирования государственных органов, безопасность граждан от произвола и злоупотреблений, обеспечение политических свобод.

Согласно классическому принципу разделения властей в государстве действуют три ветви власти: законодательная, издающая законы; исполнительная, осуществляющая управление на основании изданных законов; судебная, контролирующая соблюдение законов и осуществляющая правосудие. Отечественная наука, изучая теории, разделение властей, предлагает различные варианты их адаптации к российской действительности.

Согласно теории разделения властей:

  • - законодательная, исполнительная и судебная власть предоставляются различным людям и органам в соответствии с конституцией;
  • - все власти равны перед законом и собой;
  • - никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;
  • - судебная власть независима от политического воздействия, судьи несменяемы, независимы, неприкосновенны и подчиняются только закону.

Кроме того, разделение власти на три ветви в государстве обусловлено необходимостью:

  • 1) четкого определения функций, компетенции и ответственности различных государственных органов.
  • 2) обеспечения на конституционной основе возможности контроля государственными органами друг друга;
  • 3) эффективной борьбы со злоупотреблениями властью.

Принцип разделения властей влечет создание противовеса каждому виду власти. Поскольку государственная власть едина, то ее ветви постоянно взаимодействуют, что порождает борьбу, соперничество. Законодательная власть вторгается в полномочия исполнительной, и наоборот. Чтобы не произошло полного, абсолютного поглощения одной ветви власти другой, была выработана система сдержек и противовесов. Ее сущность состоит в том, чтобы уравновесить власти, не дать возможность каждой из них оставаться бесконтрольной. Другими словами, в самой идее разделения властей заложено их противостояние. Отметим, что необходимым элементом системы сдержек и противовесов является оппозиция.

На вопрос о точном количестве ветвей государственной власти единого ответа в современной науке нет. Большинство авторов выделяют три ветви власти - законодательную, исполнительную и судебную. В Конституции РК закреплен этот традиционный подход.

В.Е. Чиркин обратил внимание на то, что традиционное представление о трех ветвях власти уже не соответствует реальной правовой практике и конституционному нормотворчеству. Он отмечает, что во многих новых конституциях содержатся нормы, регулирующие деятельность не только законодательной, исполнительной и судебной властей, но и контрольной, учредительной, избирательной; в Конституции Алжира 1976 г. названы шесть властей, и в их числе политическая.

Процесс информатизации общества, начавшийся в XX столетии, привел к тому, что в современной теории государства и права стали выделять еще одну ветвь власти - "четвертую власть"- средства массовой информации.

Средства массовой информации не являются носителями государственной власти. Таковыми их называют в силу того, что они оказывают очень сильное, нередко решающее, влияние на массы. Они играют исключительно важную роль в формировании общественного мнения, в создании положительного или, наоборот, отрицательного образа правящей элиты или отдельных лиц Марченко М.Н.

Средства массовой информации можно рассматривать как ветвь власти, так как телевидение, радио, печать, Интернет доступны всем слоям населения. Они не просто информируют общество о каких-либо политических событиях, но иногда и навязывают свою оценку происходящего, имеют возможности манипулировать общественным мнением, оказывать существенное влияние на его формирование.

Признавая появление иных властей, некоторые юристы подчеркивают их взаимопроникновение. Они приходят к выводу, что ни в одной из стран доктрина разделения власти в "чистом виде" не осуществляется. Жизнь нарушает равновесие этих институтов. Современные ученые-конституционалисты нередко отказываются от понятия разделения властей, указывая взамен на три функции государства.

Отдельного внимания заслуживает точка зрения В.А. Четвернина, который утверждает, что законодательная, исполнительная и судебная власти представляют собой основополагающие институционно-правовые формы публично-властной деятельности. Именно эти три власти, и только они, по мнению Четвернина, исчерпывают предназначение государства - публично-властное обеспечение свободы, безопасности, собственности Нерсесянца В.С. Проблемы общей теории права и государства.

Далее автор делает следующий вывод: "Там, где есть разделение властей, там не бывает власти президентской, не совпадающей с исполнительной, и контрольной властью, выходящей за пределы контрольных полномочий законодательных, исполнительных, или судебных органов.

На мой взгляд, выделение в системе государственной власти основополагающих ветвей справедливо, но в целом такой подход выглядит несколько упрощенно, так как игнорирует многообразие направлений деятельности современного государства.

Реализация принципа разделения властей предполагает разделение не просто функций (законодательных, исполнительных, судебных и др.), но и властных полномочий Скуратов Ю.И. Разделение властей или распределение функций, что не нарушает единства государственной власти, под которым следует понимать единство стратегических целей и направлений деятельности всех государственных органов. Единство государственной власти определяется, прежде всего, тем, что единым и единственным источником власти выступает народ ЕнгиборянР.В.Конституционное право.

Такое единство необходимо для согласования управления обществом. Поэтому главной задачей демократического государства является разграничение полномочий различных властных органов исходя из принципа единства государственной власти, а также установления начал взаимодействия этих органов.

Изолировать ветви власти друг от друга невозможно. Все органы государственной власти осуществляют свои функции, дополняя друг друга, согласовывают действия и координируют усилия, т.е. втягиваются во взаимодействие.

В каждой демократической стране создан свой механизм реализации принципа разделения власти. Различия между современными формами правления выявляются на основе установления взаимоотношений между высшими органами государства. В конституционно-правовой науке все разновидности организации государственной власти принято сводить к нескольким типологическим моделям в зависимости от формы правлении.

