Каждый гражданин российской федерации имеет право на. Конституционные права и свободы человека и гражданина. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем

Статья 17 Конституции РФ провозглашает:

«1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.».

Статья 18 Конституции РФ провозглашает:

«Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.».

Статья 19 Конституции РФ провозглашает:

«1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.».

Глава 2 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция) устанавливает некоторые общие принципы правового статуса человека и гражданина, перечень личных (гражданских), политических, социально-экономических и культурных прав человека и гражданина, основные гарантии их реализации, обязанности граждан. В этой же главе устанавливаются и возраст, с которого наступает полная дееспособность граждан Российской Федерации; некоторые принципы гражданства, основы правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства; предоставление политического убежища.

Положения главы 2 развивают установленную статьей 2 Конституции норму о высшей ценности человека, его прав и свобод и имеют фундаментальный характер по отношению к законодательным и иным правовым актам о правах и свободах человека и гражданина, принимаемым в Российской Федерации, поэтому они не могут меняться в обычном порядке. Конституционно установленная система носит открытый характер, что обусловлено признанием прав и свобод, не только закрепленных в самой Конституции, но и иных, общепризнанных на международном уровне.

В действующей Конституции права и свободы в Российской Федерации регулируются на основе таких важнейших международно-правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека ООН от 10 декабря 1948 г.; Международные пакты о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.; Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. ; Конвенция по борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 г.; Декларация о ликвидации дискриминации в отношении женщин от 7 ноября 1967 г.; Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. и др.

Среди прав человека особо выделяются так называемые естественные, т.е. неотчуждаемые права, принадлежащие ему в силу рождения как личности. К числу естественных неотчуждаемых прав человека относят право на жизнь, свободу, безопасность, собственность, физическую и психическую неприкосновенность, достоинство личности, личную и семейную тайну и т.п. Считается, что эти права государственная власть не может даровать или отчуждать своими актами и действиями.

Естественным правам и свободам человека присущи следующие признаки:

1) принадлежат индивиду от рождения;

2) складываются объективно и не зависят от государственного признания;

3) имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются естественными (как воздух, земля, вода и т.п.);

4) являются непосредственно действующими.

Для реализации естественных прав человека, как право на жизнь, на достойное существование, на неприкосновенность, достаточно лишь факта рождения, и совсем не обязательно, чтобы человек обладал качествами личности и гражданина. Для реализации большинства приобретенных прав требуется, чтобы человек был гражданином, признавался полноценной личностью.

Конституционное закрепление естественных прав человека означает, что:

Федеральные органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления при принятии законов должны руководствоваться общепризнанными принципами и нормами международного права;

Правоприменительные органы, прежде всего суды, при решении конкретных дел обязаны принимать решения не только на основе Конституции и законов РФ, но и общепризнанных принципов и норм международного права;

Физические и юридические лица, реализуя свои права и свободы, могут рассчитывать на то, что государственные органы должны охранять и защищать их права и законные интересы в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Поскольку ни государство, ни иной субъект не даруют человеку принадлежащие ему от рождения права, следовательно, никто не имеет права их отнять. Неотъемлемость, неотчуждаемость основных прав и свобод человека - один из принципов основ правового статуса личности в России. Однако человек - существо общественное, поэтому свобода каждого в осуществлении своих интересов и потребностей не может быть безграничной. Она неизбежно столкнется с нарушением интересов таких же членов общества. Нормальная жизнедеятельность гражданского общества и правового государства возможна только при разумном и необходимом ограничении свободы каждого индивида.

Равноправие как важнейший принцип правового статуса личности провозглашено в Конституции как равенство всех перед законом и судом. Законы, адресованные всем субъектам права, распространяются на них в равной мере. Ограничения в правах устанавливаются Конституцией и федеральными законами, например, норма ст. 32 Конституции предусматривает ограничение избирательных прав граждан, находящихся в местах лишения свободы по приговору суда и признанных судом недееспособными. Поскольку судебная защита является наиболее эффективным способом охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина, большое значение имеет конституционное закрепление равенства всех перед судом. Равенство прав и свобод человека и гражданина означает отсутствие дискриминации граждан независимо от присущих человеку от природы свойств, например, пола, расы, национальности; от приобретенных черт, характеризующих положение человека в обществе, в том числе языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Приведенный перечень наиболее распространенных обстоятельств, наличие которых не должно служить основанием для ущемления прав и свобод человека и гражданина, не может быть полным. В Конституции приводятся лишь наиболее распространенные основания, чаще встречающиеся на практике.

Закрепленный в ст. 55 Конституции принцип возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны и безопасности государства, содержит требование разумной достаточности применяемых мер, которые могут осуществляться только в такой степени, в какой это требуется остротой положения при условии, что такие меры не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения, а также не предусматривают ограничения прав и свобод, перечисленных в ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, которые не могут ограничиваться ни при каких обстоятельствах, в том числе и в условиях чрезвычайного или военного положения.