Не до конца разделяя данный подход в силу его условности, в рамках настоящей статьи можно выделить следующие способы организации и взаимодействия органов государственной власти:

  • - разделение властей, характерное для президентских республик («жесткое» разделение властей);
  • - разделение властей, характерное для парламентских монархий и республик («мягкое» разделение властей);
  • - "смешанные" варианты разделения властей;
  • - отсутствие разделения властей.

Нужно признать, что функции государства взаимосвязаны и, следовательно, невозможно провести жесткие границы между ветвями власти. С другой стороны, необходимо определить полномочия, относящиеся к исключительной компетенции той или иной ветви власти.

Равновесие властей сохраняется благодаря ключевой составляющей принципа разделения властей - системе сдержек и противовесов.

В соответствии с концепцией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти принадлежит представительной (законодательной). Исполнительная и судебная ветви хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона.

Следует отметить, что определение ветви власти вообще, и представительной (законодательной) в частности, в современной российской науке, несмотря на обилие исследований органов представительной власти и принципа разделения властей, дано не было.

Представительная (законодательная) власть осуществляется, прежде всего, общегосударственным представительным органом, а в субъектах Федерации, в автономиях политического характера - также местными законодательными органами.

Общегосударственный представительный орган может иметь различные названия (национальное или народное собрание, конгресс, меджлис и т.д.), но за ним утвердилось обобщенное название "парламент".

В политическую науку парламент вошел как понятие, отражающее одну из сторон государственной власти, а именно ее законодательную функцию, и констатирующее тем самым разделение властей в обществе. Поэтому раскрытие таинства государственной власти путем признания права свободно говорить, публично обсуждать аргументы и контраргументы перед принятием законов означало целую революцию в государственном управлении. Поэтому парламентаризм можно рассматривать как историческую форму перехода от частной жизни к общественной, т.е. политической, как процесс превращения человека-подданного и бесправного в человека-гражданина, наделенного политическими правами, прежде всего правом выбора власти в обществе.

Возвращаясь к определению представительной ветви власти, нужно отметить, что она характеризуется определенной совокупностью черт.

Базовой, по мнению авторов, является системность представительной ветви власти: она составляет систему представительных органов. Система представительной ветви власти характеризуется слабыми, в сравнении с системой исполнительной ветви власти, внутрисистемными связями. Системность представительной ветви власти подтверждается наличием единого источника власти (народа), общими принципами формирования и деятельности, единой компетенцией с разделением территории воздействия. В поддержку мягких внутрисистемных связей говорит отсутствие императива между вышестоящим и нижестоящим представительным органом - по сути, их и назвать таковыми нельзя. Общегосударственный представительный орган не вправе распустить представительный орган субъекта Федерации, автономии, административно-территориальной единицы.

Представительство интересов, выборность - следующие характерные черты исследуемой ветви власти. Не останавливаясь на деталях, сформулируем основную позицию: выборность, являющаяся одной из характерных черт, как всей системы представительной власти, так и ее составляющей - парламента, должна проводиться на основании смешанной избирательной системы как наиболее демократичной.

Представительные органы обладают определенным объемом функций и полномочий, набор которых зависит от демократичности строя и реализации системы сдержек и противовесов, принципов парламентаризма в той или иной отдельно взятой стране. Во многих странах парламент не является единственным общегосударственным законодательным органом: законы могут издавать и другие местные представительные органы.

Теория разделения властей отнюдь не предполагает создание китайской стены между различными ветвями власти. Да это и невозможно, поскольку речь идет о едином институте, единой государственной власти. В государстве не может быть несколько различных по своей сущности властей: это исключается концепцией государственного суверенитета. В условиях редкого в истории и кратковременного двоевластия, по существу, имело место переплетение разных по своей сущности властей - политической и государственной. Единство государственной власти при необходимом разграничении ее ветвей порождает переплетение некоторых элементов, их взаимодействие, взаимозависимость, взаимопроникновение. Например, акты с названием "законы" вправе принимать за редким исключением только представительный орган народа - парламент, олицетворяющий законодательную власть.

Следует отметить, что в ряде стран понятие "парламент" является более широким: наряду с избираемой нижней палатой парламент включает не избираемую прямыми выборами верхнюю палату и главу государства, без подписи которого закон не имеет юридической силы. Подписывая законы, обладая правом вето, что выражается в праве возвратить закон в палату на новое рассмотрение, глава государства участвует в осуществлении законодательной власти. В чрезвычайных и в обычных условиях возможно так называемое делегированное законодательство или принятие органами исполнительной власти актов, имеющих законную силу (на основе конституционных норм регламентации власти).

В сферу законодательной власти вмешиваются верховные и конституционные суды, конституционные советы. Они вправе объявлять законы неконституционными и тем самым лишать их юридической силы.

В свою очередь парламент тоже может осуществлять отдельные исполнительные и судебные функции. Так, он иногда подменяет исполнительную власть, обладает некоторыми судебными функциями: в одних странах он наделен полномочием на принятие обвинительного заключения и предания суду высших должностных лиц, в других рассматривает дело в порядке импичмента по правилам судебного процесса.

Представительная (законодательная) ветвь власти - ведущая из трех ветвей - согласно принципу разделения властей представляет собой систему коллегиальных выборных органов государства, выполняющих законотворческие, представительские и иные функции в зависимости от реализации системы сдержек и противовесов, принципов парламентаризма в конкретной стране в определенный исторический период, основанную на свободном или императивном мандате, ограниченном сроке полномочий.

На основании вышеизложенного следует, что согласно теории разделения властей в государстве действует три ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная. Законодательную власть осуществляет собрание, исполнительную - Правительство РК, судебную - суды РК.

Изолировать ветви власти друг от друга невозможно, поэтому все органы государственной власти осуществляют свои функции, дополняя друг друга, согласовывают действия и координируют усилия, т.е. втягиваются во взаимодействие.

В большинстве случаев демократическое государство ассоциируется с равноправным существованием всех его институтов. Такое положение обусловила теория разделения властей, основы которой были заложены целой плеядой выдающихся философов. В чем состоит суть такого устройства страны? Чтобы дать развернутый ответ на данный вопрос, необходимо не только усвоить суть, но также раскрыть её становление.

Теория разделения властей - исторический экскурс

Если проследить эволюцию власти, то станет предельно ясно, что её статус заметно видоизменялся. Как бы то ни было, но большую часть истории человечества власть концентрировалась в едином источнике. Вначале это было племя, затем совет старейшин, потом сам старейшина или вождь. С появлением государства как формы организации социума, вся полнота власти отошла либо к монарху (как это было в Египте), либо к коллегиальному органу (о чем свидетельствует примеры Древнего Рима и Древней Греции). При этом речь всегда шла о судебной, исполнительной и законодательной ветвях. Но и в то далекое время среди философов и государственников уже бродили идеи о разделении их. Об этом свидетельствуют работы Аристотеля, Платона, Полибия.

Однако наиболее широко данные взгляды проявились в эпоху Возрождения, достигшие своего расцвета на смене указанного периода и Просвещения. Так, знаменитые ученые Джон Локк и в своих работах заложили основы, утверждая, что должна быть ограничена народом. Их идеи поддержал и развил Ш.-Л. Монтескье, благодаря которому и возникло современное понятие разделения властей.

Теория разделения властей - современное понятие

Современное западное восприятие государства гласит, что все его ветви обязаны быть отделены друг от друга. Т.е. законодательная, судебная и исполнительная власть должны сотрудничать друг с другом на принципах независимости и равенства. Именно такое понятие функционирования демократических стран выдвигает теория разделения власти.

Однако зачем придерживаться такого механизма функционирования? Ответ содержится в сути рассматриваемой теории. Согласно ей, при отделении ветвей власти и органов её осуществляющих устраняется сама возможность концентрации большего количества полномочий у определенной группы. Так, существует четыре основных принципа, на которых базируется теория разделения властей Монтескье:

Именно на указанных принципах базируется основополагающее начало взаимодействия исполнительной и законодательной ветвей. Теория разделения властей называет данный механизм следующим образом: сдержки и противовесы. Используется он в тех случаях, когда представители указанных двух видов целенаправленно нарушают сферу администрирования друг друга.

Кроме указанного механизма, теория разделения власти помогает четко соотнести, какие государственные органы должны вливаться в ту или иную ветвь.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Курсовая работа

по дисциплине

Теория государства и права

тема:

Теория разделения властей

Введение

  • 1.1 Аристотель
    • 1.2 Джон Локк
    • 1.3 Шарль-Луи Монтескьё
    • 1.4 Жан-Жак Руссо
    • 1.5 Модификации
    • 2.1 Конституция США 1787 года. Первая в мире
    • 2.2 Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года. Программа практических действий
    • 3.1 Германия
    • 3.2 Индия
    • 3.3 Франция
    • 3.4 Россия
  • Заключение
  • Использованные источники
  • Приложение
  • Введение
  • Принцип разделения властей является важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках. Теория разделения властей была создана несколькими исследователями политики: Дж. Локком, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А. Гамильтоном, Д. Мэдисоном, Д. Джеем и др.
  • Разделение властей является характерным признаком правового государства, гарантией его функционирования. Оно обеспечивается механизмом “сдержек и противовесов”, под которым понимается частичное совпадение полномочий трех властей.
  • Уделение этой теме большого внимания нельзя назвать преувеличением ее значения, особенно для нашей страны. Ведь Россия, которая по своей Конституции является правовым государством (ст.1), и несмотря уже на двадцатилетний опыт демократии, пока еще далека от того государства, которым наша страна позиционирует себя в ст. 1 Конституции: "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления".
  • Реализация принципа разделения властей всегда сопровождается свободой средств массовой информации, которые часто именуются как “четвертая власть”.
  • Впервые свое юридическое оформление принцип разделения властей нашел в Конституции США (1778), в конституционных актах Великой французской революции (1789--1794). Сегодня зтот принцип конституционно закреплен в большинстве стран мира.
  • В Российской Федерации этот принцип также закреплен в Конституции, где говорится, что “государственная власть в Россииской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны”.
  • Опыт многих стран, давно установивших разделение власти, свидетельствует о том, что его важным элементом является определенный баланс полномочий между главой государства и парламентом, контролирующим правительство.
  • Перед Россией стоит еще много проблем в плане построения правового государства. Равновесие между ветвями власти в России нарушается по многим причинам, например, в силу того, что упал авторитет исполнительной власти. В ее адрес слышатся постоянные замечания в неспособности решать возникающие проблемы в условиях огромных размеров страны, сложности ее социально-экономической и политической жизни и гигантского разнообразия региональных условий в России.
  • Поэтому, теория разделения властей имеет очень важное значение не только для теории государства и права как науки и учебной дисциплины, но и для для всего нашего государства: как для политиков, так и для простых граждан.
  • Цель данной курсовой работы - дать определение теории разделения властей, показать историю ее развития, а также то, как принципы этой политико-правовой теории воплощаются в жизнь на примере разных государств.
  • Чтобы разобраться в этом нелегком вопросе, обратимся к истокам возникновения теории разделения властей.
  • 1. История возникновения и развитие теории

1.1 Аристотель

Теория разделения властей не нова. Свое начало, как и многое другое, она берет еще в Античности и связано с именем известнейшего древнегреческого философа и ученого Аристотеля (384 г. до. н. э. - 322 г. до н. э.). Аристотель известен не только тем, что был учителем Александра Македонского, но, в первую очередь, тем, что является создателем логики - он создал понятийный аппарат, который до сих пор пронизывает философский лексикон и сам стиль научного мышления. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития -- логику, физику, философию, социологию, и, что немаловажно для нас, политику. Он получил греческое образование и был носителем этого языка, симпатизировал демократическому образу правления, что, вероятно, сказалось на его взглядах.