Дата публикации: 21.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Законы, собранные в конституции, охватывают самые разные стороны жизни граждан той или иной страны – экономика, политика, культура и так далее. Конституция позволяет регулировать отношения между самими гражданами, а также между гражданами и государственной властью. Благодаря этому документу люди обеспечиваются рядом прав и свобод, посягательство на которые влечет за собой административную или уголовную ответственность. О том, что такое конституция и каковы права граждан РФ по конституции рассказываем далее.

Что такое конституция

Перед тем, как переходить к рассмотрению конкретных прав граждан, хотелось бы примерно разобраться в том, что представляет собой конституция. Если говорить простыми словами, то это фиксированный перечень законов, которые регулируют взаимодействие общества и государства. Именно в конституции прописаны главные правила, опираясь на которые функционирует и действует государственная власть. Таким образом, конституция обладает особой важностью по сравнению с прочими правовыми актами, принимаемыми на территории России.

Если более детально очерчивать круг тех сфер жизни, которые контролирует конституция, то имеет смысл остановиться на следующих пунктах:

  • способы применения государственной власти на практике;
  • права и свободы человека, проживающего на территории России и имеющего российское гражданство;
  • определение структуры государственной власти, а также функций ее каждого органа;
  • установление правил, по которым функционирует общество;
  • принципы работы государства.

Среди основных свойств, которые выделяю конституцию, особое внимание нужно уделить таким свойствам, как:

  • исключительный статус конституции, распространяющийся на всю территорию России, предполагающий ее господство над прочими законодательными документами;
  • необходимость в охране пунктов, прописанных в конституции. Поскольку права и обязанности, прописанные в данном документе, не могут реализовываться автоматически, конституция нуждается в органах власти, которые будут поддерживать ее положения;
  • непосредственное претворение положений, прописанных в конституции;
  • наличие определенного порядка легитимизации данного документа, а также осуществления корректировок в нем.

Какие бывают конституции

Существует большое количество классификаций конституций, опирающихся на самые разные критерии. В этой главе мы рассмотрим несколько наиболее распространенных вариантов распределения конституций по тем или иным признакам.

Достоверность

Если принимать во внимание практическую сторону вопроса, то данный документ делится всего на две больших группы:

  • реальные. Если законы, прописанные в конституции, откликаются на порядок функционирования того общества, в котором они были приняты и способны контролировать происходящие, то они имеют право называться реальными. Иными словами, под «реальностью» понимается способность конституции отвечать на злободневность и структурировать общество в наиболее выгодном для него ключе;
  • фиктивные. Фиктивные конституции, напротив, представляют собой иллюзию, одобренную на государственном уровне. Такие документы легко встретить в государствах, демократических по форме и совершенно недемократических по содержанию. В таких случаях конституция становится чистой формальностью, которая не способна повлиять на происходящие в стране события. Ее положения остаются пустыми формулировками, не интересующими ни власть, ни общество.

Форма

Если отталкиваться от формы конституции, то можно выделить два варианта:

  • писаные. Все пункты таких конституций собраны на одном и том же носителе, который, как правило, представляет собой буклет. Отличным примером писаной конституции является Российская. Также такие конституции были приняты Италией, Францией, США;
  • неписаные. Данный вариант означает, что конституция не имеет своего конкретного материального воплощения. Оно проявляет себя при отдельных обстоятельствах – ее положения оговариваются определенными законами, случаями, рассматриваемыми на судах, а также обычаями, характерными для той или мной страны. Неписаные конституции на данный момент являются большой редкостью. Из крупных стран, использующих данный вид конституции, можно назвать разве что Великобританию.

Корректировка

Если при классификации руководствоваться способами внесения корректировок в документ, то конституции также будут разнесены на два противоположных «лагеря»:

  • жесткие. К жестким конституциям относятся все писаные вариации. Что закономерно – поскольку конституция представляет собой самостоятельный документ, любые поправки требуют особого юридического «церемониала», который позволит определенным органам расширить определенные пункты или изменить в них часть содержания;
  • гибкие. Соответственно, гибкие конституции связаны с неписаными вариантами. Корректирование таких конституций на практике ничем не отличается от внесения исправлений в самые обычные законы. Как уже говорилось, неписаная конституция не являет собой отдельного «сборника», а потому и не предполагает особой процедуры для изменения содержания определенных разделов.

Как работает конституция

Конституция, вне зависимости от того, в какой стране и при каких обстоятельствах она была принята, отвечает за несколько основных задач, которые будут перечислены в таблице.