В связи с нашей темой нам важно учение Аристотеля о государстве и политике. Оставив его труды по этим вопросам в стороне, мы обратимся к его трактату "Политика" (335--322 гг. до н. э.), из которого человечество узнало о принципе разделения властей. В четвертой книге своего трактата Аристотель выдвигает идею разделения властей в государстве на три части:

· законодательная власть, ведающая вопросами войны, мира, союзов и казней;

· должностная власть;

· судебная власть.

Каждая из этих властей представлена соответствующим органом.

Трудно переоценить значение этой идеи для дальнейшего развития и становления теории разделения властей: вероятно, именно отсюда черпает свои идеи Джон Локк, с именем которого связано дальнейшее развитие теории разделения властей.

1.2 Джон Локк

Джон Локк (1632-1704 гг.) - британский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие философии, особенно политической и гносеологии, а также педагогики. Получив прекрасное образование в престижном Оксфордском университете, он некоторое время занимался педагогической деятельностью. Также Локка избирают членом Королевского общества, а затем получает различные видные должности в высших правительственных учреждениях Англии. В 1688--1689 годах участвовал в Славной революции, которая привела к королевской власти Вильгельма III Оранского, на которого Локк оказывал идейное влияние.

Занимаясь научной и литературной деятельностью, Локк издает немало трудов, среди которых для нашего вопроса особое значение имеет работа "Два трактат о правлении" (1690 г.).

XII глава этой работы называется "О законодательной, исполнительной и федеративной власти в государстве" - именно так Джон Локк представлял себе принцип разделения властей, не выделяя отдельно судебную власть и разделяя власти лишь на законодательную, исполнительную и федеративную (регулирующую отношения с другими государствами); подчинил все власти законодательным органам, поскольку, «тот выше, кто может подписывать законы». Судебную власть Локк считал элементом исполнительной власти.

Теория вполне соответствовала политической практике после 1688 года, когда к рулю правления пришли виги, и затем исполнительная власть попеременно стала попадать в руки, то торийских, то вигских министерских кабинетов. Согласно принципу разграничения прерогатив, верховная, законодательная власть принадлежит буржуазному парламенту, который решает вопросы «по воле большинства». Эта «воля» (по Локку) закрепляет буржуазно понимаемые свободы совести, слова, печати, собраний и, разумеется, частной собственности. Исполнительная власть, включающая в себя судебную, военную и федеративную (т. е. сношения с др. государствами), передается кабинету министров, и лишь отчасти королю. Все эти полномочия четко определяются и регулируются законами, строго контролируются парламентом.

Будучи сторонником естественного права, а также одним из основателей договорной теории происхождения государства, свои политические взгляды он связывал именно с этими положениями:

· Естественное состояние -- состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность.

· Естественное право -- право на частную собственность; право на действия, на свой труд и на его результаты.

Локк -- теоретик гражданского общества и правового демократического государства (за подотчетность короля и лордов закону). Государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы. Разрабатывал идеи демократической революции. Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа.

Теория разумного разделения властей была направлена против абсолютной монархии и отражала сложившее разделение власти между буржуазией и обуржуазившимся дворянством.

Традиционно, говоря об основоположниках т. н. «классического» варианта теории разделения властей, в юридической литературе рядом с именем Джона Локка стоит имя Шарля Монтескьё. Это соседство неслучайно и вполне справедливо.

1.3 Шарль-Луи Монтескьё

Шарль-Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескьё (1689-1755 гг.) - французский писатель, правовед и философ.

Монтескьё занимался по очереди почти всеми естественными науками и представил в академию массу рефератов. Он написал «Рассуждения о системе идей», «Исследование о сущности болезней», «О причинах эхо», «О политике римлян в области религии», «О тяжести», «О приливах и отливах», «Замечания о естественной истории», «О прозрачности тел», «О назначении почечных желез» и много других работ. Но вот, в 1721 году появилось произведение, которое вызвало настоящую сенсацию. Хотя «Персидские письма» вышли под вымышленной фамилией автора и печатались в Голландии, его подлинное имя скоро стало известно широкой публике. В «Персидских письмах» Монтескьё выступает от лица персов Узбека и Рики, путешествующих по Европе. Он вложил в уста своих героев дерзкую критику политической жизни Франции. Критики утверждали, что план этого произведения и замысел вложить свою сатиру в уста персов заимствованы Монтескьё. Но подобное заимствование нисколько не лишает роман оригинальности. власть монтескье руссо локк

Основной работой Монтескье по праву считается произведение «О духе законов» (1747 год). «О духе законов» стал фундаментальным трудом в области политической мысли. Его содержание, вернее то, что имеет значение в этом труде для рассматриваемой нами проблемы, можно разделить следующим образом.

О законах. Законам, созданным людьми, должна была предшествовать возможность справедливых отношений, отношения справедливости предшествуют установившему их положительному закону. Люди имеют законы, определяющие отношения между правителями и управляемыми: это право политическое. Есть у них ещё законы, коими определяются отношения всех граждан между собою: это право гражданское.