Таблица 1. Функции конституции

Функция Описание
Учредительная На конституции основывается само здание государства, поскольку именно этот документ придает законность госорганам, как таковым и дарует им власть в рамках их специализации. Если говорить о России, то благодаря этой функции, в нашей стране появились Государственная дума и Совет Федерации, активно действующие и по сей день.
Организаторская Конституция является ценным медиумом, который помогает отдельным сегментам госаппарата взаимодействовать друг с другом и устанавливать прочные связи на законной основе. Без этого посредничества цельность государства легко окажется под угрозой.
Идеологическая Конституция никогда не представляет собой сухой свод правил и предписаний. Она являет особый взгляд государства на политику и ситуацию в стране в целом. В разные времена конституции разных стран отражали разные «курсы», принимаемые властью. Так, в СССР во главе угла стоял марксизм, а после его распада идеалом для государства стала демократия.
Стабилизирующая Конституцию по праву можно назвать оплотом или даже спасательным кругом для страны. Благодаря ее стабильности люди, стоящие у власти, не имеют возможности использовать крайние меры для управления страной и резко менять политическую или экономическую повестку по одному своему желанию. Эта «предсказуемость» позволяет гражданам страны чувствовать себя более защищенными.
Программная Помимо структурирования настоящего страны, конституция также закладывает его будущее. Выступая неким ориентиром, она подсказывает властям, какие именно действия предпринимать, чтобы достичь тех или иных целей. Так, в СССР и прочих коммунистически настроенных странах таким ориентиром было Коммунистическое общество. Для России на данный момент главной целью является закладывание социального государства.

Человеческие права

Понятие прав человека, согласно конституции, очень широко, а потому предполагает наличие отдельных групп прав и свобод, относящихся к той или иной сфере общества. Среди таких групп значатся следующие категории прав:

  • личные;
  • политические;
  • экономические;
  • социальные;
  • культурные.

Справка. В более новых классификациях также можно встретить такую группу, как экологические права человека. Как легко догадаться, экологические права регулируют влияние общества на природные ресурсы и их рациональное использование.

Личные права

Данная категория прав является одной из основ функционирования государства, поскольку обеспечивает его граждан возможностью распоряжаться своей жизнью и своими ресурсами в любом из выбранных ими направлений. Такие понятия, как свобода и автономность относятся к числу неотчуждаемых прав, которые закрепляются за каждым гражданином, вне зависимости от его:

  • пола;
  • возраста;
  • национальной принадлежности.

Без свободы, которую государство дарует людям, проживающим на его территории, немыслимо ни одно общество, опирающееся на демократический строй. При демократии у государственной власти не имеется уважительных причин, руководствуясь которыми она могла бы посягать на личные права людей.

Любой перечень личных прав открывается таким всеобъемлющим правом, как право на жизнь. Несмотря на то, что эта формулировка может звучать тавтологичной, далеко не во всех государствах это так. Данное право подразумевает, что любой гражданин не может быть умерщвлен умышленно. Разумеется, это не означает того факта, что благодаря этому праву убийства становятся невозможны. Но это означает, что никакой закон не предполагает возможности лишить человека жизни на легальных основаниях.

Точный список личных прав, которые гарантированы гражданину России представлены на изображении ниже.

Таким образом, личные права затрагивают такие важные стороны человеческой жизни, как:

  • обладание своей недвижимостью и предъявление на нее прав;
  • национальная принадлежность;
  • использование родного языка;
  • перемещение по территории страны;
  • выезд за пределы страны и возвращение обратно.

Политические права

Политические права дают гражданину право принимать активное участие в жизни своей страны и контролировать деятельность тех или иных уполномоченных лиц. Данная категория прав строится на основе трех элементов:

  • гражданин;
  • общество;
  • государство.

Опираясь на политические права, отдельный гражданин может почувствовать себя полноценным членом общества, способным повлиять на события, происходящие в государстве. Эти права предоставляют человеку следующие возможности:


Благодаря конституции, любой гражданин имеет право на то, чтобы участвовать в деятельности любой из ветвей власти, в число которых входят:

  • представительная;
  • исполнительная;
  • судебная.

Экономические права

Данная категория прав так или иначе затрагивает частную собственность и то, как с ней может обращаться гражданин. Базовыми для экономической сферы являются два права: на собственность и на наследование. Право на собственность гарантирует гражданину тот факт, что никто не может отнять у него имущество на законных основаниях. Даже если подобное отчуждение происходит, то государство должно принимать участие в происходящем и предоставить гражданину равноценную компенсацию.

Право наследования, в свою очередь, позволяет гражданам передавать своим родственникам заработанное на протяжении всей жизни имущество. Для распределения этого имущества составляются завещания, имеющие юридическую силу.

Трудовая сфера

Отдельным сегментом экономических прав являются права трудовые. Со временем участие государства в регулировании рабочего процесса становится менее активным, поскольку после распада СССР оно больше не выступает в роли единственного собственника. Потому на данный момент конституция обеспечивает работоспособных граждан следующими правами:

  • запрет принудительного труда;
  • запрет на профессиональную деятельность в условиях, которые не могут гарантировать сотруднику безопасность, а также нарушают гигиенические требования;
  • право на защиту от безработицы;
  • право устраивать забастовки и иными способами высказывать несогласие с политикой, выбранной той или иной организацией при общении с сотрудниками;
  • право на получение зарплаты, которая не опускается ниже установленной величины минимальной оплаты труда.

Социальные права

Данная категория прав позволяет гражданину рассчитывать на государство в кризисные моменты своей жизни. Социальная защищенность является признаком развитого и благополучного государства, которое способно предоставить своим гражданам финансовую подушку в тех ситуациях, когда они сталкиваются со сложными жизненными обстоятельствами.