Как существо физическое, человек, подобно всем другим природным телам, управляется неизменными естественными законами, но как существо разумное и действующее по своим собственным побуждениям человек беспрестанно нарушает как эти вечные законы природы, так и изменчивые человеческие законы. Потребность людей, живущих в обществе, в общих законах, обуславливает необходимость образования государства. Для образования государства (политического состояния) и установления общих законов необходимо гражданское состояние (единство воли).

О войне. Как только люди соединяются в обществе, они утрачивают сознание своей слабости. Существовавшее равенство исчезает и начинается война. Каждое общество начинает сознавать свою силу -- отсюда состояние войны между народами. Отдельные лица начинают ощущать свою силу -- отсюда война между отдельными лицами. Цель войны -- победа; цель победы -- завоевание; цель завоевания -- сохранение. Из этого и предшествующего принципов должны проистекать все законы, образующие международное право.

О четырёх различных образах правления. Основная цель разделения властей -- избежать злоупотребления властью. Разделение и взаимное сдерживание властей являются, согласно Монтескьё, главным условием для обеспечения политической свободы в её отношениях к государственному устройству.

Есть четыре образа правления: республиканский, аристократический, монархический и деспотический. Чтобы обнаружить их природу, достаточно и тех представлений, которые имеют о них даже наименее осведомленные люди. Четыре определения или четыре факта: «республиканское правление -- это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа или части его; аристократическое, -- при котором правит меньшинство, монархическое, -- при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов; между тем как в деспотическом все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица».

Принципы форм правления:

Республика -- добродетель,

Аристократия -- умеренность,

Монархия -- честь,

Деспотия -- страх.

Одним из основных законов демократии является закон, в силу которого законодательная власть принадлежит только народу. Но кроме постоянных законов необходимы и постановления сената, которые относятся к актам временного действия.

Об индивидуальной свободе и свободе политической. Основополагающие принципы политического либерализма, как приоритет индивидуальной свободы, базирующийся на принципах естественного права, -- отделение государства от гражданского общества и разделение властей. Политический либерализм -- убеждение, что отдельные личности являются основой закона и общества, и что общественные институты существуют для того, чтобы способствовать наделению индивидуумов реальной властью, без заискивания перед элитами.

Таким образом, в трудах и воззрениях Монтескьё усматриваются истоки либерализма как государственной идеологии, ранее успешно разработанной в публикациях Джона Локка, о котором мы сказали выше, и далее утвердившейся в учении шотландского экономиста Адама Смита.

Монтескьё, а также Джон Локк и Жан Жак Руссо (о нем будет сказано ниже) считаются основоположниками современных форм представительной демократии.

Как мы видим, у Монтескьё в каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права, и власть исполнительная, ведающая вопросами права гражданского. Последнюю власть можно назвать судебной, а вторую -- просто исполнительной властью государства. Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или этот сенат станут создавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода гражданина окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Государи, стремившиеся к деспотизму, всегда начинали с того, что объединяли в своем лице все отдельные власти. У турок, где эти три власти соединены в лице султана, царствует ужасающий деспотизм. Зато англичанам удалось посредством законов установить прекрасную систему равновесия властей.

Ш.-Л. Монтескье придал теории разделения власти вполне завершенный и стройный вид. И, что не менее важно, в его интерпретации концепция разделения властей получила свое отражение и закрепление в конституционных актах, многие из которых сохраняют свое действие и по сегодняшний день. Об этом мы скажем в последующих главах нашей курсовой работы. А пока, как и было обещано, обратимся к еще одному видному деятелю эпохи Просвещения, сыгравшему значимую роль в развитии теории разделения властей, - Ж.-Ж. Руссо.

1.4 Жан-Жак Руссо

Жан-Жак Руссо (1712 - 1778 гг.) - французский писатель, мыслитель, композитор.

Оставив в стороне его бурную биографию и личные качества, которые тесно связаны между собой, а также критику современников, обратимся непосредственно к его вкладу в теорию разделения властей.

В отличие от Монтескьё, Руссо считал, что «законодательная, исполнительная и судебная власти -- особые проявления единой власти народа». После этого «тезис о единстве власти использовался разными силами. При этом следует отметить, что речь идет не только о власти определенной социальной общности, даже если это компромисс различных классов, совместно осуществляющих политическое господство, политическое руководство обществом, но и об известной степени организационного единства: все органы государства проводят в конечном счете общую политическую линию, определяемую носителем реальной власти, и как правило, строятся по вертикали.». Точка зрения Руссо отвечала требованиям времени и обосновывала революционные процессы во Франции конца XVIII века; если Монтескьё пытался найти компромисс, то Руссо обосновывал необходимость борьбы с феодализмом.

1.5 Модификации

В некоторых государствах организационно-правовая сторона рассматриваемой концепции подверглась модификациям. Конституционная доктрина ряда стран Латинской Америки исходит из существования еще одной власти -- учредительной, что связано с частыми государственными переворотами. О существовании четвертой -- учредительной власти говорят французские специалисты по сравнительному конституционному праву Ж. Блан, Ж. М. Вирье и Ф.Ваге. По существу шесть властей были перечислены в конституции Алжира 1976 года: политическая(осуществлялась правящей...партией), контрольная, учредительная (создание и изменение конституции) и другие.

  • 2. Первое законодательное закрепление
  • Как взгляды Монтескьё, так и взгляды Руссо нашли свое наиболее полное и последовательное отражение в Конституции США 1787 года и в Декларации прав человека и гражданина Франции 1789 года. Об этом - в настоящей главе.

2.1 Конституция США 1787 года. Первая в мире

Конституция США - основной закон США, имеющий высшую юридическую силу. Конституция США была принята 17 сентября 1787 года на Конституционном Конвенте в Филадельфии и впоследствии ратифицирована всеми тринадцатью существовавшими тогда американскими штатами. Считается первой в мире конституцией в современном понимании. Состоит из семи статей, за время действия Конституции были приняты двадцать семь поправок, которые являются её неотъемлемой частью.

В основе Конституции США лежит рассматриваемый нами принцип разделения властей между законодательной (конгресс), исполнительной (президент) и судебной (верховный суд и нижестоящие суды) ветвями. Штатам США даются широкие права в области законодательства.

Преамбула к этому документу гласит: «Мы, народ Соединенных Штатов...», отражая тем самым то, что народ является единственным источником власти.

«Отцы-основатели» (А. Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей) развили классическую модель теории разделения властей. Они дополнили её моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная система «сдержек и противовесов» (англ. checks and balances), о которой говорили Локк, Монтескьё и Руссо.

Конституция США стала первой в мире конституцией, и для своего времени это был выдающийся документ. По этой причине авторы последующих конституций не могли не учитывать опыт составителей американской Конституции. Большое влияние Конституция США (вместе с Биллем о правах) оказала на современные ей программные документы, а именно на французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 года.

2.2 Французская Декларация прав ч еловека и гражданина 1789 года. Программа практических действий

Французская Декларация прав человека и гражданина - важнейший документ Великой французской революции, определяющий индивидуальные права человека. Декларация прав человека и гражданина была утверждена 26 августа 1789 г.

Авторы Декларации (Лафайет, Сийес, Мирабо, Мунье и др.) в качестве примера для создаваемого документа имели перед собой американскую Декларацию независимости 1776г., а также декларации французских Генеральных штатов, особенно 1484 г. В идейно-теоретическом плане они стояли на позициях упомянутых нами мыслителей, особенно Монтескьё и Руссо, внесших значительный вклад в развитие теории естественного права.

Провозглашение свободы и равенства (речь шла тогда только о политическом равенстве и равенстве перед законом) естественными и неотчуждаемыми правами человека (ст. 1) было направлено против деспотизма и сословного строя.

  • 3. Принцип разделения властей в современном законодательстве разных стран
  • Принцип разделения властей не остался только в далеком XVIII веке, став достоянием программных политических документов США и Франции. И современное законодательство многих стран содержит в себе положения теории разделения властей.
  • Обратимся к примеру некоторых из таких стран.

3 . 1 Германия

Германия имеет федеративное устройство. Это значит, что политическая система государства делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных земель. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной и судебной власти. Хотя земли и имеют неравное представительство в Бундесрате, юридически они имеют равный статус, что характеризует германскую федерацию как симметричную.

Законодательная власть. Германский бундестаг (парламент) и бундесрат (орган представительства земель) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне и полномочны большинством голосов в две трети в каждом из органов вносить изменения в конституцию. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты земель -- ландтаги и бюргершафты (парламенты городов-земель Гамбург и Бремен). Они принимают законы, действующие в пределах земель.

Исполнительная власть на федеральном уровне представлена федеральным правительством, во главе которого стоит федеральный канцлер. Главой органов исполнительной власти на уровне субъектов федерации является премьер-министр (или бургомистр города-земли). Федеральной и земельными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.

Судебная власть. Федеральный конституционный суд следит за соблюдением конституции. Также к верховным органам правосудия относятся Федеральный суд в Карлсруэ, Федеральный административный суд в Лейпциге, Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный общественный суд и Федеральный финансовый суд в Мюнхене. Большая часть судебных разбирательств находится в ответственности земель. Федеральные суды в основном занимаются пересмотром дел и проверяют решения судов земель на предмет формальной законности.

3.2 Индия

Законодательной властью Индии является двухкамерный парламент, который состоит из верхней палаты, называемой «Раджья сабха» (Совет штатов) и нижней палаты «Лок сабхи» (Народной палаты).

Исполнительная ветвь власти состоит из президента, вице-президента, и Совета министров (кабинет министров является его исполнительным комитетом) возглавляемого премьер-министром. Каждый министр должен быть членом одной из палат парламента. В индийской парламентской системе, исполнительная власть подчинена законодательной: премьер-министр и Совет министров несут прямую ответственность перед нижней палатой парламента.

Судебная власть трёхступенчата, состоит из Верховного суда, возглавляемого верховным судьёй Индии, 21-го Высших суда, и большого количества мелких судов.

3. 3 Франция

Законодательная власть принадлежит Парламенту, включающему в себя две палаты -- Сенат и Национальное собрание.

Исполнительная власть. За текущую внутреннюю и экономическую политику отвечает премьер-министр, а также имеет право издавать указы общего характера. Он считается ответственным лично за политику правительства. Премьер-министр назначается президентом республики.

Судебная власть. Президент страны является гарантом независимости судебной власти, статус судей устанавливается органическим законом, а сами судьи -- несменяемы. Судебная система Франции многоступенчата, и её можно разделить на две ветви -- саму судебную систему и систему административных судов. Низшую ступень в системе судов общей юрисдикции занимают трибуналы малой инстанции. Дела в таком трибунале рассматриваются судьей единолично. Однако при каждом из них состоит несколько магистратов. Трибунал малой инстанции рассматривает дела с незначительными суммами, а решения таких судов апелляционному обжалованию не подлежат. При рассмотрении уголовных дел этот суд называется трибуналом полиции. Эти трибуналы делятся на палаты: по гражданским делам и исправительный суд. Кроме того, во Франции действуют судебные органы специального назначения: торговые суды и военные суды.