Социальные права распространяются на следующие стороны жизни граждан:


Культурные права

Если говорить коротко, то культурные права отвечают за духовный уровень развития гражданина. Само слово культура включает в себя очень широкий круг практик, потому данную категорию прав можно характеризовать очень глобально. Отчасти культурные права пересекаются с социальными, поскольку охватывают сферу образования, отчасти перекликаются с политическими, поскольку основываются на свободе слова и передачи информации.

Права в области культуры наделяют человека возможностью развиваться в любом из выбранных им творческих направлений, таких как:

  • литературное;
  • художественное;
  • научное;
  • техническое.

Не в последнюю очередь культурные права связаны с отсутствием препятствий на пути передачи знаний будущим поколениям, что само собой предполагает право на осуществление преподавательской деятельности. Также благодаря культурным правам существует такое понятие, как интеллектуальная собственность, которая охраняется законом ничуть не хуже, чем собственность материальная. О том, какими способами происходит защита интеллектуальной собственности можно прочесть ниже.

Таким образом, культурные права обеспечивают эффективное взаимодействие гражданина с культурой страны, в которой он проживает. В более узком смысле это означает приобщение к элитарному искусству или участие в научных конференциях, а в более широком предполагает свободное использование результатов научного прогресса на бытовом уровне.

Видео: Права и свободы россиянина

Выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории, либо к поведению граждан данного государства независимо от места их нахождения.

Конституционные обязанности закреплены в главе 2 Конституции Российской Федерации - "Права и свободы человека и гражданина".
В части 2 статьи 6 установлен принцип равенства обязанностей: "Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ".

К конституционным обязанностям человека и гражданина относятся:
1. Соблюдение Конституции РФ и законов РФ (статья 15, часть 2).
2. Уважение прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3).
3. Забота о детях и нетрудоспособных родителях (статья 38, части 2, 3).
4. Получение основного общего образования (статья 43, часть 4).
5. Забота о памятниках истории и культуры (статья 44, часть 3).
6. Уплата налогов и сборов (статья 57).
7. Охрана природы и окружающей среды (статья 58).
8. Защита Отечества (статья 59).

Соблюдение Конституции РФ и законов РФ

Согласно части 2 статьи 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения

Как уже отмечалось, правой статус личности включает совокупность прав и свобод человека и гражданина, отраженных в нормах всех отраслей действующего права.

К основам правового статуса личности относятся конституционно закрепленные права и свободы. Понятие основных прав и свобод человека и гражданина может быть сформулировано следующим образом: конституционные (основные) права и свободы человека и гражданина - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения (в надлежащих случаях в силу его гражданства), защищаемые государством и составляющие ядро правового статуса личности.

Конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы: личные; политические; социально-экономические.

Личные права и свободы

Специфические особенности личных прав и свобод заключаются в следующем:

1) эти права и свободы являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;

2) эти права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;

3) это такие права и свободы, которые необходимы для охраны жизни, свободы, достоинства человека как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

Основным личным правом человека является право на жизнь (ст. 20 Конституции). Оно впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Это - естественное право человека, защита которого охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур, каждого конкретного человека по созданию и поддержанию безопасных социальной и природной среды обитания, условий жизни.

К личным правам человека относится право на охрану государством достоинства личности (ст. 21 Конституции). Уважение достоинства личности - неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерное поведение лица не должны быть сопряжены с умалением его достоинства. Конституция устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Значительное место в системе личных прав и свобод занимают права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 22-25 Конституции).

Неприкосновенность личности (ст. 22 Конституции) как личная свобода заключается в том, что никто не вправе насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями, пользоваться свободой передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения (однако, пока данные положения не действуют (пункт 6 раздела 2 Конституции «Заключительные и переходные положения»).


Гарантия неприкосновенности жилища (ст. 25 Конституции) означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц.

Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции). Причем законодательно установлен судебный порядок защиты (ст. 152 Гражданского кодекса РФ), включая право на возмещение морального вреда (ст. 1100 Гражданского кодекса РФ).

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну проявляется в запрещении без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни (ст. 24 Конституции). Каждому должна быть предоставлена возможность ознакомления с материалами и документами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Новом в конституционном закреплении личных прав и свобод является включение такой формы свободы личности, как свобода передвижения. В ч. 1 ст. 27 Конституции РФ указывается, что каждый, кто законно на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. В прошлом это право не только не закреплялось конституционно, но и не могло быть реализовано фактически.

Конституция признает право каждого, кто законно находится на территории России, свободно выезжать за ее пределы и право гражданина Российской Федерации беспрепятственно возвращаться в нее (ст. 27 Конституции). Ранее - в советском государстве - многие десятилетия был фактически запрещен инициативный выезд граждан за границу. Какая-либо законодательная регламентация в этой области отсутствовала.

К личным правам и свободам относится право определять и указывать национальную принадлежность (ст. 26 Конституции). Закрепление этого права конституционно вытекает из отрицания правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни.