3.4 Россия

Статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет принцип осуществления государственной власти на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, а также самостоятельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Речь идёт не о разделении абсолютно независимых властей, а разделении единой государственной власти (единство системы государственной власти является одним из конституционных принципов федерализма) на три самостоятельные ветви власти. Принцип разделения властей является основополагающим, ориентирующим, но не безусловным.

Согласно статье 11 Конституции РФ государственную власть осуществляют Президент РФ (он является главой государства, гарантом Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, в системе федеральных органов поставлен на первое место и не отнесён непосредственно ни к одной из основных ветвей власти), Федеральное Собрание (парламент Российской Федерации, её законодательный и представительный орган, состоит из двух палат -- Совета Федерации и Государственной Думы), Правительство Российской Федерации (возглавляет систему органов исполнительной власти РФ), суды РФ -- Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и другие федеральные суды (осуществляют судебную власть, в частности, правосудие).

Помимо указанного в Конституции Правительства РФ действуют и другие федеральные органы исполнительной власти -- федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, а также их территориальные органы.

Помимо Президента России, некоторые государственные органы с особым статусом также нельзя отнести ни к одной из основных ветвей власти:

· Администрация Президента РФ -- обеспечивает деятельность Президента РФ;

· Полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах -- представляют Президента РФ и обеспечивают реализацию его конституционных полномочий в пределах федерального округа;

· Органы прокуратуры РФ -- осуществляют от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и действующих законов и другие функции;

· Центральный банк РФ -- основная функция, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти -- защита и обеспечение устойчивости рубля;

· Центральная избирательная комиссия РФ -- проводит выборы и референдумы, возглавляет систему избирательных комиссий;

· Счётная палата РФ -- осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета;

· Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации -- рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления, принимает меры по восстановлению нарушенных прав;

· другие федеральные государственные органы, также не относящиеся ни к одной из основных ветвей государственной власти.

Помимо разделения властей «по горизонтали», существует разделение властей «по вертикали» -- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также разделение властей в самих субъектах федерации.

Статьёй 1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года закреплены такие принципы деятельности органов государственной власти, как единство системы государственной власти, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица, самостоятельное осуществление органами государственной власти принадлежащих им полномочий. Указанным федеральным законом также определены основные полномочия, основы статуса и порядка деятельности законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти, а также высших должностных лиц субъектов РФ. К судам субъектов РФ относятся конституционные (уставные) суды и мировые судьи. В субъектах РФ также действуют территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, а также должностные лица Администрации Президента РФ, органы прокуратуры, избирательные комиссии и другие государственные органы, которые не относятся ни к одной из основных ветвей власти.

Заключение

Итак, мы проследили развитие принципа разделения властей с Античности через Просвещение до наших дней, когда этот принцип обрел свое воплощение в законодательстве большинства стран. Каковы же результаты? Прежде всего, теория разделения властей явилась одним из основных гарантов прав и свобод человека, именно в тех странах, где реализация данной концепции имеет наиболее прочные традиции, демократические принципы нашли самое широкое применение. Второе преимущество государственной системы, основанной на принципе разделении властей -- это относительная стабильность внутриполитического положения государства, потому что разделение властей позволяет выходить из критических ситуаций на основе норм конституции, посредством консенсуса социальных сил. Вообще, сейчас трудно судить о результатах применения теории разделения властей на практике, потому что применение этого принципа невозможно отделить от других тенденций в развитии государств: стремление к демократии, созданию гражданского общества и правового государства.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Характерно, что в государствах с тоталитарным и авторитарным режимом, как правило, не признаётся принцип разделения властей или же разделение властей в них закреплено лишь формально.

Использованные источники

1. Конституция РФ

2. Азаркин Н. М. Монтескье. М., 1988.

3. Баглай М.В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М., 1996.

4. Тихомиров Ю. А. Власть в обществе: единство и разделение // Советское государство и право, № 2, 1990.

5. Чиркин В. Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты // Советское государство и право, № 8, 1990.

Приложение

Размещено на http://www.allbest.ru/

Схема власти в Российской Федерации.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анализ теории разделения властей. Джон Локк как родоначальник принципа разделения властей в юридической науке. Вклад Ж.-Ж. Руссо и В. Сперанского в развитие теории разделения властей. Реализация принципа разделения властей в Российской Федерации.

    реферат , добавлен 04.04.2016

    Появление и становление принципа разделения властей. Сущность принципа разделения властей. Принцип разделения властей в России. Hедостаточность правового регулирования разделения властей на современном этапе. Модернизация принципа разделения властей.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2002

    курсовая работа , добавлен 24.12.2013

    Зарождение теории разделения властей в античности. Развитие теории в трудах Шарля-Луи де Монтескье. Особенности реализации концепции разделения властей в законодательстве США и РФ как одного из основных принципов политической организации общества.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2013

    Шарль Монтескьё - французский писатель, правовед и философ, один из авторов принципов политического либерализма как государственной идеологии. Теория "разделения властей" и влияние правовых идей Монтескьё на конституционное законодательство США, Франции.

    реферат , добавлен 12.06.2012

    Возникновение и развитие теории разделения властей. Конституционный принцип разделения властей в современном российском государстве. Число групп полномочий Президента. Система "сдержек и противовесов" в Российской Федерации. Назначение судебного надзора.

    курсовая работа , добавлен 02.02.2013

    Историко-правовые корни принципа разделения властей. Основное содержание принципа разделения властей. Практика осуществления принципа разделения властей. Принцип разделения властей на примере Конституционного Суда Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2007

    Основные положения теории разделения властей, форма их реализации в современных демократических государствах. Содержание и сущность теории разделения властей, истоки возникновения. Характеристика законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти.

    курсовая работа , добавлен 07.03.2016

    Исследование теории разделения властей как принципа демократического государства. Изучение ее основных положений и истории развития. Характеристика законодательной, исполнительной и судебной властей. Анализ современных проблем теории разделения властей.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2014

    Историческое развитие теории разделения властей, его понимание у античных и средневековых мыслителей. Развитие теории и формирование концепции разделения властей в трудах мыслителей Нового времени. Конституционное закрепление принципа разделения властей.

Механизм (аппарат) современного правового государства строится и функционирует по принципу разделения государственной власти на три самостоятельные ветви власти - на законодательную, исполнительную и судебную власти.

Принцип разделения властей - это рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов государства, как частей единой власти, через систему сдержек и противовесов.

Наиболее полное и последовательное отражение данный принцип нашел сначала в конституциях штатов (Вирджинии - в 1776 г., Массачусетса - в 1780 г. и др.), а затем и в федеральной Конституции США в 1787 г.

Основоположниками классического варианта теории разделения властей называют Дж.Локка и Ш.Монтескье.

Джон Локк (1632 - 1704 гг.) - английский философ. Он в своих произведениях, в частности «О государстве», разделил государственную власть на законодательную, ис­полнительную и союзную. Законодательная власть принадлежит парламенту, издающему законы, исполнительная - королю, который обеспечивает исполнение законов, а также осуществляет союзную (федеративную) власть, т.е. решает вопросы «войны и мира», международные отношения. Джон Локк не выделяет отдельно судебную власть. Дж.Локк писал: «Когда законодательные и исполнительные силы объединены в одном и том же человеке или в одном и том же органе магистратуры, то свобода невозможна, так как могут возникнуть опасения, что тот же самый монарх или сенат сможет ввести тиранические законы, использовать их тираническим образом.»

Шарль Монтескье (1689 - 1775 гг.) - французский мыслитель, который в своих трудах («О разделении властей») обосновал идею, что для обеспечения политической свободы необходимо разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Он выделяет судебную власть, как одну из ветвей государственной власти. Все три власти имеют противовесы и сдерживают друг друга.

Таким образом, главное требование принципа разделения властей , сформулированное Д.Локком и Ш.Монтескье, заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотребления властью со стороны какой либо социальной группы или отдельного лица, необходимо разделить государ­ственную власть на законодательную - избранную народом, призванную вырабатывать стратегию развития общества и регулировать общественные отношения, исполнительную - назначаемую законодательным органом и занимающуюся реализацией принятых законов, судебную - выступающую гарантом восстановления нарушенных прав.

Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов .

Среди высших государственных органов , осуществляющих свою деятельность на основе указанного принципа, должен быть орган, занимающий лидирующее положение . Это необходимо прежде всего для того, чтобы ликвидировать возможность борьбы между ними за лидерство, поскольку борьба и раздоры могут ослабить государственную власть. Основоположники теории разделения властей отдавали «пальму первенства» законодательным (представительным) органам .

Исполнительную власть осуществляют глава государства (президент, конституционный монарх, шах, эмир и т.д.), правительство, различные министерства и другие центральные учреждения (комитеты, комиссии, ведомства, инспекции, службы, бюро и т.д.), местные государственные органы исполнительной власти. Основная функция исполнительной власти - организация исполнения законов, принимаемых законодательной властью. Президент и правительство руководят системой подчиненных им органов государственного управления и других органов исполнительной власти, обеспечивают исполнение Конституции и законов, а также выполняют другие функции, возложенные на них Конституцией и законом.

В отличие от законодательной власти, носящей первичный, верховенствующий характер, исполнительная (административная) власть имеет по своей сути вторичный, производный характер. Это, кстати, вытекает из этимологии понятия «администрация» («administrare» - «служить для»).

Существенные признаки исполнительной власти - это ее универсальный и предметный характер.

Уневерсальность отражает тот факт, что исполнительная власть, ее органы действуют не­прерывно и везде, на всей территории государства. Этим они отличаются и от законодательных, и от судебных органов.

Предметный характер исполнительной власти означает, что исполнительная власть, также в отличие от законодательной и судебной, имеет другое содержание, поскольку опирается на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений.

Судебная власть - независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности, прежде всего, путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля.

Судебная властьвключает в себя система независимых государственных органов - судов, призванных от имени государства осуществлять правосудие, разрешать в судебных заседаниях все возникающие споры и конфликты.

В систему органов судебной власти входят суды общей юрисдикции, конституционные и арбитражные суды. Судьи независимы и подчиняются только конституции и закону. Зако­нодательство в правовом государстве, как правило, предусматривает несменяемость и неприкосновенность судей.

Суд выполняет специфическую государственную функцию - осуществление правосудия. Он рассматривает в установленном законом порядке уголовные и гражданские дела, решает вопрос о виновности привлеченных к ответственности лиц. Как правило, результатом судебной деятельности является применение мер государственного принуждения к правонарушителям. Таким образом, суд обеспечивает исполнение норм права, причем присущими только ему специфическими средствами и методами.

Исключительность судебной власти проявляется в том, что только суд (и никто другой) осуществляет правосудие.

Государственные органы всех трех ветвей власти в пределах своих полномочий самостоятельны, они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Организационно-правовые черты механизма государства, построенного на основе принципа разделения властей:

    единая суверенная власть принадлежит народу;

    отсутствует орган, в котором концентрировалась бы вся полнота государственной власти - законодательной, исполни тельной и судебной;

    независимость трех ветвей государственной власти и реализующих ее государственных органов относительна;

    система «сдержек и противовесов» ограничивает власть каждого органа государства и препятствует сосредоточению власти в рамках какой-либо ветви власти в ущерб двум другим ветвям.



Просмотров