Важное место в системе личных прав и свобод занимают свобода совести, свобода вероисповедания. В соответствии со статьей 28 Конституции каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Важной сферой личных прав и свобод человека и гражданина являются свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29 Конституции). Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться. Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

Политические права и свободы

В отличие от основных личных прав и свобод, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы (ст. 30-33 Конституции) связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, политические - гражданам. Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, однако, что они вторичны, производны от воли государства. Политические права и свободы выступают как естественные права и свободы каждого гражданина демократического государства. В силу такого их характера эти права и свободы нельзя рассматривать в качестве установленных, предоставленных государством. Так же, как и личные права и свободы человека, государство признает, соблюдает и защищает политические права и свободы. Это прямо закреплено в статье 2 Конституции Российской Федерации.

Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть. Каждый гражданин как таковой участвует в осуществлении власти. В соответствии с Конституцией гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (ст. 60).

Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и свободы является право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции). Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении общими делами - неотъемлемое демократическое начало в ее организации. Данное право адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных как народ, т.к. народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти.

Рассматриваемое право осуществляется в различных формах, как непосредственно, так и через представителей. Непосредственными формами являются участие граждан в референдуме, а также реализация их права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Участие граждан в управлении делами государства осуществляется также путем их воздействия на деятельность представительных органов всех уровней - своих депутатов, через различные формы выражения общественного мнения о руководстве государственными делами, о направлениях политики государства, о его деятельности, связанной с удовлетворением социальных потребностей общества.

Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32 Конституции) в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой.

Формой привлечения граждан к решению государственных дел является их участие в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32 Конституции). Это право осуществляется гражданами, привлекаемыми в качестве присяжных и народных заседателей.

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Это право - важное средство проявления общественно-политической активности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав.

Важным правом, связанным с участием граждан в управлении дела-ми государства, является закрепляемое за каждым право на объедине-ние, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Это право дает гражданам возможность исполь-зовать в указанных целях различные формы совместной организован-ной общественной деятельности, объединять свои усилия для осущест-вления тех или иных задач. Общественные объединения способствуют развитию политической активности и самодеятельности граждан, удовлетворению их многооб-разных интересов. Принятие или вступление гражданина в члены объединения осу-ществляется на добровольных началах в соответствии с условиями, записанными в его уставе. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объ-единение или пребыванию в нем (ч. 2 ст. 30 Конституции).

Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демон-страции, шествия, пикетирование (ст. 31 Конституции). Это право в последние годы широко используется гражданами Российской Феде-рации.

Социально-экономические права и свободы.

Особую группу основных нрав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материаль-ные, духовные и другие социально значимые потребности личности.

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право па жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право пользования учреждениями культуры (ст. 33-44).

Инициируя экономическую и социальную активность каждого человека как естественную основу утверждающихся в стране рыночных отношений, Конституция закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34).

Важнейшее место в системе социально-экономических нрав и сво-бод занимает право частной собственности (ст. 35) Его конституционное закрепление имело решающее значение в переходе страны к рыночной экономики. Конституция Российской Федерации 1993 года признание и защиту частой собственности, равно как и других форм, отнесла к основам конституционного строя, расширила гарантии ее охраны, в том числе судебными органами.

В ч. 3 ст. 35 Конституции установлено, что принудительное отчуж-дение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Кроме того, в статье 36 Конституции без каких-либо огово-рок и ограничений закреплено право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, поль-зование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных инте-ресов иных лиц.

В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержа-ние прав человека в сфере труда (ст. 37 Конституции).

Основной упор сделан на закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своим трудом:

2) закреплено право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

3) утверждено право на защиту от безработицы;

4) признано право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом спосо-бов их разрешения, включая право на забастовку.

С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции). В его обеспечении задействован широкий круг субъектов, призванных создавать для реализации этого права необхо-димые условия. Большую роль играет и деятельность самого человека, который дол-жен рационально и грамотно использовать время отдыха. Функции государства в этой сфере заключаются в установлении посредством федерального закона разумной продолжительности рабо-чего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодно-го отпуска.

Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки - семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства.

Статья 38 Конституции определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

К числу социально-экономических прав и свобод относится и право на социальное обеспечение но возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции). Содержанием данного права является прежде всего гарантирован-ная возможность получать государственные пенсии и социальные по-собия. Причем федеральный закон устанавливает минимальные размеры пенсий и пособий. Кроме них, поощряются добровольное социаль-ное страхование, создание дополнительных форм социального обеспе-чения и благотворительность, которые получают в последнее время определенное развитие (ч. 3 ст. 39).

Конституционно закрепляется право на жилище (ст. 40). Оно вклю-чает: 1) защиту жилища, в силу которой никто не может быть произ-вольно лишен жилища; 2) поощрение органами государственной власти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществление права на жилище, бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным ука-занным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов. Поощряется кооперативное и индивидуальное жилищное строительство, развивается система ссуд на это, не облагаемых налогом.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конститу-ции) предполагает бесплатность последней в государственных и муни-ципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответству-ющего бюджета, страховых взносов и других поступлений

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, досто-верную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции). Понятие «окружающая среда» охватывает все компоненты природ-ной сферы, потребителем которых является человек (вода, воздух и пр.), а также те, которые оказывают на него воздействие (шумы, вибра-ция и др.). Право на благоприятную окружающую среду, т.е. такую, которая не приносит вред человеку, тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

К числу социально-экономических прав и свобод относится право на образование (ст. 43 Конституции). Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность начально-го общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего професси-онального и послевузовского профессионального образования в госу-дарственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Реализация этого права дает возможность получить общеобразова-тельную и профессиональную подготовку, необходимую для осуществ-ления трудовой деятельности, для содержательной духовной жизни. В этом заинтересованы не только сам человек, но и государство, общество в целом в связи с потребностями развивающегося производ-ства и других сфер в специалистах, способных в силу общей разносто-ронней подготовки овладевать сложными современными профессиями. Поэтому Конституция закрепила обязательность основного общего образования. Родители или лица, их заменяющие, обязаны обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43).

В соответствии со ст. 44 Конституции каждому гарантируется сво-бода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным цен-ностям. Государство гарантирует доступность всех достижений культуры для граждан, где бы они ни проживали.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ ЗАЩИТА

Г.Ю. КУРСКОВА,

кандидат исторических наук

Аннотация. В данной статье рассматриваются права и свободы человека и гражданина и их конституционная защита как показатель сущности политического режима. Автор анализирует различные подходы к классификации прав человека, рассматривает конституционные права и свободы в Российской Федерации, институты, в чьи обязанности входит обеспечение прав и свобод человека и гражданина, правовое (законное) ограничение прав и свобод человека в современных условиях. Таким образом, делается вывод, Конституция Российской Федерации предусматривает широкий круг прав и свобод и гарантии их защиты, соответствующий современным международным стандартам.

Ключевые слова, права человека, Конституция Российской Федерации, система защиты прав и свобод человека, международные документы.

CONSTITUTIONAL RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN IN THE RUSSIAN FEDERATION AND THEIR PROTECTION

Annotation. In the given article are considered the rights and freedoms of man and citizen and their constitutional protection as an indicator of political regime»s essence. The author analyzes various approaches to classification of human rights, considers constitutional rights and freedoms in the Russian Federation, institutes that are responsible for maintenance of rights and freedoms of man and citizen, legal (lawful) restriction of human rights and freedoms in modern conditions. Thus, the conclusion is that the Constitution of the Russian Federation provides a wide range of rights and freedoms and guarantees of their protection, corresponding to modern international standards.

Key words: human rights, the Constitution of the Russian Federation, system of protection of human rights and freedoms, international documents.

Сущность политического режима определяется характером взаимоотношений между личностью и государством.

В основе классификации прав и свобод человека находятся воззрения на личность, ее предназначение в обществе и государстве. Самым распространенным критерием выступает содержание прав и свобод, т.е. сфера жизнедеятельности человека и гражданина, в которой эти права и свободы реализуются.

Основные права и свободы человека и гражданина С.А. Авакьян дифференцирует по четырем группам: 1) личные; 2) публично-политические; 3) социально-экономические; 4) права по защите других прав и свобод1.

Весьма интересным и значимым представляется разделение прав и свобод на естественные и позитивные. Критерием здесь выступает их происхождение, характер формирования,

уровень связи с деятельностью органов государственной власти2.

Система прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации может быть представлена следующим образом: 1) личные права и свободы - право на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность, право на невмешательство в частную жизнь, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища; 2) свободы человека и гражданина - право на свободу передвижения и выбор места жительства, свободу мысли и слова, свободу совести, право свободного определения национальности, свободы в сфере экономики, политики и культуры; 3) права гражданина на управление делами общества - право избирать и быть избранным, участвовать в референдуме, отправлении правосудия, право

подачи индивидуальных или коллективных заявлений; 4) социально-экономические права - право частной собственности, в том числе на землю, право на благоприятные условия труда, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение и жилище; 5) социально-культурные права - право на обра-зование3, государственную защиту материнства и детства; 6) юридические гарантии прав и свобод личности и гражданина - гарантирован-ность государственной и судебной защиты прав и свобод, право на получение юридической помощи, охрану прав потерпевших от преступлений, право на возмещение ущерба, причиненного преступлением или иными правонарушениями; 7) юридические гарантии личности от уголовного преследования - презумпция невиновности, запрет на использование доказательств, полученных с нарушением закона, и др.

Основные права индивида - конституционные права. Такая трактовка вытекает, например, из сопоставления ст. 17 и 55 Конституции РФ, отмечающей, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем в п. 2 ст. 17 речь идет только об основных правах человека, что позволяет подчеркнуть их особые свойства - неотчуждаемость и принадлежность каждому от рождения. Основные права и свободы составляют стержень правового статуса индивида.

В Конституции 1993 г. в перечне конституционных прав и свобод принципиальное значение имеет закрепление права каждого на частную собственность, включая право частной собственности на землю (ст. 35 и 36 Конституции). Основы формирования в стране гражданского общества закреплены в конституционных нормах о признании и защите в Российской Федерации равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, о едином экономическом пространстве, поддержке конкуренции, свободе экономической деятельности (ст. 8, 9).

Конституция (ст. 37) закрепляет свободу труда, запрещает принудительный труд, признает право на индивидуальные и коллективные споры с использованием различных законных средств, включая и право на забастовку4.

Новый подход проявляется и в формулировке других прав и свобод, которые ранее вообще оставались вне рамок социалистических конституций: право каждого на жизнь и свободу, право каждого свободно выезжать за пределы России и возвращаться обратно, право на

свободный поиск и распространение информации в условиях свободы массовой информации и запрета цензуры, право коллективных обращений в государственные органы, право каждого не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

Принцип равенства всех индивидуальных прав и свобод определяет вместе с тем и их пределы, рамки их всеобщего признания и реализации. В Конституции (п. 3 ст. 17) границы такого взаимосогласованного действия различных индивидуальных прав и свобод определены следующим образом: «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

Закрепленные в Конституции РФ 1993 г. политические права отражают положение человека в обществе в качестве активного участника политического процесса. К политическим правам по Конституции относятся: право сохранять свое гражданство или изменить его; право на объединение; право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования; право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме, право на равный доступ к государственной службе.

Право на объединение закреплено в ст. 30 Конституции Российской Федерации: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем» (п. 1 и 2). Право на объединение означает создание и участие в профсоюзах, политических партиях и других общественных организациях, обеспечивающих гражданину возможность участия в выработке решений органов власти, защищать интересы своих членов. Политические общественные объединения (политические партии, политические организации, политические движения) наделены правом участия в избирательных кампаниях в качестве избирательных объединений.

Статья 31 Конституции РФ констатирует: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Это право позволяет публично выразить гражданам требования и интересы, осуществлять свободу мысли и слова,

исключая насильственное изменение конституционного строя, разжигание расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны. Собираться можно лишь при условии предварительного уведомления соответствующих органов исполнительной власти.

В соответствии со ст. 32 (п. 1 и п. 2) Конституции РФ «граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме». Конституционное право граждан на участие в управлении делами государства традиционно считается основным, определяющим саму природу политических прав и свобод граждан, характеризующим взаимоотношения между демократическим государством и его гражданами.

В Конституции записаны и нормы об обеспечении политических прав и свобод: нормы о запрете цензуры; о недопущении монополизации государством или отдельными лицами средств массовой информации; о свободе печати и запрете конфискации печатных изданий. Это также положения о невозможности преследования за выражение (в рамках закона) своих мнений, убеждений или отказ от них; о возможности опровержения обнародованной информации и ответа на нее.

Таким образом, Конституция Российской Федерации предусматривает широкий круг политических прав и свобод и гарантии их защиты, соответствующий современным международным стандартам.

Правовое (законное) ограничение прав и свобод человека в современных условиях приобретает особую остроту, поскольку непосредственно связано с обеспечением общественной безопасности. Ограничение прав и свобод - один из способов регулирования степени свободы в обществе, однако в своей реализации не допускающий вольного истолкования и злоупотребления. Отсюда следует основное требование к применению государством ограничений прав человека - четкая регламентация оснований, порядка и пределов их применения.

При этом на международном уровне к данному нет единого подхода. Существуют различные подходы к пониманию цели ограничения прав и свобод человека. В этой связи заметим, что во Всеобщей декларации прав человека такими целями являются (п. 2 ст. 29):

обеспечение должного признания и уважения прав и свобод других людей; удовлетворение справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и политических правах указываются более детальные условия применения ограничений. Согласно ст. 4 Пакта об экономических, социальных и культурных правах в качестве цели ограничения рассматривается общее благосостояние; согласно целому ряду статей второго пакта (ст. 12, 18, 19) ограничения могут быть применены, если они необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, а также прав и свобод других лиц. В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод цели ограничений существенно расширены. Согласно этому документу ограничения, кроме того, вводятся в целях: поддержания национальной и общественной безопасности или экономического благосостояния страны; предотвращения беспорядков или преступлений; охраны здоровья или нравственности населения (ст. 8-9); охраны территориальной целостности; защиты репутации других лиц; предотвращения разглашения конфиденциальной информации; обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия (ст. 10). Таким образом, главная цель - защита человека.

В российской теории права, в правоприменительной практике тоже нет общепринятого (единообразного) подхода к формулированию основополагающей терминологии, в том числе и такого понятия, как ограничение прав и свобод, к определению критериев ограничения прав и свобод человека5.

Обратимся к конституционным положениям, отражающим институт ограничения прав и свобод человека. Часть 3 ст. 55 Конституции РФ гласит: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Следовательно, ограничения прав и свобод человека и гражданина со стороны Российского государства предполагают: поддержание правопорядка; обеспечение личной безопасности; обеспечение внутренней и внешней безопасности общества и государства; создание бла-

гоприятных условий для экономической деятельности и охраны всех форм собственности; учет минимальных государственных стандартов по основным показателям уровня жизни, культурное развитие граждан.

Мировая практика и российское законодательство предусматривают правомерность ограничения прав и свобод человека в условиях так называемых особых правовых режимов - чрезвычайного и военного положения. Ограничения прав и свобод граждан допустимы в случае, если они: 1) предусмотрены Конституцией и законодательством конкретного государства; 2) соответствуют нормам международного права.

Согласно ст. 56 Конституции не допускаются ограничения таких прав и свобод, как: право на жизнь; достоинство личности; частная жизнь, доброе имя, честь; сбор информации о частной жизни; свобода вероисповедания; свобода предпринимательской деятельности; право на жилище; права, связанные с судебной защитой, на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или должностных лиц и т.д.

«Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» - гласит ст. 2 Конституции Российской Федерации.

В Конституции указаны институты и должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение прав и свобод человека и гражданина в процессе создания и исполнения «позитивного права». Гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина является, по Конституции, Президент РФ (ч. 2 ст. 80). Осуществлением мер по обеспечению прав и свобод граждан по Конституции (ч. 1 ст. 114) должно заниматься Правительство РФ. Граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции). Конституцией 1993 г. предусмотрено создание Института Уполномоченного по правам человека.

Конституция (п. 1-2 ст. 46) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод, а также право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Это конституционно-правовое положение получило свое развитие в ст. 125 Конституции РФ, предоставившей Конституционному Су-

ду РФ полномочия по проверке конституционности законов на основании жалоб граждан и запросов судов, а также в нормах Гражданского процессуального кодекса РФ о праве граждан (физических лиц) и организаций на оспаривание законности нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан.

Инициативу по проверке конституционности федеральных законов и целого ряда иных нормативных актов могут проявлять также органы и должностные лица государственной власти, а по оспариванию законности нормативных актов - органы и должностные лица государственной власти и местного самоуправления, считающие, что нормативным актом нарушена их компетенция. Кроме того, опираясь на норму ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, суды общей юрисдикции во всех необходимых случаях могут применять Конституцию РФ как акт прямого действия. При обнаружении неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности этого закона.

Аналогичным образом суд может применять в качестве норм прямого действия общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах и международных договорах Российской Федерации, поскольку согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ эти нормы и принципы являются составной частью правовой системы Российской Федерации6.

Расширяя возможности судебной защиты прав человека, Конституция (п. 3 ст. 46) закрепляет положение: «Каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». В соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права гражданин имеет право обратиться с индивидуальной жалобой против государства в Европейский суд по правам человека и в иные международные контрольные органы, если исчерпаны все установленные законодательством Российской Федерации средства защиты.

Показательно, что в Конституции РФ одновременно подчеркивается общезначимость и обязательность этих прав и свобод для государства в целом: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека - обязанность

государства» (ст. 2); в другой статье Конституции (п. 2 ст. 55) содержится запрет антиправового (правонарушающего) закона: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Важная в этом плане норма содержится и в п. 3 ст. 15 Конституции: «Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Эти конституционные положения относятся не только к нормативно-правовой системе, но и к его институциональной системе - ко всем ветвям власти, к их правотворческой, правоприменительной и правозащитной деятельности.

Конституционные положения о человеке, его правах и свободах как высшей ценности - основа правового государства, а состояние прав и свобод человека, система защиты прав и свобод человека - показатель степени демократичности государства.

1 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. С. 227.

2 Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М., 2003. С. 136.

3 Конституция гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего, что по образовательному стандарту соответствует восьмилетнему образованию, и среднего профессионального образования. Отсутствие надежной правовой базы в области образования и науки привело к серьезным перекосам, поставило данную отрасль в положение зависимости от чиновничьего произвола, создало реальную угрозу утраты Россией одной из лидирующих позиций в мире по уровню общего образования и подготовке высококвалифицированных специалистов

4 Дать однозначную оценку ч. 3 ст. 37 достаточно сложно, тем более что в ряде европейских и латиноамериканских стран право на труд конституционно закреплено. Во всяком случае, подобное положение в Конституции РФ нередко оборачивается различного рода злоупотреблениями, особенно в связи с нелегальным (или полулегальным) использованием иностранной рабочей силы. К тому же в указанной части статьи говорится о праве на защиту от безработицы.

5 Общая теория прав человека: Учебник / Отв. ред. Е.А. Лу-кашева. М., 1996. С. 133-135.

6 Судебная власть. М., 2003. С. 20.

ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ИЗГОТОВЛЕНИЕМ

И ОБОРОТОМ ПОРНОГРАФИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

В.А. ЛЕЛЕКОВ,

доктор юридических наук, профессор;

A.B. ПОЛЬШИКОВ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы противодействия преступлениям, связанным с распространением в глобальной компьютерной сети Интернет порнографических материалов с изображениями несовершеннолетних. На основе анализа результатов деятельности ОВД и статистических данных обосновывается вывод о крайне высокой степени актуальности данной проблемы в современном обществе. Автором предлагаются способы защиты от распространения «нежелательной» информации в сети Интернет.

Ключевые слова, преступления в информационной сфере, борьба с сексуальной эксплуатацией несовершеннолетних, борьба с порнографией в сети Интернет.



Просмотров